На чтение 18 мин Просмотров 2 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 11 апреля 2023
Содержание
- Конспект-план: составление и оформление
- Что такое конспект-план
- Как составлять
- Пример плана-конспекта
- Как конспектировать правильно
- Для чего нужны конспекты
- Базовые правила конспектирования
- Как грамотно конспектировать лекции
- Эффективные методы конспектирования
- Метод ментальных карт
- Метод Билла Гейтса
- Метод Корнелла
- Метод течения
- Метод предложений
Конспект-план: составление и оформление
Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.
Что такое конспект-план
План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.
План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.
Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.
Как составлять
В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.
Основные этапы составления плана-конспекта:
внимательно прочитать материал;
- определить основную идею, выделить ключевые моменты;
- составить сложный план;
- кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
- подытожить прочитанное.
При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.
Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.
Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.
В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.
Причины Первой мировой войны
Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
- Формирование военно-политических блоков:
- Антанта.
- Тройственный союз.
- Экспансионистские планы Германской империи.
- Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
- Объединение Германии.
- Победа над Францией в 1871 г.
- «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
- Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
- План фон Шлиффена.
- Повод к войне.
- Убийство в Сараево.
- Ультиматум Австро-Венгрии.
Пример плана-конспекта
В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:
Важность письменности для человечества.
- Государства, в которых впервые появилось письмо.
- Развитие в средние века.
- Значение для науки.
- Письменность в современном обществе.
- Выводы.
В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:
- Важность…
- Формирование потребности в письменной передаче сведений.
- Причины, обусловившие возникновение письменности…
- Наскальные рисунки.
- Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
- Пиктограммы.
- Предметное письмо (слова-рисунки).
- Кипу.
- Государства…
- Шумер.
- Египет.
- Китай.
И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.
Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.
Источник
Как конспектировать правильно
Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно. Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.
Для чего нужны конспекты
Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.
Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья «Как составить конспект по истории»). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.
Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.
Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.
Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.
- могут заменить учебники и книги;
- часто избавляют от необходимости посещать библиотеку;
- служат прекрасной шпаргалкой для подготовки к экзаменам (и на экзаменах);
- содержат лишь важную информацию по теме (нет никакой «воды»);
- повторяют ценные мысли преподавателя или лектора;
- экономят львиную долю пространства (как на бумажном носителе, так и в рюкзаке или сумке);
- обеспечивают базовый уровень знаний по конкретной теме;
- являются незаменимым помощником на практических занятиях и в работе;
- развивают скорость письма и тренируют память;
- характеризуют человека как ответственного учащегося или исполнителя.
При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.
Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.
Базовые правила конспектирования
Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).
В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).
Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:
- Лектор или преподаватель всегда говорит много, но не всегда конкретно по теме. По этой причине вы должны учиться определять в речи человека наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
- Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку. Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
- То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в тетради, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Записывать же это можно либо графически, либо тезисно.
- Не пренебрегайте аббревиатурами и сокращениями (о них мы еще скажем). Цифры всегда пишите знаками. Это многократно сжимает объем материала, но смысл никак не теряется, и вы легко сможете понять, о чем идет речь.
- Включайте в конспект не только текст, сокращения, цифры и знаки препинания, но и таблицы, схемы, диаграммы, формулы, графики и рисунки. Эти графические подсказки экономят время на фиксацию информации, а также легко запоминаются. К тому же они выгодно выделяются среди текстовых блоков.
Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:
- Используйте графический конспект. При таком конспектировании материал не записывается, а изображается графически – только с помощью схем, формул, последовательностей стрелок и других графических элементов.
- Используйте диктофон. Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.
- Используйте конспект-план. Следите за тем, в какой последовательности лектор преподносит информацию, и составляйте план, указывая основные разделы темы. Затем вы сможете зафиксировать самое важное, обратившись к сторонним источникам, в том числе и к Интернету.
- Увеличивайте скорость письма. Навык письма требует тренировки, но результат стоит усилий. Быстрее писать можно, не только развивая моторику рук, но и используя больше сокращений, аббревиатур, картинок.
Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.
Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.
Как грамотно конспектировать лекции
Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.
Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться.
Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.
Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.
Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:
- лекция может читаться по учебнику;
- лекция может даваться в форме повествования с обозначением ключевых элементов под запись;
- лекция может быть изначально рассчитана на конспектирование.
Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.
Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):
- Записывайте лекцию по смысловым блокам. Блоки должны соответствовать пунктам плана лекции. Чтобы структурировать информацию было легче, можете нумеровать блоки, использовать подпункты, делать отступы слева и красные строки и включать маркированные списки.
- Сокращайте ключевые слова до заглавной буквы и используйте эти сокращения в тексте. Установить сокращения можно уже в подзаголовках, например, фразу «Вторая мировая война» можно сократить до «ВМВ», «когнитивный диссонанс» можно сократить до «КД» и т.д. Если какие-то буквы совпадают, отделить одни от других можно с помощью специальных обозначений, к примеру, обведя букву в кружок или квадрат и т.п.
- Стержневые понятия по одной дисциплине так же обозначайте с помощью специальных сокращений. Если, например, речь о литературе, во всех конспектах используйте букву «Л», если по биологии – букву «Б» и т.п. Чтобы подстраховаться, на последней странице тетради запишите все используемые сокращения.
- Когда сталкиваетесь с распространенными длинными словами, оперируйте общепринятыми сокращениями, например:
- функция – ф-я;
- формула – ф-ла;
- государство – гос-во;
- руководство – рук-во;
- древнерусский язык – др. р. яз.;
- литература – лит-ра и т.д.
- Пометки и комментарии можно обозначать специальными значками, например:
- ! – важно;
- !! – очень важно;
- ? – не точно или под вопросом;
- Rm – запомнить;
- R – проверить;
- P – пример;
- U – посмотреть в учебнике;
- I – посмотреть в Интернете и т.п.
Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.
- Применяйте стенографические знаки, обозначающие конкретные окончания, например:
- / означает «-ический» (мат/ — математический, биолог/ — биологический и т.д.);
означает «-ание» или «-ение» (повед
— повествование и т.д.);
- Ђ означает «-ность» (ушербЂ – ущербность, влиятельЂ – влиятельность и т.д.)
- Если приходится обозначать отдельные понятия, всегда отделяйте их от основного массива информации, а также подчеркивайте или выделяйте маркером, чтобы этот элемент конспекта выделялся визуально. Можно также придать конкретному цвету конкретное значение, к примеру, красный – главная мысль, желтый – определение, зеленый – вывод и т.п.
- Очень удобно использовать в конспекте обозначения из математики, такие как:
- + – плюс;
- — – минус;
- – меньше и больше;
- ± – неточность;
- ≠ – не равно;
- ≈ – примерно;
- ⇒ – следовательно;
- ⇔ – верно только тогда, когда…;
- ∧ – и;
- ∨ – или;
- ∃ – существует;
- ∈ – принадлежит;
- ∉– не принадлежит;
- ∀ – для всех;
- ∪ – объединяет;
- ⋂ – пересекается;
- ⊂ – включает в себя;
- ∞ – бесконечно;
- ∑ – сумма;
- || – параллельно;
- ¬ – не;
- ↑, ↓ – возрастает и убывает и т.д.
- Во всех частях конспекта, где есть возможность применить аббревиатуру или какой-то знак, делайте это.
- Если не успеваете что-то записывать, смело пропускайте гласные буквы в словах. Это нисколько не помешает пониманию. К примеру, «противоядие» можно написать в виде «пртвд», «совокупность» можно написать в виде «свкпнст» и т.п.
- Нередко сократить длинные слова русского языка помогают аналогичные слова английского (или любого другого) языка. Например, «короткий» можно написать как «short», математика – как «math», корпорация – как «corp.» и т.п.
- Когда нужно записать периодизацию или классификацию, воздержитесь от текста и используйте рисунки, диаграммы или схемы. Вот пример неудачной записи:
- Для упрощения составления и восприятия конспекта можно прибегнуть к пространственной записи. Выглядеть она может так:
В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:
- При конспектировании научных статей самое важное состоит в умении выделять главное и второстепенное. Но нюанс здесь в том, что не допускается изменение текста первоисточника. Вы должны сохранять авторскую пунктуацию и записывать цитаты без изменений. Конспект научной статьи должен быть предельно точным, чтобы его можно было использовать в дальнейшей работе. Примечания тут обозначаются специальными знаками, такими как Sic! (означает, что было написано именно так, даже если очевидна ошибка) или NB – Nota Bene (означает, что на это нужно обратить внимание или запомнить).
- При конспектировании словарных статей основная задача состоит в выписывании значений определенных понятий. Несмотря на то, что многие выписывают их в полном объеме, никак не сокращая и не изменяя, это не совсем правильно. Достаточно записать лишь самое важное о термине, а грамматические характеристики и примеры употребления вполне можно опустить.
- При конспектировании художественного произведения очень важно не запутаться, ведь очень часто приходится работать с объемными трудами или параллельно изучать несколько произведений. Для этого рекомендуется использовать схематические конспекты, больше известные как ментальные карты или карты памяти. Составляя такие конспекты, нужно использовать стрелки, кружки и прочие графические элементы, способные проиллюстрировать развитие сюжетных линий. Такой вариант не только удобен, но и развивает образное мышление и позволяет запоминать больше информации.
Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.
Эффективные методы конспектирования
Разу уж мы уже завели речь о картах памяти, то и начать этот блок будет логично именно с них.
Метод ментальных карт
Метод ментальных карт, известный также как майнд-мэппинг, считается одним из самых популярных для составления конспектов по сложным темам. Он был разработан английским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века. (Сегодня, кстати, метод активно применяется при проведении брейнсторминга).
Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.
Для применения этого метода вам понадобятся разноцветные ручки или маркеры, т.к. ориентироваться в материале гораздо легче, выделяя определенные слова своими цветами. Но это лишь основы. Более подробно о методе ментальных карт вы можете почитать в наших статьях «Ментальные карты» и «Как использовать ментальные карты».
Метод Билла Гейтса
Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.
В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.
По мнению некоторых людей, метод Билла Гейтса является несколько видоизмененным вариантом метода Корнелла. И с ним вам тоже обязательно нужно познакомиться.
Метод Корнелла
Метод Корнелла (или Корнелльский метод) разработал в середине ХХ столетия Вальтер Паук – профессор Корнелльского университета. Суть в следующем: вам нужно взять лист А4 и разметить его определенным образом.
Проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа – для дат и заголовков, и одну снизу – для резюме по конспекту (под линией должно оставаться место для 5-6 предложений).
Посередине листа проведите длинную вертикальную линию, чтобы она делила лист на две колонки: колонка слева должна быть небольшой, а справа – большой (лучше, чтобы ее ширина была чуть более 6 см).
В процессе конспектирования статьи, книги или лекции ведите основные записи в правой колонке. Оставляйте между предложениями немного пустого места, чтобы можно было что-то дописать позже.
По окончании конспектирования заполните левую колонку. В ней нужно отметить наиболее важные идеи, даты, имена, места и т.п. Сюда же можно вносить возникшие у вас вопросы. Затем, не теряя времени, заполните место под нижней горизонтальной чертой – запишите туда в нескольких предложениях основную суть всего конспекта.
Не будет лишним заметить, что метод Корнелла приобрел большую популярность в США, а в ряде учебных заведений его даже хотят сделать обязательным к освоению учащимися, ведь он не просто помогает быстро и грамотно записать информацию, но и мотивирует к перечитыванию записей, их дополнению и переработке.
Метод течения
Метод течения подходит тем, кто не хочет писать вслед за лектором, словно стенографист. Разработал его канадский писатель и журналист Скотт Янг. Главная идея метода заключается в том, что лекцию нужно воспринимать не как пассивный, а как активный процесс, т.к. лишь в этом случае от него можно получить максимальную пользу.
В процессе конспектирования вы должны размышлять и развивать свои идеи, записывая только ключевые моменты, а остальное комментируя собственными словами. Естественно, в этом случае ваши записи будут отличаться от слов лектора, поэтому применять метод лучше, если дисциплина допускает последующее формулирование мыслей по-своему.
Если же приходится конспектировать массу каких-либо точных данных, а метод вам все равно нравится, возьмите для подстраховки на лекцию диктофон, чтобы потом, переслушав, дополнить конспект тем, что упустили.
Метод предложений
И, наконец, один из самых простых методов конспектирования – метод предложений. Он напоминает классический метод стенографирования, когда слушатель стремится зафиксировать абсолютно все, что слышит от лектора.
Однако отличие состоит в том, что вы записываете каждое предложение с новой строки, при этом нумеруя его. Благодаря нумерации вы сможете легко сослаться в одном предложении на другое, просто сделав соответствующую пометку, к примеру, «см. №17».
Думаем, что теперь в вашем арсенале появится несколько полезных инструментов ведения записей, и надеемся, что ваша учеба или работа станет немного легче, а результаты будут лучше. Но в заключении все же предлагаем еще одно небольшое видео с несколькими эффективными советами по конспектированию.
Желаем вам удачи и успехов!
Источник
Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации.
Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь.
Что такое конспект?
Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников.
Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования.
Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция
Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?
- По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
- Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
- Предварительно составьте план конспекта;
- Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
- Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
- Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
- Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
- Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
- Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
- Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.
Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.
Виды конспектов
Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:
- ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат.
- СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу.
- СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст.
- ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения.
Методы конспектирования
Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:
Метод Корнелла
Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.
Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.
Схематический метод
Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.
Метод таблиц
Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант.
Метод интеллект-карт
Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей.
Метод предложений
Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.
Метод индексов
Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.
Метод течения
Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.
Метод боксов
Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.
Метод нумерации
Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация.
Подпишитесь на нашу рассылку
Главные ошибки при составлении конспекта
- Потеря структуры и авторских особенностей текста;
- Чрезмерная краткость;
- Избыток вводных слов и эпитетов;
- Отсутствие связи записей, плана;
- Дословное повторение тезисов;
- Бессвязный пересказ текста;
- Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.
Как красиво оформить конспект: основные техники
Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.
Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.
Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.
Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.
10 лайфхаков
Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?
Полезные советы вне конкретных методов
Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:
- Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
- Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений.
- Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности.
- Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных.
6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов
В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме.
- Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст.
- SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
- HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
- Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
- Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
- ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.
Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.
Рекомендации
по созданию схематизированного конспекта
для
студентов 1 курса СПО
Цель создания
схематизированного конспекта:
1. упрощение
задачи восприятия и запоминания информации;
2. развитие
навыка выделять главное;
3. развитие
мышления (анализа, синтеза, систематизации информации)
Практическая
значимость для дальнейшего обучения: подготовка к защите дипломного проекта.
Информационный
материал: текст учебника
Результат: оценка
от 0 до 5 баллов за конспект (часть итогового рейтинга)
Правила
работы с текстом
Так как текст
учебный, к нему приведены вопросы (даются в конце текста).
1. Составление
конспекта начинается с анализа заголовка параграфа и вопросов в конце него.
Задача работы с
текстом – создать такой конспект, в котором в виде схем/таблиц/последовательностей
будут даны ответы на вопросы к параграфу + изложена вся важная информация,
представленная в тексте.
2. Понятия, встречающиеся
в тексте, в конспекте выделяются графически (например, большими буквами), его
определение – сокращается при возможности до минимума при полном сохранении
смыла (например, слово «совокупность» заменить на «все»).
3. Использовать
графические символы часто встречающихся слов (например,
существовать/развитие/функция и т.п.) – общий набор знаков-символов даётся на
первом занятии.
4. Первый раз
прочитать сразу половину или третью часть всего параграфа в зависимости от его
объема (а не по абзацам, параллельно конспектируя его); в процессе чтения
постараться увидеть логические информационные блоки, соотнести их друг с
другом.
5. Второй раз
текст читается уже по абзацам с целью выделения главной мысли и определения
визуального способа её фиксации в конспекте (определение понятия,
характеристики/функции процесса, таблица, схема), одновременно с этим
производится конспектирование информации.
6. Проверка
конспекта на эффективность: как минимум конспект должен содержать
графические/текстовые элементы, в которых дан ответ на все вопросы к параграфу.
7. Стараться
не использовать текстовыделители разных цветов (только синяя ручка + можно один
текстовыделитель)
Приемы
схематизации текста:
— выделение
понятий графически (например, большими буквами)
— цифровка
перечней столбиком:
1.
2.
3.
— выделение
характеристик чего-либо знаками «-» или «*»
— создание таблиц
— создание схем
(чаще всего для классификаций: горизонтальные одноуровневые (если не более 3
частей), горизонтальные двух-трехуровневые (если более 3 частей); при
использовании стрелок правило: рисуем с прямыми углами, если двух-трехуровневая
схема.
Пример работы с текстом по составлению
схематизированного конспекта
Тема: ЦЕЛЬ И
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ЗАДАНИЕ: составьте
конспект-схему по тексту параграфа.
Цель: формирование
умения трансформировать текст в графическо-схематическую форму.
Рекомендации:
1. Конспект-схема
должна отражать главные мысли-рассуждения автора текста и раскрыть тему, то
есть в конспекте должен быть дан ответ на вопрос «В чем смысл жизни человека?»
2. Конспект
также должен отражать ответы на вопросы № 2, 3, 4, 6, представленные после текста
параграфа.
В ходе чтения текста
выделяем главные мысли в каждом абзаце:
Человек в отличие от
животных осознает конечность свое существования. Рано или поздно
каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле
после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у
человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство
безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем
же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то
стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство
безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще
предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый
нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего
жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей
смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в
определении цели и смысла жизни.
Размышления над смыслом жизни
становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути,
поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно
связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой
истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать
намеченных целей, а какими — нельзя. Здесь появляются такие нравственные
категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость.
Перед человеком встает
вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких
страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех — богатых и
бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса
люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и
«абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования
человека.
Задумываясь о смысле жизни, человек
начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для
каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре
человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало
необходимость духовно, нравственно победить смерть.
Религиозные взгляды на
смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после
физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место
в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он
попадет в рай, если нет — в ад.
Современная наука, прежде
всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и
исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для
этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт
человечества в такого рода поисках. Физическое бессмертие невозможно.
Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не
пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни
(здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы
жизни человека составляют в среднем 70—75лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и
более лет, встречаются редко.
Жизнь конкретного человека нельзя
рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек
включен в определенную группу, является частью общества ,ив широком смысле,
всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться
поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности,
народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы
творческой деятельности. Именно поэтому призвание,
назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои
способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его
культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который
реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в
целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.
Однако соотношение личного и
общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось
ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь
не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то
большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом
обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и
общества все более совпадают.
Такое представление о смысле и
ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека.
Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической
природе.
Человек не может жить
только для себя, хотя
и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные
цели. Сначала он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не
сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в
институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное
выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.
Одни и те же стартовые показатели
разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может
остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед
собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.
Практически каждый
человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети
становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка,
дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся
помощниками в делах, поддержкой в старости.
Стремление оставить свой
след в истории— смысл существования людей. Большинство
оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они
занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы
Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей
известности среди современников и потомков любо ценой. Нельзя уподобляться
Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить
свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его
деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных
интересов и потребностей.
Как писал Николай Островский,
«Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые
годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что
он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой
задачи.
И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью
реализовать цели своей жизни? В истории немало примеров выдающихся
людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти
человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять,
пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему
продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.
Проблема продления жизни
может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это
необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь
сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной
социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом и в
отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.
Но проблема
увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект.
Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней
отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления
жизни — от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее
проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В
старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это
сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей
беспомощности.
А как быть в ситуации,
когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?
Подобная постановка проблемы
означает, что задачей медицины должно быть не только
продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической
дееспособности. Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во
многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по
себе продление индивидуальной жизни должно стать целью
науки, общества и самого человека, а именно развитие
богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни
человечества.
Наряду
с вопросом о цели и смысле жизни люди всегда задавались вопросом о конечности
своего бытия. Проблема смерти встала перед
человечеством еще в те времена, когда человек впервые осознал временные пределы
своего существования. Отношение к смерти было различным у разных народов и
проявлялось в первую очередь в религиозных воззрениях.
В настоящее время проблема смерти стала актуальна
как никогда. В соответствии с демократическими идеалами, все более
завоевывающими мир, жизнь провозглашается высшей ценностью. В странах Евросоюза
смертная казнь отменена. В статье 20 Конституция Российской Федерации
провозглашено право каждого человека на жизнь. Там же определена перспектива
отмены смертной казни в России. Сейчас у нас в стране смертная казнь не
применяется.
Этические и нравственные аспекты проблемы смерти
привлекают в наши дни внимание в связи с успехами биомедицинских исследований,
в частности в области реаниматологии, занимающейся вопросами возвращения к
жизни людей.
Наряду с безоговорочным признанием права человека
на жизнь в наши дни всерьез обсуждается его право на
смерть. Один настаивают на неограниченной свободе человека в решении
этого вопроса, другие – на отказе в праве на смерть, исходя из гуманитарных,
общественных и государственных интересов. Человечество всегда боролось за право
на жизнь. Все остальные права человека рассматривались как его производные,
поскольку каждое из них так или иначе отражало одно из проявлений жизни,
необходимость удовлетворения каких-либо жизненных потребностей, интересов,
устремлений.
Самоубийство как
добровольный уход из жизни во все времена осуждалось
обществом и Церковью. Самоубийц даже не хоронили на кладбищах.
Исключение составили случаи, связанные с нежеланием людей попасть в плен к
врагу.
В настоящее время вопрос о жизни и смерти
становится вопросом выбора, причем не только самого человека, которого этот
вопрос касается. Возникает проблема: может ли общество
сохранять жизнь человека вопреки его воле? При этом речь идет не о самоубийце, а
об умирающем человеке ,которому искусственно задерживают наступление смерти.
Неслучайно вопрос о разрешении или запрете эвтаназии – безболезненной
искусственной кончине страдающего неизлечимой болезнью человека – стал
предметом острых дискуссий не только медиков, но и юристов, правозащитников,
политиков.
Проблемы жизни и смерти поднимают медицинские,
правовые, моральные вопросы. Биологически человек смертен. Но осознание
смертности не должно стать поводом для отчаяния.
Наоборот, нужно понять, что людям отводится не так уж
и много времени для реализации своего жизненного потенциала и надо использовать
это время с пользой и для себя, и для общества.
Вопросы и задания
1.В чем проявляется взаимосвязь между пониманием
человеком конечности своего существования и определением им цели и смысла своей
жизни?
2.Как решалась проблема смысла жизни в культуре
человечества?
3.Как понимает проблему смысла жизни философия?
4.Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни
общества?
5.Какие цели ставит перед собой человек в процессе
своего жизненного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?
6.В чем состоит проблема продления человеческой жизни?
Необходимо ли это? Почему?
7.На примере конкретных личностей охарактеризуйте
проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.
8.Прочитайте высказывание Л. Н. Толстого: «Человек
может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем,
он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа,
живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо
влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира,
живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и
всегда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на
его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять,
кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему
бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое.
Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить,
умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня
отвратительно… Я умру так же, как и все… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл
для меня и для всех… человек умер, но его отношение к миру продолжает
действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз
сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет,
как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».
Объясните, в чем он видит смысл жизни.
9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с
точки зрения смысла жизни:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
Пример
итогового конспекта данного текста
Цель
и смысл жизни человека
Человек (Ч.) |
Животное |
||
знает, |
не |
||
это — — |
|||
Ч. |
|||
«+» |
«-» |
||
добро правда справедливость жить для |
зло ложь несправедливость жить |
||
Точи зрения на смысл жизни Ч. |
Суть |
Условие для реализации |
Религия |
выбирай |
индивидуально |
Современная |
найди |
индивидуально |
Учебник (Важенин |
саморазвитие |
1. нужно 2. нельзя |
Промежуточные цели
в жизни Ч:
1.
получить
знания (образование)
2.
карьера
3.
создать
семью, воспитать детей.
4.
оставить
свой след в истории (нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности
среди современников и потомков любо ценой)
Сколько нужно человеку времени, чтобы реализовать цели
своей жизни?
ПРОБЛЕМА ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ
Продлевать? Точки зрения |
|
Гуманистическая Да |
Биологическая не всегда |
Увеличение нормальной социальной продолжительности |
Аргументация: — физические, психические страдания из-за — мозг умер, а тело живет – что делать? |
Т.о.,
ЗАДАЧА медицины — не только продление жизни человека,
но и сохранение его умственной и физической дееспособности.
Цель науки, общества, Ч. –развивать степень участия
личности в коллективной жизни человечества.
Проблема смерти:
ПРАВО
Ч. на СМЕРТЬ – возможно ли такое, ведь самоубийство всегда осуждалось обществом
и Церковью? Можно ли сохранять жизнь человека вопреки его воле?
(не
самоубийца, а умирающий человек и ему задерживают наступление смерти)
ЭВТАНАЗИЯ —
безболезненная искусственная кончина страдающего неизлечимой болезнью человека.
ПРАВО на ЭВТАНАЗИЮ
— предмет спора медиков, юристов, правозащитников, политиков.
Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ.
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.
Содержание
- Что такое конспект?
- Какой объем должен иметь конспект?
- Основные требования при написании конспекта
- Виды конспектов
- Как составить конспект – общие рекомендации
- Как составить конспект по различным видам текста
- Как правильно сделать конспект по лекциям?
- Как правильно конспектировать статьи
- Как сделать конспект по книге
- Как написать конспект по параграфу
- Как составить конспект по учебникам
- Главные ошибки при составлении конспекта
- Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
- Как повысить уникальность конспекта
01 Что такое конспект?
Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.
Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.
После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.
Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.
Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.
К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.
Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему.
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу — сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату.
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно.
Проверить уникальность
Повысить уникальность
Оформить работу по ГОСТУ
02 Какой объем должен иметь конспект?
Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.
Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.
Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.
При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.
03 Основные требования при написании конспекта
Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.
Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.
К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.
Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:
Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.
Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.
Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.
Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.
- Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
- Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.
Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый.
В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.
Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям. К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.
Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.
- Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.
Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.
Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.
04 Виды конспектов
Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.
- План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
- Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
- Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
- Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
- Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.
Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.
05 Как составить конспект – общие рекомендации
В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения
- Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
- Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
- Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
- Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
- Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
- Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
- Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
- Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
- Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
- Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.
Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.
06 Как составить конспект по различным видам текста
Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.
- Как правильно сделать конспект по лекциям?
Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.
Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.
Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.
- Как правильно конспектировать статьи
Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.
В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.
Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.
Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.
- Как сделать конспект по книге
Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.
Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.
Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.
- Как написать конспект по параграфу
Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.
- Как составить конспект по учебникам
Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.
Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.
Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.
07 Главные ошибки при составлении конспекта
Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.
- Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
- Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
- Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
- Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.
Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.
08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.
Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.
Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.
09 Как повысить уникальность конспекта
Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.
Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.
Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.
Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.
Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.
Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.
Полезные ссылки:
Что такое антиплагиат и как он работает?
Антиплагиат — обзор сайта, отзывы, видео
Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента
Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример
Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент
Что такое плагиат — как снизить и убрать из текста
Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.
Что такое конспект-план
План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.
План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.
Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.
Как составлять
В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.
Основные этапы составления плана-конспекта:
внимательно прочитать материал;
- определить основную идею, выделить ключевые моменты;
- составить сложный план;
- кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
- подытожить прочитанное.
При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.
Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.
Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.
В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.
Пример:
Причины Первой мировой войны
Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
- Формирование военно-политических блоков:
- Антанта.
- Тройственный союз.
- Экспансионистские планы Германской империи.
- Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
- Объединение Германии.
- Победа над Францией в 1871 г.
- «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
- Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
- План фон Шлиффена.
- Повод к войне.
- Убийство в Сараево.
- Ультиматум Австро-Венгрии.
Пример плана-конспекта
В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:
Важность письменности для человечества.
- Государства, в которых впервые появилось письмо.
- Развитие в средние века.
- Значение для науки.
- Письменность в современном обществе.
- Выводы.
В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:
- Важность…
- Формирование потребности в письменной передаче сведений.
- Причины, обусловившие возникновение письменности…
- Наскальные рисунки.
- Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
- Пиктограммы.
- Предметное письмо (слова-рисунки).
- Кипу.
- Государства…
- Шумер.
- Египет.
- Китай.
И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.
Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.