Не выговариваю букву л твердую как исправить

Влияние нарушений звукопроизношения на жизнь человека довольно велико. Часто возникает комплекс неполноценности, особенно сильно проявляющийся у подростков. Если человек к подростковому возрасту не сможет преодолеть его, то высока вероятность возникновения психических расстройств, комплексов, стеснения самого себя и невозможности выражать собственную индивидуальность в желаемой мере. Многим людям удается преодолеть барьер, принять свое отличие от других. Но не каждый взрослый способен чувствовать себя комфортно при общении с другими людьми из-за имеющихся речевых нарушений. И, если дефекты речи не были скорректированы в детстве, возможно их устранение во взрослом возрасте.

СодержаниеСвернуть

  • Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых
  • Виды и механизмы нарушения звука [Л]
  • Процесс работы над звуком [Л]
  • Подготовительные упражнения для звука [Л]
  • Способы постановки звука [Л] у взрослых
  • Автоматизация и дифференциация звука [Л]

Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых

Дефекты речи у взрослых

Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.

Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.

Виды и механизмы нарушения звука [Л]

При верном артикулировании звука [Л] губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.

Ламбдацизм и параламбдацизм

Нарушенное произношение звука [Л] носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:

  • Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
  • Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание [НГ].
  • Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на [У], или английский [W]. При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
  • Губно-зубной. Звучание, сходное с [В]. Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
  • Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
  • Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким [Л]. Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.

Виды параламбдацизма

Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:

  • Замена на [Ы]. Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
  • Замена на [Г]. Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
  • Замена на [Й]. При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
  • Замена на [У]. В артикулировании вместо языка задействованы губы.
  • Замена на [В]. При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.

Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы [Л], возможно ее полное отсутствие.

Процесс работы над звуком [Л]

При дефектном проговаривании нескольких фонем, а также при возникновении речевых нарушений во взрослом возрасте после перенесенного стресса или полученной травмы, необходимо обратиться за квалифицированной помощью логопеда. Если взрослый неверно произносит только одну-две фонемы, он может справиться с речевой проблемой самостоятельно в домашних условиях, без помощи специалиста.

Процесс устранения дефектного произношения любого звука состоит из четырех этапов: подготовительного, собственно постановки, автоматизации, дифференциации.

Нельзя пропускать этап и переходить на следующий, полностью не освоив предыдущего.

Подготовительные упражнения для звука [Л]

Артикуляционный уклад звука л

Подготовительный этап служит для создания верной артикуляционной позиции. Он предполагает выполнение специальных логопедических упражнений. Для верного воспроизведения звука [Л] важно добиться подъема кончика и спинки языка, научиться расслаблять боковые края и совершать целенаправленный выдох.

Для отработки подъема кончика языка применяются такие упражнения:

  • Открыть рот, губы не напряжены, расслабленный язык быстро кладут вначале на верхнюю губу, потом на нижнюю. Поэтапно усложнять действие, переставляя язык в рот, фиксируя у альвеолярных отростков.
  • Открыть рот. Плоским языком облизнуть расслабленную верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз, потом спрятать язык к середине неба.
  • Улыбнувшись открыть рот. Плоским языком прижаться к верхним альвеолам и громко оторваться. Начинать медленно, плавно ускоряясь.
  • Улыбнуться, открыв рот. Совершать расплющенным краешком языка шлепки по верхней губе вперед-назад, пытаясь не отсоединять язык от губы. Начинать выполнение действий замедленно, плавно набирать скорость и подключать голосовые связки, добиваясь сочетания [Бл-бл].
  • Напрячь согнутый кончик языка и перемещать по небу вперед–назад с разной скоростью. Межзубный промежуток равняется толщине пальца. Губы приоткрываются и не задевают резцы. Челюсти статичны.

Подъем задней части язычной спинки отрабатывается пропеванием гласных фонем [О], [У], [А], [Ы]. Для тренировки навыка опускания боковых сторон языка и целенаправленного выдоха потока сквозь щель между ними и молярами надо плотно держать плоский кончик языка зубами, выдохнуть воздух, надув щеки, одновременно пальцами легонько стукнуть по ним, чтобы послышалось хлюпанье.

Символы артикуляционного уклада гласных звуков

Когда артикуляционные органы будут готовы и упражнения получится выполнить безошибочно, в довольно ритмичном темпе, можно заняться постановкой звука.

Способы постановки звука [Л] у взрослых

Постановка звука [Л] у взрослых проводится такими же методами, как и у детей, выбор приема зависит от механизма дефекта.

Постановка звука в случае его отсутствия возможна тремя способами:

  1. От опорной фонемы [А]. Расположить плоский край языка на нижней губе и легонько прижать его резцами. Язык неподвижен. Выполнить многократно. Потом нужно протягивать звук [А] в момент прикусывания языка, плавно увеличивая скорость. Должны послышаться слоги АЛ и ЛА. После получения необходимых слогов язык переместить за зубы, в верное для артикуляции [Л] положение.
  2. Механическим путем от опорной фонемы [У]. Расположить язык между вытянутыми губами. Протягивать [У], одновременно пальцами разъединять губы, придвигая их к передней стенке резцов.
  3. От опорной фонемы [Ы]. Постановка выполняется так же, как и от фонемы [А].

Механическая постановка звука л

Аналогичные методы постановки [Л] применяются при межзубном [Л] и при замене его фонемами [Ы] и [Г]:

  • При носовом ламбдацизме нужно добиваться точного движения воздушного потока: воздух должен выдыхаться ртом.
  • При замене [Л] фонемой [Й] надо учиться удерживать кончик языка, сильно прижавшись им к верхним резцам, расслаблять середину язычной спинки, приподнимая корень. Чтобы язык смог занять эту позицию, надо положить плоский кончик на нижние резцы и протянуть [Ы] или поместить на середину языка круглый предмет, приподнимая кончик языка к верхнему альвеолярному отростку.
  • При замене на [У] следует добиться статичного состояния губ.
  • Если есть замена на [В], надо устранить активность нижней губы. Для этого надо вначале научиться опускать ее, открывая резцы, и задерживать в данной позиции, потом приподнимать язык к верхним молярам. Выполнять неоднократно. Если не удается сделать правильно, можно расположить под нижней губой напряженный палец и помочь им.

Постановка завершается, когда человек может выговаривать звук изолированно.

Автоматизация и дифференциация звука [Л]

Правильное выговаривание звука требует обязательной автоматизации, то есть закрепления в спонтанной речи. Ее следует начать с проговаривания прямых и обратных слогов. Вначале нужно говорить слоги медленно, протягивая каждый звук. Это помогает речевым органам принять верную позицию. Плавно скорость проговаривания слогов увеличивается, приближаясь к привычному темпу речи. После удачного проговаривания звука в слогах можно автоматизировать его в словах, а затем в предложениях. На автоматизацию положительно влияют заучивание стихотворений, насыщенных закрепляемым звуком, пересказы и сочинение текстов.

Завершающим шагом работы над звукопроизношением становится этап дифференциации. Это различение похожих по артикулированию и звучанию фонем. На данном этапе человек учится не заменять их в речи и не путать буквы на письме. Это наиболее важно для тех, у кого ранее наблюдались параламбдацизмы.

Дифференциация звуков л и р

Начинается дифференциация по аналогии с автоматизацией с различения фонем в слогах, потом приступают к словам и фразам. При дифференциации актуально использование скороговорок. После завершающего этапа дети свободно применяют правильный звук в собственной речи. Но взрослому может понадобиться гораздо больше времени из-за слишком долгого неправильного произношения.

Таким образом, научиться правильно говорить звук [Л] взрослому человеку можно самостоятельно при отсутствии других речевых проблем. Трудность состоит в том, что довольно продолжительное время потребуется самоконтроль. Он нужен для того, чтобы устранить имеющийся автоматический навык неправильного произношения.

Содержание

  • 1 Правильная артикуляция звука «Л»
  • 2 Виды искаженного произношения «Л»
  • 3 Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?
  • 4 Подготовительный этап
  • 5 Этап постановки звука
    • 5.1 Постановка звука «Л» по подражанию
    • 5.2 Постановка звука «Л» механическим способом
    • 5.3 Постановка «Л» от других звуков
    • 5.4 Артикуляционная гимнастика для звука «Л»
  • 6 Автоматизация «Л»
    • 6.1 Картотека заданий для автоматизации «Л»
  • 7 Этап дифференциации звука «Л»
    • 7.1 Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»
    • 7.2 Дифференциация звуков «Л» и «В»
    • 7.3 Дифференциация звуков «Л» и «Ль»
  • 8 Дисциплина и мотивация — гарантированный результат

Постановка звука «Л» в логопедии — это один из этапов последовательной работы над его произношением. Как правило, к шести годам этот звук уже находится в числе освоенных и выговариваемых ребенком букв алфавита. Если к этому возрасту его произношение оставляет желать лучшего, целесообразно, чтобы процесс постановки происходил поэтапно у логопеда.

Как научить ребенка говорить букву «Л», как научиться выговаривать ее взрослому человеку, что собой представляет автоматизация звука «Л» рассказывает наша статья.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Артикуляционный профиль звука Л

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Нарушения произношения звука ЛНарушения произношения звука Л

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?

Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.

Этапы коррекционной работы

Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.

Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от того, что предусмотрено в логопедии для детей дошкольного возраста и школьников. Другой может быть форма — без игровых элементов, если это очень серьезный взрослый.

А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.

Подготовительный этап

Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.

Развитие фонематического восприятия звука на подготовительном этапе

Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.

Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.

Дыхательная гимнастика

На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.

Артикуляционная разминка

Этап постановки звука

Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:

Способы постановки звука Л

Постановка звука «Л» по подражанию

На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».

При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.

Постановка звука по подражанию

Постановка звука «Л» механическим способом

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.

С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.

Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

Постановка звука механическим способом

При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.

Постановка «Л» от других звуков

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:

  1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
  2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
  3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.



Постановку «Л» выполняют также от мягкого «Ль»: большой палец помещают в ямку под подбородком, слегка нажимают, рефлекторно получается твердый «Л». Такого же эффекта можно добиться, если тыльной стороной ладони подпереть подбородок снизу во время произнесения мягкого «Ль».

Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.

Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).

А вот и упражнения!

Упражнение Индюк

Упражнение Парус

Упражнение Качели

Упражнение Лошадка

Упражнение Гармошка

Автоматизация «Л»

Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.

Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.

Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Картотека заданий для автоматизации «Л»

Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:

Автоматизация Л в слогах

А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?

Автоматизация Л в начале, середине, конце слова

Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:

Автоматизация Л в словах

Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:

Автоматизация Л в словосочетаниях

Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:

Игровые упражнения для автоматизации Л

А эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:

Игра Улитка для автоматизации Л

Автоматизация звука «Л» в стихах — развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.

Автоматизация Л в стихах

Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:

Стишок про букву Л

Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:

Чистоговорки на Л

Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:

Загадка про букву Л

А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:

Скороговорки на Л

Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:

Текст для автоматизации связной речи

Упражнение для автоматизации Л в связной речи

Для автоматизации звука «Л» составь рассказы на темы:

  • «Как мама мыла посуду», используя слова ложка, вилка, тарелка, кастрюля.
  • «В лесу» со словами лиса, ель, белка, волнушка, волк.

Этап дифференциации звука «Л»

На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.

Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»

Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?

Дифференциация Л и Р изолированно

Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:

Дифференциация Л и Р в слогах

Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:

Дифференциация Л и Р в словах

Составь предложения:

Дифференциация Л и Р в предложениях

Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:

Дифференциация Л и Р в стихах

Дифференциация звуков «Л» и «В»

Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:

Дифференциация Л и В в слогах

Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:

Дифференциация Л и В в словах

Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:

Дифференциация Л и В в предложениях

Повтори скороговорки:

Дифференциация Л в В в скороговорках

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:

Дифференциация Л и Ль в слогах

Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:

Дифференциация Л и Ль в словах

Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:

Дифференциация Л и Ль в пословицах

Дифференциация Л и Ль в скороговорках

Дисциплина и мотивация — гарантированный результат

В работе над звукопроизношением для успешного результата необходима дисциплина.

  • Чтобы не пропускать занятия, а заниматься систематически.
  • Чтобы настойчиво трудиться и выполнять задания поэтапно.
  • Чтобы следить за своим произношением в свободное от уроков время.

А еще важна мотивация. Научиться выговаривать непослушные звуки, чтобы общение приносило радость.

Поддержите своего малыша, уделяя время, проявляя терпение, побуждая к маленьким победам. Результатом станет не только правильная речь, но и лидерские качества характера.

Ведь вы этого хотите?

Постановка звука «Л»

Твёрдый звук «Л» — согласный, сонорный, ротовой звук. По способу образования звук относят к смычно-проходным, по месту образования — к переднеязычным.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Л».

Оглавление

  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Л»:

  • отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «ук» и «каач», вместо «лук» и «калач»;
  • замена — когда ребёнок заменяет звук «Л» на «У», «Ы», «В», или «Г», например, произносит «метуа», «ыуна», «вабиринт» и «гаска», вместо «метла», «луна», «лабиринт» и «ласка»;
  • смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «роза» вместо «лоза», и тут же вместо «рак» говорит «лак».

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Л»:

  • Широко отрываем рот, как для произнесения звука «А». Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около полутора сантиметров, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Удерживаем такую позицию 3–4 секунды.
  • Приоткрываем рот, высовываем язык, кончик и боковые края языка загибаем «чашечкой», при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высовываем, а затем убираем язык в форме «чашечки».
  • Высовываем язык, зажимаем его зубами и протяжно произносим звуки «А» или «Ы».
  • Приоткрываем рот, достаём кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро водим кончиком языка (не отрывая его от нёба) вперёд — назад, включив голос. Следите, чтоб челюсти не двигались.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение три–пять раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Л». Пример цепочки звуков: Л, Н, В, Л, Т, Л, Л, Ф, Л, С, Л…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Л». Пример цепочки звуков: ЛА–РО–МА–ЛУ–ЛО–КУ–ЛЫ–ТУ–СЫ–ЛА…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Л». Пример цепочки слов: кошка, лошадь, лук, сарай, ландыш, часы, бал, волк, книжка, пила, клоун…

Постановка звука

Чаще всего выделяют два способа постановки твёрдого звука «Л»: по подражанию и от других звуков, например, «А» и «Ы».

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Л»:

  • губы открыты, их положение зависит от следующего звука;
  • зубы разомкнуты, расстояние между верхними и нижними зубами очень небольшое;
  • кончик языка поднят и упирается в альвеолы и частично в верхние резцы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по бокам языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух;
  • мягкое небо поднято и закрывает проход для воздуха в нос;
  • голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Л».

Автоматизация твёрдого звука «Л» в прямых слогах:

  • ла — ло — лу
  • лы — ло — лу
  • лы — лу — ло
  • ла — лу — лы
  • ла — ло — лу
  • лу — ло — лы

Автоматизация твёрдого звука «Л» в обратных слогах:

  • ал — ол — ул
  • ыл — ул — ол
  • ёл — ол — ул
  • ал — ял — ел
  • ил — ыл — ял
  • ёл — юл — эл

Автоматизация твёрдого звука «Л» в интервокальной позиции:

  • ала — оло — улу
  • оло — элэ — ала
  • ылы — элэ — улу
  • улу — ылы — ала
  • элэ — улу — оло
  • ылы — элэ — оло

Автоматизация твёрдого звука «Л» в слогах со стечением согласных:

  • лва — лво — лву
  • лвэ — дла — дло
  • длу — длэ — дло
  • лва — лву — лвэ
  • длу — дло — дла
  • лво — лву — лвэ

Автоматизация твёрдого звука «Л» в словах:

Лаз, лунка, юла, салат, лошадь, тулуп. палка, долго, полка, молния, стул, булка, лужа, бутылка, вокзал, лапша, лабиринт.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в словосочетаниях:

Луч солнца, холодное молоко, сила голоса, оловянная ложка, весёлый малыш, лыжная палка, милая улыбка, белый голубь, годовалый малыш.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в чистоговорках:

  • Ла–ла–ла, Ла–ла–ла — Мила плачет у стола.
  • Ло–ло–ло, Ло–ло–ло — как на улице светло.
  • Ал–ал–ал, Ал–ал–ал — я достал пенал.
  • Ил–ил–ил, Ил–ил–ил — вот так гол забил!
  • Ол–ол–ол, Ол–ол–ол — в зале надо вымыть пол.
  • Ыл–ыл–ыл, Ыл–ыл–ыл — он большущий очень был.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в предложениях:

Алла пила молоко. Лось попал в ловушку. Мила ела салат. Клубок упал с лавки. Волк долго выл на луну. На лужайке много лопухов. С яблони упало спелое яблоко.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в стихах:

Убежало, убежало,
убежало молоко.
я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!
(Р. Фархади)

Автоматизация твёрдого звука «Л» в рассказах:

«За ягодами»
Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил. Встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.


Источники:

  • «Звуки Л, Ль, Р, Рь, Й. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», Е. Н. Спивак;
  • «Правильно произносим звуки Л», Т. А. Ткаченко;
  • «Правильно произносим звуки Р и Л», Т. А. Ткаченко;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Как научить ребенка говорить букву «Л»

Меткечекова Юлия

Содержание:

Возможные причины проблем с произношением «Л»

Подготовительные упражнения

Логопедические упражнения на произношение «Л» в домашних условиях

Если не исправить неправильное произношение ребенка, в будущем оно может негативно сказаться при обучении чтению и письму, снижать его самооценку при общении со сверстниками, не имеющими подобных речевых дефектов. Многие дети не умеют произносить твердую букву л, пропускают ее в словах или заменяют другими буквами. Эту проблему можно легко исправить в раннем возрасте, но для этого родителям нужно сначала выяснить причину речевого дефекта.

Возможные причины проблем с произношением «Л»

Одна из причин речевого дефекта ребенка — подражание неверному произношению взрослых. Либо взрослые приходят в умилении при лепетании малыша и начинают разговаривать с ним на его языке, нарочно коверкая слова или отдельные звуки, либо они сами имеют речевой дефект, и дети им подражают. Также высока вероятность неправильного произношения у детей, проживающих в двуязычных семьях.

твердую букву л

Если ребенок не выговаривает твердую букву «л» в 4-5 лет, у него возникнут проблемы с обучением чтению и письму в школе

Кроме того, малыш может просто пропускать букву «Л» или заменять ее другими, потому что так ему легче. Если вовремя не исправить ситуацию он привыкнет, и будет постоянно коверкать слова.

Трудности с произношением «Л» у детей могут быть вызваны и физиологическими причинами:

  • Нарушениями в строении артикуляционного аппарата.
  • Проблемой со слухом – малыш неправильно слышит букву и из-за этого неверно ее произносит.
  • Патологией речевого дыхания.

В этом случае, правильно поставить диагноз может только квалифицированный специалист, в остальных вариантах родители смогут сами научить малыша, обойтись без помощи логопеда.

Подготовительные упражнения

Перед тем как приступать к занятиям и учить малыша говорить букву «Л», нужно попросить ребенка:

  • Свернуть язык в трубочку – это необходимо для развития подвижности языка.
  • Улыбнуться как можно шире не размыкая губ.
  • Высунуть язык максимально далеко и попробовать достать им нос.
  • Надуть шарики, мыльные пузыри или провести цикл глубоких выдохов.
  • Изобразить звуками цокание лошадей.

Эти предварительные методики проводят в игровой форме, они должны поднять настроение ребенку и помочь ему подготовиться к последующим логопедическим упражнениям.

Логопедические упражнения на произношение «Л» в домашних условиях

Малышу нужно последовательно выполнить следующие упражнения:

  1. Расположить язык неподвижно между зубами. В этом положении протяжно произносить звук а-а-а. Затем, через минуту ребенку нужно периодически прикусывать кончик языка, так что вместо «А» у него должно выходить «АЛ».
  2. Зажать язык между верхними и нижними зубами. Протяжно произносить звук ы-ы-ы. Время от времени отводить язык назад, так что вместе «Ы» должен звучать звук «ЛЫ».
  3. Теперь ребенок может потренироваться выговаривать звук «Л» в различных слогах: ЛА-ЛО-ЛЫ-ЛУ-ОЛ-АЛ-ИЛ. Их нужно произносить протяжно, нараспев. Если малыш исказил слог, к нему нужно вернуться и произнести его правильно несколько раз, чтобы ребенок дошел до автоматизма.
  4. На следующем этапе малышу нужно потренироваться правильно говорить слова, в которых звук «Л» расположен в начале, в середине и в окончании. Начинают со слов начинающихся на «Л»: лак, лай, лук, лампа, лопата, луч, лужа, лошадь. Затем приступают к словам с буквой «Л» в середине: солома, велосипед, перелом, полет, акула, глаз, пила. Закрепляют упражнение славами, содержащими букву «Л» в своем окончании: стол, бокал, спортзал, стул, вокзал.

Эти упражнения нужно повторять регулярно, они помогут только при длительном многократном повторении. В случае ошибок не нужно резко одергивать ребенка или ругать его, на неверное произношение родители должны указывать спокойно, без раздражения в голосе. За сделанные ребенком успехи, его нужно обязательно похвалить.

Задумываясь над тем, как научить ребенка говорить букву л, родителям не обязательно искать помощи специалиста, для начала нужно прибегнуть к самостоятельному исправлению этого речевого дефекта. Если после всех домашних упражнений не удалось решить проблему с произношением, тогда уже стоит обратиться за помощью к логопеду.

Видео

Читайте также: как научить ребенка считать до десяти

18 июня 2019 16:43

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Содержание статьи

  • Почему ребенок не выговаривает [л]?
  • Сложности при произношении звука [Л]
  • [л] и [л’]: говорим правильно
  • Артикуляционная гимнастика дома
  • Как автоматизировать звук [л‘]?
  • Переходим к твердому [л]
  • Как закрепить звуки в речи?

Малыш быстро растет, щебечет, его лепет приводит родителей в умиление. Но если вашему  чаду пошел пятый год, а речь его понятна только вам, срочно начинайте работу над звукопроизношением. Как научить ребенка выговаривать букву Л дома без помощи логопеда? В этом вам помогут игры и специальные упражнения.

Ребенок у стоматолога

Почему ребенок не выговаривает [л]?

Обычно к 5-6 годам детишки произносят почти все звуки. Но довольно часто можно встретить детей (и взрослых), у которых нарушено произношение звуков [л] и [л’]. Причем постановка твердого звука дается с большим трудом.

Причины неправильно произношения разные. Часто  это результат сюсюканья родителей с крохой, повторение слов за малышом, стремление «поболтать на языке ребенка».  Эта проблема актуальна и в двуязычных семьях, где русский язык не является родным. Конечно, если сами родители не выговаривают какие-то звуки, то и их чада будут говорить так же.

Могут быть и физиологические факторы – проблемы со слухом, с правильным дыханием, строением артикуляционного аппарата. Очень часто ребенок не выговаривает [л] из-за короткой уздечки языка, но при помощи специальных упражнений ее можно растянуть (а не подрезать, как это делалось раньше).

Кстати, просьба родителей научить их ребенка «выговаривать букву «Л» не совсем корректна.  Мы произносим звуки, а буквами обозначаем их при письме.

Мама с сыном-дошкольником

Сложности при произношении звука [Л]

Неверное произношение звуков [л] и [л’], их пропуск в речи обозначаются термином ламбдацизм.

Виды ламбдацизма:

  • двугубный, когда звук произносится только губами и вместо «л» получается «у» («уампа» вместо «лампа»);
  • носовой, при котором из-за неправильного положения языка воздушный поток устремляется в нос и [л] звучит как [нг] («нгампа»);
  • межзубный – если кончик языка находится между зубов;
  • звук в речи опускается («ампа»).

Замены твердого [л] другими звуками называются параламбдацизмами. К ним относятся:

  • замена на [г] — «гасточка» («ласточка»), «гуна» («луна»);
  • замена на [в] — «мавыш» («малыш»), «ябвоко» («яблоко»);
  • замена на [д] — «дошадь» («лошадь»), «дыжи» («лыжи»);
  • замена на [j] — «йомтик» («ломтик»);
  • замена на [у] — «уисичка» («лисичка»);
  • ситуация, когда ребенок смягчает звук, говоря [л’] — «лямпа» («лампа»).

Эти недостатки произношения можно исправить, если выполнять каждый день несложные занимательные упражнения.

Артикуляция звука [л]

[л] и [л’]: говорим правильно

  1. Широко улыбнулись, зубы сомкнуты.
  2. Слегка приоткрыли рот.
  3. Краешком языка уперлись в просвет между зубами, или прижали его к альвеолам, или надавили им на верхние зубы. Боковые стороны языка не должны касаться зубов.
  4. Воздух выходит через отверстия, образующиеся у краев языка, с силой, под напором.

Поставить ребенку [л] проще из следующего положения: улыбка, зубки – заборчиком. Слегка прикусив кончик языка, начинаем гудеть, как самолет: «Л-л-л». Малыш должен слышать, какой звук у него получается. Постепенно переводите язык в нужное положение — за верхние зубы.

Артикуляционная гимнастика дома

Чтобы научить ребенка произносить звук «Л», на каждом занятии обязательны упражнения, развивающие артикуляционный аппарат и речевое дыхание.

Прежде чем показывать своему отпрыску упражнения, добейтесь четкого их выполнения перед зеркалом самостоятельно. Обстановка во время занятий должна быть непринужденной. Помните, все ваши тренировки должны выглядеть как занимательная игра, чтобы ребенку было интересно.

Сначала научимся расслаблять губы.

Теперь разминаем язычок.

  • «Вежливая обезьянка». Улыбнувшись, приоткрываем ротик, как обезьянка, и показываем зубки. В течение нескольких секунд пытаемся удержать язык на нижней губе.
    Артикуляционное упражнение «Вежливая обезьянка»
  • «Блинчик». Наш язычок превращается в широкий и плоский блинчик, располагаем его на нижней губе, не забывая улыбаться. Медленно дуем, «остужая блин», воздушная струя должна проходить через середину языка.
    Артикуляционное упражнение «Блинчик»
  • «Орешек». Упираемся изнутри языком в разные щечки по очереди, как будто катаем орешек или карамельку во рту.
    Артикуляционное упражнение «Орешек»
  • «Гамак». Язык должен упереться в передние верхние резцы и прогнуться, как гамак. Задержать язычок, считая до 10.
    Артикуляционное упражнение «Гамак»
  • «Качели». Качаемся язычком на качелях – вверх-вниз. Губы приоткрыты в улыбке, язык наружу не высовывается.

Переходим к упражнениям для постановки произношения  [л’] и [л].

  • «Пароход». Раскрывая улыбающиеся губы, высовываем наружу кончик языка и прижимаем его зубами. Гудим, подражая пароходу: «Ы-ы-ы». Если малютка говорит «ль», пусть сильнее высунет язычок и прикусит его посередине.
  • «Индюк». Попробуйте с крохой изобразить «речь индюшки»: «Бл-бл». Слегка раскрываем рот, язык загибаем на верхнюю губу и двигаем его кончиком вверх-вниз. Затем на выдохе начинаем гудеть, постепенно ускоряя движения языка.
  • «Лошадка». Логопеды обычно разбивают упражнение на две части. Сначала учимся звонко цокать язычком («Лошадка скачет»). Мышцы языка укрепляются, усваивается положение поднятого язычка. Придержите нижнюю челюсть ладошками, если малыш не может держать ее неподвижно. Вторая часть – «Лошадка на разведке». Темп неторопливый, без голоса. Кончик языка упирается в верхнее небо.
  • «Ветерок». Ротик приоткрыли, прикусив зубками краешек языка. Делаем выдох – «ветерок». Воздушные струйки должны выходить с боковых сторон языка. Вы увидите, правильно ли малыш дует, поднеся ко рту перышко.

Занимаясь, не переусердствуйте, иначе вызовете негативную реакцию. Помните, что для постановки звуков нужен правильный выдох. Поэтому необходимы упражнения для контроля струи выдыхаемого воздуха. Пускайте мыльные пузыри, кораблики по воде, дуя на них, сдувайте перышки, задувайте свечи. Начинайте с постановки мягкого [л‘] – так проще для ребенка, и от него легче перейти к [л] твердому.

Как автоматизировать звук [л‘]?

Начать лучше с мягкого [л‘], проговаривая слоги «ля», «ле», «лю», затем перейти к словам: «земля», «легкий», «Люба».

Полезны чистоговорки (вы их можете придумать сами), например:

  • Ли-ли-ли, мы ягодку нашли.
  • Лю-лю-лю, капусту я полю.

Затем переходим к обратным слогам: «аль», «ель», «иль». Сочиняйте с ребенком слова и чистоговорки с этими слогами: «тюльпан», «стульчик», «мультик».

Постепенно добавляем согласные: с, п, к, в, г, ф («клю», «кля», «кли» и т. д.). Проговариваем слова: «клюв», «клятва», «кличка».

Переходим к твердому [л]

Чтобы кроха начал правильно говорить твердый [л], потребуется больше времени.

  1. Начинаем со слогов с ударной гласной: «ла», «ло», «лу».
  2. Когда добьетесь произношения [л] в слогах, переходите к словам, содержащим данные слоги. Определяйте с ребенком местонахождение слога — в начале, в конце, в середине слова. Слоговые песенки можно напевать не любой мотив: «Ла-ла-ла, муха денежку нашла».
  3. Если у крохи возникают затруднения в проговаривании открытых слогов, лучше начать с закрытых: «ал», «ул» и т. д. Используйте чистоговорки: «Ул-ул-ул, села Машенька на стул»; «Ил-ил-ил-ил, Петя ножки намочил».

Будьте терпеливы – постановка и автоматизация звуков [л] и [л‘] — процесс длительный. Даже если дитя изолированно произносит звуки, добиться их употребления в речи не так-то просто.

При постановке твердого и мягкого [л‘] избегайте слогов и слов со звуком [р], который ставится позже.

Как закрепить звуки в речи?

Обучение верному звукопроизношению происходит в несколько этапов:

  1. изоляция;
  2. слоги;
  3. слова;
  4. фразы;
  5. предложения;
  6. структурированная речь;
  7. беседа.

Одновременно с постановкой звуков изучаем букву Л. Произносим и читаем слоги, слова, используя карточки, логопедическое лото, набор «Говорим с пеленок». Находите вокруг слова с изучаемой буквой, определяйте ее местонахождение, мягкость или твердость.

Возьмите карточки детского лото, составляйте змейки, выкладывая друг за другом картинки с изображениями предметов, в состав которых входят слоги с буквой Л.

Известно, что речь ребенка зависит от развития мелкой моторики. Не забывайте про пальчиковые игры, лепку, давайте крохе мелкие игрушки. Это поможет вашему малышу научиться разговаривать грамотно и красиво.

Исправлять дефектное произношение звуков необходимо до того, как дитя пойдет в первый класс. От того, насколько правильно говорит ребенок, зависит его грамотность, овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти колонки с водой
  • Как найти мужа без регистрации
  • Как найти сдельную ставку
  • Как найти волшебную шкатулку
  • Как найти относительную атомную массу элемента водорода

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии