Как составить синквейн по биологии 5 класс

Синквейн по биологии

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» . Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? » Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.
…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Синквейны представлены для разных классов:

  1. Жизнь.
    Морская, Земная.
    Радует, изменяется, продолжается.
    Прекрасна, многообразна, красочна, любима.
    Свет.
  2. ЖИВАЯ МАТЕРИЯ-
    потаённая, непознанная.
    Рождается, растёт, развивается.
    В короткое определение не вмещается.
    ЖИЗНЬ!
  3.  ЖИВОЕ!
    Белковое, клеточное.
    Раздражается, питается, дышит,
    Планета давно признаки жизни слышит.
    Эволюция!
  4. Жизнь-
    сложная, многогранная.
    Самообновляется, возрождается.
    Единым кодом закрывается.
    ДНК!
  5. Живое существо —
    открытое, системное.
    Двигается, дышит, питается.
    Дарвинистами живой материей называется.
    Материализм!
  1. Биология.
    Естественная, молекулярная.
    Изучает, классифицирует, описывает.
    Наука о живой природе.
    Жизнь.
  1. Биология.
    Естественная, молекулярная.
    Изучает, классифицирует, описывает.
    Наука о живой природе.
    Жизнь.
  1. Биология.
    Клеточная, эволюционная.
    Существует, исследует, публикует.
    Дает нам знания.
    Учеба.
  1. Биология.
    Скучная, долгая.
    Идет, обучает, заканчивается.
    Предмет в школе.
    Урок.
  1. Белокочанная капуста.
    Вкусная, полезная.
    Вырастает, созревает, увядает.
    Богатый кладезь витаминов.
    Овощ.
  1. Кошка.
    Пушистая, ласковая.
    Мурлыкает, играет, бегает.
    Любимый домашний питомец.
    Животное.
  1. Медведь.
    Бурый, белый.
    Спит, рычит, бежит.
    Большой опасный хищник.
    Зверь.
  1. Ландыш.
    Зеленый, свежий.
    Растет, цветет, пахнет.
    Красивый весенний цветок.
    Растение.
  1. Бабочка.
    Оранжевая, голубая.
    Вырастает, улетает, погибает.
    Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
    Насекомое.
  1. Млекопитающие.
    Сумчатые, плацентарные.
    Рождаются, живут, умирают.
    Этот класс широко распространен во всем мире.
    Животное.
  1. Маргарита.
    Самостоятельная, хитрая.
    Лукавит, соблазняет, впечатляет.
    Женское имя, обозначающее «жемчуг».
    Цветок.
  1. Дети.
    Прекрасные, озорные.
    Играют, шалят, радуют.
    Цветы нашей жизни.
    Радость.
  1. Птичка.
    Хрупкая, маленькая.
    Летит, клюет, поет.
    Уменьшительно-ласкательное от слова птица.
    Небо.
  1. Биология.
    Трудная, интересная.
    Учит, просвещает, отвлекает.
    Естественная наука о жизни.
    Человек.
  1. Синица.
    Длиннохвостая, подвижная.
    Выделяется, гнездится, питается.
    Истребляет лесных вредителей.
    Птица.
  1. Лед.
    Твердый, холодный.
    Замерзает, скользит, обжигает.
    Не сможет согреть руки.
    Зима.
  1. Сфера.
    Круглая, гладкая.
    Прыгает, катится, смотрит.
    Сфера Луны над Землей.
    Шар.
  1. Огонь.
    Яркий, теплый.
    Освещает, греет, очищает.
    Хоронит груз прошлого под пеплом.
    Жар!
  1. Море.
    Синее, пенное.
    Плещется, бушует, хранит.
    В себе тайны прошлого.
    Глубина.
  1. Дельфин,
    Веселый, умный.
    Плавает, выпрыгивает, рисует.
    Только ему понятные картины.
    Океан.
  1. Собака.
    Верная, смелая.
    Лает, кусает, охраняет.
    Самый лучший друг человека.
    Верность.
  1. Дождь.
    Мокрый, серый.
    Идет, барабанит, стучит.
    По крышам мелкими каплями.
    Лужи.
  1. Почка.
    Парная, важная.
    Находится, накапливает, выводит.
    Орган мочевыделительной системы у человека.
    Анатомия.
  1. Биотехнология.
    Сложная, промышленная.
    Изучает, используется, применяется.
    Основывается на многих дисциплинах.
    Наука.
  1. Погода.
    Ясная, пасмурная.
    Меняется, портится, прогнозируется.
    Текущее состояние атмосферы.
    Природа.
  1. Рука.
    Правая, левая.
    Помогает, висит, ломается.
    Одна из конечностей человека.
    Нога.
  1. Железы.

Важные, регулирующие.

Секретируют, управляют, обеспечивают.

Железы внутренней секреции – выделяют биологически активные вещества – гормоны.

Органы

К слову «биология» можно составить такие синквейны:

Биология

интересная, познавательная,

изучает, классифицирует, объясняет

Изучать биологию — интересно.

наука


Биология

значимая, экспериментальная,

исследует, разрабатывает, развивает

Дети изучают биологию в школе.

предмет.


Биология

занимательная, нескучная,

открывает, захватывает, цепляет,

Непонятное становится понятным.

интересно.


Биология

сложная, интересная,

учит, открывает, интересует,

Это наука о живой природе.

дисциплина.


Биология

естественная, научная,

экспериментирует, классифицирует, объясняет,

Биология изучает живые организмы.

жизнь.

Микроорганизмы

Маленькие, одноклеточные

Заразить, ослабить, осуществить

Вроде нужны, а вроде и нет

Надо всё — таки знать микроорганизмы.

(Эйхман Елизавета, 11 класс)

Наука

Изучающая, общемировая

Изучает, открывает, обновляет

Очень важная, нужна человечеству

Надо стремиться изучать мир, делать открытия.

(Эйхман Елизавета, 11 класс)

Микробиология

Изучающая, клеточная

Исследует, открывает, делит

Область биологической науки об одноклеточных организмах

Микробы.

(Паршукова Екатерина, 11 класс)

Цитология

Изучающая, открывающая

Исследует, открывает, называет

Наука о клетке

Клеточная теория.

(Паршукова Екатерина, 11 класс)

Растения

Красивые, милые

Растут, питаются, размножаются

Они драгоценные, потому что дают кислород.

Нет жизни без растений!

(Калинина Мария, 5 класс)

Растения

Полезные, опасные

Растут, питаются, размножаются

Без растений, мы бы не выжили

Берегите растения!

(Сластников Василий, 5 класс)

Растения

Живые, зелёные

Живут, размножаются, растут

От растений зависит жизнь животных

Растения помогают природе.

(Некрышева Виктория, 5 класс)

Растения

Живые, полезные

Растут, питаются, размножаются

Дают нам жизнь

Они выделяют кислород, которым мы дышим.

(Паршукова Майя, 5 класс)

Растения

Полезные, опасные

Растут, дышат, размножаются

Они нужны всем

Помогают нам выжить!

(Созонов Антон, 5 класс)

Животные

Красивые, умные, смешные

Питаются, размножаются, дышат

Животные такие же, как и мы

Они являются звеном цепочки питания.

(Созонов Антон, 5 класс)

Грибы

Вкусные, невкусные

Размножаются, растут, развиваются

Из них делают лекарство

Помогают выжить!

(Созонов Антон, 5 класс)

Растения

Живые, цветные

Размножаются, растут, цветут

Надо беречь растения!

Это наш любимый источник жизни!

(Печеницын Дмитрий, 5 класс)

Животные

Живые, умные

Размножаются, питаются, живут

Интересные существа

Они помогают в жизни!

(Печеницын Дмитрий, 5 класс)

Организм

Одноклеточные, многоклеточные

Взаимодействует, растут, живут

Взаимодействие и функционирование как единое целое

Организм – это жизнь!

(Эйхман Елизавета, 11 класс)

Мутагены

Ядовитые, радиоактивные

Изменяют, поражают, ухудшают

Изменчивость организмов

Опасность!

(Эйхман Елизавета, 11 класс)

Биогеоценоз

Живая, земная

Растут, дышат, размножаются

Жизнь между всеми организмами

Жизнедеятельность организмов.

(Ковалёв Игорь, 11 класс)

Бактерия

Маленькая, многочисленная

Размножаются, передвигаются, делятся

Самая многочисленная и хорошо изученная группа прокариот

Древняя форма жизни.

(Паршукова Екатерина, 11 класс)

Белки

Важные, органические

Стимулируют, обновляют, функционируют

Важнейшие биологические молекулы

Строители жизни.

(Паршукова Екатерина, 11 класс)

Вирусы

Подозрительные, вредные

Развиваются, размножаются, заражают

Очень опасны

Вызывают заболевания.

(Писклова Лариса, 11 класс)

Человек

Светлокожий, темнокожий

Питается, дышит, живёт

Разумный

Продолжатель рода

(Писклова Лариса, 11 класс)

Свет

Яркий, неяркий

Освещает, излучает, радует

Без света – нет жизни!

Главный процесс- фотосинтез.

(Калинин Дмитрий, 10 класс)

Олень

Красивые, рогатые

Бегают, питаются, размножаются

Находятся под охраной

Грациозное животное.

(Калинин Дмитрий, 10 класс)

Биогеоценоз

Сложная, природная

Растут, развиваются, взаимодействуют

Сложная система.

(Чесухин Дмитрий, 10 класс)

Бобёр

Зубастый, хвостастый

Грызёт, строит, плавает

Поднимает уровень воды

Лесоруб.

(Чесухин Дмитрий, 10 класс)

Фотосинтез

Главный, необходимый

Создаёт, поддерживает, зависит

Источник кислорода в земной атмосфере

Нужен для дыхания.

(Чесухин Дмитрий, 10 класс)

Фактор

Биотический, абиотический

Определяет, анализирует, характеризует

Свойства внешней среды, оказывающие влияние на организмы

Экологические факторы

(Сысоев Геннадий, 10 класс)

Гумус

Тёмный, жирный

Накапливает, разлагает, перерабатывает

Плодородный слой, на котором хорошо растут растения

Почвенный гумус.

(Сысоев Геннадий, 10 класс)

Планктон

Мелкие, нужные

Питаются, двигаются, дышат

Водные обитатели

Удивительные существа.

(Сысоев Геннадий, 10 класс)

Почва

Плодородная, неплодородная

Отличается, состоит, воспроизводит

Почва – это жизнь!

Обеспечивает всё растущее на земле.

(Сенченко Евгения, 10 класс)

Вода

Водянистая, голубая

Движется, течёт, замерзает

Часть всех живых организмов

Содержимое.

(Сенченко Евгения, 10 класс)

Температура

Холодная, теплая

Помогает, обеспечивает, регулирует

Влияет на жизнедеятельность организмов

Очень важный фактор.

(Сенченко Евгения, 10 класс)

Вирус

Убийственный, своеобразный

Разрушает, питается, мутирует

Вредоносный вид жизни

Переносчик заболеваний

(Ковалёв Игорь, 11 класс)

Жизнь

Живая, протекающая

Исследует, развивается, отличается

Способ существования организма

Конец жизни приходит каждому.

(Ковалёв Игорь, 11 класс)

«Составление синквейна по биологии ».

     Синквейн (от фр. cinquains,
англ. cinquain) —
пятистрочная стихотворная форма,
возникшая в США в
начале XX
века под влиянием японской поэзии.
В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России)
в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который
позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны
полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в
качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее
 главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную
мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в
 рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к
теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно
существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к
теме).

   Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты
и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено
правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение,
функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
клеточная биология

Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом
группа научных отраслей

Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Морфология
научная, комплексная
изучает, исследует
форму и строение животных и растительных организмов
комплекс научных отраслей

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является работа над  созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
клеточная биология

Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом
группа научных отраслей

Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Морфология
научная, комплексная
изучает, исследует
форму и строение животных и растительных организмов
комплекс научных отраслей

Организм
живой, действующий
состоит, обладает, отличается
тело с органами
отдельная особь

Цветок
видоизменённый, укороченный
привлекает опыляется развивается
орган семенного размножения цветковых
спороносный побег

Цитоплазма
водянистая, изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
внутренняя среда живой или умершей клетки
содержимое

Мутация
Случайная, стойкая.
Изменяет, проявляется, наследуется.
Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.

Стволовая клетка

Неспециализированная, пластичная

Делится, дифференцируется, мигрирует

Стволовая клетка – это доктор внутри тебя!

Регенерация

Протеосома

Бочонковидная, избирательная

Узнает, расщепляет, регулирует

Ущербный белок клетке не товарищ!

Терминатор

Микротрубочка

Растущая, полая

Двигаться, опираться, транспортировать

Без микротрубочек клетке труба!

Тубулин

Белки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

 Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова!

Митоз
Четырёхстадийный, самый распространённый,
Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает,
Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения,
Деление.

Как работать с синквейнами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:

Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.

Модификация

Адаптивная, обратимая

Варьировать, приспосабливаться, формировать

Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

Эволюция

Рассказ.

Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака.  Модификации являются результатом эволюции вида.

Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Пример. Коррекция синквейна

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делится, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

Жизнь

Измененный синквейн.

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, специализироваться, обновляться

Элементарная частица жизни

Гук

Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)

Синквейн 1.

?

Сильная,  разнообразная

Бороться, соперничать, опережать

Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

Отбор

Синквейн 2.

?

Автотрофный, зеленый

Начинать, синтезировать, передавать

СО2 да вода – наша еда!

Пищевая цепь

Синквейн 3.

?

Живая, кубическая

Делиться, питаться, дышать

Не построишь дом без кирпича.

Ткань

Синквейн 4. 

?

Сложный, устойчивый

Питаться, жить, размножаться

Мой дом – моя крепость.

Экосистема

Синквейн 5.

?
Вирусная, химерная,
Кодировать, синтезировать, обусловливать
Одна хорошо, а две надежнее!
Хромосома

Синквейн 6.

?
Многофакторный, хромосомный
Нарушать, изменять, обусловливать
Беда не приходит одна.
Заболевание

Синквейн 7.

?

Устойчивый, инфекционный
Поражать, изменять, губить
Вот она загадка века – гибель мира человека!
Белок

Синквейн 8.

?

Полезный, нейтральный

Формировать, передавать, изменять

Он всем бросается в глаза!

Фенотип

Синквейн 9.

?

Неподвижная, шарообразная

Хранить, сливаться, реализовывать

Она делает добро – зашифровано оно.

Организм

Синквейн 10.

?

Гладкая, шероховатая

Синтезировать, транспортировать, хранить

Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через нее

Вакуолярная система

Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна). Либо же вам необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Золотарева И.Г., учитель биологии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти ребро куба через диаметр
  • Как составить сложный маршрут в яндекс картах
  • Как найти неизвестное вычитаемое уменьшаемое разность правило
  • Как исправить сайт в яндекс картах
  • Как составить бизнес план для открытия фитнеса

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии