Как составить рейтинг песен

«Попасть в топ»: как составляют музыкальные хит-парады

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 13K

Большинство радиостанций, особенно в формате CHR (подробнее о форматах мы рассказывали здесь), практикуют создание чартов — топа песен по популярности.

В этом материале расскажем о том, как составляют хит-парады на радиостанциях и по каким критериям песни попадают в топ, а также о том, что думают о нашей музыке за рубежом.

Фото Roberto Ventre CC

Пионеры хит-парадов

В индустрии музыки есть много видов хит-парадов: чарты синглов, альбомов, хит-парады по жанрам и даже в рамках одного исполнителя. Выделяются наиболее продаваемые, наиболее часто проигрываемые на радиостанциях (или на музыкальном телевидении), чарты по версии музыкальных журналов, самые скачиваемые песни в интернете и даже чарты рингтонов.

Первый хит-парад в 1936 году составил журнал Billboard, а в наши дни на чарты этого издания часто ссылаются некоторые радиостанции и журналы («На первом месте, по версии Billboard….»). Это еженедельное музыкальное издание, одним из самых важных аспектов которого является чарт Billboard Hot 100 — это сто лучших песен, которые комплектуются вне зависимости от жанра. Кроме того, журнал публикует Billboard 200 — это чарт, в который попадают самые продаваемые альбомы. В хит-парад издания в разные годы входили и отечественные исполнители: Борис Гребенщиков, Gorky Park, ППК, t.A.T.u. и другие.

Издание Vice в 2011 году попыталось в шуточной форме объяснить, как составляется топ-50. По их мнению, предугадать, кто войдёт в этот хит-парад довольно просто (информация актуальна на 2011 год, соответственно):

  • Места 50 — 43: Ерунда, которую вы вообще никогда не слышали

  • 42-41: Ерунда, которую вы даже не захотите слушать

  • 40: Группа, которую основал бывший музыкальный журналист

  • 39-35: Альбомы, записанные при участии Никки Минаж

  • 30: Группа Metronomy

  • 21: Кто-то, кто постоянно без причин повторяет в песнях слово «свэг»

  • 8: Участник группы Odd Future

  • 7: Ещё кто-то из Odd Future

  • 6: Дабстеп или электронный альбом музыканта про гражданские протесты

  • 4: Альбом, вышедший в октябре, когда составлялся декабрьский хит-парад

  • 3: Любимая группа главреда, за неё проголосовали все, чтобы подлизаться к руководству.

  • 2: Альбом, который никто не слышал, но все слышали, что он классный. А ещё журнал Pitchfork высоко оценил пластинку

  • 1: Пи Джей Харви (New Musical Express), Пи Джей Харви (Classic Rock), Пи Джей Харви (Mixmag), Пи Джей Харви (Fresh Produce Journal), Пи Джей Харви (Uncut)

Фото Mr. Leeds CC

Как составляют чарты на самом деле

Чтобы составить достойный хит-парад, недостаточно просто отслушать песни по принципу «нравится — не нравится», потому что это будет очень субъективно. Для того, чтобы оценить рейтинг той или иной композиции или альбома, используется специальный софт и статистика.

Например, Nielsen SoundScan, которая помогает собирать данные о продажах альбомов. Система отслеживает как магазинные покупки, так и цифровые, собирая данные почти с 40 тысяч торговых точек. Данные собирают с точек в 19 странах: США, Канаде, Европе и Океании.

Broadcast Data Systems отслеживает радиоротацию. Система реагирует на сигнал, который закодирован в самих композициях, и добавляет их в статистику.

Nielsen Audio (или Arbitron) начисляет баллы в зависимости от того, в какое время суток песня вышла в эфир и какое количество аудитории есть у радиостанции.

Конечно, далеко не все радиостанции (особенно отечественные) будут использовать дорогой софт, чтобы составлять свои чарты. В большинстве своём, все хит-парады делают на основе голосования слушателей, тем более, что «горячие ротации» на CHR-станциях довольно легко распределить в топ-20 или топ-40 (в зависимости от эфирного времени, отведённого под хит-парад).

Раньше голосование проводилось посредством отправки SMS-сообщений за ту или иную песню. Теперь почти все радиостанции присутствуют в интернете, и есть голосование на сайтах и в соц. сетях. Некоторые станции и вовсе упрощают себе жизнь, просто ссылаясь на рейтинг Billboard.

Бонус: «Наши» за рубежом

Российская поп-музыка в XXI веке стала популярна на западе, и многие исполнители попали в западные чарты. Так, группа «ВИА Гра» в 2004 году попала на третью строчку в национальном хит-параде Японии с треком «Stop! Stop! Stop!», а также заняла шестое место в Финляндии и двадцатое в Норвегии.

A-Studio в 2006-м заняли шестую позицию в чарте Британии, 17-е в Испании и 33-е в Нидерландах с песней «S.O.S», написанной ещё в 2001 году. Позже, в 2009 диджей Леонид Руденко попал в британский чарт на 27-е место с синглом «Everybody».

Невероятно, но Верка Сердючка (Андрей Данилко) всколыхнула умы финнов: второе место с песней «Dancing Lasha Tumbai».

Победитель «Евровидения» 2008 года Дима Билан — 28-е место чарта Швеции и 52-е в Германии с песней «Believe».

Трек Тимати «Welcome to St. Tropez» в аранжировке DJ Antoine не покорил британцев и американцев, но в Люксембурге, Румынии и Польше взял первое место, а в Швейцарии завоевал вторую строчку.

Группа Serebro, которая участвовала в «Евровидении» с английским вариантом «Мама Люба, давай» ворвалась в чарты Италии (шестое место), Испании (45-е) и Бельгии (48-е). Песня «Mama Lover» была записана на итальянском лейбле Ego. А их сингл «Mi-Mi-Mi» запал в душу слушателям в Нидерландах: 8-е место, а в азиатских странах вообще стал хитом.

Дополнительное чтение:

  • 6 мифов о радиоведущих
  • Радио — конец прекрасной эпохи

  • 100 практических материалов на тему звука, аудиотехники и не только
  • 50 сравнений, обзоров и руководств по теме звука и аудиотехники
  • Советы меломанам, «cделай сам» и аудиотехнологии

  • «Слышать мимо ушей»: необычные способы восприятия звука
  • Против стресса и бессонницы: поможет музыка

«Попасть в топ»: как составляют музыкальные хит-парады

Сохранить и прочитать потом —     

Большинство радиостанций, особенно в формате CHR, практикуют создание чартов — топа песен по популярности.

В этом материале расскажем о том, как составляют хит-парады на радиостанциях и по каким критериям песни попадают в топ, а также о том, что думают о нашей музыке за рубежом.

Пионеры хит-парадов

В индустрии музыки есть много видов хит-парадов: чарты синглов, альбомов, хит-парады по жанрам и даже в рамках одного исполнителя. Выделяются наиболее продаваемые, наиболее часто проигрываемые на радиостанциях (или на музыкальном телевидении), чарты по версии музыкальных журналов, самые скачиваемые песни в интернете и даже чарты рингтонов.

Первый хит-парад в 1936 году составил журнал Billboard, а в наши дни на чарты этого издания часто ссылаются некоторые радиостанции и журналы («На первом месте, по версии Billboard….»). Это еженедельное музыкальное издание, одним из самых важных аспектов которого является чарт Billboard Hot 100 — это сто лучших песен, которые комплектуются вне зависимости от жанра. Кроме того, журнал публикует Billboard 200 — это чарт, в который попадают самые продаваемые альбомы. В хит-парад издания в разные годы входили и отечественные исполнители: Борис Гребенщиков, Gorky Park, ППК, t.A.T.u. и другие.

Издание Vice в 2011 году попыталось в шуточной форме объяснить, как составляется топ-50. По их мнению, предугадать, кто войдёт в этот хит-парад довольно просто (информация актуальна на 2011 год, соответственно):

  • Места 50 — 43: Ерунда, которую вы вообще никогда не слышали
  • 42-41: Ерунда, которую вы даже не захотите слушать
  • 40: Группа, которую основал бывший музыкальный журналист
  • 39-35: Альбомы, записанные при участии Никки Минаж
  • 30: Группа Metronomy
  • 21: Кто-то, кто постоянно без причин повторяет в песнях слово «свэг»
  • 8: Участник группы Odd Future
  • 7: Ещё кто-то из Odd Future
  • 6: Дабстеп или электронный альбом музыканта про гражданские протесты
  • 4: Альбом, вышедший в октябре, когда составлялся декабрьский хит-парад
  • 3: Любимая группа главреда, за неё проголосовали все, чтобы подлизаться к руководству.
  • 2: Альбом, который никто не слышал, но все слышали, что он классный. А ещё журнал Pitchfork высоко оценил пластинку
  • 1: Пи Джей Харви (New Musical Express), Пи Джей Харви (Classic Rock), Пи Джей Харви (Mixmag), Пи Джей Харви (Fresh Produce Journal), Пи Джей Харви (Uncut)

Как составляют чарты на самом деле

Чтобы составить достойный хит-парад, недостаточно просто отслушать песни по принципу «нравится — не нравится», потому что это будет очень субъективно. Для того, чтобы оценить рейтинг той или иной композиции или альбома, используется специальный софт и статистика.

Например, Nielsen SoundScan, которая помогает собирать данные о продажах альбомов. Система отслеживает как магазинные покупки, так и цифровые, собирая данные почти с 40 тысяч торговых точек. Данные собирают с точек в 19 странах: США, Канаде, Европе и Океании.

Broadcast Data Systems отслеживает радиоротацию. Система реагирует на сигнал, который закодирован в самих композициях, и добавляет их в статистику.

Nielsen Audio (или Arbitron) начисляет баллы в зависимости от того, в какое время суток песня вышла в эфир и какое количество аудитории есть у радиостанции.

Конечно, далеко не все радиостанции (особенно отечественные) будут использовать дорогой софт, чтобы составлять свои чарты. В большинстве своём, все хит-парады делают на основе голосования слушателей, тем более, что «горячие ротации» на CHR-станциях довольно легко распределить в топ-20 или топ-40 (в зависимости от эфирного времени, отведённого под хит-парад).

Раньше голосование проводилось посредством отправки SMS-сообщений за ту или иную песню. Теперь почти все радиостанции присутствуют в интернете, и есть голосование на сайтах и в соц. сетях. Некоторые станции и вовсе упрощают себе жизнь, просто ссылаясь на рейтинг Billboard.

Бонус: «Наши» за рубежом

Российская поп-музыка в XXI веке стала популярна на западе, и многие исполнители попали в западные чарты. Так, группа «ВИА Гра» в 2004 году попала на третью строчку в национальном хит-параде Японии с треком «Stop! Stop! Stop!», а также заняла шестое место в Финляндии и двадцатое в Норвегии.

A-Studio в 2006-м заняли шестую позицию в чарте Британии, 17-е в Испании и 33-е в Нидерландах с песней «S.O.S», написанной ещё в 2001 году. Позже, в 2009 диджей Леонид Руденко попал в британский чарт на 27-е место с синглом «Everybody».

Невероятно, но Верка Сердючка (Андрей Данилко) всколыхнула умы финнов: второе место с песней «Dancing Lasha Tumbai».

Победитель «Евровидения» 2008 года Дима Билан — 28-е место чарта Швеции и 52-е в Германии с песней «Believe».

Трек Тимати «Welcome to St. Tropez» в аранжировке DJ Antoine не покорил британцев и американцев, но в Люксембурге, Румынии и Польше взял первое место, а в Швейцарии завоевал вторую строчку.

Группа Serebro, которая участвовала в «Евровидении» с английским вариантом «Мама Люба, давай» ворвалась в чарты Италии (шестое место), Испании (45-е) и Бельгии (48-е). Песня «Mama Lover» была записана на итальянском лейбле Ego. А их сингл «Mi-Mi-Mi» запал в душу слушателям в Нидерландах: 8-е место, а в азиатских странах вообще стал хитом.

Эту статью прочитали 11 097 раз

Выбирая, что послушать, люди руководствуются разными принципами. Кто-то предпочитает привычных исполнителей. Другие не против экспериментировать, составляя плей-лист из случайно выбранных композиций. Третьи руководствуются экспертным мнением, в первую очередь отдавая предпочтение победителям рейтингов. При этом не все понимают, как они составляются.

Сегодня многое решает Интернет. Выбирая музыку онлайн, пользователь часто видит рейтинги композиций, составленные на основе голосования, лайков, истории скачиваний или совокупности факторов. Также чарты базируются на данных о:

  • покупках;
  • показу клипов на телевидении;
  • прокрутке композиций на радио.

Стоит понимать, что рейтинги не всегда достоверно отражают качество продукта. Так, на радио в них часто попадают новинки музыки, отвечающие текущим требованиям к популярному контенту. Многие исполнители создают «форматные» композиции, позволяющие оставаться в рейтингах. Это могут быть как самостоятельные проекты, так и производные существующих песен. От оригинала их отличает меньшее время, более «универсальный» ритм и цензура. Услышав первоначальную версию, пользователь может быть удивлен расхождениями с «рейтинговым вариантом».

В зависимости от типа чарта, в него попадают:

  • альбомы;
  • отдельные композиции;
  • исполнители;
  • авторы или другие участники проекта.

Рейтинги также отличаются по временным рамкам. Они могут собирать лучшие, с точки зрения авторов, композиции за текущий год, десятилетие или более длительный промежуток. Учитывая разнообразие критериев, одному номинанту редко удается оставаться неоспоримым лидером в нескольких категориях. Так, в британском рейтинге Billboard наиболее слушаемых песен позапрошлого десятилетия на 40 позиций не вошла «Moves Like Jagger» Maroon 5. Одновременно песня получила «бронзу» как наиболее ротируемый проект своего периода.

Некоторые сомневаются в объективности музыкальных оценок. Действительно, еще с середины ХХ века существует термин payola или проплаченная ротация. Инициаторы продвигали достойные с их точки зрения композиции, формируя рейтинги. Сегодня, вероятно, деньги могут продолжать влиять на показатели популярности музыки. Но распространение Интернета позволило несколько «подчистить» статистику. Стриминговые сервисы показывают, какие композиции вызывают наибольший интерес пользователей. Некоторые издания, вроде журнала Rolling Stone, в последние годы отказались от данных про ротацию на радио при составлении рейтингов. Они делают упор на информации. О прослушиваниях и покупках.

https://ria.ru/20200427/1570521316.html

В топе: как составляют хит-парады и что в них изменилось за 85 лет

В топе: как составляют хит-парады и что в них изменилось за 85 лет — РИА Новости, 27.04.2020

В топе: как составляют хит-парады и что в них изменилось за 85 лет

В апреле 1935 года на радио впервые появился хит-парад. Идея составлять регулярные рейтинги лучшей музыки была простой и гениальной, однако до СССР добралась… РИА Новости, 27.04.2020

2020-04-27T08:00

2020-04-27T08:00

2020-04-27T09:17

культура

фрэнк синатра

майкл джексон

эд ширан

новости культуры

музыка

шоу-бизнес

сша

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/156391/97/1563919773_0:0:2945:1658_1920x0_80_0_0_f1d178a136a05f3c6314e9bf9b7842f2.jpg

МОСКВА, 27 апр — РИА Новости. В апреле 1935 года на радио впервые появился хит-парад. Идея составлять регулярные рейтинги лучшей музыки была простой и гениальной, однако до СССР добралась лишь спустя сорок с лишним лет. О том, насколько можно доверять этим спискам, какая песня возглавила первый советский чарт и как по этому жанру ударили стриминговые сервисы, — в материале РИА Новости.Без интриги и без ФрэнкаВ первом музыкальном хит-параде не было самого главного — интриги: пятнадцать песен проигрывали в случайном порядке. Популярное шоу, которое шло вечером по субботам на американской радиостанции NBC, сначала называлось The Lucky Strike Hit Parade — генеральным спонсором выступала табачная компания. Позже сократили просто до «хит-парада». В первом выпуске лидировала песня «Soon» Бинга Кросби. Как уверяли организаторы, их музыкальный рейтинг получался абсолютно объективным, потому что учитывал сразу несколько критериев: заявки радиослушателей, отчеты о продажах от продавцов пластинок, данные мюзик-холлов и музыкальных автоматов. Однако конкретные цифры на шоу никогда не раскрывали. Песни в студии исполнял симфонический оркестр (так что это было, по современным меркам, довольно редкое удовольствие), а также постоянные вокалисты, которых не называли. Им платили по 100 долларов. Кстати, в 1943 году одним из штатных исполнителей шоу стал Фрэнк Синатра, но через несколько лет его уволили. Одной из причин было то, что он, забыв слова главной песни чарта «Don’t Fence Me In», заменил их бормотанием.Рождение «золотого стандарта»В 1936 году к радио NBC присоединился журнал Billboard. С 1940-го он регулярно публикует «музыкальные чарты» — в английском прижилось именно такое название рейтингов лучшей музыки. До сих пор мнение Billboard считается «золотым стандартом». В 1991 году в издании стали пользоваться электронной системой мониторинга. Тогда неожиданно выяснилось, что по факту вкусы публики меняются намного быстрее, чем докладывали журналу музыкальные магазины и диджеи. Основных хит-парадов у журнала два: чарт с двумя сотнями самых продаваемых пластинок, а также Hot 100 с лучшими треками. Ротару в топеДо Советского Союза все это докатилось только во второй половине 1970-х. Сергей Сычев в книге «Хит-парады в СССР» указывает, что первым музыкальные итоги подвел журнал «Клуб и художественная самодеятельность». Популярность пришла, когда в 1977 году в газете «Московский комсомолец» журналист Юрий Филинов предложил читателям выбрать из новых отечественных песен десятку лучших. Результаты опубликовали в музыкальной рубрике «Звуковая дорожка МК». Возглавил первый советский чарт шлягер «Родина моя» в исполнении Софии Ротару. Серебро досталось хиту «Из вагантов», или «Песенке студента», Игоря Иванова. На почетном третьем месте — «Соловьиная роща» Льва Лещенко. Чтобы определить победителей, Филинову пришлось разобрать несколько мешков с письмами. Открыто считать, кто сколько заработал и продал, в Советском Союзе было не принято.»Никто не слушал, но все о ней говорят»Позже составлять хит-парады стали, ориентируясь на информацию по скачиваниям, прослушиваниям, а также на данные интернет-голосования и продвинутых систем мониторинга. Однако обвинений в подтасовках по-прежнему много. Издание VIce несколько лет назад ехидно прошлось по рейтингам лучших альбомов года. «С последней строчки по 43-ю: альбомы, про которые вы никогда не слышали. С 42-й по 41-ю — то, что вообще не захотите слушать <…>, 29-е место: заслуженная группа, к которой давно прикипела вся редакция, забыв, что львиная доля читателей младше минимум лет на десять и «золотой век» этих ветеранов пропустила. Третья строчка: любимая группа главного редактора, за которую проголосовали большинство сотрудников, чтобы подлизаться. Второе место: альбом, который никто не слушал, но все говорят, что он классный». Сам себе экспертХит-парады открыли миру множество исполнителей, и долгое время попадание на вершину чарта считалось для музыкантов основным показателем успеха. Однако с появлением стриминговых сервисов, которые поощряют прослушивание одних и тех же знакомых треков, а не поиск новой музыки, многие заговорили о кризисе жанра, отмечают в Washington Post.Музыкальный журналист и автор телеграм-канала «Чушь в массы!» Кристина Сарханянц полагает, что крупнейшие стриминги обвинять нельзя: наоборот, «они превратились в своего рода социальные экосистемы». Так, у себя на странице в Spotify артист может разместить даты ближайших концертов со ссылками на билеты или свой сайт, а пользователи — фолловить исполнителей, составлять свои плейлисты и выкладывать их. Сервисы хранят статистику и регулярно, как правило в конце года, предлагают слушателю его собственный хит-парад, которым легко поделиться с друзьями. Однако чарты ценят прежде всего за мнение профессионалов, считает Андрей Дроздов, программный директор «Нового радио». «Хит-парады изменяются вместе с технологиями, но никуда не пропадают. Их уникальное предложение и основная фишка для слушателя — экспертная оценка, которой доверяют. А чарты — ее квинтэссенция», — уверен он."Если говорить о музыкальных телеканалах, то здесь чарты как жанр очень востребованны. Это не просто цифры: мнение редакции обязательно добавляется к ним — с учетом формата и целевой аудитории", — отмечает Яна Тихомирова, главный музыкальный редактор MTV Russia.Средняя температураК современным рейтингам лучшей музыки от авторитетных составителей остается много вопросов. Например, по скачиваниям и прослушиваниям в Сети Эд Ширан бьет рекорды на стриминговых сервисах, а композиция рэпера «Lil Nas X» — главный долгожитель Billboard Hot 100. Но можно ли сказать, что они популярнее, чем «Битлз» в 60-е или Майкл Джексон в 80-е? Ведь раньше не было возможности вести точную статистику, да и пластинки и кассеты часто одалживали друг у друга.Чарт-топпером, или композицией номер один, по-прежнему способна стать песня-однодневка. Особенно если это еженедельный хит-парад, который оценивает очень короткий промежуток времени. «Современные чарты скорее дают общее поверхностное представление о том, как обстоят дела в индустрии, кто какие жанры представляет, какую музыку какая аудитория слушает и так далее, — такая средняя температура», — говорит Кристина Сарханянц. Видимо, не ошибается только время, которое в итоге все расставляет по местам.

https://ria.ru/20200326/1569032436.html

https://ria.ru/20200318/1568695681.html

https://ria.ru/20200126/1563838480.html

https://ria.ru/20200413/1569964759.html

https://ria.ru/20200308/1568161213.html

сша

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/156391/97/1563919773_4:0:2733:2047_1920x0_80_0_0_0235ed569704d00ae008c9a535e97f5e.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

фрэнк синатра, майкл джексон, эд ширан, новости культуры, музыка, шоу-бизнес, сша

Культура, Фрэнк Синатра, Майкл Джексон, Эд Ширан, Новости культуры, Музыка, Шоу-бизнес, США

МОСКВА, 27 апр — РИА Новости. В апреле 1935 года на радио впервые появился хит-парад. Идея составлять регулярные рейтинги лучшей музыки была простой и гениальной, однако до СССР добралась лишь спустя сорок с лишним лет. О том, насколько можно доверять этим спискам, какая песня возглавила первый советский чарт и как по этому жанру ударили стриминговые сервисы, — в материале РИА Новости.

Без интриги и без Фрэнка

В первом музыкальном хит-параде не было самого главного — интриги: пятнадцать песен проигрывали в случайном порядке.

Популярное шоу, которое шло вечером по субботам на американской радиостанции NBC, сначала называлось The Lucky Strike Hit Parade — генеральным спонсором выступала табачная компания. Позже сократили просто до «хит-парада».

В первом выпуске лидировала песня «Soon» Бинга Кросби. Как уверяли организаторы, их музыкальный рейтинг получался абсолютно объективным, потому что учитывал сразу несколько критериев: заявки радиослушателей, отчеты о продажах от продавцов пластинок, данные мюзик-холлов и музыкальных автоматов. Однако конкретные цифры на шоу никогда не раскрывали.

Песни в студии исполнял симфонический оркестр (так что это было, по современным меркам, довольно редкое удовольствие), а также постоянные вокалисты, которых не называли. Им платили по 100 долларов.

Кстати, в 1943 году одним из штатных исполнителей шоу стал Фрэнк Синатра, но через несколько лет его уволили. Одной из причин было то, что он, забыв слова главной песни чарта «Don’t Fence Me In», заменил их бормотанием.

Рождение «золотого стандарта»

В 1936 году к радио NBC присоединился журнал Billboard. С 1940-го он регулярно публикует «музыкальные чарты» — в английском прижилось именно такое название рейтингов лучшей музыки.

До сих пор мнение Billboard считается «золотым стандартом». В 1991 году в издании стали пользоваться электронной системой мониторинга. Тогда неожиданно выяснилось, что по факту вкусы публики меняются намного быстрее, чем докладывали журналу музыкальные магазины и диджеи.

Основных хит-парадов у журнала два: чарт с двумя сотнями самых продаваемых пластинок, а также Hot 100 с лучшими треками.

Ротару в топе

До Советского Союза все это докатилось только во второй половине 1970-х. Сергей Сычев в книге «Хит-парады в СССР» указывает, что первым музыкальные итоги подвел журнал «Клуб и художественная самодеятельность».

Популярность пришла, когда в 1977 году в газете «Московский комсомолец» журналист Юрий Филинов предложил читателям выбрать из новых отечественных песен десятку лучших. Результаты опубликовали в музыкальной рубрике «Звуковая дорожка МК».

Возглавил первый советский чарт шлягер «Родина моя» в исполнении Софии Ротару.

Серебро досталось хиту «Из вагантов», или «Песенке студента», Игоря Иванова. На почетном третьем месте — «Соловьиная роща» Льва Лещенко.

Чтобы определить победителей, Филинову пришлось разобрать несколько мешков с письмами. Открыто считать, кто сколько заработал и продал, в Советском Союзе было не принято.

«Никто не слушал, но все о ней говорят»

Позже составлять хит-парады стали, ориентируясь на информацию по скачиваниям, прослушиваниям, а также на данные интернет-голосования и продвинутых систем мониторинга.

Однако обвинений в подтасовках по-прежнему много. Издание VIce несколько лет назад ехидно прошлось по рейтингам лучших альбомов года.

«С последней строчки по 43-ю: альбомы, про которые вы никогда не слышали. С 42-й по 41-ю — то, что вообще не захотите слушать <…>, 29-е место: заслуженная группа, к которой давно прикипела вся редакция, забыв, что львиная доля читателей младше минимум лет на десять и «золотой век» этих ветеранов пропустила. Третья строчка: любимая группа главного редактора, за которую проголосовали большинство сотрудников, чтобы подлизаться. Второе место: альбом, который никто не слушал, но все говорят, что он классный».

Голландская группа DeWolff выступает в пустом зале для съемок трансляции в Facebook

Нет шоу — нет бизнеса. Как музыканты всего мира переживают пандемию

Сам себе эксперт

Хит-парады открыли миру множество исполнителей, и долгое время попадание на вершину чарта считалось для музыкантов основным показателем успеха. Однако с появлением стриминговых сервисов, которые поощряют прослушивание одних и тех же знакомых треков, а не поиск новой музыки, многие заговорили о кризисе жанра, отмечают в Washington Post.

Музыкальный журналист и автор телеграм-канала «Чушь в массы!» Кристина Сарханянц полагает, что крупнейшие стриминги обвинять нельзя: наоборот, «они превратились в своего рода социальные экосистемы».

Так, у себя на странице в Spotify артист может разместить даты ближайших концертов со ссылками на билеты или свой сайт, а пользователи — фолловить исполнителей, составлять свои плейлисты и выкладывать их. Сервисы хранят статистику и регулярно, как правило в конце года, предлагают слушателю его собственный хит-парад, которым легко поделиться с друзьями.

Девушка слушает музыку

Идеальный саундтрек на карантине: Coldplay, Лобода, опера и джаз

Однако чарты ценят прежде всего за мнение профессионалов, считает Андрей Дроздов, программный директор «Нового радио». «Хит-парады изменяются вместе с технологиями, но никуда не пропадают. Их уникальное предложение и основная фишка для слушателя — экспертная оценка, которой доверяют. А чарты — ее квинтэссенция», — уверен он.

«

«Если говорить о музыкальных телеканалах, то здесь чарты как жанр очень востребованны. Это не просто цифры: мнение редакции обязательно добавляется к ним — с учетом формата и целевой аудитории», — отмечает Яна Тихомирова, главный музыкальный редактор MTV Russia.

Средняя температура

К современным рейтингам лучшей музыки от авторитетных составителей остается много вопросов. Например, по скачиваниям и прослушиваниям в Сети Эд Ширан бьет рекорды на стриминговых сервисах, а композиция рэпера «Lil Nas X» — главный долгожитель Billboard Hot 100. Но можно ли сказать, что они популярнее, чем «Битлз» в 60-е или Майкл Джексон в 80-е?

Певица Лиззо на церемонии вручения премии 2019 MTV Video Music Awards

«Грэмми»: награды в эпицентре скандала

Ведь раньше не было возможности вести точную статистику, да и пластинки и кассеты часто одалживали друг у друга.

Чарт-топпером, или композицией номер один, по-прежнему способна стать песня-однодневка. Особенно если это еженедельный хит-парад, который оценивает очень короткий промежуток времени.

Девушка в наушниках

Эксперты: россияне слушают шансон, песни про карантин и музыку для спорта

«Современные чарты скорее дают общее поверхностное представление о том, как обстоят дела в индустрии, кто какие жанры представляет, какую музыку какая аудитория слушает и так далее, — такая средняя температура», — говорит Кристина Сарханянц.

Видимо, не ошибается только время, которое в итоге все расставляет по местам.

Певец Малума целует Мадонну на Billboard Music Awards в Лас-Вегасе

Слушайте женщин. Музыкальные дивы последних сорока лет

Музыкальные вкусы – штука субъективная. А вот популярность – объективная. Достаточно заглянуть в чарты, которые отражают рейтинг популярности той или иной композиции, артиста, альбома и т.д. Или нет? Мы решили разобраться, как устроены музыкальные чарты, что они значат и как определить, действительно ли слушатели любят ту или иную песню.

О чартах в целом

Чартов существует великое множество. Есть песенные, есть альбомные, есть даже чарты авторов и продюсеров песен (например, Billboard, о котором мы еще много будем говорить, также ведет свой чарт авторов песен).

Бывают чарты, которые показывают популярность песни (альбома, артиста) на текущий момент, а есть итоговые (за год и даже за десятилетие, например, британский чарт за 2010-2019). У любого стримингового сервиса (или цифрового сервиса типа iTunes) есть свои чарты, которые позволяют наблюдать за популярностью музыки в реальном времени. Но нет ничего престижнее, чем попасть на верхние строчки официальных чартов разных стран, в особенности американского Billboard Hot 100.

Часто в чартах учитываются не только покупки и прослушивания песен, но и присутствие в радио- и телеэфире. Когда песня проигрывается на радио, это называется ротацией. До того, как по миру широко распространился Интернет, радио- и телеротации были главным способом продвижения музыки. Они остаются важными и сейчас: огромное количество людей по-прежнему слушает радио (например, в машине), а музыкальное телевидение часто транслируется в кафе и ресторанах.

Несмотря на то, что в чартах бывает по 100 и даже больше позиций, наибольшее значение имеют верхние 40 строк. Формат «топ-40» сложился исторически: именно такими были первые хит-парады, к тому же это удобный формат для радио (которое, как уже отмечалось, долгие годы было главным способом продвижения музыки). Создателем формата считается американец Тодд Сторц, который ввел его на своей радиостации KOWH. Выражение «top 40 hit» довольно часто употребляется в английском языке.

Billboard Hot 100: взлеты, падения и махинации

Десятка чарта Billboard Hot 100/ Twitter/ @billboardcharts

Десятка чарта Billboard Hot 100/ Twitter/ @billboardcharts

Наверное, нет на свете такого музыканта, который бы не хотел попасть в первую десятку Billboard Hot 100 (а уж возглавить – тем более). Этот чарт до сих пор считается самым престижным в мире.

Чарты Billboard появились давно. В 1940 году запустился первый «биллбордовский» чарт Best Sellers in Stores, отражающий популярность синглов в розничных магазинах. Потом появились рейтинги Most Played by Jockeys (радиочарт) и Most Played in Jukeboxes (песни из музыкальных автоматов). В нынешнем формате Billboard Hot 100 возник в 1958 году (кстати, в 2018 году вышел «юбилейный» хит-парад с самыми популярными песнями с 1958 по 2018 годы). К слову, сам журнал начали издавать еще в 1894 году (!): первоначально он был посвящен не музыкальной индустрии, а рекламной (отсюда и название), затем переключился на индустрию развлечений в целом, потом пытался охватить киноиндустрию, но не выдержал конкуренции с Variety и переключился на музыку.

Для известного артиста достичь неплохой пиковой позиции не так сложно (относительно, конечно). За счет первичного хайпа или радиоротаций можно «запрыгнуть» в первую десятку на одну-две недели, но долго продержаться – вряд ли. Если песня пробыла на верхних позициях недолго, хитом ее назвать не получится. Свежий пример – «Stupid Love» Леди Гаги: несмотря на то, что трек дебютировал с пятого места, он уже на следующей неделе потерял 25 (!) позиций, расположившись на 30-й строчке.

К слову, некоторые ротации оплачиваются. Это секрет Полишинеля – все об этом знают, но прямые доказательства найти сложно. Тем не менее, слово payola (означающее проплаченную ротацию) существует в английском языке уже очень давно: так, в 1950-х годах пытались продвигать более «традиционную» музыку, мешая раскрутиться новым артистам. На сайте Kworb можно посмотреть чарты Spotify, Apple Music и радио отдельно: если трек плохо показывает себя на стриминге, но хорошо на радио, это может кое о чем говорить. Кстати, в 2019 году журнал Rolling Stone запустил свои чарты. Их главное отличие от Billboard – радиоротации не учитываются, только реальные прослушивания и покупки песен.

Но payola уже давно проникла и на стриминг, просто приобрела несколько иные формы. Так, в 2018 году многие пользователи Spotify заметили, что лицо Дрейка появилось на обложке множества плейлистов, в том числе тех, к которым он совершенно не имел отношения – включая «Сильных женщин», «Лучшую британскую музыку» и «Фолк». Плейлисты превратились в современный аналог радио, и места в популярных плейлистах, похоже, тоже продаются и покупаются. По данным портала Daily Dot, существует целый черный рынок продаж позиций в плейлистах. Редактор портала Остин Пауэлл отмечает, что важно не только добавить песню в плейлист, но и разместить ее на верхних строчках: если в списке 100 треков, до последнего слушатель просто не доберется. По его словам, стоимость места в плейлисте оценивается от нескольких сотен долларов до двух тысяч.

Как же определить реальную популярность песни, если заинтересованные лица постоянно прибегают к нечестным методам? Это не так сложно: показатель настоящей востребованности – не пиковая позиция, а длительный и стабильный спрос. Песня Awolnation «Sail» не поднималась выше 17-го места в Billboard, но очень долго держалась в чарте – за счет этого сингл стал платиновым шесть раз. Реальный доход артисту и лейблу приносят не пиковые позиции, а продажи, поэтому длительный спрос – это еще и выгоднее. Еще один пример – Билли Айлиш: ее трек «Lovely» не поднимался выше 64-го, песня «Idontwannabeyouanymore» и вовсе добралась лишь до 96 строки, но оба сингла стали дважды платиновыми за счет постоянного спроса («Lovely» даже сейчас входит в топ-100 самых прослушиваемых песен на Spotify). «When The Party’s Over» дошла до 29-го места, однако стала четырежды платиновой.

Радио, формат и стриминг

Что касается радио (и музыкального телевидения), payola – не единственная причина, по которой ротации не отражают реальной популярности. Дело в том, что есть еще понятие формата: не самую выдающуюся, но подходящую по формату песню будут крутить чаще, чем интересную, но «неформатную». Чем «безобиднее» и «попсовее» трек, тем выше у него шансы. Музыканты нередко выпускают специальные «радиоверсии» песен: с более коротким хронометражем и отсутствием крепких словечек. У радио свои задачи: контент должен быть максимально универсальным, преимущественно позитивным и хорошо слушаться фоном.

Недавно в Великобритании опубликовали подборку самых ротируемых песен 2010-х. Он несколько отличается от рейтинга самых продаваемых. Есть и пересечения («Uptown Funk» Марка Ронсона, «Happy» Фаррелла Уильямса), а вот «Moves Like Jagger» Maroon 5, занявшая третье место в списке самых ротируемых, вообще не вошла в топ-40 самых прослушиваемых. То же случилось с песней Адель «Rolling In The Deep», которая заняла вторую строчку в рейтинге самых ротируемых. Но если Адель удалось войти в топ-40 самых прослушиваемых с двумя другими песнями («Someone Like You» и «Hello»), то Maroon 5 там не обнаружилось вообще.

Billboard 200, альбомы и не только

Возглавить альбомный чарт существенно легче, чем песенный. Конкуренция ниже в разы: песен выходит намного больше, чем альбомов. Также можно подгадать дату релиза: можно узнать, когда крупные артисты выпускают свои альбомы и, при отсутствии сильных соперников, возглавить его. Недавний пример: «Rare» Селены Гомес возглавил Billboard 200 с продажами в 112 тысяч копий, а вышедший через неделю «Manic» Halsey расположился лишь на втором месте с продажами в 239 тысяч. Причина – неожиданный релиз Эминема с «Music To Be Murdered By», продажи которого составили 279 тысяч.

С пиковыми позициями альбомов та же история, что и с пиковыми позициями чартов. 5 Seconds Of Summer и Дуа Липа выпустили свои новые альбомы в один день. На первой неделе 5SOS обошли Липу в британском чарте, однако на следующей неделе их пластинка упала ниже 15-го места, а Липа поднялась на первую строчку. Спустя месяц после релиза Дуа находится на третьем месте, а 5 Seconds Of Summer – на 71-м. Еще один пример с альбомами: «Come On Over» Шанайи Туэйн достиг лишь второго места в Billboard 200, но входит в число самых продаваемых за всю историю.

Есть еще такая вещь, как tour bundles: это когда стоимость альбома включается в стоимость билета на концерт (или, реже, в стоимость мерча). Именно благодаря tour bundles группа Bon Jovi смогла возглавить Billboard 200 (альбомный чарт США) в марте 2018 года с альбомом «This House Is Not For Sale», вышедшим в ноябре 2016 года. Одни считают, что tour bundles – нечестный метод прибавить себе очков, другие замечают, что для артистов-ветеранов это единственный способ попасть в первую десятку.

Что с музыкальными чартами в России

Официального чарта, аналогичного Billboard, в России нет. Иногда в обзоре мировых чартов в качестве российского хит-парада фигурирует Tophit, однако он лишь представляет из себя чарт аудио- и видеоротаций. Отдельные стриминговые сервисы (BOOM/VK, «Яндекс. Музыка», Apple Music) публикуют свои чарты, но это во многом зависит от аудитории. В социальной сети «Вконтакте», например, сидит больше подростков и просто молодых людей, а на «Яндексе» пользователи уже взрослее.

Тем не менее, если трек показывает выдающиеся результаты на одном из сервисов или хорошие сразу на нескольких, можно сделать вывод, что он популярен. Также еще можно посмотреть количество просмотров на YouTube – но это не всегда показатель, так как во многом решает картинка, а не песня (между клипом и просто треком пользователи чаще выбирают именно первое), к тому же не у каждой композиции имеется клип.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти сеть мегафон на телефоне
  • Как найти жильца квартиры по адресу
  • Как мне составить предложение со словом коллекция
  • Как составить семейный альбом с фотографиями
  • Как найти аззи в скайриме

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии