Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Молодёжь как социальная группа». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Молодёжь как социальная группа».
Спрятать пояснение
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— количество подпунктов каждого пункта;
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1) Понятие «молодёжь».
2) Особенности социального положения молодёжи:
а) переходность положения;
б) освоение новых социальных ролей;
в) высокий уровень мобильности и др.
3) Направления молодёжной политики:
а) вовлечение молодёжи в общественную жизнь;
б) развитие созидательной активности молодёжи;
в) поддержка талантливой молодёжи и др.
4) Основные проблемы молодёжи как социальной группы:
а) в социальной структуре положение молодёжи характеризуется переходностью и нестабильностью;
б) в экономической сфере отсутствие опыта и квалификации препятствуют получению высокооплачиваемых должностей;
в) уязвимость перед негативными проявлениями и тенденциями общественной жизни и др
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) |
0 | |
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла |
||
24.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей |
1 | |
Все иные ситуации |
0 | |
Максимальный балл | 4 |
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Молодёжь как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие молодёжи.
2. Особенности социального положения молодёжи:
а) переходность положения;
б) высокий уровень мобильности;
в) освоение новых социальных ролей;
г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.
3. Социальнопсихологические качества молодёжи:
а) неустойчивость психики;
б) внутренняя противоречивость;
в) низкий уровень толерантности;
г) стремление отличаться от остальных;
д) специфическая молодёжная субкультура.
4. Типы самодеятельности молодёжи:
а) агрессивная;
б) эпатажная;
в) альтернативная;
г) социальная;
д) политическая.
5. Неформальные молодёжные группы:
а) хиппи;
б) байкеры;
в) металлисты;
г) панки;
д) футбольные фанаты и др.
6. Причины отклоняющегося поведения молодёжи.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Смотрите также: ЕГЭ по обществознанию. Задание 28. Критерии оценивания ответа на задание 28. Примеры готовых планов.
Молодёжь как социальная группа.
Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.
Задание № 28:
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Молодёжь как социальная группа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Возможные пункты плана.
Молодёжь как социальная группа.
1.Сущность понятия «молодёжь».
2.Возрастные границы молодёжного возраста:
- подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет;
- молодежь — от 18 до 24 лет;
- молодые взрослые – от 25 до 30 лет.
3.Особенности социального положения молодёжи:
- переходность положения,
- высокий уровень мобильности,
- освоение новых социальных ролей (студент, молодой специалист, семьянин),
- активный поиск своего места в жизни,
- профессиональный и карьерный рост.
5.Основные проблемы молодёжи:
- экономические,
- политические,
- духовные,
- психологические,
- проблема «отцов и детей».
- Особенности молодёжной субкультуры.
- Возрастание роли молодёжи в жизни общества.
8.Основные направления молодёжной политики в современной России.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
План развернутого ответа на тему «Молодежь как социальная группа».
1. Что такое молодежь?
2. Возраст молодежи?
3. Характерные черты молодежи:
а) мобильность;
б) легко манипулировать;
в) легко обучаются;
г) маргинальность.
4. Задачи молодежи:
а) получить профессию;
б) создать семью;
в) достижение экономической независимости;
г) выработка мировоззрения.
5. Молодежная субкультура:
а) анимэ;
б) готы;
в) панки;
г) эмо;
д) хиппи.
6. Проблемы современной молодежи:
а) курение;
б) алкоголь;
в) наркомания;
г) экстремистские движения.
7. Проблема трудоустройства молодежи.
8. Значение молодежи для страны.
ДРУГИЕ ПЛАНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК ПЛАНОВ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА
Примеры заданий
1. Вам
поручено подготовить развёрнутый ответ
по теме «Молодёжь как социальная группа».
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трёх пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.
Ответ:
Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:
1. Молодёжь как социологическое
понятие.
2. Особенности социального
положения молодёжи:
а) переходность
положения;
б) высокий
уровень мобильности;
в) освоение
новых социальных ролей;
г) перспективы
в профессиональном и карьерном
плане.
3. Социально-психологические
качества молодёжи:
а) неустойчивость
психики;
б) внутренняя
противоречивость;
в) низкий
уровень толерантности;
г) стремление
отличаться от остальных;
д) специфическая
молодёжная субкультура;
4. Типы
самодеятельности молодёжи.
5. Неформальные
молодёжные группы.
2. Вам
поручено подготовить развёрнутый ответ
по теме «Социальный контроль». Составьте
план, в соответствии с которым вы будете
освещать эту тему. План должен содержать
не менее трёх пунктов, из которых два
или более детализированы в
подпунктах.
Ответ:
Один
и вариантов плана раскрытия данной
темы:
1.Понятие социального
контроля:
а) в широком
смысле слова;
б) в узком
смысле слова.
2. Элементы социального
контроля:
а) нормы;
б) санкции.
3. Формы
социального
контроля:
а) внутренний;
б) внешний.
4. Методы
социального контроля.
3. Вам
поручено подготовить развёрнутый ответ
по теме «Свобода и ответственность».
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трёх пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.
Ответ:
Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:
1. Понятие свободы, её
сущность.
2. Социальные условия
реализации свободы личностью:
а) уровень
развития общества;
б) социальные
нормы;
в) место человека
в обществе;
г) формы
общественной деятельности;
д) социализация.
3. Понятие
ответственности.
4. Виды
ответственности:
а) историческая,
политическая, нравственная, юридическая
и т. д.;
б) индивидуальная,
групповая, коллективная.
5. Социальная
ответственность.
ПОЛИТИКА
Содержательную
линию раздела «Политика» составляют
следующие элементы: понятие власти;
государство, его функции; политическая
система; типология политических режимов;
демократия, её основные ценности и
признаки; гражданское общество и
государство; политическая элита;
политические партии и движения; средства
массовой информации в политической
системе; избирательная кампания в РФ;
политический процесс; политическое
участие; политическое лидерство; органы
государственной власти РФ; федеративное
устройство России.
Согласно
«Аналитическому отчету по результатам
ЕГЭ 2010 г.» вызвали затруднения у
выпускников вопросы, проверяющие знание
функций государства, особенностей
политической системы, признаков и
взаимосвязи гражданского общества и
правового государства. Наиболее сложным
для экзаменуемых оказалось задание,
проверяющее знание темы «СМИ в политической
системе». На результаты выполнения
задания по этой теме повлияла также
форма задания (задание на анализ двух
суждений).Тема «Избирательная кампания
в РФ» всегда была достаточно сложной
для учащихся. Темы «Политические партии
и движения», «Понятие власти», «Политическое
участие», которые давали высокий
результат на базовом и повышенном уровне
сложности, на высоком уровне сложности
вызывают затруднения у участников ЕГЭ.
Невысокие результаты получены при
выполнении сложных заданий по теме
«Политический процесс». Более низкие,
чем в прошлом году, результаты были
продемонстрированы при выполнении
задания на применение терминов и понятий
в определенном контексте (В6), а задания
формата В6, направленные на проверку
тем «Политическая система», «Государство
и его функции», дали средний процент
выполнения менее 10%. Результаты неудачно
выполненного задания В6 соотносятся с
показателями выполнения задания С5,
проверяющего на другом уровне то же
умение – применять обществоведческие
понятия в заданном контексте.
Сделаны
выводы, что темы: «СМИ в политической
системе», «Избирательная кампания в
РФ», «Политический процесс», «Политическое
участие», «Политическое лидерство» —
требуют более внимательного рассмотрения,
что мы и сделаем в данной статье.
1.
Тема: «СМИ в политической системе».
План:
1.
СМИ в политической системе общества:
а)
понятие «средства массовой информации»;
б)
функции СМИ;
в) роль и влияние СМИ в
различных политических режимах.
2.
Характер информации, распространяемой
СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя:
а)
способы воздействия на избирателя;
б)
роль политической рекламы;
в) методы
противостояния СМИ.
Основные
положения темы
Средства
массовой информации – совокупность
каналов распространения информации,
адресованной неограниченному кругу
лиц, социальных групп, государств, с
целью оперативного информирования их
относительно событий и явлений в мире,
конкретной стране, определённом регионе,
а также для выполнения специфических
социальных функций.
Функции СМИ:
1) информационная; 2) выбор и комментирование
информации, её оценка; 3) политическая
социализация (приобщение людей к
политическим ценностям, нормам, образцам
поведения); 4) критика и контроль органов
власти; 5) представление различных
общественных интересов, мнений, взглядов
на политику; 6) формирование общественного
мнения; 7) мобилизационная (побуждение
людей к определённым политическим
действиям).
СМИ
могут способствовать развитию демократии,
участию граждан в политической жизни,
но могут быть использованы и для
политического манипулирования.
Политическое
манипулирование – процесс воздействия
на общественное мнение и политическое
поведение, скрытое управление политическим
сознанием и поступками людей для того,
чтобы направить их в нужную властным
силам сторону.
Цель
манипулирования – внедрить нужные
установки, стереотипы, цели, чтобы в
результате подвигнуть массы, вопреки
их собственным интересам, на согласие
с непопулярными мерами, возбудить их
недовольство.
2.
Тема:«Избирательная кампания в
РФ».
План:
1.
Избирательная система:
а) понятие
«избирательная система»;
б) структурные
компоненты избирательной системы;
в)
понятие «избирательное право»;
г)
этапы избирательного процесса;
д)
типы избирательных систем.
2.
Избирательная кампания:
а) понятие
«избирательная кампания»;
б) этапы
избирательной кампании.
3. Политические
технологии избирателя.
Основные
положения темы
Избирательная
система (в широком смысле) – порядок
организации и проведения выборов в
представительные учреждения или
индивидуального руководящего
представителя.Избирательная система
(в узком смысле) – способ распределения
мандатов между кандидатами в зависимости
от результатов голосования.
Избирательное
право – это подотрасль конституционного
права, представляющая собой самостоятельную
систему правовых норм, регулирующих
право граждан избирать и быть избранными
в органы государственной власти и органы
местного самоуправления и порядок
осуществления этого права.
Избирательное
право (в узком смысле) – это политическое
право гражданина избирать (активное
право) и быть избранным (пассивное
право).
В
России право избирать имеют граждане
с 18 лет; право быть избранным в
представительный орган – с 21 года,
главой администрации субъекта РФ – по
достижении 30 лет, а Президентом страны
– с 35 лет. Президент России и Государственная
Дума избираются сроком на 6 и 5 лет
соответственно. На основании Конституции
России Президент не может быть избран
более чем на два срока подряд.
Депутаты
Государственной Думы избираются по
партийным спискам.При выборах Президента
РФ применяется мажоритарная система
абсолютного большинства.
Российские
граждане участвуют в формировании
избирательных органов на принципах 1)
всеобщего, 2) равного, 3) прямого
избирательного права при 4) тайном
голосовании.
Избирательный
процесс – совокупность мероприятий,
процедур по подготовке и проведению
выборов с целью формирования
представительного органа власти,
осуществляемых избирательными
комиссиями и кандидатами (избирательными
объединениями) в период со дня официального
опубликования (публикации) решения
уполномоченного на то должностного
лица, государственного органа, органа
местного самоуправления о назначении
(проведении) выборов до дня представления
избирательной комиссией, организующей
выборы, отчета о расходовании средств
соответствующего бюджета, выделенных
на подготовку и проведение выборов.Стадии
избирательного процесса:
1) подготовительная (назначение даты
выборов, регистрация и учёт
избирателей);
2) выдвижение и регистрация кандидатов
в депутаты или на предвыборную
должность;
3) предвыборная агитация и финансирование
выборов;
4) голосование, установление
итогов голосования и определение
результатов выборов, их официальное
опубликование.
Избирательная
кампания (фр. саmpagne — поход) — система
агитационных мероприятий, проводимых
политическими партиями и независимыми
кандидатами с целью обеспечить себе
максимальную поддержку избирателей на
предстоящих выборах.
Типы
избирательных систем:
1) мажоритарная;
2)
пропорциональная;
3)
мажоритарно-пропорциональная
(смешанная).
Мажоритарная система (от франц. majorite –
большинство) – 1) избранным считается
кандидат (или список кандидатов),
набравший предусмотренное законом
большинство голосов (абсолютное или
относительное); 2) при её применении
голосование проходит «за» конкретных
кандидатов в одномандатных или
многомандатных округах.
Виды
мажоритарной системы:
1) система абсолютного большинства
(победителем считается кандидат,
завоевавший 50% + 1 один голос);
2) система относительного большинства
(победителем считается кандидат,
получивший больше голосов, чем любой
из остальных кандидатов);
3) система квалифицированного большинства
(т.е. заранее установленного большинства,
обычно 2/3, 3/4).
Пропорциональная
избирательная система – одна из
разновидностей избирательных систем,
применяемых на выборах в представительные
органы. При проведении выборов по
пропорциональной системе депутатские
мандаты распределяются между списками
кандидатов пропорционально голосам,
поданным за списки кандидатов, если эти
кандидаты преодолели процентный
барьер.
Пропорциональная избирательная
система в сочетании с мажоритарной
избирательной системой образует
смешанную избирательную систему.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #