Как составить сюжет истории


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Даже если у вас есть отличная идея для истории, разработать для нее сюжет может быть непросто. К счастью, это не то, что должно вас остановить! Для начала обрисуйте общую картину: что будет происходить (главный замысел), с кем будет происходить (персонажи) и где будет происходить (обстановка). Потом постройте сюжетную линию, используя различные типы повествования. И, наконец, подготовьте план, чтобы было вам легче написать историю.

  1. Изображение с названием Plot a Story Step 1

    1

    Проведите мозговой штурм, чтобы придумать идеи для сюжета. Вам нужно выписать все мысли до того, как вы начнете составлять из них цельную картинку. Попробуйте просто в свободной форме выписать все, что приходит на ум, или составьте список идей. Не волнуйтесь, что они идут вразнобой. Просто старайтесь раскрывать все возможные аспекты своей истории.[1]

    • Проведите мозговой штурм в отношении общей задумки, персонажей, обстановки и места действия (в зависимости от того, что приходит в голову).
    • Можно нарисовать ментальную карту, чтобы развивать идеи в визуальной форме.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».

    Lucy V. Hay

    Ваш замысел — это та идея, которой будет подчиняться вся ваша история. Писательница и сценарист Люси Хэй говорит: «Если вы хотите написать книгу, первым делом нужно придумать ее концепцию. Концепция — это то, что заставит читателя взять в руки вашу книгу. Когда она у вас будет, подумайте о том, каким будет сюжет. Сюда обычно относится структура истории и ее персонажи. Подумайте, что произойдет с героем и что встретится у него на пути, включая антагониста и обстоятельства действия».

  2. Изображение с названием Plot a Story Step 2

    2

    Опишите замысел или краткое содержание. Замысел — это основная идея истории. Для начала напишите всего одно предложение, а потом развивайте его до тех пор, пока у вас не получится краткая аннотация. [2]

    • Пример предложения: две лучшие подруги попадают в автокатастрофу, но лишь одна девушка выбирается из машины.
    • Пример краткого содержания: Катя и ее лучшая подруга Маша пребывают в восторге от того, что их пригласили на вечеринку года. Однако по дороге туда машину Кати заносит на скользкой дороге, и она врезается в дерево. Очнувшись в больнице, Катя узнает, что Маши не было в автомобиле. Теперь все уверены, что Маша с кем-то сбежала, однако Катя знает, что подруга была вместе с ней в ночь аварии.
  3. Изображение с названием Plot a Story Step 3

    3

    Составьте таблицу главных и второстепенных персонажей. Включите туда описание внешности каждого из них, личную информацию, черты характера и предпочтения. Создайте биографию главных героев. Распишите, каким будет персонаж в начале истории, и как он будет меняться в процессе.[3]

    • Самое главное, определите, к чему стремится ваш герой. [4]
    • Таблица персонажей может быть как обширной, так и краткой, все зависит от вас. Если вы пишете небольшой рассказ, достаточно сделать общий набросок второстепенных персонажей.
    • Примеры таблиц персонажей можно найти в интернете.
  4. Изображение с названием Plot a Story Step 4

    4

    Определите, в чем заключается конфликт. Этот конфликт должен появиться на ранних стадиях истории, чтобы заставить читателя испытывать напряжение. По ходу сюжета конфликт будет нарастать и достигнет своей вершины в кульминации. В конце истории он должен быть разрешен.[5]

    • Внутренний конфликт происходит в борьбе героя с самим собой. Например, он знает, что поступает неправильно, но не может остановиться.
    • Внешний конфликт происходит при взаимодействии героя с тем, что его окружает. Существует три основных вида:
      • Человек против человека: главный герой противостоит антигерою. Например, девушка борется со своим обидчиком.
      • Человек против природы: главный герой сталкивается с природными силами. Например, туристы должны выжить в лесу во время сильного урагана.
      • Человек против общества: главный герой противостоит проблемам в обществе или общепринятым нормам. Например, девушка проявляет гражданское неповиновение, чтобы изменить закон.
  5. Изображение с названием Plot a Story Step 5

    5

    Придумайте обстановку. Иными словами, когда и где будет происходить действие. Обстановка очень важна для сюжета, потому что от нее зависит, как будет выглядеть история и как она будет развиваться. Например, общество и технологии в рассказе о двадцатых годах прошлого века будут значительно отличаться от общества и технологий в наши дни. [6]

    • Если вы выбрали незнакомую для себя обстановку или период времени, проведите некоторые исследования, чтобы получить больше информации.
    • Было бы неплохо изучить фотографии места действия. Вы можете сделать их сами или найти в интернете.

    Реклама

  1. Изображение с названием Plot a Story Step 6

    1

    Запишите все идеи для сюжета, которые приходят вам на ум. В данный момент не обязательно придавать им какой-то смысл или располагать в хронологическом порядке. Просто перенесите мысли на бумагу. Для начала можно выписать все захватывающие сюжеты, а потом добавлять еще по мере того, как они будут появляться у вас в голове. [7]

    • Не заставляйте себя следовать логичному изложению. Чем больше идей вы напишете, тем проще вам будет заполнять пробелы в сюжете.
  2. Изображение с названием Plot a Story Step 7

    2

    Придумайте начальную сцену, которая зацепит читателя. В этой сцене вы должны представить своего героя и место действия. Покажите читателю, как ведет себя персонаж в повседневной жизни. Внесите нотку конфликта, заставив героя столкнуться с соответствующими проблемами.[8]

    • Эта сцена послужит введением, если сюжет идет по традиционному сценарию. Например, историю о Кате и Маше, указанную выше, можно начать с момента, когда они едут на вечеринку. Машина слегка заезжает на тротуар, заставляя Катю вернуть контроль над управлением.
  3. Изображение с названием Plot a Story Step 8

    3

    Распишите отправную сцену. С нее начинается развитие сюжета. Она может произойти в начале, если вы пишете короткий рассказа, или спустя несколько глав, если дело касается целого романа. Убедитесь, что в этой сцене заложен конфликт.[9]

    • Если рассказ очень короткий, вы можете использовать отправную сцену, чтобы сразу зацепить читателя.
    • В случае с Катей и Машей это будет момент, когда машина врезается в дерево.
  4. Изображение с названием Plot a Story Step 9

    4

    Постройте завязку, чтобы напряжение нарастало. Завязка начинается после отправной сцены и ведет читателя к кульминации. Напряжение должно нарастать постепенно, по ходу действия. В коротких историях это можно уложить в одну сцену, а для обширных произведений потребуется много сцен, ведущих к развязке.[10]

    • Если вы пишете длинную историю, делайте небольшие вставки, которые помогут облегчить напряжение — это позволит читателю отдохнуть.
    • Например, завязка в истории Кати и Маши может появиться в следующих сценах: Катя просыпается в больнице, Катя говорит с полицией, Катя идет на поправку, Катя связывается с друзьями, чтобы найти Машу, Катя изучает социальные сети, чтобы отследить Машу, Катя обыскивает машину и другие места в поисках следов Маши.
  5. Изображение с названием Plot a Story Step 10

    5

    Опишите кульминацию. Кульминация — это вершина истории, когда главный герой сталкивается с конфликтом лицом к лицу. Это будет пик эмоционального напряжения, которое росло на протяжении истории и достигло своего предела.[11]

    • Например, кульминация истории Кати и Маши может наступить тогда, когда Катя обнаружит телефон Маши под сидением в машине, тем самым, убедившись, что она была права. Катя угоняет машину отца и едет на место аварии, чтобы найти Машу. Когда прибывает полиция, Катя скрывается в лесу в поисках подруги. И вот-вот Катю должны поймать, как вдруг она замечает свою раненную подругу в кустах.
  6. Изображение с названием Plot a Story Step 11

    6

    Определите сцену для развязки. Развязка идет после кульминации. Она должна быть краткой и привести читателя к заключению. Она служит для того, чтобы завершить историю.[12]

    • Например, в случае с Катей и Машей развязкой будет момент, когда Катя окажет Маше помощь, Маша поправится в больнице, и все извинятся за то, что не верили Кате.
  7. Изображение с названием Plot a Story Step 12

    7

    Придумайте удовлетворительное заключение для своей истории. В конце у читателя не должно остаться вопросов к сюжету. Нет необходимости подводить счастливый итог, так как многие истории заканчиваются плохо. Тем не менее, у читателя должно остаться чувство удовлетворения от прочитанного, и он должен что-то для себя вынести.[13]

    • История Кати и Маши может закончиться небольшой вечеринкой в честь выздоровления Маши.
  8. Изображение с названием Plot a Story Step 13

    8

    При необходимости заполните пропуски между сценами. Как только вы построите основную сюжетную линию, возможно, вы заметите, что некоторые события не очень четко связаны. Ничего страшного! На данном этапе вы можете придумать вставки, которые заполнят пробелы в истории.[14]

    • Если вы не знаете, как провести сюжет из точки А в точку В, поставьте заметку вернуться к этому моменту потом. А пока двигайтесь дальше. Вы сможете заполнить этот пробел позже.

    Реклама

  1. Изображение с названием Plot a Story Step 14

    1

    Определите, насколько детальным вы хотите сделать план. Возможно, вам будет достаточно описать каждую сцену одним предложением или вы захотите выписать все происходящее в каждой сцене. Все зависит только от вас! Обе стратегии могут быть эффективными при создании хорошего плана истории.[15]

    • Помните, что вы всегда сможете добавить что-то к плану, и вам не обязательно писать все и сразу.
  2. Изображение с названием Plot a Story Step 15

    2

    Составьте многоуровневый план, чтобы упорядочить информацию. Многоуровневые планы отлично подходят для того, чтобы поделить информацию на части. И это очень хороший вариант для координации сюжета. Обычно такой план состоит из одного или двух уровней, но если вы хотите сделать более развернутый вариант, можно добавить больше уровней. Вот стандартная система нумерации пунктов:[16]

    • Римские цифры (I, II, III, IV, V) для основных пунктов. Например, это может быть предложение, кратко описывающее сцену.
    • Заглавные буквы (A, B, C) для подпунктов. Например, можно перечислить каждое действие из определенной сцены.
    • Арабские цифры (1, 2, 3) для дополнительных деталей. Например, какую важную информацию необходимо включить или что нужно добавить о второстепенных персонажах.
    • Прописные буквы (a, b, c) для незначительных деталей. Например, какие параметры или образы вы хотите внести в эту сцену.
  3. Изображение с названием Plot a Story Step 16

    3

    Начните с начала истории и проработайте ее до конца. Это должно быть просто, так как у вас уже построена сюжетная линия. Перечислите сцены в хронологическом порядке.[17]

    • Пронумеруйте каждую сцену в нужном порядке, чтобы закончить план.
  4. Изображение с названием Plot a Story Step 17

    4

    Напишите по одному краткому предложению, характеризующему каждую сцену. Это позволит вам выделить основные моменты в плане. Опишите каждую сцену сюжета.[18]

    • Если вы заметили пробел в истории, заполните его. Если вы не уверены, как будете решать эту ситуацию, укажите основную идею того, что должно случиться, чтобы сцены сюжета связались воедино.
  5. Изображение с названием Plot a Story Step 18

    5

    При желании внесите детальные описания сцен. Если вы не хотите включать это в план, то и не нужно. Тем не менее, так вам будет проще писать историю в дальнейшем, но это зависит от вашего стиля письма. Вот какие детали вы можете добавить:[19]

    • Список всех персонажей, участвующих в этой сцене.
    • Описание каждого действия в сцене.
    • Важные пометки по образу, предчувствия, накал страстей и прочее.

    Реклама

Советы

  • Если вы пишете историю, где присутствует злодей, придумайте ему мотивацию. Если вы подумаете об этом, вам будет проще развивать сюжет.
  • Ставьте себя на место персонажа, когда решаете, какие действия ему предпринять.
  • Не торопитесь, создавая сцены. У вас должен быть баланс между действием, драмой и завязкой.
  • Создавайте гармонию в эмоциях. Если вы сочиняете трагедию, добавьте немного юмора. А для веселой комедии не помешает немного драмы. Если вы пишете роман, не забудьте внести немного напряжения.
  • Составьте список интересных идей, которые приходят на ум. Некоторые их них могут неплохо вписаться в сюжет. Оставшиеся приберегите для следующей истории.
  • Помните: сюжет строится на мотивации вашего героя. Прежде чем прописывать любые основные события в истории, уделите внимание созданию своего персонажа.
  • Как только вы придумаете, что движет вашим героем, придерживайте этого. Если вы будете пытаться силой впихнуться героя в сюжет, это покажется читателям неестественным. Верьте в своего персонажа и используйте его прошлое, чтобы разрешить конфликт. Так история будет лучше звучать!

Реклама

Предупреждения

  • Не торопитесь. На завершение истории может потребоваться время, и, если вы не будете спешить, вы сможете сделать ее качественнее.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 19 568 раз.

Была ли эта статья полезной?

Любая история состоит из двух составляющих — фабулы и сюжета.

Фабула —  то что произошло. А сюжет — это то как и в какой последовательности вы рассказываете произошедшее. 

Сюжет истории может быть рассказан в неправильном хронологическом порядке, с перемещениями между героями и локациями.

Если вы беретесь за первый сценарий, лучше начать с классической истории, в которой каждая следующая сцена вытекает из предыдущей.  Как известно, чтобы правила нарушать, надо сначала их освоить. Ниже несколько простых и основных правил как придумать интересный сюжет.

Можно придумать огромное количество сюжетов и драматических ситуаций, кто-то пытался даже найти самые частые из них, они собраны, например, в книге Жоржу Польти «36 драматических ситуаций». Но мы поговорим о том, как подготовить почву для того, чтобы эти ситуации развивались как можно интереснее. 

  • Материал

В первую очередь, хорошей истории нужен хороший материал и глубокое исследование темы. Где происходит действие? Какая это среда? Какие люди или существа ее населяют? 

Нужно освоить все то, что связано с историей, в первую очередь сеттинг, в который собираетесь погружать зрителя и то, что касается жизни вашего героя. 

  • Герои 

Хороший сюжет не получится без интересных персонажей и героев. Для того, чтобы они были интересными, вам придется каким-то образом находить что с персонажами связывает вас. Ищите то, что вы на эмоциональном уровне понимаете в них: мотивы, страхи, чувства и так далее. Или свяжите героя с кем-то, кого вы хорошо знаете.  Такая связь важна, чтобы уметь перевоплощаться в своих персонажей, продумывая их реакции и действия. 

  • Формат

Следующее, с чем важно определиться — это жанр и формат. Под форматом мы подразумеваем сериал или полный метр. В зависимости от того, для чего вы создаете историю, развиваться она будет по-разному.

Ну и едва ли нужно говорить, что жанр формирует то, как ваша история будет развиваться, и его нужно определить в самом начале. 

  • Главный герой обретает цель

У главного героя появляется проблема — внешняя или внутренняя. Из нее вырастает цель, и сюжет строится вокруг пути героя к этой цели. 

Как только определились с проблемой, целью и мотивацией, начинайте продумывать препятствия, которые герой должен преодолеть, чтобы проблему решить. 

  • Главный герой решает проблемы

За историей зрителю должно быть интересно наблюдать, анализировать то, как именно герой идет к достижению своей цели, какие попытки совершает, как проигрывает и что делает, когда у него ничего не получается. Если для того, чтобы достичь цели герою нужно всего лишь сделать пару телефонных звонков, вряд ли зритель пойдет в кинотеатр посмотреть на это. 

К слову, зрителю нравятся истории с  припиской *основано на реальных событиях*, потому что самое интересное — эффект подсматривания, безопасное наблюдение за чем-то, что хотелось бы увидеть своими глазами.

  • Герой против всех

Антагониста или антагонистические силы тоже нужно грамотно оценить. Насколько они сильнее, чем главный герой?

С одной стороны они должны выступать непреодолимым препятствием, а с другой  стороны важно, чтобы финал битвы между антагонистом и героем не был очевидным или притянутым за уши.

  • Внутренний мир героя

Какие установки и психологические проблемы мешают главному герою решить проблему и достичь цели? Психологические ли травмы и установки, чувства и эмоции, внутренние недостатки и зажимы? 

Все это должно согласовываться с теми ситуациями, в которые попадает герой и теми решениями, которые он принимает. Решения должны быть естественными и логичными: раз герой стеснительный, логично, что он не побежит первым отплясывать на танцполе. 

  • Идеальный герой

Интересный сюжет не равно идеальный сюжет. Если ваш герой супер-сверх-супермен и лучше всех как в личной жизни, так и физически, а также в отношении моральных принципов, то за ним просто не интересно наблюдать. Это не дает нам ни сопереживать герою, ни болеть за него, ни чувствовать напряжение в конфликтной ситуации. Т.к. он выглядит ненастоящим, непохожим на нас, ведь идеальных людей не бывает.

  • Изменения

Важно чтобы под влиянием истории герой менялся и развивался. Это можно показать через проявление характера, через действия: слабый находит в себе силы, трус —  смелость, скромный борется со стеснением и т.д. 

Задача сценариста заложить в историю то, что поможет герою себя проявлять и развиваться. Делать то, чего он раньше не делал.

  • Конфликт

Если конфликта нет, по сути, следить зрителю не за чем. Основной конфликт — это пограничное состояние, когда та ситуация, которая происходит с героем, получает максимальное развитие. Благодаря этому напряжение нарастает и сюжет двигается к кульминации, в которой мы достигаем пика конфликта.

  • Причинно — следственная связь

В каждом хорошем сюжете одно событие должно вытекать из другого. Главное, чтобы развивал причинно-следственную связь герой. Именно  он должен толкать действие и двигать сюжет. Если в вашем сценарии есть кусок, убрав который, вы увидите, что ничего не изменится, удаляйте его. 

  • Биты

В каждой сцене должен быть как минимум один поворот. Это называется бит —  момент, в который герой совершает действие, получает новую информацию  или меняются какие-то обстоятельства. То есть в каждой сцене должно появляться то, что двигает историю, делает ее сложнее.

  • Локация

Сделать вашу историю интереснее помогут необычные локации.  Они добавят кинематографичности проекту, а значит, повысят маркетинговый потенциал истории. Согласитесь, одно дело когда диалог проходит в ресторане, другое —  на крыше дома, например. 

Сцены работают по-разному в разных обстоятельствах.

Но так как сильно увеличивать бюджет дорогостоящими локациями типа самолетов, островов и яхт не всегда есть возможность, проявите креативность, выпишите несколько интересных, неожиданных мест для своих сцен из тех, что доступны для бюджетных съемок, и попробуйте посмотреть, как они будут там работать. 

  • Референсы

Интересные сцены поможет придумать анализ других проектов. Выписывайте самые яркие сцены из просмотренных фильмов, составьте список локаций и приемов, использованных в них. Примерьте эти ситуации на свой сценарий, на ситуацию, которую вы придумали, меняя какие-то параметры: количество человек, локацию, пол персонажей и так далее. 

  • Динамичность

Руководствуйтесь правилом: начинать позже, а заканчивать раньше. Учитесь писать каждую сцену сразу максимально близко к биту и не увлекайтесь экспозицией и описаниями там,  где это не влияет на развитие сюжета. Сразу переходите к делу и сценарий станет динамичнее. 

  • Информация

Настоящее искусство рассказчика —  в умении обманывать ожидания зрителя не разочаровывая его, а интригуя. Когда зритель подсознательно чувствует, что его обманывают, теряется  доверие и ему становится скучно. Играйте со зрителем: там, где он может почувствовать обман не обманывайте, а там, где есть ощущение что все своим чередом, делайте финт ушами. 

  • Обратная связь

Важно вслух рассказать кому-нибудь свою историю, сцены и идеи. Даже не обязательно профессионалу, потому что проговаривая вслух, вы поймете — что нелогично, где вы запинаетесь, что затянуто, а что, наоборот, нужно объяснять. Вы сможете грамотнее сформулировать какие-то вещи, добить какие-то идеи. Возможно, тот, кто вас слушает тоже подкинет интересный совет или информацию.  А еще по его реакции вы поймете, насколько вам удалось заинтересовать своей историей кого-то другого. 

  • Последовательность

Если вы долго не можете начать, попробуйте забыть, что в истории должна быть какая-то последовательность. Наберите самые разные диалоги, реплики, завязки, развязки, варианты конфликтов и сцен, которые могли бы в истории произойти. Так вы сдвинетесь с места, сможете частично увидеть свою историю и дальше все пойдет быстрее, а эти зарисовки послужат вам ориентиром, когда начнете выстраивать скелет истории, что-то из этого не будет использовано, но зато вам будет от чего оттолкнуться.

  • Визуальный ряд

Очень важное для кино правило — показывать, а не рассказывать. Любую информацию в первую очередь обдумывайте в контексте визуального ряда.  Думайте, как ее лучше передать через действия и события, а уже потом, если не найдете решения, через текст. Зритель хочет доказательств, а значит видеть  самостоятельно, что и как происходит, он хочет сам делать выводы на основе увиденного, а не доверять чьим-то словам. 

  • Оригинальность

Необычными ваши истории станут тогда, когда вы поймете как работает каждое правило драматургии. Только после этого вы сможете осознанно экспериментировать.

  • Наполненность

Читайте статьи, которые может даже и не относятся к теме вашего сценария, но благодаря которым вы узнаете что-то новое. Например, в Википедии есть раздел, который называется «случайная статья» и если регулярно в него заглядывать, можно найти много интересного, то что вы бы не полезли сознательно гуглить, но что точно расширит ваши представления о мире. А что расширяет наше понимание мира, то и вдохновляет. 

Чтобы понять как придумать интересный сюжет важно понять как вы сами смотрите на мир, как его понимаете и чувствуете. 

Сценарий — это 80% переписывание истории, это глубокая проработка темы, качественное исследование и поиск креативных решений. Главное, чтобы креативность и оригинальность была оправданна и двигала историю вперед, а не превращала ее в бред сумасшедшего.

И не требуйте от себя сразу гениального нестандартного сюжета. Все приходит постепенно, через десятки и сотни попыток. Расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса творчества.

Есть слова, а истории нет. Знакомо? Тогда читайте: пост про то, как написать книгу, когда фантазия не работает. Вы узнаете, с чего начинать работу над рукописью без стартового замысла, где искать сюжеты, и как сделать из бессюжетного текста роман.

Авторы бывают разные: одни умелые рассказчики, другие – прекрасные стилисты, третьи (и эти самые счастливые) обладают и даром сочинительства, и литературным талантом. Чаще всего издатель сталкивается с первым типом авторов — хорошими рассказчиками и придумщиками: они сочиняют захватывающие истории с лихо закрученным сюжетом, но не всегда могут эти истории толково изложить и облечь в литературную форму. Однако им на помощь могут прийти литературные редакторы и бета-ридеры.

Вот второму типу авторов, способных хорошо писать, но не генерировать сюжеты, литературный редактор не поможет. А таких авторов пруд пруди, и сталкиваются они с одной и той же проблемой: им кажется, что у них нет истории. Есть слова и есть талант, есть яркие образы, меткие фразы, удачные обороты речи, но нет истории. Такие авторы годами вынашивают замыслы, мучаются, пытаясь придумать сюжет большого романа, но так и не двигаются с места. А ведь для жанровой литературы сюжет – это основа основ, без сюжета не будет произведения. Вот авторы и мучаются, а ведь выход из ступора рядом: только протяни руку, и вот он, выход.

Как придумывали истории знаменитые писатели

Рэй Брэдбери сочинял рассказы, опираясь на список существительных, каждое слово в котором вызывало у автора воспоминания, ассоциации, детские впечатления: он начинал писать, и история рождалась сама собой.

Стивен Кинг сочинял (и сочиняет) истории, которые можно свести к формуле «А что если»: то есть формулируется невероятное допущение, а затем описывается поведение людей в созданной ситуации.

Эрнест Хемингуэй, по его собственному выражению, «писал правду» и начинал с самой правдивой фразы, а затем рождались герои и события.

Лев Толстой при создании крупных произведений охотно пользовался дневниками (причем не только своими), случаями из жизни.

Фёдор Достоевский пользовался газетными хрониками.

Антон Чехов описывал сценки из жизни.

И в заключение этого краткого обзора методов работы известных писателей вспомним слова Анны Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора / растут стихи, не ведая стыда! /Как желтый одуванчик у забора, / как лопухи и лебеда. / Сердитый окрик, дёгтя запах свежий. / Таинственная плесень на стене… / И стих уже звучит, задорен, нежен, / на радость вам и мне». То есть литературным текстом может стать все, что угодно. И историю можно найти везде.

Выдуманные истории: сюжетные формулы

Первое, что мы предлагаем сделать – это воспользоваться сюжетной формулой. Внимание: речь не идет о сюжетных архетипах, к которым любой автор тоже может смело обратиться. Нет, мы говорим о более простых приемах: о формулах построения сюжета. Они лаконичны и легко запоминаются. По ним можно писать, как большие романы, так и короткие рассказы. Ниже приведены варианты развития сюжета. Но прежде мы скажем о том, какие ингредиенты обязательно должны быть добавлены в рецепт удачной истории (особенно если речь идет о жанровой литературе):

                      Неординарный герой + неординарные обстоятельства

Для иллюстрации упомянем Д’Артаньяна, Гарри Поттера, Шерлока Холмса, Ниро Вульфа.
Неординарный герой может быть заменен на самого заурядного: тем сильнее будет эффект от столкновения с обстоятельствами, выходящими за рамки обычного. «Неординарные обстоятельства» могут быть заменены на  необычные мотивы, которыми руководствуется главный герой, умозаключения, к которым он приходит, встречи, условия и т.д.

Итак, берем героя (заурядного или неординарного), придумываем необычные обстоятельства и пишем историю по сюжетной формуле:

  1. Кто-то сделал что-то, и получилось вот что.
  2. Произошло вот это, и кто-то стал делать это,  а кто-то вот это.
  3. Кто-то отправился куда-то, встретил тех-то и узнал вот это.
  4. Кто-то встретил (как вариант — полюбил) кого-то, и все перевернулось. Инверсированный вариант: кто-то потерял кого-то, и началось.
  5. Кто-то попал куда-то и пытается вернуться обратно.

Эти формулы не исчерпывают все возможные варианты построения сюжета: фабульное многообразие намного богаче, но начать мы предлагаем с одной из этих формул, потому что они не задают четких тематических рамок, позволяя автору  двигаться в любом направлении. Например, бизнесмен встречает на закрытой вечернике супермена, который посвятил его в большие тайны мирового закулисья, что позволило герою совершить множество подвигов и спасти мир. Или мужчина среднего возраста, интеллигент и мыслитель, в попытках преодолеть экзистенциальный кризис отправляется в пешее путешествие по Алтайскому краю, там он встречает мудрых старцев и простых жителей захолустных деревень, цельных и гармоничных, герой сталкивается с трудностями, познает себя и обретает мир в душе.  Или: ёжик встречает на лесной тропе лисёнка и они становятся друзьями, поскольку выясняется, что каждый любит осень: ёж за урожай, лис за торжество рыжего цвета…  Варианты могут быть любые.

С чего начать писать, если замысла нет

Итак, с чего начать? Допустим, у автора нет желания следовать готовой формуле, сюжетному архетипу, он хочет нащупать свой путь. Что ж, садимся и пишем.

  1. Даем себе установку создать вспомогательные фрагменты: описания места действия (как локальные, так и масштабные: от интерьера до создания картины мира), описание внешности и характера героев, лирические отступления (размышления автора на отвлеченную тему), диалоги.
  2. Обращаемся к собственному опыту: выбираем историю из жизни — своей, близких или далеких людей. История может быть глобальной, охватывающей жизни нескольких людей, семей, поколений (научный успех профессора Х, дореволюционная история семьи) или локальной (Как я вспахал поле/переплыл Волгу). Это могут быть сценки из жизни и даже пейзажные зарисовки.
  3. Если писать хочется, а история все равно не рождается, есть смысл попробовать одну из предложенных нами тем. Ниже мы приводим перечень историй, которые можно описать: выдумать или рассказать то, что произошло на самом деле. Этот перечень может быть бесконечным, мы с формальной целью ограничили его двумя десятками тем — если написать историю на каждую тему, в результате может получиться самостоятельное произведение, эдакое лирическое повествование, в центре которого будет рефлексирующий герой.

О чём можно написать:

  • История первой любви.
  • История борьбы с… (учителями, привычками, одноклассниками, ленью, системой).
  • История семьи в трех поколениях.
  • История одного человека во время большого потрясения (война, политический переворот, высадка на Луну, оттепель).
  • История одной поздней весны.
  • История о поиске себя.
  • История своего появления на свет.
  • История изобретения революционных вещей: джинсы, кока-кола, атомное оружие.
  • История рождения и смерти.
  • История о выпускном вечере (школа, колледж, институт).
  • История своих первых денег.
  • История апельсина из Марокко.
  • История мужчины с седой бородой.
  • История ждущей женщины.
  • История о том, как первый раз покупал (мебель, телефон, билеты на самолет).
  • История летнего отдыха.
  • История книги на пыльной полке.
  • История забытой детской игрушки.
  • История первой дружбы.
  • История одной печной трубы (топора, зубила, глиняного горшка, подковы).

Роман из бессюжетного текста

Казалось бы, какое может быть произведение из текста, в котором нет связного сюжета? Однако история мировой литературы XX века знает множество примеров если не абсолютно бессюжетных произведений, то таких, в которых фабула ослаблена, а история играет второстепенную роль. Как правило, речь идет о серьезной (высокой, качественной, интеллектуальной) прозе. К таким произведениям относятся «Уллис» Джеймса Джойса, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Хазарский словарь» Милорада Павича, тексты Марселя Пруста, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Жалобная книга» Антона Чехова. Здесь же уместно вспомнить автобиографические романы и путевые заметки, произведения, основанные на размышлениях, рассуждениях автора.

Соответственно, полноценное произведение может получиться из ряда эссе, объединенных общей идеей, темой, мощно звучащей в каждом отдельном бесфабульном фрагменте. Как вариант: повествование от первого лица, рассуждения о времени, поколении, текущем историческом моменте, человеческой природе – и все это, конечно, должно быть мало-мальски сдобрено сценками из жизни, наблюдениями за происходящим. В результате получится то, что литературовед Борис Томашевский называет «публицистическим» и собственно «бессюжетным романом».

Главное на этом этапе ‑ сесть и писать, не отрываясь, давая волю своей фантазии, ибо между автором и листом бумаги нет никаких преград: здесь он полноправный хозяин, способный сотворить жизнь на Юпитере и вывести формулу бессмертия. Пишите смелей, у вас обязательно получится!

Астронавт, космос, планета, петля, оригинальный сюжет рассказа, литературное произведение

Как придумывать сюжеты и достичь в этом оригинальности

Начните со своей жизни, а от неё осторожно переходите к выдумке. Жизнь оригинальна, неповторима.

Научитесь формулировать идею и доказывать её в центральном конфликте вашего произведения.

Проанализируйте рассказы классиков XIX и XX веков: от реалистов до фантастов, от Чехова до Казакова, от Фицджеральда до Саймака.

Выдайте ударный первый абзац своей истории.

Не пишите с начала до конца, если вы мыслите сценами. Пишите так, как вам удобно; так, как велит вдохновение. Спешите записать эпизод, когда он сложился в сознании: бросайте все дела, вскакивайте с постели, убегайте из ресторана, зажигайте ночью свет — записывайте!

Познакомьтесь со своими героями поближе.

Избегайте машинных генераторов сюжетов — берегите свою оригинальность.

Ниже обо всём этом я рассказываю подробнее.

Как придумать оригинальный сюжет истории? Начните со своей жизни!

Первый этап: не придумывайте. Берите свою жизнь. Она оригинальна. Она неповторима.

Рассмотрите свою жизнь как ленту кадров. Выберите конфликтный кадр. Конфликт — самое главное. Без конфликта рассказ вы не напишете.

Затем подумайте о завязке, развитии действия, о кульминации и развязке.

Подумайте о том, в первом или третьем лице будете писать рассказ. Умеете писать отстранённо, по-чеховски? Не хотите (опять же по-чеховски) выдавать себя с руками и ногами? Берите третье лицо.

Желаете создать полное доверие между автором, героем и читателем? Используйте первое лицо. Первое лицо порождает особую доверительность.

Отнюдь не обязательно следовать правде во всём. Вы не перед судьёй.

Применяйте воображение. Без фантазии нельзя написать даже художественный текст, построенный на биографии. Да, надо немножко пригладить, дополнить, довести до сюжета, оттенить и выпятить, подкрасить и глянец навести. В этом тоже проявляется авторская оригинальность. Во имя сюжета дозволяется всё!

Итак, второй этап: придумывайте.

У жизненной истории нет окончания? Тусклому реальному событию недостаёт огненной силы литературного финала? Или же финал вполне литературный, но у вас в голове вертится другая развязка? Не бойтесь воображать и переиначивать реальность. Освещайте её так, как вам угодно. Главное — не грешите против логики. И будьте верны идее и сюжету. Не отдаляйтесь от идеи, не засоряйте сюжет посторонними линиями.

Научившись брать сюжеты из своей жизни, вы сможете и выдумывать. Помните: второе всегда сложнее первого. Поэтому перечитайте подзаголовок этого раздела. Скопирую его сюда: «Как придумать оригинальный сюжет истории? Начните со своей жизни!»

Я написал много историй, много рассказов и повестей. Я разобрал и выправил тысячи сочинений разных авторов. Поверьте мне: начать со своей жизни — правильный путь. Он избавит вас от множества сюжетных ошибок. Автор, прорисовывающий в словах собственную жизнь, прекрасно знает материал, имеет готовый конфликт и сводит применение фантазии к творческому минимуму. Самое то для хорошего старта!

Идея и конфликт — главные компоненты оригинального сюжета

Научитесь выражать идею (главную мысль произведения) в одной фразе. Не можете сформулировать идею будущего произведения? Значит, вы его не создадите. Значит, вам нечего сказать.

Прочтите мой небольшой материал об идеях художественных произведений. Он вас выручит.

Центральный конфликт в сюжете нужен как раз для прояснения идеи. Вы писатель. Писатель не объявляет свою идею: мол, я хотел сказать то-то, — а показывает её и доказывает через конфликт и его разрешение.

Считайте, что сюжет — это гипотеза. Вам предстоит её доказать, довести до стройной теории.

Для решения такой задачи вы обязаны мыслить языком сцен и языком психологии героев. Запретите себя мыслить штампами и применять чужие установки. Штампуя, вы не придумаете оригинального сюжета.

Идея — сердце вашего произведения. Нет идеи — нет и сюжета.

Читайте. Учитесь сюжетосложению у классиков

Почитайте рассказы самых разных авторов: Чехова, Бунина, Казакова, Паустовского, Фицджеральда, Хемингуэя, Саймака, Брэдбери.

Читая, следите за тем, как начинается рассказ и как ветвятся линии, заданные в завязке. Следите за тем, как расставлены завязка и экспозиция. Фантаст Клиффорд Саймак для повышения градуса динамичности нередко давал экспозицию после завязки. Он сначала наливал читателю виски, а потом предлагал пиво.

Анализируйте идею произведения. Думайте над каждым сюжетным поворотом, ведущим к идее. Особенно думайте над кульминацией. Кульминация — самое острое, самое увлекательное место в истории. Отследите кульминации у тех авторов, которых читаете.

Читая, думайте и о своём сюжете.

Провал в кульминации уничтожит весь ваш сюжет. Не допускайте этого. Изначально подумайте о главном конфликтном событии, которое развернёте в кульминации.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта за один день.

Когда пишете рассказ, читайте рассказы — малую форму. Когда пишете роман, читайте романы и повести — крупную форму. Это поможет вам собраться, настроиться на верный лад.

Помните: читаемое влияет на ваш стиль письма. Старайтесь не читать много перед своей писательской работой. Иначе ваш рассказ будет похож на плохо сшитое лоскутное одеяло. Придётся шить заново.

Придумывание хорошего сюжета истории. Подспорье автора

Авторским подспорьем в придумывании хорошего сюжета служит абзац номер один.

Осветите в первом абзаце, коротком ли, длинном ли, или, если это необходимо, в первых трёх-четырёх абзацах, центральное событие, завязывающее конфликт. Такое событие станет вам путеводной нитью. Вы отлично представляете, с чего всё началось? Значит, вы наполовину уже придумали сюжет истории.

Введите в первых абзацах главного героя, место действия, время действия. Обрисуйте бегло линии конфликта. Это тем более необходимо, если ваш герой подан от 1-го лица. Пусть ваш персонаж действует. Не усыпляйте читателя с первых строк. Придерживайтесь стремительного стиля. Рассказ — не роман, и первые сто страниц романа «Обломова» стали бы для вас неподходящим композиционным и сюжетным примером.

Не откладывайте сюжет на потом. Сразу записывайте!

Я знаком с одним товарищем, окончившим литературный институт. Помню, он изрядно раздражился, когда я сообщил ему, что не признаю порядка в придумывании сюжетов и написании рассказов. Я сказал ему вот что: я могу начать с первого абзаца, от него броситься к финалу и выписать развязку, а оттуда перейти вдруг к середине и написать пару сцен там. Могу начать с кульминации: меня сильно заводит главный конфликт, заводит столкновение и его финал. Могу всё написанное перемарать, оставив два-три предложения.

Мой знакомый этого не понимал. Его учили писать «по порядку».

Напрасно учили.

Порядок годится, быть может, для бухгалтерии. У творчества дебета и кредита нет.

В нашей голове работают подсознание и сознание. Сюжетные мысли могут явиться рано утром, посреди ночи, за обедом и в туалете. Вдохновение порядка не придерживается.

Придумывая сюжет, я мыслю сложившимися сценами. Одни сцены в моём сознании сложились, проявились, другие — нет. Сложившиеся просятся на бумагу. Я хватаю листок и карандаш.

Так же поступайте и вы. Не откладывайте. Скорее берите бумагу или включайте компьютер и набрасывайте те эпизоды, что сложились в голове. Не имеет значения, из какой композиционной части эти эпизоды: из начала или из конца истории. Важно записать. Иначе забудете.

Действуя таким образом, вы научитесь придумывать сюжеты и заодно натренируете воображение. Вы привыкнете к ритму жизни зигзагами, к писательскому ритму. Носите с собой повсюду блокнот и карандаш. Живите с сюжетами!

Записали сцену, но герои просятся дальше? Отлично! Пишите. Именно так и придумываются хорошие сюжеты.

Люди неповторимы. Их судьбы, характеры, решения оригинальны

Сюжет задают события и герои, в событиях участвующие.

Вы придумали все конфликты в сюжете. Вы наметили героев, главных и второстепенных. Вы знаете их имена, профессии, их темперамент, их лексику, вы понимаете, как они будут вести себя в придуманных вами ситуациях.

Продвигаясь по сюжету, не забывайте: они — не вы. Персонажи не говорят вашим языком, не думают вашими мыслями, не живут так, как живёте вы. Приравняв всех героев к себе, вы сломаете сюжет и не докажете идею. Читатель вам не поверит. Случится и кое-что похуже: читатель над вами посмеётся.

Если вы учились придумывать сюжеты так, как я написал в первом разделе, вы избегнете этой ошибки, типичной ошибки молодых авторов. От себя в первом лице вы потихоньку научитесь переходить к другим героям, понимать их точку зрения, видеть мир их глазами.

Сюжет получается выпуклым, трёхмерным у тех писателей, которые изображают каждого персонажа неповторимо, живо. Оригинальность персонажа передаётся через его профессиональную и разговорную лексику, через тип его темперамента (меланхолик не отреагирует на конфликт так, как холерик, а значит, сцена разрешится иначе), через его пол, возраст, образованность, убеждения, круг интересов, хобби, короче говоря, через его внутренний мир.

Мужчина пятидесяти лет, доктор технических наук, ужасно рассеянный изобретатель, и девушка двадцати лет, предельно собранная студентка лечебного факультета медакадемии, столкнувшиеся в больнице, будут говорить настолько по-разному, что даже без поясняющих слов автора читатель различит их реплики.

Научившись передавать при помощи диалога характер каждого героя, выражать через слова его личность, вы почувствуете себя настоящим писателем.

Не пользуйтесь генераторами сюжетов. Они убьют оригинальность

Полагаясь на генераторы сюжетов, на разные программы, комбинирующие машинным способом идеи для сюжетов, начинающий писатель выключает собственную фантазию. Такой человек не вправе называться гордым словом «автор». Он сознательно отказывается от тренировки воображения, он стирает собственную оригинальность.

Не пользуйтесь генераторами сюжетов. Желаете придумать оригинальный сюжет — избегайте всего шаблонного. Сюжет — не колода карт.

Узнайте кое-что о вреде генераторов для писателей.

Настоящему писателю, стремящемуся к оригинальности, сочиняющие машины противопоказаны. Сюжетные идеи родятся из жизненного опыта автора, из его начитанности, из воображения, из увлечений, из окружающего его мира.

Идей великое множество. Так не убивайте их вздорными генераторами!

Вы человек и автор. Вы творец. Или вы машинный придаток?

Откажитесь от машин — останьтесь человеком!

© Олег Чувакин, 15 марта 2023

💝 122

Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.

Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.


«Создавая бестселлер»

Главная идея

Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.

Годы идут, а опыта всё еще недостаточно. Так как же найти главную идею прямо сейчас?


Источник

Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.

  • Что вы хотите, чтобы читатель понял по прочтении книги?
  • Зачем вы пишете книгу?
  • Что вы хотите сказать?
  • Какой общий вывод от прочитанного вы хотите внушить читателям?

Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.

Примеры главной идеи

Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.

  • Духовный путь полон препятствий, но если человеком движет самоотверженная страсть, он сможет измениться настолько, чтобы побороть боль и снова полюбить (Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби»)
  • Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»)
  • Твой дом там, где твое сердце (Билли Леттс «Там, где сердце»)


Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник

  • Преданность семье ведет на путь преступлений (Марио Пьюзо «Крестный отец»)
  • Люди, оставленные справляться собственными силами, как правило, естественным образом обращаются к жестокости, дикости и варварству (Уильям Голдинг. «Повелитель мух»)
  • Совесть, любовь и верность важнее, чем социальное положение, богатство и успех (Чарльз Диккенс «Большие надежды»)

Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.

План на основе подсчета страниц

Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).


В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник

Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.

Если вы только начали писать, примерьте на свой проект количество страниц какой-нибудь похожей понравившейся вам книги.

Начало

Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.

  • Вы договариваетесь с читателем, о чем будет, а о чем не будет ваша история.
  • Даете представление о времени и месте действия.
  • Развиваете драматическое действие и лежащий в его основе конфликт.
  • Знакомите читателя с протагонистом и другими персонажами, показываете, кто они, их характер и роль в истории.
  • Показываете ближнюю цель героя и даете намек на его дальнюю цель.
  • Знакомите в общем виде с главной идеей произведения.

