Как составить урок по сбо

Ялбуган
Кристина Георгиевна

Практический
психолог

МОУ
«Школа №93

имени
Н.П.Жердева города Донецка»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/70729/45c79f6a-53b4-41c4-9d04-5910bc125d0e/s1200

Урок-путешествие

 по  социально-бытовой ориентировке

Аннотация. Известно всем, что уроки – это ежедневная реальность
учителя. А социальные уроки – реальность жизни любого человека. Уроки
направлены на то, чтобы помочь детям понять, осознать, а что ещё более важно,
научить позитивному отношению к жизни. Обучающимся воспитанникам с ОВЗ «уроки
социально-бытовой ориентировки» помогут:

— адаптироваться в современном жизненном пространстве;

— осознавать различные ситуации социальной жизни,
формировать к ним своё отношение;

— вырабатывать нестереотипные способы действия в повседневной
жизни.

Тема урока: «Множество решений»

Тип урока:
«Комбинированный»

Продолжительность: 45 минут

Цель: познакомить обучающихся с многообразием принимаемых
решений в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

разъяснить
связь поступков и решений;

— познакомить детей со способами принятия решений в трудных ситуациях

— разработать алгоритм принятия решения;

— воспитывать потребность в анализе ситуаций и принятии правильного
решения выхода из этих ситуаций.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная
презентация, предметы по количеству групп из 4 человек в классе: газета,
катушка ниток, пластиковая бутылка.

Ход урока

1.           
Организационный
этап.

Психолог:

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Создание  психологической эмоциональной атмосферы .

Сегодня на уроке я желаю всем удачи и хочу,
чтобы этот урок оказался действительно впрок, поздороваемся друг с другом.

Тренинг

Здравствуй друг! (пожимают руки друг другу)

Как ты тут? (хлопают по плечу)

Где ты был? (за мочку уха трогают)

Я скучал. (Руку к сердцу)

Ты пришел! (руки в стороны)

Хорошо! (обнимаются)

Прежде чем начать урок, я хочу узнать с каким
настроением вы на него пришли. У вас на партах лежат белые листы, переверните
их. Перед Вами мордашки. У каждой мордашки свое настроение. Раскрасьте
мордашку,  у которой такое же настроение как у вас.

Поднимите руки, у кого мордашка с хорошим
настроением!

А у кого с плохим? Кто волнуется?

Я надеюсь, что тревога и волнение у некоторых
ребят пройдут к концу урока.

2.           
Мотивация и
самоопределение к деятельности.

— Тем не менее, настроение у большинства из Вас очень даже неплохое и
мы начнём урок.

Психолог

Урок СБО известен всем. Расшифруйте его
название.

Ребенок

Социально -бытовая ориентировка.

Раздается стук в дверь. 

Психолог:

— Ребята, кажется, к нам кто – то пришёл. Давайте посмотрим, кто же
это.

Входит «Почтальон Печкин» из Простоквашино.

Психолог:

— Здравствуйте, господин Печкин! Проходите, не стесняйтесь! Зачем
пожаловали? И почему такой печальный у Вас вид?

Печкин (обращается к ребятам):

— Ой, ребята, беда у меня большая. К нам в деревню приехали новые
жители: дядя Фёдор, пёс и кот. На имя дяди Фёдора пришла посылка, но я не могу
её отдать. У мальчика нет прописки в деревне. Да и посылку не могу держать у
себя долго. Помогите мне принять решение в этой ситуации.

Психолог:

— Конечно, Печкин, мы поможем Вам принять решение, ведь тема нашего
урока посвящена тому, как научиться принимать много решений. Предлагаем Вам
поприсутствовать на нашем уроке, думаю, что мы сможем с ребятами помочь принять
решение. Располагайтесь, пожалуйста, поудобней.

Итак, тема нашего урока: «Множество решений».

Формулировка
цели и задач урока

Ребята, если тема урока посвящена тому, как принять решение, то чему мы
будем учиться на уроке?

Дети: Будем учиться принимать решения в разных ситуациях.

Сегодня на уроке:

      — познакомимся со способами принятия решений в различных
ситуациях.

— разработаем и составим  алгоритм «Как принять решение»

3.    Актуализация вопроса, рассматриваемого на уроке

Ребята, в нашей жизни случаются моменты, когда
необходимо принять какое — либо решение. Решение –это то, что вы сочли нужным
делать после обдумывания ситуации, из которой необходимо найти выход. Принятие
решения – такой же навык, как умение правильно переходить дорогу или делать
покупки в магазине. От того какое решение примет для себя человек зависит его
дальнейшая жизнь.

4.Организация взаимодействия  психолога с учащимися  по
теме урока.

А) Игровой практикум.

Психолог: А сейчас, ребята, я хочу Вам открыть некоторые
секреты того, как научиться принимать решения. Для этого предлагаю Вам и нашему
гостю Печкину поиграть. Для того чтобы первая игра прошла веселее, я предлагаю
Вам разделиться на 3 команды, в каждой команде должно быть по 4 человека.

Игра «Слепой строй»

Цель: развивать коммуникационные навыки и умение решать
проблему.

Инвентарь: повязки на глаза.

Правила игры. Участники завязывают глаза, а затем ведущий шепотом
называет каждому игроку число, начиная с единицы. Затем участники должны
выстроиться в порядке возрастания их чисел, не переговариваясь между собой.
Также можно выстраиваться не по числам, а по росту, возрасту, дням рождения и
т. д.

Игра «Да — нет»

Цель: развитие умений принимать задачу и находить выход из
проблемной ситуации.

Правила игры: В игре нельзя произносить слова «да» и «нет». В игре
принимают участие два человека. Один задает провоцирующие вопросы, другой –
отвечает на них, избегая слов «да» и «нет».

Вопросы:

1. Ты любишь школу?

2. Ты любишь смотреть телевизор?

3. Ты хочешь учиться?

4. Ты любишь болеть?

5. Ты хорошо учишься?

6. Ты занимаешься спортом?

7. Ты любишь читать книги?

8. Все зайцы серые?

9. Мячи бывают только резиновые?

После того как первая пара участников
справилась с игровой задачей, вызывается следующая пара игроков.

Беседа по итогам игр.

— В какой игре было трудно выполнить игровую
задачу?

— В чём заключались Ваши трудности?

— Какие решения вы попытались принять, чтобы
упростить выполнение заданий

Воспитатель: Молодцы, ребята, мне понравилось
Ваша активность в играх!

— А сейчас предлагаю выполнить следующее
задание «Разгадай ребус и объясни смысл пословицы»

Правильный вариант пословицы:

Организация дискуссии по теме задания:

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Почему эту пословицу можно отнести к теме
нашего урока?

Психолог: Молодцы, ребята, многие из Вас дали очень интересные
ответы на вопросы.

Ребята, я считаю, что на основе понимания
смысла этой русской пословицы можно определить самый первый пункт алгоритма
«Как принять решение».

Кто сможет сформулировать первый шаг
алгоритма?

Давайте попробуем вместе с Вами составить
алгоритм «Как принять решение»

Зарезервировано: Алгоритм «Как принять решение»
1 шаг: Если ты хочешь что-то сделать, то сначала подумай;
2 шаг: Представь, как твой поступок отразится на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;
3 шаг: Выбери тот поступок, последствия которого безопасны. Не делай того, что может иметь плохие последствия;
4 шаг: Похвали себя за то, что тебе удалось поступить правильно и избежать плохого поступка.

— А сейчас попробуйте объяснить каждый шаг алгоритма.(выслушиваю ответы
детей)

— Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали.

— А теперь попробуем представить наш алгоритм схематично.

Посмотрите, какую схему создала я. Вы должны нарисовать свою схему,
используя опорные слова:

— подумай;

— проанализируй;

— сделай выбор;

— похвали себя.

Покажите мне составленные вами схемы. Все молодцы, но мне особенно
понравились схемы Вики, Марка и Данила.

Б) Ситуативный
практикум.

Психолог: А сейчас, используя алгоритм, попробуем найти выход
их ситуаций.

Для этого разделимся на команды. Каждая команда получит по билету, в
каждом билете написаны ситуации и проблемы, к которым вы должны принять
решение. Время для принятия решений 7 минут.

Билет «Разреши ситуации»

Ситуация 1.

Вы играете на улице и видите, что ребята вашего
возраста отнимают мяч у малыша. Как вы поступите?

Ситуация 2.

Перебегая улицу, вы выронили ключ от квартиры, а на
дороге много машин. Какое решение вы примите?

Ситуация 3.

Вы нечаянно сломали игрушку младшего брата. Как вы
поступите в такой ситуации?

Ребята, молодцы, вы отлично справились с поставленной перед вами
задачей. Я заметила, что варианты принятых вами решения проблем у каждой
команды разные, они не повторяются. Какой вывод можно сформулировать?

Вывод: ситуация может быть одна, а способов и вариантов принятия решений может
быть несколько и все они могут быть верными.

Ребята, а если это экстремальная ситуация, то среди множества решений
нужно выбрать самое оптимальное и безопасное решение.

— А сейчас вспомните, в какой ситуации оказался наш Печкин? Поработайте
в парах и напишите на листочках выход из этой ситуации,  он выберет самое
оптимальное, а может быть примет и свое решение.

5. Рефлексивно – оценочный этап.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были большие молодцы. Я очень вами
довольна. А теперь я хочу подвести итог урока и узнать, как вы усвоили тему
урока. У вас на столах лежат карточки трёх цветов: поднимите ту карточку,
которая расскажет мне, в какой степени был полезен для Вас урок.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для
меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и
что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной
степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на
уроке достаточно комфортно.

Красная карточка.Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о
чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Спасибо за урок, он оказался вам впрок.

Литература

1.                 
Курмашина О.Н. Школа оптимизма: уроки социальной
жизни – М.: ВАКО, 2008.

2.                 
Учебно – методический кабинет [Электронный ресурс]. 
Матафонова Н. Н. Стихи в начале урока. – 5.06. 2015, 
URL:
http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html

3.                 
Wrike.[Электронный ресурс]. BriannaHansen,
Пятнадцать лучших деловых игр, развивающих умение решать проблемы. –
10.02.2018, URL: https://www.wrike.com/ru/blog/pyatnadtsat-luchshih-delovyh-igr-razvivayushhih-umenie-reshat-problemy/

4.                 
Libma [Электронный ресурс]. Развиваем
психологическую готовность к обучению у младших школьников.  Упражнения-игры,
направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнение
принятого задания. – 2017,  URL: http://www.libma.ru/psihologija/razvivaem_v_igre_intellekt_yemocii_lichnost_rebenka/p2.php

5.                 
Инфоурок [Электронный ресурс]. Белоусова Л.С.
Поступки. Алгоритм принятия решений. — 16.03.2017, URL:https://infourok.ru/zanyatie-na-temu-algoritm-prinyatiya-resheniy-1693890.html

Конспект урока по СБО

для  индивидуально-дифференцированного обучения

 «Почему надо умываться и мыть руки?»

учитель ГКУ ДДИ «Южное Бутово» Коротченкова Л.Н.

Цель урока: Проверить знания по разделу “Личная гигиена”.

Задачи:

Закрепить теоретические знания и умения учащихся по соблюдению личной гигиены.

Прививать навыки аккуратного общения с принадлежностями для личной гигиены.

Воспитывать стремление к чистоте.

Оборудование: предметы личной гигиены, рисунки с изображением гигиенических принадлежностей, конверт с письмом, книга К. И. Чуковского “Мойдодыр”, кувшин с водой, тазик, рисунок Мойдодыра, новые зубные щетки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изложение и одновременно закрепление нового материала.

— Ребята, посмотрите внимательно на этих детей.

грязная девочка.jpeg                           грязные дети.jpeg

— Как можно назвать этих детей?

Д. Неряхи, грязнули.

— Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на них?

Д. Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.

—  Молодцы! Мы сегодня с вами поговорим, почему надо умываться и мыть руки?

—  Перед началом урока в наш класс передали письмо. Давайте его вскроем.

письмо.jpeg

Дорогие наши дети!

Я пишу вам письмецо!
Я прошу вас: мойте чаще ваши уши и лицо.
Все равно,  какой водою!

Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно утром, вечером и днем,
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети, очень, очень вас прошу,
Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья…

Д. Мойдодыр.

(Раскрываю книгу Чуковского на той странице, где изображен  Мойдодыр).

мойдодыр2.jpeg

— Давайте вспомним, как надо за собой следить, чтобы о вас не сказали как о герое произведения Чуковского.

(Включаю DVDи показываю фрагмент мультфильма “Мойдодыр”, в котором звучат строки: )

Ах, ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки.

— Что надо делать, чтобы быть чистым?

Д. Умываться, мыться, менять одежду.

— В каких случаях надо мыть руки?

Д. Придя с улицы.

— Перед едой.

— Если мы чем-то испачкали руки.

— Попробуем сформулировать правила, которые вам необходимо запомнить.

Правило 1.

Вы можете гулять и играть сколько угодно, пачкать руки, но затем тщательно вымыть их с мылом.

Правило 2.

Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом – еще раз, выйдя из него.

Правило 3.

Не забывайте мыть руки перед едой.

Правило 4.

Вымойте руки после еды, если пальцы запачкались чем-то липким или жирным, иначе вы оставите следы на стенах, мебели, одежде.

Правило 5.

Помойте руки перед сном.

— Если вы не будете мыть руки перед сном, то утром, возможно, кто-то из вас скажет, как герой Чуковского:

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

— Но не только это. Если вы ляжете в кровать с грязными руками и уснете, то можете и сами не заметить, как во сне засунете грязный палец в рот или потрете глаза. Если потереть грязными руками глаза, то они могут воспалиться от попавших частиц грязи. Это заболевание называется конъюнктивит.

коньюктивит.jpeg

— Зачем надо мыть руки и умываться?

— Чтобы не болеть, так как на коже и под ногтями скапливаются микробы.

— Молодцы! А теперь немножко отдохнем.

3. Физ. минутка.

На носочки поднялись,

Ручки опустили,

А теперь присели

Коленки обхватили.

Снова встали — ноги вместе

И уже сидим на месте.

4. Практическая работа.

—  Для того, чтобы выполнить следующее задание, вам надо отгадать загадки и назвать друзей Мойдодыра.

— Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Ответ (Мыло)

 (Достаю кусочек мыла).

— Перед сном и после сна

 Гигиена всем нужна!

 Промыв глазки, ушки, губы…

 Очень важно чистить … ЗУБЫ

 Всех микробов, точно плеткой,

 Выгонит зубная … ЩЕТКА.

(Достаю зубную щетку).

—  Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,

не забуду и про нос.

Ответ (Носовой платок).

(Достаю носовой платок).

— Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Ответ (Расческа).

(Достаю расческу).

—  Говорит дорожка –

Два вышитых конца:
Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня,

Испачкаешь меня.

Ответ (Полотенце).

(Достаю полотенце).

— Я увидел свой портрет,

Отошел – портрета нет.

Ответ (Зеркало).

(Достаю зеркало).

— Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.
По одежде пробежит,

И та станет чище.

Ответ (Платяная щетка).

(Достаю щетку для чистки одежды).

— Молодцы! Вы узнали всех друзей Мойдодыра. А умеете ли вы с ними правильно обращаться? Например, как правильно чистить зубы?

(Один ребенок подходит к раковине и показывает, как надо чистить зубы. Если он ошибается, я  помогаю ребенку).

— Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.

посл чист зуб.jpg

— Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.

— Сколько раз надо чистить зубы?

Д. Два раза в день: утром и вечером.

—  Правильно. Для чего нам нужно мыло?

Д. Умываться, руки мыть, мыться.

—  Умеете ли вы умываться?

Д. Да.

— Сейчас мы это проверим.

(К раковине подходит ребенок, вместе с которым я показываю: как правильно надо умываться, мыть руки).

мочем руки.jpeg  намыливаем руки.jpeg

смываем руки.jpeg

— Заворачиваем рукава, мочим и намыливаем руки. Намыленные руки должны перекатываться друг с друга, как санки по снежной горке. После этого ополаскиваем руки. отряхиваем и вытираем.

— Лицо и шею моем мылом. Сначала намылим пальчики, затем лицо и шею. Не забываем протереть уши и за ушами.

— Если долго тереть лицо мылом, кожа станет шелушиться. Смываем мыльную пену со лба к подбородку.

— И вытираем лицо, шею, руки полотенцем.

— Что надо сделать, если мыло попало в глаза?

Д. Промыть глаза холодной водой.

— А теперь, ребята, подойдите, к раковинам и покажите, как вы моете руки, шею, лицо.

5.  Подведение итогов урока.

—  Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе. Какими из них должен пользоваться только один человек, а какими может вся группа?

Д. У каждого человека должны быть индивидуальные зубная щетка, расческа, полотенце, носовой платок. Зеркалом, мылом, платяной щеткой могут пользоваться все члены семьи.

—  Молодцы! Правильно ответили.

—  Вы справились со всеми заданиями.

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время
, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5.0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!

Сообразование 2012 год Богданова С.В.

 Виды и структура уроков по предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

Одной из основных форм организации обучения является – урок.

Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения, т.е. предусматривается планирование различных типов уроков. При этом необходимо учитывать, что в школе для детей с психофизическим недоразвитием часто не представляется возможным выдержать «в чистом виде» тот или иной тип урока.

На одном и том же уроке педагог повторяет пройденное, объясняет новый материал, проверяет выполнение самостоятельной работы, проводит наблюдения, делает вместе с детьми выводы и т.п. Все же необходимо выделить основные типы уроков.

Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого, исходя из конкретных задач и содержания.

Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков:

Вводный урок —подготовка обучающихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников опорные знания по изучаемой теме и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках;

урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;

урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности;

обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам;

контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы (устно или письменно);

комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов.

Каждый урок имеет свою структуру, которая определяется соотношением и последовательностью частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.

В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура.

Общими элементами урока являются:

Организация начала урока;

Проверка домашнего задания;

Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний;

IV. Постановка цели и задачи урока;

Объяснение нового материала;

VI. Закрепление;

VII. Повторение изученного;

VIII. Подведение итогов урока, оценка знаний;

IX. Сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.

Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Организационному моменту на уроке СБО уделяется особое внимание, так как от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей урока. Во время организационного момента, учитывая недостаточную переключаемость детей с интеллектуальной недостаточностью с одного вида деятельности на другой, необходимо снять у них излишнее возбуждение, например, после перемены, уроков физкультуры и переключить их внимание на предстоящий урок.

Проверка домашнего задания (актуализация знаний) — традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. На этапе проверки внимание учащихся, прежде всего, сосредоточивается на основных правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Учитель проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены.

Если к данному уроку не было домашнего задания, то подготовленная учителем серия вопросов помогает учащимся актуализировать сведения, которые будут использованы в процессе объяснения нового материала. От этой части урока непосредственно зависят познавательная активность и интерес учащихся к новому материалу.

Постановка цели и задач урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования перво¬начального интереса к изучаемому предмету.

Объяснение нового материала (научное изложение содержания учебного материала) — важнейшая часть в структуре урока. Доступная для учащихся с интеллектуальной недостаточностью логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала. В специальной школе объяснение может включаться и в другие части урока (например, процесс закрепления), когда материал не понят некоторыми учащимися и требует повторного объяснения на более доступном уровне.

Закрепление — данному этапу урока уделяется особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится учителем после объяснения нового материала. В процессе закрепления сосредоточивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе особенно важно осуществлять дифференцированный подход к учащимся, в связи с чем, педагог использует разнообразные формы закрепления изученного материала в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Такими приемами могут быть устное повторение выводов учителя, запись основных положений в тетради, нахождение нужной формулировки в тексте, ответ на заранее подготовленный и написанный на доске вопрос, работа с дидактическим материалом и т. п.

Повторение изученного — это систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам. Сложность данного этапа урока в специальной школе заключается в том, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их познавательной деятельности (слабость процессов анализа и обобщения) трудно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Зачастую они запоминают несущественные детали и не помнят главного, путают причину и следствие. Поэтому учитель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал они будут воспроизводить по памяти, а какой — пользуясь литературой; какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков будут им даны.

Для повышения эффективности процесса повторения в специальной школе рекомендуется, насколько возможно, разнообразить его формы (например, использовать рассказ по картинкам, сюжетные и ролевые игры, демонстрацию видео-сюжетов, слайдов, диапозитивов и т. п.).

Подведение итогов и оценка работы учащихся. Нельзя недооценивать этой части урока. За несколько минут учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся.

Знания учащихся специальной школы оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. Однако при оценке необходимо в первую очередь учитывать требования программ специальной школы и психофизические особенности учащихся, для которых оценка имеет большое воспитывающее и активизирующее значение. Чтобы повысить воспитательную роль оценки, сделать ее стимулом к работе, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет своевременно обнаружить пробелы в знаниях отдельных учащихся, принять меры к устранению этих пробелов, предупредить неуспеваемость учащихся.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних, практических работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программ-ному материалу.

Текущие контрольные работы проводятся с целью проверки усвоения изучаемого материала; содержание их определяется учителем.

Итоговые контрольные работы на основе объективных данных показывают уровень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают учащимся дальнейшее успешное продвижение в учении, их социально-бытовую ориентировку.

Используя оценку как стимул учебной деятельности, работы некоторых учеников в порядке исключения можно оценивать более высоким баллом.

Сообщение домашнего задания. Учитель разъясняет основные положения и способы его выполнения. Главная задача данного этапа урока в том, чтобы помочь ученикам перенести полученные на уроке СБО знания и умения в решение задач в естественных бытовых условиях.

Конспект урока по СБО – 9 класс

Тема: Деловые бумаги.

  • обучающая: знакомить учащихся с правильным составлением деловых бумаг

  • развивающая: развивать творческую активность учащихся; формирование мыслительных умений; расширение кругозора и обогащение словарного запаса;

  • воспитательная: формирование желания вносить элемент творчества в образовательный процесс; повышение интереса к выбранной профессии.

Тип урока: комбинированный

Методическое обеспечение урока: презентация , карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть (2-3 мин).

Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга подарите улыбки и садитесь, прозвенел звонок, начинается урок.

Проверка учащихся по списку. Дежурный раздает тетради.

Давайте для начала закрепим наши ранее полученные знания. Для того чтобы вы вспомнили о чем мы говорили на прошлых уроках поработаем с карточками на которых задания. (составить пословицу)

Актуализация знаний.

а) Работа с деформированным текстом пословицы «

Труд человека кормит, а лень портит» (составить пословицу из разрозненного текста)

Дифференцированное задание — работа парами за партой.

Индивидуально — у доски.

— Что получилось?

— Какое здесь ключевое слово? (труд)

— Что делает труд ? (кормит)

— Как вы это понимаете? (ответы уч-ся о важности труда для достижения благополучия).

— Какой можно сделать вывод?

(Чтобы достойно жить, надо много трудиться)

И сегодня мы с вами, продолжаем раздел трудоустройство.

Давайте вспомним. Что такое профессия? (работа)

Какие профессии вы знаете?

Где можно получить профессию?

После окончания училища, что вы получите? (диплом)

Скажите, куда нужно обращаться, если у тебя нет работы?

— Можно обратиться в бюро занятости.

Можно искать работу по объявлениям, в газете.

Можно посетить интернет.

— Посоветоваться с родителями, друзьями.

— Радио, телевидение.

Нужны ли документы при приеме на работу? Какие? (слайд)

(работа с карточками)

Пенсионное свидетельство, паспорт, аттестат, медицинский полис, медицинская справка, заявление, автобиография.

Карточка №2

Выбери какие документы нужны для устройства на работу:

заявление о приеме на работу,

свидетельство о браке

медицинская справка,

квитанции об оплате за коммунальные услуги

документ об образовании,

ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика),

страховое пенсионное свидетельство,

сберегательная книжка

фотографии, резюме, папки портфолио.

Паспорт

Медицинский полис

О чем еще надо помнить, когда идешь трудоустраиваться?

(Ребята перечисляют) о стиле одежды,

о правилах поведения,

о документах,

о формах общения.

1.Стиль одежды. (Какой должен быть стиль одежды?)

(выходит к доске и рассказывает)

Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем)

Брюки стандартной длины.

Строгая блузка с юбкой или брюками.

Платье или юбка средне длины.

Джинсы и одежда из джинсовой ткани, однотонные

В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт. Чулки и колготы телесного или черного цвета, без орнамента, носить всегда.

Обувь – модели неярких тонов.

— Ещё о чём надо помнить?

(Как правильно вести себя с работодателем?)

(выходит к доске и рассказывает)

Вести себя скромно, говорить чётко, громко, сохранять на лице улыбку. Нельзя кричать спорить.

Введение в новую тему:

2. Подготовительный момент –

Пройдет несколько лет, вы окончите учебные заведения. Больше не будет ни экзаменов, ни двоек, ни зачётов. Начинается новая жизнь – взрослая, самостоятельная. Одним из главных шагов станет устройство на работу. Вы окунетесь в эту жизнь и встретитесь с “морем” деловых бумаг. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг. И не случайно сегодняшняя тема нашего урока «Деловые бумаги».

Запись числа и темы урока на доске, дети в тетрадях. (слайд)

Физминутка (релаксация)

Новый материал.

Учитель: Итак, вы прошли собеседование, но впереди еще оформление документов о вашей трудовой деятельности. Как называются эти документы и как правильно их оформить, мы с вами сегодня их рассмотрим.

Презентация «Деловое письмо».

Виды деловых бумаг.

  • Объявление

  • Расписка

  • Заявление

  • Объяснительная

  • Докладная

  • Доверенность

  • Характеристика

  • Автобиография

  • Резюме

  • Протокол и другие эти все слова вам известны и называются они деловыми бумагами.

Работа по слайдам

Задание :

Определи вид документа.
Поменяй нумерацию в следующем порядке:

1. автобиография, 2.расписка,

3. объяснительная, 4. объявление.

1.Я, Иванов В.И. взял 03.10.2011

напрокат велосипед у Нестерова К.Ю.

и обязуюсь отдать его 04.10.2011.

2. 04.10.2011 в школе состоится праздник труда.

3. Я, Сидорова Нина Петровна. родилась 10.05.1958 года в г. Новороссийске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…..

4. Мой сын Иван пропустил занятия в школе 25.09.2011 по семейным обстоятельствам.

Сегодня мы будем учиться писать автобиографию .

Как правильно написать автобиографию?

Автобиография — это повествование в свободной форме, где учился, где работал и т.д. Автобиография нужна при трудоустройстве, поступлении ну учёбу, службу, а также в других отраслях, для информировании организации, учреждения, или фирмы о человеке, его жизни в определённый период времени. В основном в автобиографии описывается весь период жизни человека, но в виде исключений бывает автобиография за несколько лет. Например, время службы в вооруженных силах, или проживание в другой стране.

Начинается автобиография из того, что Вы представляетесь, пишете Вашу фамилию имя и отчество, указываете год рождения, в каком месте были зарегистрированы. Выглядит это всё примерно так:

«Я — Иванов Иван Иванович, 1999 года рождения, проживающий по адресу: г. Уфа, ул. Кирова д.18.кв. 10

Ваше образование. После того как Вы представились, желательно сразу указать информацию о своем образовании в порядке его получения, так как в начале жизни каждого человека идёт всегда образование, а уж после работа.

В автобиографии обязательно нужно указать в каком году было получено дополнительное образование.

Должна быть информация о Вашем опыте работы. Нужно начать с самого первого места работы (название учреждения, организации, фирмы и т.д.) и постепенно перечислить все последующие места.

В автобиографии, кроме учёбы и работы можно указать свой состав семьи

Образец написания автобиографии:

Автобиография.

Я, Федоров Иван Александрович, родился 18 декабря 19.. года в г. Уфа

В 20…. году я поступил в ………. школу.

Мать — Федорова (Сергеева) Анна Ивановна , 19…..года рождения, русская, среднее образование, работает ……., проживает по адресу:, г. Уфа, ул. Кирова д. 18 кв. 10.

Отец — Федоров Александр Иванович, 19… года рождения, русский, средне- специальное образование, работает……….., проживает по адресу: г. . Уфа, ул. Кирова д. 18 кв. 10.

Судимостей не имею.

Дата Подпись

Как показывает этот образец автобиографии, что сложностей написания автобиографии никаких нет. Всё написано как бы по одному шаблону: коротко, конкретно и ничего лишнего. Уверены, что данный образец автобиографии вам поможет в написании вашей автобиографии.

Проверочный список автобиографии

Основные пункты:

необязательно писать заглавие «Автобиография» сверху

действуйте избирательно, подчеркивайте только положительные моменты

включайте только ту информацию, которую можете полностью подтвердить

пишите кратко (максимум 2 страницы стандартного формата)

хорошо оформите и сделайте легким для прочтения

исправьте все орфографические и грамматические ошибки, опечатки

избегайте сокращений и жаргона

проверьте автобиографию до того, как ее использовать

Имя

Адрес

Телефон

Закрепление.

Для чего нужны автобиографии:

для обращения за работой / на всякий случай

для информации при составлении заявлений

для справки во время звонка работодателю

памятка при подготовке к собеседованию

список достижений, с помощью которого человек чувствует себя увереннее.

Физминутка для глаз

ПР. работа: Написание автобиографии. А сейчас попробуем применить наши знания на практике. Каждый из вас попробует написать свою автобиографию.

Итог урока. Выставление оценок.

Рефлексия.

Я надеюсь, что вы запомните наш урок и полученные знания в скором будущем примените в своей жизни на практике.

Образец написания автобиографии:

Автобиография.

Я, Федоров Иван Александрович, родился 18 декабря 19.. года в г. Уфа

В 19…. году я поступил в ………. школу.

Мать — Федорова (Сергеева) Анна Ивановна , 19…..года рождения, русская, среднее образование, работает ……., проживает по адресу:, г. Уфа, ул. Кирова д. 18 кв. 10

Отец — Федоров Александр Иванович, 19… года рождения, русский, средне- специальное образование, работает……….., проживает по адресу: г. . Уфа, ул. Кирова д. 18 кв. 10

Судимостей не имею.

Дата Подпись

Образец написания автобиографии:

Автобиография.

Я, Федоров Иван Александрович, родился 18 декабря 19.. года в г. Уфа

В 19…. году я поступил в ………. школу.

Мать — Федорова (Сергеева) Анна Ивановна , 19…..года рождения, русская, среднее образование, работает ……., проживает по адресу:, г. Уфа, ул. Кирова д. 18 кв. 10

Отец — Федоров Александр Иванович, 19… года рождения, русский, средне- специальное образование, работает……….., проживает по адресу: г. . Уфа, ул. Кирова д. 18 кв. 10

Судимостей не имею.

Дата Подпись

Карточка №2

Выбери какие документы нужны для устройства на работу:

заявление о приеме на работу,

свидетельство о браке

медицинская справка,

квитанции об оплате за коммунальные услуги

документ об образовании,

ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика),

страховое пенсионное свидетельство,

сберегательная книжка

фотографии, резюме, папки портфолио.

Паспорт

Медицинский полис

Карточка №2

Выбери какие документы нужны для устройства на работу:

заявление о приеме на работу,

свидетельство о браке

медицинская справка,

квитанции об оплате за коммунальные услуги

документ об образовании,

ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика),

страховое пенсионное свидетельство,

сберегательная книжка

фотографии, резюме, папки портфолио.

Паспорт

Медицинский полис

Карточка №2

Выбери какие документы нужны для устройства на работу:

заявление о приеме на работу,

свидетельство о браке

медицинская справка,

квитанции об оплате за коммунальные услуги

документ об образовании,

ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика),

страховое пенсионное свидетельство,

сберегательная книжка

фотографии, резюме, папки портфолио.

Паспорт

Медицинский полис

Труд

человека

кормит,

а лень

портит

Труд

человека

кормит,

а лень

портит

Труд

человека

кормит,

а лень

портит

Задание :

Определи вид документа.
Поменяй нумерацию в следующем порядке:

1. автобиография, 2.расписка,

3. объяснительная, 4. объявление.

1.Я, Иванов В.И. взял 03.10.2011

напрокат велосипед у Нестерова К.Ю.

и обязуюсь отдать его 04.10.2011.

2. 04.10.2011 в школе состоится праздник труда.

3. Я, Сидорова Нина Петровна. родилась 10.05.1958 года в г. Новороссийске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…..

4. Мой сын Иван пропустил занятия в школе 25.09.2011 по семейным обстоятельствам.

Задание :

Определи вид документа.
Поменяй нумерацию в следующем порядке:

1. автобиография, 2.расписка,

3. объяснительная, 4. объявление.

1.Я, Иванов В.И. взял 03.10.2011

напрокат велосипед у Нестерова К.Ю.

и обязуюсь отдать его 04.10.2011.

2. 04.10.2011 в школе состоится праздник труда.

3. Я, Сидорова Нина Петровна. родилась 10.05.1958 года в г. Новороссийске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…..

4. Мой сын Иван пропустил занятия в школе 25.09.2011 по семейным обстоятельствам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Доклад по реферату как составить
  • Как составить предложения с однородными членами 3 класс
  • Как найти полис каско вск
  • Как найти плей маркет на телефоне андроид
  • Как все найти хорошую жену

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии