Я Роман Аннин — руководитель онлайн-отдела «ЯКласс». Вы читаете наш канал на Педсовете и, возможно, являетесь пользователями онлайн-платформы. А еще, могу предположить, обдумываете тему для выступления на августовском совещании в своем образовательном учреждении.
Мне часто приходится выступать перед публикой: предлагать идеи и презентовать новинки нашего ресурса. Хочу поделиться с вами советами удачного выступления, а также предложить уделить в нем место «ЯКласс». Ведь мы в тренде Национального проекта «Образование»! Ну и в конце — конкурс с призами.
1. Выбираем тему
В соответствии с Письмом Министерства просвещения «О перечне тем педагогических совещаний» определены четыре основных момента, которым предлагается уделить внимание: достижение стратегических целей национального проекта «Образование», стратегические цели и актуальные задачи обновления содержания и повышение качества образования, система профориентации, предпрофессиональной подготовки и профессионального образования и система поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
Выбирая тему доклада, ориентируйтесь в первую очередь на свои предпочтения и интерес. Если тема будет вам нравиться, точно сможете рассказать о ней так, что она заинтересует других. Не стоит также рассказывать о вещах, которые вам не понятны или вызывают отторжение (аудиторию не обманешь!).
Второй момент, на который стоит обратить внимание, — актуальность темы для вашего учебного заведения. Если вы работаете в новой школе и в этом году в ней нет одиннадцатых классов, то говорить о подготовке к ЕГЭ будет бессмысленно. Хорошо работает «приземление», то есть раскрытие большой темы через практику. Например, говоря о цифровых технологиях в современном учебном процессе, я, конечно же, включаю в него информацию о нашем образовательном ресурсе «ЯКласс». Вы, кстати, тоже это можете сделать!
2. Структурируем материал
Основа успеха любого выступления — чёткая структура. Нет ничего хуже, чем спикер, перескакивающий с темы на тему и путающийся в собственных заметках. Поэтому советую для начала написать план выступления, чтобы точно знать, что вы хотите сказать и в каком порядке. Вот как я бы, например, построил выступление, рассказывая об использовании «ЯКласса» в учебном процессе.
Начало выступления. От него зависит, удастся ли вам захватить внимание аудитории. Можно начать с вопроса, который потребует реакции публики: «В процентном соотношении, как часто ваши ученики игнорируют домашние задания?». Описания проблемы: «Коллеги, у нас проблема. Двенадцать выпускников этого года переходят на домашнее обучение, и нам надо сделать так, чтобы они не забросили учёбу при отсутствии контроля». Или, если вы уверены в своём мастерстве, расскажите историю: «В прошлом году я впервые устроил соревнование между классами. Инициатива закончилась провалом…».
Главный тезис своего выступления. Ответьте себе на вопрос: в чём я хочу убедить своих слушателей? Например, «ЯКласс» реализует цели национального проекта «Образование» и помогает детям с особыми образовательными потребностями, педагоги экономят своё время, повышается качество образования и улучшается успеваемость.
Любой тезис требует доказательств — подкрепите свою позицию аргументами:
-
с помощью «ЯКласс» реализуются цели национального проекта «Образование» — в учебный процесс внедряются новые технологии, создаётся цифровая образовательная среда. Это современный помощник педагога на всех этапах работы, от объяснения новой темы до заданий для самоподготовки для наиболее заинтересованных учеников.
-
подспорье для учеников с особыми образовательными потребностями — а также для детей, находящихся на домашнем обучении, и на время карантинов. Ресурс доступен в любое время и в любом месте, нужен только интернет. Кроме того, на ЯКласс есть видеоуроки российского образовательного проекта InternetUrok. Ученик получает доступ к огромной базе заданий и осваивает темы школьной программы в удобном для себя темпе.
-
с «ЯКлассом» педагоги экономят своё время — ресурс интегрирован со всеми основными электронными журналами (МЭШ, дневник, ЭлЖур, Сетевой город образование, БРСК), что делает работу с ним ещё удобнее. Теперь не нужно тратить своё время на заполнение отчётов, достаточно одного нажатия кнопки, чтобы данные из вашего личного кабинета оказались в журнале. Также в базе «ЯКласса» 1,6 триллион заданий, и это значит, что педагогу больше не надо вручную составлять десятки вариантов контрольных – система сформирует уникальные задания для каждого ученика. Списать не получится!
-
при помощи ресурса можно повысить качество образования и улучшить успеваемость — дети больше вовлечены в учебный процесс благодаря новым технологиям, и даже сами просят дать им домашнюю работу! Замеры показывают, что регулярное использование «ЯКласс» на уроках повышает успеваемость класса в среднем на один балл.
Аргументы лучше всего располагать по силе воздействия: от самого слабого к самому сильному. Так вы логично подойдёте к финалу — раскрытию своей позиции и выводу.
Вывод должен быть максимально простым и ясным, здесь не место туманным формулировкам и неопределённости. Его можно уместить в одно-два предложения. Я бы в своем выступлении сказал: «Я рекомендую «ЯКласс», так как он экономит до 30 процентов времени педагога». Или «С учётом моего опыта могу подтвердить, что использование онлайн-платформы повышает мотивацию школьников. В прошлом году успеваемость 7”А” выросла на 1,5 балла».
В самом конце выступления можно добавить небольшой эпилог — содержательно связанный с вашей темой, но не ставящий новой проблемы. «Еще один бонус для педагогов от «ЯКласс» – возможность получить свидетельство о повышении квалификации государственного образца после прохождения курса «Цифровая образовательная среда», — обязательно скажу я в своем выступлении.
3. Оформляем презентацию
С презентацией любое выступление выглядит увереннее: у вас есть материал, на который вы можете опираться во время доклада, чтобы ничего не забыть, иллюстрации, графики и данные, которые выглядят более убедительно, чем просто слова.
При подготовке руководствуйтесь простотой подачи материала. Не заставляйте слушателей читать объёмные тексты на экране. Лучше, если слайд представляет собой картинку (схему, график, скриншот) с небольшим комментарием. Остальное проговорите устно, акцентируя внимание на самых важных моментах.
Если вы захотите рассказать в своем выступлении коллегам о преимуществе «ЯКласса», можете воспользоваться нашей презентацией. Это готовый шаблон, из которого можно добавить слайды в вашу презентацию, дополнив реальными данными. Например, выгрузить из своего аккаунта на «ЯКласс» данные об успеваемости учеников за прошлый год и добавить скриншоты в слайд.
4. Добавляем изюминку
Никому не нравится слушать человека, который бубнит что-то, уткнувшись в свои заметки. Чтобы выступление запомнилось, оно должно быть ярким.
Во-первых, следите за голосом и интонацией: не сбивайтесь с естественного тона, не меняйте громкость. Пусть речь звучит привычно для слушающих. Подумайте, какие моменты вашего вступления наиболее важные, и интонационно выделите их, не лишним здесь будет добавить чуть более длинную паузу.
Во-вторых, добавьте личный опыт. Слушать истории гораздо интереснее, чем лекцию. Если бы я рассказывал о «ЯКласс», то сделал бы это так, как Анастасия Подковыркина, учитель русского языка и литературы из Екатеринбурга. Рассказал бы, как использую ресурс, с какими сложностями сталкиваюсь, какие проблемы удалось решить, а какие нет. Тут и здоровый юмор не повредит!
И в-третьих, смените вид дятельности, ведь даже за 10 минут коллеги могут устать слушать. Возвращаясь к примеру с «ЯКласс», если есть интернет в аудитории, можно провести экскурсию по платформе в режиме онлайн, а также видеомост с коллегой из другой школы или даже доругого города.
5. Репетируем хронометраж
Золотое правило: лучше меньше, да лучше. Выступление до десяти минут всегда запоминается и оставляет пространство для манёвра (пусть коллеги задают вопросы!) в отличие от часовой лекции.
Не забудьте заложить несколько дополнительных минут на техническую часть: включение компьютера и запуск презентации, переключение слайдов и комментирование. Помните, что во время доклада кто-то может задать вопрос, на который надо будет ответить сразу, а значит, нужно ещё немного «буферного» времени.
6. Продумываем вопросы заранее
Интересная тема вызывает у аудитории желание узнать больше. Если так и случилось — поздравляю, всё прошло отлично! Теперь главное не «засыпаться» на дополнительных вопросах.
Заранее подумайте, какие вопросы могут возникнуть у коллег, подготовьте для себя карточки с ответами на них, откройте на компьютере ссылки, которые вам понадобятся, чтобы продемонстрировать ответы на них.
7. Готовим портфолио
Выступление на педсовете — небольшое, но все-таки важное событие в профессиональной биографии. Особенно, если оно пройдет удачно, в чем мы не сомневаемся. Успех стоит зафиксировать. Поэтому попросите коллег сделать несколько фотографий, а, может, даже и видео. Этот материал всегда пригодится вам для портфолио и ддля личного сайта. Кстати, видеозапись можно использовать не только для рекламы, но и чтобы посмотреть на свое выступление потом со стороны.
Чтобы ваш отличный доклад не остался только воспоминанием, примите участие в совместном конкурсе «ЯКласс» и «Педсовета»! Выложите в соцсеть фотографии и небольшой рассказ о том, как прошло ваше выступление, c хештэгом #ЯклассПедсовет и станьте обладателем одной из трех ВИП-подписок стоимостью 1500 рублей на сайте «Педсовет».
Чек-лист
-
Перейдите по ссылке.
-
Скачайте презентацию (Файл — Скачать — Microsoft PowerPoint (.pptx))
-
Откройте файл в редакторе Microsoft PowerPoint.
-
Изменяйте слайды, добавляйте свою информацию, креативьте!
-
Выложите в любой соцсети фотографию вашего выступления или его подготовки с хэштегом #ЯклассПедсовет.
-
Ловите удачу!
«Скачать презентацию»
Партнерский материал
Подписаться на канал ЯКласс
Выступление на педсовете
Тема: «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников»
Начать свое выступление я хочу с 2 фраз, которые вы с легкостью закончите вместо меня: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Мудрость обитателей степи гласит: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения — можно создать все необходимые условия для обучения, но самопознание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как же пробудить в каждом ребенке любознательность и жажду знаний? Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации? Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?
Объём школьных знаний велик, а быть пассивным объектом обучения ребенку неинтересно. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму».
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
По такому принципу в основу обучения положена собственная активная познавательная деятельность ребенка.
Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определённые умения и навыки. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Ребенка необходимо обеспечить новыми умениями, важнейшее из которых — это умение учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.
Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно.
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Ричард Олдингтон.
Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход в обучении, который реализую через внедрение информационно-коммуникативных технологий, педагогику сотрудничества, интерактивного обучения, проектного обучения, технологии проблемного обучения, игровых технологий и при помощи здоровьесберегающего подхода.
Деятельность — это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникативной технологии повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
- Провожу уроки с использованием компьютерных презентаций.
- Использую программы для демонстрации наглядного материала
- Использую интерактивные тренажеры.
Думаю, что не только у меня почти к каждому уроку есть презентация или обучающее видео, музыкальное сопровождение и физкультминутки. Но хочу рассказать о таком небольшом, но очень полезном приеме, как использование цифрового фотоаппарата. Особенно актуально оно на уроках в 1 классе т.к. много времени уходит обычно у учителя, чтобы научить каждого малыша ориентироваться на тетрадном листе. С какого места строчки начать писать, что такое красная строка, сколько клеточек отсчитать от предыдущей работы, между работами или столбиками и т.д. А вот сфотографировать и показать на компьютере правильный образец или, наоборот, типичную ошибку, можно очень быстро. Проецируя на экран сфотографированную страницу тетради, страницу «Прописей» или учебника, у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания. На экране, который виден одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на образце. Повышается концентрация внимания. Это введение в урок помогло заложить основы ориентации у каждого ученика класса на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формируется навык письма букв и цифр. Да и родителям потом очень легко показать образец правильного оформления того или иного задания.
В своей работе я очень активно использую возможности интернета для общения с родителями. Я всегда могу не только своевременно донести нужную информацию и ответить на вопросы, но и все показать наглядно. Также я предлагаю детям дома самостоятельно работать с онлайн-тренажерами, формируя необходимые навыки. Могу предложить просмотреть дома классический мультфильм по литературному произведению. Выложить песню, которую нужно выучить на музыку, карточку с домашним заданием. Да и просто оперативно сообщить родителям о проблемах или успехах ребенка.
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
Проблемная ситуация: эти величайшие сказочники сами не придумали ни одной сказки. Как такое возможно? На доске подсказка: братья Гримм- ученые-лингвисты и фольклористы. На партах листочек-справка (Лингвистика — наука о языке. Фольклор — народное творчество, чаще всего устное.)
Имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.
Мои дети не только умеют разгадывать ребусы и кроссворды, но и научились их самостоятельно выполнять. Я использую в своей работе много игр со словами. Для проведения игр я активно использую наглядный материал, настольные игры, с которыми можно работать нестандартно.
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам обучения.
Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Также я использую технологию коллективной деятельности.
Достаточно часто я даю детям задания, которые нужно выполнять в группах, так как она обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию, и в тоже время действовать, как часть слаженного коллектива, уметь договариваться и идти на разумный компромисс. Ведь любой, нарушающий правила работы в группе, мешает своей команде достичь успеха, что видно очень наглядно.
Например, у каждого ребенка в группе есть своя пословица. Нужно вместе выбрать только одну, имеющую отношение к теме урока. Группа, которая не смогла договориться, не справилась с заданием. Уже в 1 классе большинство детей освоили правила работы в команде, научились правильно распределять роли без помощи педагога, помогать тем, кто слабее.
Разумеется, мы регулярно проводим работу в парах. На уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Например, по математике нам тяжелее всего далась тема «Уравнения». И для закрепления я дала такое задание: составить свое уравнение. Затем решить уравнение соседа и ВМЕСТЕ проверить, получилось ли решить его правильно, а если нет, то почему. А в 1 классе дети с увлечением вместе составляли пары сказочных героев, отрабатывая навык написания имен собственных с большой буквы.
В современных условиях мне как учителю необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетентности. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий.
В своей практике я заинтересовалась данным видом заданий, т.к. их использование позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменить характер его работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учеником. Компетентностно -ориентированные задания позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого материала.
Обязательным считаю применение здоровьесберегающих технологий, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни (использование физминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательной гимнастики. Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне добиваться глубоких и прочных знаний, а главное вызывает интерес к учению.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательныйинтерес на уроке приближается к нулевому уровню. Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи, воспитание ситуацией успеха и отмечая достижения, в том числе и внешкольные, каждого ребенка. Для этого может использоваться и технология портфолио.
Реализуя идеи личностно-ориентированной педагогики, я стараюсь как можно чаще привлекать детей к проведению урока и дать им возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Например, на уроках труда при изучении темы «Оригами» показ и объяснение проводили дети, умеющие складывать данные фигурки. Затем они оказывали другим детям индивидуальную помощь.Приемы сложения и вычитания круглых десятков, а также сложения и вычитания чисел разных разрядов мне тоже объяснять не пришлось. Это сделали сами дети. Я только помогла сформулировать вывод.
И в проведении урока, посвященного А.С. Пушкину, я практически не принимала участия. В конце предыдущего урока я сообщила детям, что нас ждет встреча с величайшем русским поэтом, которого я не назову (Догадайтесь сами!), но в детстве товарищи по учебе называли его французом, арапченком и обезьянкой. Почему? А расскажите мне сами! Произведения А.С.Пушкина мы вспомнили с помощью приготовленной детьми викторины. Я только добавила несколько отрывков для угадывания, которые прочитали дети, умеющие читать выразительно. А в конце урока мы с помощью ладошек нарисовали Царевну-Лебедь. Конечно, такой урок у нас получился только потому, что мы хорошо знакомы и любим творчество А.С.Пушкина.
В этом году я столкнулась с такой проблемой, как недостаточный уровень осознанности чтения, вызывающий трудности в обучении и потерю интереса к учебе. Решая эту проблему я заинтересовалась технологией продуктивного чтения и технологией критического мышления. Я только начала их осваивать, но у нас уже есть положительные результаты.
Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения. И, давайте будем помнить, что без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!
Результатом своей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных действий: дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.
Ребята активно работают на уроках, принимают участие в классной и школьной жизни.
Эмоциональность самого учителя играет большую роль в создании эмоционального тонуса познавательного интереса учащихся.
Педагогический оптимизм также оказывает сильное влияние на познавательный интерес школьника. Вера в ученика, в его познавательные силы и возможности – мощный побудитель интереса к учению.
Таким образом, познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.
Педагогический совет
29.10.2019
Профессиональные и
личностные качества педагога
как один из факторов
успешной социализации учащихся
I.
Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые
коллеги! Мне очень приятно видеть всех в хорошем настроении! Надеюсь, что
проведенный сегодня педагогический совет, сможет еще больше обогатить ваш
педагогический опыт в плане воспитания наших детей.
Тема нашего
педагогического совета: Профессиональные и личностные качества педагога
как один из факторов успешной социализации учащихся
Цель: Рассмотреть
педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие и важное
условие благоприятного психологического климата в коллективе.
Задачи:
Дать анализ состояния
психологического климата на уроках и во внеурочное время;
Выявить условия и факторы,
стимулирующие создание комфортной среды, благоприятного психологического
микроклимата в коллективе;
Совершенствовать формы и
способы взаимодействия участников образовательного процесса;
Обучение технике педагогического
общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями;
Рассмотреть способы
предотвращения конфликтов в педагогическом общении;
Развитие у педагогов
способностей предупреждать конфликты, разрешать их приемлемыми средствами.
Современные требования
ставят перед педагогическим коллективом новые задачи, одной из которых является
развитие профессиональных компетентностей учителя.
Образовательное
учреждение перспективно, если в нем хорошо каждому ребенку. Ученик —
основной объект заботы учителя.
В сегодняшнем нестабильном
мире ребенок чувствует себя незащищенным. НО школа должна обеспечить такие
условия, при которых детям в нем будет хорошо. Только в условиях комфортной
обстановки (имеется в виду психологический комфорт) в образовательном
учреждении возможно развитие личности. Необходимость внимания к вопросу
психологического комфорта на уроках и во внеурочное время вызвана и рядом
наметившихся негативных тенденций в образовательном процессе: в настоящее
время наблюдается падение интереса к обучению, снижение познавательной
активности, пропуски уроков учащимися без уважительных причин.
К негативным явлениям можно
отнести и жалобы родителей и учащихся на конфликтные ситуации, возникающие
между учителями и учащимися, учащимися и учащимися и постоянное состояние
повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.
Таким образом, выявилась
проблема, которую мы и рассмотрим на нашем педагогическом совете.
Для начала поговорим о таком
качестве педагога, как «культура общения»?
Истинная культура
общения означает взгляд на партнера не как на объект своего влияния, а
как на равноправного участника обмена информацией.
Особое значение имеет
педагогическое общение, содержанием которого является обмен информацией,
оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью
коммуникативных средств и т. д.
Для каждого человека, а
особенно педагога важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь
общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать их мысли, чувства,
высказанные словами, выраженные жестами, мимикой, уметь точно доносить свои
мысли до слушателей.
Уметь общаться также важно
как, например, знать математику или физику. Чтобы прожить нормальную
полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а
для этого необходимо учиться общению.
В течение рабочего дня
учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с
коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении
возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений и
т. д. И ситуация может перейти в конфликт.
Конфликт (от лат. —
столкновение) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов,
позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают
систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние,
неудовлетворенность своей работой.
В.А. Сухомлинский так пишет о
конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между
учителем и родителями, педагогом и коллективом -большая беда школы. Умение
избежать конфликт — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая
конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу
коллектива».1
Профессиональная позиция
педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на
первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности.
Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и
конфликты, в которые включаются и другие участники — ученики, педагоги,
администрация, родители.
Какими бы путями ни решались
конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их
участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и
требованиям общественной морали. Конфликт — тот же порох. Он вспыхнет или от
слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или
разрешить любой конфликт — обеспечить высокую культуру общения.
К.У. Томасом и Р.Х.
Киллменом были разработаны основные пять основных стилей поведения в
конфликте: соперничества, сотрудничества, компромисса, уклонения,
приспособления. Ни один из указанных стилей разрешения конфликта не может быть
выделен как самый лучший. Эффективность каждого стиля зависит от конкретных
обстоятельств и условий.2
(БУКЛЕТ)
Стиль конкуренции или
соперничества
Может использовать педагог,
обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный
в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные
интересы
• Исход конфликта очень
важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
• обладаете достаточной
властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами
решение — наилучшее;
• чувствуете, что у вас нет
иного выбора и вам нечего терять;
• должны принять непопулярное
решение, и у вас достаточно полномочий для этого.
Стиль сотрудничества
Можно использовать, если, отстаивая
собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания
другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной
работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного
решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг
друга, сдерживать эмоции
• Необходимо найти общее
решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных
решений;
• у вас длительные, прочные
и взаимозависимые отношения с другой стороной;
• основной целью является
приобретение совместного опыта работы;
• стороны способны выслушать
друг друга и изложить суть своих интересов
Стиль компромисса
Стороны стремятся урегулировать
разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны
хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается
не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте — «мы
не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с
которым каждый из нас мог бы согласиться»
• Обе стороны имеют
одинаково убедительные аргументы;
• удовлетворение вашего
желания не имеет для вас большого значения;
• вас может устроить
временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие
подходы к решению проблемы оказались неэффективными
Стиль уклонения, избегания
Реализуется обычно, когда
затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не
сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы
на ее решение.
• Источник разногласий
несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит
тратить силы;
• знаете, что не можете или
не хотите решить вопрос в свою пользу;
• хотите выиграть время,
чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем
принять решение;
• пытаться решить проблему
немедленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить
ситуацию;
• у вас был трудный день, а
решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности
Стиль приспособления
Вы действуете совместно с
другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в
целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы
• Важнейшая задача —
восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
• предмет разногласия не
важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся.
***********************
По мнению учеников идеальный
учитель – это человек, в котором:
·
Есть
способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т.е. в
учителе хотят видеть старшего друга;
·
Профессиональная
компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания
·
Присутствует
умение справедливо распоряжаться данной ему властью.
Но, естественно, все
качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты.
Такие конфликты, как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет
неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в
«войны», «революции» и чтобы правильно оценивались.
Каковы же основные причины
конфликтов в школе?
Причиной конфликтов в школе
может стать акселерация (ускорение роста и физического развития детей по
сравнению с предыдущими поколениями), так как она не столько ускоряет общее
созревание организма, сколько усиливает его дисгармонию с социальным
созреванием и усугубляет течение подросткового кризиса. Это затрудняет
правильное воспитание детей. Нам, педагогам, становится всё труднее понимать и
внутреннее состояние, и потребности учеников, общаться с ними, руководить ими.
Поэтому возникают конфликты.
Слишком жёсткое или слишком
лояльное отношение к ученикам вызывает реакцию протеста, потому что в
подростковом возрасте дети оценивают в учителе, прежде всего, человеческие
качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с
уважением .
Также меняется отношение и к
учёбе. Учёба воспринимается как подготовка к взрослой жизни, и поэтому учитель
(главный источник информации), по мнению подростков, должен понятно, доступно
объяснять материал. На этой почве тоже могут возникнуть противоречия. Подобно
родителям, учитель в сознании подростка — обладающий властью, распоряжающийся
наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определённой области
— должен стать товарищем и другом.
Профессионально необходимыми
качествами учителя являются выдержка и самообладание. Настоящий педагог всегда обязан
сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких
срывов, растерянности, беспомощности учителя дети не должны чувствовать и
видеть. Неотъемлемое профессионально качество учителя – справедливость. По роду
своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения,
поступки учащихся. Ничто не укрепляет нравственного авторитета педагога, как
умение быть объективным.
И конечно на нашем педсовете
мы не можем не коснуться отношений между педагогами. Школьные
коллективы в основном женские.
А психолог А. Ассингер
предлагает для учителей тест «Оценка агрессивности педагога». Этот тест
позволяет определить, достаточно ли педагог корректен в отношении со своими
коллегами и учениками, легко ли им общаться с ним.
ТЕСТ (на листочках)
Теперь внимательно
просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
45 и более очков. Вы излишне
агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к
другим. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов»,
рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами
окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей
возможности Вы стараетесь их за это наказать.
36-44 очка. Вы умеренно
агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно
здорового честолюбия и самоуверенности.
35 и менее очков. Вы
чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных
силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под
любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Большинство людей не любит
конфликтов, а хочет жить в мире с окружающими. Для того, чтобы конфликты и
обиды не возникли из-за мелочей, в заключении нашего педсовета предлагаю вашему
вниманию Правила бесконфликтного общения, которые убедительно
демонстрирует американский ученый-психолог Д. Карнеги:
1. Улыбайтесь! Улыбка обогащает
тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2. Помните, что для человека
звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще
обращайтесь к другому человеку по имени.
3. Давайте четко и искренне
признавать хорошее в других
4. Будьте сердечными в своем
одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их
в течение всей жизни
5. Желание понимать другого
человека порождает сотрудничество.
Потренируемся в правилах.
1.
Вам нужно улыбнуться всем сидящим рядом коллегам.
2.
Скажите комплименты как минимум трём людям, сидящим в этом классе.
3.
Игра «Крокодил» — учимся понимать друг друга.
СЛОВА
Варежки/тетрадь/ Каникулы/ жвачка/Хоровод/ чтение/Пирожки с
капустой/ Макулатура/ФГОС
Переходим
к практической части нашего педсовета. Слово предоставляется заместителю
директора по УВР Светлане Викторовне Канавец.
2 часть –
практическая
Вопросы и задания для
анализа конфликтной ситуации:
1. Что предшествовало
возникновению конфликтной ситуации?
2. Основные причины
возникшего конфликта и его содержание.
1. Личностная позиция
педагога в возникшей ситуации (отношение к оппоненту), опишите реальные цели
педагога во взаимодействии (чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и
т. д.).
2. Определите в
ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в
конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие
свидетелей, растерянность, неожиданность…).
3. Смысл конфликта для
каждого из его участников.
4. Варианты дальнейших
отношений участников конфликта.
3. Какие действия,
приемы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации:
соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление?
Спасибо за ответы и мы
продолжаем наш педсовет.
3
часть – итоговая
Проект
решения педагогического совета.
Учитывая
материалы педагогического совета «Профессиональные и личностные качества
педагога как один из факторов успешной социализации учащихся», решили
1.
При
исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться правилами
бесконфликтного общения.
2.
В
случае произошедшего конфликта с учениками, родителями, коллегами,
администрацией взять на себя ответственность за его успешное разрешение (если
разрешение данного конфликта зависит от вашего желания и возможностей),
используя памятку «Какой стиль выбрать в конфликте»
3.
Составить
список своих собственных приёмов релаксации и психологического настроя.
4.
Создать
проект комнаты отдыха для педагогического коллектива школы.
ИСПОЛНЕНИЕ
ПЕСНИ «МЫ ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ ВАМ!»
В образовательной сфере часто приходится выступать с лекциями, докладами, будь вы воспитатель или узкий специалист. Для того чтобы сделать это блестяще, недостаточно просто знать свой предмет, нужно развивать навыки публичных выступлений. Мы собрали проверенные советы, которые должны помочь новичками.
1. Самое главное — делайте доклад на ту тему, которая интересна вам самим. Если вас не вдохновляет ваша же идея, как она может заинтересовать других? И ещё помните, благодаря выступлениям, докладам, статьям вы:
- облекаете свои идеи в слова,
- получаете отзывы,
- приобретаете новые темы для изучения,
- знакомитесь с новыми людьми,
- вдохновляете других.
2. Определите ключевую идею вашего доклада и чётко её обозначьте перед слушателями. Можете даже повторить её несколько раз во время выступления. Будьте конкретны, не заставляйте людей отгадывать, что вы имели в виду.
3. Постройте своё выступление так, чтобы его стержнем стала эта ключевая идея. Сократите материал, не относящийся к ней. Выделите в своём докладе вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение могут составлять 20% всего текста: не пренебрегайте ими, иначе новая информация свалится на слушателей, как снег на голову.
4. Активно используйте визуальные средства: презентации, схемы, графики, короткие видеоролики и проч.
5. Если в своём выступлении вы используете презентацию (что желательно), не забывайте о следующих негласных правилах:
- 1 слайд — 1 мысль;
- не пишите много текста (длинные тезисы сокращайте до 2-3 (максимум 6) слов; оптимальное количество текста на экране – не больше 6 слов в 6 рядах);
- используйте крупный шрифт (его должно быть видно с последних рядов);
- не забудьте проверить правописание;
- используйте диаграммы и графики вместо таблиц;
- иллюстрации не должны быть слишком сложными и глубокомысленными;
- сведите к минимуму звуковые и анимационные эффекты.
6. Старайтесь давать много примеров. Подкрепляйте свои тезисы статистикой и фактами. Это ваш основной инструмент по воздействию на аудиторию.
7. Обязательно проверьте достоверность той информации, которую вы озвучите слушателям.
8. Заранее продумайте, что будете делать, если не успеете рассказать всё, что задумали. Научитесь оперативно сворачивать и разворачивать части доклада в зависимости от ситуации.
9. Если перед выступлением вы очень сильно волнуетесь — так, что ноги подгибаются и становится трудно дышать, не то что соображать и говорить, — запишите себе где-нибудь несколько целых предложений, с которых начнёте, а дальше будет легче. Также примерно за 15 минут до своего доклада начните глубоко дышать — это успокаивает.
10. Не забудьте назвать своё имя в начале выступления, если вас не представили: люди должны знать, с кем они имеют дело.
11. У вас есть ровно 2 минуты, чтобы увлечь публику до того, как люди начнут дремать. Как начать доклад? С обращения к актуальному событию, небольшой истории, вопроса, интересного факта или цитаты известного лица. Если вы знаете, как сделать это более оригинально, — не бойтесь, делайте!
12. Хотите быть услышанным? Тогда всё время находитесь в зоне видимости, поддерживайте визуальный контакт и используйте микрофон (если он есть, конечно).
13. Никогда не извиняйтесь:
- «У меня не было времени, я не успел подготовиться»;
- «Мой компьютер/проектор/планшет/телефон/принтер сломался, поэтому я…»;
- «У меня слишком мало времени, чтобы рассказывать об этом подробно»;
- «Я не уверен, что всё это вообще нужно и интересно» и т. д.
Просто подготовьтесь или не выступайте вовсе.
14. Следите за своими жестами: не прячьте руки в карманы и не размахивайте ими, не ходите туда-сюда, не теребите в руках ручку, кольцо, листок или что там ещё может быть, не накручивайте волосы на палец, не чашите нос, не грызите ногти, не барабаньте по столу, доске, стене и т. д.
15. Не перегружайте аудиторию цифрами. Вместо «19,7%» лучше скажите «почти пятая часть».
16. Не читайте текст своего доклада с листа или из презентации. Так зрители могут подумать, что вы не знаете свой собственный текст и не уверены в том, что говорите, а это ведёт к тому, что они заскучают и перестанут вам верить.
17. Не увлекайтесь длинными предложениями. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более 13 слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Передавайте информацию частями.
18. Учитесь правильно пользоваться паузами: известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Просто помолчите немного после сложных выводов или длинных предложений, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять только что сказанное.
19. Потренируйтесь пользоваться тоном голоса и тембром речи. Их изменение поможет вам акцентировать внимание на важных моментах и сделает ваше выступление более выразительным.
20. Следите за временем. Всегда завершайте своё выступление вовремя, иначе рискуете заработать раздражение публики, которое перечеркнёт любое хорошее впечатление, оставленное вами и вашим докладом.
21. Не бойтесь вопросов из зала — наоборот, обязательно спросите о них в конце своего выступления. Вопросы — отличная возможность установить контакт с аудиторией и получить отзывы.
22. Если вы выступаете не один, а с содокладчиком, следите за тем, чтобы вы:
- не перебивали друг друга и не перетягивали внимание на себя, когда это не надо;
- не сидели со скучающими лицами, пока один из вас говорит.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВКА СООБЩЕНИЯ
- Формулировка темы, стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей, для которых готовится сообщение.
- Формулировка основных вопросов сообщения.
- Составление развернутого плана выступления.
- Поиск, просмотр и чтение специальной литературы. Подбор и систематизация наглядных материалов. Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения сообщения.
- Подготовка тезисов: разделение общих вопросов на частные, их формулировки и выводы. Распределение материалов по вопросам.
- Последовательное письменное изложение полного текста выступления.
ВТОРОЙ ЭТАП – РАБОТА С ПОДГОТОВЛЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ
- Выделение в тексте основных смысловых частей, на которых при выступлении нужно сделать акцент; идей и выводов, которые необходимо сообщить аудитории (даже опустив остальное).
- Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
- «Свертывание» полного текста сообщения в краткую форму (тезисы, план, цитаты). Неоднократное возвращение к полному изложению сообщения (при анализе предполагаемой реакции слушателей).
|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Требования к оформлению доклада на
педагогический совет
Выполнила:
студентка Ш-42 группы
Годяцкая Алина
Преподаватель: Тур А.Р.
Ейск, 2021
Педагогический совет – постоянно действующий, высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в школе. Педагогический совет является эффективным средством управления, который мобилизует усилия педагогического коллектива на выполнение миссии школы, повышение качества образования и профессионализма учителей, развитие их индивидуальности.
В образовательной сфере часто приходится выступать с лекциями и докладами. Для того чтобы сделать это блестяще, недостаточно просто знать свой предмет, нужно развивать навыки публичных выступлений. Мы собрали проверенные советы, которые должны помочь новичками.
Требования к докладу:
• Точность фактического материала, обоснованность выводов.
• Учет адресата (аудитории, к которой обращен доклад). Если вы рассматриваете какую-то психолого-педагогическую проблему, используя психологическую терминологию в большом объеме без каких-либо пояснений, то среднестатистическому слушателю, ваш доклад будет непонятен.
• Освещение проблем, только непосредственно относящихся к теме вашего доклада.
• Логичность рассуждений, деление доклада на смысловые части.
• Достаточная обширность доклада, но не настолько, чтобы утомлять адресата.
• Хороший стиль и легкость восприятия предложенного материала.
• Понятность, наглядность и привлекательность оформления.
Единство доклада — значит цельность построения доклада. Оно не может быть нарушено введением посторонних вопросов, как бы интересны они ни были сами по себе, или внесением деталей, нарушающих течение мысли. Этого надо стараться избегать.
Рекомендуем начинать доклад таким образом: «Настоящий доклад посвящен следующей проблеме» или: «В своем докладе я рассмотрю следующую тему».
Связность доклада во многом достигается тщательным распределением деталей по основному тексту и точным следованием плану. Именно план дает гарантию, что собранный и проанализированный материал будет изложен наилучшим образом. Доклад отличается связностью, если он разделен на части, которые расположены в логической последовательности.
Пропорциональность требует, чтобы каждой части доклада уделялась соответствующая ее значимости доля внимания и времени. Пропорциональность доклада неизбежно связана с его объемом. Доклад должен быть достаточно емким, чтобы исчерпать предмет, но не настолько длительным, чтобы утомлять слушателей или читателей.
Краткость — это безусловное преимущество: при всех прочих равных условиях доклад, передающий нужную информацию в краткой, ясной и сжатой форме, имеет больше шансов заинтересовать аудиторию.
Большое значение для подготовки успешного доклада имеет стиль речи, присущий педагогу. Если он обладает литературным, легким стилем, логичен и краток в изложении, подтверждает мысль примерами, в том числе наглядными, то доклад имеет все шансы на успех. Если же воспитатель не знает, как взяться за работу, и считает, что можно скачать из Интернета готовый доклад, это ошибочный путь.
Раскрывая тему доклада, оперируйте в первую очередь точкой зрения различных исследователей данной проблемы, а не только своими мнениями и предположениями. В конце доклада следует сделать обоснованные выводы, сконцентрировать внимание слушателей на основных идеях, затронутых в докладе. Доклад на семинаре, педчасе, песовете — это не пересказ какой-либо научной статьи, а микроисследование материала по анализируемой проблеме. Сложность доклада заключается в том, что за короткое время необходимо максимально раскрыть его тему.
Ясность изложения — следствие четкого мышления, основанного на законах логики. Важно также грамотное использование лексических единиц (слов, словосочетаний) в тексте доклада в соответствии с их значениями. Для этого приводим перечень наиболее часто употребляемых в докладе глаголов и их значения, которые необходимо знать воспитателю-докладчику.
Сравните — найдите общее и различия, сделайте вывод о том, какой из сравниваемых объектов наиболее предпочтителен.
Сопоставьте — противопоставьте рассматриваемые объекты для выявления различий между ними.
Критически оцените — составьте собственное суждение о достоинствах той или иной теории (идеи, концепции) или о достоверности фактов, подкрепите его обсуждением имеющихся доказательств или аргументов.
Определите — запишите точное значение слова или фразы; в некоторых случаях необходимо или желательно рассмотреть возможные или часто используемые определения.
Опишите — приведите подробное текстовое или графическое рассмотрение.
Обсудите — исследуйте аргументы «за» и «против», «просеивайте» информацию и оспаривайте ее.
Оцените — дайте оценку ценности рассматриваемого объекта.
Объясните — достигните ясности в вопросе, приведите его различные интерпретации и изложите доводы.
Проиллюстрируйте — используйте рисунки и фотографии для объяснения или уточнения вашей мысли или идеи либо поясните ее конкретными примерами.
Проинтерпретируйте — разъясните значение рассматриваемого вопроса, уточните его. Обычно при этом требуется изложить ваше собственное мнение или суждение.
Наглядности письменного текста способствует умелое использование иллюстраций, примеров, графических материалов. Резюме, таблицы, выводы, разбивка на разделы и параграфы, подчеркивания, шрифтовые выделения — вот некоторые способы обратить особое внимание на центральные, конкретные идеи доклада, которые при этом прочно запечатлеваются в памяти. Целесообразно пользоваться разными шрифтами.
1. Самое главное — делайте доклад на ту тему, которая интересна вам самим. Если вас не вдохновляет ваша же идея, как она может заинтересовать других? И ещё помните, благодаря выступлениям, докладам, статьям вы:
-
облекаете свои идеи в слова,
-
получаете отзывы,
-
приобретаете новые темы для изучения,
-
знакомитесь с новыми людьми,
-
вдохновляете других.
2. Определите ключевую идею вашего доклада и чётко её обозначьте перед слушателями. Можете даже повторить её несколько раз во время выступления. Будьте конкретны, не заставляйте людей отгадывать, что вы имели в виду.
3. Постройте своё выступление так, чтобы его стержнем стала эта ключевая идея. Сократите материал, не относящийся к ней. Выделите в своём докладе вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение могут составлять 20% всего текста: не пренебрегайте ими, иначе новая информация свалится на слушателей, как снег на голову.
4. Активно используйте визуальные средства: презентации, схемы, графики, короткие видеоролики и проч.
5. Если в своём выступлении вы используете презентацию (что желательно), не забывайте о следующих негласных правилах:
-
1 слайд — 1 мысль;
-
не пишите много текста (длинные тезисы сокращайте до 2-3 (максимум 6) слов; оптимальное количество текста на экране – не больше 6 слов в 6 рядах);
-
используйте крупный шрифт (его должно быть видно с последних рядов);
-
не забудьте проверить правописание;
-
используйте диаграммы и графики вместо таблиц;
-
иллюстрации не должны быть слишком сложными и глубокомысленными;
-
сведите к минимуму звуковые и анимационные эффекты.
6. Старайтесь давать много примеров. Подкрепляйте свои тезисы статистикой и фактами. Это ваш основной инструмент по воздействию на аудиторию.
7. Обязательно проверьте достоверность той информации, которую вы озвучите слушателям.
8. Заранее продумайте, что будете делать, если не успеете рассказать всё, что задумали. Научитесь оперативно сворачивать и разворачивать части доклада в зависимости от ситуации.
9. Если перед выступлением вы очень сильно волнуетесь — так, что ноги подгибаются и становится трудно дышать, не то что соображать и говорить, — запишите себе где-нибудь несколько целых предложений, с которых начнёте, а дальше будет легче. Также примерно за 15 минут до своего доклада начните глубоко дышать — это успокаивает.
10. Не забудьте назвать своё имя в начале выступления, если вас не представили: люди должны знать, с кем они имеют дело.
11. Следите за своими жестами.
12. Не читайте текст своего доклада с листа или из презентации. Так зрители могут подумать, что вы не знаете свой собственный текст и не уверены в том, что говорите, а это ведёт к тому, что они заскучают и перестанут вам верить.
13. Потренируйтесь пользоваться тоном голоса и тембром речи. Их изменение поможет вам акцентировать внимание на важных моментах и сделает ваше выступление более выразительным.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА
-
Формулировка темы, стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей, для которых готовится доклад.
-
Формулировка основных вопросов доклада.
-
Составление развернутого плана выступления.
-
Поиск, просмотр и чтение специальной литературы. Подбор и систематизация наглядных материалов. Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения доклада.
-
Подготовка тезисов: разделение общих вопросов на частные, их формулировки и выводы. Распределение материалов по вопросам.
-
Последовательное письменное изложение полного текста выступления.
ВТОРОЙ ЭТАП – РАБОТА С ПОДГОТОВЛЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ
-
Выделение в тексте основных смысловых частей, на которых при выступлении нужно сделать акцент; идей и выводов, которые необходимо сообщить аудитории (даже опустив остальное).
-
Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
-
«Свертывание» полного текста сообщения в краткую форму (тезисы, план, цитаты). Неоднократное возвращение к полному изложению сообщения (при анализе предполагаемой реакции слушателей).