Речевые ситуации на
уроках русского языка
Выполнила:
Матасова
Олеся Николаевна
1.Пояснительная записка………………………………………………….3
2.Речевые ситуации для уроков русского
языка 4
3.Заключения 9
Важнейшую роль в речевом
общении играет речевая ситуация, т.е. контекст общения. Речевая ситуация — это
первая ступень акта общения и, следовательно, первый шаг риторического
действия: подготовки к устному или письменному выступлению.
Ситуации бывают естественные
и искусственные, специально поставленные. Пример естественной ситуации:
Исследователь готовится к научному семинару, на котором он должен будет
доложить своим коллегам о результатах эксперимента за месяц работы.
Искусственные ситуации обычно
бывают связаны с ученьем: например, учащимся задано подготовиться к обсуждению
экологических проблем; возможно, дана примерная тематика для выбора; задано
школьникам самим предложить острые экологические темы.
Ситуаций и тем может быть
бесчисленное количество, они составляют тот поток духовной жизни людей,
обществ, народов, человечества, который называют культурой.
Речевая ситуация — это
конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Любой
речевой акт приобретает смысл и может быть понят только в структуре неречевого
контакта. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия
в том смысле, что побуждает человека к речевому действию то или иное стечение
обстоятельств. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы,
сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и
т.д.
Речевые ситуации – это
специальные условия и отношения, которые вынуждают учащихся говорить. Учебный
предмет «Русский язык» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных
учебных действий, поскольку учит умению ориентироваться в целях, задачах и
условиях общения, выбирать соответствующие языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач. В начальной школе предмет «Русский язык»
занимает ведущее место, так как успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения школьника по другим учебным предметам, а также
обеспечивают успешность его пребывания в детском обществе.
Следовательно, помимо
целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков,
необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у
младших школьников. Младший школьный возраст является благоприятным для
формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На
начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают
социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального
образования является создание оптимальных условий для формирования
коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы,
самостоятельности учащегося.
Именно языковая и
коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого
общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого
общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении,
письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» — без этих условий
нет урока.
В ходе исследования мы сочли
целесообразным представить примеры некоторых речевых ситуаций, которые можно
использовать на уроках русского языка во 2 классе при изучении отдельных тем.
Предложение:
1. Цель: Учить составлять предложения произвольно по заданию.
Начни новое предложение с последнего
слова предыдущего предложения:
Скоро наступит зима.
Мы любим зимой кататься с
горы.
На школьном дворе мы лепим
снеговика.
Речевая ситуация:
Ждёте ли вы зиму? Зимой мы
все с нетерпением ждём снега. Расскажите жителям далёкой Африки, что такое зима.
Чем вы любите заниматься зимой?
2. Цель: учить детей правильно подбирать слова по смыслу для
передачи точного смысла высказывания.
Допишите предложения:
Дует холодный северный ……
. Белые ……… падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ………… .
Под сосной спрятался в сугробе трусливый ………… . Его ищет по всему лесу хитрая
…………… . Ночью раздаётся протяжный волчий ………… . Наступила настоящая …….. .
Речевая ситуация:
Представьте, что вы оказались
в зимнем лесу. Как ведут себя звери? Чем они занимаются?
3. Цель: учить детей правильно составлять синтаксическую
конструкцию, выбирать более точные слова для создания высказывания.
Распространите предложения:
Хмурится небо. Ревёт
ветер. Несутся тучи.
Речевая ситуация:
Представьте, что был
солнечный ясный день, и вдруг погода стала портиться. Создайте картину плохой
погоды, дополнив предложения.
4. Цель: формировать у детей умение соотносить несуществующие
слова со словами родного языка по окончанию.
Прочитайте предложения,
подчеркните подлежащее и сказуемое:
Пожинкая занаба милатает
фидабу. Кинто симянет фидабасика зи пануку.
Речевая ситуация:
Племя Юмба-Румба прислало нам
записку. Попробуем догадаться, о чём идёт речь в этой записке.
1
Виды предложений по цели
высказывания и по интонации
1. Цель: Обучать учащихся диалогической форме речи. Учить
составлять предложения – вопросы и предложения – ответы, разные по интонации.
Составьте и запишите диалог:
— ……………………
— Ну, вот ещё!
— ……………………
— Не буду!
— ……………………
— А где моя доля!?
Речевая ситуация:
Представьте, что вы с
друзьями нашли клад и теперь решаете, как с ним быть, что делать.
2. Цель: обучать детей разным приёмам запоминания
орфографических правил.
Расскажите, как определить
падеж имени существительного. Дополните свой ответ примерами.
Речевая ситуация:
Представь себе, что
огромный воздушный шар уносит тебя в длительное путешествие. Шар поднимается
всё выше и выше, а ты должен успеть рассказать правило тем, кто остаётся на
земле:
“До свидания, я скоро
вернусь! Пожалуйста, запомните, как определить падеж имени существительного…”
(А голос всё дальше, всё тише…).
3. Цель: учить различать предложения по интонации и по
цели высказывания.