Кто такой протагонист

Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.


Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник

Его эмоциональное развитие, то, как он переживает события, испытания, взлеты и падения, составляют основу книги. Вы можете даже составить эмоциональный профиль героя. Вот, к примеру, профиль героини из романа «Причуда» .

  • Эмоциональный профиль героини
  • Имя: Рэй.
  • Недостатки: подозрительна, возбудима, предубеждения, на краю.
  • Страхи: сходит с ума, убивает себя.
  • Сила: непоколебимость, дисциплина, упрямство, воля.
  • Ненависть: быть испуганной.
  • Любовь: внучка, работа с деревом.
  • Мечта: быть нормальной.
  • Тайна: на секунду ей показалось, что она может убить ребенка.

Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.

Антагонист

В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.

Чем сильнее и значительнее, тем больше драмы, напряжения и волнения в эпизодах.


Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник

Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.

  • Другой персонаж: семья, друзья, коллеги, враги или любимые.
  • Природные причины: ураганы, землетрясения, наводнения, законы физики.
  • Общество: религия, правительство, обычаи.
  • Механизмы: машины, роботы, космические корабли, мотоциклы.
  • Бог: мистические представления.
  • Сам протагонист: внутренний мир, ошибки прошлого, страхи, пороки, сомнения, моральный выбор, сила воли.

Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.

Драма или нет?

Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.


Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник

  • Если протагонист не контролирует ситуацию, мы начинаем сомневаться в исходе дела. И это добавляет драматизма.
  • Если кто-то другой одерживает верх, мы не знаем, чем это в итоге закончится. «Получит герой то, чего он хочет, или нет?» Этот вопрос подогревает ощущение драмы, и читатель старается поскорее узнать, как все разрешится.

Драматическое действие добавляет в роман конфликт, напряжение, тревогу, неизвестность и страх — одним словом, драму.

Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.


Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник

Вот некоторые примеры пассивного действия:

  • два персонажа смотрят на витрины и болтают;
  • персонаж показан в ситуации превосходства;
  • два персонажа идут по пляжу;
  • персонаж готовит завтрак и садится за стол.

Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.

Как создать конфликт

В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.

Люди читают истории, чтобы увидеть, как персонажи растут и меняются, даже если эти изменения им не на пользу.


У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник

Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.

  • Сделайте так, что тому, что или кого любит ваш протагонист, угрожает опасность. Это заставит героя принять решение и действовать. Повысьте ставки и сделайте угрозу в следующем эпизоде большей, чтобы конфликт рос.
  • Заставьте ваших героев хорошенько побегать. Поместите протагониста в самую гущу того, что он ненавидит, и покажите, какие он примет решения, чтобы избежать этой ситуации, выйти из нее или изменить ее.
  • Покажите, как главный герой выходит на передний план вопреки своему самому большому страху.
  • Сообщите читателю, какая главная мечта у вашего протагониста, а потом покажите, как его пороки не дают ему достичь этой мечты.

Флешбэки

Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.


Кадр из фильма «Английский пациент». Источник

Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.

  • Не используйте их слишком много: чем меньше, тем лучше.
  • Постройте сюжет для флешбэка, пусть в нем будет конфликт и напряжение. (Флешбэк должен быть мини-историей внутри большой истории.)
  • Возвращайтесь в прошлое, только если оно имеет непосредственное влияние на настоящее.
  • Прежде чем обращаться к флешбэку, заложите для читателя надежный фундамент в самом начале основной истории: кто есть кто, где, когда и почему.
  • Прежде чем нырнуть в предысторию, дайте читателю какую-нибудь неповторимую, запоминающуюся подробность. Возвращаясь в настоящее, снова упомяните эту деталь. Так читатель будет понимать, где вы отправили его в предысторию и где вернули обратно.
  • Ясно укажите дату или время, в которое вы возвращаетесь. И укажите настоящее время, когда вы вышли из флешбэка.
  • Если вы чувствуете, что вам просто необходим флешбэк, дотерпите до середины. К этому времени читатель уже свыкнется с основной линией, и ему будет не так дискомфортно перемещаться туда-сюда во времени.

Больше драматизма!

Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.

Ваша история будет красива — персонаж преодолеет все конфликты и разделается с каждым противником, — но скучна.

Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.

  • Призовите на помощь антагонистов. Пусть:

— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;

— герой сталкивается со стихийными бедствиями;

— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;

— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;

— по дороге на важное событие у героя ломается машина;

— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;

— ему попросту не хватает времени;

  • Поставьте в середине книги предзнаменования, которые повысят общее напряжение, конфликт и тревожность вашего сюжета.
  • Пропишите в подробностях реакцию героя на препятствия — так вы сможете более глубоко раскрыть его эмоциональное развитие.
  • Запутывайте героя и разрушайте ожидания читателя. Допустим, персонаж (или читатель) считает, что он установил личность убийцы. Герой идет сразиться с этим мерзавцем — и внезапно наталкивается на его труп.


Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник

  • Не раскрывайте все сразу. Оставляйте намеки и сплетайте сеть подробностей, которые еще предстоит узнать. Подкармливайте тревогу, связанную с неизвестностью. Любопытство, желание узнать ответы на все поставленные «почему» и «как» будут затягивать вашего читателя все глубже и глубже в историю.
  • Добавьте второстепенную сюжетную линию, которая будет связывать и поддерживать главную, придаст разнообразия и усложненности.

Не надо клише

Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.


Источник

Напишите первый черновик, не думая обо всех этих подробностях. А вот во время редактуры обдумайте каждую из них и замените нестандартными метафорами.

Продуманные детали

Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.


Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник

  • К примеру, многие эпизоды в середине книги «Тайная жизнь пчел» Сью Монк Кидд включают в себя технологии пчеловодства. Читатель много узнает о меде и пчелах. В то же время глубже понимает персонажей.
  • Книга Джона Ирвинга «Правила виноделов» рассказывает о том, как собирать яблоки и делать сидр.
  • А действие романа Абрахама Вергезе «Рассечение Стоуна» повествует о врачебной практике.

Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.

По материалам книги «Создавая бестселлер»

Обложка отсюда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Dishonored 2 как найти код открывающий кабинет
  • Как найти по телефонному коду город
  • Масса лошади как найти
  • Как найти ответ на вопрос по истории
  • Как составить таблицу координатной точки

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии