Психолого-педагогическая
характеристика учащихся 2 «Б» класса
Общие сведения о классе:
1. История формирования.
2 «Б» класс был сформирован в 2015 году. Практически
все дети обучаются вместе с 1 класса.
С апреля 2016 года 1
ребёнок выведен на инд. Обучение по заболеванию
2. Состав по возрасту
и полу учащихся.
Всего в классе 28 человек,
из них 15 мальчиков и 13 девочек. В основном учащиеся 2007 года рождения.
3. Были ли слияния с другими
коллективами.
Слияния с другими
коллективами не было.
4. Смена классных
руководителей.
Смена классных
руководителей не производилась.
5. Социальная
характеристика семей учащихся.
- По
структуре:
1) полные семьи – 22 (из них 5 семей – отчимы)
2)
неполные семьи – 5 (+ 1
ребёнок находится в центре «Радуга»)
3)
многодетные семьи – 3
- По
материальной обеспеченности:
1)
с высоким материальным
достатком — 0
2)
со средним материальным
достатком — 22
3)
с низким материальным
достатком – 5 ( без учёта ребёнка из центра «Радуга»)
- По
социально правовой устойчивости и воспитательному потенциалу:
1)Социально-устойчивая семья, благополучная в воспитательном
отношении:
а) воспитательно-сильная — 25
2)Социально-устойчивая семья, но неблагополучная в
воспитательном отношении:
а) воспитательно-неустойчивая — 3
б) воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля
над ними – 0
3)Социально-неустойчивая семья, неблагополучная в
воспитательном отношении:
а) воспитательно-слабая, с постоянной конфликтной атмосферой —
б) воспитательно-слабая, с агрессивно негативной атмосферой —
4)Социально-неустойчивая семья, негативная в воспитательном
отношении:
а) маргинальная (с алкогольной, наркотической зависимостью;
вступающая в конфликт с законом; психически отягощенная) —
6. Общая характеристика
успеваемости класса
В классе хорошая успеваемость по всем
предметам. Учащиеся осознают
важность учения, отсюда такая успеваемость и заинтересованность в процессе
учения (результаты контрольных и тестовых работ). Класс очень работоспособный.
На уроках учащиеся активны, внимательны,
сообразительны, любознательны, владеют навыками самостоятельного труда,
проявляют интерес к учебной деятельности, добросовестно относятся к выполнению
классных и домашних работ.
Учатся на «отлично» — 5 человек, на «4» и «5» —
9 человек.
7. Общая характеристика
дисциплины.
Дисциплина в классе хорошая. Классный
руководитель заботится о том, чтобы класс был организованным и сплоченным. Есть
дети с неустойчивым вниманием, они с трудом концентрируются на занятиях, не
могут долгое время высидеть на одном месте. Но большинство старается выполнять
правила поведения в классе. Они учатся правильно реагировать на происходящее,
отвечать за свои поступки. В классе нет детей, злостно нарушающих дисциплину.
8. Общая характеристика
общественных поручений учащихся класса
Класс имеет активную группу. Учащиеся проявляют
большой интерес к общественным делам, выполняют общественные поручения. Ребята
понимают, что выполнением своих поручений они помогают учителю, школе и всем
своим одноклассникам.
Общественные поручения: (посмотреть стенд, там все расписано)
9. Мнение
учителей-предметников о классе
Из беседы с
учителями-предметниками можно сделать вывод о том, что класс
дисциплинированный. Ребята проявляют наблюдательность и любознательность, активно
работают на уроках, обладают коммуникативными навыками, способны к
взаимопомощи, сотрудничеству, отзывчивости. У них есть желание и умение
учиться. Учащиеся находятся в хороших отношениях с учителями.
Направленность
деятельности класса:
1.Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса.
Учащиеся активно участвуют в учебной деятельности. Учебная
мотивация сформирована. У ребят есть стремление получать хорошую оценку от
учителей, похвалу от родителей. В классе предпочитают такие виды деятельности как познание и
общение. Ребята
всегда проявляют активность и творчество в помощи проведения классных мероприятий.
Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания –
основные черты классного коллектива. У детей привито бережное отношение к
труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию,
проявляют огромный интерес к общественным делам и с удовольствием принимают
участие в делах класса.
2.Отношение класса к
установленным правилам поведения в школе, их поддержка и выполнение.
Дети психологически подготовлены к ясному пониманию смысла норм и правил
поведения и к их повседневному выполнению. Учащиеся принимают все правила школы
и выполняют их (приходят в школу до начала занятий, снимают в гардеробе верхнюю
одежду, надевают сменную обувь; проявляют уважение к старшим, подчиняются
требованиям педагогов; берегут
имущество школы; оказывают помощь в уборке школьного помещения во время
дежурства по классу; соблюдать порядок, чистоту и т.д.). При полном соблюдении правил поведения в школе
устанавливается доброжелательная атмосфера и положительный психологический
настрой.
3.Сложившиеся традиции
класса.
В классе сформировались традиции, которые
скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива
и отдельного ребенка в нем. К традициям класса
можно отнести поздравление каждого учащегося с Днем Рождения, поздравление
мальчиков и девочек с тематическими праздниками, «мастерская «Волшебный мир
своими руками», совместно с родителями, посещение театров., поездки в Спб………
4.Жизнь класса вне
учебных занятий.
Кружки — 28
Спортивные секции — 11
Музыкальная школа — 2
Художественная школа – 3
Театральная студия – 3
«Россияночка» — 3
Организационная структура класса:
1.Характеристика
органов самоуправления в классе.
В процессе
самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности
друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым,
как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми и т.д. Все ребята стараются выполнять распоряжения
актива, актив в классе уважают.
Характеристика актива класса, органов самоуправления …в классе сформирован
сильный актив, который управляет делами в классе. Активную помощь оказывают
родители учащихся.
2.Роль классного руководителя
в организации жизни и деятельности класса.
Классный руководитель прогнозирует,
анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и
деятельность учащихся своего класса.
Создает благоприятную эмоциональную обстановку
в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает в решении возникающих
проблем, организует разнообразную деятельность в классе, проводит классные часы,
организует экскурсии и др.
Жизнь детского коллектива организует так, чтобы
учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах
класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности, всегда
проявляли познавательную активность.
3.Личность классного руководителя
Видно, что у учителя огромная любовь к своему делу,
нераздельно связанная с любовью к своим ученикам. Значимыми качествами
классного руководителя являются ум, знание, образованность, дисциплинированность,
коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слышать и слушать, организаторские
способности, инициативность, порядочность, тактичность, справедливость,
доброта, уравновешенность, чуткость, трудолюбие, креативность, профессионализм,
знание психологии учащихся, их интересов, способностей, возрастных особенностей
и т.д.
Классный руководитель содействует общему благоприятному
психологическому климату в коллективе, оказывает помощь обучающимся в
формировании коммуникативных качеств, создает условия для развития многогранной
творческой личности, развивает самостоятельность, формирует здоровый образ
жизни, проводит воспитательные, спортивные мероприятия, формирует
духовно-нравственные качества личности и т.д.
4.Стиль классного
руководства.
Демократический
стиль. Классный руководитель ориентируется на развитие умственной
активности учащихся, на мотивацию достижения в познавательной деятельности,
привлекает каждого к решению общих задач. У классного руководителя широкий
контакт с детьми, проявление доверия и уважения к ним; не подавляет строгостью
и наказанием. В классе создает благоприятный социально-психологический климат,
осуществляет открытое и свободное обсуждение возникающих проблем, адекватно
оценивает возможности учеников, их успехи и неудачи, стимулирует учащихся к
творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. У классного
руководителя присутствует глубокое понимание ученика, его целей и мотивов
поведения.
5.Отношение коллектива
к классному руководителю, его авторитет среди школьников.
Отношение учащихся к учителю вытекает из их общей мотивации
учения.
Учащиеся
понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным
руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. Ученики ценят заботливое и внимательное
отношение учителя. Между коллективом и классным руководителем преобладает
доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. Детям импонирует, когда классный руководитель
оказывает им поддержку в деятельности. Ученики считают, что их учитель добрый,
умный, справедливый, хороший. Ребятам нравится, когда кл.руководитель их
хвалит, ставит положительные оценки (смайлики,
т.к. оценки во 2 классе только со 2 полугодия). Учитель для ребят высший авторитет, от его отношения зависят все
остальные переживания школьника. Авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже
авторитета родителей.
6.Отношение ребят к
выполнению поручений.
Учащиеся от заданий и
поручений никогда не отказываются, наоборот, быстро откликаются, если нужно сделать полезное дело. К выполнению
поручений относятся добросовестно, ответственно, внимательно и сосредоточенно. Ребята
осознают необходимость и важность выполнения поручений, имеющих значение для
других, и осознают необходимость держать ответ за выполнение поручений.
Особенно детей привлекают такие поручения,
которые они могут выполнить вместе с товарищем.
7.Наличие неформальных
вожаков и причины их влияния на класс.
…Неформальных вожаков в
классе нет.
Характеристика учебной деятельности
класса
1.Отношение учащихся к
учебе в целом и отдельным предметам.
У учащихся на
достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К учебным
занятиям относятся с ответственностью, занимаются на них с интересом. Ребята умеют определять цель и задачи работы, обобщать, делать
выводы, работать самостоятельно, в парах, в группах. На уроках проявляют активность, любознательность,
показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с заданиями, не
вступают в конфликты с учителями. Очень любят уроки литературного чтения, математики,
окружающего мира, физкультуры, технологии …
2.Взаимопомощь, ее
формы и организация.
Классный руководитель и
сам класс совместно работают над тем, чтобы наиболее полно раскрыть и учесть
потребности каждой категории учащихся. Если эти многообразные потребности
школьников стали известны и приняты, то в данном коллективе формируется
социальное доверие. Тогда учителю легко призвать учеников к взаимопомощи.
…
3.Дисциплина класса при
выполнении учебной и домашней работы.
Класс очень
дисциплинированный, поэтому проблем с дисциплиной не возникает. На уроках
наблюдается активная работа всех учащихся, не мешающая другим. Классный
руководитель избегает однообразных, шаблонных уроков, всегда продумывает
целесообразное начало, ведь от этого часто зависит весь настой урока. Часто
меняет виды деятельности, чередует устную речь, чтение, письмо. Старается
каждый урок сделать интересным, привлекая дополнительный материал и используя
на уроках ИКТ. Дает учащимся занимательные и творческие задания. На уроках
обычно царит та доброжелательность, которая располагает детей к взаимному
уважению, а значит и к общей дисциплине.
Особенности
межличностных отношений в классе
1.Товарищество и дружба
в классе.
Все дети дружны.
Проявлений нетерпимости и агрессии не наблюдается. Отношения между учащимися доброжелательные, товарищеские,
дружелюбные и сплоченные. Ребята
относятся друг к другу с уважением, пониманием, желанием прийти на помощь,
поддержать в трудной ситуации. За пределами школы ребята поддерживают добрые
отношения с одноклассниками.
2.Отношения мальчиков и
девочек.
В классе сложились
добрые дружеские отношения между мальчиками и девочками. Конфликтов между ними
не возникает.
3.Характеристика дружеских
группировок в классе
Класс по количественному
составу является большим. Учащимся нравится быть
вместе, участвовать в совместных делах, вместе
проводить свободное время.
Мотивы, объединяющие детей:
1)
Общие
интересы, занятия и увлечения;
2)
Игровая
деятельность;
3)
Симпатия;
4)
Дружелюбие,
доброжелательность, общительность;
5)
Одинаковое
положение в классе;
6)
Учебная
деятельность (отличники, хорошисты).
В основном
у девочек интерес к куклам и игрушкам, которые они могут принести из дома и
играть с ними в классе (дочки-матери); некоторые девочки играют с машинками;
играют в догонялки.
Мальчики
интересуются машинами, играми на мобильных телефонах. Они играют в догонялки,
собирают конструктор лего . В классе есть наборы конструкторов, которые
привлекают внимание ребят и дети с большим желанием конструируют поделки.…
Игра в
«догонялки» привлекает как девочек, так и мальчиков.
В классе у
лидеров наблюдается высокая степень взаимности с лидерами.
Явными
лидерами в классе являются (Катя Ж., Вика Ф, Ярослав, Иван К.) Активные,
настойчивые, имеют авторитет среди учащихся. Немаловажным является их
стремление привлечь каждого, прилежные ученики – всегда готовы к уроку…
Наиболее
значимыми оказываются учащиеся, которые хорошо учатся и при этом отличаются
эмоциональной устойчивостью и доброжелательностью.
В отношениях между группировками внутри класса
существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Психологический климат в классе
1.Преобладающие настроения и эмоции.
В классе
преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм
в настроении и доброжелательная атмосфера. В основном у учащихся преобладают только положительные
эмоции (уверенность, восхищение, радость и др.). Ребята в классе чувствуют себя уютно,
уверенно и спокойно.
Коллектив с благоприятным психологическим климатом
отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием,
взаимной симпатией и чувством защищённости его членов; работает слаженно,
достигая высоких результатов.
2.Удовлетворенность
учащихся общением друг с другом и учителями.
Дети умеют общаться без
постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной
формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли,
добиваться слаженности и взаимопонимания. Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям,
знаниям одноклассников. Ученики владеют диалогической формой общения. Умеют
слушать друг друга, поддерживать различные идеи.
Про учителей допишу…
учителя англ яз., музыки, физ-ры
3.Нравственные ценности
школьников
Классный руководитель
большое внимание уделяет ориентации учащихся на нравственные ценности,
формированию умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и
ценностями; способности к самостоятельному нравственному поступку в различных
ситуациях.
Во время уроков нравственные
ценности формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также
убеждений. Чтобы воспитать у учащихся определенные нравственные ценности,
классный руководитель ставит школьников в условия, в которых эти качества
проявляются и закрепляются. Особое внимание учитель уделяет таким нравственным
ценностям как доброта, честность, уважение к старшим, дружба, отношение к
труду, справедливость, отношение к родителям, природе, скромность, защита
Родины, смелость, выносливость, благородство, чувство собственного достоинства,
умение себя вести.
На формирование нравственных
ценностей оказывают существенное влияние три компонента: знания, эмоции и воля.
Классный руководитель учитывает это при организации работы на формирование
нравственных ценностей.
Младшие школьники осознают
хорошие и плохие поступки, навыки вежливого отношения к окружающим. Классный
руководитель у ребят формирует нравственные ценности при помощи методов
нравственного воспитания: убеждения, приучения, поощрения и наказания.
Читая литературные
произведения на уроках, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах и
поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.
Поведение героя литературного произведения для младших школьников нередко служит
эталоном, по которому он оценивает поступки товарищей и свои собственные.
5.Интеллектуальный
климат в классе.
Уровень
работоспособности, активности учащихся соответствует норме. Класс быстро
включается в работу.
В классе имеется единое
мнение по наиболее важным вопросам.
Общая интеллектуальная атмосфера в классе выше среднего/высокая.
Заметно стремление большинства учащихся к знаниям.
6.Уровень развитости
критики и самокритики
Учащиеся не равнодушны к той деятельности,
которой занимаются. Они анализируют ее, оценивают успехи, определяют причины
ошибок и неудач.
Критика высказывается с добрыми пожеланиями. Учащиеся
прислушиваются к мнению своих товарищей, относятся к этому с пониманием. Критические замечания со стороны членов класса
принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.
7.Волевые качества
класса.
Целеустремленность (умение ставить цели и задачи; умение планировать свои
действия, умение осуществлять намеченное), настойчивость, самообладание
(внимательность, сосредоточенность на работе; умение управлять своими
действиями), решительность, дисциплинированность, инициативность, энергичность,
организованность.
Индивидуальные и возрастные
особенности учащихся класса
1.Любимцы класса
(Ульяна, Катя, Ваня К., Настя Т. Вика Ф., Лиза)
2.Общественники Тарья,
Тимофей, Матвей, Ярослав, Семён)
3.Отличники (предварительно)
Ульяна, Катя, Настя Т, Лиза, Вика Ф.)
4.Инициаторы Катя,
Тимур, Тимофей, Ярослав, Семён, Вика Ф, Лиза)
5.«Трудные» учащиеся,
их влияние на товарищей.
1) В воспитании —
2) В обучении – Миша,
Карина, Дмитрий (ребёнок на инд.обучении – заболевание опорно-двигательного
аппарата) с апреля 2016 года
6.Причины, вызывающие
«трудности» в поведении, обучении учащихся
Карина, установлен 7 вид
ПМПК
Дмитрий- заболевание +
инд обучение
Михаил – низкая
познавательная деятельность (на ПМПК не идут родители)
Рекомендации и общие выводы
На
основании анализа результатов наблюдений, бесед с классным руководителем,
учителями-предметниками и работы в классе, можно утверждать, что класс является
дисциплинированным, способным, подготовленным к учебе и готовым к преодолению
трудностей. Дети дружелюбные, жизнерадостные, активные, любознательные,
усидчивые, доброжелательные. Часто проявляют творчество, самостоятельность и
инициативу. Культура поведения и навыки общения у учащихся сформированы на
достаточно высоком уровне. 2 «Б» класс дружный и сплоченный коллектив.
Допишу еще.
Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!
АНАЛИЗ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ___6____КЛАССЕ
за 2011-2012 учебный год
В 6 классе на начало 2011 – 2012 учебного года было 18 человек, из них 7 мальчиков и 11 девочек.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
1.1. В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные задачи:
ЦЕЛЬ: развитие диалогической личности каждого учащегося в рамках компетентностно-ориентированного подхода
ЗАДАЧИ:
- развивать способности учащегося осознавать и изменять мир вокруг себя, самого себя, отношения с другими людьми, реализовывать своё «Я» через целенаправленную творческую деятельность;
- формировать стремление занять собственную, независимую позицию в жизни;
- формировать баланс между самостоятельностью в принятии решений, инициативностью в делах и необходимостью считаться с мнением коллектива;
- сплотить коллектив 6 класса;
- воспитывать умение жить в коллективе, считаться со всеми его членами, проявляя свою индивидуальность;
- вовлечь как можно больше учащихся в спортивные секции и кружки художественно-эстетического направления;
- активизировать работу по развитию ученического самоуправления в классе;
- через туристско-краеведческую работу способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств;
- привлекать родителей к активному участию в жизни класса
- воспитывать социально-адаптированную личность.
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.
За прошедший год было проведено 15 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию: «Я – гражданин России. Конвенция о правах ребёнка», «Развитие космоса. Современный космонавт. Как им стать?», «История праздника «День славянской письменности», по развитию личностных компетенций проведены классные часы и анкетирования, способствующие самопознанию шестиклассников: «Я и мой школьный коллектив», «Мои отношения в классе», «Мир моих увлечений», «Компьютер в моей жизни», «Я и сотовый телефон», «Удовлетворенность школьной жизнью», стабилизации отношений в классе, а также сплочению коллектива способствуете создание фото альбома «Мой класс», в котором учащиеся собрали любопытные кадры, фото из жизни класса за год.
Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведено 5 инструктажей по ТБ.
Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2011 – 2012 году задачи, я считаю выполненными.
2. Анализ развития учащихся класса
Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года 6 человек окончили учебный год на «хорошо». Процент качества знаний равен 16 %. Это практически одинакова с прошлым годом, тем более, что появились новые предметы: география, биология. Анучкин Сергей участвовал в Математическом чемпионате был награжденыдипломом победителя.. В прошедшем году изменилась мотивационная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.
Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; повысилась правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.
В классе есть учащиеся из «группы риска» (Халилова Халида, Бакадуева Алёна). Эти учащиеся, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за их деятельностью и кругом общения. Халилова Х. оставлена на второй год.
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
В прошедшем учебном году 12 учащихся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к ругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.
В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем после адаптации и привыкания к новым условиям обучения дети стали сами координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории, написание сценария мероприятий и т.д.
В этом учебном году класс пополнился новым учеником – Парамонов Александр. Он успешно интегрировался в классном коллективе и с первых дней влился в коллектив.
4. Анализ развития коллектива класса.
Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный, но на нравственно-психологический климат в классе влияют Русакова А., БакадуеваА., Мамылёв М., которые будучи лидерами не всегда положительно влияют на атмосферу в коллективе. Тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу проявляют Пыльцын К., Нуждина А., Сизова В. Проявление взаимной ответственности, заботы наблюдается у Сизовой В. К учителям и школе доминирует уважение и вместе с тем учащихся класса очень требовательны и критичны, задают много вопросов, часто дают безапелляционные характеристики, Для 5 учащихся класса характерна завышенная самооценка.
Большинство учащихся включено в коллективные взаимоотношения и коллективную творческую деятельность в нем. Однако шестиклассникам не хватает ответственности и самостоятельности, активности участия в самоуправлении.
8. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.
За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 5 классных родительских собрания по плану: «Первые проблемы подросткового возраста», «Компьютер в жизни школьника», «Результативность школьного урока. От чего она зависит?», «Мобильный телефон в жизни школьника», «Итоги года. Школьная форма». Родительские собрания проходили один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания, родители Корявиной А. присутствовали на собрании только один раз, приходилось вызывать их для индивидуальной беседы. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня пятиклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание.
Помимо родительских собраний проводилось заочное анкетирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми», «Моё мнение как родителя о классе», «Уровень удовлетворённости школой», посредством которых классный руководитель выясняла волнующие родителей вопросы.
- Частота и характер контактов с семьями учащихся.
- Изменение отношения родителей к школе за учебный год.
- Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).
- Эффективность индивидуальной работы с родителями.
- Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).
«Проблемных» семей, требующими особого внимания педагогов школы, в классе нет.
8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
Классным руководителем была организована серия посещений уроков, с целью выяснения уровня взаимоотношения шестиклассников процессу обучения. Выявлены проблемы поведения на уроке музыки, осуществлялись совместные с родительским комитетом профилактические меры. Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий. Проводилось анкетирование учителей предметников «Моё мнение как учителя о классе». Данные, собранные в результате опроса анализировались, на их основе планировался дальнейший процесс воспитания.
Тесное воспитательное взаимодействие осуществлялось с медицинским работником школы, а также с соц. Педагогом Нефёдовой О.А., которые осуществляли психолого-педагогическое сопровождение класса.
9. Выводы:
— В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
— Необходимо посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании: биология, география, физика, разнообразить формы работы с учителями – предметниками.
— Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
— Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.
— Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
— Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
Подпись классного руководителя_________________(___Волуй. Т.Ю.__)
Психолого — педагогическая характеристика класса.
На 1 сентября 2018/2019 учебного года в классе обучается 21 ребенок: 9 девочек и 11 мальчиков. Дети разного возраста: 2004, 2005, 2006, 2007 года рождения.
Трое детей воспитываются в неполных семьях (Зотов Вадим, Кадейкина Виктория, Щербаков Платон ). Все остальные воспитываются в полных семьях. Алёшкина Наталия, Кабилова Мафтунахан, Шевякова Дарья из многодетных семей.
Важное значение для организации учебно-воспитательной работы и жизнедеятельности класса имеет состояние здоровья учащихся. Все обучающиеся физически здоровы. Есть дети с хроническими заболеваниями: Зотов Вадим (подготовительная группа). У группы ребят ослабленное зрение: Никонова Лиза, Кадейкина Вика, Кадомцев Андрей, Мангушев Женя, Халдеева Анна. К часто болеющим детям можно отнести Кабилов М. Все родители проявляют пристальное внимание к здоровью своих детей и понимают его важность.
Все обучающиеся класса активно участвуют в учебной деятельности. У большинства обучающихся сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на уроках. Они с желанием учатся, хотят учиться лучше, получать хорошие отметки, стремятся выполнить все задания учителя и с радостью откликаются на его просьбы. Успеваемость в классе – 100%. В 2017- 2018 учебном году на конец года было 2 отличника (Зотов Вадим, Меньшов Леша), Они награждены Похвальными листами за отличную учебу. 10 хорошистов (Алешкина Наташа, Кадейкина Вика, Кадомцев Андрей, Кирсанов Максим, Кортушова Алена, Мангушев Женя, Никонова Лиза, Паршин Семен, Решетников Богдан, Сафиуллин Артем). Большинство родителей заботятся о детях, волнуются за их учебу, интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности. У Щербакова Платона наблюдается неустойчивость внимания, снижены работоспособность и познавательная активность, не сформированы умения и навыки самостоятельной организации своих действий. С ним проводится индивидуальная работа, дополнительные занятия.
Среди обучающихся расширенным кругозором и повышенной любознательностью отличаются Халдеева Аня, Меньшов Леша, Алешкина Наташа, Мангушев Женя, Шевякова Даша. Эти ребята пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хотят дружить остальные обучающиеся класса. В прошлом году 2 человека приняли участие в олимпиаде — «Русский медвежонок», а 13 человек попробовали свои силы в олимпиаде по русскому языку, 21 – по математике. Преобладающий учебный интерес обучающихся к таким предметам как физкультура, изо, математика, чтение. Снижен интерес к русскому языку и литературе.
Большинство родителей позитивно настроены в отношении школы: помогают детям в учебе, контролируют их, отзываются на просьбы о помощи в уборке, ремонте школы, кабинета, подготовки праздников, проведении мероприятий. Родители поддерживают в детях учебную мотивацию, способствуют их личностному росту, развитию их умственных и физических качеств.
Поведение, в целом, в классе хорошее. Общий эмоциональный фон класса – ровный и спокойный. К 6 году обучения уменьшилось количество ссор. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, готовы прийти на помощь. Самокритика развита недостаточно. Обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.
Все дети класса занимаются в кружках, секциях, клубах дополнительного образования. Ребята нашего класса принимают активное участие в общешкольных мероприятиях. Обучающиеся с удовольствием готовят литературные инсценировки, соревнуются, ходят на экскурсии и походы. Каждый ученик имеет индивидуальное поручение и старается ответственно его выполнять. Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу. Такая организация дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.
Ведущую роль в организации жизнедеятельности класса на данном этапе играет учитель, а дети и их родители являются активными и надежными помощниками. Родители оказывают помощь в организации внеклассных мероприятий. Исходя из вышеизложенного, в предстоящем году необходимо работать над развитием, сплочением детского коллектива, вести работу с неадаптированными детьми (Кабилова Мафтунахан), а также повышением интереса к русскому языку.
Список учащихся 6 «А» класса
№ |
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Домашний адрес телефон |
1 |
Алёшкина Наталия Евгеньевна |
19.06.2006 г. |
с.Кривошеевка, ул.Красноармейская, 29 |
2 |
Батурин Артем Олегович |
23.07.2006 г. |
ул.Калинина,44 |
3 |
Зотов Вадим Валерьевич |
24.12.2006 г. |
пер.Восточный,32-18 |
4 |
Кабилова Мафтунахан Адахамжановна |
22.12.2004 г. |
ул. Ткачева, 7 |
5 |
Кадейкина Виктория Владимировна |
01.02.2006 г. |
ул. Сергеева,62-75 т. 4-19-57 |
6 |
Кадомцев Андрей Владимирович |
28.08.2006 г. |
ул. Пролетарская, 78 |
7 |
Кайгородова Виктория Павловна |
24.03.2006 г. |
с. Новая Пятина, ул.Деревня, 3 |
8 |
Кирсанов Максим Николаевич |
05.09.2006 г. |
ул. Луначарского, 3-4 |
9 |
Копылов Денис Андреевич |
31.08.2006 г. |
ул. Яблоневая, 6 т. 4-21-51 |
10. |
Кортушова Алёна Алексеевна |
11.05.2006 г. |
ул.Привалова, 46 |
11 |
Мангушев Евгений Алексеевич |
20.02.2007 г. |
ул. Московская,19-29 |
12 |
Меньшов Алексей Михайлович |
25.10.2006 г. |
ул. Кирова, 19 |
13 |
Молтенинова Карина Владимировна |
22.10.2006 г. |
ул.К -Маркса, 19-4 |
14 |
Никонова Елизавета Романовна |
08.01.2006 г. |
ул. К- Либкнехта , 117-1 |
15 |
Паршин Семён Александрович |
14.01.2007 г. |
ул.Р-Люксембург,22-38 |
16 |
Решетников Богдан Юрьевич |
15.01.2007 г. |
ул. Октябрьская, 120 |
17 |
Сафиуллин Артемий Фанилович |
31.12.2005 г. |
ул. Пензенская, 3 т.4-39-74 |
18 |
Халдеева Анна Александровна |
08.04.2006 г. |
ул.Сергеева, 62-84 т. 4-15-04 |
19 |
Швагрев Даниил Анатольевич |
15.04.2006 г. |
с. П-Слобода, ул. Табачная, 21 |
20 |
Шевякова Дарья Михайловна |
09.02.2006 г. |
ул. Сергеева,73-4 |
21 |
Щербаков Платон Алексеевич |
16.01.2006 г. |
ул. Сергеева, 69-16 |
Всего: Мальчики: Девочки:
11 чел. 9 чел.
2004 г. 1 чел. 0 чел. 1 чел.
2005 г. 1 чел. 1 чел. 0 чел.
2006 г. 16 чел. 7 чел. 8 чел.
2007 г. 3 чел. 3 чел. 0 чел.
Содержание
(кликните, чтобы открыть)
-
Образец составления психолого-педагогической характеристики коллектива 4 класса
-
Состав класса
-
Структура класса
-
Руководство и лидерство
-
Особенности развития класса, как отдельной группы
-
Психолого-педагогические выводы
-
Метод для исследования коллектива №1
-
Метод исследования. Анкета для учащихся
-
Метод исследования коллектива №2
-
Исследовательский метод 4 класса №2
-
Исследовательский метод №3
-
Пример краткой характеристики класса
Как написать объективно о своем классе? Не всякий опытный педагог сможет быстро составить такой документ. Помогут быстро сориентироваться образцы готовых характеристик, которые уже не раз использовались в педагогической деятельности педагогами со всей страны. Мы лишь систематизировали материал по ФГОС и предлагаем им воспользоваться. В целом, характеристика класса начальной школы, допустим, 2 класса от классного руководителя и педагогическая характеристика классного коллектива основной, предположим, характеристика класса 7 года обучения, мало чем отличаются по структуре друг от друга.
Характеристика на 4 класс
Состав класса
В классе обучается всего 17 человек, из них в классе 8 мальчиков и 9 девочек. Практически все дети 2007 года рождения. Все ребята обучаются с 1–го класса, за исключением небольших изменений. Имеющаяся характеристика классного коллектива 2 класса положительная. Характеристика 4 класса — в том же ключе. Класс идет ровно.
За лето выбыло два ученика: Сергеев Михаил и Михайлов Эдвард. Также в класс поступили четверо новых учащихся: Вергунов Святослав, Иванова Александра, Глазунов Дмитрий, Степанова Олеся. За все четыре года классный руководитель не менялся. Что касается взаимоотношений, которые царят в классе, то характеристика группы может звучать так: отношения построены на взаимопонимании и уважении друг к другу.
Некоторые ребята из класса проживают в неполных семьях, имеются и дети из многодетной семьи. Классный руководитель постоянно проводит беседы с учителями-предметниками, на основании чего был сделан вывод, что все учащиеся школы находятся в нормальных отношениях с другими учителями. Общая картина класса показывает, что ребята воспитываются в семьях, где уделяется достаточно внимания родителями своим детям. Из всего коллектива нет таких детей, которые могут быть склонны к правонарушениям. Успеваемость класса, в среднем, на достаточном уровне.
Структура класса
Старостой класса был выбран Петруновский Захар. Мальчик отлично справляется с поставленными задачами, умеет поддержать коллектив и дисциплину в классе, среди ребят пользуется авторитетом. Главное поручение, которое он должен выполнять – следить за посещаемостью и успеваемостью всех ребят обучающихся с ним в одном классе. Также, Захар активно оказывает помощь классному руководителю – организовывает дежурства в кабинете. Отдельно существует в классе учебный сектор, в который входят ребята, осуществляющие контроль над успеваемостью, и которые способствуют своевременному исправлению плохих отметок.
Весь стиль общения в классе выстроен таким образом, что присутствует спокойный, и даже, в какой-то степени, партнерский настрой.
Все ребята находятся в дружеских отношениях друг с другом, и между ними нет никакого разделения на лучших и худших. В классе обучается Смирнов Сережа, который по характеру очень скрытный, и тихий, но ребята с помощью классного руководителя смогли найти и к нему индивидуальный подход.
Из всего коллектива в классе выделяются и «звезды» – это Семенова Мирослава и Духонович Владимир, которые сами по себе веселые и харизматичные, но в тоже время, учащиеся не позволяют себе нарушать дисциплину на уроках. В классе ребят все очень любят. К «звездам» можно отнести Богодухова Егора, он также веселый мальчик, но в успеваемости у него имеются проблемы, что вызывает периодически агрессию его одноклассников.
В коллективе имеются свои аутсайдеры – это Максимова Лиля и Старков Даниил. На все шутки своих одноклассников ребята реагируют агрессивными выпадами, что только вызывает смех среди других детей. Новенькие ученики, которые прибыли в класс, показывают себя как дисциплинированные и спокойные. Все учащиеся нормально их приняли в коллективе и подружились.
Что касается групповой дружбы, то она выражена слабо. Большинство учащихся в основном дружат со своими соседями по парте, за пределами уроков, ученики не делятся на группы, а общаются вместе. Отношения между всеми членами коллектива складываются при непосредственном контакте, взаимодействии и общении. Преимуществом коллектива является то, что каждый сможет прийти на помощь в самый необходимый момент.
Ребята прекрасно понимают модель взаимоотношений учитель–ученик. Со всеми предметниками складываются хорошие отношения, которые больше можно назвать доброжелательно–деловыми. Мальчики больше взаимодействуют друг с другом, но дружат и с девчонками.
Руководство и лидерство
По итогам проведения социометрии были выделены следующие лидеры: староста класса – Петруновский Захар, Семенова Мирослава и Духонович Владимир. Каждый из этих ребят влияет на класс по–своему. Захар воспринимается всеми ребятами, как ответственный и дисциплинированный ученик, к которому можно обратиться за помощью не только в решении конфликтов, но и по успеваемости. Мирослава и Вова, заслужили свое лидерство с помощью своей активной жизненной позиции. Оба ученика активно занимаются спортом, при этом каждый из них имеет свои достижения и медали, именно это играет важную роль в легкости общения с другими сверстниками и учителями. Они представляют собой, своего рода, «батарейки» класса.
find_in_page Статьи по теме
(кликните, чтобы открыть)
Руководство в классе на протяжении четырех лет осуществляет спокойная и доброжелательная женщина, которая направляет все свои силы на выработку дружественной атмосферы в коллективе. При помощи специальных мероприятий и бесед, ученики класса осознают все жизненные ценности и не позволяют себе оскорбить или обидеть таких же, как и они ребят. Также классная руководительница строго ведет контроль и учет успеваемости и посещаемости своего класса, активно сотрудничает с каждым родителем, обучающегося в классе, ребенка.
Каждое мероприятие классным руководителем составляется таким образом, чтобы были учтены интересы каждого ученика, для этого распределяются роли между ребятами, с учетом их индивидуальных качеств. Коллектив класса любит классного руководителя, стараются во всем ей помогать и не огорчать, об этом говорят и результаты анкетирования, которые были проведены психологом школы. На вопрос хотели бы ребята видеть другого классного руководителя, все ответили отрицательно.
Что касается стиля общения с детьми в классе, то классный руководитель придерживается демократии. Это позволяет направить свою работу на развитие активности каждого ребенка, также можно привлечь всех учеников коллектива к решению разных задач, которые поставлены перед классом. В данном случае, основной упор делается на коллектив класса, что способствует сплочению, каждый ребенок боится подвести остальных. В классе нет учеников, которые могли бы пойти на конфликт с учителями.
Особенности развития класса, как отдельной группы
Из наблюдений за учащимися можно сделать следующие выводы: группа не выделяется особой активностью, так как в равном количестве в классе присутствуют те, которые полны энергии, а есть такие, которые предпочитают вести пассивный образ жизни. Исходя из этого – класс средней активности. В группе пользуются авторитетом коллективисты, которые привыкли все делать для коллектива. Учитывая возраст каждого ребенка можно отметить, что их интересы быстро меняются, поэтому иногда проявляется несправедливое отношения к некоторым участникам группы.
Иногда можно проследить, что сильные ученики могут подшучивать над слабыми, что вызывает у последних агрессию. Но на уроках, коллектив проявляет себя, как единый работающий механизм. Во время совместной работы ребята стараются помочь друг другу. Что касается новеньких, то они были приняты всеми учениками должным образом. Уровень сплоченности был проверен с помощью известной методики под названием «Лесенка», это помогло сделать выводы о коллективе, как о дружном. Несмотря на то, что иногда у ребят возникают спорные вопросы, их легко можно разрешить, это помогает каждому чувствовать себя неотъемлемой частью одного целого.
Дети, обучающиеся в этом классе, связывают свой успех с совместной деятельностью, они положительно относятся к учебе, стремятся уйти от механического заучивания к осмысленному запоминанию, обладают своим собственным стилем поведения.
У класса уже имеются свои собственные традиции, такие как: поздравления именинников, мальчиков и девочек с тематическими праздниками. Далеко не все ребята способны использовать по отношению к себе самокритичность, но большинство из них умеют оценить свою работу, проведя самоанализ. Практически все, могут анализировать работу своих товарищей.
Все ребята класса переживают удачи и неудачи коллектива и болеют за него. Во время открытых мероприятий, все стараются держаться вместе. После уроков многие из детей посещают кружки не только в школе, но и за ее пределами. Все свои навыки и знания, каждый ученик использует в работе на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях.
Психолого-педагогические выводы
Проведя анализ полученных результатов, после некоторых методик, наблюдений и бесед с коллективом и учителями–предметниками, а также с классным руководителем, можно сделать следующие выводы.
Класс можно считать достаточно способным, со сплоченным коллективом, который подготовлен к учебе и готов решать, все проблемы, которые возникают на пути к достижению целей. При посещении уроков можно отметить, что все дети в классе достаточно активны, дисциплинированы, внимательны, с уважением относятся к взрослым. Коллектив дружный, ребята не позволяют себе открыто конфликтовать, а наоборот, готовы прийти на взаимовыручку.
К общей характеристике можно отнести и отличительные черты класса, такие как общительность, умение находить общий язык с незнакомыми людьми. Каждый ребенок имеет свое мнение и не боится его открыто высказывать. Ученики с большим удовольствием участвует во внеклассных мероприятиях. Классный руководитель справляется со своими обязанностями на высоком уровне, тщательно следит за учебным процессом и успеваемостью своих подопечных, отслеживает внешкольную жизнь и постоянно поддерживает контакт с родителями.
В перспективе рекомендуется больше проводить открытых мероприятий, которые будут направлены на духовно – нравственное воспитание, что позволит сформировать особую систему ценностей. В целом, все необходимое для класса, классный руководитель уже внедряет в своей работе.
Метод для исследования коллектива №1
Метод исследования. Анкета для учащихся
Фамилия, имя ____________________________________________ Класс __________ Возраст ________________
- Интересно ли тебе на уроках?
______________________________________________________________
- Помогает ли тебе учитель, если ты что-то не понял?
______________________________________________________________
- Обращаешься ли ты к учителю, если тебе что-то не понятно?
______________________________________________________________
- Стараешься ли ты вести себя так, чтобы получить одобрение учителя?
______________________________________________________________
- Водит ли вас учитель в театр, на экскурсии? _______________________________________________________________
- Разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания?
_______________________________________________________________
- Помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками? _______________________________________________________________
- Хотел(а) бы ты другого учителя? _______________________________________________________________
- Подчеркни те слова, которые по твоему мнению подходят к твоему учителю:
- чуткая – равнодушная;
- заботливая – невнимательная;
- строгая – мягкая;
- добрая – злая;
- справедливая – нечестная.
- Нравится ли тебе в твоем классе? _______________________________________________________________
С помощью заполнения таких анкет можно выяснить насколько ребята позитивно относятся друг к другу и к классному руководителю. В анкетировании принимали участие все участники коллектива 4 класса, и по результатам можно отметить, что все имеют высокую степень позитивного отношения, как к сверстникам, так и к учителю. Анкеты могут заполняться анонимно, все зависит от того, какая обстановка в классе преобладает, также на анонимность может влиять то, какие именно цели преследует психолог. Актуально проводить анкетирование в начальном и среднем звене, учитывая возрастные особенности учеников.
Обработка данных.
Ответ «да», кроме 8 вопроса оцениваются в 1 балл, это значит, что ответы «нет» по тем же вопросам должны оцениваться, как 0 баллов. Вопрос 8 с ответом «нет» оценивается в 1 балл, «да» в 0 баллов. До вопроса под №9 подсчитывается сумма полученных результатов, если дети выбрали в задании, где необходимо осуществить подбор антонимов «мягкая», то ставиться 1 балл.
По максимальному количеству баллов можно говорить о позитивном отношении ребят друг к другу и к учителю. Если получилось минимальное количество, то, скорее всего в отношениях присутствует негатив.
Метод исследования коллектива №2
Тест Тетерского (Дерево с человечками)
Данное тестирование поможет определить эмоциональное состояние каждого ученика и осознать его статус в коллективе.
Каждый человечек, которого можно увидеть на дереве, имеет свое собственное настроение, также они занимают разное положение и выполняют абсолютно разные действия. Главная задача учеников, разыскать того человечка, который больше всего похож на него и выбрать его.
Результаты тестирования:
Если ребенок выбрал позицию 1,3,6,7, то это означает, что этот человек целеустремленный, и не боится преград на своем пути. Те, кто выбрал 2,11,12,18,19, характеризуются, как общительные ребята, которые без проблем смогут прийти на помощь в любой момент. Остановив свой выбор на номере 4, человек характеризуется как имеющий определенную жизненную позицию, он желает добиться успеха, но при этом не готов столкнуться с трудностями.
Пятый номер, означает, что человек устал, слаб и у него иссякает запас жизненных сил.
Человечек под №9, обозначает, что перед вами веселый и любящий развлечения ребенок. Те, кто посчитал, что им импонирует № 13 или 21, сами по себе замкнутые, и имеют внутренние тревоги, такие люди могут избегать общения с другими. Под №8 находятся самые настоящие мыслители, которые обожают уходить в себя.
Выбрав № 10 и 15, человек характеризует себя, как нормально адаптированного к жизни, он всегда находится в комфортном состоянии. В эмоциональной пропасти находятся те, кто остановил свой выбор на №14, у таких людей чаще всего может возникать внутренний кризис.
Под №20 находятся люди с завышенной оценкой личности. В своем лидерстве, этот человек стремится к тому, чтобы ему все подчинялись. Под №16 скрывается человек, который чувствует усталость, от того, что надо кого–то поддерживать, а под №17 наоборот, находиться человек, который окружен вниманием со стороны. По результатам теста Тетерского, проведенного в 4 классе, нет детей, которые могли бы себя чувствовать отверженными в коллективе.
Исследовательский метод 4 класса №2
Диагностика «Краски»
Для проведения тестирования, учащиеся должны принести цветные карандаши и листы бумаги. На каждом листе, следует нарисовать 10 кружков, в каждый из них вписать предметы, которые имеют хоть какое–то отношение к школе. Например, можно писать слова: школьник, ученик, ручка, учебник и так далее. Главная задача раскрасить кружки в тот цвет, который ассоциируется с выбранным предметом. В случае, если ученик раскрашивает кружки в темные цвета, то это указывает, что у него вызывает негативные эмоции тот предмет, который записан.
Цветовая расшифровка следующая:
Красный – эмоциональное состояние, связанное с восторгом, работоспособностью, творчеством.
Синий – предмет вызывает грусть и печаль.
Оранжевый – указывает на радость.
Желтый, зеленый – уравновешенность и спокойствие.
Фиолетовый – предмет вызывает тревогу.
Черный – указывает на то, что присутствует состояние неудовлетворенности.
В 4 классе, где проводилась диагностика, все выбрали яркие цвета, что указывает на позитивный настрой к учебе всех детей класса.
Исследовательский метод №3
Методика определения сплоченности класса «Лесенка»
Цель: Выявить уровень сплоченности коллектива.
Психолог предложила ребятам поставить класс на определенную ступеньку:
«Песчаная россыпь» – означает, что каждый ребенок из класса беспокоиться сам за себя.
«Мягкая глина» – объединение происходит только тогда, когда того требует учитель.
«Мерцающий маяк» – все дети в классах объединяются в свои микро группы по интересам, и что происходит за их границей никого не интересует.
«Алый парус» – указывает на то, что класс представляет собой одну команду, которая села на один корабль.
«Горящий факел» – указывает на то, что ребята готовы достигать целей вместе не только в своем классе, но и за его пределами.
Анализируя опыт, использовалось мнение ребят. Детям было предложено написать, какие мероприятия в классе им помогают достичь большей дружбы между собой. На первое место все выдвинули коллективные формы работы, в основном она касалась проектной деятельности, подготовка праздников и мероприятия с родителями.
Результат такой работы, указывает на то, что коллектив действительно дружный, несмотря на мелкие разногласия, которые возникают в любом обществе, но они легко решаются. Каждый, кто является участником данного коллектива, чувствует себя значимым. Учитывая то, что ребятам придется еще долго учится в одном классе, можно говорить о том, что обучение будет проходить легко и приятно, как для учителей, так и для родителей.
Пример краткой характеристики класса
Пример
Психолого педагогическая характеристика 6 класса
На первое сентября 2018–2019 учебного года, в классе на обучении находится 21 ученик, из них 11 мальчиков и 10 девочек. Все дети, в основном, 2006 года рождения, но есть и 2004, 2005, 2007 годов. В коллективе есть дети, которые воспитываются в неполных семьях (Кириллов Вадим, Сидоров Матвей, Деркач Татьяна, Цукербах Илья). Все остальные ребята воспитываются в полных семьях, из них Маркевич Елизавета и Шведлях Дарья воспитываются в многодетных семьях.
Характеристика классного коллектива 6 раз писалась за все время учебы. Из их анализа видно, что дети поступательно развиваются. Педагогическая характеристика 2 класса несколько выбивается из общего позитивного фона, поскольку тогда в класс пришли несколько детей с девиантным поведением. Это повлияло на общую успеваемость всего коллектива. Но детей этих скоро забрали в школу 8 вида и педагогическая характеристика 3 класса показывает, что без озорников дети стали учиться лучше. В 7 класс дети войдут сплоченным коллективом, а 8 класс может из-за возрастных особенностей детей разбить класс на отдельные группы.
Важное значение для организации учебной и воспитательной деятельности имеет общее состояние здоровья класса. Имеются ребята, которые страдают хроническими заболеваниями и относятся к подготовительной группе. Также в классе есть дети, которые имеют проблемы по зрению – это Снегурова Виктория, Вилова Виолетта и Коломойцев Андрей. Часто из–за плохого состояния здоровья уроки пропускает Байдин Михаил. Со стороны родителей каждого ученика уделяется достаточное внимание здоровью своего ребенка, они понимают важность этого вопроса.
Все ученики активно принимают участие в учебе. У многих из них уже сформировалась стойкая учебная позиция и мотивация, которая помогает им достигать высот в учебной деятельности и быть всегда активными на уроках. Все дети с большим интересом обучаются, получают хорошие отметки, стремятся повысить свой уровень знаний. По итогам прошлого учебного года можно говорить, что успеваемость в классе находиться на 100% уровне.
В 2017–2018 году на конец года в классе было 3 отличника: Снегурова Виктория, Маркевич Елизавета и Иванов Алексей. Эти дети получили похвальные листы за отличную учебу. В классе также есть и 10 хорошистов, все остальные закончили год на удовлетворительном уровне.
Все родители заботятся о своих детях на достаточном уровне. Особое внимание на собраниях уделяется вопросу успеваемости, занятости детей не только в школьное время, но и после уроков. В классе есть ребенок с неустойчивым вниманием – Щербаков Руслан. Из–за этого у ребенка наблюдается снижение работоспособности, познавательной активности, а также у него не сформированы навыки самостоятельной организации собственных действий. Чтобы помочь ребенку, было принято на педагогическом совете, организовать дополнительные занятия после школы.
Психологическая характеристика коллектива такова: большинство детей класса имеют расширенный кругозор и повышенную любознательность, к таким детям относятся: Снегурова Виктория, Вилова Виолетта, Цукербах Илья, Петрушенко Станислава. Эти дети пользуются авторитетом среди других одноклассников, могут спокойно высказывать свое мнение. Все остальные ребята в классе прислушиваются к их мнению, стараются получить одобрение в их глазах.
В прошлом учебном году, ребята активно принимали участие в олимпиадах по разным предметам и показали высокие результаты. В олимпиаде «Русский медвежонок» приняли участие 3 человека, в олимпиаде по русскому языку – 9, а в математике попробовали свои силы – 7 учеников. Среди всех учебных предметов, ребята больше выделяют для себя физкультуру, рисование, математику и пение. Пониженный интерес к русскому языку и литературному чтению.
Большая часть родителей, поддерживает учителей, имеет позитивный настрой к школе. Это проявляется в их отношении к учебе ребят, их контролю. Каждый родитель без всяких проблем отзывается на просьбы о помощи, принимают участие в ремонте класса школы, подготавливают праздники, помогают классному руководителю в организации открытых мероприятий. Взрослые, стараются мотивировать детей на хорошую учебу, всячески способствуют их личностному росту и развитию как умственных, так и физических качеств.
Дисциплина в классе на достаточном уровне. Эмоциональный фон устойчивый, ровный и спокойный. К 6 году обучения количество конфликтов значительно уменьшилось, дети научились уступать друг-другу, и готовы прийти на помощь в любой ситуации своим одноклассникам. Основная проблема остается в неумении анализировать свои поступки. Бывает ребятам трудно оценить свои возможности, из–за чего возникает повышенная требовательность к другим.
Практически все дети из класса занимаются в кружках и секциях после школы. С большим удовольствием все принимают участие в общешкольных мероприятиях, ставятся сценки и литературные инсценировки, проводятся соревнования, экскурсии и походы. В классе каждый ребенок задействован в каком–то поручении, которое и старается обязательно выполнить. Высший орган самоуправления – классный совет, на котором ученики планируют и обсуждают дальнейшую направленность в своей работе. Такая организация позволяет каждому из детей почувствовать себя важным звеном в одной цепочке, учит проявлять самостоятельность и ответственность.
Главная роль в организации деятельности класса отводится классному руководителю. Работа в данном коллективе построена таким образом, что и родители, и дети, направляют все свои силы на достижение одного результата – хорошей учебы и усвоение жизненных ценностей. Вместе с родителями классный руководитель организовывает разные мероприятия.
В этом учебном году, вся работа родителей, детского коллектива и классного руководителя будет направлена на развитие и сплочение. Также будет продолжена работа со слабо адаптированным учеником – Щербаковым Русланом. Будут проводиться мероприятия, которые помогут повысить интерес всего класса к русскому языку и литературному чтению.
Подпишитесь на свежие новости