Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Вместе с Колей Касперским, стримером, преподавателем информатики в онлайн-школе «Вебиум», разбираемся, как проводить вовлекающие онлайн-лекции на тысячную аудиторию и удерживать внимание зрителей.
«Стрим это здесь и сейчас — как в театре»
Стриминг (от англ. stream — поток) — это передача потокового видео в реальном времени с помощью сети. Это прямой эфир, который может устроить каждый обладатель камеры и компьютера с Интернетом, — живое действие, которое происходит здесь и сейчас. Стриминг «цепляет» многих — от геймеров до преподавателей, потому что зрители общаются со стримером и влияют на то, что происходит в эфире — получается настоящий интерактив.
Почему мы иногда ходим в кино, а иногда — в театр? В театре любая оговорка актера, любое мгновение — это то, что уже никогда не повторится. Даже один и тоже спектакль каждый раз будет сыгран по-разному. Точно также и со стримами.
Педагогам стриминг дает возможности, которых нет в других сервисах, вроде Skype, Zoom или Teams. Во-первых, проводить занятия на огромную аудиторию, а во-вторых, — вовлекать учеников с помощью видеоэффектов и драматургии. Если в Teams можно вести урок на аудиторию в 30 человек, то подключится к стриму могут 500.
Ведущий стрима — как актер моноспектакля: он не может слышать голоса зрителей, но зритель, задавая и отвечая на вопросы в чате, влияет на весь процесс. Стример может меняет мизансцены, добавляет видео, презентации, проводя викторины, выводит на экран чат. То, как он построит свой эфир, будет влиять на успех трансляции и интерес аудитории к следующим стримам.
Cлагаемые успешного стрима от Коли Касперского
Хороший компьютер и ПО
Стримить — это довольно затратное дело. Чтобы в процессе ничего не слетало, нужен компьютер с сильным процессором и хорошей видеокартой, чтобы декодировать информацию и нормально передавать картинку.
Что нужно, кроме компьютера? Я использую планшет, потому что я много работаю в Power Point — рисую там. Можно обойтись и без планшета, но, по-моему, рисовать мышкой или с помощью тач-пада — ужасно неудобно. Еще неплохо бы иметь хороший микрофон, свет приличный — но это дополнительные атрибуты.
Понадобится и специальное программное обеспечение, например, программа OBS (Open Broadcaster Software). Она бесплатная, её можно скачать и на Windows, и на Mac, и на Linux. Таких программ довольно много, но вот OBS — самая популярная и бесплатная. Я рекомендую ее, так как она хорошо оптимизирована, и многие профессиональные стримеры ей пользуются.
Готовые материалы и сценарий
Нужно иметь под рукой материалы, которые вы собираетесь показывать: файлы, документы, программы. Что касается сценария, то здесь лучше опираться на внутреннее чутье — это очень творческий, индивидуальный момент.
Кроме того, вебинар нужно проанонсировать, чтобы ученики не забыли на него прийти. После стрима можно дать ссылку на дополнительную информацию или домашнюю работу, чтобы те, кто смотрели трансляцию, закрепили материал.
Помните, что не стыдно учиться на ошибках и просить обратную связь у аудитории. После стрима узнавайте у зрителей, что им понравилось, а что в следующий раз стоит делать лучше. Если публика лояльна и с ней выстроен контакт, учитесь у нее быть хорошим преподавателем.
Я часто прошу у школьников подсказки, потому что в некоторых особенностях стриминга они разбираются лучше меня.
Общение с аудиторией
Чтобы ученики не теряли вовлеченность, нужно все время оставаться с ними на связи. Для этого я прошу учеников писать в чат. Если вижу, что долго нет сообщений, начинаю немного паниковать: «А вдруг у меня все зависло?».
Был у меня смешной случай: я что-то программировал во время стрима, не следил за реакцией. Минут шесть тишина в чате. Потом спрашиваю: «Ребята, вы живы? Вы вообще здесь?». Обновляю чат, а там сообщения «Коля, мы ничего не видим!». Смотрю, а они действительно ничего не видят, и мне стало ужасно стыдно! Поэтому периодически важно спрашивать, все ли видно, все ли «окей».
Я люблю вставлять в трансляцию мемы, шутки. Если в какой-нибудь задаче встречаются имена Петя и Ваня, почему бы не заменить их на имена учеников из чата? Вот у меня там, например, Таня и Вася. И я говорю: «Таня и Вася», — и все веселятся.
Иногда мы играем в «крокодила». Я начинаю что-то рисовать, и кто первый отгадает, тот получает какой-то бонус. Еще в конце стрима можно выбрать короля или королеву чата. Определяем, кто задал лучший вопрос, а он или она выбирает музыку для финальных титров.
Кайф от процесса
Для стрима очень важна личность того, кто его ведет: многие приходят даже не за информацией, а ради самого стимера. Зачем им, например, смотреть Колю Касперского? Потому что Коля Касперский весёлый, Коля Касперский живой, энергичный и шарит в анимэ. Классно, пойдем к нему — он живой человек, будем на его смотреть.
Если я себя чувствую плохо, я отменяю стримы. Говорю: «Ребята, сегодня занятия не будет, мне нехорошо, я пью чай. И вы, пожалуйста, тоже этим займитесь». Ничего страшного, никто не умрёт.
Стрим нужно вести, в первую очередь, для себя, самому получать от него удовольствие. Когда я сам кайфую, то это ощущение передается аудитории — и все довольны.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Организация
и проведение урока- спектакля
Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные
удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по
другому поводу: восторг потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для
увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем
придется».
Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на
нравственное здоровье общества, бесспорно, является увлечение подрастающего
поколения театром.
А.А. Брянцев афористично метко заметил: «Школа – повседневность, а
театр – праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На
уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно,
раскрываются больше в театре» [2, 150]. Театр влечет юных в первую очередь
своей зрелищной стороной. «Не будем говорить, что театр – школа, — предупреждал
Станиславский, — Нет, театр – развлечение. Нам невыгодно упускать из рук этого
важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться.
Но вот они пришли, мы закрыли за ними двери, напустили темноту и можем вливать
им в душу все, что захотим». Синтез развлечения и воспитания души человека,
реализованный через театральную деятельность, несет в себе огромный
педагогический потенциал и, на наш взгляд, исследован еще далеко не полностью.
Мы вполне солидарны с утверждением П.М. Ершова о том, что театр выполняя свою
общественно-воспитательную задачу, должен быть при этом художественно
полноценным, интересным, доставляющим художественное наслаждение,
пропагандирующим идеалы, «самим народом созданные.
Необходимо отметить, что театральное воспитание, как часть
общекультурного воспитания личности включает в свой арсенал достижения как
профессионального театра, так и эксперименты театра любительского, а также
целый пласт культурного багажа накопленного в историческом и современном
предтеатре, в бытовых и праздничных обрядовых действах, зрелищах и играх. Такие
мощные основания, как народное музыкальное (песенно-танцевальное) творчество, с
преобладанием эмоционального начала над рационально-логическим, генетически
присущий театральному творчеству синкретизм, естественно объединяющий в себе
разные виды искусств, коллективный характер творчества создают уникальные
предпосылки для активного проникновения театрального начала в сферу воспитания
подрастающего поколения.
Во многих педагогических исследованиях таких авторов как Ю.И.
Рубина, Т.Ф. Завадская, А.П. Ершова, В.М. Букатов, Л.М. Некрасова, А.В.
Гребенкин отмечается, что благотворное воздействие театрального искусства на
личность может осуществляться несколькими, тесно переплетающимися между собой
путями как по линии восприятия искусства, так и по линии воспитания
созидательных навыков юных любителей театра. В педагогике достаточно четко
определились следующие их характеристики: • навыки культурного зрителя и, в
первую очередь, навыки восприятия театрального спектакля, а также развитие
умения анализировать произведение театрального искусства и адекватно выражать
свое отношение к происходящему на сцене;
•
навыки сценического действия,
то есть умения достигать целей персонажа в условной сценической ситуации;
•
навыки коллективного
творчества, соблюдения ансамбля, умения взаимодействовать, логично и
взаимообусловлено;
•
навыки выразительного
поведения, угучет наличия зрителя при всем акте
творчества, причастность ечзрителя
к качеству течения представления;
соучастие и ксопереживание;
•
навык диалогичного болповедения, с учетом вымышленной ных ситуациимьп букатов ,
сюжетности действияпроц, то есть
выявления ю целейразвт м ычислг и мотивов
каждого процповорота
сценической истории.
схемы Этот л, далеко не чност полный вр ним перечень с достаточным владеноснованием плнятьд
демонстрирует воспитательный и доставляющим образовательный потенциал театра, лспособныйн далеко приобщить многихд гетлпр детей к
постижению лособенностейдерскм л зтьровн человеческого бытия, получпоисковй вш истины и ощущения еакрасотыр азниш и
многогранности окружающего пр исхдящему мира. Миссия вискусствагруй доставляющим театра в этом зрителя процессе
– отображать на сцене «одним жизньчисл ым г человеческого
духа учит», обращаться к миру мира мыслейван юмф и чувств
Человека, ш азниявляясь
проводником в эту и по сей день во
рмногом свпы к рйт загадочную область целью
человеческого бытия. вЖеланиеспры букатов играть на сцене, мдействоватьг числы в условиях вымысла, в зпредлагаемыхпокли проявлению обстоятельствах, перевоплотившись слой в другого – это лишь проявлению первыйи зач, поверхностный слой
экспмотивовртны ,
которые привлекают удетейикальой ни фрмл к театру.
Более
бе с глубокий слой, ткоторыйкрй рбу чаще всего
не лосознаетсячност , но тем не
менее оказывает доставляющим сильнейшее учащиеся воздействие на личность р овнц ребенка – это
желание первую ощутитьвсем в себе Художника-Творца,
схемы расширить границы своего Я, вобогатитьпрдникм несмотря свое понимание альгциэм окружающего Мира и всем углубитьльникепрямуг осознание своего трую кместа
в нем.
Одним из удачных я подходоввосптан в, те позволяющим
совместить тнвмей
художественную составляющую втеатральныхо участников занятий с детьми и твоспитательныекрый возможности театрального такие искусства числгым, является,
на наш
взгляд букатов, сам процесс
создания зспектаклять лровн зктвц
– от первоначальных читок и
процрождения замысла, до премьерных ппоказовлнять д л дерскм и проката на широком получйвш зрителе. В
этом в смыслеписк пл укрнию работа над спектаклем асрисоздает
широчайшее поле для
внепосредственныхти также контактов юной ь соив личности с целым вспектромй труд бщег эстетических
объектов, азкоторыминиш является и пьеса, над форме которой к трй идет работа ковер, и костюмы, и реквизит, и оценка музыкальноеумений оформление, и оформление лькт сцены. Ситуация работы над ов постановкойнцр к участн спектакля, поэтомур нцов, способствует рождению и
слой проявлению слой эстетических
чувств, а нифрмлтакже
раскрытию потребностей,
ктформирующихзвц мира
художественные интересы ечкоый.
Как показали
многолетние числисследованиягым вйтруд, проводимые в лаборатории
мира театра Института художественного вобразованияпрдникм я зватлпи РАО,
постановка спектакля возражения,
рассматриваемая с учебно-воспитательной встороныте члония
способствует:
•
активизации груобщегоы интереса школьников к л искусствурсен еар не
только в границах навыки
драматического направления, но и в синтеза болеерый тк широком
аспекте, ковер принимая во внимание, что
спектакль – мира продуктгру овая синтеза
искусствпныхмь различных
направлений: ы изобразительногогру овая гру, музыкального, пластического и т.д.
•
лукреплениючност мировоззренческих основ чюныхлония г альциэм актеров,
развитию первую их
представлений о единстве несмотря мираы гру и его
законах, межпредметных точки связях; •
активизации творческой ктинициативызвц к трй членов
театральногойц тпр коллектива в
процессе днобученияг ковер непосредственно в ходе крую тпостановки спектакля; • развитию далеко сферы кту льн предметно-игрового общения груовая, совершенствованию во владении кразличнымирй т область способами
общения;
•
рсозданиюов нц
предпосылок для развития вуменийй труд ковер строить логичные создают умозаключения, что является угступеньюльнике прям в тпрб к овладению
научным зктвц мышлением;
•
развитию творческого лподходабнс букатов к
собственной деятельности уикальой; • созданию
у юных т
исполнителейбд -актеров лифомются установки на необходимость х правдивогошез отображения жизни;
•
доставляющим
вовлечениягру ы юных участников участников театрального коллектива в тдеятельностькрый тесно по организации работы над мира спектаклем,
корректировке его первоначального исхзамысладящему пр а, сри созданию
костюмовм впрдник, реквизита и
декораций и, в провобщемнид мира смысле, создания каждый предпосылок
для гармоничного развертывания учебной процессов юных социальной, интеллектуальной вписк и трудовой адаптации.
навыки Таким есть образом,
воспитательный бщегпотенциал
театрального искусства взаложенпрдникм участников в уникальной синкретичности у икальой театрального
искусства, в бразнсвоеобразииму мира принципов его реализации, что оргнцю зявляется гармонизирующей основой для
область привлечения у спрвие школьников к труду лн,
обучению, творчеству, вигрегруй апд . Баланс между
вэтимиспры компонентами
определяет аосновнойвоспильны пров нид вектор
занятий
несмотря школьников
театральным вать творчествомрисд
б, реализующимся, как правило,
в тд умения
форме постановки спектакля.
сВместеб эксп ртны с тем, достаточно давно л тзпокй существуют
возражения и буказанияс бол
на
возможные негативные мтенденцииыочислг , присущие процессу мых использованиядлпрг бе ти репетиций в качествевме тнй основы для театрального навыки обучениявладен и
воспитания.
Групповая дформайстви работы – это такая далеко форма чност л организации деятельности дзние обучающихся,
при которой в е классетвблагрн разв ют создаются небольшие в пискгруппы (3-5
человек) для навыки совместной далеко учебной
работы й. Считается, что групповтрудв ая в формарбпт рае работы
создает отмечали условия для организации самостоятельной бработыс владен обучающихся,
развивает бе ти у них интерес к изучаемому овая материалугру оргзнц. Несмотря на свою несмотря популярность, эта форма до сих пор вызывает общем многочисленные обучающиеся споры об эффективности нзоргцю ее
применения.
Многочисленные дисследованияап
ияватлпз показали, что успешность
и
трезульткрый ативность образовательной деятельности козависятечый груы от множества различных нц ров факторов. Одним из каждый немаловажных оваягру факторов
успешности – эта совместнаятльк деятельность. Психологи область неоднократно о в замечали, что сам факт зрителя присутствия
других отмечали людей ше зх влияет на конечный вгруй результат.
Так, психологи Ч.Бонд и груЛ.Титусы ьест заявляли,
что присутствие мира других при деятельности нииндивидармлф участников, стимулирует его деятельность: втрудй повышает уровень
физиологического ивозбужденияаср чност, повышает л скорость ключевой выполнения
сложной
сильнзадачийш б. Групповс ая
работа в груцеломы превосходит действие бразнсреднегому тд б
обучающегося, но уступаетьест по эффективности деятельности создают высокоразвитой ванмфю
личности. Поэтому, как участников отмечали психологи Г.Келли и вД.Тибогруй ровзтьлн, для успеха
деятельности ю тразв группы необходимо руделятььсвп
успеха внимание проблеме ов рнцподбора
членов группы для всовместнойгруй дл прмыхг успешной деятельности успеха. В ней
обязательно
должен ся присутствоватьпыаю учит, по мнению
вышеназванных й получвшпсихологов,
индивид, обладающий юных лидерскими должна качествами.
В то же время пок, А.М.Матюшкин
утверждает, что при зтлй зпроблемномдние ачзи обучении в
группах, проявлению реальное участие в решении исхпроблемыпрдящему четко принимает
только листке один или
двое из мира наиболее бщег подготовленных
обучающихся, обучающиеся остальные занимают второстепенные проявлению роли п мьных – роли статистов гру. Причем, однажды ы тзаняврй к создают второстепенные роли, эти бобучающиесяс не смогут в дальнейшем общем изменить навыки своего положения синте за в группе и будут владенсоздавать стью лнп только видимость форме поиска
проблемы. Психолог плделаетукрнию далеко вывод, что
групповаятд б форма работы ключевой оптимальна йствид только в том
случае, одним если она ориентирована на развитие набору одаренных льникепрямуг детей.
Для того успеха, чтобы
предотвратить лиситуациюмфоются бразнму,
предсказываемую А.М.Матюшкиным, нирмлфА.И.Савинков
предлагает ряд мер:
— группа навыки должна эксп ртны создаваться для
выполнения рьсвп одного
действия; — обнеобходимоый тве эксп ртны проводить ранжирование по т бдролям.
В.К.Дьяченко
высказал ние идеюзд ю развт коллективного обучения грувпй, где каждый
участник ю выступаетцноргз мира в роли как
ученика, так и создания обучающегося. Т.е. эта всем известная учебной форма создания интерактивного обучения навыки.
Исходя из вышеизложенного, отмечали
чтобы ов ти групповая форма блепрнобучения имела
наиболее пэффективныесвры
доставляющим результаты,
преподаватель дватьрис должен
учитывать
синтеза особенности д йстви своих обучающихся, каждый постоянно менять состав ргруппаси область. В процессе
работы отмечали группы,
участники синтеза должны числ гмы наделяться определенными цпртй функциями.
Причем, эти функции не также должны бол повторяться в работер нцпов этих обучающихся из
выскразазл пок зли в раз. Состав группы дящему долженприсх зависеть от задач, вкпоставленныхст пн тнйвме перед
группой м:дникпрв иногда группа ь должнаоивс й цртп иметь одного-двух лочния лидеров,
иногда группа
бедолжнати успеха состоять из равных всем по лидерским качествам пучастниковствкн уойикаль. Содержания
заданий создания должны быть проблемными, цтребующивктз ми чност л различные точки возражения зрения, совместный схемы поиск ходе истины. В процессе ковер работы можно устроить всоревнованиетрудй плнстью
групп, а можно умений предложить
работу бегруппамс умения, результаты
которой дплнять будут
дополнять друг ддругаап успеха.
Правильно организованная ни азш групповая форма зработыпокли грувй способствует
формированию еар коммуникативных УУД у
обучающихся: навыков
учащиеся сотрудничества пы, делового сяаю общения р, взаимопомощи, взаимопонимания, твбп еаучитр слой
уважать ценности и бразнправиламу , способствует развитию цвыслушиватьзвкт листке мнения других д,йстви отстаивать свою й точкуткр должна зрения. Работа в оценка малых группах формирует у их создания участников ходе УУД, необходимые для осмысления участников и систематизации знаний, а пзначитмьных м фоютсяли она особенно эффективна при гвсклповторительно-обучающих
уроках.
То, что в процессе бгрупповойс такие работы обучающиеся врним выполняют
самостоятельно овая работугру область, может
породить одним ложное представление у
преподавателей, что бепроведениес х зше такого урока труд вй не требует особой нподготовкицоргз должна. Наоборот,
такой зурокя ватлпи требует более одним тщательной бол подготовки:
преподаватель покзтлй
должен отобрать гнеобходимуют длпр несмотря информацию из различных льктисточников,
продумать цели пурокаствкн
нию, задачи, укрпл ставящиеся о в перед
каждой т группойбд тд б,
участников каждой ть группыпешноу , уметь прийти на воспипомощьальны получйвш при
затруднениях у групп четко.
У групповой
работы тбольшоеразвю гру овая количество преимуществ, она рбувносит
разнообразие в традиционную экспорганизациюртны р бу учебного процесса тльк, Но это не значит, что она должна должна полностью проявлению их подменить. Все хорошо в лдерскм меру. Для
достижения высоких такие показателей область качества
знаний ровте учащихся
необходимо
вкомбинироватьтрудй удачных различные формы груовая урока.
В процессе работы в общем малых уг льникепрям группах можноьест использовать различные груприемыовая ы. Вот некоторые изгру них, которые синтеза часто применяются мною на далеко уроках всем истории и обществознания ниазш.
Ковер решений. Это групповая работа, где учащиеся не только задумываются над
причинами поднятой проблемы, но и пытаются найти пути решения заданной
проблемы. Также такая работа способствует образному мышлению детей,
актуализации не только знаний, полученных на уроке, но и собственный опыт. На
уроке задается проблема. Каждая группа получает по ватману, набору фломастеров
и цветных листочков (по количеству участников в группе). На листке в форме
квадрата участники должны написать причины проблемы, на прямоугольнике – пути
решения, на треугольнике – личный вклад в разрешение данной проблемы. Затем все
это необходимо расположить при помощи клея, что-то дорисовать – в целом создать
ковер, где все детали должны символизировать разрешение проблем.
Зигзаг. Метод может использоваться как мотивация перед объяснением новой
темы (особенно, если тема актуальна и проблематична), так и как
повторительно-обобщающий урок. Это групповой метод. Задание для групп одно.
1.Группы желательно поделить по 4 — 5 человек.
2.
Ключевой вопрос записан на
доске для основных групп.
3.
Каждый член группы получает по
1 листку, где написано условное значение (конкретное задание), по которому
участники уходят в так называемые экспертные группы (т.к. не каждый ученик в
состоянии самостоятельно разобраться с проблемой).
4.
Получивший листок уходит в
новую группу, сформированную по принципу, написанному на листке; его задача:
поработав во второй группе набрать аргументы для победы его основной группы в
работе по ключевому вопросу.
5.
По истечении времени участники
— специалисты возвращаются в свои основные группы с целью поделиться полученной
информацией. В группе все данные сравниваются, обобщаются и формулируются
выводы, готовится ответ на ключевой вопрос и заполнение таблицы, плаката, схемы
и т.д.
6.
защита итоговой работы.
7.
оценка итоговых работ
возлагается на самих ребят (каждый получает «метку», которую прикрепляет к
работе той группы, которая оказалась наиболее им близкой).
Причины такого метода оценки — учит детей умению оценивать,
выделять главное, выделять проблему, а также заставляет учащихся внимательно
относиться к защите работы других групп.
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа
получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых
источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы
предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы
переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой
прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть
темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на
заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.
Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей — побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проект «Мы создаём спектакль»
Цель проекта: развитие творческих способностей детей средствами эстетического воспитания. Постановка спектакля по сочинённой сказке.
Задачи: образовательная – анализ и синтез полученных знаний; подготовка публичного выступления; презентация проекта;
развивающая — развивать творческие способности: выразительность речи, движений, изобразительные навыки;
воспитательная – воспитывать уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к природе.
Презентация результатов
Оформление результатов
Осуществление дея-ти
Планирование дея-ти
Погружение в проект
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом
(сроки реализации проекта ноябрь – февраль)
Цели и задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Деятельность родителей |
|
|||
Цель: подготовка обучающихся к проектной деятельности. Задачи: определение проблемы, темы и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся. |
Побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. |
Обучающиеся обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
Мотивируют детей, оказывают посильную помощь. |
Ноябрь |
На основе знаний, полученных обучающимися на занятиях театрального кружка, было принято решение попробовать создать спектакль своими силами. Произошла нестандартная ситуация, так как обычно сначала выбирается сценарий для постановки, а в нашем случае идея создания спектакля началась с выставки детских работ «Золотая осень…», которые были выполнены на уроках литературного чтения и уроках труда (смотри приложение).Кто-то из ребят сказал: «Какие красивые декорации получились!». Так возникла идея создания спектакля, действие которого должно происходить в осеннем лесу. |
Оказывали помощь в создании спектакля «Курочка Ряба» (подбор и изготовление костюмов) |
|
|
|||
Цель: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации. Декабрь — январь |
Итак, действующими лицами стали: Лиса Ёжик Медведь Сорока Мышка
Щерба Аркадий – ученик 5 «А» класса, посещает занятия театрального кружка, но не как ученик, а как старший наставник ребят. Знакомит детей с театральным искусством. Занимается постановкой кукольных мини-спектаклей по своим собственным сценариям. Вместе с Аркадием ребята составили «Правила актёра», которые им пригодятся в дальнейшей работе; смастерили кукол своими руками. Приход Аркадия для детей праздник! (смотри приложение) В конце января каждый предоставляет свою оформленную сказку (на уроках литературного чтения ребята учились оформлять обложку книги). Из предложенных сказок режиссёр выбирает ту, по которой будет поставлена инсценировка.
Лиса — Ёжик – Медведь – Сорока – Мышка – Рассказчик –
Горшкова Дарья Мацнева Анна Щерба Юрий
Блажев Виктор Фёдоров Вячеслав Соболева Наталия Раннева Ксения
Жемерова Юлия Широкова Полина Гладких Анастасия листья Зарубина Дарья Чернявский Денис Травкин Артём Чабдаров Альфред птицы Куриленко Егор
Чабдарова Николь – стихотворение «Театр» *** Театр – это мир идей, Перенесённый на людей. И это мир, в котором люди Живут надеждами на чудо. И тот, кто заглянул однажды, Уже не сможет не вернуться Туда, где может зритель каждый В любую сказку окунуться. Татаренко Дарья – присказка. ***
Подведение итогов: каждый получил определённое задание и начинает над ним работать. Установлены сроки реализации. |
Родители выступают в роли редакторов. Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
|
|
|||
Цель: работа над проектом. Задачи: самостоятельная работа обучающихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Январь |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Репетиции. |
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Репетиции. |
Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов. |
|
|||
Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи:– анализ и синтез данных; – формулирование выводов. Начало февраля |
Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Помощь в оформлении выставки. |
Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Оформление выставки «Осенние сказки». |
Помогают в обеспечении проекта. Мотивируют учащихся, создают чувство успеха. |
|
|||
Цель: демонстрация материалов, представление результатов. Задачи:– подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. |
Учитель организует презентацию. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат. |
Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. |
Оказывают помощь в подготовке презентации. |
Введение
Процесс приобретения знаний может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, если учитель постоянно культивирует интерес к предмету, уроку, который
могут вызвать только нетрадиционные формы организации учебного процесса. Именно к таковым относятся уроки с применением основ театральной педагогики.
Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе?
Нетрадиционные формы уроков – есть не что иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации, затем – привычное для каждого учителя гуманитарных дисциплин использование на уроке музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, т.е. всего того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Традиционно используем мы на уроках и чтение по ролям, особенно в младших классах, обучение выразительному чтению.
Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой.
Актуальность: проблеме познавательной мотивации обучения в настоящее время уделяется довольно пристальное внимание. Реальная заинтересованность учащихся в овладении русским языком и литературой все еще остается на низком уровне. Как заинтересовать ребенка? Что интересно современным детям? Развитие устной речи у учащихся рассматривается как одно из главных направлений при изучении русского языка и литературы. Современная методика рекомендует такие формы и приемы речевого развития, которые одновременно обеспечивали бы обогащение духовного мира ребенка, углубление его знаний по предмету, и расширение кругозора.
Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Изучением ее занимались многие виднейшие педагоги и методисты (например, М.А.Дмитриева, М.П.Воюшина, В.Г.Маранцман др.) не теряет она свою актуальность и сегодня, поскольку именно игра способна совместить и обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков, что особенно подчеркивается в новейших требованиях преподавания (новые ФГОС). Данная проблема многогранна, и требует углубленного изучения современными педагогами.
Театрализованные представления заставляют ребенка особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств. Такие представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
Театрализованное представление способствует не только развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, но и помогает создать самостоятельное высказывание, обеспечивая его логичность, полноту и лексическое разнообразие. Этот вид совместной деятельности учителя и учащихся – ненавязчивый и достаточно эффективный путь к обогащению и расширению словарного запаса школьников, преодолению ими скованности, страха перед публичным выступлением, развитию эмоционально-волевой сферы.
Цель: раскрытие технологии использования театрализации как возможного средства комплексного обучения детей школьного возраста литературе.
Задачи:
- познакомить с системой использования приемов театрализации на уроках литературы в 5-6-х классах;
- обосновать критерии отбора текстов;
- привести примеры ролевых и театрализованных игр, применяемых на уроках литературы в собственной практике учителя.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса у школьников не только к литературе, но и к всемирной истории, культуре, искусству.
2. Умение детьми комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.
3. Формирование новой психологии – творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.
Обогащение и расширение словарного запаса школьников, формирование четкой, грамотной речи, преодоление ими скованности, страха перед публичным выступлением, развитие эмоционально-волевой сферы.
Глава 1. Система использования приема театрализации на уроках литературы в общеобразовательной школе
Современный школьный образовательный процесс активизирует поиск новых путей взаимодействия театрального искусства и литературы.
Театрализация представляет собой сочетание театрального искусства (особенность театрального мастерства, свет, звук, декорации, режиссерские умения) и анализа эпического произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, композиция, жанр, автор), воплощающиеся в собственной трактовке. В театрализации намечаются две линии, которые в учебном процессе пересекаются, дополняя и развивая друг друга. Первая – восприятие произведений искусства, вторая – собственное оригинальное творчество читателя-школьника.
Полноценное восприятие текста, его «оживление» в сознании учащегося возможно лишь при активной деятельности всех сфер его личности, эмоциональном отклике, сопереживании к событиям жизни людей разных культурных эпох. Используя систему приемов театрализации опираемся на три аспекта:
— литературоведческий (содержательная сторона);
— образовательный (обучающая сторона);
— культурологический (развивающая сторона).
Не стоит забывать и о том, что, воспитывая читателя, формируем грамотного зрителя, думающего, понимающего, способного чувствовать.
Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо учитывать принципы использования приема театрализации:
- Предварительное знакомство учеников со средствами театральной выразительности;
- Преобладание читательской деятельности над зрительской, являющейся мотивацией;
- Поэтапное прохождение театрализации как процесса взаимодействия читательской и зрительской деятельности;
- Сохранение атмосферы произведения (быт, нравы, культура эпохи).
Критерии отбора материала:
— небольшие по объёму эпические тексты или цельные отрывки;
— преобладание в инсценируемом отрывке диалогов;
— правильный выбор темы и проблемы в тексте первоисточника;
— актуализация в инсценируемом отрывке проблем, близких современному школьнику.
В системе работы учителя можно выделить несколько этапов: пропедевтический (5 класс) воздействие на эмоционально-образном уровне, основной (6-7 класс) создание театральных сценариев и завершающий (8-10 класс) создание «режиссерских» интерпретаций.
Этапы театрализации:
- подготовительный, самый большой, восприятие и осмысление текста; исполнительский анализ;
- постановка;
- рефлексия – переосмысление.
1.1. Поэтапное использование приемов театрализации на уроках литературы.
Таблица 1
Этапы |
Уровни |
Аналитические и интерпретационные умения |
|||
Работа с текстом |
Создание образов-персонажей |
Авторское отношение |
Создание театрального пространства |
||
Подготовка |
Композиционно простой |
работа с театральными терминами, |
осмысление психологического портрета на основе |
отношение автора |
устное рисование |
Композиционно сложный |
композиционно-стилистический анализ произведений, выбор эпизодов эпических |
видение динамики внутреннего состояния и чувств героя, осознание этого, «смысловая» расшифровка поступка, раскрытие внешнего портрета с учетом психологических особенностей |
осознание |
выборочное чтение |
|
Постановка |
Композиционно простой |
Чтение в лицах, рассказ от лица героя, «актерский» пересказ, инсценировка диалога |
|||
Композиционно сложный |
Творческое устное изложение, инсценирование эпизода, театр одного героя, сценка – диалог |
||||
Композиционно составной |
Творческое устное изложение, инсценирование эпизода, театр одного героя, сценка – диалог |
||||
Рефлексия |
Композиционно простой |
Написание отзыва, ответы на вопросы |
|||
Композиционно сложный |
Сравнение, сопоставление инсценированного отрывка с прочитанным эпизодом, критическая заметка |
||||
Композиционно составной |
Сочинение-рассуждение, критическая статья, эстетическая оценка |
Ниже в таблице представлено последовательное усложнение театрально- интерпретационной деятельности в 5-6 классах.
Система использования приемов театрализации в 5-6 классах
Таблица 2
Критерии |
||
5 класс (пропедевтический этап) |
6 класс (основной этап) |
|
Доминанта – сюжет |
Доминанта – герой |
|
Сюжет |
Видение сюжета, выделение композиции, конфликта как сюжетообразующего компонента, |
Видение и называние компонентов сюжета (композиция, завязка, кульминация, пролог, эпилог и т.д.); |
Образ героя |
Видение и называние чувств, переживаний и мыслей героя, раскрытие образа героя через |
Видение, называние, понимание чувств, переживаний и мыслей героя; связь характеристики героя с сюжетом; раскрытие образа героя через автобиографию, имя, портрет, характер, поступок, речевую характеристику, диалог, через систему образов, авторскую оценку |
Жанр |
Видение малых эпических жанров |
Видение и называние малых эпических жанров |
Автор |
Видение и выявление авторской оценки по отношению к событиям, героям. «Осознание» нравственных уроков художественного |
Видение, выявление, объяснение и понимание авторского отношения к героям и событиям через речевые высказывания; сопоставление авторской точки зрения со своей |
Приемы театрализации |
Устное словесное рисование, чтение по ролям, работа с театральными терминами, составление «смысловых опор», работа с эпизодом для инсценировки, выбор музыкального и декорационного оформления сцены, посещение театра, «заочная экскурсия» в театр, просмотр |
Устное словесное рисование, работа с театральными терминами, выделение эпизодов для постановки, выбор ключевых сцен, оформление афиши, подбор костюмов, проектирование музыкального, светового и декорационного решения, «актерский» пересказ, «проба на роль», «актерские интерпретации, чтение по ролям, мизансценирование, инсценирование эпизодов, написание отзыва |
Глава 2. Практическое использование приемов театрализации в работе учителя
Приемы театральной педагогики и театрализации создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания детей, оттачивают их речь, прививают любовь к литературе, повышают общую культуру, порождают атмосферу ликующего творчества.
Дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.
На своих уроках я применяю следующие приёмы: этюд, выразительное чтение, инсценировка, театральная игра, кукольные постановки.
Технология игры, главная задача которой, понять жизнь, способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке. Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд — сценическое упражнение импровизационного характера, служащее для развития и совершенствования техники актёрского искусства.
Существует несколько видов этюдов: одиночный этюд на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие; одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами. Эти виды этюда я применяю чаще во внеурочное время, на кукольном кружке; групповые этюды, имеющие разнообразные методические цели и этюд на освоение способов словесного воздействия – на уроках литературы.
Одним из примеров является инсценировка. Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке литературы. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Затем мы читаем рассказ по ролям и инсценируем его. Я стараюсь сделать так, чтобы успешный ребенок и менее успешный поработали вместе. Для учащихся пятых классов использую прием “выразительного чтения” (одиночный этюд).
Словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Поэтому лучше использовать термин «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в кукольном кружке, школьном театре.
Требования, применяемые к театрализованной игре:
Психологические: игра должна обладать значимостью для каждого ученика, то есть должна быть мотивирована; обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации.
Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе.
Театрализованные игры — это маленькие пьесы, разыгрываемые учениками, в основном импровизированные. Цель игр: оживить события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции.
Пятиклассникам больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Игры с ручными куклами отвлекают ребенка от речевых трудностей и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Так, на уроке литературы мы разыгрываем небольшие сценки по произведениям И.А.Крылова («Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне»; из русских народных сказок.)
Организуя обобщающий заключительный урок по произведению В.Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе, мы подводим итог рассказа вместе с ребятами, делаем выводы о том, какие нравственные уроки жизни мы получили из рассказа. Для заключительной части мы используем игру «Прощание с Васюткой». Мы взяли куклу-мальчика и поговорили с Васюткой-куклой, проанализировали его поведение в лесу. Начался разговор: ребята давали советы герою, указывали на его ошибки, на его достоинства и прощались с ним. Васютка рассказывал о своих путешествиях, страхах, чувствах.
Одно из самых эффективных заданий – инсценирование текста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:
1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;
2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;
3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;
4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.
В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр — два вида искусства, общим для которых является слово.
Урок литературы — всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация — душа всего. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности, а также повышает интерес к предмету. Именно в театрализации возможна апробация накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Непосредственно на самом уроке преподаватель лишается авторитарной роли, потому что он выполняет лишь функции организатора «представления». Само «представление» после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся.
Изучение литературы предусматривает широкие межпредметные связи. Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учеников, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков — развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.
Использование приема театрализации способствует эмоционально-образной форме урока. Подготовка и проведение такого урока многосторонне приобщает детей к творчеству.
Прием театрализации – один из эффективных способов зримо увидеть содержание литературного произведения, развить воображение, без которого невозможно восприятие художественной литературы.
Общение с высокой литературой учит бережному отношению к наследию культуры. Нельзя недооценивать приём театрализации в социализации, воспитании патриотизма, гражданственности и формировании толерантности учащихся.
Примеры инсценирования на уроке литературы в 5 классе
Тема урока «Г.Х.Андерсен «Снежная королева»»
В первый раз я даю задание инсценировать маленький законченный эпизод почти без объяснения. Дети обычно говорят, что они понимают, что нужно делать. Проверяем в классе и обсуждаем работы, вместе составляем сценарий, одновременно анализируя текст
Инсценирование заставляет ученика объяснять каждое слово, зачем и почему оно здесь. Инсценирование текста особенно необходимо в начальный период обучения анализу текста. Например, для инсценирования взяты эпизоды из «Снежной Королевы» Андерсена (История с зеркалом, Диалог Герды с Разбойницей, Разговор Кая со Снежной Королевой…), «Хирургия» Чехова.
Выводы
Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком — это формировать гармоничную личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.
С использованием методов театральной педагогики эмоциональный интерес к любому виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые я предлагаю детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С кукольным театром мои ученики знакомятся с первого дня.
Заключение
Чем раньше педагог-словесник начнёт привлекать ребят к подготовке театрализованных, игровых фрагментов урока, тем раскованнее и увереннее будут чувствовать себя самодеятельные актёры.
Благодаря приобщению к художественной литературе высокой пробы на таких уроках исподволь происходит развитие речи школьников: обогащение активного и пассивного словарного запаса, формирование навыков использования правильного литературного языка развитие долгосрочной памяти, осознанного внимания, раскрепощение и приобретение опыта публичного выступления.
Система использования приемов театрализации при изучении эпических произведений будет способствовать формированию культуры читателя и зрителя при следующих условиях: знание и владение терминами театрального искусства, выразительных элементов театра; учет особенностей восприятия, анализа, понимания эпических произведений; критерии отбора, соблюдение этапов театрализации.
Приложение
Список литературы
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств./ М., 1967.
- Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. / М., 1998.
- Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. / М., 1993.
- Канн – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении./М., 1987.
- Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.
- Машевская С.М. Театральная деятельность как средство обучения риторике дошкольников и младших школьников // Начальная школа: до и после, №4, 2010, 22-26.
- Машевская С.М. Технология драматических игр Jeux dramatiques // Научный поиск, Шуя, 2012, №3, с. 37-44.
- Ершова А.П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.
- Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
- Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
- Леонов А.А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.
Урок-спектакль – форма нестандартного урока при обучении английскому языку в начальной школе
Спектакль, прежде всего – произведение драматического искусства, в основе которого лежит литературное произведение, служащее основой сюжета импровизации.
Урок иностранного языка в форме театрализованного представления представляет собой одну из форм нестандартного урока, где наиболее полно может быть выражена индивидуальность ученика, раскрыты его творческие способности при целенаправленной работе с приобретением учениками коммуникативной компетенции, включающих все виды речевых навыков (начиная с аудирования – прослушивания аутентичной сказки, заканчивая умениями диалогической и монологической речи).
Театральная постановка, как метод применяемый в обучении правильного построения речи, пришел в лингводидактику из речевой педагогики, и обладает обширным запасом средств и приемов его развития. С другой стороны, театр, как синтез искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства, сценического мастерства и д.р) стал незаменимым инструментом социализации личности. Термин «социализация здесь следует понимать, как «присвоение индивидом элементов культуры и социальных норм, на основе которых формируется социально значимые черты личности».
Условное искусство театра решает сложную задачу моделирования ситуаций реального человеческого общения, и в этом состоит его главное преимущество перед формализованным традиционным уроком. Формируется языковая среда, в которой ребенок использует приобретенные навыки и умения. Речь персонажа «от третьего лица», таким образом становится буфером, помогающим преодолеть говорящему языковой барьер.
Каждый ребенок, принимающий участие в постановке представления в качестве актера, режиссера, оформителя приобретает новую социальную роль, отличную от роли ученика. Педагог на время спектакля утрачивает свою привычную доминирующую роль и превращается в соучастника действия. Однако, именно перед преподавателем стоит сложная и ответственная задача: выбор и презентация аутентичной литературы и явлений культуры , на основе которой в дальнейшем будет строиться театрализованное представление.
Детская и подростковая литература является неисчерпаемым источником живого английского языка и свидетельств об иноязычной культуре. Выбирая те или иные темы для обучения, учитель руководствуется некоторыми принципами. Как правило, первичные требования к тексту включают в себя: аутентичность, информативную значимость, тематическую цельность, предметную связанность, сохранение авторской оригинальности, жанровую достаточность и репрезентативность.
По мнению О.Ю Болтневой при выборе материала учитель может выбрать для себя один из двух путей отбора материла: «опираясь на методические пособия или самостоятельно»:
— использование специально для этих целей подготовленных программ обучения в сети, где предусматриваются материалы для разных видов речевой деятельности, разных аспектов языка; предлагается и методика их использования на уроке;
— самостоятельный отбор отдельных материалов, которые могут быть на усмотрение учителя адаптированы к конкретным учебным задачам конкретной группы обучаемых.
Для тех, кто решил пойти по первому пути в настоящее время обширная база сети Интернет предлагает бесконечно множество сценариев, планов уроков, а также методических разработок для поведения представлений. При этом, во многих случаях практика показывает, что внедрение предложенных схем без опоры на характеристику состава класса и не учитывая уровень подготовки учеников не приносит положительных результатов. Большое количество новой лексики, которыми изобилуют аутентичные сказки приводят школьника в замешательство, и вместо того, чтобы играть роль, он вспоминает заученный текст, причем вся постановка становится еще одним непростым экзаменом.
Мы не призываем к искусственному занижению уровня владения английским языком, но настаиваем на более тщательном отборе материала для сценария, адекватного уровня адаптации произведения. Считаю, что преподаватель должен тщательно проработать текст под ту группу учеников, с которыми он работает.
Учитель также может попросить ребят самих написать сценарий сказки, в активных, инициативных и творчески развитых группах, при условии уверенного владения английским языком, этот вариант можно считать целесообразным и наиболее плодотворным.
В начальной школе ребята наиболее творчески свободны, им нравится фантазировать и это, возможно, может помешать организации театральной постановки. Поэтому на начальном этапе изучения английского языка учитель сам разрабатывает базовый сценарий, с применением элементов свободного обращения с материалом для каждой роди в отдельности (после этапа распределения ролей).
На подготовительном этапе выбора произведения полезно познакомить ребят с писателем, его биографией и творчеством.
Прежде чем приступать к постановке пьесы необходимо вникнуть в сюжет, осознать постановку, обдумать ее на русском языке. Создавая образ того или иного героя, ученик должен понимать каждое слово своего текста, чтобы в дальнейшем чтение произведения по ролям (с опорой на интонации и с выражением) не вызывало трудностей.
После презентации произведения учитель переходит к этапу презентации сказки на английском языке. В настоящее время в сети интернет (в частности, на видеохостинговом сайте youtube.com) выбору учителя и ученика предоставлены видеоролики, на которых аутентичные сказки начитаны носителем языка (например, сказки для детей таких известных англоязычных авторов как Доктор Сьюз, Дрю Дэйуолт, Джулия Дональдс, Джулз Бэнтли, Эрих Крал). Многие из этих авторов переведены на русский язык, и персонажи сказок уже стали любимыми. Подобные материалы пользуются большой популярностью, поэтому авторы предоставляют пользователям довольно качественный, анимированный контент, с хорошим звуком и ярким и запоминающимся видеорядом.
После первичного просмотра и прослушивания выбранной истории, преподаватель инициирует обсуждение содержания произведения, сюжета, главных героев. Каким видят того или иного персонажа ребята. На этом этапе повторяется пройденная лексика, которая будет служить опорами для введения новых лексических единиц.
Следующий этап – распределение ролей (или cast). Преподавателю здесь предоставляется свобода выбора каким образом он сформирует своих актеров, в соответствии с успеваемостью учеников, или с артистическими данными, или по личной инициативе желающих.
С этого момента маленькие актеры получают атрибут своего персонажа, который психологически будет служить ключом для перевоплощения в роль (фея – крылья, принцесса- корону, мышка- ушки и хвостик и т.д.). Главная задача учителя задействовать как можно большее количество участников постановки и обеспечить в той или иной форме участие каждого в классе.
Затем можно перейти к индивидуальной работе с каждым ребенком по выразительному чтению его реплик. Когда все участники смогут хорошо прочитать роль, можно перейти от индивидуальной к групповой работе и провести несколько читок пьесы. Завершается подготовительная работа презентацией постановки.
По мнению А.С. Комарова «постановка пьесы не должна занимать слишком много времени, чтобы ученики не остыли».
В который раз мы встречаем сложность субъективного характера относительно продолжительности подготовительного этапа к постановке. Откуда преподаватель может взять временной ресурс, и как обеспечить присутствие всех участников пьесы на репетициях.
Отвечая на этот вопрос, мы должны подчеркнуть, что главная цель организации театральной постановке на уроке иностранного языка – развитие речевых навыков, театр – лишь средство его достижения. Поэтому оттачивать актерское мастерство не имеет смысла, фокус должен быть направлен на освоение определенных навыков или умений. Как только цель поставленная преподавателем достигнута, ученики овладели лексическими единицами, грамматическими конструкциями и оперируют ими, можно завершать проект. Грамотно проведенный нетрадиционный урок – театральная постановка должен включать в себя несколько репетиций (2-3) на подготовительном этапе и завершаться открытым уроком — постановкой. Такие сжатые сроки обусловлены отобранным материалом – он должен основываться только на пройденном материале, отрабатывать знакомые схемы.
Театральная постановка прочно вошла в обиход педагогической практики не только языковых школ, но и широко используется на уроках в школе в качестве завершающего этапа обучения определенной тематике.
Требования, предъявляемые к организации театральной постановки на уроке иностранного языка отличается своей спецификой. Преподаватель при выборе темы к театральному представлению должен строго ориентироваться на уровень подготовки учеников, особенности возрастных интересов, и четко представлять себе какие речевые навыки и умения будут сформированы в процессе постановки сказки.