решение вопроса
Похожие вопросы
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,663 -
гуманитарные
33,654 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,987 -
разное
16,906
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Как составить летопись своего села: метод. рекомендации / Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова; сост.: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева ; отв. за вып. Л. В. Фарафонова. – Барнаул: РИО АКУНБ, 2011. – 12 с. Скачать пособие в виде PDF файла |
|
В пособии даются практические советы библиотекарям по написанию летописи села: организации работы, методике сбора материала, его обработке и систематизации. Источник: сайт АКУНБ им. В.Я. Шишкова |
сост.: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева
Содержание
Вступление
Что такое летопись?
Учредитель летописи, его обязанности
Авторский коллектив (составители), его обязанности и отчетность
Что важно для летописца?
С чего начать работу над летописью?
Структура летописи, порядок ее ведения
Какие сведения рекомендуется отражать в исторической справке?
Отражение в летописи современной жизни села
Об электронном варианте летописи
Сбор и обработка материалов
Летопись – памятник духовной культуры
Рекомендуемая литература
Современные библиотеки активно занимаются изучением прошлого своего края. Они традиционно накапливают сведения из истории городов и сельских населенных пунктов: оформляют альбомы и папки газетных вырезок, записывают воспоминания старожилов – очевидцев различных памятных событий, собирают рукописи, дневники, письма, фотографии земляков.
В настоящее время многие библиотеки приступили к написанию летописей своих сел. Надеемся, предлагаемые методические рекомендации окажут помощь летописцам в их работе, помогут в сборе и фиксации материалов об истории и современной жизни села.
Что такое летопись?
Каждому культурному человеку хорошо известны исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам. Это летописи – самые значительные памятникиобщественной мысли и культуры Древней Руси.
Впоследствии летописи не только отражали исторические сведения, но и включали записи о современных летописцу событиях по годам.
В нашем случае летопись – это рукописный текст истории и современной жизни села в хронологической последовательности.
В летописи регулярно фиксируются сведения об общественно значимых, неординарных, политических, экономических, культурнобытовых событиях данного села:
-
статистика рождений, браков, разводов и смертей;
-
общее количество населения села, количество школьников, призывников, пенсионеров, другая статистическая информация;
-
различная информация по экономике, культуре, инфраструктуре поселения;
-
сведения об учреждениях и организациях, расположенных на территории села, значимые вехи и достижения в их деятельности, ФИО руководителей с начала деятельности учреждений и организаций и по настоящее время;
-
трудовые, боевые, учебные и иные общественно значимые достижения жителей села или других лиц, имеющих отношение к сельскому поселению;
-
решения сельской и вышестоящих администраций и органов, касающихся жизнедеятельности села;
-
публикации в средствах массовой информации по вопросам, связанным с историей и современным положением сельского поселения;
-
важнейшие события в жизни сельской школы;
-
информация о событиях и празднованиях, отмечаемых в селе, природных особенностях и явлениях на его территории;
-
сведения о трудовых занятиях, народных промыслах, увлечениях и интересах жителей села;
-
хозяйственная деятельность физических лиц и организаций на территории села;
-
другие события, факты, цифры и даты, имеющие общественную значимость для данной местности.
Учредитель летописи, его обязанности
Учредителем летописи является администрация органа местного самоуправления.
В ее обязанности входит:
-
принятие решения о создании летописи и составе авторского коллектива (составителей);
-
регистрация данного документа;
-
обеспечение составителей информацией, находящейся в компетенции администрации села;
-
содействие составителям в сборе информации от учреждений, организаций и физических лиц, имеющих отношение к данному сельскому поселению;
-
в установленные сроки инвентаризации проверка наличия летописи как документа администрации села.
Авторский коллектив (составители), его обязанности и отчетность
Состав авторского коллектива (составителей) утверждается решением главы органа местного самоуправления. На общественных началах в него могут войти краеведы, представители администрации, библиотекари, учителя, ветераны войны и труда, жители села, школьники. Желательно привлечь к работе по составлению летописи местных поэтов, художников, фотографов.
Участников необходимо заранее подготовить к этой работе – помочь овладеть методикой самостоятельной работы с книгой и архивными источниками, научить их:
-
глубже работать с исторической литературой;
-
делать выписки, извлечения, давать ссылки;
-
записывать воспоминания очевидцев на различные носители информации;
-
составлять правильную библиографическую запись.
Работа потребует тесного контакта с местными и краевыми архивами, музеями, общественными организациями.
Очень важно, чтобы у авторского коллектива (составителей) летописи имелась возможность работать с современными техническими средствами: компьютером, сканером, копировальным аппаратом. С их помощью любой письменный или печатный документ, а также фотоархив станет доступен каждому, желающему его увидеть.
В установленные администрацией села сроки составители готовят отчет о проделанной работе и перспективах дальнейшей деятельности по созданию летописи.
Что важно для летописца?
Современным создателям летописей своих населенных пунктов принципиально важно соблюдать принципы этичности и достоверности при общении с людьми, предоставляющими информацию:
-
чувствовать ответственность за людей, с которыми они работают и чью жизнь и культуру изучают: избегать нанесения морального вреда или неправильного обращения, уважать благополучие, работать на долгосрочное сохранение артефактов, активно консультироваться с теми, кого исследуют, с целью установления рабочих отношений;
-
гарантировать, что исследование не повредит безопасности, достоинству или частной жизни людей, в отношении которых осуществляются профессиональные действия;
-
выяснить, желают ли лица, предоставившие информацию, сохранить анонимность или получить известность, и сделать все, чтобы исполнить эти пожелания. При этом нужно предупредить их о возможных последствиях такого выбора: несмотря на соблюдение условий, анонимность может быть раскрыта, а широкое признание – не состояться;
-
заранее заручиться согласием изучаемых лиц, которые могут быть затронуты исследованием. Это касается, в первую очередь, старожилов и ветеранов сельских поселений;
-
ответственно и своевременно планировать работу по созданию летописи как в настоящее время, так и на перспективу.
Таким образом, современный летописец в ответе не только перед людьми, которых затрагивает своим исследованием, но и за истинность той информации, которую он распространяет и обеспечивает ее правильное понимание.
С чего начать работу над летописью?
Подготовка к сбору и систематизации материалов:
-
предварительное знакомство с историей своей местности и административно-территориальным положением села;
-
беседа с учеными и исследователями, занимающимися местной историей, на предмет методики сбора материалов и их систематизации;
-
составление плана.
Изучение литературы и других информационных источников:
-
книги, журналы, газеты;
-
нормативные акты;
-
архивы своего села и района;
-
краевой и центральный архивы;
-
семейные документы;
-
свидетельства и воспоминания старожилов, переселенцев.
Структура летописи, порядок ее ведения
Структуру летописи разрабатывает авторский коллектив (составители) и утверждает глава местной администрации. Как правило, летопись состоит из двух основных частей:
1. История населенного пункта.
2. Летопись (хроника) населенного пункта.
В соответствии с российским законодательством, статус документа имеет бумажный вариант сельской летописи, который регистрируется в администрации села. Все записи в книге ведутся с указанием даты события, текста информации о прошедшем событии.
Источники информации могут быть официальными и неофициальными, письменными и устными, представлены в виде фото-, видео- и аудиозаписей. Каждый источник информации имеет свое значение, степень достоверности и значимости. Даже табличка на могильном памятнике, на правах источника информации, дает три вида информации: дату рождения, смерти и место захоронения человека.
На титульном листе летописи помещаются сведения о современном названии села с указанием района, края и времени начала ведения данного документа.
При полном заполнении предыдущей книги летописи работа продолжается в следующей. В этом случае на титульном листе летописи под названием населенного пункта указывается ее номер (книга 1, книга 2, книга 3 и т. д.).
Летопись заполняется черными чернилами, ровным красивым почерком, буквами средней величины с использованием различного трафарета. В тексте не должно быть исправлений, зачеркиваний. Записи ведутся с двух сторон листа.
Страницы проставляются в верхнем внешнем углу. Сноски даются внизу листа более мелким почерком и отделяются короткой линией от основного текста. Сноски обозначаются звездочками.
Повысят ценность собранных материалов сопровождающие их фотоальбомы, подлинники (ксерокопии) документов, образцы фольклора данной местности, аудио- , видеоряд, отдельные обзорные и тематические материалы, которые ввиду большого объема не вошли в текст самой летописи. Эти материалы хранятся как самостоятельные единицы. Не допускается вклеивание фотографий, документов и т. п. в книгу летописи.
Какие сведения рекомендуется отражать в исторической справке?
В разделе «История» приводится литературно обработанный текст истории поселения с момента его основания.
В исторической справке рекомендуется отражать следующие сведения:
-
расположение населенного пункта относительно районного центра и железнодорожной станции;
-
расположение на берегу реки или удаленности от нее;
-
географическое расположение, природно-климатические условия;
-
дата основания поселения;
-
имя основателя;
-
изменения в названии;
-
происхождение названия, связанные с этим легенды, были и т.д.
Отражение в летописи современной жизни села
Во второй части летописи на втором листе книги летописи помещаются следующие сведения: ФИО, должность ответственного за ведение книги, период, в который он вел записи.
Начинается ведение хроники современной жизни села с краткого обзора его социально-экономической и культурной жизни: площадь, количество жителей, предприятия, организации, учреждения, находящиеся на территории данного населенного пункта.
В центре строки крупным шрифтом выделяются цифры с обозначением года событий (2007, 2008, 2009, 2010 и т. д.).
Дата событий выделяется красными чернилами и свободным от текста полем.
Например:
12 января ____________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
В верхней части лицевой стороны листа на первой линии трафарета проставляется год.
Записи ведутся в порядке хронологии. В начале – события с известными датами, в конце месяца – с неизвестными. Если не известен месяц – событие записывается в конце года. После этого перечисляются приказы, постановления местной администрации. Далее – краткий статистический обзор (опираясь на данные органов власти, предприятий, учреждений, организаций и т. д.).
Записи в книгу летописи необходимо вести регулярно (не реже одного раза в квартал) в хронологическом порядке.
Об электронном варианте летописи
Одновременно с бумажным вариантом летописи, по возможности, ведется ее электронная версия. Она должна полностью дублировать бумажный текст. При этом условии электронная версия является полноправной авторской копией летописи.
В случае утраты бумажного варианта она должна быть восстановлена на основе ее электронной копии.
После окончания и сдачи в сельскую библиотеку очередной книги летописи ее электронная копия записывается на цифровой носитель в двух экземплярах и дальше передается по одному экземпляру в сельскую библиотеку и местную администрацию.
Сбор и обработка материалов
Основными источниками для создания летописи являются документальные источники, полученные из архивов и музеев.
Сбор материалов предполагает выявление сведений о селе из книг, сборников, журналов, газет и различных информационных материалов. Нужно быть готовым к тому, что во многих случаях информацию придется собирать буквально по крупицам. Это может быть глава или абзац из книги, всего несколько строк в газетной статье или одна из дат в хронике событий.
Выявление сведений необходимо начинать с изучения краеведческого фонда. Особенно тщательно следует прорабатывать краеведческие библиографические пособия, в первую очередь, краеведческие пособия, подготовленные сотрудниками районных (межпоселенческих) библиотек, а также издания краевых библиотечных цетров («Литература об Алтайском крае», «Страницы из истории Алтая» и т. д.). Пристально просматриваются подшивки местных, краевых газет и журналов.
Для того чтобы восполнить «белые пятна» в истории населенного пункта, с наибольшей полнотой запечатлеть знания односельчан о своем селе и довести их до потомков, краеведческий фонд пополняется неопубликованными краеведческими документами. Это машинописные и рукописные материалы, фотографии, архивные документы или их копии, документы местных администраций, слайды, видео- и аудиозаписи, иллюстративный материал. Это могут быть мемуары, дневники, письма, рисунки, воспоминания старожилов, переселенцев, знаменитых или известных земляков – уроженцев села – с пометкой «со слов». Сбор такого материала у местных жителей осуществляется на добровольных началах. Каждый «вклад» подлежит обработке: регистрации, редактированию и определению места хранения в фонде.
Регистрация таких документов, как единица хранения, осуществляется в специальной тетради (книге) либо на карточке. При регистрации необходимо проставить число, инвентарный номер поступившего документа, указать его название, точное имя, отчество и фамилию автора, вид документа, аннотацию, способ приобретения документа (подарен, обнаружен случайно и т. п.). Если это копия, то указать место, где хранится подлинник, а также сослаться на автора – составителя описания.
Если дается ссылка на рассказ очевидца, то необходимо указать его фамилию, имя, отчество, год рождения и адрес проживания.
Документы хранятся в папках. Фотографии – в конвертах, в вертикальном положении, отдельно каждый снимок.
Летопись – памятник духовной культуры
Существенную помощь в пополнении исторической части летописи может оказать использование Интернета, электронных каталогов, полнотекстовых баз данных и т. д.
Представленная в летописи информация относится к материалам повышенного спроса. В целях широкой популяризации собранных в ней сведений и одновременно сохранности подлинников документов составители могут предложить создание на основе этих материалов печатных изданий.
Информация, представленная на страницах газет, журналов, на радио и по телевидению, поднимет авторитет, значимость и самой летописи, и ее создателей, привлечет к работе по восстановлению и изучению истории своей малой Родины новых заинтересованных лиц.
Электронный вариант летописи правомерно разместить в Интернете, обеспечивая доступ к ней как можно большему количеству людей, интересующихся этой темой.
Созданная летопись села – это не просто перечисление исторических событий. Это памятник русской духовной культуры. Она уникальна.
Рекомендуемая литература
1. В помощь историко-краеведческой работе библиотек / М-во культуры РФ ; Гос. Публ. ист. б-ка ; сост. Е. В. Бесфамильная. – М.,1992. – 83 с.
2. Захарова, Г. Ведем летопись / Г. Захарова, Е. Зубкова // Хроники краеведа. – 2008. – № 3. – С. 13–16 ; № 4. – С. 10–12 ; № 5. – С. 13–18.
3. Летопись села : метод. рекомендации / сост. И. А. Ступко ; отв. за вып. Т. А. Максоева ; Иркут. обл. публ. б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского. – Иркутск : [б. и.], 1996. – 6 с.
4. Составление летописи населенных пунктов: (из опыта работы) / Г. Н. Резниченко, Л. А. Захарова ; Рязан. УНБ, Старожиловская ЦРБ. – Рязань : [б. и.], 2002. – 5 с.
5. Толкунова, В. Возвращение к «малой Родине» : [опыт работы отд. краевед. библиографии Владимир. ОУНБ] / В. Толкунова // Библиотека. – 1995. – № 10. – С. 83–84.
6. Удалова, Л. Профессиональных дел летописцы / Л. Удалова // Библиополе. – 2006. – № 12. – С. 12–14.
7. Чурочкин, Б. Летописное искусство / Б. Чурочкин // Хроники краеведа. – 2009. – № 4. – С. 8–21.
8. Шадрина, Л. В. В моем селе – моя судьба : (из опыта краевед. деятельности Баклушин. ист.-краевед. б-ки им. Ф. Ф. Павленкова Большесоснов. р-на) / Л. В. Шадрина // Библиотекарю для внедрения в практику работы. – Пермь, 2001. – Вып. 28. – С. 4–20.
9. Летописи: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://interpretive.ru/dictionary
10. Летописи: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://his95.narod.ru/leto.htm
УДК 9(с) + 913
ББК 63.3(2) + 26.891
________________________________________
Производственно-практическое издание
Как составить летопись своего села: методические рекомендации
Составители: Л. И. Лукьянова, Е. М. Терентьева
Ответственный за выпуск Л. В. Фарафонова
Корректор М. В. Сигарева
Компьютерная верстка С. Н. Арсентьева
Подписано в печать 28.01.2011. Формат 60×84 1/16. Усл. печ. л. 0,70.
Тираж 1 экз. Заказ № 559.
ГУК «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова». 656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, 5.
© ГУК «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова», 2011
Скачать пособие в виде PDF файла
Хотите разместить свою летопись в интернете? «Архивы — память общины» может вам в этом бесплатно помочь. Напишите нам: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Написание хроники требует планирования, а это значит, что прежде чем вы начнете писать текст, вам нужно подумать о форме. как он намеревается трактовать каждый из элементов, составляющих хронику: какова тема, в каком времени и пространстве, каковы символы. Для этого давайте вспомним, какой текст должен быть летописью.
Что такое хроническое?
Хроника — это короткий текст, в творческой и юмористической манере повествующий о повседневной ситуации. Он характеризуется простым языком, небольшим количеством символов и сокращением времени и места.
Под кратким текстом понимается текст, который вам не нужно долго читать. Хотя мы не можем определить размер, можно сказать, что хронику можно прочитать сразу, не требуя от читателя остановки во время чтения.
Есть несколько типов хроник — повествовательные, эссе, юмористические, описательные, рефлексивные — и каждая из них имеет определенную характеристику.
1. Первый шаг: выберите тему
Одна из главных особенностей летописи — подход к повседневным или обсуждаемым в то время вопросам.
Брачные отношения, еженедельный распорядок дня, семейные каникулы и неловкие ситуации — всегда актуальные темы. Но если вы хотите чего-то сиюминутного, будьте в курсе новостей и ситуаций, с которыми люди себя идентифицируют.
Пример хроники, посвященной супружеским отношениям.:
«У нас с женой есть секрет, как сделать брак долговечным: два раза в неделю мы ходим в отличный ресторан с вкусной едой, хорошим напитком и хорошим общением.
Она ходит по вторникам, а я — по четвергам ».
(Отрывок из Забавной хроники Луиса Фернандо Вериссимо)
2. Определите время повествования
Если выбранная тема остается актуальной с течением времени, вы можете говорить как в настоящем, так и в прошлом.
И если тема в моде, не обязательно помещать ее в настоящее время. Это возможность привнести нотку юмора в вашу хронику, подойдя к чему-то актуальному, но с точки зрения прошлого.
Пример хроники, контекстуализированной в карантине 2020 года:
«Когда вы открываете этот журнал, вы можете плакать. Или нет, возможно, вы слушаете альбом Каэтано с его детьми — для меня настоящий анксиолитик — или уверены, или даже погружены в пессимизм. Я здесь из своего привилегированного карантина в Сан-Конрадо, не имею возможности узнать ваше душевное состояние, а также ваше семейное положение, не говоря уже о вашем здоровье. Однако есть одна вещь о вас, которую я знаю, и это то, на что я решаюсь здесь: вы дома. Дома. Ваши друзья, если они не врачи, заправщики, медсестры, фармацевты или курьеры, тоже дома, как и ваше самое большое разочарование или ваша первая любовь ».
(Отрывок из хроники Марии Рибейро для журнала Veja)
3. Определите пространство, в котором разворачивается ситуация
В летописи пространство, в котором происходит повествование, ограничено. Это потому, что хроника должна быть короткой, и нет возможности разработать текст, охватывающий множество разных мест.
Примером выбранной грязной космической хроники является Рио-де-Жанейро.:
«Я не знаю, как обстоят дела в другом месте. Здесь, в Рио, беда, детские сады выставляют во имя святых июня, и родители вынуждены тратить тюбики на непонятные для детей костюмы быдла или любовь. Даже президент республики носит рваную соломенную шляпу на голове и приглашает министров на официальный горячий напиток, который обычно заменяют 12-летним виски ».
(Отрывок из «Июньских ночей», «Ночей прошлого» Карлоса Эйтора Кони)
4. выбрать персонажей
Как время и место в хронике ограничены, так и персонажи.
Поскольку текст летописи короткий, у большого состава нет возможности очертить свои действия.
Пример хроники, развивающейся вокруг персонажа:
«Это было в 1868 году. Мы были друзьями в клубе Fluminense на площади Конституции, доме, где сегодня находится Секретариат Империи. Было девять часов вечера. Мы увидели человека, который останавливался там накануне, вошел в чайную. Он не был молодым; большие умные глаза, бритая борода, довольно густая. На это ушло немного времени; время от времени он смотрел на нас, которые тоже осматривали его, не зная, кто это был. Это был доктор Сармьенто, который приехал из Соединенных Штатов, где он представлял Аргентинскую Конфедерацию, и откуда он уехал, потому что он только что был избран президентом республики. Он был с Императором и приезжал с научной сессии. Два или три дня спустя он отправился в Буэнос-Айрес ».
(Отрывок из «O Futuro dos Argentinos» Мачадо де Ассиса)
5. Определите тип рассказчика
Повествовательная направленность, используемая в хронике, является важным выбором, потому что рассказчик — это элемент, который дает голос тексту.
Если вы выберете рассказчик персонаж, помимо рассказа истории, рассказчик также играет роль персонажа в летописи и, следовательно, повествует от первого лица. уже наблюдатель рассказчик это то, что рассказывает от третьего лица.
Другой вариант — это всеведущий рассказчик, тот, кто рассказывает историю, зная обо всем, что в ней происходит, включая мысли всех персонажей. Вы можете рассказывать от первого или третьего лица.
Пример хроники, рассказчик которой является рассказчиком персонажа:
«Бесполезно не признаваться, что я смотрю футбол по телевизору около четырех часов в день, и нет никакой надежды, что он поправится до 11 июля. Я полагаю, что читатель тоже опьянен футболом, поэтому для разнообразия я расскажу вам об игре, в которую сыграли почти 37 лет назад в этом городе Рио-де-Жанейро. Вот мой рассказ, с небольшими сокращениями: «
(Отрывок из книги Рубема Браги «Прошло много лет»)
6. напиши свою хронику
После планирования текста самое время написать свою хронику.
Помните, что для этого текстового жанра требуется простой язык и что в нем может быть нотка юмора в дополнение к тому, что характеризуется коротким текстом.
Воспользуйтесь моментами, когда вы больше склонны писать, и выберите наиболее подходящую среду, которая поможет вам в работе.
В конце просмотрите хронику, обращая внимание на любые португальские или типографские ошибки. Чтение вслух также помогает в процессе корректировки текста.
Чтобы вы лучше понимали:
- Летопись: характеристика, виды и примеры
- Повествовательная хроника: что это такое, как делать, примеры
- Аргументативная хроника
Летопись как история семьи и рода
Близкие люди уходят из жизни или уезжают в дальние страны, воспоминания стираются из памяти, а детали даже самых важных событий забываются. Попробуйте сохранить хотя бы часть всего этого на бумажных страницах. Ваша летопись может стать настоящей семейной реликвией, которая будет передаваться из поколения в поколение.
16 февраля 2014
Летопись и генеалогическое древо
Фактологический материал
Чтобы летопись получилась интересной и информативной, начните со сбора и анализа фактологического материала. Для начала выберите информацию, которая имеется лично у вас. Затем приступайте к сбору данных у ваших родственников. Будьте готовы к тому, что процесс окажется весьма длительным, а сведения будут постоянно пополняться. Благодаря общению с дальними родственниками вы сможете сблизиться и увидеть вашу семью в новом свете.
Если есть возможность, наносите личные визиты к родственникам, распрашивайте о прошлом, о близких. Попросите несколько фотографий, открыток, вырезок из газет. Так вы сможете собрать массу ценного визуального материала
Помните о том, что ваши близкие могут путаться в воспоминаниях и фактах, особенно, если речь идет о пожилых людях. Чтобы проверить и уточнить информацию, целесообразно воспользоваться городскими архивами, местными справочными столами, библиотеками. Вы наверняка будете удивлены тем, сколько информации о членах вашей семьи содержится в общедоступных источниках.
Генеалогическое древо
Если ваша семья достаточно большая, вы можете запутаться в именах и родственных связях. Генеалогичсекое древо — отличный вариант для структурирования основной информации. С его помощью вы не забудете никого из членов семьи и уточните основные даты. В интернете существует множество сайтов, помогающих создать генеалогическое древо. Для начала вы можете воспользоваться подобной программой, а позже написать информацию на бумаге и красиво оформить ее.
Оформление летописи
Сделайте в летописи несколько разделов, которые будут постоянно пополняться как вами, так и вашими потомками. Приблизительная структура может быть следующей:
— происхождение фамилии;- генеалогическое древо;- краткая история каждого поколения;- яркие события из разных времен;- люди, чья судьба или достижения были наиболее выдающимися.
Разделы, иллюстрации, документы вы можете добавлять по своему усмотрению. В этом случае ваша летопись будет интересной и живой.
Создавая летопись, помните о том, что этот документ должен сохраниться на многие десятилетия. Сделайте своими руками или закажите у мастера большой альбом. Страницы должны быть выполнены из плотной бумаги, обложка — из прочного материала, а переплет должен быть максимально надежным. Фотографии лучше не вклеивать, а закреплять с помощью специальных уголков, иначе они испортятся от клея гораздо быстрее. Тексты пишите твердым карандашом, поскольку чернила ручки или принтера легко размываются от влаги и выгорают на свету.
МБОУ
Родниковская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского
муниципального района Республики Татарстан
Межрегиональная
гуманитарно-просветительская конференция
«История
моей семьи».
Номинация
«Семейная летопись»
Выполнила:
Сапожникова Кристина Вячеславовна,
ученица 10 класса МБОУ Родниковской сош
Руководитель:
Москвичева Светлана Викторовна,
учитель английского языка
Родники-2022
Оглавление
1. Введение.
Семья — основа общества.
2. Основная
часть
2.1 О
себе
2.2 Мои
корни
3. Заключение.
4.
Список использованной литературы.
5.
Приложение.
Цель: составить
семейную летопись моего рода (по материнской линии).
Задачи:
1. изучить
материалы семейного архива;
2.
продолжить сбор архивных материалов и воспоминаний о жизни предков;
3.
проследить военную биографию моих предков;
4.
составить «Древо жизни» и семейную летопись;
5.
составить родословное древо (приложение 1).
1.Введение
«Человеку
важно знать свои корни»
Василий
Песков
Испокон веков на
Руси основой общества, его опорой является семья. Семья в жизни человека
занимает наиглавнейшее место. И если человек не знает своих корней, то это
ведет к незнанию своей страны, своего народа, человек обделен теплом и
вниманием. Еще лет 50-70 назад семьи, как правило, были большие, жили тесно, но
дружно: родителей почитали, младших в обиду не давали. Определенное влияние на
ребенка оказывают бабушка и дедушка. И немаловажным фактором является
воспитание уважения не только к живущим родственникам, но и к тем, кто уже ушел.
Именно знание истории семьи, знание своих предков, воспитание в ребенке
уважения к настоящему и прошлому своих близких поможет в дальнейшем «получить»
честных, искренних, любящих, порядочных членов общества. Поставив перед собой
цели и задачи, я решила изучить историю своей семьи.
В научно-исследовательском
проекте на тему «История моей семьи», я изучила семейный архив, документы и,
основываясь на них, составила краткую летопись о судьбе моей семьи в разные
периоды времени. К готовому рассказу мной был подобран иллюстрационный ряд,
соответствующий характеру и содержанию работы.
В предложенном
школьном исследовательском проекте о вкладе семьи в развитие страны, мною
представлены старые фотографии и подробные рассказы о жизни древнего чувашского
рода и деятельности представителей моей семьи. Вопросы, ставшие основой работы,
должны побуждать учащихся к проявлению интереса к истории своей семьи,
проявлению ее потенциала при выполнении социально-значимых задач. Семья
является частью общества, а, значит связана с жизнью общества в целом.
2.1.О
себе
Меня зовут
Сапожникова Кристина Вячеславовна. Я родилась 21 апреля 2005 года. Мне 16 лет.
Учусь я в 10 классе в Родниковской средней общеобразовательной школе
Алексеевского района Республики Татарстан. Учусь я старательно, так как
собираюсь поступать на факультет «Таможенная логистика». Мое имя имеет
греческое происхождение, его значение —
«христианка», «посвящённая Христу». Было принесено в русский язык из Византии
вместе с христианством. В СССР имя Христина не имело широкого распространения,
хотя в скором времени появился фонетически деформированный вариант Кристина.
Я уверена, что меня таким редким именем назвали не зря (кстати, имя мне дал
папа), у меня добрая душа, и я люблю помогать людям.
Я
узнала, что обладатель фамилии Сапожников, несомненно, может гордиться своими
предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих
след, оставленный ими в истории России. На данный момент я еще не полностью
изучила происхождение своего рода, но уже с уверенностью можно говорить, что
многие его представители не были знатными людьми, но были чрезвычайно работящими,
сноровистыми, сильными и умными.
Фамилия
Сапожников имеет очень интересную историю происхождения и относится к
распространенному типу древнейших русских фамилий, образованных от прозвищ,
связанных с профессиональной деятельностью одного из предков. Эти прозвища
дополняли крестильные имена и, в некотором смысле, выполняли роль фамилий до
середины XVIII века. Таким образом, потомки
человека, обладавшего прозвищем Сапожник, со временем получили фамилию
Сапожниковы.
2.2 Мои
корни
Особым почетом и уважением на Руси
пользовались мельники, нередко эти трудолюбивые люди становились самыми
состоятельными крестьянами в родном селе. «Мельник не бездельник», — любили
говорить в народе. От нарицательного слова, означающего профессию, и пошло прозвище
человека – мельник. А его ребенок, например Андрей, назывался Андрей, мельников
сын. Постепенно прозвища были переосмыслены и появились две фамилии – Мельников
и Мельник. Люди с этой фамилией отличаются силой духа, неунывающим нравом,
целеустремлены и верны в семейной жизни. Вот именно с моего потомка, прапрапрадедушки
Мельникова Андрея Ефимовича, я и хочу начать свой рассказ о моем семейном роде.
Он женился на
Мельниковой Матрене Николаевне. Они воспитали 8 детей, из них 6 сыновей и 2
дочери. Их сын Мельников Афанасий Андреевич — мой прапрадедушка. Он родился в
1900 году. У него не было никакого образования, он был самоучка и всю свою
жизнь проработал сельским секретарем в конторе. Потом он женился на Мельниковой
Ульяне Филипповне. По словам моей прабабушки они жили в достатке. В свободное
время летом он ходил на рыбалку, а зимой на охоту. У них была корова, и из
молока они делали масло, сметану, творог и продавали. Ежегодно бесплатно сдавали
в заготконтору 40 килограммов мяса, 100 штук яиц (у тех, кто не мог сдать
норму вовремя, забирали скотину). Собирали деньги за бездетность, независимо,
есть у тебя дети или нет. Афанасий Андреевич и Ульяна Филипповна они прожили
недолго, но семья у них была такая же большая по нынешним меркам – 8 детей.
Потом после смерти Афанасия Андреевича, моя прапрабабушка вышла замуж еще раз.
Самый старший ребенок Иван родился в 1923 году. Следующий ребенок родился в 1926
году, его звали Александр. Третьего ребенка звали Николай, но, к сожалению, он
умер во младенчестве. Четвертым ребенком была моя прабабушка Сапожникова Вера
Афанасьевна, она родилась в 1929 году. Пятого ребенка звали Елена, она родилась
в 1934году. Шестой, седьмой и восьмой ребенок умерли во младенчестве:
Анастасия, Александра и Зинаида. Девятый и десятый ребенок родились от другого
мужа: Старцев Юрий Васильевич родился в 1943 году, умер в 1995 году, а Старцева
Роза Васильевна родилась в 1946 году. На данный момент она проживает в Москве. Моя
прапрабабушка умерла в 1966 году.
Моя прабабушка
Сапожникова (Мельникова) Вера Афанасьевна, родилась в 1929 году. Она окончила
4 класса в 1941 году. В период войны она помогала родителям в поле. В 1947
году она поехала в город Пермь на заготовку леса. В 1948 году 1 мая вернулась
домой. Летом на своих лошадях ездили в Куйбышев в Спасский район. В 1952-1953
года работала в поле. Еду брали с собой, когда еда заканчивалась для себя и для
лошадей, то возвращались обратно домой. Одну зиму ей пришлось валить лес на
пристани Берсут Мамадышского района ТАССР. В 1956 году вышла замуж за
Сапожникова Петра Васильевича. Построили дом, родили 5 детей. В 1971 году муж
умер от болезни. И она осталась одна с 5 детьми. На тот момент старшей дочери
не было и 15 лет, а младшей было 1 год и 8 месяцев. Дальше работала
разнорабочей в совхозе. С 1979-1989 года работала на мельнице до выхода на
пенсию. 18 августа 1998 года она считается Ветераном труда, а с 1 марта 2010
года ей присвоили удостоверение Ветерана. На данный момент ей 92 года. Она
имеет 8 внуков и 14 правнуков.
Мой прадедушка
Сапожников Петр Васильевич, родился в деревне Тиган – Булак в 1933 году. В
1953 году был отправлен в ряды армии. За отличную службы был награжден
Похвальным листом. Женился в 1956 году. В какой-то момент они даже разбежались,
что несвойственно для того времени, но потом одумавшийся прадедушка вернулся в
семью. Он работал конюхом, а летом пилил лес на дрова по просьбе жителей
деревни, так как у него была одна бензопила на всю деревню. В 1971 году он умер
из-за менингита.
Моя бабушка
Маркова (Сапожникова) Ольга Петровна родилась в 1956 году. Она окончила 8-летнюю
школу в деревне Тиган-Буляк в 1972 году. В 1971 году, когда умер ее отец, ей
пришлось устроиться на работу дояркой в 14-летнем возрасте. В 1975 году вышла
замуж за Маркова Анатолия Александровича. Она воспитала 3 детей и 7 внуков. Бабушка
работала 39 лет на одной и той же ферме, менялось только название места (колхоз
«Разумовский», далее переименованный в совхоз «Родниковский», затем «Олы Тигенале»,
далее «Ясная Поляна).
Мой дедушка Марков
Анатолий Александрович родился в 1954 году. Родом он из деревни Старый
Чувашский Адам Билярского района. В 1968 году переехал в деревню Тиган-Буляк и
здесь окончил 8-летнюю школу в 1969 году. После окончания школы работал 3 года
скотником. В 1972 году был призван в армию (служил 2 года в Германии)
Гвардейский стрелковый пол, сам был стрелком. В 1974 году вернулся из армии и
в 1975 году женился. До выхода на пенсию работал комбайнером. Стаж работы 44
года. Воспитывает 3 троих детей и 7 внуков.
Мой дедушка
Сапожников Владимир Григорьевич, родился в 1951 году. Он окончил 10 классов в
1966 году. После окончания школы 2 года работал трактористом в совхозе. В 1969
году через военкомат отучился на шофера. Осенью этого же года был призван в
армию. Во время службы участвовал в уборке урожая в Казахстане и за это был
награжден медалью за трудовое отличие. После армии работал 16 лет на грузовом
автомобиле. Еще он работал охранником в школе. В 1983 году работал водителем на
совхозе (возил директора совхоза). Потом 10 лет работал управляющим и после
этого в 2011 году ушел на заслуженный отдых.
Сапожникова (Плотникова)
Галина Ильинична – моя бабушка, она родилась в 1954 году. Она
окончила 10 классов в 1971 году. После окончания школы работала на ферме
дояркой. В 1972 году вышла замуж. Потом работала в детском саду
сантехником-кочегаром. В 2009 году вышла на пенсию. Воспитала 4 детей (Надежда,
Геннадий, Вячеслав и Вадим), 11 внуков и четверых правнуков.
Сапожников
Вячеслав Владимирович – мой папа, родился в 1977 году. Он окончил 10 классов
образования. После окончания школы поступил в Алексеевское СПТУ, отучился там
на водителя и после работал на легковом автомобиле. Потом в 1995 году был
призван в армию, которая дислоцировалась в городе Казани. После армии работал в
Родниковском совхозе, потом перешел ООО «Хузангаевское» обособленное
подразделение Народное Предприятие Алексеевское». И по сей день мой папа работает
водителем. В 2001 году женился на Сапожниковой Зинаиде Анатольевне. Воспитывает
троих детей. Мой папа очень трудолюбивый, добрый и справедливый. Его день
начинается с 4:30 утра, он кормит и убирает за скотиной и уже в 5:30 утра
уезжает на работу.
Сапожникова
(Маркова) Зинаида Анатольевна – моя мама, родилась в 1980 году. Она
окончила 11 классов.В подростковом возрасте она вместе со своей мамой Марковой
Ольгой Петровной ходила на ферму и помогала ей доить коров и ухаживать за ними.
После окончания школы поступила в Чистопольское педагогическое училище, которое
закончила успешно. После работала в Алексеевском районе селе Новоспасск
воспитателем . В 2001 году вышла замуж и переводом перевелась в Тиган-Булякский
детский сад. В данное время работает в Родниковском детском саду воспитателем.
Моя мама добрая, умная, заботливая, терпеливая, толерантная, корректная,
трудолюбивая. За свой труд мама неоднократно получала грамоты и дипломы.Моя
мама встает в 5 утра, чтобы подоить двух коров, потом спешит со свежим молоком
на пункт сдачи, а потом готовит вкусный завтрак для нас. Еще на нашем скотном
дворе есть куры, поросята и телята, а летом обязательно выращиваем уток,
бройлеров. А как приятно просыпаться в воскресное утро и дом наполнен ароматами
свежих пирогов. В нашей семье трое детей, и наши родители воспитывают в любви
и уважении к взрослым.
Моя прабабушка
Кузнецова Александра Лукинична родилась в 1914 году. Родом она из деревни
Старый Чувашский Адам. Она закончила 4 класса. Во время войны они на лошадях пахали
землю в полях, все трактора были отправлены на фронт. Сеяли поля руками как в
старину, убирали осенью серпом. Иногда они брали лебеду, зерно и перемалывали в
ручную, чтобы есть, так как не было еды, все люди голодали, многие умирали от
голода. Зимой ей приходилось валить лес. По словам моего дедушки, они носили
лапти, ноги очень сильно мерзли, но приходилось терпеть. С первым мужем моя
прабабушка жила в гражданском браке и родила ему дочь. Всего она родила и
вырастила троих детей (Сапожникову Анастасию Ивановну, 1945-2021, Сергееву
Марию Александровну, 1948 и Маркова Анатолия Александровича 1954 года). С 1968
года Александра Кузнецова сходится с Кузнецовым Павлом. Вместе они прожили 10
лет в деревне Красная горка Билярский район. Поле его сметри мужа она
переехала в деревню Тиган – Буляк к своему сыну Анатолию. До пенсии она работала
разнорабочей в колхозе.
Мой прадедушка
Марков Александр Данилович родился в 1921 году. Он родом из деревни Старый
Чувашский Адам. Там он закончил 7 классов. В 1941 году в марте его призвали в
армию. Три месяца он служил в Узбекистане, был пограничником. Место его призыва
в ряды Красной Армии: Билярский РВК, Билярский р-н Татарская АССР, воинское
звание: рядовой, военно-пересыльный пункт: Казанский ВПП. В 1941 году он был
ранен и был госпитализирован. Александр Данилович был отправлен 27.05.1943 году
в КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть) Московского гарнизона воинского
формирования тылового обеспечения. Был награжден Орденом Отечественной войны ІІ
степени. После возвращения домой работал бригадиром, затем плотником. В 1950
году женился и воспитал 6 детей 4 дочери и 2 сына. Еще у него были два
небрачных ребенка(Сергеева Мария Александрова и Марков Анатолий Александрович).
3.
Заключение
Анализ изучения мною моей семьи
позволил мне узнать до какого поколения помнят (имена, фамилии, годы жизни,
места рождения) моих предков мои родители, дяди, тети, бабушки и дедушки.
Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, бабушек — дедушек,
прабабушек и прадедушек, прапрабабушек и прапрадедушек, прапрапрабабушек и прапрапрадедушек
). Чем занимались мои прабабушки и прадедушки, каким трудом доставался им хлеб.
В ходе этой работы я пришла к мысли: семья — это одна из главных ценностей
для человека в жизни; необходимо знать историю своей семьи, уважать своих
родственников и помнить о них. А ещё я поняла: часто о человеке судят по
его семье; следовательно, свою семью я также буду создавать на принципах любви
и уважения. Понять это мне помогла эта небольшая поисковая работа.
Моя работа будет иметь продолжение,
так как растет и развивается мой род, наша родословная пополняется новыми
фактами из истории жизни моих предков. К нашему роду со временем естественно
будут присоединяться и другие рода. Также
хочу отметить, что я подробно изучила своих родственников в основном по
материнской линии, теперь я собираюсь изучить в подробностях свою родословную
по отцовской линии. Уверена, что это будет не менее увлекательно.
4.Список использованной литературы
1. Электронный
архив «Памать народа» https://pamyat-naroda.ru
2. Электронный
архив «Дорога памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru
3. Семейнный
архив: фотографии и документы.
4. Происхождение
фамилии Мельников (интернет- ресурсы syl.ru›article…proishojdenie—familii—melnikov)
Приложение 1