Составить сложный план по теме общество как совместная жизнедеятельность людей

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие общества:
а) в широком смысле слова;
б) в узком смысле слова.
2. Условия возникновения общества.
3. Основные функции общества:
а) производство материальных благ и услуг;
б) распределение продуктов труда;
в) регламентация деятельности и поведения;
г) воспроизводство и социализация;
д) развитие духовной сферы.
4. Общественные отношения — сущность общества:
а) материальные;
б) духовные.
5. Основные сферы общественной жизни:
а) экономическая;
б) социальная;
в) политическая;
г) духовная.
6. Основные черты, присущие обществу как сложноорганизованной, саморазвивающейся системе:
а) разнообразие различных социальных структур и подсистем;
б) система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений;
в) самодостаточность;
г) динамичность, незавершённость, альтернативность развития;
д) особый статус субъектов, определяющих его развитие;
е) непредсказуемость, нелинейность развития.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Смотрите также: ЕГЭ по обществознанию. Задание 28. Критерии оценивания ответа на задание 28. Примеры готовых планов.

28 задание. ЕГЭ-2020. Обществознание.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как совместная жизнедеятельность людей». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Разбор задания

Сложный план, раскрывающий по существу тему «Общество как совместная жизнедеятельность людей»

1. Многозначность понятия «общество»:

а) в узком смысле (группа людей, связанная общением, совместной деятельностью; этап исторического развития; человечество в целом);
б) в широком смысле (обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира; все формы объединения и способы взаимодействия людей и пр.).

2. Формы объединений в обществе:

а) первичные коллективы;
б) социальные общности и группы;
в) общественные организации и иные социальные институты.

3. Особенности взаимодействия в обществе:

а) деятельность как основа взаимодействия, преобразование мира в процессе деятельности;
б) взаимосвязь и взаимозависимость социальных сфер и институтов;
в) самодостаточность, способность создавать все необходимые условия существования в процессе деятельности людей.

4.Особенности общественных отношений:

а) устойчивые и повторяющиеся связи между людьми и социальными группами;
б) формализованный характер;
в) отражение важных социальных потребностей людей.

5. Сферы общества, выделенные на основе деятельности:

а) экономическая (обеспечивает материальные потребности общества);
б) социальная (обеспечивает существование различных групп, организаций, сообществ и пр.);
в) политическая (регулирует отношения в обществе, поддерживает стабильность и порядок);
г) духовная (связана с созданием духовных ценностей).

Опубликовано: 01.04.2020
Обновлено: 01.04.2020

28 задание. ЕГЭ-2020. Обществознание.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как совместная жизнедеятельность людей». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Разбор задания

Сложный план, раскрывающий по существу тему «Общество как совместная жизнедеятельность людей»

1. Многозначность понятия «общество»:

а) в узком смысле (группа людей, связанная общением, совместной деятельностью; этап исторического развития; человечество в целом);
б) в широком смысле (обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира; все формы объединения и способы взаимодействия людей и пр.).

2. Формы объединений в обществе:

а) первичные коллективы;
б) социальные общности и группы;
в) общественные организации и иные социальные институты.

3. Особенности взаимодействия в обществе:

а) деятельность как основа взаимодействия, преобразование мира в процессе деятельности;
б) взаимосвязь и взаимозависимость социальных сфер и институтов;
в) самодостаточность, способность создавать все необходимые условия существования в процессе деятельности людей.

4.Особенности общественных отношений:

а) устойчивые и повторяющиеся связи между людьми и социальными группами;
б) формализованный характер;
в) отражение важных социальных потребностей людей.

5. Сферы общества, выделенные на основе деятельности:

а) экономическая (обеспечивает материальные потребности общества);
б) социальная (обеспечивает существование различных групп, организаций, сообществ и пр.);
в) политическая (регулирует отношения в обществе, поддерживает стабильность и порядок);
г) духовная (связана с созданием духовных ценностей).

Опубликовано: 01.04.2020
Обновлено: 01.04.2020

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Обществознание, 10.03.2019 15:13

Пример дружбы среди великих людей (желательно писателей)! например, пушкин и пущин!

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 15.03.2019 04:50

Древние римляне утверждали, что насилие может маскироваться под право. некоторые современные правоведы придерживаются мысли, что это утверждение и сегодня не потеряло своей актуальности. как это может проявиться?

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 15.03.2019 10:40

Признаками регресса или прогресса выступают: 1) совершенствование орудий труда 2) рост производительности труда 3) расширение торговых и культурных контактов 4) рост численности и плотности населения 5) рост смертности 6) появление городов и объясните заранее

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 16.03.2019 22:40

Вчем отличие специальностей от традиционных крестьянских умений 1тракторист — 2. полевод — 3. комбайнер — 4. зоотехник 5. ветеринар — 6. льновод — 7. — 8. агроном —

Ответов: 1

Иконка предмета

Обществознание, 19.03.2019 12:50

Расскажи какие события детства сохранились в твоей памяти. какие запахи , звуки твоего дома ты

Ответов: 1

Иконка предмета

Обществознание, 21.03.2019 03:40

Установите правильную последовательность законотворческой деятельности в рф 1)подписание президентом рф 2)создание законопроекта 3)рассмотрение и принятие советом федерации 4)обнародование 5)рассмотрение и принятие государственной думой рф

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 25.03.2019 00:50

Положительные и отрицательные стороны обучения на парикмахера .

Ответов: 2

Иконка предмета

Обществознание, 25.03.2019 01:00

«почему государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» напсиать эссе по этой цитате.

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 30.03.2019 02:00

Внебольшом городе открылся завод по производству обуви. предприятию необходимо выдержать конкуренцию других заводов, которые уже производят обувь в этом городе. предложите возможные варианты решения проблемы

Ответов: 1

Иконка предмета

Обществознание, 01.04.2019 05:30

Сочинение на тему «как меня воспитывали»,написать грамотное сочинение

Ответов: 1

Иконка предмета

Обществознание, 23.04.2019 17:12

() какие традиции и культура в бурятии? ​

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 24.04.2019 12:30

Эссе на тему: у доброго батьки добры и дитятки

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

Другие предметы, 25.09.2021 08:20

Категория

Русский язык, 25.09.2021 08:20

Категория

История, 25.09.2021 08:21

Категория

Литература, 25.09.2021 08:21

Категория

Математика, 25.09.2021 08:21

Категория

Категория

Алгебра, 25.09.2021 08:21

Категория

Другие предметы, 25.09.2021 08:21

Категория

Геометрия, 25.09.2021 08:21

Категория

Другие предметы, 25.09.2021 08:21

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие общества:
а) в широком смысле слова;
б) в узком смысле слова.
2. Условия возникновения общества.
3. Основные функции общества:
а) производство материальных благ и услуг;
б) распределение продуктов труда;
в) регламентация деятельности и поведения;
г) воспроизводство и социализация;
д) развитие духовной сферы.
4. Общественные отношения — сущность общества:
а) материальные;
б) духовные.
5. Основные сферы общественной жизни:
а) экономическая;
б) социальная;
в) политическая;
г) духовная.
6. Основные черты, присущие обществу как сложноорганизованной, саморазвивающейся системе:
а) разнообразие различных социальных структур и подсистем;
б) система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений;
в) самодостаточность;
г) динамичность, незавершённость, альтернативность развития;
д) особый статус субъектов, определяющих его развитие;
е) непредсказуемость, нелинейность развития.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Смотрите также: ЕГЭ по обществознанию. Задание 28. Критерии оценивания ответа на задание 28. Примеры готовых планов.

Общество как
совместная жизнедеятельность людей

  • Все индивиды являются своеобразными
    атомами, имеющими взаимосвязь между собой,
    которая приводит к формированию целостной
    материи, самого общества. Первоосновой
    человеческого общества является деятельность
    людей. Именно человеческая деятельность
    обуславливает возникновение взаимосвязи
    между людьми.

Общество – это синтез таких сфер деятельности
людей как экономическая, политическая,
духовная и социальная. Все эти сферы взаимосвязанные
между собой, однако, в рамках человеческого
общества сохраняют свой индивидуализм.
История показывает нам, что первое общество
появилось в тот момент, когда первобытные
люди начали объединяться в племена.

Каждый человек в племени исполнял свою
функции, от которых зависела жизнь других
людей в племени. Со временем, человеческое
общество достигло такого уровня развития,
что для обеспечения его жизнедеятельности
понадобился такой инструмент как государство.
Причиной этого стало существенное возрастания
спектра прав и обязанностей человека.

  • Что мы называем обществом ?

В повседневной жизни обществом иногда
называет группу людей, которые входят
в чей-то круг общения; обществами называют
также некоторые добровольные объединения
людей для какой-либо деятельности.

Исторические
этапы взаимодействия природы и общества.

Первый этап взаимодействия общества
и природы охватывает период от возникновения
вида Homo sapiens до появления земледелия и
скотоводства. Это — период, когда человек
жил охотой, рыболовством и собирательством;
Ф. Энгельс назвал его периодом присваивающей
экономики. Человек производил примитивные
орудия труда, а средства к существованию
добывал с помо­щью орудий готовыми, из
природы. Естественно, что он целиком и
полностью зависел от наличия средств
существования. Человек в этот период
находился в единстве с природой, не выделялся
из нее и не оказывал на нее сколько-нибудь
заметного влияния.

Второй этап и качественно новый тип
взаимодействия природы и человека образует
период, когда господствующим и решаю­щим
видом производства было земледелие (в
некоторых местах — скотоводство), а все
остальные виды производства, если они
су­ществовали, были ему подчинены. Этот
этап начинается с момента возникновения
земледелия и скотоводства, то есть перехода
от присваивающей экономики к производящей.

Появление земледелия коренным образом
меняет характер от­ношения общества
и природы. Человек начинает активно преобразовывать
природу, производя не только средства
труда, но и средства существования, переходит
к оседлому образу жизни. Люди осваивают
новые территории, строят ирригационные
сооружения, вырубают под пашни леса и
т. д.

Но в силу самой специфики сельскохозяйственного
труда человек еще внутренне, органически
связан с природой, подчинен ей. Производство
почти целиком зависит от погодных условий,
климата, смены времен года, плодородия
почвы и других естественных факторов.

Развитие отношений между обществом
и природой имеет диалектический характер.
На заре своего существования человек
был почти слит с природой. Это было первоначальное
и примитивное единство, когда человек
материально пол­ностью зависел от природы,
а духовно не выделял себя из нее. Такова
первая ступень.

Но это примитивное единство отрицается
с возникновением скотоводства и земледелия
— первых форм активного преобразования
человеком природных условий его существования,
с возникновением ремесла и т. д. Человек
начинает все более выделяться из природы.

Преобразуя природу, человек приспосабливал
ее к своим потребностям и считался при
этом со своими интересами, а не с тем,
какие последствия его действия имеют
для самой природы.

Первая ступень: бродячие охотники Вторая
ступень: вождества  Третья ступень:
скотоводство и земледелие

3. вопрос

Строение общества

Ознакомившись с особенностями современных
социальных общностей и людей, которые
в них участвуют, мы можем подойти к пониманию
более крупных структур, а именно — современных
обществ. Вместе с тем, мы можем понять
также причины сложности и неопределенности
многих структур, систем и институтов,
которые возникают и действуют в современных
обществах.

Таким образом, общество состоит:

из множества лиц, граждан, объединяемых
по месту проживания (города, поселки,
деревни), по месту работы (предприятия,
государственные учреждения), по месту
учебы (школа, институт, университет);

множества социальных позиций, или статусов,
которые занимают люди, а также социальных
функций (граждане, руководители, депутаты
разных уровней, деятели политических
и общественных организаций);

множества разнообразных норм и ценностей,
определяющих в той или иной степени особенности
и содержание деятельности людей, общественных
институтов и систем.

Из приведенного определения видно, что
общество имеет очень сложную структуру,
причем все ее элементы находятся в состоянии
непрерывного и неопределенного движения.

Как и любая другая сложная система, общество
состоит из подсистем, важнейшие из кᴏᴛᴏᴩых называют сферами общественной жизни.

Основные сферы
общественной  жизни

Сфера жизни общества — определенная
совокупность устойчивых отношений между
социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют
собой крупные, устойчивые, относительно
самостоятельные подсистемы человеческой
деятельности. Стоит сказать, что каждая
сфера содержит в себе:

определенные виды деятельности человека
(например, образовательные, политические,
религиозные);социальные институты (такие,
как семья, школа, партии, церковь);

сложившиеся отношения между людьми
(т.е. связи, возникшие в процессе деятельности
людей, например отношения обмена и распределения
в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные
сферы общественной жизни:

социальную (народы, нации, классы, половозрастные
группы и т.д.)

экономическую (производительные силы,
производственные отношения)

политическую (государство, партии, общественно-политические
движения)

духовную (религия, мораль, наука, искусство,
образование). Общество формируется из
системы социальных институтов и представляет
собой сложную совокупность экономических,
политических, правовых, духовных отношений,
обеспечивающих его целостность как социальной
системы.

Социальные
интституты

Социальный институт в социологической
интерпретации рассматривается как исторически
сложившиеся, устойчивые формы организации
совместной деятельности людей; в более
узком смысле — это организованная система
социальных связей и норм, призванная
удовлетворить основные потребности общества,
социальных групп и личности

Основная цель социальных институтов
— достижение стабильности в ходе развития
общества. В соответствии с этой целью
выделяют функции институтов:

удовлетворение потребностей общества;

регуляция социальных процессов (в ходе
которых обычно эти потребности удовлетворяются)

Основная цель социальных институтов
— достижение стабильности в ходе развития
общества. В соответствии с этой целью
выделяют функции институтов:

удовлетворение потребностей общества;

Общественное сознание

Одной из категорий, характеризующих
жизнь общества, является категория общественного
сознания. При этом среди ученых нет единства
в отношении этой категории. Проблема
связана с различным пониманием исходного
понятия — сознание.

Большинство представителей классической
философии разделяли представление о
сознании как тождественном понятию «знание».
Все, что мы знаем,— это сознание, и все,
что мы осознаем,— знание.

Общественное сознание
активно воздействует на всю жизнь общества.
Однако это воздействие проявляется не
само по себе, а через деятельность людей.
При этом действия людей могут оказывать
на жизнь общества как прогрессивное,
так и тормозящее воздействие. Это происходит
потому, что в любом обществе имеются разные
идеи.

Что такое общество

Сколько смыслов у слова ʼʼобществоʼʼ? Можно ли oтдeлить общество от природы? Бывают ли ʼʼнекультурныеʼʼ общества? На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос, поставленный в названии параграфа, несложно. Действительно, понятие ʼʼобществоʼʼ давно и прочно вошло в наш научный и повсœедневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определœение, то сразу убеждаемся, что таких определœений должна быть множество. К примеру, ʼʼобщество книголюбовʼʼ, ʼʼдворянское обществоʼʼ, ʼʼ педагогическое общество ʼʼ. В данном случае под обществом мы понимаем определœенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но возможен и другой ряд связанных понятий: ʼʼпервобытное обществоʼʼ, ʼʼ феодальное обществоʼʼ, ʼʼ французское обществоʼʼ. Здесь уже, употребляя понятие ʼʼобществоʼʼ, мы имеем в виду определœенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. В случае если и дальше двигаться в соответствии с такой логикой рассуждения (от чаcтнoгo к общему), то обществом должна быть и человечество в целом, совокупность всœех народов в их историческом и перспективном развитии. Это всœе населœение Земли. Иными словами, общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединœения.

Данное определœение раскрывает понятие ʼʼ обществоʼʼ в широком смысле. Попробуем разобраться в данном более обстоятельно.

Начнем со второй части приведенного определœения. Общество — это совокупность людей. При этом это не простая сумма входящих в нeгo индивидов, которых иногда называют ʼʼсоциальными атомамиʼʼ, а скрепленная мнoгoчисленными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между ее участниками.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. К примеру, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака нeсколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы ее умерший хозяин.

Отметим, что животные к окружающей среде пpиcпoсабливаются. При этом они мoгут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитивные орудия с помощью лап и зубов. Животные используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие живые существа.)

В свою очередь, деятельность человека носит практически-преобразовательный характер.
Размещено на реф.рф
Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в eгo жизни. (Вспомните, к примеру, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) При этом приспособление не предел человеческих возможностей. Человеческая деятельность не ограничивается приспособлением к oкружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде вceгo, средства, созданные самим человеком (орудия труда).

И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с определœенной целью (т. е. целœесообразны). Нaпример, хищник прячется в засаде или крадется к жертвеeгo поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, всœе eгo действия в данном случае тоже целœесообразны. При этом для хищника цель как бы задана eгo природными качествами и внешними условиями. В корне eгo поведения — биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность xaрактеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целœеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. уже имеющегося опыта͵ определять новые программы (цели и способы их достижения). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, целœеполагание присуще только человеческой деятельности.

Человеческая деятельность — это первооснова, исходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. При этом жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.

Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь котopoгo обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребенка в человека требует нахождения eгo в среде людей, общения с ceбе подобными. Описанные в литературе случаи выживания человека в отрыве от общества объясняются лишь тем, что он мoг пользоваться если не предметами, созданными в совместной деятельности людей, то по крайней мере знаниями и опытом, полученными в обществе.

Взаимодействие людей в процесс е деятельности порождает различные формы их объединœения. По этой причине общество должна быть понято не только как совокупность отдельных видов совместной деятельности, но и как совокупность различных форм их объединœения для этой деятельности: первичных коллективов, социальных групп, общественных организаций, а также как сеть отношений между ними.

Каждая сфера общественной жизни также сложное образование. Составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем opганизаций (государство, церковь, система образования и др.), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек также входит и в более крупные общности людей — социальную группу, класс, нацию.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными oтнoшениями.

Но не всœе связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: ктo-тo интересуется, когда будет нужная ему остановка, ктo-тo просит ycтупить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются всœе основные условия найма. И через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения — устойчиво повторяющиеся, во мнoгoм безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей — и называются общественными.

К изучению общества мы еще вернемся. А теперь pacсмотрим отношения между обществом и природой.

План №48: «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей»

(возможны другие варианты формулировки темы: «Общество как совместная жизнедеятельность людей»)

1) Общество:

— понятие в широком смысле;

— понятие в узком смысле.

2) Сферы жизни общества:

— социальная;

— политическая;

— экономическая;

— духовная.

3) Основные функции общества:

— управление общественной жизнью;

— создание и распределение материальных благ;

— воспроизводство населения;

— создание культуры.

4) Взаимодействие общества и природы.

5) Общество и культура.

6) Основные классификации обществ:

— простые и сложные;

— дописьменные и письменные;

— традиционные, индустриальные, постиндустриальные.

7) Основные тенденции развития современных обществ:

— глобализация;

— международная интеграция;

— международная дифференциация;

— гуманизация;

— демократизация.

Наличие 2, 3 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Задание 24
(2)

2. Человек и общество. Духовная сфера. Социальная
сфера

1.     Биосоциальная
сущность человека

2.     Взаимосвязь
образования и науки в современном обществе

3.     Взаимосвязь
сфер жизни общества

4.     Глобализация
современного общества

5.     Деятельность.

6.     Духовная
культура общества и личности

7.     Механизм
социального контроля

8.     Межэтнические
отношения в современном мире

9.     Мировоззрение
человека

10. Многообразие форм
познания мира

11.  Наука

12. Научное познание

13.  Образование как
социальный институт

14.  Общество как
совместная жизнедеятельность людей

15.  Познавательная
деятельность

16.  Природное и
общественное в человеке

17.  Проблемы экологии
в современном мире

18.  Промышленный рост
и экологическая ситуация

19.  Религия

20.  Связь социальной
стратификации и социальной мобильности

21.  Семья как малая
группа

22.  Социальная
мобильность на разных стадиях общественного развития

23.  Социальная
стратификация общества

24.  Социальные
институты в структуре общества

25.  Социальные нормы

26.  Социальный
контроль

27.  Социальный
контроль и отклоняющееся поведение

28.  Социализация
отклоняющегося поведения

29.  Формирование
духовной культуры личности в современном обществе

1.    Биосоциальная
сущность человека

1.
Человек ка результат биологической и социокультурной эволюции

2.
Проявление биологической природы человека


функционирование внутренних органов и систем


первичные (физиологические) потребности


генотип человека и механизмы наследственности

3.
Социальное в человеке


социальные потребности


интересы


волевые качества


самосознание


мировоззрение и др.

4.
Единство биологического и социального в человеке


роль наследственности в развитии человека


возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями


осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах

2.    Взаимосвязь
образования и науки в современном обществе

1.
Наука и образование как области духовной культуры

2.
Наука и образование как социальные институты общества


функции образования в современном обществе


развитие науки как фактор общественного прогресса


государственное регулирование науки и образования

3.
Влияние образование науки


подготовка научных кадров в высшей школе


формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого


непрерывность образования и самообразование как фактор развития науки

4.
Воздействие науки на образование


изучение основ науки в рамках школьных предметов


превращение университетов в научные центры


появление технополисов (Академгородки, Сколково)

5.
Перспективы дальнейшего сближения науки и образования

3.    Взаимосвязь
сфер жизни общества

1.
Общество как система

2.
Основные сферы общественной жизни


экономика


социальные отношения


мир политики


сфера духовной культуры

3.
Влияние экономики и политики на другие сферы общества


роль материального производства в развитии общества


связь социальной структуры и типа экономической системы


может ли политика стать определяющим фактором общественного развития?

4.
Воздействие духовных ценностей и приоритетов на различные стороны общественной
жизни


мотивы к труду и его эффективность


создание социальных норм как регуляторов общественной жизни


влияние науки и образования на развитие всех сфер жизни общества

4.    Глобализация
современного общества

1.
Понятие глобализации

2.
основные причины глобализации


переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям


использование новых коммуникационных технологий; интернета, спутникового
телевидения


переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора и др.

3.
Основные направления


деятельность транснациональных корпораций


глобализация финансовых рынков


глобализация миграционных процессов


мгновенное перемещение информации


международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов


создание международных организаций в экономической и финансовой сферах и другое

4.
Позитивные последствия процесса глобализации


возникновение социокультурного единства человечества


сближение государств


стимулирующее влияние на экономику

5.
Негативные последствия  процесса глобализации


насаждение единого стандарта потребления


создание препятствия для развития отечественного производства


игнорирование/утрата экономической и культурно-исторической специфики развития
разных стран и др.

6.
Глобальные проблемы современного мира

5.    Деятельность.

1.
Понятие «деятельность». Характерные черты деятельности


осознанность, целенаправленность


преобразующий характер


социальный характер


направленность на результат


орудийный характер


субъект и объект деятельности

2.
Структура деятельности


цель


средства


действия


результаты

3.
Мотивация деятельности


потребности


интересы


установки, идеалы, принципы, убеждения

4.
Классификация видов деятельности


игра, учение, труд, общение


практическая и духовная деятельность


созидательная и разрушительная деятельность


творческая и репродуктивная деятельность


прогрессивная и реакционная деятельность


моральная и аморальная деятельность


внутренняя и внешняя деятельность

6.    Духовная
культура общества и личности

1.
Понятие духовной культуры

2.
Функции духовной культуры


информационно-познавательная


оценочная


регулятивная


коммуникативная и др.

3.
Типы духовной культуры


народная


элитарная


массовая

4.
Духовная культура личности


факторы, влияющие на развитие внутреннего мира человека


роль образования в формировании духовной культуры личности


занятие искусством, художественное творчество


кто дает нам уроки нравственности и гражданственности


связь внутренней и внешней культуры человека

5.
Традиционные ценности российского общества и политика их укрепления

7.    Механизм
социального контроля

1.
Понятие «социальный контроль»

2.
Элементы социального контроля


социальные нормы


социальные санкции

3.
Функции социального контроля


регламентация и консолидация общества


обеспечение стабильности общества


устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

4.
Виды и формы социального контроля


внутренний (самоконтроль) и внешний контроль


формальный и неформальный


общий и детальный

8.    Межэтнические
отношения в современном мире

1.
Признаки этнических общностей


территория


язык


культура, обычаи, традиции


исторический опыт


сознание общности

2.
Виды этносов


род и племя


народность


нация

3.
Понятие этнической и гражданской нации. Тенденции развития этносов в
современном мире


интеграция


дифференциация

4.
Глобализация как фактор межэтнического взаимодействия

5.
Причины межэтнических конфликтов в современном мире


экономические


социально-политические


культурные


религиозные


исторические

6.
Типы межэтнических конфликтов


конфликты стереотипов


конфликты идей


конфликты действий

7.
Гуманистические принципы политики в области межэтнических соглашений

9.    Мировоззрение
человека

1.
Понятие «Мировоззрение»

2.
Мировоззренческие ценности


жизнь и смерть


природа


гуманизм


свобода

3.
Особенности мировоззрения как части духовного мира человека


представляет взгляды людей на мир в целом


выражает отношение  человека к миру


имеет исторический характер

4.
Типы мировоззрения


обыденное


религиозное


научное

5.
Роль мировоззрения в жизни человека


создает ориентиры и цели его деятельности


определяет пути достижения цели


позволяет определить жизненные ценности

10. Многообразие
форм познания мира

1.
Цели познания

2.
Субъект и объект познания

3.
Этапы познания


чувственное познание


рациональное познание

4.
Особенности научного познания


системность и обоснованность


объективность


наличие специальных методов познания


использование специального языка науки и др.

5.
Эмпирический и теоретический уровни познания

6.
Многообразие форм ненаучного познания


жизненный опыт и здравый смысл


мифология


религия


искусство и др.

7.
Особенности социального познания


совпадение субъекта и объекта


связь с интересами субъектов познания


ценностный характер


ограниченная возможность применения такого метода научного познания как
эксперимент и др.

11. Наука

1.
Понятие науки

2.
Особенности науки


объективность


получение нового для человечества знания


использование специального метода


воспроизводимость полученного результата, проверяемость


рациональность и др.

3.
Система научных знаний


академии


научно-исследовательские центры, институты


университеты и др.

4.
Виды наук


естественные


точные


социальные


гуманитарные и др.

5.
Проблемы социальной ответственности ученых и научная этика

12. Научное
познание

1.
Научное познание как один из видов познания мира

2.
Цели научного познания

3.
Особенности научного познания


стремление к объективности


специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия,
символы


системность и обоснованность


использование специального языка науки и др.

4.
Уровни научного познания


эмпирическое знание


теоретическое знание

5.
Методы научного познания


научное наблюдение


описание


классификация


научный эксперимент


мыслительный эксперимент


выдвижение гипотез


научное моделирование и др.

6.
Система наук

13. Образование
как социальный институт

1.
Признаки социального института


возникновение на основе совместной деятельности больших масс людей


удовлетворение фундаментальных потребностей общества


устойчивые формы организации


наличие учреждений


установки и образцы поведения

2.
Функции образования


передача знаний и культурного опыта общества


социализация новых поколений


обеспечение потребностей развития общества и государства и др.

3.
Система образования


общее образование


профессиональное


дополнительное

4.
Тенденции развития современного образования


гуманизация


интернационализация


информатизация


гуманитаризация и др.

5.
Конституционные гарантии граждан на получение образования

6.
Ценность образования на протяжении всей жизни

14. Общество
как совместная жизнедеятельность людей

1.
Многозначность понятия «общество»

2.
Формы объединения в обществе


первичные коллективы


социальные общности и группы


общественные институты

3.
Особенности общественных отношений


устойчивые и повторяющиеся связи между людьми и социальными группами


формализованный характер


отражение важных социальных потребностей людей

4.
Виды и формы совместной деятельности людей по созданию материальных и духовных
благ

5.
Основные сферы общества

6.
Взаимосвязь основных сфер жизни общества

15. Познавательная
деятельность

1.
Цели познания

2.
Этапы познания


чувственное познание


рациональное познание

3.
Проблемы познаваемости мира


оптимизм


скептицизм


агностицизм

4.
Виды познания


научное


житейское


художественное


религиозное и др.

5.
Особенности научного познания


стремление к объективности


специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия,
символы


системность и обоснованность


использование специального языка науки и др.

6.
Особенности социального познания

7.
Истина

16. Природное
и общественное в человеке

1.
Антропосоциогенез как процесс формирования человека в обществе

2.
Человек ка биосоциальное существо


понятие индивид


понятие личность

 3.
Природное в человеке


принадлежность к виду
Homo
sapiens


анатомо-физиологические свойства


генетические особенности, наследственность


инстинкты/безусловные рефлексы


физиологические (первичные)потребности

4.
Процесс социализации как основа формирования личности


роль наследственности


роль социальной среды


роль воспитания

5.
Социальное в человеке


сознание и мышление


членораздельная речь


социальные и идеальные потребности

6.
Деятельность в жизни человека

17. Проблемы
экологии в современном мире

1.
Глобальные проблемы и их виды

2.
Сущность экологических проблем и их связи с другими глобальными проблемами

3.
Причины появления глобальных проблем в современном мире


рост численности населения Земли


масштабы деятельности человека


нерациональное использование природных ресурсов и др.

4.
Проявления и последствия экологических проблем


вымирание растений и животных


загрязнение Мирового океана


исчерпание полезных ископаемых и др.

5.
Пути решения экологических проблем


изменения отношения людей


наука на службе экологии


движение «зеленых» др.

18. Промышленный
рост и экологическая ситуация

1.
Понятие промышленного роста

2.
Пути промышленного роста и их воздействие на природную среду


экстенсивный


интенсивный


обострение экологических проблем в современном мире

3.
Противоречивое влияние промышленного роста на экологическую ситуацию


продолжающееся загрязнение окружающей среды промышленными выбросами


проблема промышленного мусора


подъем промышленности как условия накопления средств для решения экологических
проблем.

4.
Пути и средства снижения вредного воздействия  промышленного производства на
окружающую среду


переход к безотходным производствам


создание современных очистных сооружений


разработка и внедрение эффективных методов утилизации промышленных отходов

5.
Роль экологической культуры в оздоровление окружающей среды

6.
Ужесточение экологических требований в России к промышленным производствам

19. Религия

1.
Характеристика религии


вера в сверхъестественное


особый свод норм


обряды, культовые действия


объединение людей в организации

2.
Функции религии


мировоззренческая


воспитательная


регулирующая


компенсаторная


коммуникативная

3.
Виды религий


политеистические, монотеистические


архаические, национально-государственные, мировые

4.
Мировые религии


буддизм


христианство


ислам

5.
Свобода совести

20. Связь
социальной стратификации и социальной мобильности

1.
Социальная стратификация и социальное неравенство

2.
Подходы к объяснению причин социального неравенства


дифференциация общественных функций


сохранение частной собственности


показатели социальной стратификации

3.
Социальная мобильность и ее виды


вертикальная восходящая


вертикальная нисходящая


горизонтальная


характер социальной мобильности в условиях кастовой и сословной структуры

4.
Особенности социальной мобильности в традиционном обществе

5.
Усиление социальной мобильности с переходом к классовой структуре


появление новых социальных групп


перемещение сельского населения в город


сочетание индивидуальной и групповой мобильности

6.
Что повышает социальную мобильность в современном обществе

21. Семья
как малая группа

1.
Признаки малой группы


наличие конкретных личностных взаимодействий


относительная длительность существования


наличие эмоциональных связей


общие потребности, мотивы и др.

2.
Отличие семьи от других малых групп


в основе брачные или кровнородственные отношения


общий быт


совместное ведение хозяйства и др.

3.
Функции семьи


репродуктивная


хозяйственная


социализации и др.

4.
Семейное воспитание

5.
Виды (типы) семей в зависимости от распределения обязанностей


патриархальная (традиционная)


партнерская (демократическая)

6.
Виды (типы) семей в зависимости от состава


многопоколенная


нуклеарная

22. Социальная
мобильность на разных стадиях общественного развития

1.
Понятие «социальная мобильность»

2.
Виды социальной мобильности


горизонтальная


вертикальная


структурная


организованная

3.
Ускорение социальной мобильности с переходом к индустриальному обществу


ликвидация сословных ограничений


массовая миграция сельского населения в города


формирование свободного рынка труда

4.
Социальные лифты в современном обществе


традиционные (армия, семья, церковь, школа, собственность)


возрастные роли образования как социального лифта


уменьшение гендерных различий при движении по социальной лестнице

23. Социальная
стратификация общества

1.
Понятие «социальная стратификация»

2.
Основания социальной стратификации


доходы


объем власти


престиж профессии


уровень образования

3.
Исторические типы стратификации


рабство


кастовая система


сословная система


социальные классы

4.
Социальная стратификация современного общества


высший слой


средний слой


базовый слой


низший слой


социальное дно

5.
Средний класс в современном западном обществе

6.
Маргинальность, как промежуточное, «пограничное» положение человека между
какими-либо социальными группами

24. Социальные
институты в структуре общества

1.
Признаки социальных институтов


складываются исторически


устойчивость


организация совместной деятельности людей


наличие специальных норм, регулирующих отношения и деятельность социальных
институтов

2.
Фундаментальные потребности общества как основа возникновения первичного
социального института


воспроизводство человечества и институт семьи


производство средств существования и институт производства


передача исторического опыта и институт образования


поддержание общественного порядка и безопасности и институт государства


удовлетворение духовных потребностей и институт религии

3.
Общие функции социальных институтов


закрепление и воспроизводство общественных отношений


регулятивная


интегративная


коммуникативная


социализации

4.
Процесс институционализации и создание нового социального института

5.
Классификация социальных институтов


по масштабам деятельности


по сфере деятельности


по структурк

25. Социальные
нормы

1.
Понятие «социальная норма»

2.
Признаки социальных норм


социальная обусловленность


системность


обеспеченность т др.

3.
Виды социальных норм


обычаи


нормы морали


нормы общественных организаций


нормы права и др.

4.
Функции социальных норм


устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное
взаимодействие


выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным
действиям, основанием оценки социально-значимого поведения конкретных субъектов


в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации
общественной жизни, созданная поколениями культура отношений опыт и др.

26. Социальный
контроль

1.
Понятие «социальный контроль»

2.
Функции социального контроля


регламентация и консолидация общества


обеспечение стабильности общества


устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3.
Элементы социального контроля


социальные нормы и их виды


социальные санкции

4.
Самоконтроль как один из механизмов социального контроля

5.
Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды санкций


формальные и неформальные


позитивные и негативные

27. Социальный
контроль и отклоняющееся поведение

1.
Понятие социальный контроль и его компоненты


социальные нормы


социальные санкции

2.
Функции социального контроля


стабилизирующая


поддержание общественного порядка


регулятивная


социализации


интеграции


оценивающая и др.

3.
Виды социальных санкций


позитивные и негативные


формальные и неформальные

4.
Отклоняющееся/девиантное поведение


позитивное


негативное


девиантное поведение и правовое противодействие ему

5.
Социальные причины негативного девиантного поведения


условия жизни и кризисные явления в обществе

 —
проблемы процесса социализации


негативное влияние агентов социализации

28. Социализация
отклоняющегося поведения

1.
Сущность процесса социализации


процесс формирования личности


передача ценностей и норм общества


интеграция в социальном взаимодействии

2.
Уровни (этапы) социализации


первичные


вторичные

3.
Институты (агенты) социализации


семья


ближнее окружение


система образования


профессиональная деятельность


СМИ и др.

4
Девиантное (отклоняющееся) поведение и его виды


позитивное


негативное

5.
Девиантное поведение и правовое противодействие ему

6.
Социальные причины негативного девиантного поведения


условия жизни и кризисные явления в обществе


проблемы процесса цивилизации


негативное влияние агентов цивилизации

29. Формирование
духовной культуры личности в современном обществе

1.
Роль духовной культуры в жизни общества и развитии личности

2.
Компоненты духовной культуры личности


знания и кругозор


мировоззрение и нравственные ориентиры человека


нравственные установки


правосознание

3.
Пути формирования духовной культуры личности в современном обществе


образование как непрерывный процесс


воспитание искусством


роль самообразования в цифровую эпоху

4.
Влияние СМИ на духовную культуру человека


новые возможности СМИ


Интернет


противоречивое воздействие на духовный мир человека

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти свою посылку емс
  • Как найти глаз в lumber tycoon 2
  • Как найти изменения в конфигурации 1с
  • Как составить монолог на устном собеседовании по русскому языку 9 класс
  • Как найти массу вада

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии