Как составить универсальный учебный план

Мартьянова Ольга Викторовна

Для обучения на уровне среднего общего образования  нужно выбрать профиль обучения в 10-11 классах. Для этого предлагаются примерные учебные планы профилей для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося — не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 10 (11) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Учебный план включает в себя обязательную часть (60%), и часть, формируемую участниками образовательных отношений (40%), в соответствии с  образовательным запросом.

Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Пример распределения часов для последующего выбора предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне

Предметная

Учебные

предметы

Кол-во

Учебные

предметы

Кол-во

область

базовый уровень

часов

углубленный уровень

часов

Филология

Русский

язык

и

280

Русский язык и литература

560

литература

Родной

язык

и

280

Родной язык и литература

560

литература

Иностранные

Иностранный язык

210

Иностранный язык

420

языки

Второй

иностранный

140

Второй иностранный язык

210

язык

Общественные

История

140

История

280

науки

Россия в мире

140

География

70

География

210

Экономика

35

Экономика

140

Право

35

Право

140

Обществознание

140

Математика

и

Математика: алгебра

и

280

Математика:

алгебра и

420

информатика

начала математического

начала математического

анализа, геометрия

анализа, геометрия

Информатика

70

Информатика

280

Естественные

Физика

140

Физика

350

науки

Химия

70

Химия

210

Биология

70

Биология

210

Естествознание

210

ФК, экология

и

Физическая культура

210

ОБЖ

Экология

35

ОБЖ

70

Индивидуальный

70

проект

Курсы по выбору

Элективные курсы

Факультативные курсы

2170 /2590

Пример учебного плана технологического профиля

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Филология

Русский язык и литература

Б*

280

Математика

и

Математика: алгебра и начала

У

420

информатика

математического

анализа,

геометрия

Информатика

У

280

Компьютерная графика

ЭК

70

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

210

Естественные науки

Физика

У

350

Биохимия

ЭК

140

Общественные науки

История (Россия в мире)

Б

140

Физическая

культура,

Физическая культура

Б

210

экология и ОБЖ

ОБЖ

Б

70

Индивидуальный проект

ЭК

70

Предметы и курсы по выбору

ФК

350

ИТОГО

2590

*Условные обозначения: Б

– базовый уровень;

У

– углубленный уровень;

ЭК – элективный курс;

ФК – факультативный курс.

Пример учебного плана естественнонаучного профиля

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Филология

Русский

язык

и

Б

280

литература

Математика

и

Математика:

алгебра

и

У

420

информатика

начала математического

анализа, геометрия

Информатика

Б

70

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

210

Естественные науки

Химия

У

350

Биология

У

210

Биофизика

ЭК

70

Теория познания

ЭК

70

Общественные науки

История (Россия в мире)

Б

140

Физическая

культура,

Физическая культура

Б

210

экология и ОБЖ

ОБЖ

Б

70

Индивидуальный проект

ЭК

70

Предметы и

курсы

по

ФК

280

выбору

ИТОГО

2450

Пример учебного плана гуманитарного профиля

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Филология

Русский

язык

и

У

560

литература

Математика

и

Математика:

алгебра

и

Б

280

информатика

начала математического

анализа, геометрия

Иностранные языки

Иностранный язык

У

420

Естественные науки

Естествознание

Б

210

Общественные науки

История

У

280

Обществознание

Б

140

Право

У

140

Психология

ЭК

70

Физическая

культура,

Физическая культура

Б

210

экология и ОБЖ

ОБЖ

Б

70

Индивидуальный проект

ЭК

70

Предметы и

курсы

по

ФК

70

выбору

ИТОГО

2520

Пример учебного плана социально-экономического профиля

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Филология

Русский язык и литература

Б

280

Математика

и

Математика: алгебра и начала

У

420

информатика

математического

анализа,

геометрия

Информатика

Б

70

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

210

Естественные науки

Естествознание

Б

210

Общественные науки

География

У

210

Экономика

У

140

Россия в мире

Б

140

Физическая культура,

Физическая культура

Б

210

экология и ОБЖ

ОБЖ

Б

70

Индивидуальный проект

ЭК

70

Предметы и курсы по выбору

ФК

280

ИТОГО

2310

Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, однако, ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне.

Пример учебного плана универсального профиля (вариант 1)

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Филология

Русский язык и литература

Б

280

Математика

и

Математика: алгебра и начала

У

420

информатика

математического

анализа,

геометрия

Информатика

Б

70

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

210

Естественные науки

Физика

Б

140

Общественные науки

История

У

280

Обществознание

Б

140

Физическая культура,

Физическая культура

Б

210

экология и ОБЖ

ОБЖ

Б

70

Индивидуальный проект

ЭК

70

Технология

ЭК

280

Астрономия

ФК

70

Предметы и курсы по выбору

ФК

210

ИТОГО

2310

Пример учебного плана универсального профиля (вариант 2)

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Филология

Русский язык и литература

У

560

Родной язык и литература

Б

280

Математика

и

Математика: алгебра и начала

У

420

информатика

математического

анализа,

геометрия

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

210

Естественные науки

Естествознание

Б

210

Общественные науки

История

Б

140

Обществознание

Б

140

Физическая культура,

Физическая культура

Б

210

экология и ОБЖ

ОБЖ

Б

70

Индивидуальный проект

ЭК

140

Предметы и курсы по выбору

ФК

140

ИТОГО

2520

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макет индивидуального учебного плана ФГОС СОО

МОУ «Калитинская СОШ» предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов. Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное…

Учебный план ФГОС 7-8 класс черчение

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школь…

  • Мне нравится 

 

Примерный учебный план

Пример распределения часов для последующего выбора
предметов,

изучаемых на базовом или углубленном уровне

(Эта таблица служит основанием для составления учебного плана для 10
класса по ФГОС СОО. Из каждой предметной области нужно выбрать не менее одного
предмета для включения в учебный план. Красным цветом выделены предметы,
которые должны быть обязательно выбраны на одном из уровней (либо на базовом,
либо на углубленном)!

Предметная область

Учебные предметы Базовый
уровень

Кол-во часов в неделю в
10 и 11 классах

Учебные предметы Углубленный
уровень

Кол-во часов в неделю в
10 и 11 классах

Русский язык и литература

Русский язык

1

Русский язык

3

Литература

3

Литература

5

Родной язык и родная литература

Родной язык

1

Родной язык

3

Родная литература

3

Родная литература

5

Иностранные языки

Иностранный язык

3

Иностранный язык

6

Второй иностранный язык

2

Второй иностранный язык

3

Общественные науки

История

2

История

4

Россия в мире

2

География

1

География

3

Экономика

0,5

Экономика

2

Право

0,5

Право

2

Обществознание

2

Математика и информатика

Математика:
алгебра и начала математического анализа, геометрия

4

Математика:
алгебра и начала математического анализа, геометрия

6

Информатика

1

Информатика

4

Естественные науки

Физика

2

Физика

5

Астрономия

0,5

Химия

1

Химия

3

Биология

1

Биология

3

Естествознание

3

ФК, экология и основы
безопасности жизнедеятельности

Физическая
культура

3

Экология

0,5

Основы безопасности
жизнедеятельности

1

Индивидуальный
проект

1

Курсы по выбору

Элективные курсы

Факультативные курсы

2170/2590

Примерные варианты учебных планов профилей

При проектировании учебного плана профиля следует учитывать,
что профиль является способом введения обучающихся
в ту или иную общественно-производственную практику;
это
комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни
заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном
уровне, ни образовательным пространством школы.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной
деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для
чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей
(законных представителей).

Технологический профиль ориентирован на
производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в
данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и
элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и
информатика» и «Естественные науки».

Пример учебного
плана технологического профиля

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов в неделю в 10 и 11 классах

Русский язык и литература

Русский язык

Б

1

Литература

Б

3

Родной язык и родная
литература

Родная литература
/ Родной язык

Б

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия

У

6

Информатика

У

4

Компьютерная графика

ЭК

1

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

3

Естественные науки

Физика

У

5

Астрономия

Б

1

Биохимия

ЭК

2

Общественные науки

История (Россия в мире)

Б

2

Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

Б

3

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

1

Индивидуальный проект

ЭК

1

Предметы и курсы по выбору

ФК

4

ИТОГО

37

Естественно-научный профиль ориентирует на такие
сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для
изучения на углубленном уровне выбираютсяучебные предметы и элективные курсы
преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные
науки».

Пример учебного
плана естественно-научного профиля

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Б

1

Литература

Б

3

Родной язык и родная
литература

Родная литература
/ Родной язык

Б

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия

У

6

Информатика

Б

1

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

3

Естественные науки

Химия

У

5

Астрономия

Б

1

Биология

У

3

Общественные науки

История (Россия в мире)

Б

2

Теория познания

ЭК

1

Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

Б

3

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

1

Индивидуальный проект

ЭК

1

Биофизика

ЭК

1

Предметы и курсы по выбору

ФК

3

ИТОГО

35

Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы
деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном
профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы
преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные
науки» и «Иностранные языки».

Пример учебного
плана гуманитарного профиля

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Б

1

Литература

Б

3

Родной язык и родная
литература

Родная литература
/ Родной язык

Б

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия

Б

4

Иностранные языки

Иностранный язык

У

6

Второй иностранный язык

Б

3

Естественные науки

Естествознание

Б

3

Астрономия

Б

1

Общественные науки

История

У

4

Обществознание

Б

2

Право

У

2

Психология

ЭК

1

Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

Б

3

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

1

Индивидуальный проект

ЭК

1

Предметы и курсы по выбору

ФК

1

ИТОГО

36

Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и
экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как
управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для
изучения на углубленном уровне
выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и
информатика», «Общественные науки».

Пример учебного
плана социально-экономического профиля

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Б

1

Литература

Б

3

Родной язык и родная
литература

Родная литература
/ Родной язык

Б

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия

У

6

Информатика

Б

1

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

3

Естественные науки

Естествознание

Б

3

Астрономия

Б

1

Общественные науки

География

У

3

Экономика

У

2

Россия в мире

Б

2

Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

Б

3

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

1

Индивидуальный проект

ЭК

1

Предметы и курсы по выбору

ФК

4

ИТОГО

34

Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь,
на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. Он
позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако
ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне.

Ниже приведены варианты примерных учебных планов, которые
иллюстрируют разные возможности образовательной организации как в
удовлетворении индивидуальных интересов обучающихся, так и в углублении
подготовки по учебным предметам к ЕГЭ.

Пример учебного
плана универсального профиля (вариант 1)

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Б

1

Литература

Б

3

Родной язык и родная
литература

Родная литература
/ Родной язык

Б

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия

У

6

Информатика

Б

1

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

3

Естественные науки

Физика

Б

2

Астрономия

Б

1

Общественные науки

История

У

4

Обществознание

Б

2

Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

Б

3

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

1

Индивидуальный проект

ЭК

1

Технология

ЭК

4

Астрономия

ФК

1

Предметы и курсы по выбору

ФК

3

ИТОГО

36

Пример учебного
плана универсального профиля (вариант 2)

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Б

1

Литература

Б

3

Родной язык и родная литература

Родной язык

Б

1

Родная литература

Б

3

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия

Б

4

Иностранные языки

Иностранный язык

У

6

Естественные науки

Естествознание

Б

3

Общественные науки

История

Б

2

Обществознание

Б

2

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Б

3

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

1

Индивидуальный проект

ЭК

2

Предметы и курсы по выбору

Дизайн

ЭК

2

Искусство

ФК

2

Компьютерная графика

ФК

1

История родного
края

ЭК

1

ИТОГО

37

Пример учебного
плана универсального профиля (вариант 3)

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

У

3

Литература

У

5

Родной язык и родная литература

Родной язык

Б

1

Родная литература

Б

3

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия

У

6

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

3

Естественные науки

Биология

У

3

Общественные науки

История

Б

2

Обществознание

Б

2

Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

Б

3

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

1

Астрономия

Б

1

Индивидуальный проект

ЭК

2

Предметы и курсы по выбору

ФК

2

ИТОГО

37

Пример учебного
плана универсального профиля (вариант 4)

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

У

3

Литература

У

5

Родной язык и родная литература

Родной язык

Б

1

Родная литература

Б

3

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия

У

6

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

3

Естественные науки

Биология

Б

1

Астрономия

Б

1

Общественные науки

История

Б

2

Обществознание

Б

2

Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

Б

3

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

1

Индивидуальный проект

ЭК

2

Предметы и курсы по выбору

ФК

4

ИТОГО

37

Примерный учебный план Пример распределения часов для последующего выбора предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне (Эта таблица служит основанием для составления учебного плана для…

Примерный учебный план Пример распределения часов для последующего выбора предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне (Эта таблица служит основанием для составления учебного плана для…

Примерные варианты учебных планов профилей

Примерные варианты учебных планов профилей

Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы…

Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы…

Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др

Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др

Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др

Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др

Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами…

Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами…

Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей

Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей

Пример учебного плана универсального профиля (вариант 2)

Пример учебного плана универсального профиля (вариант 2)

Пример учебного плана универсального профиля (вариант 3)

Пример учебного плана универсального профиля (вариант 3)

Пример учебного плана универсального профиля (вариант 4)

Пример учебного плана универсального профиля (вариант 4)

Особенности формирования
учебного плана в  10 классе

 с
внутренним делением на профили.

Учебный план является частью основной образовательной программы
образовательной организации на каждом уровне образования. В целях формирования учебных планов на 2020-2021 учебный
год на уровне среднего общего образования мы провели ряд мероприятий.

1. Изучили
федеральный государственный образовательный стандарт и  ознакомились с
примерной основной образовательной программой.

2. Провели анализ кадрового состава и
материально-технического оснащения образовательной организации.

    В школе  по ФКГОС реализуется
профильное образование  в 10-11 классах: математический  профиль с 2005 года, а
с 2013 года физико-математический профиль.
Материально-технические и кадровые условия на протяжении многих лет
формировались в направлении этих  профилей. Педагоги прошли курсы повышения
квалификации по профильным предметам.  Педагоги имеют опыт преподавания 
предметов на базовом и углублённом уровнях. Выпускники школы ежегодно поступают
в ВУЗы на технические специальности.

 3. В октябре 2018 года администрация
образовательной организации   на родительском собрании ознакомила родителей 8
классов с особенностями формирования учебного плана на уровне среднего общего
образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО.  И проинформировали
обучающихся и родителей  о зачисление в 10 профильный класс (группы) в
соответствии с «ПОРЯДКОМ организации индивидуального отбора при приеме, либо
переводе для получения среднего общего образования в классы (группы) 
профильного обучения». С этой системой администрация образовательной организации
ознакомила  обучающихся и их родителей заранее, чтобы дети смогли сделать
осмысленный выбор экзаменов и подготовиться к ним на качественно высоком
уровне.

4. В декабре 2019 года  провели
анкетирование обучающихся с целью выявления профильных предпочтений.
Анкетирование позволило  сделать выводы не только о профильных предпочтениях
обучающихся, но и о желании или нежелании продолжить обучение в образовательной
организации. Повторное анкетирование было проведено в январе 2020 года
обучающиеся, когда обучающиеся  уже определились с выбором экзаменов.

    Количество выпускников 9-х классов,
планирующих продолжить получение среднего общего образования в школе  составило
27 человек.  Таким образом, в школе в 2020-2021 учебном году возможно
формирование только одного класса на уровне среднего общего образования. 
Анкетирование обучающихся 9-х классов так же показало, что  у 13 обучающихся
приоритетом в выборе учебных предметов для изучения их на углубленном уровне
стали физика, информатика, математика. Остальные 14 обучающихся выбрали
предметы, не вписывающиеся в какой-либо один  профиль.  Исходя из выше
сказанного, администрация школы определилась в том, что в условиях одного 10
класса можно предложить обучающимся  технологический профиль. Выбор профиля
обусловлен, прежде всего, материально-техническими возможностями. Приобрести
новое лабораторное оборудование, технику, учебники и учебные пособия для
профиля, который образовательная организация никогда не реализовывала, очень
сложно. Однако у обучающихся и их родителей должен быть выбор. Было принято
решение, что можно в рамках одного класса разделить обучающихся на две
подгруппы или профиля: технологический и универсальный.

5. В январе 2020 года приступили к
составлению учебного план. Приступая к проектированию учебного плана, следует
иметь в виду, что ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество
часов учебных занятий и перечень обязательных учебных предметов на уровне

среднего общего образования.

Алгоритм
формирования учебного плана:

1). Выбрать из перечня обязательные, общие
для всех профилей, предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из
каждой предметной области.       ФГОС СОО определяет, что «…учебный план
профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12)
учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета
из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе
общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский
язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в
мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«Астрономия». (Приказ Минобрнауки № 613 от 29.06.2017 г. «О внесении изменений
в ФГОС СОО».)

2). Для всех профилей, кроме универсального, 
выбрать не менее трех учебных предметов на углубленном уровне, которые будут
определять направленность образования в данном профиле. Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы
деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне
выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных
областей «Математика и информатика» и «Естественные науки». Обучающимся
технологического профиля для изучения на углублённом уровне предложены
следующие учебные предметы: математика, информатика, физика.  По результатам
анкетирования обучающихся на универсальном профиле для изучения на углублённом
уровне предложены следующие учебные предметы: русский язык и математика.
Определены элективные курсы:

«Учимся
проектировать на компьютере», «
Практическое право».

3). Дополнить
учебный план индивидуальным  проектом.

4). Подсчитать суммарное число часов,
отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 1 и 2. Учебный план определяет
количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170
часов (31 час в неделю) и не более 2590 часов (37 часов в неделю).

     Если полученное число часов меньше
времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов, 31 час в неделю), можно
дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом
или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных
предметов; завершить формирование учебного плана профиля факультативными и
элективными курсами.

     Согласно требованиям СанПиН
2.4.2.2821–10 учебная неделя может быть пятидневной или шестидневной. От её
продолжительности зависит максимально допустимая недельная нагрузка на
старшеклассников. Для учащихся 10–11-х классов аудиторная недельная нагрузка
при пятидневной

учебной неделе составляет 34 часа.

Таким образом, в школе был сформирован
учебный план с внутренним делением класса  на подгруппы технологического
профиля и универсального профиля.

   5. В феврале
2020 года родителям обучающихся, на родительском собрании был представлен
проект учебного плана.

Учебный 
план на 2020 -2021 учебный год

 (из
расчета количества часов в неделю)

Предметная
область

Предмет

Уровень
изучения предмета

10
класс

Обязательная часть

Русский
язык и литература

Литература

Б

3

Родной
язык и родная литература

Родной язык

Б

1

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

3

Общественные
науки

История

Б

2

Естественные
науки

Астрономия

Б

1

Физическая
культура, экология и ОБЖ

Физическая
культура

Б

3

Основы
безопасности жизнедеятельности

Б

1

Технологический

профиль

Универсальный

профиль

Русский
язык и литература

Русский язык

Б

1

Математика
и информатика

Информатика

Б

1

Естественные
науки

Физика

Б

2

Химия

Б

1

Биология

Б

1

Русский
язык и литература

Русский язык

У

3

Математика
и информатика

Математика

У

6

6

Информатика

У

4

Естественные
науки

Физика

У

5

Индивидуальный проект

1

1

ИТОГО

31

29

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений.

Общественные
науки

Обществознание

Б

2

Предметы
по выбору

Учимся
проектировать на компьютере

ЭК

1

Практическое
право

ЭК

1

Основы
финансовой грамотности

ЭК

1

Всего:

34

34

Обучение по ФГОС СОО предполагает наличие
в образовательной программе курсов внеурочной деятельности. Проведя анализ
внутренних условий образовательной организации и потребности участников
образовательных отношений, школа  приняла решение о реализации курсов
внеурочной деятельности в рамках сетевого взаимодействия с МАОУ ДО  Центром
творческого развития и гуманитарного образования «Гармония». На базе организации-партнера,  планируется проводить
занятия по программам направленным на реализацию технологического профиля:


«Основы инженерной графики и 3Д- моделирования в программной среде «Компас»;

-«Компьютерное
моделирование технических объектов с использованием ЧПУ».

  Родители  и обучающиеся ознакомлены с
проектом учебного плана и сейчас  в оставшееся время можно  внести  изменения,
если они будут необходимы.

     Подводя итог, хочется подчеркнуть,
что при формировании учебного плана технологического и универсального профилей
в условиях деления одного класса необходимо обратить особое внимание на
кадровые и материально-технические условия, имеющиеся в образовательной
организации, на обеспеченность учебниками и учебными пособиями, иметь в виду
возможные пути решения таких проблем, как сложности в составлении расписания
учебных занятий.

#Руководства

  • 4 фев 2022

  • 0

Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры

Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.

Фото: Ratiger / Getty Images

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Из этой статьи вы узнаете:

  • допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
  • как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
  • как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
  • почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
  • каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.

Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.

Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.

Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.


Фото: НИУ ВШЭ

Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:

  • Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
  • Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
  • Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.

Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.

На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.

Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.

Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.

Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.

Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:

  • учебный план должен допускать вариативность;
  • содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
  • учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.

Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.

В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).

Лицей предлагает учащимся выбор:

  • учебных предметов и курсов;
  • уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
  • продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
  • формата обучения;
  • языка обучения;
  • содержания обучения.

Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.

Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.

Учебный план (часть, формируемая ОО) универсального профиля в 9-м классе. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.

Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.

Учебный план профиля «Востоковедение», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.

Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.

Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».

Учебный план профиля «Экономика и социальные науки», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:

  • Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
  • Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
  • Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
  • Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.

Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.

Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.

После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.

Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.

В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.

Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.

Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.

Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.

Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).

У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как составить тесты с несколькими ответами
  • Как найти храм по душе
  • Как найти среднюю массу чего то
  • Как найти своего друга в инстаграме
  • Как найти в мискритах

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии