Найду на тебя как тать

Откровение Иоанна 3 стих 3 — синодальный текст:

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Прiиду на тя яко тать. И справедливо, потому что как смерть каждого, так и всеобщая кончина никому неизвестны. Для приготовившихся это послужит успокоением от трудов, а для застигнутых врасплох — это вор, приносящий душевную смерть.

Апрингий († сер. VI в.)

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя

Он упрекает праздных, которые не исповедуют Бога всею душою и правую веру в истине не хранят. Они только по имени христиане, то есть называются живыми, а на деле — мертвы. И потому они убеждаемы в том, чтобы бодрствовать и укрепляться лишениями, в которые они ввержены. Поэтому Господь убеждает: Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Он желает, чтобы было воспомянуто апостольское учение, и чтобы то, что каждый принял от начала своей веры, было сохранено. Он также призывает их к покаянию в прежних грехах. Поэтому неделающему угрожает: Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Суд Бога настигает внезапно, и никто не знает тайного часа, когда Он намерен прийти.

Источник: Трактат на Откровение.

Содержание

Свт. Андрей Кесарийский

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся.

См. Толкование на Откр. 3:2

Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Прiиду на тя яко тать. И справедливо, потому что как смерть каждого, так и всеобщая кончина никому неизвестны. Для приготовившихся это послужит успокоением от трудов, а для застигнутых врасплох — это вор, приносящий душевную смерть.

Апрингий

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя

Он упрекает праздных, которые не исповедуют Бога всею душою и правую веру в истине не хранят. Они только по имени христиане, то есть называются живыми, а на деле — мертвы. И потому они убеждаемы в том, чтобы бодрствовать и укрепляться лишениями, в которые они ввержены. Поэтому Господь убеждает: Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Он желает, чтобы было воспомянуто апостольское учение, и чтобы то, что каждый принял от начала своей веры, было сохранено. Он также призывает их к покаянию в прежних грехах. Поэтому неделающему угрожает: Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Суд Бога настигает внезапно, и никто не знает тайного часа, когда Он намерен прийти.

Трактат на Откровение.

Лопухин А.П.

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя

См. Толкование на Откр. 3:2

«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1). Пятый Ангел – это Ангел Сардийской Церкви. Сардис (Сарды) – древний город, столица Лидийского царства. Имя последнего царя Лидии, легендарного Крёза – обладателя несметных богатств, стало нарицательным. До наших дней дошла крылатая фраза «богат, как Крёз». И Сардис считался символом богатства. Сардийскую Церковь обычно воспринимают как символ Церкви Нового времени. В конце Средних веков Церковь только внешне выглядит живой, но внутри она была больше мертвой, чем живой. Сколько бы ни было Церквей на планете, они все находятся в руках Господа Иисуса Христа. И Он продолжает невидимо ходить среди семи золотых светильников – семи Церквей: некоторые Он тушит, некоторые зажигает. Бог никому не открывал, какую Церковь Он «зажжет», а какую «потушит». Первой из Церквей потухла Римская, превратившись в римо-католическую ересь. Фиатирская Церковь, которая в свое время насчитывала порядка 500 епископов, была полностью разрушена мусульманами и исчезла – Христос потушил и этот светильник.

«Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1), то есть ты притворяешься живым, сохраняешь колоссальную активность, но в глазах Бога ты – мертвец. Евангельские заповеди требуют от нас, чтобы мы не только совершали внешние добрые дела, но и внутренне росли. Причем внешний рост должен быть непосредственным результатом роста внутреннего. Внешние добрые дела, в свою очередь, должны порождать постепенное внутреннее развитие любви, кротости, целомудрия, чистоты, смирения, воздержания и других евангельских добродетелей. А христиане Сардийской Церкви слишком сосредоточились на внешнем и забыли о самом важном – о внутреннем.

«Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Откр. 3:2). Господь говорит Сардийской Церкви, что ее дела – недоделанные, несовершенные; у нее много внешнего, а мало внутреннего, много внешних дел, а внутреннего роста незаметно. Церковь заснула, но необходимо проснуться, потому что смерть приближается.

«Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3:3). Господь говорит, что христианам нужно вспомнить то откровение, которое получила Церковь, и поменять всю свою жизнь, посредством жизни церковной. Бог испытывает все Церкви, ведь Он смотрит, в первую очередь, на христиан, потому что для Него важнее всего они, Его дети. Для них Он бодрствует и следит, чтобы христиане не заснули. А если не будем бодрствовать, то Господь обещает прийти внезапно – как тать. Как Христос говорил, так и случилось: история христианских монархий кончилась чудовищной кровавой судорогой великих войн и революций, которые охватили всю вселенную. Но это предостережение касается не только Церкви Нового времени, но и нас: если мы не раскаемся, то Господь внезапно придет и к нам в день, в который не ожидаем, и в час, в который не думаем (Ср.: Мф:24–50).

«Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны» (Откр. 3:4). Неправильно говорить, будто все Церкви загнивают и нет в среде их праведников. Некоторые сохранили себя в первозданной чистоте, потому что были верны Господу, хотя в сумме таких гораздо меньше, чем в предыдущую эпоху. Однако будет неверно утверждать, что происходит постепенное затухание духовности. Господь иногда гасит некоторые светильники, а другие зажигает, но Он не говорил, что XXI век будет менее благочестив, чем век XIX. Это зависит от того, кто ходит между золотыми светильниками, а не от человеческих расчетов. И эпоха в этом вопросе не играет никакой роли. Главное – это верность христиан и любовь Христа. Взаимоотношения любящего Господа и любящих христиан меняют судьбы вселенной, потому что ради них и существуют небеса и звезды.

«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3:5–6). Белые одежды – это знак абсолютной чистоты, великой награды, будущей славы, которую дает Господь. Они сделаны не из ткани, а из света. Господь говорит, что не изгладит имен побеждающих из Книги Жизни. А для записи в Книгу Жизни существует специальный обряд – это Таинство Крещения.36 Но Господь может и стереть имя крестившегося из Книги, если этот человек злодействует и ходит путем нечестивцев. А имя того, кто победит, не будет стерто никогда.

Царство Божие прекрасно тем, что там нельзя будет пасть, нельзя отпасть от Бога, нельзя согрешить. Побеждающий будет облачен там в одежды света, имя его будет записано в Книге Жизни, и это имя Христос произнесет перед Отцом Небесным и перед святыми Ангелами Своими. Он скажет: «Вот Я и дети, которых мне дал Бог» (Евр. 2:13). Ангелы Божии воспоют хвалу Святой Троице за то, что человек оказался достойным. Это великий триумф Царства Бога, когда в Судный День Господь исповедует Своих, провозгласит вслух их имена, поэтому и сказано в Евангелии: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32). А если кто постыдится Господа перед людьми, того и Он постыдится перед Отцом Своим и перед святыми Ангелами Его.

«И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет –и никто не отворит» (Откр. 3:7). Наступает время шестой, Филадельфийской Церкви. Она находилась на расстоянии 80 километров от современного города Сарды. Господь называет Себя Святым, Истинным, имеющим ключ Давида, потому что Он абсолютный источник святости всех людей. Не человек – мера всех вещей, а Богочеловек. Христом надо измерять мир, а не человеком. И весь мир не для человека, а для Богочеловека. Как сказано у апостола Павла: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

Господь – единственный абсолютно надежный, Он Тот, на Кого можно положиться, Кто никогда не лжет и Кто обладает ключом Давида. Почему ключом Давида? Давид был величайшим царем Израиля, и ему было обещано, что его потомок навечно воссядет на троне его. Ключ к этому вечному царству – в руках у истинного потомка (по плоти) царя Давида, Иисуса Христа. Поэтому Христос и говорит: «Отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр. 3:7). Он обладает полной властью над всеми мирами, и, будучи абсолютным Властелином, управляет и Своими Церквами.

«Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3:8–9). Господь, обращаясь к Ангелу Филадельфийской Церкви, говорит, что перед ней открыты все дороги, и никто не может помешать последнему ее триумфу, обещанному пророком Исаией и предсказанному апостолом Павлом. В этой Церкви должно произойти величайшее чудо Бога – обращение еврейского народа. Господь обещает, что в конце времен совершит великое чудо – и иудеи обратятся ко Христу. Как и сказано здесь: «Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр. 3:8). Господь обещает, что даст Церкви награду, превратив иудеев из синагоги, сатанинского сборища, в иудеев православных. Почему Бог так жестко называет иудеев и далее говорит, что они и не иудеи вовсе? Настоящими иудеями являются православные христиане. «Иудей» значит «хвалящий Бога»37, а иудеи Бога не хвалят: они отреклись от Его Сына, а через Сына – и от Отца. Более того, иудеи и евреями не являются – они не прошли через воду. «Еврей» значит «пришедший через воду»38, а они не проходили через воду Крещения. Они не являются и потомством Авраама, потому что не придерживаются веры Авраама. Будучи отступниками, как говорит Сам Господь, иудеи сделались синагогой сатаны. И мы знаем, что с самых древних времен христианства наизлейшими врагами Церкви всегда были иудеи. Начиная со святого первомученика Стефана, с Иакова, брата Господня, убитых иудеями, с апостолов Петра и Павла, казненных по навету иудеев, и далее через всю эпоху мучеников, через всю эпоху Вселенских Соборов и Нового времени, иудеи противостояли Церкви Христовой. И вот Господь говорит: «Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3:8–9). Это как раз и есть предсказание о великом обращении, о котором говорит апостол Павел в Послании к римлянам: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников» (Рим. 11:25). Как сказано, выйдет тогда святой и обратит Израиль от заблуждения его, обратит ко Христу Спасителю. Это случится в конце времен.

«И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10). Господь говорит, что раз Церковь сохранила слово терпения Его – терпения, потому что Он терпел по воле Отца, и сама она также терпела по воле Отца и воле Христа, – то будет хранима от всех бед и искушений Апокалипсиса. Мы знаем, что христиане не будут мучиться во время окончательной гибели вселенной. Об этом написано далее у апостола Иоанна Богослова: мы увидим, что казнь падает на всех, кроме христиан. И это не случайная прихоть Бога, а Его награда за терпение. Нетерпеливым этого не дождаться – тот, кто не терпит, возмущается, кто гневлив, скандален, тот во всей полноте изведает весь ужас конца времен. «А тебя, – говорит Господь, – Я от этого освобожу за то, что ты терпел по воле Моей, ради Меня. Я тебя сохраню от всех искушений, которые идут на вселенную, чтоб испытать живущих на земле, проверить их на прочность».

«Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3:11–13). Господь хвалит Церковь, но вместе с тем говорит: «Не забывай, что любой человек может упасть, поэтому держи, что имеешь, чтобы кто не украл венца твоего, чтобы никто не получил награды твоей вместо тебя, потому что Я скоро приду».

«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон» (Откр. 3:12). То есть человек будет вечно жить в Храме Господа, а, как дальше скажет Иоанн Богослов, Храм не в Иерусалиме, но Господь есть Храм. А значит, человек будет жить внутри Бога. Как говорит Книга Псалмов царя Давида: «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя» (Пс. 83:5). Здесь как раз сказано, что праведник будет вечно жить в Храме Бога и больше оттуда не выйдет.

«И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3:12). Спаситель обещает, что напишет имя Бога Отца в сердце побеждающего, напишет имя нового Иерусалима, чтобы человек имел право войти в него и там жить. Имя, получаемое человеком, отождествляется с именем Божиим. И у Христа будет новое имя, отражающее сущность Его уже не как Спасителя, а как Владыки Царства Небесного.

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр. 3:14). Дальше мы переходим к последней Церкви Апокалипсиса, к Лаодикийской Церкви – она единственная, о которой ничего хорошего не сказано. Это Церковь времен самого конца мира. Господь, обращаясь к ней, называет себя особыми, небывалыми именами, например, Аминь – Тот, Кто скажет последнее слово в конце мира по поводу всего мироздания. Христос запечатает Книгу судеб мира, и Его слово будет последним, не подлежащим обжалованию. Против Бога апелляцию не подашь. Господь называет Себя словом «Свидетель», по-гречески – «мартис» (μάρτυς), которое можно перевести и как «мученик». Он Тот, Кто свидетельствует о словах Божиих, Кто Сам подтверждает откровение Господа. Верный и Истинный – значит Тот, Которого не подкупишь, не обманешь, Кто является мерилом всякого свидетельствования и Кто досконально знает все, существующее во Вселенной. Что значит «начало создания Божия»? Книга Бытия начинается так: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В ком Бог сотворил? Во Иисусе Христе. Христос – Тот, в Ком был сотворен мир, Кто запустил мир и в конце его скажет «Аминь». Он говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8). Другими словами: Я держу все в Моих руках, и поэтому начало создания – во Мне.

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был – холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:15–17).То есть ты, вроде бы, и христианин, но, если судить по твоей жизни, им не являешься. Ты не любишь Меня, ты даже не сражаешься со Мной, как в начале воевал со Мной апостол Павел… Даже «холодный» человек, ненавидящий Христа, может к Нему обратиться, может раскаяться. А те, которым Христос безразличен, раскаяться не могут. В греческом тексте очень интересно передано выражение «извергну тебя из уст Моих», дословно его можно перевести так – «готовлюсь тебя изрыгнуть из уст моих». А по-церковнославянски – «изблевати тя от уст моих имам». Какая это отвратительная вещь! Ты настолько привык к этому миру, что решил здесь обосноваться навсегда и поэтому стал для Господа отвратителен. Христианин этой Церкви и сама Церковь последних времен говорит: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», то есть мне Бог не нужен, я уже сам со всем справился и сам все сделал. Но Господь говорит: «Ты не знаешь, как ты на самом деле несчастен, и жалок, и слеп, и гол».

«Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:18–19). Но Господь говорит, что любит даже отвратительного для Него, советует ему купить «золото, огнем очищенное», дабы обогатиться. Золото Господне, богатство Его – это ревность к добрым делам. Поэтому отсутствие этой ревности – страшное явление. Также золото – это, в первую очередь, вера, которая до сих пор является скандальной новостью для всего мира. Людям нужно знакомиться с откровением Божиим, а не руководствоваться своими выдумками. Нужно знать объективную реальность. И дальше Господь советует купить у Него «белую одежду, чтобы одеться», то есть чистую жизнь. И также говорит: «Глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18). Христос призывает прозреть и научиться видеть Его волю. И главный Его призыв к Церкви: «Будь ревностной и покайся».39

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Господь стоит у двери нашего сердца и стучит, и для начала нужно услышать Его стук. Церковь требует, по слову Бога, отдыхать от земных дел, что бы иметь возможность Его расслышать. Сказано, что Он тихо стучит, потому что Господь уважает личность человека. Он не вламывается, а стоит с надеждой, стучит в сердце человеческое и говорит: «Если ты откроешь дверь, то Я войду к тебе и „буду вечерять с тобой и ты со мной»». Вечерять – это присутствовать на великом ужине мира, который скоро начнется. Мир стремительно приближается к своему концу, и это значит, что нужно принять приглашение на царский пир, чтобы праздновать вместе со Христом начало нового мира – вечного Царства Небесного. Но если человек не пускает Христа в свое сердце, то Господь не будет ломиться туда – просто такой человек сам прогоняет свое счастье, прогоняет жизнь. Бог на самом деле удивительно деликатен, Он никогда не нарушает свободную волю человека, но желает, чтобы тот сам отворил дверь и впустил Его.

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3:21–22). Господь дает величайшее обещание человеку: стать Его соправителем, царствовать над новой вселенной, сесть на престоле Христа, восседающего с Богом Отцом «на престоле Его». Это главная, великая цель, ради которой и нужно стараться. Таково последнее слово Господа. И хотя Он и говорит о разных периодах жизни Церкви, но все сказанное касается и каждого из нас.

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что́ ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его.

Имеющий ухо да слышит, что́ Дух говорит церквам.

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.

Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

Имеющий ухо да слышит, что́ Дух говорит церквам.

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его.

Имеющий ухо да слышит, что́ Дух говорит церквам.

3:1 Ангелу Посыльный, или пастор (см. пояснение к 1:20). Сардийской Сардис (совр. Сарт) — город, расположенный на естественном акрополе, возвышающемся на 1500 футов (457 м) над долиной, был почти неприступен. В период около 1200 до Р.Х. он был известен как столица Лидийского царства. Основным местным промыслом был сбор и окраска шерсти и пошив одежды. Знаменитый баснописец Эзоп был родом из Сардиса; согласно преданию, член церкви в Сардисе Милето написал самые первые комментарии к некоторым главам книги Откровение. Церковь в Сардисе была мертва; т.е. в основном к ней относились не искупившие грехи и не возрожденные духовно люди. семь духов См. пояснение к 1:4. семь звезд Пасторы этих 7 церквей (см. пояснение к 1:16,20).

3:3 найду на тебя, как тать Это намек не на второе пришествие Христа (ср. 16:15; 1Фес 5:2; 2Пет 5:12), а на Его внезапный и неожиданный приход в Его непокаявшуюся, мертвую церковь, чтобы отнять имеющееся и разрушить.

3:4 которые не осквернили одежд своих Осквернить означает «опозорить», «загрязнить» или «запятнать», а под одеждами подразумевается характер. Немного было таких, кто сохранил благочестие характера (ср. Иуд 23). в белых одеждах Белые одежды всех искупленных (ср. 6:11; 7:9,13; 19:8,14) говорят о святости и чистоте. Такие белые одежды приготовлены для Христа (Мф 17:2; Мк 9:3), святых ангелов (Мф 28:3; Мк 16:5) и славной Церкви (19:8,14). В древние времена белые одежды в основном носили по случаю празднеств и торжеств.

3:5 Побеждающий Все истинные христиане (см. пояснение к 2:7). книги жизни Божий памятный журнал, в котором записаны имена всех избранных для спасения и должных обрести вечную жизнь (13:8; 17:8; 20:12,15; 21:27; 22:19; ср. Дан 12:1; Лк 10:20). не изглажу имени его из книги жизни См. пояснения к Исх 32:33; Пс 68:29; 138:16; Евр 12:23; Флп 4:3. Такие подчистки в канцелярских книгах часто делали городские чиновники по отношению к неугодным для них людям.

3:7 Ангелу См. пояснение к 1:20. Филадельфийской Расположенный на склоне холма, примерно в 30 милях (48 км) к юго-востоку от Сардиса, город (совр. Алашехир) был основан около 190 г. до Р.Х. Атталом II, царем Пергама. Необычная преданность царя своему брату дала городу имя «Братская Любовь». Город был важной остановкой на главном торговом пути, который в первом веке являлся почтовым путем и назывался Императорской Почтовой Дорогой. Хотя Писание не упоминает эту церковь где-нибудь еще, вероятно, она возникла в результате пространного служения Павла в Ефесе (ср. Деян 19:10). Святой, Истинный Обычное имя Христа в этой книге (4:8; 6:10; 15:3; 16:7; 19:2,11). Христос по природе так же свят, безгрешен и чист, как и Его Отец (Пс 15:10; Ис 6:3; 40:25; 43:15; Ав. 3:3; Мк 1:11,24; Ин 6:69; Деян 3:14); это значит, Он абсолютно чист и отделен от греха. «Истинный» может означать «тот, кто говорит правду», и «тот, кто есть подлинный, достоверный» в противоположность подделке, притворству. ключ Давидов Христос имеет наивысшую власть контролировать вход в Царство (Ис 22:22; ср. Мф 16:19; Ин 14:6). В 1:18 Он изображен держащим ключи от ада и смерти; здесь это ключи к спасению и блаженству.

3:8 отворил… дверь Это либо вход в Царство (см. ст. 7), либо возможность служить (ср. 1Кор 16:9; 2Кор 2:12; Кол 4:3).

3:9 сатанинского сборища См. пояснение к 2:9 о тех, кто говорит, что они иудеи.

3:10 Я сохраню тебя от годины искушения Описание, которое дает Христос, называет событие будущего — испытание, которому в течение короткого промежутка времени будет подвергнут весь мир. Вероятно, это событие соотносится со временем, предшествующим торжеству царствования Христа на земле и описывает ярость проявления Божьего гнева и кары в виде печатей, труб и чаш. Этот период подробно описан в гл. 6 — 19. Вторая его половина называется «великая скорбь» (7:14, Мф 24:21) и относится к событиям, описанным в 11:2,3; 12:6,14; 13:5. Глагол «сохранить» употребляется с предлогом, обычное значение которого «из», «от». Эта фраза «сохраню… от» означает спасение церкви от страданий (см. пояснения к Ин 14:1−3; 1Кор 15:51,52; 1Фес 4:13−17). Это время — то же самое, что 70-я седьмина (Дан 9:24−27) и «бедственное время для Иакова» (см. пояснение к Иер 30:7).

3:11 Се, гряду скоро Это угроза не временной кары, описанной в ст. 3; 2:5,16, и не последнего суда (см. гл. 19) — это обещание, что Христос вернется забрать Свою Церковь от годины искушения (см. пояснение к 2Фес 2:1).

3:12 Побеждающего Все христиане (см. пояснение к 2:7). столпом Когда придет Бог, верующие будут рады иметь вечное, непоколебимое надежное место рядом с Ним в храме (см. пояснение к 7:15). напишу… имя Бога Моего В древние времена имя человека говорило о нем и его характере. Написать имя Бога для нас — значит запечатлеть Его характер в нас и признать нас принадлежащими Ему. нового Иерусалима Это столица небес (см. пояснение к 21:1−27). Победитель будет радоваться вечному гражданству. имя Мое новое В момент, когда мы увидим Христа, все те имена, которыми мы называли Его, и все значения этих имен потускнеют в свете увиденной реальности. И Он откроет нам Свое новое, вечное имя, которым мы станем Его называть.

3:14 Ангелу Пастор-посыльный; его назначение — доставить это послание (см. пояснение к 1:20). Лаодикийской Лаодикия находилась в долине реки Лисас к юго-западу от Фригии и была самым богатым и важным торговым центром в регионе. Известно, что в городе в основном развивались три отрасли: банки, производство шерсти и медицина (особенно изготовление мази для лечения глазных болезней). Водоснабжение города было недостаточным, и это явилось причиной постройки подземного водопровода. Все три отрасли, а также недостаточное водоснабжение вовлекаются в образность книги и играют свою роль. Начало церкви положило служение Епафраса. Павел в это время служил в Ефесе (ср. Кол 1:7), он никогда лично не приезжал в Лаодикию. Аминь Обычное библейское выражение, означающее надежность и правдивость (ср. Ис 65:16 — «Богом истины»), как сказано в 2Кор 1:20, «все обетования Божии» выполняются во Христе, т.е. гарантируются и подтверждаются лично Иисусом Христом и Его деяниями. свидетель верный и истинный Он заслуживает полного доверия и является совершенным свидетелем правды Господней (Ин 14:6). начало создания Это отметает ересь (которая, очевидно, имела место в Лаодикии и в Колоссах), что Христос был сотворен (ср. Кол 1:15−20). Напротив, Он является «началом» (букв. «зачинателем», «создателем», «начальником») сотворения (ср. Ин 1:3; 3:14) и Первородным, изначально сущим среди сотворенных, т.е. самым выдающимся, высшим существом из когда-либо рожденных (Кол 1:15). Как человек, Он имел начало, но, как Бог, Он Сам являлся началом. К сожалению, ересь о личности Христа привела к созданию в Лаодикии не возрожденной духовно церкви.

3:16 тепл Иначе — прохладный. Рядом с Лаодикией находились Иераполис, знаменитый своими горячими источниками, и Колоссы, знаменитые холодными, освежающими горными потоками. А в Лаодикии вода из подземного водопровода была грязной и теплой. Приезжие, не привыкшие к такой воде, попробовав, выплевывали ее. Церковь в Лаодикии была ни холодной (т.е. открыто отвергающей Христа), ни горячей, полной духовного рвения. Члены этой церкви были теплыми, т.е. лицемерами, заявляющими, что они знают Христа, но в действительности не принадлежащими Ему (ср. Мф 7:21 и послед.). извергну тебя из уст Моих Эти обманывающие себя лицемеры вызывали у Христа такое же отвращение, как и грязная, теплая вода Лаодикии у пытающихся утолить жажду.

3:18 золото… белую одежду… глазной мазью См. пояснение к ст. 4. Он предлагал им действительные духовные ценности — замены их основных производств. Каждый предмет указывал на путь истинного спасения.

3:19 Кого Я люблю… наказываю Оба стиха (18,20) показывают, что Христос обращался здесь к неверующим. Конечно, Бог любит необращенных (ср. Ин 3:16). И слово «наказывать» (букв. «порицать») часто указывает на то, что Бог обличает и наказывает не возрожденных духовно для их спасения (Мф 18:17; 1Кор 14:24; 2Тим 2:25).

3:20 Се, стою у двери и стучу Согласно обычному традиционному толкованию, Христос стучит в сердца невозрожденных людей, но, пожалуй, предпочтительней объяснить, что Христос пытался войти в ту церковь, которая носила Его имя, но в которой не было ни одного истинного верующего. Это горькое замечание выражалось в Его стуке. Если хотя бы один из присутствующих признал свое духовное банкротство и ответил спасающей верой, Христос бы вошел в церковь.

3:21 Побеждающему Все истинные христиане (см. пояснение к 2:7). сесть со Мною на престоле Моем Метафорическое выражение, означающее, что мы будем иметь те же привилегии и власть, которые доступны Христу, и будем царствовать с Ним (1:6; Мф 19:28; Лк 22:29,30).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Смарт часы как найти меню
  • Ошибка фн 210 на кассе атол как исправить
  • Приложение как найти парня 11 лет
  • Как найти одежду на вайлдберриз по артикулу
  • Как нибудь найдем общий язык

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии