Можно перевести ребёнка на семейное обучение, поддавшись сиюминутному желанию и идя по темам учебника. Однако лучше всё же сделать это осознанно и предварительно составить учебный план. Пусть вас не пугает такое «казённое» выражение. Оно всего лишь обозначает то, что учёбу ребёнка нужно держать под контролем. Обидно будет на аттестации получить пару только потому, что что-то недоучено.
Составить учебный план для своего ребёнка, находящегося на семейном обучении — весьма предусмотрительно. Это существенно облегчает сам процесс обучения и позволяет понять — на каком этапе вы находитесь сейчас, много ли осталось выучить до аттестации. Составить учебный план не сложно. Главное, подойти к этому процессу с душой и фантазией. А как иначе? Для своего же чада стараетесь!
Определяем список предметов для аттестации
Казалось бы — чего проще? Сколько предметов есть в школе, столько и аттестаций. Однако это совсем не так. К примеру, обязательными для освоения в начальной школе являются лишь:
- математика;
- русский язык;
- литературное чтение;
- окружающий мир;
- английский язык (со 2 класса).
Рисование, технология, физкультура и музыка — предметы, по которым вы можете проходить аттестации, если хотите, а можете и не проходить. Они (по крайней мере в 2017 году) на получение аттестата не влияют. Если ребёнок занимается в системе допобразования, то можно принести справки из каждого кружка (из музыкальной школы, спортивной секции, художественной школы) и вам зачтут эти предметы автоматически. Но, повторюсь, можно и просто не включать их в аттестацию ребёнка. Итак, нужно готовиться не к 9 аттестациям, а к пяти. Уже проще.
Определяемся с формой аттестации
В Законе об образовании написано, что форму аттестации могут определять родители и согласовывать её со школой. На деле это так и происходит, с одной маленькой поправкой на «дружелюбность» школьных учителей.
Для начала нужно договориться о встрече со всеми учителями-предметниками, которые будут принимать аттестации. Часто получается договориться не с первого раза, но нужно это сделать обязательно.
На встрече вы знакомитесь, спрашиваете о том, в какой форме будет проходить аттестация. Если у учителя уже есть дети на семейном обучении, то, скорее всего, вопросы аттестации уже проработаны. Послушайте, что он скажет. Возможно, предлагаемая форма аттестации и вас устроит. Если точно не устраивает — обсудите пожелания с педагогом, аргументируйте свою позицию. Разговаривайте спокойно.
Пример успешных переговоров:
Марина А. Узнала, что по литературному чтению будет тест из 30 вопросов на знание всего пройденного материала во 2 классе. В результате переговоров с учителем Марина добилась того, что аттестация будет проходить таким образом: ребёнок читает предоставленный текст, отвечает на вопросы по тексту и ещё на пять дополнительных вопросов по теме основных литературных произведений, пройденных за год.
При разговоре с педагогом можно уточнить объём спрашиваемой информации, темы, на которые нужно обратить особое внимание, список учебников и пособий, которые помогут в подготовке. Отдельно нужно обговорить даты и время, в которые учителю удобно принимать аттестацию.
И так — по каждому предмету, с каждым учителем. Времени можно потратить много, однако по признанию бывалых «семейников», такой подход существенно экономит нервы и время в период самих аттестаций.
Некоторые родители делают небольшие презенты педагогам во время знакомства. Однако не все учителя это любят, поэтому лучше не рисковать, или делать это очень-очень корректно.
Составляем план
Теперь, когда у вас есть список предметов, учебники к ним и вы знаете основные требования педагогов, можно приступить к составлению учебных планов. Лучше, если на каждый предмет вы выделите отдельный блокнот или толстую (не менее 48 листов) тетрадь.
Проверьте, есть ли к вашим учебникам поурочные разработки для учителей — они продаются в книжных магазинах (в Лабиринте точно есть). Методические поурочные разработки хороши тем, что в них:
- уже есть поурочный план;
- разбираются сложные темы;
- есть дополнительные, порой интересные, задания.
А ещё там есть оглавление с темами. Если вы присмотритесь, то на одну тему в школе выделяется несколько уроков. Вы, зная своего ребёнка, можете планировать — как быстро он усвоит эту тему и сколько всего занятий потребуется в год или полугодие. К примеру, у вас получилось 16 тем. В первом полугодии 4 месяца, это 16 недель. Получается по одной новой теме в неделю. А дальше отталкиваетесь от возможностей (способностей) ребёнка. Если он быстро всё схватывает и запоминает, то, возможно, ему и хватит одного занятия в неделю. Если же как быстро запоминает, так и забывает — лучше 2-3 раза в неделю. Из практики получается, что на семейном обучении заниматься ежедневно не получается — сами занятия получаются более объёмными и прерывать их на самом интересном месте не хочется.
Сделав основную «сетку» занятий, вы привязались к стандартному учебнику. Задания в нём не всегда интересны. Подумайте, чем их разбавить, чтобы процесс познания пошёл интереснее, а значит — эффективнее.
В качестве дополнительного материала можно использовать:
- интернет-ресурсы;
- учебную литературу других авторов, методички и пособия;
- художественную литературу;
- обучающие и художественные фильмы;
- обучающие мультфильмы;
- походы в музеи, кино, зоопарк, цирк, планетарий;
- участие в научных шоу;
- участие в тематических олимпиадах;
- поездки по историческим и другим местам, туда где есть что-то интересное по изучаемым темам предмета.
Сначала выписываете всё, что нашли. Потом смотрите, как это согласуется с планом. Добавляете в основную сетку занятий — интересненькое. Мультфильмы, к примеру, можно посмотреть вместе с занятием, а поехать в усадьбу поэта на выходных.
В результате у вас должно получиться примерно так:
Предмет: окружающий мир.
Понедельник: Растения нашей полосы (учебник, интернет-урок)
Среда: Просмотр видеофильма из коллекции «Путешествия по России».
Суббота: Поход в Ботанический сад. Сделать фотографии для подготовки тематической презентации.
Так нужно сделать по всем темам и по всем предметам.
Работа по планированию занимает около 2-3 недель, так что лучше провести её летом, чтобы осенью только скорректировать в зависимости от пожеланий педагогов-предметников.
А можно без плана?
Можно. Все дети разные и подходы к ним нужны разные. Некоторые родители решаются отпустить ситуацию, полностью положившись на интерес ребёнка к получению знаний. К примеру, заинтересовали ребёнка динозавры. Мама подбирает ему книги для чтения про динозавров, небольшие интересные истории для записи под диктовку про динозавров. Составляют задачи про динозавров, исследуют — когда жили эти существа, какие растения вокруг них были, какие звёзды и планеты светили им с неба, на каких современных животных похожи разные динозавры. Узнают, как рассказать о динозаврах и их занятиях на иностранном (иногда и не одном!) языке. Через 1-2 месяца ребёнку надоедают динозавры. Теперь он интересуется мифами Древней Греции. Ну и ладно — думаем, как привязать их к тем предметам, которые нужны и — вперёд.
Такой подход обеспечивает более полное усвоение знаний. Однако родителям всегда стоит держать в голове тот список вопросов, который нужно проработать с ребёнком к моменту аттестаций. Или… не обращать внимания на оценки. Как показывает практика, три балла они получают легко, а чтобы заработать более высокий, нужно всё же готовиться к аттестации по стандартным вопросам.
Как отслеживать выполнение учебного плана
Для ребят, которые учатся в средней и старшей школе достаточно видеть план и вычёркивать (помечать) пройденные темы. А вот для начальной школы очень подходит система визуализации. Например, есть 12 тем по русскому языку, которые нужно пройти за 4 месяца. Делаем паровозик с названием «русский язык» и цепляем к нему 12 пустых вагончиков. Как только тема пройдена — вагончик заполняется. Некоторые мамы делают не 12 вагончиков, а 4, но каждый вагон имеет 3 окошка. Как только вагончик заполнен — ребёнок получает небольшое поощрение. Это многих детей стимулирует быстрее садиться за занятия и охотно изучать новые темы.
13.11.2020
Статья рассматривает понятие Индивидуального Учебного Плана со ссылками на законодательство РФ.
Статья содержит объемные таблицы. Рекомендуем просматривать страницу с экрана компьютера или развернуть мобильное устройство в горизонтальное положение.
Что такое ИУП
Начнем с Закона об образовании РФ, который дает определение ИУПа во 2 статье. Нам пригодятся 3 пункта: п.15, п.22, и п. 23.
П. 23 дает само определение ИУП. Но оно раскрывается через 22 пункт.
П.15 нам нужен, чтобы удостовериться, что мы — обучающиеся, что мы, как и очники, имеем все академические права, в том числе, право на ИУП.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
15) обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
22) учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
23) индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Таким образом, ИУП – это учебный план, который отличается от общего школьного (УП), и рассчитан только на одного ученика. Вся школа учится по школьному УП, а вот этот конкретный обучающийся, независимо от формы обучения — нет.
Чем же ИУП может отличаться от общего школьного учебного плана?
- Количеством или перечнем предметов
- больше предметов (но не больше максимума часов в неделю, установленного примерным учебным планом — документом федерального уровня);
- меньше предметов (но не меньше федерального минимума);
- или можно выбрать другой предмет из дополнительных, тех, что не входят в федеральный минимум. К примеру, выберете удмуртский язык вместо ОБЖ, который школа внесла в УП как школьный компонент
- В трудоемкости (то есть количестве часов в год по курсу)
- Базовый уровень предмета, по которому нагрузка будет в количестве часов в год, указанном в Примерном плане (документ вы увидите ниже), хотя в вашей гимназии преподается повышенный уровень. В таком случае в школьном плане часов в год будет больше, чем у вас — а значит, это другой учебник, и выше требования на экзамене, и это вам не нужно. Поэтому вы выбираете базовый уровень, и аттестуетесь по более простому учебнику.
- Повышенный уровень изучения предметов, хотя Ваша школа преподает этот предмет на базовом уровне. Бывает и такое. На моем пути встречались родители, которые хотят большей нагрузки на аттестации, считают, это необходимо их ребенку.
- В распределении по периодам обучения учебных предметов
Школа предлагает практически всегда параллельное изучение: например, 5 часов в неделю математики каждую неделю в течение всего учебного года, плюс параллельно изучаются еще 15 предметов.
Но предметы можно изучать и последовательно (блочно): сначала Русский язык 70 часов за весь курс, потом Литература 105 часов за курс, затем, Иностранный язык 105 часов, далее Математика и тд. Или сочетать параллельное изучение с последовательным: весь год Вы изучаете иностранный по 3 часа в неделю, остальные предметы блоками. Можно создать и другие варианты, где блоки будут меньше, чем годовой курс.
Это очень ценные возможности. На мой взгляд, аттестоваться в конце года сразу по всем 10-15 предметам учебного плана — слишком тяжелая нагрузка не только для ребенка, но для взрослого. Аттестация по четвертям еще тяжелее. Просто вспомните вуз — даже студентов не заставляют так напряженно работать.
Кто имеет право на ИУП
Итак, мы используем право на ИУП для того, чтобы повлиять на порядок аттестации. Ведь порядок аттестации по закону — это компетенция школы. И только право на ИУП дает нам возможность опереться на закон, когда школа утверждает, что все тут решает она, а не мы.
И все же, когда мы ссылаемся на это право, школа часто очень удивляется и говорит, что это право не относится к семейному образованию. Поэтому, возвращаемся ко второй статье, где говорится о том, что мы — обучающиеся, потому что учимся на СО, а значит, осваиваем программу. Зачем нам это нужно?
Потому что все академические права из 34 статьи Закона об образовании — это права обучающихся.
То, что мы, СОшники — обучающиеся, говорит и 33 статья. Так что разговор со школой короткий — либо прислушиваетесь к нам, к ребенку, либо нарушаете право ребенка на образование.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
15) обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
Статья 33. Обучающиеся
К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
9) экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Таким образом, лица, осваивающие образовательную программу в семейной форме, являются обучающимися и как экстерны, и как лица, осваивающие образовательную программу. Следовательно, они обладают всеми правами обучающихся в соответствии с 34 статьей.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
Итак, все обучающиеся имеют право на ИУП, независимо от формы образования.
Возможности, которые дает ИУП
1. Возможность снизить колИЧЕСТВОво предметов для ПА
Обязательный, минимальный перечень учебных предметов, а также объем учебного времени для каждого из этих предметов описывает нормативный правовой акт федерального уровня. Отдельно для каждого из трех уровней образования в РФ:
- начального (1-4 классы)
- основного (5-9 классы)
- среднего образования (10-11 классы).
Для тех, кто перешел на новый ФГОС (2011 года, чтобы не путали, ведь в 19 году для началки снова приняли новый ФГОС), этот документ называется «Примерная основная образовательная программа». Для тех, кто не перешел, еще не успел (это касается только 10-11 классов для 2019-2020 учебного года) — он называется «Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (БУП)». Этот документ принят в 2004 году, и, как только все перейдут на новый ФГОС, он окончательно перестанет действовать. Так как в стране все еще есть школы, пользующиеся этим документом, мы его тоже приведем (только ту часть, что для 10 и 11 классов).
Примерные планы (или БУП) являются основой для разработки как учебных планов образовательных учреждений, так и ИУПов.
Школы часто возражают против минимума предметов на аттестации, говорят, что региональный компонент и школьный компонент обязательны.
Давайте обратимся к документам.
По БУПу 2004 года, который используется для создания школьных УП для среднего и старшего звена, школа обязана включить в УП региональный и школьный компонент:
- федеральный компонент – не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
- региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 процентов;
- компонент образовательного учреждения – не менее 10 процентов.
Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
Как вы можете видеть из текста, часы регионального и школьного компонента могут идти не только на расширение списка предметов. Но этот документ уже можно не рассматривать — в Примерных программах, по которым обучаются учащиеся начальной и основной школы, понятия региональный и школьный компонент отсутствуют. Но есть их эквивалент, «часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений», и с ней все еще проще :
Примерный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность.
По внеурочке экзамены не сдаются.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: региональный и школьный компонент необязательно должен быть использован на урочную деятельность, обучающийся на СО не обязан включать школьный и региональный компонент в ИУП, и не должен сдавать по ним экзамены. Если уж на то пошло, он может включить их в ИУП, как экскурсии или как лишние часы в обязательных предметах, но все это — никому не нужный формализм: мы вообще никому не обязаны предоставлять наши планы и вообще составлять их — нам право на ИУП нужно только как обоснование права влиять на составление школой графика аттестаций!
Итак, настало время посмотреть — что за предметы входят в обязательную часть для каждого из классов.
Федеральный минимум
Конечно, есть еще ФГОС, там тоже указаны обязательные предметы, но Примерные программы (их 3, по отдельному документу на каждый уровень образования) конкретизируют положения ФГОСа, и школа работает именно по ним. Например, второй иностранный во ФГОСе есть, и все тут. А в Примерных программах есть табличка с обязательным минимумом на второй иностранный, без второго иностранного, с родной речью к качестве отдельного предмета, без родной речи — есть варианты на каждый случай.
Так будем пользоваться минимальным вариантом!
Вот нужная табличка из Примерной программы для начальной школы, она находится в последней, третьей главе документа:
Примерный учебный план начального общего образования годовой Одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) |
||||||
Предметные области |
учебные предметы классы |
Количество часов в год |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Обязательная часть |
||||||
Филология |
Русский язык |
165 |
170 |
170 |
170 |
675 |
Литературное чтение |
132 |
136 |
136 |
136 |
540 |
|
Иностранный язык |
– |
68 |
68 |
68 |
204 |
|
Математика и информатика |
Математика |
132 |
136 |
136 |
136 |
540 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
66 |
68 |
68 |
68 |
270 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
– |
– |
– |
34 |
34 |
Искусство |
Музыка |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Изобразительное искусство |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
Технология |
Технология |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Физическая культура |
Физическая культура |
99 |
102 |
102 |
102 |
405 |
Итого: |
693 |
782 |
782 |
816 |
3073 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
– |
102 |
102 |
64 |
268 |
|
Максимально допустимая годовая нагрузка |
693 |
884 |
884 |
884 |
3345 |
А вот аналогичная табличка из Примерной программы для 5-9 классов:
Примерный недельный учебный план основного общего образования
(минимальный в расчете на 5267 часов за весь уровень образования)
Одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Предметные области |
Учебные предметы Классы |
Количество часов в неделю |
||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего |
|||
Обязательная часть |
||||||||
Филология |
Русский язык |
5 |
6 |
4 |
3 |
3 |
21 |
|
Литература |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
||
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
||
Математика и информатика |
Математика |
5 |
5 |
10 |
||||
Алгебра |
3 |
3 |
3 |
9 |
||||
Геометрия |
2 |
2 |
2 |
6 |
||||
Информатика |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||
Общественно-научные предметы |
История России. Всеобщая история |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|||
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||
Естественнонаучные предметы |
Физика |
2 |
2 |
3 |
7 |
|||
Химия |
2 |
2 |
4 |
|||||
Биология |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
||
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
||
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
1 |
2 |
||||
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
||
Итого |
26 |
28 |
29 |
30 |
30 |
143 |
||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
10 |
||
Максимально допустимая недельная нагрузка |
28 |
29 |
31 |
32 |
33 |
153 |
||
Как узнать из этих табличек, обязателен ли предмет для вашего ребенка в этом году?
Посмотрите на столбик цифр для вашего класса: если цифра есть, значит предмет обязателен, в количестве 1, напрмер, часа в неделю по этому предмету. Если цифра отсутствует, то изучать этот предмет вы можете, но не обязаны.
Если школа будет возражать против Вашего перечня предметов для аттестации на основании того, что учебный план в этой школе содержит и другие предметы, нужно ответить так: мы не учащиеся вашей школы, мы сдаем аттестацию в качестве экстерна, и выбираем минимум.
В старшей школе, или как это называет закон — для среднего образования (10-11 классы), могут действовать разные документы — мы выше говорили об этом.
Федеральный базисный учебный план 2004 года
БУП 2004 года постепенно уходит, в 2019-2020 уч. году он действовал только в 10-11 классах, а еще через два года будет окончательно отменен.
В старших классах начинается профилирование, вы можете выбрать любые предметы и составить свой вариант, обязательно включать только федеральный компонент. БУП 2004 года приводит примеры разных вариантов, но следовать им необязательно. Чтобы с ними познакомиться, пройдите по ссылке и выберите таблицу с нужным профилем (примерно с 60% документа.): «БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для среднего (полного) общего образования».
А здесь мы разместим только федеральный компонент:
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для среднего (полного) общего образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |
|||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне |
|||
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ |
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения* |
|
Базовый уровень |
|||
Русский язык |
70 (1/1) |
||
Литература |
210 (3/3) |
||
Иностранный язык |
210 (3/3) |
||
Математика |
280 (4/4) |
||
История |
140 (2/2) |
||
Обществознание (включая экономику и право) |
140 (2/2) |
||
Естествознание |
210 (3/3) |
||
Физическая культура |
210 (3/3) |
||
ОБЖ |
70 (1/1) |
С 2017 года добавлена астрономия, она изучается в количестве 35 часов в любом из классов – или 10, или 11. И хотя в БУПе ее нет, она обязательна, просто для нее есть отдельный приказ Минобра РФ от 7 июня 2017 г. № 506
Как правило, школы делят математику на алгебру и геометрию, а естествознание – на физику, химию и биологию, хотя это не обязательно. так что получается, что обязательный минимум может включать от 10 до 13 предметов, и значит, от 10 до 13 экзаменов придется сдавать для перевода в следующий класс и получения аттестата.
Теперь познакомимся с новым Примерным планом для 10-11 классов:
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень изучения |
|
базовый |
углубленный |
||
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б* |
У |
Литература |
Б* |
У |
|
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
Б |
У |
Родная литература |
Б |
У |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б* |
У |
Второй иностранный язык |
Б |
У |
|
Общественные науки |
История |
Б* |
У |
Россия в мире |
Б** |
||
Экономика |
Б |
У |
|
Право |
Б |
У |
|
Обществознание |
Б |
||
География |
Б |
У |
|
Математика и информатика |
Математика: алгебра, геометрия |
Б* |
У |
Информатика |
Б |
У |
|
Естественные науки Астрономия? |
Физика |
Б |
У |
Химия |
Б |
У |
|
Биология |
Б |
У |
|
Естествознание |
Б |
||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б* |
|
Экология |
Б |
||
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б* |
||
Индивидуальный проект* |
В этом Примерном плане — новый принцип выбора предметов: не менее одного предмета из каждой предметной области. Но при условии, что обозначенные звездочками предметы должны быть выбраны.
Родной язык и родная литература могут быть частью предмета русский язык и русская литература. Так и экзамен по ним отдельный сдавать не нужно.
Второй камень преткновения в некоторых школах — второй иностранный. Отметим, что звездочки на нем не стоит, он не обязателен.
Индивидуальный проект — это не предмет, и следовательно, не экзамен. Проект выполняется в рамках одного из предметов ИУПа, или даже не одного — читайте Примерные программы, там все, о чем я тут рассказала, подробно описано (в 3 главе во всех документах).
Познакомиться с нормативными актами, из которых взяты все три таблицы по новым ФГОСам, можно на сайте https://fgosreestr.ru
БУП 2004 года можно посмотреть тут http://base.garant.ru/6149681/
Мы обсудили первую возможность, которую нам дает право на ИУП — снизить кол-во предметов для промежуточной аттестации (ПА). Перейдем ко второй:
2. Возможность изучать предметы (или часть предметов) блочно. Это выгодно с точки зрения обучения (метод погружения в предмет, тему, блок)
Пример ИУПа, построенного на блочном изучении:
Так как я при зачислении в школу для аттестации не оформляла ИУП в полном соответствии с данным в 22 и 23 пп ст 2 определении, то есть я давала «перечень, трудоемкость», но не описывала «последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов», то и объяснять буду на нашем графике экзаменов — именно для этого документа только и стоит создавать ИУП. Этот график был у нас приложением к заявлению о проведении промежуточной аттестации.
8 кл |
час за год |
консультация |
экзамен |
Информатика и ИКТ |
35 |
05.09 |
12.09 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
35 |
05.09 |
19.09 |
Обществознание |
35 |
26.09 |
03.10 |
История |
70 |
26.09 |
24.10 |
Литература |
70 |
24.10 |
21.11 |
Биология |
70 |
24.10 |
19.12 |
География |
70 |
19.12 |
09.01 |
Физика |
70 |
09.01 |
30.01 |
Химия |
70 |
30.01 |
20.02 |
Алгебра |
105 |
20.02 |
18.03 |
Геометрия |
70 |
18.03 |
08.04 |
Иностранный язык |
105 |
08.04 |
29.04 |
Русский язык |
105 |
29.04 |
22.05 |
Данный график экзаменов исходит из ИУПа, в котором информатика в количестве 35 часов в год изучается с 1 по 12 сентября, то есть 10 дней по 3,5 часа в день. После этого сдается экзамен за год. Для сравнения, учащиеся школы изучали этот предмет 1 час в неделю с 1 сентября по 31 мая. Затем также изучаются все остальные предметы. При этом физкультура, технология и ИЗО изучаются в течение всего года.
Выбор, какие предметы Вашему ребенку лучше изучать параллельно, а какие блочно, необходимо делать исходя из особенностей Вашего ребенка. Представляется, что разумно сочетать изучение иностранного языка, занятия спортом и творчеством в течение всего года и блочное изучение все остальных предметов.
Обычно по такой системе работают опытные репетиторы. Курс по любому предмету за всю школьную программу Вы можете найти в интернете на многочисленных сайтах по подготовке к ГИА.
Режим погружения способствует лучшему усвоению программного материала: позволяет четко организовать умственную деятельность на основе изучения главного в учебном содержании, учащиеся проходят через все уровни усвоения учебного материала, от базового (минимально необходимого) до творческого, при непрерывном обучении внутри каждого блока.
Впервые блочное преподавание предмета в свою практику ввел В.Ф.Шаталов. В школе Щетинина тоже использовали погружение.
Также блочно-зачетная система помогает адаптации учащихся к обучению на более высоких ступенях образования, в которых подобная форма преподавания является преимущественной.
Блочный метод подходит и для глубокого погружения в предмет, и в том случае, когда предмет изучается на уровне «сдал-забыл».
Блочное обучение на семейной форме я считаю необходимым и потому, что он дает возможность сократить количество аттестаций в год.
3. Блочное изучение дает возможность избежать четвертных, триместровых, полугодовых аттестаций
Мы уже говорили, что порядок аттестации определяет школа, это отражено в 28 и 58 ст. Закона об образовании РФ:
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
Вот школа и определяет — может решить, что ПА будет только один раз, сразу за год. А, например, в Ижевском Положении о СО Промежуточная аттестация определяется как четвертная (полугодовая в старшей школе), что накладывает обязательства на все школы города, в том числе и на нашу.
Однако мы ни разу не сдавали четвертных аттестаций. Как у нас это получилось?
Дело в том, что определяя порядок прохождения аттестации, школа должна исходить из интересов ребенка, например, учитывать его учебный план:
Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.
(Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ)
Если для Вас оказалось слишком затруднительно объяснить своей школе, что она не может игнорировать Ваш порядок изучения предметов, то можно писать 1 сентября заявление на промежуточную аттестацию только по одному экзамену: например, по информатике 12 сентября. А затем еще 15 заявлений в течение года, если на то дело пошло )) Но, конечно, спокойнее, когда все это, в том числе консультации, прописано в Вашем со школой договоре на весь учебный год.
Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.
(Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ)
***
Возможность сдавать предметы всего один раз сразу за весь курс иногда вызывает вопросы у родителей, например, могут возразить следующее: «Мой ребенок не справится со сдачей экзамена за весь год, необходимо разделить его на 4 части и сдавать по частям».
Сказать такое можно, только не подсчитав все внимательно. При экзаменах каждую четверть нагрузка на ребенка вовсе не снижается, а возрастает, причем существенно. Не буду утомлять подсчетами, это арифметика 3 класс ))
Как составить ИУП
Для того, чтобы составить ИУП, необходимо ознакомиться с примерными планами, утвержденными федеральными органами (таблицы вверху).
В них по каждому классу прописан федеральный минимум (или федеральный компонент). Предметы сверх обязательного федерального минимума можно включать только по вашему желанию, но не более указанного максимума часов в год в строке «Всего».
Оформление ИУПа:
Предоставлять ИУП школе Вы не обязаны, так как обучение школой не контролируется, ее обязанность -= провести по вашему заявлению аттетсацию. Но иногда нам следует это сделать: в тех случаях, когда школа никак не может понять, на основании чего вы отказываетесь от четвертных аттестаций, например.
Тогда можно сделать к заявлению о проведении ПА свой график ПА, опирающийся на ваш ИУП.
Индивидуальный учебный план ФИО, учащегося ___ класса
на 2014 — 2015 учебный год
Предмет |
Количество часов за год |
Русский язык |
105 |
Литература |
70 |
Иностранный язык |
105 |
Алгебра |
|
Геометрия |
|
Информатика и ИКТ |
35 |
История |
70 |
Обществознание (включая экономику и право) |
35 |
География |
70 |
Физика |
70 |
Химия |
70 |
Биология |
70 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
35 |
Технология |
35 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
35 |
Физическая культура |
70 |
При данном оформлении указаны «перечень, трудоемкость», но не описаны «последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов».
Можно вдобавок подробно написать, какой предмет сколько часов в день и в течение какого срока вы будете изучать, но в случае предъявления школой претензий, попробуйте напомнить, что это она должна оформлять всю документацию, возможно, требование расписывать подробно окажется необязательным. Или напомните о том, что мы – «вне», так что контролировать порядок изучения предметов школа не может.
Например, в нашем регионе обрнадзор, а вслед за ним и УО городов недавно «решили», что, так как Сошники – «вне», то право на ИУП их не касается. С другой стороны, и директора, по их словам, не должны требовать нашего соответствия школьному учебному плану. Поэтому маме, требующей восстановления права на ИУП по ст. 34 п 1 пп 3, разъясняли, что она «неправильно» понимает содержание понятия ИУП (причем, сослаться на статьи, которые бы подтверждали их «правильное» понимание, у чиновников не получилось), однако и с директором была проведена беседа и требования родительницы в итоге удовлетворены таким вот способом.
PS
Итак, требуется обсуждение того, что путают ИУП с другими понятиями.
1. В описанном случае чиновники, игнорируя закон, исходили из уже знакомой им практики, идущей еще из тех времен, когда иных форм образования еще не было, и дети, нуждающиеся в изменении привычного учебного плана (из-за соревнований, концертов, длительных командировок родителей, трудностей в освоении программ), переводились на «индивидуальный учебный план», то есть учились тогда, когда у них была возможность, числясь при этом на очном обучении. В таком смысле закон упоминает ИУП в п. 9 ст. 58 :
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Однако по ст 34 п 1 пп3 «обучение по индивидуальному учебному плану» является правом «обучающихся» и не ограничено ничем, то есть относится ко всем формам образования и обучения.
Подобная логика чиновников объясняется как желанием вывести детей на СО из под действия законодательства, в том числе конституционного, так и привычкой ориентироваться не на закон, а на знакомую им практику (по которой, к тому же, слово начальника важнее закона).
Мнение о том, что ИУП – для обучающихся в образовательной организации, не находит подтверждения в законе: см. ст. 1, ст. 2, ст. 34, п. 1 пп. 3, где нет ни одного упоминания об образовательной организации, везде говорится только об обучающихся и образовании.
2. Также и родители часто ставят ИУП в один ряд с формами образования, формой аттестации – экстернатом, технологиями образования – ДОТ, путают с надомным обучением. Для того чтобы этого не делать, нужно разобраться и с этими понятиями.
ИУП в начальной школе
О блочном изучении. Как Вы понимаете, возможность сдавать экзамены последовательно в течение года в начальной школе, когда не усвоены такие навыки как чтение и письмо, в зависимости от особенностей ребенка, может быть ограничена. Кроме того, аттестация вообще особенно вредна именно в начальной школе.
Если бы мы были вынуждены проходить ПА в 1 классе (ПА в 1 классе запрещена письмом Минобра от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 Об организации обучения в первом классе), чего я максимально постаралась бы избежать вообще, я бы сделала такой график экзаменов, в соответствии с ИУПом: труды, ИЗО, физру сдали бы за год в сентябре – октябре, просто чтобы не было беспокойства об этих оценках. Занимались бы в это время спокойно тем, что реально нужно ребенку — если он в состоянии уже писать — то письмом (очень важно, чтобы мозг ребенка был готов к этому действию, что достаточно часто приходит позже, вплоть до 3 класса), если не умеет читать, чтением и тд. В ноябре-декабре сдали бы мир вокруг нас и музыку за год, а может быть, математику за год вместо музыки (в 1 классе по программе счет в пределах 20). Конечно, все зависит от конкретного ребенка. Это очень индивидуально. Остались бы на январь-март чтение и музыка и на апрель-май русский за год.
Как растянуть учебный год на 2 года
Представляется, что ИУП может иметь рамки не только учебного года, но и всего курса в целом. Есть даже школы, которые не имеют обязательных ежегодных промежуточных аттестаций вплоть до 9 класса, при этом в каких-то случаях курсы сдаются досрочно, даже на несколько лет раньше (школа Тубельского, Щетинина). О родителях, поступивших таким образом, у меня сведений нет, только о тех, кто либо сдавал досрочно – на это мы имеем право по той же ст 34 п 1 пп 3, либо вообще не проходил ПА ежегодно, то есть их свободное изучение не контролировалось школой. Возможно, однако, что такие случаи появятся, закон не ограничивает нас в этом плане.
Также в сообществе freeedu предлагалось использовать ст. 58 п. 9 для того, чтобы растянуть прохождение программ одного года на 2.
Ст. 58 п. 9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
http://freeedu.livejournal.com/881668.html
e_malina: Предлагаю два варианта:
1.Очно-заочная форма обучения — это форма получения образования в образовательной организации (ст. 17 ч.2).
Поэтому никаких санкций за задолженность вам не положено. Федеральный закон не содержит ограничения на количество лет повторного обучения. При этом четко прописывает, что вариант развития событий по факту неликвидации академической задолженности выбирают именно родители. По вашему заявлению, школа обязана оставить ребенка на повторное обучение (ст. 58 ч. 9)
Просто не явившись на аттестацию, по выбранным вами предметам (живописи и композиции), вы создаёте академическую задолженность (ст.58 ч.2, см. ссылку выше). В течение календарного года ребенок должен ликвидировать задолженность, срок ликвидации устанавливает школа (на май следующего года, например). (ст. 58 ч. 5, см. ссылку выше) При этом предметы по которым дочь аттестована, включать в ИУП на следующий год не надо.
2. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, и в интересах ребенка. То есть школа может растянуть обучение на 2 года, в рамках индивидуального плана.
п. 23 ст. 2 Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
п. 3 ч. 1 ст. 34 Обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Здравствуйте! В статье мы расскажем, с какого класса можно перейти на семейное обучение и как это сделать в 2023 году. Разберемся, когда лучше писать заявление, какое основание в нем указать и нужно ли откреплять от своей школы.
Семейное обучение – это такая форма обучения, при которой школьник учится на дому на постоянной основе. Она предусмотрена только для детей с первого по девятый класс. Для подростков старше 15 лет, окончивших 9 классов, действует другая система – самообразование.
Ребенок на семейном обучении (хоумскулер) учится самостоятельно, то есть осваивает программу без помощи школьных учителей. Он не посещает уроки, но проходит аттестацию:
- Промежуточную. Формат определяет школа, например, 1-2 раза в год в форме контрольной по основным предметам.
- Итоговую – это ОГЭ, которые хоумскулер сдает вместе с другими школьниками в конце 9-го класса. После успешной сдачи экзаменов он получает такой же аттестат, как и ученики на очном (традиционном) обучении в школе.
Всю ответственность за учебный процесс и качество образования несут только родители. Они занимаются с ребенком самостоятельно, нанимают репетиторов или записывают его в частную онлайн-школу. В первом случае они сами составляют учебный план. Жестких требований к программе обучения нет, но главное, чтобы школьник изучил весь материал, который требуется в рамках ФГОС.
Единственное основание для перевода ребенка на семейное обучение – это его собственное желание и согласие родителей. Для перехода не требуются какие-либо уважительные причины, в отличие от, к примеру, надомного. В последнем случае ученик также обучается в домашних условиях, но по медицинским показаниям, при этом он занимается со школьными учителями, которые сами приходят к нему домой (в больницу).
Перечислим распространенные причины, по которым родители переводят школьника на семейное обучение:
- Не устраивает российская система образования. Например, хочется, чтобы ребенок занимался по авторской или западной методике.
- Конфликты с одноклассниками, преподавателями или администрацией школы.
- Семья постоянно меняет место жительства – частые переезды бывают у путешественников, артистов или военных.
- Выдающиеся способности. Есть категория детей, которым не подходит стандартизированная школьная программа: юные гении, профессиональные спортсмены, музыканты, программисты и т. д.
Если это желание родителей
Достаточно просто составить заявление и указать, что вы хотите перевести ребенка на семейное обучение по собственному желанию. Указывать и аргументировать причину, согласовывать перевод с администрацией школы, департаментом образования и другими надзорными органами не нужно.
Перевод может происходить при любых основаниях, например, религиозные убеждения или желание родителей проводить больше времени с ребенком и заниматься его образованием самостоятельно. Отвечать на вопросы о том, почему школьник переходит на домашнее обучение, вы не обязаны.
Подборка курсов
Дистанционное школьное образование с 1 по 11 класс в 2023 году
Посмотреть подборку
Перейти на семейное обучение можно в любой момент – в действующем законодательстве нет никаких требований по этому поводу. Когда можно уйти на домашнее образование:
- В начале учебного года, например, подать заявление в конце августа.
- В середине учебного года. Вам не нужно дожидаться, когда закончится месяц или календарный год. Вы можете обратиться в отдел образования в любой момент, и школа не вправе вам отказать (допустим, ссылаясь на то, что нужно закрыть четверть).
- В конце учебного года. К примеру, ребенок сдал все контрольные за 5 класс, а начиная с 6-го, он учится на дому. При этом если он или родители решат вернуться в школу, то ждать начала 7-го класса не нужно. Зачислиться обратно также можно в любой момент.
Перейти на домашнее обучение можно и после 9 класса, но только по форме самообразования – именно она действует в 10-11 классах. В обоих случаях ребенок учится на дому, но в первой ситуации решение о переходе принимают родители, а во второй –сам школьник после сдачи ОГЭ.
Есть 3 варианта обучения школьника при семейном образовании:
- Самостоятельно. В начальной школе изучают не так много предметов, поэтому заниматься с ребенком могут и родители. Можно взять в библиотеке учебники по русскому языку и математике, купить или скачать в интернете рабочие тетради по окружающему миру и т. д. При желании можно уделять одной дисциплине больше времени, например, арифметике.
- С репетиторами или на курсах. Не обязательно приглашать педагога к себе домой или самому ходить в детский учебный центр – можно учиться и дистанционно. Обучение проходит через видеосвязь: ребенок слушает лекцию, задает вопросы учителю в режиме реального времени, после каждого урока делает домашнее задание.
- В дистанционной школе. В этом случае ребенок также учится на дому, но только онлайн: присутствует на уроках, изучает школьную программу, участвует в «живых» вебинарах, слушает лекции, отвечает на вопросы учителя, выполняет домашние задания, общается с преподавателями, проходит аттестацию и т. д. В частную online-школу можно перевестись из обычной муниципальной без перехода на семейное обучение. В дистанционной школе вам расскажут, что нужно для перевода.
Расскажем о 6 особенностях перевода ребенка на семейное обучение.
Причина для перехода может быть любой.
Вам не придется объяснять в школе свои мотивы. Никто не вправе вам отказать в переводе на домашнее образование.
Перейти на семейное обучение можно в любой момент.
Только вы определяете сроки перехода – в начале или конце учебного года, в середине четверти, посреди недели и т. д. Школа не имеет права заставлять школьника «доучиваться».
Вы сами составляете учебный план и график.
Важно, чтобы ребенок изучил тот материал, который требуется по ФГОС, так как нужно проходить промежуточную аттестацию, а в конце 9 класса ему придется сдавать экзамены. Но в остальном вы не ограничены. При этом вы не обязаны перед кем-то отчитываться о том, как устроен учебный процесс, согласовывать программу и т. д.
Можно ограничить контакты со школой.
Ученик приходит в школу, только чтобы пройти промежуточную или итоговую аттестацию. При этом он имеет право пользоваться всеми бесплатными услугами муниципальной школы: брать книги из библиотеки, посещать кружки (если есть), обращаться за помощью к школьному логопеду или психологу.
Для аттестации подойдет любая школа.
Можно прикрепиться к той школе, в которой ребенок учился до перевода, либо к другой, которая принимает экстернов. Вы можете выбрать то учебное заведение, чьи условия вам больше подходят, при этом оно может быть и государственным, и частным, в городе проживания или любом другом – главное, чтобы организация была аккредитована.
Вернуться к традиционной (очной) форме обучения можно также в любой момент.
Посещать уроки по расписанию можно даже с середины учебного года. Исключение – это непрохождение аттестации. Если ребенок своевременно не прошел аттестацию, то по закону он обязан вернуться к обычному формату обучения, то есть в школу. Даже если родители возражают против обратного перевода.
Процедуру перевода нужно выполнить правильно. Нельзя просто перестать ходить в школу, так как в этом случае родителей могут оштрафовать или пригласить в ПДН.
Расскажем подробнее, как перейти на семейное обучение:
1. Обратитесь в департамент или отдел образования по месту жительства. Заранее выясните, какой именно орган в вашем регионе занимается этим вопросом. Уточните нюансы:
- есть ли стандартный бланк заявления;
- за какой период до перевода нужно проинформировать управление образования;
- как быстро вы получите ответ и пр.
В регионах могут действовать разные условия.
2. Оформите уведомление о переводе на семейное обучение. Если у местного отдела образования нет шаблона, то документ можно составить в свободной форме. Заявление нужно отправить по фактическому адресу, а не по месту вашей регистрации. Например, если вы прописаны в Москве, но живете в Нижнем Новгороде, обращайтесь в нижегородское отделение. Как передать уведомление:
- Лично. Принесите 2 экземпляра и попросите, чтобы на вашем поставили отметку о получении.
- Заказным письмом. Необходимо составить опись вложения и запросить уведомление о вручении.
- В электронном виде, если на сайте у местного департамента образования есть такая опция. При отправке рекомендуется сделать скриншот.
3. Если вы отправляете документы по почте, то дождитесь письменного ответа о получении уведомления.
4. Отчислитесь из школы. Напишите заявление в свободной форме о том, что хотите отчислить ребенка по собственному желанию и приложите к нему уведомление от районного отдела образования.
5. Выберите школу для прохождения аттестации. Вы можете остаться в той же школе, в этом случае ее администрация составит локальный нормативный акт о переводе ученика на семейное образование. При желании можно прикрепиться к любому другому учебному заведению, у которого есть аккредитация на прием экстернов. Для этого достаточно написать заявление на имя директора школы. Необязательно, но желательно делать это в начале учебного года.
6. Уведомите новую школу о переходе. Уведомление также можно отправить по почте или в электронном виде, но лучше обратиться лично, пообщаться с директором, выяснить условия аттестации, согласовать форму промежуточной аттестации и т. д. После обсуждения всех деталей останется только подписать договор с новой школой.
Какие документы требуются, чтобы перевести ребенка на семейное обучение:
- Уведомление в местное управление образования с указанием, что перевод происходит по собственному желанию с учетом мнения школьника. Можно составить по шаблону или в свободной форме.
- Заявление на имя директора той школы, из которой вы отчисляете школьника (если ранее находились на очном обучении).
- Заявление на имя директора той школы, в которой ученик будет проходить аттестацию.
- Паспорт родителя.
- Паспорт или свидетельство о рождении ребенка, его фотографии 3*4 см.
Возможно, в новой школе вас попросят заполнить согласие на обработку персональных данных (по шаблону). Предоставлять какие-либо медицинские документы не нужно.
При переходе на семейное обучение нужно открепиться от школы. Отчисляться из школы придется в любом случае, даже если вы не будете потом менять учебное заведение. Чтобы проходить аттестацию в своей школе, все равно необходимо сначала из нее отчислить ребенка. Прикрепляться нужно будет только на время аттестаций.
Открепляться не понадобится только при заочном обучении или надомном (по состоянию здоровья).
Семейное обучение существовало еще несколько столетий назад: состоятельные люди приглашали учителей на дом или обучали детей самостоятельно. В 1918 году большевики учредили Единую трудовую школу РСФСР, которую должны были посещать все дети. Этот приказ сделал семейное обучение незаконным. Только в 90-х годах прошлого века власти снова признали, что ребенок имеет право учиться не только в школе.
Что такое семейное обучение
Семейное обучение — это альтернативная форма получения образования. Если семья выбирает учиться дома, осваивать школьную программу придется самостоятельно, и ответственность за получение знаний полностью ляжет на плечи мамы и папы.
Не стоит путать семейное обучение с надомным. В последнем случае ребенок не посещает школу по состоянию здоровья, но учителя проводят для него уроки на дому. В семейном образовании ученик отчисляется из школы, и учебный процесс для него организуют родители.
Полезные факты о семейном обучении в России
Перейти на семейное обучение можно в любой момент | С 1 по 9 класс дети могут учиться в семье по решению родителей. В 10 и 11 классах школьник может выбрать самообразование или остаться на семейном обучении. Чтобы начать обучение в семье, родителям необязательно дожидаться окончания учебного года. Заявление о переводе можно принести в отдел образования в любой момент: на летних каникулах, в середине года, или когда ребенок получит годовые оценки. |
Семейное обучение можно сочетать с другими формами образования | Например, ребенок посещает уроки русского языка и литературы в школе, а математику и физику изучает дома с репетиторами. |
Всегда можно вернуться в школу | Если родители передумали и решили вернуть ребенка за школьную парту, принять его могут даже в середине учебного года. Достаточно написать заявление о приеме — и школьник начнет посещать уроки по расписанию. |
Семейное обучение не ограничивает права ребенка | Ученик на семейном обучении имеет право:посещать школьные кружки и секции, обращаться к школьному психологу и логопеду, получать бесплатные учебники, пользоваться библиотекой, участвовать в олимпиадах и конкурсах. |
В некоторых регионах родителям положена компенсация за семейное обучение | Например, выплаты действуют в Московской, Тульской, Свердловской областях. Уточнить, есть ли компенсация в том или ином регионе, можно в местном департаменте образования. |
Чтобы перейти на семейное обучение, не нужна особая причина | Основанием для перевода является только желание родителей и ребенка. |
Родители могут сами выбирать предметы, расписание и программу обучения | За организацию учебного процесса отчитываться не придется. Главное, чтобы ребенок усвоить знания, которые требуются по ФГОС, и сдал все аттестации. |
Аттестация при семейном обучении вне школы
Чтобы проверить уровень знаний, ребенок должен проходить промежуточные и итоговые аттестации. Сделать это можно в любой удобной школе. Родителям достаточно написать заявление, чтобы прикрепить ребенка к учебному заведению.
Педагоги сами выбирают формат проверки. Возможно, это будет контрольная работа, тест или собеседование. Отметки об аттестации пойдут в личное дело ребенка.
Еще один вариант — проверить знания дистанционно с помощью онлайн-сервисов. Обычно это услуга платная.
Количество промежуточных аттестаций тоже зависит от школы. Родители договариваются с учителями, как часто нужно проверять знания. При желании ученик может пройти обучение в ускоренном темпе и за год сдать программу нескольких классов.
Что такое система Занкова
Индивидуальный подход, развитие мышления и самостоятельность – в чем особенность этой методики обучения
подробнее
Итоговые экзамены «семейный» ученик пишет вместе с остальными школьниками. После 9 класса аттестация проходит в форме ОГЭ, после 11 — ЕГЭ.
По результатам промежуточных проверок и итоговых экзаменов ребенок получает аттестат. Форма обучения в документе не прописывается, и ученик имеет право наравне с другими школьниками поступать в колледж или вуз.
Возможен вариант, что ребенок не сдаст аттестацию. В этом случае по закону его должны вернуть в школу, потому что семья не справляется с обучением. Школьник останется на второй год и пройдет учебную программу заново.
Если родители не согласны с отметками ученика (например, считают, что учителя предъявили слишком высокие требования или оценивали необъективно), можно обжаловать их в департаменте образования. Пройти повторную аттестацию разрешено в другой школе.
Кому подходит семейное обучение
Семейное образование подходит детям, которым требуется индивидуальный подход в обучении. Например, одаренному ученику скучно на уроках, а юному спортсмену сложно усвоить материал из-за частых пропусков. Таким детям не подходит стандартная школьная программа.
Альтернативное обучение также помогает семьям, которые вынуждены часто переезжать. Например, дети артистов или военных. Ребенку не приходится каждый раз адаптироваться к новой школе и вливаться в коллектив.
Семейное обучение могут выбрать родители, чьи дети столкнулись с буллингом сверстников или конфликтуют с педагогами.
Если семье нравится конкретная методика, которой нет в обычной школе, можно реализовать ее в семейном обучении. Здесь родители не ограничены в выборе программ.
Плюсы семейного обучения
Родители, которые выбрали семейное образование, видят в нем много преимуществ. Во-первых, ребенок получает индивидуальный подход в обучении. Можно дольше разбирать темы, в которых ученик «плавает» или устроить дополнительное занятие по любимому предмету.
Семья самостоятельно выстраивает удобное расписание. Ребенку проще совмещать учебу с тренировками и занятиями в секциях, а родителям не приходится снимать ученика с уроков, чтобы пойти к врачу.
Семья может выбирать лучших преподавателей, пробовать разные методики и форматы занятий. Например, математикой заниматься с репетитором, а английский язык изучать в онлайн-школе.
Ребенок обучается в спокойной обстановке и испытывает меньше стресса. Никто не делает ему замечаний, если он сидит, раскинувшись в кресле, или рисует на полях в тетради.
Родители экономят деньги на покупке школьной формы и регулярных сборах на нужды класса. А еще можно не ходить на собрания и не сидеть в родительских чатах.
Минусы семейного обучения
Недостатков у семейного обучения тоже хватает. Многим родителям сложно организовать качественный учебный процесс дома. Не хватает сил, времени и знаний, как правильно это сделать. В итоге учеба проходит бессистемно, а знания не дотягивают до ФГОС.
Детям тоже сложно поддерживать дисциплину и сохранять мотивацию в обучении. Особенно если нет строгого контроля.
Дети меньше общаются со сверстниками. Если нет других занятий, кроме учебы, у ребенка появляются проблемы с социализацией.
Семейное обучение пока является редкостью, поэтому таких учеников многие критикуют. Родственники и учителя могут осуждать решение родителей и считать, что образование в семье хуже школьного.
Пошаговая инструкция, как перейти на семейное обучение
Перейти на семейное обучение довольно просто. Семье не потребуется собирать справки и заключения врачей, чтобы получить разрешение на перевод. Из документов понадобятся только паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка. О своем выборе нужно обязательно уведомить образовательное учреждение.
Написать заявление об отчислении
Если просто забрать ребенка из школы, семье грозит административная ответственность. Родители пишут заявление на имя директора и указывают, что переводят школьника на семейное обучение.
Школьная администрация обязана отдать семье все документы ребенка: личное дело, медицинскую карту, табели аттестации.
Что такое домашнее обучение
Надомное, семейное, дистанционное – разбираемся в тонкостях учебы на дому
подробнее
Обратиться в департамент образования
В течение 15 календарных дней с момента, когда выйдет приказ об отчислении, родители должны обратиться в городской департамент образования. Он ведет учет «семейных» учеников.
Уведомление можно написать в свободной форме или запросить образец в органах местного самоуправления. Родители могут подать документ лично, через интернет или заказным письмом по почте. Желательно писать уведомление в двух экземплярах, чтобы на руках остался подписанный департаментом документ.
Прикрепиться к школе для прохождения аттестаций
Родители выбирают учебное заведение, где ребенок будет сдавать промежуточные контрольные и итоговые экзамены. Туда необходимо подать заявление и документы ребенка. Желательно заключить договор о семейном обучении, чтобы закрепить порядок и форму проведения аттестаций.
Организовать учебный процесс
Родители должны решить, будут ли они обучать детей самостоятельно или наймут профессионалов. Возможно, придется зачислить ребенка в онлайн-школу или заняться подбором репетиторов. Семья должна позаботиться, чтобы у ребенка были все необходимые учебные материалы: пособия, учебники и рабочие тетради.
Отзывы экспертов о семейном обучении
Армине Григорян, старший преподаватель РЭУ им. Г. В. Плеханова:
В процессе семейного обучения ребенок учится организовывать свое время, придерживаться заданного плана, но это ему не всегда удается. Процесс обучения находится под пристальным контролем родителей, что не всегда приводит к эффективным результатам в силу загруженности и некомпетентности последних. Вопросы социализации не менее важны, так как недостаток общения со сверстниками приводит к плохой социально-психологической адаптации, что может в дальнейшем вызвать массу проблем во взрослой жизни.
Олеся Юдина, учитель английского языка:
Проблема семейного образования в том, что у родителей нет гарантий, что ребенок изучит программу в полном объеме. На практике бывали случаи, когда «семейный» ученик, занимаясь с репетитором, знал меньше, чем школьники, которые посещали обычные уроки.
Успех семейного обучения зависит от родителей, организации учебного процесса и самого ребенка. Если родители обеспечивают полноценное преподавание всех школьных дисциплин, занимаются с ребенком на современных онлайн-платформах и следят, чтобы он не ленился, результаты обучения будут даже лучше, чем в школе.
Популярные вопросы и ответы
Какой закон регулирует организацию семейного обучения?
Олеся Юдина:
Право на получение семейного образования закреплено в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»1. Порядок перехода на семейное обучение регламентирует Приказ Минпросвещения №115 от 2021 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»2.
Кто имеет право на семейное обучение?
Армине Григорян:
На семейное обучение имеет право любой учащийся. Специальных условий для этого не требуется, все зависит только от желания и потребностей семьи. Для семейного обучения не нужно собирать справки от администрации и психологов, но родители должны уведомить о переводе муниципальный комитет образования.
Кто учит школьников на семейном обучении?
Армине Григорян:
Дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную ответственность родителей. При желании родители могут привлечь репетиторов или обратиться в центр семейного образования. Ученику придется регулярно проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе, так как нужно будет подтвердить качество полученных знаний и освоение школьной программы.
Источники
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 - Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104200066
Единого плана нет и не может быть. Каждый родитель выстраивает план исходя из своего видения и особенностей ребёнка. Есть просто зарекомендовавшие себя методы, книги, копилки опыта.
В этой статье собираю в избранное те программы, материалы, методы и полезные сведения, которые показали наибольшую эффективность. Статья постоянно редактируется.
Статьи: 1) Преимущества и сложности семейного образования ; 2) С чего начать семейное образование? ; 3) Платформы и онлайн-школы для семейного образования
Программы для ребёнка на семейном образовании
Русская Классическая школа (РКШ): сайт, группа ВК, канал на Ютуб.
Программа хороша тем, что она прописана с тошнотворной скурпулёзностью. Это очень хорошо для родителей, потому что там есть все необходимые пояснения, не надо придумывать — бери и занимайся. По словам педагогов, которые по ней работают, программу часто берут для коррекционных классов. На их сайте есть хорошие отзывы от родителей особенных детей, даже старшеклассников.
Для обычных детей программа избыточна. Мы с мальчиками проходили некоторые предметы по несколько уроков за раз, некоторые пропускали. Это не страшно, зато есть всё для тех, кому трудно даётся материал.
Очень понравилась словесность — как ребёнок развивает фонематический слух, учится наблюдать за звучанием слов, за тем как течёт речь. Так же хороша история в рассказах. Математика и русский даются углубленно, системно, что помогает при сдачи промежуточных аттестаций.
По русскому языку так же часто используют комплекты Граник Г.Г., Бабайцевой 5-9 классы. Для знакомства с первыми правилами хорошо идёт у многих книга «Граф Орфограф» Лавровой С.А. — дети слушают с интересом, так как много смешного, для успокоения родителей есть задания.
В 22-23 учебном году планирую протестировать Российскую электронную школу по предметам: биология, география, литература. В том году тестировали Фоксфорд: русский не стали сыновья слушать (ну не любители они сидеть и слушать лекции), научные опыты взяты из Перельмана, мнемотехника скорее для меня больше дала информации, чем детям (хотя предполагается, что курс слушают дети), а вот литературу с Анастасией Фисун (Литературная кухня для 3-5 классов) — горячо рекомендую, преподаватель замечательный и курс построен интересно.
Методы обучения и сведения
1) Метод Шарлотты Мейсон. Один из девизов философии Мейсон такой: «Образование — это атмосфера, это дисциплина, это жизнь». Методика популярна в США, Англии. В России мало известна.
Оригинальные книги Ш.Мейсон на английском
Русские источники по методики с разъяснением: Блог Людмилы Уитман, группа ВК
2) М.М.Безруких «Психофизиологические особенности формирования письма и чтения» помогут вам понять, что можно ожидать от ребёнка, а что преждевременно:
3) Сайт о дислексии
4) Рекомендую серию видео-бесед Алексея Битнера и Виктории Бродской по тому как заниматься с ребёнком:
Перейдите на его канал, там есть ещё.
5) От команды Анатолия Гина составлены три бесплатных курса для развития мышления детей: «Воспитание креативности в семье», «Точилка для ума» и «Чему и как учить современных детей»
Книга «Воспитание чудом» , где описаны условия для воспитания творческой личности, приведены примеры из биографии ученых.
6) Сайт «Папа Карп» Алексея Карпова. Опыт семейного обучения 19 лет: два сына и две дочери. Пишет легко, по делу, много практики, историй, сказок и авторских разработок.
7) И в целом хорошие книги по образованию детей, в которых можно подчерпнуть суть педагогики, которая отвечает природе ребёнка: книги Марии Монтессори (Другие дети), Макаренко А.С., Константина Ушинского (особенно, Руководство для учащих), Толстого Л.Н. (Воспитание и образование), Александра Хилла (Саммерхилл), Гатто Джон (Фабрика марионеток), Джона Холта об успехах и неудачах детей.
Если вы прочитаете «Повесть о педагогической свободе» Алексея Карпова и изучите суть ТРИЗа (Анатолий Гин), то это уже поможет понять как организовать обучение, успеть главное и не размениваться на мелочи. Всё остальное можно читать по ходу дела.
Методика преподавания истории: четыре вебинара для семейников (платные). Рассматривались вопросы подхода в преподавании в начальной и средней школе, методы работы с контурными и историческими картами. Проводила Татьяна Струкова.
Избранные материалы
1) Окружающий мир 1-3 классы: «Дети и наука»
на этом же канале есть за 2, 3 классы и по другим естественным наукам. Но мы их не смотрели, поэтому ничего не могу о них сказать.
2) Список Живых книг: источник 1, источник 2. Смотрите там, где вам удобно. Живые книги — это книги, написанные увлечённым темой человеком. Он пишет ярко, интересно, увлекательно. Они ценны, когда ребёнок интересуется темой или надо раскрыть скучно изложенный в учебнике вопрос. По хорошему вообще надо читать только такие книги, так как информация из учебника, не соприкасаясь с чувствами, улетучивается быстро, а из таких книг запоминается порой на всю жизнь!
3) Русский язык
Для выпускников 11 классов (может 9-ых) есть сервис с онлайн-диктантами от Новосибирского Государственного Университете. Я использовала его для себя.
4) Английский — сервис LinguaLeo. Этот сервис вмещает в себя все мыслимые учебники, тренажёры, видео, книги… Конечно, он больше подходит детям начиная со средней школы и взрослым, но с младшими всё равно надо лично общаться, переложить их обучение на сервисы не получится. Так же полезные сервисы italki.com (выбор преподавателей) и hinative.com (общение с иностранцами).