Расставьте знаки в конце
предложений – точку или знак вопроса:
“У меня зазвонил телефон
— Кто говорит
— Слон
— Откуда
— От верблюда
— Что вам надо
— Шоколада
— Для кого
— Для сына моего
— А много ли прислать
— Да пудов этак пять или
шесть:
больше ему не съесть, он у
меня ещё маленький”.
Речевая ситуация:
Представьте, что в вашей
школе будут ставить спектакль по произведению Корнея Чуковского “Телефон”. Вам
с другом нужно разыграть этот диалог. Но вот беда! Кто-то забыл расставить
знаки препинания в конце предложений. Попробуйте это сделать сами.
2
Однородные члены предложения
1. Цель: формировать умения активно включать в
свою речь предложения с однородными членами.
Письменно ответьте на
вопросы:
Какие деревья растут в
наших лесах?
Какие животные живут в
лесах?
Чем питаются белки?
Какие съедобные грибы
собирают люди осенью?
Речевая ситуация:
Представьте, что мы пришли из
леса с полными корзинками грибов. Выкладываем грибы из корзинки и описываем их
внешний вид так, чтобы друзья отгадали: что это за гриб?
2. Цель: формировать у учащихся умение дополнять текст
предложениями с однородными членами, соблюдая стиль автора.
Прочитайте текст. Составьте и
введите в него предложение с однородными членами, объясняющее, что такое
гнездо. Дополненный текст напишите.
Гнёзда лепят, плетут,
складывают. У грачей и ворон гнёзда сложены из сучков. У ремеза гнездо сплетено
из мха и паутины. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье
гнездо похоже на чайную чашечку. Оно сплетено из веточек, внутри выстлано пухом
и шерстью. Каждую весну большинство птиц вьют гнездо заново.
Речевая ситуация:
Представьте, что вы оказались
в лесной школе. Вам нужно объяснить птенцам, что такое гнездо.
3. Цель: формировать у детей умение создавать
высказывание, дополняя предложения однородными членами.
Дополните предложения
однородными членами. Напишите.
Медведь не умеет …………….
Белка очень хорошо умеет
…………….
Заяц совершенно не умеет
…………….
Лисица умеет…………….
Речевая ситуация:
Звери в лесу забыли, что они
умеют делать, а чего не умеют. Помогите им вспомнить.
3
Текст
1. Цель: формировать умение сочинять продолжение
текста по его началу.
Прочитайте. Напишите текст по
его началу.
Серёжа и Коля гуляли в
лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков.…
Речевая ситуация:
Представьте, что вы писатель
и вам нужно придумать интересный рассказ для детей.
2. Цель: формировать у детей умение на основе собственного
опыта и наблюдений составлять текст – описание.
Расскажите о любом животном.
Составьте текст – описание. Напишите.
Речевая ситуация:
Все вы бывали в зоопарке.
Сейчас закройте глаза и попробуйте снова там очутиться. Какой зверь вам больше
всего понравился? Опишите это животное.
3. Цель: Учить детей составлять текст – описание на основе
собственного воображения и имеющихся знаний.
Какие машины служат людям
дома? Попробуйте рассказать об одной из них: для чего нужна эта машина, как она
выглядит? Напишите свой текст.
Речевая ситуация:
Представьте, что вы
изобретатель. И вот вы создали машину, которая будет служить людям. Расскажите
всем о своём изобретении.
Развивая у учащихся умения
соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, система
предложенных упражнений дисциплинирует мышление, обостряет чувство родного
языка, приучает гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов
один, наиболее подходящий данным условиям речи. Систематическое включение в
урок данных упражнений с использованием речевой ситуации способствуют
формированию грамотной речи учащихся.
Также есть следующие виды
речевых ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка.
¾
«Работа над деформированным
текстом»,
¾
«Восстановлением слов в тексте»,
¾
«Письмо»,
¾
«Расскажи сказку»,
¾
«Устный рассказ»,
¾
«Переведи на русский язык»
¾
«Составление рассказа по сюжетным
картинкам»
«Работа над деформированным
текстом»
Жил-был на свете ……слон. Жил
он в своей…….избушке на окраине леса. Вот как он выглядел: уши у него были…., а
глаза — ….. , а хобот — …, а ноги — ….. Слон дружил с …..зайцем. У зайца была
….. шёрстка и ….. глаза, а хвостик у него был ……. Зайчик жил в …..избушке на
другой стороне леса. ……слон никогда не обижал своего ….. друга. Они ходили к
друг другу в гости и пили ….. чай.
Учащимся необходимо было в
парах на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Эта
речевая ситуация формирует умение более ярко и красочно описывать ту или иную
предметы и явления.
«Восстановлением слов в
тексте».
«Соень в лусе»
Как врасик соейнни лес!
Вудзох жвес и наполнен оратамами вопашей лвситы. Тёлжые, габровые и ожанревые
тислья хоти жрукат в вудзохе и тадаюп на зюмле. Сроко кевор из вопаших тисльев
екутаут пялону и кропинти в лусе. Данная речевая ситуация учит учащихся
правильно подбирать языковые единицы речи.
Речевая ситуация «Письмо»:
Дети пишут
письма родителям, друзьям, Деду Морозу.
В этом году у меня 4 класс.
Хочу попробовать написать сочинение с ребятами. Используя следующую речевую
формулировку:
— Ребята, совсем скоро вы
уйдете из начальной школы и у вас будут другие учителя. А я так привыкла к вам
и полюбила вас, что буду грустить. И чтобы я не очень скучала, напишите мне
письма. В письме опишите ваш самый дорогой и памятный день или случай, который
вы надолго запомнили. Когда мне будет грустно, я открою ваши письма и прочитаю
их. Мне очень интересно знать, о чем вы напишете в них.
Таким образом, создание
речевых ситуаций на уроке побуждает учащихся к созданию самостоятельного
высказывания, близкого к тому, которое существует в действительности, когда
удовлетворяется потребность в коммуникации.
Учащимся нужно было
расположить части в нужной последовательности так, чтобы в результате получился
рассказ. Это задание способствует формированию правильной речи,
совершенствованию навыков речевой культуры младших школьников.
Речевая ситуация «Расскажи
сказку»: Вспомни, назови и расскажи
сказку. Тебе помогут сказочные герои и волшебные предметы. (На доске или экране
иллюстрации).
¾
Царь, три сына, стрела, болото,
лягушка. «Царевна — лягушка».
¾
Отец, мачеха, три дочери, король,
фея. «Золушка».
¾
Мачеха, две дочери, дед
Мороз «Морозко».
¾
Баба Яга, гуси, яблонька, печка,
речка «Гуси-лебеди».
Данное задание способствует
повышению уровня умения обобщать свои мысли в устной и письменной речи.
Речевая ситуация «Устный
рассказ». Представьте себе, что вы
экскурсоводы. Вы рассказываете туристам о природе весной в Нижнем Новгороде.
Какие достопримечательности вы им покажете, о каких интересных природных местах
в Нижнем Новгороде расскажете? В рассказе употребите слова, которые пишутся с
большой буквы. Можно выбрать любой другой город, в котором, например, побывал
ребенок. Данная речевая ситуация значительно влияет на повышение
коммуникативных УУД у учащихся.
Речевая ситуация
«Составление рассказа по сюжетным картинкам». Учащимся предлагается набор сюжетных картинок по теме «Как дети
отдыхали летом». Учащиеся должны представить себе, что это не картинки, а
фотографии, по которым они должны рассказать своим друзьям о том, как отдыхали
летом, а вашему другу (подруге) очень интересно. Такая работа проводиться в
парах. После беседы дети записывают в тетради 3 – 4 наиболее удачных
предложения с разными знаками препинания.
Речевая среда, которая
окружает ребенка, не всегда удовлетворяет школу, а обучение речи пока имеет
определенные недостатки. Как отмечает Н.И.Жинкин, основная трудность развития
речи в школе состоит в том, что «ситуация урока снимает естественную
коммуникативность речи». Есть только один способ освободиться от этого
недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации».
Задача учителя в том и
состоит, чтобы превратить «искусственное говорение» в естественное
высказывание, направленное на достижение реальной цели. Как пишет В.И.Капинос,
«чтобы приблизить обучение к естественным условиям общения, надо ввести
учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней».
Создание речевых ситуаций –
это один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над развитием
речи учащихся на уроке.
Хочется отметить, что такие
речевые ситуации вызывают у детей эмоциональное оживление и большой интерес,
служат стимулом для их дальней творческой самостоятельной деятельности.
Например, на этапе обучения учащихся составлению предложений с однородными
членами предлагается задание: прочитайте, найдите однородные члены предложения:
Осыпался с берёзы лист И, как ковёр, устлал дорогу…(А. Майков) К этому заданию
можно смоделировать следующую речевую ситуацию: «Представьте, что верные слуги
осени – ветра – ткут ковёр. Помогите им. Подскажите, какие краски и узоры можно
использовать, чтобы сделать ковёр ярким и красивым».
Таким образом, для
учебно-речевой ситуации, где главной является задача введения нового материала
по русскому языку, характерны следующие взаимосвязанные смысловые компоненты:
постановка задачи, введение материала дедуктивным или индуктивным путём, анализ
специально подобранных примеров. При этом особую роль играют различные
средства, с помощью которых осуществляются контакты с учащимися, привлекается
их внимание.
“Весь начальный курс русского языка в целом
представлен для учащихся как совокупность
понятий, правил, сведений, взаимодействующих
между собой и обеспечивающих общение людей”, —
говорится в Программе по русскому языку для
четырёхлетней начальной школы, составленной
Т.Г.Рамзаевой.
Однако, анализируя программу и учебники, мы
пришли к выводу, что в них нет упражнений и
заданий, связанных с созданием речевой ситуации
на уроке.
Учебные речевые ситуации – это специальные
условия и отношения, которые вынуждают учащихся
говорить.
В опытном обучении мы сочли целесообразным
представить примеры некоторых речевых ситуаций,
которые можно использовать на уроках русского
языка в 4 классе при изучении отдельных тем.
Предложение
1. Цель: Учить составлять предложения
произвольно по заданию.
Начни новое предложение с последнего слова
предыдущего предложения:
Скоро наступит зима.
Мы любим зимой кататься с горы.
На школьном дворе мы лепим снеговика.
Речевая ситуация:
Ждёте ли вы зиму? Зимой мы все с нетерпением
ждём снега. Расскажите жителям далёкой Африки,
что такое зима. Чем вы любите заниматься зимой?
2. Цель: учить детей правильно подбирать
слова по смыслу для передачи точного смысла
высказывания.
Допишите предложения:
Дует холодный северный …… . Белые ……… падают
на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая
………… . Под сосной спрятался в сугробе трусливый
………… . Его ищет по всему лесу хитрая …………… .
Ночью раздаётся протяжный волчий ………… .
Наступила настоящая …….. .
Речевая ситуация:
Представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Как
ведут себя звери? Чем они занимаются?
3. Цель: учить детей правильно составлять
синтаксическую конструкцию, выбирать более
точные слова для создания высказывания.
Распространите предложения:
Хмурится небо. Ревёт ветер. Несутся тучи.
Речевая ситуация:
Представьте, что был солнечный ясный день, и
вдруг погода стала портиться. Создайте картину
плохой погоды, дополнив предложения.
4. Цель: формировать у детей умение
соотносить несуществующие слова со словами
родного языка по окончанию.
Прочитайте предложения, подчеркните
подлежащее и сказуемое:
Пожинкая занаба милатает фидабу. Кинто симянет
фидабасика зи пануку.
Речевая ситуация:
Племя Юмба-Румба прислало нам записку.
Попробуем догадаться, о чём идёт речь в этой
записке.
Виды предложений по цели высказывания
и по интонации
1. Цель: Обучать учащихся диалогической
форме речи. Учить составлять предложения –
вопросы и предложения – ответы, разные по
интонации.
Составьте и запишите диалог:
— ……………………
— Ну, вот ещё!
— ……………………
— Не буду!
— ……………………
— А где моя доля!?
Речевая ситуация:
Представьте, что вы с друзьями нашли клад и
теперь решаете, как с ним быть, что делать.
2. Цель: обучать детей разным приёмам
запоминания орфографических правил.
Расскажите, как определить падеж имени
существительного. Дополните свой ответ
примерами.
Речевая ситуация:
Представь себе, что огромный воздушный шар
уносит тебя в длительное путешествие. Шар
поднимается всё выше и выше, а ты должен успеть
рассказать правило тем, кто остаётся на земле:
“До свидания, я скоро вернусь! Пожалуйста,
запомните, как определить падеж имени
существительного…” (А голос всё дальше, всё
тише…).
3. Цель: учить различать предложения по
интонации и по цели высказывания.
Расставьте знаки в конце предложений – точку
или знак вопроса:
“У меня зазвонил телефон
— Кто говорит
— Слон
— Откуда
— От верблюда
— Что вам надо
— Шоколада
— Для кого
— Для сына моего
— А много ли прислать
— Да пудов этак пять или шесть:
больше ему не съесть, он у меня ещё маленький”.
Речевая ситуация:
Представьте, что в вашей школе будут ставить
спектакль по произведению Корнея Чуковского
“Телефон”. Вам с другом нужно разыграть этот
диалог. Но вот беда! Кто-то забыл расставить знаки
препинания в конце предложений. Попробуйте это
сделать сами.
Однородные члены предложения
1. Цель: формировать умения активно
включать в свою речь предложения с однородными
членами.
Письменно ответьте на вопросы:
Какие деревья растут в наших лесах?
Какие животные живут в лесах?
Чем питаются белки?
Какие съедобные грибы собирают люди осенью?
Речевая ситуация:
Представьте, что мы пришли из леса с полными
корзинками грибов. Выкладываем грибы из корзинки
и описываем их внешний вид так, чтобы друзья
отгадали: что это за гриб?
2. Цель: формировать у учащихся умение
дополнять текст предложениями с однородными
членами, соблюдая стиль автора.
Прочитайте текст. Составьте и введите в него
предложение с однородными членами, объясняющее,
что такое гнездо. Дополненный текст напишите.
Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей и
ворон гнёзда сложены из сучков. У ремеза гнездо
сплетено из мха и паутины. Синицы, дятлы прячут
свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо
похоже на чайную чашечку. Оно сплетено из
веточек, внутри выстлано пухом и шерстью. Каждую
весну большинство птиц вьют гнездо заново.
Речевая ситуация:
Представьте, что вы оказались в лесной школе.
Вам нужно объяснить птенцам, что такое гнездо.
3. Цель: формировать у детей умение создавать
высказывание, дополняя предложения однородными
членами.
Дополните предложения однородными членами.
Напишите.
Медведь не умеет …………….
Белка очень хорошо умеет …………….
Заяц совершенно не умеет …………….
Лисица умеет…………….
Речевая ситуация:
Звери в лесу забыли, что они умеют делать, а чего
не умеют. Помогите им вспомнить.
Текст
1. Цель: формировать умение сочинять
продолжение текста по его началу.
Прочитайте. Напишите текст по его началу.
Серёжа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики
увидели гнездо. Они решили взять птенчиков.…
Речевая ситуация:
Представьте, что вы писатель и вам нужно
придумать интересный рассказ для детей.
2. Цель: формировать у детей умение на
основе собственного опыта и наблюдений
составлять текст – описание.
Расскажите о любом животном. Составьте текст –
описание. Напишите.
Речевая ситуация:
Все вы бывали в зоопарке. Сейчас закройте глаза
и попробуйте снова там очутиться. Какой зверь вам
больше всего понравился? Опишите это животное.
3. Цель: Учить детей составлять текст –
описание на основе собственного воображения и
имеющихся знаний.
Какие машины служат людям дома? Попробуйте
рассказать об одной из них: для чего нужна эта
машина, как она выглядит? Напишите свой текст.
Речевая ситуация:
Представьте, что вы изобретатель. И вот вы
создали машину, которая будет служить людям.
Расскажите всем о своём изобретении.
Развивая у учащихся умения соотносить
содержание и форму своих высказываний с речевой
ситуацией, система предложенных упражнений
дисциплинирует мышление, обостряет чувство
родного языка, приучает гибко пользоваться им,
выбирая из нескольких речевых вариантов один,
наиболее подходящий данным условиям речи.
Систематическое включение в урок данных
упражнений с использованием речевой ситуации
способствуют формированию грамотной речи
учащихся.
Библиография
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский
язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001. - Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика
речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. - Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Н.
Коммуникативная грамматика русского языка. – М.,
1998. - Казарцева О.М. Культура речевого общения. — М.:
Флинта, 2000. - Ладыженская Т.А. Речевые ситуации при обучении
устным высказываниям./ Русский язык в школе, 1974,
№5.
Выступление подготовила: Капранова И.А.
учитель начальных классов
I категории
Приёмы создания речевых ситуаций на уроках русского языка в
начальной школе (из опыта работы)
Способность к речевому общению — это
удивительный дар, которым природа наградила человека для того, чтобы мы могли
понимать друг друга, взаимодействовать, вместе переживать радость и горе,
строить современный мир.
Создание речевых ситуаций
– это один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над
развитием речи учащихся на уроке.
Всем хорошо известна та роль, которую играет речь как
средство общения. Умение говорить, а также писать ясно, последовательно,
убедительно и правильно – не только показатель культуры, но и одно из условий
активного участия человека в общественной жизни страны. Действительно, есть ли
что-нибудь важнее хорошо развитой речи? Без нее не может быть настоящих успехов
в учении, нет настоящего общения между людьми. Вот почему так важно заниматься
развитие речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно.
Сегодня я поделюсь несколькими приемами речевых ситуаций,
которые я использую на уроках русского языка.
Первый
прием называется «Путешествие в сказку». Использую
его в 1 классе. Вспомни, назови и расскажи сказку. Тебе помогут сказочные
герои и волшебные предметы. (На доске или экране иллюстрации).
·
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. «Царевна
— лягушка».
·
Отец, мачеха, три дочери, король, фея. «Золушка».
·
Мачеха, две дочери, дед Мороз «Морозко».
·
Баба Яга, гуси, яблонька, печка, речка «Гуси-лебеди».
Игры
с именами. При изучении буквы называем имена на эту
букву. Провожу игры на классификацию, используя имена. Ребенок собирает
предметы, начинающиеся с первой (или другой) буквы его или ее имени. Дети
выстраиваются в алфавитном порядке (по первой букве своего имени).
При
изучении заглавной буквы в словах можно предложить детям такую речевую
ситуацию:
— Представьте
себе, что вы экскурсоводы. Вы рассказываете туристам о Москве. Какие
достопримечательности вы им покажете, о каких интересных местах в Москве
расскажете? В рассказе употребите слова, которые пишутся с большой буквы.
Можно выбрать любой другой город, в котором, например, побывал ребенок.
На уроках русского языка встречаются слова, значение
которых надо раскрыть. Тогда в своей работе использую прием «Встреча с
иностранцем». Представь, что ты встретил иностранца, и он просит объяснить
значение слов.
Игровой приём «Переведи на русский язык». Известно,
что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу,
т.к. мудрость не знает границ. Дети любят «переводить» такие пословицы.
Приведу
пример создания на уроке русского языка речевой ситуации при изучении темы
«Предложение». Детям предлагается такое задание:
— У вас набор
сюжетных картинок по теме: «Как дети отдыхали летом». Представьте себе, что это
не картинки, а ваши фотографии. Вы показываете фотографии кому-то из своих
друзей и рассказывает о том, как отдыхали летом, а вашему другу (подруге) очень
интересно. Он спрашивает вас, интересуется. После беседы дети записывают в тетради
3 – 4 наиболее удачных предложения с разными знаками препинания.
На
этапе обучения учащихся составлению предложений с
однородными
членами использую прием: «Корзинка». Представьте, что мы пришли из леса
с полными корзинками грибов. Выкладываем грибы из корзинки и описываем их
внешний вид так, чтобы друзья отгадали: что это за гриб?
Я
— волшебник. Представь, что ты волшебник и все можешь.
Помечтай про себя. А теперь расскажи, что ты придумал.
Я там был. Все
вы бывали в зоопарке (цирке, парке и т.д.). Сейчас закройте глаза и попробуйте
снова там очутиться. Какой зверь вам больше всего понравился? Опишите это
животное.
Взрывы слов.
Учащиеся записывают как можно больше слов или
коротких фраз по данной теме и группируют их или «плетут» сеть, составляя
цепочки слов. Учащиеся показывают свои «взрывы слов» однокласснику, объясняя
выбранную группировку. Учащиеся могут поделиться своими находками со
сверстниками. Учащиеся могут записать слова и короткие фразы по заданной теме,
могут их структурировать и объяснить полученную структуру.
«Почта» (Посылаем письмо). Дети
пишут письма родителям, друзьям, Деду Морозу.
В
этом году у меня 4 класс. Хочу попробовать написать сочинение с ребятами.
Используя следующую речевую формулировку:
— Ребята, совсем
скоро вы уйдете из начальной школы и у вас будут другие учителя. А я так
привыкла к вам и полюбила вас, что буду грустить. И чтобы я не очень скучала,
напишите мне письма. В письме опишите ваш самый дорогой и памятный день или
случай, который вы надолго запомнили. Когда мне будет грустно, я открою ваши
письма и прочитаю их. Мне очень интересно знать, о чем вы напишете в них.
Таким образом, создание речевых ситуаций на уроке побуждает
учащихся к созданию самостоятельного высказывания, близкого к тому, которое существует
в действительности, когда удовлетворяется потребность в коммуникации. А это, в
свою очередь, способствует формированию правильной речи, совершенствованию
навыков речевой культуры младших школьников.
С ней мы сталкиваемся ежедневно и не один раз. В ней мы можем принимать как активное участие, так и держать нейтралитет. Она подстерегает нас дома, на улице, на работе, в магазине, в транспорте… Вы всё ещё не догадались, о чём или о ком идёт речь? Нет? Тогда разрешите представить: её величество речевая ситуация! И начнём мы наше знакомство, конечно же, с ярких примеров.
Речевая ситуация: примеры
Помните советскую лирическую комедию Эльдара Рязанова «Служебный роман»? В одной из начальных сцен незадачливый, неуверенный в себе старший статист товарищ Новосельцев во время вечеринки у друга пытается «приударить» за своей начальницей, «бессердечной» и «чёрствой» Калугиной-мымрой, но все его попытки терпят крах. Почему? Причин тому множество, но одна из них банально проста: у участников данного диалога просто было разное видение вопроса «что такое речевая ситуация». А теперь обо всём по порядку.
Участники речевой ситуации на практике
Итак, всякие ситуации речевого общения прежде всего предполагают участников. Они бывают главными и второстепенными. В нашем случае Анатолий Ефремович Новосельцев и Калугина – это главные участники, которых принято называть говорящий и слушающий, или адресат и адресант. Во время общения их роли постоянно меняются. Это характерно для диалога, условно – для спора, и невозможно – для ораторской речи. Второстепенными участниками в данной речевой ситуации выступают Самохвалов и Рыжова – близкие друзья и сослуживцы Новосельцева, которые в основном играют роли наблюдателей и советчиков. Считается, что наблюдатель – это пассивная позиция. Однако это не совсем так. Даже не участвуя напрямую в диалоге, он может влиять на его ход, что мы и видим на описываемом примере.
Отношения
Теперь об отношениях между участниками. Это ещё один важный пункт по теме «Речевая ситуация и ее компоненты». Говоря о них, прежде всего имеют в виду не отношения в буквальном смысле слова, а социальные роли говорящего и адресата. В описываемом случае отношения между Калугиной и Новосельцевым определяются как «начальник-подчинённый». Однако и здесь не наблюдается стабильности. Всё зависит от условий и обстоятельств. В официальной обстановке, на работе, в кабинете, во время деловых встреч должен сохраняться подчёркнуто-деловой стиль общения. Но если «место действия» переносится из казённого кабинета в обычную домашнюю обстановку – в квартиру Самохвалова, происходит перемена декораций: музыка, праздничный стол, гости… Одним словом, обстановка становится неофициальной, соответственно, социальные роли и стиль общения меняются.
Неверное видение ситуации
Но «старуха» упорно этого не замечает, игнорирует неловкие попытки ухаживания со стороны товарища Новосельцева, и посреди всеобщего веселья продолжает сохранять официально-деловой тон. Непонятна ей и цель их вынужденного общения. Срочность и перспектива, как основные определяющие цели делового общения, отсутствуют, значит, и говорить больше не о чем. Однако и робкий, застенчивый «старший статистик» — то ли от пережитого страха, то ли от принятого коктейля — тоже переходит грани дозволенного. После нескольких вызывающих попыток очаровать собеседницу своим пением, чтением стихов и танцами, так и не получив должного признания, он открыто, в присутствии гостей называет Людмилу Прокофьевну «бессердечной» и «чёрствой». Комизм ситуации налицо. Но это, так сказать, речевая ситуация, примеры. А что говорит теория?
Понятие «речевая ситуация»
Одним из разделов языкознания является лингвопрагматика. Это наука, которая занимается изучением практического использования языка, т. е. того, как человек употребляет «слово» для воздействия на адресата, и того, от чего зависят особенности речи человека и его поведения в процессе коммуникации. А речевая ситуация в этом случае как раз и является тем основным понятием лингвистической прагматики, на базе которого и ведутся основные исследования. Она состоит из нескольких компонентов: участники общения, их отношения, предмет общения, внешние и внутренние условия коммуникации. Речевая ситуация и её компоненты были подробно представлены нами на примере сцены из кинофильма, так сказать, на практике. Для лучшего понимания в теории можно использовать схему, предложенную Н. И. Формановской и дополненную Т. А. Ладыженской. Что собой представляет речевая ситуация и ее компоненты, наглядно видно на рисунке, расположенном ниже.
Адресант
Что касается участников общения, думаем, с этим вопросов возникнуть не может: адресант и адресат – тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Иными словами, адресант является инициатором речевой ситуации, он её активный участник. Может быть как говорящим, так и пишущим, в зависимости от того, как и в какой форме происходит общение — письменной или устной (шестой пункт в таблице «Речевая ситуация»). Схема, как видите, довольно проста. Считается, что роль адресанта зачастую тактически выигрышна, так как он задаёт тему, тон и темп общения. Он «режиссёр» данного действа, а значит, у него особые права: он направляет беседу в нужное русло и, соответственно, может регулировать её временные рамки.
Адресант
Однако, как говорится, всё в этом мире абсолютно и относительно одновременно. Поэтому и роль адресата в диалоге — это не всегда пассивная позиция. В ходе беседы слушающий выполняет целый ряд таких необходимых речемыслительных операций, как:
- контроль объёма того, что ему сообщается,
- контроль понимания,
- обобщение,
- определение понятий,
- корректировка позиций.
Все вышеперечисленные моменты реализуются с помощью обязательных реактивных реплик: «Спасибо за информацию», «Разумеется», «Иными словами, Вы думаете, что…», «Если я Вас правильно понимаю…». К слову, у каждой речевой ситуации, будь то знакомство, приветствие, поздравления, есть свой определённый набор устойчивых фраз и выражений – это так называемая «формула речевой ситуации». С помощью этих клише адресат может перехватить инициативу и далее выступать уже в роли говорящего.
Социальный характер отношений
Невозможно отрицать или преуменьшать значимость социальных ролей коммуникантов. Представим, что мать, только что имеющая тёплую беседу со своей дочерью за завтраком, час спустя выступает в школе в роли учителя своего ребёнка. Отношения меняются. В одном случае они выступают в качестве «родитель-ребёнок», в другом – «учитель-ученик». Соответственно, и речевые ситуации, и речевые роли их будут абсолютно разными. Тот, кто не понимает или не видит разницы, не владеет ситуацией, обречён на неминуемые проблемы.
Социальные роли могут быть постоянными и переменными. К первым относятся те, что определяются полом участника общения, его возрастом, родственными связями и так далее. Ко вторым, переменным ролям, относятся те, что определяют социальное положение и социальный статус одного коммуниканта в момент общения по отношению к другому: «учитель – ученик», «руководитель-подчинённый», «родитель-ребёнок» и т. д. Показателями социального статуса являются служебное и общественное положение, заслуги, достаток.
Внешние условия общения
К внешним условиям общения относят место и время общения. К вопросу о том, важны ли они и какую играют роль в процессе коммуникации, можно в качестве примера привести ремарки драматургов в пьесе. Место действия, время, освещение, описание интерьера, окружающей природы – всё то, что «снаружи», обязательно отразится «внутри» — в каждом слове, вздохе, фразе.
В зависимости от участия пространственно-временного фактора, различают канонические и неканонические речевые ситуации (по «Русскому языку» дети пишут даже рефераты на эту тему). Канонические — когда адресант и адресат находятся в одном и том же месте или, по крайней мере, видят друг друга, имеют общее поле зрения, и время произнесения высказывания одного совпадает со временем восприятия его слушающим. Иными словами, все участники речевой ситуации находятся в прямом взаимодействии. Что касается второго варианта, здесь мы видим абсолютное невыполнение всех вышеперечисленных условий: координаты «я-ты-здесь-сейчас» отсутствуют.
Внутренние обстоятельства
Мотивы и цели также являются немаловажными элементами понятия «речевая ситуация». Зачем мы говорим? Для чего произносится вслух та или иная фраза? Какие намерения у всех участников общения? Цель – это невидимая связующая нить между говорящим и слушающим. Нет её – связь рвётся, и речевая ситуация прекращает своё существование. Какими же могут быть цели, чтобы тонкая нить как можно дольше не исчезала? Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо. Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов. Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия. Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие. И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения.
Взять, к примеру, фразу: «У меня важная деловая встреча». Её можно использовать с целью отказа. У вас намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино: «У меня важная деловая встреча» (поэтому я не могу пойти с вами). Иная речевая ситуация – опоздание на юбилей близкого товарища, иная цель – извинение: «У меня важная деловая встреча» (которую никак не могу пропустить). Данным высказыванием можно и воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мёртвой точки, отсюда и новая цель – внушить уверенность: «У меня важная деловая встреча» (партнеры обещают нам новые проекты, новые перспективы). Как видно из примеров, одно и то же предложение может звучать и восприниматься по-разному. Всё зависит от речевой ситуации и намерений говорящего, осознанных или неосознанных.
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Тема урока ___________________________________________________________________
Речевая ситуация
Задание № 1. Представьте, что вы – редактор журнала. Перед вами рисунки и диалоги к ним. Отредактируйте диалоги на странице журнала с учётом речевой ситуации. Найдите речевые ошибки. Объясните свой выбор.
Задание № 2. Прочитайте. Определите, где представлена диалогическая, а где монологическая речь. Исправьте пунктуационные и орфографические ошибки.
1. — Аня привет! как дила?
Привет! Всё отлично. А ты как.
— Я замечательно Сегодня такая погода хорошая, пойдём гулять?
— пойдём!
2. – Здравствуйте. Меня зовут игорь. Я учусь пятом класе. Мои любимые занятия — это рисование и танцы. с этими видами искуства я мечтаю связать свою жизнь
Задание № 3. Прочитайте. Определите, какова цель общения в каждой речевой ситуации.
1. – Коля, привет!
— Привет!
— Расскажи, как прошёл твой день.
— Ничего интересного. Так, сходил в школу, потом в комп играл.
Цель общения:
2. – Уважаемые коллеги! Сообщаю вам, что завтра в 15.00 состоится совещание в кабинете директора.
Цель общения:
3. – Ира, у тебя в комнате бардак.
— Мам, просто нет времени на уборку.
— Скоро гости придут. Быстро приберись!
Цель общения:
Задание № 4. Продолжите определение и заполните пропуски в таблице. Необходимую информацию вы найдёте в приложении к рабочему листу.
Речевой акт – это целенаправленное _______________________________________, совершаемое в соответствии с принципами и правилами ________________________________________________, принятыми в данном _______________________.
Разновидности речевого акта
Разновидность |
Сообщение |
Вопрос |
Выражение эмоций |
|||
Определение |
Требование действия |
Это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора |
Задание 5. Разыграйте речевую ситуацию, используя формулы речевого этикета. Слова для справки вы найдёте ниже.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справки:
Начало разговора:
Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, рад Вас видеть, приветствую Вас.
Основная часть:
Спасибо, благодарю Вас, будьте добры, будьте любезны, прошу Вас, извините, приношу свои извинения, прошу меня простить.
Заключительная часть разговора:
До свидания, всего доброго, всего хорошего.
Сегодня на уроке мы:
1. Повторили определение ______________________________________.
2. Запомнили, что для культуры общения важно понимать _____ ты говоришь, с _____и с какой__________.
3. Узнали, что такое речевой_________.
4. Определили, что разновидностями ___________________ акта являются: _______________, _______________, __________________,________________, __________________________________,____________________________________.
Домашнее задание
А) с. 61 упр 5 (1, 2, 3)
Б) Перед вами сюжетные картинки. Составьте для каждой картинки диалог, учитывая речевую ситуацию.
Приложение к рабочему листу (задание 4)
Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. В качестве речевого акта выступает минимальная целостная единица речевой деятельности. Субъект речевого акта производит высказывание, как правило, рассчитанное на восприятие его слушающим. Высказывание выступает одновременно и как продукт речевого акта, и как инструмент достижения определенной цели. В зависимости от обстоятельств или от условий, в которых совершается речевой акт, он может либо достичь поставленной цели и тем самым оказаться успешным, либо не достичь ее.
Существует несколько разновидностей речевого акта:
- Сообщение – это наименьший элемент языка, имеющий идею или смысл, пригодный для общения.
- Побуждение – это требование действия.
- Вопрос – это обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения.
- Объявление – это извещение о чем-нибудь.
- Выражение эмоций – это отношение говорящего к чему-либо, отражение личной оценки к чему-либо в речи.
- Выражение речевого этикета – это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора.
Приложение к рабочему листу (задание 4)
Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. В качестве речевого акта выступает минимальная целостная единица речевой деятельности. Субъект речевого акта производит высказывание, как правило, рассчитанное на восприятие его слушающим. Высказывание выступает одновременно и как продукт речевого акта, и как инструмент достижения определенной цели. В зависимости от обстоятельств или от условий, в которых совершается речевой акт, он может либо достичь поставленной цели и тем самым оказаться успешным, либо не достичь ее.
Существует несколько разновидностей речевого акта:
- Сообщение – это наименьший элемент языка, имеющий идею или смысл, пригодный для общения.
- Побуждение – это требование действия.
- Вопрос – это обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения .
- Объявление – это извещение о чем-нибудь.
- Выражение эмоций – это отношение говорящего к чему-либо, отражение личной оценки к чему-либо в речи.
- Выражение речевого этикета – это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора.