Низкая самооценка у ребенка как исправить

Адекватная самооценка ребенка помогает ему достигать успехов в учебе, спорте, хобби, общении со сверстниками. Чтобы помочь своему чаду в этом нелегком деле, стоит разобраться, к чему приводит низкая самооценка, и что могут сделать родители, чтобы повысить его уверенность в себе. Важно разобраться, как правильно наказывать ребенка, в чем его можно и нельзя ограничивать.

  1. К чему приводит низкая самоценка
  2. Как проявляется низкая самооценка у детей
  3. Как родителям помочь ребенку повысить самооценку
  4. Игры и упражения для повышения детской самооценки

К чему приводит низкая самооценка?

Дети с низкой самооценкой имеют ролевую позицию жертвы. Они постоянно ищут чьей-то поддержки – со стороны родителей или значимых взрослых. Люди-жертвы перекладывают ответственность на других, постоянно живут в страхе, что они сделают что-то не так.

Такая позиция часто переходит вместе с человеком во взрослую жизнь. Однако с возврастом тех, кто поддержит в трудную минуту становится все меньше.

Низкая самооценка делает ребенка неуверенным в себе. Даже если у него есть все ресурсы для достижения каких-либо целей, он не будет к ним стремиться.

Если никак не влиять на самооценку ребенка, возможны такие последствия:

  • низкая успеваемость в школе;
  • отсутствие друзей и социальных связей;
  • замкнутость;
  • несамостоятельность.

Всех этих последствий можно избежать, если вовремя заняться повышением самооценки малыша.

Как проявляется низкая самооценка у детей?

Чтобы выяснить, снижена ли у ребенка самооценка, стоит обратить внимание на ряд признаков. Их легко заметить во время ежедневного взаимодействия. Если эти признаки повторяются и становятся привычными для ребенка, стоит задуматься о вопросе повышения самооценки:

  • Ребенок избегает выполнения поручений. Это часто говорит о страхе и о том, что возникающие перед ним трудности делают его беззащитным.
  • Ребенок быстро заканчивает игру и даже при незначительных неудачах признает поражение.
  • Малыш начинает лгать или хитрить, если во время игры понимает, что может проиграть.
  • Демонстрирует слишком дурашливое поведение.
  • У ребенка снизилась успеваемость.
  • Он преуменьшает важность некоторых событий (мне вообще не нравится эта игра).
  • Ребенок мало общается с друзьями, избегает социальных контактов.
  • У неуверенных детей часто меняется настроение. Они нередко оценивают себя слишком критично – «Я никогда ничего не делают как надо», «Я недостаточно умный». При этом ребенок одинаково плохо может воспринимать как критику, так и похвалу в свою сторону.

Как родителям помочь ребенку повысить самооценку?

Помогать ребенку становиться более уверенным в себе необходимо ежедневно. Любые действия взрослых влияют на будущее малыша. Существует ряд простых советов, как поднять самооценку ребенка.

Начать стоит с себя

Дети копируют поведение взрослых. Если вы часто сомневаетесь в своих решениях или держитесь неуверенно при общении с другими людьми, ваш ребенок перенесет эту модель поведения на себя. Чтобы демонстрировать уверенность, показывайте ребенку, что вы знаете, как решать те или иные вопросы:

  • Доводите начатые дела до конца. Так вы покажете своим детям, что не сдаетесь в сложных ситуациях.
  • Будьте открыты с людьми, чаще общайтесь с друзьями.
  • Поработайте над своей осанкой – старайтесь держать спину прямо, а плечи – расправленными.
  • При общении с другими людьми разговаривайте четко и достаточно громко, чтобы вас услышали.
  • Показывая, что вы уверены в своих действиях, вы можете помочь ребенку обрести уверенность и сформировать адекватную самооценку.

Похвала, благодарность и безусловная любовь

Большое значение в формировании самооценки имеет заинтересованность значимых взрослых в делах детей. Поддержка и поощрение положительно стимулируют деятельность ребенка. Похвала закрепляет хорошую привычку и предотвращает появление плохой.

Поскольку похвала имеет для ребенка большое значение, ее следует использовать очень умело. Важно хвалить за определенные вещи:

  • За то, что достигнуто своим трудом. В эту категорию не входит красота, здоровье и любые природные способности. Важно хвалить именно за достигнутые результаты.
  • Хвалить важно за любые заслуги – победу в соревнованиях, хорошую оценку, грамотное сочинение или красивый рисунок. Не стоит выделять результаты определенного характера – допустим только спортивные или учебные. Пусть ребенок выбирает самостоятельно.
  • Поощрять любое стремление к самовыражению. Нельзя говорить фразы вроде «тебе не стать великим поэтом, ученым, художником».

Важно показывать любовь к ребенку, чтобы он не чувствовал себя отвергнутым. Некоторые родители не знают, как повысить самооценку девочке, думая, что ее воспитание должно кардинально отличаться от воспитания мальчика. Однако большинство советов универсальны, поэтому их можно использовать для всех детей.

Правильно наказывать

Чтобы самооценка ребенка была адекватной, следует придерживаться нескольких правил наказания:

  1. Никакой профилактики. Наказывать можно только за совершенные проступки. Если сомневаетесь, наказывать или нет – не наказывайте.
  2. Никаких прилюдных наказаний. Особенно чувствительно воспринимают такие ситуации дети 10 лет и старше.
  3. В наказание нельзя отнимать личные вещи ребенка, игрушки и т. п.
  4. После наказания не стоит вспоминать о старых проступках. Если наказан, значит прощен.
  5. Наказывать следует без унижения. Если ребенок посчитает, что наказание несправедливо, такой урок ему на пользу не пойдет.
  6. Нельзя наказывать ребенка, если он болеет или находится в подавленном психологическом состоянии.

Избегать сравнений с другими детьми

Сравнение ребенка со сверстниками обесценивает его. Такими отождествлениями взрослые заставляют детей чувствовать себя хуже других. Это вряд ли можно назвать мотивацией. Ощущая себя не таким умным или успешным в учебе, как его друзья/знакомые, ребенок может вообще потерять интерес к достижениям. Либо эта ситуация обернется в противоположную сторону – главной целью станет соревнование, вне зависимости от собственных интересов малыша.

Сравнивать своих детей можно с ними же, только в прошлом. Когда ребенок видит собственные достижения, у него появляется мотивация к достижению чего-то нового.

Дать свободу выбора

Позвольте малышу самому решать, в какой кружок он хочет записаться. Советуйтесь с ним даже в мелочах – к примеру, спрашивайте, что приготовить на ужин. В таких условиях ребенок будет понимать, что сам несет ответственность за свои решения.

Однако свобода выбора не означает, что ребенку нужно дозволять все.

Не требовать больше, чем ребенок может сделать

Если малыш не будет справляться с поставленными задачами, негативное подкрепление приведет к тому, что ему не захочется больше достигать каких-то результатов. Задачи должны быть выполнимы.

Нужно соизмерять возраст ребенка и его возможности. К примеру, оставлять младенца на девочку 5 лет точно не стоит.

Не обвинять ребенка в своих неудачах

Если вам кажется, что из-за ребенка вы куда-то опоздали, или не смогли что-то сделать вовремя – примите, что это только ваша вина. Дети склонны винить себя даже в таких вещах, как родительские ссоры. Поэтому важно пресекать любые попытки сделать малыша ответственным за какие-либо ситуации, которые допускают сами взрослые.

Чтобы поднять уверенность ребенка, стоит избегать любых обвиняющих высказываний, особенно обобщенных.

Учить замечать хорошее в других и в себе

Оптимизм – черта личности, закладываемая родителями с самого детства. Чтобы ребенок умел замечать хорошее в себе и в других, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Не жалуйтесь. Дети с раннего возраста копируют поведение родителей, поэтому важно не жаловаться на мелочи при детях.
  2. Акцент на позитивных моментах. Неудачную ситуацию можно повернуть в свою сторону практически всегда или найти в ней положительные моменты. Перемещайте акцент с негатива на хорошие стороны жизни.
  3. Будьте реалистом. Не стоит строить представления ребенка о собственных достижениях на обмане или утрировании. Дети с раннего детства верят родителю, и если обещанное не получилось реализовать, ребенок будет винить себя, что понизит его самооценку.

​Если малыш научится замечать хорошие поступки окружающих, ему будет проще оценивать свое поведение.

Поощрять пробовать новое, развивать новые навыки

Частой ошибкой родителей является запрет ребенку на все, чего он не попросит. В таких ситуациях малыш вероятнее всего пойдет наперекор и начнет нарушать установленные запреты. Также такое поведение чревато снижением интереса у ребенка к изучению новых навыков. Чтобы у него не пропала мотивация пробовать неизведанное, разрешайте ему все, что не наносит вред ему самому и окружающим.

Важно, чтобы ребенок не дрался, не причинял вред другим и не игнорировал ваши наставления. При правильном поощрении и корректировке поведения у ребенка будет формироваться интерес к изучению нового. Особенно сильно он проявляется у детей 8 лет, когда малыш начинает осваивать навыки получения знаний.

Игры и упражнения для повышения детской самооценки

Скромные дети испытывают ряд затруднений при общении со сверстниками и учителями. Чтобы повысить самооценку, были придуманы специальные игры и упражнения для повышения самооценки. В их основу положена возможность ребенка самому решать возникающие перед ним проблемы.

Игры важны сами по себе, но если малыш еще слышит как его поощряют или если он выносит из процесса какую-то пользу, его самооценка значительно увеличивается.

Популярные игры для повышения самооценки детей 7 лет и старше:

  • Придумать себе имя. Ребенку нужно придумать себе имя или роль. К примеру, он может стать Лунтиком или супергероем. При этом малышу нужно объяснить, почему он выбрал себе это имя.
  • Похвалилки. Дети садятся в круг. Им раздают карточки, на которых написано какое-то социально-одобряемое действие. К примеру, «Я сегодня помог другу справиться с заданием». Каждый ребенок по кругу описывает подробно ситуацию, указанную в его карточке. Затем ведущий обобщает высказанное и подводит итог. Основная мысль заключается в том, что каждый обладает каким-то талантом, однако чтобы его заметили, нужно быть добрым к окружающим.
  • Семья. Нужно разыграть обычную бытовую ситуацию из жизни семьи. При этом ребенок играет роль одного из взрослых. Если ребенок помнит ситуации, в которых он чувствовал себя некомфортно, он может все изменить в этой игре.
  • Одно из упражнений для повышения самооценки называется «Уверенность». Ребенку предлагается нарисовать себя сильным и уверенным в трудной ситуации. Затем с ним нужно поговорить и спросить – как он себя чувствует в образе героя.

Заключение

Как видно, повышать самооценку детей может каждый родитель. При этом важно помнить основные правила наказания и поощрения. Не следует выбирать те способы, которые могут унизить ребенка. Важно быть примером для него, проявляя уверенность в словах и поступках.

Дата обновления статьи: 27.05.2022

Успех в жизни во многом зависит от оценки собственного «Я». Человек с адекватной оценкой чувствует себя уверенно, не боится совершать ошибки. Ребенку нужно формировать самооценку с ранних лет, чтобы во взрослой жизни стал успешным. Основную роль играют родители. Слова, поступки могут как повысить уверенность в себе, а могут сделать всё наоборот.

Содержание статьи

Что это такое

Это оценивание возможностей, качеств, определение места среди людей. Развитие самооценки ребенка происходит параллельно интеллектуальному развитию. Это сложная функция сознания. Крохе необходимы знания о людях, способность оценивать себя со стороны, анализировать свое поведение, поведение людей. Первые шаги в формировании самооценки ребенок делает в младшем дошкольном возрасте.

Благополучная атмосфера семьи, доброжелательное отношение между членами семьи, готовность поддержать друг друга и понять, искреннее сопереживание создают у малыша чувство защищенности. Это основные условия для адекватной самооценки ребенка. Тогда он умеет слушать других, брать на себя ответственность, растет честным, доброжелательным. Знает, что его ценят, считаются с его позицией, поэтому уверен в себе. Может попросить о помощи, если это нужно. Такие дети с малых лет учатся ценить себя, окружающих.

Отношение к себе бывает заниженным и завышенным. Оба состояния считаются отклонением от нормы, которые являются препятствием для успешной социализации, хороших взаимоотношений со сверстниками. Например, при повышенной самооценке ребенок считает себя правым во всём, и при этом не считается с мнением других. Остальные дети чувствуют отношение свысока, попытки «перетянуть одеяло на себя». Очевидно, таких заносчивых детей не любят. Хуже дело обстоит, если они ведут себя агрессивно.

Как и когда формируется самооценка у ребенка

Самооценка ребенка начинает формироваться с раннего возраста при знакомстве с окружающим миром, мамой и папой, другими членами семьи. Уже тогда чадо анализирует свое поведение, оценивает поступки, соотносит их и позицию окружающих.

Человек, который играет важную роль — конечно же, мама. С мамой малыш контактирует больше времени, у них особая эмоциональная связь. Через маму узнает социальные ценности, получают информацию о своих способностях и начинает их развивать.

От чего зависит самооценка ребенка

Родителям и другим взрослым нужно знать факторы, влияющие на развитие самооценки ребенка:

  1. Мнение окружающих взрослых. Чем выше авторитет взрослого, тем больше его ему доверяет дитя. У дошколят не хватает жизненного опыта, чтобы составлять свое представление насчет событий, людей, предметов. Также они близко воспринимают всё, что слышат. Взрослым следует фильтровать свою речь, не допускать ни беспричинной похвалы, ни критики. Детишки уже тогда должны учиться реально оценивать себя;
  2. Жизненный опыт, который дети начинают обретать постепенно. В результате этого формируется собственная позиция. Они осознанно относятся к мнению окружающих, их оценкам. Поэтому необходимо быть внимательными в суждениях, требованиях к сыну или дочери;
  3. Общение со сверстниками через совместные игры и занятия. Тогда детей проявляются способности: умение фантазировать, придумывать, знакомиться с другими ребятами, устанавливать контакт, взаимодействовать, соблюдать условия игры. При нормальной самооценке ребенок быстро находит общий язык с ровесниками, комфортно себя чувствует в коллективе, не боится проявлять инициативу;
  4. Умственное развитие — чадо учится давать оценку действиям других людей, наблюдать и делать выводы. Таким образом сравнивает свое поведение и поведениее остальных, критически оценивает поступки.

Иногда играет роль социальный статус, общее состояние здоровья. Если дошкольник из неблагополучной семьи, у него есть проблемы со здоровьем (заикание или другие логопедические нарушения, детский церебральный паралич), у него могут недостаток уверенности. Сверстники могут насмехаться над таким ровесником, отказываться его «впускать» в коллектив, играть и общаться ним.

undefined

Как определить самооценку ребенка

Родители могут сами провести диагностику. Конечно же, полноценное обследование возможно только после консультации специалиста, однако мама и папа могут обратить внимание на поведение чада. Чем раньше они заметят отклонения, тем быстрее начнут корректировку, и тем эффективнее она будет.

Суть диагностики следующая. Методика «лесенка» помогает вовремя выявить отношение к самому себе, а также со стороны окружающих — посмотреть на себя глазами других. Диагностика проводится в игровой форме.

Возьмите лист бумаги, где нарисована лестница из 7 ступеней, фигуру мальчика или девочки (смотря кто у вас — дочь или сын), карандаш. Дитя по вашей просьбе должен поместить фигурку на ступеньке, которую выберет. При этом должен знать: на 1-й ступеньке находятся лучшие по его точке зрения ребята, а на 7-й — худшие.

Какую ступеньку выберет — на этом уровне находится вера в собственные силы. Например, выбрал 1-ю ступеньку — уверенность повышена. На 7-ю ступеньку фигурку поставит ребенок с крайне заниженной самооценкой. Оптимальным будет, если выберет 3-ю ступень. В остальных случаях требуется внимание со стороны взрослых.

Если продолжить тестирование, сможете выявить причину заниженной или повышенной самооценки у ребенка, то есть определить отклонение. Обязательным условиям является честность: без этого диагностику нельзя считать действительной и опираться на ее результаты. Беседуйте с ним, задавайте вопросы: ответы на них позволят получить более полную картину.

Признаки заниженной самооценки у ребенка

Низкая уверенность с себе у дошкольников является отклонением формирования личности.

Характерными признаками являются:

  • замкнутость, застенчивость — детки находятся обособленно, стараются избежать шумных компаний;
  • повышенная эмоциональность — внезапный плач и отказ от действий, когда можно словами, делом решить вопрос;
  • неуверенность — малыш боится высказывать свою точку зрения;
  • нерешительность, избегание спора, неумение отстаивать позицию;
  • если сталкивается с неудачей, отказывается от дальнейших попыток, не старается для достижения цели;
  • избегание публичных выступлений, командных игр, а когда приходится быть в команде, показывает плохой итог;
  • по жизни одиночки, друзей мало;
  • неспособность защитить себя;
  • медлительность — чадо долго раздумывает, сомневается, как поступить.

Негативное отношение к себе создает сложности в детстве, является неблагоприятным фактором для развития личности. Дети растут с установкой «я не справлюсь», «у меня ничего не получится», «я неудачник, хуже, чем остальные». Проносят установки во взрослую жизнь. Человеку приходится сложно: не может построить карьеру из-за неуверенности в собственных силах, знаниях, способностях. Возможны проблемы в личной жизни: он боится защищать свои границы, замалчивает о желаниях.

Как повысить самооценку ребенку

Работа с самооценкой начинается с диагностики. После тестирования поймете, как проводить коррекцию и на какие моменты обратить внимание. Ниже приводим список правил, которые позволят взаимодействовать максимально эффективно, мягко, а значит — быстро добьетесь нужных результатов.

  1. Вы — пример для своих деток. Что бы они не делали, они равняются на вас. Помните: самооценка ребенка формируется с раннего возраста. Поэтому подумайте, какие промахи допускаете сами, начиная с его младенческих лет. Может быть ругаете себя? Или критикуете папу? Во время спора быстро уступаете, лишь бы не ссориться, не поднимать шум? Сами вполне можете не замечать этого, а дошколенок запоминает, копирует всё, что видит.
  2. Дошкольник должен чувствовать, что его любят, ценят, принимают его. Действия, слова мамы должны вызывать это чувство. Даже если ошибся — не переставайте любить. При каждой возможности обнимайте.
  3. Примите: дитё — личность с характером, потребностями, чувствами и желаниями. Учитывайте это при воспитательной работе: не старайтесь его полностью «перекроить». Уважайте выбор.
  4. Давайте возможность совершать ошибки. Не оберегайте от всех неудач. Любой, даже негативный опыт, полезен для развития: кроха начинает осознавать последствия выбора, а значит, брать ответственность за поступки. Главное — чтобы он понял: «попасть впросак» может каждый. Важнее найти ресурсы для исправления последствий просчета.
  5. Отмечайте успехи, достижения, не перехваливайте. Хвалите только за реальные поступки, оценивайте их трезво. Будьте честными: не хвалите из жалости или желания понравиться. Дети чувствуют фальшь, а потом перестают доверять.
  6. Делитесь и своими достижениями. Так дети увидят:гордиться успехами — это нормально, естественно. Рассказывайте, каким образом добились успеха. Дошкольник поймет: нужны усилия, если хочешь добиться успеха.
  7. Найдите «зону успешности» — занятие, хобби, которое ему нравится. Развивайте способности.
  8. Если хотите дать совет — делайте это мягко, без резкой критики, принижения. При этом общайтесь на равных, не сюсюкайтесь.undefined

Ошибки родителей, из-за которых страдает самооценка ребенка

Разберем самые распространенные ошибки близких, из-за которых может сформироваться заниженная самооценка у ребенка.

№ 1. Сравнение с другими. Примеры «Вот дочка у соседей молодец, у нее много дипломов, грамот», «Бери пример с одноклассника Сережи — мальчик приходит с прогулки чистенький». Подобные фразы не стимулируют дошколенка быть лучше, а развивают чувство неуверенности, неидеальности, а также зависимость от чужого мнения. Вместо этого скажите: «Варя отлично рисует, а ты — идеально делаешь фигурки из пластилина», тем самым отметив сильные стороны.

№ 2. Обесценивание его чувств, желаний, игрушек, друзей, выбора. Даже если вам кажется, что машинка сына старая и ее можно выбросить — это игрушка может быть самой нужной и ценной для него самого. Или вы думаете, что выбрал неподходящую книгу — а у мальчика книга вызывает интерес.

№ 3. В разговоре с другими членами семьи вы допускаете пренебрежительный тон. Например, обзываете мужа: «безрукий неумеха», «ходит, как стадо слонов». Будущий школьник делает вывод: такое обращение — норма.

№ 4. Крик, агрессия, физическая сила — не только недопустимы, но и опасны. Как мы уже говорили, дети нас копируют. Не сдерживаете себя во время разговора — будьте готовы к тому, что вырастите агрессивного, неуправляемого человека.

№ 5. Полный отказ от похвалы из боязни его избаловать. Такая тактика неверная: дошколенок даже при наличии таланта в какой-либо области начнет думать: он ни на что не способен, постепенно забросит свое увлечение. Похвала вырабатывает положительные эмоции, повышает стимул к дальнейшим действиям, развитию, дает силы, энергию.

№ 6. Для того чтобы сформировать правильную самооценку ребенка, можно хвалить при посторонних, но критиковать разрешается только «с глазу на глаз». Никогда не насмехайтесь над его действиями, особенно прилюдно. Он начнет думать: так и должно быть. Не будет защищаться даже тогда, когда критикуют посторонние люди.

№ 7. Постоянные нравоучения, критика негативно влияют на самооценку ребенка. Намерения мамы понятны — вы хотите, чтобы будущий школьник стал лучше. Но действуя так, одергивая кроху, ругая за любые промахи, вы вызываете чувство неуверенности в своих силах. Он думает: если не справился с одной задачей, с другой тоже не получится. Привыкнет полагаться только на мамину точку зрения, и постепенно вообще перестанет проявлять инициативу.

№ 8. Особенно неуместны нравоучения после эмоционального стресса, физической травмы. Например, сын упал — а вы, вместо того, чтобы обнять его, успокоить, начинаете кричать, что бегает по квартире и не слушается. Или дочь разбила свою любимую чашку — вы выговариваете, сколько стоит эта чашка, а дочь плохая, раз не бережет вещи. Успокойте дитя, а разговор отложите на потом.

№ 9. Не вымещайте свою злость на своем чаде. Вы пришли усталые после работы — а ему срочно понадобилось найти какую-то игрушку. Не отмахивайтесь от него, если совсем плохо себя чувствуете, не кричите — сообщите о своем состоянии спокойно, без повышенных тонов. Не срывайтесь на нем. Предложите пока заняться чем-то другим.

Заключение

Помните: слова имеют силу. Не рассчитывайте на то, что дите еще маленькое, ничего не понимает и всё забудет. Как показывает практика, дети помнят свое детство. Все поступки, слова откладываются в памяти. Используйте этот факт во благо, для формирования правильной самооценки ребенка.

Мы понимаем, воспитание — процесс трудоемкий, требующий много сил, терпения от близких. Но поверьте, если вы хотите сформировать собственное «Я» у чада — оно того стоит. Если не знаете как себя вести — проконсультируйтесь у семейного психолога. Специалист поможет лучше понять особенности малыша, выявить его потребности, нарушения принятии себя и выработать стратегию поведения, учитывая нюансы.

Литература:

Ульянова Инга Оскаровна Роль самооценки в развитии личности дошкольника и психологические условия ее становления // Образовательный процесс. 2019. №6 (17). https://cyberleninka.ru/article/n/rol-samootsenki-v-razvitii-lichnosti-doshkolnika-i-psihologicheskie-usloviya-ee-stanovleniya (дата обращения: 12.03.2022).

Шавшаева Людмила Юрьевна, Самсоненко Людмила Сергеевна Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21). https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-adekvatnoy-samootsenki-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.03.2022).

Варданян Юлия Владимировна, Кавадина Анна Олеговна Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samootsenki-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-tsentra-psihologicheskoy-pomoschi (дата обращения: 12.03.2022).

Низкая самооценка у ребенка: 10 способов помочь подростку обрести веру в себя?

Неуверенность ребенка в своих силах негативно сказывается не только на текущей жизни, но и на его будущих достижениях. Низкая самооценка у подростка не дает ему развиваться в полной мере. Мысли о том, что его засмеют, не поймут или учебная работа недостаточно хороша для всеобщего обозрения являются якорем, который мешает развитию.

Самооценка играет большую роль для развития личности ребенка. Основным шагом подростка на пути к успеху является возможность реально оценить свое место в обществе. Объективная самооценка помогает ребенку понять, что он действительно может сделать для успешной и счастливой жизни.

В раннем детстве чувство самовосприятия является безупречным. Но под воздействием внешних факторов (родители, родственники, воспитатели и окружающие люди) самооценка подвергается корректировке.

Содержание:

  1. Признаки низкой самооценки у ребенка.
  2. Причины заниженной самооценки у подростка.
  3. Как формируется самооценка?
  4. Как родители влияют на самооценку детей?
  5. Как повысить заниженную самооценку у подростка?
  6. Когда нужно обращаться к психологу?
  7. 10 советов, которые помогут поверить в себя
  8. Подводя итог

Признаки низкой самооценки у ребенка

Как понять, что у ребенка проблемы с самооценкой? Психологи выделяют ряд симптомов, которые могут указывать на низкую самооценку у ребенка.

  • Критичность – ребенок критикует все вокруг и чувствует неудовлетворенность, когда дела идут не по плану. Расстроенный ребенок считает себя непонятым и недооцененным, а это может спровоцировать замыкание в себе.
  • Плаксивость – результат чрезмерной критичности. Недовольство своими результатами выходит через слезы.
  • Желание быть в центре внимания – дети постоянно привлекают внимание взрослых, чтобы не чувствовать одиночества. У взрослых же не всегда есть время на постоянные разговоры и совместные дела, что злит и расстраивает детей.
  • Неумение проигрывать – такие дети не ценят процесс игры, а ждут от нее только положительного результата т.е. победы. Они считают, что это позволит им заслужить принятие и любовь окружающих. Такие дети не умеют признавать поражение, и при это переоценивают факт своей победы (чрезмерное хвастовство).
  • Боязнь ошибиться – страх перед неудачей заставляет ребенка избегать рисков. Поэтому ребенок выбирает то действие, в котором он абсолютно уверен. Такой настрой мешает развиваться, а кроме того способствует появлению тревожности.
  • Закрытость и необщительность – интроверта, как правило, сложно находить общий язык со сверстниками и впускать в свое пространство других людей, поэтому у них слабо развиты социальные навыки.
  • Подавленное настроение – такие дети часто грустные, не улыбчивые. У них нет мотивации и жизненной энергии на спонтанные действия.
  • Достижение идеалов – попытка довести какое-либо действие до идеала не дает возможности сосредоточиться на других важных моментах. Перфекционизм мешает эффективно и продуктивно развиваться ребенку, потому что слишком много сил уходит на улучшение и правки уже достигнутого результата.
  • Агрессия – лучшая защита – нападение. А проявление агрессии и злости только ухудшают взаимоотношения.
  • Зависимость от одобрения – дети с заниженной самооценкой чрезмерно стремятся получить одобрение от сверстников, родителей, учителей. Это может быть связано с недостатком доверия или непониманием как разобраться в себе или как оценить свои действия самому.
  • Поведенческие факторы — неуверенный в себе ребенок часто говорит тихо, невнятно. не смотрит в глаза. В коллективе садиться с краю, не пытается наладить контакт со сверстниками, тем самым пытаясь отстраниться ото всех. Внешний вид может быть неряшливым.

Стоит учитывать, что все эти признаки могут проявляться по-разному. Это зависит от темперамента, характера, ситуации в семье и жизненного пути.

Причины заниженной самооценки у подростка

Психологи предполагают, что на заниженную самооценку детей и подростков влияют в первую очередь средовые факторы: обстановка в семье, наличие друзей, атмосфера в школьном классе. Также может влиять особенность темперамента и характера.

Многие родители могут заметить изменения в поведении в возрасте 6-7 лет, когда ребенок идет в первый класс. Он сталкивается с новыми переживаниями и трудностями, а влияние учителей и сверстников могут по-разному сказаться на самооценке. Чем больше дети ощущают тепла, любви и заботы в семье, имеют возможность обсудить сложные вопросы и поделиться переживаниями, тем быстрее они приспосабливаются к общественной жизни в новом социуме.

С переходом в среднюю школу (примерно в возрасте 11-12 лет) самооценка подростка начинает корректироваться под влиянием отношений со сверстниками.

Некоторые дети чувствуют себя неполноценными в силу личных особенностей:

  • Врождённое заболевание.
  • Инвалидность.
  • Особенности восприятия учебной информации (медлительность, необходимость повторения и т.д.)
  • Темперамент.
  • Физические особенности (например, родимое пятно, лишний вес, худоба или необычный цвет волос).

Отношения в семье также могут стать весомой причиной низкой самооценки у ребенка: сильная опека или отсутствие доверия в семье негативно сказываются на подростке. Дети замыкаются в себе, часто думая, что взрослым они не нужны.

Некоторые родители могут сравнивать неуспех своего ребенка с положительным результатом сына/дочери подруги, подчеркивая, что другой ребенок лучше, умнее или сильнее. В ходе таких бесед подросток начинает сомневаться в своих силах, считая, что он недостаточно хорош.

Социальные контакты в школе с учителями и одноклассниками также влияют на формирование самооценки. Издевательства (травля) со стороны сверстников, унижение и запугивание со стороны педагогов могут вогнать ребенка в депрессивное состояние. Ребенку нужно знать, что дома его любят, ценят и всегда поддержат.

Как формируется самооценка?

На формирование самооценки ребенка в большей степени влияет поведение взрослых: родителей и учителей. С рождения ребенок смотрит на родителей, на их реакцию и ждет оценки его поведения, стремясь не разочаровать маму и папу.

Важно дать понять ребенку, что невозможно знать все – для человека свойственно совершать ошибки. А родители, как наставники, должны не ругать, а помогать и направлять.

Каждый ребенок уникален, а роль старших – раскрыть талант, не занижая способности.

4 этапа развития самооценки у ребенка:

  1. С рождения до 1.5 лет – через заботу и любовь родителей у ребенка формируется доверие к окружающему миру. Ребенок не понимает значение слов до конца. Он чувствует оценку родителей через улыбку, объятия, нежный голос.
  2. С 1.5 до 4 лет – возраст, когда ребенок активно познает окружающий мир. Важно дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Не стоит запрещать изучать все вокруг, лучше помогите ему сделать этот путь комфортным и безопасным. Ребенок сам отвечает за свои поступки. Задача родителя не критиковать, а объяснять, что ребенок сделал неправильно. Акцент делать на действии, а не на личности ребенка.
  3. С 4 до 6 лет — период, когда для ребенка становиться важно его место в обществе. Он задумывается, сколько у него друзей в детском саду или на площадке около дома. Почему кто-то не хочет с ним дружить или играть? Ищет причину в себе. В такие моменты, важно, чтобы родитель поддержал ребенка, объяснил происходящее. В этом возрасте ребенку важно проявлять инициативу. Дать больше свободы действия.
  4. Школьный этап – период с 6 до 15 лет является самым важным в формировании самооценки подростка. В школьном процессе важно трудолюбие и достижение значимых результатов. Если в этом возрасте ребенок не вливается в социум, у него занижается самооценка, а это негативно влияет на процесс обучения. Ребенок становится замкнутым, неуверенным в себе. Может проявится апатия, угаснуть интерес к любимому делу. Поэтому крайне важно поддерживать своего ребенка на любом жизненном этапе, проявлять заботу и любовь.

Как родители влияют на самооценку детей?

Отзывчивые и любящие родители помогают ребенку развиваться с нормальной самооценкой. А негативные отношения в семье порождают неуверенность и замкнутость: ребенок зацикливается на своих неудачах, становится мнителен, порой проявляется агрессия и тревожность.

При формировании самооценки подростка важен стиль общения внутри семьи:

  • Симметричный – все члены семьи взаимодействуют друг с другом на равных. В такой семье ребенок чествует себя важным, его мнение учитывается во всех ситуациях. Ребенок формирует собственные критерии оценки своих действий на основании оценок родителей.
  • Ассиметричный — ребенка практически не допускают к участию по принятию решений. Такая модель формирует негативное восприятие собственного Я.

Важно понимать, что ребенок – это такой же член семьи. У него есть свое мнение на ситуацию или действие в его адрес. Стоит учитывать мнение ребенка в вопросах, которые касаются его косвенно или напрямую. Не стоит пренебрегать словами ребенка, так он может почувствовать свою ненужность и замкнуться в себе еще больше.

Как повысить заниженную самооценку у подростка?

  1. Не критикуйте своего ребенка – подростку важно слышать о своих сильных качествах. Не стоит зацикливаться на его неудачах.
  2. Говорите своему ребенку комплименты – внешность в подростковом возрасте очень важна. Если у ребенка прыщи, не стоит переводить все на переходный возраст – лучше обратитесь к специалисту для выяснения причины и выбора тактики лечения. Или, например, запишитесь к стилисту для выбора модной одежды или смены прически.
  3. Поддерживайте, хвалите и балуйте – говорите, что гордитесь своим ребенком, подчеркивайте его результаты, настраивайте на позитивный лад: «У тебя все получиться, я в тебя верю» — ребенок будет очень рад это услышать от любимых родителей.
  4. Показывайте ребенку свою уверенность в себе – дети часто ровняются на своих родителей, поэтому покажите ребенку какой вы человек: сильный, уверенный, дружелюбный.

Родитель должен передавать ребенку две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть лучше меня».

  1. Расширяйте круг общения ребенка – обсудите с подростком его интересы и запишите его на кружки или в спортивную секцию. Возможно в школе не со всеми ребятами складываются дружеские отношения. А в новом коллективе ребенок проявит свои способности и посмотрит на себя с другой стороны. Чем больше круг общения, тем лучше раскрываются таланты и способности ребенка.
  2. Научить говорить «нет» — часто детей с низкой самооценкой используют в корыстных целях. Такие дети не любят отказывать, потому что так чувствуют свою значимость. Ребенок должен уметь определять с какой целью его просят помочь? Нужно научить своего ребенка говорить «нет» всем недоброжелателям. Это важный навык «умение говорить нет и отстаивать свои границы».

Когда нужно обращаться к психологу?

Подростковый возраст – это важный и сложный период становления личности. Изменения происходят, как и физические, так и психологические. Ребенок находится в поиске идеалов, достигает новых целей, расставляет приоритеты.

Необходимо не допустить занижение самооценки на фоне так называемых «недостатков» и выдуманных комплексов. Если вовремя не справится с проблемой, отпечаток может отложиться на всю жизнь: неуверенность в себе мешает реализовать свои способности.

Важно, чтобы родители дали поддержку ребенку для создания хороших условия, для достижения результата. Если родители понимают, что самостоятельно помочь ребенку они не в силах, то необходимо обратиться к психологу за консультацией.

10 советов, которые помогут подростку поверить в себя:

Список достижений – ежедневно записывать в блокнот 5 хороших дел, которые сделал подросток за сегодня. Это не обязательно должны быть грандиозные дела. В список достижений можно внести, например, помощь бабушке на пешеходном переходе, уборку в своей комнате без напоминаний или сдачу теста на высший бал. Хвалите себя – так подсознание подмечает позитив и настраивает работу на добрую волну.

Разделяйте «шум» и полезные советы – каждый день подростка окружает много людей: сверстники, учителя, семья, друзья, знакомые и недоброжелатели. Кроме того, есть внутренний голос, который постоянно с вами. В череде такого шума и избытка информации можно запутаться. Люди любят давать советы, наставления, но они не всегда идут на пользу. Необходимо понимать, что есть «шум», а что тебе пойдет на пользу. Нужно решить для себя, какие слова полезны и справедливы, а какие тебе мешают и противоречат жизненным убеждениям. Во втором случае проще отойти в сторону и действовать так, как считаешь нужным. Научиться этому конечно сразу непросто, тут может помочь работа с психологом.

Уважай и люби себя – подросток склонен к самокритике. Но даже в такие моменты, не стоит забывать про уважение к себе. Когда негативные мысли зарождаются в голове, возьми блокнот, запиши все, что накипело (обидные слова, грубые замечания в свой адрес). В следующий раз при появлении подобных скажи «Стоп, я себя уважаю и не буду говорить с собой в таком тоне!». Глубоко вдохни и выдохни… Вспомни, сколько позитивного вокруг: «меня любят родители», «я побил свой рекорд на соревнованиях по бегу» или «своим решением я привел команду к победе». Используй эту технику каждый раз – выталкивая негатив из головы, в тебе остаются позитивные и добрые мысли.

Внутренний наставник – внутренний критик живет в каждом.  А вот с Наставником сложнее. Научись поддерживать себя. Создай образ внутреннего Наставника, который будет тебя подбадривать. В роли помощника можно выбрать популярного актера, блогера, литературного героя или музыканта. Или, например, это может быть человек, которым ты восхищается. Когда критик начинает в тебе бушевать, спроси своего наставника: «Что ты думаешь по этому поводу?». Простой совет поднимет настроение и прогонит негатив.

Находи время на семью – не забывай проводить время с теми, кто любит тебя и принимает таким, какой ты есть – это твои родные. С друзьями конечно весело, но близкие дарят тебе бесценные эмоции безусловной любви.

Больше добрых дел – делая добро, чувствуешь себя полезным и нужным. Не знаешь с чего начать? Сперва можно просто выйти на улицу с большим пакетом и убрать мусор во дворе. Хорошее дело? Конечно. Или помогать приюту для животных – там всегда нужны лишние руки. Но не забывай о помощи родителям: помыть посуду, прибраться в комнате и пропылесосить –такие поступки обрадуют папу и маму в конце тяжелого рабочего дня.

Спроси совета у взрослого – если столкнулся с трудностями или просто нужно поговорить, найди взрослого, которому сможешь довериться. Выбери человека, с которым ты близок духовно – он тебя выслушает, попытается понять твои мысли и, возможно, даст полезный совет.  Это может быть родственник, учитель или психолог.

Ценности в жизни – определи, что наиболее важно для тебя: семья, друзья, спорт, образование? Глядя на список, распредели свое время в порядке значимости. Ценности со временем могут меняться – это нормально. Не стесняйся задавать себе вопросы «Что для меня важно?», «Что я должен сделать, чтобы достичь успеха?».

Сочиняй мечты – воображение строит наше будущее. Придумай и запиши, а лучше нарисуй на бумаге, то, о чем мечтаешь. Такие мелочи вдохновляют на великие дела. Периодически просматривай список.

Маленькие достижения ведут в большой цели – порой сложно бывает взять и сделать все необходимое для большого результата. Начинай с малого: ставь маленькую цель и добивайся всего постепенно. Например, ты хочешь выучить китайский язык. Что стоит предпринять? Можно найти видео уроки в интернете, вникнуть в словообразование и написание. Следующим шагом найди языковую школу или репетитора – проведите пробное занятие. Понравилось? Вперед к новым свершениям! А через пару лет отправляйся в Китай на практику с носителями языка. Каждый шаг прибавит тебе уверенности. Так ты накопишь смелости на большие результаты. Большой путь начинается с первого шага.

Подводя итог…

Низкая самооценка у подростков негативно сказывается на положение в обществе, может стать причиной замкнутости, непонимания, конфликтов в семье и в коллективе. Комплекс неполноценности мешает детям развиваться и добиваться поставленных целей.

Ребенку нужно помочь составить положительное мнение о себе. Подросток должен понимать, что его любят, ценят, уважают. Это поможет адаптироваться в сложных социальных условиях, не потерять себя и двигаться дальше к успеху. С низкой самооценкой подросток начинает находить препятствия по всюду, видеть негатив там, где его нет.

Если вы столкнулись с проблемой заниженной самооценки у подростка  и понимаете, что для ее преодоления нужна помощь – вы можете обратитесь за помощью к психологам нашего Центра. Студия практической психологии «Эмпатия» много лет специализируется на психологической помощи и поддержке подростков. Наши групповые занятия построены таким образом, чтобы помочь подростку в этот непростой жизненный период найти себя и стать увереннее. ПОДРОБНЕЕ

Также можно записаться на индивидуальную консультацию с психологом. ПОДРОБНЕЕ.

Многие родители знают, что называть своих детей глупыми или ленивыми неправильно. Однако также есть те, кто не осознает, что таким образом можно испортить самооценку ребенку. Заниженная самооценка провоцирует неуверенность в себе, а она, в свою очередь, приводит к другим неприятным последствиям.

Несправедливая критика «в лоб»

Источник: vplate.ru

Несправедливая критика «в лоб» — не единственная ошибка, из-за которой может нарушиться самоощущение у детей. В этой статье рассказываем о других причинах низкой самооценки и о том, как на нее можно повлиять в долгосрочной перспективе.

Причины низкой самооценки у детей

Недостаточное участие родителей в жизни школьника

Ребенку трудно ощутить мотивацию для достижения желаемого, когда мама и папа не уделяют ему достаточно внимания. Это заставляет его чувствовать себя забытым, ненужным и неважным. Это также заставляет его думать, что ни одно из его достижений не имеет значения.

Самоуважение растет от понимания, что результат твоей деятельности важен для других. Нужно обратить внимание, что у ребенка получается лучше всего. Обсуждайте это, разбирайте каждую деталь, интересуйтесь, как он к этому пришел и насколько трудно развиваться в данной области.

Непринятие ошибок и поражений

Когда родители слишком остро реагируют на ошибки ребенка, они боятся пробовать что-то новое в будущем. Важно использовать оплошности как инструмент обучения, чтобы дети были уверены, что справятся с трудностями в будущем. Без этой уверенности чадо всегда будет искать легкие пути и бояться сложных.

Сравнение с братьями, сестрами или друзьями

Источник: letidor.ru

Многие родители делают это достаточно «невинно»: «Посмотри, как твой брат старается в учебе, поучись у него» или «Твоя сестра получила золотую медаль. Вот молодец!». Эти комментарии заставляют чадо чувствовать, что он хуже своих сверстников, потому что не отвечает заданным родителями критериям.

Оценка детей исключительно на основе успеваемости в школе

Многие родители придают огромное значение отметкам и закрывают глаза на усилия, которые прикладывает школьник для достижения успеха. Такой подход полностью обесценивает старания, какими бы большими они ни были.

У детей, которые в школе успевают хуже других, критика со стороны родителей приводит к уверенности, что они никогда не будут достаточно успешными, как бы ни старались.

Внушение, что дети не смогут что-то сделать

Когда ребенок изо всех сил пытается выучить стихотворение и уложить в голове хронологию истории, может возникнуть соблазн успокоить его словами: «Не переживай, это же очень просто!».

Однако это не помогает ему, а заставляет беспокоиться, почему не получается сделать нечто очень легкое. У школьника возникает ощущение, что с ним что-то не так, в отличие от одноклассников.

Чтобы поддержать чадо, лучше сказать: «Согласна, выучить это очень сложно. Но я уверена, что ты справишься!».

Критика собственной внешности или ворчание по поводу своих обязанностей

Критика собственной внешности или ворчание по поводу своих обязанностей

Источник: depositphotos.com

Мамы, когда вы смотрите в зеркало и непринужденно комментируете, как выглядит ваша кожа или что нужно похудеть, дети начнут определять себя и свою ценность с точки зрения внешности. Кроме того, родители иногда ворчат по поводу бесконечной кучи белья и о том, что еще предстоит сделать. Помните: дети смотрят на вас и перенимают отношение к быту.

Выполняя задания без ворчания и жалоб, вы учите ребенка делать то же самое. Когда избегаете спешки по дому и гордитесь хорошо выполненной работой, вы учите детей спокойствию и размеренному темпу жизни.

Родитель-вертолетчик

Вы хотите защитить детей от боли и неудач, это желание естественно. Но если начинаете чрезмерно опекать их, то посылаете сигнал, что они не могут делать что-то самостоятельно без вмешательства родителей.

Вместо этого научите их ответственности и умению справляться с последствиями собственных действий. Дайте немного свободы, и заметите, что, совершив ошибку, чадо отлично делает выводы самостоятельно.

Чем опасна заниженная самооценка

Самооценка постепенно формируется с раннего возраста. Любимый ребенок, о котором заботятся взрослые, чувствует себя в безопасности и принятии.

По мере того как дети растут и начинают достигать поставленных целей, именно поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей побуждают их пробовать новое и развивать свои навыки.

Чадо с чувством собственного достоинства:

  • чувствует себя желанным и принятым;
  • уверен в своих способностях;
  • гордится тем, что умеет делать;
  • думает о себе в положительном ключе;
  • верит в свои возможности;
  • умеет справляться с ошибками и неудачами.

Низкая самооценка заставляет детей:

  • быть критичным и строгим к себе;
  • бояться пробовать что-то новое;
  • сомневаться, что умеют делать что-то хорошо;
  • чувствовать, что они не так хороши, как ровесники;
  • бояться неудач, а не мечтать об успехе.

Позитивное самоощущение — один из величайших подарков, которые вы можете подарить своему ребенку. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя любимыми и компетентными, превращаются в счастливых и продуктивных людей. Чтобы помочь школьнику сформировать позитивное представление о себе по мере взросления, примите во внимание следующие правила.

Позвольте детям выбирать. Предоставляя некоторые варианты выбора, вы дарите им чувство силы и контроля над ситуацией. Например, на завтрак можете предложить яйца или блины. Так вы учите прислушиваться к себе и своим желаниям, а не следовать чужим правилам.

Не отдавайте ребенку все, не решайте все его проблемы. Будьте терпеливы, позвольте маленькому человеку разобраться в проблеме самостоятельно и вырасти. Пусть сделает все сам, даже если это займет больше времени. Чем с большим количеством задач в течение дня будет сталкиваться ребенок, тем более уверенным в себе будет в будущем.

Дайте понять, что никто не идеален. Объясните, что не ждете от него 100% качества исполнения тех или иных действий. Контролируйте свою реакцию на ошибки и разочарования школьника: это влияет на его самооценку.

Распределяйте домашние дела в соответствии с возрастом. Возложите на детей ответственность за такие задачи, как накрыть на стол, выгулять собаку и аккуратно сложить белье. Они повысят чувство компетентности и укрепят свои навыки решения проблем.

Не сравнивайте своих детей. Вместо этого цените индивидуальность и таланты каждого. 

Проводите время с ребенком один на один. Будь то перекус или поездка на велосипеде, постарайтесь хотя бы раз в неделю проводить время наедине с ребенком. Это отличная возможность поговорить о том, что у него на уме, и укрепить связь между вами.

Идеальных родителей не бывает, каждый совершает какие-либо ошибки. Однако можно стать немного лучше, для этого достаточно прислушиваться к детям и размышлять над последствиями своих действий. Если у чада возникнут трудности с математикой — не кричите и не ругайте его, лучше отправьте на индивидуальные занятия в школу Альфа.

Уже в дошкольный период у детей начинает формироваться самооценка. Она складывается из отношения человека к себе, своему характеру, внешности, навыкам, возможностям, сильным и слабым сторонам личности. На самовосприятие влияет отношение родителей, друзей, учителей. Уровень самооценки играет невероятно важную роль и оказывает непосредственное воздействие на качество жизни и успешность.

Конечно, при оценивании себя люди, а особенно дети, обращают внимание на то, как их воспринимают окружающие. Зачастую неосторожно сказанное слово может больно задеть малыша и негативно повлиять на его самооценку. А это, в свою очередь, может привести к проблемам в общении, учебе и к психологическим трудностям.

Как отношение родителей влияет на самооценку ребёнка?

Как отношение родителей влияет на самооценку ребёнка?

Родители, безусловно, авторитеты для детей и самые важные люди в их жизни. Поэтому их слова ребёнок всегда принимает за истину. В детстве происходит становление личности. Поэтому, если малышу постоянно указывать на его недостатки и слабые стороны, пытаться поддеть, унизить, это может привести к серьезному психологическому разладу. У детей могут появиться фобии, нарушения питания, депрессия и другие проблемы.

Если обвинять ребёнка, говорить, что он хуже других, это не подстегнет его к работе над собой. Напротив, малыш от раза к разу только тверже будет убеждаться, что он самый ужасный и никому не нужный. Он становится легкой добычей для насмешек сверстников и несправедливой критики взрослых. Получается, что у ребёнка не остается никакой моральной поддержки, чтобы противостоять жестокости окружающих и отстаивать свое мнение и право быть собой. Его самооценка снижается, он начинает верить в то, что не достоин лучшего и прекращает попытки стремиться к самореализации и успеху.

Как избежать формирования заниженной самооценки у детей?

Если у ребёнка под давлением мнения окружающих и социальных идеалов и стереотипов формируется низкая самооценка, это может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы предотвратить это, родителям необходимо соблюдать определенные правила поведения и общения с ребёнком.

  • Работайте над собственной самооценкой. Чем выше самооценка родителей, тем увереннее будет чувствовать себя ребёнок.
  • Принимайте ребёнка безусловно. То есть вне зависимости от его внешних данных, успеваемости, способностей. Просто потому, что это ваш ребёнок.
  • Слушайте ребёнка и сопереживайте ему. Не откладывайте разговоры, если малыш хочет поделиться с вами своими чувствами, впечатлениями. Научитесь не перебивать детей и не возражать, когда они рассказывают вам про свои трудности и переживания.
  • Чаще хвалите за дело. Напоминайте, что вы любите его, делайте комплименты, отмечайте его сильные стороны.
  • Однако не стоит перехваливать ребёнка. Это может привести к формированию неадекватно высокой самооценки, которая также доставит ему в будущем массу трудностей.
  • Поддерживайте ребёнка. Давайте малышу возможность почувствовать, что вы рядом и верите в него.
  • Поощряйте самостоятельность. Доверяйте малышу выполнение посильной работы по дому, не перепроверяйте каждое его задание. Тогда ребёнок будет верить в свои силы и чувствовать свою значимость.

Что делать, если малыша постоянно унижают и дразнят?

Что делать, если малыша постоянно унижают и дразнят?

Чаще всего дети сталкиваются с насмешками не дома, а в школе или во дворе. Окружающие могут замечать недостатки и промахи ребёнка и использовать их против него. Самооценка медленно, но верно снижается. Ребёнок становится замкнутым и еще более уязвимым.

Если ребёнок отказывается ходить в школу или детский сад, жалуется на постоянные оскорбления, родители должны незамедлительно действовать. Здоровая атмосфера в семье помогает малышу переживать трудности, однако ему требуется особый настрой, чтобы справиться с нападками.

Конечно, родители должны поговорить с обидчиками в школе или во дворе, но невозможно всюду следовать за ребёнком и защищать его. Нужно научить малыша противостоять обидчикам и в домашних условиях повысить его самооценку.

  • Научите ребёнка радоваться мелочам. Каждый вечер вместе перечисляйте, что за день произошло хорошего и плохого. Так малыш научится понимать и анализировать свои чувства и находить плюсы во всем. Ребёнок сможет адекватно оценивать происходящие события, свои сильные стороны и промахи.
  • Дайте ребёнку право голоса. Позволяйте ему выбирать одежду, советуйтесь с ним по различным вопросам, разрешите высказывать собственное мнение. Тогда ребёнок будет чувствовать себя уверенно и комфортно.
  • Научите ребёнка говорить «нет». Не обязательно в ущерб себе стараться угодить окружающим. Объясните ребёнку, что нужно ценить себя, свое время и силы.
  • Научите смеяться над собой. Если ребёнок вместо того, чтобы лезть в драку, убегать или плакать в ответ на оскорбления, улыбнется в лицо обидчикам, спокойно воспримет их слова, он будет неуязвим. Юмор и самоирония превращает детей в сильных, уверенных в себе личностей.

Как определить уровень самооценки ребёнка: советы детских психологов

Чтобы измерить самооценку ребёнка, детские психологи советуют обращать внимание на его поведение, общение в компании других детей того же возраста.

  • Адекватная самооценка. Ребёнок проявляет такие качества, как активность, общительность, чувство юмора, с радостью участвует в играх, не оскорбляет других. Он в компании чувствует себя спокойно, уверенно. В повседневной жизни такие дети признают свои ошибки, верят в себя, не боятся высказать свое мнение.
  • Заниженная самооценка. Ребёнок ведет себя пассивно, замкнуто. Он слишком эмоционально реагирует на слова товарищей, обижается. В общих играх участвует неохотно, болезненно переживает поражение. В общении с родителями ребёнок часто ругает себя, говорит о недостатках внешности, проявляет недовольство собой.

ЗОЖ — важный фактор в формировании адекватной самооценки

ЗОЖ — важный фактор в формировании адекватной самооценки

Если малыш часто жалуется, что его обзывают слишком толстым, слишком худым или слишком слабым, не отмахивайтесь от него. Конечно, хорошо научить ребёнка давать отпор обидчикам и любить себя в любом весе и с любыми внешними данными, но вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) ребёнку необходимо.

Все знают крылатое выражение «В здоровом теле — здоровый дух». Приобщайте ребёнка к ЗОЖ, если хотите, чтобы он был уверен в себе, здоров, бодр и весел. К тому же, совместные походы в спортивный зал, бассейн или на каток укрепят взаимоотношения родителей и детей.

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008

Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников / Зайцев С.В. // Вопросы психологии 2009 №5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Ошибки при сдаче сзв стаж как исправить
  • Как найти абсолютный показатель преломления среды
  • Как найти обратную матрицу третьего порядка
  • Как составить ответ на job offer
  • Как найти бубу смотреть

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии