В подростковом возрасте происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.
Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные компоненты:
— продолжительность и кратность сна;
— время пребывания на воздухе в течение дня;
— учебная деятельность;
— свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;
— режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
— личная гигиена.
Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Воздух в комнате должен быть свежим. Перед сном нужно избегать подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет не глубоким. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет не менее 9 часов.
Большое значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе.
В школе расписание уроков составляется так, чтобы предметы, требующие больших усилий, чередовались с теми, которые усваиваются легче.Дома лучше всего начинать занятия, пообедав и побыв на свежем воздухе 1,5-2 час. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы.При домашних занятиях свыше 2 ч необходим отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. Периодически, при выполнении задания,рекомендуется проветривать комнату подростка и делать перерывы на 10 минут, после каждых 45 выполнения заданий.
В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка: чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия. Следует придерживаться такого режима, при котором занятие чем-то одним не забирало все свободное время, нельзя, чтобы телевизор, компьютер занимали всё время досуга. Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе(прогулки, подвижные игры, спорт). Но если нет меры в подвижных играх, то развивается утомление, и работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.
Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.
С пищей подросток должен получать все те вещества, которые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода.
Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, например, при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы. Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.
Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырехразовое питание, когда прием пищи происходит с интервалом в 4-5 часов в одно и то же время. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин – не позднее чем за 1,5 часа до сна).
Режим дня подростков групп должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, многие подростки с удовольствием принимают душ по утрам, чтобы взбодриться Полезна будет и элементарная зарядка. В выходные также следует приучить подростка подготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.
Режим дня подростков
Главный специалист отдела лечебно-профилактической помощи детям и матерям Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга, кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории
Когда ребенок становится старше, многие родители перестают уделять внимание соблюдению режима дня. Поэтому ребенок либо крайне занят, занимаясь с репетиторами и в кружках, либо ничего не делает, предоставленный сам себе. Обе этих ситуации не хороши – в обоих случаях нагрузка неравномерная. Важно помнить, что в распорядке дня ребенка должны присутствовать и умственная деятельность, и физическая активность, и отдых. Именно режим дня поможет вам определить, правильно ли развивается подросток.
Для детей разных возрастов существуют разные режимы дня
Режимные моменты
|
Возраст (класс)
|
||
10-12 лет
(5-7 класс)
|
13-14 лет
(8-9 класс)
|
15-16 лет
(10-11 класс)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это обобщенный пример того, как составляется режим дня. Конечно, время можно незначительно сдвинуть, в зависимости, например, от того, во сколько начинаются и заканчиваются уроки. Если ребенок посещает секцию или репетитора, это время нужно включить в график, но не забывайте о том, что ребенок должен отдыхать.
Важные правила:
- Сон. Ребенок должен спать не менее 9 часов. Это очень важно, потому что во сне организм восстанавливается. Если подросток не высыпается, он становится менее активным, невнимательным.
- Приемы пищи. Правильное питание – залог настоящего и будущего здоровья ребенка. Конечно, чем старше становятся дети, тем сложнее уследить за тем, как они питаются. Уважаемые родители, запомните: школьникам необходимо горячее питание! Это правило относится и к завтраку, и к обеду, и к ужину. Есть необходимо в одно и то же время, а совместные трапезы, как известно, укрепляют семейные отношения.
- Физическая активность. Подросток не должен проводить все свободное время за компьютером или над учебниками. Недостаток физической активности может привести к избыточному весу, проблемам с опорно-двигательный аппаратом, сердечно-сосудистой системой и т.д. Даже если подросток усиленно готовится к экзаменам, устраивайте с ним активные выходные: прогулки на велосипеде, походы в парк с друзьями, катание на коньках и т.д.
В период подростковой перестройки организма соблюдение режима дня очень важно. Сбалансированные умственная, физическая активность, отдых и питание способствуют правильному и всестороннему развитию школьника и, что немаловажно, делают его дисциплинированным.
Хочу еще почитать
Распорядок дня подростка
В современной науке подростком считается ребенок в возрасте от 12 до 17 лет, когда у него активно идёт половое созревание. В переходный период юноши и девушки часто становятся неуправляемыми, имеют сложности в общении с родителями, ищут свое место в жизни, что,в том числе, сказывается на их распорядке дня. Многие из них переходят на ночной образ жизни, уходя ночью в компанию к друзьям либо в ночные клубы, меньше уделяют времени учебе и больше общаются со сверстниками, так как в это время они могут почувствовать свободу от опеки взрослых. Заставить его жить по расписанию крайне сложно, но во имя здоровья попытаться наладить распорядок дня подростка все же стоит.
Когда следует начинать
Считается, что научить ребенка быть организованным можно только в возрасте до трех лет – дальше уже поздно. Мы не будем столь пессимистичными, но доля истины в этом есть. Если научить трехлетнего ребенка элементарно убирать за собой игрушки, чистить зубы и определить ритуал со сном (например, читать 15 минут перед сном), то организм в дальнейшем сам будет требовать такой распорядок. Конечно, с возрастом он будет корректироваться, но сигналы в головной мозг будут поступать правильные, выработается некая привычка придерживаться определенного расписания.
Неправильное расписание
Впрочем, распорядок дня так и так есть практически у каждого подростка. Другое дело, насколько он близок к здоровому. Это определяется физиологическими процессами, происходящими в организме, которые можно коротко охарактеризовать как биоритмы. Проще говоря, подростковый организм привыкает к определенному распорядку и уже не может от него отойти. Например, если подросток ложится в 2 часа ночи, то его организм будет засыпать в это время каждый день. Задача родителя – помочь ребенку найти здоровый баланс, который поможет ребенку все успевать, не жертвуя сном и другими необходимыми для здоровья вещами.
Зачем это нужно
Прежде всего, распорядок дня нужен, чтобы ограничить нагрузки на сердце. Если ребенок будет недосыпать и иным образом регулярно нарушать режим работыи отдыха, его нервная, сердечно-сосудистая и иммунная системы дадут сбой. Ребенок начнет часто болеть, станет нервным, раздражительным, что отразится на успеваемости и общении в социуме. Вторая причина – подготовить его к взрослой жизни, где он будет либо успешным (т. е. везде успевать), либо вечно отстающим.
Основы здорового распорядка дня
У подростка распорядок дня часто привязывается к школьному расписанию, когда уроки начинаются в 8-9, следовательно, встать нужно не позднее 7 утра. Спать подростку необходимо 8-10 часов, значит, ложиться в постель следует не позже 22:00 с учетом на книгу или другое любимое занятие. Когда в семье есть младшие дети, подростки легче усваивают правило, что после ужина в 20:00 им следует находиться в своей комнате и соблюдать тишину, т. е. в период с 8 до 10 вечера ребенок может заняться своими делами. Желательно также приучить его собирать вещи на следующий деньс вечера в этот период.
Гигиена
На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, но на практике трудноосуществимо, хотя многие подростки с удовольствием принимают душпо утрам, чтобы взбодриться.Полезна будет и элементарная зарядка.В выходные также следует приучить подросткаподготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.
Уроки, секции, гулянье
Школа помогает организовывать подростка: в это время у него уроки, перемены, завтрак и обед. После учебы не нужно настаивать на том, чтобы ребенок сразу шел домой. Если у него есть свободное от секций время, он может позволить себе погулять с одноклассниками, даже если много задали. Мозгу требуется время на восстановление, поэтому после уроков стоит немного отдохнуть, прежде чем приступать к выполнению домашних заданий, тем более в зимнее время года, когда рано темнеет.
Придя домой и, перекусив, у него есть еще время, за которые он может успеть и сделать уроки, и посетить спортивные секции, и поиграть в компьютер – желательно именно в этой последовательности. Если уроков слишком много, следует делать небольшие перерывы и чередовать устные и письменные, начиная с простых заданий.
Перед сном
Сон нужен ребенку для восстановления и если непосредственно перед ним будут напряженные домашние задания или многочасовые компьютерные игры, сон не будет качественным (он будет поверхностным и прерывистым). Хотя бы полчаса перед сном следует дать мозгу отдохнуть, переключив свое внимание на более спокойные игры, чтение книги, журнала, на крайний случай – прослушивание любимой музыки.
Нужен ли режим дня подростку?
Нужен ли режим дня подростку? И что именно под этим понимать? Распорядок дня и так присутствует в жизни, ведь
занятия даже в онлайн-школах начинаются в одно и то же время. Есть ли
смысл в организации оставшейся после школы и посещения различных секций, кружков части суток?
Часто родители не считают важным как-либо ограничивать своих взрослеющих детей. Между тем, организация дня
крайне важна в подростковом возрасте. Режим позволяет справляться с нагрузками и пройти через переходный
возрастной период без особых психоэмоциональных проблем.
Отличаются ли детский и подростковый режимы?
Режим дня подростка, безусловно, имеет отличия от распорядка и организации свободного времени детей младшего
возраста. Фактически, он является переходным, соединяя в себе элементы, характерные как для детского распорядка
дня, так и для режима, необходимого взрослым людям.
Основные отличия между детским и подростковым режимами касаются следующих моментов:
- частота приемов пищи;
- продолжительность сна;
- длительность и объем физических и умственных нагрузок.
Разумеется, отличается и то время, которое предназначается для отдыха.
Что должно входить в распорядок дня?
В режим дня подростка обязательно должны быть включены такие моменты, как:
- отдых и развлечения;
- питание;
- сон;
- зарядка;
- гигиенические процедуры.
Разумеется, распорядок дня основывается на уровне загруженности. Чем больше занятий, тем большее время должно отводиться отдыху, а не
развлечениям.
Каким должен быть распорядок дня для подростка?
Усредненный шаблон режима дня выглядит таким образом:
- пробуждение – 7:00;
- гигиенические процедуры, гимнастика – 7:00 -7:15;
- завтрак – до половины восьмого;
- дорога в школу, учеба – до часу дня;
- прогулка либо иной отдых – до 14:00;
- обед – до трех;
- занятия в секциях, кружках – до 17:00;
- домашнее задание и иные виды подготовки к следующим суткам – до 19:00;
- ужин – до 19:30;
- свободное время для развлечений, хобби и прочего – до 21:30;
- вечерний туалет – до 22:00;
- сон – до семи утра.
Разумеется, шаблон в вопросе организации времени – понятие относительное. На распорядок дня влияют занятия для
подростков как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами, прочие индивидуальные нюансы.
Что говорят об организации режима специалисты?
Врачи и психологи едины во мнении о том, что универсального, подходящего всем без исключений шаблона режима дня не
существует. Все предписания, касающиеся организации времени и расставления приоритетов, имеют лишь рекомендательный
характер. То есть выступают в качестве своеобразной памятки, нужной для того, чтобы было от чего оттолкнуться при
составлении своего личного расписания.
Режим дня подростка складывается из совокупности множества
нюансов. Наибольшей важностью обладают:
- возраст, ведь в 12 лет и в 16 потребности отличаются;
- физическое состояние и развитие, приоритеты в распорядке дня для занимающихся спортом и тех, кто не посещает подобные секции – разные;
- испытываемые умственные нагрузки;
- степень занятости в школе и кружках;
- здоровье;
- хобби и интересы;
- традиции, принятые в семейном кругу.
Все эти факторы оказывают решающее воздействие на то, сколько времени будет отведено под конкретное занятие. Но они
ни в коем случае не меняют перечня того, что входит в понятие «режим дня подростка». Это означает, что каждый
взрослеющий человек должен совершать ежедневно определенные действия – спать, следить за гигиеной, питаться,
учиться, заниматься физкультурой, отдыхать. То есть если подросток увлечен рисованием или написанием стихов, то это
вовсе не отменяет наличие утренней зарядки. А большое количество занятий или значительный объем заданного в школе
материала не являются поводом для сокращения времени сна.
Насколько важна утренняя зарядка?
Утренняя зарядка для подростков необходима, так же, как и для детей или взрослых. Но, к сожалению, именно этим
пунктом наиболее часто пренебрегают в повседневном распорядке. Разумеется, если речь не об организации дня
подростков, серьезно занимающихся спортом.
Как нужно питаться в подростковом возрасте?
Питание подростков, как и организация дня в целом, отличается от взрослого и детского. Наибольшее значение в приемах пищи имеет завтрак. Разумеется, он должен быть полезным, содержать витамины и прочие нужные организму элементы, а не просто заполнять желудок.
Что касается распорядка, то в питании его тоже следует придерживаться. Хаотичные перекусы в разное время дня не
только являются залогом будущих проблем в здоровье органов пищеварения, но и отрицательно сказываются на текущей
жизнедеятельности.
Как правило, питание подростков организуется следующим образом:
- завтраки – первый дома, второй в школе;
- обед;
- полдник;
- ужин.
Что касается часов, в которые подросток кушает, то они должны быть одними и теми же. Разумеется, это не означает
поминутной точности того, когда нужно садиться за стол. Если принято обедать между полуднем и часом дня, то именно в
этот промежуток времени и следует кушать ежедневно. Это означает, что обед, съеденный, к примеру, в 14:00, –
нарушение режима.
Сколько нужно спать?
Сколько должен спать подросток? Этот вопрос волнует всех родителей, без каких-либо исключений. Взрослеющие дети
нередко отстаивают свое право не ложиться в постель в установленный по режиму час, а вместо этого посмотреть
интересный фильм, посидеть за компьютером или же почитать книгу.
Как правило, многие родители не
настаивают на том, чтобы их взрослеющий ребенок отправлялся спать вовремя, полагая, что если лечь позже пару-тройку
раз, то ничего страшного не произойдет. Однако это совсем не так. Нарушение распорядка дня быстро становится
привычкой, которая ведет к потере самодисциплины и во всех остальных сферах жизнедеятельности.
Что
касается времени сна, то специалисты считают необходимым для нормального полноценного отдыха такие интервалы:
- 10-12 часов – до двенадцатилетнего возраста;
- 8-9 – до шестнадцатилетия.
Конечно же, эти цифры означают минимальную продолжительность сна. Иными словами, подросток может нуждаться и в
большем времени для отдыха.
Как быть в каникулы?
Нужно ли придерживаться режима в каникулы? Конечно же, да. Отсутствие занятий в учебном заведении вовсе не означает,
что не нужно спать, питаться, делать зарядку или же ложиться спать вовремя.
В каникулы следует
придерживаться принятого распорядка дня. Разница лишь в том, что вместо занятий в школе есть возможность сходить в
кино, музей или же как-то иначе провести время.
Часто задаваемые вопросы
Мы собрали для вас часто задаваемые вопросы и ответили на них
Остались вопросы?
Оставьте контактные данные и мы обязательно свяжемся с вами
+
В какой момент ученик может начать обучение в онлайн школе Prime?
+
Сколько человек занимается в группе?
+
У вас есть индивидуальные занятия?
+
Возвращаются ли деньги, если решили прервать обучение?
+
Что происходит с занятием, если ребенок его пропустил?
+
Какие технические требования необходимо выполнить, чтобы занятия в школе Prime проходили без проблем?
• Операционная система: Windows 7/8/8.1/10, Mac OS X 10.9, 10.10, 10.11;
• Установленный интернет браузер Google Chrome последней стабильной пользовательской версии с включённым авто¬обновлением;
• Оперативная память: от 2 Гб и выше, процессор: 2 ядерный процессор от 1.8 ГГц;
• Наличие микрофона;
• Интернет¬соединение от 1 Мбит/сек.
Рекомендованные технические требования:
• Операционная система: Windows 8/8.1/10, Mac OS X 10.10, 10.11;
• Установленный интернет браузер Google Chrome последней стабильной пользовательской версии с включённым автообновлением;
• Оперативная память: от 4 Гб и выше;
• Процессор: 2 ядерный процессор от 2.2 ГГц;
• Наличие микрофона и видеокамеры.
• Скорость интернет соединения 35 Мбит/сек
СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ПОДРОСТКОМ – ЗАЛОГ ЕГО УСПЕХА
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Антипова Ю.А. 1
1МБОУ «СОШ № 5» г. Калуги
Артёмова Ю.С. 1
1МБОУ «СОШ № 5» г. Калуги
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Последнее время стало очень модно переходить к так называемому здоровому образу жизни – люди бросают пить спиртные напитки, курить, пытаются начать заниматься физической культурой. Все это очень здорово и правильно, что люди, в конце концов, задумались о своем здоровье и о качестве своей жизни. Но некоторые, упускают такую важную составляющую здорового образа жизни как правильно сформированный, рационально и четко спланированный режим дня. Мои наблюдения за школьниками показали, что во дворах дети почти не гуляют, пьют напитки энергетики, курят, а о режиме дня некоторые и не задумываются: сначала школа, потом телевизор, компьютер, телефоны. С одноклассниками часто трудно общаться они агрессивные, недружелюбные. Почему? От чего? Кто в этом виноват?
Очень часто я слышу фразу «здоровье нужно беречь с молода». А когда нужно начинать обращать внимание на свое здоровье, что поможет сохранить здоровье: правильное питание, спорт, а может что-то другое или все сразу? Я тоже за здоровый образ жизни, тем более, что мама постоянно твердит мне, что я худенькая, слабенькая. Я решила выяснить все сама о режиме дня, полноценном сне. Соблюдают ли режим дети моей школы, и умеют ли они планировать свой режим дня. Насколько наши усилия, затрачиваемые на «оздоровление» могут оказаться пустыми или же малоэффективными.
Объектом моего исследования являются режим дня и здоровый образ жизни.
Цельисследования – на основе социологического опроса выяснить насколько соблюдается режим дня моими одноклассниками и сверстниками.
Задачи исследования:
1) изучить содержание режима дня и его отдельных компонентов;
2) на основе социологического опроса определить насколько соблюдается режим дня у учащимися 5-6 классов;
3) определить основные типы нарушений режима дня у школьников 5-6 классов;
4) определить влияние нарушений отдельных компонентов режима дня на здоровье школьников;
5) разработать комплекс рекомендаций по формированию рационального режима дня школьников;
6) выступить на классном часе с анализом результатов социологического опроса «Насколько школьники соблюдают режим дня»;
7) подготовить стенгазету с целью пропаганды здорового образа жизни.
Глава I. Почему необходимо соблюдать режим дня?
Режим дня школьника должен быть тщательно продуман и организован. Если утром трудно встать, то часто слышишь от родителей: «это потому, что не соблюдаешь режим дня», если не успеваешь вовремя сделать уроки, опять слышишь: «ты не правильно распределяешь время». А что такое режим дня? Я представляю его так: за день люди выполняют ряд различных действий – зарядка, завтрак, учеба, работа, увлечения, просмотр телевизора, чтение, прогулка, сон и т.д. Эти действия, по сути, должны выполняться в одно и то же время. Значит, режимом считается любой распорядок, к которому привык человек. Мне стало интересно, что такое режим дня с научной точки зрения.
-
-
Что такое режим дня?
-
Мейсон Карри в книги «Режим гения. Распорядок дня великих людей» приводит следующую аналогию режиму дня: «В умелых руках режим дня — точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядочный режим — колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы»».1
Режим дня нужен для того, чтобы время не пользовалось нашей рассеянностью. Распорядок всего дня помогает разумно и эффективно расходовать свое время. Без навыка успешного планирования своего дня, человек не научится строить планы, рационально планировать свой дневной график.
По разумному режиму дня работали творческие люди — Бетховен и Кафка, Жорж Санд и Пикассо, Агата Кристи, Лев Толстой, Генри Джеймс, Чарльз Диккенс и т.д. Эти известные люди, чтобы сосредоточиться, собрать волю в кулак, сесть за работу – и достичь выдающихся результатов, планировали свои действия тщательным образом.
Под словом «режим» обозначается правильное соотношение труда и отдыха, часов бодрствования и часов сна. Режим дня — это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Главной задачей распорядка дня является обеспечение высокого уровня работоспособности, так как сам режим составляется в соответствии с биологическим ритмом функционирования организма. К примеру, организм активнее работает в период с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, поэтому вся важная деятельность должна планироваться именно на эти временные промежутки2.
1.2 Влияние режима дня на здоровье школьников.
Разобравшись с режимом дня и выяснив его значение, я решила проанализировать, как разумно организованный режим дня школьника влияет на его здоровье.
Человеческий организм – система, насквозь пронизанная ритмами. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца, частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья, успеваемости, активности и.т.п. и правильного развития школьника продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.
Режим дня предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете, способствует гармоничному развитию ребенка3.
Физиологической основой режима дня является выработка у школьника динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчает выполнение всех дел, успешнее идет учеба.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня.
Общая продолжительность сна для детей 10—11 лет составляет 10 часов, для 12—15 лет — 9 часов. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности. Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников средних классов нужно отвести 2—3 часа.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 — 1 1/2 часа, а старшим — 1 1/2 — 2 1/2 часа.
Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим — прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
Большое внимание нужно уделить режиму питания. Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит.
Из вышесказанного следует вывод: подростковый возраст это период в жизни человека, когда происходит его формирование как личности. От того, какой образ жизни выберет школьник, во многом зависит его здоровье, его будущий образ жизни, а возможно и карьера.
Глава II. Анализ социологического опроса учащихся 5-6 классов «Соблюдаете ли Вы режим дня?».
Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью. В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.
Соблюдают ли режим дня школьники 5-6 классов моей школы, я решила узнать, проведя социологический опрос. В анкетировании приняло участие 74 школьника, анкета состояла из 12 вопросов (приложение № 1).
Школьники имеют представление о режиме дня. Однако среди учащихся есть нарушения в соблюдении режима дня (приложение № 2).По итогам опроса выяснилось, что соблюдают режим дня 42% учащихся 5-6 классов; иногда соблюдают – 26 %. Треть опрошенных (32%) не соблюдает режим дня! А ведь соблюдение правильного режима дня в подростковом возрасте, когда происходит формирование основных систем организма и психологического статуса человека является особенно важным. Установлено, что правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию школьников, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма.
Для 23% учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна (приложение № 3). Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.004. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение.
58% школьников не делают утреннюю зарядку, что, безусловно, вредит здоровью. Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
В ходе социологического опроса выявлены и такие нарушения — как нарушения режима питания: не завтракают 22% учащихся. Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время — через 3—4 часа (4—5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи. Хаотичный прием пищи приводит к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
Большинство школьников (51%) проводят свое свободное время насыщенно и с пользой – посещают кружки, гуляют, рисуют, читают, однако 9% учащихся чрезмерно увлечены телевизионными передачами, компьютерными играми. 7% учащихся не гуляют совсем, 8% – только по выходным.
Исходя из вышесказанного необходимо учащимся составить свой режим дня, учитывая время на прогулку, свободное время, утреннею зарядку, строго его соблюдать, т.к нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.
Глава III. Рекомендации школьникам по соблюдению режима дня.
-
Составьте свой режим дня, постарайтесь придерживаться его. Старайтесь, чтоб все члены семьи тоже жили по режиму. Для начала необходимо, чтобы все вместе вставали, завтракали, делали гигиенические процедуры, в одно и то же время ложились спать. В выходные дни четко всей семьей придерживайтесь режима дня.
-
Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь предстоящий день.
-
Завтрак. Хорошо подойдет для завтрака овсяная или гречневая каша, чай и что-то сладкое, например творожный сырок. Овсяную кашу можно разбавить любимыми ягодами или фруктами, вкусно и полезно. Желательно чтоб был второй завтрак.
-
Вернувшись из школы, нужно пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Хорошо поспать.
-
Приготовление уроков лучше отложить до 15 — 16 часов дня, в соответствии с физиологическим ритмом наилучшего усвоения информации.
-
Полтора-два часа свободного времени можно использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). В это же время ребенок может посещать различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе.
-
После ужина наступило время прогулки перед сном.
-
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.005. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.
Заключение
В ходе исследования я много узнала о режиме дня, о его пользе и важности. Родители должны учить своих маленьких детей соблюдать режим дня. Школьники должны иметь свой четкий «график дня» и стараться по возможности придерживаться его, потому что всяческие отклонения от него могут привести к нервным расстройствам. Планируя свой режим нужно учитывать: когда встаешь в школу, во сколько будет завтрак, обед, стараться чередовать учебную деятельность и отдых, время ужина, досуга и отхода ко сну. Необходимо отстранить себя от длительного просмотра телевизора, долгого сидения за компьютером. Пересмотреть свое питание, попытаться исключить продукты быстрого приготовления: сосиски, пельмени, включит в рацион каши.
Правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию школьников, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма. Режим дня предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки.
Результаты своих наблюдений я представила на классном часе. Ребята заинтересовались и решили попробовать составить свой режим дня, а потом в назначенные сроки рассказать о результатах. Одноклассникам я предложила найти материал о разделении людей на жаворонков, сов, т.к. каждый человек имеет собственные биологические часы, соответствующие его физиологическим потребностям и биоритмам. Мы оформили газету, посвященную здоровому образу жизни
Список использованной литературы.
-
Аксёнов И.Н. Социализация подростков. М., МАИ, 1996.
-
Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — М., 1984. Баранов А.А., Матвеева Н.А. Здоровье школьников. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1989.
-
Безруких М.М, Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться? М., 2003.
-
Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., Просвещение, 1991.
-
http://4brain.ru/zozh/rezhim.php
-
http://webotvet.ru/articles/opredelenie-rezhim.html
-
http://www.ruscenter.ru/244.html
-
http://www.izh.ru/izh/info/35227.html
Приложение
Приложение № 1. Анкета «Соблюдаете ли Вы режим дня?
№ |
Вопросы анкеты |
|
Соблюдаете ли вы режим дня? |
|
Время подъема утром? |
|
Во сколько ложитесь спать? |
|
Делаете ли вы зарядку? |
|
Спите ли вы после школы? |
|
Как часто в течение дня вы питаетесь? |
|
Завтракаете ли вы? |
|
Сколько времени в день вы гуляете на свежем воздухе? |
|
Сколько времени уходит на подготовку к урокам? |
|
Какие предметы занимают на подготовку дольше всего времени, сколько? |
|
Чем занимаетесь в свободное от учебы время? |
|
Посещаете ли вы кружки, музыкальную школу, спортивные секции? |
Приложение № 2.
Приложение № 3.
Приложение № 4.
Приложение № 5.
Результаты социологического опроса учащихся 5-6 классов.
№ |
Вопросы |
Ответы |
||
|
Соблюдаете ли вы режим дня? |
Да – 42% |
Нет – 32% |
Иногда – 26% |
|
Время подъема утром? |
с 6.00 до 6.30 –26% |
с 6.30 до 7.00 – 47% |
После 7.00 – 27% |
|
Во сколько ложитесь спать? |
в 22.00 – 26% |
с 22.00 до 23.00-51% |
С 23.00 до 24.00 – 19% 14 человек После 24.00 – 4% |
|
Делаете ли вы зарядку? |
Нет – 58% |
Да – 23% |
Иногда – 19% |
|
Спите ли вы после школы? |
Нет – 80% |
Да – 5% |
Иногда – 15% |
|
Как часто в течение дня вы питаетесь? |
22% – 2 раза в день, 73% – 3-4 раза в день, 5% – 5-6 раз в день. |
||
|
Завтракаете ли вы? |
Нет – 11% |
Да – 85% |
Иногда – 4% |
|
Сколько времени в день вы гуляете на свежем воздухе? |
7% – не гуляют совсем, 8% – только по выходным, но много по времени, 50% – до 1 часа, 32% – 2, 3 часа, 3% – больше 3 часов |
||
|
Сколько времени уходит на подготовку к урокам? |
27% – 1 час, 57% – до 2 часов, 16% – 3-4 часа |
||
|
Какие предметы занимают на подготовку дольше всего времени, сколько? |
59% – математика, русский, 7% – история, 34% – все устные, английский, биология, На один урок уходит от 30 до 50 мин |
||
|
Чем занимаетесь в свободное от учебы время? |
16% – кружки, 24% – гуляю, 49% – телевизор, компьютер, 11% – читаю, рисую, провожу время с собакой, слушаю музыку. |
||
|
Посещаете ли вы кружки, музыкальную школу, спортивные секции? |
Нет – 22% |
Да – 78% |
1 http://4brain.ru/zozh/rezhim.php
2 http://webotvet.ru/articles/opredelenie-rezhim.html
3 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 128.
4 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 89.
5 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 89.
Просмотров работы: 13782