Что является единицей русского языка? Безусловно, слово. С его помощью мы общаемся, передаём друг другу мысли и переживания. В статье рассматриваются тематические группы слов, позволяющие классифицировать богатство русского языка, насчитывающего в своём литературном словаре более 150 тысяч существительных, глаголов и прилагательных.
Значения слова
Русский язык изучает не действия, не признаки, а слова, которые их называют. Они имеют два значения:
- Грамматическое (ответственность несёт окончание слова).
- Лексическое (за него отвечает основа).
Чтобы разобраться, что такое тематические группы слов, остановимся на втором пункте. Лексическое значение – это содержание, или исторически закрепленное в сознании людей соотнесение между звучащей оболочкой и явлением действительности, оформленное по законам грамматики. Человек способен мыслить понятиями, то есть отвлечённо от предметов, при этом слово своим лексическим значением отделяет одно понятие от другого.
Содержание и звучание не связаны по своей природе. Редкое исключение составляют звукоподражательные слова и междометия, понятные в любом языке. Например, звуки природы: хрю-хрю, ха-ха, кап-кап.
Родовые и видовые понятия
Когда человек произносит слово «парта», каждый представляет именно парту – предмет мебели для сидения учащихся во время занятий. Никто не представляет обычный или обеденный стол, потому что в слове заложен набор отличительных признаков – некое обобщение. Но когда учитель предлагает ученику сесть за парту, в речи появляется актуальный смысл. Перед учеником стоит конкретный предмет определённого цвета, размера, формы. Это говорит о том, что в значении каждого слова есть денотат (обобщение) и референт (конкретизация).
Среди существительных можно выделить более обобщённые понятия (родовые) и более конкретные (видовые). Пример можно видеть на картинке выше. Тематические группы слов – это набор видовых понятий, которые объединены в более общее – родовое. Для понимания рассмотрим схему (изображена ниже), где рассматривается, как формируется лексическое значение видового понятия. Оно объясняется через родовое понятие с добавлением видовых отличий. Что такое кроссовки? Это обувь (родовое понятие), предназначенная для занятий спортом. Что ещё можно отнести к обуви? Туфли, ботинки, сланцы, тапки, сабо, босоножки, сапоги. Все эти слова объединены в единую тематическую группу — «обувь».
Тематические включения
К какому понятию можно отнести слова: удочка, сеть, спиннинг, приманка, мотыль, мормышка, удить, подсекать, клёв? Рыбалка. Рассмотренный выше пример – это образец тематических включений. Игра: «Найди лишнее слово» лучше всего помогает понять, что такое тематические группы слов. Примеры игры предлагаются в таблице ниже:
Насекомые | Рыбы | Птицы |
Пчела | Щука | Иволга |
Шмель | Карась | Курица |
Заяц | Окунь | Лиса |
Стрекоза | Червяк | Соловей |
Комар | Акула | Павлин |
Кузнечик | Камбала | Ворона |
В каждом столбце необходимо найти лишнее слово, которое не входит в тематическую группу. Ответ: заяц, червяк, лиса.
Синонимы
В одну тематическую группу, как включения, могут входить различные части речи. Пример с «Рыбалкой» включает существительные и глаголы. Синонимы отличает то, что они являются одной частью речи: фильм, кинокартина, кинолента, кино; бежать, нестись, мчаться, драпать; смешной, забавный, уморительный, прикольный. Составляют ли они тематические группы слов? Примеры показывают, что синонимы совпадают по своему лексическому значению и используются автором только для придания тексту или высказыванию определённой выразительности. Большинство лингвистов относят синонимический ряд к тематическим группам. В среднем, они состоят из нескольких слов, но есть и исключения. Так, слово «очень» имеет 26 синонимов.
Объединение происходит на основании общего признака. В качестве примера можно взять прилагательное «красный». В группе будут состоять такие синонимы, как: рубиновый, коралловый, алый, кумачовый.
Как составить тематические группы слов?
Для этого необходимо знать:
- Лексическое значение слова.
- Иметь определённый словарный запас.
- Обладать широким кругозором.
Что может помочь учащемуся? Толковый словарь, где даётся объяснение каждому слову, используемому в русском языке. Наиболее известными авторами, собравшими всё богатство русской лексики, являются С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков, хотя есть и более современные издания, вобравшие в себя изменения, связанные с использованием англоязычных выражений. Например, Т. Ф. Ефремова собрала 160 тысяч статей.
Тематические группы слов легко составить тем, кто много читает художественной литературы, активно пользуется синонимами и способен выделять сходные по значению слова в тексте. Можно в качестве примера взять отрывок художественного произведения для поиска синонимов. Поможет и такое задание:
Необходимо выделить общие (родовые) понятия для следующих слов: мать, корова, линейка, калькулятор, сестра, лошадь, ластик, пенал, свинья, брат, ручка, дедушка, коза, бабушка, отец, точилка, овца, собака.
Выделяются следующие тематические группы слов: «Родственники», «Животные», «Школьные принадлежности».
Примеры по теме «Времена года»
С помощью каких слов можно описать такие явления, как времена года? Чтобы легче справиться с заданием, следует выделить подгруппы, например: погода, природа, занятия, одежда. Их можно расширить. Принцип выделения – выбор родовых понятий, лежащих в основе различий между зимой, осенью, летом и весной. Как составить тематические группы слов? Названия времён года представляем в таблице, сравнивая подгруппы.
Лето | Осень | Зима | Весна | |
Погода |
Жара Тепло Солнце Духота Зной |
Промозглость Дождь Слякоть Ветер Сырость Заморозки |
Вьюга Снегопад Лёд Мороз Холод Метель |
Потепление Оттепель Гроза Переменчивость |
Природа |
Цветы Ягоды Зелень Птицы Разнотравье |
Листопад Позолота Ненастье Осадки Увядание |
Спячка Гололёд Снег Иней Сугробы |
Пробуждение Подснежники Ландыши Проталины Цветение Ручьи |
Занятия |
Купание Дача Курорт Пляж Отпуск Загар Отдых |
Учёба Урожай Сбор Варенье Соленье Грибы Заготовки |
Коньки Хоккей Снежки Лыжи Каток |
Посадка Уборка Субботник Посев Прилёт птиц |
Одежда |
Купальник Сарафан Шорты Панама Сланцы Майка Босоножки |
Плащ Пальто Пиджак Перчатки Галоши Зонт Куртка |
Варежки Шуба Шапка Валенки Шарф Шаль Свитер |
Кардиган Костюм Ветровка Ботильоны Жилет |
В примере описаны только предметы и явления, но по аналогии довольно легко добавить действия и признаки предметов.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 52 человека из 26 регионов
- Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов
- Сейчас обучается 256 человек из 56 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тематические группы слов
Глухова М.В. – учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ «Сертоловский центр образования № 2», Ленинградская область. -
2 слайд
Кого вы видите?
Каким одним словом можно назвать все эти существа?
Насекомые -
-
-
5 слайд
Тематическая группа слов – объединение слов на основе общего признака в их лексических значениях.
Слова одной тематической группы можно заменить одним обобщающим словом.
-
6 слайд
Тематические группы слов имеют
Родовые понятия
(широкое понятие, обобщённое)
Видовые понятия
(конкретное)
Цветы -
7 слайд
В одну тематическую группу, как включения, могут входить различные части речи
Рыбак
Рыбачить
Рыбный суп ( уха) -
8 слайд
Как составить тематические группы слов?
Для этого необходимо знать:
Лексическое значение слова.
Иметь определённый словарный запас.
Обладать широким кругозором.
Что может помочь?
Толковый словарь, где даётся объяснение каждому слову, используемому в русском языке. Наиболее известными авторами, собравшими всё богатство русской лексики, являются С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков -
9 слайд
Мать, корова, линейка, калькулятор, сестра, лошадь, ластик, пенал, свинья, брат, ручка, дедушка, коза, бабушка, отец, точилка, овца, собака.
Распределите слова по родовым понятиям.
Выделяются следующие тематические группы слов:
«Родственники»,
«Животные»,
«Школьные принадлежности». -
10 слайд
Заполните таблицу видовыми понятиями
Погода
Одежда
Развлечения -
11 слайд
Найдите в тематических группах лишние слова.
НасекомыеПчела
Шмель
Стрекоза
Червяк
Комар
РыбыКарась
Камбала
Акула
Окунь
Щука
ЛисаПтицы
Иволга
Заяц
Павлин
Курица
Страус
Грач
ЦветыОльха
Нарцисс
Василек
Анютины глазки
Гиацинт -
12 слайд
В данных строках зашифрованы слова. Расшифруйте их
1.РОШРАБЕРЁЗАКВЫАУЙКЛЁНЭЛОРПДУБОЙОЛЬХАЮЮРОСИНА
2.КРЫСТУЛВЫЛДИВАНТИУСШКАФБЕЗМКРОВАТЬСУМ -
13 слайд
Составьте тематические группы слов к данным словам
КороваДерево
Посуда
Зима
-
14 слайд
Кисть, гуашь, палитра, картина, пейзаж — ?
Назовите родовые понятия
Инъекция, вата, шприц, поликлиника, стоматолог — ?
Грибы, ягоды, деревья, птицы, животные-?
Акула, дельфины, морской конек, теплоход, шторм -?
Дневник, ученик, парта, плакат, стол, указка — ? -
15 слайд
Составьте текст, используя все данные слова.
ГруппаСнежинки
Серые тучи
Морозно
Побежала поземка
Птицы
Льдинки
2 группаУчебники
Желтые листья
Дорога в школу
Звонок
Учитель3 группа
Солнышко
Подснежник
Грачи
Ясное небо
Первые листочки -
16 слайд
Вам дано родовое понятие, подберите видовые понятия для каждой группы
Домашние животные:Садовые деревья:
Украшения:
Посуда:
Дикие звери:
-
17 слайд
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.К. Чуковский «Федорино горе»
Выпишите слова одной тематической группы -
18 слайд
Всего три темы: море, кухня, город. Подберите слова к каждой группе
Море: корабль, море, лодка, ласты, рыбак, моряк, пляж, флот, шторм, весло, порт, волна, пристань, парус, яхта.
Кухня: тарелка, чайник, продукты, сковорода, кухня, плита, нож, обед, кулинария, стол
Город: дом, многоэтажка, магазин, автобус, трасса, школа, площадь.
Проверь себя!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 266 348 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
КТП Русский язык 11 класс
- Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
- 02.11.2022
- 91
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Содержание
- Теоретические основания тематической группировки слов
- Урок на тему «Тематические группы слов» 5класс
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- тематическая группа слов
- Смотреть что такое «тематическая группа слов» в других словарях:
- Урок русского языка в 5 классе Тема: «Тематические группы слов».
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Тема урока: Тематическая группа
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Тема урока: Тематическая группа
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Теоретические основания тематической группировки слов
Теоретические основания тематической группировки слов
При определении лексико-семантической группы мы исходим из общепринятого в языкознании положения о том, что слова, находясь друг с другом в различных смысловых связях и лексико-грамматических отношениях, представляя собой целостную систему. «В языковой системе смысловая сущность слова не исчерпывается свойственными ему значениями. Слово по большей части заключает в себе указания на смежные ряды слов и значений. Оно насыщено отражениями других звеньев языковой системы, выражая отношение к другим словам, соотносительными или связанными с его значением [Крысин 2007: 6].
2. Обнаружение семантических связей слов и разграничение слов по группам в силу сложности этих связей и в зависимости от цели исследования – факт относительный, субъективный [Крысин 2007: 19].
Необходимо разграничивать эти две стороны одного и того же явления, так как «подмена объективного существования системных смысловых связей субъективным, зачастую очень произвольным разграничением их на неизменные «семантические поля» или на несуществующие группы слов делают различные теории и приемы изучения системных связей слов или недостаточными, т. е. не затрагивающими самых существенных, внутренних связей слов, или совершенно неприменимыми» [Крысин 2007: 5].
О многообразии смысловых связей слов в системе языка можно судить по тому количеству основных типов групп и систем слов, которые, в разной степени изученности, нашли свое отражение в истории языкознания.
Эти основные типы связей слов могут быть сведены к следующим:
· Предметные, или тематические группы;
· Лексико – грамматические классы слов, или части речи;
· Словообразовательные связи слов:
1. суффиксально и преффиксально образованные слова,
2. слова, образованные при помощи парадигмы.
· Фонетико – семантические группы;
Семантическая сторона языка, языковых единиц различных типов представляет предмет постоянных дискуссий. Неоднозначность трактовки обусловлена ее обращенностью к реальному миру, взаимосвязью с психическими процессами. Безграничное количество источников языковой семантики осложняет ее описание.
В науке о языке все более утверждается мысль, что семантика языковых знаков гораздо больше и объемнее, чем это представлялось ранее. Существует две точки зрения на эту проблему. Согласно первой, семантика лингвистических единиц представляет собой психологическую сущность, результат отражения действительности в сознании, включающийся в слово в качестве внутренней содержательной ее стороны и соотносимый с такими психологическими явлениями как представление и понятие. Вторая точка зрения базируется на определении семантики как сущности реляционной, которая есть не что иное, как отношение лингвистической единицы к предмету или явлению действительности; к понятию; к условиям речевого акта и его участникам; к ситуации употребления; к другим знакам и т. п. К числу основных положений семантики относятся определение лексического значения слова. Это определение обозначается в разных исследованиях по-разному. Приведем некоторые его толкования.
рассматривает лексическое значение как имеющее «денотативно-сигнификативное содержание» и исключающее «характеристики», отражающее функционально-стилистическую специализацию слова [Кузнецова 1989: 19].
так определяет лексическое значение: «. это общее (инвариантное) значение всех словоформ данной лексемы, отвлеченное от их грамматических значений (если лексема однозначна), или одно из инвариантных значений лексемы (если она многозначна)» [Васильев 1981: 36].
1) значение как специфическое языковое отражение внеязыковой действительности;
2) значение как смысловое содержание знака в составе лексической единицы, имеющей в языке соответствующие функции.
Более широкие объединения слов — тематические группы: это группы слов разных частей речи, объединенных общностью темы (отсюда и название). В ней наблюдаются различные виды связи: как парадигматические, так и синтагматические [Николенко 2005: 54]. Например, тематическая группа «спорт» (футбол, гол, забить, футбольный, стадион, болельщик и т. п.) или «торговля» (торговать, торговаться, рынок, магазин, покупатель, продавец, продажа, продавать и т. п.). В тематические группы входят разные лексико-семантические группы. Например, лексико-семантическая группа «торговые заведения» (магазин, лавка, киоск, бутик, супермаркет), синонимы (приобретать, покупать), антонимы (дорогой — дешевый), гипонимы (магазин — гастроном), конверсивы (купля — продажа) и т. п. в тематической группе «торговля». Иногда тематические группы называют тематическим полем, однако термин «поле» употребляется и в сочетании «семантическое поле» (часто как синоним тематического).
Тематическая группа слов – это совокупность на основе семантической общности слов разных частей речи.
Источник
Урок на тему «Тематические группы слов» 5класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Тематические группы слов
Цель : научить характеризовать количественный и качественный состав русского языка; научить объединять слова в тематические группы и находить их в тексте; самостоятельно составлять тематические группы слов.
Оборудование :учебник, учебные тексты, толковый словарь.
Тип урока : урок изучения нового материала.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
— Какое значение имеет слово, кроме прямого? (Придумайте словосочетания, в которых бы слова глазок, ножка имели прямое и переносное значения.)
— Какие слова называются однозначными, многозначными?
-Что такое синонимы? Приведите примеры.
-Что такое омонимы? Приведите примеры.
Я называю слово, а вы – антоним к нему.
Большой (маленький), высокий (низкий), длинный (короткий),
широкий (узкий), толстый (тонкий), глубокий (мелкий), прямой (кривой), смеяться (плакать), добро (зло), мир (война),
III. Мотивация учебной деятельности.
Изучение нового материала
А теперь познакомимся с новой планетой, которая называется «Тематические группы слов».
Обратите внимание на доску. На ней вы видите картинки. Назовите то, что на них нарисовано. (Индюк, синица, дятел, чайка, пеликан, воробей, курица, петух, ворона, лебедь, фламинго, перепёлка.)
Как вы думаете, каким общим словом можно объединить все эти слова? (ЭТО ВСЁ ПТИЦЫ).
Молодцы! Мы с вами создали общую тематическую группу «Птицы».
— Тематическая группа слов образуется вокруг слова, обозначающего обобщённое (родовое) понятие
Тематическими оказываются группы слов, являющиеся, например, названиями деревьев (дуб, сосна, липа, ель), цветов (ромашка, василёк, гвоздика, незабудка), времён года (зима, весна, лето, осень).
Тематические группы объединяют, кроме слов, обозначающих названия предметов, также слова, обозначающие названия признаков и действий. Особые группы составляют, например, имена прилагательные со значением цвета, характеризующие внешность человека, его положительные или отрицательные качества, или глаголы, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы.
Например, в тематическую группу названий медицинских профессий входят доктор, фельдшер, санитар, хирург и др. Но эта группа в свою очередь входит в более крупную тематическую группу названий, относящихся к медицине вообще: больница, оперировать, лекарство и т. д.
Давайте вернёмся к нашим картинкам. Как вы думаете, можем ли мы нашу тематическую группу «ПТИЦЫ» разбить ещё на группы? (Домашние птицы – индюк, курица, петух, перепёлка. Зимующие птицы- синица, дятел, воробей, ворона. Водоплавающие птицы – чайка, пеликан, фламинго, лебедь.)
Количество слов в разных тематических группах неодинаково, в одних может быть больше слов, в других меньше. Есть группы закрытые (названия времён года, дней недели, месяцев), а есть другие, которые могут пополняться новыми словами (названия профессий, машин, приборов).
Работа с теоретическим материалом
1. Прослушайте шуточное стихотворение и попробуйте найти в нём слова одной тематической группы. («В САДУ У ДЕДУШКИ ФИЛИППА»).
-Какие тематические группы слов вы нашли?
В саду у дедушки Филиппа
Росла раскидистая липа.
За липой рос малины куст.
И был тот сад совсем не густ.
Росла крапива у забора
И всех кусала без разбора.
Крыжовник был отчасти крут –
Что ни побег – колючий прут.
Но вот скворцов лихую рать
Не мог крыжовник напугать.
Как, впрочем, воробьёв, синиц
И прочих говорливых птиц.
Они над старым садом кружат,
С прелестной яблонькою дружат.
2. Давайте перейдём к следующему заданию. Вам нужно разбить слова на тематические группы.
. А) кустарники; Б) цветы; В) мебель; Г) птицы.
Калина, тюльпан, пеликан, соловей, пион, сирень, воробей, чайка, шиповник, стол, роза, шкаф, курица, диван, диван, пион, гладиолус, кровать, малина, дятел.
-Прочитайте то, что у вас получилось.
-Давайте послушаем, что у вас получилось. Повесьте свои картины на доску.
3. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Тест с заданием.(Учащимся раздаются домики с заданием заселить в домик определённую тематическую группу слов, а затем выстроить их на планете.)
4. Рефлексия. Подведение итогов урока
• По каким признакам слова могут объединяться в тематические группы?
2. Заключительное слово учителя
— Подведём итог. Слова в русском языке можно объединять в тематические группы на основе общего признака в их лексическом значении. К каждой тематической группе можно подобрать обобщающее слово или словосочетание. Количество слов в разных тематических группах может быть разным.
VI. Домашнее задание
Выучить теоретический материал учебника по данной теме.
Стр.170 «Возьми на заметку» Рассказ об идеографическом словаре.
Составить тематическую группу слов на тему «Новый год»
Прочитать стихотворение. Найти и подчеркнуть слова одной тематической группы.
Духовые инструменты. Елена Николаевна Егорова
Из цикла «Рождение музыкальных инструментов»
Однажды человек на берег вышел,
Морскую раковину подобрал,
Поднёс её он к уху и услышал
Шум волн: как будто бы за валом вал
Накатывает на песок прибрежный.
Задумался, находку покрутив,
В её отверстие подул он нежно
И услыхал приятный вдруг мотив.
В дни праздников, в сражениях, в дороге…
С тех пор минуло много тысяч лет.
Изобретён из кости, глины, рога
Народом каждым свой был инструмент.
В оркестре духовом великолепно,
Когда идёт торжественный парад.
И в залах, и в садах для нас волшебно
Мелодии воздушные звучат.
Источник
тематическая группа слов
Смотреть что такое «тематическая группа слов» в других словарях:
тематическая группа — Совокупность слов разных частей речи по их сопряженности с одной темой на основе экстралингвистических параметров … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
тематическая группа — Совокупность слов разных частей речи по их сопряженности с одной темой на основе экстралингвистических параметров … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Кино (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кино. Кино … Википедия
ГОСТ 7.76-96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.76 96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения оригинал документа: 7.2.16 автор: Лицо, создавшее… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Соционика — П Необходимо освещение с ра … Википедия
Поле — Поле совокупность языковых (главным образом лексических) единиц, объединённых общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений. На… … Лингвистический энциклопедический словарь
анализ слова парадигматический — (схема анализа) Вид анализа, при котором рассматриваются объединения одних и тех же частей речи, их омонимические парадигмы, синонимические, антонимические, тематические, гиперо гипонимические парадигмы, лексико семантические группы,… … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
анализ слова парадигматический — Тип анализа, нацеленный на выявление внешних семантических отношений слов или ЛСВ, устанавливающий их общность и различие. В свернутом виде схема анализа может быть представлена следующим образом: 1. Омонимическая парадигма (ОП) 2. Синонимическая … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
ВИD (телекомпания) — ВИD Год основания 30 сентября 1990 года Основатели Владислав Листьев Андрей Разбаш Александр Любимов Александр Политковский Иван Демидов … Википедия
Источник
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Тематические группы слов».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Тематические группы слов».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «тематическая группа слов»; достичь усвоения учащимися изучаемого материала на практике; развивать речь, воспитывать нравственные качества.
І. Организационный момент .
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Беседа по изученному материалу.
Вспомните теремок, о котором мы с вами говорили на предыдущих уроках.
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Назовите главную хазяйку дома.
Какой раздел русского языка мы сей час изучаем? (Лексикология).
Что такое багатство языка? (Лексика: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова)
Используя опорные предложения, расскажите о лексикологии.
Лексическим значением слова является….
Если слово имеет одно лексическое значение, оно называется…
Многозначным называется слово, котором…
У слова может бать …. и … значений.
По значению выделяют такие группы слов, как ….
ІІІ. Изучение нового материалу.
Выделение существенных признаков. Исследования .
Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему слову перед скобками. Выберите только два и запишите.
Сад ( растения, садовник, собака, забор, земля ).
Река ( берег, рыба, рыболов, тина, вода ).
Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Война (аэроплан, пушка, сражения, ружья, солдаты ).
В лексическом значении слов может быть что-то общее, что объединяет эти слова. Такие слова объединяются в тематические группы.
Назовите общий признак , по которому можно объединить эти слова в одну тематическую группу.
Ландыш, роза, сирень, фиалка.
Во всех этих словах есть одно общее (родовое) понятие – цветок (корзина с цветами).
Но в то же время каждый из цветков имеет свои отличительные особенности.
Работа с учебной статей (стр. 125).
Найдите в указанных словах названия рода и вида:
Яблоки, груши, фрукты, сливы, абрикосы.
Вывод: Тематическую группу слов с узким, видовым понятим объединяет слово с широким, родовым.
Липа, клен, ель – деревья.
ІV. Закрепление изученного.
Прочитайте группы слов и определите, какой признак позволил объединить эти слова в одну группу (упр. 338).
Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, племянники.
Стол, стул, диван, кресло.
Стакан, чашка, тарелка, блюдце.
Карандаш, ручка, фломастер.
Найдите лишнее слово.
Увлечения – рисование, коллекционирование, дружба, путешествия.
Работа в группе. Игра «Кто больше, точнее, быстрей».
Составьте тематические группы слов:
Самостоятельная работа (упр. 341).
На месте пропусков напишите слова, входящие в тематическую группу данного обобщенного понятия.
1.Взаимоотношения в семье: ….
Какой темой объеденены пословицы? Объясните смысл одной из пословиц.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Пешком ходить – долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
1. Чтение текста учителем (упр. 342)
— Определите тему и стиль текста.
— Подберите синоним к слову «собирать».
— Расскажите о своей коллекции.
Чем она интересна и полезна.
2 .Чтение диалога по ролям (упр. 343)
— Определите, учитывают ли собеседники правила общения.
3. Составление диалога по ситуации:
Вы возвращаетесь домой и встречаете знакомого, который интересуется, откуда вы идете. Постройте диалог так, чтобы в ходе беседы рассказать о своих внешкольных занятиях (спортивная секция, танцы, музыка, рисование и т.д.).
— Тематическая группа слов … (объединется по своему лексическому значению на основании одного общего признака)
— Тематическая группа слов образуется… (вокруг слова, обозначающего обобщенное (родовое) понятие.
Повторить изученное по теме «Лексикология», написать мини-сочинение о своем увлечении.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1645111
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Тема урока: Тематическая группа
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Тематическая группа
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель : дать понятие о возможности объединения слов по лексическому значению; группируя слова, развивать логическое мышление; при подаче материала использовать межпредметные связи; воспитывать уважительное отношение к работе товарищей, внимание.
Предметные уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.
Метапредметные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Личностные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Чтобы познакомиться с новой темой, нам, ребята, необходимо вспомнить то, что мы изучали на предыдущем уроке.
Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Лексикология).
Что такое богатство языка? (Лексика: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова).
Чем отличаются многозначные слова от однозначных? Приведите примеры.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Сегодня на уроке мы будем не только писать, но и много говорить, обсуждать, узнавать. И цель занятия – изучение нового материала «Тематическая группа».
Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.
Формулировка темы урока учениками.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
В лексическом значении слов может быть что-то общее, что объединяет эти слова. Такие слова объединяются в тематические группы, например: деревья — сосна, дуб, клен, береза; фрукты — яблони, груши, сливы, абрикосы. Общее в первой группе слов — дерево, во второй — фрукт. Но каждое дерево, каждый фрукт имеет свою, отличительную особенность.
Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово с широким, родовым. Например, слова ромашка, фиалка, ландыш, сирень объединены словом «цветы».
Теоретический материал – с.78.
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Алюминиевый, медный, стальной – материал, из чего сделан предмет.
Бульдозер, каток, экскаватор – строительная техника.
Веселый, радостный, унылый – состояние человека.
Грохотать, дрезжать, звенеть – действия, производящие шум.
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ ( ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп ( хлопки в ладоши).
Качаем головой ( наклоны головы вправо, влево ).
Мы руки поднимаем ( руки вверх).
Мы руки опускаем ( руки вниз).
Мы руки разведем ( руки в стороны).
И побежим кругом ( бег на месте).
Дробь – барабанная, свинцовая
Мышь – компьютерная, полевая
Ручка – дверная, шариковая.
Зубчик – профессиональная тематика (архитектор, врач-стоматолог, слесарь).
Коса – сельскохозяйственное орудие, вид прически.
Еще хочу собакой стать,
Чтоб забираться под кровать,
И шлепанцы икать впотьмах,
И папе приносить в зубах.
На месте пропусков напишите слова, входящие в тематическую группу данного обобщенного понятия.
1.Взаимоотношения в семье: ….
5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Что нового узнали на уроке?
1. Укажите слова, принадлежащие к тематической группе «синий»:
а) лиловый, фиолетовый, сиреневый;
б) васильковый, небесный, лазурный;
в) сочный, спелый, созревший.
2. Найдите лишнее слово.
Увлечения – рисование, коллекционирование, дружба, путешествия.
3.Тематическая группа слов … ( объединяется по своему лексическому значению на основании одного общего признака )
4. Тематическая группа слов образуется… ( вокруг слова, обозначающего обобщенное (родовое) понятие.
Домашнее задание: упражнение 176 (письменно).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1490588
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Давайте немного отмотаем время назад и вернемся к лексическим значениям слов. Их, оказывается, можно объединять в группы по общим темам, или тематические группы.
Если вы прочитали уже большое количество словарных статей толкового словаря, то могли заметить, что в толкованиях некоторых слов повторяются одни и те же слова.
Посмотрите на слова:
В лексическом значении этих слов повторяется отнесенность к литературе. Поэтому эти слова мы можем заключить в одну тематическую группу под названием «ЛИТЕРАТУРА».
Тематическая группа – это слова, необходимые для того, чтобы раскрыть одну тему и перечислить сходные по какому-либо признаку предметы.
В каждой тематической группе есть одно родовое понятие (обобщающее для класса слов) и множество видовых понятий.
Помните из окружающего мира или биологии значения слов «вид» и «род»? Эти понятия взяты из логики и выражают объединение какого-либо набора предметов в одну общую группу. Эта общая группа и называется родом, а все включенные в нее предметы – это виды.
ВИД и РОД – понятия классификации, служащие для выражения отношения между классами: из двух классов тот, что содержит в себе другой, называется родом, а тот, что содержится, — видом.
Например, мы, люди, являемся представителями рода homo (Человек), а именно вида homo sapiens (Человек разумный).
Обратите внимание на выражение «а именно». Оно еще не раз поможет вам начать ряд видовых понятий. Например, вы можете сказать: «В наш двор прилетает много разных птиц (родовое понятие), а именно: грачи, синицы, воробьи и ласточки (видовые понятия)».
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами
Немного о правилах расстановки знаков препинания в предложениях с обобщающими (родовыми) словами.
Если в предложении вы решили поставить родовое понятие, а затем перечислить видовые, то на помощь вам придет двоеточие! Его мы ставим вместо того самого «а именно».
Например: «В лесу растут хвойные деревья: ели, сосны, пихты».
Первое, что бросается вам в глаза, – родовое понятие «деревья». Дальше вы видите, что перечисляются видовые понятия – конкретные виды деревьев. Значит, между родовым и видовыми понятиями мы можем вставить «а именно».
Но это «а именно» для экономии речевых усилий мы, как правило, сокращаем и пишем только двоеточие.
Сравните:
- «В лесу растут хвойные деревья: ели, сосны, пихты»;
- «В лесу растут хвойные деревья, а именно: ели, сосны, пихты».
На схеме родовое понятие обозначается кругом с точкой внутри, а однородные видовые – так же, как и обычные однородные, то есть просто кругом.
Посмотрите на схему нашего предложения и обратите внимание на знаки препинания после родового понятия:
Если после видовых понятий идет продолжение предложения, то после перечисления мы ставим тире и только затем продолжаем текст.
Например: «Хвойные деревья: ели, сосны, пихты – растут в лесу».
На схеме это выглядит так:
А бывает еще так, что сначала идет перечисление видовых понятий, а только потом называется родовое понятие. В этом случае мы ставим только тире после перечисления.
Например: «Ели, сосны, пихты – хвойные деревья растут в лесу».
Чтобы закрепить знания по теме «Тематические группы слов» и лучше разобраться со знаками препинания в предложениях с родовыми и видовыми понятиями, посмотрите небольшое видео. А затем переходите к заданию после видео.
Тематические группы слов: примеры
Что является единицей русского языка? Безусловно, слово. С его помощью мы общаемся, передаём друг другу мысли и переживания. В статье рассматриваются тематические группы слов, позволяющие классифицировать богатство русского языка, насчитывающего в своём литературном словаре более 150 тысяч существительных, глаголов и прилагательных.
Значения слова
Русский язык изучает не действия, не признаки, а слова, которые их называют. Они имеют два значения:
- Грамматическое (ответственность несёт окончание слова).
- Лексическое (за него отвечает основа).
Чтобы разобраться, что такое тематические группы слов, остановимся на втором пункте. Лексическое значение – это содержание, или исторически закрепленное в сознании людей соотнесение между звучащей оболочкой и явлением действительности, оформленное по законам грамматики. Человек способен мыслить понятиями, то есть отвлечённо от предметов, при этом слово своим лексическим значением отделяет одно понятие от другого.
Содержание и звучание не связаны по своей природе. Редкое исключение составляют звукоподражательные слова и междометия, понятные в любом языке. Например, звуки природы: хрю-хрю, ха-ха, кап-кап.
Родовые и видовые понятия
Когда человек произносит слово «парта», каждый представляет именно парту – предмет мебели для сидения учащихся во время занятий. Никто не представляет обычный или обеденный стол, потому что в слове заложен набор отличительных признаков – некое обобщение. Но когда учитель предлагает ученику сесть за парту, в речи появляется актуальный смысл. Перед учеником стоит конкретный предмет определённого цвета, размера, формы. Это говорит о том, что в значении каждого слова есть денотат (обобщение) и референт (конкретизация).
Среди существительных можно выделить более обобщённые понятия (родовые) и более конкретные (видовые). Пример можно видеть на картинке выше. Тематические группы слов – это набор видовых понятий, которые объединены в более общее – родовое. Для понимания рассмотрим схему (изображена ниже), где рассматривается, как формируется лексическое значение видового понятия. Оно объясняется через родовое понятие с добавлением видовых отличий. Что такое кроссовки? Это обувь (родовое понятие), предназначенная для занятий спортом. Что ещё можно отнести к обуви? Туфли, ботинки, сланцы, тапки, сабо, босоножки, сапоги. Все эти слова объединены в единую тематическую группу — «обувь».
Тематические включения
К какому понятию можно отнести слова: удочка, сеть, спиннинг, приманка, мотыль, мормышка, удить, подсекать, клёв? Рыбалка. Рассмотренный выше пример – это образец тематических включений. Игра: «Найди лишнее слово» лучше всего помогает понять, что такое тематические группы слов. Примеры игры предлагаются в таблице ниже:
Насекомые | Рыбы | Птицы |
Пчела | Щука | Иволга |
Шмель | Карась | Курица |
Заяц | Окунь | Лиса |
Стрекоза | Червяк | Соловей |
Комар | Акула | Павлин |
Кузнечик | Камбала | Ворона |
В каждом столбце необходимо найти лишнее слово, которое не входит в тематическую группу. Ответ: заяц, червяк, лиса.
Синонимы
В одну тематическую группу, как включения, могут входить различные части речи. Пример с «Рыбалкой» включает существительные и глаголы. Синонимы отличает то, что они являются одной частью речи: фильм, кинокартина, кинолента, кино; бежать, нестись, мчаться, драпать; смешной, забавный, уморительный, прикольный. Составляют ли они тематические группы слов? Примеры показывают, что синонимы совпадают по своему лексическому значению и используются автором только для придания тексту или высказыванию определённой выразительности. Большинство лингвистов относят синонимический ряд к тематическим группам. В среднем, они состоят из нескольких слов, но есть и исключения. Так, слово «очень» имеет 26 синонимов.
Объединение происходит на основании общего признака. В качестве примера можно взять прилагательное «красный». В группе будут состоять такие синонимы, как: рубиновый, коралловый, алый, кумачовый.
Как составить тематические группы слов?
Для этого необходимо знать:
- Лексическое значение слова.
- Иметь определённый словарный запас.
- Обладать широким кругозором.
Что может помочь учащемуся? Толковый словарь, где даётся объяснение каждому слову, используемому в русском языке. Наиболее известными авторами, собравшими всё богатство русской лексики, являются С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков, хотя есть и более современные издания, вобравшие в себя изменения, связанные с использованием англоязычных выражений. Например, Т. Ф. Ефремова собрала 160 тысяч статей.
Тематические группы слов легко составить тем, кто много читает художественной литературы, активно пользуется синонимами и способен выделять сходные по значению слова в тексте. Можно в качестве примера взять отрывок художественного произведения для поиска синонимов. Поможет и такое задание:
Необходимо выделить общие (родовые) понятия для следующих слов: мать, корова, линейка, калькулятор, сестра, лошадь, ластик, пенал, свинья, брат, ручка, дедушка, коза, бабушка, отец, точилка, овца, собака.
Выделяются следующие тематические группы слов: «Родственники», «Животные», «Школьные принадлежности».
Примеры по теме «Времена года»
С помощью каких слов можно описать такие явления, как времена года? Чтобы легче справиться с заданием, следует выделить подгруппы, например: погода, природа, занятия, одежда. Их можно расширить. Принцип выделения – выбор родовых понятий, лежащих в основе различий между зимой, осенью, летом и весной. Как составить тематические группы слов? Названия времён года представляем в таблице, сравнивая подгруппы.
Тематические группы русского языка
Понятие о лексико-семантических, тематических группах и семантических полях
Языковое освоение предметов и явлений внешнего мира состоит не только в их наименовании, но и стремлении классифицировать. Структурирование словарного состава языка происходит на разных основаниях – собственно лингвистических и внеязыковых.
Проблема семантической организации лексической системы языка до сих пор не получила своего окончательного решения. Именно поэтому строгого определения каждой из названных семантических категорий и их окончательного описания пока еще нет (при том, что их лингвистическая реальность сомнений ни у кого не вызывает).
В качестве рабочих используются обычно следующие определения:
Тематическая группа – это совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими предметов или понятий. Основанием для выделения тематической группы является совокупность предметов или явлений внешнего мира, объединенных по определенному признаку и выраженных различными словами (ср., например, тематическую группу корова, объединяющую слова бык, теленок, коровник, коровница, пастух, говядина и т.д.). Одним из важных признаков тематической группы является разнотипность языковых отношений между ее членами или отсутствие таковых вообще. Поэтому утрата того или иного слова тематической группы или изменение у него значения не отражается на значениях других слов этой группы (например, слово хребет в русском языке в тематической группе названий частей человеческого тела постепенно было вытеснено словом спина, однако это никак не отразилось на значениях слов как нога, колено и др.).
Внутри тематической группы возможны еще более мелкие системные объединения слов. Здесь выделяется прежде всего микросистема – синонимический ряд. Так, в тематической группе «признаки цвета» мы найдем синонимические ряды: синий, голубой, лазоревый, небесный.
Выявляются также микросистемы слов, называемые антонимическими парами. Так, в пределах тематической группы «признаки цвета» находим антонимические пары: черный – белый; в пределах тематической группы «постройки для жилья»: хижина – дворец.
Тематические группы слов объединяются в подразряды.Например, тематические группы
«действия перемещения объекта (перенести, снять, поднять)»,
«действия перемещения себя (идти, бежать, плыть)»,
«действия для удовлетворения физических нужд (пить, есть, дышать)»
объединяются в подразряд «физические действия человека».
Подразряды слов объединяются в группу более высокого порядка – разряды.Так, слова, обозначающие действия человека, и слова, обозначающие действия животных, объединяются в разряд «действия живых существ».
Разряды слов объединяются в лексико-семантические группы.
Лексико-семантическая группа – это совокупность слов, относящихся к одной и той же части речи, объединенных внутриязыковыми связями на основе взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов значения. Члены ЛСГ связаны определенными семантико-парадигматическими отношениями (синонимии, антонимии, всякого рода включений, уточнений, дифференциации, обобщений близких и/или сопредельных значений).
Так, имеются классы слов:
1) с предметным значением: газета, дворец, снег;
2) со значением признака: ровный, свежий, московский, ловкий;
3) со значением действия: рисовать, бегать, работать, учиться;
4) со значением состояния: беспокоиться, стыдиться, весело, грустно;
5) со значением количества: два, шесть, десять, много, несколько;
6) со значением отношения: для, до, и, или;
7) слова, выражающие эмоции: ну!, ого!, ух, ах, фу.
Не следует путать деление по лексико-семантическим группам с делением на части речи. Части речи = лексико-семантические признаки + грамматические признаки.
Другое понятие лексической системности – это семантическое поле.Это совокупность языковых единиц объединенных общностью значения и представляющих предметнее, понятийное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Для слов, входящих в семантическое поле, характерно наличие общего семантического признака, на основе которого и формируется данное поле (например, для слов отец, мать, дочь, сын, дедушка, бабушка, тетя, дядя и т.д. таким общим признаком является признак ‘родства’, на основе которого они объединяются в семантическое поле «родства»).
Семантическое поле представляет собой сложную структуру, в которой выделяется ядро (куда входят наиболее употребительные, функционально нагруженные слова) и периферия, однако граница между ними является нечеткой, часто размытой. Поэтому элементы одного поля (особенно периферийные) могут входить в другое поле (например, глагол окружать может входить в поле «движения», ср. солдаты окружили дом и в поле «местоположения», ср. деревья окружают дом).
Кроме семантических, в языке выделяются и другие виды полей, а именно:
морфосемантические, объединяющие слова на основе не только семантической близости, но и морфемной (по наличию общего аффикса или основы): например, бегать, пробегать, разбегаться и др.;
ассоциативные,объединяющие слова вокруг слова-стимула по признаку общности ассоциаций (например, слово вол вызывает в нашем сознании такие слова, как бык, корова, теленок, рога и др.);
грамматические, объединяющие слова на основе общности грамматического значения (например, поле залога, поле времени и др.);
синтагматические,объединяющие слова по признаку их семантической совместимости (например, наличие глагола лаять предполагает такие слова, как собака, кусать, зубы и др.).
Существование в языке лексико-семантических и тематических групп, а также различных видов полей свидетельствует о том, что словарный состав языка представляет собой не просто набор лексических единиц, а определенным образом организованное единство.
Внеурочное занятие по русскому языку на тему «Путешествие в страну Слов. Тематические группы слов»
Тема 3. Путешествие в страну слов. (2е занятие)
Тематические группы слов
1. Дать понятие о тематических группах слов; учить находить в тексте слова одной тематической группы и определять их общее лексическое значение.
2. Развивать устную связную речь учащихся, навыки работы с учебником, развивать орфографическую зоркость.
3. Прививать интерес к изучению русского языка.
Учитель: Разучивание скороговорок. (Произносим хором, постоянно ускоряя темп).
Нитки иволга несет –
Сарафан себе сошьет.
Федя филина боится – Филин может рассердиться.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
Ученики хором произносят скороговорки.
Закрепление.
– Вспомните, что изучает наука лингвистика? (наука о языке)
Знакомство с понятием «ЛЕКСИКА».
4. — Подумайте , река, озеро, ручей, родник. Это тематическая группа слов. Входит ли в этот ряд водопровод?
— А что вы скажите про героев этого стихотворения?
– Мы лисички, дружные сестрички,
– Мы лисички тоже.
– Как с одной-то лапкой?
– Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев)
–Можно ли объединить эти слова в тематическую группу? Почему?
–Что такое тематическая группа слов? (Слова, у которых есть что-то общее по смыслу.)
5. Сейчас посмотрите на доску. Здесь написано стихотворение Берестова «Гербарий»:
С удивлением гляжу на гербарий:
Медуница с иваном-да-марьей,
Грустный ландыш с веселою кашкой,
И фиалка с высокой ромашкой.
Мать-и-мачеха с чертополохом,
Лук гусиный с мышиным горохом
На одной расцветали опушке,
И не знали они друг о дружке.
Дождь осенний за окнами хлынул –
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом –
И цветы познакомил друг с другом.
— Найдите слова одной тематической группы, назовите, что это за группа.
Ученики: Растения – медуница, иван-да-марья, ландыш, кашка, фиалка, ромашка, мать-и-мачеха, чертополох, лук, горох.
Учитель: Ребята, а кто знает, почему мать-и-мачеха, называется именно так?
Ученики: Растения с листом, с одной стороны гладким, с другой – шероховатым.
Учитель: А посмотрите на такие интересные слова ромашка, медуница, кашка, вы знаете, почему они так названы?
— К какому словарю мы можем обратиться? (к этимологическому словарю)
6. – О происхождении слов нам расскажет словарь – ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ.
Учитель: Правильно. Цветок кашка так назван, вероятно потому, что похож на кашу. А теперь посмотрим на слово медуница. Найдите в нем корень.
Ученики: мед-
Учитель: От какого слова образовано название цветка?
Ученики: От слова мед.
Учитель: Правильно, цветок так назван, потому что пахнет медом. Поэтому запомните, медуница пишется с Е в корне слова.
7. Работа над текстом Н.Надеждиной «Снежные слова»
— Какие зимние осадки знаете?
— Прочитайте рассказ «Снежные слова»
— Как мы называем снежинки, которые слипаются на лету?
— Что такое крупка?
— Какой снег любят охотники? Почему?
— Как называют низовую метель?
ВЕУЫЧ МАК ВКНТМЧ ТЮЛЬПАН ЩЗХДЪБИ РОЗА ВЫПМСЧ РОМАШКА
Тематическая группа _______________________
Тематическая группа _______________________
Тематическая группа _______________________
Тематическая группа как парадигматическое объединение слов Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кременецкая Ирина Васильевна
Статья посвящена актуальной проблеме современного языкознания систематизации словарного состава языка. Рассматриваются структурно-семантические отношения в одном из парадигматических объединений слов в тематической группе. Предпринимается попытка доказать, что слова объединяются в тематические группы не только на основе экстралингвистических факторов, но и чисто лингвистических признаков.
Текст научной работы на тему «Тематическая группа как парадигматическое объединение слов»
Lingua mobilis №3 (17), 2009
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА КАК ПАРАДИГМАТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛОВ
Ключевые слова: словарный состав, парадигматика, тематические группы слов.
Лексика языка не является простой совокупностью множества отдельных элементов. Каждая лексическая единица, будучи самостоятельной, характеризуется определенными отношениями с другими единицами одного и разных с ней уровней языковой структуры. Парадигматические группировки всего словаря в целом не описаны ни для одного языка. Поэтому и представляются обоснованными исследования в данном направлении с конечной целью создать словарь лексико-семантических парадигм, учитывая предшествующие разработки в этой области.
зывающих подобные имена “денотативными”, лексику “идентифицирующей”, “конкретной”.
Очевидно, что нет никаких оснований при семантическом анализе одних слов стремиться к их исчерпывающему разложению на семантические компоненты, а при анализе других заранее отказываться от таких попыток. Однако, дело в том, что эти попытки приводят в разных случаях к разным результатам. Одни лексические единицы действительно допускают разложение на элементарные семантические признаки, другие явно противостоят такому разложению. Граница между различными частями лексики не вполне совпадает с той границей, которую можно было бы провести на основании априорного исключения из семантического анализа “конкретной” лексики.
Определены три основных критерия объединения слов в тематическую группу. Слова могут объединяться в одной тематической группе при наличии:
1) связи между предметами, обозначенными словами;
2) отношений между этими словами, типа род-вид, часть-целое;
3) соотносимых контекстов.
На основании данных критериев можно объединить английские существительные face, eye, mouth, nose в тематическую группу “лицо и его части”. Семантика единиц определяет семантику их отношений, т.е. определяет как внутирпарадигматические, так и межпарадигматические связи. В связи с этим исследование следует начинать с анализа семантики лексико-семантичеких вариантов.
Lingua mobilis №3 (17), 2009
присущих ему парадигмы и системы синтаксических связей.
Под семой понимается следующее: каждая сема представляет собой отражение в сознании носителей языка различительных черт, объективно присущих денотату, либо приписываемых ему данной языковой средой и, следовательно, являющихся объективными по отношению к каждому говорящему.
Таким образом, определены следующие ЛСВ существитель-
ных face, eye,mouth, nose:
В результате контекстологического анализа изучаемых существительных было обнаружено, что не все семы, составляющие содержание ЛСВ, одинаково участвуют в их реализации. Степень их активности, их соотношение меняется в зависимости от окружения, от сочетания со словами той или иной семантической группы. Причем соотношение сем основных ЛСВ английских существительных, обозначающих лицо и его части, является приблизительно одинаковым в аналогичных синтагматических моделях в сочетаниях со словами одних и тех же семантических групп.
В словосочетаниях с данными прилагательными раскрывается семантический компонент «отражение эмоционального состояния» существительного face.
Более того, среди рассмотренных контекстов употребления существительного face обнаруживаются и такие, в которых данное слово употребляется в значении man, person.
She was in a group of jolly faces all apparently emitting great clouds of heavy smoke. (F.S.Fitzgerald. Selected Short Stories., p. 12)
Так как существительное eye вступает в словосочетания с прилагательными и причастиями, характеризующими человека, то можно предположить, что eуе также как face отособно обозначать всего человека в целом.
Those eyes would not kick_a dog or beat a child or do anything of that kind. (J.Aldrige. The Sea Eagle.,p. 69)
Lingua mobilis №3 (17), 2009
Таким образом, можно констатировать, что существительное eye также, как и существительное face способно употребляться в значении man. Оно не фиксируется словарями английского языка, так как не обладает достаточной частотностью употребления в речи, закрепленностью данными существительными. ЛСВ face, eye “человек” находятся в гиперо-гипонимических отношениях с ЛСВ mouth “обжора”^ «болтун»2 и ЛСВ nose «сыщик», т.е. они являются членами тематической группы с архисемой «человек».
В целом исследование существительных face, eye, mouth, nose подтвердило гипотезу о том, что слова, обозначающие предметы, связанные между собой, имеют сходные структурные и семантические признаки; общие закономерности функционирования в речи. Они входят в две тематические группы:
1) с семой-доминантой “часть головы, выражающая эмоции”; между членами группы наблюдается отношения “целое-часть”;
2) с архисемой “человек”; между членами группы существуют отношения “род-вид» (гиперо-гипонимические).
Конспект урока по русскому языку «Тематические группы слов»
Тема: Тематические группы слов.
1. Ввести понятие тематическая группа слов. Учить объединять слова в тематические группы в зависимости от того, что они обозначают.
2.Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);
3. Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету,
— развивать логическое мышление учащихся при классификации слов на основе лексического значения;
— активизировать словарный запас учащихся и обогащать его словами разных тематических групп.
— учащиеся научатся классифицировать слова по тематическим группам, дополнять группы слов собственными словами.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы : работа в парах, самостоятельная, работа в группах на карточках, работа по учебнику.
— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое;
— развитие познавательных интересов учебных мотивов;
— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
— знание основных моральных норм работы в паре, в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
-нацеливание на успешную деятельность,
-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
— оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями
— постановка и решение проблемы;
— выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий;
-поиск и выделение необходимой информации, ориентирование в своей системе знаний
— формирование умения слушать и слышать;
— ориентироваться в своей системе знаний;
— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
-умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
— проявлять активность в деятельности, формулируют конечный результат своей работы на уроке
-Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками и подарим наши улыбки гостям (СЛАЙД 1)
-Я подготовила девиз нашего урока: (СЛАЙД 2)
«Через тернии к звездам!».
Все ли слова этого девиза вам понятны? (*тернии)
-Где можно найти толкование незнакомых слов? (в словаре).
— Обратимся к толковому словарю. (СЛАЙД 3)
(Тернии – это препятствия, трудности).
— Как теперь вы можете объяснить смысл нашего девиза?
-Совершенно верно. А еще можно истолковать наш девиз так: (СЛАЙД 4)
«Через трудности к успеху»
-А знания являются успехом для учеников.
— А умеете ли вы самостоятельно добывать знания? (да)
— Мы сегодня продолжим этому учиться.
— Вы готовы преодолевать трудности? (Готовы).
— чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу;
— чтобы вместе решали возникающие проблемы;
— чтобы открыли новое и интересное;
— и, самое главное, чтобы хорошее настроение присутствовало на нашем уроке.
1. Словарная работа(СЛАЙД 5)
— Запишите дату, классная работа.
-Сколько птиц спряталось? (6)
На доске запись: сорокаворобейворона скворец соловейласточка
— Запишите слова через запятую (2 человека у доски)
— Какое задание можете предложить к данной записи? (поставить ударение, найти лишнее слово)
-Мы выполним только часть предложенных заданий
—Поставьте ударение, подчеркните буквоопасные места.
— Какое слово можно назвать лишним? ( Скворец- 2 слога, в других словах по3 слога)
— Что заметили в первых 3-х словах? (Буквосочетание –оро-)
— Какое ещё буквосочетание встретилось? (Ласточка- ЧК-)
— На какие группы вы бы поделили птиц? (Перелётные и зимующие)
— Интересный факт: скворца в народе называют пересмешником за то, что он может подражать голосам животных и других птиц.
-На каком уроке нам часто встречаются эти слова? (Окр. мир)
-Мы должны помнить, что птицам зимой трудно искать пищу, поэтому не забываем всё ещё подкармливать их. Напоминаю, что на следующей неделе мы дежурные в птичьей столовой. Подготовьтесь.
3. Самоопределение к деятельности
-Прочитайте, что написано на доске. (УСТНО выполняем)
-О чем хочется спросить, глядя на эти столбики слов? ( Предположение детей.)
-Попробуйте сформулировать тему урока. (Будем говорить о каких-то группах слов.)
-Чему будем учиться?
-Какие слова вы бы написали над каждым столбиком вместо вопросительного знака? (Слова-обобщения: времена года, школьные принадлежности, рыбы.)
-Можно ли продолжать эти ряды слов? ( В первом столбике уже нельзя, так как записаны все времена года, а во втором и третьем можно.)
4. Работа по теме урока
С.39 Сообщение профессора Самоварова
-Прочитайте самостоятельно сообщение профессора. Как объединяют слова в группы? (По разным признакам, например по определенным темам.)
-Посмотрите на рисунки, назовите все предметы, распределите их по группам.
( Машины, птицы, звери)
-Запишите в тетради слова в три столбика. 1 столбик – машины, 2 столбик – птицы, 3 столбик – звери. (У доски 3 ученика)
— А сейчас составьте интересное предложение с любым словом из любой группы.
-Запишите в тетради 1предложение.
— Если я вам показываю одушевлённые предметы, то вы приседаете.
— Если я показываю неодушевлённые предметы, то вы хлопаете.(Вопросы что?)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
-Внимательно прочитайте задание.
-Назовите орфограммы в выделенных словах.
— Что такое ширма? (СЛАЙД 12)
-Почему нет скобок после слов чайник, платье, ширма? (К этим словам не надо подбирать проверочные слова)
-Выполним письменно сначала 1 часть задания. (Коллективно)
Работа в парах 2 часть задания. Проверка светофор
5. Игра «Четвёртый лишний».
Групповая работа (карточки)
Весна, лето, сентябрь, зима. (Времена года.)
Яблоко, арбуз, груша, абрикос. (Фрукты.)
Тарелка, кастрюля, кувшин, стол. (Посуда.)
Круг, овал, квадрат, доска (Геометрические фигуры)
Дождь, мороз, врач, снег (Явления природы)
Мальчик, замок, юноша, мужчина (Люди)
Дуб, земляника, берёза, сосна (Деревья)
Сметана, кефир, батон, творог (Молочные продукты)
6. Самостоятельная работа(СЛАЙД 13)
— 1 вариант записывает 5 слов к тематической группе школа
— 2 вариант записывает 5 слов к тематической группе дом
— Легко ли вам было создавать тематические группы слов?
Вывод: Нужно иметь большой словарный запас, знать значения слов.
— А что для этого нужно? (много читать, быть любознательными).
А наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Какая тема урока была сегодня?
Какие цели мы с вами определили в начале урока?
ЦЕЛИ УРОКА (Учить объединять слова в тематические группы в зависимости от того, что они обозначают).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упр. 53 стр.40 в учебнике.
Урок русского языка во 2 классе.
Цели урока:
1. Ввести понятие тематическая группа слов. Учить объединять слова в тематические группы в зависимости от того, что они обозначают.
2.Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);
3. Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету,
— развивать логическое мышление учащихся при классификации слов на основе лексического значения;
— активизировать словарный запас учащихся и обогащать его словами разных тематических групп.
— учащиеся научатся классифицировать слова по тематическим группам, дополнять группы слов собственными словами.
Номер материала: ДБ-1315606
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
https://autogear.ru/article/279/042/tematicheskie-gruppyi-slov-primeryi/
https://3xru.ru/tematicheskie-gruppy-russkogo-yazyka/