Памятка как найти необходимую информацию

Памятка для учащихся

http://sandoli.weebly.com/uploads/2/3/6/9/23694070/479805.jpeg?177

http://konkurs.olimpis.ru/userfiles/questions/f41d1859731d8e1f156b573f664baa8e.pngКак найти
нужную информацию в сети Интернет

Поиск информации:

1. Определите тему, по которой вам
нужно собрать информацию. Запишите еѐ на листок бумаги и положите перед собой,
это поможет «не сбиться с курса».

2. Чтобы найти нужную информацию на
сайте, воспользуйтесь следующими советами:

·      
подберите
ключевые слова и сочетания слов по теме

·       составьте список используемых
поисковых систем и каталогов

·       составьте ориентировочный
список сайтов информации

·       подберите информацию по
данной теме

·      
используйте
дополнительный материал ( темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио
продукцию )

3. Не отвлекайтесь на материал, не
относящийся к делу.

4. Сначала изучите интересующий
документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если всѐ время
уходить от стартового документа, можно быстро заблудиться в сети.

Даже если сфера вашей деятельности напрямую не связана с поиском и обработкой информации, в быту вам все равно не обойтись без них. Самые простые на первый взгляд вещи – скажем, подбор необходимой бытовой техники или поиск редкого клипа любимого исполнителя – могут сопровождаться серьезными трудностями. Вроде бы все правильно написал в поисковой строке, ан нет, не находится! Между тем, есть простые приемы, которые позволяют искать нужные сведения в интернете быстрее и эффективнее. И даже если вы не начнете пользоваться всеми теми, о которых мы сегодня расскажем, все равно вам будет гораздо проще и легче заниматься интернет-серфингом – а ведь именно так и называется поиск информации во всемирной сети.

Правильно составляйте поисковые запросы

Это – самый главный и самый эффективный прием при поиске информации в интернете. Поиск по одному слову выдаст несколько миллионов результатов, поиск по двум – уже на порядок меньше, а на запрос из, скажем, четырех или шести слов – всего несколько тысяч, а то и меньше. К тому же чем точнее и грамотнее составлен запрос, тем выше вероятность, что искомый результат обнаружится на первой странице. Кроме того, не забывайте о том, что поисковые системы не всегда могут исправить орфографические ошибки в запросах, а некоторые и за ошибки не считают (например, не видят разницы между –тся и –ться, которая может оказаться принципиальной для поиска). И не игнорируйте заглавные буквы, если не хотите разбираться с лишними результатами. Скажем, запрос по слову «лебедь» выдаст результаты и с информацией о птице, и с данными о покойном генерале Александре Лебеде, а «Лебедь» – в основном о генерале, хотя будут попадаться и упоминания о птице, если слово стояло в начале предложения.

Используйте как минимум две поисковые системы

У разных поисковиков несколько разные способы индексации страниц. Поэтому, как правило, даже самые простые поисковые запросы в разных системах приносят разные результаты. Во-первых, то, что не заметила одна поисковая система, может заметить другая – и наоборот. Во-вторых, некоторые результаты в одной системе окажутся на десятой или двадцатой странице, а в другой попадут в первую пятерку. Кроме того, разные поисковые системы по-разному реагируют на частоту употребления слов в запросе, на наличие или отсутствие заглавных букв, на расположение слов запроса в пределах одного документа и даже одного предложения.

Уточняйте географию запросов

Для жителей Москвы этот прием менее актуален, чем для всех остальных россиян. Дело в том, что поисковые системы, даже если и учитывают месторасположение компьютера, с которого вводится поисковый запрос, тем не менее, в первую очередь индексируют страницы с наибольшим числом обращений. А такие страницы, как правило, связаны с Москвой, где сосредоточено значительное количество интернет-пользователей, которые к тому же отличаются высокой активностью. Поэтому не надейтесь на то, что поисковая система помнит, где вы живете. Лучше просто добавить в поисковый запрос упоминание о своем городе или области.

Впрочем, и москвичам не стоит пренебрегать этим приемом. Столица велика, нужные услуги могут оказывать в любом ее месте. Невелико удовольствие раз за разом кликать на результаты поиска и выяснять, что фирма расположена в трех часах езды от дома или офиса. Зато даже простое упоминание района или ближайшей станции метро позволит вывести в первые строчки результатов именно те компании, которые находятся ближе всего.

Уточняйте предметную область запросов

В принципе, это то же самое правило, которое касается и географии. Банальное слово «шина» выдаст подавляющее большинство результатов, не имеющих никакого отношения к медицине. А если у пользователя даже автомобиля нет, зато ему завтра сдавать зачет по первой медицинской помощи? Тут-то и стоит вспомнить, что простое дополнение слова «медицина» к слову «шина» уже поможет исключить из результатов большинство автомобильных ссылок и вывести на первые страницы именно шины, которые накладывают в случае переломов.

То же касается и любых других предметных областей. Как правило, у поисковых систем есть встроенное меню, позволяющее уточнять, что ищет пользователь: картинки, видео, словарные статьи, перевод слова, новостные материалы по своему запросу и так далее. Но и пользователю не стоит лениться: слово «медицинская» к слову «шина» за него не подставит ни одна поисковая система.

Пользуйтесь расширенным поиском

Этот совет прямо следует из двух предыдущих, поскольку позволяет не придумывать самому уточняющие слова в запросы, а пользоваться уже разработанной для поиска именно в этой системе структурой. Пренебрегать ею не стоит: программисты поисковых сервисов куда как лучше большинства даже продвинутых пользователей знают, какими алгоритмами пользуются их продукты и как именно они ищут. Поэтому, вводя в поисковик те же «шины», попробуйте детальнее структурировать свой запрос с помощью расширенного поиска.

Просматривайте хотя бы первые десять страниц результатов

Почему стоит следовать этому правилу? Потому что на первых страницах будут не только самые релевантные, то есть точнее всего соответствующие запросу, результаты. Там будут результаты, найденные на самых популярных страницах. А это, как правило, страницы и порталы, которые содержат не самую точную, зато лучше всего соответствующую популярным поисковым запросам информацию. Простой пример: результаты поиска по одному-единственному слову в большинстве случаев будет начинаться со ссылки на соответствующую статью в Википедии. И хотя в настоящее время информация из свободной энциклопедии вызывает куда больше доверия, чем лет пять-семь назад, не стоит ограничиваться ею. А, допустим, ссылка на научную работу, детально описывающую именно то, что ищет пользователь, окажется на двенадцатой или двадцать пятой странице – просто потому, что к этому научному порталу обращаются в десятки или сотни раз реже, чем к Википедии.

Пользуйтесь функцией «Поиск в найденном»

Этот прием тоже позволяет сужать область поиска за счет уточнения, какие именно, например, шины ищет пользователь. Поиск в найденном поможет быстро устранить подавляющее большинство результатов из смежных или вовсе посторонних областей или из других географических регионов. Нужно только помнить, что и к поиску в найденном применимы все те же вышеперечисленные правила. Кроме того, поиск в найденном позволяет структурировать результаты поиска с учетом уже полученных ссылок и найденной информации, что повышает вероятность нахождения одной-единственной требуемой ссылки.

Переформулируйте запросы с учетом уже полученных результатов

Даже беглый просмотр полученных результатов поиска, как правило, показывает, что интересующий вас предмет или понятие разные люди ищут по-разному. Не пренебрегайте их опытом! Самый простой способ – обратить внимание на предлагаемые поисковой системой варианты запросов, когда вы только вводите их в поисковую строку. Даже если воспользоваться последовательно хотя бы пяти такими «автоматическими» вариантами, это уже позволит сделать поиск более эффективным. А если добавить к автоматическим вариантам свои собственные, уточняющие и корректирующие первоначальный запрос, то и подавно.

Используйте синонимы, ищите по официальным названиям и ключевым фразам

Прием, напоминающий поиск в найденном, но позволяющий не сузить, а уточнить поиск. Скажем, пользователь ищет информацию о предмете, который более известен под просторечным названием. Тогда, получив информацию о том, как на самом деле официально, а не в разговорной речи, называется объект поиска, можно задать новый, более точный поисковый запрос. Кстати, правило действует и в другую сторону: нередко оказывается, что гораздо больше информации можно найти о предмете, введя в поисковую строку его «народное» название или прозвище, информация о которых нашлась в результате первого запроса.

Используйте операторы поиска

Этот совет не случайно стоит последним: он годится скорее продвинутым пользователям и тем, кто в школе хорошо успевал по точным наукам. Поэтому мы даже не будем углубляться в подробное описание всех операторов поиска. Скажем только, что операторы поиска – это специальные знаки типа «+», «-», «~», «|» и так далее, подставляемые в текст запроса. Их использование позволяет включать и исключать из поиска конкретные слова из словосочетания, добиваться, чтобы поисковая машина искала словосочетание в пределах одного предложения или одного документа и так далее. А если читателю интересно побольше об этом узнать – он может ввести в поисковую строку словосочетание «операторы поиска», а потом воспользоваться всеми вышеприведенными советами. Результат гарантирован!

Абсолютно любая деятельность человека в современном мире, если речь идёт хотя бы о малейшем развитии и получении новой информации, предполагает поиск новых данных. Но просто искать информацию – это одно, а искать её профессионально и грамотно – это другое.

В этом уроке мы поговорим о том, что вообще представляет собой поиск информации, где и как следует искать информацию, как выбирать источники информации, анализировать их и проверять на достоверность, а также расскажем о правилах поиска информации в Интернете и работе с полученными данными.

Содержание:

  • Что такое информационный поиск?
  • Где искать информацию?
  • Как выбирать достоверные источники?
  • Тест «Источники информации»
  • Немного из позитивизма
  • Принципы отбора информации
  • Правила поиска информации в Интернете
  • Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы
  • Проверочный тест

Что такое информационный поиск?

Впервые понятие «информационный поиск» было употреблено в 1948 году американским математиком и специалистом в области компьютерных технологий Кельвином Муэрсом, но в общедоступной литературе оно начало встречаться лишь с 1950 года.

По сути, поиск информации является процессом выявления в определённом массиве текстовых документов тех данных, которые касаются конкретной темы и удовлетворяют указанным условиям, и в которых имеются необходимые сведения и факты (к примеру, вся необходимая информация по теме самообразования).

Состоит процесс поиска информации из нескольких последовательных этапов, посредством которых обеспечивается сбор данных, их обработка и предоставление. Как правило, поиск осуществляется следующим образом:

Определяется информационная потребность и формулируется запрос.
Определяется комплекс источников, в которых может находиться нужная информация.
Информация извлекается из выявленных источников.
Происходит ознакомление с данными, и оцениваются результаты поиска.

Но, несмотря на то, что на первом этапе нужно как можно правильнее определиться с тем, какую конкретно информацию вы собираетесь искать (а это может показаться первостепенным), наибольшую важность представляет именно второй этап, ведь определиться с тем, где искать информацию, на порядок сложнее.

Где искать информацию?

Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что XXI век – это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.

Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет.

Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня, если и не потеряли своей актуальности, то во всяком случае имеют гораздо меньшее количество клиентов.

Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов – интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.

Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.

Как выбирать достоверные источники информации?

Любые рассуждения на тему того, какие источники могут быть, и какие следует считать достоверными, так или иначе, приведут нас к стилистическому пониманию источников информации, а их существует немалое количество. Представим лишь самые распространённые:

Научные исследования, имеющие под собой реальные доказательства, полученные эмпирическим путём.
Научно-популярные размышления, включающие в себя как фактические эмпирические данные, так и субъективные точки зрения людей, являющихся специалистами в той или иной области.
Философские трактаты и рассуждения, отличающиеся наибольшей оригинальностью, субъективностью и формой подачи.
Художественная литература, служащая, как правило, источником информации – пищи для размышления, но не достоверных эмпирических данных.
Публицистические произведения – категория произведений, которые посвящены актуальным явлениям и проблемам текущей социальной жизни. Нередко в таких произведениях можно отыскать немало достоверных данных и фактов.
Средства массовой информации – комплекс органов публичной передачи информации, таких как телевидение, радио, журналы и газеты, а также Интернет.

Всегда следует брать в расчёт то, что практически ни один источник информационных данных не может являться на 100% достоверным. Исключение составляют лишь научные исследования и, в некоторой степени, научно-популярные размышления, т.к., как уже и было подмечено, в них содержатся преимущественно факты, подтверждённые опытом и официально признанные научной общественностью (есть, конечно, и люди, и точки зрения, идущие вразрез с общепринятыми, но в данной статье частные случаи мы рассматривать не будем).

Информацию же из любых других источников следует подвергать тщательной проверке, дабы удостовериться в её актуальности и правдивости. Но прежде чем перейти непосредственно к принципам отбора информации, не будет лишним сказать о том, что для самого процесса информационного поиска является очень удобным и эффективным использование идей особого философского направления – позитивизма, т.к. благодаря этому в ряде случаев (особенно если это касается поиска конкретно научных данных) множество вопросов отпадают сами собой.

Тест «Источники информации»

Только что вы познакомились с описанием источников информации по признаку их достоверности. И теперь самое время проверить, удалось ли вам усвоить материал на должном уровне.

Ниже представлено пять вопросов, в каждом из которых содержится небольшой список источников информации. Ваша задача выбрать среди них те, которые могут считаться достоверными, и те, которые, наоборот, не могут.

Уверены, у вас получилось ответить на вопросы правильно. Если же нет, это вовсе не повод расстраиваться. Нужно лишь получить больше знаний. Впрочем, сделать это нужно в любом случае, и именно этим мы и предлагаем заняться дальше.

Совсем немного о позитивизме

Позитивизм является философским направлением в учении о методах и процедурах научной деятельности, в котором считается, что единственным источником истинного и действительного знания вообще являются только эмпирические (подтверждённые опытным путём) исследования.

Также позитивизм говорит о том, что философское исследование не несёт в себе познавательной ценности. Базовой предпосылкой позитивизма является то, что любые подлинные (они же позитивные) знания – это совокупность результатов специальных наук.

Основной же целью позитивизма является получение объективного знания, что возможно только через проверку информации на деле. Руководствуясь всем этим, мы снова можем вернуться к идее о том, что наиболее достоверными источниками информации являются научные исследования и научно-популярные размышления.

Вооружившись этим принципом как основным, можно начать использовать и другие.

Принципы отбора информации

Можно выделить несколько принципов отбора информации:

1

Принцип наглядности

Исследуемая информация, которая соответствует этому принципу, обладает следующими признаками:

  • Информация доступна для восприятия и понимания
  • Формируемые информацией образы достоверны, т.к. их можно смоделировать и установить их источники
  • Основные понятия, объекты и явления могут быть продемонстрированы
  • Информация соответствует запрашиваемым критериям

2

Принцип научности

Принцип научности подразумевает, что исследуемая информация соответствует современным научным данным. Если такое соответствие соблюдается, то появляется возможность обнаруживать неточности и ошибки, воспринимать другие точки зрения, руководствоваться собственной аргументацией и преобразовывать информацию, сопоставляя её с другой.

Вкратце критерии принципа научности можно выразить так:

  • Данные соответствуют научным представлениям современности
  • Если в массиве данных имеются ошибки и неточности, они не способны повлечь за собой искажения объективной картины, касающейся рассматриваемого вопроса
  • Информация может иметь вид исторического документа, который показывает путь развития конкретного научного знания

3

Принцип актуальности

Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени. Такая информация способна вызвать наибольший интерес, в отличие от неактуальной. Здесь нужно руководствоваться следующими соображениями:

  • Желательно, чтобы информация была близка по времени и волновала исследователя
  • Информация может представлять собой документ, который расширяет представление об исследуемом объекте
  • Информация должна обладать исторической ценностью или быть важной по иным причинам
  • Информация может являться классическим примером чего-либо, что знают все

4

Принцип систематичности

Если информация соответствует принципу систематичности, можно наблюдать её многократное повторение в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках.

Таким образом, информация достойна внимания и может быть применена, если:

  • Аналогичные данные можно найти в различных базах данных
  • Различные интерпретации не разрушают целостность представлений об одной и той же проблеме

5

Принцип доступности

Нередко затруднения в поиске и обработке информации могут быть вызваны, во-первых, самим её содержанием, а, во-вторых, стилем, в котором она излагается. По этой причине, работая с информацией, необходимо учитывать, что:

  • Информация должна быть не только доступной для понимания с точки зрения терминологии, но и расширять тезаурус исследователя, по причине чего она будет восприниматься интересной, но не банальной
  • Информация должна соответствовать той терминологии, которой обладает исследователь, но освещать конкретную тему она должна с разных сторон
  • Информация должна предполагать и дидактическую обработку, которая снимает терминологический барьер, другими словами, информацию можно адаптировать под себя, при этом сохранив её смысл

6

Принцип избыточности

Исследуемая информация должна позволять исследователю выделять основную мысль, находить скрытый смысл, если таковой имеется, приходить к пониманию авторской позиции, определять цели изложения и развивать умение соотносить содержание с назначением.

Принципы поиска информации, о которых мы поговорили, могут быть применены в работе с любыми источниками данных: книгами, документами, архивными материалами, газетами и журналами, а также интернет-сайтами. По сути, эти принципы универсальны, но здесь следует чётко понимать для себя, что для поиска информации в традиционных источниках их может быть вполне достаточно, но при поиске информации в сети Интернет во избежание ошибок необходимо соблюдать ещё один ряд правил.

Правила поиска информации в Интернете

Для опытного пользователя поиск информации в Интернете предельно прост, однако, для людей, столкнувшихся с вопросом автоматизированного информационного поиска впервые, этот процесс может показаться довольно сложным из-за обилия всевозможных поисковых операторов. Ниже мы рассмотрим простой поиск и расширенный поиск, а также укажем дополнительную информацию, которая будет полезна при поиске данных в Интернете.

Простой поиск информации в Интернете

Для начала стоит сказать, что наиболее популярной поисковой системой в мире является «Google». В России к нему добавляется «Яндекс», «Поиск@mail.ru» и «Rambler».

Чтобы найти нужную информацию, нужно просто внести в поисковую строку сервиса интересующий запрос, например «Иван Грозный» или «Как правильно водить машину», и нажать «Найти» или клавишу «Enter» на клавиатуре компьютера. В результате поисковик выдаст множество страниц, на которых представлена информация по запрашиваемому запросу. Обратите внимание на то, что наиболее актуальными считаются результаты, расположенные на первой странице поисковой системы.

Расширенный поиск информации в Интернете

По своему принципу расширенный поиск ничем не отличается от простого, кроме того, что можно указывать дополнительные параметры.

При помощи специальных фильтров у пользователя есть возможность задать дополнительные условия для своего запроса. Это может быть ограничение по региону, конкретному сайту, нужному языку, форме слова или фразы, дате размещения материала или типу файла.

Чтобы активировать эти функции, нужно щёлкнуть по специальному значку, расположенному на странице поисковика. Откроется дополнительное меню, где и задаются ограничения. Сбрасываются фильтры (ограничения) нажатием кнопки «Очистить» на странице поисковика.

Дополнительная информация

Каждый пользователь должен иметь в виду, что:

  • Ограничение по региону запускает поиск в указанном регионе. В качестве стандарта (По умолчанию) обычно выдаются запросы по тому региону, откуда выходит в Сеть пользователь.
  • Ограничение по форме запроса запускает поиск по тем документам, где слова имеют конкретно ту форму, которая стоит в запросе, однако порядок слов может меняться. Пользователь может задать регистр букв (заглавные или строчные), любую часть речи и форму, т.е. склонение, число, род, падеж и т.д. По умолчанию поисковые системы ищут все формы запрашиваемого слова, т.е. если задать «написал», поисковик будет искать «написать», «напишу» и т.п. Однокоренные слова поисковик искать не будет.
  • Ограничение по сайту запускает поиск информации среди документов, имеющихся на конкретном сайте.
  • Ограничение по языку запускает поиск информации на выбранном языке. Есть возможность установить поиск по нескольким языкам одновременно.
  • Ограничение по типу файла запускает поиск по конкретному формату документа, т.е. при указании соответствующих расширений можно найти текстовые документы, аудио- и видеофайлы, документы, предназначенные для открытия специальными программами и редакторами и т.д. Есть возможность установить поиск по нескольким типам файлов одновременно.
  • Ограничение по дате обновления запускает поиск по конкретной дате размещения документа. Пользователь может найти документ от конкретного числа, месяца и года, а также установить временной промежуток – тогда поисковик выдаст всю информацию, добавленную за этот период времени.

Этих правил будет достаточно для поиска информации в Интернете. Освоить его в состоянии любой человек, причём потребуется на это совсем немного времени – обычно хватает буквально 2-3 практических подходов.

Но что делать с найденной информацией, ведь весь её массив не обязателен для изучения? Неважно, как вы предпочитаете искать данные на интересующую тему – ходить в библиотеку или кликать по сайтам, одновременно попивая кофе – помимо того, что вы должны обладать навыками поиска, вы также должны уметь обрабатывать тот материал, который изучаете. И для этого как нельзя лучше подходит конспектирование и некоторые другие техники.

Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы

Конспектирование по праву считается самым популярным и применяемым способом обработки информации. Учитывая это, мы решили уделить этому процессу наибольшее внимание, а по ментальным картам, опорным схемам и блок-схемам представить лишь ознакомительную информацию.

Что такое конспект?

Как все мы знаем, конспект представляет собой письменный текст, где последовательно и кратко излагаются основные моменты какого-либо источника информации. Конспектирование подразумевает приведение к определённой структуре сведений, взятых из оригинала. Основой этого процесса является систематизация данных. Заметки могут быть либо точными выдержками и цитатами, либо иметь форму свободного письма – главное, чтобы оставался смысл. Стиль, в котором выдерживается конспект, в большинстве случаев близок к первоисточнику.

Конспекты также различаются по видам, и чтобы можно было правильно применять тот вид конспекта, который в большей степени подходит выполняемой работе, эти виды нужно уметь различать.

Виды конспектов

Выделяют плановые конспекты, схематические плановые конспекты, текстуальные, тематические и свободные конспекты. Вкратце о каждом из них.

1

Плановый конспект

Основой планового конспекта является предварительно подготовленный материал, а сам конспект включает в себя заголовки и подзаголовки (пункты и подпункты). Каждый из заголовков сопровождается небольшим текстом, по причине чего имеет понятную структуру.

Плановый конспект в наибольшей мере соответствует подготовке к семинарам и публичным выступлениям. Чем чётче будет структура, тем более логично и полноценно можно будет донести информацию до адресата. По мнению специалистов, плановый конспект должен дополняться пометками, указывающими на использовавшиеся источники, ведь запомнить их все довольно сложно.

2

Схематический плановый конспект

Схематический плановый конспект состоит из пунктов плана, представленных в форме предложений-вопросов, на которые нужно ответить. При работе с информацией нужно вносить по несколько пометок под каждое из-предложений-вопросов. В таком конспекте будет отражена структура и внутренняя связь данных. Кроме того, этот вид конспектов помогает хорошо усвоить изучаемый материал.

3

Текстуальный конспект

Текстуальный конспект отличается от всех остальных максимальной насыщенностью, т.к. для его составления используются отрывки и цитаты из первоисточника. Его легко можно дополнить планом, терминами, понятиями и тезисами. Текстуальный конспект рекомендуется составлять тем, кто занят изучением литературы или науки, ведь здесь цитаты представляют особую важность.

Но и составляется этот вид конспектов непросто, т.к. необходимо уметь определять самые важные отрывки текста и цитаты так, чтобы, в конечном счете, они могли дать целостное представление об изученном материале.

4

Тематический конспект

Тематический конспект отличен от других более всего. Его смысл заключается в том, что освещается какая-либо конкретная тема, вопрос или проблема, а для его составления обычно используют целый ряд источников информации.

Посредством тематического конспекта лучше всего можно провести анализ исследуемой темы, раскрыть главные моменты и изучить их с разных ракурсов. Но нужно понимать, что для составления такого конспекта потребуется исследовать массу источников, чтобы суметь создать целостную картину – это является непременным условием действительно качественного материала.

5

Свободный конспект

Свободный конспект является лучшим выбором для людей, способных применять разные способы работы с информацией. В свободный конспект можно включить всё: тезисы, цитаты, отрывки текста, план, пометки, выписки и т.д. Необходимо только уметь быстро и грамотно излагать мысли и работать с материалом. Многие считают, что использование конспекта такой формы является самым полноценным и целостным.

Как только вы определились с тем, какой конспект вы будете составлять, можно приступать к самому процессу. Чтобы выполнить работу качественно, нужно руководствоваться определёнными правилами.

Правила составления конспекта

Таких правил несколько и все они предельно просты:

1 Ознакомьтесь с текстом, выявите его основные особенности, характер, сложность; определите, есть ли в нём термины, которые вы видите впервые. Отметьте незнакомые понятия, места, даты, имена.
2 Узнайте всю необходимую информацию о том, что вам показалось незнакомым в тексте при первом прочтении. Наведите справки о людях и событиях. Узнайте значение терминов. Полученные данные обязательно зафиксируйте.
3 Прочтите текст повторно и проведите его анализ. Это поможет вам выделить основные моменты, разделить для себя информацию на отдельные блоки и наметить план конспекта.
4 Изучите отмеченные ранее основные моменты, составьте тезисы или выпишите отдельные фрагменты или цитаты (если их наличие не обязательно, то выразите авторскую мысль своими словами с сохранением смысла). При фиксации цитат и фрагментов обязательно помечайте, откуда взята информация, и кто является автором.
5 Если у вас есть возможность выражать авторские мысли своими словами, то старайтесь делать это так, чтобы даже большие объёмы данных были выражены в 2-3 предложениях.

Применяя эти рекомендации на практике, вы овладеете навыком грамотного конспектирования, и фиксировать и обрабатывать информацию у вас будет получаться очень быстро и качественно (в качестве подспорья вы можете использовать дополнительный материал о методах конспектирования).

Помимо конспектов, для фиксации информации можно использовать и другие не менее интересные и эффективные методики.

Ментальные карты

Ментальные карты или, как их ещё принято называть, диаграммы связей, интеллект-карты, карты мыслей или ассоциативные карты являются таким методом структурирования информации, в котором используются графические записи, имеющие форму диаграмм.

Ментальные карты изображаются в виде древовидных схем, на которых присутствуют задачи, термины, факты и/или какие-либо иные данные, которые связаны ветвями. Ветви, как правило, отходят от главного (центрального) понятия.

Эффективность данного метода обусловлена тем, что его можно использовать в качестве удобного и простого инструмента управления информацией, для которого необходимо лишь наличие бумаги и карандаша (также можно использовать маркерную доску и маркеры).

Рекомендуем вам ознакомиться с подробным описанием метода ментальных карт.

Опорные схемы

Опорные схемы наглядно отображают интеллектуальную психологическую структуру человека, которая управляет его мышлением и поведением. Они позволяют изложить информацию при помощи логико-графического языка посредством значимых опор.

При составлении опорной схемы указывается её название, отмечаются ключевые понятия и схематически изображаются показатели и критерии, на основе которых производится группировка материала.

Этот вид структурирования информации очень удобен при подготовке к зачётам, экзаменам, семинарам. Его можно сопровождать конспектами и дополнительными пометками.

Блок-схемы

Блок-схемы – это ещё один действенный метод, помогающий структурировать информацию. Он представляет собой графические модели, которые описывают последовательность мыслительных операций.

Суть блок-схемы заключается в изображении отдельных шагов в форме блоков, имеющих различную форму. Все блоки соединяются друг с другом линиями-стрелками, которые указывают нужную последовательность мышления.

Чаще всего блок-схемы используются для работы с чётко структурированной информацией, когда все шаги являются конкретными. Каждый блок, имея свою форму, указывает на тот или иной мыслительный процесс, и ориентироваться по блок-схеме можно даже с минимальным количеством текстовых данных на ней. Удобно применять в качестве дополнительного инструмента.

В заключение

Как можно заключить, поиск информации и её обработка – это не только интересная, но и увлекательная деятельность. Если научиться применять этот навык с учётом всех особенностей, о которых мы сегодня поговорили, найти нужную информацию и использовать её в своих целях не будет составлять никакого труда, в особенности, если выполнить приемлемый для себя алгоритм действий несколько раз подряд.

В следующем уроке вы узнаете о том, почему в процессе самостоятельного обучения рекомендуется следовать конкретному плану, о том, как его составить, и на что нужно обратить внимание, чтобы обучение было максимально эффективным.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее переходим к разговору о составлении плана.

1 Учебная мотивация3 Построение плана →

Поиск
информации в Интернете

Прудко
Светлана
Викторовна,

руководитель
школьного
НОУ
МАОУ
«
СОШ
91»
г.
Перми



Поиск
информации в Интернете

Памятка
учителю и учащемуся

Памятка
содержит обучающий материал, который
может стать полезным каждому
пользователю Интернет-ресурсов в
поиске необходимой информации


ПОИСК
ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ

(памятка
для учителя и учащегося)

Перед
тем, как начать работу по поиску
необходимой информации, необходимо
составить план действий (примерный или
развёрнутый), составить список тегов
для поиска информации в интернете.

***************************************

  1. Знакомимся
    с Интернетом

Сеть
Интернет – как огромная библиотека.
Она содержит множество Интернет-сайтов,
которые состоят из страниц.

При
помощи компьютера и установленных на
нем программ Вы можете подключиться к
Интернету, чтобы просматривать хранящуюся
в нем информацию: тексты, картинки,
фотографии, музыку, фильмы, а также
сохранять их к себе на диск.

Страницы
Интернета хранятся не на Вашем компьютере.
Он — лишь «окошко», с помощью которого
Вы просматриваете сайты. Если возникают
ошибки при вводе информации – это не
страшно, вы не сможете испортить или
изменить что-либо в интернете со своего
компьютера. Если Вы закрыли нужную
страницу – всегда можно открыть ее
заново в прежнем виде, нажав на кнопку
«Назад» или повторно набрав ее адрес.

С
одной страницы можно переходить на
другие при помощи ссылок – обычно ссылки
подчеркнуты и выделены цветом. Когда
указатель мышки превращается из стрелочки
в значок руки, это значит, что Вы навели
его на ссылку. Иногда ссылкой является
картинка. Достаточно один раз нажать
на ссылку левой кнопкой мыши, и откроется
новая страница.

2.
План
поиска информации сводим к 3-м вопросам:

«ЧТО
ИЩЕМ?», «ГДЕ ИЩЕМ?», «КАК ИЩЕМ?»

ЧТО
ИЩЕМ?

Поисковые
запросы бывают явные и неявные. В явных
вопросах конкретно указывается объект
поиска. В неявных вопросах, например,
«какая сегодня
погода
»
объект поиска конкретно не указывается.

Надо
определиться и с возможными форматами
файлов в которых может содержаться
требуемая информация. Это может быть
html-страница, текстовый документ в
форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ
pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx,
электронная таблица в форматах ods, xls
или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик
формата swf, видео в формате avi и т. д.

  • Типы
    информации;


  • Оценка
    информации;

  • Поиск
    файлов

ГДЕ
ИЩЕМ?

Информация
может размещаться на веб-серверах, на
ftp-серверах, в блогах, в новостях, в
книгах, в словарях, в товарах, на
географических картах, в справочниках
адресов организаций, среди афиш театров
и музеев, в телепрограммах, в каталогах,
в Википедии, в архивах Интернета, в
пиринговых сетях, в базах данных, в
веб-закладках или в рейтинговых системах.
Поэтому лучше заранее определиться,
где мы начнём свой поиск.

  • Источники
    информации;

  • Поиск
    по блогам;

  • Поиск
    в новостях;

  • Новости
    Google;

  • Яндекс.Новости;

  • Поиск
    книг и в книгах;

  • Поиск
    в словарях;

  • Поиск
    в картинках;

  • Поиск
    адресов;

  • Поиск
    в каталогах;

  • Поиск
    в Википедии;

  • Поиск
    в архивах Интернета;

  • Поиск
    в базах данных;

  • Сервис
    закладок

КАК
ИЩЕМ?

Методы
поиска зависят от того, как мы ответили
на два первых вопроса.

  • Поисковые
    системы:

  • Google;

  • Yahoo!;

  • Апорт;

  • Rambler;

  • Яндекс;

  • @MAIL.RU;

  • ru.msn.com;

  • Nigma.ru
    ;

  • AltaVista;

  • Quintura;

  • Microsoft
    Live Search;

  • Специализированные
    поисковики.

  • Bing

  • Ask.com

  • GigaBits.com

  • Taggalaxy.de

  • FindSounds.com

  • KM.RU

  • webcrawler.com

  • 3.Советы
    по поиску

  • Проверяйте
    орфографию
    .

  • Если
    поиск
    не нашел ни одного документа, то вы,
    возможно, допустили орфографическую
    ошибку в написании слова. Проверьте
    правильность написания. Если вы
    использовали при поиске несколько
    слов, то посмотрите на количество
    каждого из слов в найденных документах
    (перед их списком после фразы «Результат
    поиска»). Какое-то из слов не встречается
    ни разу? Скорее всего, его вы и написали
    неверно.


  • Используйте
    синонимы
    .

  • Если
    список найденных страниц слишком мал
    или не содержит полезных страниц,
    попробуйте изменить слово. Попробуйте
    задать для поиска три-четыре слова-синонима
    сразу. Для этого перечислите их через
    вертикальную черту (|). Тогда будут
    найдены страницы, где встречается хотя
    бы одно из них. Например, вместо
    «фотографии» попробуйте «фотографии
    | фото | фотоснимки».

  • Ищите
    больше, чем по одному слову
    .

  • Слово
    «психология»
    или «продукты» дадут при поиске
    поодиночке большое число бессмысленных
    ссылок. Добавьте одно или два ключевых
    слова, связанных с искомой темой.
    Например, «психология Юнга».
    Рекомендуется также сужать область
    вашего вопроса.

  • Не
    пишите большими буквами

  • Начиная
    слово с большой буквы, вы не найдете
    слов, написанных с маленькой буквы,
    если это слово не первое в предложении.
    Поэтому не набирайте обычные слова с
    Большой Буквы, даже если с них начинается
    ваш вопрос. Заглавные буквы в запросе
    рекомендуется использовать только в
    именах собственных. Например, «группа
    Черный кофе», «телепередача
    Здоровье».

  • Поиск
    картинок и фотографий

  • Яндекс
    умеет искать не только в тексте документа,
    но и отыскивать картинки по названию
    файла или подписи. Для этого перейдите
    в «расширенный
    поиск». Для поиска картинки
    предусмотрены два поля. В поле «Название
    картинки» вписываются слова для
    поиска по названиям картинок, обычно
    появляющихся, когда к картинке подводится
    курсор. Например, название картинки
    «Венера» выдаст все страницы с
    картинками Венеры (всего, что можно
    понимать под этим словом).

  • ******************************************

  • ПОМНИ!
    НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ,
    ЗАИМСТВОВАННОЙ ИЗ ИНТЕРНЕТА НАРУШАЕТ
    АВТОРСКИЕ ПРАВА!

  • ****************************

  • При
    составлении памятки использовались
    источники:

  • http://article.cod3sun.com/38-znakomimsya-s-internetom.html

  • http://www.google.ru/intl/ru/landing/internetsovety/

  • http://ru.wikibooks.org/wiki/

Прудко
Светлана Викторовна,

учитель
МАОУ «СОШ №91» г. Перми
Страница
3

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Без умения добывать информацию, анализировать ее и использовать на практике не обойтись ни одному школьнику. Вот несколько советов, которые помогут развить этот важный навык.

Определение темы



Как научить ребенка учиться

Какая бы задача перед тобой ни стояла — подготовить реферат, написать сочинение или просто найти четкий ответ на экзаменационный вопрос, — прежде всего определи тему и разбей ее на более простые части. Составь примерный план. Это облегчит поиск информации.

Скажем, тебе нужно сделать доклад о правлении Ивана Грозного. Можно выделить следующие тематические блоки: внутренняя политика и реформы, внешняя политика, личность царя, оценки результатов правления.

Начни записывать первые мысли, пришедшие в голову. Краткие заметки помогут выявить связи между разными аспектами и понять, какая информация у тебя уже есть. Затем приступай к поиску материала.

Сбор информации

Для создания полной картины нужно изучить как можно больше источников. Ты можешь почитать книги по теме, найти научные статьи и заметки в газетах, посмотреть новостные сюжеты и видеолекции, изучить мнения экспертов, узнать о последних исследованиях.

Не ограничивайся интернетом! Библиотека — более надежный источник. Узнай, какие книги, журналы или электронные ресурсы там есть. Зайди в разные отделы. Возможно, где-то тебе покажется слишком шумно, но всегда можно найти зал для работы, требующей тишины. Выбери место, где тебе будет удобно заниматься.

Вопросы репортера

При подготовке к работе над темой или проектом стоит ставить перед собой шесть вопросов, которые учатся задавать репортеры-стажеры: «Кто в этом участвует?», «Что это за проблемы?», «Когда это случилось?», «Где?», «Почему?» и «Как так вышло?».

Смысл этих вопросов в том, чтобы собрать как можно больше информации из разных источников. Когда найдешь ответы, подумай, какой материал включить в работу.

Рекомендуемая литература

Если учитель дал список литературы по изучаемой теме, постарайся найти рекомендуемые книги. Однако не нужно читать каждую из них от корки до корки — следует подходить к ним избирательно и использовать самые полезные для твоей работы.

Задача заключается в том, чтобы найти наиболее точную и актуальную информацию из надежных источников.

Оценка информации

Нужно внимательно относиться к фактам. Большинство людей ищут информацию в интернете, но на многих сайтах она зачастую не проверяется и не редактируется. Проявляй здоровый скептицизм и избегай скоропалительных выводов.

Анализируй и оценивай все, что читаешь. Не бойся задавать вопросы. Ты должен быть уверен, что все собранные тобой факты верны. Следующие советы помогут тебе избежать нелепых ошибок.

1. Используй несколько источников. Изучи и сравни разные источники. Определи, с чем ты согласен. Можно ли проверить источник и узнать, заслуживает ли он доверия?

2. Отделяй факты от мнений. Факт — то, что случилось или существовало на самом деле. Мнение — всего лишь чья-то точка зрения. Единственного правильного ответа может и не быть. В таком случае твоя задача — рассмотреть аргументацию разных сторон.

3. Анализируй язык источника. Объективна ли статья (книга)? Или в ней чувствуется предвзятость? Делает ли автор необоснованные обобщения (используя слова вроде «всегда» или «никогда»)?

4. Зри в корень. Может, книга или сайт выглядят прекрасно, но насколько точна содержащаяся в них информация? Есть ли основания не доверять ей?

5. Ищи самые свежие данные. Изменилась ли информация или идеи, с тех пор как был опубликован первоисточник? Регулярно ли обновляется сайт или другой источник?

6. Следи за качеством цитат. Проверь, надежные ли источники цитирует автор. Сколько источников приведено? Достаточно ли они свежие? Проверь ссылки.

Выборочное чтение

Хочешь использовать свое время эффективнее? Учись выбирать необходимую информацию, бегло просматривая текст. Нужно искать ключевые слова и темы в оглавлении и указателе. Следует внимательно читать аннотации и предисловия, а также начало каждой главы — там тоже изложены основные мысли.

Изменяй скорость чтения. Пропусти или быстро пробеги глазами текст, не относящийся к теме, а то, что важно, прочитай в спокойном темпе. Если начинаешь клевать носом — значит, пора закрыть книгу.

Заметки и конспекты

Делай пометки по ходу чтения, записывай важные мысли и отмечай ключевую информацию. Перечитай текст еще раз, если сразу не удалось сосредоточиться и уловить суть.

Прочитав абзац или главу, постарайся кратко изложить основные идеи своими словами.

Используй маркеры или наклейки, чтобы отметить текст, который ты планируешь более подробно изучить позже.

Если в качестве источников информации ты используешь аудио- и видеолекции, сосредоточься, слушай внимательно, конспектируй ключевые пункты и записывай возникающие вопросы.

Не надо записывать каждое слово — это не диктант. Лучше следить за аргументами или главными моментами, чем автоматически конспектировать все подряд.

Чтобы ускорить запись, пользуйся сокращениями. Можно разработать свою систему символов, например ставить стрелочки для обозначения связей между идеями.

Интеллект-карты

На любом этапе работы можно пользоваться методом интеллект-карт. Он поможет связать и систематизировать идеи, выделить главное, вспомнить прочитанное.

Интеллект-карта наглядно показывает, что уже известно по теме. Она помогает мыслить четче, если зашел в тупик.

Составление интеллект-карты начинают с ключевого слова, которое помещают в центр. Обычно это название предмета, тема или категория. Слово обводят и проводят от него несколько линий — «ветвей». Каждая соответствует понятию, связанному с этим словом. От толстых линий могут отходить более мелкие «веточки» — детали или примеры, связанные с основными понятиями.

Вписывай только ключевые слова и примеры, без полных предложений. Чтобы карта легче читалась, можно использовать разные цвета и рисунки. Картинки могут быть схематичными, но пусть они будут утрированными, смешными, странными. Тогда они легче запомнятся.

Финальный этап

Итак, информация собрана. Осталось лишь применить ее — подготовить презентацию/реферат, продумать план пересказа или написать сочинение.

Подумай, как связать между собой все факты и доказательства. К каким выводам приведет совокупность всех имеющихся данных? Устрой мозговой штурм. Если у тебя уже есть черновой вариант плана, перепиши его с учетом полученных сведений. Твоя задача — логично структурировать информацию.

После вступления ясно и по возможности лаконично изложи факты, идеи и аргументы. В каждом абзаце — свой тезис. Можешь добавить цитаты, если они уместны и подкрепляют твои доводы. Постарайся свести все воедино в виде убедительного заключения.

Если тебе предстоит отвечать устно, отрепетируй свою речь несколько раз. Можешь даже записать свое выступление на камеру, чтобы увидеть себя со стороны и понять, что не так и как это улучшить.

По материалам книги «Как научить ребенка учиться»

Обложка поста отсюда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти местоположение животного
  • Как составить договор дарения по долям
  • Как найти участок земли по кадастровому номеру
  • Как найти телеграм канал для рекламы
  • Как террария найти гитару

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии