24
Июл 2013
Категория: 01 Геометрия
01. Параллелограмм
2013-07-24
2022-09-11
Задача 1. Сумма двух углов параллелограмма равна . Найдите один из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.
Решение: + показать
Задача 2. Один угол параллелограмма больше другого на . Найдите больший угол. Ответ дайте в градусах.
Решение: + показать
Задача 3. Найдите больший угол параллелограмма, если два его угла относятся как Ответ дайте в градусах.
Решение: + показать
Задача 4. Диагональ параллелограмма образует с двумя его сторонами углы и
Найдите больший угол параллелограмма. Ответ дайте в градусах.
Решение: + показать
Задача 5. Периметр параллелограмма равен Меньшая сторона равна
Найдите большую сторону параллелограмма.
Решение: + показать
Задача 6. Две стороны параллелограмма относятся как а периметр его равен
Найдите большую сторону параллелограмма.
Решение: + показать
Задача 7. Точка пересечения биссектрис двух углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, принадлежит противоположной стороне. Меньшая сторона параллелограмма равна Найдите его большую сторону.
Решение: + показать
Задача 8. Найдите угол между биссектрисами углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне. Ответ дайте в градусах.
Решение: + показать
Задача 9. Биссектриса тупого угла параллелограмма делит противоположную сторону в отношении считая от вершины острого угла. Найдите большую сторону параллелограмма, если его периметр равен
Решение: + показать
Задача 10. В параллелограмме высота, опущенная на сторону
из точки
равна
. Найдите синус угла
.
Решение: + показать
Задача 11. В параллелограмме
Найдите высоту, опущенную на сторону
Решение: + показать
Задача 12. В параллелограмме
Найдите большую высоту параллелограмма.
Решение: + показать
Задача 13. Площадь параллелограмма равна две его стороны равны
и
Найдите большую высоту этого параллелограмма.
Решение: + показать
Задача 14. В параллелограмме
. Найдите
.
Решение: + показать
Задача 15. Параллелограмм и прямоугольник имеют одинаковые стороны. Найдите острый угол параллелограмма, если его площадь равна половине площади прямоугольника. Ответ дайте в градусах.
Решение: + показать
Задача 16. Площадь параллелограмма равна
Точка
— середина стороны
. Найдите площадь трапеции
.
Решение: + показать
Задача 17. Площадь параллелограмма равна
Найдите площадь параллелограмма
вершинами которого являются середины сторон данного параллелограмма.
Решение: + показать
Задача 18. Найдите диагональ параллелограмма
, если стороны квадратных клеток равны 1.
Решение: + показать
Задача 19. Диагонали четырехугольника равны и
Найдите периметр четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного четырехугольника.
Решение: + показать
Вы можете пройти тест по теме «Параллелограмм. Вычисление углов и длин».
Автор: egeMax |
комментария 2
Решение задач на углы параллелограмма опирается на свойства параллелограмма.
Сумма двух углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, равны 180º (так как они являются внутренними односторонними при параллельных прямых (противолежащих сторонах параллелограмма) и секущей (пересекающей их стороне).
Противоположные углы параллелограмма равны.
Поэтому, если в задаче дана сумма углов параллелограмма (не 180º ), то речь идет о его противолежащих углах.
Если сказано, что один из углов параллелограмма больше или меньше другого на некоторое количество градусов (или в несколько раз, или углы относятся в некотором отношении), то речь идет об углах, прилежащих к одной стороне параллелограмма.
Если в задаче требуется найти все углы параллелограмма, в начале изучения темы ищут все четыре угла.
В дальнейшем обычно находят только два из них (прилежащие к одной стороне), поскольку другие два им равны.
Рассмотрим некоторые задачи на нахождение углов параллелограмма.
Задача 1.
Найти углы параллелограмма, если один из его углов на 40º больше другого.
Дано: ABCD — параллелограмм,
∠B на 40º больше ∠A.
Найти: ∠A, ∠B, ∠C,∠D.
Решение:
Пусть ∠A=хº, тогда ∠B=х+40º.
Так как противоположные стороны параллелограмма параллельны, то
∠A+∠B=180º (как внутренние односторонние при AD ∥ BC и секущей AB).
Имеем уравнение:
х+х+40=180
2х=180-40
2х=140
х=70
Значит, ∠A=70º, тогда ∠B=70+40=110º.
∠C=∠A=70º, ∠D=∠B=110º (как противолежащие углы параллелограмма).
Ответ: 70º, 70º, 110º, 110º.
Задача 2.
Найти углы параллелограмма, если два из них относятся как 2:3.
Дано: ABCD — параллелограмм,
∠A:∠B=2:3.
Найти: ∠A, ∠B, ∠C,∠D.
Решение:
Пусть k — коэффициент пропорциональности. Тогда ∠A=2kº, ∠B=3kº.
∠A+∠B=180º (как внутренние односторонние при AD ∥ BC и секущей AB).
Составим уравнение и решим его:
2k+3k=180
5k=180
k=36
Значит, ∠A=2∙36=72º, ∠B=3∙36=108º.
∠C=∠A=72º, ∠D=∠B=108º (как противолежащие углы параллелограмма).
Ответ: 72º, 72º, 108º, 108º.
Задача 3.
Найти углы параллелограмма, если сумма двух из них равна 150º.
Дано: ABCD — параллелограмм,
∠A+∠C=150º.
Найти: ∠A, ∠B, ∠C,∠D.
Решение:
∠A=∠C=150:2=75º (как противолежащие углы параллелограмма).
∠A+∠B=180º (как внутренние односторонние при AD ∥ BC и секущей AB).
Следовательно, ∠B=180º-∠A=180-75=105º.
∠D=∠B=105º (как противолежащие углы параллелограмма).
Ответ: 75º, 75º, 105º, 105º.
Задача 1.
По данным на рисунке докажите,
четырёхугольник ABCD является параллелограммом.
Решение.
1. Так
как ÐBСА=ÐCAD и они являются накрест лежащими при секущей АС, то прямые AD
и ВС параллельны.
2. Имеем
две стороны AD и BC четырёхугольника равны и параллельны, значит
ABCD является параллелограммом.
Задача 2.
Дано: ABCD — параллелограмм; AB : BC = 4 :
5 см; PABCD = 10,8 см. Найти:
AB; BC,CD,AD
Задача 3.
Разность углов, прилежащих к одной стороне
параллелограмма, равна 40°. Найдите меньший угол параллелограмма. Ответ
дайте в градусах.
Решение.
Пусть меньший угол параллелограмма равен
х, тогда больший угол будет равен (х + 40). Поскольку сумма односторонних
углов равна 180 градусов, то составим уравнение:
x
+ x
+40=180
2x=140
х=70
Таким образом, наименьший угол
параллелограмма равен 70°.
Ответ: 70.
Задача 4.
Дано: ABCD — параллелограмм; AC — диагональ; ∠BAC = 35°; ∠CAD = 25°. Найти: ∠A; ∠B; ∠C; ∠D.
Задача 5.
Дано: ABCD — параллелограмм; PABCD =
10 см; PABD = 8 см. Найти: BD.
Задача 6.
Дано: ABCD — параллелограмм; AK —
биссектриса ∠A; BK : KC = 2 :
1; PABCD = 50 см. Найти: AB; BC; CD; A
Задача 7.
По данным на рисунке докажите,
четырёхугольник ABCD является параллелограммом.
Решение.
1. Рассмотрим
треугольники AOD и BOC. В них: ÐОAD=Ð OCB по условию, ÐAОD=ÐCOB ( как вертикальные) и AO=OC.
Значит треугольники равны по второму признаку. Следовательно, BO=OD.
2. В
четырёхугольнике диагонали AC и BD пересекаются и делятся точкой пересечения пополам, значит ABCD
является параллелограммом.
Задача 8.
Высота LE параллелограмма KLRS делит
сторону KS на отрезки
KE
и ES.
Найти периметр параллелограмма, если известно, что KL=2
см, ES=4
см и ÐK=60°.
Решение. 1. В прямоугольном треугольнике KLЕ
есть угол в 30° (ÐKLЕ=180°-90°-60°=30°),
значит катет, лежащий напротив угла в 30 градусов, равен половине гипотенузы,
то есть KЕ=2:2=1см
2. KS=
1+4=5см
3. P KLRS =2+2+5+5=14
см.
Ответ: 14.
Задача 9.
Докажите, что биссектрисы односторонних углов параллелограмма –
перпендикулярны.
Решение.
1. Пусть
ÐА=2х,
а ÐD=2у. ÐА
и ÐD – односторонние, значит
их сумма равна 180°. Поэтому 2х+2у=180 или х+у =90.
2. Так
как АN
и DM – биссектрисы, тоÐNAD=х,
а ÐMDA=у. По свойству суммы
углов треугольника имеем: ÐАOD
= 180-(х+у) =180-90=90. А это значит, что прямые АN
и DM
– перпендикулярны.
На чтение 3 мин. Просмотров 23.5k.
Задача 1. Один из углов параллелограмма равен 65°. Найти остальные углы параллелограмма.
Решение.
∠C =∠A = 65° как противоположные углы параллелограмма.
∠А +∠В = 180° как углы, прилежащие к одной стороне параллелограмма.
∠В = 180° — ∠А = 180° — 65° = 115°.
∠D =∠B = 115° как противолежащие углы параллелограмма.
Ответ: ∠А =∠С = 65°; ∠В =∠D = 115°.
Задача 2. Сумма двух углов параллелограмма равна 220°. Найти углы параллелограмма.
Решение.
Так как у параллелограмма имеется 2 равных острых угла и 2 равных тупых угла, то нам дана сумма двух тупых углов, т.е. ∠В +∠D = 220°. Тогда ∠В =∠D = 220°: 2 = 110°.
∠А +∠В = 180° как углы, прилежащие к одной стороне параллелограмма, поэтому ∠А = 180° — ∠В = 180° — 110° = 70°. Тогда ∠C =∠A = 70°.
Ответ: ∠А =∠С = 70°; ∠В =∠D = 110°.
Задача 3. Один из углов параллелограмма в 3 раза больше другого. Найти углы параллелограмма.
Решение.
Пусть ∠А =х. Тогда ∠В = 3х. Зная, что сумма углов параллелограмма, прилежащих к одной его стороне равна 180°, составим уравнение.
х + 3х = 180;
4х = 180;
х = 180 : 4;
х = 45.
Получаем: ∠А =х = 45°, а ∠В = 3х = 3 ∙ 45° = 135°.
Противолежащие углы параллелограмма равны, следовательно,
∠А =∠С = 45°; ∠В =∠D = 135°.
Ответ: ∠А =∠С = 45°; ∠В =∠D = 135°.
Задача 4. Докажите, что если у четырехугольника две стороны параллельны и равны, то этот четырехугольник – параллелограмм.
Доказательство.
Проведем диагональ BD и рассмотрим Δ ADB и Δ CBD.
AD = BC по условию. Сторона BD – общая. ∠1 = ∠2 как внутренние накрест лежащие при параллельных (по условию) прямых AD и BC и секущей BD. Следовательно, Δ ADB = Δ CBD по двум сторонам и углу между ними (1-й признак равенства треугольников). В равных треугольниках соответственные углы равны, значит, ∠3 =∠4. А эти углы являются внутренними накрест лежащими при прямых AB и CD и секущей BD. Отсюда следует параллельность прямых AB и CD. Таким образом, в данном четырехугольнике ABCD противолежащие стороны попарно параллельны, следовательно, по определению ABCD – параллелограмм, что и требовалось доказать.
Задача 5. Две стороны параллелограмма относятся как 2 : 5, а периметр равен 3,5 м. Найти стороны параллелограмма.
Решение.
Периметр параллелограмма PABCD= 2 ∙ (AB + AD).
Обозначим одну часть через х. тогда AB = 2x, AD = 5x метров. Зная, что периметр параллелограмма равен 3,5 м, составим уравнение:
2 ∙ (2x + 5x) = 3,5;
2 ∙ 7x = 3,5;
14x = 3,5;
x = 3,5 : 14;
x = 0,25.
Одна часть составляет 0,25 м. Тогда AB = 2 ∙ 0,25 = 0,5 м; AD = 5 ∙ 0,25 = 1,25 м.
Проверка.
Периметр параллелограмма PABCD= 2 ∙ (AB + AD) = 2 ∙ (0,25 + 1,25) = 2 ∙ 1,75 = 3,5 (м).
Так как противоположные стороны параллелограмма равны, то CD = AB = 0,25 м; BC = AD = 1,25 м.
Ответ: CD = AB = 0,25 м; BC = AD = 1,25 м.
Геометрия 8 класс (УМК Атанасян). Решение задач по теме «Параллелограмм» с ответами. Ориентировано на работу с базовым учебником: «Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия. 7—9 классы. М.: Просвещение». Урок 7. Решение задач: Параллелограмм
Основные дидактические цели урока: закрепить свойства и признаки параллелограмма в процессе решения задач; совершенствовать навыки решения задач.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
(Учитель сообщает тему урока, формулирует цели урока.)
II. Актуализация знаний учащихся
1. Работа у доски.
(Три ученика готовят у доски доказательства признаков параллелограмма.)
2. Проверка домашнего задания.
(Учитель проверяет решение задачи № 373. Один ученик готовит решение задачи на доске. Решение заслушать после проверки задач по готовым чертежам.)
Задача № 373. Периметр параллелограмма ABCD равен 50 см, ∠C = 30°, а перпендикуляр ВН к прямой CD равен 6,5 см. Найдите стороны параллелограмма.
Решение: В ΔВСН ∠H = 90°, ∠C = 30°, следовательно, ВС = 2 • НВ, т. е. ВС = 13 см (рис. 5.51). PABCD = АВ + ВС + CD + DA, АВ = DC, ВС = DA как противолежащие стороны параллелограмма, значит, 2 • АВ + 13 • 2 = 50. Таким образом, АВ = 12 см, тогда CD = АВ = 12 см, AD = ВС = = 13 см.
Ответ: АВ = CD = 12 см, AD = ВС = 13 см.
Наводящие вопросы.
– Что можно сказать о треугольнике ВСН. Можно ли найти другие его стороны?
– Как найти стороны параллелограмма, если известно, что периметр параллелограмма равен 50 см.
3. Работа по индивидуальным карточкам.
(3–6 учеников работают по карточкам.)
I уровень сложности
1. Точки Е и К – середины сторон АВ и CD параллелограмма ABCD. Докажите, что АЕСК – параллелограмм.
2. Диагонали четырехугольника ABCD пересекаются в точке О, причем АС = 2 дм, АО = 10 см, BD = 1,5 дм, ВО = 7 см. Выясните, является ли ABCD параллелограммом?
II уровень сложности
1. В параллелограмме ABCD на сторонах АВ и CD отмечены соответственно точки М и N так, что ∠BMC = ∠AND. Докажите, что AMCN – параллелограмм.
2. Точки А и В делят диагональ МК параллелограмма MNKP на три равные части. Является ли четырехугольник ANBP параллелограммом? Ответ обоснуйте.
III уровень сложности
1. Дано: ABCD – параллелограмм, AM = СК, АР = CN (рис. 5.52). Доказать: MNKP – параллелограмм.
2. Через точку пересечения диагоналей О параллелограмма ABCD проведена прямая MN, пересекающая стороны AD и ВС в точках М и N соответственно. Является ли MBND параллелограммом? Ответ обоснуйте.
4. Решение задач по готовым чертежам.
(Ученики решают задачи с последующей самопроверкой по готовым ответам. В это время учитель может заслушать доказательства признаков параллелограмма и проверить решение дополнительных домашних задач индивидуально у тех учащихся, которые их решали.)
- Дано: ABCD – параллелограмм (рис. 5.53). Найти: ∠C, ∠D.
- Дано: MNKP – параллелограмм (рис. 5.54). Найти: МР, РК.
- Рис. 5.55. Найти: углы параллелограмма ABCD.
- Дано: ABCD – параллелограмм (рис. 5.56). Найти: РABCD.
- Дано: ABCD – параллелограмм (рис. 5.57). Найти: AD.
- Дано: ABCD – параллелограмм (рис. 5.58). Найти: PABCD, ∠AED.
- Дано: NBFD – параллелограмм. AD = 4 см, NB = 5 см (рис. 5.59). Найти: ВС, CD.
- Дано: ABCD – параллелограмм. PMNKP = 20 см (рис. 5.60). Найти: MN, МР.
- Дано: BNDM – параллелограмм. АВ : ВС = 4:5, PABCD = 18 см (рис. 5.61). Найти: AD, DC.
(После окончания самостоятельного решения задач и самопроверки по готовым ответам выполняется самооценка.) Критерии оценивания:
- оценка «5» – правильно решены восемь–девять задач;
- оценка «4» – правильно решены шесть–семь задач;
- оценка «3» – правильно решены три–пять задач;
- оценка «2» – правильно решено менее трех задач.
Ответы к задачам по готовым чертежам:
- 1) ∠C= 64°, ∠D = 116°.
- 2) МР = 4 см, РК = 10 см.
- 3) ∠B = ∠D = 115°, ∠A = ∠C = 65°.
- 4) PABCD = 16 см.
- 5) AD = 10 см.
- 6) PABCD = 30 см, ∠AED = 90°.
- 7) ВС = 4 см, CD = 5 см.
-
MN = 3 см, МР = 7 см.
- 9) AD = 5 см, DC = 4 см.
5. Проверка решения дополнительных домашних задач.
I уровень сложности: В выпуклом четырехугольнике ABCD АВ = CD, ∠В = 70°, ∠BCA = 60°, ∠ACD = 50°. Докажите, что ВС = AD.
Решение. (рис. 5.62) ∠BCD = ∠BCA + ∠ACD = 60° + 50° = 110°.
∠ABC и ∠BCD – односторонние углы при прямых CD и АВ и секущей ВС. ∠ABC + ∠BCD = 70° + 110° = 180°, значит, CD || AB.
В четырехугольнике ABCD противолежащие стороны АВ и CD параллельны и равны, следовательно, ABCD – параллелограмм, а это значит, что ВС = AD как противолежащие стороны параллелограмма.
II уровень сложности: Через точку пересечения диагоналей параллелограмма ABCD проведены две прямые. Одна из них пересекает стороны АВ и CD соответственно в точках М и К, вторая – стороны ВС и AD соответственно в точках N и L. Докажите, что четырехугольник MNKL – параллелограмм.
Решение. (рис. 5.63)
а) ΔAOL = ΔCON по стороне и прилежащим к ней углам (АО = СО, так как диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам, ∠AOL = ∠CON как вертикальные, ∠NCO = ∠LAO как накрест лежащие при параллельных прямых ВС и AD и секущей АС), тогда NO = LO.
б) ΔBOM = ΔDOК по стороне и прилежащим к ней углам (ВО = DO, так как диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам, ∠BOM = ∠DOK как вертикальные, ∠MBO = ∠KDO как накрест лежащие при параллельных прямых АВ и CD и секущей BD), тогда МО = КО.
в) В четырехугольнике MNKL диагонали МК и NL точкой пересечения делятся пополам (МО = КО, NO = АО), следовательно, MNKL – параллелограмм.
III. Решение задач
Решить задачи № 374, 377 (выполнить рисунок и записать краткое решение). (Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях. По окончании работы учащиеся слушают решения задач, а затем исправляют ошибки.)
Задача № 374. Биссектриса угла А параллелограмма ABCD пересекает сторону ВС в точке К. Найдите периметр этого параллелограмма, если ВК = 15 см, КС = 9 см.
Решение: ΔАВК – равнобедренный, АВ = ВК = CD = 15 см, ВС = AD = 15 + 9 = 24 см, PABCD = (15 + 24) • 2 = 78 см (рис. 5.64). Ответ: 78 см.
Наводящие вопросы.
– Что можно сказать о ΔАВК, если АК – биссектриса ∠BAD параллелограмма ABCD?
– Чему равны стороны параллелограмма ABCD? Чему равен его периметр?
Задача № 377. В параллелограмме MNPQ проведён перпендикуляр NH к прямой MQ, причём точка Н лежит на стороне MQ. Найдите стороны и углы параллелограмма, если известно, что МН = 3 см, HQ = 5 см, ∠MNH = 30°.
Решение: В ΔMNH ∠H = 90°, ∠N = 30°, MN = 3 см, следовательно, MN = 6 см (рис. 5.65). MNPQ – параллелограмм, следовательно, MN = PQ = 6 см, NP = MQ = 8 см.
Ответ: MN = PQ – 6 см, NP = MQ = 8 см.
Наводящие вопросы.
– Что можно сказать о AMNH? Какую из его сторон можно найти?
– Найдите стороны параллелограмма MNPQ.
IV. Самостоятельная работа № 2 (3 уровня сложности)
Задания I уровня сложности предлагаются менее подготовленным учащимся, задания III уровня сложности – самым подготовленным, задания II уровня сложности – всем остальным, что составляет большинство класса. Учащихся, выполняющих задания I и III уровня, необходимо предупредить о критериях оценивания их работ. Правильное решение всех заданий I уровня может быть оценено максимально в 4 балла, для получения 5 баллов, решающим задания III уровня, необходимо правильно решить или решить с негрубыми ошибками третье задание. Учащиеся сами выбирают уровень сложности.
Самостоятельная работа № 2 с ответами
V. Рефлексия учебной деятельности
- Сформулируйте признаки параллелограмма.
- Сформулируйте свойства параллелограмма.
Домашнее задание
- Решить задачи № 375, 380, 384 (устно).
- Решить задачу № 14 (рабочая тетрадь).
- Решить дополнительные задачи.
I уровень сложности: Дано: ABCD – параллелограмм. AN – биссектриса ∠BAD, ВМ – биссектриса ∠ABC (рис. 5.66). Доказать: ABNM – параллелограмм.
II уровень сложности: Докажите, что угол между перпендикулярами, проведенными из вершины тупого угла параллелограмма к прямым, содержащим стороны параллелограмма, равен острому углу параллелограмма, а угол между перпендикулярами, проведенными из вершины острого угла, равен тупому углу параллелограмма.
Вы смотрели: Геометрия 8 класс (УМК Атанасян). Урок 7. Решение задач: Параллелограмм с ответами. Ориентировано на работу с базовым учебником: «Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение». В учебных целях использованы цитаты из пособия «Поурочные разработки по геометрии. 8 класс / Гаврилова Н.Ф. — М.: ВАКО».
Вернуться в Поурочное планирование по геометрии для 8 класса (УМК Атанасян).