Подготовила воспитатель: Макляк К.Б.
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»
Дети, часто задавая взрослым вопросы: «почему», «зачем», «как» — ждут на
них готовые ответы. Как же правильно отвечать на детские
вопросы? Давайте разберемся вместе.
— Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что
заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
— Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте
при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
— Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и
побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
— Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая
на его вопрос встречными: «А ты как думаешь?»
— В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за
окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе
иллюстративный материал.
— Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте
чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.
— Помните, ответы на детские вопросы очень важны для ребенка и сильно
влияют на его развитие и знания, старайтесь не давать готовую информацию,
а подсказывать, где можно найти ответы и ищите их вместе!
Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие ребенка по силам каждому взрослому. Как же отвечать на вопросы?
- Помните, что ребенок задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важное требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное к ним отношение.
- Постарайтесь понять, что побудило ребенка задать вопрос. Часто вопрос имеет коммуникативный характер, он служит поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию. Например, 4-летний Витя спрашивает отца; «Ты, когда был маленький, боялся входить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его переживания, понять мотив вопроса
- На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование – краткость и определенность ответа.
- Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что–то он уяснил, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Именно не совсем отчетливые знания порождают у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируют его познавательную активность.
- Чаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А как ты думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ. Пользуйтесь для этого справочниками, энциклопедиями, используйте свой личный опыт.
- Помните народную мудрость: Не перегружайте ребенка грузом знаний. Гораздо важнее, чтобы ребенок понял, а не просто запомнил новые для него сведения.
Памятка для родителей «10 правил, как отвечать на детские вопросы».
Вопросы ребенка отражают глубокую жизненную потребность: они служат своеобразным выражением умственного голода, первыми искрами самостоятельной живой мысли ребенка. Взрослые должны с большим вниманием относиться к вопросам детей, для того чтобы из вспыхнувшей искры разгорелось яркое пламя. Е.А. Аркин.
Уважаемые родители! Некоторые детские вопросы заставляют вас краснеть и увиливать от ответа. Подобное поведение взрослых некорректно, так как отвечать на детские вопросы нужно обязательно. Но то, насколько полноценно и терпеливо взрослые будут отвечать на них, напрямую влияет, во – первых, на их оценку взрослого в качестве внушающего доверия источника информации, а, во –вторых, на то, насколько охотно дети будут обращаться к взрослым за объяснением в последующем.
При ответе, придерживайтесь 10 основных правил:
1. Если вы не знаете, что сказать, сообщите своему ребенку, что вам нужно подумать, и вы дадите ответ немного позже.
2. Ребенок в любом случае будет пытаться узнать правду и не получив ответа, может замкнуться в себе, отстраниться, обидеться.
3. Есть большая вероятность, что может придумать свой вариант ответа, не являющийся истиной, что исказит его представление о реальном положении вещей.
4. Чтобы ребенок рос в атмосфере доверия, не нужно ему ВРАТЬ!
5. Также не стоит создавать запретных тем и одергивать ребенка.
6. Игнорировать и отмахиваться от детских вопросов опасно: можно убить всякий интерес к познанию окружающего мира, а также доверие к родителям, как к источнику информации.
7. НО! Ваши ответы не должны быть лаконичными, а не долгими и заумными, иначе у ребенка отобьется желание спрашивать Вас снова.
8. Помните, что иногда детям достаточно простых, но четких ответов.
9. Не отвечать вопросом на вопрос.
10. Не надо ругать ребенка, если вопрос, кажется на взгляд взрослого человека, глупым или «непреличным2 или просто не нравится взрослому.
И самое главное, при любом детском вопросе, даже том, который вас ошеломляет, нужно сохранять спокойствие и уверенность в себе.
Ребенок не должен понять, что вопрос странный и неуместный. При любых ситуациях, по возможности максимально правдивым!.
Памятка для родителей
«Как отвечать на детские вопросы»
1. Отнеситесь к вопросам детей с
уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в
детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете,
явлении, о котором он спрашивает.
3. Давайте краткие и доступные
пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребенка
новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную
мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь
как?»
6. В ответ на вопрос ребенка
постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу,
рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
7. Отвечая на вопрос ребенка,
воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к
окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не
доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в
школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Умение толково
ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть этим искусством и
положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие ребенка по
силам каждому взрослому. Как же отвечать на вопросы?
·
Помните, что ребенок задает
вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано
начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он
обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и
интересно. Отсюда важное требование к ответам на детские вопросы – уважительное,
бережное к ним отношение.
·
Постарайтесь понять, что
побудило ребенка задать вопрос. Часто вопрос имеет коммуникативный характер, он
служит поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному
состоянию. Например, 5-летний Саша спрашивает отца; «Ты, когда был маленький,
боялся входить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуты
тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых:
важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его переживания, понять
мотив вопроса.
·
На познавательный вопрос надо
отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив,
разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность?
Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных
размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование – краткость и
определенность ответа.
·
Не бойтесь, если после вашего
ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что–то он уяснил, но новые
знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Именно не
совсем отчетливые знания порождают у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируют
его познавательную активность.
·
Чаще задавайте ребенку
встречные вопросы типа: «А как ты думаешь?», предлагайте подумать
вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите
ответ. Пользуйтесь для этого справочниками, энциклопедиями, используйте свой
личный опыт.
·
Помните народную мудрость:
«Лучше меньше, да лучше». Не перегружайте ребенка грузом знаний. Гораздо
важнее, чтобы ребенок понял, а не просто запомнил новые для него сведения.
Почему шуршит пакет? Почему звезды светятся? Почему солнце с неба не падает? Откуда дует ветер?… Наверное, все родители «вынуждены» рано или поздно искать ответы на многочисленные вопросы своего любознательного ребёнка. И бесконечная череда этих «почему?» способна порой поставить в тупик взрослого человека с парой высших образований за плечами. Как отвечать на детские вопросы, чтобы не соврать и не «приукрасить» действительность, а наоборот — стимулировать познавательный интерес крохи?
Почему так важно отвечать на вопросы детей?
«Время вопросов» наступает, когда ребёнку исполняется 3 года. Все, с этих пор можно сказать покою «до свидания» и начать готовить стопки энциклопедий для себя. В период до 5 лет кроха активно познает мир. И теперь, когда малыш уже умеет разговаривать, молчать он точно не будет — на вас посыплется буквально шквал вопросов.
Некоторые из вопросов, которые бесконечно задают дети, могут показаться глупыми (и что еще хуже — «каверзными») для взрослого. Казалось бы, некоторые вещи объяснить малышу просто нереально. Но нельзя игнорировать детские вопросы — непременно нужно найти ответ! Ребёнок развивается и ему нужно больше информации о мире, в котором он живет — но он пока маленький, чтобы самостоятельно читать познавательные книги и искать ответы в интернете. А самые умные и авторитетные люди для малыша это, конечно, его родители — неудивительно, что с любой «проблемой» он обращается к папе и маме. И если на свои «а почему?» кроха не будет получать детальные ответы, у него может вообще пропасть познавательный интерес — нельзя этого допускать.
Какими не должны быть ответы на вопросы малышей?
Итак, важное правило: детский вопрос априори не может быть глупым — раз малыш его вам задал, значит, ему важно получить максимум информации. Уделите ребёнку немного времени, чтобы ответить на интересующий его вопрос.
Конечно, бывают и другие ситуации — ребёнок с помощью «глупого» вопроса хочет привлечь внимание родителей. И порой такие диалоги могут длиться бесконечно: «Мама, что ты делаешь?» — «Глажу белье» — «Зачем гладишь белье?» — «Чтобы ты ходил в чистой опрятной одежде» — «А зачем ходить чистым и опрятным?»… Естественно, малыш заведомо знает ответ на первый вопрос — можно немного схитрить. «Мама, что ты делаешь?» — «Танцую» — «Нет, мама, ты гладишь белье»… Посмеялись вместе, похвалили ребёнка за наблюдательность — никакого раздражения и бесконечной цепочки вопросов.
Какими ответы родителей на детские вопросы точно не должны быть?
- Ответ-отмашка
«Я не знаю», «спроси лучше у папы», «состаришься, если много будешь знать»… Такие ответы точно не устроят любознательного малыша, особенно, если и папа отошлет его обратно к маме! Поверьте, даже «каверзный» вопрос от крохи не отнимет у вас много времени — удовлетворите тягу ребёнка к знаниям.
- Ответ со ссылкой на мироздание
«Понимаешь, так устроен мир», «Так захотел Бог»… Вроде бы, вполне философские ответы, которые могут устроить взрослого человека — но вот для детей они будут совершенной «пустышкой». Малышу, если он хочет получить ответ на интересующий вопрос, нужно разобраться во всех нюансах — ему пока не понять всех секретов мироздания.
- Слишком «сказочный» ответ
«Звезды сияют, потому что это маленькие фонарики в небе»… Главная проблема подобных ответов — неправда! Конечно, придумывая для ребёнка сказки вместо ответов, можно ненадолго избавить себя от вопросов. Но что будет потом? Малыш рано или поздно узнает «правду» — он будет разочарован, что вы его «обманывали».
Ответы-сказки хороши только для самых маленьких! И будьте готовы к тому, что совсем скоро, когда ребёнок подрастет, придется «подкорректировать» свой сказочный ответ.
- Слишком «научный» ответ
Даже если родители имеют докторскую степень по химии и физики, свои глубокие знания предметов в общении с крохой лучше оставить на потом. Понятно, что таким способом вы дадите ребёнку вполне правдивый ответ на вопрос — вот только он пока не поймет того, о чем вы ему скажете. К тому же теряется всякая интрига — разве интересно жить в мире, где все известно и уже давно изучено…
Впрочем, такие ответы наверняка оценят дети школьного возраста с логическим складом ума — им нужны достоверные данные.
Как родителям отвечать на детские вопросы?
Малыша интересует какой-то вопрос? Ответьте на него не торопясь, посадив ребёнка рядом — важно находиться на одном уровне. Не волнуйтесь, кроху пока вряд ли будут интересовать сложные вопросы жизни и смерти — на первые детские вопросы вы легко найдете ответы. Просто «адаптируйте» их под малыша! Как отвечать?
- Честно
Никакого вранья! Постарайтесь ничего не придумывать и не сочинять. Если не уверены, что ребёнку «дозволено» в этом возрасте знать о каких-либо о вещах, немного умолчите — но ответ все равно должен оставаться правдивым.
- Просто и понятно
Любой ответ можно изложить вполне доступным для ребёнка языком. Донесите до крохи достоверную информацию, которая соответствует его возрасту. А какие-то «сложные» аспекты вполне можно оставить на потом.
- Поразмышляйте вместе с ребёнком
А почему бы не предложить ребёнку поразмышлять над заданным вопросом? Конечно, не нужно отсылать малыша смотреть познавательную передачу по телевизору — подумайте вместе с ним! Просто спросите — «а ты как думаешь?». Кстати, пока малыш думает, вы еще и выиграете время, чтобы найти правильный ответ — скорее берите в руки энциклопедию или открывайте интернет.
Так вы разжигаете любопытство крохи, учите его думать — и это отлично! Наводящими вопросами можно попытаться привести малыша к верному ответу — понятному для него самого. Эта методика наверняка спровоцируете волну новых «а почему?». Обязательно найдите время для «умной» дискуссии с ребёнком.
- Вариативный ответ
В окружающем мире все неоднозначно — на один вопрос можно ответить по-разному. Взять в пример хотя бы извечный детский вопрос «откуда я появился?». И родителям это только на руку! Изложите малышу несколько вариантов ответов — отлично, если в ходе разговора он сам выберет для себя «правильный» ответ. Вы расширяете кругозор ребёнка. Впрочем, возможен и другой исход: ребёнка заинтересует еще более сложный для вас вопрос — «а кто тогда прав?».
На чтение 6 мин Просмотров 2.8к.
Обновлено 5 августа, 2020
Роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию значительна. С памятками школьники сталкиваются регулярно. Многие учителя используют их при объяснении нового материала, при отработке полученных на уроке знаний, при повторении материала. Вспомните, как вы на уроке русского языка или математики разрабатываете алгоритм решения образовательных задач. И памятки действительно являются хорошими помощниками не только для учителей, но и для школьников. При подготовке к итоговому собеседованию также можно продуктивно использовать памятки.
Содержание
- Что такое памятка?
- Виды памяток
- Почему полезны памятки?
- Памятка для подготовки к чтению научно-популярного текста
- Памятка для подготовки к пересказу текста
- Памятка для подготовки к монологическому высказыванию
- Памятка для подготовки к диалогу
Что такое памятка?
Памятки считаются визуальным информационным материалом. Это средство визуальной или вербальной передачи информации. Мы называем памятками листок или брошюру, на которой помещена полезная информация:
краткие наставления на какой-либо случай
краткие сведения о чем-либо
сведения о том, что нужно обязательно запомнить
алгоритм выполнения какого-либо школьного задания
Виды памяток
Памятки используются во всех сферах деятельности. Их количество настолько многообразно, что все они объединяются в определенные группы. Условно памятки можно разделить на следующие виды:
- Памятка-алгоритм
Устанавливает последовательность действий при выполнении упражнения или решении задачи.
- Памятка-инструкция
Содержит необходимые указания по совершению определенных действий.
- Памятка-совет
Дает рекомендации о том, при каких условиях совершаемое действие будет успешным.
- Памятка-разъяснение
В ней опровергаются устоявшиеся стереотипы и утверждаются новые, доказанные научно.
- Памятка-стимул
Содержащиеся в ней сведения стимулируют человека на совершение определенных действий.
При подготовке к итоговому собеседованию целесообразно использовать памятки-алгоритмы, памятки-инструкции и памятки-советы. Приведем конкретные примеры памяток для подготовки к каждому заданию собеседования.
Почему полезны памятки?
Есть ли какая-то польза в этом визуально-графическом материале? Давайте разберемся.
Памятки представляют собой советы опытных людей, поэтому их польза очевидна. Научиться тому, что другие хорошо знают, можно по памяткам. Прислушиваться к мнению компетентных людей всегда полезно. Памятки, используемые в образовательном процесс, составляются опытными специалистами, которые прекрасно разбираются в теме.
В процессе обучения школьники постоянно сталкиваются с трудностями: какую букву написать, каким членом предложения является слово, как определить часть речи. Случается такое, что трудности возникают и при чтении и пересказе текста, при составлении монолога и участии в диалоге.
Используя памятки при подготовке к итоговому собеседованию, вы сможете запомнить последовательность выполнения заданий, воспользоваться полезными советами, научиться последовательно формулировать мысли.
Памятка для подготовки к чтению научно-популярного текста
При подготовке к заданию 1 итогового собеседования можно использовать памятки-алгоритмы, в которых отражена последовательность действий при подготовке к чтению.
Памятка-алгоритм “Как подготовиться к выразительному чтению текста?”
- Вдумчиво прочитать текст и попытаться представить то, о чем в нем говорится.
- Определить основную мысль текста и его тему.
- Обратить внимание на структуру предложений (простые или сложные, осложненные или неосложненные).
- Обратить внимание на знаки препинания внутри предложений и знаки завершения.
- Найти в каждом предложении основные слова, на которые падает логическое ударение.
- Определить трудные для воспроизведения слова, подчеркнуть их, при необходимости расставить в словах ударения.
- Прочитать текст не спеша, соблюдая все паузы и логические ударения.
- Во время чтения не торопиться, выдерживать средний темп чтения.
Памятка-совет “Признаки выразительного чтения текста”
- Все паузы и логические ударения соответствуют коммуникативному замыслу автора.
- В зависимости от содержания текста голос меняется, некоторым фрагментам с помощью изменения тональности голоса придается соответствующая смысловая окраска.
- Каждое слово произносится достаточно громко, четко, прослеживается хорошая дикция.
Памятка для подготовки к пересказу текста
Памятка-инструкция “Как пересказать прочитанный текст”
- В первую очередь прочитайте цитату, указанную в карточке с заданием. Затем только приступайте к работе с текстом.
- Читая текст вслух и при подготовке к заданию 1 постарайтесь запомнить его основное содержание.
- Чтобы пересказать прочитанный текст, нужно определить в нем смысловые части, микротемы.
- Рекомендуется составить краткий тезисный или вопросный план прочитанного текста, количество пунктов которого будет соответствовать количеству микротем текста.
- Во время пересказа используйте записи, сделанные на черновике. Только не читайте их, а применяйте в качестве ориентира при изложении прочитанного.
Памятка алгоритм в виде схемы “Как включить цитату в пересказ?”
Памятка для подготовки к монологическому высказыванию
Монологическое высказывание является третьим заданием в итоговом собеседовании для 9 класса. Оно предполагает три альтернативных задания на выбор обучающихся: составить описание, повествование или рассуждение.
Памятка-алгоритм для подготовки к монологическому высказыванию
- Ознакомьтесь с предложенными для выполнения задания темами.
- Выберите ту тему, на которую Вам легко будет составить монолог.
- Озвучьте выбранную тему собеседнику.
- Используя выданную для подготовки карточку-помощницу, готовьтесь к ответу в течение 1 минуты.
- По истечении времени назовите еще раз номер задания и тему монолога.
- Громко и четко опишите фотографию, расскажите о случае из жизни или приведите рассуждение на поставленный вопрос в зависимости от выбранной темы.
- Во время ответа используйте информацию, находящуюся на выданной карточке.
- После окончания монолога сообщите об этом учителю-собеседнику.
- Сдайте карточку-помощницу собеседнику или отложите в сторону.
Памятка-рекомендация “Речевые клише для монолога”
На фотографии изображено…
Смотря на фотографию, я вижу…
Главными героями снимка являются…
На переднем плане изображен…
На заднем плане виднеется…
Герои находятся в доме, на природе, в школе и т.д.
Я могу предположить, что …
Очевидно, что события происходят…
Одежда героев говорит о том, что…
Фотографу удалось передать…
Примерный план монолога (памятка-инструкция)
- Небольшое введение в форме одного предложения. Можно сказать, что перед Вами интересный снимок, или что Вам предложили описать фотографию).
- Описание места действия событий и указание времени действия (время года, время суток).
- Описание участников фотографии:
одежда
возраст
пол
- Занятия участников снимка (играют, беседуют, занимаются творчеством и т.д.).
- Общее настроение участников фотографии, атмосфера.
- Небольшое заключение в форме одного предложения. Можно сказать о том, понравилась фотография или нет, какие воспоминания она навеяла).
Памятка для подготовки к диалогу
Это задание не предусматривает подготовки, поэтому времени на раздумья будет немного. Памятки, с которыми проводилась предварительная работа, станут хорошими помощниками в составлении правильных ответов на вопросы собеседника.
Памятка-алгоритм “Как отвечать на вопросы собеседника?”
- Внимательно прослушать вопрос собеседника.
- Если вопрос непонятен, попросить разъяснить его суть, задать встречный вопрос.
- Ответ на вопрос начать с того, что использовать перестроенный в повествовательное предложение вопрос. Это будет тезисом.
- Подтвердить свои мысли аргументами, объяснить, почему вы так думаете. Можно использовать слова поэтому, потому что, поскольку.
- Закончить ответ и ждать реакции собеседника.
- Аналогично отвечать на каждый вопрос учителя.
Как видите, мы не только рассказали вам про роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию, но и разработали различные памятки для вашего удобства. Вы смело можете их использовать при самостоятельной подготовке к зачету. Но помните, что они являются лишь средством достижения результата. Лишь правильное их использование может привести к хорошему результату.