Удивительное дело, сколько мы всяких списков написали, а Список Лады в этом списке не найден.
Компенсирую.)))
1. Лечь спать в постель со свежими простынями.
2. Чихнуть три или больше раз подряд.
3. Болтать ногами в воде.
4. Поскользнуться и не упасть.
5. Ощутить песок между пальцами ног.
6. СМС-ка, которую ты ждала.
7. Проснуться после очень реалистичного кошмара и понять, что это был лишь сон.
8. Откусить пирожок/булочку/эклер с той стороны, где начинка.
9. Сесть на диван после целого дня на ногах.
10. Срывать защитный слой с экрана новеньких электронных гаджетов.
11. Когда тебя поздравляют с праздником люди, которых ты не знаешь.
12. Найти заначку, про которую ты уже забыла.
13. Когда холодная постель, в которую ты нырнула, наконец согревается.
14. Нечаянно точно ввести свой старый и давно забытый пароль.
15. Полный холодильник вкусностей, которые остались после праздников.
16. Издалека попасть бумажкой точно в мусорное ведро.
17. Ощущать, что в книжке, которая тебе уже очень сильно нравится, осталось еще много непрочитанных страниц.
18. Перевернуть подушку на прохладную сторону.
19. Плакать от смеха.
20. Надеть то, что ты только что купила.
21. Проснуться за час до звонка будильника, понять, что еще уйма времени и снова лечь спать.
22. Случайно где-нибудь встретить запах из детства.
23. Снова и снова слушать песню, которая тебе недавно понравилась.
24. Покрыться мурашками от услышанной музыки.
25. Когда тебе удалось все-таки выдавить последнюю порцию пасты из безнадёжного тюбика.
26. Перебрать коробку со своими детскими игрушками и вещами.
27. Лежать в кровати и слушать, как тяжелые капли дождя барабанят по крыше или подоконнику.
(текст приведен для примера, но теоретически может и быть применен!)))
На чтение 7 мин Просмотров 2к. Опубликовано 02.12.2022
Музыкальные лады составляют основу любой музыкальной цепочки. Каждая мелодия имеет свое уникальное звучание и настроение именно благодаря музыкальным ладам. Существует их достаточное количество, чтобы четко описать все эмоции, которые желает передать композитор в том или ином произведении.
Содержание
- История ладов
- Что такое музыкальный лад
- В чем отличие от гамм
- Построение ладов
- Группы ладов
- Список ладов
- Ионийский
- Фригийский
- Лидийский
- Дорийский
- Миксолидийский
- Эолийский
- Локрийский
- Другие музыкальные лады
История ладов
Впервые понятие гармонии и ладов упоминается в труде «Гармоника», который написал Клавдий Птолемей. Даже в античности уже музыканты пытались выделить и описать музыкальные цепочки с различным строением и структурой. Именно с этих времен пошли обозначения диатонических ладов в музыке: дорийский, лидийский, фригийский и прочие. До современного описания и применения в музыке было довольно далеко, но эти знания являлись точкой опоры для понимания и совершенствования музыкальной гармонии.
В средние века в Европе были выделены уже церковные лады, позднее их переименовали в натуральные, но в западной музыке такое название не прижилось, и его перестали использовать.
Полное возрождение и применение и изучение на уроках сольфеджио ладов в современной музыке связано с возвращением к истокам народной музыки. Произошло это только в XX веке и продолжается до сих пор.
Что такое музыкальный лад
Музыкальный лад — это определенная звуковая система в музыке, которая сочетает в себе использование устойчивых и неустойчивых звуков для создания определенной музыкальной интонации и эффекта.
По интонационной принадлежности все лады делятся на: мажорные и минорные.
Мажор всегда можно отличить благодаря веселому, жизнерадостному звучанию, в то время как минор — мягкий, но печальный и грустный лад.
Различные разновидности мажорных и минорных ладов могут выражать не только стандартные, но и противоречивые чувства. Такой эффект может достигаться комбинацией звуков в определенной последовательности.
В чем отличие от гамм
Прежде чем выделить основные различия гамм и ладов, стоит разобраться в самом понятии гаммы.
Под гаммами понимают последовательность из нот, которые идут поочередно, образуя тональности или лад. Первая и последняя ноты в гаммах идентичны.
Основные отличия ладов от гамм:
- повышение или понижение определенных ступеней. Гаммы строятся по определенному принципу, в то время как в ладах ступени могут изменяться, создавая уникальный музыкальный рисунок.
- Модальность ладов. Гаммы построены на отношении доминанта — субдоминанта — тоника, а в ладах эта взаимосвязь нечетко выражена и совсем не выделяется.
- В ладах разрешение может происходить не только доминантой в тонику, в данной случае музыкант ориентируется на слух и звукопередачу. В гаммах разрешение в тонику является обязательным.
Построение ладов
В основном в музыке используются семиступенные диатоничесткие лады, но в некоторых случаях используют лады с иным количеством ступеней.
Пятиступенные лады или пентатоника используют народы Востока. Это придает уникальное звучание и характерную узнаваемую мелодию.
Семнадцатиступеневый является характерным для арабской музыки, а вот двадцатидвухступенный — индийской. Именно эти лады делают музыку уникальной по своему рисунку, который невозможно спутать с чем-то другим.
Основные лады имеют 7 ступеней, а разделить их можно на 2 группы: мажорные и минорные.
В ладах ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII.
Так же как и в гамме, в ладах главными устойчивыми ступенями являются I, III, V. При этом абсолютная устойчивости присуща только тонике. Остальные ступени можно назвать условно устойчивыми.
Кроме того, выделяют функциональные ступени лада — тоника — I ступень, доминанта — V ступень и субдоминанта — VII ступень для мажора и IV – для минора.
II и VII ступень называют вводными тонами, где II – восходящий вводный тон, а VII – нисходящий в мажоре, в миноре наоборот, II – нисходящий тон, а VII – восходящий.
III и VI ступени имеют название медиантов — лады, которые лежат посередине между субдоминантой и тоникой, и тоникой и доминантой.
По этому принципу строятся все основные лады.
Группы ладов
Все народные лады можно разделить на 2 группы:
- лады мажорного наклонения, к которым относятся ионийский, лидийский, миксолидийский. В данном случае третья ступень является повышенной.
- Лады минорного наклонения — эолийский, дорийский, фригийский, локрийский. В них третья ступень понижается.
Список ладов
Мажорный лад принято называть ионийским, а минорный — эолийским. Остальные же лады в определенной степени относятся к той или иной характеристике. Единственная их схожесть — построение с помощью диатоники.
Ионийский
Этот лад представляет собой натуральный мажор. От ноты До будет полностью соответствовать гамме До мажор. Его можно построить от любой ноты и получить любую тональность.
Интервалы между нотами: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
Ионийский лад в любой тональности строится именно по этой схеме.
Фригийский
Этот лад является разновидностью минорного лада. Основное отличие от эолийского — понижение 2 ступени.
Строится по такой схеме: полутон — тон — тон — тон — полутон — тон — тон.
С помощью этого вида лада можно выразить гнев, возбуждение, строгость и желание бороться. Музыка, построенная с помощью этого лада очень напористая, строгая, стремительная. Пример использования такого лада — произведение Welcome home группы Metallica.
Лидийский
Этот лад является одной из разновидностей мажорных ладов. Его отличает от ионийского только повышенная 4 ступень.
Строится лидийский лад следующим образом: тон — тон — тон — полутон — тон — тон — полутон.
Эта модификация придает звучанию абсолютно иное значение, нежели в обычном мажоре. От спокойствия и размеренности звучание может измениться до откровенно веселого и радостного. Изменение 4 ступени придает яркости мелодии, что очень отражается на общем тоне композиции.
Композиция, которая звучит на заставке мультфильма «Симпсоны» построена с использованием лидийского лада.
Дорийский
Этот лад является разновидностью минорного лада, а название свое получил из античных времен благодаря греческим племенам дорийцев. Этот лад берет свои истоки из глубокой древности, но до сих пор не теряет своей популярности у современных музыкантов.
Многие блюзовые музыканты нашли применение дорийского лада для своих песен. Даже появилось название «дорийский блюзовый лад». Но все равно основной сферой применения остается народная и этническая музыка.
Строение дорийского лада придает ему подвижное и прыткое звучание. Это обусловлено понижением 6 ступени.
Таким образом, строение дорийского лада следующее: тон — полутон — тон — тон — тон — полутон — тон.
Миксолидийский
Этот вид мажорного лада звучит очень живо и непосредственно, но при этом в нем много радости.
Такие метаморфозы обусловлены понижением 7 ступени. Если построить лад от ноты До, то вместо Си нужно будет сыграть Си — бемоль.
Строится миксолидийский лад следующим образом:
тон — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон.
Эолийский
Этот лад является классическим минорным ладом. От любой ноты можно построить стандартную минорную гамму.
Строится эолийский лад так:
тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон.
Локрийский
Этот лад еще принято называть гипогригийским. Еще одна разновидность минорного лада, характерной чертой которой является модификация целых двух ступеней — понижение второй и пятой.
Построить его можно по такой схеме:
полутон — тон — тон — полутон — тон — тон — тон.
Звучание мелодии очень спокойное, размеренное, но в то же время очень болтливое.
Песня Army of me исполнительницы Bjork в басовой партии на гитаре построена именно с помощью этого лада.
Другие музыкальные лады
Кроме основных семиступенных ладов существует еще множество разновидностей, который используются том или ином жанре:
- Арабский лад. Называется уменьшенным и состоит из 8 нот.
- Персидский. Вид мажорного лада, который используется в музыке государств, находящих на территории исторической Персии.
- Византийский лад. Имеет сходство с персидским, но звучит очень загадочно.
- Цыганский лад. Имеет еще название венгерский минор.
- Восточный лад.
- Японский лад. Не имеет 3 ступени и является пентатоникой, не имея отношения ни к мажору, ни к минору.
- Индийский лад. Имеет очень необычное строение и звучание. Ступени в восходящем порядке и нисходящем отличаются.
- Еврейский лад. Является модификацией гармонического минора от 5 ступени.
- Румынский. Одна из разновидностей минорных ладов.
Как строить лады
Небольшая, но очень полезная статья о том, как строить и, главное, легко запомнить лады.
Я встречал два замечательно работающих подхода, которыми пользуются разные музыканты.
Подход первый. Мысли ключом!
Всем известно, что семь натуральных ладов можно получить из мажорной гаммы (а если вам неизвестно, рекомендую пройти мой курс по теории музыки). Но это не означает, что лады появились таким образом! То есть, если сыграть мажорную гамму от I ступени до I (от До до До, если мы в До мажоре), то мы получим До Ионийский лад. Если от II ступень до II (от Ре до Ре), получаем Ре дорийский. От Ми до Ми — Ми фригийский. И так далее. В итоге на ступеням мажорной гаммы строятся:
I — ионийский
II — дорийский
III — фригийский
IV — лидийский
V — миксолидийский
VI — эолийский
VII — локрийский
Алгоритм построения лада теперь сводится к выяснению ключевых знаков.
Давайте построим D локрийский. Мы знаем, что локрийский лад строится на VII ступени мажорного лада, тогда D — это VII ступень. Если D — VII, значит Eb — I ступень (в мажорной гамме, от седьмой до первой ступени расстояние в пол тона). Т.е. Ре локрийский строится на седьмой ступени Ми бемоль мажора. В Ми бемоль мажоре три бемоля при ключе, значит и в Ре локрийском их столько же. Получаем D Eb F G Ab Bb C.
Этот метод очень удобный и быстрый, идеален для клавишников, баянистов, видимо иногда для гитаристов?. Единственный недостаток — придётся запоминать, где находятся характерные ноты дополнительно.
Подход второй. Сравнение.
Следующий способ получения ладов больше подходит для духовиков, гитаристов, струнников, вокалистов. Барабанщиков? ?
Есть точка отсчёта, с которой начинается изучение чего-либо. В музыке — это натуральные мажоры и миноры. Неплохая мысль в данном случае — запоминать другие лады в сравнении с этими двумя. Для этого необходимо знать характерные ступени диатонических ладов.
Построим Соль дорийский для примера. Из прошлого поста известно, что характерная ступень дорийского лада — #VI. Тогда, нам нужно взять натуральный Соль минор, в котором есть 2 бемоля при ключе — Bb и Eb. Весь лад Соль минора выглядит следующим образом — G A Bb C D Eb F.
Теперь нужно поднять на пол тона VI ступень. Получаем G A Bb C D E F. Что и есть Соль дорийский лад.
Надо честно сказать, лично я использую оба метода в комплексе, а если ещё честнее, то удобнее просто выучить все 120 необходимых ладов как таблицу умножения. Но на этапе разучивания рекомендую использовать один из вышеизложенных методов. Это очень продуктивно!
Подписывайтесь на новые статьи моего блога в вашей любимой соц. сети, шэрьте, если было полезно. Спасибо за внимание!
Просмотры:
5 303
Из этой статьи Вы узнаете классификацию гамм и ладов, которые можно встретить в современной музыке.
Многие музыканты используют в своем творчестве ограниченное число гамм и ладов.
В принципе в этом нет ничего плохого, можно с помощью одной гаммы выражать свои идеи и кому-то этого хватает. Однако если сравнить гамму с определенным блюдом, то многие, наверное, хотят расширить свои “гастрономические” пристрастия. Вся прелесть необычных гамм в том, что с помощью них можно мгновенно, без особых усилий, получать специфическое, присущее только этой гамме звучание. Например, лады с увеличенной секундой всегда имеют восточный, арабско-испанский колорит, пентатоника звучит по китайско-японски, а искусственные лады создают модерновое звучание (послушайте, например, Dream Theater). Каждая новая гамма это как особая приправа, которую вы добавляете в свою музыку.
C целью ознакомления своих читателей с о всем разнообразием гамм я создал специальную рубрику “Гаммы и Лады”, в которой будут находиться статьи с полным описанием ладов. Одна статья одна гамма.
Что необходимо для успешного изучения ладов?
Изучите ноты и структуру гаммы,постарайтесь запомнить ее звучание.К каждой статье я буду прилагать звуковой пример импровизации для закрепления Ваших слуховых представлений об определённом ладе.
Проработайте различные типы мелодических секвенций внутри лада.
Проиграйте гармонические примеры лада, обращая внимание на характерные аккорды. Поскольку большинство изучаемых ладов будут находится вне сферы тональности, то и принципы гармонизации у них будут другие. К каждому ладу всегда будут прилагаться наиболее удачные варианты аккордов, которые можно обыграть с помощью изучаемого лада.
Попробуйте сочинить простую мелодию на основе изучаемого лада. В большинстве ладов заложена своя внутренняя фразировка, которая направляет движения композиционной мысли.
Попробуйте применить изученный лад в импровизационной среде: отдельно и в сочетании с другими ладами.
Теперь рассмотрим общую классификацию гамм и ладов.
Количество гамм используемых в тональной и модальной музыке различно. Тональная музыка опирается на две основные гаммы: мажорную и минорную (а также их разновидности гармонические и мелодические). Этим исчерпываются возможности построения гамм в тональной музыке, поскольку любое изменение нарушает тональные тяготения.
В модальной и атональной музыке количество ладов безгранично и каждый может придумать свою гамму.
В целом все лады и гаммы можно разделить на несколько категорий:
Традиционные гаммы – к ним относятся лады:
- ионийский
- дорийский
- фригийский
- лидийский
- мисколидийский
- эолийский
- локрийский
а также мажорная и минорная гаммы и их разновидности.
Пентатонные гаммы которые в свою очередь делятся на бесполутоновые-ангемитонные к ним относятся все обращения стандартной пентатоники. А также гемитонные с одним или двумя полутонами(как пример японская гамма)
Этнолады – к этим ладам относятся различные китайские, цыганские, балканские лады и т.д Также этнолады могут состоят из различных 1/4 тоновых и других нетемперированных делений.
Искусственно созданные – могут быть сочетания уже известных ладов (например лидийско-эолийский, лидийско-миксолидийский), а также созданные математическим путем с помощью соединения одинаковых или неодинаковых тетрахордов путем разделения их полутоном или тоном. Еще один способ создания искусственных ладов – это комбинация интервальных моделей, например 1:2, 1:3 и т.д
Следующая группа особых ладов – это лады ограниченной транспозиции Мессиана – в числе этих ладов находятся как известные уменьшенная и целотоновая гамма так и необычные новые лады.
Отличительной чертой этих ладов является невозможность транспонировать их после определенного числа транспозиций (например, уменьшенный лад имеет всего три позиции после чего ноты повторяются). Эти лады находятся на стыке модальности и тональности (один лад может находиться в трех тональностях)
Следующая группа многооктавные лады – диапазон таких гамм простирается от ноны до двух октав и даже больше (например, обиходный звукоряд).
Отдельного внимания заслуживают джазовые гаммы:
- блюзовая пентатоника
- блюзовый мажор
- альтерированная доминантовая гамма
- бибоповый мажор
- бибоповый минор
- мелодический джазовый минор
- увеличенная гамма(не путать с целотоновой гаммой)
Chord Scale Theory
Что даст вам данный курс?
Фундаментальное понимание ладов и их роли в современной музыке
Вы детально проработает и поймете все важнейшие лады современной музыки в контексте гармонии
Практика
Вы научитесь применять лады в вашем творчестве: импровизации, композиции, сограйтинге, аранжировке
Расширение музыкального кругозора
Познакомитесь и освоите прогрессивные …
3,500.00₽ – 9,500.00₽
Содержание
- Лады мажорного наклонения
- Лидийский лад
- Ионийский лад
- Миксолидийский лад
- Блюз
- какие лады в музыке бывают
- Как еще можно получить минорную гамму?
- Группы ладов
- Давайте разберемся с тонами и полутонами
- Виды лада: мажор и минор
- Лидийский лад
- Строение мажорной гаммы
- Звукоряды
- История ладов народной музыки
- Интересные факты о ладах
- что такое лад в музыке определение
- Тональность и гамма
- Дорийский лад
- Лады минорного наклонения.
- Дорийский лад
- Эолийский лад
- Фригийский лад
- Список ладов народной музыки
- Ионийский
- Фригийский
- Лидийский
- Дорийский
- Миксолидийский
- Эолийский
- Локрийский
- Фригийский лад
- Отличия от обычной гаммы
- Заставка в Симпсонах
- Все лады называются по-гречески:
- Строим мажорные гаммы
Лады мажорного наклонения
Лидийский лад
Режим Лидии — это важное настроение. Из всех представленных клавиш она считается самой легкой по звучанию. В этом ключе необходимо увеличить 4-ю ступень. Это означает, что, выбрав любую мажорную клавишу для игры на лидийской тональности, вы, помимо обычных знаков, также поставите знак (диез) на 4-м шаге. Это когда вы играете партии с высоким значением 4 ступени, вы получите эффект лидийского режима.
Как правило, большинство мелодий, написанных лидианским ладом, имеют несколько сказочный тон тона. Зная эту особенность ключевого звука, вы можете подобрать его для определенных тематических композиций.
Ионийский лад
Ионный режим по составу близок к естественному мажору.
В ионном режиме ничего не меняется по сравнению с основным нормальным.
Ведущие произведения часто звучат позитивно, как правило, в них легче воспринимать гармонию.
важно понимать, что при использовании той или иной тональности необязательно играть только на ней на протяжении всего произведения. Часто встречаются композиции, в которых переход от одной тональности к другой проходит удачно. Наиболее частый переход от тональности к тональности — переход от мажора к минорному и наоборот.
Миксолидийский лад
В миксолидийском режиме седьмая ступень понижена. За счет этого изменения работает, все основные клавиши получат более смелый звук.
Наиболее частое использование этой гаммы вы, возможно, слышали в музыке кантри. Это типичный американский звук, который до сих пор используется в саундтреках к некоторым фильмам и телешоу. Например, популярный американский сериал «Друзья» имеет смешанную солидность в заставке с музыкой.
С помощью этой шкалы вы можете автоматически получить одновременно два основных септаккорда минорных. Эти септаккорды распространены в джазовых и блюзовых композициях. Поэтому в этих жанрах часто встречается мизолидийский лад.
Блюз
Блюз — это народный музыкальный стиль чернокожих. Как вы знаете, клавиши большего или меньшего наклона формируются путем повышения или понижения ступени. Уникальность блюза состоит в том, что он сам по себе состоит из смеси мажора и минора!
Действительно, передать блюз нотами шкалы европейской музыки (разделенной на 12 полутонов) практически невозможно. Блюз адаптирован только для фортепиано. При подъеме блюз характеризуется пониженной третьей ступенью, которая сразу же превращается в увеличенную седьмую, а также пониженную седьмую. А при спуске к этим ступеням добавляется пониженная пятая. Образуется модальность, которую сложно отнести к большему или меньшему настроению: она содержит половину характеристик мажора и половину минора! Эти отрывки на английском языке называются синими нотами или «блюзовыми нотами».
Блюзовая гамма больше похожа на минорную, но играет на фоне мажорных септаккордов. Какой звук получается — смешной или грустный, позитивный или скучный? .. Послушайте себя, набрав слово «блюз» в поисковике. Блюз уникален.
Слово «блюз» изначально в русском языке означало «грустная песня рабочих негров». Но именно блюз стал краеугольным камнем джаза и ранних разновидностей рок-н-ролла (которые породили рок, который затем стал «становиться тяжелее»). Так из медленной и продолжительной песни «рабочих черных» в 1940 году родился самый счастливый танец: танец «буги-вуги». Сначала, в 1920-х годах, они танцевали в «стиле фортепиано», а затем, в 1940-х годах, этот стиль был преобразован в танец буги-вуги с помощью джазовых оркестров. Одним из первых, кто превратил блюз в буги-вуги, был великий оркестр Глена Миллера.
какие лады в музыке бывают
Есть мажорный и минорный ключи. Там семь. У каждой клавиши свой звук.
Как еще можно получить минорную гамму?
Мажорная и минорная гаммы, построенные из одного корня, отличаются друг от друга только тремя звуками. Давайте выясним, в чем отличия. Сравним гамму до мажор (без знаков) и до минор (три квартиры).
Каждый звук гаммы — это шаг. Итак, в минорной гамме, по сравнению с мажорной, есть три низких ступени: третья, шестая и седьмая (обозначены римскими цифрами — III, VI, VII). Итак, если мы знаем мажорную гамму, мы можем легко получить минор, изменив всего три звука.
Для упражнения мы будем работать с тональностью соль мажор. В шкале G мажор диез — это F-DIEZ, седьмая ступень шкалы.
- Опускаем третий уровень: нота СИ, получаем СИ-БЕМОЛ.
- Опускаем шестую ступень — ноту МИ, получаем МИ-БЕМОЛ.
- Опускаем седьмую ступень: нота FA-DIEZ. Этот звук уже усилился, и для его уменьшения достаточно отменить увеличение, то есть убрать резкость.
Итак, в соль минор будет всего два знака: B-B и E-B, и FA-DIEZ просто бесследно исчезнет из него. Как видите, ничего сложного.
Группы ладов
Все народные лады делятся на две группы.
Основные ключи настроения. Их отличительная черта — третий высокий уровень. Эти ключи:
- Ионный
- Лидио
- Мизолидийский
Минорные клавиши с нижней третьей степенью. Это:
- Эолийские острова
- Дориан
- Фригия
- Локриано
Давайте разберемся с тонами и полутонами
Если вы забыли, что такое тона и полутоны, давайте повторим. Полутон — это самый короткий интервал от одного звука к другому. Клавиатура пианино очень четко показывает нам полутона между звуками. Если мы сыграем все клавиши подряд, не пропуская ни белого, ни черного, при переходе от одной клавиши к другой мы пройдем расстояние только в один полутон.
Как видите, полутон можно воспроизвести, поднявшись от белой клавиши к ближайшей черной клавише или спустившись от черной клавиши к белой клавише, которая находится прямо рядом с ней. Также, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.
Полутон — это половина, и если вы соедините две половинки вместе, вы получите что-то целое, вы получите цельный тон. На клавиатуре пианино вы можете легко найти целые тона между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черный. То есть C-RE — это тон, и RE-MI — это тоже тон, но MI-FA — это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.
Чтобы получить из ноты E в паре цельный тон, необходимо взять не простую F, а FA-DIEZ, то есть добавить еще полутон. Или можно оставить FA, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛ.
Что касается черных клавиш, то на фортепиано они расположены группами: по две или по три. Итак, внутри группы две соседние черные клавиши также отделены друг от друга тоном. Например, DO-DIEZ и RE-DIEZ, а также SAL-BEMOLE и A-BEMOLE — это комбинации нот, которые дают нам цельные тона.
Но в больших промежутках между группами черных «кнопок», т.е там, где между двумя черными клавишами две белые клавиши, расстояние уже будет в полтора тона (три полутона). Например: от MI-BEMOL до FA-DIEZA или от SI-BEMOL до DO-DIEZA.
Виды лада: мажор и минор
Итак, один ключ — это всегда целая команда звуков, неустанно работающая над созданием песен всех видов. В музыке много клавиш, но есть две самые важные. Их называют главными и второстепенными.
Мажорная гамма или просто мажорная — это гармония света и веселья. Подходит для создания веселой, веселой и веселой музыки. Минор или просто минор — грустный и мрачный музыкальный мастер.
Первичный путь — яркое солнце и чистое голубое небо, а меньший путь — алый закат и темнеющие под ним вершины елового леса. Основной режим — это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием наслаждается серая коза. Второстепенный режим — наблюдать вечером из окна, как опадают осенние листья и капают кристаллы дождя. Красота бывает разной, а мажор и минор — два художника, готовые своими звуками раскрасить любой образ.
СОВЕТ. Если вы работаете с детьми, будет полезно поработать с картинками. Покажите ребенку серию картинок, пусть они представят, как они могут звучать — большие или второстепенные? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать собственную галерею больших и второстепенных образов. Это разбудит его творческое воображение.
С большим размахом сочинены такие известные песни, как «Елка рождается в лесу», торжественный гимн Российской Федерации и солнечная «Улыбка». Песни «Кузнечик, сидящий в траве» и «Береза, остановившаяся в поле» менее сложны».
КОНТРОЛЬНЫЙ ОПРОС. Послушайте два музыкальных произведения. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой — «мазурка». Как вы думаете, что написано мажор, а какое — минор?
Правильные ответы: «Вальс» — это основная музыка, а «Мазурка» — второстепенная.
Лидийский лад
Лидийский лад совершенно не похож на фригийский. Он:
- построен из четвертой ступени главной лестницы;
- имеет важное настроение;
- она идентична естественной мажорной шкале с увеличенной 4-й степенью.
Некоторые думают, что Lydian Mode звучит не только мажор, но и «супер мажор». Его звук очень легкий и прозрачный.
Формула режима Лидии:
тон-тон — тон — полутон — тон — тон — полутон
LeftRight Есть такая вещь, как лидийское соглашение. Это мажорный аккорд, в котором одиннадцатый шаг (то есть четвертый, но на октаву выше) повышен. У него очень интересное звучание: в широком смысле это можно назвать любым мажорным аккордом с повышенной 11-й ступенью. Вот несколько примеров взятия такого аккорда: LeftRight В сольном исполнении Lydian Major часто используется вместо Natural Major для исполнения мажорного аккорда. Особенно хорошо лидийский лад звучит под мажорным септаккордом.Есть такое направление джаза — модальный джаз. Он основан не на гармонии, а на гармонии. Как правило, такие композиции содержат минимум аккордов, чтобы импровизатор мог раскрыть все нюансы звучания той или иной тональности. Классика этого направления — композиция Kind of Blue Майлза Дэвиса.
Лидийский режим параллелен режиму Dorian Practice 3
Практика игры на лидийской гамме до мажор: 5
Строение мажорной гаммы
Чтобы получить мажорную гамму, вам нужно всего лишь взять восемь звуков и выровнять их. Но не все звуки нас удовлетворяют. Как правильно выбрать? Вы знаете, что расстояние между ступенями может составлять полтона или целый тон. Итак, для мажорной гаммы необходимо, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.
Например, гамма до мажор начинается с ноты C и также заканчивается нотой C. Между звуками C и D есть целый тон, между D и E — даже тон, а между E и F — только полтона. Также: между F и SALT, SALT и A, A и B целым тоном, между B и C выше — всего на один полутон.
Звукоряды
Лидийский, мизолидийский, фригийский, дорический, эолийский ионический: это исторические шкалы. Дорический, эолийский, фригийский — второстепенные, остальные — основные. Их и по сей день можно услышать в народных песнях славянских стран. Эти пути и названия пришли к славянам из Древней Греции (ведь известно, что, например, в греческом городе Салиния — Салоники — была целая славянская колония).
Поскольку взгляды и вкусы любого композитора частично совпадают с популярной музыкой, эти народные лады часто встречаются в современной популярной музыке. Композиторы «Могучей кучки», а также Петр Ильич Чайковский особенно любили переделывать и добавлять цитаты из народных песен в оперы и другие великие инструментальные произведения. Многие симфонии и концерты Чайковского имеют прямые заимствования и цитаты из модальностей популярной музыки.
История ладов народной музыки
Во-первых, формы народной музыки связаны с Грецией, так как они носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако такие семиуровневые шкалы на самом деле не изобретение греков. Фактически, известные нам структуры, похожие на ключи, появлялись в разных частях света в разное время. При этом названия режимов изначально не были статичными, а менялись вместе с развитием и изменением музыкального мышления. Также стоит упомянуть, что в дополнение к семифазным ладам у народов были распространены и пятифазные лады — мы теперь называем их пентатоническими гаммами на гитаре .
Во время структурирования музыки в средние века и в эпоху Возрождения ключи также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была построена система церковных песнопений, которые чуть позже стали называть церковными ключами.
С появлением умеренной шкалы мы можем говорить об исчезновении разницы между рядом мод и шкал, то есть между эоловыми и ионными модами и естественными минорными и мажорными соответственно. Теперь эти клавиши считаются полностью идентичными своей шкале.
В 20 веке ключи, которые раньше использовались очень осторожно, пережили ренессанс. Это связано с растущим интересом к популярной музыке, который продолжается и по сей день. Самым известным примером популярных музыкальных ладов в современных композициях является фригийский лад, который постоянно используется в хэви-металле.
Интересные факты о ладах
В Спарте для воинов считалось полезным слушать второстепенные лады: дорический, эолийский и фригийский. Спартанцы, уделявшие большое внимание трудному воспитанию, отмечали, что именно несовершеннолетний проявляет в мужчине воинственность и отвагу.
В минорной тональности написана серия патриотических песен и маршей, которые благодаря минорной тональности имеют определенную концентрацию. Поэтому нельзя сказать, что несовершеннолетний только создает настроение мрачной грусти.
что такое лад в музыке определение
Ключевым моментом в музыке является порядок, в котором организованы звуки.
Тональность и гамма
Мажорные и второстепенные лады могут быть составлены из любого музыкального звука — a, d, e и т.д. Этот первый наиболее важный звук будет называться тоникой в моде. А высотное положение клавиши, ее связь с какой-либо тоникой обозначается словом «тональность».
Каждый ключ должен иметь какое-то название. У человека есть имя и фамилия, а у оттенка есть название тоника и способ, которые тоже можно объединить в одно имя. Например, до мажор (нота C — тоника, то есть основной звук, из него строятся капитан команды, гамма и мажор). Или другой пример: ре минор — это минорная гамма ноты PE. Другие примеры: ми мажор, фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь ключевое название. Возьмите любой тоник и любой ключ, соедините их вместе. Что вы наделали?
Если расположить все звуки клавиши по порядку, начиная с корня, получится гамма. Шкала начинается с тоника и заканчивается им. Кстати, лестница носит то же название, что и ключи. Например, гамма ми минор начинается с ми и заканчивается ми ми, гамма соль мажор начинается с соль и заканчивается ею. Вы понимаете? Вот вам пример заметки:
Но откуда берутся острые предметы и бемоль в этих чешуях? Поговорим об этом дальше. Оказывается, мажорная и минорная гаммы имеют особую структуру.
Дорийский лад
Этот ключ:
- возводится из второй ступени главной лестницы;
- у него плохое настроение (иными словами, он вроде несовершеннолетний);
- идентична гамме натурального минора с увеличенной VI ступенью.
Познакомимся с его звучанием: Формула режима Дориана:
тон — полутон — тон — тон — тон — полутон — тон
Его аппликатуры: LeftRight Вы можете заменить естественный минор на дорийский, играя нормальный минорный (или септаккорд). Дорианский лад очень популярен в джазе, блюзе и фанке, особенно если в качестве субдоминанта используется мажорное трезвучие или мажорная минорная септа. В этих стилях натуральный минор практически всегда заменяется дорическим ладом с более мягким и радостным подтоном. Пара примеров: Майлз Дэвис — Ну и что и Shoking Blue — Venus Workshop 1
Практикуйтесь в игре на дорической гамме ля минор. Сначала сыграйте гамму, а затем попробуйте составить несколько предложений. Постарайтесь понять настроение кнопки
Лады минорного наклонения.
Дорийский лад
Режим Дориана уже является второстепенным, но из-за 6-й ступени в высоту он оставляет небольшое уточнение в своем звучании. Чтобы играть в дорической гамме, нужно взять любую минорную тональность и поднять шестую ступень на полшага. Играйте во все игры, используя это правило. Так ваши композиции будут звучать легче, чем обычная минорная. Такой прерывистый звук можно услышать в основной музыкальной теме фильма «Аватар». Всякий раз, когда демонстрировалась всемирная сказка местного населения Нави, музыка игралась в дорийском стиле. Из-за такой уловки не передается обыденный обывательский звук.
Эолийский лад
Композиция эоловой гаммы напоминает натуральный минор. Те, где нет ни подъема, ни спада нот по сравнению с нормальной минорной тональностью. Наиболее распространены произведения в обычном минорном ключе (или в эоловой гамме). Особенно в наших странах любят слушать более второстепенные композиции. Скорее всего, это связано с тем, что в минорном звуке легче передать более серьезное содержание произведений. И мы любим серьезность. К тому же исторически в странах России и СНГ было много сложных периодов, которые заставляли музыкантов сочинять произведения второстепенного содержания. Поэтому русский слушатель привык к такому сочетанию звуков.
Фригийский лад
Фригийский ключ имеет второй низкий тон. Это понижение делает звучание пьес в этой шкале очень темным и тусклым. Фригийский стиль полюбился любителям металлов, видимо, благодаря очень тщательной передаче соответствующего настроения этого жанра. Часто фригийское звучание клавиши используется в тех частях произведений, где есть необходимость передать тревогу, страх, напряжение. Фригийский ключ со второй ступенью вниз отлично с этим справляется.
Список ладов народной музыки
Ионийский
Лад — это основное настроение, которое легче построить из ноты. Он не имеет приподнятых ступенек и соответствует естественному мажору. Построив его в тональности до мажор, получаются следующие ноты:
ДЕЛАТЬ — РЕ — МИ — ФА — СОЛ — А — ДА
Этот режим параллелен Эолийскому минору.
Фригийский
Минорная лада, отличительной особенностью которой является пониженная вторая ступень шкалы. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Его легче всего построить из гаммы ми минор. В нем вы получите следующие заметки:
МИ — ФА — СОЛЬ — ЛА — СИ — СУ — РЕ
Лидийский
Мажорная тональность с поднятой четвертой ступенью. Отличается возвышенным и радостным звуком. Самый простой способ построить из фа мажор, в этом ключе лидийский ключ будет иметь следующие примечания:
FA — SOL — LA — SI — DO — RE — MI
Дорийский
Минорная гамма содержит повышенную шестую ступень. Настроение: менее второстепенное и более радостное, легкое, восторженное. Его легче всего построить из ноты D в тональности ре минор. Он параллелен лидийской моде.
RE — MI — FA — SOL — LA — SI — SU
Миксолидийский
Наклон больше, седьмая ступень понижена по шкале. Самый простой способ его собрать — из соль мажор. Типично для ирландской и кельтской музыки, а также для кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллельно фригийской моде. В соль мажоре есть следующие ноты:
СОЛ — А — ДА — ДЕЛАТЬ — РЕ — МИ — ФА
Эолийский
Минорная гамма, которая по своему звучанию и структуре соответствует обычной минорной гамме. Его проще всего построить из примечания A:
ЛА — СИ — СУ — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ
Локрийский
Самый необычный способ. Внутри опускаются вторая и пятая ступеньки. Издает темный, загадочный и пугающий звук. Его легче всего построить из гаммы ля минор:
ДА — ДЕЛАТЬ — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ — ЛА
Как вы уже отметили, основой для всех ладов популярной музыки является гамма до мажор. Каждая гамма в народных режимах имеет свою собственную ноту, и если вы сыграете в этой тональности ту же гамму, что и в до мажоре, то вы автоматически перейдете в интересующий вас режим. В то же время, чтобы построить популярные гаммы в любой другой тональности, достаточно запомнить структуру гаммы до мажор и начать с нее.
Фригийский лад
Этот ключ:
- построен из третьей ступени главной лестницы;
- также имеет незначительное настроение;
- идентична гамме пониженного натурального минора II степени.
Звучит сложнее, чем режим Дориана: как вы можете слышать, этот режим характеризуется темным звуком и легким восточным оттенком. Если вы хотите услышать Фригию в действии, послушайте Metallica. Например, песни Master of Puppets и Wherewer I May Roam.
Фригийский минор обычно часто используется в металлической музыке в риффах. Формула дорической гаммы:
полутон — тон — тон — тон — полутон — тон — тон
LeftRight В дополнение к темным гитарным рифам вместо минорной гаммы можно использовать фригийский минор, чтобы придать композиции испанский колорит
Практика игры на дорической гамме ля минор: 4
Отличия от обычной гаммы
Народные лады отличаются от обычных гамм двумя способами. Первый — это поднятые или опущенные ступеньки, которые создают именно то очень характерное звучание определенной клавиши. В случае гитарных гамм вы должны выяснить, какая нота находится на правильной высоте, и повышать или понижать ее в зависимости от того, как вы хотите играть.
Кроме того, народные лады являются модальными, а не тональными. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражены гораздо слабее. Если вы находитесь внутри гаммы, то вам не нужно завершать предложение доминантой в тонике, вы можете использовать любое гармоническое и фразовое движение, которое, по вашему мнению, необходимо или приятно с музыкальной точки зрения.
Для аранжировщиков это также означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку с помощью клавиш можно не только придать композициям определенный цвет настроения, но и построить необычную гармонию, которая удивит слушателя.
Заставка в Симпсонах
Знаменитое вступление «Симпсонов» написано не на обычном мажоре. Если взять на инструменте, то получается, что четвертая ступень мажора повышена на полутон. Эта модальность называется лидийской (также греческое название). На клавишах пианино мы можем найти сразу семь греческих ладов. Для этого представьте себе масштаб до мажор. Затем, используя те же звуки, мы сыграем от D до D (все с помощью белых клавиш). Теперь от E до E. И т.д. Каждая гамма, которая появится в результате этого простого трюка, является одной из широко используемых модальностей в музыкальной практике.
Все лады называются по-гречески:
Ионийский («от до»), дорический (от ре »), фригийский (« от ми »), лидийский (« от фа »), миксолидийский (« от соли »), эолийский (« от ла »), локрезский (« da si «). Каждая клавиша имеет свой собственный уникальный тон звука. (Конечно, таким образом клавиши могут быть получены не только через мажорную шкалу C, но и из любой мажорной). Все эти клавиши очень полезны, если мы хотим научиться джаз. Джазовая импровизация основана на чередовании и сочетании различных модальностей. Даже знакомая блюзовая гамма в определенном смысле является гармонией. Когда вы уже выучили мажор-минор, гармонично-мелодию, имеет смысл начать идти дальше. Сначала довольно сложно анализировать и запоминать структуру клавиш. Мы можем начать с развития нашего модального ощущения. Слушайте индийские раги, еврейские клезмерские ансамбли, традиционную турецкую, иранскую и арабскую музыку. В чем их различия? Каждая музыка имеет его собственные уникальные звуки. Слушайте их и обратите внимание на них. Попробуйте сыграть на инструменте в разных стилях национальный им. Со временем границы музыкальных языков станут все более и более иллюзорными, и будет обнаружено, что существует один великий язык, с помощью которого все музыканты прекрасно понимают друг друга.
Строим мажорные гаммы
Итак, в мажорной гамме звуки должны быть построены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, затем полутон, затем три тона и снова полутон. Например, построим гамму ре мажор. Для начала сделаем «пустышку»: записываем ноты подряд от нижнего звука PE к верхнему PE. Фактически в ре мажоре звук PE является основным, с него должна начинаться и заканчиваться гамма.
А теперь вам нужно «понять взаимосвязь» между звуками и согласовать их с формулой мажорной гаммы.
- Между RE и MI целая тональность, тут все нормально, идем дальше.
- Между ми и фа есть полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Давайте поправим: увеличивая звучание ПА, мы добавляем еще полутона на расстояние. Получаем: МИ и ФА-ДИЭЗ — цельный тон. Заказать сейчас!
- FA DIEZ и SALT дают нам полутон, который должен быть на третьем месте. Оказывается, мы не зря подняли ноту фа, этот дискант нам еще пригодился. Вперед, продолжать.
- СОЛЬ-ЛА, ЛА-СИ — это целые тона, значит должно быть по формуле, оставляем без изменений.
- Следующие два звука B и C — полутон. Вы уже знаете, как это исправить: вам нужно увеличить дистанцию: давайте поставим острый перед C. Если бы нужно было уменьшить дистанцию, мы бы поставили ее на уровень. Вы поняли принцип?
- Последние звуки — DO-DIEZ и D — полутон: то, что нужно!
Чего мы добились в итоге? Оказывается, в гамме ре мажор есть две диезы: F-DIEZ и D-DIEZ. Теперь вы понимаете, откуда они?
Точно так же вы можете построить мажорную гамму из любого звука. И даже там он будет резким или плоским. Например, в фа мажоре есть бемоль (си-бемоль), а в си-мажоре до пяти диезов (C, D, F, G и A-DIEZES).
Строить гаммы можно не только из «белых клавиш», но и из низких или высоких звуков. Не забывайте учитывать знакомые вам знаки. Например, мажорная гамма ми-бемоль — это шкала с тремя бемольями (сама ми-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль), а мажорная гамма фа-диез — это шкала с шестью диезом (все диезы, кроме C -DIEZIO).
Источники
- https://www.rishamanis.com/uroki-muzyki/krasivye-akkordy-i-garmonii/narodnye-lady/
- https://www.o-vere.ru/ladi-chto-eto.html
- https://solemnis.org/lady-v-muzyke/
- https://muz-teoretik.ru/lad-v-muzyke-mazhor-i-minor/
- https://pereborom.ru/lady-narodnoj-muzyki/
- https://mandelstamdavid.ru/music_theory/natural_modes