Решение – это распорядительный документ. На его основании реализуются какие-либо решения, принятые совещательным или коллегиальным органом. Его функции: быстрое решение различных вопросов и проблем, относящихся к деятельности компании.
Особенности составления
Текст решений подразделяется на 2 части. Рассмотрим положения этих частей:
- Констатирующая. Здесь прописываются причины формирования решения, цели, которые преследуются при его принятии. Решение может быть дополнением к основному документу. В этом случае нужно прописать название, номер и наименование основного документа.
- Распорядительная. Здесь фиксируется наименование структуры, принимающей решение. После этого следует слово «РЕШИЛ». Оно отражается на следующей строке. Нужно зафиксировать исполнителя, срок действия документа и срок его исполнения.
Решение должно быть подписано председателем и секретарем структуры, принявшей решение. Для заполнения документа используется лист формата А4.
Разновидности решений
Решения издаются практически любой компанией вне зависимости от ее размера. На их основании могут создаваться подразделения и НКО, вноситься изменения в устав.
О ликвидации компаний
Руководство может, по каким-либо причинам, принять решение о ликвидации фирмы. Его нужно обязательно отразить в распорядительном документе. Решение, в данном случае, будет юридически действительным только при выполнении ряда условий. В частности, предложение о ликвидации должны поддержать все основатели компании. Все графы решения нужно заполнить правильно. В документе фигурируют эти положения:
- Номер протокола.
- Наименование компании.
- Дата и время составления.
- Сведения об участниках, которые принимали решение (ФИО гендиректора, участников обсуждения, председателя, секретаря).
В разделе «Слушатели» должны быть отражены эти положения:
- Наименование ООО, дата его регистрации, юридический адрес.
- Лица, присутствующие при оглашении решения, ФИО председателя и 2 участников комиссии.
- Наименование организации, которая ликвидируется.
- Перечень лиц, которые присутствовали при оглашении решения о передаче дел по ведению ликвидации комиссии.
Решение не будет действительным без подписи гендиректора, председателя и участников комиссии. На документе в обязательном порядке ставится мокрая печать.
О выпуске акций
Акции выпускаются в том случае, если формируется акционерное общество. Выпуск осуществляется исключительно на основании решения. Его необходимо утвердить. В документе отражается эта информация:
- Наименование АО.
- Число и стоимость акций.
- Дата принятия решения.
- Дата вступления решения в силу.
- Юридический адрес общества.
- Данные о гендиректоре.
В документе должны присутствовать данные о характеристиках акций: их вид, категория, стоимость, количество, права покупателей акций. Необходимо также указать реквизиты, по которым будут оплачиваться акции.
О создании НКО
НКО также создается на основании решения. Учредителями общества могут являться ЮЛ и дееспособными ФЛ. В решении фиксируется эта информация:
- ФИО учредителей или наименование ЮЛ.
- ФИО приглашенных участников.
Требуется также отразить наименование создаваемой НКО, ее юридический адрес. Прописываются сведения о составе коллегиального органа.
Об утверждении ликвидационного баланса
Ликвидационный баланс также утверждается на основании решения. Утверждение выполняется тогда, когда завершился срок направления претензий кредиторов к компании. В решении прописывается эта информация:
- Состав имущества организации, которая ликвидируется.
- Претензии, предъявленные кредиторами, результаты их рассмотрения.
В документе должны быть формальные сведения: данные об акционерах, название организации, номер решения.
О внесении коррекций в устав учреждения
Учредитель организации может внести изменения в устав. Для этого издается решение. Ему обязательно присваивается индивидуальный номер. В документе присутствуют эти положения:
- Наименование организации.
- Дата издания решения.
- Место составления.
- Новый и прежний адрес компании.
В документе указываются все изменения. К примеру, если сменяется директор, нужно прописать ФИО прежнего и нового руководителя.
Решение – это распорядительный документ, положения которого обязательны для исполнения. Имеет место в рамках деятельности юридических лиц, а если быть точнее, обществ. В зависимости от числа учредителей документация будет именоваться по-разному. Решение имеет место в тех случаях, когда в обществе состоит всего одно лицо.
Юридическая природа
Решение – это единоличный документ, посредством издания которого учредитель оказывает на общество влияние, управляет им. Речь может идти о смене наименования, назначении директора или чём-то ещё. Без наличия такой официальной бумаги сотрудники государственных органов сочтут действия лица незаконными. Отдельные решения учредителя должны пройти через налоговую службу.
В частности, имеются в виду любые изменения в наименовании, юридическом адресе. Сотрудникам ИФНС высылается копия.
Форма документа
Действующее в настоящий момент законодательство не предъявляет особых требований к форме решений, не требует использования общеобязательных унифицированных бланков. Любая официальная бумага из этой группы может быть написана в свободной форме. Такая возможность имеется в силу действующей редакции Гражданского общества и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Необходимо учесть, что свободная форма документа не означает отсутствие каких-либо требований вовсе, а лишь минимизирует их. Среди предъявляемых предписаний можно выделить следующие:
- деловой стиль языка (отсутствие жаргонизмов, ругательств и так далее);
- ссылки на нормы законодательства (если актуально);
- обозначение реквизитов юридического лица (наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес);
- данные учредителя (ФИО, паспорт, подтверждение полномочий);
- подпись ответственного за составление документа лица;
- расшифровка оставленного автографа.
Структура решения
По своей структуре решение можно условно разделить на два составных блока: мотивировочная часть и распорядительная часть. Рассмотрим поподробнее каждую из них.
Под мотивировкой понимается объяснение причин принятия дальнейших решений. Может иметь место ссылка на какой-либо нормативно-правовой акт, иной документ. В отдельных случаях учредитель ссылается на сложившуюся экономическую обстановку и прочие внешние факторы. В любом случае какая-то причина должна быть обусловлена.
Распорядительная часть пишется по полной аналогии с приказом руководителя организации. Учредитель по пунктам утверждает конкретные положения, которые должны быть реализованы в обусловленный срок. Следует отметить, что учредитель общества и директор организации не всегда представлены в одном лице. Зачастую гендир является таким же наёмным работником, как и все другие сотрудники фирмы.
Реквизиты
В качестве реквизитов потребуется прописать полное наименование компании со ссылкой на её организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН и юридический адрес. В отдельных случаях имеет место обозначение КПП. Рекомендуется заранее подготовить шаблон фирменного бланка предприятия со всеми вышеуказанными данными, чтобы не прописывать их с нуля. Такой объём информации необходим в силу внешнего характера решения. С содержанием документа, возможно, придётся знакомить третьих лиц. Речь идёт о сотрудниках налоговой.
В какой ситуации констатирующую часть лучше начинать словами «На основании», а когда «В целях», «Во исполнение», «В связи с» или «В соответствии»? Как грамотно ссылаться на нормативные правовые акты и иные документы, их конкретные положения? Что в тексте можно сокращать?
Как формулировать поручения: какие новые тенденции появились? как указывать в качестве исполнителя подразделение, организацию либо должностных лиц? как выделить ответственного исполнителя, когда поручение дано группе лиц? как указать обобщенно однородных исполнителей? как выдать несколько поручений одному лицу с общим и разными сроками исполнения? как избежать разночтений при указании крайней даты выполнения поручения? как указать контролирующее лицо?
Как утвердить и ввести в действие нормативный документ приказом? Как ограничить срок действия решения? И что такое документ с открытой датой? Как отличаются последствия отмены и аннулирования приказа?
Составление распорядительных документов может регламентироваться Положением о порядке подготовки и вступления в силу распорядительных документов организации или введением соответствующего раздела в Инструкцию по делопроизводству. Данная статья может помочь вам описать в этих документах методику составления текстов распорядительных документов (приказов, распоряжений, решений, указаний, постановлений)1.
Для точного и грамотного составления текста приказа необходимо знание языковых норм официально-деловой речи. К особенностям официально-делового стиля относятся: точность, стандартизированность (соответствие речевым шаблонам, приветствуется использование бланков, специальных унифицированных форм), лаконичность и достаточность информативного содержания, логичность, указательно-предписывающий характер изложения, отсутствие экспрессивности.
Отметим, что заголовок к тексту и сам текст документа – это разные реквизиты. Заголовок должен кратко отражать содержание документа (стараться уложиться в 150 знаков) и отвечать на вопрос «о чем?». Образец оформления целого приказа показан в Примере 20 (заголовок там обозначен цифрой 1, а текст цифрой 2).
Текст приказа состоит из 2 взаимосвязанных частей: констатирующей и распорядительной. Деталями их составления мы дальше и займемся.
Констатирующая часть текста приказа
В констатирующей части указываются причины, послужившие основанием для издания приказа. Обычно данная часть начинается со следующих устойчивых словосочетаний:
- «На основании…»,
- «В целях…»,
- «Во исполнение…»,
- «В связи с…»,
- «В соответствии…».
При выборе того или иного словосочетания необходимо понимать, что означают эти выражения и правильно их использовать в зависимости от конкретной ситуации.
Словосочетание «На основании» используется в случаях, когда при пояснении цели издания распорядительного документа основываются на нормативном правовом акте (на каком-либо законе, распорядительном документе министерства или иного ведомства и т.п.). При ссылке на документ следует указать в следующей последовательности (см. Пример 1):
- вид акта вышестоящего органа (с большой буквы пишутся только «Указ», «Федеральный закон», «Конституция»; остальные виды документов, например «постановление», грамотнее писать с маленькой буквы);
- его автора (здесь можно использовать официальные сокращения, например: «РФ» вместо «Российская Федерация», «Минкомсвязи» вместо «Министерство связи и массовых коммуникаций» и т.п.);
- дату документа (можно указывать как цифровым, так и буквенно-цифровым способом, в последнем случае можно добавлять «0» перед однозначной датой2, но это не обязательно, например: 04.10.2012, 4 октября 2012 г., 04 октября 2012 г. При полностью цифровом способе «г.» в конце даты не ставится. Только старайтесь придерживаться единообразия при указании дат по крайней мере в одном документе – см. Примеры 1 и 2);
- регистрационный номер (пробел между знаком «№» и цифрой по правилам русского языка ставится);
- полное наименование документа – заголовок к тесту (его сокращать нельзя, в т.ч. переводить «Российскую Федерацию» в «РФ»).
То есть нужно привести все поисковые данные самого документа.
Но если основанием издания приказа стали конкретные положения закона, то лучше сослаться именно на них, указав абзац, подпункт, пункт, часть, статью (именно в таком порядке – от меньшего к большему). Сокращения здесь тоже уместны:
- «статья» или «ст.» (во множественном числе пушут «ст.», а не «ст.ст.»);
- «часть» или «ч.»;
- «пункт» или «п.»;
- «подпункт» или «подп.», но не «пп.».
Обратите внимание на разную логику именования структурных частей статей в разных законах:
- если внутри статьи идут нумерованные разделы, то они могут оказаться как пунктами, так и частями;
- а ненумерованные могут оказаться как частями, так и абзацами.
Поэтому внимательно читайте текст закона (внутренние ссылки), чтобы понять, что как в нем называется, либо обратитесь за разъяснениями к юристу, либо ссылайтесь только на статью, не погружаясь глубже.
Пример 1. Констатирующая часть текста начинается с «На основании»
На основании постановления Правительства РФ от 04 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <. .>
Внутри всевозможных Положений, Правил, Инструкций номер абзаца, как правило, является номером пункта. Данные утвердившего их документа приводятся по правилам, описанным выше, в скобках или через запятую (как в Примере 2).
Если поводом издания вашего приказа стали свежие изменения, внесенные в давно изданный нормативный правовой акт то, указывая его данные в конце в скобках, напишите его редакцию, важную для вас:
Пример 2. В констатирующей части ссылаемся на утвержденные Правила в определенной редакции
На основании Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 31.07.2017) <. .>
Если целью издания распорядительного документа является исполнение решения (поручения) вышестоящего органа, то применяют словосочетание «Во исполнение» (Пример 3).
Грань между этим вариантом начала констатирующей части и первым тонкая, поэтому их порой используют одновременно! Кстати, в Правилах, упомянутых в Примере 2, формулировка «на основании и во исполнение» претерпела некоторые изменения и была заменена на формулу «на основе и во исполнение», после чего она перекочевала во многие ведомственные акты.
Пример 3. Констатирующая часть текста начинается с «Во исполнение»
Во исполнение поручения Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2016 № 12ПР «О создании рабочих групп студентов строительных отрядов» <. .>
Формулировка «В соответствии» предполагает издание вашего приказа в развитие другого «вышестоящего» документа, поэтому:
- «в соответствии с постановлением Правительства РФ» приказ генерального директора акционерного общества издать можно;
- а «в соответствии с» другим своим приказом – нет.
Пример 4. Констатирующая часть текста начинается с «В соответствии»
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.02.2008 № 12/1 «О мерах по борьбе с нелегальной торговлей» <. .>
Если целью издания приказа является решение оперативных задач, стоящих перед организацией, то констатирующая часть может начинаться словосочетанием «В целях».
Пример 5. Констатирующая часть текста начинается с «В целях»
В целях организации работы по экспертизе ценности документов <. .>
или
В целях совершенствования систематизации документов <. .>
или
В целях приведения нормативной правовой базы отрасли в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации <. .>
Словосочетание «В связи» в констатирующей части текста употребляется, если мы хотим указать в качестве причины издания приказа какие-то обстоятельства. Оно аналогично предлогам «ввиду» и «вследствие», которые пишутся слитно, если имеют причинно-следственное значение (и для проверки могут быть заменены предлогом «из-за»). Раздельно эти слова (существительные с предлогом – «в виду» и «в следствии») используются совсем в иных значениях. Однако слова «всвязи» не существует в принципе – данный сложный предлог является исключением и всегда должен быть написан раздельно.
Пример 6. Констатирующая часть текста начинается с «В связи»
В связи с очередным отпуском <. .>
или
В связи с завершением работы приемочной комиссии <. .>
Если нет необходимости давать разъяснения, то констатирующая часть может отсутствовать, что бывает очень редко.
В приказах текст излагается от первого лица единственного числа («приказываю»). Констатирующая часть заканчивается глаголом «ПРИКАЗЫВАЮ». Получается: «В связи с… ПРИКАЗЫВАЮ:» или «Во исполнение… ПРИКАЗЫВАЮ:». См. Пример 20.
Чтобы визуально отделить констатирующую часть от распорядительной, данный глагол пишется на отдельной строке от границы левого поля с «пустой строкой» над и под этим словом, без кавычек и с двоеточием в конце – большинство организаций придерживаются этих рекомендаций. А в зависимости от требований, установленных в конкретной организации ее Инструкцией по делопроизводству, это слово может писаться:
- прописными буквами (самый оптимальный вариант), или
- первая прописная, остальные строчные буквы, или
- в разрядку,
- реже жирным шрифтом.
Распорядительная часть текста приказа
Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Чтобы поручение было выполнено, оно должно содержать как минимум 3 основные элемента:
- что надо сделать,
- за какое время и
- кто из сотрудников за это отвечает.
Неопытные руководители не придерживаются данных прописных истин, в их приказах часто отсутствует то срок исполнения, то исполнитель. В одной туристической фирме на обозрение сотрудников и клиентов был выставлен приказ с такой формулировкой: «Для улучшения обслуживания клиентов приказываем выполнять все этапы качественно» Руководитель другой фирмы решил ввести правила одежды на работе в соответствии с западными стандартами, приказ за его подписью звучал так: «Для повышения культуры труда обязываю всех сотрудников придерживаться корпоративного стиля одежды». Но это требование руководителя осталось без ответа. Во-первых, сотрудникам никто не объяснил, что руководитель считает «корпоративным стилем одежды». Во-вторых, в приказе не оговариваются сроки перехода на данный стиль и ответственное лицо, следящее за исполнением.
В качестве исполнителей могут выступать:
- как отдельные должностные лица (Пример 9),
- так и подразделения (Пример 8), организации (Пример 7).
Если исполнителем назначено подразделение / организация, то, переводя на язык персоналий, за выполнение поручения отвечает его руководитель.
Количество исполнителей по каждому пункту не ограничено. Первый названный из них считается ответственным исполнителем, а остальные – соисполнителями (чтобы это правило «стало достоянием общественности», его стоит внести в Инструкцию по делопроизводству). Иногда прямо указывают, кто назначен ответственным исполнителем.
Обратите внимание, что в официально-деловом стиле не указываются полностью имя и отчество исполнителя, а только инициалы. В тексте приказа они идут после фамилии. А должность – перед фамилией. Пропуск фамилии после должности недопустим, ничто не вечно под луной – работники сменяют друг друга, и со временем сложно будет понять, например, какому начальнику отдела кадров давалось это поручение: Петрову Б.В. или Сидорову А.К. Для выяснения этого придется обращаться к другим документам, терять время.
Раньше старались всё поручение уместить в едином предложении. Тогда целесообразно придерживаться следующего порядка: кому – что – когда сделать (Примеры 7–9). Но в последнее время распространяется иной подход (Пример 9.1):
- эти 3 части пишутся отдельными предложениями и даже отдельными строками, чтобы их визуально легче было вычленять пользователям документа;
- а срок формулируется без предлога.
Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме, например: «подготовить», «зачислить», «обеспечить», «утвердить».
Пример 7. В распорядительном пункте приказа исполнителем является организация (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)
1. Всероссийскому научно-исследовательскому институту разработать методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 не позднее 30 июня 2018 г.
Пример 8. В распорядительном пункте приказа исполнителем является подразделение (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)
1. Отделу кадров разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.
Пример 9. В распорядительном пункте приказа исполнителем является работник (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)
1. Начальнику отдела кадров Петрову Б.В. разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.
или
1. Отделу кадров (Петров Б.В.) разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.
Пример 9.1. В распорядительном пункте приказа исполнителем является работник (современный вариант формулировки)
1. Начальнику отдела кадров Петрову Б.В. разработать Положение об аттестации работников компании. Срок – 01.03.2018.
или
1. Разработать Положение об аттестации работников компании.
Ответственный – начальник отдела кадров Петров Б.В.
Срок – 01.03.2018.
Пример 10. Исполнители – несколько конкретных должностных лиц
1. Проректору по учебной и воспитательной работе Тарасовой С.И. и проректору по научной и инновационной работе Морозову В.Ю. обеспечить внесение изменений в положения и инструкции о деятельности университета в соответствии с новым наименованием университета и действующим законодательством Российской Федерации в срок до 01.12.2018.
Бывает, что поручение дается не конкретному исполнителю (Пример 9) или нескольким определенным лицам (Пример 10), а группе однородных исполнителей: руководителям структурных подразделений (Пример 11), подведомственных организаций (Пример 12) или даже разнородным исполнителям (Пример 13).
Пример 11. Исполнители – руководители структурных подразделений (указываются обобщенно)
1. Руководителям структурных подразделений актуализировать положения о структурных подразделениях и должностные инструкции сотрудников согласно Правилам разработки, утверждения и хранения положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, утвержденным приказом ФГБОУ ВО «Аквариум» от 01.02.2018 № 79. Срок – 20.03.2018.
Пример 12. Исполнители – руководители однородных организаций (указываются обобщенно)
1. Директорам средних школ Московской области провести Дни открытых дверей. Срок исполнения – 31 марта 2018 г.
Пример 13. Разнотипные исполнители общего поручения
1. Заместителям директора, руководителям всех подразделений и отделов Центра обеспечить контроль за соблюдением подчиненными работниками требований, установленных Правилами техники безопасности, утвержденными приказом от 01.03.2018 № 123.
Каждый пункт поручения, в большинстве случаев, должен содержать срок исполнения. В тексте приказа (как и в дате издания документа) даты могут указываться цифровым либо буквенно-цифровым способом. Главное – выбрать 1 способ и потом придерживаться единообразия в оформлении дат.
Срок исполнения должен быть реальным, соответствовать объему поручаемых работ.
Много вопросов вызывает значение предлогов для правильного понимания срока: «к 01.03.2018», «до 01.03.2018», «не позднее 1 марта 2018 г.» (см. Примеры 7–9 и 10). Поэтому лучше не объяснять в Инструкции по делопроизводству их значение, а отказаться в ней от их использования и заложить правило, что поручение должно быть выполнено до конца рабочего дня в конкретно указанную в поручении дату (см. Примеры 9.1, 11 и 12).
Каждый пункт приказа может содержать различные по характеру исполнения действия. Предписываемое действие формулируется глаголом в неопределенной форме («осуществить», «обеспечить», «подготовить», «создать», «организовать» и т.д.).
При употреблении глаголов необходимо знать их правильное сочетание с существительными. Например, «издать приказ», «объявить выговор», «вынести порицание», «направить служебное письмо», «составить отчет», «разработать правила». Глагол «организовать» подразумевает, что исполнитель будет это делать не единолично, а организует работу «подведомственных» ему людей для выполнения поставленной задачи.
Один исполнитель может иметь несколько предписываемых действий. В этом случае он указывается в основном пункте 1 раз, а поручения разносятся в отдельные подпункты. Каждый подпункт нумеруют и печатают с абзаца (красной строки). Тогда потом точно и легко можно будет сделать ссылку на каждое выданное поручение (Примеры 14 и 15) при контроле их исполнения, оформлении выписки, издании иного документа.
Если сроки их выполнения различаются, то их стоит указывать индивидуально у каждого подпункта поручения (Пример 14). Если срок общий, то лучше его привести единожды для всей группы поручений (Пример 15).
Пример 14. Когда одному исполнителю поручается несколько разных заданий с разными сроками выполнения
2. Начальнику правового управления Семиной Е.А.:
2.1. Организовать проверку <. .>. Срок – 01.03.2018.
2.2. Подготовить <. .>. Срок – 15.03.2018.
Пример 15. Когда одному исполнителю поручается несколько разных заданий с единым сроком выполнения
2. Начальнику правового управления Семиной Е.А.:
а) организовать проверку <. .>;
б) подготовить <. .>.
Срок – 15.03.2018.
Если приказом утверждаются или вводятся в действие локальные нормативные акты (ЛНА), то в распорядительной части могут не указываться исполнители и сроки исполнения. При этом формулировка «срок исполнения – постоянно» не используется. Наименование ЛНА обычно пишется без кавычек, а чтобы легче было глазами «ухватить» его начало, то используют заглавную букву: «утвердить Положение о…», «разработать Инструкцию по…» (еще см. Примеры 11 и 13).
Если приказ отменяет какой-то устаревший документ (или его отдельные положения), то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст этого пункта должен начинаться словами «Признать утратившим силу…»:
Пример 16. Утверждение документа приказом с признанием утратившим силу другого документа
1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2018 Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Аргон» (прилагаются).
2. Признать утратившими силу Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом ООО «Аргон» от 09.12.2015 № 123.
Распорядительные документы могут иметь приложения, но их список не принято приводить отдельным реквизитом ниже текста (как это делают, например, в служебных письмах). Вместо этого при упоминании приложения в тексте приказа сразу здесь же делается оговорка в скобках:
- «(прилагается)», если это единственное приложение к приказу (в Примере 16 это слово согласуется с наименованием прилагаемого документа: правила прилагаются) или
- «(приложение 1)», «(приложение 2)», «(приложение 3)» и т.д., если приложений к приказу несколько.
Встречается и вариант указания этого слова с большой буквы, и использование знака номера: «(Приложение 1)» или «(Приложение № 1)».
Последним пунктом в приказах указывается лицо, на которое возлагается контроль за исполнением документа. В качестве контролеров в приказах должны указываться лица, чей должностной ранг выше должностного ранга исполнителей, и которые смогут оценить качество выполнения поручений. Если же в организации техническую сторону этого процесса (контроль сроков исполнения, напоминания и отчет об исполнительской дисциплине) осуществляет специалист из службы делопроизводства или целая группа контроля, то их в распорядительном пункте приказа упоминать не принято – они действуют на основании иных документов.
А вот завершать приказ фразой «Контроль исполнения приказа оставляю за собой» уже не принято. Считается, что если руководитель организации не делегировал эту управленческую функцию кому-либо, то она автоматически остается за ним. Такое правило не регламентируется нормативными документами. Чтобы не было неясности при постановке приказов на контроль, предлагаем в Инструкции по делопроизводству прописать данные правила.
Если в приказе всего 1 распорядительный пункт, то он не нумеруется.
Пример 17. Пункт о возложении контроля за выполнением приказа
7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по кадровым вопросам Иванова Г.И.
Пример 18. Единственный распорядительный пункт приказа не нумеруется
ПРИКАЗЫВАЮ:
Признать утратившим силу подпункт 1.6 пункта 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».
Срок действия приказа
Приказ всегда начинает действовать с даты его издания (подписания), а вот какие-то решения, поручения в нем могут начать действовать позже, если это специально оговорено в тексте. Например, приказ издан 1 марта, а утвержденный им документ может быть введен в действие через 2 недели (15 марта 2018 г.), чтобы сотрудники успели подготовиться к выполнению новых правил или когда закон прямо оговаривает, что на вступление в силу определенных изменений требуется больший срок (см., например, ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса РФ).
Срок действия приказа необходимо отличать от срока его хранения. Срок действия – это период, в течение которого действуют решения, принятые приказом. Он тоже может прямо оговариваться в тексте приказа.
Пример 19. Срок действия решения ограничен 2018 годом
3. Установить ежемесячную надбавку стимулирующего характера к заработной плате в 2018 г. в размере 20% от тарифной ставки 14 разряда архивисту Ворониной В.А.
Если в приказе не оговорен срок его действия, то он действует до тех пор, пока не будет отменен или аннулирован другим приказом. Большинство приказов являются как раз документами с открытой датой.
Отмена приказа влечет за собой:
- отмену последствий, которые могли бы произойти в будущем в результате действия приказа, начиная с даты его отмены;
- при этом последствия, произошедшие в результате издания приказа и наступившие до даты его отмены, остаются в силе.
Ключевая лексическая формула пункта приказа об отмене его действия звучит так: «Считать утратившим силу…» или «Признать утратившим силу…» (см. Пример 18).
Аннулирование приказа – это отмена не только будущих, но и сегодняшних последствий, которые уже возникли в результате издания приказа. Типичной ошибкой в приказе об аннулировании является формулировка: «Отменить приказ от… №…». Надо писать «Аннулировать приказ от… №…» – слово «аннулировать» здесь принципиально!
Может возникнуть ситуация, когда необходимо внести изменения в уже изданный приказ (неправильно указаны фамилии исполнителей, даты и др.). Хотя единого нормативного документа общегосударственного масштаба о порядке внесения изменений в приказ не существует3, необходимо помнить, что внесение любых, даже самых незначительных исправлений непосредственно в текст подписанного распорядительного документа не допускается. Это возможно сделать только путем издания нового распорядительного документа такого же вида (т.е. в приказ изменения вносятся приказом, в распоряжение – распоряжением и т.д.), в котором необходимо указать вносимые изменения.
Пример 20. Образец оформления приказа по основной деятельности
Продолжаем цикл статей, посвященных разработке инструкции по делопроизводству. В этой статье рассмотрим, как сформулировать правила подготовки протоколов и писем, а также зафиксировать их в локальном нормативном акте организации.
Что фиксировать в разделе?
В этом разделе инструкции по делопроизводству следует рассказать о правилах оформления основных видов документов, используемых в организации. К ним относятся:
- локальные нормативные акты (далее – ЛНА);
- распорядительные документы (приказы, распоряжения);
- протоколы;
- письма;
- акты;
- записки.
При составлении этого раздела рекомендуем руководствоваться следующими документами:
1. Примерной инструкцией по делопроизводству в государственных организациях[1] (далее – Примерная ИД);
2. Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления[2] (далее – МР по разработке ИД).
Из этих двух документов коммерческой организации рекомендуем использовать Примерную ИД, а государственной – МР по разработке ИД.
О подготовке и оформлении протоколов
Протоколами оформляют решения, принятые должностными лицами и работниками организации на совещаниях. Ответственный за подготовку протокола – секретарь совещания, который далеко не всегда является секретарем по должности.
Протокол составляют в течение определенного времени после совещания. Эти сроки нужно установить в инструкции по делопроизводству. Например, протокол оперативного совещания может быть подготовлен в течение одного рабочего дня. Для подготовки протоколов прочих совещаний можно дать секретарю до трех рабочих дней (см. п. 3.34 Примерной ИД).
В локальной инструкции по делопроизводству должно быть установлено, что в компании действуют два вида протоколов: полные и краткие. Также следует закрепить особенности их оформления, а в приложениях к инструкции по делопроизводству должны быть размещены их образцы.
В оформлении протоколов существует спорный вопрос: в каком падеже писать фамилию участника совещания в блоке «СЛУШАЛИ»? На практике встречается два варианта:
1. В именительном падеже (СЛУШАЛИ: Соловьева К.А.).
2. В родительном падеже (СЛУШАЛИ: Соловьеву К.А.).
В рекомендуемом образце полного протокола, который размещен в Приложении № 4 к Примерной ИД, использован первый вариант. Автору локальной инструкции по делопроизводству нужно остановиться на одном из вариантов и закрепить его в документе. Главное, чтобы во всех протоколах одной организации было единообразие.
Важно поместить в инструкцию по делопроизводству правила оформления выписки из протокола: необходимость указать в ней не только нужные пункты из записи хода совещания, но и воспроизвести вводную часть. В инструкции по делопроизводству должно быть установлено, что выписку из протокола следует заверять по аналогии с копией документа. Образец выписки из протокола тоже нужно поместить в приложении к инструкции по делопроизводству.
Протоколы можно оформлять как на бумажном носителе, так и на электронном. При этом важно установить статус электронных подписей, которыми их подписывают. Например, протоколам оперативных совещаний достаточно и простой ЭП[3] в СЭД[4], а протоколы совета директоров всегда создают строго на бумажном носителе. Такие правила индивидуальны для организаций. Секретарь должен хорошо продумать этот вопрос и, возможно, обсудить его с юристами и руководством, а принятые решения закрепить в инструкции по делопроизводству.
Подраздел «Протоколы» раздела «Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов» инструкции по делопроизводству приведен в Примере 1.
[1] Утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44.
[2] Утв. приказом Росархива от 24.12.2020 № 199.
[3] ЭП – электронная подпись.
[4] СЭД – система электронного документооборота.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 10, 2021.
Решение
Решение
–
это правовой акт, принимаемый коллегиальными
и совещательными органами учреждений,
организаций, предприятий в целях
разрешения наиболее важных вопросов
их деятельности.
Решениями
называются также совместные распорядительные
документы,
принимаемые двумя органами управления
и более, один из которых действует на
основе коллегиальности, а другой – на
основе единоначалия.
Текст
решения состоит из двух частей:
констатирующей и распорядительной,
разделенных словом «РЕШИЛ» («РЕШИЛА»,
«РЕШИЛО», «РЕШИЛИ»), которое
печатается прописными буквами с новой
строки от поля. Если постановление или
решение не нуждаются в обосновании,
текст начинается следующим образом:
«Совет директоров РЕШИЛ: …».
В
решениях, принятых коллегиальными и
совещательными органами, используется
форма изложения текста от третьего лица
единственного числа («РЕШИЛ»,
«РЕШИЛА», «РЕШИЛО»). В совместных
решениях двух и более организаций текст
излагается от первого лица множественного
числа («РЕШИЛИ»).
При
необходимости констатирующая часть
может содержать ссылки на законы и
другие нормативные акты.
Распорядительная
часть излагается пунктами.
Решения
могут содержать приложения, ссылка на
которые дается в соответствующих пунктах
распорядительной части: «(приложение
1)» или «(приложение 3)». На самом
приложении в верхнем правом углу
отмечается:
Приложение
1
к решению Совета директоров
от
21.05.2004 № 15
Проект
решения должен быть согласован со всеми
заинтересованными структурными
подразделениями и организациями.
Обязательна процедура юридической
экспертизы проектов решений.
Решения
подписываются руководителем органа
управления.
Решение
оформляются на бланке
решения (бланк
конкретного вида документа).
Обязательными
реквизитами
решения являются:
наименование
организации,
название
вида документа,
дата
и регистрационный
номер документа,
место
составления или издания,
заголовок к тексту,
подпись,
визы
согласования документа
Постановление.
Постановление
–
это правовой акт, принимаемый высшими
и некоторыми центральными органами
федеральной исполнительной власти,
действующими на основе коллегиальности,
а также представительными и коллегиальными
исполнительными органами субъектов
Российской Федерации в целях разрешения
наиболее важных и принципиальных задач,
стоящих перед данными органами, и
установления стабильных норм, правил.
Постановления принимаются также
руководящими коллегиальными органами
общественных организаций по наиболее
важным и принципиальным вопросам их
деятельности.
Порядок
составления и оформления постановлений
в целом аналогичен порядку оформления
решений.
Различия заключаются в следующем:
распорядительная часть отделяется от
констатирующей словом «ПОСТАНОВЛЯЕТ»
или «ПОСТАНОВИЛИ» (в совместных
постановлениях двух или более организаций),
которое печатается отдельной строкой
от поля прописными буквами.
Постановления
оформляются на бланке
постановления (бланк
конкретного вида документа).
Обязательными
реквизитами
постановления являются:
наименование
организации,
название
вида документа,
дата
и регистрационный
номер документа,
место
составления или издания,
заголовок
к тексту,
подпись.
Заключение.
Конечный
результат управленческой деятельности
государственного аппарата зависит от
множества промежуточных звеньев, одним
из которых является делопроизводство,
позволяющее обеспечить оперативность
и гибкость в принятии решений.
Делопроизводство координирует все
этапы работы — от проектирования до
практической реализации решений.
Процесс управления включает следующие
основные типовые документируемые
операции: сбор и обработку документной
информации; подготовку решения; принятие
и документирование решения; доведение
решений до исполнителей; исполнение
решения; контроль исполнения; сбор
информации об исполнении; передачу
информации по вертикальным и горизонтальным
связям; хранение и поиск информации.
Аппарат управления реализует свои
функции главным образом посредством
универсальных и полномочных
организационно- распорядительных
документов (ОРД), создаваемых циркулирующих
вне зависимости от специфики деятельности
во всех отраслях народного хозяйства
и государственного управления.
Если учесть, что в аппарате управления
занято более 14 млн. человек, а ежегодный
документооборот в стране составляет
примерно 60 млрд. Листов и продолжает
расти, то несомненно, что эффективное
нормативное регулирование этого процесса
имеет большое значение. В качестве
одного из средств регулирования
документопотоков выступают документные
государственные стандарты, общесоюзные
классификаторы и унифицированные
системы документации. Эти и другие
нормативы признаны стабилизировать
документооборот в стране по всему
технологическому циклу, создать
оптимальную технологию ведения
документного хозяйства каждой
управленческой единицы.
В
работе инженеров, конструкторов,
руководителей производства много
времени отводится изучению, анализу
и составлению различной документации.
Особенно большие трудности возникают,
как правило, при разработке производственных
документов, что обусловлено в первую
очередь недостатком специальных знаний
у составителей.
Устранение
непроизводительных затрат времени
в процессах составления и использования
документов требует разумного сочетания
формализации и творчества, а это,
требует, с одной стороны, ознакомления
составителей документов с наиболее
общими законами восприятия документов,
с другой- и в этом главная задача —
формулирование и систематизации
общих правил и норм составления
основных документов.
Индивидуальные
положения разрабатываются на основе
типовых. Типовые положения, как правило,
утверждаются вышестоящими органами
управления, а индивидуальные-
руководителями предприятий и организаций.
Список
использованной литературы:
-
Андреева
В.И. Документирование деятельности
коллегиальных органов // Справочник
секретаря и офис менеджера, 2007, №10, с.
46. -
Андреева
В.И. Локальные нормативные акты как
организационная основа делопроизводства
// Справочник секретаря и офис менеджера,
2006, №10, с.28. -
Борискин
В.В. Нормативное регулирование
делопроизводства // Справочник секретаря
и офис менеджера, 2006, 38, с. 34. -
Андреева
В.И. Школа профессионального секретаря
// Справочник секретаря и офис менеджера,
2006, №1, с. 40. -
Чувенков
А.Ю. терминология в области делопроизводства
// Секретарь-референт, 2007, №1, с. 29. -
Санкина
Л.В. Работа с документацией по личному
составу // Справочник секретаря и офис
менеджера, 2008, №6, с. 26. -
Кузнецов
В.А. Инструкция по делопроизводству
организации. Современные требования
// Справочник секретаря и офис менеджера,
2007, №11, с. 40. -
Андреева
В.И. Состав удостоверения документов
// Справочник секретаря и офис менеджера,
2007,32,с. 42. -
Варламова
Л.Н. Новый стандарт в области
делопроизводства // Секретарь-референт,
2007, №6, с. 21. -
Андреева
В.И. Делопроизводство. Изд. 6-е, перераб.
и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-Синтез», 2000, 187с. -
Чувенков
А.Ю., Янковая В.Ф. Оформление документов.
Комментарий к ГОСТ Р 6.30-97 Унифицированные
системы документации. Унифицированная
система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов. – М.: Дело, 1999,232с. -
ГОСТ
51141-98. «Делопроизводство и архивное
дело. Термины и определения». М.:
Госстандарт России, 1998. -
Андреева
В.И. Порядок согласования документов
// Справочник секретаря и офис менеджера,
2007, №4, с. 40. -
Ларин
М.В., Мингалев В.С., Янковая В.Ф. Современные
проблемы документационного обеспечения
управления // Справочник секретаря и
офис менеджера, 2007, №1, с. 16.
0
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #