Викторина «Веселая география»
Цель: Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.
Подготовка к викторине: в классе формируются 3 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход мероприятия
I. Оргмомент.
II. Проведение мероприятия.
— Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью — доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим — насколько обширны ваши знания по географии.
Итак, мы начинаем…
- Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.
- Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла
— Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. (каждый правильный ответ – 1 балл).
1-ый конкурс «В стране Сообразилии»
(география + смекалка)
1) Загадочная разминка:
- Вопросы:
1-ая команда
- Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);
2-ая команда
- Он и летом и зимой — между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди — он всё будет впереди (горизонт);
3-тья команда
- В названии какой стороны горизонта 101 буква? (восток)
- Загадки
- Иди, иди, а конца не найдёшь. (Земной шар)
- Голубой шатёр весь мир накрыл. (Небо)
- Сито свито, золотом покрыто,
Кто взглянет, тот заплачет. (Солнце)
- Такой большой, что весь мир занимает.
Такой маленький, что в любую щель пролезает.(Воздух)
- Без рук, без ног, а дерево гнёт. (Ветер)
- Видел край, да не дойдёшь. (Горизонт)
- Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу,
Со мной пойдёшь – дорогу найдёшь. (Компас)
2) Географичесая шарада:
— Чтоб разгадывать шарады географию знать надо. Кто быстрее отгадает слово, зашифрованное в шараде.
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе — мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас -компас).
3) Геологика:
— По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.
А) Воображаемая линия, ограничивающая горизонт.
Б) Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.
В) Прибор для измерения сторон горизонта.
Г) Видимое глазом пространство.
Д) Какие бывают стороны горизонта?
Е) Напротив севера расположен .. ?
И) Напротив запада -?
К) Перечислите способы ориентирования
Команде надо быстро поднять карточку с правильным ответом.
2 –ий конкурс «Творческий сундучок»
(Проверка дом. задания)
3-ой конкурс «В океане юмора»
(география + юмор)
1) Шуточная географическая викторина:
- Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),
- Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
- Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),
- В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),
2) Весёлые стихи на внимание.
В России — язык русский,
Во Франции — французский,
В Германии — немецкий,
А в Греции — грецкий, (не грецкий, а греческий)
Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)
Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)
Край снегов, морозов, вьюг
Называют словом юг. (не юг, а север)
Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)
4-ой конкурс «Графический диктант»
Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток, 2 – восток, 3 – на юг, 3 — на запад, 2 – на юго-восток, 1 – на юг, 2 – на запад, 1 – на северо-запад, 1 – на юго-запад, 2 – на запад, 1 – на север, 2 – на северо-восток, 3 – на запад, 3- на север.)
5-ой конкурс «Всезнайки»
Команды рассказывают о способах ориентирования:
1 команда – по звездам;
2 команда – по солнцу;
3 команда — по местным признакам.
6-ий конкурс «Верите ли вы?»
Верите ли вы, что:
• прибор, который помогает определить стороны света, называется спидометр? (Нет, компас)
• кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева? (Да)
• грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)
• если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа — юг, а слева — восток? (Нет, за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад)
• пчелы ориентируются по солнцу? (Да)
• попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (Да)
• если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень — с севера на юг? (Да)
• местность, изображенная условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (Нет, картой)
• правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с южной стороны. (Да)
• олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев? (Нет)
• в южных районах растет «компасное» растение латук, листья которого обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг ребрами? (Да)
• ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? (Нет, с юга)
• цветущий подсолнух поворачивает свою голову вслед за солнцем? (Да)
• в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)
• в полдень волки встают головой на север и начинают выть? (Нет)
• на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной тянется вдоль ствола темная полоса? (Да)
• мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов деревьев? (Нет, с северной)
7 -ой конкурс «Компас»
Правила пользования компасом и определения азимута
8 -ой конкурс «Песенная география»
(география + музыка)
— Познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные песни, романсы. Вам нужно отгадать пропущенные в песенных текстах географические термины, понятия и названия. И напеть эти песни.
Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами… (населённый пункт),
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас… (атмосферное явление) и… (осадки),
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.
III. Подведение итогов, награждение.
IV. Домашнее задание. П.17, вопросы устно, поработать с компасом на определение азимута
Географичесая шарада:
— Чтоб разгадывать шарады географию знать надо. Кто быстрее отгадает слово, зашифрованное в шараде.
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе — мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут
Географичесая шарада:
— Чтоб разгадывать шарады географию знать надо. Кто быстрее отгадает слово, зашифрованное в шараде.
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе — мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут
Географичесая шарада:
— Чтоб разгадывать шарады географию знать надо. Кто быстрее отгадает слово, зашифрованное в шараде.
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе — мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут
Геологика:
— По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.
А) Воображаемая линия, ограничивающая горизонт.
Б) Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.
В) Прибор для измерения сторон горизонта.
Г) Видимое глазом пространство.
Д) Какие бывают стороны горизонта?
Е) Напротив севера расположен .. ?
И) Напротив запада -?
К) Перечислите способы ориентирования
Команде надо быстро поднять карточку с правильным ответом.
Геологика:
— По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.
А) Воображаемая линия, ограничивающая горизонт.
Б) Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.
В) Прибор для измерения сторон горизонта.
Г) Видимое глазом пространство.
Д) Какие бывают стороны горизонта?
Е) Напротив севера расположен .. ?
И) Напротив запада -?
К) Перечислите способы ориентирования
Команде надо быстро поднять карточку с правильным ответом.
Геологика:
— По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.
А) Воображаемая линия, ограничивающая горизонт.
Б) Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.
В) Прибор для измерения сторон горизонта.
Г) Видимое глазом пространство.
Д) Какие бывают стороны горизонта?
Е) Напротив севера расположен .. ?
И) Напротив запада -?
К) Перечислите способы ориентирования
Команде надо быстро поднять карточку с правильным ответом.
Геологика:
— По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.
А) Воображаемая линия, ограничивающая горизонт.
Б) Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.
В) Прибор для измерения сторон горизонта.
Г) Видимое глазом пространство.
Д) Какие бывают стороны горизонта?
Е) Напротив севера расположен .. ?
И) Напротив запада -?
К) Перечислите способы ориентирования
Команде надо быстро поднять карточку с правильным ответом.
Да
Да
Нет
Нет
ВИКТОРИНА
«ВЕСЕЛАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Краткое
описание
Расширение
кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к
изучению географии.
Подготовка к викторине: в классе или из нескольких классов одной параллели
формируются 3 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё
приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Цель: Расширение
кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.
Подготовка к викторине: в классе или из нескольких классов одной
параллели формируются 3 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда
готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Ход мероприятия
I. Оргмомент.
II. Проведение мероприятия.
— Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам,
атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить
только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью —
доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же
проверим — насколько обширны ваши знания по географии.
Итак, мы начинаем…
•Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.
•Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла
— Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса.
(каждый правильный ответ – 1 балл).
1-ый конкурс«В стране сообразили»
(география + смекалка)
1) Загадочная разминка:
1-ая команда
•Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);
•Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не
растёт (гора);
•Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);
•Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру — по
полю скачут кенгуру (Австралия);
2-ая команда
•Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой — гид по
географии (атлас);
•Он и летом и зимой — между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди — он всё
будет впереди (горизонт);
•Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и
столбом до неба взвился (смерч);
•Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора,
самые большие горы (Азия);
3-я команда
•В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в
конец видна (карта);
•Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги ( болото);
•Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун
смотрел (шторм, буря);
•Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой
называется «ковбой» (Америка).
2) Географические шарады:
— Чтоб разгадывать шарады географию знать надо.
Например:
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе — мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас -компас).
1-я команда:
Начало слова есть местоимение,
Что выскочки кричат без промедления,
А что в конце — ребёнок надевает,
Одежда та без рукавов бывает.
Всё вместе — это остров очень жаркий,
Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка).
2-я команда:
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно — название страны. (Я + пони = Япония).
3-я команда:
Часть первая — мост,
Но без буквы конечной.
Вторая — звучит на болоте беспечно.
А целое — местность.
Любимая пламенно,
Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).
3) Геологика:
— По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.
Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается
выигравшим:
•Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной,
проливной… (дождь),
•Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный,
грязевый, речной… (поток),
•Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся…
(вулкан),
•Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной…(песок),
•Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная,
пресная, солёная… (вода),
•Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые,
грозовые…(облака),
•Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный,
северо-западный… (ветер),
•Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая,
сейсмическая, морская, приливно-отливная… (волна),
•Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая,
земная, солнечная… (атмосфера).
4) Кто-кто в городе живёт или в посёлке?
— Москвичи, как известно, живут в Москве, одесситы — в Одессе, японцы — в
Японии. А вот попробуйте определить, где живут:
•Челнинцы (в Набережных Челнах, Татария),
•Омичи (в Омске),
•Индийцы (в Индии)
•Куряне (в Курске),
•Томичи (в Томске)
•Донетчане (в Донецке, Украина).
5) Ответ ищите в вопросе:
— Постарайтесь ответить на наши простенькие шуточные вопросы, а географические
ответы ищите в словах самих вопросов. Будьте внимательны! (например — В какую
речку уронила Таня мячик? (в Нил, что в Африке — уронила)).
•Из какого города вызвали гримёра? (из Рима — гример).
•Где вьюга не завывает? (На юге — вьюга).
•Кто попортил ночью виноградник? (Град — виноградник).
6) Каждому своё:
— К каждому списку имён собственных нужно найти его прилагательное, чтобы с ним
получилось географическое название, которое и в самом деле можно найти на
карте.
•Каньон, Барьерный риф, Енисей — … (Большие: Большой Каньон в США, Большой Барьерный
риф вдоль побережья Австралии, Большой Енисей-река на юге Сибири).
•Орлеан, Зеландия, Гвинея — … (Новые: Новый Орлеан — город и порт на юге США,
Новая Зеландия — государство в Тихом океане, Новая Гвинея — остров на западе
Тихого океана).
•Ледовитый океан, Осетия, Кавказ — … (Северные: Северный Ледовитый океан,
Северная Осетия-республика Р.Ф., Северный Кавказ).
2-ой конкурс«В океане юмора»
(география + юмор)
1) Шуточная географическая викторина:
•Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды?
(мокрым),
•Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),
•Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
•Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится
крокодил (остров Невезения),
•В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),
•Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),
•Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),
•Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),
•Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),
•Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),
•На каком фронте не воюют (на атмосферном),
•Какое государство можно носить на голове (Панама),
•Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),
•Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо
подготовились (Лес рук),
•Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и
той же горы),
•Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)
•Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе?
(Камчатка).
2) Весёлые стихи на внимание.
В России — язык русский,
Во Франции — французский,
В Германии — немецкий,
А в Греции — грецкий, (не грецкий, а греческий)
Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)
Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает. (не впадает, а вытекает)
Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)
Край снегов, морозов, вьюг Называют словом юг. (не юг, а север)
Знает каждый капитан:
Волга — это океан. (Не океан, а река)
Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)
Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест — большая река, (не река, а гора)
Со времён далёких и поныне
Льют дожди, как из ведра в пустыне, (не в пустыне, а в тропиках)
3-ий конкурс«Восхождение к вершинам знаний»
1) Географические рекорды России — блиц-опрос
•Самая большая равнина России (Западно-Сибирская),
•Самые высокие горы России (Кавказ),
•Самая полноводная река России (Лена),
•Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
•С каким государством у России самая короткая граница (С. Корея)
•Самый большой остров России (Сахалин),
•Самая длинная горная система России (Урал),
•Самая высокая вершина (Эльбрус на Кавказе),
•Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России (Байкал),
•С каким государством у России самая протяжённая граница (Казахстан),
•Где в России самая холодная зима (в Оймяконе, -71).
4-ый конкурс «По реке времён»
(география + история)
1.Назовите полководца, основавшего в Египте город Александрию? (Александр
Македонский в 332 — 331 г. до н.э.),
2.Как назывался обитатель Сахалина до революции? (Каторжник),
3.Какой город России в годы ВОВ выдержан 900-дневную осаду немецких войск
(Ленинград, ныне — Санкт-Петербург).
5-ый конкурс«К литературным источникам»
(география + литература)
1) География в русских пословицах:
— Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и
понятия встречаются в этих русских пословицах.
•Язык до… (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)
•Погиб, как швед под… (город). (Полтава)
•Не разом… (город) строилась. (Москва)
•Нет… (озеро) без омуля и омуля без… (озеро). (Байкал)
•Без труда не вытащишь и рыбки из… (пруда)
•Не всё…, что блестит (золото)
6-ой конкурс«По заповедным местам»
(география + зоология)
1) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные
животные.
• КИТ— государство в Азии. (Китай)
•-ПОНИ- островное государство в Азии. (Япония)
•-РАК государство в Азии. (Ирак)
•-РАК—- действующий вулкан в Индонезии. (Кракатау)
•КАРП— горная система в Европе. (Карпаты)
•СОМ— государство в Африке. (Сомали)
•ТУР— государство в Евразии. (Турция)
•ЯК—- Республика в Р. Ф. (Якутия)
•ВОЛ— крупнейшая река в России (Волга)
7-ой конкурс «Вкусная география»
(география + кулинария)
1.Какой город падают к чаю? («Прага» — торт, Прага — столица Чехии),
2.Какую капусту китайцы ели по заказу императора для укрепления здоровья нации?
(Морскую),
3. По названию какого германского города, именуется говяжья котлета, вложенная
в разрезанную пополам хрустящую булочку? (Гамбург — гамбургер),
4.Эта форма выпечки пшеничного хлеба по-французски означает просто «палка»?
(Батон),
5.Что называют итальянскими трубками? (макароны),
6.Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом»? (бутерброд),
7.Хлеб кавказской национальности? (лаваш),
8.Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу? (Италия),
9.Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья?
(Десерт).
8-ой конкурс«Песенная география»
(география + музыка)
— Познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные
песни, романсы. Вам нужно отгадать пропущенные в песенных текстах
географические термины, понятия и названия. И напеть эти песни.
Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами… (населённый пункт),
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас… (атмосферное явление) и… (осадки),
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.
Ледяной горою… (скопление льда)
Из…(атмосферное явление) вырастает,
И несёт его… (поток воды)
По бескрайним, по…(водоём).
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
… (участок суши) Невезения,
В… (водоём) есть
…(участок суши) Невезения В…(водоём) есть,
Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.
III. Подведение итогов, награждение.
Викторина «Такая разная география» для учащихся 5-х классов
Учитель: Морозова Оксана Владимировна
Цели игры:
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Формирование умения работать в группе. Расширение и углубление знаний учащихся по географии. В классах выбираются команды по 5 человек, дают название своим командам, рисуют эмблемы, выбирают капитанов.
Оборудование: мультимедийный проектор, карты атласа, фломастеры, листы бумаги.
-
Организационный момент Приветствие учителя.
Ребята, мы сегодня с вами совершим небольшую прогулку по загадочной и необычайно интересной стране География.
Вы уже немного знакомы с ней. Сейчас и проверим, насколько?
География — та арена, на которой
проходит человеческая жизнь.
В. Г. Белинский
1 этап. Приветствие команд (название команды, девиз) 5 баллов.
2этап. Угадай кто и что это?
-
Назовите древнегреческого ученого, который дал название науке географии.
-
Вспомните, кто из европейцев совершил первое путешествие в Азию
-
Кто задолго до Христофора Колумба, из европейцев побывал в Америке?
-
Кто совершил путешествие вокруг Африки?
-
Кто совершил путешествие вокруг Африки?
3 этап. Литературный.
Командам поочередно зачитываются литературные загадки; 2 балла.
-
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет.
И о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад )
-
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
-
Много тысяч лет подряд Снег идет и сыплет град.
Слой достаточно велик,
С севера ползет…. (Ледник)
5) Её берет с собой геолог, турист, водитель, археолог (карта).
6) Если ты со мной пойдешь, дорогу быстро ты найдешь (компас).
4 этап География и русский язык; 2 балла
1.К торжественному крику
Прибавь согласный звук.
И протянутся горы с севера на юг.(Ура- Урал)
2. Географию со мной изучают в школе
А дай порядок букв иной
И найдешь меня в буфете. (Атлас-салат)
3.Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «Е» на «У» смени
Стану спутником Земли (Лена-луна)
4.Ты меня, наверно знаешь Я сказки Пушкина герой.
Но если «Я» на «Н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой. (Елисей-Енисей)
5. Хотел написать домик лисы «Н», а получил форму рельефа «Г».
(Нора-Гора)
5. Черный ящик.
Командам по очереди зачитываются загадки , отгадки лежат в коробке.
-
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками … глобус -
Возьми, дружок,
Меня в поход!
Со мной никто
Не пропадёт!
Дорогу
Точно укажу!
Куда идти, –
Всегда скажу! компас -
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. карта -
Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода. Остров. -
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится. вулкан
6 этап. «Покажи и угадай». От каждой команды по 3 человека 1 учащийся угадывает , что за явление природы или животное, которых изображают 2 учащихся из его команды.
7 этап. «Дальше, дальше…»
Ответить на вопросы (как можно больше за 2 минуты).
1. Самый большой океан? (Тихий.)
3. Кто изучает вулканы? (Вулканологи.)
5. Какие облака несут ливневые дожди и грозы? (Кучевые.)
6.Углубление на вершине вулкана? (Кратер.)
-
Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков… (План местности)
-
Создатель первого глобуса? (Бехайм.)
-
Самые высокие в мире горы? (Гималаи.)
-
Самая большая географическая широта? (90°)
-
Кто совершил первое кругосветное плавание? (Магеллан.)
-
Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан.)
-
Самый маленький океан? (Северный Ледовитый.)
-
При какой температуре замерзает океаническая вода? (–4°С)
-
Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на Земле? (Географическая широта.)
-
Самая протяжённая река на Земле? (Нил.)
-
Самый большой остров на Земле? (Гренландия.)
-
Горы в Евразии, естественная граница между Европой и Азией? (Урал.)
-
Высочайшая горная вершина Земли? (Джомолунгма.)
-
Самое глубокое озеро на Земле? (Байкал.)
-
3алив и новогодние огни имеют одно название? (Бенгальский залив.)
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
8.Подведение итогов. Награждение.
С 5 класса общеобразовательной школьной программы у учащихся в расписании появляются новые предметы, одним из которых является география. Изучение нового материала идет настолько стремительно, что оценить качество полученных знаний учителю довольно сложно. Чтобы усовершенствовать учебный процесс, можно проводить уроки-викторины. В материалах этой статьи мы приведем примерные вопросы для викторины по географии для пятиклассников с вариантами ответов. Педагоги могут воспользоваться нашими наработками или же придумать по аналогии свои. Ведь практика показывает, что дети лучше всего усваивают материал в игровой форме.
Блок 1 – «Разминка»
В этом блоке собраны более простые вопросы, которые подойдут для разогрева команд перед самой викториной. В каком формате проводить первый блок – решают организаторы (тесты с вариантами ответов или просто вопросы). Мы приведем несколько вопросов, чтобы педагоги могли составить свои собственные по аналогии.
- В Тундре очень холодное и короткое лето. За это время оттаивать успевает только верхний слой почвы. Глубже его слои не оттаивают никогда, они твердые, с прожилками льда. Эти слои называются:
Варианты ответов:- чернозем
- вечная мерзлота
- айсберг
- глинозем
Правильный ответ – вечная мерзлота
- «Однажды встретились пингвин и белый медведь» Может ли такое случиться в живой природе?
Варианты ответов:- да, если медведя разбудить
- нет, все медведи зимой спят и белые не исключение
- да, ведь белые медведи не спят зимой
- нет, эти животные обитают на разных полюсах
Правильный ответ – нет, эти животные обитают на разных полюсах
- Самой плодородной почвой считается:
Варианты ответов:- чернозем
- вечная мерзлота
- айсберг
- глинозем
Правильный ответ – чернозем
- Оренбург, Екатеринбург, Санкт-Петербург. Что означает частица «бург» в переводе с немецкого языка.
Варианты ответов:- крепость
- дворец
- населенный пункт
- остров
Правильный ответ – крепость
- В полярных широтах планеты можно наблюдать красивое природное явление. Как оно называется:
Варианты ответов:- фейерверк
- северное сияние
- салют
Правильный ответ – северное сияние
- Эта страна обладает одним из семи чудес света – пирамидами. Назовите ее.
Варианты ответов:- Египет
- Тунис
- Африка
- Турция
Правильный ответ – Египет
- На этом континенте совершенно нет никакой растительности. Назовите его
Варианты ответов:- Антарктида
- Антарктика
- Африка
- Арктика
Правильный ответ — Антарктида
- В каком месте нужно построить дом, чтобы все его окна могли выходить на север?
Варианты ответов:- на юге
- на северном полюсе
- на севере
Правильный ответ – на северном полюсе
- Какое время года в июле в Австралии?
- зима
- весна
- лето
- осень
Правильный ответ – зима
- Этот океан самый маленький по размерам и самых холодный. Как он называется?
Варианты ответов:- Северный ледовитый
- Тихий
- Индийский
- Египетский
Правильный ответ – Северный ледовитый
Блок 2 – «Работа с иллюстрациями и картой»
Географы говорят, что изучать их предмет без помощи карты невозможно. Поэтому педагоги всячески стараются научить детей 5-го класса работать с картой и наглядными иллюстрациями. Чтобы закрепить навыки и знания, на викторину предлагается ряд вопросов, предусматривающих работу с наглядными пособиями.
- Какое число указывает на термальную зону, где в течение года наблюдаются высокие температуры и обильные дожди?
Варианты ответов:- 1
- 2
- 3
- 4
Правильный ответ — 3
- Исходя из плановой сферы, какие существуют различия в распределении населения в странах мира? Покажите на карте эти страны.
Варианты ответов:- Нигерия и Камерун — самые густонаселенные страны в мире.
- Китай и Индия — самые густонаселенные страны в мире.
- Соединенные Штаты Америки и Бразилия являются самыми густонаселенными странами в мире.
- Германия и Великобритания — самые густонаселенные страны в мире.
Правильный ответ – Китай и Индия
- Посмотрите на схему. Какой воображаемой линии соответствует круг, обозначенный цифрой 1.
Варианты ответов:- Меридиан
- Экватор
- Антарктическому полярному кругу
- Тропики
Правильный ответ — Экватор
- Какая цифра на схеме идентифицирует самый большой океан в мире
Варианты ответов:- І
- ІІ
- ІІІ
- IV
Правильный ответ — І
- Земля не такая, какой мы ее знаем сегодня, со временем она претерпела несколько изменений в своем рельефе. Какое из следующих изображений показывает изменения в рельефе, вызванном главным образом водой?
Варианты ответов:
- Б
- А
- C
- D
Правильный ответ – Б
- Посмотрите на следующую иллюстрацию. Какой из следующих городов находится на широте 45 ° северной широты и 75 ° западной долготы?
Варианты ответов:
- Федеральный округ
- Лондон.
- Москва.
- Оттава.
Правильный ответ — Оттава
- Посмотрите на следующую иллюстрацию. Какая самая важная гора находится в указанной горной цепи?
Варианты ответов:
- Эверест
- Кардильеры
- Говерла
- Гималаи
Правильный ответ – Эверест
- Назовите самую длинную реку в мире и покажите ее на карте.
Варианты ответов:- Нил
- Амазонка
- Тигр
- Ефрат
Правильный ответ – Нил
- Какого моря из перечисленных не существует? Покажите на карте, где находятся существующие перечисленные моря.
Варианты ответов:- Черное
- Белое
- Желтое
- Красное
- Синее
Правильный ответ – синее
- Однажды в одном из городов Америки прошел необычный дождь. С неба сыпались водоросли, камешки, мелкие рыбки и лягушки. Что стало причиной такого дождя? Покажите на карте Северную и Южную Америку.
Варианты ответов:- Смерч
- Град
- Цунами
- Торнадо
Правильный ответ — Смерч
Блок 3 – «Географические шарады и ребусы»
Эти задания не только позволят проверить знания школьников, но и развивают их логику и смекалку.
- Судя по названию, этот город может летать. Покажите его на карте
Варианты ответов:- Ворона
- Орел
- Дельтаплан
Правильный ответ — Орел
- Судя по названию, этот город может ползать. Покажите его на карте
Варианты ответов:- Змейгород
- Ужгород
- Каракум
Правильный ответ – Ужгорож
- Название этого города связано с формой залива, на берегу которого тот расположен. По своей форме залив поход на рог очень крупного травоядного животного. Назовите его и покажите на карте
Варианты ответов:- Кривой рог
- Таганрог
- Таран-рог
Правильный ответ – Таганрог
- Какой полуостров постоянно жалуется на свои размеры? Покажите его на карте
Варианты ответов:- Ямал
- Мал
- Малек
- Ямалок
Правильный ответ — Ямал
- Этот остров можно «носить» на голове. Покажите его на карте
Варианты ответов:- Шляппо
- Сомбреро
- Панама
- Кашкет
Правильный вариант – Сомбреро
- Название этого государства тоже можно «носить» на голове. Покажите его на карте
Варианты ответов:- Шляппо
- Сомбреро
- Панама
- Кашкет
Правильный вариант –Панама
- Эта страна на карте выглядит таким образом, что ее можно обуть. Покажите ее на карте
Варианты ответов:- Панама
- Италия
- Испания
- Сомбреро
Правильный ответ – Италия (имеет форму сапога).
- Название этой Сибирской станции самое холодное. Назовите его.
Варианты ответов:- станция Зима
- станция Лють
- станция Холода
- станция Айсберг
правильный ответ – станция Зима
- Некоторым городам, реками другим объектам дают названия по человеческим именам. Назовите их
Вариантов ответов может быть множество, правильный ответ должен включать в себя все: Города Анна, Лида, реки Лена, Яна, город Владимир, озеро Виктория. - Название этого города состоит из названия птицы и млекопитающего. Назовите его и покажите на карте.
Варианты ответов:- Воронеж
- Мышьяк
- Саратов
Правильный ответ — Воронеж
Блок 4 – «Вопросы повышенной сложности»
В этом блоке собраны вопросы, которые подойдут для профильных классов с углубленным изучением географии. Приведем несколько примеров таких вопросов.
- Какое из следующих утверждений относится к последствиям вращательного движения Земли?
Варианты ответов:- Смена дня и ночи.
- Кажущиеся изменения размера Солнца.
- Термальные зоны.
- Сезоны года.
Правильный ответ – смена для и ночи
- Для чего нужны географические координаты?
Варианты ответов:- Чтобы точно найти определенное место на поверхности земли.
- Выявить минералы, из которых состоит почва данного района.
- Чтобы узнать погодные условия данного района.
- Чтобы знать, как высоко над уровнем моря место.
Правильный ответ — Чтобы точно найти определенное место на поверхности земли.
- Какое из следующих действия направлено на заботу об окружающей среде?
Варианты ответов:- Выключать свет, выходя из комнаты.
- Используйте домашний помет в качестве садового удобрения.
- Используйте резервуары для воды в светлых тонах.
- Поместите мусор в черные мешки.
Правильный ответ – Выключать свет, выходя из комнаты
- Какое из следующих утверждений упоминает карты?
Варианты ответов:- Они представляют собой масштабные представления объекта
- Они представляют собой графические изображения частей города по горизонтали.
- Они представляют собой плоские и масштабные представления земной поверхности.
- Это представления, которые позволяют нам видеть Землю более реально.
Правильный ответ — Они представляют собой плоские и масштабные представления земной поверхности.
- Какие из следующих действий могут предотвратить бедствия?
Варианты ответов:- Эвакуация с места бедствия
- Наличие при себе документов, денег, лекарств
- Подготовка аптечки на случай бедствия
- Периодическое проведение плановых учебных эвакуаций
Правильный ответ — Периодическое проведение плановых учебных эвакуаций.
- При каком типе климата дождей мало, а испарений больше осадков
Варианты ответов:- полярный
- субтропический
- экваториальный
- умеренный
Правильный ответ — субтропический
- Прочитайте высказывание. «Сезоны хорошо дифференцированы, есть разные типы лесов, соответствующих разным высотам. Выделяются такие деревья, как сосна, дуб».
Какой из следующих природных регионов Земли соответствует приведенному выше описанию?
Варианты ответов:- полярный
- субтропический
- экваториальный
- умеренный
Правильный ответ – умеренный
- Какой из следующих вариантов упоминает один или несколько факторов, которые меняют погоду?
Варианты ответов:- Движение тектонических плит
- Высота над уровнем моря и рельеф.
- Близость к полюсам.
- Температура и осадки.
Правильный ответ — Температура и осадки.
- Какое движение тектонических плит известно как скольжение?
Варианты ответов:- Земная кора обновляется, и возникают океанические горные цепи.
- Ямы образуются в результате удара между океаническими и континентальными плитами
- Пластины движутся вбок и в противоположных направлениях, вызывая сбои
- Пластины движутся и разделяются, в результате чего магма убегает.
Правильный ответ — Пластины движутся вбок и в противоположных направлениях, вызывая сбои.
- Кто из следующих людей своей деятельностью загрязняет окружающую среду?
Варианты ответов:- Марина отделяет неорганический мусор от органического, она закапывает его в своем саду, чтобы сделать компост, и использует его в качестве удобрения.
- Роман занимается созданием кусочков глины, а чтобы обернуть их, он использует пластик вместо бумаги.
- Клавдия работает в сельскохозяйственном исследовательском центре и для борьбы с вредителями использует биологические продукты на полях.
- Марк живет около в прохладном климате, и когда в его доме очень холодно, он использует вместо дров электрические обогреватели.
Правильный ответ — Роман занимается созданием кусочков глины, а чтобы обернуть их, он использует пластик вместо бумаги.
Блок 5 – «Вопросы «со звездочкой»
Такие вопросы можно включать в викторину, если класс изучает географию дополнительно на факультативах или углубленно. Понятно, что далеко не во всех школах дети получают подобные знания, но несколько примеров вопросов все же приведем.
- «В городе, в котором жил Джон, было озеро. Жители использовали его воду для различных видов деятельности. Со временем озеро высохло, постепенно население этого места переехало в другие районы или за границу, и в городе почти не осталось населения. Почему люди переехали?».
Варианты ответов:- Они больше не могли заниматься сельским хозяйством, животноводством и пищевой промышленностью из-за нехватки воды.
- Место утратило свою естественную красоту, и жить там было уже неприятно.
- Люди предпочитали жить в большом городе, а не в таком маленьком городе.
- Приносить воду из других городов было очень дорого, и горожане не могли себе этого позволить
Правильный ответ — Они больше не могли заниматься сельским хозяйством, животноводством и пищевой промышленностью из-за нехватки воды.
- Назовите из предложенных стран индустриальную страну, в которой нет природных ресурсов, но много технологических и экономических ресурсов.
Варианты ответов:- Германия
- Китай
- Япония
- Гватемала
Правильный ответ — Япония
- В чем разница между риском и катастрофой?
Варианты ответов:- Риск – это последствия тревожного события, а катастрофа — это условия, которые определяют, насколько население пострадало от несчастья.
- Риск – это это способность населения решить проблему со смертельным исходом, а бедствие — недостаточная подготовка населения в случае непредвиденных обстоятельств.
- Риск – это трудности с восстановлением после угрозы, а катастрофа — это естественное явление, которое может нанести ущерб в данном районе.
- Риск – это вероятность того, что население понесет ущерб или потерю в случае тревожного события, а стихийное бедствие — это чрезвычайная ситуация перед лицом бедствия.
Правильный ответ — Риск – это вероятность того, что население понесет ущерб или потерю в случае тревожного события, а стихийное бедствие — это чрезвычайная ситуация перед лицом бедствия.
- Какое значение имеет добыча полезных ископаемых для реализации человеческой деятельности сегодня?
Варианты ответов:- Это является основной причиной массовой миграции населения, порождающей расширение коммерческих регионов.
- Он представляет собой важный источник рабочих мест, которые позволяют модернизации и социального развития.
- Это лучшая альтернатива для существования развития, которое способствует устойчивости.
- Обеспечивает энергетические ресурсы и является частью производства предметов повседневного спроса.
Правильный ответ — Обеспечивает энергетические ресурсы и является частью производства предметов повседневного спроса.
- Преподаватель, преподающий географию в 5 классе, развивает тему о климате. В конце урока он попросил своих учеников написать в своей тетради разницу между «погодой» и «климатом», чтобы узнать, поняли ли они. Кто из следующих учеников сделал это правильно?
Варианты ответов:- Анна: Погода — это запись с помощью специальных устройств элементов погоды, а климат — это запись температуры конкретного места.
- Андрей: Погода — это результат состояния атмосферы в данный момент времени: температура, влажность и осадки, а климат — это среднее для многих лет значение температуры, количество осадков, скорость ветра и влажность.
- Ольга: Погода — это прогноз температуры на следующие семь дней, и климат учитывает температуру и количество осадков в конкретном месте.
- Никита: Погода — это средняя температура за последние семь дней, и климат дает информацию про атмосферные условия данного места.
Правильный ответ – прав Андрей.
Любые из предложенных блоков можно играть как в командной форме, так и в индивидуальном зачете. Можно проводить конкурсы капитанов, гео-батлы и многое другое. Чтобы увлечь детей своим предметов и подготовкой к географической викторине, дайте им задание на дом, приготовить интересные, каверзные вопросы, чтобы использовать их в битве против соперников. Таким образом дети еще и выудят из интернета интересные, порой малоизвестные факты, и с удовольствием поделятся добытыми знаниями с одноклассниками.
Смотрите также статьи по теме
Интеллектуальная игра
Интеллектуальная игра
по географии 5 класс
ЗНАТОКИ
ГЕОГРАФИИ
Темы
1. Науки о природе
10
20
30
40
50
2. Географические открытия
10
20
30
40
50
3. Географические загадки
10
20
30
40
50
4. Вселенная
10
20
30
40
50
5. Виды изображений
10
20
30
40
50
6. Условные обозначения
10
20
30
40
50
7. Материки
10
20
30
40
50
8. Финал
1. Науки о природе (10)
Ответ : ГЕО – Земля; ГРАФО – пишу
ЗЕМЛЕОПИСАНИЕ
Как переводится слово ГЕОГРАФИЯ
1. Науки о природе (20)
Ответ: биология
Как называется
наука изучающая живую природу
1. Науки о природе (30)
ФОТОВОПРОС Какое явление природы изображено на фотографии?
Ответ : извержение вулкана
1. Науки о природе (40)
Ответ : цунами
Какое явление изображено на картинке?
1. Науки о природе (50)
Что является объектом изучения географии?
Ответ:
Планета Земля
2. Географические открытия (10)
Ваш выигрыш увеличивается
на 10 баллов
2. Географические открытия (20)
Какие материки изображены на карте
Ответ: Северная и Южная Америка
2. Географические открытия (30)
Экспедиция этого
исследователя
доказала
шарообразность
Земли и наличие
единого Мирового
океана
Ответ: Фернан Магеллан
2. Географические открытия (40)
ФОТОВОПРОС Афанасий Никитин написал книгу «Хождение за три моря». О каких морях он писал
Ответ: Каспийское, Черное и Аравийское
2. Географические открытия (50)
Купец, который провел в плавании 24 года со своим отцом торговцем и описал природу Азии
Ответ: Марко Поло
3. Географические загадки(10)
Ответ: Глобус
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …
3. Географические загадки (20)
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают….
Ответ: Нефть
3. Географические загадки (30)
Глобус делит ровная Линия условная. Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг….
Ответ: Экватор
3. Географические загадки (40)
Глобус весь пересекают, Сходятся на полюсах. Постепенно подвигают Стрелки на любых часах. Через сушу, океаны Пролегли ……
Ответ: Меридианы
3. Географические загадки (50)
Старший среди них – экватор. И от севера до юга Эти линии, ребята, Параллельны все друг другу. Догадаться вы сумели, Что же это? ……
Ответ: Параллели
4. Вселенная (10)
Сколько планет в Солнечной системе
Ответ: восемь
4. Вселенная (20)
Самая большая
планета
Солнечной
системы
Ответ: Юпитер
4. Вселенная (30)
Как называется
гигантское
скопление
звезд
Ответ: галактика
4. Вселенная (40)
Перечислите
планеты
Земной группы
Ответ: Марс, Венера, Меркурий, Земля
4. Вселенная (50)
Назовите представленное созвездие
Ответ Большая медведица
5. Виды изображений (10)
Прибор
для определения
сторон горизонта
Ответ: компас
5. Виды изображений (20)
Как называется такой вид изображения
Ответ: Аэрофотоснимок
5. Виды изображений (30)
Какая буква
соответствует
условному
знаку
«родник»?
Ответ: В
5. Виды изображений (40)
Как называется данное изображение земной поверхности
Ответ: план местности
5. Виды изображений (50)
К какой стороне
горизонта нужно
повернуться
лицом, чтобы
справа оказался
север?
Ответ: запад
6. Условные обозначения (10)
Назовите условные знаки
Ответ: Колодец и тропинка
6. Условные обозначения (20)
Назовите условный знак
Ответ: Обрыв (карьер)
6. Условные обозначения (30)
Что обозначают цвета на физической карте
Ответ: Цвета обозначают горы или равнины
6. Условные обозначения (40)
Что образуют параллели и меридианы пересекаясь
Ответ: Градусную сеть
6. Условные обозначения (50)
Каким знаком на карах изображают вулканы
Ответ: звездочкой
7. Материки (10)
Сколько
материков на планете Земля?
Ответ: шесть
7. Материки (20)
Определите материк под цифрой 4
Ответ: Евразия
7. Материки (30)
На территории
какого материка
расположена
самая крупная
пустыня Земли
Сахара
Ответ: Африка
7. Материки (40)
Какому материку характерны эти животные?
Ответ: Австралии
7. Материки (50)
Самый холодный материк планеты Земля
Ответ: Антарктида
ФИНАЛ
Загадка
Ребус
Животные
Удивительное рядом
Явление природы
Спутники
Загадка
У меня в столе хранится Шар земной на ста страницах!…
Ответ: Атлас
Ребус
Ответ: Глобус
Животные
На этом материке обитают пингвины и ластоногие. Также много птиц.
Ответ: Антарктида
Удивительное рядом
Как называется явление когда Солнце прячется за Землю
Ответ: затмение
Явление природы
Сверкающее многоцветное явление на небе.
Отгадка : северное (полярное) сияние
Спутники
Назовите спутники планеты Марс
Ответ: Деймос и Фобос
( Страх и Ужас)