Дмитрий Пикалов. г. Новочебоксарск
«Мертвые» ноты
Какую бы гитару ни брал в руки, я всегда обращал внимание на такой, так скажем, недостаток, как «мертвые» ноты. Это ноты на гитарном грифе, которые звучат сильно короче соседних, иными словами, громадный провал по сустейну. Большинство гитаристов, думаю, скажут, что как ни крути, а ноты на гитарном грифе отличаются по сустейну. Ну скажем, открытая струна явно звучит дольше, чем зажатая на 14 ладу. Тут же разговор про явные провалы по сустейну, т.е. к примеру струна на 12 ладу звучит нормально, а на 13 ладу очень быстро затухает.
В местном музыкальном магазине, на вновь приехавшей недешевой электрогитаре, так же была найдена «мертвая» нота. Мечты «сейчас найду гитару без «мертвых» нот и стану счастливым её обладателем» быстро разлетелись по осеннему Чебоксарскому ветру…
* * *
Прочитав статьи Андрея Бронникова, решил написать ему вопрос, какова же причина «мертвых» нот. Ответ был однозначным: резонансы конструкции.
Было решено провести исследование и устранение «мертвой» ноты на подопытной электрогитаре. Гитара была изготовлена в кружке по изготовлению музыкальных инструментов мастера Черняева Владимира Юрьевича в начале 2000-х. Гитара изготовлена в стиле Ibanez RG. На инструменте присутствует явная «мертвая» нота на соль-диез 1 октавы (13 лад 3 струна, 9 лад 2 струна).
Все нижеприведенные спектрограммы были сделаны с помощью ПО Spectralab v.4.32.17. Во вход звуковой карты компьютера была подключена вокальная радиосистема Electrovoice EV RE2. В непосредственной близости около микрофона производились простукивания различных частей гитары фортепианным молоточком.
В своей статье «Волчки» Андрей Бронников дает рекомендации по борьбе с волчками. И самый оптимальный способ – внесение инородных тел. А ведь фурнитура – это тоже инородные тела.
Первым делом на подопытной гитаре были проведены эксперименты с колками, и сразу же был получен промежуточный результат.
— Снимаем 1 струну и убираем с грифа колок 1 струны. Результатов нет. «Мертвая» нота на месте.
— Снимаем 2 струну и убираем с грифа колок 2 струны. Результат! Соль-диез (3 струна 13 лад) звучит как надо, не выделяясь сустейном с рядом находящимися ля и соль первой октавы.
Таким образом, практически сразу была локализована точка причины. На данной гитаре – это гриф, и скорее всего, его голова.
Посмотрим, какие резонансы присутствуют на грифе. Снимаем гриф, снимаем колки, простукиваем:
Спектрограмма 1. Гриф снят с корпуса, без колков.
Хорошо! Сразу видим пик на 409 Гц, а это совсем близко к 415 Гц, где находится проблемная соль диез. А что будет, если поставить колки?
Спектрограмма 2. Гриф снят с корпуса. Установлены все 6 колков.
А вот тут странно. Проблема наблюдается со всеми установленными 6-ю колками, а на 415 Гц ничего нет… Хорошо, смотрим, что происходит со снятыми колками 1 и 2 струны (это когда «мертвая нота исчезла»)
Спектрограмма 3. Гриф снят с корпуса. Установлены 4 колка (3-6 струны).
Хм, ну и здесь на 415 Гц ничего… Так, а если попробовать простучать конструкцию в сборе? Привинчиваем гриф к корпусу, ставим все колки, тремоло с пружинами на месте:
Спектрограмма 4. Гриф привинчен к корпусу, установлены все 6 колков, тремоло.
Сразу видим пик на 409 Гц. Полагаю, это он нам портит сустейн на соль диез.
Дальше убираем колки 1 и 2 струны на конструкции в сборе:
Спектрограмма 5. Гриф привинчен к корпусу, установлены 4 колка (3-6 струны), тремоло.
Рядом с 415 Гц пиков нет.
Ну вот? кажется мы и нашли причину мертвой ноты.
* * *
Как теперь избавится от «мертвой» ноты? Мы получили результат снятием двух колков, а это извлечение инородного тела из конструкции, что влечет за собой повышение частот резонансов. За счет дерева мы можем повысить частоты резонансов путем укорачивания детали. На готовом грифе свободы работы с деревом практически нет, только голова. Результат со снятием двух колков подсказал решение. Колки 1 и 2 струны – переставить вниз, а то место, на котором они находились – отрезать, тем самым повысив частоты резонансов грифа в надежде приблизится к частотам резонансов со снятыми колками 1 и 2 струны.
Изначально колки стояли в ряд, форма головы была следующей (к сожалению, не нашлось фото лучшего качества, а до начала экспериментов просто забыл сделать фото нетронутой головы):
Рис.1 Форма головы, колки в ряд.
Дальше был эксперимент с удалением небольшого количества дерева нижней части головы:
Рис.2 Форма головы, колки в ряд, нижняя часть головы обрезана.
Дальше два колка отправились вниз, голова приняла следующий вид:
Рис.3. Форма головы, 2 колка переставлены вниз.
Ну и простукиваем гриф на полностью собранной конструкции:
Спектрограмма 6. Голова обрезана. Гриф привинчен к корпусу, установлены все 6 колков, тремоло.
Видим, что резонанс с 409 Гц уехал на 454 Гц. Это хорошо еще и тем, что 454 Гц находится аккурат между хроматическими ступенями (ля и ля диез первой октавы), тем самым мы не «задели» соседние ноты.
Надеваем все струны, слушаем. Соль-диез первой октавы звучит нормально, не выделяясь сустейном от соседних!
* * *
Логично закончить исследование выводами:
— Перенос готового дизайна на иные материалы не может пройти незамеченным. В данном случае гриф с головой Ibanez был изготовлен из березы. При изготовлении гитары резонансы грифа не были учтены.
— Любая конструкция требует настройки резонансов. Полагаю, что именно из-за того, что на любом серийном инструменте никто не заморачивается настройкой резонансов, эти самые недешевые серийные инструменты имеют косяки. Определенный дизайн перенесен на определенный материал – всё. Скорее всего, есть определенный процент серийных гитар, где перенос дизайна на материал работает, и резонансы оказываются на местах, но далеко не на всех.
— При настройке резонансов нужно учитывать конструкцию в сборе, а не отдельных её частей. В данном исследовании практика показала, что на резонансы конструкции влияет не только древесина, но и установленная фурнитура, а также место ее расположения.
Акцентирование, игра «мёртвых» нот и другие приёмы, которые сделают вашу музыку ярче и интереснее.
Алексей Чесноков
Автор-музыкант, человек многих интересов.
Начинающие гитаристы часто сталкиваются с одной и той же проблемой — их неинтересно слушать. Во многом этому виной однообразие репертуара и скудный запас используемых приёмов игры. Расскажем, как можно сделать ваши песни интереснее с помощью несложных трюков с ритмом.
1. Играйте ровнее
Сильно «плавающий» ритм в игре новичков — явление частое. Это может загубить любые положительные стороны исполнения, поскольку мешает слушателю насладиться музыкой.
Преподаватели советуют играть под метроном, и этот метод действительно помогает выровнять игру. Однако это занятие довольно скучное, не каждый сможет заниматься этим долго.
Более увлекательный метод — игра под барабанный луп. Луп — это зацикленный музыкальный отрывок, в нашем случае кусочек партии ударных. Такие лупы можно создать самому в секвенсорах вроде Guitar Pro, FL Studio или Reaper. Можно найти готовые — например, воспользоваться приложением Loopz.
Занятие всегда лучше начинать с разминки. Затем выбираем песню, которую будем «выравнивать», подбираем под неё подходящий бит, выставляем нужный темп. Поначалу лучше выбрать темп помедленнее, чтобы в процессе игры было проще привыкнуть к пульсации. Затем постепенно повышаем темп до нужного.
Попрактикуйтесь неделю, и вы заметите повышение качества игры.
2. Играйте «мёртвые» ноты
«Мёртвые» ноты звучат, когда мы бьём по заглушённым струнам. Фактически это даёт нам новый перкуссионный звук, который подчёркивает ритм и акценты. Его можно эффективно использовать при игре боем.
Пример игры «мёртвых» нот
Упражнение для практики этого несложного трюка очень простое: левой рукой заглушите все струны, а правой начните играть вниз-вверх. Параллельно отсчитывайте каждый удар до восьми. Не спешите, играйте в среднем темпе.
Когда освоите этой приём, можно усложнить упражнение. Теперь на каждый счет «раз» вы должны сыграть аккорд Am, остальные семь счетов остаются «мёртвыми» (см. картинку).
После освоения добавляем на счет «пять» аккорд Em. Когда и это получилось, можно подставить вместо аккордов Am и Em аккорды песни, которую вы уже исполняете.
Подставлять аккорды можно на любой из счетов, а не только на «раз» и «пять». Также можно расширить рисунок боя. Например, попробуйте так: в первой восьмёрке играйте Em на «раз» и «два», Am на «пять» и «восемь», а во второй — С на «раз» и В на «пять», «шесть» и «восемь».
Это упражнение можно усложнять до бесконечности, получая новые музыкальные пульсации. Кстати, его полезно практиковать под метроном или барабанный луп.
3. Правильно акцентируйте
Акцент долей — очень важный инструмент для создания нужной музыканту пульсации. Для слушателя же это некая точка отсчёта, не позволяющая запутаться в музыкальном потоке.
Пример игры разных акцентов
Начинающие музыканты инстинктивно акцентируют сильную долю, то есть долю на счет «пять». Но часто это происходит слабо или не происходит вообще, поэтому важно попрактиковаться делать стабильный чёткий акцент.
Для его создания необходимо ударить по струнам немного сильнее, чем на остальные доли. Акцентированная доля будет звучать ярче, чем аналогичные ей «мёртвые» ноты или звучащие аккорды. Начните практиковать акцентирование вместе с барабанным лупом, а затем и с добавленными аккордами.
Акцент не обязательно должен приходиться на счёт «пять». Попробуйте его сместить: например, сыграйте его на «раз», «четыре» и «семь», или «три» и «семь». Или вообще акцентируйте каждую чётную или нечётную восьмушку. Эти эксперименты позволят найти новые и неожиданные ритмы.
4. Помните, что вы композитор
Это важная вещь, о которой забывают даже опытные музыканты. Вы хозяин звука, который выходит из-под ваших рук. Каждое ваше решение — это художественный приём, у которого есть свои плюсы и минусы.
Например, можно взять песню «Звезда по имени Солнце» группы «Кино», и сыграть её одним боем и на одной громкости. А можно все три куплета сыграть по-разному. Первый сыграем с помощью арпеджио, который также называют перебором. Во втором добавим бой с «мёртвыми» нотами. Аккорды будем играть на счёт «раз» и «восемь». А третий куплет исполним боем с акцентом сильной доли и без «мёртвых» нот. Сыграйте таким способом, и вы почувствуете, что громкость и напряжение возрастают с каждым куплетом.
Есть несколько вариантов, что делать с накопленным к концу песни напряжением. Можно «взорвать» его, сыграв последние такты очень громко, а можно нагнетать и дальше: например, на последней строчке внезапно перейти на тихий перебор и закончить.
В этом и заключается мастерство композитора — создать напряжение и умело с ним обойтись.
Изучение этих простых приёмов не займёт много времени, но станет большим шагом к интересному звучанию. Лучший способ освоить этот материал — использовать его в песнях, которые вы уже играете. Удачной практики!
Читайте также 🎸
- Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных
- 4 проверенных способа настроить гитару
- Как менялись наши музыкальные вкусы за последние 20 лет
Как играть мертвую ноту на гитаре
Автор:
Frank Hunt
Дата создания:
15 Март 2021
Дата обновления:
22 Май 2023
Содержание
- Совет
- Предупреждение
Мертвая нота на самом деле совсем не нота. Это щелкающий или хлопающий звук, возникающий при выдергивании струны или струн, которые были приглушены или «заглушены» пальцами левой руки. Техника часто используется для воспроизведения ударных эффектов на электрогитаре; это позволяет игроку поддерживать ритм соло, фактически не играя никаких нот. Мертвые ноты часто звучат в соло рок и фанк гитары.
Сыграйте одну мертвую ноту, поместив палец левой руки на определенную струну над определенным ладом. Не прижимайте струну к грифу, просто положите палец на струну. Затем возьмите веревку с киркой в правой руке. Вы услышите звук щелчка, который вы можете воспроизводить несколько раз с различными скоростями и ритмами.
«Глушите» ноту, прижимая струну к грифу и отрывая ее, но затем поднимая палец, удерживая палец в контакте со струной. Это сокращает ноту, ослабляя ее до того, как она зазвонит дольше секунды. Затем вы можете продолжить срывать строку пальцем, просто прикасаясь к ней, добавляя серию мертвых нот.
Сыграйте шесть мертвых нот одновременно, положив несколько пальцев левой руки по всему грифу. Взять все шесть струн киркой. Вы услышите грубые царапины, как царапина на стиральной доске. И, как стиральная доска, шесть мертвых нот могут быть воспроизведены в различных ритмах вождения в любой точке соло.
Совет
Мертвые ноты, как правило, вплетаются в соло вместе со всевозможными другими техниками, такими как перфорация, отрыв, слайды и т. Д.
Знание того, как играть мертвые ноты, является полезным навыком для начинающих гитарных солистов, потому что их можно использовать, чтобы нарядить довольно простую линию мелодии с ритмическими эффектами.
Предупреждение
Мертвые ноты не часто используются в неусиливаемых соло на акустической гитаре; играемая таким образом струна не производит достаточно вибрации, чтобы эффективно усиливаться полым корпусом гитары.
«Мертвые» ноты — это приглушенные ноты,
не имеющие конкретной звуковысотности,
т. е. фактически, это просто приглушенные
струны [4, с. 25]. Они обозначаются
крестиками и показывают место на грифе,
в котором должны быть сыграны. Хочу
заметить, что не всегда обязательно
четко придерживаться этого места.
«Мертвые» ноты на бас-гитаре используются
как дополнительный перкуссионный
эффект, их назначение — подчеркивание
акцентов в грувах («грув – это всегда
тщательным образом выверенная комбинация
ритмов, которая с одной стороны акцентирует
основной метр (что заставляет топать
ногой слушателя), а с другой создает
ритмические рисунки противоречащие
метру. Соответственно возникает
“натянутое, как тетива” звучание» [8])
и при игре соло. Они могут извлекаться
несколькими способами как правой рукой,
так и левой. Ниже рассмотрим эти способы
подробнее.
Первый способ извлечения «мертвых» нот
осуществляется за счет глушения струны
левой рукой, то есть правая рука извлекает
звук, а левая глушит струну над определенным
ладом. Необходимо учитывать, что амплитуда
удара при игре на бас-гитаре больше, чем
на других инструментах, родственных
ей, поэтому глушить ноты необходимо
несколькими пальцами (минимум два)
(Приложение 3, рис. 23), чтобы в качестве
звука мы слышали только щелчок, не
имеющий звуковысотных характеристик
и обертонов. При одинаковом ударе
«мертвая» нота звучит несколько тише,
чем обычная, которая извлекается на
неглушенных струнах, поэтому атака на
них должна быть немного больше. Следует
уточнить что при игре слэпом атака
достаточно велика, поэтому чрезмерно
больших усилий прикладывать не нужно.
Существует ряд упражнений позволяющих
добиться необходимого звучания «мертвых»
нот в различных ситуациях. Рассмотрим
вариант их извлечения при игре тройных
ударов приемом thumb(ритмический рисунок – восьмая + две
шестнадцатые). В этом случае возможно
глушение каждой из трех нот, а также
комбинации по две ноты в любом порядке
(Приложение 2, упражнение 28). В процессе
игры упражнений ритмический рисунок
можно варьировать, исполняя тройной
удар от любой доли (первой, второй,
третьей или четвертой шестнадцатой
ноты в четверти). Игра «мертвых» нот в
приемахthumbupиthumbdownосуществляется аналогичным способом.
При их отработке следует рассматривать
различные комбинации глушения по одной,
две, три или четыре ноты в доле, играя
шестнадцатые. При этом вовсе необязательно,
чтобы глушенные ноты располагались
друг за другом, возможны варианты, когда
«мертвые» и обычные ноты чередуются
между собой. Полное количество этих
комбинаций составит 15 (Приложение 2,
упражнение 29).
«Мертвые» ноты в приеме pluckчаще всего используются вкупе сthumb,
к чему мы вернемся чуть позже. Сейчас
рассмотрим исполнение базовых элементов
– двойных и тройных ударов. Как и в
предыдущих приемах возможно глушение
абсолютно любой ноты в двойном (и первой,
и второй) или тройном ударе. В процессе
занятий также следует использовать
различные ритмические комбинации с
перемещением двойных или тройных ударов
в доле, исполняя шестнадцатые (Приложение
2, упражнение 30).
«Мертвые» ноты при игре hammeronслужат дополнением к
игре приемомthumb. В этому
случае первая нота извлекается правой
рукой (thumb), в это время
струна глушится пальцами левой руки, а
затем средний и безымянный пальцы левой
руки бьют по струне перпендикулярно
грифу (Приложение 3, рис. 24). Выполняя эту
комбинацию ударов необходимо сохранять
одинаковую атаку, добиваясь одинакового
звучания «мертвых» нот. Для сохранения
атаки последний удар может наноситься
не по одной а по нескольким струнам.
Отработка данного приема требует
некоторого времени, играя его шестнадцатыми
нотами следует избегать появления
обертонов (Приложение 2, упражнение 31).
Аналогичным путем осуществляется игра
двойных ударов: вместо одногоthumbбольшим пальцем исполняется «двойка»,
затем средний и безымянный пальцы также
выполняютhummeron.
При этомhummeronможет находиться на любом месте в трех
ударах: на первом, как описывалось только
что, втором или третьем (Приложение 2,
упражнение 32). Тот же алгоритм можно
применить и к тройным ударамthumb.
В занятиях также следует уделить время
вариациям размещенияhummeronкак в качестве первой
ноты, так и в конце или середине (Приложение
2, упражнение 33).
Все вышеуказанные способы актуальны
как для левой руки, так и для правой,
например, в то время, как левая глушит
струны, правая на грифе может выполнять
hummeronодним
пальцем или всей кистью (Приложение 3,
рис. 25). При помощи чередования ударов
кисти и всех пальцев правая рука может
исполнять любые ритмические рисунки.
Невзирая на то, что «мертвая» нота сама
по себе не имеет звуковысотной
характеристики, аналогично перкуссионным
инструментам при перемещении правой
руки по всей длине струн можно достигать
различных по высоте звуков. Один из
наиболее ярких примеров применения
этого способа – импровизации Виктора
Вутена, где он имитирует игру барабанов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Акцентирование, игра «мёртвых» нот и другие приёмы, которые сделают вашу музыку ярче и интереснее.
Алексей Чесноков
Автор-музыкант, человек многих интересов.
Начинающие гитаристы часто сталкиваются с одной и той же проблемой — их неинтересно слушать. Во многом этому виной однообразие репертуара и скудный запас используемых приёмов игры. Расскажем, как можно сделать ваши песни интереснее с помощью несложных трюков с ритмом.
1. Играйте ровнее
Сильно «плавающий» ритм в игре новичков — явление частое. Это может загубить любые положительные стороны исполнения, поскольку мешает слушателю насладиться музыкой.
Преподаватели советуют играть под метроном, и этот метод действительно помогает выровнять игру. Однако это занятие довольно скучное, не каждый сможет заниматься этим долго.
Более увлекательный метод — игра под барабанный луп. Луп — это зацикленный музыкальный отрывок, в нашем случае кусочек партии ударных. Такие лупы можно создать самому в секвенсорах вроде Guitar Pro, FL Studio или Reaper. Можно найти готовые — например, воспользоваться приложением Loopz.
Занятие всегда лучше начинать с разминки. Затем выбираем песню, которую будем «выравнивать», подбираем под неё подходящий бит, выставляем нужный темп. Поначалу лучше выбрать темп помедленнее, чтобы в процессе игры было проще привыкнуть к пульсации. Затем постепенно повышаем темп до нужного.
Попрактикуйтесь неделю, и вы заметите повышение качества игры.
2. Играйте «мёртвые» ноты
«Мёртвые» ноты звучат, когда мы бьём по заглушённым струнам. Фактически это даёт нам новый перкуссионный звук, который подчёркивает ритм и акценты. Его можно эффективно использовать при игре боем.
Пример игры «мёртвых» нот
Упражнение для практики этого несложного трюка очень простое: левой рукой заглушите все струны, а правой начните играть вниз-вверх. Параллельно отсчитывайте каждый удар до восьми. Не спешите, играйте в среднем темпе.
Когда освоите этой приём, можно усложнить упражнение. Теперь на каждый счет «раз» вы должны сыграть аккорд Am, остальные семь счетов остаются «мёртвыми» (см. картинку).
После освоения добавляем на счет «пять» аккорд Em. Когда и это получилось, можно подставить вместо аккордов Am и Em аккорды песни, которую вы уже исполняете.
Подставлять аккорды можно на любой из счетов, а не только на «раз» и «пять». Также можно расширить рисунок боя. Например, попробуйте так: в первой восьмёрке играйте Em на «раз» и «два», Am на «пять» и «восемь», а во второй — С на «раз» и В на «пять», «шесть» и «восемь».
Это упражнение можно усложнять до бесконечности, получая новые музыкальные пульсации. Кстати, его полезно практиковать под метроном или барабанный луп.
3. Правильно акцентируйте
Акцент долей — очень важный инструмент для создания нужной музыканту пульсации. Для слушателя же это некая точка отсчёта, не позволяющая запутаться в музыкальном потоке.
Пример игры разных акцентов
Начинающие музыканты инстинктивно акцентируют сильную долю, то есть долю на счет «пять». Но часто это происходит слабо или не происходит вообще, поэтому важно попрактиковаться делать стабильный чёткий акцент.
Для его создания необходимо ударить по струнам немного сильнее, чем на остальные доли. Акцентированная доля будет звучать ярче, чем аналогичные ей «мёртвые» ноты или звучащие аккорды. Начните практиковать акцентирование вместе с барабанным лупом, а затем и с добавленными аккордами.
Акцент не обязательно должен приходиться на счёт «пять». Попробуйте его сместить: например, сыграйте его на «раз», «четыре» и «семь», или «три» и «семь». Или вообще акцентируйте каждую чётную или нечётную восьмушку. Эти эксперименты позволят найти новые и неожиданные ритмы.
4. Помните, что вы композитор
Это важная вещь, о которой забывают даже опытные музыканты. Вы хозяин звука, который выходит из-под ваших рук. Каждое ваше решение — это художественный приём, у которого есть свои плюсы и минусы.
Например, можно взять песню «Звезда по имени Солнце» группы «Кино», и сыграть её одним боем и на одной громкости. А можно все три куплета сыграть по-разному. Первый сыграем с помощью арпеджио, который также называют перебором. Во втором добавим бой с «мёртвыми» нотами. Аккорды будем играть на счёт «раз» и «восемь». А третий куплет исполним боем с акцентом сильной доли и без «мёртвых» нот. Сыграйте таким способом, и вы почувствуете, что громкость и напряжение возрастают с каждым куплетом.
Есть несколько вариантов, что делать с накопленным к концу песни напряжением. Можно «взорвать» его, сыграв последние такты очень громко, а можно нагнетать и дальше: например, на последней строчке внезапно перейти на тихий перебор и закончить.
В этом и заключается мастерство композитора — создать напряжение и умело с ним обойтись.
Изучение этих простых приёмов не займёт много времени, но станет большим шагом к интересному звучанию. Лучший способ освоить этот материал — использовать его в песнях, которые вы уже играете. Удачной практики!
Читайте также 🎸
- Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных
- 4 проверенных способа настроить гитару
- Как менялись наши музыкальные вкусы за последние 20 лет
«Мертвые» ноты — это приглушенные ноты,
не имеющие конкретной звуковысотности,
т. е. фактически, это просто приглушенные
струны [4, с. 25]. Они обозначаются
крестиками и показывают место на грифе,
в котором должны быть сыграны. Хочу
заметить, что не всегда обязательно
четко придерживаться этого места.
«Мертвые» ноты на бас-гитаре используются
как дополнительный перкуссионный
эффект, их назначение — подчеркивание
акцентов в грувах («грув – это всегда
тщательным образом выверенная комбинация
ритмов, которая с одной стороны акцентирует
основной метр (что заставляет топать
ногой слушателя), а с другой создает
ритмические рисунки противоречащие
метру. Соответственно возникает
“натянутое, как тетива” звучание» [8])
и при игре соло. Они могут извлекаться
несколькими способами как правой рукой,
так и левой. Ниже рассмотрим эти способы
подробнее.
Первый способ извлечения «мертвых» нот
осуществляется за счет глушения струны
левой рукой, то есть правая рука извлекает
звук, а левая глушит струну над определенным
ладом. Необходимо учитывать, что амплитуда
удара при игре на бас-гитаре больше, чем
на других инструментах, родственных
ей, поэтому глушить ноты необходимо
несколькими пальцами (минимум два)
(Приложение 3, рис. 23), чтобы в качестве
звука мы слышали только щелчок, не
имеющий звуковысотных характеристик
и обертонов. При одинаковом ударе
«мертвая» нота звучит несколько тише,
чем обычная, которая извлекается на
неглушенных струнах, поэтому атака на
них должна быть немного больше. Следует
уточнить что при игре слэпом атака
достаточно велика, поэтому чрезмерно
больших усилий прикладывать не нужно.
Существует ряд упражнений позволяющих
добиться необходимого звучания «мертвых»
нот в различных ситуациях. Рассмотрим
вариант их извлечения при игре тройных
ударов приемом thumb(ритмический рисунок – восьмая + две
шестнадцатые). В этом случае возможно
глушение каждой из трех нот, а также
комбинации по две ноты в любом порядке
(Приложение 2, упражнение 28). В процессе
игры упражнений ритмический рисунок
можно варьировать, исполняя тройной
удар от любой доли (первой, второй,
третьей или четвертой шестнадцатой
ноты в четверти). Игра «мертвых» нот в
приемахthumbupиthumbdownосуществляется аналогичным способом.
При их отработке следует рассматривать
различные комбинации глушения по одной,
две, три или четыре ноты в доле, играя
шестнадцатые. При этом вовсе необязательно,
чтобы глушенные ноты располагались
друг за другом, возможны варианты, когда
«мертвые» и обычные ноты чередуются
между собой. Полное количество этих
комбинаций составит 15 (Приложение 2,
упражнение 29).
«Мертвые» ноты в приеме pluckчаще всего используются вкупе сthumb,
к чему мы вернемся чуть позже. Сейчас
рассмотрим исполнение базовых элементов
– двойных и тройных ударов. Как и в
предыдущих приемах возможно глушение
абсолютно любой ноты в двойном (и первой,
и второй) или тройном ударе. В процессе
занятий также следует использовать
различные ритмические комбинации с
перемещением двойных или тройных ударов
в доле, исполняя шестнадцатые (Приложение
2, упражнение 30).
«Мертвые» ноты при игре hammeronслужат дополнением к
игре приемомthumb. В этому
случае первая нота извлекается правой
рукой (thumb), в это время
струна глушится пальцами левой руки, а
затем средний и безымянный пальцы левой
руки бьют по струне перпендикулярно
грифу (Приложение 3, рис. 24). Выполняя эту
комбинацию ударов необходимо сохранять
одинаковую атаку, добиваясь одинакового
звучания «мертвых» нот. Для сохранения
атаки последний удар может наноситься
не по одной а по нескольким струнам.
Отработка данного приема требует
некоторого времени, играя его шестнадцатыми
нотами следует избегать появления
обертонов (Приложение 2, упражнение 31).
Аналогичным путем осуществляется игра
двойных ударов: вместо одногоthumbбольшим пальцем исполняется «двойка»,
затем средний и безымянный пальцы также
выполняютhummeron.
При этомhummeronможет находиться на любом месте в трех
ударах: на первом, как описывалось только
что, втором или третьем (Приложение 2,
упражнение 32). Тот же алгоритм можно
применить и к тройным ударамthumb.
В занятиях также следует уделить время
вариациям размещенияhummeronкак в качестве первой
ноты, так и в конце или середине (Приложение
2, упражнение 33).
Все вышеуказанные способы актуальны
как для левой руки, так и для правой,
например, в то время, как левая глушит
струны, правая на грифе может выполнять
hummeronодним
пальцем или всей кистью (Приложение 3,
рис. 25). При помощи чередования ударов
кисти и всех пальцев правая рука может
исполнять любые ритмические рисунки.
Невзирая на то, что «мертвая» нота сама
по себе не имеет звуковысотной
характеристики, аналогично перкуссионным
инструментам при перемещении правой
руки по всей длине струн можно достигать
различных по высоте звуков. Один из
наиболее ярких примеров применения
этого способа – импровизации Виктора
Вутена, где он имитирует игру барабанов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Глушение на гитаре что это?
Многие начинающие задаются вопросом, как глушить струны. Для начала нужно определиться, что же такое глушение струн. Это особый приём, исполняемый правой или левой ладонью, с целью избавления от ненужных призвуков.
Для чего используется глушение
Самая главная цель данной практики – избавление от посторонних призвуков и так называемой «грязи». Это различные дребезжания, шуршания, скрежет. Причём на акустической и электрической гитарах приём применяется по-разному.
Также довольно распространена и перкуссионная роль при заглушке. «Мёртвые» ноты (обычно обозначаются крестиком) при определённом чередовании открытых и закрытых струн могут создавать своеобразные ритмические рисунки. Это во многом разнообразит исполняемую песню. Кроме того, подобная техника используется и в сольном акустическо-инструментальном творчестве.
Виды глушения струн
Чаще всего она глушит с целью создания ритмической основы и/или пауз. Например, при исполнении такого жанра, как фанк, глушение левой рукой составляет костяк этого зажигательного ритма. Чередование и совмещение левой и правой руки позволяет из простых боев создать сложную и прекрасно звучащую основу.
Также левая глушит лишние звуки аккорда. Часто бывает так, что правая рука играет по пяти-шести струнам, а в левой звучит только две-три. Тогда и приходится заглушать ненужные ноты.
Если вы исполняли хотя бы самый простой бой на гитаре, то, несомненно, сталкивались с этим приёмом. Это обязательно для каждого начинающего и для профессионала. Выполняется либо ладонью, либо пальцами.
Чаще всего ребро используется для приёма palm mute при игре на электрогитаре.
Как глушить струны на гитаре правой рукой
Ребром большого пальца
При исполнении гитарного боя используется глушение, которое совмещает часть сустава большого пальца, и внутреннюю мягкую сторону ладони. После исполнения аккорда ладонь (указательный палец) как бы «выбрасывается» вниз на струны и ударяет по ним. Можно нащупать небольшую косточку прямо у основания большого пальца. Если совместить это место и мягкую (но тугую) мышцу на ладони, то вы найдёте идеальную позицию. Необходимо как бы резко «положить» ладонь и тем самым приглушить звучание.
Как глушить с медиатором
Часто на акустике применяется игра медиатором. Поэтому следует чуть подробнее рассмотреть, как глушить струны на гитаре с плектром. Сам медиатор берётся правильным хватом указательного и большого пальцев. Поэтому глушение на гитаре происходит ребро ладони + мягкой внутренней стороной. То есть рассмотрите противоположную сторону ладони (от той, которой вы глушили при игре боем) – это и будет требуемое место. Аналогично – играете аккорд медиатором; затем резко глушите струны указанным местом (ближе к запястью).
Обратите внимание, что свободные пальцы при этом раскрыты «веером», чтобы не задевать мизинцем исполняемый аккорд.
При приёме «щипок» можно услышать разницу в свободно звучащем и заглушённом аккорде. В песнях требуется играть по-разному, но обычно необходимо приглушить исполненный аккорд. Для этого щипните скажем, Am, а потом снова поставьте кончики этих же пальцев на 1, 2 и 3 струну.
Описание техники
Это техника, которая используется при игре на электрических и акустических струнных инструментах (бас, электрогитара, акустическая, классическая гитара, укулеле). Исполняется совмещением игры аккорда (отдельной ноты) и несильным надавливанием ребра ладони на струны.
Как правильно исполнять прием
Теперь рассмотрим, как глушить струны на электрогитаре. Для начала нужно определиться с местоположением ребра ладони. Чаще всего его ставят максимально близко к струнодержателю. Степень «замьюченности» зависит как раз от расстояния до бриджа. Чем дальше от него рука, тем звук становится более жёстким и брутальным.
Но не стоит слишком усердствовать. Если вы пережимаете аккорд, то в звуке тоже не будет ничего хорошего. Поэтому нужно рассчитать силу нажатия в зависимости от исполняемого стиля и конкретной песни.
Важную роль в исполнении palm mute занимает атака гитариста. Не нужно сильно дёргать струну медиатором, оттягивать её, показывая «злобу» исполнения. Совершайте резкие и хлёсткие удары, будто вы наносите пощёчину играемой квинте.
Итак, чтобы сыграть палм мьют:
- Прижмите ребро ладони близко к бриджу.
- Нанесите медиатором точный и резкий удар по аккорду
Пример исполнения приема на акустической гитаре
Использование приема
Данная техника встречается повсеместно. Разумеется, чаще всего её используют в металлической и рок-музыке. Однако «мьют» применяют и в электрических партиях поп-песен, блюзе, джазе и практически во всех жанрах, где, так или иначе, используется подключенная гитара.
Глушение на гитаре левой рукой
Часто приходится использовать глушение на гитаре и при игре как открытых, так и закрытых аккордов. Метод, который здесь используется, имеет несколько схожих моментов с регги на гитаре. Пальцами необходимо зажать так называемые «мёртвые ноты», которые создадут своеобразные ритмические паузы. Для этого нужно слегка отжать играемый аккорд и провести правой рукой по струнам. Необходимо соблюдать баланс – с одной стороны не должно быть звуков аккорда, с другой не следует слишком отпускать гриф, чтобы избежать характерного дребезжания.
Существует практика приглушения струн, не входящие в гармонию, дабы избежать не только лишних призвуков, но и ненужного звучания. Если необходимо «убрать» соседнюю верхнюю (3 – 3, где 3 – X, смотрите пример на фотографии), то нужно «прикрыть» её подушечкой пальца (но не зажимать!).
Кроме того, иногда требуется «замьютить» более одной струны в аккорде. Тогда можно применять третью фалангу (ближе к основанию пальца) или средний сустав. Всё зависит от конкретной гармонии. Порой приходиться исхитриться, чтобы верно её поставить.
Как правильно глушить струны на гитаре. Общие советы
Экспериментируйте с углом держания медиатора. Если использовать приёмы игры на гитаре «горизонтальное» (медиатор под углом 90 к грифу) и «смешанное» (повёрнут примерно на 30) движение, то можно добиться разных результатов. При горизонтальном легче глушить, т. к. возрастает площадь, которую закрывает ладонь (ребро + сустав большого пальца). Это помогает проконтролировать «загрузку» медиатора и сделать извлечение звука чище и точнее.
Вертикальное (смешанное) движение используют для более напористой атаки и при частых скачках между струнами.
Обозначения глушения струн
На нашем сайте этот приём можно увидеть в виде звёздочки.
Традиционно обозначается «P.M.» прием Palm Mute его продолжительность отмечают пунктирной линией, а окончание вертикальной жирной чертой. В примерах игры боем обозначается «X» крестиком.
Пример «P.M.»
Пример боя
Здесь «Мёртвые» ноты отмечают тоже крестиком.
Глушение струн. Практические упражнения для отработки приемов
Рассмотрим на примере известного боя Четверки у начинающих гитаристов
Несложные упражнения, которые помогут вам освоить этот приём.
Упражнение #1
В этом примере необходимо глушить первый два удара с помощью «P.M.», следующие два удара играются открытыми.
Упражнение #2. Галоп
Здесь необходимо поймать ритм, при этом грамотно извлекать звуки и держать ребро ладони на струнах.
Тренировка для левой руки
Один из самых интересных жанров для отработки данного приёма
Заключение
Palm mute – довольно сложный приём. Но без знания его основ невозможно играть большое количество песен. Поэтому нужно потихоньку осваивать его и выполнять упражнения.