Волхвы — три загадочных гостя маленького Иисуса
История про волхвов, прибывших к младенцу Иисусу с подарками на Рождество, ведомые путеводной звездой
Содержание:
-
- Древние книги о волхвах
- Богословские споры
- Различия в традициях на Востоке и Западе
- О ковчеге
- Появление дедушки Мороза
Новогодние праздники остались далеко позади. Более того, многие истосковались по теплу и яркому солнышку, все чаще приговаривая: «Дедушка Мороз уходи». Однако, независимо от времени года, вам будет интересно узнать историю о волхвах — трех загадочных гостях маленького Иисуса.
Древние книги о волхвах
Известие о визите загадочных восточных мудрецов к младенцу Христу содержится только в одном из четырех Евангелий — от Матфея. У Луки волхвов заменяют простые пастухи, а у Марка и Иоанна это событие вообще не упомянуто — правда, там рассказ начинается не с рождения Иисуса, а с его крещения во взрослом возрасте.
У Матфея же сказано, что волхвы с Востока увидели на небе необычайно яркую Звезду, возвещающую, что родился царь Иудейский, и решили поклониться ему. В Древней Руси волхвами называли не только жрецов старой языческой веры, но и всех чародеев, предсказателей и колдунов.
В Славянской Библии этим словом переведено греческое (и латинское) «маги», имевшее немного другое значение. Маги были жрецами у мидян, персов и других народов Ближнего Востока; им приписывались многие волшебные способности, включая умение предсказывать будущее по звездам.
Библейский пророк Даниил получил от вавилонского царя Валтасара звание главного мага (раб-маг). Позже цари Персии приняли зороастрийскую веру и начали бороться с магами. Те активно сопротивлялись и сумели даже посадить на персидский трон самозванца из своих — но в итоге были побеждены и ко времени, когда жил Иисус, превратились в бродячих гадателей и астрологов.
Новый Завет этих исторических тонкостей не знает, маги в нем — люди богатые и могущественные, отправившиеся в путь с целой армией слуг и богатыми подарками. Евангелист Матфей повествует, как волхвы-маги прибыли в Иерусалим к царю Ироду и напрямик спросили у него: «Где родившийся царь Иудейский?» Естественно, Ирод встревожился: о каких-либо царях, кроме себя, он не слышал и слышать не хотел.
Допросив собственных мудрецов, он узнал, что, по пророчествам, новый царь должен родиться в городке Вифлеем недалеко от столицы. Тогда он попросил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Звезда в это время по-прежнему сияла на небесах, и хорошо понимавшие ее знаки гости легко нашли дом, где жил Иисус с его матерью Марией. «Падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Этим подаркам богословы давно приписали священный смысл. Золото означало царскую власть, ладан — власть священническую, смирна, или миро, использовалась для бальзамирования трупов, а это означало, что Иисусу суждено умереть ради спасения человеческого рода.
Миром в евангельском повествовании Мария Магдалина омыла ноги Спасителя, им же было умащено его тело перед погребением. Выразив почтение малышу, волхвы разбили у его дома лагерь и в ту же ночь увидели вещий сон, возвестивший, что Ирод хочет обмануть их и погубить маленького Иисуса. Тогда они решили не возвращаться в Иерусалим и отправиться домой другой дорогой.
После этого мужу Марии Иосифу — тоже во сне — явился ангел Господень, приказавший о ему бежать с семьей в Египет, «ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф послушался, после чего в Вифлееме случилось печально знаменитое избиение младенцев — по приказу Ирода были убиты все дети младше двух лет.
По подсчетам историков церкви, тогда погибло до 1400 невинных детей, хотя все население города вместе с округой было немногим больше.
Когда террор стих, семейство Иисуса вернулось в Иудею — точнее, в Назарет, где Спаситель и жил с тех пор, получив прозвище Назаретянин (ха-Ноцри). Ничего не зная обо всех этих событиях, волхвы «отошли в страну свою» — и исчезли со страниц Священного Писания.
Богословские споры
Это исчезновение не устроило многочисленных богословов, на свой лад продолживших рассказ о загадочных гостях с Востока.
Первым делом завязалась полемика о том, когда состоялся их вояж в Вифлеем. Одни авторы считали, что это произошло сразу после рождения Иисуса. В популярном апокрифическом Протоевангелии Иакова говорилось, что визитеры явились прямо к пещере (вертепу), где родился Спаситель, хотя в Евангелии речь явно идет о доме.
Другие, как Иоанн Златоуст, были уверены, что волхвы увидели звезду за много лет до того и предсказали по ней будущие события.
Третьи, напротив, утверждали, что мудрецы появились в Вифлееме лишь через два года после рождения малыша — именно поэтому Ирод велел казнить детей начиная с этой даты. Это больше похоже на правду: путь из Персии или Аравии до Палестины занимал не меньше двух месяцев, а волхвы с их большим караваном двигались бы еще медленнее.
Кстати, жестокий царь Ирод на самом деле умер за четыре года до принятой церковью даты рождения Христа, что вообще ставит под вопрос всю описанную в Евангелии от Матфея историю. Историки не раз пытались подобрать более подходящую дату, а астрономы — найти звезду, за которой следовали пришельцы.
Одни считали ее кометой, другие — Сириусом, который в последние годы до нашей эры отличался необычной яркостью. Но волхвы должны были быть настоящими магами, чтобы по одному только положению звезды на небе отыскать в чужой стране незнакомого им человека.
Дискуссия о дате вифлеемского поклонения породила другой вопрос — откуда все-таки явились гости и сколько их было? По количеству подарков решили, что волхвов трое, хотя некоторые источники называют другое число — 6 или 12.
В V-VI веке святой Кесарий Арльский впервые назвал их царями, и тогда же появилась версия, что они правили в трех языческих странах — Персии. Аравии (или Индии) и Эфиопии. Соответственно, их стали изображать с разным цветом кожи, а заодно и разного возраста. Дали им и имена: молодой человек европейского вида стал называться Каспаром, темнокожий мужчина — Бальтазаром (Валтасаром), а пожилой седобородый «азиат» — Мельхиором. Откуда взялись эти имена?
Второе явно взято у вавилонского царя, однако в нем, как и в третьем, слышатся также имена языческих богов — Баала и Молоха. В первом видят халдейское имя или прозвище Гизбар («казначей»), упоминаемое в Библии.
То, что волхвы получили имена древних богов, не случайно — они должны были символизировать языческий мир, склонившийся перед новорожденным Христом. Однако эти имена появились не сразу: сирийцы называли волхвов Гормизд, Яздегерд и Пероз, греки — Апелликон, Америн и Дамаскон, евреи — Магалат, Галгалат и Серакин. Были и другие варианты — например, в сочинениях отцов церкви упоминался четвертый волхв, которого звали Артабаном.
Но уже в VI веке мозаика в итальянской Равенне изображала трех магов со знакомыми всем именами. На них — персидские халаты и войлочные колпаки как у обобщенных «восточных людей». Такими же они изображались в церкви Рождества Христова в Вифлееме — именно поэтому ее пощадил персидский царь Хосров II Парвиз, захвативший Палестину и разрушивший там все христианские храмы.
Различия в традициях на Востоке и Западе
Со временем католический Запад и православный Восток разошлись, помимо всего прочего, и в отношении к волхвам. Первый превратил их встречу с Иисусом в особый праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января.
Считается, что в этот же день произошло Крещение Христа, и в православии эти два праздника объединились, а поклонение волхвов отошло к третьему — Рождеству, которое стали праздновать 25 декабря, в день древнего праздника солнцестояния.
В Европе это празднество часто совпадало с началом нового года, и его главным героем был «лесной дед» — ему приносили жертвы, в его честь украшали деревья и водили хороводы. В некоторых странах этот персонаж приобрел христианские черты, подобно французскому Пер Ноэлю или итальянскому Баббо Натале — то и другое означает «рождественский дед».
У других народов он остался языческим, как финский Йоулупукки («рождественский козел») или шведский Юлениссе («рождественский гном»). Недовольная этим церковь выдвинула альтернативу — святого Николая, память которого праздновалась в декабре. Этот добрый святой, известный сперва в Голландии, а потом и во всем мире как Санта- Клаус, уже не требовал кровавых жертв — напротив, дарил подарки детям, которые в прошедшем году вели себя хорошо.
Особняком стояла Испания, где нелегкое дело раздачи подарков было доверено не кому-нибудь, а трем волхвам — здесь их называют Los reyes magos, или «короли-волшебники». Еще в Средние века испанцы устраивали 5 января, в канун Богоявления, красочные костюмированные шествия, участники которых бросали в толпу конфеты и орехи.
В этот день в храмах освящают мелки, которыми пишут на домах СМВ — первые буквы не только имен волхвов, но и латинской фразы Christus Masionem Benedicat («Да благословит Христос этот дом»). По улицам ходит «королевский почтальон», которому дети вручают записки с просьбами о подарках (сегодня письмо можно отправить и по электронной почте). Ложась в этот день спать, они оставляют на столе стакан молока и печенье для осликов, на которых волхвы развозят поклажу. А проснувшись, находят в своих башмаках или возле них желанный подарок — если, конечно, хорошо себя вели.
Озорники получали вместо игрушек и сладостей кусок угля, который в наши дни заменяют жженой карамелью. На праздничный стол в этот день подают «королевский крендель» с цукатами и изюмом, в который запекают бобовое зернышко; того, кому оно достанется, в будущем году ждет удача.
Хотя в других европейских странах волхвам не досталась такая почетная роль, они остаются непременными участниками рождественских торжеств. Издавна в людных местах, в том числе в храмах, выставлялись вертепы — красочные сцены Рождества, где непременно находили свое место волхвы, их ослы, верблюды и прочее экзотическое окружение.
Конечно, этот сюжет не остался без внимания средневековых иконописцев и художников Возрождения. Особенно впечатляет Капелла волхвов в флорентийском палаццо Рикарди, расписанная в XV веке Беноццо Гоццоли: всю площадь ее стен занимает грандиозная процессия из 150 фигур, куда органично вписались волхвы, пастухи, ангелы, святые и конечно заказчики фрески — члены семейства Медичи.
Народная любовь к волхвам росла из века в век, и церковь не могла остаться в стороне от этого процесса. В XIII веке итальянский монах Иаков Ворагинский создал популярный сборник житий святых «Золотая легенда», куда вошли и жизнеописания трех магов. Согласно автору — а точнее, пересказанной им легенде, — Мельхиор, Бальтазар и Каспар были крещены апостолом Фомой, стали епископами и приняли мученическую смерть.
Считается, что Фома (тот самый «неверующий», уверовавший после Воскресения Христова крепко и навсегда) закончил свои дни в Индии; Марко Поло посетил его гробницу в Малабаре, рядом с которой находилась часовня в память трех волхвов. Конечно, вряд ли эти неутомимые странники могли забраться так далеко, но в любом случае они вместе проповедовали христианство и погибли тоже вместе.
Современник Иакова, немец Иоанн из Хильдесхайма, в своем сочинении «Легенда о трех святых царях» пишет, что их мощи в IV веке отыскала у истоков Евфрата благочестивая Елена, мать императора Константина. Они были с величайшими почестями помещены в одном из храмов недавно основанного Константинополя.
Интересно, что в персидском городке Сава близ Тегерана находилась еще одна гробница волхвов — о ней писал позже Марко Поло. Из Византии драгоценные реликвии перекочевали в Милан, а в XII веке разоривший этот город германский император Фридрих Барбаросса увез их с собой.
В награду за денежную помощь в снаряжении войска мощи были подарены архиепископу Кельна Райнальду фон Дасселю. После этого в город начали стекаться паломники со всей Европы, старый собор оказался мал для них, и церковники начали строительство нового. Кельнский собор, заложенный в 1248 году, стал самым продолжительным «долгостроем» в истории — его возводили более 600 лет.
О ковчеге
Задолго до окончания стройки в Келньский собор был торжественно перенесен ювелирный шедевр — Ковчег для хранения останков волхвов, над которым 30 лет работал искусный мастер Николаус из Вердена.
Этот массивный ларец длиной 220 сантиметров, шириной 110 и высотой 153 сделан из дерева и покрыт золотыми и серебряными пластинами, на которых отчеканены фигуры святых. Ларец украшают больше тысячи драгоценных камней и 300 античных камей. Там находятся мощи не только волхвов, но и мучеников Феликса и Набора Сполетских.
Одна из стенок ковчега сделана съемной — 6 января, в день Богоявления, она снимается, и верующие могут смутно разглядеть в полумраке три черепа в золотых коронах. Ученые давно пытаются исследовать останки; говорят даже, что такое обследование уже состоялось, и обнаружило, что кости принадлежат троим мужчинам разного возраста, умершим… в XII веке. Впрочем, никаких официальных данных на этот счет пока нет.
Жители Кельна гордятся «своими» волхвами не меньше испанцев. На гербе города изображены три золотые короны, а 6 января, объявленное Днем святых королей, празднует весь город.
В канун этого дня дети в белых балахонах ходят по домам и поют колядки во славу волхвов. На домах, как и в Испании, пишут на счастье буквы СМВ, а на елку вешают изображения Мельхиора, Бальтазара и Каспара на верблюдах. В магазинных витринах выставлены нарядные вертепы, а на площадях устраивают представления, изображающие Богоявление, к радости многочисленных туристов.
Появление дедушки Мороза
В православной России Новый год прежде отмечался в сентябре или марте, поэтому ни волхвы, ни святой Николай не были причастны к этому празднику. Петровская реформа календаря сблизила нас с Европой и поставила на повестку дня изобретение новогоднего «божества»; после долгих поисков им стал фольклорный «дедушка Мороз», впервые представший перед публикой в 1842 году в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович». Постепенно он научился делать то же, что его западные коллеги, — дарить подарки, щеголять в нарядной шубе и устраивать шумное веселье, которое ничуть не портили снег и холод.
Как ни странно, именно в православной Греции сохранилась еще одна реликвия волхвов — а именно дары, которые они преподнесли маленькому Иисусу. По преданию, Мария бережно сохранила их и позже передала Иерусалимской церкви, которую возглавил ее пасынок Иаков.
Позже византийский император Аркадий перенес их в Константинополь, где они и находились до взятия города турками-османами. Когда это случилось, султанша Мара, дочь сербского князя Георгия Бранковича, сумела спасти реликвию и пожертвовала ее монастырю Святого Павла на Афоне, где жили сербские монахи. По легенде, она хотела лично внести ларец с дарами в монастырь, но ее остановил голос, напомнивший, что женщинам нет хода на Святую Гору.
Мара не обиделась и вместе с ларцом пожертвовала обители деньги на обустройство. Дары волхвов и сегодня хранятся в монастыре; это 28 золотых пластинок, украшенных тонким филигранным орнаментом. К некоторым из них присоединены проволочки, на которые нанизаны маленькие шарики ладана и смирны.
Два тысячелетия спустя (впрочем, их подлинного возраста никто не знает) они по-прежнему благоухают и, говорят, исцеляют больных, приезжающих сюда издалека. Самым везучим паломникам монахи разрешают поднести к уху одну из золотых пластин и послушать исходящий от нее звук — как будто далекий шепот на давно забытом языке…
Трех волхвов издавна считают покровителями путешественников, поэтому в средневековой Европе их именем часто называли трактиры и гостиницы. Легенда о них тоже проделала долгий путь — от Испании до Индии, от Кельна до Афона. Как и Санта-Клаус, в сознании сегодняшних людей эти три восточных мудреца сильнее связаны не с евангельской историей, а с чудесами, подарками, ожиданием праздника — всем, что приносят нам Рождество и Новый год.
Волхвы
- Поклонение волхвов Закон Божий
- Волхвы Библейская энциклопедия
- Поклонение волхвов Б.И. Гладков
- Следование волхвов за звездой не служит оправданием астрологии свт. Иоанн Златоуст
- Волхвы с востока А.П. Лопухин
- Сказание о поклонении волхвов свт. Димитрий Ростовский
- Борьба язычества с христианством. Волхвы Н.М. Гальковский
- Поклонение волхвов Н.В. Покровский
- О волхвах и вохвованиях древних и новых архим. Игнатий (Малышев)
- Поклонение волхвов (Мф.2:1–12)
- Волхвы Константин Льдов
- Дары волхвов О. Генри
- Дары волхвов Азбука паломника
- Дары волхвов. Путь в Россию А. Мамонтов
Волхвы́ — общее название, применявшееся ранее к магам, чародеям, колдунам, астрологам (астрономия и астрология были в древности практически неразделимы).
Одними из первых пришли поклониться рожденному Христу волхвы с Востока (Мф.2:1-12). Волхвы́ (зороастрийские или вавилонские жрецы), получившие откровение о пришествии в мир Христа, являют пример того, как человек отзывается на действие призывающей благодати. Получив откровение в виде особой звезды, явившейся в знак Рождества Христова, евангельские волхвы увидели в этом знак рождения великой Личности. Прибыв в Иерусалим они узнали от царя Ирода, что Мессии должно родиться в Вифлееме. Явившись Иисусу Христу, преподнесли ему дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку) (ныне хранятся на Афоне в монастыре св. Павла).
Предание говорит, что волхвов было трое. Их имена – Каспар, Мельхиор и Валтасар – впервые встречаются у прп. Беды Достопочтенного († 735). В некоторых повествованиях они описываются как представители 3‑х возрастных групп и ветвей человечества: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар – «бородатым старцем», а Мельхиор – «темнокожим», происходящем из Эфиопии. Мощи волхвов в настоящее время находятся в кафедральном соборе г. Кёльн.
В Библии есть упоминания и о других волхвах. Наиболее известны Валаам, который вместо проклятия Израилю исполнился Духом Божиим и благословил его (Чис.24) и Симон Волхв, обратившийся ко Христу и просивший у апостолов благодать исцелений, предлагая за это деньги (Деян.8:9-24).
В чем состояло значение поклонения волхвов Богомладенцу Иисусу?
Поклонении волхвов показало готовность не только иудеев, но и язычников принять Иисуса Христа как Царя царей. Более того, принятие их даров, имевших, согласно Преданию, символическое значение, показало желание и готовность Самого Бога принять в число участников Нового Завета язычников, всех людей вообще (заметим, что согласно преданию Римской церкви, сообщающему о волхвах как о царях, и называющему их имена — Мельхиор, Каспар, Валтасар — эти трое являлись представителями трех возрастов и трех родоночальников послепотопного человечества (первый — старец, потомок Сима, второй — юноша, потомок Хама, третий — возмужалый, потомок Иафета) (добавим, что точное количество волхвов нам с достоверностью неизвестно: в раннехристианском искусстве изображения этого сюжета могли включать двух, трех, четырех поклоняющихся; некоторые отцы Церкви допускали, что волхвов могло быть 12; см. по этому поводу: Иванов А. И. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета)).
Вместе с тем поклонение волхвов обличило тех иудеев, которые хотя и должны были бы признать Спасителя в числе первых, но не сделали этого по ряду причин. Во времена Ветхого Завета на еврейский народ была возложена особая миссия быть хранитем веры в Единого Бога: им было «вверено слово Божие» (Рим.3:2). Проповедь ветхозаветных пророков содержала указания на время (Дан.9:24-27) и место (Мф.5:2) рождения Христа, на некоторые обстоятельства Его служения, на Его смерть и Воскресение (Ос.6:1-2). Именно поэтому иудеям, а особенно книжникам и священникам надлежало признать Мессию в первую очередь. Но они, будучи хранителями Писания, наделили его превратным смыслом. Книжники, подсказав Ироду, где должно родиться Христу, не пошли и не поклонились Ему, как, впрочем, и сам Ирод, направивший, затем, в Вифлеем палачей для убийства местных младенцев (Мф.2:16).
Цитаты о волхвах
«Не упоминай мне о великой славе Христовой, звезде благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос – безлетный сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых являются астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде этого, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь звездословию халдеи, когда с удивлением отличили ее от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в Еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусств».
cвт. Григорий Богослов
https://ria.ru/20190107/1548431360.html
Главная загадка Рождества: кем на самом деле были волхвы
Главная загадка Рождества: кем на самом деле были волхвы — РИА Новости, 15.03.2021
Главная загадка Рождества: кем на самом деле были волхвы
Православные христиане отмечают сегодня Рождество Христово. В истории этого праздника, несмотря на его общеизвестность, на самом деле много вопросов. Например,… РИА Новости, 15.03.2021
2019-01-07T08:00
2019-01-07T08:00
2021-03-15T14:16
религия
рождество христово
пребывание даров волхвов в россии
аналитика — религия и мировоззрение
религия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154843/78/1548437891_0:181:2999:1868_1920x0_80_0_0_271c0aa5b40878a7588856bd49ffd16c.jpg
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане отмечают сегодня Рождество Христово. В истории этого праздника, несмотря на его общеизвестность, на самом деле много вопросов. Например, кто такие волхвы и что в действительности они подарили Новорожденному? О самых таинственных рождественских персонажах — в материале РИА Новости. Что за звезда зажглась Вроде бы прекрасно всем известный библейский эпизод на удивление полон белых пятен. Начиная с вопроса, откуда и зачем пришли к младенцу Христу волхвы. Евангелист Матфей, который приводит историю рождения Спасителя, дважды уточняет: «с востока». «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему», — говорят волхвы в Иерусалиме иудейскому царю Ироду Великому. Не на шутку встревожившийся за свой трон правитель выяснил у них, что некий «Царь Иудейский» родился в Вифлееме. Он попросил волхвов во всех подробностях разузнать о младенце, чтобы затем самому «поклониться ему». Но это было лукавство — Ирод попросту хотел убить возможного потенциального конкурента. «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою», — повествует евангелист. И все. Больше никаких намеков на то, как их звали, кем они были по национальности. Неизвестно даже, сколько их было и вернулись ли они домой. А между тем сюжет Рождества, несмотря на крохи приведенной в Писании информации, — один из ключевых для христианства. Уже в первые века нашей эры верующие отходят от буквального прочтения Евангелия и начинают в нем искать тайные духовные смыслы — оттого так ценны какие-либо новые подробности того или иного эпизода из жизни Христа. Царские чародеи Именно у первых христиан, примерно с III века, начинается масштабное «расследование», которое длится до сих пор: кем были волхвы? Первую важную зацепку дал сам евангелист Матфей. «В дошедшем до нас древнегреческом варианте Евангелия фигурирует слово magis. На славянский его перевели как «волхвы». Значение этого греческого слова — человек, который занимается какими-то сверхъестественными вещами», — объясняет РИА Новости библеист Андрей Десницкий. Конкретно эти маги занимались астрологией. Так как в древнееврейской традиции гадание по звездам порицалось, «страна на востоке» вряд ли находится по соседству с Иудеей. Но звезды подсказали волхвам, что родился именно Царь Иудейский — Мессия. Значит, они были знакомы с иудаизмом и его священными текстами. Единственным местом «восточнее», которое в древности было центром астрологии и астрономии и где жили евреи, историки считают город Вавилон на территории современного Ирака. В 1998 году американский астроном Майкл Молнар привел косвенные доказательства вавилонского происхождения волхвов: все дело в «вифлеемской звезде», которая возникла на востоке. Оказывается, «на востоке» — технический термин, использовавшийся древними астрономами для чрезвычайно редкого небесного феномена: в определенный день раз в сотни лет рано утром на восточном горизонте ненадолго появляется планета Юпитер. Это, по словам ученого, результат того, что Земля в какой-то момент начинает двигаться относительно Солнца быстрее, чем Марс, Юпитер и Сатурн. Этот феномен зафиксировали как раз в Вавилоне, посчитав его «особым, царским знаком». «Традиция ассоциирует волхвов с Вавилоном и в меньшей степени с Персией. Учитывая, что Междуречье в то время было частью Парфянской державы, можно полагать, что персидским (парфянским) считалось подданство, а вавилонским — происхождение волхвов», — уточняет РИА Новости религиовед Илья Вевюрко. При чтении Евангелия складывается ощущение, что Ирод чуть ли не командует ими: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Но получив во сне откровение, что к Ироду не надо возвращаться, они идут домой другим путем. Неужели волхвы были настолько беззащитны, что побоялись нарушить повеление чужого царя? Но ведь снарядить целую экспедицию в далекую страну, да еще захватить с собой очень ценные по тем временам подарки — дело весьма затратное. Так кем же были они по статусу? «Короли» из Аравии Оказывается, создание знаменитого на весь мир Кёльнского собора напрямую связано с загадкой волхвов. В нем хранится золотой саркофаг, признанный шедевр средневекового прикладного искусства. Внутри — мощи волхвов, в Европе их называют также «три короля».О том, что астрологи были далеко не последними людьми в Вавилоне, свидетельствовал еще древнегреческий историк Геродот. Маги были советниками персидского правителя — на основе их прорицаний он нередко принимал важные решения. А однажды, пишет Геродот, маг по имени Смердис и вовсе захватил власть в могущественном Персидском государстве, пока царь Камбис воевал с египтянами. Вот и некоторые раннехристианские мыслители называют волхвов «правителями». Так, Тертуллиан в III веке писал, что новорожденному Христу поклонились «почти цари». Возможно, он имел в виду властителей одного из небольших государств, разбросанных восточнее реки Иордан. Впрочем, Тертуллиан допускает, что правители пришли к Спасителю не из Междуречья, а с Аравийского полуострова. Об этом говорит характер поднесенных божественному младенцу даров. Дары и имена Золото, ладан и смирну поднесли Христу неспроста. Каждый из подарков полон глубокого смысла. Золото — дар царю. Ладан — застывшая ароматическая древесная смола — Богу. А смирна — благовонный бальзам для погребения — знак того, что новорожденному Мессии надлежит умереть за человечество. «Если было три дара, то логично предположить, что их поднесли три человека. Это число дарителей и вошло в традицию», — говорит Андрей Десницкий. В Средневековье у дарителей появляются имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар. В древности центром производства ладана было плато Дофар в Омане, что, по всей видимости, и дало жизнь версии об аравийском происхождении волхвов. Впрочем, во времена Христа международная торговля была настолько интенсивной, что ценную смолу можно было купить в той же Иудее — ее использовали священники Иерусалимского храма во время богослужений. «Чудеса — не главное» Доподлинно не известна и дальнейшая судьба даров. Церковное предание гласит, что их хранила у себя Богородица. Незадолго до своего Успения (ухода из земной жизни) она передала реликвию иерусалимской общине христиан. В 400 году византийский император Флавий Аркадий перенес Дары волхвов в Константинополь. От захвативших столицу Византийской империи в 1453 году турок реликвию спасла сербская принцесса Мария Бранкович, в юности выданная замуж за отца покорившего Константинополь султана Мехмеда II. Каким-то образом ей удалось убедить мужа не обращать ее в ислам. После падения столицы Византии она стала собирать христианские святыни, спасая их от разграбления. А еще Мария Бранкович мечтала посетить Афон, где, согласно монашеской традиции, женщинам находиться запрещено. Но глубоко уважавший свою мать Мехмед II передал ей Святую гору в управление, и в 1470 году она все же решилась посетить это место и привезла с собой несколько реликвий, в том числе Дары волхвов. Однако до монастыря святого Павла, который был ближе всего к пристани, Мария Бранкович так и не дошла. Почему — загадка. Есть предание, по которому на полпути к обители она услышала голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство иной Владычицы, Царицы Небесной, госпожи Богородицы, предстательницы и охранительницы Святой горы». А святыня с тех пор хранится в афонском монастыре святого Павла. «Золото, которое волхвы поднесли Христу, выглядело не как банковские слитки. В те времена был обычай дарить отлитые из золота сосуды. Но в Византии императоры приняли решение переплавить эти сосуды и сделать из них подвески. А ладан и смирну скатали в шарики (их около 70. — Прим. ред.). И сейчас дары представляют собой 28 золотых пластин, которые, как ожерелье, украшены ладаном и смирной», — рассказывает РИА Новости православный журналист Максим Клименко, неоднократно посещавший Афон.Поклонение реликвии — незабываемое событие в жизни любого паломника. «Когда прикладываешься к Дарам волхвов, от них исходит ощутимое благоухание, но оно отличается от того аромата, что исходит от мощей святых», — свидетельствует он. В 2014 году Дары волхвов впервые покинули афонскую обитель: их доставили для молитвенного поклонения в города России, Украины и Белоруссии. С 6 по 30 января в этих странах к святыне приложилось почти полтора миллиона человек. «Главная ценность этой святыни для нас, православных верующих, заключается не в тех чудесах и исцелениях, которые, безусловно, были. Прежде всего это подтверждение историчности евангельского события», — заключает Клименко.
https://ria.ru/20180107/1511976124.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154843/78/1548437891_135:0:2866:2048_1920x0_80_0_0_713b604a64c7322cf5f637fe2059e407.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
рождество христово, пребывание даров волхвов в россии, аналитика — религия и мировоззрение, религия
Религия, Рождество Христово, Пребывание Даров волхвов в России, Аналитика — Религия и мировоззрение, Религия
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане отмечают сегодня Рождество Христово. В истории этого праздника, несмотря на его общеизвестность, на самом деле много вопросов. Например, кто такие волхвы и что в действительности они подарили Новорожденному? О самых таинственных рождественских персонажах — в материале РИА Новости.
Что за звезда зажглась
Вроде бы прекрасно всем известный библейский эпизод на удивление полон белых пятен. Начиная с вопроса, откуда и зачем пришли к младенцу Христу волхвы. Евангелист Матфей, который приводит историю рождения Спасителя, дважды уточняет: «с востока».
«Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему», — говорят волхвы в Иерусалиме иудейскому царю Ироду Великому.
Не на шутку встревожившийся за свой трон правитель выяснил у них, что некий «Царь Иудейский» родился в Вифлееме. Он попросил волхвов во всех подробностях разузнать о младенце, чтобы затем самому «поклониться ему». Но это было лукавство — Ирод попросту хотел убить возможного потенциального конкурента.
«
«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою», — повествует евангелист.
И все. Больше никаких намеков на то, как их звали, кем они были по национальности. Неизвестно даже, сколько их было и вернулись ли они домой.
А между тем сюжет Рождества, несмотря на крохи приведенной в Писании информации, — один из ключевых для христианства. Уже в первые века нашей эры верующие отходят от буквального прочтения Евангелия и начинают в нем искать тайные духовные смыслы — оттого так ценны какие-либо новые подробности того или иного эпизода из жизни Христа.
Царские чародеи
Именно у первых христиан, примерно с III века, начинается масштабное «расследование», которое длится до сих пор: кем были волхвы? Первую важную зацепку дал сам евангелист Матфей.
«В дошедшем до нас древнегреческом варианте Евангелия фигурирует слово magis. На славянский его перевели как «волхвы». Значение этого греческого слова — человек, который занимается какими-то сверхъестественными вещами», — объясняет РИА Новости библеист Андрей Десницкий.
Конкретно эти маги занимались астрологией. Так как в древнееврейской традиции гадание по звездам порицалось, «страна на востоке» вряд ли находится по соседству с Иудеей. Но звезды подсказали волхвам, что родился именно Царь Иудейский — Мессия. Значит, они были знакомы с иудаизмом и его священными текстами.
Единственным местом «восточнее», которое в древности было центром астрологии и астрономии и где жили евреи, историки считают город Вавилон на территории современного Ирака.
В 1998 году американский астроном Майкл Молнар привел косвенные доказательства вавилонского происхождения волхвов: все дело в «вифлеемской звезде», которая возникла на востоке. Оказывается, «на востоке» — технический термин, использовавшийся древними астрономами для чрезвычайно редкого небесного феномена: в определенный день раз в сотни лет рано утром на восточном горизонте ненадолго появляется планета Юпитер. Это, по словам ученого, результат того, что Земля в какой-то момент начинает двигаться относительно Солнца быстрее, чем Марс, Юпитер и Сатурн. Этот феномен зафиксировали как раз в Вавилоне, посчитав его «особым, царским знаком».
«
«Традиция ассоциирует волхвов с Вавилоном и в меньшей степени с Персией. Учитывая, что Междуречье в то время было частью Парфянской державы, можно полагать, что персидским (парфянским) считалось подданство, а вавилонским — происхождение волхвов», — уточняет РИА Новости религиовед Илья Вевюрко.
При чтении Евангелия складывается ощущение, что Ирод чуть ли не командует ими: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Но получив во сне откровение, что к Ироду не надо возвращаться, они идут домой другим путем. Неужели волхвы были настолько беззащитны, что побоялись нарушить повеление чужого царя?
Но ведь снарядить целую экспедицию в далекую страну, да еще захватить с собой очень ценные по тем временам подарки — дело весьма затратное. Так кем же были они по статусу?
«Короли» из Аравии
Оказывается, создание знаменитого на весь мир Кёльнского собора напрямую связано с загадкой волхвов. В нем хранится золотой саркофаг, признанный шедевр средневекового прикладного искусства. Внутри — мощи волхвов, в Европе их называют также «три короля».
О том, что астрологи были далеко не последними людьми в Вавилоне, свидетельствовал еще древнегреческий историк Геродот. Маги были советниками персидского правителя — на основе их прорицаний он нередко принимал важные решения. А однажды, пишет Геродот, маг по имени Смердис и вовсе захватил власть в могущественном Персидском государстве, пока царь Камбис воевал с египтянами.
Вот и некоторые раннехристианские мыслители называют волхвов «правителями». Так, Тертуллиан в III веке писал, что новорожденному Христу поклонились «почти цари». Возможно, он имел в виду властителей одного из небольших государств, разбросанных восточнее реки Иордан.
Впрочем, Тертуллиан допускает, что правители пришли к Спасителю не из Междуречья, а с Аравийского полуострова. Об этом говорит характер поднесенных божественному младенцу даров.
Дары и имена
Золото, ладан и смирну поднесли Христу неспроста. Каждый из подарков полон глубокого смысла.
Золото — дар царю. Ладан — застывшая ароматическая древесная смола — Богу. А смирна — благовонный бальзам для погребения — знак того, что новорожденному Мессии надлежит умереть за человечество.
«Если было три дара, то логично предположить, что их поднесли три человека. Это число дарителей и вошло в традицию», — говорит Андрей Десницкий.
«
В Средневековье у дарителей появляются имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар.
В древности центром производства ладана было плато Дофар в Омане, что, по всей видимости, и дало жизнь версии об аравийском происхождении волхвов. Впрочем, во времена Христа международная торговля была настолько интенсивной, что ценную смолу можно было купить в той же Иудее — ее использовали священники Иерусалимского храма во время богослужений.
«Чудеса — не главное»
Доподлинно не известна и дальнейшая судьба даров. Церковное предание гласит, что их хранила у себя Богородица. Незадолго до своего Успения (ухода из земной жизни) она передала реликвию иерусалимской общине христиан. В 400 году византийский император Флавий Аркадий перенес Дары волхвов в Константинополь.
От захвативших столицу Византийской империи в 1453 году турок реликвию спасла сербская принцесса Мария Бранкович, в юности выданная замуж за отца покорившего Константинополь султана Мехмеда II. Каким-то образом ей удалось убедить мужа не обращать ее в ислам. После падения столицы Византии она стала собирать христианские святыни, спасая их от разграбления.
А еще Мария Бранкович мечтала посетить Афон, где, согласно монашеской традиции, женщинам находиться запрещено. Но глубоко уважавший свою мать Мехмед II передал ей Святую гору в управление, и в 1470 году она все же решилась посетить это место и привезла с собой несколько реликвий, в том числе Дары волхвов.
Однако до монастыря святого Павла, который был ближе всего к пристани, Мария Бранкович так и не дошла. Почему — загадка. Есть предание, по которому на полпути к обители она услышала голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство иной Владычицы, Царицы Небесной, госпожи Богородицы, предстательницы и охранительницы Святой горы».
«
А святыня с тех пор хранится в афонском монастыре святого Павла. «Золото, которое волхвы поднесли Христу, выглядело не как банковские слитки. В те времена был обычай дарить отлитые из золота сосуды. Но в Византии императоры приняли решение переплавить эти сосуды и сделать из них подвески. А ладан и смирну скатали в шарики (их около 70. — Прим. ред.). И сейчас дары представляют собой 28 золотых пластин, которые, как ожерелье, украшены ладаном и смирной», — рассказывает РИА Новости православный журналист Максим Клименко, неоднократно посещавший Афон.
Поклонение реликвии — незабываемое событие в жизни любого паломника. «Когда прикладываешься к Дарам волхвов, от них исходит ощутимое благоухание, но оно отличается от того аромата, что исходит от мощей святых», — свидетельствует он.
В 2014 году Дары волхвов впервые покинули афонскую обитель: их доставили для молитвенного поклонения в города России, Украины и Белоруссии. С 6 по 30 января в этих странах к святыне приложилось почти полтора миллиона человек.
«Главная ценность этой святыни для нас, православных верующих, заключается не в тех чудесах и исцелениях, которые, безусловно, были. Прежде всего это подтверждение историчности евангельского события», — заключает Клименко.
Рождество: почему для науки Иисус Христос — реальный персонаж
Поздравляю всех читателей газеты «Вечерняя
Москва» с Рождеством Христовым! В эти дни мы
вспоминаем события, которые произошли в то давнее время в
Вифлееме. Как пришли туда Пресвятая Дева Мария с Иосифом
Обручником, как пастухам явились ангелы, возвестившие о
Рождении Христа, и как древние мудрецы-волхвы с Востока
поклонились родившемуся Богомладенцу.
Монастырь Ватопед. Фреска в Кафоликоне обители. 1312 г.
Волхвы узнали о рождении Христа по звездам, об этом нам
сообщает Евангелие. В наши дни люди, которые занимаются
астрологией, нередко в свое оправдание приводят этот
евангельский сюжет как основание того, что христианство
признает астрологию.
Действительно, в церковных песнопениях поется, что
мудрецы, пришедшие ко Христу, были «звездоблюстител
ями» и «служили звездам». Об этом они
сами объявили, спрашивая в царском дворце о Христе:
«Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду
Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2).
Далее в Евангелии прямо сказано, что к воплотившемуся
Господу их привела звезда, которая «шла перед ними,
как наконец пришла и остановилась над местом, где был
Младенец» (Мф. 2, 9).
Евангельские мудрецы изучали движение звезд и планет, то
есть занимались астрономией — такой же древней
наукой, как математика или медицина. Перед пришествием в
мир Спасителя пророчество о Его рождении было ведомо не
только потомкам Авраама, но и язычникам, размышлявшим над
тайнами мироздания. В среде их ученых представителей, как
и в богоизбранном народе, росли ожидания великого Человека
— Царя иудеев, Которому покорятся все народы. Знали
об этом и евангельские волхвы, религия которых, по
преданию, отрицала многобожие и кровавые жертвоприношения
. Они пристально наблюдали за звездным небом в ожидании
особенного знака. Появление яркого светила должно было
известить о рождении этого великого Человека.
В истории волхвов принципиально важно то, что они
занимались наукой, а не примитивным гаданием. Ведь в любые
времена среди ученых есть и глубоко верующие, и неверующие
люди. Главное цель, ради которой человек занимается
какой-либо деятельностью – чтобы приблизиться к
истине или чтобы получить удовольствие: обрести, например,
деньги, власть, «нужные связи», ощущение своей
значимости и так далее.
Возьмем для примера работу учителя. Одному нет дела до
учеников, просто так сложилась его жизнь, что он работает
в школе. Другому преподавателю небезразличны его ученики,
он добивается от них высокой успеваемости, чтобы о нем
говорили как о сильном учителе и прекрасном специалисте. А
третий относится к своей работе как к служению Богу и
потому заботится не только об успеваемости. Он понимает,
что его ученики — и послушные, и хулиганы, и будущие
медалисты, и неуспевающие — все без исключения
вручены ему Богом, и он должен не только передать им
знания естественных наук, но и научить правильно их
применять, быть честными, ответственными. Такой учитель
отдает ученикам всю свою душу, ибо знает, что за свою
работу, за всех детей он даст отчет Господу. Все эти
педагоги получают одинаковую зарплату, но как разнится их
мотивация! Так и в любой сфере деятельности, будь то
творчество, наука, медицина или богословие.
Евангельские волхвы наблюдали за небом не из праздного
любопытства, не для удовлетворения своих научных амбиций и
не ради обогащения. Их не интересовало решение мелких
житейских проблем, а именно этого хотят большинство людей
от астрологии, магии и религии. Всю жизнь эти мудрецы
посвятили поиску главного ‑ смысла жизни. Они хотели
увидеть Царя царей, желали послужить Тому, Кто откроет
людям истину. На это указывают их поступки: как только
волхвы увидели вспыхнувшую на небесном своде необычную
звезду, свидетельствующу ю об исполнении пророчества, они
незамедлительно оставили свои занятия, дом, родных и
отправились в долгое и опасное путешествие, чтобы
поклониться явившемуся в мир Господу.
Они не испугались смертельной опасности, которую таила в
себе встреча с Иродом. Этот правитель был известен своим
коварством и жестокостью. Он получил царский титул от
римлян, уничтоживших последнего представителя династии
Хасмонеев. Как любой узурпатор, Ирод опасался потерять
власть и даже отдал приказ казнить своих троих сыновей и
жену. Волхвы, открыто искавшие нового Иудейского Царя,
рисковали своей жизнью, но не устрашились пыток и смерти в
дворцовых застенках.
Волхвов не смутила и предельная скромность обстановки,
окружавшей новорожденного Христа. Они не сомневались, что
этот беспомощный Младенец совершит великие дела, и
благоговели перед ожидавшим Его служением: мудрецы
«пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои,
принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2,
12). Принесенные Христу дары сохранились до наших дней.
Святыня находится в сербском монастыре святого Павла на
Афоне.
Последние евангельские слова о волхвах, что они
«иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12),
означают, что жизнь этих ученых мужей кардинально
изменилась. Всю дорогу они неотступно шли за заветной
звездой не по требованию долга, обычая или ради выгоды. Их
влекла к себе пришедшая в мир людей Истина, Благость,
Премудрость Божия. Встреча с Богомладенцем преобразила их.
Согласно преданию, впоследствии они стали христианами и
служили проповеди Спасителя.
Рождественские церковные песнопения и евангельское
повествование о поклонении восточных мудрецов Младенцу
Христу не дают оснований для оправдания астрологии. В них
отражена основная библейская тема — ответ человека
на Божий призыв. Господь призывает всякого человека так
же, как Он позвал в далекий путь звездочетов явлением
необычной звезды. Но чтобы предстать пред Богом, человеку
необходимо откликнуться на Его призыв и немало
потрудиться, подобно евангельским волхвам.