Монологическая речь как составить

Монологи возникают, когда персонаж обращается с речью к другому персонажу или персонажам. Он отличается от речи солилокви, так как солилокви доступно только аудитории. Если вы пишете пьесу или создаете сценарий, вы можете использовать монолог для своих персонажей, чтобы помочь продвинуться по сюжету или просто озвучить мысли персонажа.

В этой статье мы объясним, что такое монолог, обсудим, как он может использоваться в драматургии, опишем, как написать монолог в шесть шагов, и дадим советы по написанию монологической речи.

Что такое монолог?

Монолог — это речь, произносимая персонажем в пьесе, фильме или телепередаче. Монологи отличаются от диалога, где два персонажа участвуют в разговоре, поскольку в монологе один персонаж ведет монолог в течение значительного периода времени.

Монологи могут быть драматическими или комедийными, и часто позволяют глубже понять персонажа или яснее увидеть его нынешнюю ситуацию. Например, персонаж романтической комедии может произнести комедийный монолог о том, почему он любит своего партнера. Детектив в драме может произнести драматический монолог, в котором он оценивает улики на месте преступления.

В литературе монологи используются таким же образом, в основном как способ выразить мысли или чувства персонажа. Монологи являются преднамеренными и, чаще всего, обеспечивают критическое понимание персонажа или сюжета.

Как используются монологи в драматургии?

Драматические монологи могут раскрывать сокровенные мысли и чувства персонажа или информацию, связанную с сюжетом. Иногда персонаж может сделать это намеренно, а иногда это может быть случайным следствием его речи.

Писатель также может использовать монолог как возможность пригласить аудиторию присоединиться к персонажу в обдумывании сложных мыслей или чувств. Например, писатель может выбрать монолог персонажа о природе бытия, чтобы вдохновить аудиторию на более глубокие размышления на эту тему. Литературоведы могут изучать драматические монологи по следующим причинам.

Как написать монологическую речь

Монологи могут быть захватывающими элементами сюжета, которые могут добавить эмоциональной силы, философской насыщенности или сюжетной интриги в вашу историю. Вот шесть шагов, которые вы можете предпринять для написания монолога:

1. Развивайте свой характер

Монологи позволяют глубже понять персонажа, который их произносит, поэтому важно развивать своего героя как интересную и многогранную личность. Чтобы сделать это, рассмотрите три основные области вашего профиля персонажа.

  • Прежде всего, вы можете подумать о внешности персонажа, включая его рост, вес, цвет кожи, цвет волос и типичную одежду. Вы можете решить, как эти физические атрибуты могут продемонстрировать характер персонажа. Например, тщеславный персонаж может тщательно ухаживать за своими волосами.

  • Затем подумайте о характере персонажа. Например, персонаж может быть интровертом, трудолюбивым и целеустремленным. Другой персонаж может быть экстравертированным, дружелюбным и легко отвлекаемым. Вы также можете подумать о том, как личность вашего персонажа может быть связана с его биографией — последним элементом характеристики персонажа.

  • В-третьих, создайте их предысторию, например, откуда они родом, чем занимаются, какая у них семья или друзья, их симпатии и антипатии, а также их цели в жизни. Вы можете раскрыть часть этой информации во время монолога персонажа или использовать ее для поддержки выбора того, что он скажет.

2. Определите ситуацию

Монологи обычно произносятся как реакция на ситуацию, или данные обстоятельства сцены. Это делает полезным для писателя понимание ситуации своего персонажа, потому что он может решить, как его персонаж будет реагировать, и включить эту реакцию в монолог. Вы также можете подумать об обстоятельствах, связанных с обстановкой или другим персонажем. Они также могут повлиять на то, что ваш персонаж может сказать в монологе.

3. Обдумайте замысел монолога

Далее подумайте о своем намерении включить монолог в свое произведение. Возможно, вы хотите дать аудитории шанс узнать больше о конкретном персонаже или помочь аудитории понять что-то в сюжете.

Кроме того, монолог может помочь двум персонажам в вашем повествовании сблизиться. Какой бы ни была причина, знание цели вашего монолога может помочь вам писать с намерением и в конечном итоге достичь своей цели.

Вы также можете учесть намерения персонажа, произносящего монолог. Цель персонажа, или задача, — это движущая сила того, что он делает или говорит в любой сцене. Подумайте, чего хочет ваш персонаж и почему произнесение монолога может помочь ему достичь своей цели.

Вы также можете продумать, как они могут менять тактику по ходу монолога, чтобы достичь своей цели. Например, если цель вашего персонажа — привлечь внимание другого персонажа, он может начать с вопросов, затем столкнуться с ним и в конце концов начать кричать.

4. Создайте набросок

Когда вы готовы писать, полезно начать с наброска. Для этого вы можете использовать маркеры начало, середина и конец чтобы помочь разделить монолог на три отдельные части, затем включите краткое резюме для каждой из них. Это поможет вам создать четкую драматическую дугу, которая расскажет хорошую историю.

В этой истории персонаж может прийти к осознанию, решить проблему или раскрыть важную информацию о характере или сюжете. Наличие драматической дуги важно, поскольку она может помочь аудитории почувствовать себя вовлеченной в речь и удовлетворенной ею.

5. написать свой монолог

Затем напишите монолог, используя свой набросок в качестве отправной точки. По мере написания продолжайте обдумывать цель вашего персонажа и тактику, которую он может использовать для достижения этой цели. Когда пишете, помните, что:

  • Каждый раз, когда персонаж меняет тактику, вы можете рассматривать это как новую такт, или раздел вашего монолога. Вы можете реализовать плавные или творческие переходы между этими ритмами, чтобы связать монолог воедино.

  • Также может быть полезно структурировать монолог, используя заранее определенные начало, середину и конец, чтобы помочь завершить драматическую дугу. Аналогично, вы можете включить кульминацию или момент осознания ближе к концу монолога.

  • Этот момент может совпасть с эмоциональной разрядкой для персонажа, что может быть волнительным для аудитории. Подумайте о том, чтобы закончить кнопка, что является четким завершающим тактом, который сигнализирует о завершении монолога.

6. Редактирование монолога

После завершения первого варианта монолога вы можете сделать перерыв, а затем вернуться к работе, чтобы начать процесс редактирования. Это ваша возможность проанализировать свою работу и оценить, что в ней хорошо, а что можно улучшить.

Вы также можете попросить друга или коллегу дать вам обратную связь. Приступая к редактированию, подумайте о сохранении новых черновиков вашей работы на случай, если вы захотите вернуться к предыдущей версии.

Если вы пишете монолог для пьесы, фильма или телешоу, в конечном итоге ваш монолог будет произнесен вслух актером. Чтобы подготовиться к этому, может быть полезно попросить кого-то прочитать ваше произведение вслух в процессе редактирования.

Попросите актера прочитать ваш монолог, чтобы лучше понять, как он может звучать в пьесе или фильме. Вы также можете повторить этот процесс с разными актерами, поскольку каждый из них может дать свою интерпретацию вашего монолога. Затем вы можете использовать этот опыт, чтобы уточнить или переработать некоторые части монолога.

Советы по написанию монолога

Существует множество стратегий, которые могут помочь вам написать сильный монолог. Вот несколько советов, которые следует учитывать при написании, которые могут помочь улучшить ваше письмо:

Пишите голосом персонажа

Хотя монологи могут быть полезной возможностью для писателей выразить свои собственные сокровенные мысли или философию, важно помнить, что писать нужно голосом персонажа. Это поможет сохранить непрерывность и реалистичность вашей истории.

Для этого используйте упражнения по развитию характера, чтобы определить, каким словарным запасом может обладать ваш персонаж и как ему удобнее всего выражать свои мысли. Вы также можете подумать о том, каким образованием или фоновыми знаниями он может обладать, и использовать это для формирования опыта, который он демонстрирует в своей речи.

Включите детали

Включение деталей в ваше письмо может помочь аудитории оставаться вовлеченной в ваш монолог. Если ваш персонаж рассказывает историю о своем прошлом, вы можете добавить детали, которые помогут аудитории представить себе описываемые сцены.

Если ваш персонаж признается в любви, вы можете включить подробности о том, почему он любит другого человека и как давно он его любит. Эти детали могут помочь истории, которую вы рассказываете в монологе, почувствовать себя законченной и целенаправленной, что может помочь вашей аудитории почувствовать интерес и вовлеченность.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Монологи это суть театра. В хорошем монологе, отдельный персонаж берет под свой контроль сцену или экран, чтобы открыть свое сердце и показать переживания. Или заставить нас смеяться. Хорошие монологи — это, как правило, самые запоминающиеся сцены из наших любимых фильмов и спектаклей, моменты, которые позволяют актерам блистать и показать себя в полной мере. Если вы хотите написать монолог для вашей постановки или сценария, узнайте, как разместить его должным образом и подобрать правильный тон. Ознакомьтесь с нижеприведенными шагами для получения дополнительной информации.

  1. Изображение с названием Make a Monologue Step 1

    1

    Исследуйте знаменитые монологи. От известных внутренних переживаний Гамлета до душераздирающей истории Куинта времен Второй мировой войны в “Челюстях”, монологи могут быть использованы в драме для добавления глубины характеру персонажа. Они дают нам указания для проникновения в характер персонажа и понимания его мотивации. Это скорее сюжетный ход (хотя они всегда должны способствовать продвижению сюжета вперед), чем изучение характера и всего того, что происходит напоказ. Чтобы исследовать их разновидности, познакомьтесь с некоторыми из классических монологов театра и кино:

    • Торговая речь, раскрывающая Дэвида Мэмета из “Гленгарри Глен Росс”
    • Монологи Гамлета
    • “Я мог бы быть претендентом” речь из драмы “В порту”
    • “Я съел документы о разводе” речь из пьесы “Прощай Чарльз”, Габриэля Дэвиса
    • Речь Маши “Я говорю вам это потому, что вы писатель” из пьесы Чехова “Чайка”
    • Замаскированная флагами речь Билла «Мясника» “Благородный человек” из фильма “Банды Нью-Йорка”
  2. Изображение с названием Make a Monologue Step 2

    2

    Используйте монологи в подходящее время. Пьеса, написанная для сцены или экрана, будет сложной последовательностью диалогов, действий и безмолвия. Знание, когда допускается появление монолога в сюжете, требует практики. Возможно, вы захотите, чтобы большая часть сущности сюжетов и героев были разгаданы до беспокойств о монологах. Они должны появляться строго согласно сценарию.

    • Некоторые монологи используются для знакомства с персонажем, в то время как некоторые сценаристы используют монолог, чтобы показать молчаливый персонаж с другой стороны, позволив ему выговориться и, тем самым, изменить отношение аудитории к нему.
    • В общем, в сценарии подходящее время для монолога — момент перемен, когда один герой должен разоблачить другого.
  3. Изображение с названием Make a Monologue Step 3

    3

    Изучите разницу между монологом и разговором с самим собой. Для истинного монолога необходим другой персонаж, чтобы услышать его. Если другого персонажа нет, то это разговор с самим собой. Он представляет собой классический метод, обычно не использующийся в современной драматургии, но до сих пор применяющийся в спектаклях одного актера и в экспериментальных театрах.

    • Внутренний монолог или голос за кадром это уже совсем другая категория экспозиции, больше как ремарка «в сторону», чем монолог. Для монолога необходимо присутствие других персонажей, которые слышат выступление, что обеспечивает важное взаимодействие, которое может оказаться топливом или целью монолога.
  4. Изображение с названием Make a Monologue Step 4

    4

    Всегда используйте монологи, чтобы показать перемены в персонаже. Хорошая возможность для введения монолога — это любые существенные изменения в чувствах или мышлении, которые переживает герой. Что позволяет ему раскрыться и проявить внутреннее напряжение — это выгодно для читателя и сюжета.

    • Даже если персонаж не перенес никаких существенных изменений, возможно, его решение высказаться это и есть изменения сами по себе. Молчаливый персонаж, побуждаемый к длинному монологу, проявляется, при зачитывании монолога должным образом. Почему он(а) высказался сейчас? Как это изменит наше мнение о нем(ей)?
    • Рассмотрим разрешение героям меняться, пока они говорят во время монолога. Если в начале монолога герой в бешенстве, то может быть более интересным закончить его истерикой или смехом. Если монологи начинаются смехом можно закончить их задумчивостью героя. Используйте монолог, как возможность показать перемены.
  5. Изображение с названием Make a Monologue Step 5

    5

    У монолога должны быть начало, середина и конец. Если вы собираетесь выделить время, чтобы поставить остаток истории на паузу, и позволить герою длинный монолог, можно точно сказать, что текст должен иметь структуру, как и любой другой вид текста. Если это история, она должна иметь сюжетную линию. Если это напыщенная тирада, то она должна перейти во что-нибудь еще. Если это мольба, то необходимо повышать накал страстей в течение выступления.

    • Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. Как и в любом хорошем диалоге, не стоит бессвязно бормотать «Привет» и «Как ваши дела», занимая впустую это место. Ближе к делу.
    • В середине монолога должна быть кульминация. Накалите ситуацию до предела, а затем верните ее обратно вниз, снизив напряжение и позволив персонажам поговорить между собой, чтобы продолжить или окончательно закончить разговор. Это то место в монологе, где происходят конкретные детали, драма и соприкосновение.
    • Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемой пьесе. После остановки на своих неудачах и усталости Рэнди заканчивает свою душераздирающую речь к своей дочери в фильме «Рестлер» фразой, «Я просто не хочу, чтобы ты меня ненавидела, хорошо?» Напряжение монолога спадает и на этой финальной ноте сцена завершается.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Monologue Step 6

    1

    Определите голос персонажа. Когда мы наконец добрались до момента, чтобы прослушать речь персонажа во всех деталях, это не должно быть неожиданностью, услышать как персонаж использует голос, его характер и манеру изложения. Если вы изучаете их голоса во время написания, не исследуйте его в долгом и важном монологе, анализируйте его в любом другом месте в сценарии.

    • И наоборот, как вольный писатель, обдумайте вопрос о предоставлении вашему персонажу возможности поразглагольствовать, можно использовать любое количество субъектов, для его совершенствования. Роман Брета Истона Эллиса “Американский психопат” характеризуется большим количеством краткого изложения глав, в которых главный герой, Патрик, произносит монологи о различных аспектах культуры потребления: о стерео-оборудовании, поп-музыке и одежде. Предположительно, Эллис писал их как наброски о персонаже и, в конечном итоге, использовал их собственно в самом романе.
    • Подумайте о заполнении анкеты или профиля для вашего персонажа. Задумайтесь над героем, относительно вещей, которые не являются необходимыми в сценарии (например, какой дизайн комнаты предпочитает персонаж, список любимой музыки или утренние процедуры, и т.д.).
  2. Изображение с названием Make a Monologue Step 7

    2

    Используйте различные тона голоса. Монолог начинающийся в одном месте и заканчивается где-то совсем в другом, сделает напряжение более драматичным, персонажи более убедительными, а ваш сценарий гораздо лучше. Хороший монолог должен чередовать смешные, вызывающие тревогу и трогательные моменты, показывая при этом, что ни одна эмоция и ни одно состояние не возникает само по себе.

    • В фильме Умница Уилл Хантинг, персонаж Мэтта Дэймона читает большой монолог, в котором он хватает ворчливого студента Гарварда в баре. Хотя в монологе есть и юмор и триумф, в нем также присутствует глубокая печаль и гнев, что ощущается и в его словах.
  3. Изображение с названием Make a Monologue Step 8

    3

    Используйте историю, чтобы выстроить характер. Монологи могут стать отличной возможностью для приостановки основного сюжета этой истории, и позволит главному герою раскрыть что-то в своем прошлом, рассказать анекдот или добавить немного «фона» о себе. Если все сделано хорошо и в подходящий момент, разъясняющая или удивляющая история добавляет цвет и фактуру основной истории, давая нам другую возможность близко рассмотреть сюжет.

    • История Куинта о выживании в бедствии Индианаполиса США дает нам возможность, понять глубину его характера. Он не носит спасательный жилет, потому что он напоминает ему о полученной травме. Для истории нет необходимости двигать сюжет вперед, но это добавляет огромную глубину и пафос Квинту, который был, в основном, образцом настоящего мужчины, до этого момента в истории.
  4. Изображение с названием Make a Monologue Step 9

    4

    Экономьте восклицательные знаки. Не путайте драму и напряжение с «криком». Никто не захочет смотреть пьесу или фильм, в котором все кричат друг на друга на протяжении всего времени. Так что учитесь работать над эмоциональным шагом в драматических моментах, это реальный трюк создать напряженность и избежать пронзительных воплей неопытных писателей, описывающих драки.

    • Настоящие драки — русские горки. Люди устают и не могут кричать о своих сокровенных потрясениях больше, чем в одной фразе. Используйте сдержанность, и напряжение будет еще более ощутимым, если мы подозреваем, что кто-то может взорваться, но не делает этого.
  5. Изображение с названием Make a Monologue Step 10

    5

    Пусть и тишина заговорит. Этот прием может быть заманчивым для писателей, которые только начали свою писательскую деятельность. При создании драмы часто очень заманчиво добавить слишком много персонажей, слишком много сцен и слишком много слов. Учитесь оглядываться назад и позволяйте лишь самым необходимым компонентам речи вступить в игру, особенно в монологе. Что остается непроизнесённым?

    • Посмотрите некоторые монологи-проповеди из пьесы/фильма “Сомнение”. Когда священник проповедует о «сплетнях», там есть много конкретных деталей, которые не учитывались, потому что он стоит перед скоплением людей. Сообщение переданное монахиням, с которыми он состоит в конфликте, критично и очевидно.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Monologue Step 11

    1

    Попробуйте из драматического монолога сделать комедийный. Как бы вы переписали один из монологов Аль Пачино из фильма “Запах женщины”, чтобы превратить его в комедийный? Что бы вы делали, если бы вам пришлось переписать историю Квинта таким образом, чтобы можно было предположить, что он мог оказаться лжецом? Написание комического текста сложнее, потому что предстоит иметь меньше дела с содержанием и гораздо больше с презентацией написанного.

    • В качестве упражнения, попробуйте переписать «гневные» монологи для пьесы, добавив в них юмор. Комедии и драмы граничат друг с другом, показывая, что это легче, чем может показаться на первый взгляд.
    • Габриэль Дэвис современный драматург с большим талантом в области юмора и написании остроумных сценариев. Женщина, которая съела ее свидетельство о разводе? Мужчина желающий провести обряд Бар-мицвы в 26 лет? Проверьте. Ознакомьтесь с тем, как часто он использует монологи для создания комичного эффекта.
  2. Изображение с названием Make a Monologue Step 12

    2

    Стремитесь к сложности. Хороший монолог не обязательно весь должен быть смешным или серьезным. Аналогично если вам хочется изменить уровень гнева в сцене с дракой, добавив долю юмора в противоположную трагическую ситуацию, получится закваска драмы со смехом , и тем самым вы поможете аудитории почувствовать, что происходит что-то сложное. Это то, что делают хорошие комедии.

    • Фильмы Мартина Скорсезе, часто отличаются объединением очень забавных моментов с сильно напряженными. Монологи Джейка Ламотты, когда он готовился выйти на сцену в фильме “Бешеный бык”, были одновременно и смешными и разрывающими сердце.
  3. Изображение с названием Make a Monologue Step 13

    3

    Соблюдайте грань между смешным и глупым. Успешные комические монологи, обычно, не включают в себя туалетный или имеющий отношение к функциям организма юмор, за исключением тех, когда другие стороны драматургии каким-то образом диктуют их. Построение текста с иронией, в некотором отношении, сарказмом, и своего рода, сложность юмора, сделают ваш текст гораздо более успешным и интересным для широкой аудитории.

  4. Изображение с названием Make a Monologue Step 14

    4

    Пишите от одного полюса к другому. Перед тем как начать писать монолог, решите, где он начнется и закончится, даже дойдя до того, что вы напишите первое и последнее предложение; продумайте, как много бы вы хотели написать, а затем заполните серединное пространство. Как бы вы дополнили возможный монолог со следующими первыми и последними строками?

    • Ваша собака мертва. / Сотрите эту дурацкую ухмылку с вашего лица!
    • В чем проблема вашей матери? / Я не собираюсь разговаривать по скайпу с кошкой в комнате.
    • Где эти унылые пятьдесят на пятьдесят? / Забудь, забудь, забудь, я возьму лошадь.
    • Давай, только в этот раз. / Я никогда не вернусь в церковь.

    Реклама

Советы

  • Всегда проверяйте вашу драму. Упражняйтесь в чтении вслух, чтобы получить представление о речи персонажей. Убедитесь, что это звучит естественно.

Реклама

Предупреждения

  • Время решает все. Продумайте ваш монолог, так вы не позволите вашей аудитории скучать.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 77 561 раз.

Была ли эта статья полезной?

Монологическая речь в русском языке

Определение и характеристики

Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.

Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:

  • искусство и литература;
  • психология;
  • ораторские выступления на научных конференциях;
  • политические выступления;
  • передачи на телевидении и в радиоэфире.

Монологическая речь

Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).

Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.

Основными характеристиками монолога являются:

  • непрерывность высказывания (процесс говорения практически никем и ничем не нарушается, он не ограничивается одной фразой и не предполагает ответов и вопросов со стороны аудитории);
  • определенный психологический настрой оратора;
  • последовательность его выражений и четкая структура текста;
  • логичное развитие идеи и темы высказывания.

Говорящий предварительно готовит текст

Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.

Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.

Структурные компоненты и виды

Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.

В таблице видов монологов выделяют:

  • повествование — основано на классической структуре рассказа, то есть присутствует вступление, завязка, кульминация и завершение (строго соблюдается последовательность и логичность событий, фактов);
  • рассуждение — текст включает тезис, доказательство (одно или несколько), вывод;
  • исповедь — сочетание рассуждения и повествование в одном выступлении (выражение собственных гипотез и предположений по поводу происходящих событий, сделанных открытий и т. д. ).

Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.

Особый вид монолога — внутренний

Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.

В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.

В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.

Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.

Функции и критерии оценивания

Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:

Функция монологической речи

  • воздействующая — заключается в намерении убедить присутствующих в правильности суждений, взглядов, заставить выполнить какое-либо действие либо воздержаться от такового;
  • информативная — предполагает донесение новой информации, фактов, сообщение о предметах, явлениях, а также описание событий или состояния;
  • экспрессивная — подразумевает применение направленной речи как эффективного регулятора психоэмоционального состояния слушателя, снятия напряженности и подавления волнения;
  • развлекательная — характерна для юмористических передач и выступлений;
  • культово-ритуальная — применяется при организации праздничных мероприятий в качестве поздравлений и торжественной речи.

В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.

При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:

  • научить выражать завершенную, обоснованную мысль;
  • логически строить мысль и воплощать ее в речь;
  • говорить с достаточной паузой между словами и предложениями, без затягивания или ускорения.

Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.

Монолог(от др. греч. μόνος один и λόγος речь) это речь действующего лица, обращенная к самому себе или к широкой аудитории, а не к конкретному собеседнику. Монолог характерен в первую очередь для драматических произведений, рассчитанных на театральную постановку, но встречается и в эпических текстах (романы, повести, рассказы).

Если вы думаете о том, как написать книгу, то вам будет полезно узнать о монологе.

Монолог – это длинный спич героя, не обращенный к конкретному слушателю. В монологе традиционно высказываются важные для понимания героя или произведения идеи.

Монологи происходят из древнегреческих трагедий, где они играли роль авторского повествования: рассказывали о предыстории событий, комментировали происходящее на сцене, сообщали о том, чего нельзя показать, представить зрителю. Гораздо позднее в Европе (16-17 века) монологи стали очень популярны в английском и французском театрах. Но сценическое представление – это последствие создания текста, ведь в основе любого монолога, произнесенного со сцены, лежит не что иное, как художественное произведение, созданное писателем.

Характерные черты, свойства монолога

  • Внушительный объем высказывания: только большой спич называют монологом.
  • Идеологичность содержание: в монологе звучат актуальные идеи, поднимаются важные для героя и произведения вопросы.
  • Эмоциональная напряженность: частую монолог – это патетическая речь героя, отражение его душевных переживаний.
  • Отражение особенностей речи, мышления, менталитета и жизненных ценностей героя, произносящего монолог.
  • Прерывание основного действия: монолог, будучи длинной речью героя, как будто останавливает основное действие, переключает внимание читателя или зрителя на проблемы, поднятые в монологе. Происходит это вне зависимости от жанра произведения: монолог одинаково сработает и социально-философском романе (монологи Мармеладова и Раскольникова в «Преступлении и наказании»), и в иронической повести (). В результате возрастает повествовательная напряженность.
  • Неперсонализируемый адресат: чаще всего монолог обращен к самому себе (размышления вслух) или к широкой аудитории. У говорящего может быть слушатель, но, как правило, он носит номинальный характер, а произносимая речь не ориентирована на конкретное действующее лицо.

Монолог в тексте произведения

Чтобы монолог героя прозвучал, в произведении должна сложится ситуация общения. Поскольку классический монолог – это свободное высказывание одного героя, то для того чтобы такое высказывание стало возможным, герой должен вступить в коммуникацию с другими действующими лицами, то есть заговорить с кем-то. Выходит, такому монологу предшествует диалог, то есть разговор двух персонажей.

Здесь уместно, конечно, вспомнить, монологи в драматургии, которые герой может произносить наедине с самим собой, обращаясь как будто к себе самому или к воображаемому собеседнику, а на самом деле по изначальному замыслу – к театральной аудитории. Такой монолог всегда заряжен важными для героя идеями. Герой говорит о чем-то существенном, сокровенном, вызывающем его переживания.

Самое для нас важное – это помещение монолога в коммуникативную ситуацию, располагающую к тому, чтобы произнести спич. Для того чтобы монолог произвел нужное впечатление, герой должен быть способен справиться со своей речевой партией, она должна быть уместна, соответствовать речевой ситуации. То есть содержание монолога, обстановка общения и образ героя – все должно сбалансировано и органично вписываться в текст произведения. Винни-Пух может произносить душещипательные монологи на тему социальной справедливости, но в его исполнении они будут звучать неестественно, в то время как пессимистичный Ослик Иа-Иа как будто специально создан для этой роли.

Внутренний монолог

Внутренний монолог – это вербализация мыслительного процесса героя, отражение его размышлений. Это такая же речевая партия героя, как и при обычном монологе, но которая произносится не вслух, а про себя. Внутренний монолог сохраняет почти все черты монолога, произнесенного вслух, добавляя только к речевой структуре междометия, вопросные конструкции, сбивчивость в изложении фактов.
Внутренний монолог по своему устройству близок к размышлению: герой пытается осмыслить какую-то идею и подбирает для доказательства ее правоты или ложности аргументы, высказывает сомнения, спорит с самим собой.

Роль внутреннего монолога очевидна – он позволяет раскрыть характер героя, благодаря тому, что герой в процессе размышления пытается разобраться в себе и окружающем мире.
Внутренние монологи по объему могут быть весьма незначительными. Короткое высказывание про себя, представляющее собой размышление – это уже внутренний диалог: «»
Внутренние монологи характерны для психологических триллеров, детективов, любовных романов, и других произведений, в которых сильна доля психологизма

Монологи в мировой литературе

Шекспир в переводе Бориса Пастернака. Монолог Гамлета («Быть или не быть…»)

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Монологи в русской классической литературе

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Монолог Чацкого «А судьи кто?»

(действие II явление 5)

А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окружённый слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
Или вон тот ещё, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружён умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!!! –
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в жёнах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, –
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Монолог Печерина.

«- Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало».

Л.Н. Толстой «Война и мир». Монолог князя Андрея Болконского «Небо Аустерлица»

«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,— подумал князь Андрей,— не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,— совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» 

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Монолог Мармеладова.

«— Милостивый государь, — начал он почти с торжественностию, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное! Милостивый государь, месяц назад тому супругу мою избил господин Лебезятников, а супруга моя не то что я! Понимаете-с? Позвольте еще вас спросить, так, хотя бы в виде простого любопытства: изволили вы ночевать на Неве, на сенных барках?»

А.П. Чехов «Дядя Ваня». Монолог Сони «Мы, дядя Ваня, будем жить», больше известный как «Небо в алмазах»

«Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой — и отдохнем. Я верую, дядя, верую горячо, страстно… Мы отдохнем! Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую… Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь… Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… Мы отдохнем… Мы отдохнем!» 

Один из часто используемых человеком способов говорения является монологическая речь. Это важнейшее средство коммуникации, взаимодействия с окружающими, а также способ выражения мыслей. В отличие от диалога, где одна сторона выступает слушателем, а другая — рассказчиком, в монологе высказывание происходит от имени одного участника. Характер разговора и его структура определяются смысловым содержанием, которое строится на основе подготовленного плана.

Оглавление:

  • Понятие и сущность
  • Особенности и характеристики
  • Критерии оценивания и виды

Таблица виды монологов

Понятие и сущность

Монолог представляет собой один из типов речи, который предполагает говорение одного человека. При этом суть и содержание его речи частично или абсолютно не связаны с выступлением других ораторов. Особенностью монологичности является определенная ограниченность в выборе языковых средств по сравнению с диалогом или общением целой группы лиц. Данное коммуникативное средство практически нехарактерно для бытового и повседневного общения.

Основные сферы применения устной или письменной монологической речи:

Монологическая речь это

  • выступления на радио или в телеэфире;
  • искусство;
  • образование и наука;
  • ораторские выступления на конференциях, доклады;
  • художественная литература.

В монологической речи мысль говорящего преобразуется в слова, поэтому одна из ее функций — осмысливание. Устное рассуждение или повествование выглядит более ярким и красочным, если повествующий владеет навыками ораторского искусства, правильно строит структуру выступления, упорядочивает смысловые блоки. Не менее значимой является и эмоциональная окраска. Чем глубже оратор проникается собственной мыслью, тем чувственнее ее воспринимает аудитория.

Устный или письменный диалог — это абсолютно связное, односторонне направленное, длительное выступление одного человека, которое не предполагает ответной словесной реакции слушателей. Целью является достижение определенного воздействия на присутствующих в зале, передача знаний или информации, собственных наблюдений. В отличие от диалогической речи, в которой активно используются вербальные средства общения и убеждения, монологи характеризуются односторонним воздействием. Поэтому при организации выступления важно следить не только за смысловым содержанием, но и за логичностью, выразительностью, развернутостью, грамотностью речи.

Писать сообщение

Использование мимики и выразительных движений играет незначительную роль. В официальных выступлениях, на конференциях и презентациях они неуместны, а вот в юмористических монологах нередко подчеркивают смысл текста и придают ему эмоциональную выразительность.

Важной особенностью монолога можно назвать предварительную подготовку выступления. Несмотря на то, что обратная связь с аудиторией не предполагается, должен соблюдаться порядок слов, использоваться сложные предложения, слова-обращения, риторические вопросительные обороты.

Особенности и характеристики

В русском языке монологическая речь строится в соответствии с рядом требований и правил. Важнейшими характеристиками процесса выступления являются:

  • непрерывность (процесс говорения никем и ничем не нарушается, а речь представляет не просто какую-либо фразу, а текстовое единство определенного объема);
  • психологический настрой выступающего (эмоции и чувства должны точно передаваться слушателям);
  • логичность и последовательность (в рассказе допускаются отсутствие неточностей, общих фраз, приветствуются уточнение, обоснования, сравнения, дополнения и пояснения);
  • закономерность (план, в соответствии с которым разворачивается высказывание);
  • коммуникативная направленность (непосредственное обращение к слушателям);
  • строгая тематичность (соответствие конкретному поводу и развитие монолога в рамках определенной темы);
  • синтаксическая сложность и многогранность (преобладание сложных предложений).

Виды монологической речи

В случае нарушения главных правил ведения монолога речь выступающего выглядит несвязной. Во-первых, это происходит из-за неполного осознания мысли и некомпетентности говорящего в выбранной теме. Во-вторых, некачественное выступление — это результат неумелого выбора и использования языковых средств и оборотов. Нередко несвязную речь можно слышать от ребенка или слишком взволнованного человека, которые не могут конкретно описать ситуацию и передать смысловое содержание.

Несмотря на некоторые ограничения и строгие требования, монологическая речь, как средство невербального общения, — это развернутая форма. Ее называют произвольной, то есть оратор имеет возможность выбрать и содержание, и способ передачи информации, и построить процесс выступления. При этом в структуре, в отличие от диалога, недопустимы неожиданные словообразования, фонетические сокращения, употребление слов странным способом.

В разговорной речи допускаются отступления от правил, нередко их не замечают даже сами собеседники из-за того, что диалог требует немедленного ответа, иногда без возможности продумать сказанное.

Монология это

Основные функции монологии — это эмоциональная разрядка (используется в психологии), выражение себя, презентация, а также прямое воздействие на аудиторию. В литературных произведениях такая разновидность речи применяется для передачи душевного волнения героев и наиболее характерна для драматургии.

Критерии оценивания и виды

Монологическая речь предполагает владение способностью связно излагать мысли и при этом уметь заинтересовать аудиторию. Использование языковых средств и приемов зависит от вида высказывания:

  • описание — определение качеств и свойств предмета, точная передача его признаков, перечисление частей, компонентов и т. д. ;
  • рассуждение (приведение доводов, обоснование представленных фактов, что позволяет разделить со слушателями позиции относительно предмета обсуждения);
  • повествование (представление предмета не только посредством его качественного описания, но и рассказ о последовательно происходящих событиях, изменениях, действиях, которые относятся к теме разговора).

Монологическая речь виды

Кроме того, существует еще одна таблица классификации. В соответствии с ней выделяют монолог в виде обращения к слушателям и разговор с самим собой. Обращение может быть персональным, направленным в адрес одного конкретного человека, или массовым, рассчитанным на большую аудиторию. Беседа с собой подразумевает осмысливание внутреннего психоэмоционального состояния, используется в качестве аутотренинга.

Критериями оценивания любого выступления являются логичность, последовательность и связность речи. Кроме того, ораторы демонстрируют умение строить взаимосвязь между мыслями и аргументами, подкреплять примерами или опровергать фактами. Любое говорение должно начинаться со вступления и логически заканчиваться подведением итогов. В противном случае оценить полезность выступления и его качество достаточно сложно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти массу металла в растворе
  • Как найти плеер apple
  • Как найти список бланк
  • Как найти косинус 115
  • Как найти боковое ребро равнобедренной трапеции

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии