Эффективное учебное пособие или методичка — это отличный способ поднять эффективность вашей организации на новый уровень. В этом посте собраны лучшие советы и шаблоны, которые вы сможете использовать уже сегодня.
Давайте начинать!
Выберите подходящий раздел
Необходимые страницы учебного пособия
9 советов для дизайна эффективной методички
Как создать учебное пособие в Visme
10 шаблонов учебных пособий для начала работы
Необходимые страницы учебного пособия
В первой части нашего руководства мы рассмотрим основные страницы, которые необходимо включить в ваш документ.
1. Вступление
Первая страница, которую необходимо включить в учебное пособие, — это приветствие. Оно содержит простой и лаконичный рассказ о вашей компании.
Хорошее приветствие представит процесс обучения в ясной и лаконичной форме. Эта страница очень важна, поскольку она служит трамплином, с которого читатели начинают знакомство с руководством в целом.
2. Цели
Теперь, когда вы поприветствовали своих читателей кратким вступлением, пришло время рассказать об основных целях учебного пособия.
Задав четкие цели на начальном этапе, вы сможете облегчить читателю переход от задачи к задаче.
Это также поможет сотрудникам понять, зачем они вообще читают это учебное пособие и каких результатов они могут ожидать после его изучения.
3. Инструкции
На этом этапе важно перейти к сути материала, а это — инструкции.
Вам непременно нужны четкие установки и подсказки, которые помогут вашим читателям при решении практических задач.
Полезно поместить эту информацию в начале учебного пособия. Таким образом, пользователи смогут понять, чего от них ожидают, и получат собственный опыт.
Изучая стратегии написания учебного руководства, помните, что ваш контент — это не только статичный текст.
Вы можете использовать инструменты вроде Visme для добавления видео, изображений и других форм мультимедиа, чтобы помочь вашим читателям в процессе обучения.
Сюда также можно включить интерактивные элементы, например ссылки на договор с сотрудниками, политику компании, информацию о культуре компании и многое другое.
4. Краткое изложение
Наконец, в учебное пособие всегда следует добавлять страницу с кратким содержанием. Это дает возможность наглядно рассмотреть важнейшие моменты руководства.
В этот раздел следует добавить последующие шаги, обзор и возможности для закрепления содержания.
5. Часто задаваемые вопросы (FAQ)
У новых сотрудников наверняка возникнут вопросы. Вы можете ответить на самые распространенные из них в конце учебного пособия, чтобы предотвратить путаницу и быстрее завершить процесс обучения.
Лучший способ ответить на распространенные вопросы — добавить страницу часто задаваемых вопросов в конец учебного пособия. Убедитесь, что ваши ответы краткие и по существу.
9 советов для дизайна эффективной методички
В этом разделе мы рассмотрим несколько наиболее важных советов по дизайну, которые помогут вам написать эффективное учебное пособие.
1. Придерживайтесь своего бренда
Наш первый совет по дизайну имеет отношение к бренду компании.
Поддержание бренда вашего учебного пособия — это замечательный способ помочь вашим читателям оставаться на связи с главной целью, лежащей в основе этого обучения. Даже команды по управлению персоналом и обучению должны придерживаться бренда.
Ваш бренд — это то, что формирует вашу компанию. Это все визуальные образы, которые вы создаете, чтобы проиллюстрировать ваш имидж вашим клиентам.
Изучая, как создать учебное пособие, помните, что использование фирменных цветов и стилей является важным элементом дизайна.
2. Воплотите гармонию
Полезный принцип дизайна, о котором следует помнить при создании учебного пособия, — это визуальная гармония. Визуальная гармония — это баланс между элементами, которые вы включаете в руководство.
Если у вас есть лишние элементы, которые не имеют смысла, возникает большой риск нарушить общую гармонию дизайна. На практике это означает, что вы должны тщательно подходить к выбору того, что следует добавить в учебное пособие.
Вы поймете, что достигли гармонии, когда все элементы будут сочетаться друг с другом. Элементы могут обрести гармонию благодаря стилю, теме или настроению.
Взгляните, например, на эту страницу учебного пособия.
Обратите внимание, что дизайн остается последовательным в плане цветовой темы и стиля пиктограмм.
Если вы используете, например, значки в стиле outline, убедитесь, что вы используете один и тот же стиль для всех значков в вашем дизайне, чтобы достичь гармонии. Не смешивайте их с различными стилями иконок, например, плоскими или изометрическими.
3. Будьте креативны с цветом
Использование цвета имеет большое значение для мотивации. Используйте это для своего преимущества при создании учебного пособия.
Цвета особенно эффективны, потому что способны влиять на эмоциональный уровень.
Этот эффект настолько силен, что цвет может воздействовать на настроение ваших читателей. Убедитесь, что вы используете возможности колористики для эффективного взаимодействия с аудиторией.
Самое главное, цвет передает смысл. Это означает, что нам нужно сочетать идею нашего учебного пособия с тем смыслом, который мы хотим передать в нем. Это означает, что вы должны намеренно подходить к выбору цвета.
4. Оригинальность превыше всего
Иногда читателям бывает непросто разобраться в учебных пособиях.
Отличный способ сделать этот опыт более приятным — проявить оригинальность в выборе дизайна.
Если вы размещаете учебное пособие в Интернете, вы можете использовать анимированные иллюстрации и интересные значки. Кроме того, попробуйте не ограничиваться только первым выбором того или иного элемента.
Пример ниже показывает, как можно использовать анимированного персонажа, чтобы привлечь внимание к сравнению плюсов и минусов. Это можно легко применить и в учебных пособиях, например, при перечислении дозволенного и недозволенного для сотрудников.
Мышление, выходящее за рамки основных форм и иконок, поможет вам удержаться от слишком часто используемых элементов дизайна.
На более фундаментальном уровне определите, что делает вас уникальной компанией. Кратко составьте список из трех основных черт, которые делают ваш бренд интересным.
В процессе создания учебного пособия ищите способы добавить элементы дизайна, которые усиливают эти основные черты.
5. Удобная методичка — это musthave
Важным советом по дизайну, который необходимо учитывать при создании учебного пособия, является иерархия дизайна.
Иерархия дизайна относится к тому, насколько легко ваши читатели будут ориентироваться в содержании. Она показывает им, с чего начать чтение и где находится наиболее важный контент.
Структура иерархии также помогает читателям различать текстовые элементы, такие как заголовки и обычный текст абзаца. Правильное использование этой техники оформления помогает сделать ваш текст более удобным для сканирования.
Это важный аспект любой читабельной типографики, особенно если вы хотите, чтобы ваши читатели смогли хорошо усвоить прочитанное.
Существует несколько элементов, которые вы можете использовать для достижения удобства чтения. Мы обобщили их в виде инфографики ниже.
Создавайте потрясающую анимированную инфографику за несколько минут!Смотреть шаблоны
6. Создайте профессиональный дизайн методички с помощью шаблонов
Отличный способ создать профессиональный дизайн — использовать шаблон учебного пособия.
Красивый дизайн — это основа основ. Когда вы используете шаблон учебного пособия, вы получаете основные элементы, такие как форма, текстура, цвет и типографика.
Это дает вам больше времени и пространства, чтобы сосредоточиться и создать эффективное сообщение. Когда вы объединяете невероятный дизайн с эффективным посланием, результаты говорят сами за себя.
Если вы готовы использовать шаблоны учебных пособий и все их преимущества, перейдите к профессиональному редактору документов Visme, чтобы начать работу над собственным дизайном.
7. Убедитесь, что учебное пособие работает
Когда вы будете учиться писать свое следующее учебное пособие, обязательно обратите внимание на визуальный поток. Большинство читателей ожидают, что информация будет идти слева направо и сверху вниз.
Любое отклонение от этой привычной схемы увеличит когнитивную нагрузку и усложнит задачу читателя.
Исходя из этого, ваша аудитория всегда должна интуитивно понимать, что ей следует читать дальше. Есть несколько способов достичь этой важной цели.
Во-первых, вы можете выбрать последовательное использование шаблонов направлений во всем вашем учебном пособии. Кроме того, вы можете использовать элементы, называемые направляющими указателями, чтобы дать читателям подсказки.
В приведенном ниже примере инструкции следуют в верном направлении с помощью визуального цикла, пронумерованного в нужном порядке.
Риск неудачного создания визуального потока заключается в том, что ваши читатели могут запутаться или разочароваться в чтении. Когда вы достигнете четкости при создании визуального потока, вашим читателям будет гораздо легче воспринимать информацию в правильном порядке.
По сути, поток — это помощь глазам читателей двигаться в нужном направлении на протяжении всего учебного пособия. В более широком смысле этот эффект создается с помощью сочетания визуального направления и визуального веса.
Элементы, которые выражают визуальное направление, — это подсказки, такие как стрелки и линии. Аналогичным образом, элементы, выражающие визуальный груз, похожи на фокусные точки, которые привлекают внимание читателя и помогают ему двигаться по учебному пособию.
8. Методичка с иллюстрациями
Иллюстрации — это отличный способ задействовать визуальную и повествовательную части мозга читателя. Иллюстрации могут помочь вывести ваше учебное пособие на новый уровень благодаря красивым визуальным эффектам.
Эти эффекты помогают передать важные идеи вашего учебного пособия. Кроме того, они добавляют в композицию немного жизни и яркости.
Несмотря на очевидные эстетические преимущества, иллюстрации имеют и практическую пользу. Например, иллюстрации — это отличный способ улучшить понимание прочитанного.
Кроме того, они помогают читателю совершать путешествие от раздела к разделу вашего учебного пособия.
Иллюстрации — будь то буквальное сопровождение читателя шаг за шагом через материал, который ему необходимо усвоить, или более тонкое дизайнерское послание — являются отличным выбором для вашего руководства.
9. Изучите свою аудиторию
Один из лучших советов по дизайну, который можно усвоить перед написанием учебного пособия, — это изучение своей аудитории. Четкое понимание того, для кого вы создаете учебное пособие, поможет вам создать руководство, которое произведет впечатление на ваших читателей.
Есть несколько вопросов, которые вы можете задать, чтобы достичь этой ясности и улучшить свои дизайнерские решения.
Во-первых, кто будет использовать это учебное пособие? Будет ли оно распространяться в определенных отделах? Для новых сотрудников? В качестве непрерывного образования?
Эти тонкие различия могут в корне изменить важные дизайнерские решения, поэтому важно выяснить их еще на этапе подготовки конечного продукта.
Как создать учебное пособие в Visme
В третьей части этого руководства по созданию эффективных учебных пособий мы рассмотрим 3 простых шага по созданию учебного пособия с помощью Visme.
1: Начните с шаблона
Когда дело доходит до создания руководств в Visme, шаблоны учебных пособий являются первым шагом. Заранее разработанный шаблон поможет пробудить творческий потенциал и воплотить в жизнь идеи, зародившиеся в вашей голове.
Самое лучшее в шаблонах — это то, что вы можете адаптировать профессионально разработанные визуальные элементы к вашим уникальным фирменным цветам и содержанию.
Вы можете настроить шаблон учебного пособия, войдя в свою учетную запись Visme и нажав на кнопку «Создать» на панели управления.
Посмотрите наш видеоролик ниже, чтобы узнать больше о создании учебного руководства в Visme.
2: Добавьте визуальные элементы
Следующий шаг в создании учебного пособия с помощью Visme — добавление визуальных элементов. Все наши шаблоны учебных пособий могут быть настроены в соответствии с вашим уникальным творческим видением.
Вы можете добавить фигуры, стрелки, кнопки, линии или настроить цвета вашего учебного пособия.
Их легко добавить в руководство по обучению, перейдя к опции «Графика» в левой части приборной панели Visme. Просто нажмите на опцию графики, чтобы получить набор элементов на выбор.
Обязательно добавьте иллюстрации и диаграммы, чтобы наполнить учебное пособие содержанием. Кроме того, настройте шрифт, чтобы содержание соответствовало цели вашего учебного пособия.
3: Поделитесь своим учебным пособием
После того как вы полностью настроили свое учебное пособие, вы будете готовы загрузить его и поделиться им со своими читателями. Visme предоставляет вам несколько вариантов обмена учебными пособиями с вашей аудиторией.
Во-первых, вы можете загрузить его в формате PDF или документа для загрузки на веб-сайт или в автоматическую рассылку по электронной почте.
Во-вторых, вы всегда можете создать ссылку для совместного использования (публичную или приватную), чтобы отправить ее своим читателям. Кроме того, вы можете разместить руководство на веб-странице, чтобы поделиться им с аудиторией.
10 шаблонов учебных пособий для начала работы
Выше мы упоминали о том, что использование профессионального шаблона может сэкономить вам часы работы. Вместо того чтобы тратить время на то, чтобы начинать с нуля и пытаться создать идеальный макет, используйте один из приведенных ниже шаблонов руководства по обучению, чтобы получить преимущество.
1. Шаблон методички по управлению персоналом
2. Шаблон учебного пособия для врача и лаборанта
3. Шаблон учебного пособия по работе с пищевыми продуктами
4. Шаблон учебного пособия по обслуживанию клиентов
5. Шаблон учебного пособия для офисных работников
6. Шаблон учебного пособия для веб-разработчиков
7. Шаблон учебного пособия по управлению проектами
8. Шаблон учебного пособия по графическому дизайну
9. Шаблон учебного пособия для администратора технической поддержки
10. Шаблон учебного пособия для менеджера социальных сетей
Готовы создать эффективное руководство по обучению?
Надеюсь, эти рекомендации по созданию учебного пособия помогут вам в реализации следующего проекта. Если вы готовы поднять эффективность своей организации на новый уровень, начните работать с Visme бесплатно уже сегодня.
Download Article
Download Article
Training manuals are an important part of teaching new employees about a company, or old employees about new systems or programs. The exact process for writing a training manual may be dictated by the industry it is for, but there are some general things you can do to help your employees get the most out of the manual. You should double check that you have all the information you need before you start, write with your audience in mind and try to make it easy for them to learn, and include some extra materials to make the information easier. Your manual will benefit if you include images and graphics, blank space for notes, quizzes to review what people learn, and checklists of important tasks.
-
1
Review and compile the information the manual needs to cover. Never write a training manual from memory. Go through the various processes and knowledge points that your manual is going to cover and be sure you are clear on everything. Make a list of all the important information and refer to this list as you write the manual, double checking to include it all.[1]
- Even skipping a small step may confuse your users, so pay attention. For example, you could be telling someone how to enter data into a spreadsheet, but you could easily forget to mention “click File to open a new spreadsheet.” Or when describing how to use a piece of machinery, you may forget to mention flipping a certain switch that’s vitally important.
- If you don’t review everything and you do forget something, users are likely to become distressed because something isn’t working right. This is not the outcome training should ever result in.
-
2
Outline the flow of the training manual. Use the list you have made and begin to organize the information into a logical sequence of chapters, sections, or parts. You’ll most likely begin with the basics and work up to more in-depth concepts.
- Before you write any content, make sure you have a good idea of where all aspects of the manual will fit together. You don’t want to mention something from what you think is a previous section if the manual hasn’t covered that information yet.
- If you can write self-contained sections that don’t build on each other, this may be the right approach in some situations.
Advertisement
-
3
Include a table of contents and an index. Even if the manual is meant to be read straight through from start to finish, these navigational sections will help people when they need to go back to refresh their memory and study what they learned. The table of contents should have all the chapters titles and any section headings it makes sense to include. Make the index as thorough as possible, giving people lots of things to find throughout the manual.
- Word processing programs often have templates for these types of documents. You can also find helpful resources online for how to structure these elements.
-
4
Write informative chapter previews. At the beginning of each chapter or section, write 2-3 paragraphs that outline what will be covered in that part of the manual. You could include a list of objectives for the section, keywords that are good to focus on, and mention quizzes or activities that will be included.
- Chapter titles should help people know what they’ll find, but they should be able to skim the preview and make sure the chapter has what they need to know.
-
5
End each chapter with a summary. It is always helpful to wrap up and review what has been covered in a chapter. It’s a summary, so you can’t mention everything. Try to highlight what you see as being the most vital information that people should take away from the chapter.
- You can mention the objectives again to give people the chance to take stock of whether or not they learned what they were supposed to.
-
6
Create a group or task force to help you write the manual. You’ll succeed more easily at writing a training manual if you have people to help you do it. You need people to check for errors as you go, make sure that the content is understandable, and help you consider all aspects of what you are training for. Plus you can delegate some of the work and distribute it evenly.
- If you can’t have a group to help through the whole process, at least consider asking people a few things at different points as you go to get second opinions.
Advertisement
-
1
Write for and to your audience. Make sure you are clear on who the audience is. Consider if they have a knowledge base or are starting completely fresh. This will give you an idea of how broad or specific you need to be throughout the manual. When it makes sense, write directly to the audience saying, “When you get to this step…” rather than something like, “When a person gets to this step.”[2]
- If you are training employees on a brand new software that no one has seen, it’s safe to assume they won’t know anything. If you are training for sales techniques at a clothing store, you don’t need to explain what pants and shirts are.
- Don’t patronize people by over explaining simple concepts, but also don’t assume they know something that they may not know. It is a good idea to explain the benefits of following the manual.
-
2
Include problem-solving scenarios and discussion topics. Not everyone can learn by reading 20 pages of text, so include ways for users to apply what they read and get hands on experience. Give a scenario and ask the reader to solve a problem of some kind. Allow for discussion and collaboration among trainees. You want to cater to different learning styles so the manual is useful for as many people as possible.[3]
- You can’t fit every employee perfectly, but if you only use one approach you aren’t likely to get through to very many at all. The goal of the training manual is to help employees learn what they need to know, so aim to make it easy for as many people as possible. Tailor it to the day-to-day activities.
- Be sure to stay focused on the topic at hand; avoid introducing concepts, ideas and instructions that are not related to the topic, workplace or field being covered.
-
3
Enhance the manual with videos or audio recordings. If you are writing a printed manual, consider whether or not you can give trainees access to extra materials, such as videos or audio recordings. For learners who would struggle to read an entire manual, you can work to ensure they still learn what they need to. Many times the written manual will be the primary training tool, but a few extras may make a big difference.[4]
- This may be affected by the type of content your manual includes and may not be applicable in all cases. Take stock of the specifics of your manual and judge whether or not extra materials could be created.
Advertisement
-
1
Include a section for user notes. As you are writing each section of the manual, people using the manual will be trying to take in a lot of information. When you purposefully include blank spaces for writing notes, you encourage the users to jot down what they are learning. This will increase the amount of information that they retain.[5]
- Notes sections would be good alongside most sections of text, but you could also make a separate notes section at the end of chapters and the end of the whole manual. This helps people avoid having separate notebooks that they might lose track of.
-
2
Utilize images and graphics. Any time you can show the reader something visual, it can have an impact on how much they understand. You don’t want to clutter your manual with too much, but use visuals if you can. You can have screenshots of steps in computer work. You can include charts of important data. Pictures of tools or machinery the person will use are good, too.
- There really is no limit to what types of visual aids you could include, so think about what you are training for and what would be most helpful for the user to see.
-
3
Include checklists of important steps. For many manuals, you’ll be detailing the steps of various processes, and checklists are a great way to sum things up. When a user needs to refer back to a section that includes specific steps, the checklist will refresh their memory and can be checked much more quickly than multiple paragraphs of text.[6]
- It might even be useful to make these pages easy to tear out so users could keep the checklist handy at later times when they are working on tasks.
- Checklists could include materials needed, sections for before, during, and after completing a task, or how to evaluate work once it is done.
-
4
Include activities and quizzes that measure learning. You want to ensure that users of your manual are learning as they go, so write up small tests of their knowledge. Include the answers in a separate spot so they can check how they did. You could have multiple choice questions, fill in the blank and matching, or scenarios for problem solving.[7]
- These would be separate from any official testing you would have employees take after training is complete. The purpose would be to help them along the way in gauging how much their are learning.
Advertisement
Add New Question
-
Question
What software do you recommend for creating training manuals?
If you want to create a training manual, you could use any word processing software, like Microsoft Word, Pages (Mac) or Google Docs.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
Once the manual is complete, gather a test group to see if it makes sense and is an effective training tool. Get feedback from them on any ways they think the manual could be improved.
-
Try to use language that is simple and concise so it will be easy for people to understand.
-
Don’t make the content so formal that it gets boring, or your audience won’t stay interested.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To write a training manual, start by compiling all of the information the manual needs to cover and then determining whether dividing it into chapters, sections, or parts would work best. Then, organize the information and create a table of contents and index so your manual is easy to navigate. You’ll also want to write up a brief 2-3 paragraph preview for the beginning of each section so readers know what to expect. Also, conclude each section with a summary that wraps up and reviews the information the reader learned. To learn how to include quizzes, graphics, and checklists in your manual, keep reading!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 196,109 times.
Reader Success Stories
-
Vanessa Mann
Dec 13, 2022
«It explained very well how write a Training Manuel and what to Include in it.»
Did this article help you?
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Учебное пособие — инструмент, который вы можете применить, чтобы исключить элемент стресса из своего учебного процесса. Когда у вас есть учебник, папка с множеством конспектов лекций, гора домашних заданий и рабочих тетрадей, может быть трудно решить, с чего начать. Но если выучить несколько особенностей форматирования, искать информацию в нужном месте и использовать учебное пособие, наилучшим образом используя пределы своих возможностей, вы сможете сделать обучение намного более эффективным. Интересно? Начните с Шага 1, чтобы узнать об этом больше.
-
1
Пусть форма соответствует содержанию. Есть много разных типов учебных пособий, и каждый из них имеет формат, соответствующий определенной цели и стилю обучения. Для чего бы вы его ни применяли, есть учебные пособия, подходящие не только данному учебному предмету, но и определенной цели обучения при изучении этого предмета. Структурируйте информацию в наиболее удобное в использовании именно вам учебное пособие.
- Если вам легче учиться визуально, подумайте об использовании расцвеченных блоков в учебном пособии или используйте технику картографирования идей, чтобы выделить информацию и сделать ее легкодоступной.
- Если у вас линейный ум, организуйте информацию хронологически или в алфавитном порядке, чтобы вы могли выучить что-то одно из ряда, и потом перейти к следующему.
- Если вам нужна эмоциональная связь с материалом, чтобы его понимать, придайте своим записям повествовательную форму; так их будет легче учить. Переведите понятия с языка математики на язык повествования, рассказа, к которому можно чувствовать причастность, затем организуйте ваше учебное пособие как короткий рассказ, который вы можете изложить в деталях, чтобы запомнить применение формул.
- Если вы можете быстро запоминать информацию, используйте формат, который поможет вам эффективно запоминать, например, в форме записи своим голосом словарных слов и определений, затем вновь прослушивайте на своем плеере весь день или создайте анимированные флэш-карточки и регулярно себя проверяйте.
-
2
Нарисуйте когнитивные карты, чтобы соединить основные идеи и расставить приоритеты в информации. При создании когнитивных карт каждую важную идею пишите в отдельном прямоугольнике, которые потом соединяйте в соответствии с их хронологией и важностью. Потом свяжите ветки связанной информации, производные от основных идей. Такой метод создания учебного пособия обеспечивает хорошую визуальную схему того, как сочетается друг с другом изучаемый материал в общую концепцию.
- Пример когнитивной карты для параграфа из учебника истории о космических полетах может включать «Космическую гонку» как основной заголовок, от которого будут идти отдельные ветки для США и СССР, с ответвлением информации об отдельных запусках, проектах, удачах и неудачах.
- Классический план, который вам время от времени требуется создать в заданиях по написанию эссе, это пример когнитивной карты. Если планы срабатывают у вас и организуют информацию так, что она становится полезной вам, составьте план изучаемой информации. Планы могут быть отличными учебными пособиями, но только если вам легко их писать. Если создание плана сопровождается стрессом, лучше выбрать другой подход.
- Диаграммы технической информации могут помочь вам визуально представить процесс или выполняемые процедуры в виде последовательной череды обозначенных шагов. Она начинается с основной концепции и организуется слева направо таким образом, чтобы выделить важные ключевые факторы в том порядке, в котором они должны происходить.[1]
- Временные шкалы удобны для выделения серии хронологических событий, и чаще всего используются для предметов типа истории, политики и биологии.[2]
-
3
Используйте схемы сравнений, чтобы выделить отличия в ключевых понятиях. Создавайте учебные пособия, используя схемы сравнений или таблицы, когда нужно сравнить и показать разницу в связанной группе идей. Вы можете использовать таблицы для создания четких параллелей в истории или биологии, или для того, чтобы сравнить разных писателей по литературе.
- К примеру, в названиях колонок схемы сравнения особенностей разных видов растений, скорее всего, будут царство, семейство и род. Это поможет организовать информацию для быстрого сравнения и просмотра.
- Вы также можете получить пользу от схемы сравнений при изучении литературы, выписывая имена героев рассказа в заголовки разных колонок, под которыми выписать их отличительные особенности или другую информацию. Подобным образом, информация из двух разных новелл может быть удобно структурирована в подобную таблицу.
-
4
Используйте флэш-карточки или карточки понятий, чтобы запомнить терминологию. Флэш-карточки обычно делают из пустых учетных карточек 13 x 18 см, и они могут содержать настолько много или настолько мало информации, как вы того захотите, потому это один из самых эффективных приемов запоминания отдельных слов, или определений отдельных понятий. Благодаря этому они наиболее эффективны в изучении иностранных языков и истории.[3]
- Выпишите 1 ключевое понятие на лицевой стороне каждой карточки, а на обратной стороне напишите те факты и ключевые концепции, которые ассоциируются с этим фактом. Просматривайте карточки сами или попросите кого-то вразброс поспрашивать вас, используя эти карточки. Чтобы убедиться, что вы действительно запомнили то, что нужно, пройдитесь назад-вперед, начиная с лицевой стороны карточки, а потом с оборота. Это особенно хорошо работает при запоминании новых иностранных слов.
-
5
Напишите собственный образец теста в учебных целях. Написание примера теста может быть исключительным способом проанализировать информацию, по которой вас будут спрашивать, с двух точек зрения: если вы будете думать, что стоит включить в тест, вы будете думать как учитель, и если вы сможете предвидеть эти вопросы, вы будете на шаг впереди.
- Попробуйте выяснить, будут ли вам давать тест с набором вариантов ответов, текстом, в котором нужно заполнить пробелы или нужно будет письменно ответить на вопросы. Подготовьтесь соответственно, выписывая вопросы того типа, с помощью которых вас будут проверять.
- Многие учителя захотят снабдить вас старыми версиями теста, если таковые имеются, чтобы вы могли использовать их в качестве учебного пособия. В учебники часто включены образцы тестов, которые являются превосходным способом обучения. Хотя прохождение теста более одного раза может оказаться дополнительным стрессом, это может быть отличным способом обучения, и даже может навести вас на типы вопросов, которые будут в тесте.
-
6
Учитесь, используя много учебных пособий сразу. Создайте учебное пособие комбинированного типа, используя основные понятия и уточняющую информацию, которую вы отобрали из учебных материалов. Вы можете написать черновой вариант пособия на бумаге, от руки или с помощью компьютера, используя текстовый редактор, таблицу или специализированную программу по созданию учебных пособий, чтобы структурировать вашу информацию.
- Некоторые студенты отмечают, что переписывание и структурирование информации от руки, если сравнивать с набором ее на компьютере, включает моторную память. В то время как электронное копирование записей не ведет к их запоминанию, активное чтение и переписывание информации может дважды помочь вам в учебе: вы читаете материал один раз, еще раз читаете, и третий раз читаете, когда пишете.[4]
- Как вариант, если у вас трудночитаемый почерк или вы просто предпочитаете работать на компьютере, смело печатайте ваше учебное пособие, сделайте его для себя настолько графически-привлекательным, как вам хочется, распечатайте или читайте со своего мобильного устройства.
Реклама
- Некоторые студенты отмечают, что переписывание и структурирование информации от руки, если сравнивать с набором ее на компьютере, включает моторную память. В то время как электронное копирование записей не ведет к их запоминанию, активное чтение и переписывание информации может дважды помочь вам в учебе: вы читаете материал один раз, еще раз читаете, и третий раз читаете, когда пишете.[4]
-
1
Спросите своего учителя о том, какая информация войдет в тест. Хорошо начинать учебу с разговора с учителем, инструктором, профессором или наставником, чтобы они направили ваши усилия и внимание на правильную точку. Если только это не было основной темой занятия, убедитесь, что вы выяснили, какая информация попадет в этот конкретный тест из того, что вы обсуждали, читали и проходили на занятии.
- Некоторые предметы являются накопительными, подразумевая, что информация и навыки аккумулируются на уроках на протяжении семестра, в то время как по другим дисциплинам не будет проверок вплоть до проверки изложенного материала на финальном экзамене, или наоборот, регулярно опрашивая по отдельным темам или параграфам. Не забудьте спросить своего учителя о конкретном содержании будущего экзамена, к которому вы готовитесь, и учите только эту информацию.
- Когда вы сомневаетесь, что именно учить, делайте упор на изучение новой информации или навыков. И хотя учителя могут любить подбрасывать старые вопросы, чтобы проверить вашу память, с большей вероятностью вас будут спрашивать только по последним параграфам, лекциям и данным. Большинство учителей не хотят вас подлавливать.
-
2
Пройдитесь по учебнику и другим материалам для чтения. В зависимости от того предмета, к которому вы готовитесь, скорее всего, самым важным источником информации будет учебник или подобная ему информация, заданная для чтения на это занятие. Во многих учебниках самые важные понятия, навыки и идеи будут заранее выделены жирным шрифтом или подобным образом, что делает их отличным источником для создания учебных пособий.
- Перечитывайте материалы, чтобы выделить основные идеи для внесения в ваше учебное пособие. Когда просматриваете материалы, скорее всего, нет необходимости перечитывать каждое слово параграфа. Вместо этого, просмотрите основные понятия, чтобы освежить их в памяти, и выделите эту информацию для внесения ее в свое учебное пособие. Это, само по себе, является отличным первым шагом в подготовке к проверке знаний.
- Посмотрите на краткое содержание главы или вопросы к главе, чтобы они навели вас на содержание вашего учебного пособия. Если в учебнике перечисляется список возможных вопросов или даны утверждения для проверки понимания прочитанного, скопируй те их в свои записи, чтобы включить в свое учебное пособие. Даже если ваш учитель не основывает тест на материалах учебника, повторное прохождение материала — это отличный способ повторить вопросы, которые он может задать.
-
3
Соберите и «переведите» свои записи, сделанные на занятии. Соедините воедино все записи, сделанные вами на этом занятии, включая все распечатки или иные дополнительные материалы, которым снабжал вас учитель. В зависимости от акцента и содержания занятий записи, сделанные на уроке, могут быть таким же важными, если даже не больше, как и учебник или другие обязательные к прочтению материалы.
- Иногда, записи, сделанные на занятии, могут быть в беспорядке, сбивать с толку или иным образом быть сложными в использовании, в таких случаях учебное пособие будет включать все источники чистовой версией ваших записей с занятий. Найдите немного времени для копирования из своих записей, не слово-в-слово, а охватывая основные понятия и важные идеи, о которых говорил учитель. Приведите их к лаконичной форме для использования в своем учебном пособии.
- Если писать конспекты у вас не очень хорошо получается, спросите одноклассников, можно ли вам просмотреть их записи, будучи с ними особенно аккуратным и возвращая своевременно. В будущем отплатите одолжением за одолжение, делая подобные записи и позволяя своим друзьям пользоваться ими для повторения пройденного.
-
4
Поищите дополнительные определения, объяснения и ресурсы. Иногда, для определенных предметов, внешний поиск может оказаться полезным, или даже необходимым. Если ваших записей и учебника недостаточно чтобы убедиться, что вы полностью понимаете понятие, технику или факт, проведите дополнительное исследование, чтобы прояснить важные термины, которых вы не понимаете. Исчерпывающее исследование определенного понятия обеспечит вас уникальной точкой зрения и его пониманием для теста.
- Если вы готовитесь к итоговому экзамену, убедитесь, что вы собрали ваши предыдущие тесты, методические указания и раздаточные материалы. Из них получатся идеальные учебные пособия.
-
5
Сконцентрируйтесь на основных понятиях в каждой главе и лекции. Определите самые важные понятия в определенном разделе или главе, и убедитесь, что вы понимаете их — ценой более специфичной, но менее важной информации. В зависимости от предмета, некоторые специфические детали, такие как даты, формулы или определения могут быть важными, но техники или тема более важны.
- Когда вы повторяете пройденное по математике или другим точным наукам, убедитесь, что вы запомнили необходимые формулы, если они будут требоваться, но важнее фокусироваться на применении этих формул. Понимайте, как использовать формулу и когда ее использовать. Понятие, стоящее за формулой, важнее, чем формула сама по себе. Этот подход также верен для физики, химии и других точных наук, в которых полезно делать конкретные примеры, которые являются приложением материала к реальным жизненным ситуациям.
- Когда повторяете пройденное по литературе, убедитесь, что знаете имена всех действующих лиц из книги, по которой вас будут тестировать, но больше концентрируйтесь на сюжете, смысле рассказа, и других особенностях чтения, чем на отдельных деталях. Если вам нужно сослаться на «сестру главного героя» в сочинении по повести потому, что вы забыли ее имя, это будет не так важно для сочинения, если оно рассудительное и хорошо написано.
- Когда повторяют пройденное по истории, часто тратят значительное время на запоминание ключевых фактов и терминов, но также важно понимать особенности исторического периода, который вы изучаете, и причины, по которым эти факты важны. Понимайте взаимосвязи между всеми именами и датами, и все у вас станет еще лучше.
-
6
Расставляйте приоритеты информации. Сожмите весь изучаемый материал в поддающиеся изучению блоки, что сделает учебу еще более удобной, чем поиск по всему параграфу. Используйте жирные заголовки для разных информационных блоков, и подумайте о возможности реорганизовать информацию в виде списка, чтобы она была легко и быстро доступна.
- Выявите, объясните и продемонстрируйте связи между идеями и понятиями в подпунктах вашего учебного пособия или группируйте ваши учебные пособия в подборки, которые вы сможете изучать вместе. Если вы повторяете изученное для итогового экзамена по истории, может иметь смысл связать все военные блоки в одну подборку, или всю информацию о президентах, чтобы смотреть на схожие темы.
Реклама
-
1
Включите в пособие все, что вам нужно, чтобы учиться, и носите его с собой все время. Если вы будете уверены, что все, что вам нужно для теста, внесено в ваше учебное пособие, вы сможете оставить свой учебник дома и вместо этого носить несколько листиков. Это особенно важно для экзаменов накопительного типа, в которых вас будут тестировать по большому объему информации. Просмотр каждой отдельной главы может быть громоздким делом, в то время как пройтись по своим записям будет быстрым и эффективным способом.
- Вытащите свое учебное пособие, когда находитесь в транспорте или перед телевизором, и пробегитесь по нему взглядом. Чем чаще вы будете делать «круги почета» по тестируемому материалу, тем больше вы приблизитесь к его запоминанию.
-
2
Выделите сложный материал, чтобы еще раз к нему вернуться перед экзаменом. Если вам сложно запомнить конкретную формулу или разобраться в понятии, выделите их отдельным цветом, например, голубым, и продолжайте изучать остальной материал. Когда вы снова возьметесь за материалы, начните со всего, выделенного этим цветом, и убедитесь, что вы это поняли до того, как начался экзамен. Это может быть отличным способом напомнить себе не только о том, что вам нужно выучить, но поставит вам конкретные цели, которые нужно достигнуть в своем обучении.
-
3
Учитесь более чем в одном месте. Некоторые исследования показывают, что изменение места занятий может увеличить вашу способность к запоминанию материала. Другими словами, если вы учитесь только в своей спальне, может быть сложнее запомнить информацию, чем если вы учились намного в спальне, немного на заднем дворе, немного в школьной столовой.[5]
-
4
Занимайтесь по расписанию. Сделайте учебное пособие как можно раньше, и выделите достаточно времени, чтобы учиться по ним, перед тем, как на вас свалится тест. За несколько недель перед тестом, разделите свое время для изучения всех разных предметов и выделите свое место каждому изучаемому предмету, чтобы быть уверенными, что вам хватает времени на каждый отдельный блок информации. Не откладывайте все на последнюю минуту.
- Если вы страдаете от стресса, беспокойства и имеете склонность паниковать перед тестированием, может быть особенно хорошей идеей своевременно выставить предельные сроки выучивания отдельных глав или тем. Если вы знаете, что вам нужно на этой неделе пройти первые два параграфа, перед тем, как преступать к третьему и четвертому на будущей неделе, значит, вы можете посвятить этому всю неделю, и в течение этого времени вы не сможете волноваться по поводу 3 и 4 глав.
- Выделите учебе разные временные промежутки, и фокусируйтесь на одном предмете за раз. Не нужно переключаться туда и обратно между пятью разными предметами, пока вы не выучили все по первому.
Реклама
Советы
- Выделенные слова и определения из учебника часто являются ключевыми пунктами и хорошими показателями материала для учебного пособия.
- Помните, что каждый тип пособия имеет свои сильные и слабые стороны и есть много разных стилей обучения. Потому, правильно подбирайте тип учебного пособия к нужному предмету или к разным стилям обучения, для чего может понадобиться использовать более одного типа пособий. К примеру, визуалам могут лучше всего подойти карты и диаграммы, в то время как слушателям могут более подойти карточки, с которых они смогут зачитывать вслух.
- Постарайтесь быть как можно более лаконичными. Избегайте ненужной информации.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 26 279 раз.
Была ли эта статья полезной?
У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.
Также рекомендуем:
Процесс издания книги в деталях
Учебное пособие и учебник: различия и связи
Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.
В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.
Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.
Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.
Также рекомендуем
Листы: печатные, авторские и другие
С чего начать
Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:
- углубление теоретических знаний по предмету;
- практическое изучение дисциплины;
- самостоятельная работа студентов;
- подготовка к экзамену;
- написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.
Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.
Также рекомендуем:
Как искать информацию для научной статьи
Структура учебного пособия
Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.
В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.
Аннотация
Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.
Также рекомендуем:
Как написать идеальную аннотацию к научной статье
Оглавление
В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.
Введение
Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.
Основная часть
Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.
Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.
Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.
Например:
Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.
(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)
Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.
Например:
Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.
Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:
Все люди смертны.
Кай — человек.
________________________________
Следовательно, Кай смертен.
Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.
(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)
При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.
Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,
таблиц
. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.
В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.
Также рекомендуем:
Научный стиль
Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.
Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.
Кроме вопросов, дидактический материал может включать:
- таблицы;
- задания для самостоятельной работы;
- темы докладов, рефератов, курсовых работ;
- упражнения;
- тесты;
- задачи;
- списки дополнительной литературы по теме;
- домашние контрольные работы и др.
Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.
Заключение
В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.
Библиографический список
Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.
Также рекомендуем:
Как оформить список литературы
Оформление учебного пособия
Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.
Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:
- Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
- Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.
Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.
Как напечатать учебное пособие
Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (
внешние рецензенты
).
Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.
Можете
предварительно посчитать
, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.
Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное
издательство
— и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.
Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!
Как написать учебно-методическое пособие
Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре значительно отличаются от традиционных учебников и классических научных трудов. Основная задача пособия не столько предоставить учащимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней делать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических пособий всегда предъявляются особые требования.
Инструкция
Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предмету, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обучение. Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом.
Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помните, что большее значение здесь имеет не количество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это значит, что весь теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия.
Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную программу. Старайтесь не писать сложными, длинными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную лексику, обязательно дайте в сносках или в скобках расшифровку используемых понятий.
Для лучшего усвоения материала дополните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление информации намного облегчает ее восприятие и делает книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.
Включите в каждую тему кроме теоретической информации практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите примеры. Особенно это важно, если учебно-методическое пособие предназначено для школьников или студентов младших курсов.
Дополните учебно-методическое пособие полным списком использованной литературы. Кроме того постарайтесь дать к каждой теме небольшой перечень доступных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебники, но и оригинальные труды исследователей.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.