Блок-схемы
Блок-схемы помогают визуализировать последовательность этапов процесса с использованием только фигур и стрелок. Это делает их превосходным инструментом для представления сложной информации в понятной форме.
50M пользователей по всему миру доверяют Miro
Блок-схемы являются популярными инструментами документирования и визуализации процессов. Ввиду своей универсальности они используются в разных сферах для принятия решений, устранения проблем и совершенствования систем. Чтобы вы могли получить максимальную пользу от конструктора блок-схем в Miro, ниже приводится вся необходимая информация о блок-схемах: от определения блок-схем до значений символов на блок-схемах.
Что такое блок-схема?
Блок-схема — это разновидность диаграмм, которая служит наглядным описанием какого-либо процесса, например, рабочего процесса. Используемые в блок-схемах стандартизованные символы и определения помогают визуально описывать разные этапы и решения ‘в рамках определенного процесса.
Уже много лет блок-схемы пользуются популярностью в разных сферах деятельности — от инженерного проектирования и образования до компьютерного программирования и управления проектами.
Благодаря своей исключительной динамичности и универсальности, блок-схемы чрезвычайно полезны для описания как простых, так и сложных процессов. Всего лишь взглянув на блок-схему, можно получить общее представление о процессе.
Как правило, при построении блок-схемы используют особые символы, каждый из которых обозначает определенный этап последовательности событий или процесса. Обычно на блок-схему добавляют самые разные элементы, включая действия, материалы, услуги, входные условия и результаты. Когда необходимо принять решение, но вы не уверены в процедуре и необходимых элементах, которые бы обосновывали ваш выбор, использование блок-схемы может значительно облегчить задачу.
Преимущества блок-схем
Применение блок-схем для визуализации процессов может быть полезным как в бизнесе, так и в повседневной жизни. Вот как блок-схемы могут помочь вам и вашей команде.
Наглядность
Наверное, самым важным преимуществом блок-схем является возможность наглядного представления сложных процессов в простом формате для облегчения понимания их устройства. Многие компании в производственной, логистической и управленческой сферах используют блок-схемы для тщательной проработки важных последовательностей действий. Блок-схемы могут также помочь потенциальным заинтересованным сторонам понять рабочие процессы, которые планирует внедрить компания.
Более эффективная коммуникация
Блок-схемы могут быть очень полезными на совещаниях, когда вашей команде нужно понять или донести до других суть важных процессов. Упрощение сложных операций с помощью используемых в блок-схемах символов и определений является эффективным способом ясного представления информации, которую иначе было бы нелегко объяснить.
Надежное документирование
Применение блок-схемы для планирования процессов в компании — это хороший способ задокументировать требуемые мероприятия. Это также превосходный способ оценить прогресс выполнения задачи в вашей компании. Использование цифровых блок-схем — отличный путь внедрения электронного документооборота в ваши рабочие процессы.
Когда следует использовать блок-схемы?
Блок-схемы используются в самых разных контекстах и отраслях. Независимо от отрасли, в которой работаете вы или ваша компания, блок-схемы могут использоваться для облегчения понимания процессов и организации деятельности.
Вот некоторые реальные примеры эффективного применения блок-схем:
1. Разработка и планирование процесса
Разработка нового процесса требует документирования его этапов и последовательности событий. Блок-схема помогает документировать процесс и улучшает его понимание в целом.
2. Изучение процесса для более полного понимания
Сотни размещенных онлайн примеров демонстрируют, как компании используют блок-схемы для выполнения и анализа сложных процессов. Изучая эти блок-схемы, можно лучше понять, как компании следует выстраивать последовательность действий и событий для получения конечного продукта или достижения конечной цели.
3. Объяснение процесса
Во многих компаниях по всему миру отправка подробной блок-схемы полностью заменяет собой длительные совещания. Блок-схемы просты для понимания и наглядно документируют процесс. Они являются чрезвычайно эффективными коммуникационными инструментами.
Символика блок-схем
Для построения большинства блок-схем используются стандартные фигуры и символы. Каждый символ обозначает определенный элемент или этап в последовательности или процессе. Для эффективного построения блок-схемы используйте следующие фигуры.
Овалы
Овалы на блок-схемах являются оконечными элементами. Они используются для обозначения начала и конца последовательности.
Параллелограммы
Параллелограммы обозначают входные условия или результаты процесса.
Прямоугольники
Прямоугольниками обозначают действия.
Ромбы
Ромбы обозначают решения, которые нужно принять. Как правило, от них отходят два альтернативных пути, соответствующих принятому решению.
Линии
Линии и стрелки служат для обозначения выбранных направлений в последовательности.
Типы блок-схем
Прежде чем создавать блок-схему, необходимо решить, какой тип блок-схем лучше всего подходит для иллюстрируемого процесса. Существуют сотни различных типов блок-схем, каждый из которых характеризуется уникальными сценариями использования и результатами. Ниже представлены четыре наиболее часто используемых и полезных типа блок-схем.
Блок-схема процесса
Блок-схема процесса — это наиболее простой из всех типов блок-схем. Такие блок-схемы часто используются для планирования новых проектов и операций. Инженеры и разработчики программного обеспечения часто используют блок-схемы процессов для отслеживания прогресса и понимания следующих шагов, которые следует предпринять для завершения проекта.
Блок-схема плавательных дорожек
Этот тип блок-схем получил такое название, поскольку он позволяет визуально представить процесс без истинного начала или завершения. На подобных диаграммах представляются процессы и действия людей, которые выполняются многократно, «по кругу».
Шаблон диаграммы плавательных дорожек позволяет отобразить повторяющийся процесс, избегая запутанности в получаемой последовательности.
Диаграмма потоков данных
Диаграммы потоков данных используются для коммуникативного сближения разработчиков и пользователей программы или фрагмента программного обеспечения.
Этот тип является специализированным: блок-схема содержит значительный объем информации при относительно небольшом количестве соответствующих символов. Предлагаемый в Miro шаблон диаграммы потоков данных позволяет без труда визуализировать этапы или акторов для системы любой сложности.
Диаграмма рабочего процесса
Целью использования диаграммы рабочего процесса является определение эффективной последовательности событий или процессов, которая будет обеспечивать устойчивый и качественный результат. Диаграммы рабочего процесса часто применяются для отображения стандартизованного набора процедур с определенным результатом.
Как создать блок-схему
Теперь, когда вы знаете, где и когда используются блок-схемы и почему они являются важными визуальными инструментами, пора узнать, как они создаются. Предлагаемый Miro конструктор блок-схем — это превосходный инструмент для разработки и построения комплексных блок-схем с участием всей команды. Приступая к использованию этого инструмента, следуйте данному пошаговому руководству.
1. Определите назначение блок-схемы
Прежде чем построить блок-схему, нужно понять, для чего, собственно, вы ее создаете. Запишите цели и результаты, которые вы бы хотели отобразить на блок-схеме, и определите процессы, которые диаграмма должна описывать.
Не пытайтесь охватить слишком много целей на одной блок-схеме. Стремитесь к максимальной простоте блок-схемы — это сделает ее доступной для восприятия. Если вы чувствуете, что пытаетесь объять необъятное на одной диаграмме, попробуйте построить несколько диаграмм — для каждого процесса или группы данных.
2. Используйте шаблон блок-схемы
Шаблон поможет понять, как отобразить ваши процессы, и станет надежной отправной точкой перед добавлением ваших собственных символов. Использование шаблона сбережет время, и вы сразу получите стандартизованные символы блок-схемы. Miro предлагает обширную библиотеку шаблонов блок-схем, которой вы и ваша команда можете воспользоваться.
3. Добавляйте фигуры на блок-схемы
Еще раз ознакомьтесь с описанными выше символами и фигурами, используемыми на блок-схемах, и приступайте к построению схемы вашего процесса. Определите компоненты последовательности и добавляйте соответствующие фигуры для формирования эффективного рабочего процесса.
4. Соедините фигуры линиями и стрелками
Следующий этап — добавление соединительных линий и стрелок для выстраивания последовательности выбранных событий и символов.
5. Привлекайте коллег к работе над блок-схемой
Если блок-схема описывает процесс, который затрагивает других его участников, поделитесь своей блок-схемой с соответствующими людьми. Пригласив к работе над блок-схемой коллег, вы сможете сформировать единое мнение.
Miro позволяет членам команды оставлять отзывы и высказывать предложения с помощью комментариев и заметок в пределах единого виртуального пространства. Такое сотрудничество с учетом контекста поможет вашей команде подготовить полезную и понятную блок-схему, которую смогут использовать все.
6. Поддерживайте блок-схему в актуальном состоянии
Системы и процессы постоянно меняются, поэтому должны меняться и блок-схемы, отображающие эти процессы. Регулярно возвращайтесь к своей блок-схеме и вносите необходимые изменения. Так вы сможете поддерживать ее актуальность. Размещение блок-схемы онлайн в Miro упрощает редактирование блок-схемы и отслеживание ее изменений.
Три примера блок-схем
Прежде чем начать работать с конструктором блок-схем в Miro, ознакомьтесь с несколькими следующими типичными блок-схемами. Описанные ниже блок-схемы служат примерами гибкости и полезности данного инструмента.
Блок-схема веб-сайта
Создание веб-сайта намного сложнее, чем многим кажется. Построение навигационных меню, организация контента и индивидуальная настройка внешнего вида веб-сайта — вот лишь некоторые важные шаги, необходимые для создания веб-сайта, который людям будет интересно посещать.
Данный шаблон блок-схемы веб-сайта представляет собой продуманную диаграмму процессов для формирования ориентированного на пользователя опыта использования.
Дерево решений
Ваши решения могут приводить к самым разным результатам для вашего бизнеса, в какой бы отрасли вы ни работали. Возможность серьезных последствий даже самых незначительных решений требует глубокого осмысления всех возможных вариантов развития событий и их влияния на вашу компанию.
Данный шаблон блок-схемы дерева решений подскажет, как соединить разные варианты решений c их результатами, чтобы выбрать наилучший маршрут.
Межфункциональная блок-схема
Большинство блок-схем кросс-функциональны в том смысле, что в них учитываются разные возможные результаты. Кросс-функциональность особенно свойственна диаграммам «плавательных дорожек», поскольку они визуализируют вклад в проект различных участников и его сквозные взаимосвязи.
Данный шаблон кросс-функциональной блок-схемы поможет понять, какие элементы составляют проект и как взаимосвязаны его фазы.
Рекомендации по созданию блок-схем
Вы уже почти готовы к самостоятельному построению блок-схем. Осталось лишь ознакомиться с некоторыми рекомендациями и рекомендованными подходами к созданию превосходных блок-схем.
1. Блок-схема должна умещаться на одной странице.
Важно, чтобы блок-схемы легко читались и были понятны. Никто не будет листать страницы и держать в голове весь процесс. Если блок-схема умещается на странице, она остается простой и удобной для восприятия.
2. Используйте унифицированные символы, фигуры и цвета.
Использование единообразных символов и фигур на блок-схеме поможет сохранить согласованность процесса и упростит его понимание. Каждый символ должен представлять отдельный элемент процесса.
Если использовать слишком много разных символов, это затруднит восприятие процесса и оценку хода его выполнения. Унификация лежит в основе понятного визуального отображения процесса.
3. Определите назначение блок-схемы перед началом ее создания.
Как объяснялось выше, это важнейший этап при создании блок-схемы. Блок-схемы удобнее всего использовать для представления определенного процесса. Это помогает наилучшим образом реализовать назначение диаграммы.
4. Размещайте данные в последовательности слева направо.
Информация в блок-схемах должна двигаться в том же направлении, в котором мы читаем и пишем. Это помогает сохранить простоту и удобство восприятия структуры блок-схемы.
5. Привлекайте для совместной работы как можно больше участников
Более чем вероятно, что создаваемая блок-схема будет касаться и других членов команды, особенно если это блок-схема бизнес-процесса. Вместо того чтобы создавать несколько блок-схем для одной системы, привлеките к работе участвующих в процессе членов команды. Miro позволяет легко делиться блок-схемами с коллегами, где бы они ни находились, через Slack, электронную почту или приватный канал.
6. Вносите необходимые изменения.
В устаревшей и неточной блок-схеме мало пользы. Более того, такая блок-схема может привести к путанице и ошибкам, что, в свою очередь, создаст серьезные проблемы для вашей команды.
Не забывайте поддерживать актуальность блок-схемы, добавляя в нее новые этапы и данные по мере изменения системы или процесса. Если команда регулярно пользуется документацией, лежащей в основе блок-схемы, это облегчает задачу по поддержанию ее актуальности. В противном случае запланируйте совещания, на которых вы сможете пересматривать все блок-схемы вашей команды и вносить необходимые изменения.
Используйте блок-схемы для визуализации решений.
Теперь вы готовы к созданию, чтению и пониманию блок-схем. Выбрав правильный тип блок-схемы, вы
обеспечите понимание всеми членами команды направления развития проекта и пути, по которому следует идти. Представьте, что блок-схема — это карта,
которая помогает всем найти дорогу.
Можете отправляться в путь! Простой и в то же время эффективный конструктор блок-схем в Miro содержит все необходимое для создания вашей
первой блок-схемы. Шаблоны блок-схем помогут в кратчайшие сроки и без излишних усилий построить профессионально выглядящие блок-схемы.
Помогите пожалуйста. Вам нужно доказать, что все элементы погоды взаимосвязаны.
Удобнее всего это сделать в форме наглядного сообщения или презентации (сформулируйте её название) .
а) Составьте схему, которая обеспечит наглядность вашего сообщения. Для этого на листе бумаги выпишите известные вам элементы погоды. Разместите их так, чтобы самый главный элемент был выше других и выделен (печатными буквами, подчёркиванием и т. д. ) . Поместите каждый элемент в кружок или прямоугольник и стрелками покажите взаимосвязь между ними. Обсудите правильность содержания схемы и договоритесь о её цветовом оформлении.
б) Приведите примеры из собственной жизни, подтверждающие, что все элементы погоды взаимосвязаны. Обсудите и выберите наиболее удачные. Каждый пример обозначьте двумя-тремя ключевыми словами и запишите их под номером (пример 1. . и т. д. ) . Соотнесите их с выполненной схемой.
в) Решите, как представить сообщение — в устной форме или в письменной.
МКОУ «Пальминская ООШ» Таборинского муниципального района Свердловской области
«Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и географии» Головина Наталья Владимировна
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…» М. Поташник
- Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).
- Современным образовательным технологиям должны быть присущи следующие характеристики:
- Гуманность
- Эффективность
- Наукоёмкость
- Универсальность
- Интегрированность
Используемые мною технологии:
- Технология критического мышления
- Игровые технологии
- Технология интегрированного обучения
- Групповые технологии
- ИКТ-технологии
- Технология проблемного обучения
Технология критического мышления.
Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия».
Приемы развития критического мышления :
- представление информации в кластерах;
- верные и неверные утверждения;
- «мозговая атака»;
- графические приемы
Приём «Кластер» – графический систематизатор, схема
осадочные магматические метаморфические
Горные породы
органические
изверженные
обломочные
глубинные
в процессе превращения
химические
Приём «Верные и неверные утверждения»
тема «Ветер»
- Ветер — это перемещение воздуха в вертикальном направлении
- Ветер — это перемещение воздуха в горизонтальном направлении
- Ветер — это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении
Приём «Синквейн» — используется на стадии рефлексии
Река
- Широкая, глубокая
- Течёт, переносит, затопляет
- Из далека долго, течёт река Волга
- Поток воды
Игровая технология
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Приём «Зашифруй слово»
- При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
- 59 с.ш. 11 в.д. О сло
- 35 с.ш. 51 в.д. Т егеран
- 13 ю.ш. 76 з.д Л има
- 52 с.ш. 105 в.д. И ркутск
- 55 с.ш. 115 в.д. Ч ита
- 42 с.ш 78 з.д. Н ью-Йорк
- 46 с.ш. 75 з.д. О ттава
Приём «Слова в словах»
Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия:
Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
Приём «Геоалфавит».
- 1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.
- 2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.
- 3. Назовите столицу европейского государства. Париж.
- 4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана
- 5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.
- 6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.
- 7. Какую вы знаете горную страну? Памир.
- 8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папанин
Приём «Третий лишний» или «Белая ворона»
Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.
- Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)
- Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)
Приём «Отыщи на карте»
Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.
Приём «Да и нет»
Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
ИКТ –технология
Применение информационных компьютерных технологий на уроках биологии и географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе
Примеры разработанных мною заданий :
География 6 класс
Итоговое задание по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
Создайте презентацию на тему «Элементы погоды». Для этого:
1. Составьте схему, которая обеспечит наглядность вашего сообщения.
2.Приведите примеры из собственной жизни, подтверждающие, что все элементы погоды взаимосвязаны.
3. Дайте метеосводку текущего дня.
4. Опишите народные приметы ясной и пасмурной погоды.
5.Ответ оформите в формате до 10 слайдов(в подзаголовке слайда укажите класс и свою фамилию)
6.Слайды вставьте в презентацию.
Биология 5 класс Итоговый коллективный проект «Журнал «Биология в школе»
- Для создания журнала вам нужно:
1. определить тему журнала;
2. исходя из темы, определить подтемы;
3. распределить поиск необходимой информации;
4. поместить информацию на страницы журнала
( при оформлении журнала воспользуйтесь помощью учителя)
Технология проблемного обучения.
- Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).
Примеры проблемных вопросов
- В какой стороне горизонта находится наша деревня?
- Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
- Почему белые медведи не едят пингвинов?
- Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода? А почему же облака плавают по воздуху и не падают?
- Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?
- Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22, но оно является холодным. Почему?
Технология интегрированного обучения
- На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.
Межпредметная интеграция
- Литература : при изучении растений в 6 классе и животных в 7 классе можно провести конкурс «Корзинка загадок» (загадки в стихотворной форме, где отгадкой служат названия растений и животных).
- Информатика : ежегодно учащиеся 5 класса создают коллективный проект «Журнал «Биология в школе», используя материалы
сети Интернет и компьютер.
- География : это био – ринг «Крепкий орешек». Можно провести викторину, например, назовите географические названия, носящие имена живых организмов.
- Математика: Шуточный пример: 20а плюс 20а получается 40а — сорока
- Русский язык: найдите названия животных в предложениях Цветы стояли в ва зе, бра весело на стене (зебра) На уроках труда мы ши ли платья (мыши) Со м ной согласились вс е, но т олько не мой друг (сом, енот)
- Изобразительное искусство : изучение биологии и географии начинается с 5 класса. С первых уроков и на протяжении всего учебного года в тетрадь зарисовываются схемы, рисунки. Выполняются рисунки и при выполнении лабораторных работ, которые за курс 5 класса проводятся часто.
- Технологии являются личностно-ориентированными и позволяют решать широкий спектр образовательных задач. Задачи, которые решают рассмотренные и используемые мною технологии тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате использования элементов используемых технологий будут формироваться именно такие УУД.
Здравствуйте!
Майнд-карта (карта мыслей, интеллект-карта) — это графическое структурированное отображение ключевой информации.
От простого конспекта майнд-карту отличает то, что в процессе её создания мозг задействует сразу два полушария — левое отвечает за логическую структуру mind map, а правое — за наглядность её представления. Благодаря такой «эксплуатации» мозга формируется память не только операционная, но и ассоциативная, что позволяет запомнить больше изложенной информации.
А если все же что-то забылось, интеллект-карта позволяет максимально быстро это исправить: логика построения быстро выведет на нужный информационный блок и подведет к тому, что необходимо вспомнить.
Пример mide карты
как использовать в бизнесе
Конечно же для визуализации бизнес-процессов. Причин тому три: простота восприятия, структурированность информации, упрощение контроля работы проектных блоков и подразделений.
Однако и здесь есть свои особенности использования.
Как создавать интеллект-карту поэтапно, расскажу ниже, а сейчас ловите основные правила и принципам составления, которым нужно следовать:
- Создавайте ИК всего предприятия. Так будет проще определять роль и место отдельных исполнительных групп или сотрудников в его работе;
- Обозначайте все элементы. Внутренние (финансовый и маркетинговые планы, подразделения) и внешние (анализ конкурентов, состояние внешней среды) факторы позволят качественнее оценивать ситуацию;
- Используйте принцип декомпозиции. Поставьте главную, стратегическую цель, к которой движется Ваша компания, и разветвляйте ее на меньшие цели, чтобы иметь верное направление развития компании;
- Сохраняйте читаемость и простоту. Сделайте mind map доступной для всех сотрудников. Это сплотит коллектив и определит общую командную цель.
как составить интеллект карту
Построить её можно и на интуитивном уровне, но мы же с вами разбираться собрались. Поэтому далее расскажу про основные этапы построения.
1. Определяемся с целью
Прежде, чем приступать к майндэппингу, необходимо определить цель построения интеллект-карты. Это, важнейший этап, потому что в зависимости от цели варьируется графическая составляющая и её восприятие.
Возможные цели из разных областей:
- Организовать конференцию по выпуску нового продукта;
- Увеличить прибыть на 20%;
- Составить новую систему мотивации для продавцов;
- Выявить причины падения конверсии сайта;
- Переехать в другую страну на ПМЖ.
И далее, далее, далее… Адаптировать майнд карту можно абсолютно под любую цель.
2. Собираем информацию и фильтруем
Далее необходимо определить, какую именно информацию Вы хотите изложить на ментальной схеме. Чтобы не превратить её в «свалку» нужно тщательно проанализировать, какая информация нужна Вашей карте.
Для этого задаем себе вопросы:
- Как изменится восприятие карты, если я опущу эту информацию?
- Как повлияет отсутствие этой информации на работу с mindmap?
- К чему может привести отсутствие этой информации на карте?
Если такой «тест-драйв» показал, что Ваша интеллектуальная схема спокойно переживет отсутствие какого-либо информационного блока, смело отказывайтесь от него.
2. Выбираем графическую модель
Расскажу Вам три основных момента, на которые стоит обратить внимание при выборе графической модели.
2.1 Взаимосвязанная модель
Если майнд-карта строится в образовательных целях — лучше выбирать системное изложение информации, использовать многочисленные взаимосвязи, строить подэлементы, как на примере ниже.
Взаимосвязанная модель
2.2 Блоковая модель
Если схема мыслей предназначена для удержания в памяти большого количество задач, лучше отдать предпочтение блоковому и списковому формам. В данном случае, это нагляднее и позволит выполнять задания поэтапно.
Блоковая модель
2.3 Иерархическая модель
Если интеллект карта — это путь к достижению цели, то рациональнее будет использовать иерархию элементов, во главе которой — Ваша цель, а подэлементы — задачи, направленные на её достижение.
Иерархическая модель
3. Строим
Ну вот и основной процесс — построение. Пошагово расписывать не буду что нужно делать, а расскажу основные правила.
3.1. Начинайте с центра
Причем речь сейчас вовсе не о физическом центре, а о ментальном. Центр — это ключевая идея, важнейшая мысль Вашей карты. Именно от центра пойдут графические ответвления информационных блоков, которые идеологически будут зависеть от ключевой идеи.
3.2 Используйте графические образы
Чем более творчески Вы подходите к оформлению Вашей майнд-карты, тем активнее работает правое полушарие Вашего мозга. Благодаря этому, запоминание информации и её осмысление происходит в разы быстрее.
Но тут важно не переусердствовать. В противном случае появляется риск отвлечения внимания на рисунки, а не фокусировка на смысловом содержании.
3.3 Используйте цвета
Благодаря цвету можно упростить визуальное восприятие mindmap. Причем по мнению психологов, оптимальным называют количество 3-5 разных цветов для каждой карты.
Так, красным цветом можно выделять важнейшую информацию или близкие дедлайны. Зеленым — то, что уже знакомо или дела, которые можно на некоторое время отложить, и так далее.
3.4 Структурируйте информацию и соблюдайте дистанцию
Распределяйте информацию по интеллект-карте равномерно и не увлекайтесь “налепливанием” информационных блоков друг на друга.
Иначе Вы рискуете создать непонятную для Вас же схему, которая больше будет походить на произведение Сальвадора Дали.
3.5 Используйте различные шрифты, размеры букв и стиль написания
Этот пункт также направлен на создание качественного визуала Вашей интеллект-карты. Поиграв со шрифтами и написанием Вы сможете выстроить определенную логику информационных блоков.
3.6 Отражайте связи элементов и их влияние друг на друга
Показать связи информационных блоков можно при помощи линий, стрелок и математических знаков (>,<,=,=> и т.д.). Наглядное отражение взаимосвязи позволит логически связать блоки и спрятанную в них информацию.
3.7 Используйте принцип одного ключевого слова
Информационные блоки следует озаглавливать одним ключевым словом. Например, если в блоке отражена информация о предпосылках кризиса, а интеллект-карта посвящена именно ему, то логично озаглавить данный блок “Предпосылки”.
Уделить внимание данному процессу стоит потому, что это упростит восприятие и ускорит нахождение необходимой информации.
3.8 Сохраняйте читабельность написанного
Не используйте слишком маленький шрифт и располагайте текст горизонтально. В противном случае mindmap станет скорее обременением, требующим времени для постоянного вглядывания в текст и его “расшифровки”.
3.9 Ограничивайте информационные блоки визуально
Логику изложения интеллект-карты также обеспечивает ограничение информационных блоков. Сделать это можно рамками, уголками или подчеркивающими линиями — выбирайте по своему вкусу.
Программы для создания карт
Если Вы только начали свое знакомство с интеллект-картами, то рекомендуем сначала протестировать условно бесплатные программы для майндмэп.
То есть пользоваться без оплаты Вы можете ими бессрочно, просто с ограничениями, например, стрелки будут только одного вида, ограниченное количество иконок, пользователей и т.д.
Если же Вы уже продвинутый пользователь сервисов интеллект-карт, и функционала бесплатных приложений Вам стало недостаточно, то ловите подборку платных сервисов.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ при создании
Наиболее часто при старте работы с майнд-картами возникают 5 типичных ошибок:
- Информационный перегруз. Если в интеллект схему добавляется слишком много информации, это значит, что информация не анализировалась;
- Простые иерархичные формы. Если форма mindmap представлена простой иерархией, вероятно, Вы упустили множество важных вещей;
- Излишняя строгость. Если Ваша карта чрезмерно строгая, она будет напоминать графику из учебников, и воспринимать ее будет сложнее;
- Графическая перенасыщенность. Важно не переусердствовать с разнообразием шрифтов, размеров, рисунков и прочих графических элементов;
- Редкое взаимодействие. Майнд-карты эффективны только в том случае, если они постоянно находятся для Вас в доступности.
Так что, если хотите выжать максимум из этого инструмента, то обязательно проверяйте финальный вариант карты на наличие ошибок.
Коротко о главном
Если голова идет кругом, знайте: хорошим помощником для Вас станут майнд-карты.
Майндэппинг — не только позволяет разгрузиться эмоционально, но в то же время поможет качественно проработать информацию и разложить ее по полочкам. Сделайте интеллект-карты частью своей жизни, и Вы увидите, как увеличится Ваша эффективность.
До новых встреч!
Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление
§ 10. Наглядные формы представления информации
Ключевые слова:
- рисунок
- схема
- диаграмма
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.
Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно — с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм.
И дети, и взрослые любят иллюстрированные книги, потому что рисунки позволяют очень быстро понять, о чём идёт речь. Так, чтобы понять, о чём написано в выделенном ниже фрагменте текста, вам потребуется приблизительно полминуты; чтобы воспринять смысл рисунка, будет достаточно нескольких секунд. Проверьте.
В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код — метку, состоящую из чёрных линий. Для чтения штрих-кодов применяют специальные штрих-сканеры. С их помощью в компьютер вводят данные о стоимости покупки.
Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.
Ученики 5 класса знают схематичное изображение приставки, корня, суффикса и окончания слова. Поэтому вы сразу поймёте, о чём идёт речь, если учитель русского языка попросит подобрать слова, соответствующие следующей схеме: .
От текста к рисунку, от рисунка к схеме
Переход от одной формы представления информации к другой часто помогает решать трудные задачи.
Внимательно прочитайте текст — условие задачи.
Задача. По одноколейной железной дороге идут навстречу друг ДРУГУ 2 товарных поезда. В каждом из них по 8 вагонов. На станции, где они встретились, от главного пути отходит боковая ветка (тупик), которая может вместить только 4 вагона и тепловоз. Как должны действовать машинисты, чтобы составы смогли разъехаться и продолжить путь в нужных направлениях?
Решение. Чтобы вы могли лучше понять условие задачи, художник представил её содержание наглядно, в виде рисунка (рис. 27).
Теперь вы хорошо представили условие задачи, и рисунок вам больше не нужен. Наоборот, на этапе решения рисунок будет вам мешать, так как он содержит много лишних, отвлекающих ваше внимание деталей. Для того чтобы, сохранив наглядность, избавиться от второстепенных деталей, перейдём к схеме. На ней тепловоз будем изображать с помощью стрелки, указывающей направление движения.
Схематически решение задачи можно изобразить так (рис. 28).
Внимательно рассмотрите схему. Проговорите словами все этапы маневрирования составами.
Диаграммы
Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
Рассмотрим следующий пример. Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные на линейной диаграмме. Возьмём для изображения одного года жизни отрезок длиной 1 миллиметр. С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков, длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 миллиметрам соответственно (рис. 29).
Вместо отрезков можно нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30, 25 и 60. Получим более наглядную столбчатую диаграмму (рис. 30).
Рисунки животных рядом с диаграммами наверняка будут способствовать тому, чтобы полученные сведения остались в вашей памяти надолго.
Самое главное
Наглядные формы представления информации — это рисунки, схемы, диаграммы и т. д.
Иллюстрации помогают читателю очень быстро понять, о чём идёт речь, и создать в его представлении определённые образы.
Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.
Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
Вопросы и задания
1. Расскажите о наглядных формах представления информации?
2. С какими наглядными формами представления информации вы знакомы? Приведите свой пример и расскажите об этой форме.
Дополнительную информацию для ответа на этот вопрос вы сможете найти в презентации «Наглядные формы представления информации», входящей в состав электронного приложения к учебнику.
3. С какими схемами вам приходилось иметь дело на уроках математики, русского языка, естествознания? Встречались ли вы со схемами в жизненных ситуациях? Приведите примеры.
4. Представьте следующую информацию в наиболее наглядной с вашей точки зрения форме: длина Нила — 6671 км, Дуная — 2850 км, Волги — 3530 км, Дона — 1870 км.
5. Придумайте два-три предложения по следующей схеме:
6. Для следующей задачи выполните рисунок, придумайте решение и оформите его в виде схемы. По каналу один за другим идут три теплохода: «Обь», «Восток» и «Петропавловск». Навстречу им идут один за другим теплоходы: «Мир», «Енисей» и «Россия». Канал такой ширины, что два теплохода в нём разойтись не могут. Но у канала с одной стороны есть ответвление, в котором может поместиться один теплоход. Как можно теплоходам разойтись и продолжить свой путь?
Компьютерный практикум
Работа 10 «Строим диаграммы»
Оглавление
§ 9. Представление информации в форме таблиц
§ 10. Наглядные формы представления информации
§ 11 Компьютерная графика