Как составить словесный портрет числительного

В предыдущем задании мы вскользь сказали о «Словах Назидания», которые Абай оставил нам-потомкам.

А что такое назидание? Как вы понимаете это слово?

Следующее наше задание посвящено Семнадцатому слову.

Г

Работа с текстом

Слова назидания . Абай Кунанбаев.17 слово

Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтоб разрешить спор: кто из них важнее.

Воля сказала: «Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чтобы познать тебя, надо упорно учиться, а без меня этого не сделать; служить Всевышнему, поклоняясь ему, не ведая покоя, можно только с моей помощью. Нельзя, если меня нет, добиться в жизни богатства, мастерства, уважения, карьеры. Разве не я оберегаю людей от мелких страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти, соблазнов, не я ли помогаю им собраться и в последнюю минуту удержаться на грани пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?»

Разум сказал: «Только я способен распознать, какое из твоих слов полезно и какое пагубно, будь то в земной или загробной жизни. Только мне дано постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний. Почему эти двое спорят со мной? На что они годятся без меня?»

Сердце сказало: «Я — владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. По моей воле младшие почитают взрослых и снисходительны к меньшим. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стал бы я делать различия между людьми. Я восторгаюсь добродетелью, я восстаю против зла и насилия. Самолюбие, совесть, милосердие, доброта — все исходит от меня. На что годятся эти двое без меня? Как они смеют спорить со мной?»

Выслушав их, Наука ответила:

«Воля, ты все верно сказала. В тебе еще много достоинств, о которых ты не упомянула. Ничего нельзя достигнуть без твоего участия. Но ведь в тебе таится и жестокость, равная твоей силе. Ты тверда в служении добру, но не меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе.

Разум! И ты прав. Без тебя невозможно добиться в жизни чего-либо. Благодаря тебе мы узнаем о создателе, посвящены в тайны двух миров. Но это не предел твоих возможностей. Лукавство и коварство тоже творения твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты верно служишь и тому, и другому. Вот в чем твой изъян.

Моя задача — помирить вас. Хорошо бы повелителем и вершителем в этом споре явилось Сердце.

Разум! У тебя множество путей-тропинок. Сердце не может следовать по каждой из них. Оно не только радуется твоим добрым замыслам, но и сопутствует тебе в них с охотою. Но оно не последует за тобой, если ты замыслил недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью.

Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя Сердце способно удержать. Оно не станет препятствовать в деле благоразумном, но в деле ненужном повяжет тебя по рукам.

Вам следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку.

Задания к тексту:

  1. Определить тему текста

  2. Определить основную мысль текста.

  3. Определить стиль текста. Аргументировать свой ответ примерами.

  4. Определить микротемы текста и составить план.

  5. Придумать заголовок к этому тексту, отражающему основную мысль.

Ф взаимооценивание по дескрипторам:

Определяют тему текста

— Определяют основную мысль текста.

— Находят ключевые слова

— Определяют стиль текста, умеют аргументировать свой ответ примерами.

— Определяют микротемы текста и составляют план.

— Придумывают заголовок к тексту, отражающий основную мысль.

(К, Д)

Вопросы по содержанию текста

  1. Как вы думаете, почему Воля, Разум и Сердце обратились за разрешением спора к Науке?

  2. Как вы думаете возможно ли развитие Науки без этих трех составляющих?

  3. К чему призвал Абай нас? Как тема и идея 17 слова соотносится с афоризмом Абая «Адам бол!» ?

Работа над правилом на стр.26

Выполнение упражнения 304:

Подобрать подходящие по смыслу вводные слова, обособить их знаками препинания.

К счастью, только разум, наука, воля, совесть возвышают человека.

К удивлению, кричащий в гневе смешон, а страшен молчащий в гневе.

К сожалению, плохой друг – как тень: в солнечный день беги – не убежишь, в пасмурный день ищи – не сыщешь.

По крайней мере, невежество – это отсутствие знаний, без которых ничего нельзя добиться.

Во-первых, существует два орудия получения знаний: искусство ведения спора и твердость в отстаивании своей позиции.

Составить «словесный портрет» имени числительного два (орудия)

  1. Два – числ. (сколько орудий?)

  2. Н.ф. – два. Пост.: прост., колич.; непост.: И.п.

  3. Существует (что?) два орудия.

Светило науки — 28 ответов — 0 раз оказано помощи

1) Один — имя числительное. Отвечает на вопрос «сколько?».
Начальная форма — один, имеет морфологические признаки: простое, количественное, целое; употреблено в именительном падеже.

2) Пятнадцать — имя числительное. Отвечает на вопрос «сколько?»
Начальная форма — пятнадцать, имеет морфологические признаки: простое, количественное, целое; употреблено в именительном падеже.

3) Восемьдесят — имя числительное. Отвечает на вопрос «сколько?»
Начальная форма — восемьдесят, имеет морфологические признаки: сложное, количественное, целое; употреблено в именительном падеже.

4) Сто — имя числительное. Отвечает на вопрос «сколько?»
Начальная форма — сто, имеет морфологические признаки: простое, количественное, целое; употреблено в именительном падеже.

Ребят срочно помогите!!!!! ПЖ!!!
1.При одинаковых условиях самая большая скорость у молекул:

А) твердого тела; Б) газа; В) жидкости; Г) одинаковая во всех агрегатных состояниях.

2. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?

А) молекулы воды и пыли сильнее притягиваются друг к другу, чем молекулы пыли;

Б) молекулы воды притягиваются друг к другу сильнее чем молекулы воды и пыли;

В) молекулы воды и пыли не притягиваются друг к другу;

Г) молекулы воды притягиваются к молекулам воды, молекулы пыли притягиваются к

молекулам пыли.

3. Выразите в метрах в секунду скорость: 36 км/ч.

4. В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 20 м/с. Какой путь прошел поезд

за это время?

5. Две силы соответственно равные 820 Н и 0,405 кН, приложены к одной точке тела и

направлены по одной прямой, но в противоположные стороны. Определите

равнодействующую:

6. Электрические розетки прессуются из специальной массы (карбалитовой) действуя на нее с

силой 37,5 кН. Площадь розетки 0,0075 м2 . Под каким давлением прессуются розетки?

7. Чему равна жесткость пружины, если под действием силы 2 Н она растянулась на 4 см?

8. Колесо автомобиля буксует. Куда направлена сила трения скольжения между буксующем

колесом и дорогой, которая действует на колесо?

А) влево; Б) вправо; В) вверх; Г) вниз.

9. Какую мощность должен иметь двигатель транспортного средства, чтобы за 0,5 ч с его

помощью можно было поднять 30 м3 песка на высоту 6 м? Плотность песка 1500 кг/м3.

К каждой позиции первого столбца (задание 10) подберите соответствующую позицию

второго и запишите выбранную цифру под соответствующей буквой.

10.На столике в вагоне движущегося железнодорожного поезда лежит книга. В движении или

покое находится книга относительно:

А) столика; 1) в движении;

Б) рельсов. 2) в покое;

3) в движении и в покое.

Морфологический разбор числительного — это указание постоянных и непостоянных грамматических признаков имени числительного как самостоятельной части речи в русском языке.

Составим план, как последовательно выполнить морфологический разбор имени числительного в зависимости от структуры и его разряда по значению.

Прежде чем узнать, как производить морфологический разбор числительного, научимся отличать эту именную часть речи от слов других частей речи:

  • (что?) тройка, пятак, десяток, сотня — имена существительные;
  • (какой?) одноклеточный, двойной, трехэтажный, пятилетний — имена прилагательные;
  • (сколько?) столько, несколько, столько-то — местоимения;
  • (что сделать?) сдвоить, утроить, удесятерить — глаголы;
  • (как?) дважды, надвое, трижды, впятером — наречия.

Слова разных частей речи содержат указание на количество. Однако эти самостоятельные части речи совмещают обозначение количества с названием предмета, признака, действия и пр. В отличие от числительных их можно записать словами, но нельзя обозначить цифрами. Различаются они и своими морфологическими признаками.


Определение

Имя числительное обозначает количество или порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?


  • (сколько?) три дня;
  • (сколько?) двое детей;
  • (который?) восьмой удар.

Числительное это

Грамматические признаки имени числительного

Имена числительные различаются по значению и структуре. Постоянными признаками слов этой части речи является

  • разряд по значению (количественное или порядковое);
  • количественные числительные имеют разряд: целое, дробное или собирательное;
  • разряд по составу (простое, сложное, составное).

Имя числительное таблица

Имена числительные изменяются по падежам, а количественные числительные «один», «два», «полтора» , собирательное числительное «оба» — по родам:

  • один миг, одна дата, одно слово;
  • два листа, две розы;
  • полтора дня, полторы минуты.

Категории рода, числа и падежа являются непостоянными признаками числительных.

Начальная форма количественного числительного — это форма именительного падежа.

Порядковые числительные по своей грамматической форме похожи на прилагательные, поэтому их начальной формой является именительный падеж единственного числа мужского рода (первый, сотый).

При морфологическом разборе учтём, что имена числительные часто образуют неделимые сочетания с именами существительными, а также употребляются с предлогами, так что выписываем имя числительное с существительным и предлогом. Эти сочетания являются одним членом предложения.

Числительное может быть любым членом предложения: как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (дополнением, определением, обстоятельством).

Составим план морфологического разбора числительного.

План морфологического разбора числительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение, начальная форма

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • разряд по значению (количественное, порядковое);
  • разряд по составу (простое, сложное, составное)

б) непостоянные признаки

  • падеж
  • род (если есть);
  • число (если есть).

III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор числительного

Приведем примеры морфологического разбора имени числительного.

Примеры морфологического разбора числительных

К шести³ часам утра уже полностью рассвело.

I. К шести (часам) — это имя числительное, обозначает число. Начальная форма — шесть.

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки

  • количественное
  • простое

б) непостоянные признаки

  • дательный падеж

III. Рассвело (когда?) к шести часам. Обстоятельство времени.


У обоих³ мальчишек на щеках веснушки россыпью.

I. У обоих (мальчишек) — это имя числительное, обозначает количество. Начальная форма — «оба».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки

  • собирательное
  • простое

б) непостоянные признаки

  • родительный падеж
  • мужской род

III. Веснушки россыпью (у кого?) у обоих мальчишек. Дополнение.


В семидесяти³ километрах от города расположен этот старинный замок.

I. В семидесяти (километрах) — это числительное, обозначает количество. Начальная форма — семьдесят.

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки

  • количественное
  • сложное

б) непостоянные признаки

  • предложный падеж

III. Расположен (где?) в семидесяти километрах. Обстоятельство места.


Более двухсот³ гектаров уже засеяно рожью.

I. Более двухсот (гектаров) — это числительное, обозначает количество. Начальная форма — двести.

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки

  • количественное
  • сложное

б) непостоянные признаки

  • в форме родительного падежа

III. (Что?) более двухсот гектаров (что сделано?) засеяно. Подлежащее.


Свыше ста двадцати пяти³ речек и ручьёв протекают по нашему краю.

I. Свыше ста двадцати пяти (речек и ручьёв) — это числительное, которое обозначает количество. Начальная форма — сто двадцать пять.

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки

  • количественное
  • составное

б) непостоянные признаки

  • родительный падеж

III. (Что?) свыше ста двадцати пяти речек и ручьёв — подлежащее.


Семнадцатый³ слушатель стал победителем лотереи.

I. Семнадцатый — это числительное, обозначает порядок при счёте. Начальная форма — семнадцатый

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки

  • порядковое
  • простое

б) непостоянные признаки

  • именительный падеж
  • единственное число
  • мужской род

III. Определение

Видео «Морфологический разбор числительных (6 класс)»

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 39

Антон Пафнутьи похаживал по комнате,осматривал замки и окна и качал головою при неутешительном осмотре.

Неутешительном:приставка-не-

Устаревшое слово:Похаживал.

Потому что нравиться делать модную одежду…

Вопрос:Какой из глаголов является синонимом глаголу «заботиться» ?
?
Ответ: 3)печься

Я недавно посмотрела очень-очень интересный фильм ! В этом фильме хорошо все было устроено. Он был про (….что-то …..) . Меня восхитили особенно главные герои . Мне казалось ,что я давно искал его и наконец-то , нашел и посмотрел … Когда фильм закончился , я расстроился , ведь кто захочет ,чтобы закончилась такая близкая к сердцу история …Я всегда буду помнить этот фильм !
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти ключевые слова для яндекс директ
  • Как составить договор бригадного подряда
  • Как найти количество блоков
  • Как составить письменную часть проекта
  • Как в эксель найти одинаковые значения формула

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии