Сложный план текста
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 559.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 559.
План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
1.Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.
2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
Что мы узнали?
Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Айымжан Куатова
2/10
-
Айсулу Нуралиева
10/10
-
Svetlana Vasilieva
8/10
-
Цирек Мальцев
10/10
-
Дамир Жунусов
9/10
-
Dilya Zholdibaeva
8/10
-
Даша Головина
8/10
-
Павел Суров
6/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 559.
А какая ваша оценка?
Часть учащихся считает, что написать сочинение намного проще, чем решить сложную математическую задачу. Но при написании качественного текста важно правильно составить его структуру.
Что такое сочинение и как составить его план?
Сочинение – это письменная творческая работа, направленная на развитие умения связно излагать мысли и логично строить текст. Выделяют 3 вида сочинений:
- описание;
- повествование (рассказ);
- рассуждение.
Для написания сочинения нужно составить его план и продумать следующие этапы:
- определить тему и жанровую специфику (рассказ, рассуждение, послание, описание и т. д.);
- отталкиваясь от вида текста, определить его структуру;
- подобрать ключевые слова, цитаты, примеры, подходящие к каждому пункту плана.
Сочинение на ЕГЭ и ОГЭ
При подготовке к итоговому сочинению по русскому языку нужно помнить, что методистами уже выработан определенный шаблон его написания:
- при помощи вопросительного предложения либо существительного в родительном падеже вводится проблема, которую следует найти в тексте (например, проблема любви, проблема памяти поколений или «Что такое любовь?», «Почему последующие поколения забывают подвиги своих отцов?»);
- дается небольшой комментарий к этой проблеме и формулируется тезис, который далее будет доказываться;
- приводятся доказательства из художественной литературы и жизненного опыта;
- подводятся итоги своих рассуждений.
Сочинение по произведению
Общий план написания сочинения по рассказу либо по произведению любого другого жанра обычно состоит из 3 пунктов:
- введение;
- тезис;
- основная часть (аргументы, примеры);
- заключение (выводы).
Пример сочинения по произведению
Сочинение по картине
План сочинения по картине выглядит примерно также, только в основной части необходимо отдельно рассказать про особенности изображения:
- введение;
- основная часть (передний план, задний план, центр рассматриваемой картины, техника изображения);
- заключение.
Пример сочинения по картине
Сочинение-рассуждение
План сочинения-рассуждения от предыдущих жанров отличается, что в основной части необходимо привести аргументы – доказательства тезису, вводимому в начале текста.
Пример сочинения-рассуждения
Нужен ли эпиграф?
Эпиграф, отражающий суть темы, является необязательным элементом сочинения. Он может как удачно подчеркнуть достоинства текста, так и испортить общее впечатление от него.
Таким образом, чтобы удачно справиться с написанием красивого, композиционно стройного текста, необходимо составить его схему и четко ее придерживаться.
После того, как вы составите план сочинения, можно приступать к его написанию. Как писать сочинение — читайте здесь.
По ссылке вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам по написанию сочинений!
Скачать пример сочинения
Как составить план сочинения по литературе? Инструкция с примером
Для того, чтобы написать хорошее сочинение по литературе, необходим чёткий план. Ведь без него легко потерять мысль и упустить что-то важное. Поэтому первый и главный пункт в этой работе — грамотно составить план сочинения. И мы расскажем, как это сделать.
Составить план сочинения — это значит разбить текст на отдельные значимые части, которые будут отмечать основные пути твоей мысли. Каждый такой фрагмент может быть равен одному абзацу или нескольким. Важно, чтобы они заключали в себе одну мысль. Каждой такой микротеме стоит дать «имя», которое, в принципе, и будет пунктом плана. В качестве названия абзаца (фрагмента или микротемы) лучше использовать развёрнутое словосочетание или предложение. Так тебе будет понятнее, о чём и в каком ключе писать.
Как писать сочинение?
Необходимо придерживаться стандартной структуры сочинения: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении важно очертить главную мысль, ввести в курс дела и задать тон всему сочинению. Цель основной части — раскрыть идею сочинения, доказать приведённые во вступлении тезисы и так далее. В заключительной части стоит подвести итоги всего повествования, сделать конечные выводы и оценки. И в каждой из этих частей может быть несколько подпунктов, которые, как маяки в море, будут подсказывать тебе, в каком направлении плыть.
Чтобы ты имел представление о подробном плане сочинения, приведём пример. Вот таким может быть «сценарий» по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»:
Вступление и заключение должны быть логически связаны. Для этого можно высказывать одни и те же идеи, но разными словами. В начале сочинения — с позиции приглашения к рассуждению (или риторического вопроса), в заключении — в качестве вывода-утверждения. Если в начале письменной работы задавались вопросом «Почему читают Тургенева спустя 150 лет?», то в заключительной части просто отвечаем на этот вопрос.
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Когда составляешь план сочинения по литературе, помни, что ты это делаешь в первую очередь для себя. Поэтому старайся выбирать близкую тебе тему, подбери эпиграф и важные для аргументации цитаты. Кстати, если теряешься, загляни в учебник по литературе и прочитай вопросы к произведению. Они направят ход мыслей и помогут создать хороший план. Не бойся посоветоваться с учителем, если сложно. Он акцентирует внимание на важных деталях, которые ты, возможно, упустил. Удачи!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были тебе полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Как писать сочинение по картине?
Какие предметы абитуриенты сдают на ЦТ 2022: опрос
3 мифа о ЦТ: пробуем развенчать популярные стереотипы о централизованном тестировании
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Записывайся на итоговые занятия!
Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Систематизация материалов к сочинению.
Сложный план
Цели: закреплять знания об интерьере;
формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать
представление о сложном плане; развивать наблюдательность, навыки описания интерьера.
Планируемые результаты: знание термина
интерьер; умения составлять сложный план текста, описывать интерьер.
Ход уроков
Организационный момент
Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Обсуждение вопросов по работе над
ошибками.)
IV. самоопределение к деятельности
Что такое интерьер?
Каково происхождение
слова интерьер?
Какие есть типы
интерьера? (Общественный и жилой.)
Какими элементами создаётся интерьер?
Как описать интерьер? Как сделать это
описание интересным? (Ответы детей.)
— Чему мы будем учиться
сегодня на уроке? (Создавши текст — описание интерьера.)
V. Работа по теме уроков
1. Слово учителя
Для начала необходимо понять, о чём мы
хотим писать и дл чего. Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помещении,
сочинение не получится — выйдет что-то вроде перечень, отчёта. Любое помещение
вызывает у нас определённые чувства, может нам нравиться, показаться
непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выразить
отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите поделиться. Как это сделать? С
помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или косвенной
оценки.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 180 — чтение, коллективное
обсуждение.
Комментарии
Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:
а) паркетный пол;
б) стены — циферблат стенных часов,
календарь, картина в золочёной раме, большое зеркало;
в) потолок — полосы солнечного света на
потолке;
г) окна — трёхстворчатое окно, росточки
цитрусовых в горшках на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом
карнизе;
д) мебель — шкаф в углу, полка для книг,
журнальный столик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие стулья.
Благодаря плану у нас получился каркас
будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на
предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера,
например стенные часы, картину, сказать о них подробнее.
На какую тему можно написать сочинение?
Конечно, речь пойдёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока
Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом
интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с
дедушкой», «В гостях у соседей» и т. д.
Систематизация материалов помогает лучше
увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между
маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом; отметим, как комнату
делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до
блеска паркетный пол, и большое зеркало, И полосы солнечного света на потолке.
Вот уже и проступает отношение к
интерьеру, заметен неравнодушный взгляд.
2. Упр. 181 — чтение текста,
коллективное обсуждение сложного плана.
Комментарии
Первый пункт («Вход в горницу») служит
введением. Основ-НИИ часть поделена на подпункты. Уже в их контрастном названии
проглядывается отношение пишущего: небогатая обстановка, впечатления
убогости — наоборот, она подчёркивает выразительность искусных украшений, созданных
руками народных. Последний пункт плана («Народное искусство живёт и
сегодня») обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является заключением.
Теперь легко ответить на вопрос: «С
какой целью автор создал это описание?» Ответ содержится в последнем
предложении: автор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к
красоте, о том, что народное искусство вечно.
Дополнительный вопрос и комментарии
— Как автор выражает своё
отношение к описываемому интерьеру?
Автор подбирает эмоционально окрашенную,
«тёплую» лексику. «Кленовые сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои
сени…», «горница» — о старине, названия природных материалов {кленовые,
липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы.
Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают
отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает
уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного
искусства.
3. Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках
на с. 103.
Запишите их в орфоэпический словарик,
поставьте ударение.
Составьте словосочетания с этими
словами.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и
заданий, написание сочинения.)
VII. Подведение итогов уроков
О чём важно помнить при описании
интерьера?
Как составить сложный план сочинения?
Домашнее задание
Словарная работа
-Часто вам не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов.
Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже
знаете? (Синонимы)
-Подберите синонимы к словам и запишите их:
Висят (лампы) – прикреплены.
Висит (портрет) – находится, прибит
Висит(доска) – расположена.
Стоит(стол) – находится.
Стоят(парты) – размещены
Стоит(шкаф) – поставлен.
Класс – комната, помещение, кабинет.
Давайте попробуем описать наш кабинет.
Краткое описание. |
Развернутое описание. |
1. Кабинет. 2. Три ряда парт. 3. Три окна. 4. Учительский стол. 5. Классная доска. 6. Книжные полки. 7. Стенды. |
1. Светлый небольшой кабинет. 2. Посередине — три ряда парт. 3. Напротив дверей — три окна. 4. На первом ряду — учительский 5. На стене справа — классная 6. На стене слева — книжные полки. 7. Напротив окон — стенды. |
Т.о., записав данный перечень, мы с вами составили план нашего
будущего сочинения-описания: краткий и развернутый.
Но ведь таких кабинетов тоже много. Что же еще нужно сделать,
чтобы было более понятно, о каком помещении идет речь? (описать каждый предмет
более подробно)
Построение текста-описания помещения: при описании нужно указывать
предмет и место его нахождения.
Т.о., описание может быть сжатым и подробным. Сжатое описание
напоминает план. Поэтому, чтобы грамотно построить свой текст, нужно для начала
просто перечислить в нужном порядке все предметы в данном помещении.
Знакомство с памяткой “Как работать над
сочинением-описанием помещения”.
Памятка
1.
Обычно описание интерьера начинается с зачина, в
котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
2.
Создавая собственное высказывание, избегайте
неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях
(стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться
предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется,
блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и
др.
3.
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для
передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив,
посередине, в центре, справа от…, налево от…, у окна, над столом, в углу,
слева от…, возле, где-то и др.
4.
В художественном описании помещения пользуйтесь
словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое
отношение к нему.
5.
Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью
красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его
начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это
поможет вам найти нужную концовку.
Знакомство с памяткой “Как работать над
сочинением-описанием помещения”.
Памятка
1.
Обычно описание интерьера начинается с зачина, в
котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
2.
Создавая собственное высказывание, избегайте
неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях
(стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться
предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется,
блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и
др.
3.
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для
передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив,
посередине, в центре, справа от…, налево от…, у окна, над столом, в углу,
слева от…, возле, где-то и др.
4.
В художественном описании помещения пользуйтесь
словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое
отношение к нему.
5.
Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью
красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его
начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это
поможет вам найти нужную концовку.
Знакомство с памяткой “Как работать над
сочинением-описанием помещения”.
Памятка
1.
Обычно описание интерьера начинается с зачина, в
котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
2.
Создавая собственное высказывание, избегайте
неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях
(стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться
предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется,
блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и
др.
3.
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для
передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив,
посередине, в центре, справа от…, налево от…, у окна, над столом, в углу,
слева от…, возле, где-то и др.
4.
В художественном описании помещения пользуйтесь
словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое
отношение к нему.
5.
Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью
красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его
начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это
поможет вам найти нужную концовку.
План
1) просторный большой кабинет
2) его назначение
3)чем он мне нравиться
а) окна
б) стены
г) пол
4)как нужно беречь кабинет
кабинет математики.
Это просторный большой
кабинет размером примерно 10Х20. Он яркой окраски, в нём есть узоры
и многое другое.
Назначение этого кабинета
рассадить детей по партам, дать им знания, чтобы они входя в этот кабинет могли
чувствовать себя комфортно.
Мне нравится что в этом
кабинете большие окна, широкие и красочные стены, и главное не скользкий пол.
В кабинете нельзя рисовать
на партах, двигать их, заходить без разрешения учителя и т. п.
Наш кабинет.
Наш класс
находится на втором этаже школы.
Это кабинет
биологии. Он просторный, светлый, теплый. В классе два больших окна, на подоконниках
– цветы в горшках. Окна выходят на улицу, по которой ходят люди и ездят
машины. Пол покрыт коричневым линолеумом. Стены выкрашены желтой краской. Кроме
парт и учительского стола, вдоль стены стоит длинный светлый шкаф, в котором
хранятся книги, таблицы, учебные пособия, муляжи и гербарии. Все
это так интересно!
Мы всегда
поддерживаем чистоту и порядок в своем классе: каждый день моем полы,
вытираем пыль, поливаем цветы . Этот кабинет самый уютный в школе, так
что нам повезло, что он наш.
Я
учусь в школе №25 города Севастополя. Наш класс занимает 15-й кабинет. Он
находится на втором этаже, в конце школьного коридора, рядом с кабинетом
истории и компьютерным классом.
Наша
классная комната является большой и просторной. В кабинете 3 окна, выходящие на
южную сторону: именно поэтому в нем всегда тепло и солнечно.
На
потолке в 2 ряда висят светильники: учительница включает их, когда на улице
пасмурная погода.
На
полу в 3 ряда стоят школьные парты из светлой сосны. Цвет парт очень
гармонирует со цветом пола и стен, которые также окрашены краской теплого
бежевого оттенка. На стенах кабинета веселые картинки и памятки, которые
помогают нам в случае необходимости вспомнить формулы и правила русского языка.
Возле
окошка стоит стол нашей учительницы, за которым она проверяет тетрадки.
Прямо
перед нами — две доски, одна обычная, меловая, а вторая электронная, возле
которых учитель объясняет нам учебный материал.
Подоконники
украшены множеством комнатных растений, которые на большой перемене поливают дежурные.
Я
очень люблю свою классную комнату, ведь в ней так светло, а ее привычная
обстановка настраивает на учебный лад.
1) Наш класс – кабинет физики
2) Описание класса
а) Описание окон
б) Описание стен
в) Портреты и высказывания про физику
г) Лаборантская
д) Парты
е)Стол учителя
ж) Доска
з) График дежурств
3) Наш класс — любимый
Мой класс — это кабинет физики, где
проходят наши уроки по физике и классные часы. Там мы вместе с нашим классным
руководителем постигаем основы физики.
Наш класс просторный и светлый. В
нашем классе большие и высокие окна. На них висят недорогие, но красивые
занавески. На потолке висят лампы, которые излучают мягкий, рассеянный свет.
Потолок побелен, а стены выкрашены красивой, голубой краской. На задней
стене висят портреты известных физиков, которые своими открытиями улучшили
жизнь человечества: Исаак Ньютон, Альберт Энштейн, Майкл Фарадей, Нильс Бор.
Сбоку на стене мы можем прочитать высказывания про физику. Под ними в
стеклянном шкафу стоят физические приборы. Наш класс соединён дверью с
лаборантской, где хранятся остальные приборы и приспособления для опытов,
которые нам показывают на уроках. В классе много парт, которые стоят в три
ряда. Все любят, конечно, садиться у окна, ведь туда можно всегда посмотреть.
Учительский стол очень большой, туда ставят приборы для проведения опытов.
Школьная доска наша всегда чистая, за ней следят все ребята. На стене
также висит наш график дежурства по классу, который мы должны содержать в
чистоте и порядке.
Все мы любим наш класс, такой уютный и
гостеприимный, любим в нём заниматься. Даже во время перемены мы любим
находиться в нашем классе.
Составляем план сочинения
Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.
Любое сочинение состоит из трех частей.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III. Заключение.
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Например, план может выглядеть так:
Сочинение
Свет и тени натуры Обломова
(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
План:
I. Обломов — сложный человек.
II. Положительные и отрицательные черты в характере
героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
1.1. барин — ленивец;
1.2. раб самому себе;
1.3. Обломов и Захар.
2. Пустые мечтания.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
3.1. доброта души;
3.2. любовь к детям;
3.3. любовь к Ольге.
4. Обломов — поэт в душе.
III. Обломов — живой, реальный человек.
План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
Использованы материалы с сайта: publiclibrary.ru