Попробуем разобраться почему стартер «башмачит» и как самостоятельно устранить эту неисправность.
На примере стартера 29.3708 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099).
Что скрывается под выражением «башмачит стартер»?
«Башмачит» значит подклинивает при вращении, вращает слишком медленно.
Признаки неисправности
Частота вращения вала стартера при пуске двигателя в пределах 1650 об/мин. Если при пуске стартер слишком медленно вращает коленчатый вал двигателя, либо, то вращает нормально, то замедляется (подклинивает) — скорее всего он «башмачит».
Попутно из-за высокой нагрузки на аккумулятор может гаснуть подсветка приборов, свет в салоне.
Причины неисправности «башмачит стартер»
1. Разряжен аккумулятор.
Севшая аккумуляторная батарея не даст стартеру нормально крутить двигатель так как стартер самый мощный потребитель электроэнергии (280 А), а обеспечить достойный пусковой ток у нее не получается.
2. Плохой контакт в соединениях.
Окисленные контакты, плохо затянутые соединения электрической цепи стартера, дают большие потери электрического тока при пуске двигателя.
3. Неисправно тяговое (втягивающее) реле стартера.
Изношены контакты внутри реле. Не замыкаются в достаточной степени при подаче на него напряжения.
4. Разбиты втулки вала стартера.
Ваз стартера 29.3708 вращается на двух металлокерамических втулках. При износе соосность их нарушается и вал начинает подклинивать.
5. «Подвисают» или изношены щетки стартера.
Если стартер работает уже более 100.000 км пробега вполне вероятно с его щеточным узлом будут проблемы. См. фото в начале статьи.
6. Подгорел или изношен коллектор.
К изношенным щетка на стартерах с длительной эксплуатацией практически всегда добавляется загрязнение или подгорание коллектора. В таком случае между ними нарушается контакт и стартер крутит слишком медленно («башмачит») или не крутит вовсе.
Подробно о коллекторе: «Признаки (симптомы) подгорания коллектора якоря стартера».
Что делать, если стартер автомобиля «башмачит»?
1. Проверяем заряд АКБ.
Снимаем клеммы проводов с выводов аккумулятора. Присоединяем щупы мультиметра в режиме вольтметра к выводам АКБ. Смотрим показания. Если аккумулятор заряжен на 100 процентов, напряжение на выводах составляет 12,7-13 В, 12,5 — 75 процентов, 12,3 В — 50 процентов, 12,1 В — 25 процентов, 11,8 В — 0 процентов. Подробнее: «Проверка аккумуляторной батареи автомобиля».
2. Проверяем надежность соединений электрической цепи включения стартера.
Особое внимание соединениям «клемма провода на стартер — плюсовой вывод АКБ», «клемма провода от АКБ — верхний вывод тягового реле стартера», а так же проверяем массу стартера (См. фото ниже). В случае необходимости зачищаем контакты и подтягиваем соединения.
См. «Как заставить стартер автомобиля энергичней крутить?».
3. Проверяем тяговое (втягивающее) реле.
Не снимая и не разбирая стартер можно проверить только исправность втягивающего реле. Для этого соединяем отверткой два его вывода (болта). Стартер включился — реле неисправно, нет, придется снимать и искать причину дальше.
4. Поверяем щетки.
На стартере 29.3708 для доступа к щеткам нужно снять стартер. На самом стартере необходимо снять заднюю крышку. Если щетки менее 0,5 см высотой, их следует заменить новыми. Сделать это можно не разбирая стартер. Так же необходимо проверить свободу перемещения щеток.
Подробно о самостоятельной замене щеток стартера: «Как заменить щетки стартера автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099».
5. Проверяем коллектор.
Для полного доступа к коллектору придется разобрать стартер. Если он не разрушен, зачищаем его мелкозернистой наждачной бумагой, промываем бензином.
6. Проверяем втулки вала стартера.
Примечания и дополнения
Иногда вместо маховика шестеренка стартера прокручивает только его зубчатый венец. Происходит это если при ремонте венец был установлен на маховик с нарушениями и стал проворачиваться. Со стороны стартера при этом доносится скрежет и шум.
В ряде случаев причиной подклинивания стартера может быть «обрыв» или «короткое замыкание» в обмотках якоря. Но чаще всего при этом стартер не крутит вообще.
Еще статьи по автомобильному стартеру
— Реле включения стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Стартер не выключается после пуска двигателя, почему?
— Втягивающее срабатывает, стартер не крутит, почему?
— Неисправности бендикса стартера
— Почему стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе?
— Проверка обмоток стартера на короткое замыкание и обрыв
Подписывайтесь на нас!
Башмачит стартер? Решено!
Ну так дорогие мои читатели сегодня поведаю вам о решении возрастной болячки стартера. И так имеем заводской стартер на 0.7 кВт если не ошибаюсь, со временем начинает башмачить(тяжело крутить) замена щеток, втягивающего, выработка втулок и последующая замена оных бывает не помогает и стартер теряет мощность, зимой это становится проблемой и портит АКБ в добавок кто то начинает вмещать не вмещаемое а именно 90А акб колдовать с добавлением толстых кабелей массы и прочего шаманства, сам прошел через это так как этим занимаюсь ковырял стартер раз 5 не смог точно уточнить якорь или обмотка умирает, но порывшись в каталогах увидел что на 2.2 идут редукторные стартеры мощностью 1.4 кВт подходят болт он и стартер заводит в -35*С как ни в чем не бывало бодро и быстро, был куплен стартер фирмы Krauf и уже года 3 радует, но перед установкой советую смазать втулки и протянуть винтики.
P.S. не вздумайте мазать литолом убьете втулки, онли масло(я использовал моторное)
P.S. В общем парт номер FE1H-18-400 «BN0K95618400B» вскрыл 2021г август состояние идеальное щетки длинные люфтов нету на втулках, только пыль графитовая все отмыл смазал собрал
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Основные неисправности стартера
Основные неисправности стартера.
1. Стартер прокручивает:
- Выход из строя бендикса.
- Выход из строя планетарного механизма.
Причина:
- Попадание жидкости и вымывание пластичной смазки стартера, из планетарного механизма что приводит к износу втулок (подшипников) шестерен, люфту и износу зубцов планетарной шестерни.
- Длительное использование стартера без обслуживания.
- Плохой запуск двигателя, в результате чего происходит нагрев стартера и просадка (усталость) пружин бендикса.
- На автомобилях с дизельным двигателем не правильно отрегулированная топливная аппаратура при запуске двигателя приводит к обратному удару, через венец маховика по приводной шестерне бендикса, что приводит к выходу из строя планетарного механизма.
2. Стартер щелкает:
- Нет массы( контакта минус) на корпусе стартера.
- Не достаточно пускового тока, для запуска стартера.
- Износ щеток стартера.
- Выход из строя втягивающего реле (электромагнита).
- Выход из строя ротора (якоря) стартера.
- Замыкание на корпус стартера обмотки статора.
Причина:
- Окисление, в результате попадания влаги, массового провода.
- Обрыв массового провода.
- Разряжена либо замкнута АКБ.
- Попадание жидкости в электромотор стартера.
- Замыкание на массу щеточного узла (щеткодержателя) стартера.
- Износ ламин ротора (якоря) стартера.
- Замыкание на массу ротора(якоря) стартера, что привело к сгоранию ротора стартера.
- Подгорание контактов (пятаков) втягивающего реле.
3. Стартер тяжело крутит (башмачит):
- Износ втулок ротора (якоря) стартера.
- Замыкание на массу обмотки ротора (якоря) стартера.
- Замыкание на массу обмотки статора стартера.
- Замыкание на массу щеточного узла стартера.
Причина:
- Попадание жидкости, вымывание пластичной смазки со втулок.
- Попадание жидкости, разрушение изоляции обмоток ротора стартера.
- Попадание жидкости, разрушение изоляции обмоток статора.
- Попадание жидкости, разрушение изоляторов щеточного узла стартера.
4. Металлический шум (скрежет) при запуске двигателя стартером:
- Износ втулки бендикса.
- Износ втулки вала свободного хода бендикса
- Износ (задиры) на венце маховика.
Причина:
- Попадание жидкости и вымывание пластичной смазки со втулок.
5. Стартер щелкает на горячую, на холодную работает:
-
Втягивающее реле (электромагнит).
- Пружины щеточного узла потеряли твердость.
Причина:
- Залипание сердечника втягивающего реле.
- Нагрев пружин (из-за чрезмерного вращения стартером).
Как «убить” стартер
-
Проехать на стартере, пока автомобиль не перестанет ехать! (стартер сгорит полностью).
-
Запускать двигатель автомобиля (если он не запускается) в течении минуты и более не выключая стартер.
-
Запустить стартер при работающем двигателе автомобиля.
-
Отремонтировать стартер не в «Кар-Го»!!!!!
-
avtorain
- АвтоЭксперт
- Сообщения: 1366
- Зарегистрирован: 24 фев 2008, 00:00
- Награды: 2
-
Репутация: +3
Перебои в работе стартера
Проблема вылезла недавно и пока проявляется редко. Ситуация следующая: при повороте ключа в положение «стартер» никакого эффекта, затем со второй попытки (пока) крутит нормально. Либо так: крутит, затем на пол-секунды замолкает, после продолжает крутить.
Причем если крутит, то крутит бодро, без всяких посторонних звуков.
Кто-нибудь в курсе, что может быть причиной?
Авторадиоклуб 4E FM АКА АВТОРЭЙН
Дурной собаке сто верст не крюк (это про меня)
-
West2K
- Инструктор
- Сообщения: 3934
- Зарегистрирован: 27 дек 2005, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: +3
Сообщение West2K » 19 июл 2010, 18:43
Щётки
Добавлено спустя 51 секунду:
Разбери и посмотри, будешь знать наверняка. А зачем гадать то, всеравно снимать нужно и делать.
-
masya115-505
- Автолюбитель со стажем
- Сообщения: 127
- Зарегистрирован: 28 фев 2010, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение masya115-505 » 19 июл 2010, 18:55
втягивающее реле «глючит» (контакт плохой)…бендикс сношен, зубья на венце маховика
West2K, точно))
avtorain, снимай смотри
-
avtorain
- АвтоЭксперт
- Сообщения: 1366
- Зарегистрирован: 24 фев 2008, 00:00
- Награды: 2
-
Репутация: +3
Сообщение avtorain » 19 июл 2010, 21:22
West2K, masya115-505, это само собой, выберу время разберу посмотрю
Просто в электрике слабоват, стартер разбирать пока не приходилось. По-этому спрашиваю совета Например как определить что неисправны именно щетки?
зубья на венце маховика
masya115-505, а разве в этом случае якорю что-то мешает вращаться? Напоминаю что стартер либо крутит отлично либо вообще замолкает
Авторадиоклуб 4E FM АКА АВТОРЭЙН
Дурной собаке сто верст не крюк (это про меня)
-
zgein
- Автолюбитель
- Сообщения: 48
- Зарегистрирован: 31 мар 2010, 00:00
-
Рейтинг: 48 -
Репутация: 0
Сообщение zgein » 31 июл 2010, 17:18
avtorain, совет будет такой, для начала определись глючит электронника или сам стартер! может контроллер???Если есть реле стартера, управляемая контроллером, то такое тоже может быть….
В одиночку человек только слабое творение.. но чего только не в состоянии сделать тот же человек,обьединившись с себе подобными…
-
scliarow
- Автолюбитель со стажем
- Сообщения: 123
- Зарегистрирован: 06 июн 2010, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение scliarow » 31 июл 2010, 17:29
башмачит, если карбюратор-раннее зажигание.
какое авто?
ставлю сигнализации.чипы для ключей и автозапуска, диагностика.
т.89324772204
-
PatruSHEFF
- Автолюбитель
- Сообщения: 21
- Зарегистрирован: 19 авг 2008, 00:00
-
Рейтинг: 21 -
Репутация: 0
Сообщение PatruSHEFF » 31 июл 2010, 17:34
У меня на ниве такая же ерунда со стартером. Менял втягивающее, стало норм работать
-
partizan559
- АвтоЗнаток
- Сообщения: 380
- Зарегистрирован: 21 дек 2008, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение partizan559 » 31 июл 2010, 18:01
scliarow, +100 По любому стартер башмачит….. Если бы дело было в электрике, то скорее всего либо бы крутило, либо бы не крутило. А если крутит с остановкой, то скорее всего стартер. Но проверку лучше все же начать с электроники…
Каждый русский человек мечтает хотя бы раз в жизни выдернуть шнур и выдавить стекло… (С)пёрто!
-
рыбак
- АвтоЭксперт
- Сообщения: 1304
- Зарегистрирован: 27 фев 2008, 00:00
- Награды: 1
-
Я езжу на: Kia Rio
-
Репутация: +7
Сообщение рыбак » 31 июл 2010, 21:40
мой тебе совет. сначала проверь контакты на замке зажигания.(контакты подгорают и начинаются глюки), а уж потом кидайся в крайности типа втягивающего. и стартера. поверь моему опыту или
-
Slawa
- АвтоСпец
- Сообщения: 785
- Зарегистрирован: 25 фев 2008, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение Slawa » 31 июл 2010, 23:44
рыбак, +1, в пятнитцу заменил замок и проблемма крутит не крутит пропала.avtorain, Щелчки вреле слышно или нет? если нет то замок .
АРК , позывной Палыч
-
maks72t
- АвтоЗнаток
- Сообщения: 261
- Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение maks72t » 01 авг 2010, 00:30
машина какая ? если русская то купи новый и не парься !
-
scliarow
- Автолюбитель со стажем
- Сообщения: 123
- Зарегистрирован: 06 июн 2010, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение scliarow » 01 авг 2010, 11:01
если а/м нива шеврол- подай + на втягивающее с аккумулятора, сразу станет ясно
где собака зарыта.
ставлю сигнализации.чипы для ключей и автозапуска, диагностика.
т.89324772204
-
zgein
- Автолюбитель
- Сообщения: 48
- Зарегистрирован: 31 мар 2010, 00:00
-
Рейтинг: 48 -
Репутация: 0
Сообщение zgein » 01 авг 2010, 12:00
scliarow, ет точно! главное чтоб неисправность проявилась.
В одиночку человек только слабое творение.. но чего только не в состоянии сделать тот же человек,обьединившись с себе подобными…
-
avtorain
- АвтоЭксперт
- Сообщения: 1366
- Зарегистрирован: 24 фев 2008, 00:00
- Награды: 2
-
Репутация: +3
Сообщение avtorain » 03 авг 2010, 22:14
Ребят, спасибо всем огромное, советы обязательно учту
В данный момент эти глюки прекратились, посмотрим, надолго ли
Авторадиоклуб 4E FM АКА АВТОРЭЙН
Дурной собаке сто верст не крюк (это про меня)
-
uat
- Зоркий глаз
- Сообщения: 3111
- Зарегистрирован: 12 сен 2007, 00:00
- Награды: 3
Сообщение uat » 04 авг 2010, 00:44
avtorain, Дим, ты действительно сначала определи в чём причина, а потом уже вскрытие делай. Ну во-первых, если поворачиваешь ключ на старт и вообще никаких звуков и эффекта, то стартер вообще ни при чём. При повороте ключа должны срабатывать два реле — одно втягивающее, которое издаёт громкий щелчок металлического типа, а второе реле, это небольшое реле, которое и подаёт питание на втягивающее реле стартера. В-общем, если слышим довольно громкий металлический щелчок — то втягивающее сработало, значит дело в стартере (щётки, обмотки, контакт с аккумулятором и т.д.). Если слышим слабый глухой щелчок — сработало реле включения стартера, а втягивающее нет (смотрим контакт на втягивающем). Если вообще никаких звуков при повороте ключа — смотрим замок зажигания, проводку и реле включения стартера. Помимо прочего, часто к таким симптомам приводит плохой контакт провода массы с двигателем или кузовом.
Начинающий фотограф
-
scliarow
- Автолюбитель со стажем
- Сообщения: 123
- Зарегистрирован: 06 июн 2010, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение scliarow » 04 авг 2010, 11:47
uat.
Ну ты и спец по звукам находить поломку.Смешно.
A если контакты на реле стартера подгорели (слабый щелчок), или на втягивающем
(металлич. типа).
ставлю сигнализации.чипы для ключей и автозапуска, диагностика.
т.89324772204
-
zgein
- Автолюбитель
- Сообщения: 48
- Зарегистрирован: 31 мар 2010, 00:00
-
Рейтинг: 48 -
Репутация: 0
Сообщение zgein » 04 авг 2010, 12:00
uat, scliarow, спокойно братцы! Сначала avtorain,скажет нам после проявления дефекта ,что да как…., подскажем если что!, где собака порылась!
В одиночку человек только слабое творение.. но чего только не в состоянии сделать тот же человек,обьединившись с себе подобными…
-
avtorain
- АвтоЭксперт
- Сообщения: 1366
- Зарегистрирован: 24 фев 2008, 00:00
- Награды: 2
-
Репутация: +3
Сообщение avtorain » 04 авг 2010, 16:25
zgein, когда проявлялось, то либо крутит бодро и свободно, либо как сказал uat,
вообще никаких звуков и эффекта
Пока работает нормально лезть туда не буду. Еще раз спасибо
Авторадиоклуб 4E FM АКА АВТОРЭЙН
Дурной собаке сто верст не крюк (это про меня)
-
KAMATO3
- Автолюбитель со стажем
- Сообщения: 215
- Зарегистрирован: 20 окт 2008, 00:00
-
Репутация: +1
Сообщение KAMATO3 » 04 авг 2010, 16:42
Такая же фигня у меня на 14. Поворачиваешь замок и никаких эфектов, вообще не крутит. Если на 5 передаче немного прокатить авто с выключеным зажиганием, то потом бывает заводиться а бывает нет, что лечится постукиванием ключиком по стартеру.
В чем может быть причина? Втягивающее?
К чему готовиться то хоть?
Под курятник — тесно, для собачки — холодно… навоз держать — вытечет…
-
Gambit
- АвтоЭксперт
- Сообщения: 1433
- Зарегистрирован: 21 мар 2007, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: +1
Сообщение Gambit » 04 авг 2010, 17:01
А стартер какой? Редукторный или обычный?
Готовиться как минимум к снятию, разбору и осмотру содержимого стартера
А вообще реле стартера глянь, стоит 50 рублей, заменить раз плюнуть
-
scliarow
- Автолюбитель со стажем
- Сообщения: 123
- Зарегистрирован: 06 июн 2010, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение scliarow » 04 авг 2010, 18:04
каматоз.
похоже на бендикс.
ставлю сигнализации.чипы для ключей и автозапуска, диагностика.
т.89324772204
-
ganstown
- Пилот
- Сообщения: 4906
- Зарегистрирован: 02 дек 2007, 00:00
- Награды: 1
Сообщение ganstown » 04 авг 2010, 21:16
когда бендикс тогда слушны щелчки втягивающего, а кручения ротора нет потому как контактная пластина пятаки не замкнула, либо по причине их обгорания, либо потому что втягивающее не до конца срабатывает, а если просто при повороте ключа тишина то тут скорее всего замок зажигания. Берешь по схеме скидываешь контакты с замка которые отвечают за стартер и замыкаешь(зажигание должно быть включено).
Да еще не поленись пройди по всем контактам что идут от акб до стартера мало ли гайки поткручивались
жи бувает жи есть же
-
uat
- Зоркий глаз
- Сообщения: 3111
- Зарегистрирован: 12 сен 2007, 00:00
- Награды: 3
Сообщение uat » 04 авг 2010, 21:43
KAMATO3, точно не бендикс. Где-то нет контакта.
Начинающий фотограф
-
scliarow
- Автолюбитель со стажем
- Сообщения: 123
- Зарегистрирован: 06 июн 2010, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение scliarow » 05 авг 2010, 10:42
Контакта не будет на втягивающем если развалился бендикс (мешает нормально замкнуть контакты и не входит в зацепление с маховиком).
ставлю сигнализации.чипы для ключей и автозапуска, диагностика.
т.89324772204
-
Дениska
- АвтоЭксперт
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: 10 авг 2009, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: +8
Сообщение Дениska » 25 янв 2013, 13:42
подниму темку,
на одной 2110 появилась такая хрень:
иногда на холодную, начинаешь заводить, а от стартера звук такой, типа «вжииии»
но хрустов нету, тут же отключаешь зажигание, 5 сек ожидания и со второго раза машина заводиться нормально уже. что то кажется что проблема будет прогрессировать, поэтому надо лечить.
почитали в нете,думаем на бендикс, но может еще кто что подскажет по проблеме ?
и еще, будем разбирать стартер, что можно сразу заменить пока разобранный ?? может мелочи какие сразу поменять заодно ?
стартер хз какой,редукторный или обычный, заводской скорее всего.
-
KolemBass
- Поручик
- Сообщения: 10193
- Зарегистрирован: 31 май 2008, 00:00
- Награды: 4
Сообщение KolemBass » 25 янв 2013, 14:11
Дениska, Не срабатывает электромагнит втягивающего или изношен бендикс, разбери, подключи на аккум и увидишь
Интриги, скандалы, расследования… Недорого
-
Дениska
- АвтоЭксперт
- Сообщения: 1447
- Зарегистрирован: 10 авг 2009, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: +8
Сообщение Дениska » 25 янв 2013, 15:41
а можно ли проверить втягивающее без аккума ??
бендикс то понятно, его видно будет сразу…
-
evgen2112
- Автолюбитель со стажем
- Сообщения: 217
- Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение evgen2112 » 04 фев 2013, 11:16
Привет всем!
А у меня вот какая проблема происходит иногда.
При повороте ключа стартер не срабатывает. Дело 100% не в стартере и не во втягивающем реле. Так как пробовал с другим стартером и втягивающим полностью исправным. Если замыкать контакты отверткой на втягивающем реле, то заведется без проблем. Даже если заглушить и попробовать сразу потом с ключа то тоже заведется. Обычно это происходит, когда машина прогрета уже. Иногда, бывает при повороте ключа, только через секунду срабатывает. Думаю дело даже не в замке зажигания. Так как заметил, что если машина долго стоит на морозе, и я пробую завести ее с автозапуска, то просто происходит щелчок и машина сбрасывается с автозапуска как неудачная попытка завести. Но если тут, же попробовать с ключа, то норм заведется. Думал, может дело в акк. Поставил новый все так же. Менял реле черное в блоке предохранителей, причем, иногда поменяю на другое в момент, когда не заводиться, то сразу заведется, но бывает и замена не помогает. Вот в общем фиг знает что делать. И массу что на кузов и двигатель зачищал тоже.
-
black013
- АвтоГуру
- Сообщения: 7254
- Зарегистрирован: 21 окт 2007, 00:00
- Награды: 2
Сообщение black013 » 04 фев 2013, 11:37
evgen2112,
вариант с заменой силового реле, отвечающего за подачу напряжения на втягивающее реле (или на стартер) не рассматривал?
если не заводится только с автозапуска — то это точно реле
пс:
еще вариант — это предохранитель силовой цепи, либо плохой контакт в месте установки предохранителя…либо предохранитель замени…
-
klays
- Автолюбитель со стажем
- Сообщения: 116
- Зарегистрирован: 10 авг 2010, 00:00
- Награды: 1
-
Репутация: 0
Сообщение klays » 04 фев 2013, 13:02
у меня было такое когда фишка отошла и при чем только по утрам в морозы,тоже грешил на шетки ,заехал на эстекаду снял стартер ,разобрал ,собрал а он опять точно также.А потом в один прекрасный момент совсем не стал крутить полез провода шевелить и оказалось что провод слетел с «папы»
Стартер крутит слабо
На его работу влияют все компоненты, входящие в систему зажигания. Выход из строя одного из них влечет за собой поломку остальных. Например, при нарушении целостности электропроводки стартеру тяжело прокрутить двигатель. В этом случае между щетками проскакивает искра, которая выжигает коллектор.
Прежде чем приступать к ремонту из-за того, что плохо крутит стартер, нужно исключить другие возможные причины плохого старта (автор видео Иван Матиешин).
Возможные причины
Одной из причин может быть моторное масло, если двигатель плохо запускается на холодную. Оно могло давно не меняться либо не отвечает сезону. Когда на улице мороз, следует использовать зимнее масло, которое имеет составляющие, учитывающие его эксплуатацию при низких температурах. Летнее масло в морозную погоду загустевает, становится вязким, «склеивая» поршневую систему.
Если стартер слабо крутит на горячую, то причина уже не в масле. В первую очередь стоит проверить зарядку аккумулятора.
Решение
Если с аккумулятором все нормально, а пусковое устройство слабо крутит, следует прозвонить всю систему зажигания, проверить работоспособность:
- замка зажигания;
- втягивающего реле;
- аккумулятора (подключение массе на кузов, клеммы);
- стартера.
Возможные неисправности, при которых постоянно крутит стартер, но двигатель не заводится:
- подгорел коллектор или между его пластинами происходит замыкание;
- обрыв в обмотке якоря или стартера;
- щетки сильно изношены или зависли;
- произошло межвитковое замыкание в обмотках пускового устройства или якоря;
- замыкание на «массу».
Если при старте слышен щелчок, а потом он начинает прокручиваться со звуком скрежета шестерни маховика о зубья маховика, это может быть вызвано следующими причинами:
- выбоины в зубьях маховика;
- ослаблена буферная пружина буфера;
- неправильно отрегулирован момент зажигания или ход шестерни.
После демонтажа пускового агрегата его следует почистить, проверить, вычистить щетки, отшлифовать корректор. При обнаружении неисправных деталей их нужно заменить.
Перед установкой стартера на место следует заменить старую смазку новой.
Причины возникновения неисправности
Если плохо крутит стартер при заряженном аккумуляторе, то поломка, в большинстве случаев, находится в устройстве запуска двигателя.
Причиной низкой частоты вращения коленвала двигателя, в этом случае, могут быть:
- Неисправность проводки.
- Выход из строя стартера.
- Неисправность втягивающего реле.
- Густое масло.
Прежде чем приступать к выявлению вышеуказанных причин, следует убедиться в том, что аккумулятор выдаёт достаточный для запуска двигателя ток. Для этого можно воспользоваться нагрузочной вилкой. Если аккумулятор обслуживаемый, необходимо замерить плотность электролита.
Неисправности проводки
Стартёр двигателя внутреннего сгорания является самым энергоёмким прибором электрооборудования автомобиля, поэтому некачественное крепление проводов и клемм, может снизить эффективность работы этого устройства.
Сила тока, которая возникает в момент включения стартёра, настолько велика, что в недостаточно хорошо прикреплённых проводах может образоваться электрическая дуга. Часть энергии будет уходить на поддержания этого эффекта, в результате чего стартёр будет вращаться очень медленно.
Кроме недостаточной силы тока в цепи, электрическая дуга может привести к возгоранию, поэтому если аккумулятор плохо крутит стартер, следует в первую очередь осмотреть клеммы подключения аккумулятора, а также проверить качество соединения положительного провода, который подключается от «+» аккумулятора к втягивающему реле.
Также следует проверить кабель, который соединяет корпус двигателя с кузовом автомобиля, в этом месте также может быть недостаточно хороший контакт.
Кроме утечки электрического тока и плохо затянутых гаек и болтов, стартеру может недоставать электрической мощности, по причине окисления клемм аккумулятора. В этом случае образуется прослойка из плохо проводящего электрический ток вещества, которое и является причиной ухудшения работы стартера.
Данная проблема может быть легко решена, если использовать для удаления образовавшегося слоя окисления содовый раствор:
- Для приготовления раствора используется обычная сода и тёплая вода в соотношении 1 к 10.
- Для очистки клемм можно использовать ветошь, но наиболее подходящим инструментом, для выполнения данных работ, является старая зубная щётка.
Неисправно втягивающее реле
Очень распространённая поломка, которая может быть причиной плохой работы стартового механизма автомобиля.
Если произошло короткое замыкание обмотки электромагнита, то потребуется полностью заменить данную деталь, но в большинстве случаев причина неудовлетворительной работы втягивающего реле заключается в неисправности, возникающей в результате подгорания контактов реле.
Для того чтобы восстановить работоспособность устройства, необходимо снять втягивающее реле с корпуса стартера и снять эбонитовую крышку, к которой подключаются провода.
Внутри устройства, будет расположена медная пластина, замыкающая контакты реле. Именно эта деталь и бывает наиболее повреждена. Поверхность пластины, которая соприкасается с контактами, необходимо очистить от неровностей, которые возникают вследствие повышенных температур во время замыкания контактов. Для этого следует воспользоваться бархатным напильником, но снимать металл следует очень осторожно, чтобы пластина не истончилась слишком сильно, иначе хорошего контакта между проводниками электрического тока не будет.
Контакты, которые расположены на эбонитовой крышке втягивающего реле, также необходимо зачистить. Чтобы осуществить данную операцию, необходимо выкрутить болты, к которым присоединяются провода, и зачистить их с той стороны, которой они соприкасаются с контактной пластиной. Очистка поверхности болтов осуществляется напильником. Снимать необходимо минимальное количество металла, чтобы контакты достаточно плотно соприкасались с контактной пластиной электромагнита.
Стартер крутит тяжело
Ток проходит от аккумуляторной батареи до пускового устройства длинный путь по электрической сети, которая состоит из большого количества соединений и проводов. Во время эксплуатации происходят окислительные процессы, контакты и провода подвергаются коррозии. Кроме того, может прогореть проводка, что приводит к нарушениям целостности электросети и перебоям или полному прекращению подачи электрического тока к стартеру.
Возможные причины
Если при старте стартер башмачит, в основном это связано с повреждением контактов. В первую очередь необходимо прозвонить проводку, проверить ее целостность, Особое внимание следует уделить коллектору, где провода часто перегорают. При продолжительной эксплуатации проводка может со временем прогнить.
Решение
Если обнаружены, неполадки в электрической сети в виде пробоя или обрыва, нужно полностью заменить поврежденный участок. При этом не стоит пользоваться изолентой, так как она прослужит недолго.
Для восстановления рабочего состояния электросети, следует обязательно очистить клеммы и контакты во всех частях пусковой системы: окислившиеся контакты являются основной причиной плохого поступления электрического тока.
Очищение состоит из следующих шагов:
- Отключается электропитание авто путем снятия отрицательной клеммы с АКБ.
- Далее необходимо зачистить поверхности контактов с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
- Все соединения, клеммы и контактные болты следует обработать обезжиривающим средством: бензином, спиртом, растворителем.
- Перед установкой клемм на место их рекомендуется смазать литолом или солидолом, и хорошо обжать.
В основном замена поврежденных участков проводки и чистки контактов достаточно, чтобы исчезла проблема тугого запуска. Если же положительного результата достичь не удалось, то проблему нужно искать в пусковом устройстве. Для этого придется демонтировать агрегат и искать неисправности.
При осмотре агрегата следует уделить внимание щеткам, состоянию якоря, проверить пятаки втягивающего реле на предмет наличия копоти. Напоследок с помощью омметра необходимо проверить, не замыкают ли между собой обмотки стартера. Если следить за чистотой и исправностью стартера, можно избежать неприятных ситуаций, когда утром не заводится машина. Бывает такое, что при прозвонке тестером все нормально: есть напряжение, а при запуске слабо крутет стартер. Так что чистим и проверяем контакты!
Совет автовладельцу
Почистить все внешние контакты стартера следует до проверки, поскольку это довольно частая неисправность, и снимать его с двигателя не надо.
Даже первичная проверка стартера без снятия его с автомобиля обычно указывает на поломку, снижая время ремонта, уменьшая расходы и не занимая много времени.
Диагностика
Если же первоначально неполадка не нашлась, стоит проводить диагностику стартера посредством разбора. Для этого нужно предварительно снять его с системы и тщательно исследовать.
В процессе снятия стоит проверить и соседние детали. Особенно рекомендуется осмотреть реле втягивания, ведь именно в нем могут возникнуть проблемы. Если в местах соединения имеются окисленные контакты, то нужно очистить их. Также на окисление стоит проверить все соединения, ведь несоответствующие условия эксплуатации могут вызвать разрушение металла. Это приводит к проблемам с проводкой.
Далее нужно снова взяться за стартер. Поочередно проверяются следующие элементы в процессе разбора:
Остальные элементы не так важны, ведь их проверка сложна, поломки чаще возникают из-за этих деталей. Важно тщательно диагностировать их состояние и взаимодействие с другими элементами, чтобы обнаружить возможные следы неполадок.
В особо тяжелых случаях вроде массового окисления, разрушения нескольких деталей и прочих неисправностях рекомендуется полностью заменить стартер. Даже после ремонта надежность такого устройства будет низка, а комплексный ремонт будет дороже, нежели приобретение новой детали.
Как устранить
Устранить проблему, когда стартер крутит в холостую или вообще не крутит -можно, только для этого необходимо отсоединить деталь от машины, и разобрать ее. Прежде чем отсоединять стартер, необходимо отключить его от питания аккумулятора. Все работы желательно проводить тогда, когда двигатель холодный. Чтобы отсоединить его от питания необходимо, в первую очередь, открутить силовой провод от реле втягивания и провод управления. Как правило, стартер крепится к сбоку сцепления при помощи трех болтов.
После того, как снят стартер, можно просмотреть соседние детали, может их тоже необходимо заменить. Важно проверить реле втягивания. Чтобы его проверить, нужно его отсоединить: откручиваются два болта и отсоединить от него провод, которым он соединен со обмоткой стартера. Достав реле, его нужно просмотреть. Если необходимо заменить – так и сделайте. Только новое должно соответствовать параметрам старого.
Вернемся к стартеру. На его задней крышке есть две гайки, между которыми еще дона крышка. Эта крышка является защитой ротора. Крышку нужно снять, чтобы достать стопорное кольцо, чтобы оно не мешало проводить работу по разборке и ремонту стартера. Далее нужно снять заднюю крышку. Под ней находится щеточный механизм. Чтобы заменить новые щетки на старые, в зависимости от модели автомобиля, их к контактам нужно либо припаять, либо же прикрутить. Для того чтобы снять втулки, необходимо их достать из крышек при помощи трубки. Перед тем, как устанавливать новые втулки, необходимо очистить их от пыли на роторе. В противном случае с щетками будет плохой контакт. Втулки устанавливаются, и стартер собирается в обратном порядке.
В большинстве случаев, как показывает практика, правильная диагностика поломки осуществима только в том случае, когда хозяин автомобиля знает его досконально, понимает устройство и принципы работы каждого элемента. А для тех, кто еще только изучает свой автомобиль, эта статья поможет. Помните, что очень важно внимательно и бережно относиться к своему автомобилю, необходимо слушать его, предвзято относиться к появлению любых странных мелочей и замечать малейшее изменение в работе авто.