Как составить сообщение по развитию речи

Московская область

ЛЕНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

ДОКЛАД

Воспитателя ДОУ на тему:

 «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Булдакова С.Н.

                                              д. Дрожжино, 2019-2020

Главный показатель умственного развития ребёнка: речевое развитие. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучение в школе. Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остаётся одной из актуальных.

 Типичные проблемы развития речи дошкольника:

— односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь);

— неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

— недостаточный словарный запас;

— употребление нелитературных слов и выражений.

— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

— неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, составить рассказ по серии картин, сюжетной картине, творческий рассказ, пересказ текста своими словами;

— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

— отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

— недостаточно развитое фонематическое восприятие и неумение проводить звуковой анализ слов;

— нарушения звукопроизношения и дикции.

 Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Развитию речи каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов и уровня активности способствует создание предметно-развивающей среды, создание условий для развития общения и речи детей:

Правильная организация занятия

 — организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

 — рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.

    — для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

— при планировании занятия определяются приемы работы с детьми.

Они могут быть разными по степени сложности:

— восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);

 — использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы);

— словесные приемы — образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация.

Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В группе младшего (раннего возраста 2-3 года) дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем, чтобы дети постоянно слышали образец правильной русской речи.

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятие носит подгрупповой и индивидуальный характер. Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию:

1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.

2. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Образовательная деятельность должна проходить непринужденно, живо.

Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

Для занятия по развитию речи лучше брать всего одну задачу, это позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании

 3. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры речи.

Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.

Планируя образовательную деятельность по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.

Так в работе с детьми младших групп применим метод имитации, или отраженной речи. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания — сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.

Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так, знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.

Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ?), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.

Метод разговора- беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки), на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.

Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети ухе владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений- отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.

Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.

При планировании каждой ОД определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:

— восприятие и описание натуральных объектов и их моделей;

— использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, презентации, диафильмы);

— словесные приемы — образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра- драматизация;

Выбор приемов работы обусловлен как содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика), так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.

Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).

Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми речевых задач.

Рекомендации для воспитателей по речевые развития детей 2 – 4 лет.

1.        Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.)

2.        Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.

3.        У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).

4.        Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.

5.        Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.

6.        Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.

7.        Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

  1. Развивать произносительную сторону речи:

·        подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;

·        вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

  1. Развивать и совершенствовать словарь:

·         знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;

·        учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.

  1. Развивать грамматические навыки устной речи:

·        упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);

·        упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;

·        учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;

·        обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.

  1. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:

·        создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);

·        учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);

·        демонстрировать детям культуру ведения диалога;

·        готовить к обучению связной монологической речи;

·        посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.

5.        Не забывать развивать мелкую моторику рук.

6.        Создавать условия, способствующие активизации речи:

·        рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;

·        создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в развитии речи детей дошкольного возраста.

Доклад
на тему:

Развитие
речи детей дошкольного возраста

Кривошей Е.М.

воспитатель

Проблема владения языком издавна привлекала
внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается
тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо
с первых лет жизни.

Дошкольный возраст — это период активного
усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Причиной острой необходимости развития речи детей является
потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была
внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры,
разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой
деятельности.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Причиной острой необходимости развития речи детей является
потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была
внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры,
разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой
деятельности.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная
педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных
педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

В работе с
детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей:
общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и
языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр),
художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с
художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с
детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством
развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает
почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

В настоящее
время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного
возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой
активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи
к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и
формирование речи выразительной, образной.

Значение развития речи
детей дошкольного возраста.

Своевременное и
полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления
(появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития
ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка;
полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее
ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной
ступени.

Внимание к
развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что
в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно
исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются
тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки
развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

По данным
Кольцовой М.М для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития
являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается
анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными
грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же
в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в
дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Процесс
усвоения родной речи – это закономерный процесс развития.

Закономерность усвоения
речи: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности
мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок
приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также
вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребёнка должны
быть отработаны движения речевого аппарата. Речь усваивается, если ребенок,
слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и
просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно
действуют.

Закономерность
усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для
совершенствования произносительных навыков, действует не только в первый период
овладения родной речью, при становлении артикуляционной базы, но и позже: в
школе, в вузе. Даже самый образованный человек, чтобы говорить хорошо на новую
для него тему, должен предварительно проговорить свою речь хотя бы внутренне.
Речь это — сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов.

Периферический
отдел речевого аппарата состоит из следую­щих трёх главных частей:

1.    
Лёгкие с системой
дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея).

2.    
Гортань с голосовыми
связками.

3.    
Система воздушных полостей,
расположенных над гортанью (глотка, носоглотка, нос, рот).

Расширение
круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения,
основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи
предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Одна из основных
функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, — коммуникативная функция,
или функция общения.

Ситуативная
речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не
знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка
многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является
выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется
местоимением.

Особым типом
речи ребенка является объяснительная речь. Объяснительная речь требует
определенной последовательности изложения. Выделения и указания главных связей
и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.

Мы уже знаем,
что на протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство
планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая
функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она
сливается с мышлением ребенка.

Для воспитателя
знание закономерностей усвоения речи – это знание того, что именно надо совершенствовать
в организме ребенка, чтобы он оказался способным усваивать язык как
универсальный код окружающей действительности, т. е. прежде всего, стал бы
человеком мыслящим и таким образом оказался бы восприимчивым к воспитательным
воздействиям.

Воспитание
правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей
системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью
легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и
желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И
наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и
нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Нам нужно
воспитать полноценную личность, поэтому надо устранить всё, что мешает
свободному общению ребёнка с коллективом. Необходимо, чтобы дети, возможно,
раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.

Большую роль
здесь играет влияние окружающих: ребёнок учится на примере речи, близких ему
людей — родителей, воспитателей, товарищей…

В семье ребёнка
понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его
несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребёнка с окружающим
миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и товарищи, и взрослые.
Следовательно, чем раньше (по мере возрастных возможностей) мы научим ребёнка
говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Между чистотой
звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой
общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и родители, и
воспитатели. Как уже говорилось выше, ребёнок усваивает речь в процессе
подражания окружающим. Речевая среда, в которой растет ребенок, будет иметь
более или менее благотворное влияние на развитие его речи, т. е. будет иметь
сравнительно высокий или низкий развивающий потенциал (развивающие
возможности), в зависимости от того, насколько речевые действия учитывают
закономерности усвоения речи. Следовательно, родной язык помогает ребенку
осознать окружающий мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений,
существующих в связях и отношениях.

Итак, мы можем
сказать, что большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в
которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их
воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных
видах его деятельности. И для своевременного развития речи ребенка имеет
большое значение отношение к нему взрослого, т.к. внимательное, бережное,
доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций
и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный
контакт и развивать его речь.

Развитие речи детей
дошкольного возраста

Ребёнок рождается, не
умея говорить, В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором
говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем
письменной речью. В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно
отличающихся друг от друга.

Речь не
является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза
(индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни)
параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем
его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой
закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Знание
закономерностей речевого развития детей необходимо, чтобы вовремя заметить те
или иные отклонения, правильно диагностировать нарушения речи и строить всю
коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

РАННИЙ ВОЗРАСТ
(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 2 ЛЕТ)

ПЕРВЫЙ ГОД
ЖИЗНИ

У ребенка
первого года жизни идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также
органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности
организма. У новорожденного он еще недоразвит, имеет по сравнению с взрослым
меньшую массу, менее сложную структуру. Одновременно с развитием мозга у малыша
развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в
усвоении речи, так как возможность ее возникновения и дальнейшее развитие
зависят, прежде всего, от состояния слуха. Активному произнесению слов
предшествует развитие пони­мания речи. Качество произносимых звуков зависит от
состояния и подвижности артикуляционного аппарата, который ещё только начинает
активно функционировать, поэтому роль лепета в его развитии имеет большое
значение.

Итак, первый
год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В
этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он
прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое внимание на
источнике звука, на лице говорящего), развивается понимание речи, в процессе
гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Со второй
половины второго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными
предложениями, а в 1 год 10 месяцев употребляет двух-, четырехсловные
предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между
собой.

К двум годам у
некоторых детей появляются грамматические отношения между словами: согласование
существительного с, глаголом, изменение у существительного падежного окончания.
Однако предлоги и союзы в предложении еще отсутствуют. На этом возрастном этапе
у ребенка еще недостаточно окреп голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый,
в результате чего голос у малыша еще недостаточно громкий. Возможны замены
звонких согласных глухими («пам-пам» вместо бам-бам). Дети уже в состоянии менять
интонацию голоса, например выражать свою просьбу требовательным тоном.

К трем годам малыш
начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами. Однако в начале года
появившиеся прилагательные мужского и женского рода часто еще не согласуются с
существительными и употребляются в именительном падеже единственного числа.

Таким образом,
в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением
числительных, причастий и деепричастий. Многие названия предметов ребенок
хорошо знает (быстро находит среди разных вещей одной группы нужные), они есть
в его пассивном словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда.

На третьем году
жизни ребенок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на
картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным («собака спит»),
но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении
речь ребенка еще далеко не всегда правильна, хотя малыш в этом возрасте, верно,
связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, нередко при этом,
допуская ошибки в падежных окончаниях. Дети пользуются и сложными
предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчи­ненными,
хотя последние употребляют еще очень редко.

Еще одно
достижение ребенка третьего года жизни: он способен воспринимать простые
небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может
ответить на некоторые вопросы по их содержанию*

Несмотря на все
достижения в развитии речи детей третьего года жизни, они еще недостаточно
отчетливо и правильно произ­носят многие слова, отчего речь в целом не всегда
понятна окружающим, с большим трудом воспринимается, особенно маленькими
собеседниками.

На третьем году
жизни хотя и значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышц
языка, губ, нижней челюсти), но произношение детей все еще далеко от нормы.
Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. В
произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не
всегда могут сохранить слоговую структуру слова (укорачивают слова),
переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.

Итак, к 3-м
годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована.
Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов,
слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков
сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и
внятная. Дети этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим
голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы
взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация при
подготовке ко сну, во время приема пищи. На третьем году жизни происходит
интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых
предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно)
пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи;
овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные
окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать
прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется
бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью Одновременно с
развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В этом
возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным
фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и
фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении
звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

Четвертый год
жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает
высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его
действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между
ними.

На четвертом
году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с
посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка.
Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир
вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными
вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им
самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Однако
следует помнить, что у детей четвертого года жизни еще недостаточно устойчиво
внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

Дети этого возраста еще
допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно
существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют
падежные окончания. В этом возрасте ребенок еще не способен последовательно,
логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях,
свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной
ему сказки, рассказа. Речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания
ребенка содержат короткие распространенные предложения, часто лишь отдаленно
связанные между собой по содержанию; понять их содержание без дополнительных
вопросов не всегда можно, еще нет той развернутости в высказывании, которая
характерна для монологической речи. Ребенок четвертого года жизни также не
может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь
называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они
совершают (прыгает,
умывается).
 Имея
хорошую память, малыш способен запомнить и воспроизвести небольшие по объему тексты,
часто не понимая смысла слов.

На четвертом
году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата:
становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в
образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). В этом возрасте ребенок еще не
всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту
голоса, темп речи. Совершенствуется речевой слух ребенка. К концу четвертого
года жизни произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное
произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие.

У ребенка
пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом
развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и
качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи.
Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает
устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать
ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его
речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.

Увеличение
активного словаря создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания,
точнее излагать мысли. Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения
(последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются
собирательные существительные(посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако их ребенок употребляет
еще очень редко. Свое высказывание четырехлетний ребенок строит из двух-трех и
более простых распространенных предложений, сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном
этапе, но все же еще мало. Рост словаря употребление ребенком более сложных в
структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают
чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут»
вместо хотят), не согласовывают слова
(например, глаголы и существительные в числе, при­лагательные и существительные
в роде), допускают нарушения в структуре предложений. В этом возрасте дети
начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются
предложения с однородными обстоятельствами.

У четырехлетних
детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

На пятом году
жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность
ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное
дви­жение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте
значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное
произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. На пятом
году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в
слове, подобрать слова на заданный звук. Все это доступно, конечно, лишь в том
случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей
фонематическое восприятие.

 Пятилетний
ребенок имеет достаточно развитой фонематический слух. Он не только хорошо
слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением
слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести
подбор слов на определенные звуки, выполнить другие более сложные задания.
Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух.

К концу шестого
года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он
правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит
слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно
пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней,
выразительней и точнее становятся его высказывания.

 На
седьмом году жизни речь ребенка становился все более точной в структурном
отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах,
описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность
высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание
игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание
небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может
придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и
чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по
памяти, не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и
представить события, которые могли бы предшествовать им, придумать и
рассказать, как бы могли развиваться события малышу. Произносительная сторона
речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он
правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы,
говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже
шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко
произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения,
пользуется интонационными средствами выразительности.

Для того чтобы
процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы
определённые условия. В частности, ребёнок должен:

Ø Быть психически и соматически здоровым;

Ø Иметь нормальные умственные способности;

Ø Иметь полноценный слух и зрение;

Ø Обладать достаточной психической активностью;

Ø Обладать потребностью в речевом общении;

Ø Иметь полноценное речевое окружение.

Показатели развития речи
детей дошкольного возраста.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку
малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также
оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Наряду с
развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений
родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится
с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр.
В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения
развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания
языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает
основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет
обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном
возрасте.

Без речевого
общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Речь включает в себя несколько
составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую,
грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связная
речь развивается в направлении от диалогической к монологической.

 

Доклад.

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Связная речь — это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.

Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является ее связность.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо комплексно решить следующие задачи:

— побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;

-.научить слушать воспитателя;

— научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;

-вызвать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить);

— накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Развитие предпосылок связной речи происходит:

а) в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);

б) в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т.к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);

в) в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми.

Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

— сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) — комментирование действия детей;

— предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

— предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

— использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, а затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.

Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи — развития связной речи.

Детям трёх лет уже доступна простая форма диалогической речи (вопрос и ответ), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умение правильно изложить свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов. Первые высказывания детей трёх лет состоят из двух – трёх фраз, однако их необходимо рассматривать как связанное изложение. Исходя из актуальности этой проблемы, я поставила перед собой задачу по развитию предпосылок связной речи. У детей младшего возраста успех этой работы зависит от оптимизаций процесса развития речи. С этой целью в своей работе я выделила несколько направлений:

1. Использование разнообразных форм обучения (фронтальные, подгрупповые, и индивидуальные, при проведении которых сочетались: словарная работа, грамматический строй речи, звуковая культура речи).

2. Взаимосвязь работы по развитию речи в разных видах деятельности (игровой, музыкальной, театрализованной).

3. Планирование по развитию речи мониторинга. При планировании необходимо учитывать исходный уровень развития речи каждого ребёнка и коллектива в целом. А также личностные особенности детей (пассивные, молчаливые, неуверенные).

4. Возможности семьи в решении задач речевого развития ребёнка.

Родители не совсем точно представляют уровень развития речи своего ребёнка, замечая, прежде всего недостатки в звукопроизношении при заучивании стихов. Поэтому необходимо знакомить родителей не только с результатами мониторинга по развитию речи, но и предлагать систему домашних заданий. Например: по выделению характерных признаков и качеств предмета, по умению вести диалог, использовать игры – драматизации, по связи 2-3 предложений, по активизации глагольной лексики. Проводя организованную НОД по развитию речи, работу проводить в три этапа.

На первом этапе необходимо подбирать такие задания, на которых бы дети учились видеть и называть характерные признаки и качества предмета. Всю НОД проводить в виде игр типа: «Узнай по описанию? », «Угадай, что за зверь? », «Найди игрушку», «Что за предмет? ». Для НОД, подбирать яркие игрушки, значительно отличающиеся по своим признакам, затем попросить детей отыскать игрушку. Дети с удовольствием и интересом повторяют за педагогом. Затем использовать предметы: овощи, фрукты, одежду, при описании которых, следовало не только назвать видимые признаки, но и показать свои знания об их свойствах, умение согласовывать существительные и прилагательные (яблоко – круглое, красивое, вкусное). Чтобы сформировать глагольную лексику, я предлагаю использовать игры типа: «Кто, что умеет делать? », «Где, что можно делать? », «Скажи, что сначала, а что потом? » — эти игры формируют у детей представление о последовательности действий персонажей путём раскладывания картинок с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику. Таким образом, первый этап определяет умение детей быстро и разнообразно характеризовать предметы по основным признакам.

На втором этапе надо учить детей связывать два предложения и формировать представление у детей о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. е. строится по определённой схеме. Сначала учим описывать предмет коллективно, а затем прививаем навыки самостоятельного описания предмета через игры: «Магазин», «Зоопарк», «Загадки» и т. д. Чтобы учить детей соблюдать последовательность и связь между частями, предлагаю использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает». Предложить несколько предложений, произнося их с определённой интонацией, чтобы дети почувствовали, какой характер несёт повествование. Например: «Пошёл ослик… » «Там он встретил… » «Они стали… »

В совместных рассказах постепенно усложняем основную часть текста, включаем элементы описания, действия героев. В сюжет включаем глаголы общения: спросил – ответил, попросил – сказал, закричал – обиделся. Так мы учим детей передавать диалоги действующих лиц. Совместное рассказывание закрепляем наводящими вопросами, чтобы дети могли выделить основные связи между частями.

Цель третьего этапа: учить детей вести монолог, диалог в играх – драматизациях, рассказа, подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества. Решая задачу третьего этапа, учим детей при ответе на вопрос давать развёрнутые реплики. По инициативе детей инсценируем знакомые уже сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Всё чаще диалоги между героями разыгрываются как в совместных, так и в самостоятельных играх. Игры – драматизации развивают у детей коммуникативные навыки. Так как в группе речь у каждого ребёнка развита по- разному, надо уделять большое внимание индивидуальной работе с детьми по развитию речи. В этой работе мы используем описание игрушек, составление совместных рассказов, выполнение лексических, фонетических и грамматических упражнений. Эту работу проводим, как в утренние часы, так и во второй половине дня, в игровой форме, в обстановке естественного общения детей, учитывая индивидуальные особенности детей, их наклонности. Цель таких индивидуальных занятий – развивать речевые способности каждого ребёнка. Результаты таких занятий не могут не сказаться на детях. Более застенчивые дети станут активнее, станут брать на себя роли, поменьше станут обращаться к педагогу за помощью. В конце учебного года мониторинг по развитию речи показывает, что дети могут отвечать на вопросы при рассматривании предметов, игрушек, иллюстраций, могут повторять за воспитателем рассказ из 2 – 4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картинки, могут вести диалог, используя «телефонные» разговоры или инсценируя потешки, активно участвуют в играх – драматизациях знакомых сказок.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей. Педагог должен воспитывать своей речью. Как говорил К.Д.Ушинский: «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».

Итак, развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников и ее значение для развития ребенка трудно переоценить.

Дети младшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования картинок. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний, их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения делает его привлекательным для ребёнка и более результативным.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД БЕЛОЧКА» ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА СИБАЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Доклад к педагогическому совету на тему:

«Предпосылки развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель: Туктамышева О.С.

Сибай 2019

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитие речи – главный показатель умственного развития.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО заключаются в следующем:

 овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),

 обогащение активного словаря, происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы.

 развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (Строительным материалом для которой, является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)  развитие речевого творчества, работа не простая и предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)

 знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей)

 формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Существуют различные принципы развития речи: Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др.

Основные направления работы по развитию речи детей заключаются в следующим: 1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология, Синтаксис и Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая речь Монологическая речь

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Различают формы и методы работы по речевому развитию :

1.Наглядные:

1. Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии)

2. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

3. Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры — драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

К средствам развития речи относятся: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы. Как же речевое развитие связанно с другими видами деятельности?

1. Игровая деятельность. Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого развития. Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о качествах людей.

2. Познавательно — исследовательская деятельность напрямую связана с речевым развитием

Формирование речевых умений происходит в три этапа.

Первый этап: репродуктивный, при активном участии взрослого.

Втором этап: самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов и правил,

Третьем этап: творческая реализация знаний и умений

3. Коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речевого потенциала.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора В ходе реализации данного вида деятельности через диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания произведения происходит овладение речью как средством общения, обогащение активного и пассивного словаря, и, как следствие, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.

5. Конструирование Организация группового конструирования, обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук.

6. Изобразительная деятельность Обогащение словарного запаса ребёнка-дошкольника происходит через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами, с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция).

7. Музыкальная деятельность В процессе музыкальной деятельности происходит обогащение словаря, развитие артикуляции, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия.

8. Самообслуживание и элементарный бытовой труд В процессе деятельности детей по самообслуживанию педагог имеет возможность активизировать их речевую деятельность, привлекать внимание детей к их собственной речи, воспитывать эмоционально-положительное реагирование на просьбы и требования взрослого.

9. Двигательная деятельность

Развитие двигательной активности и развитие речи находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь. Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.

Заключение: Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО, одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования, является развитие речи у дошкольников. А использование педагогом современных педагогических технологии в дошкольном образовании, помогает наиболее эффективно решать задачи по речевому развитию дошкольников.

Одной из самых впечатляющих особенностей человека является использование языка. Именно язык отвечает за прогресс человеческой цивилизации. Язык выступает как основное средство хранения и передачи знания от одного поколения к другому. Без языка не было бы способов для установления правил по управлению группами, так как он является основным средством установления законов и нравственности. В устной форме язык представляет собой важное средство искусства, знакомства, ухаживания, а в письменной форме язык позволяет людям общаться через пространство и время.

Введение
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста
1.1. Проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии
1.2. Проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии
Заключение
Список использованных источников

Введение

Одной из самых впечатляющих особенностей человека является использование языка. Именно язык отвечает за прогресс человеческой цивилизации. Язык выступает как основное средство хранения и передачи знания от одного поколения к другому. Без языка не было бы способов для установления правил по управлению группами, так как он является основным средством установления законов и нравственности. В устной форме язык представляет собой важное средство искусства, знакомства, ухаживания, а в письменной форме язык позволяет людям общаться через пространство и время.

Язык — система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, которая служит для целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Речь же – это всегда конкретный процесс использования языковых знаков, специфический человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.

Развитие речи у ребенка зависит от определенных закономерностей. Существует специфический возрастной период ее развития – первые три года. По истечении этой стадии процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий.

В целом, ребенок проходит три этапа становления речи:

  1. Подготовительный — от рождения до 1,5 – 2 лет.
  2. Этап самостоятельной речи — 1,5-2 до 7 лет.
  3. Этап систематического обучения и развития речи — школьный период. Особенное значение приобретает развитие речи для человека в дошкольном возрасте.

Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста

1.1. Проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии

Российский психолог А. Н. Леонтьев в своих работах — «Психологическое исследование речи» и «Речевая деятельность» рассматривал — язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования такого термина как «речевая деятельность».

По словам психолога считается, что:

С одной стороны — язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности.

С другой стороны — объективная основа речевой деятельности индивида.

А. Н. Леонтьев приводит следующие факты, доказывающие, что речь является деятельностью:

  • «Будучи психологическим действием, речевое действие должно обладать и всеми характеристиками, присущими любому действию».

Д. Б. Эльконин подчеркивал, как развивается предметное действие, так происходит и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. В развитии пассивная речь опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря.

Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи. В раннем возрасте происходит развитие функции речи, переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

По словам Д. Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи — это одна из составляющих в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Исследования изучения соотношения речи и мышления у детей показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

В ходе развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий.

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, по мнению Е. М. Мастюкова: ««У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально». Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления.

1.2. Проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии

В период дошкольного детства особое значение для психического развития приобретает — становление речи.

А. Х. Штерн провел систематическое наблюдение за формированием речи. Он подчеркивал, выделив несколько периодов в этом процессе, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Он выделил пять основных этапов развития речи у детей и детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет.

На первой стадии — ребенок открывает значение слов путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Ребенок начинает манипулировать взрослыми при помощи вокализации, осознает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т. д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.

На второй стадии — ребенок открывает, что каждая вещь имеет свое имя, чем расширяет свой словарный запас, так как он уже не только сам изобретает названия для вещей, но и начинает задавать взрослым вопросы о названиях.

На третьей стадии — ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. В ходе наблюдения к ребенку приходит понимание того, что отношения между предметами и их число могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол – столы).

Начало формирования грамматики связано у ребенка с использованием соединения слов и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов. Важный факт, что если первые детские слова появляются обычно после 12-13 месяцев жизни и развития ребенка, то сопоставимое, а иногда даже и большее количество времени требуется, чтобы возникло связывание слов.

Интересным примером о сроках речевого развития, Д. Фельдман приводит примеры исключительно ранних проявлениях речевой способности. По его описанию, а именно случай с мальчиком (его звали Адам), которого исследователь начал наблюдать в возрасте 3, 5 лет. В этом возрасте мальчик умел писать и читать. Он также изучал математику, сочинял музыку для гитары. По сообщениям родителей, Адам заговорил в возрасте 3-х месяцев и наряду с отдельными словами стал употреблять предложения. В 6 месяцев он уже успешно общался с окружающими, в 1 год читал простые детские книжки.

Внешние выражения развития грамматики языка ребенка заключаются в том, что малыш вырабатывает способность называть объекты своего высказывания, присоединяя к нему глагол для обозначения действия, научается сближать слова, обозначающие объект и его признаки, использует словоизменительные формы слов. Появление новых языковых форм связано с возникновением новых коммуникативных намерений. Ребенок  не усваивает, а «открывает» новые средства для выражения своих намерений.

Также развитие речи ребенка зависит от гендерного фактора. Ф. Шахтер выявил, что в детском возрасте существуют различия между мальчиками и девочками в словарном запасе, речевой активности и ясности речи.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Именно девочки быстрее продвигаются в обучении чтению.

Заключение

Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Она играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.

Соотношения речи и мышления у детей показывают, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. Формирование грамматики связано у ребенка не только с использованием соединения слов, но и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов. Развитие грамматики языка ребенка выражается в том, что малыш вырабатывает способность называть объекты своего высказывания, присоединяя к нему глагол для обозначения действия, научается сближать слова, обозначающие объект и его признаки, использует словоизменительные формы слов.

Список использованных источников

1. А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: «Педагогика», — 1983, — 322 с.
2. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 217 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В.6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии: М., «Педагогика», 1982 –
504 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти элемент трапеции
  • Как найти котика если он потерялся
  • Как найти добродетели в людях
  • Как найти разметку страницы в опен офис
  • It looks like this is not a bootable image etcher как исправить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии