ООО
«Инфоурок»
Проект
Алгоритм написания УМК по русскому языку
как иностранному для учебных организаций
общего, среднего, высшего и дополнительного
образования
по
направлению подготовки
русский язык как иностранный: теория и методика
преподавания в образовательной организации
дисциплине
2 модуля 2
Общие
требования к учебным и дидактическим материалам
по
русскому языку как иностранному
в
организациях общего и профессионального образования
слушателя-практиканта
курса
профессиональной переподготовки
Ветлянских Марины Васильевны
Содержание
I Программа дисциплины |
3 |
II. Балльно-рейтинговая система и структура |
16 |
III. Методические рекомендации по организации |
18 |
IV. Методические указания |
20 |
I. Программа дисциплины
Согласно Ст. 14. «Язык образования» Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется
получение образования на государственном языке Российской Федерации, в
образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на
государственном языке Российской Федерации, преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами [4].
При этом в школы Российской Федерации поступает большое количество
детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья. Согласно одному из
положений Ст. 4. «Правовое регулирование отношений в сфере образования» Федерального
Закона «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач
правового регулирования отношений в сфере образования является «5) создание
условий для получения образования в Российской Федерации иностранными
гражданами» [4].
Таким образом, законодательство РФ позволяет гражданам, для
которых русский язык не является родным, освоить его как иностранный в
образовательных организациях разных ступеней. Аккредитационные требования к
образовательной программе устанавливают необходимость наличия УМК по всем
дисциплинам, реализуемым в рамках образовательных программ образовательной
организации.
Преподаватель русского языка как иностранного в общей и
профессиональной образовательной организации при составлении учебно-методического
комплекса должен учитывать несколько важных принципов:
— основу методологической разработки должен составлять
компетентностный подход;
— в содержание учебной программы должны быть включены компоненты,
составляющие социокультурную и профессиональную коммуникативную компетенцию и
обеспечивающие возможность познавательной и информационной деятельности;
— организация текстового содержания УМК должна соответствовать
логико-композиционной схеме [11].
В состав УМК дисциплины РКИ входят следующие компоненты:
— рабочая программа дисциплины, определяющая структуру и
содержание дисциплины, утвержденная в установленном порядке;
— методические рекомендации (материалы) для преподавателя;
— методические рекомендации для обучающегося;
— конспект лекций или учебник;
— учебное пособие;
— методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающегося;
— фонд оценочных средств.
Образовательная программа дисциплины РКИ должна состоять из следующих
пунктов:
Направленность.
Программа имеет гуманитарную
направленность, ориентирована на обучающихся без предварительной подготовки по
русскому языку и предполагает взаимосвязанное обучение аспектам языка и видам
речевой деятельности для формирования коммуникативной компетенции в рамках определённого
уровня владения русским языком в соответствии с государственным образовательным
стандартом элементарного уровня, лежащим в основе Российской государственной
системы тестирования граждан зарубежных стран [1].
Нормативно-правовая база
Частично освящена в начале раздела и указана в
разделе Учебно-методическое обеспечение программы.
Цели изучения дисциплины
Под целями понимаются предполагаемые результаты совместной
деятельности преподавателя и учащихся. Цели влияют на выбор содержания,
принципов, форм, методов и средств обучения. Обычно выделяют три основные цели:
практическую, общеобразовательную и воспитатательную. Общеобразовательная
цель состоит в формировании у иностранных учащихся: страноведческих знаний
о географии, истории, культуре страны; знаний о русском языке в сопоставлении с
родным (усвоить новую систему понятий); общеучебных навыков (работать с книгой
и словарём, излагать свои мысли в письменной и устной форме) и др. [3]
Практическая (коммуникативная) цель состоит в формировании у
иностранных учащихся коммуникативной компетенции, способности общаться на
русском языке. Коммуникативная цель состоит в формировании и развитии речевых
умений, способности общаться языковыми средствами.
Воспитательная цель заключается в формировании у учащихся:
положительного отношения к России, её истории и культуре; мотивов изучения
русского языка; взглядов, убеждений, норм поведения, ценностных ориентаций.
Основные задачи:
— сформировать грамматическую и лингвистическую
компетенцию (владение языковым материалом для использования в виде устных и
письменных высказываний в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);
— сформировать дискурсивную компетенцию (умение
репродуцировать и продуцировать тексты монологического и диалогического
характера в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);
— сформировать социолингвистическую компетенцию
(умение адекватно использовать языковые единицы в различных ситуациях общения);
— сформировать социальную компетенцию (умение
понимать основные социально-поведенческие характеристики говорящего,
реализовать свои коммуникативные намерения адекватно своему социальному
статусу);
— сформировать социокультурную компетенцию
(дальнейшее знакомство с русской культурой);
— выработать способности взглянуть на предмет
изучения глазами его носителя для понимания лингвокультурного содержания языка.
Метод и методические принципы.
Метод — сознательно-практический. Первый
принцип сознательно-практического метода – коммуникативно-деятельностный. Суть
его в том, чтобы научить общаться, познавать и думать на русском языке. Ему подчинены
методические принципы:
— взаимосвязанного обучения видам речевой
деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму;
— этапности и концентрического расположения
материала;
— ситуативно-тематической организации материала;
— функциональности в отборе и подаче языкового материала;
— изучения лексики и морфологии на
синтаксической основе;
— устного опережения. Среди принципов
сознательной систематизации языкового материала — принцип наглядности.
Формы работы учащихся на
занятиях:
— коллективные;
— групповые;
— индивидуальные.
Особое внимание уделяется
совершенствованию имеющегося словарного запаса и умению пользоваться вновь
усвоенными словами в речевой практике.
Компетенции обучающегося, формируемые в
результате освоения дисциплины:
Выпускник, освоивший дисциплину:
Должен знать:
— понять на слух основное содержание
диалога, коммуникативные намерения его участников.
Должен уметь:
— использовать различные виды чтения
в зависимости от поставленных целей;
— определить тему текста, понять его
основную идею;
— понять как основную, так и
дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой,
точностью и глубиной;
— интерпретировать информацию,
изложенную в тексте, выводы и оценки автора.
Должен владеть:
— владеть культурой мышления, способностью
к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее
достижения; Должен демонстрировать способность и готовность:
— овладеть одним из иностранных
языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации.
Место курса в учебном плане.
Необходимо обозначить, для кого
рассчитана программа, срок обучения и общий объем учебного времени и на базе
чего организуются занятия.
Содержание дисциплины, структурированное по
разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов
учебных занятий.
Тематический план учебной дисциплины.
В тематическом плане необходимо
указать все изучаемые разделы и рассчитать количество аудиторных часов и часов
для самостоятельной работы.
№ |
Разделы дисциплины |
Период обуч. |
Виды работы, их трудоемкость |
Самост. работа |
||
Лекции |
Практич. занятия |
Лабораторные занятия |
||||
1. |
Содержание учебной дисциплины (разделы
и количество часов, отведённое на изучение каждого раздела).
Фонетика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слово и
слог. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. Позиционные
изменения гласных в безударном положении. Ударение и ритмика. Контраст ударных
и безударных слогов по длительности и напряженности. Интонация, ее составные
компоненты. Функции интонации в речи. Интонационное оформление различных
коммуникативных типов высказываний.
Лексика.
Морфология. Имя существительное. Одушевленные и
неодушевленные существительные. Род и число имен существительных.
Местоимение Значение, формы изменения и употребление местоимений.
Имя прилагательное. Полные прилагательные. Согласование
полных прилагательных с существительными в роде и числе и падеже.
Глагол.
Имя числительное Употребление числительных в сочетании с
существительными.
Служебные части речи. Предлоги (выборочно), союзы и союзные слова
(выборочно), частицы (не, даже).
Синтаксис. Виды простого предложения.
Графика. Орфография. Пунктуация.
Календарно-тематическое
планирование
№ |
Тема |
Кол-во |
Дата |
||
План |
Факт |
||||
1 |
Речевые Кто — — Правила Согласные Диалог |
||||
2 |
Речевые Согласные Понятие Род Категория Диалог |
||||
3 |
Речевые Личные Притяжательные Понятие Диалог |
||||
4 |
Речевые Согласные Множественное Диалог |
||||
5 |
Имя Сложное Сложное Конструкции Тексты: Диалог |
||||
… |
… |
Формы контроля знаний, критерии оценки знаний, навыков
Текущий контроль
Домашние задания выполняются после каждого занятия. Работа над
ошибками является самоценной, не менее значимой работой, чем любое другое
задание. Каждый обучающийся должен обязательно выполнять работу над ошибками.
Оценка за домашнее задание выставляется только после выполнения работы над
ошибками. Если в качестве домашнего задания пишется сочинение, то оно
оценивается в соответствии с критериями, принятыми в практике сертификационного
тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному (см.
критерии оценки сочинения на контрольной работе).
Контрольные работы Письменные контрольные работы выполняются по
завершении изучения определенного материала. Время выполнения контрольной
работы зависит от количества заданий и уровня их сложности. Контрольная работа
состоит из заданий, проверяющих усвоение слушателями изученного материала за
текущий период. Контрольная работа может содержать задания на основе материала,
изученного слушателями ранее.
Письменные работы (сочинение/изложение/эссе/письмо) являются
отдельным видом текущего контроля и не входят в контрольную работу. Содержание и
объем сочинения/изложения/эссе зависит от уровня владения русским языком и
включает 8-10 / 17-19 / 23-25 простых предложений на разных уровнях. Темы
письменных работ должны соответствовать темам, изучаемым в текущем периоде на
данном уровне. Сочинение/эссе должны включать изучаемую на данном этапе лексику
и грамматические конструкции.
Промежуточный контроль
Аттестационная работа, которую выполняют обучающиеся в конце
каждого уровня, состоит из четырех субтестов: грамматика и лексика,
аудирование, чтение, письмо. Проведение промежуточного контроля в такой форме
служит не только проверкой усвоения изученного материала, но также подготовкой
к итоговой, выпускной контрольной работе. Каждый аспект оценивается по
60-балльной шкале и выводится средний балл за всю работу. Затем этот балл
суммируется с результатом текущей успеваемости (40+60) и получается общий балл
успеваемости за пройденный уровень.
Итоговый контроль
Итоговый контроль —
экзамен, который сдают обучающиеся в конце курса, — состоит из пяти аспектов:
грамматика и лексика, аудирование, чтение, письмо, говорение.
Лексико-грамматический тест включает все грамматические темы, изучаемые в курсе
подготовки к экзамену на первый сертификационный уровень, и которые включены в
учебник «Дорога в Россию, часть 3 и 4». Аспекты «Аудирование», «Письмо»,
«Чтение», «Говорение» содержат художественные тексты, биографические тексты,
общенаучные, а также тексты на обозначенные темы.
Материально-технические
условия реализации программы
Занятия по программе «Русский язык
как иностранный» проводятся очно и дистанционно с применением Zoom.
Учебно-методическое обеспечение
программы
При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие
средства:
− учебник;
− учебное пособие;
− рекомендуемую основную и дополнительную литературу, имеющуюся в
сети Интернет;
− практические, контрольные и тестовые задания для закрепления
теоретического материала.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение
лекционного материала с элементами обсуждения.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется проведение
письменного опроса по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов
для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала,
что позволяет повысить мотивацию обучающихся при конспектировании лекционного
материала.
Каждый метод находит свое воплощение в системе средств обучения, с
помощью которых и осуществляется обучение языку. Различают средства обучения:
для преподавателя – учебные планы и программы, методические
пособия, справочная и научная литература;
для учащихся – учебник, учебные пособия и словари; аудиовизуальные
– кино и видеофильмы, слайды, аудиозаписи, таблицы и схемы; технические –
магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, проекционная аппаратура.
Учебник – основное средство обучения, содержащее материал,
предназначенный для овладения учащимися в различных видах речевой деятельности.
Учебные пособия – вспомогательные средства обучения, позволяющие повысить
эффективность овладения каким-либо аспектом языка или видом речевой
деятельности. Существуют пособия по обучению аспектам языка, видам речевой
деятельности, функциональным стилям. Учебно-методическое пособие – книга для
преподавателя, содержащая описание организации учебного процесса и методические
рекомендации по использованию тех или иных приемов обучения. Технические
средства обучения включают аппаратуру и технические устройства, используемые
для передачи и хранения учебной информации, средства контроля за ходом усвоения,
формирования и закрепления знаний, навыков, умений.
Нормативно-правовые документы:
1.
Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный
уровень / Владимирова Т.Е. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М. — СПб:
«Златоуст», 2001. — 28 с. — https://gct.msu.ru/docs/A1_standart.pdf
2.
Приказ № 255 «Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным и
требований к ним» Министерства образования и науки Российской Федерации от 01
апреля 2014 года. — http://минобрнауки.рф/документы/4384
3.
Приказ № 255 «Об утверждении уровней владения русским языком как
иностранным
и требований к ним» Министерства образования и науки Российской Федерации от 01
апреля 2014 г.
4.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Список основной литературы
1.
Андрюшина, Н. П. Лексический минимум по русскому языку как иностранному.
Элементарный уровень. Общее владение / Н. П. Андрюшина, Т. В. Козлова. — 5-е
изд. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2019. — 80 c. — ISBN 978-5-86547- 858-4. —
Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/81262.html
2.
Богатова Е. Н. [и др.] Русский язык как иностранный: элементарный уровень: учебное
пособие. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический
университет, 2018. — 204 c. — ISBN 978-5-7882-2441-1. — Текст: электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/94954.html
3.
Дубских А. В. Тексты для чтения по русскому языку как иностранному (элементарный
уровень: методические указания. — Казань: Казанский национальный
исследовательский технологический университет, 2018. — 24 c. — ISBN 2227-8397.
— Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. —
URL: http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/95037.html
4.
Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное
пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и
лингвистов, специализирующихся по РКИ./ Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. –
М.:2009. – 480 с. – (Русский как иностранный).
5.
Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: Учебник / C. И.
Лебединский, Г. Г. Гончар. – 2-е изд., доп. и перераб. – Мн.:, 2011. – 402 с.
6.
Пашковская, С. С. Фонетические тесты по русскому языку как иностранному.
Элементарный и базовый уровень: практикум / С. С. Пашковская. — Саратов:
Вузовское образование, 2019. — 112 c. — ISBN 978-5-4487-0494-9. — Текст:
электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/82690.html — Режим доступа:
для авторизированных пользователей. — DOI: https://doi-org.ezproxy.ranepa.ru:2443/10.23682/82690.html
7.
Позднякова, А. А. Русский язык как иностранный в 2 частях. Часть 1 : учебник
и практикум / А. А. Позднякова, И. В. Федорова ; отв. ред. С. А. Вишняков.
— М. : Издательство Юрайт, 2014. — 417 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
8.
Чеснокова, М.П. Ч51 Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб.
пособие / М.П. Чеснокова. – 2 изд., перераб. – М.: МАДИ, 2015. – 132 с.
Список дополнительной литературы
1.
Богатова, Е. Н. Русский язык как иностранный: элементарный уровень: практикум /
Е. Н. Богатова, Т. В. Феоктистова, П. Л. Габдрахманова. — Казань: Казанский
национальный исследовательский технологический университет, 2018. — 116 c. —
ISBN 978-5-7882-2461-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система
IPR BOOKS: [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/100604.html
2.
Корчагина, Е. Л. Русский язык. Успешные старты — удачный финиш. Тестовый
практикум по русскому языку как иностранному для школьников. Элементарный и
базовый уровни / Е. Л. Корчагина. — 2-е изд. — Москва: «Русский язык». Курсы,
2010. — 256 c. — ISBN 978-5-88337-142-3. — Текст: электронный //
Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/79351.html
3.
Корчагина, Е. Л. Приглашение в Россию. Часть I. Элементарный практический курс
русского языка. Учебник / Е. Л. Корчагина, Е. М. Степанова. — Москва:
«Русский язык». Курсы, 2015. — 288 c. — ISBN 978-5-88337-048-8. — Текст:
электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/79392.html
4.
Костюк, Н. А. А что тут обсуждать? Пособие по разговорной практике для
изучающих русский язык как иностранный / Н. А. Костюк; под редакцией А. В.
Голубевой. — Санкт-Петербург: Златоуст, 2018. — 160 c. — ISBN
978-5-86547-992-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR
BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/83285.html
5.
Лёвина, Г. М., Николенко, Е.Ю., Золотое кольцо: учебник русского языка
для иностранцев / Ч. 1: Элементарный уровень. – Москва: Российский новый ун-т,
2011. http://www.iprbookshop.ru/21274.html
6.
Рогачева, Е. Н. Русский язык как иностранный. Контрольные работы и тесты:
элементарный и базовый уровень владения языком / Е. Н. Рогачева. — Саратов:
Вузовское образование, 2015. — 177 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/30551.html
7.
Рогачева, Е. Н. Русский язык как иностранный. Вводно-грамматический курс. Часть
1: рабочая тетрадь / Е. Н. Рогачева, В. В. Чудинина. — Саратов:
Вузовское образование, 2013. — 207 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный //
Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/11292.html
8.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«РУССКИЙ
ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ» https://infourok.ru/programma-russkiy-yazik-kak-inostranniy-3443737.html
9.
Методологические основы образовательного процесса в сфере обучения русскому
языку как иностранному. Методические рекомендации по изучению дисциплины 2
12.
Интернет-источники:
1.
Материалы для тестирования РКИ — Информационный портал фонда «Русский
мир» – http://russkiymir.ru/education2/rki/test.php
2.
Электронная библиотека РКИ: учебники по русскому языку как иностранному
– http://www.mgu-russian.com/ru/teach/library/
Информационные
базы:
1.
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех – http://www.gramota.ru/
2.
Национальный корпус русского языка – http://www.ruscorpora.ru/
3.
Онлайн-словарь ABBYY Lingvo – https://www.lingvolive.com/
II. Балльно-рейтинговая система и структура оценки
Рейтинговая система основана на подсчете баллов, полученных обучающимся
в течение условного периода обучения. Рейтинг по дисциплине в этот период формируется
из баллов текущего, промежуточного и рубежного контроля.
Подсчет баллов текущего и промежуточного контроля проводится
преподавателем еженедельно.
Максимальные и пороговые баллы текущего и промежуточного контроля.
Максимальные и пороговые баллы рубежного контроля.
Виды учебной деятельности: Экзамен + Зачет: Макс. 100 / Миним. 61,
Приведем примерные критерии оценки студентов РКИ
Баллы/ Оценка 91-100 (5) Показано отличное владение речевыми
навыками (говорением, аудированием, чтением и письмом), а также владение
грамматикой и научным стилем речи. Речь отличается большим лексическим запасом
и разнообразием языковых средств. Дан полный, развернутый ответ по изученным
страноведческим и литературным темам в соответствии с нормами русского
языка.
75-91 (4) Показано хорошее владение речевыми навыками (говорением,
аудированием, чтением и письмом), а также владение грамматикой и научным стилем
речи. Дан полный ответ по изученным страноведческим и литературным темам в
соответствии с нормами русского языка. Речь отличается достаточным лексическим
запасом. В ответе допущены отдельные неточности, исправленные студентом с
помощью преподавателя.
61-75 (3) и ниже Показано плохое владение речевыми навыками
(говорением, аудированием, чтением и письмом) и научным стилем речи, а также
грубые нарушения грамматики Дан неполный ответ по изученным страноведческим и
литературным темам в соответствии с нормами русского языка. Словарный запас
беден.
Домашние задания оцениваются по 10-балльной шкале. 10-8 баллов
выставляется за добросовестное выполнение всех домашних заданий. Допускается
незначительное количество ошибок, которые обучающийся может исправить
самостоятельно и отрабатывает в работе над ошибками. 7-6 баллов предполагает
добросовестное выполнение всех домашних заданий с бОльшим количеством ошибок,
которые обучающийся не может самостоятельно исправить, но отрабатывает в работе
над ошибками. 5-4 балла ставится при выполнении всех заданий с большИм
количеством повторяющихся ошибок или при отсутствии более 25% заданий. 3-1 балл
ставится при отсутствии более 50% заданий или при выполнении всех заданий с
очень большим количеством повторяющихся ошибок, свидетельствующих о том, что
материал практически не усвоен.
Контрольные работы оцениваются по 10-балльной шкале.
Сочинение/изложение/эссе оцениваются по 10-балльной шкале. Текст,
не соответствующий теме задания, оценивается в 0 баллов, даже если он не
содержит ошибок и имеет достаточный объем. За недостаточный объем снимается 2
балла за каждое недостающее предложение. За отсутствие значимого смыслового
элемента текста (например, формулы приветствия в письме или заключения в эссе)
снимается 2-4 балла. В изложении, которое представляет собой пересказ
услышанного или прочитанного текста, за искажение смысловой детали снимается
2-4 балла. За нарушение логичности и связности текста снимается 2 балла. За
коммуникативно-значимую (мешающую пониманию) ошибку снимается 2 балла. За
коммуникативно-незначимую (не мешающую пониманию) ошибку снимается 0,5 балла.
Если изложение представляет собой конспект текста или его резюме,
то за дословное списывание большого фрагмента текста (более одного простого
предложения) снимается 3 балла. При заполнении сводной ведомости письменные
работы оцениваются по 5-бальной шкале. С учетом этого перевод 10-балльной шкалы
в 5-балльную выглядит следующим образом: «5» -10-9 баллов «4» — 8-7 баллов «3
»- 6-5 баллов «2» — 4-3 балла «1» — 2-0 баллов (оценка «1» рассматривается как
равноценная и выставляется в сводную ведомость).
Работа на уроке оценивается по 10-балльной шкале и предполагает
выставление: 10-8 баллов — за активное и добросовестное участие слушателя в
разных видах работ; 7-5 баллов — за добросовестное, но менее активное участие
слушателя; 4-3 балла — за малое проявление активности: не готов к уроку, не
знает материал, не готов отвечать на вопросы преподавателя; 2-0 балла — за
наименьшее проявление активности: нет тетради, не выполняет классную работу.
III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам,
соответствующее требованиям ФГОС ООО, определено федеральным перечнем
учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в
общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию.
Организация изучения РКИ обучающимися обычно проходит в следующих
формах:
Практические занятия. Форма учебных практических занятий, при
которой иностранные обучающихся при участии преподавателя выполняют лексико-грамматические
и творческие задания по темам, представленным в программе.
Методические модели процесса обучения. Технологии подготовки
иностранных обучающихся основываются на дидактических общих для обучения и
методических специфических для обучения иностранных обучающихся принципах: принципе
сознательности и активности, принципе прочности.
Самостоятельная работа. Самостоятельная работой иностранного обучающегося
— совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие
преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории, и за ее пределами.
Нормативный объем самостоятельной работы, к примеру, студентов для дисциплины
установлен в 30 академ. часов.
Содержание обучения напрямую зависит от цели и определяется в
соответствии с этапом обучения.
Одним из главных принципов обучения в современных условиях
является взаимосвязь теории с практикой, поэтому важное место при изучении
курса стоит отвести как теоретическим аспектам, так и ситуационным задачам,
играм, в процессе которых обучающиеся осваивают практические навыки
взаимодействия и использования языка. При проведении занятий следует
использовать такие методы как анализ конкретных ситуаций, возникающих в
процессе общения или практической деятельности, приобретение навыков общения и
т.п.
Одной из важнейших установок в процессе обучения является
ориентация студента на интерактивные формы обучения, поскольку они:
• позволяют
развивать ораторские способности студента;
• предполагают
использование современных мультимедийных средств;
• способствуют
выработке собственной позиции по изучаемой проблематике.
Интерактивные формы могут восполнить недостаток практических
занятий по дисциплине в зависимости от количества часов, выделенных на
дисциплину в учебном плане. Кроме того, они позволяют активизировать
мотивационные механизмы самостоятельной работы обучающихся , так как последние
имеют возможность более подробно изучать интересующие их темы.
Важно, чтобы обучающиеся усваивали категориальный аппарат
дисциплины и умели его использовать не только в письменной, но и в устной речи.
IV. Методические указания
Под формами контроля в ВУЗах на факультетах преподавания РКИ
подразумеваются письменные контрольные работы, внутрисеместровая аттестация,
рубежная аттестация.
Некоторые требования к написанию письменных работ.
Устные задания:
— посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять
задание;
— прочитай задание по учебнику;
— выдели основные части, главные мысли текста;
— прочитай задание вторично,
— составь план прочитанного;
— расскажи по плану;
— повтори рассказ;
— следи за интонацией, темпом речи;
— не спеши, говори ясно, четко [3].
К выполнению заданий по чтению:
— прочитай текст;
— если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (в словаре);
— если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
— прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
Аудирование:
Подготовка к аудированию
1. Выполни фонетическое упражнение
перед прослушиванием текста: повторяй за диктором слова и словосочетания из
аудиотекста, который тебе предстоит прослушать.
2. Прослушай (или прочитай) задание,
которое тебе надо будет выполнить после первого и последующего прослушивания.
3. Прослушай введение к аудиотексту и
продумай, что ты из него узнал.
4. Прослушай внимательно аудиотекст,
старайся понять смысл, игнорируя незнакомые слова. Помни: события, факты и идеи
обычно характеризуются в тексте с разных сторон, поэтому можно понять их смысл,
даже если не все слова известны.
5. Выполни первое задание.
6. Прослушай текст ещё раз и выполни
остальные задания.
7. Прослушай текст в третий раз,
чтобы подготовиться к ответу на вопрос: «О чём рассказано в тексте? Кому может
быть интересен этот рассказ? Понравился ли он тебе?»
Подготовка монологического высказывания
1. Представь, о чём ты будешь
говорить, и составь план своего высказывания.
2. Прочитай текст на нужную тебе
тему.
3. Выдели из текста материал – слова,
словосочетания, предложения, нужные для твоего высказывания; соотнеси его с
пунктами плана.
4. Вспомни, какой ещё языковой
материал ты сможешь использовать в своём высказывании, и припиши его.
5. Сделай преобразования, необходимые
для передачи твоего замысла.
6. «Прорепетируй» своё высказывание,
пользуясь построенной тобой программой.
Парная работа над развитием диалогической речи
1. Прослушай диалог, чтобы выяснить,
о чём идёт речь, выдели его участников, распредели роли между собой.
2. Прочитай диалог, одновременно
слушая его и проговаривая за диктором свою роль.
3. Выдели из диалога его характерные
особенности: слова, начинающие разговор, помогающие его развивать и закончить;
обращения, а также слова, передающие отношение друг к другу его участников и к
тому, о чём они говорят.
4. Разыграйте диалог, опираясь на
текст.
5. Разыграйте диалог по памяти.
6. Разыграйте диалог в несколько
изменённой ситуации (ситуация может быть подсказана учителем или описана в
учебнике).
Подготовка устного высказывания на основе опор
1. Представь, что ты хочешь сказать
по данной теме / ситуации, и спланируй своё высказывание.
2. Подбери к каждому пункту плана
соответствующие языковые средства: слова, словосочетания, предложения из данных
в учебнике и по памяти.
3. Скомбинируй этот материал для
передачи своего замысла (помни при этом о времени, лице, числе и т.д.).
4. Представь себе конкретных
слушателей и, обращаясь к ним, произнеси своё высказывание.
Письменные задания:
— внимательно прочитай задание;
— повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с
выполнением данной работы;
— после выполнения письменного задания внимательно проверь
написанное;
— ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями
учителя.
К выполнению заданий по русскому языку:
— внимательно прочитай задание;
— подумай, какими правилами можно воспользоваться при его
выполнении;
— если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике
и еще раз повтори;
— выполняя задание, сверяйся с правилами;
— проверь работу;
— если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
Правила списывания:
— прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как
оно пишется;
— списывай, диктуя себе по слогам;
— проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.
Алгоритм написания УМК по русскому языку
как иностранному для учебных организаций
общего, среднего, высшего и дополнительного
образования
по направлению подготовки
русский язык как иностранный: теория и методика
преподавания в образовательной организации
Содержание
I. Программа дисциплины………………………………………………………..3
II. Балльно-рейтинговая система и структура оценки………………………….7
III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……8
IV. Методические указания……………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………………13
I. Программа дисциплины
Методика обучения РКИ как любая самостоятельная дисциплина обладает своим понятийным аппаратом. К основным понятиям, составляющим фундамент методики преподавания РКИ, относятся: цели, задачи, содержание, принципы, методы, приёмы, средства и организационные формы обучения. Перечисленные компоненты тесно связаны между собой. Доминирующая роль в системе принадлежит целям обучения.
Под целями понимаются предполагаемые результаты совместной деятельности преподавателя и учащихся. Цели влияют на выбор содержания, принципов, форм, методов и средств обучения. Обычно выделяют три основные цели: практическую, общеобразовательную и воспитатательную. Общеобразовательная цель состоит в формировании у иностранных учащихся: страноведческих знаний о географии, истории, культуре страны; знаний о русском языке в сопоставлении с родным (усвоить новую систему понятий); общеучебных навыков (работать с книгой и словарём, излагать свои мысли в письменной и устной форме) и др. [3]
Практическая (коммуникативная) цель состоит в формировании у иностранных учащихся коммуникативной компетенции, способности общаться на русском языке. Коммуникативная цель состоит в формировании и развитии речевых умений, способности общаться языковыми средствами.
В условиях РКИ большое внимание уделяется и формированию неречевых коммуникативных умений, или умений пользоваться невербальными средствами общения (жестами, мимикой).
Воспитательная цель заключается в формировании у учащихся: положительного отношения к России, её истории и культуре; мотивов изучения русского языка; взглядов, убеждений, норм поведения, ценностных ориентаций.
Содержание обучения РКИ – этот тот учебный материал, которым нужно овладеть или который нужно усвоить для достижения целей обучения. Основу содержания обучения РКИ составляют речевые навыки и умения.
Принято выделять следующие компоненты содержания обучения РКИ: 1) материал обучения (языковой, речевой), 2) знания, 3) умения и навыки, 4) темы, 5) ситуации общения, 6) тексты.
Практическое владение языком предполагает усвоение определенного объема языкового материала (фонетического, лексического, грамматического).
Речевой материал представлен в содержании обучения речевыми образцами (типовыми фразами), темами и ситуациями общения, текстами. Для оперирования речевым материалом необходимо знание правил его образования и употребления в процессе общения.
В учебниках содержание знаний представляется в виде правил и инструкций, которые зависят от цели обучения и определяются в первую очередь их практической необходимостью.
Речевой навык – это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.
Принято выделять речевые навыки – фонетические, лексически, грамматические и двигательные, обеспечивающие техническую сторону письма и произнесения звуков.
Стандартный курс методики преподавания русского как иностранного для студентов ВУЗа включает следующие аспекты: русская звучащая речь, основы функционального синтаксиса, синтаксический уровень языка в преподавании, лингвистические и психологические аспекты работы по освоению предложно-падежной системы русского языка; лингвосемантические аспекты преподавания русского глагола; проблемы описания и преподавания русской лексики [5].
Лингвистические основы методики преподавания русского языка как иностранного. Проблемы современного урока русского языка как иностранного.
Содержание курса.
— Общие вопросы методики преподавания на начальном этапе.
— Теоретический курс включает в себя рассмотрение следующих тем.
— Основные положения методики преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе.
— Начальный этап обучения и его особенности.
— Обучение фонетике русского языка на начальном этапе.
— Понятие об артикуляционной базе русского языка.
— Постановка и коррекция русских звуков.
— Обучение произношению.
— Система гласных звуков.
— Редукция гласных в пределах слова и словосочетания.
— Противопоставления согласных звуков по звонкости / глухости, твердости / мягкости.
— Изменения качества согласных в пределах слова и словосочетания.
— Ритмика русского слова.
— Постановка ударения. Интонация.
— Основные типы интонационных конструкций. ИК-1, ИК-2,ИК-3, ИК-4,ИК-5. и их особенности.
— Обучение грамматике русского языка на начальном этапе. Отбор языкового материала.
Содержание грамматического минимума. Введение грамматического материала Предложно-падежная система. Склонение существительных, прилагательных, порядковых числительных. Основные значения падежей. Глагольная система. Основные категории глагола; значение и употребление видов глагола, глаголы движения приставочные и бесприставочные; основные классы глаголов.
Обучение лексике. Лексический минимум и принципы его определения. Этапы работы над лексикой. Основные способы семанти- зации лексики. Основные приемы закрепления и активизации изученной лексики на начальном этапе обучения. Формирование навыков и умений по видам речевой деятельности. Обучение аудированию, говорению, чтению, письменной речи. Языковые и речевые упражнения для обучения видам речевой деятельности. Методика работы над техникой чтения. Организация учебного процесса. Планирование учебного процесса. Урок как единица учебного процесса. Использование наглядности. Аудиовизуальные средства. Компьютерные обучающие программы. Образцы разработок урока.
Практический курс. Занятия, осуществляемые в форме лекций и практических занятий, завершаются педагогической практикой, проводимой в течение двух недель на кафедре русского языка №4 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин, и экзаменом.
Слушатели спецкурса, успешно прошедшие педагогическую практику и сдавшие экзамен, получают Сертификат преподавателя русского языка как иностранного на начальном этапе.
II. Балльно-рейтинговая система и структура оценки
Рейтинговая система основана на подсчете баллов, полученных студентом в течение семестра. Рейтинг по дисциплине в семестре формируется из баллов текущего, промежуточного и рубежного контроля.
Подсчет баллов текущего и промежуточного контроля проводится преподавателем еженедельно. Максимальные и пороговые баллы текущего и промежуточного контроля Максимальные и пороговые баллы рубежного контроля. Виды учебной деятельности: 1-2 курсы — Зачет: Макс. 100 — Миним. 61, 3-5 курс Экзамен (5сем.)+зачет — Макс. 100 — Миним.61
Приведем примерные критерии оценки студентов РКИ
Баллы/ Оценка 91-100 (5) Показано отличное владение речевыми навыками (говорением, аудированием, чтением и письмом), а также владение грамматикой и научным стилем речи. Речь отличается большим лексическим запасом и разнообразием языковых средств. Дан полный, развернутый ответ по изученным страноведческим и литературным темам в соответствии с нормами русского языка.
75-91 (4) Показано хорошее владение речевыми навыками (говорением, аудированием, чтением и письмом), а также владение грамматикой и научным стилем речи. Дан полный ответ по изученным страноведческим и литературным темам в соответствии с нормами русского языка. Речь отличается достаточным лексическим запасом. В ответе допущены отдельные неточности, исправленные студентом с помощью преподавателя.
61-75 (3) и ниже Показано плохое владение речевыми навыками (говорением, аудированием, чтением и письмом) и научным стилем речи, а также грубые нарушения грамматики Дан неполный ответ по изученным страноведческим и литературным темам в соответствии с нормами русского языка. Словарный запас беден.
III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, соответствующее требованиям ФГОС ООО, определено федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Организация изучения РКИ студентами обычно проходит в следующих формах.
Практические занятия. Форма учебных практических занятий, при которой иностранные студенты-магистры при участии преподавателя выполняют лексикограмматические и творческие задания по темам, представленным в программе, на основе текстового материала, актуального для профессионально ориентированной речевой деятельности, для научного стиля и языка специальности иностранного магистра-экономиста.
На практических занятиях проводится систематизация лексико — грамматических знаний, анализ языковых особенностей иноязычного русского профессионально ориентированного текста [4].
Магистр должен извлекать из текста фактическую информацию, выделять основную и второстепенную информацию, понимать эксплицитно выраженное отношение автора; извлекать информацию о содержании текста в целом, определять тему и идею, а также представлять логическую схему развертывания текста, следить за ходом событий, изложенных в тексте, квалифицировать способ сообщения.
При обсуждении сообщений и обсуждении творческих заданий участвовать в диалоге-расспросе, участвовать в дискуссии по теме, извлекать из текста фактическую информацию, оппонировать, полемизировать, дискутировать, одобрять, порицать и др., выделять основную и второстепенную информацию сообщения.
Методические модели процесса обучения Технологии подготовки иностранных магистров-экономистов основываются на дидактических общих для обучения в вузе и методических специфических для обучения иностранных студентов принципах.
Принцип сознательности и активности в обучении предполагает создание таких условий, при которых учащийся сознательно и активно усваивает учебный материал.
Студент-магистр осознанно управляет процессом усвоения профессиональных знаний и приобретения соответствующих умений.
Принцип прочности предполагает усвоение знаний и умений, которые являются результатом осознанной активной мыслительной деятельности учащихся.
Самостоятельная работа Самостоятельная работой иностранного магистра-экономиста — совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории, и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий), включая изучение структуры экономического дискурса как культурно регламентируемой смыслообразующей деятельности, его ключевых параметров (целевого, предметного, языкового, когнитивного, текстового, контекстного и коммуникативного), описании их значений и выявлении специфичных связей между ними, позволяющих рассматривать экономический дискурс как динамичное единое целое [2]. Сюда же и включается работа по углублению и систематизации грамматических навыков, реферативные обзоры экономических журналов, работа страноведческой тематики, чтение дополнительной литературы. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины установлен в 30 ак. часов.
IV. Методические указания
Под формами контроля в ВУЗах на факультетах преподавания РКИ подразумеваются письменные контрольные работы, внутрисеместровая аттестация, рубежная аттестация.
Приведем некоторые требования к написанию письменных работ.
Устные задания:
— посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
— прочитай задание по учебнику;
— выдели основные части, главные мысли текста;
— прочитай задание вторично,
— составь план прочитанного;
— расскажи по плану;
— повтори рассказ;
— следи за интонацией, темпом речи;
— не спеши, говори ясно, четко [3].
К выполнению заданий по чтению:
— прочитай текст;
— если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (в словаре);
— если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
— прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
Аудирование:
1. Подготовка к аудированию
1. Выполни фонетическое упражнение перед прослушиванием текста: повторяй за диктором слова и словосочетания из аудиотекста, который тебе предстоит прослушать.
2. Прослушай (или прочитай) задание, которое тебе надо будет выполнить после первого и последующего прослушивания.
3. Прослушай введение к аудиотексту и продумай, что ты из него узнал.
4. Прослушай внимательно аудиотекст, старайся понять смысл, игнорируя незнакомые слова. Помни: события, факты и идеи обычно характеризуются в тексте с разных сторон, поэтому можно понять их смысл, даже если не все слова известны.
5. Выполни первое задание.
6. Прослушай текст ещё раз и выполни остальные задания.
7. Прослушай текст в третий раз, чтобы подготовиться к ответу на вопрос: «О чём здесь рассказано? Кому может быть интересен этот рассказ? Понравился ли он тебе?»
2. Подготовка монологического высказывания
1. Представь, о чём ты будешь говорить, и составь план своего высказывания.
2. Прочитай текст (тексты) на нужную тебе тему.
3. Выдели из текста (текстов) материал – слова, словосочетания, предложения, нужные для твоего высказывания; соотнеси его с пунктами плана.
4. Вспомни, какой ещё языковой материал ты сможешь использовать в своём высказывании, и припиши его.
5. Сделай преобразования, необходимые для передачи твоего замысла.
6. «Прорепетируй» своё высказывание, пользуясь построенной тобой программой [4].
3. Парная работа над развитием диалогической речи
1. Прослушай диалог, чтобы выяснить, о чём идёт речь, выдели его участников, распредели роли между собой.
2. Прочитай диалог, одновременно слушая его и проговаривая за диктором свою роль.
3. Выдели из диалога его характерные особенности: слова, начинающие разговор, помогающие его развивать и закончить; обращения, а также слова, передающие отношение друг к другу его участников и к тому, о чём они говорят.
4. Разыграйте диалог, опираясь на текст.
5. Разыграйте диалог по памяти.
6. Разыграйте диалог в несколько изменённой ситуации (ситуация может быть подсказана учителем или описана в учебнике) [6].
4. Подготовка устного высказывания на основе опор
1. Представь, что ты хочешь сказать по данной теме / ситуации, и спланируй своё высказывание.
2. Подбери к каждому пункту плана соответствующие языковые средства: слова, словосочетания, предложения из данных в учебнике и по памяти.
3. Скомбинируй этот материал для передачи своего замысла (помни при этом о времени, лице, числе и т.д.).
4. Представь себе конкретных слушателей и, обращаясь к ним, произнеси своё высказывание.
Письменные задания: — внимательно прочитай задание; — повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы; — после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное; — ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя [4].
К выполнению заданий по русскому языку:
— внимательно прочитай задание; — подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении; — если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори; — выполняя задание, сверяйся с правилами; — проверь работу; — если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
Правила списывания: — прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется; — списывай, диктуя себе по слогам; — проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.
Список литературы
-
Аникина М. Н. В Россию с любовью. Начинаем изучать русский. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Дрофа, 2014. – 142 с.
-
Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). – М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2013. – 344 с.
-
Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т. – М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2012 . – 200 с. / 184 с.
-
Афанасьева Н.А. Палитра стилей : учебное пособие по стилистике русского языка для иностранцев. – СПб.: Златоуст, 2012. – 116 с.
-
Буре Н., Быстрых М. Учим русский язык. Лингводидактический тренажер: Люблю тебя. – МИРС, 2013. – 350 c.
-
Вавулина А.В., Николаенко Е.Ю. Использование технологии веб-квест при обучении РКИ на разных этапах обучения // Инновационные технологии в современном образовании. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 3 (69). № 4. 2017. — С. 52–66.
11
Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)
Преподаватель учебной дисциплины «Русский язык» Бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» Дзюина Н.С.
ФГОС СПО потребовал от преподавателя пополнения и редактирования учебно-методического комплекса по учебной дисциплине. Так основой для разработки УМК по учебной дисциплине «Русский язык» является стандарт, примерные и рабочие программы дисциплины, положения о УМК основных профессиональных образовательных программ (локальный акт № 05.21 к Уставу колледжа). Содержание УМК включает:
Паспорт УМК учебной дисциплины:
- Назначение. Создание условий для реализации требований ФГОС СПО посредством предоставления студентам полного комплекта учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебной дисциплины.
- Разделы.
Раздел 1. Нормативно-планирующая документация.
Раздел 2. Учебно-методическая документация.
Раздел 3. Средства обучения.
Раздел 4. Контрольно-оценочные задания.
Раздел 5. Папка достижений.
3. Требования: систематичность, логичность и последовательность изложения учебного материала; ясность, точность, и лаконичность изложения формулировок, правил и определений; соответствие современным требованиям в дидактическом и методическом отношениях; методическая целесообразность педагогических идей; достаточность практических упражнений и их целесообразность; направленность изложения на развитие творческих способностей студентов; соблюдение общепринятой терминологии.
4. Порядок разработки и экспертизы
4.1. Предметно-цикловая комиссия организует разработку, рецензирование и утверждение учебно-методической документации и оказывает содействие преподавателям в разработке и рецензировании методических материалов;
4.2. Разрабатывает УМК преподаватель, обеспечивающий ведение учебной дисциплины.
Раздел 1. Нормативно-планирующая документация: примерная программа учебной дисциплины; рабочая программа учебной дисциплины; календарно-тематический план по учебной дисциплине; технологические карты.
Технологическая карта урока состоит из 2 частей. При формулировании целей сохраняется триединство. Во-первых, познавательная, требующая определения предмета обучения и его значение в последующей деятельности и троящаяся по схеме «Что – для чего). Каждая цель реализуется через задачи, где мы отвечаем на вопрос: «Что смогут делать обучающиеся при изучении материала?». Развивающая цель частично отражает в формулировке воспитательные цели, т.к. направлена на освоение ОК. При формулировке развивающих задач констатируем: «обучающийся должен…»
Во второй части технология представляется как алгоритм, включающий в себя цели – деятельность преподавателя и студента – средства, методы, приёмы – результат. Подобная цепочка реализуется на каждом этапе урока. в БОУ СПО УР «ГПК» выделяются этапы занятия: организационно-мотивационный, целеполагание (для РКМЧП – стадия вызова), стадия осмысления содержания, рефлексия, самостоятельная внаудиторная работа студента.
Деятельностный подход в реализации технологии прослеживается на каждом этапе. Результат обучения для общеобразовательных дисциплин – это знания и умения.
Раздел 2. Учебно-методическая документация:
— методические рекомендации по проведению теоретических занятий (частные методики);
Например, по теме «Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний» используются на стадии вызова методы «Интеллектуальная разминка» — это мозговой штурм на повторение видов связи слов в словосочетании; «Верные — неверные утверждения», которые позволяют сориентировать выполнение задания, связанное с языковым чутьём. Обучающиеся читают материал и во второй колонке проставляют «+» в том случае, если согласны, и «-« — не согласны. На стадии осмысления текстового материала обучающиеся возвращаются к данной таблице и проставляют соответствующие значки после прочтения правил, а также выполняют тренировочное упражнение. На стадии рефлексии выполняют компетентностно-ориентированное задание.
— перечень самостоятельных работ;
— методические рекомендации по проведению самостоятельных работ;
Составлены обратные листы к самостоятельным работам, определенным в рабочей программе. Представим пример.
Обратный лист по теме «Русская лексика с точки зрения её происхождения».
№ пп |
Задание |
Выполнение обучающимся |
Комментарии преподавателя |
Внесение исправлений обучающимися |
|
1. |
Определите отнесённость слов к исконно русским словам и старославянизмам, впишите их в соответствующие колонки, подчеркните отличительные фонетические особенности. (Макс. – 12 баллов) |
||||
Прах, голова, нрав, одежда, рождать, берег, невежа, полнощный, сторона, короткий, врата, глад. |
Исконно-рус. |
Старославянские |
|||
— перечень экзаменационных вопросов и билетов.
Раздел 3. Средства обучения:
— основная и дополнительная литература;
— сборники упражнений,
— рабочая тетрадь, которая позволяет в системе организовывать самостоятельную работу обучающихся. Для оценивания работ используется вербально-числовая шкала Харрингтона.
Содержательное описание градаций |
Численное значение |
Очень высокая (оценка «5») |
0,8 – 1,0 |
Высокая (оценка «4») |
0,64 – 0,79 |
Средняя (оценка «3») |
0,37 – 0,63 |
Низкая (оценка «2») |
0,2 – 0,36 |
— периодические издания;
— сборники дидактических материалов, раздаточный материал;
— презентации по темам.
Раздел 4. Контрольно-оценочные задания:
— для входного контроля;
— для текущего контроля;
— для промежуточной аттестации;
— для итоговой аттестации.
Сформирован комплект контрольно-оценочных заданий по темам дисциплины, реализующий ознакомительный, реподуктивный и продуктивные уровни, соответственно выделяется 3 уровня выполнения заданий.
70-79 – оценка «3» — реализуется ознакомительный уровень через тестовые задания открытого типа.
80-89 – оценка «4»; — реализуется репродуктивный уровень.
90-100 – оценка «5» — реализуется репродуктивный уровень.
Раздел 5. Папка достижений включает: результаты участия в различных конкурсах; материалы, подтверждающие повышение квалификации; материалы, подтверждающие участие в проводимых конференциях, семинарах, мастер-классах; материалы открытых занятий; индивидуальные планы работы за 3 последних года; методические разработки на 5 последних лет.
Таким образом, УМК по учебной дисциплине «Русский язык» разработан для обеспечения учебного процесса, представляет собой совокупность нормативно-планирующей документации, учебно-методических материалов, методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучаемых, контрольно-оценочных заданий.
Учебно-методический
комплекс как набор средств обучения,
который определяет содержание обучения,
деятельность учителя и учащихся,
результаты обучения. Состав УМК: основные
материалы (учебная программа, учебник);
вспомогательные материалы для учителя
(дидактические материалы, наглядные
пособия, сб. диктантов, изложений,
упражнений, тесты); дополнительные
материалы для учеников (рабочие тетради,
хрестоматии, словари).
Характеристика
основных УМК по русскому языку: УМК под
ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской; УМК
под ред. М.М. Разумовской, УМК под ред.
В.А. Бабайцевой.
Учебная
программа. Структура программы.
Учебник
как средство обучения. Способы
использования учебника на уроке и дома.
Теория учебника. Принципы его построения.
Характеристика действующих учебников:
стабильных, параллельных, экспериментальных.
Опорные
понятия темы:
учебно-методический комплекс, учебная
программа, учебник, вспомогательные
материалы, дополнительные материалы.
4. Тема 4. Средства обучения
Средства
обучения русскому языку. Виды средств
обучения: учебник; вспомогательные
материалы (дидактические материалы,
наглядные пособия, сб. диктантов,
изложений, упражнений, тесты); дополнительные
материалы (рабочие тетради, словари);
наглядные средства обучения (графические
средства, аудио- и видеозаписи);
компьютерные средства обучения; учебные
принадлежности (доска, мел, тетради).
Средства
наглядности и технические средства, их
роль
в общей системе
работы по русскому языку. Требования
к работе с доской.
Методика использования таблиц,
раздаточного изобразительного материала,
репродукций картин.
Функции средств наглядности. Методика
использования технических средств.
Компьютерные технологии при обучении
русскому языку.
Опорные
понятия темы:
средства наглядности, виды средств
наглядности, технические средства,
компьютерные технологии,
информационно-коммуникационные
технологии.
5.Тема 5. Методы и приемы обучения
Общедидактические
принципы обучения. Вопрос о собственно
методических принципах. Развитие
творческой активности и самостоятельности
мышления учащихся. Принцип научности.
Принципы прочности, доступности и
сознательности усвоения. Принципы
наглядности, систематичности и
последовательности. Проблема
преемственности в преподавании русского
языка в 1-11 классах.
Понятие
о методе обучения. Обусловленность
методов и приемов обучения содержанием
материала, подлежащего усвоению
учащимися. Характеристика и классификация
основных методов работы по русскому
языку.
Понятие
о педагогической технологии. Признаки
педагогических технологий.
Технология
объяснительно-иллюстрированного
обучения. Технология личностно-ориентированного
обучения. Технология развивающего
обучения.
Метод проектного обучения. Информационно-
коммуникационные технологии.
Анализ
и синтез, индукция и дедукция, сравнение
и аналогия как методы познания и приемы
обучения.
Вариантность
методов обучения как один из принципов
методики русского языка. Самостоятельность
и инициатива учителя в выборе методов
и приемов, новаторство, поиск новых
путей.
Опорные
понятия темы: принцип
обучения, метод обучения, прием обучения,
педагогическая технология, проблемная
ситуация, анализ и синтез, индукция и
дедукция, сравнение и аналогия.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Учебно-методический комплекс
Содержание:
-
Определение
- Что такое УМК по ФГОС
- УМК в образовании
- Виды
- Требования к УМК
- Структура и компоненты
- Принципы
- Этапы проектирования
- УМК в начальной школе
- Примеры УМК
Определение
УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.
УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.
Что такое УМК по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. «Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.
УМК в образовании
УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.
УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.
Виды
В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.
Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:
- для начальной школы;
- для среднего звена;
- для выпускных классов;
- для профессиональной школы.
По степени профессионального качества:
- для магистратуры;
- для бакалавриата;
- для специалитета.
По степени обязательности предметов:
- Общие предметы, которые изучают все обучающиеся и получают аттестационную оценку по итогу курса – «Русский язык», «Физика», «География».
- Факультативные предметы, входящие в базовый образовательный стандарт. Обязательны для изучения, но аттестационного контроля по ним не предусматривается. Это, чаще всего, ознакомительные учебные курсы. Перечень таких предметов ученик может выбрать, в их числе «История родного края», «Поэты и писатели родного края», «Природа родного края. Экскурсии на природу».
- Элективные курсы, предназначенные для тех учеников, которые хотят совершенствоваться в определенных умениях и навыках. «Изучение и описание топонимов и гидронимов родного края», «Изучения и классификация диалектизмов нашей местности», «Описание предметов быта коренных жителей. Экскурсии в местный краеведческий музей». Контрольно-измерительных средств такие УМК не предусматривают и в базовый стандарт образования не входят. Итоговым контролем такого курса может быть выступление ученика на школьной научно-практической конференции или написание статьи.
Все комплексы строятся по стандартам, разработанным высшей профессиональной школой государства, а характеристика УМК зависит от процесса обучения – программы, которую выбрала школа. Например, «Школа России» или «Школа 2100».
Требования к УМК
УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.
Структура и компоненты
Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.
В структуру УМК входят:
- Введение, в котором дается обоснование целей и задач учебного предмета, определяется объем учебной нагрузки в часах, расписываются умения и навыки, которые должны получить обучающиеся после изучения, формулируются связи с другими курсами и указывается вид контроля.
- Программа учебного предмета определяет объем, содержание и тематику учебных занятий. Программа строго регламентирует способы подачи учебного материала, определяет терминологический словарь и практическое применение полученных знаний.
- Календарно-тематический план дает подробное распределение учебного материала по часам в течение учебного года. Планирование позволяет преподавателю видеть перспективы развития учебных навыков у учащихся и корректировать их в процессе обучения.
- Учебные задания и методические рекомендации к ним – это очень важный блок в УМК, потому что преподаватель заранее может спрогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и минимизировать их. Кроме этого педагог предусматривает вариативность заданий по степени сложности и сравнение успехов учеников одной параллели.
- Ресурсный блок определяет резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. Он может содержать комплект упражнений повышенной сложности, список дополнительный литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для желающих получить углубленные знания по предмету.
- Контрольно-измерительные материалы – это перечень всех тестовых заданий, контрольных, зачетных и итоговых работ.
УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.
Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.
Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).
Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.
Принципы
Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:
- общедоступность;
- гуманизм;
- личностно-ориентированный поход;
- толерантность;
- патриотизм и гражданская ответственность.
Этапы проектирования
Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.
На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.
На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.
На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.
На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.
УМК в начальной школе
Сейчас в России существуют две системы обучения.
Традиционная система обучения представлена комплексами «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа». Развивающая система обучения – это программы Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Примеры УМК
Пример УМК тут.