Как учителю найти общий язык
с родителями учеников?
Двадцать два года работаю в школе и столько же времени задаю себе этот вопрос. Я думаю, что таких учителей множество. Набирая новый класс, в первую очередь стараешься наладить контакт именно с родителями, а не с детьми. С детьми гораздо все проще. Они все время на виду, постепенно каждый проявляет свои слабые и сильные стороны, показывает свой характер. В этой ситуации опытный учитель знает, как себя вести с каждым отдельно взятым ребенком.
А вот как вести себя с родителями? Ведь встречи бывают очень редко, только на родительских собраниях, да и то не все родители их посещают. Именно отсутствие информации от классного руководителя часто делает их агрессивными, недоброжелательными по отношению к классному руководителю и к учителям, да и вообще к школе. А откуда родители получают информацию? За ответом далеко ходить не надо – детки обо всем расскажут и приукрасят, немного соврут-подумаешь, ничего страшного.
И тут начинается… На собрания калачом не заманишь, в школу вызовешь- нам некогда, мы же работаем. А как ребенок получил двойку или тройку-сразу находится время. На учителя сразу выливается ушат грязной воды: и работать-то вы не умеете, и оценки ставите неправильно, к ребенку относитесь предвзято. Это еще можно вынести. Обидно, конечно. Но есть и такие, которые сразу бегут с жалобой к администрации или того выше, не разобравшись в ситуации, не поговорив с учителем. И сейчас ничего не докажешь. У нас теперь родитель всегда прав, даже если он не прав.
Самое обидное, что большинство родителей – это уже наши бывшие ученики. А учениками они были разными. Умные ученики стали умными родителями, а вот кто учился на двойки, тот теперь и куражится, не имея никакого образования, ни понятия о воспитании собственного ребенка.
Что же это? Желание отомстить? Или желание показать, что вот у меня все хорошо, а вы все над тетрадями горбитесь? Непонятно. Но иметь дело с такими родителями очень трудно. Имея высшее образование, большой педагогический опыт, учитель остается бесправным и беззащитным.
Помощи от таких родителей тоже не жди. Я сама всегда в классе делаю ремонт много лет. Однажды попросив помочь с покраской, услышала такой ответ: «Мы не любим этим заниматься». А кто любит? Поэтому больше за помощью не обращаюсь. Родители считают, что, наверное, это само собой происходит.
Конечно, не все такие. Есть родители ответственные, которые всегда готовы оказать любую помощь. Стараются разнообразить жизнь детей, постоянно поддерживают контакт с классным руководителем. Но таких меньшинство.
Возвращаюсь к теме своего эссе. Как же найти общий язык с родителями?
За много лет я поняла, что ничего лишнего в классе говорить нельзя, иначе все твои слова будут использованы против тебя. Банально, но это факт. Не ставить двойки в журнал. Лучше отделаться замечанием в дневник. Не провоцировать детей и их родителей. К агрессии относиться спокойно, лучше потом выплеснуть весь негатив где-то в другом месте, поделившись с подругой. Принимать любую помощь, но ни о чем не просить. На собраниях говорить о детях только хорошее. Если есть к кому-то претензии или замечания, поговорить об этом наедине. Есть, конечно, и другие наработанные мною правила, но все зависит от ситуации.
Придерживаясь такой позиции, я стала ко многому относиться спокойнее и отношения с родителями стали ровными. С опытом пришла к выводу, что обо всем можно договориться, даже с самыми скандальными родителями.
«Общение педагога с родителями — секреты
взаимопонимания»
Многие
педагоги сами растят детей и тем не менее, находясь в позиции учителя, забывают
о страхах и противоречивых чувствах родителей, пришедших в школу – на
родительское собрание или для личной беседы. Чтобы обсуждение проблем ребенка
стало по-настоящему конструктивным, необходимо учитывать потребности родителей
и строить взаимодействие, опираясь на это знание.
Родительская
тревога
Уже
давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с
детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется
масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями:
кто-то отмахивается от советов учителя со словами «Мы вам их отдали, вы их и
воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, кто-то беспомощно
жалуется: «Я ничего не могу поделать».
Почему
же возникают трудности во взаимодействии школы и семьи? Для ответа
на этот вопрос важно представить, в каком эмоциональном состоянии находится
родитель, который сам или по приглашению учителя пришел в школу поговорить о
своем ребенке.
Родительское
отношение к ребенку включает два тесно связанных аспекта: с одной стороны,
родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой –
ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы он был успешен. К неудачам и трудностям ребенка любой родитель
относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их
как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен,
значит, я хороший родитель. Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку
так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог.
Для
мамы и папы обсуждение трудностей ребенка – очень непростая ситуация, которая
сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: родитель может
тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно
много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны учителя. С этими
эмоциями необходимо как-то справляться, причем способы могут быть разные. Так,
одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие – возлагают
ответственность на школу, третьи начинают нападать на учителя. Негативное
эмоциональное состояние родителя может быть вообще не связано с тем педагогом,
с которым мама или папа разговаривают в данный момент. Родительская тревога,
как правило, вызвана прошлым опытом (возможно, какой-то учитель или воспитатель
довольно некорректно или даже резко отозвался о ребенке или воспитательной
стратегии родителя), детскими воспоминаниями (может быть, его собственный
первый учитель был излишне строгим, и память о нем всё еще вызывает болезненные
переживания).
Взаимодействие
родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери – это
эмоциональный процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от
ребенка, отношением к нему, что делает родителя мало чувствительным к
логическим доводам и аргументам. Например, учитель говорит: «Ваш ребенок быстро
устает, ему тяжело у нас учиться», а родитель слышит в этом: «Ваш ребенок не
такой способный, как другие дети».
Основа взаимопонимания
Таким
образом, родители, с которыми учитель или классный руководитель общается по
поводу трудностей ребенка, испытывают различные негативные переживания, причем
у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то – исключительно сильными. И
успешность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от того,
удается ли ему построить взаимодействие с учетом состояния родителя.
Представим
себе первоклассника, который впервые переступил школьный порог. Ему тревожно,
неловко, он не знает, как себя поведут учителя и другие дети. Учитель, с
пониманием относящийся к переживаниям ребенка, помогает ему почувствовать себя
комфортно в новой обстановке. Если же педагог безразличен к состоянию
первоклассника, не оказывает ему никакой поддержки, то ребенок, скорее всего,
будет его бояться, но не будет ему доверять.
Нечто
подобное происходит и в работе с родителями: им также некомфортно, и основа
продуктивного взаимодействия между семьей и школой – контакт и доверие. Ни
в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением
педагога и/или психолога о наличии у ребенка тех или иных трудностей. Прямая
конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…») не будет продуктивной и не
приводит к сотрудничеству.
Чего
же хочет родитель от учителя или классного руководителя?
—
Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того,
что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как
нелегко им приходится порой.
— Для
родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение,
что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о
нем, – важнейший фактор в формировании контакта.
—
Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке. (Психологи
знают, что очень часто родители, приводящие детей на консультацию, спрашивают:
«Скажите, с ним все в порядке, он не хуже, чем другие?»)
—
Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие
рекомендации. Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание
между родителями и педагогами?
Конечно,
большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальная позиция
по отношению к школе. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого
учителя. Зачастую готовность родителя прислушиваться к словам педагога,
стремление выполнить его рекомендации связаны не столько с тем, что говорит
учитель, сколько с тем, как он это говорит. Учителя ищут подход к детям,
стремятся найти самые понятные слова, привести самые точные примеры. То же самое
будет справедливо по отношению к родителю. Поэтому давайте рассмотрим некоторые
психолого-педагогические приемы, которые помогают установить контакт с
родителем и добиться с ним взаимопонимания.
Приемы
конструктивного взаимодействия
Итак,
что учителю важно сделать и на что обращать внимание при обсуждении трудностей
ребенка?
Прежде
всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их
чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не
психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно.
Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний
родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно,
вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю
почувствовать, что учитель его слышит и понимает.
Также
необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим
детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих
пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать,
что не только его ребенок проблемный.
Для
создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя,
отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь
создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме,
и она чувствует себя признанной и понятой. Также полезно акцентировать
воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на
позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно
сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный
контакт, он вам очень доверяет».
Очень
важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда
педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил
хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.
Также
очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю
необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта».
Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не
удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно
привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент
– «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».
При
обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные
рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для
того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные
поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель
чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности.
Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все
время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций
выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться
быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы
могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет
проявляться».
После
завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы
педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из
этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и
перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь.
Типичные
ошибки в общении с родителями
Каковы
главные помехи в конструктивном общении и чего педагогу лучше не делать в
беседе с родителями?
Взаимодействию
педагога с родителем мешают оценочные высказывания. «Вы слишком давите на
ребенка», «Вы с ним излишне мягки» – подобные высказывания могут быть
справедливы по сути, но совершенно не воспринимаются родителями. Если необходимо
подчеркнуть неэффективность каких-то воспитательных стратегий, лучше сделать
это в описательной форме, например: «Смотрите, что получается: когда ребенок
испытывает сомнения, вы быстро подсказываете ему решение, и у него нет
необходимости искать это решение самому».
В
практической деятельности зачастую принято искать причины трудностей ребенка в
поведении родителей. Однако научные исследования далеко не всегда это
подтверждают, да и родители часто говорят что-нибудь вроде: «Он таким родился».
Очень
большое значение в формировании поведения ребенка принадлежит врожденным
особенностям его нервной деятельности. Так, одни дети эмоционально устойчивы, а
другие – крайне восприимчивы к различным внешним воздействиям. Американские
психологи сейчас часто употребляют формулировку «дети с трудным темпераментом».
Поэтому важно искать не столько причины проблем ребенка, сколько оптимальные
способы взаимодействия с ним. Можно не оспаривать имеющиеся у родителя
воспитательные установки или методы воздействия на ребенка, но подчеркнуть их
несоответствие специфике ребенка. В этом случае уместно сказать: «Это
замечательный прием, но не для вашего ребенка».
Можно
ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому
родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его
прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может
стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем.
Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако в
большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему
удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия.
Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.
УВАЖАЕМЫЕ
ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:
1. Не выносите
суждений. Учителю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете
времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно
справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не поучайте.
Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку
зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им
подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
3. Не ставьте
«диагноз». Необходимо помнить, что все фразы учителя должны быть корректны.
Категоричные высказывания — «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно
обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу»
всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
4. Не выпытывайте.
Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так
как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и педагогом.
5. Не разглашайте
«тайну».Учитель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему
родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
6. Не
провоцируйте конфликты. Учитель избежит конфликтных ситуаций в общении с
родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Двадцать два года работаю в школе и столько же времени задаю себе этот вопрос. Я думаю, что таких учителей множество. Набирая новый класс, в первую очередь стараешься наладить контакт именно с родителями, а не с детьми. С детьми гораздо все проще. Они все время на виду, постепенно каждый проявляет свои слабые и сильные стороны, показывает свой характер. В этой ситуации опытный учитель знает, как себя вести с каждым отдельно взятым ребенком.
А вот как вести себя с родителями? Ведь встречи бывают очень редко, только на родительских собраниях, да и то не все родители их посещают. Именно отсутствие информации от классного руководителя часто делает их агрессивными, недоброжелательными по отношению к классному руководителю и к учителям, да и вообще к школе. А откуда родители получают информацию? За ответом далеко ходить не надо – детки обо всем расскажут и приукрасят, немного соврут-подумаешь, ничего страшного.
И тут начинается… На собрания калачом не заманишь, в школу вызовешь- нам некогда, мы же работаем. А как ребенок получил двойку или тройку-сразу находится время. На учителя сразу выливается ушат грязной воды: и работать-то вы не умеете, и оценки ставите неправильно, к ребенку относитесь предвзято. Это еще можно вынести. Обидно, конечно. Но есть и такие, которые сразу бегут с жалобой к администрации или того выше, не разобравшись в ситуации, не поговорив с учителем. И сейчас ничего не докажешь. У нас теперь родитель всегда прав, даже если он не прав.
Самое обидное, что большинство родителей – это уже наши бывшие ученики. А учениками они были разными. Умные ученики стали умными родителями, а вот кто учился на двойки, тот теперь и куражится, не имея никакого образования, ни понятия о воспитании собственного ребенка. Что же это? Желание отомстить? Или желание показать, что вот у меня все хорошо, а вы все над тетрадями горбитесь? Непонятно. Но иметь дело с такими родителями очень трудно. Имея высшее образование, большой педагогический опыт, учитель остается бесправным и беззащитным.
Помощи от таких родителей тоже не жди. Я сама всегда в классе делаю ремонт много лет. Однажды попросив помочь с покраской, услышала такой ответ: «Мы не любим этим заниматься». А кто любит? Поэтому больше за помощью не обращаюсь. Родители считают, что, наверное, это само собой происходит.
Конечно, не все такие. Есть родители ответственные, которые всегда готовы оказать любую помощь. Стараются разнообразить жизнь детей, постоянно поддерживают контакт с классным руководителем. Но таких меньшинство.
Возвращаюсь к теме своего эссе. Как же найти общий язык с родителями?
За много лет я поняла, что ничего лишнего в классе говорить нельзя, иначе все твои слова будут использованы против тебя. Банально, но это факт. Не ставить двойки в журнал. Лучше отделаться замечанием в дневник. Не провоцировать детей и их родителей. К агрессии относиться спокойно, лучше потом выплеснуть весь негатив где-то в другом месте, поделившись с подругой. Принимать любую помощь, но ни о чем не просить. На собраниях говорить о детях только хорошее. Если есть к кому-то претензии или замечания, поговорить об этом наедине. Есть, конечно, и другие наработанные мною правила, но все зависит от ситуации.
Придерживаясь такой позиции, я стала ко многому относиться спокойнее и отношения с родителями стали ровными. С опытом пришла к выводу, что обо всем можно договориться, даже с самыми скандальными родителями.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Фотографии: Pixabay / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Сообщить семье ученика о том, что их ребенок нарушает правила, срывает уроки или проявляет трудное поведение — непростая задача для учителя. Часто педагоги сталкиваются с негативной реакцией от родителей — они отрицают наличие проблемы, отказываются от ответственности за поведение ребенка или игнорируют приглашение к разговору. Рассказываем, почему это происходит и что сделать, чтобы родители шли на контакт и содействовали в решении проблемы.
Почему родители конфликтуют с учителями
Родители детей с трудным поведением часто сталкиваются с замечаниями и критикой — им говорят, что их ребенок плохо себя ведет, обвиняют в ошибках в воспитании, дают непрошенные советы.
Поэтому когда родитель приходит в школу, он находится в состоянии стресса: ожидает, что ему придется защищаться, боится, что его будут ругать, волнуется, что ему не помогут и оставят один на один с проблемой, и он не сможет помочь ребенку.
Когда человек испытывает стресс, ему сложно принимать рациональные решения и мыслить стратегически. В этом состоянии у мозга есть три базовые реакции:
- бей — агрессивная реакция: человек видит опасность и нападает в ответ. Например, родитель объясняет поведение ребенка ошибками учителя или угрожает в ответ: «пойду к директору», «напишу на вас жалобу».
- беги — избегающая реакция: вместо того, чтобы встретиться с опасностью, человек пытается скрыться и спастись бегством. Например, родители не отвечают на сообщения и звонки, игнорируют сигналы учителя о проблеме
- замри — выжидающая реакция: человек замирает, чтобы переждать опасность. Например, родитель приходит на встречу и молчит, кивает и со всем соглашается, но дома все делает по-своему. В этой ситуации родитель делает вид, что вас понял и услышал, но на самом деле его главная задача сейчас — переждать встречу, которая вызывает напряжение.
Снизить стресс и показать родителям, что вы боретесь не с ними или их ребенком, а с конкретной проблемой, получится, если поддержать семью и помочь ей почувствовать, что вы на одной стороне.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Как создать безопасное пространство для общения с родителями
Ставить достижимую и понятную для родителя цель
Сообщайте родителю, зачем приглашаете его на разговор. Предупредите о цели — она должна быть измеримой и понятной
«Нужно сделать так, чтобы Ваня делал домашние задания и не ленился»
Эта цель непонятна для родителя — она звучит нереалистично, потому что вряд ли можно сделать так, чтобы человек никогда не ленился. Родитель будет заранее переживать о том, что у него не получится решить эту проблему
«Умение письменно формулировать свои мысли — это навык, над которым мы работаем в этой четверти. Мне важно, чтобы ученики его освоили. Я предполагаю, что Ване сложно записывать свои мысли или он недоволен тем, что получается в итоге. Мне хотелось бы, чтобы с помощью опорных фраз или плана сочинения он потренировал этот навык. Давайте обсудим, как можно ему помочь и дома, и на уроках»
В этом примере учитель дал родителю понять, что ситуация решаема и объяснил, зачем над ней нужно работать. Он сразу обозначил, что есть план работы над проблемой — это показывает, что разговор нужен для того, чтобы договориться о совместных действиях, а не пристыдить родителя.
Если вы еще не знаете, как именно планируете работать с проблемой ребенка — честно скажите об этом родителю и предложите на встрече вместе обдумать подходящее решение. Родителю важна ваша честность — зная, что у вас есть общая цель, он будет настроен на сотрудничество.
Например, поделится с вами своими наблюдениями за поведением ребенка дома и подскажет способы, которые помогут решать проблемы вне школы.
Опираться только на факты
В разговоре используйте скорее глаголы, а не прилагательные. Говорите только о том, что делает ребенок, не оценивая его личность.
«Ваня совсем не думает об учебе, стал ленивым и безразличным. Он работает на уроке, но домашние задания не делает»
Из этой информации нельзя сделать объективный вывод о том, что произошло. Учитель говорит о своих впечатлениях и качествах ребенка, это смещает фокус с проблемы на личность ученика
«Ваня третий урок подряд не приносит сочинение, которое было задано в прошлом месяце. Говорит, что забыл тетрадь дома. При этом в классе он активно работает и участвует в обсуждениях»
Вести диалог на равных
В отличие от педагогов, у многих родителей нет специальных знаний о том, как реагировать на поведение ребенка. Постарайтесь общаться спокойно и вежливо, не отчитывайте родителя и не стыдите за то, что он чего-то не знает или не понимает
Ограничить встречу по времени
Родителю будет намного спокойнее, если он будет заранее знать, сколько будет длиться встреча — так он сможет спланировать свое время и не нервничать, что куда-то опоздает.
Как подготовиться и провести встречу
Во время встречи важно придерживаться оговоренных рамок. И у вас, и у родителя мало времени — вряд ли кто-то из вас готов беседовать весь вечер.
Подготовьте подробный план встречи, который поможет вам вести разговор. Соберите факты о которых хотите рассказать родителю: перечислите, что делает ребенок и почему вы считаете, что с этим важно работать. Если у вас есть вопросы к родителю — запишите их тоже, чтобы ничего не упустить на встрече.
Пользуйтесь этим планом во время общения с родителем и делайте пометки — это сэкономит ваше время и поможет зафиксировать все договоренности.
Вот несколько правил, которые помогут провести встречу, в которой комфортно и вам, и родителю:
- Начнинать с хорошего.
Это один из самых важных этапов разговора. Родитель ученика с трудным поведением редко слышит о нем что-то хорошее. За постоянными сообщениями о том, что ребенок плохо себя ведет, часто теряются разговоры об успехах.Позитивные моменты есть всегда, даже если кажется, что у ученика нет никакого прогресса. Это не обязательно должны быть великие достижения, важно замечать и маленькие изменения: например, ребенок не сделал домашнюю работу и сорвал урок, но в этом месяце ни разу не опоздал на занятия или проявлял инициативу у доски. Это здорово, и родителю важно знать об этом, но часто эта информация отходит на второй план, если у ребенка есть проблемы.
Родители очень ценят похвалу и сам факт того, что вы замечаете за ребенком хорошее несмотря на сложности. Это может стать большой опорой в дальнейшей работе и помочь родителю изменить ожидания от встречи.
- Отказаться от оценок и обобщений.
Когда учитель говорит, что ребенок ленивый или все делает назло — это страшная ситуация для родителя, которая звучит как что-то, чего нельзя изменить: ваш ребенок вот такой, живите с этим.Постарайтесь перечислять только факты и не использовать оценки и обобщения («всегда мешает», «никогда не слушает», «постоянно перебивает», «такой невнимательный»). Говорите о действиях ребенка, а чтобы показать регулярность, используйте цифры: «последние три недели не делал домашнее задание», «по четыре-пять раз выходит из класса», «два раза за урок кричал и перебивал учителя».
- Отказаться от сравнений.
Не сравнивайте ребенка с другими учениками, братьями или сестрами. Чтобы показать контраст, сравнивайте поступки ребенка с его же поведением в прошлом: «в прошлой четверти такой проблемы не было», «раньше ему удавалось дольше не отвлекаться»
- Говорить прямо.
Не избегайте неудобных разговоров и не пытайтесь завуалировать факты. Объясните родителю ситуацию, как есть. Расскажите, что вы делали, что получилось, что будет дальше и какое участие нужно от родителей.Недосказанность станет лишним поводом для тревоги или, наоборот, создать у родителя впечатление, что ему не стоит об этом беспокоиться.
- Оставить время на вопросы друг другу.
Запаса в 5-10 минут будет вполне достаточно. Важно оставить родителю время, чтобы без спешки задать вам вопросы или поделиться своими идеями и впечатлениями от встречи
- Подвести итоги.
В конце разговора перечислите то, о чем вы договорились с родителем, и какие шаги нужно предпринять:
• расскажите о своих дальнейших действиях
• проговорите, что нужно предпринять родителю
• озвучьте результат, к которому должны привести совместные усилияДоговоритесь о том, нужна ли следующая встреча — например, можно предложить созвониться через две недели и обсудить, как изменилась ситуация
Материалы по теме:
- «Напомните учителю о педагогической этике»: что мешает преподавателям, ученикам и их родителям понять друг друга
- «Трудные» родители: как с ними общаться педагогу
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Задача педагогов заключается не только в передаче знаний детям. Учителя должны находить подход и к школьникам, и к их родителям, применяя все тактики эффективного педагогического взаимодействия. Без построения конструктивного диалога невозможно наладить образовательный процесс. Чтобы каждая встреча с родителями не вызывала шквал негативных эмоций и стресса, нужно придерживаться существующих правил общения с детьми и взрослыми.
Содержание
Психология родителей школьников: что родители ждут от диалога с учителем
Родители обращаются к учителю в случае возникновения проблем с успеваемостью их ребенка. Отправляясь на консультацию, мамы и папы надеются, что педагог постарается помочь в устранении трудностей. Родители хотят услышать конкретные советы, а не грубую критику, ведь они — первые и главные воспитатели детского мироощущения. В своем ребенке они видят воплощение себя, поэтому так ранимо относятся к осуждениям и с таким удовольствием слушают об успехах маленького члена их семьи. Родители сильно переживают, поэтому им важно получить поддержку, увидеть заинтересованность со стороны педагога. Учителю нужно установить психологический контакт, расположить к себе законных представителей детей и продемонстрировать готовность к сотрудничеству. «Я вас понимаю. Я постараюсь решить вопрос, а вы помогите мне в этом, пожалуйста».
Какие ошибки нельзя совершать учителям при общении с родителями
Учитель не должен приводить родителям в пример чужих детей
Родителей мало интересуют успехи других школьников, больше всего они обеспокоены поведением и оценками своего ребенка. Если классный руководитель (или учитель-предметник) будет «петь хвалебные оды» чужим детям, родители ученика вряд ли покинут кабинет в хорошем настроении. А самого школьника могут ожидать негативные последствия, бьющие по хрупкой самооценке.
В конструктивном общении не место обвинениям
Конфликты, в которых замешан ребенок, нужно рассматривать детально. Важное педагогическое умение — выслушивание конструктивных доводов всех сторон столкновения. Нельзя перекладывать вину исключительно на родителей одного школьника, которые «неправильно воспитали ученика». Возможно, ребенок просто подвергается травле и дает отпор обидчикам, которые грубо общаются с ним.
Учитель не должен грубить
Важное правило, касающееся умения общаться без негативных эмоциональных порывов. С учителем, который кричит и переходит на оскорбления, невозможно прийти к эффективному взаимодействию. То же самое касается и родителей. Участники разговора должны уважать друг друга и не позволять собеседникам выходить за рамки дозволенного. Данная норма помогает наладить контакты.
Личные границы учителя
В педагогическое общение не нужно включать конфиденциальную информацию об учителях, их взаимоотношениях в личной жизни. Разговоры с родителями и детьми должны базироваться на образовательных аспектах, ведь педагог приходит в школу, чтобы передавать знания каждому воспитаннику, а не просто беседовать на все темы подряд.
Иногда родители, пренебрегая нормами воспитания, нарушают личные границы учителя и начинают ночами строчить сообщения, спрашивать о домашних заданиях и мероприятиях детей. Важно, чтобы классный руководитель на первом же родительском собрании обозначил временные рамки, в которые он готов помочь с организационными вопросами.
Правила эффективного общения педагога с родителями: советы учителям
1. Начинайте контакт с родителями на позитивной ноте
Чтобы снять с родителей напряжение, первым делом нужно сказать об умениях ученика школы, о хороших чертах. Можно упомянуть об успешно написанной диагностике, контрольной работе, об участии в конкурсе. Если у ребенка нет учебных достижений, можно подметить его любознательность, аккуратность по отношению к своим вещам. Выделяйте хоть что-то позитивное, тогда настрой родителей будет меняться в лучшую сторону, они поймут, что у классного руководителя нет цели осудить и принизить школьника и его законных представителей.
2. Совместно с родителями подберите удобный способ коммуникации
У родителей, постоянно занятых в построении карьеры, нет времени на посещение очных собраний и консультаций, проходящих в школе. Все возникшие вопросы можно решать в форме переписки или в ходе разговора по телефону. Условия переговоров — даты, конкретные часы, мессенджеры — должны устанавливаться заранее.
3. Заранее продумывайте педагогическую беседу с родителями
Чтобы прийти к эффективному общению, перед разговором с родителями думайте о том, какие проблемы вы хотели бы осветить, и записывайте всю информацию, дабы не упустить ничего важного. Законные представители детей и педагоги не так часто встречаются в школе и созваниваются, поэтому беседа должна быть максимально продуктивной и структурированной.
Родительские собрания в школах
Правила организации родительских собраний
4. В конце беседы спрашивайте родителей, какие выводы они сделали
Обращайте внимание на родительскую точку зрения, сформированную в ходе диалога. В качестве выводов родители должны сжато изложить суть разговора, озвучить, какие меры они планируют принять в рамках решения вопросов, касающихся поведения и успеваемости их ребенка.
5. Показывайте родителям, что не только они сталкиваются с подобными проблемами
Успокаивайте родителей словами о том, что проблемы, возникшие у их ребенка, характерны для его возраста и обусловлены психофизическими особенностями развития. Подростковый период — непростой этап жизни и для родителей, и для самих растущих личностей, и для учителей и классных руководителей, занимающихся с тинейджерами. Объясняйте мамам и папам, что избавление от трудностей есть, нужно лишь постепенно налаживать отношения. Показывайте, что в школе все педагоги стремятся помочь детям и избежать возникновения новых трудностей.
6. Доносите до родителей сведения доступным языком
Старайтесь объяснять все максимально просто, доступно, избегайте сложных для восприятия фраз, проецируйте теорию на реальную жизнь, тогда родители смогут быть с вами на одной волне и активно поддерживать контакт.
7. Если есть необходимость, подключайте к общению социальных педагогов
Обращайтесь к школьному психологу, к социальному педагогу, если ситуация требует дополнительного регулирования и психологической помощи. В рамках взаимодействия педагогов можно найти множество эффективных способов, позволяющих решить даже затянувшиеся конфликты и избежать повторного ухудшения отношений. Особенно важны такие беседы, когда речь идет о трудностях учащихся, растущих в неблагополучных семьях.
Выводы
Чтобы преодолеть все трудности, учителя и родители должны сотрудничать. Перед участниками диалога стоят общие цели — подарить каждому ученику знания, обучить детей полезным навыкам и помочь им в процессе социализации.
Поделиться в социальных сетях
Какие методики общения с родителями учеников используете вы?
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии