Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Календарно-тематическое планирование: понятие и назначение
Определение 1
Календарно-тематический план (КТП) – это документ, содержащий плановые мероприятия по реализации учебной программы и эффективному проведению учебных занятий.
Составление КТП необходимо для того, чтобы распределить содержание учебной программы по отдельным учебным дисциплинам и отдельным занятиям. В нем утверждается порядок проведения и количество лабораторных занятий, семинаров и контрольных работ, а также самостоятельная работа учащихся.
Календарно-тематическое планирование распределяет объем и количество часов, отводимых на усвоение конкретного курса и отдельной его темы. Планы составляются по отдельным дисциплинам, что позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным. При этом учебная нагрузка распределяется равномерно, а материал изучения распределяется равномерно. При этом реализуется оптимальный выбор методов и средств обучения, реализуется своевременная поставка материала и техническое снабжение.
Календарно-тематическое планирование было разработано в качестве инструмента контроля администрацией учебного учреждения и внешними органами государственной власти за реализацией образовательной программы, ее выполнением и распределением учебной нагрузки в оптимальном объеме.
КТП составляется педагогом на основании утвержденной программы деятельности на конкретный учебный период: четверть, полугодие, год. Он может быть составлен на бумажном носителе и в электронной форме. План утверждается директором учебного заведения и хранится у него. Как правило, данный план детализируется по отдельным направлениям работы педагога.
Составление календарного плана позволяет реализовывать воспитательное и образовательное воздействие на учащихся систематически и поэтапно. Это помогает достигнуть положительного эффекта в педагогической деятельности. Кроме того, это позволяет реализовать план учебно-воспитательной работы по всем основным направлениям.
Условия эффективного составления КТП
Составление календарно-тематического плана должно производиться таким образом, чтобы его реализация отвечала условиям эффективности образовательной деятельности и помогало в достижении целей и задач образования.
«Составление КТП на учебный год» 👇
В этой связи к составлению КТП предъявляются следующие требования, он должен:
- соответствовать принципам развивающего обучения. План должен быть ориентирован на развитие ребенка;
- быть полным и обоснованным, а также содержать достаточный объем детализированной информации;
- отвечать принципам обучения и воспитания, их целевому назначению и комплексному применению;
- отвечать принципу комплексного построения и тематической организации образовательного процесса;
- отвечать принципу интеграции образовательных областей;
- решать образовательные задачи, с учетом возрастной специфики развития и индивидуальных особенностей учащихся;
Замечание 1
Помимо того, информация плана должна быть научно-обоснованной и практически применяемой, оформление КТП должно отвечать требованиям ФГОС, в плане необходимо четко прописывать форму проведения любых занятий.
В основу составления плана закладывается пример основной общеобразовательной программы, по которой реализуется деятельность образовательного учреждения.
Содержание календарно-тематического плана
По своей структуре календарно-тематический план состоит из следующих разделов:
- Титульный лист.
- Содержание КТП на учебный период.
- Отчет о реализации плановой работы за утвержденный период.
Каждый раздел плана имеет свою специфику заполнения.
Титульный лист заполняется таким образом, чтобы в верхней части было прописано наименовании учебной дисциплины и специальности, период плановой деятельности.
В нижней части указывается количество учебных часов по определенной дисциплине, дата утверждения КТП и подпись педагога, а также председателя комиссии, утвердившей план.
Титульный лист включает таблицу, состоящую из одиннадцати граф. Каждая графа содержит определенную информацию, касающуюся пояснения плана.
Что касается содержания КТП, то оно, также, представлено в табличной форме и содержит 8-10 граф. Каждая графа содержит определенную информацию по учебной работе. Рассмотрим содержание каждой графы:
- Содержит номер учебного занятия.
- Прописывание темы каждого учебного занятия в лаконичной и доступной для восприятия форме.
- Количество часов, отведенных на проведение одного учебного занятия.
- Тип каждого учебного занятия.
- Рабочий материал: средства, методы, техническое снабжение, методический материал, который планируется использовать на каждом учебном занятии.
- Материал для самостоятельного изучения учащихся и задания для самостоятельной работы.
- Количество часов, отводимых на самостоятельную работу учащихся.
- Название вида и типа самостоятельной работы, которая реализуется не в домашних условиях.
Некоторые планы могут содержать 10 граф, в которых отражается информация о дополнительных мероприятиях и формах организации отдельного занятия: экскурсии, лабораторные работы, исследовательская деятельность.
В отчете о реализации плановой деятельности проводится мониторинг и оценка организации педагогического процесса по изучению конкретной дисциплины, степень ее освоения учащимися. педагог составляет этот отчет в конце периода реализации КТП.
Происходит заполнение граф по рабочей деятельности педагога, утвержденной содержанием плана и исполненной по факту. Если какие-то темы были не пройдены, то педагог приписывает их в отдельной графе.
Этапы утверждения КТП
Утверждение календарно-тематического плана проходит в несколько этапов:
- Предоставление КТП методисту на согласование в конце августа текущего года.
- Реализация проверки методистом соответствия разделов плана всем требованиям и стандартам его заполнения.
- Контрольные мероприятия по подготовке плана и его согласование директором учебного учреждения.
- Утверждение КТП приказом директора после его принятия методическим советом.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению календарно-тематического планирования.
Составить план – значит продумать и представить себе в общем и
деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное
планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает
перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения
целей, поставленных перед учителем.
Ключевой критерий при составлении плана — обеспечение
логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.
Обязательные этапы подготовки тематического планирования:
1.Обсуждение методическими объединениями школы.
2.Согласование с завучем по методической работе.
3.Утверждение директором школы.
При составлении тематического плана необходимо изучить и
использовать следующие нормативные документы:
·
Государственный
образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к
обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
·
дополнение к государственному
образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;
·
учебный план к данной
образовательной программе;
·
примерная образовательная
программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;
·
учебные пособия,
методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические
разработки;
·
новые учебники, пособия.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается и
обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового учебного
года.
Планирование утверждается на один учебный год. Титульный
лист меняется ежегодно.
При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели,
как:
Ø системность в работе
Ø последовательность в организации учебной деятельности
Ø логика развертывания учебного содержания
Ø использование разнообразия методов обучения
Ø использование дидактического разнообразия средств
наглядности
Ø использование разнообразия педагогических технологий
Ø использование вариативности учебных заданий
Ø исключение однообразия в структуре уроков
Ø исключение перегрузки учащихся учебной информацией
Ø своевременность подготовки раздаточного материала
Ø возможность исправить недостатки программы и учебника.
Структура
тематического планирования включает следующие разделы:
1) Титульный лист.
2)
Класс, название учебного
курса, количество часов по плану.
3)
Ссылку на нормативные
документы и материалы, на основе которых составлено планирование.
4)
Перечень тем отдельных
уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.
Таким образом, план должен
представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
В таком виде тематическое
планирование предупреждает учителя от возможных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничительного
толкования целей каждого урока, помогает отбирать эффективные приемы и средства учебной работы на
уроке. К сожалению, на практике
многие учителя из-за недостатка времени и по другим причинам часто
игнорируют данный подготовительный этап
преподавательской работы. Это вызывает большие, часто непреодолимые трудности в подготовке эффективных
уроков, особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и
средств преподавания и обучения
Приложение 1. Оформление титульного листа.
Утверждаю
Директор школы
МБОУ СОШ №
_______________ И.И.Иванов
30.08.2016 г.
Зам. ___________ |
Рассмотрено: На заседании МО 29.08.2016 г. Протокол № 1 |
Календарно – тематическое
планирование уроков
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель:________________________
.
Приложение 3. Примерные схемы календарно-
тематического плана.
Схема 1.
Номер урока Количество часов |
Тема и основное содержание уроков |
Тип урока |
Задачи |
Вопросы и задания |
Проверяемый материал |
Виды Самостоятельной работы Планируемые умения и навыки |
Виды контроля и обратной связи. Формы организации учебной деятельности |
Домашнее задание |
Схема 2.
Номер урока Количество часов |
Тема и основное содержание уроков |
Тип урока |
Задачи |
Вопросы и задания |
Проверяемый материал |
Виды Самостоятельной работы Планируемые умения и навыки |
Виды контроля и обратной связи. Формы организации учебной деятельности |
Домашнее задание |
№ урока |
Содержание уроков |
Кол-во часов |
Кален- дарные сроки |
Материал по учебнику |
Доп. мате- риал к уроку |
Наглядные пособия Лабораторный опыт |
Виды письменных работ |
Повторение пройденного материала Межпредметные связи |
Схема 3
№ урока |
Название тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
лекции |
практ. работы |
семинары |
||||
Номер урока Количество часов |
Тема и основное содержание уроков |
Тип урока |
Задачи |
Вопросы и задания |
Проверяемый материал |
Виды Самостоятельной работы Планируемые умения и навыки |
Виды контроля и обратной связи. Формы организации учебной деятельности |
Домашнее задание |
Схема 4
№ урока по теме |
Название разделов, тем, уроков |
Основные понятия, названия, персоналии |
Домашнее задание |
Количество часов |
Календарные сроки |
Схема 5
дата |
Номер урока по теме |
Тема урока |
Тип урока |
Триединая задача урока |
Методы обучения |
Повторяемый материал, актуализирующий |
Виды контроля знаний и обратной связи |
Планируемые знания, умения и навыки |
Дидактические средства урока |
Самост. работа учащихся на уроке, методы |
Дом.заданиерепродуктивное и творческое |
Схема 6.
№ урока |
Разделы, темы, содержание уроков |
Кол-во часов |
Календарные сроки |
Тип и форма урока |
Виды письменных работ |
Домаш. задание |
Простой календарный план
Разделы темы |
Количество |
Календарные |
Этот вид плана удобен для предварительного распределения
учебного
времени на разделы и крупные темы школьных курсов истории.
Поурочный календарный план
Темы (Тематические блоки) |
Количество часов |
Занятия и основные вопросы |
Календарные сроки |
С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание
конкретных тем (тематических блоков): определяется принцип изложения
учебного материала, темы и вопросы каждого занятия и сроки их проведения.
Расширенное
поурочное планирование может состоять из разного набора граф
в зависимости от того, что методисты или учителя считают важным
определить заранее. Например, в «Примерном планировании курсов
истории…» (М., 1996) учебный материал распределен по
темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы конкретные рубрики
учебников и дополнительная литература, ролевые игры, практические
занятия, наглядные средства, темы рефератов и сообщений.
Авторы учебно-методического комплекта по Новой истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия
сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные
понятия, термины, реалии» и «литературу из учебно-методического
комплекта».
По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных
занятий в условиях вариативного обучения истории необходим более упорядоченный и расширенный
набор параметров. И хотя в этом случае
работы на подготовительном этапе прибавится, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический
проспект тематического блока,
логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям
(преемственность изучения темы по
этапам блока, последовательность вопросов и понятий, развитие познавательных умений учащихся, взаимосвязь
форм занятий и контроля). Вариант
такого планирования учитель может построить самостоятельно. Порядок его разработки следующий:
1. В первую
графу таблицы переносится соответствующая теме часть обязательного
минимума содержания исторического образования.
2.
Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.
3.
Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником,
определяется принцип изложения учебного материала в блоке, на этой основе он
распределяется по занятиям, формулируются их темы и основные вопросы.
4.
Анализ содержания каждого занятия показывает, какие понятия
формируются или актуализируются на каждом из них. Опорные понятия фиксируются в четвертой графе.
5.
В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого
занятия блока.
6.
Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпускников
основной/полной школы и на содержание занятий данного тематического блока,
в шестой графе составляется программа развития учащихся.
7.
В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учебного
материала, целевой установкой блока и субъективными факторами процесса
обучения в седьмой графе планируются конкретные типы уроков и (или) другие формы
учебных занятий.
8.
Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития
учащихся определяют способы проверки знаний и умений школьников, которые
отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны
представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов
заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.
В данном виде тематический план вдвое сокращает
подготовку поурочного конспекта.
Литература:
1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7
2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика
дидактического проектирования».
3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного
процесса. Москва, 2000.
4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.
№5, 2004
г.
5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006
г.
Календарно-тематическое планирование по ФГОС
КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к. (сл 2) Календарно-тематическое планирование позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно — тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.
Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Коли-чество часов |
Вид занятия |
Вид контроля |
Дата проведения занятий |
|
Плани-руемая |
Факти-ческая |
|||||
1 |
||||||
1.1 |
||||||
1.2 |
Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)
- наименование разделов и тем;
- количество часов;
- вид занятия;
- виды контроля или самостоятельной работы;
- дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)
По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».
В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:
— используемая дополнительная литература;
— содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся;
— запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
— используемые нетрадиционные формы уроков;
— необходимое оборудование на уроке и др.
В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела.
Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.
Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)
Название темы(тема урока) |
Количество часов |
№ п/п |
№ урока |
Дата проведения занятия |
Тип урока |
Вид самостоятельной работы |
Домашнее задание |
||
По плану |
Факти-чески |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
ТЕМА 1: Введение |
4 |
||||||||
Тема урока Тема урока Тема урока |
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. |
1.1 |
1 |
3.09.12 |
3.09.12 |
вводный |
П. 1-3 |
||
Физические величины. Погрешность измерений. |
1.2 |
2 |
4.09 |
4.09 |
комб. |
работа с приборами |
П. 4-5 упр.1 |
||
Физика и техника. |
1.4 |
3 |
10.09 |
10.09 |
комб. |
П.6 |
|||
,,Определение цены деления измерительного прибора. |
1.3 |
4 |
11.09 |
11.09 |
Л.Р. № 1 |
Л.Р. № 1 |
П. 1-5 повт. Зад.1 |
Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Контроль навыков чтения |
Контроль навыков говорения |
Контроль навыков восприятия на слух |
Контроль навыков письма |
Дата проведения занятий |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||||||
I четверть |
24 |
|||||||
1 |
Цикл 1. Мои планы на этот учебный год. |
13 |
||||||
1.1. |
Мои планы на этот учебный год. |
1 |
02.09.14 |
|||||
1.2. |
Различные стратегии чтения. |
1 |
03.09.14 |
|||||
1.3. |
Новости из школы Святого Давида. |
1 |
05.09.14 |
Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),
— по русскому языку — контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание;
— по литературе — контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты;
— по математике — контрольные и самостоятельные работы, тесты;
— по физике, химии, биологии — контрольные и лабораторные работы, тесты;
— по географии — контрольные и практические работы;
— по истории и обществознанию — контрольные срезы знаний, тесты;
— по черчению — контрольные и графические работы;
— по ОБЖ — контрольные и практические работы, тесты;
— по музыке, изобразительному искусству — практические работы и контрольные срезы знаний;
— по физической культуре — нормативы физической подготовленности учащихся;
— по информатике — контрольные срезы знаний, тесты.
В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о рабочей учебной программе по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:
— номер раздела; номер урока;
— перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
— темы отдельных уроков;
— календарные сроки по плану;
— фактические сроки с описанием причин корректировки дат;
— тип и вид урока; (См. Приложение №7)
— виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);
— формы контроля;
— дополнительные разделы по усмотрению учителя. Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.
Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:
- Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
- Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
- Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
- Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.
Теперь что касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.
Календарно-тематическое планирование.
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс
№ раздела / № урока |
Раздел |
Тема урока |
Тип урока / вид урока |
Дата урока |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Форма контроля |
Домашнее задание |
||
Предметные УУД (знать, уметь, владеть) |
Метапредметные и личностные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
|||||||||
План. |
Факт. |
|||||||||
Давайте теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.
Календарно – тематическое планирование по химии в 8 классе
№ п/п |
Дата/Факт |
Тема |
Цели и задачи урока |
УУД |
Оборудование, эксперимент |
Дом. задание |
Применение ИКТ |
Цель и задачи: Формирование у учащихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:
|
|||||||
1 |
03.09 |
Предмет химии. Вещества. |
Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления: а) о веществе, а также о простых и сложных веществах; б) о химическом элементе и о трех формах его существования; в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства. |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1.Мотивация на учения предмету химия 2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку 3.Нравственно-этическое оценивание КОММУНИКАТИВ-НЫЕ: 1. Планирование практической работе по предмету 2.Разрешение конфликта 3.Управление поведением партнера ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1.Формирование познавательной цели
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1.Целеполагание и планирование . |
Хим.опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду» и «Превращение «воды» в «кровь» Хлорид кальция (р-р) Карбонат натрия (р-р) Соляная к-та Вода Уксусная к-та Фенолфталеин |
Введение §1 Упр. 6,8,9 |
+ |
2 |
05.09 |
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. |
1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений. 2.Дать начальные представления о химической реакции. 3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии. |
§ 2, 3 — пересказ |
+ |
||
3 |
10.09 |
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. |
1.Ввести понятие о знаках хим.элементов. 2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы. |
Таблица Д.И.Менделеева, |
§ 4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1) |
||
4 |
12.09 |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. |
1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их. 2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах. 3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу. |
Таблица Д.И.Менделеева, |
§ 5. Упр.1,2 |
||
5 |
17.09 |
Массовая доля элемента в соединении. |
Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении |
Таблица Д.И.Менделеева, |
§ 5. Упр. 6,7 |
||
6 |
19.09 |
Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» «Правила Т.Б» |
1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним. 2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии |
Лабораторная посуда, лабораторное оборудование |
Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе
Дата урока (план) |
Дата ( факт) |
Цель урока |
Д/з |
Тема урока |
Вид контроля |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|
|
5.09 |
§3 |
Тема 1. Земля и ее изображение (5 часов). От плоской Земли к земному шару. |
Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. |
|||
|
10.09 |
§3 |
Форма, размеры и движения Земли. |
Предметные: давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Личностные: понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. |
Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе
№ |
Темы урока. |
Кол-во часов |
Основные элементы содержания урока. |
Характеристика основных видов деятельности учащихся. |
Формы и виды контроля. |
Домашнее задание. |
Дата по плану |
Фактическая |
1. |
Введение. |
1 |
Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. |
ПУУД: составить план текста. |
Составление плана текста. Рисунки, презентации. |
Стр. 6 читать, |
Учебно-тематическое планирование по математике в 5 классе (ФГОС ООО)
№ п/п |
№ п/т |
Дата |
Тема урока |
Основное содержание по темам урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Форма организации образовательного процесса КОЦ |
Деятельность обучающихся |
||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||||||
Повторение (3ч) |
||||||||||
1 |
1 |
Повторение. Урок- путешествие к острову «Натуральных чисел». |
Натуральный ряд чисел и его свойства. Изображение натуральных чисел точками и числовой прямой. |
1 |
Читают и записывают многозначные числа |
Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества |
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде. Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций |
Практикум по решению наиболее типичных задач из курса 1Vкласса |
Работа по индивидуал. Картам |
|
2 |
2 |
Решение задач. |
Арифметические действия с натуральными числами. |
1 |
Математическая эстафета |
|||||
3 |
3 |
Использование свойств натуральных чисел при решении задач. |
Моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов. |
1 |
Работа у доски |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
№ урока |
Кол-во часов |
Тема урока |
Содержание урока |
Теория литературы Лексич. работа |
Предметные результаты. / Основные виды деятельности учащихся |
Метапредметные и личностные результаты. / Универсальные учебные действия |
Задание к уроку |
Дата по плану |
Дата фактич. |
5 |
1 |
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. |
Истоки устного народного творчества, его основные виды. |
Загадки, антитеза, антонимы, иносказа ние. |
Различать виды устного народного творчества. Различать виды загадок, определять жанр. Создавать загадку. Определять тему своего рассказа. |
Познавательные: Строить логические цепи рассуждений. Выбирать основания и критерии для классификации объектов. Регулятивные: Сопоставлять способ и результат своих действий с заданным эталоном Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической речью. Личностные: Потребность в самовыражении через слово. Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. |
Д.з: прочитать статью учебника, заполнить вторую часть таблицы «УНТ». Составление словарной статьи. Инд.задание: подготовить сообщения «Загадка в русских сказках», «Что представляет собой загадка в наше время?» Выразитель ное чтение загадок Г.Остера. |
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку во 2 классе
№ раздела / № урока |
Раздел Тема урока |
Тип урока / вид урока |
Дата урока |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Домашнее задание |
Планируемая/фактическая |
Предметные УУД (знать, уметь, владеть)- Пр. Метапредметные и личностные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)- Л., Р., П., К. |
|||||
Вводный курс. Часть I |
||||||
1. Что надо знать перед тем, как отправиться в путь |
Вводный |
02.09 |
Л. Иметь информацию о стране изучаемого языка — Германии. П. Иметь представление об учебном комплекте «Немецкий язык. Первые шаги». К. Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника, выражения классного обихода и речевые клише (приветствие, прощание) Р. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. |
• Воспринимать на слух информацию о стране изучаемого языка — Германии. • Рассматривать учебный комплект «Немецкий язык. Первые шаги». • Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника и информацию о предстоящих проектах: — подготовка «Праздника алфавита» на материале первой части учебника; — подготовка праздника «Прощай, 2-й класс!» к концу учебного года. • Раскрашивать рисунки персонажей учебника и «Праздника алфавита». |
Раскрасить картинки в рабочей тетради 1. |
Форма календарно — тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно — научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.
Календарно-тематическое планирование
Содержание:
-
Что такое календарно-тематическое планирование
- Для чего нужно, сфера применения
- Виды тематического календарного плана в ДОУ
- Содержание документа согласно ФГОС
- Рекомендации по структуре, содержание
Что такое календарно-тематическое планирование
Определение
Календарно-тематическое планирование (КТП) — это учебно-методический документ, который составлен на основе образовательной программы, календарного графика и учебного плана.
КТП определяет, в каком порядке, и в какие сроки необходимо пройти определенную тему. План обязательно должен быть выполнен в конце учебного года. Его используют для того, чтобы обучение предмету было целенаправленным и систематичным, а также чтобы учебная нагрузка была равномерно распределена.
Для чего нужно, сфера применения
Ежегодный календарно-тематический план составляется перед началом учебного года каждым педагогом: учителем-предметником, руководителем кружка, факультатива или спортивной секции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
КТП — комплексный документ, в котором отображается:
- класс;
- количество часов на прохождение блока;
- тема и дата урока;
- цель и дидактические задачи каждого занятия;
- краткое содержание материала;
- форма организации познавательной деятельности;
- методы и средства обучения;
- формируемые компетенции;
- методы контроля и т. д.
Календарно-тематическое планирование совмещает в себе функции тематического и поурочного планирования.
Определение
Тематическое планирование (ТП) — перспективный рабочий план преподавателя. Он учитывает темы и сроки их прохождения. Может корректироваться в течение учебного периода по объективным и субъективным причинам: праздникам, болезни преподавателя и т. д.
Определение
Поурочное планирование — основанный на основе тематического плана конкретизированный порядок проведения каждого урока в течение учебного периода.
Администрация отслеживает и контролирует соблюдение КТП, его сроков и качества подготовки учащихся.
Значение данной методики планирования для педагога заключается в том, что это помогает ему организовать процесс обучения. К тому же, в процессе составления плана необходимо проанализировать большие объемы информации и предугадать возможные вопросы и ответы учеников. Это способствует более структурированной подаче информации и лучшей подготовке к форс-мажорным обстоятельствам.
Целевое назначение календарно-тематического планирования — определить место каждой темы учебной дисциплины в рамках курса и значимость каждого отдельного занятия.
Виды тематического календарного плана в ДОУ
Согласно федеральным стандартам образования, календарно-тематический план является обязательным документом для образовательных учреждений всех видов.
КТП учреждений дошкольного образования опирается на учебно-воспитательную программу. Помимо этого, учитывается направленность образовательного учреждения. К примеру, углубленное изучение иностранных языков и материально-техническая база.
Нет единого обязательного вида календарного плана. Администрация и преподаватели могут сами выбирать, в каком формате им удобнее всего воплощать КТП. Однако существуют государственные рекомендации. План может быть:
- Текстовый. Это относительно свободный формат, который рекомендуют молодым неопытным специалистам.
- Схематический. Представлен в виде таблицы, графы которой заполнены видами работы, темами и датами проведения занятий.
Форма написания может быть различна. Она зависит от периода, на который разбивается КТП. Форма может быть:
- Календарная — по месяцам.
- Цикличная — формы работы повторяются в определенные промежутки времени.
- Блочная — план разбит на тематические блоки работы.
Внутри каждого отдельного ДОУ принято использовать унифицированный вариант календарно-тематического плана. Такой вариант практичнее и удобнее для ведения документации.
Грамотно составленный КТП соответствует ряду принципов:
- его целью является развитие учащегося;
- полон и самодостаточен;
- научно обоснован и практически применим;
- объединяет воспитательные, развивающие и обучающие цели;
- интегрирует образовательные области в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся;
- предусматривает совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность;
- включает в себя игровую деятельность.
Хотя не существует жестких требований к виду календарного плана, есть требования к его оформлению.
Он должен быть написан аккуратно, понятным почерком, или напечатан.
Титульный лист должен содержать:
- группу обучающихся;
- ФИО составителя плана;
- даты начала и окончания плана.
Обязательно наличие следующих разделов:
- годовые задачи;
- расписание образовательной деятельности;
- ежедневные и еженедельные занятия, в т. ч. дополнительные;
- список учащихся группы.
Оформление строго в соответствии с рекомендациями ФГОС.
Содержание документа согласно ФГОС
Определение
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это совокупность обязательных к выполнению требований к образованию. Он учреждается федеральными органами исполнительной власти.
Одним из важнейших новых критериев ФГОС является ориентация на воспитание личности учащегося и индивидуализацию обучения. Это влияет на содержание образцового КТП.
Согласно ФГОС, календарно-тематический план обязательно должен содержать следующие разделы:
- Титульный лист: номер и название группы, ФИО педагогов, учебный год.
- Данные о детях и родителях.
- Расписание занятий.
- Сетка занятий на месяц с указанием тем и дат, когда они должны быть пройдены.
- Запланированная деятельность по охране безопасности жизни и здоровья.
- Предполагаемые формы взаимодействия с родителями.
- Ежедневное планирование деятельности.
Непосредственный учет деятельности включает в себя:
- Название разделов и тем.
- Количество часов, отведенных на прохождение данной темы или тематического блока.
- Вид учебной деятельности.
- Формы самостоятельной и контрольной работы.
- Дата проведения занятия: планируемая выставляется до занятия, фактическая — после проведения, т. к. план может меняться в связи с различными обстоятельствами. Все даты выставляются в формате принятого в данной местности календаря.
Примечание
Можно добавлять графы для домашнего задания или дополнительных примечаний и заметок.
На изображении ниже представлен примерный образец, соответствующий требованиям ФГОС.
Рекомендации по структуре, содержание
В целом преподаватель имеет относительную свободу в составлении календарно-тематического плана образовательной деятельности. Опираясь на ФГОС и анализ удачного многолетнего опыта других преподавателей, можно предложить рекомендации по составлению КТП.
- План стоит составлять самостоятельно, а не копировать планы других учителей или прошлых лет, поскольку каждый класс уникален, как и стиль преподавания учителя. Составлять КТП стоит, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
- Чем детальнее КТП, тем меньше работы впоследствии необходимо будет выполнить преподавателю.
- Необходимо заранее планировать предполагаемые результаты на конец учебных периодов: модуля, четверти, триместра, полугодия, года.
- Темы стоит распределять по принципу «от простого — к сложному». В начале тематического блока большинство упражнений выполняются под контролем педагога, в конце — независимо и самостоятельно.
- Для каждого урока стоит заранее выбрать дополнительные ресурсы: упражнения, домашние задания, примеры. Их можно вписать в раздел «вид занятия» или «примечания».
- В рамках каждого урока стоит выбирать различные виды деятельности.
- Содержание плана соответствует рабочей программе, разработанной для учащихся данного возраста.
Примечание
Отхождения от плана возможны, но их должно быть немного. Все такие случаи стоит отдельно прописывать в примечаниях и объяснять, почему так произошло.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план на каждый
год обучения (не путать с календарным
планом, которого в программе быть не
должно!) Календарный план может быть
помещён в приложение к программе – в
УМК.
Учебно-тематический план (УТП) раскрывает
последовательность изучения тем
предлагаемого курса и количество часов
на каждую из них; определяет соотношение
учебного времени, отводимого на
теоретические и практические занятия,
и, если необходимо, на экскурсии, выезды,
часы оргзанятий (подготовка к конференциям,
выставкам и т.п.). УТП оформляется в виде
таблицы, с указанием (см. таблицу 1):
-названий разделов;
-названий тем;
-количества часов (всего, теоретических,
практических).
Обычно учебно-тематический план
оформляется в виде таблицы:
Учебно-тематический план 1 года обучения
Раздел |
Общее |
В том числе |
|
теоретических |
практических |
||
1. … |
… |
… |
… |
2. … |
… |
… |
… |
Итого: |
144 |
52 |
92 |
Количество часов указывается по каждой
теме отдельно, в том числе теоретических
и практических. Учебно-тематический
план составляется на каждый год обучения
отдельно, т.е. если программа рассчитана
на три года обучения, то в ней должно
быть три учебно-тематических плана.
Учебно-тематические планы разных лет
обучения не могут быть совершенно
одинаковыми (вы же не обучаете своих
воспитанников одному и тому же на разных
годах обучения). Если формулировки
разделов (тем) учебно-тематического
плана похожи, то отличие в их изучении
на разных годах обучения должно быть
отражено в разделе «Содержание».
Порядок размещения учебно-тематических планов и содержания многогодичной дополнительной образовательной программы
Во многогодичной дополнительной
образовательной программе, независимо
от её уровня, учебно-тематические планы
и содержание структурируются по годам
обучения.
То есть, после учебно-тематического
плана первого года обучения следует
содержание первого года обучения; после
содержания первого года обучения следует
учебно-тематический план второго года
обучения; после учебно-тематического
плана второго года обучения следует
содержание второго года обучения; после
содержания второго года обучения следует
учебно-тематический план третьего года
обучения; после учебно-тематического
плана третьего года обучения следует
содержание третьего года обучения и
так далее.
Содержание 1 года обучения
Содержание должно быть структурировано:
в нем могут быть выделены модули, блоки,
разделы, основные темы и подтемы.
Содержание модуля, блока, раздела,
основной темы и подтемы всегда определяется
целями курса. Полезно, представив
содержание курса, «распределить»
прописанные в пояснительной записке
цели и задачи по модулям, блокам, темам.
Обычно первой темой содержания
программы и УТП является ВВОДНОЕ занятие
— знакомство с обучающимися, информирование
их об изучаемой предметной области в
пределах образовательной программы, а
также инструктаж по технике безопасности
при осуществлении работы в учебной
группе и правилам поведения в учреждении.
Последней темой должно быть ИТОГОВОЕ
занятие, на котором подводятся итоги
освоения образовательной программы за
год или за весь период; проходит итоговая
аттестация.
Раскрывать содержание тем следует в
порядке их представления в учебно-тематическом
плане.
В зависимости от профиля образовательной
программы в содержании отдельной
темы могут быть кратко отражены:
-основные сведения, общие понятия,
закономерности, теории, правила, основные
содержательные моменты, которые изучаются
в рамках данной темы,
-формируемые умения и навыки и т.д.
-проблемные вопросы теоретического
характера;
-виды задач, упражнений, заданий.
Содержание дополнительной образовательной
программы раскрывается через краткое
описание тем (теоретическая и
практическая часть учебного
материала).
ТЕОРИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА).
Призвана освещать проблемы, решаемые
в курсе, общие подходы к решению проблем,
методы решения. Она должна иметь общий
методологический, принципиальный
характер. Такой подход диктует
необходимость использования при описании
содержания таких ключевых слов, как
проблема, обзор, подход, методология,
принципы, выбор, классификация, основы,
правила, оценивание, расчет, моделирование,
анализ, синтез, контроль, управление,
позиция.
Изложение содержания теоретической
части (теории) программы ведется в
именительном падеже. Начинается
изложение со слова «Теория».
В содержании следует указать тематику
и содержание практических занятий,
если они запланированы при изучения
темы, выделяя их красной строкой и словом
«Практика».
ПРАКТИКА (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА).
Описывает, что необходимо выполнить
обучающемуся для того, чтобы усвоить
материал курса. Изложение содержания
практической части (практики) программы
ведется глагольными формами –
учащиеся делают, то есть
описывается процесс деятельности.
Обдумывая, выбирая, прописывая учебную
деятельность обучающегося необходимо
сопоставлять ее характер с целями.
Содержание прописывается к каждому
учебно-тематическому плану отдельно
на каждый год обучения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #