Тема. Нахождение десятичной дроби от
числа.
Цель: учить нахождению десятичной дроби
от числа.
Задачи:
Образовательные: формировать
умение находить десятичную дробь от числа.
Коррекционно —
развивающие:
развивать умение сравнивать, обобщать и логически излагать свои мысли при
решении заданий, корригировать мыслительную деятельность (операции анализа и
синтеза, выявление главной мысли, установление причинно — следственных связей);
развивать познавательную активность и интерес к предмету при помощи
нестандартных заданий.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к изучаемому предмету, аккуратность,
четкость при самостоятельном выполнении заданий.
Оборудование: учебник
для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под
редакцией Т.В. Алышевой, оценочные листы, раздаточный материал (карточки,
оценочные листы), тематическая презентация к уроку в формате Power Point
по теме «Нахождение десятичной дроби от числа».
Ход урока:
I.
Орг.
момент
1.Приветствие,
эмоциональный настрой
— Здравствуйте,
ребята.
— Вижу что вы
готовы к уроку.
— Садитесь.
— Я рада видеть вас
сегодня в хорошем настроении, и надеюсь, что сегодня вы покажете свои знания, и
умения и всем нам будет интересно на уроке.
— Дежурный, кто
отсутствует в классе?
2.Проверка
готовности к уроку
— Проверьте
готовность к уроку.
— На столах лежат
учебники, рабочие тетради, ручка, карандаш, карточки для с/р, сигнальные
карточки.
— Проверим
посадку: ноги вместе, руки на парте, локти у края, спина прямая.
3.Определение
темы и целей урока
— Прежде чем, определить тему сегодняшнего урока,
давайте попробуем отгадать ребусы из области математики.
(ДРОБЬ) (ЧИСЛО)
— Какие виды дробей вы знаете?
— (Обыкновенные и
десятичные)
— Какие дроби мы изучали на прошлых уроках? —
( Десятичные дроби)
—
А теперь посмотрите внимательно на слайд и попробуйте определить тему
сегодняшнего урока
ДЕСЯТИЧНЫЕ
(ДРОБЬ) ОТ (ЧИСЛО)
— Верно, тема сегодняшнего
урока «Нахождение десятичной дроби от числа».
-Откройте тетради.
-Запишите дату,
классная работа и тему сегодняшнего урока
— А теперь
давайте сформулируем цель работы на уроке.
— ( Сегодня на
уроке будем находить десятичную дробь от числа)
— Верно, сегодня
на уроке мы будем учиться находить десятичную дробь от числа.
— Исходя из темы
и цели урока давайте определим задачи сегодняшнего урока, используя опорные
слова:
— ВСПОМНИМ — изученные
правила по теме «Десятичные дроби», а также нахождение обыкновенной дроби от
числа.
— УЗНАЕМ — правило
(алгоритм) нахождения десятичной дроби от числа
— НАУЧИМСЯ —
решать примеры и задачи на нахождение десятичной дроби от числа.
4. Мотивация урока
Мы запоминаем
0,1 того, что
читаем,
0,2 того, что
слышим,
0,3 того, что
видим,
0,5 того, что
видим и слышим,
0,7 того, что
говорим,
0,9 того, что
говорим и делаем.
— Какие дроби вы
видите на слайде?
— Назовите самую
маленькую десятичную дробь.
— Назовите самую
большую десятичную дробь.
— Когда человек
запоминает больше информации?
— Значит, чтобы
больше запомнить сегодня на уроке мы будем говорить и делать.
— Скажите, при решении, каких бытовых задач
используются знания о десятичных дробях?
— (оплата коммунальных услуг, расчет в
магазинах, приготовление блюд по рецепту, во время ремонта квартиры, при пошиве
изделия и др.)
— На каком
предмете вам пригодятся знания обыкновенных дробей?
— (социально —
бытовой ориентировке, профессионально-трудовом обучении)
5.Критерии
оценивания
— Какие виды
заданий обычно выполняем на уроках математики?
— (решаем
примеры, задачи, работаем у интерактивной доске, решаем тренажеры, тесты,
изучаем правила, алгоритмы, работаем по оценочным листам)
— Не
забываем, что на уроке за выполненную работу вы себя
оцениваете, используя оценочные листы, которые лежат у вас на столах.
— Заполните лист и
отметьте свое настроение на начало урока.
Начало урока |
Конец урока |
||||||||
1-3 |
|||||||||
Фамилия, |
Устный |
ПроверкаД/з |
Практич. работа |
Работа |
Самост. |
Всего |
|||
«5» — 13 «4» — 12-10 «3» — 8-9 |
|||||||||
— Не забываем:
Сколько баллов ставим за правильное выполненное задание?
— Если допущена
одна, две ошибки?
— Если три и
более ошибок или решал с помощью учителя?
— Сколько баллов
надо заработать чтобы получить оценку «5»?
— Оценку «4»?
— Оценку «3»?
— Но думаю, троек
у нас сегодня не будет.
— На уроке я тоже вас буду оценивать, учитывая:
— Активную работу на уроке
— Правильные и полные ответы
— Аккуратное и правильное выполнение заданий в тетради
— Работу у доски с объяснением
6. План урока
-Сегодня на уроке повторим
изученный материал по теме «Десятичные дроби», выполним проверку д/з и узнаем
какую сдачу получили Федя Печкин и Толя Лавочкин, узнаем новое правило и
составим алгоритм, будем работать с учебником, у доски, в тетрадях, по карточкам,
самостоятельно, в группах и парах.
II.
Основная
часть
— Прежде чем
перейти к изучению новой темы давайте вспомним то, что мы учили на прошлых
уроках.
— Ведь, чтобы новых
знаний набраться, нужно на старые опираться!»
1. Устный
счет
— Какие виды чисел
вы знаете?
— (Целые и
дробные)
— Какие виды
дробных чисел вы знаете?
— (Обыкновенные
дроби и десятичные дроби)
— Чем отличаются
десятичные дроби от обыкновенных?
— (Десятичные
дроби имеют в знаменателе числа только 10,100,1000 и записываются при помощи
запятой. Обыкновенные дроби записываются при помощи дробной черты)
— Чтобы проверить
ваши знания и умения определять доли и знаменатель десятичной дроби, выполним
самостоятельную работу по карточкам.
— Но сначала
вспомним правило. Сколько знаков после запятой должно быть в десятичной дроби?
— (В десятичной дроби
после запятой должно быть столько знаков, сколько нулей в знаменателе)
— Возьмите карточку
№1
— Укажите
знаменатель каждой десятичной дроби, назови доли (запиши по образцу).
— Обменяйтесь
карточками и выполните взаимопроверку.
— Ключ на слайде
— А теперь
подчеркните числитель дроби.
— У интерактивной
доске Iв.-
подчеркнет______________
IIв.-
подчеркнет______________
— Выполните
проверку в соответствии с интерактивной доской.
— Поставьте баллы
в оценочный лист
— Вывод:
— Выполняя работу
по карточкам, какие знания мы с вами повторяли?
— (определяли и
записывали числитель, знаменатель десятичной дроби)
— Эти знания нам
пригодятся при изучении новой темы.
Работа в парах
— Возьмите
конверт, вытащите карточки.
— Посмотрите,
внимательно на карточки. Какие дроби у вас записаны на карточках?
— Вам нужно
установить соответствие между десятичными и соответствующими им обыкновенными.
Прежде чем определит соответствие дробей. Распределите дроби на две группы. Определите
числитель и знаменатель десятичной дроби, а затем найдите ей соответствующую
обыкновенную дробь.
— Это задание я
буду у вас оценивать самостоятельно.
— Вывод:
— Сколько знаков
после запятой должно быть в десятичной дроби?
— Как определить
числитель десятичной дроби?
— Как определить
знаменатель десятичной дроби?
2.Поверка
домашнего задания
— Что вам было
задано на дом?
— ( Посчитать
стоимость покупки Феди Печкина и Толи Лавочкина)
Федя
Печкин (II-в)
Толя Лавочкин(I— в)
— Чему равна
стоимость покупки Феди Печкина? (40.47)
— Чему равна
стоимость покупки Толи Лавочкина? (64,59)
— А сейчас мы
продолжим решение домашнего задания. Вычислите сколько сдачи должен получить
каждый мальчик, если Федя Печкин в кассу отдал 50р., а Толя Лавочкин 100р.
— Каким действием
вычислить сдачу, которую получили мальчики?
— Прежде чем вы
перейдете к решению задач, давайте вспомним правило вычитания десятичных дробей
с разными знаменателями. Что нужно приписать к целому числу?
— (Нужно привести
дроби к общему знаменателю и выполнить вычисление )
У вас на столах
лежат карточки с ответом, поднимите карточку соответствующего цвета.
Федя Печкин
Толя Лавочкин
— Правильный ответ
расположен на карточке оранжевого цвета
— Поставьте баллы
в оценочный лист
— Вывод:
— Какие
математические действия можно выполнять с десятичными дробями?
— Какие действия с
десятичными дробями вы выполняли дома?
— Какое действие
мы выполняли в классе?
— А теперь повторите
правило сложения и вычитания десятичных дробей с разными знаменателями.
— Что мы используем при приведении десятичных дробей к общему
знаменатель?
— (Основное свойство десятичных дробей)
— О чем говорит основное свойство десятичных дробей?
— (Дробь не изменится, если в конце записи десятичных долей приписать
или отбросить нули)
3. Динамическая пауза
—
Прошу всех встать, пришло время отдохнуть.
— (Ученики выходят из- за столов).
—
Я буду называть виды чисел, а вы в соответствии с видом числа выполняете
действие.
Запись на слайде
Целое число — руки вверх
Обыкновенная дробь — руки в стороны
Десятичная дробь — хлопок (руки над головой)
4. Объяснение новой темы
—
Напомните мне тему сегодняшнего урока
— Прежде
чем перейти к изучению новой темы давайте вспомним алгоритм нахождения
обыкновенной дроби от числа.
На слайде:
— Как
найти ?
— (Нужно
целое число разделить на знаменатель и умножить на числитель)
Работа в
группах
—
Объединитесь в группы
— Каждая
группа получает задание. Ваша задача найти и исправить ошибки. Прежде чем
работать в группе выберите ответственного кто будет отвечать.
— Найдите
ошибки
= 6000: 100
От каждой группы выступает один человек. Объясняет
ошибку.
— (показ на слайде)
— Вывод
— Как
найти обыкновенную дробь от числа?
— А теперь
давайте попробуем решить следующее задание:
0,2 от 50
0,01 от
100
— Вы
сможете сразу решить примеры данного вида?
— Почему?
— А кто
догадался, что нужно выполнить, чтобы найти десятичную дробь от числа?
— Вы
умеете находить обыкновенную дробь от числа?
— Как вы
ее находили?
— Что
нужно сделать, чтобы вместо десятичной дроби стояла в записи обыкновенная
дробь.
— А мы
умеем записывать десятичные дроби в виде обыкновенных?
-Кто
попробует сформулировать правило нахождения десятичной дроби от числа?
— Чтобы
найти десятичную дробь от числа нужно…….
— Откройте
учебник на с.245- прочитайте правило.
—
Скажите, мы правильный сделали вывод?
— Таким
образом, мы нашли способ решения нашей проблемы нахождения десятичной дроби от
числа?
— Прежде
чем перейти к решению примеров что мы еще должны составить?
— (алгоритм)
— Назовите
первый пункт алгоритма.
1.
Выразить десятичную дробь в виде обыкновенной
— Назовите
второй пункт алгоритма.
2. Целое
число разделить на знаменатель десятичной дроби и умножить на числитель
десятичной дроби.
На слайде:
1.
Выразить десятичную дробь в виде обыкновенной
2. Целое
число разделить на знаменатель десятичной дроби и умножить на числитель
десятичной дроби.
— Назовите
числитель и знаменатель дроби 0,2
—
Соответственно получаем:
0,2 от 50=
от 50= 50: 10
2= 10
5.
Первичное закрепление
0,01 от
100 = от 100= 100:100
1= 1
— Прежде
чем перейти к работе по учебнику давайте еще раз повторим правило нахождения десятичной
дроби от числа.
Работа по учебнику
с.
245№ 827(1 ст.)- (у доски) — (с комментированием и оцениванием)
(2ст.)- 1,2 пр. – с-но (1 в.)
— 1 пр. – с- но (2в.) используют таблицу на двузначное число
— Выполните
проверку, ключ на слайде.
— Поставьте баллы
в оценочный лист
Решение задачи
с.
245 № 829 (2)
—
Читает задачу учитель
—
Прочитайте еще раз 1 предложение и найдите опорное слово для краткой записи
— (Купили)
—
Прочитайте 2,3 предложение и найдите еще одно опорное слово для краткой записи.
—
Известно ли, сколько купили всего рулонов?
—
Что мы должны поставить?
—
Но что сказано про покупку рулонов цветной бумаги?
— (Сначала купили 20, а потом 10)
—
Известно ли, сколько рулонов бумаги ушло?
—
Во сколько действий задача?
—
Как определили?
—
Назовите главный вопрос
—
Мы можем сразу на него ответить?
—
Что сначала будем узнавать?
—
Составьте первый вопрос
—
Каким действием будем находить количество купленных рулонов?
—
А как будем отвечать на второй вопрос?
—
Откуда запишем второй вопрос?
—
Как будем находить 0,5 от 30?
(После разбора учащийся решает задачу у доски)
—
Какое правило использовали при решении задачи?
— Учитель ставит дополнительные баллы за решение
задачи
Вывод:
—
Как найти десятичную дробь от числа?
—
Как найти обыкновенную дробь от числа?
—
Какой можно сделать вывод?
— (Десятичную дробь от числа находят так же, как
обыкновенную дробь от числа)
III.
Итог
— Итак, назовите тему сегодняшнего урока.
— Назовите цель урока?
— Какое действие мы выполняли с десятичными дробями??
— Подумайте, достигли ли мы цели урока?
—
Какое задание на уроке было самым сложным, простым?
—
Дома: выучить правило на с. 245
№ 828(1 ст.)- II в.
(разбор)
(2 ст.)- I в.
Оценивание учебной деятельности
—
Посчитайте баллы в ваших оценочных листах.
—
Какой оценке соответствует ваш балл?
—
Какую вы себе поставите оценку?
— Оценивание учителем.
—
А теперь я вас оценю (оценивание учителем)
— Рефлексия
—
Отметьте свое настроение на конец урока.
—
А где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Знания,
полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в 9 классе при изучении очень
важной и интересной темы «Проценты»
—
Возьмите лестницу знаний
—
Оцените свою работу на уроке . Нарисуйте треугольник на лестнице знаний .На
какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока?
Лестница
знаний
—
Для дальнейшего успеха на уроках математики нам нужно двигаться и двигаться
вперед за получением новых знаний.
—
А теперь возьмите конверт с десятичными дробями, расположите дроби в порядке
убывания.
—
Работаем в паре
15,2
10,01 7,002 6,197 5,1 4,217 4,001
М
О Л О Д Ц Ы
—
Переверните карточки и прочитайте полученное, зашифрованное слово?
—
Какое получилось слово?
— (МОЛОДЦЫ)
—
Всем спасибо за урок. Вы действительно сегодня молодцы.
—
На этом урок окончен.
В этом уроке мы узнаем, как найти дробь от числа, научимся находить проценты от чисел и применим эти навыки для решения задач.
Представим, что у нас есть 3-х килограммовый торт. Мы разрезали его на 8 частей и взяли три из них. В таких случаях хочется знать, сколько килограмм торта у нас есть.
Рассмотрим один из способов рассуждения в таких случаях.
Посчитаем, сколько весит каждый кусок торта.
(mathbf{3div8=frac{3}{8}})
То есть каждый кусок весит (mathbf{frac{3}{8}}) килограмма.
А так как у нас 3 куска торта, остается домножить вес одного куска на 3.
(mathbf{frac{3}{8}cdot3=frac{3cdot3}{8}=frac{9}{8}=1frac{1}{8}})
Так мы получили, что в трех кусках содержится (mathbf{1frac{1}{8}}) килограмма торта.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Сформулируем понятное правило: чтобы найти дробь от числа, надо перемножить число и эту дробь.
То есть, как и раньше, перемножаем числитель дроби и число, пишем в числитель результат умножения, а в знаменатель результата пишем знаменатель дроби.
Далее по необходимости сокращаем дробь или приводим к правильному виду из неправильного.
Дадим еще пару примеров.
Необходимо найти (mathbf{frac{2}{7}}) от 6-ти.
(mathbf{frac{2}{7}cdot6=frac{2cdot6}{7}=frac{12}{7}=1frac{5}{7}})
Или пусть дано задание найти (mathbf{frac{1}{3}}) от 9.
Здесь вы видите, что почти все заключается в сокращении.
(mathbf{frac{1}{3}cdot9=frac{1cdot9}{3}=frac{1cdot3}{1}=3})
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Особенно часто можно слышать про проценты в контексте экономических высказываний: цены выросли на 15 %, доходы уменьшились на 5% и так далее.
Запись в виде 10 % нужно трактовать как 0.1
(mathbf{12%=0.12})
(mathbf{50%=0.5})
и так далее, то есть чтобы получить десятичную дробь, равную числу в процентах, надо поделить количество процентов на 100.
Таким образом, чтобы найти процент от числа, надо перевести проценты в десятичную дробь, а дальше воспользоваться правилом нахождения дроби от числа: умножить число на дробь.
Например, нужно найти 5 % от 200.
Первым действием преобразуем 5 % в десятичную дробь:
(mathbf{5%=5div100=0.05})
Вторым действием перемножаем найденную дробь и число:
(mathbf{0.05cdot200=10})
10 и будет являться 5 % от 200.
Рассмотрим еще пару примеров.
Найдите 20 % от 80:
(mathbf{20%=20div100=0.2})
(mathbf{0.2cdot80=16})
Также, если это кажется более удобным, можно перевести десятичную дробь в обычную и домножать на нее.
Найдем 50 % от 234:
(mathbf{50%=50div100=0.5=frac{1}{2}})
(mathbf{234cdotfrac{1}{2}=frac{234}{2}=frac{117cdot2}{2}=117})
И немного примеров уже без пояснений:
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
В начале урока мы уже разобрали пример с тортом, сейчас посмотрим на другие примеры.
Задача 1
Остап зарабатывает 40 000 рублей в месяц.
Из них (mathbf{frac{1}{4}}) это подработка.
Сколько рублей Остапу приносит подработка?
Решение:
В данной случае числом будет являться сумма заработка за месяц — 40 000
Ну а дробью, очевидно, будет (mathbf{frac{1}{4}}).
Тогда, чтобы найти прибыль от подработки, надо просто умножить дробь на число.
(mathbf{40000cdotfrac{1}{4}=frac{40000}{4}=10000})
Ответ: 10 000 рублей.
Теперь рассмотрим что-нибудь посложнее.
Задача 2
Порфирий живет в комнате площадью 18 квадратных метров.
3 кровати занимают (mathbf{frac{1}{3}}) площади комнаты.
Какую площадь занимает одна кровать?
Решение:
Сначала найдем, какую площадь занимают 3 кровати, затем разделим это число на 3, чтобы получить площадь одной кровати.
1) (mathbf{18cdotfrac{1}{3}=frac{18}{3}=6}) (квадратных метров) занимают 3 кровати
2) (mathbf{6div3=2}) (квадратных метра) занимает одна кровать
Ответ: 2 квадратных метра.
Теперь посмотрим, как в задачах применяются проценты.
Задача 3
Пересвет работает на заводе и производит 100 деталей в день.
Начальник Елисей пообещал Пересвету выдать премию, если он будет делать на 20% деталей больше.
Сколько деталей в день должен делать Пересвет, чтобы получить премию?
Решение:
Для начала надо понять, на сколько в количественном измерении больше деталей нужно выпустить Пересвету, чтобы получить премию.
Для этого домножим текущее количество деталей на процент или долю, учитывая, что 20% — это 20 частей из 100, или иначе 0,20, и получим искомую прибавку.
1) (mathbf{20%=20div100=0.2})
2) (mathbf{100cdot0.2=20}) (деталей)- то, насколько больше деталей нужно производить
Теперь, чтобы найти общее количество деталей, надо прибавить эту прибавку к тому, что Пересвет производит уже сейчас.
3) (mathbf{100+20=120}) (деталей) в день нужно производить для получения премии
Ответ: 120 деталей.
В некоторых задачах нужно несколько раз применять нахождение процентов от числа.
Задача 4
Глубина реки в начале мая была равна 10 метрам, к началу июня она обмелела на 10%, а к началу июля еще на 15% относительно показателей начала июня. Вычислите, какая глубина реки была в начале июля.
Решение:
Исходное число- 10 метров, дробь задана в виде процентов.
Первым действием нужно будет найти глубину реки в начале июня.
Здесь можно пойти двумя разными путями:
I. Посчитаем, на сколько метров опустился уровень воды, а затем вычтем это из исходных показателей.
0) (mathbf{10%=10div100=0.1})
1) (mathbf{10-10cdot0.1=10-1=9}) (метров)- глубина реки в начале июня
II. Можно вместо того, чтобы считать разницу и вычитать ее, посчитать сколько процентов останется и найти сразу именно эту часть от исходного числа.
Учитывая, что всего у нас 100%, да если глубина уменьшилась на 10%, то осталось 90%.
0) (mathbf{100-10=90}) (процентов) останется
1) (mathbf{90%=90div100=0.9})
2) (mathbf{10cdot0.9=9}) (метров)- глубина реки в начале июня
Как мы видим, эти два подхода дают одинаковый результат.
Поэтому вы можете выбирать любой из них в зависимости от задачи и ваших предпочтений.
Таким образом, мы посчитали глубину в начале июня. Теперь нужно понять, какая будет глубина в начале июля, когда глубина уменьшится еще на 15 процентов.
Используем в этом случае второй способ.
3) (mathbf{100-15=85}) (процентов) останется в июле от уровня июня
4) (mathbf{85%=85div100=0.85})
5) (mathbf{0.85cdot9=7.65}) (метров) составит глубина реки в начале июля
Ответ: 7.65 метра.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
На этом занятии мы поработали с процентами.
Первые упоминания о них встречаются в Древнем Риме.
Например, Октавиан Август взимал налог в (mathbf{frac{1}{100}}) на товары с аукциона.
Но до XVI века, несмотря на обилие задач на проценты, связанных с торговлей, с процентами работали весьма неумело.
В 1584 году бельгийский ученый Симон Севин создал таблицы для подсчета процентов.
Также, по одной из версий, именно он и ввел слово «процент».
Если говорить про сам значок процента, то существуют разные версии его происхождения.
По одной из них он произошел от итальянского слова cento, которое писалось сокращенно как cto.
В какой-то момент буква «t» перешла в вид косой черты, и так знак дошел до нас.
Другой вариант также отсылает к Италии.
Букву «p» тогда писали не как сейчас, а еще и с горизонтальной чертой, проходящей под строкой.
Тогда при написании «р 100» 100 оказывалась над чертой. Постепенно р и 10 отошли, и осталась черта с ноликом.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Тема. Нахождение десятичной дроби от числа.
Цель: учить нахождению десятичной дроби от числа.
Задачи:
Образовательные: формировать умение находить десятичную дробь от числа.
Коррекционно — развивающие: развивать умение сравнивать, обобщать и логически излагать свои мысли при решении заданий, корригировать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление причинно — следственных связей); развивать познавательную активность и интерес к предмету при помощи нестандартных заданий.
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к изучаемому предмету, аккуратность, четкость при самостоятельном выполнении заданий.
Оборудование: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Т.В. Алышевой, оценочные листы, раздаточный материал (карточки, оценочные листы), тематическая презентация к уроку в формате Power Point по теме «Нахождение десятичной дроби от числа».
Ход урока:
-
Орг. момент
1.Приветствие, эмоциональный настрой
— Здравствуйте, ребята.
— Вижу что вы готовы к уроку.
— Садитесь.
— Я рада видеть вас сегодня в хорошем настроении, и надеюсь, что сегодня вы покажете свои знания, и умения и всем нам будет интересно на уроке.
— Дежурный, кто отсутствует в классе?
2.Проверка готовности к уроку
— Проверьте готовность к уроку.
— На столах лежат учебники, рабочие тетради, ручка, карандаш, карточки для с/р, сигнальные карточки.
— Проверим посадку: ноги вместе, руки на парте, локти у края, спина прямая.
3.Определение темы и целей урока
— Прежде чем, определить тему сегодняшнего урока, давайте попробуем отгадать ребусы из области математики.
(ДРОБЬ) (ЧИСЛО)
— Какие виды дробей вы знаете? — (Обыкновенные и десятичные) — Какие дроби мы изучали на прошлых уроках? — ( Десятичные дроби)
— А теперь посмотрите внимательно на слайд и попробуйте определить тему сегодняшнего урока
ДЕСЯТИЧНЫЕ (ДРОБЬ) ОТ (ЧИСЛО)
— Верно, тема сегодняшнего урока «Нахождение десятичной дроби от числа».
-Откройте тетради.
-Запишите дату, классная работа и тему сегодняшнего урока
— А теперь давайте сформулируем цель работы на уроке.
— ( Сегодня на уроке будем находить десятичную дробь от числа)
— Верно, сегодня на уроке мы будем учиться находить десятичную дробь от числа.
— Исходя из темы и цели урока давайте определим задачи сегодняшнего урока, используя опорные слова:
— ВСПОМНИМ — изученные правила по теме «Десятичные дроби», а также нахождение обыкновенной дроби от числа.
— УЗНАЕМ — правило (алгоритм) нахождения десятичной дроби от числа
— НАУЧИМСЯ — решать примеры и задачи на нахождение десятичной дроби от числа.
4. Мотивация урока
Мы запоминаем
0,1 того, что читаем,
0,2 того, что слышим,
0,3 того, что видим,
0,5 того, что видим и слышим,
0,7 того, что говорим,
0,9 того, что говорим и делаем.
— Какие дроби вы видите на слайде?
— Назовите самую маленькую десятичную дробь.
— Назовите самую большую десятичную дробь.
— Когда человек запоминает больше информации?
— Значит, чтобы больше запомнить сегодня на уроке мы будем говорить и делать.
— Скажите, при решении, каких бытовых задач используются знания о десятичных дробях?
— (оплата коммунальных услуг, расчет в магазинах, приготовление блюд по рецепту, во время ремонта квартиры, при пошиве изделия и др.)
— На каком предмете вам пригодятся знания обыкновенных дробей?
— (социально — бытовой ориентировке, профессионально-трудовом обучении)
5.Критерии оценивания
— Какие виды заданий обычно выполняем на уроках математики?
— (решаем примеры, задачи, работаем у интерактивной доске, решаем тренажеры, тесты, изучаем правила, алгоритмы, работаем по оценочным листам)
— Не забываем, что на уроке за выполненную работу вы себя оцениваете, используя оценочные листы, которые лежат у вас на столах.
— Заполните лист и отметьте свое настроение на начало урока.
Начало урока |
Конец урока |
|||||
1-3 БАЛЛА |
||||||
Фамилия, Имя |
Устный счет |
ПроверкаД/з |
Практич. работа |
Работа по учебнику |
Самост. работа |
Всего баллов |
«5» — 13 -15 баллов «4» — 12-10 баллов «3» — 8-9 баллов |
— Не забываем: Сколько баллов ставим за правильное выполненное задание?
— Если допущена одна, две ошибки?
— Если три и более ошибок или решал с помощью учителя?
— Сколько баллов надо заработать чтобы получить оценку «5»?
— Оценку «4»?
— Оценку «3»?
— Но думаю, троек у нас сегодня не будет.
— На уроке я тоже вас буду оценивать, учитывая:
— Активную работу на уроке
— Правильные и полные ответы
— Аккуратное и правильное выполнение заданий в тетради
— Работу у доски с объяснением
6. План урока
-Сегодня на уроке повторим изученный материал по теме «Десятичные дроби», выполним проверку д/з и узнаем какую сдачу получили Федя Печкин и Толя Лавочкин, узнаем новое правило и составим алгоритм, будем работать с учебником, у доски, в тетрадях, по карточкам, самостоятельно, в группах и парах.
-
Основная часть
— Прежде чем перейти к изучению новой темы давайте вспомним то, что мы учили на прошлых уроках.
— Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!»
1. Устный счет
— Какие виды чисел вы знаете?
— (Целые и дробные)
— Какие виды дробных чисел вы знаете?
— (Обыкновенные дроби и десятичные дроби)
— Чем отличаются десятичные дроби от обыкновенных?
— (Десятичные дроби имеют в знаменателе числа только 10,100,1000 и записываются при помощи запятой. Обыкновенные дроби записываются при помощи дробной черты)
— Чтобы проверить ваши знания и умения определять доли и знаменатель десятичной дроби, выполним самостоятельную работу по карточкам.
— Но сначала вспомним правило. Сколько знаков после запятой должно быть в десятичной дроби?
— (В десятичной дроби после запятой должно быть столько знаков, сколько нулей в знаменателе)
— Возьмите карточку №1
— Укажите знаменатель каждой десятичной дроби, назови доли (запиши по образцу).
КАРТОЧКА №1
-
вариант
-
4,13- знаменатель ___100__ , доли сотые
-
0,2- знаменатель _____ , доли ________
-
1,048- знаменатель _____ , доли _______
-
15,04- знаменатель _____ , доли _______
КАРТОЧКА №1
-
вариант
-
4,13- знаменатель ___100__ , доли сотые
-
7,6- знаменатель _____ , доли ________
-
12,148- знаменатель _____ , доли _______
— Обменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку.
— Ключ на слайде
— А теперь подчеркните числитель дроби.
— У интерактивной доске Iв.- подчеркнет______________
IIв.- подчеркнет______________
— Выполните проверку в соответствии с интерактивной доской.
— Поставьте баллы в оценочный лист
— Вывод:
— Выполняя работу по карточкам, какие знания мы с вами повторяли?
— (определяли и записывали числитель, знаменатель десятичной дроби)
— Эти знания нам пригодятся при изучении новой темы.
Работа в парах
— Возьмите конверт, вытащите карточки.
— Посмотрите, внимательно на карточки. Какие дроби у вас записаны на карточках?
— Вам нужно установить соответствие между десятичными и соответствующими им обыкновенными. Прежде чем определит соответствие дробей. Распределите дроби на две группы. Определите числитель и знаменатель десятичной дроби, а затем найдите ей соответствующую обыкновенную дробь.
— Это задание я буду у вас оценивать самостоятельно.
— Вывод:
— Сколько знаков после запятой должно быть в десятичной дроби?
— Как определить числитель десятичной дроби?
— Как определить знаменатель десятичной дроби?
2.Поверка домашнего задания
— Что вам было задано на дом?
— ( Посчитать стоимость покупки Феди Печкина и Толи Лавочкина)
Федя Печкин (II-в) Толя Лавочкин(I— в)
ЧЕК
морс 33.00
йогурт 6,28
пирожное 11.55
шоколад 13.76
ИТОГ_____________
ЧЕК
мандарины 23.18
сушка «Кроха» 12.86
сырок 4.43
ИТОГ_____________
— Чему равна стоимость покупки Феди Печкина? (40.47)
— Чему равна стоимость покупки Толи Лавочкина? (64,59)
— А сейчас мы продолжим решение домашнего задания. Вычислите сколько сдачи должен получить каждый мальчик, если Федя Печкин в кассу отдал 50р., а Толя Лавочкин 100р.
— Каким действием вычислить сдачу, которую получили мальчики?
— Прежде чем вы перейдете к решению задач, давайте вспомним правило вычитания десятичных дробей с разными знаменателями. Что нужно приписать к целому числу?
— (Нужно привести дроби к общему знаменателю и выполнить вычисление )
У вас на столах лежат карточки с ответом, поднимите карточку соответствующего цвета.
Федя Печкин
9,63
10,47
9,53
Толя Лавочкин
46,51
35,41
64,59
— Правильный ответ расположен на карточке оранжевого цвета
— Поставьте баллы в оценочный лист
— Вывод:
— Какие математические действия можно выполнять с десятичными дробями?
— Какие действия с десятичными дробями вы выполняли дома?
— Какое действие мы выполняли в классе?
— А теперь повторите правило сложения и вычитания десятичных дробей с разными знаменателями.
— Что мы используем при приведении десятичных дробей к общему знаменатель?
— (Основное свойство десятичных дробей)
— О чем говорит основное свойство десятичных дробей?
— (Дробь не изменится, если в конце записи десятичных долей приписать или отбросить нули)
3. Динамическая пауза
— Прошу всех встать, пришло время отдохнуть.
— (Ученики выходят из- за столов).
— Я буду называть виды чисел, а вы в соответствии с видом числа выполняете действие.
Запись на слайде
Целое число — руки вверх
Обыкновенная дробь — руки в стороны
Десятичная дробь — хлопок (руки над головой)
4. Объяснение новой темы
— Напомните мне тему сегодняшнего урока
— Прежде чем перейти к изучению новой темы давайте вспомним алгоритм нахождения обыкновенной дроби от числа.
На слайде:
— Как найти ?
— (Нужно целое число разделить на знаменатель и умножить на числитель)
Работа в группах
— Объединитесь в группы
— Каждая группа получает задание. Ваша задача найти и исправить ошибки. Прежде чем работать в группе выберите ответственного кто будет отвечать.
— Найдите ошибки
= 6000: 100
От каждой группы выступает один человек. Объясняет ошибку.
— (показ на слайде)
— Вывод
— Как найти обыкновенную дробь от числа?
— А теперь давайте попробуем решить следующее задание:
0,2 от 50
0,01 от 100
— Вы сможете сразу решить примеры данного вида?
— Почему?
— А кто догадался, что нужно выполнить, чтобы найти десятичную дробь от числа?
— Вы умеете находить обыкновенную дробь от числа?
— Как вы ее находили?
— Что нужно сделать, чтобы вместо десятичной дроби стояла в записи обыкновенная дробь.
— А мы умеем записывать десятичные дроби в виде обыкновенных?
-Кто попробует сформулировать правило нахождения десятичной дроби от числа?
— Чтобы найти десятичную дробь от числа нужно…….
— Откройте учебник на с.245- прочитайте правило.
— Скажите, мы правильный сделали вывод?
— Таким образом, мы нашли способ решения нашей проблемы нахождения десятичной дроби от числа?
— Прежде чем перейти к решению примеров что мы еще должны составить?
— (алгоритм)
— Назовите первый пункт алгоритма.
1. Выразить десятичную дробь в виде обыкновенной
— Назовите второй пункт алгоритма.
2. Целое число разделить на знаменатель десятичной дроби и умножить на числитель десятичной дроби.
На слайде:
1. Выразить десятичную дробь в виде обыкновенной
2. Целое число разделить на знаменатель десятичной дроби и умножить на числитель десятичной дроби.
— Назовите числитель и знаменатель дроби 0,2
— Соответственно получаем:
0,2 от 50= от 50= 50: 10
2= 10
5. Первичное закрепление
0,01 от 100 = от 100= 100:100
1= 1
— Прежде чем перейти к работе по учебнику давайте еще раз повторим правило нахождения десятичной дроби от числа.
Работа по учебнику
с. 245№ 827(1 ст.)- (у доски) — (с комментированием и оцениванием)
(2ст.)- 1,2 пр. – с-но (1 в.)
— 1 пр. – с- но (2в.) используют таблицу на двузначное число
— Выполните проверку, ключ на слайде.
— Поставьте баллы в оценочный лист
Решение задачи
с. 245 № 829 (2)
— Читает задачу учитель
— Прочитайте еще раз 1 предложение и найдите опорное слово для краткой записи
— (Купили)
— Прочитайте 2,3 предложение и найдите еще одно опорное слово для краткой записи.
— Известно ли, сколько купили всего рулонов?
— Что мы должны поставить?
— Но что сказано про покупку рулонов цветной бумаги?
— (Сначала купили 20, а потом 10)
— Известно ли, сколько рулонов бумаги ушло?
— Во сколько действий задача?
— Как определили?
— Назовите главный вопрос
— Мы можем сразу на него ответить?
— Что сначала будем узнавать?
— Составьте первый вопрос
— Каким действием будем находить количество купленных рулонов?
— А как будем отвечать на второй вопрос?
— Откуда запишем второй вопрос?
— Как будем находить 0,5 от 30?
(После разбора учащийся решает задачу у доски)
— Какое правило использовали при решении задачи?
— Учитель ставит дополнительные баллы за решение задачи
Вывод:
— Как найти десятичную дробь от числа?
— Как найти обыкновенную дробь от числа?
— Какой можно сделать вывод?
— (Десятичную дробь от числа находят так же, как обыкновенную дробь от числа)
-
Итог
— Итак, назовите тему сегодняшнего урока.
— Назовите цель урока?
— Какое действие мы выполняли с десятичными дробями??
— Подумайте, достигли ли мы цели урока?
— Какое задание на уроке было самым сложным, простым?
— Дома: выучить правило на с. 245
№ 828(1 ст.)- II в. (разбор)
(2 ст.)- I в.
Оценивание учебной деятельности
— Посчитайте баллы в ваших оценочных листах.
— Какой оценке соответствует ваш балл?
— Какую вы себе поставите оценку?
— Оценивание учителем.
— А теперь я вас оценю (оценивание учителем)
— Рефлексия
— Отметьте свое настроение на конец урока.
— А где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в 9 классе при изучении очень важной и интересной темы «Проценты»
— Возьмите лестницу знаний
— Оцените свою работу на уроке . Нарисуйте треугольник на лестнице знаний .На какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока?
Лестница знаний
— Для дальнейшего успеха на уроках математики нам нужно двигаться и двигаться вперед за получением новых знаний.
— А теперь возьмите конверт с десятичными дробями, расположите дроби в порядке убывания.
— Работаем в паре
15,2 10,01 7,002 6,197 5,1 4,217 4,001
М О Л О Д Ц Ы
— Переверните карточки и прочитайте полученное, зашифрованное слово?
— Какое получилось слово?
— (МОЛОДЦЫ)
— Всем спасибо за урок. Вы действительно сегодня молодцы.
— На этом урок окончен.
Как найти десятичную дробь
Представление о дробях учащиеся школ получают еще на начальном этапе обучения. Не забывают про дроби и в старших классах, но вычислять их разрешается на калькуляторе, а потому забывается сам принцип возникновения дроби. На практике решать задачи при помощи основного свойства дробей проще, чем наугад набирать кнопки на калькуляторе
Вам понадобится
- — Учебник математики за 5ый класс.
Инструкция
Итак, давайте разберемся, с определением части от целого. Для этого сделайте рисунок квадрата или прямоугольника, лучше всего на листке в клеточку. Разделите квадрат по клеточкам, это будут доли, равные части одного целого.
Дроби бывают разными, например, обыкновенные – 1/2, 3/7, 1/4, смешанные – 1 ½, 2 ½
5 ¼ , десятичные дроби – 0,25, 0,5, 0,7.
Все дроби зависят от основного свойства дробей – сокращенные дроби, решайте задачи без калькулятора.
Дроби можно переводить из одного вида в другой. Например, дробь 25/100 можно записать как 0,25. Дробь можно сократить, получится ¼. Бывает, что десятичную дробь не нужно сокращать. Например, 0,3 так и останется 3/10 – эта дробь не сокращается. Но учтите, не все обыкновенные дроби можно представить в виде десятичных. Не найти десятичную дробь из 1/3, 6/7, 1/7, и таких не переводимых дробей много.
Попробуйте найти десятичную дробь из 3/20. Для начала разложите знаменатель этой дроби на простые множители, например 5*2*2. Запишите пример так: 3/20 = 3/20*5/5=15/100=0,15.
Таким образом, чтобы найти десятичную дробь, разложите знаменатель обыкновенной дроби на множители, уравняйте количество пятерок и двоек, выберите единственный множитель. Закрепите знание — найдите десятичную дробь из 3/50. Разложите знаменатель на множители 50=2*5*5, значит, двойку нужно представлять в виде дроби 2/2. 3/50*2/2=6/100=0,06.
Чтобы найти десятичную дробь из обыкновенной дроби разделите её числитель на знаменатель. Например, возьмите 5/8, разделите 5 на 8, получите 0,625. Десятичная дробь может быть бесконечной. Например, 18/7 в точную десятичную дробь превратить нельзя, потому что если 18 разделить на семь получится бесконечное число.
Видео по теме
Обратите внимание
Бесконечные дроби можно округлить, но это значение будет не точным.
Полезный совет
Если вы задумались над решением примера со смешанными дробями — (3/4+0,5)*(1 1/5–0,7). Найдите десятичные дроби из ¾ -0,75 и из 1 1/5 -1,2, решите пример, используя десятичные дроби.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Похоже, вы используете блокировщик рекламы. Наш сайт существует и развивается
только за счет дохода от рекламы.
Пожалуйста, добавьте нас в исключения блокировщика.
на главную
Нахождение дроби от числа
Поддержать сайт
Дроби используют в математике, чтобы кратко обозначить часть
рассматриваемой величины.
Но если есть часть, то обязательно есть и целое (то, отчего
была взята эта часть).
Зная целое, можно найти его часть, указанную соответствующей дробью.
Запомните!
Чтобы найти дробь (часть) от числа, нужно это число
умножить на данную дробь.
Пример. Рассмотрим задачу.
В книге 160 страниц. Юра прочитал
книги. Сколько страниц
прочитал Юра?
Прежде всего найдём в задаче целое. Это — вся книга и в ней всего
160 страниц.
Посмотрим на дробь (часть) от целого:
.
Знаменатель равен 5, значит, целое разделили
на 5 частей и мы можем найти сколько страниц составляет
часть.
- 160 : 5 = 32 (стр.) — составляет часть страниц.
- Числитель дроби равен 4, значит взято 4 части.
- 32 · 4 = 128 (стр.) — составляют книги.
Оба действия можно записать кратко, в соответствии с правилом нахождения части от целого.
Ответ: Юра прочитал 128 страниц.
Ваши комментарии
Важно!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи
«ВКонтакте».
Оставить комментарий: