Сначала давайте выясним что такое ребус. Ребусом принято называть задачу, в которой разгадывается определенное слово. Буквы этого слова зашифрованы знаками, картинками, словами, цифрами и др. И если произнести их в слух, то мы получим зашифрованное слово или фразу. Естественно, чтобы придумать ребус нужно узнать условные обозначения, которыми в ребусах принято шифровать буквы и слоги. Для начала определяемся с шифруемым словом, потом, когда мы его подобрали, используем картинки и условные обозначения.
Например, запятыми сверху слева или сверху справа обозначается удаление букв в том слове, которое графически изображено на картинки.
В данном случае на картинке изображен компас с двумя запятыми с правой стороны. Это обозначает, что в слове нужно убрать две последние буквы. Если бы запятые были изображены справа, то нужно было убрать две первые. Итак получаем «комп», убрав последние «ас». Дальше прибавляем «ью», получает «компью». Далее смотрим на последнюю картинку на которой изображен термос и убираем в этом слове последние 3 буквы получаем «тер». Поэтому слово, которое здесь зашифровано «компьютер».
Еще один простой пример: в слове перечеркнута буква и указана буква ей на замену:
В слове «ложка» вместо «ж» ставим «д» и получаем слово «лодка».
Самые простые варианты ребусов с ответами:
Зная многие приемы и правила составления ребусов, можно придумать свой. Так же можно воспользоваться специальными сайтами для составления ребусов в автоматическом режиме.
Как составлять и разгадывать ребусы? Правила и примеры
23 Сентябрь 2016
Просмотров:
5118
Среди различных видов головоломок большой популярностью пользуются ребусы. Разгадыванием, расшифровкой их любят заниматься как взрослые, так и дети. Имеются и любители придумывать, составлять ребусы.
История происхождения
По внешнему виду ребус напоминает древнее письмо. Когда люди ещё не умели ни читать, ни писать, они изображали отдельные слова с помощью рисунков или знаков. Так, например, если нужно было написать слово «человек», то просто рисовали фигуру человека, а если надо было изобразить какое-либо отвлечённое понятие, например «силу», то рисовали то, что это понятие символизирует, скажем — льва. Рисунок трубки говорил о мире, копьё — о войне, натянутый лук — о нападении. С течением времени рисунки, с помощью которых изображались слова, упрощались, заменялись знаками.
Особенно близки к современным ребусам древние египетские письмена, в которых одни знаки обозначали слова, другие — отдельные слоги, третьи — только буквы. По этим рисункам и знакам надо было уметь прочитать содержание письма.
Что означает слово «ребус»?
Ребус в современной его форме— это занимательная задача, в которой отдельные слова, фразы специально зашифровываются с помощью рисунков или условных знаков. Зашифровка производится в соответствии с установленными правилами и приёмами. Их надо знать для решения ребусов, а также для их составления. Кратко изложим некоторые правила и приёмы составления, разгадывания, решения ребусов.
Правила ребусов: как составлять и разгадывать
1. Названия всех предметов, изображённых в ребусе, читаются только в именительном падеже.
2. Предмет, изображённый в ребусе, может иметь два или больше названий, например: «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п.; или же он может иметь общее и частное названия, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре». В процессе расшифровки ребуса нужно выбирать название, подходящее по смыслу. Умение определить и правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов.
3. Что значит запятая в ребусе, кавычки? Иногда название предмета не может быть использовано целиком, необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка — значит, от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка,— то последнюю. Если стоят две запятые, то, соответственно, отбрасываются две буквы и т. д. «Хвостик» запятой должен быть обращен к рисунку, к которому запятая относится. Кавычки — это те же запятые, только две. Две запятые значат вычеркивание двух букв, в зависимости от того, где они стоят. Перевернутая вверх запятая — знак вычеркивания крайней буквы.
Например, нарисован «хомут», надо прочесть «омут», нарисован «парус», надо прочесть «пар». Вот как это выглядит в ребусе:
4. Как разгадывать ребусы с буквами? Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением «в». Например: «В-о-да» или «В-о-семь»:
5. Если какая-либо буква состоит из начертаний другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например, «Из-б-а» или «Вн-из-у»:
6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за». Например: «Ка-за-нь» или «За-я-ц»:
7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под». Например, «Фо-на-ри» или «Под-у-шка»:
Фразу «Нашёл Тит подкову и подарил её Насте» можно изобразить так:
8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например, «По-р-т» или «По-я-с»:
9. Если одна буква лежит у другой или прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к» или «Д-у-б»:
10. Если у ребуса встречается изображение предмета в перевёрнутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», а читать нужно «ток», нарисован «нос», а читать нужно «сон»:
11. Что означает стрелка в ребусе? Если в ребусе стрелка указывает налево — слово нужно прочитать задом наперед. Если стрелка нарисована от одной буквы к другой, она указывает на замену букв.
Также стрелка может расшифровываться как предлог «к». Например: буква «у», далее — стрелка вправо и слово «сок». Все вместе «кусок».
11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачёркнута буква, значит букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачёркнутой буквой стоит другая, значит ею нужно заменить зачёркнутую. Например, «глаз» читаем «газ» или «кость» читаем «гость» :
12. Что означают цифры в ребусах? Если над рисунком стоят цифры: 4, 2, 3, 1, это значит, вначале читается четвёртая буква названия рисунка, потом вторая, за ней — третья и т. д. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг». Буквы читаются в том порядке, который указан цифрами:
13. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры чадо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.).
14. Такие слоги, как «до», «ре», «ми», «фа» и др., изображаются нотами. Вот, например, слова, записанные нотами: «до-ля», «фа-соль»:
Так как не все знают ноты, приводим их названия:
Теперь, когда вы усвоили правила ребусов, как составлять и разгадывать их, попробуйте решить:
Примеры ребусов с ответами:
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Ребус — это загадка, головоломка. Ребус сразу не прочтёшь. Для этого требуются сообразительность, фантазия, работа мысли.
Разгадывать ребусы особенно полезно детям. Решая такие задачи, ребёнок не только пополняет словарный запас, но и развивает смекалку, наглядно-образное и логическое мышление. Разгадывание ребусов способствует тренировке внимания, выдержки, терпения, усидчивости.
Содержание
- Правила отгадывания ребусов
- Как самим составить ребус?
- Интересные ребусы для детей
- Ребусы с буквами
- Ребусы с нотами
Для создания ребусов используются буквы, цифры, различные предметы в виде рисунков, геометрические фигуры и даже ноты. Чтобы правильно разгадывать ребусы, нужно знать некоторые правила.
Правила отгадывания ребусов
Используя эти основные правила отгадывания ребусов, вы вместе со своим ребёнком не только сможете расшифровывать любые ребусы, но и придумывать свои. Такое задание может встретиться ребенку в школе на любом предмете.
Как составить ребусы?
Это совсем несложное, но очень интересное и увлекательное занятие, которое, освоив, можно превратить в развивающую игру. Ведь одно и то же слово можно зашифровать совершенно по-разному! Придумывать каждый раз несколько вариантов — это мощный инструмент для развития мышления и воображения ребёнка.
Например: вы хотите зашифровать слово ЧАЙНИК.
- Мысленно разделите слово на части.
В данном случае достаточно разделить слово на две части ЧАЙ и НИК.
2. Смотрите на начало слова.
В каких ещё словах встречается ЧА или ЧАЙ? Это может быть ЧАЙка, ЧАшка или ЧАЙ. Длинные слова брать не стоит, т.к. иначе придётся рисовать много запятых, убирая ненужные буквы. Я бы остановилась на слове ЧАЙКА. Эту птицу легко нарисовать и её все знают.
Далее необходимо справа пририсовать к этому рисунку две запятые, т.к. две последние буквы нам не нужны.
,,
3. Смотрим на вторую часть слова.
В каких словах встречается сочетание букв НИК или близкое к НИК, например, ЛИК, ВИК, РИК и т.д.? Желательно не брать слова, написанные в уменьшительно-ласкательной форме (слоник, столик, клювик и т.д.). Это затрудняет отгадывание ребусов.
Можно взять слово УЧЕБНИК. Но в данном случае придётся ставить четыре запятые слева. Получается не очень красиво. Во-первых, четыре запятые это достаточно много, а во-вторых, у нас рядом будут стоять запятые, относящиеся к первому слову.
Поэтому находим другие варианты. Как правило, они более сложные.
Например, подбираем слово, которое будет читаться с конца. Но для этого, как ранее было сказано в правилах отгадывания ребусов, картинку нужно перевернуть вверх ногами. Например, слово КИТ. Перевернув изображение, мы получим ТИК, а нам надо НИК. Это легко исправить, заменив одну букву на другую Т=Н.
Т=Н
4. Объединяем составленные части и получаем единый ребус.
,,
Т=Н
5. Придумываем еще способы зашифровывания данного слова.
6. Выбираем лучший вариант.
Интересные ребусы для детей
Разгадывать и составлять ребусы — очень увлекательное и развивающее занятие, которое я всегда включаю в работу с детьми. А еще у меня есть замечательная книжка. Я ее очень люблю.
Она называется «Ребусландия. Учимся отгадывать головоломки».
В ней вы найдете не только много различных простых и сложных ребусов. В этой книге ребёнок попадёт в сказочную страну Ребусландию и, помогая медвежатам, научится разгадывать головоломки и ребусы. И наряду с этим разовьёт смекалку, мышление, логику, речь.
Разгадывание ребусов также способствует развитию:
- внимания и усидчивости,
- выдержки и терпения,
- настойчивости,
- повышает работоспособность.
У детей расширяется кругозор, обогащается словарный запас.
Умение разгадывать ребусы пригодится ребёнку с первых школьных дней, начиная с освоения азбуки.
Книга рекомендована для занятий с детьми от 4 лет.
Вот пара страничек из этой книги.
В книге задания разного уровня сложности, но все они носят развивающий характер. Книга будет интересна как дошкольникам, так и младшим школьникам.
Ребусы с буквами
Очень полезно отгадывать ребусы где нет картинок, а встречаются только буквы.
Взято из книги О. Наумова «Игры с буквами»
Ребусы с нотами
О данном виде ребусов более подробно я писала в статье «Музыкальные задания для детей».
Множество уникальных интересных заданий, в том числе и ребусов, в книге «Веселые нотки»
Скачать книгу О. Наумова «Веселые нотки»
Отгадывание и придумывание ребусов также способствует развитию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, настойчивости, повышает работоспособность. У детей расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Умение разгадывать ребусы пригодится ребёнку с первых школьных дней, начиная с освоения азбуки. Желаю удачи!
С уважением, Ольга Наумова
САЙТ НАУМЁНОК
Полезности для дошкольников
+
Помощь в учёбе:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ РЕБУСА
Введение
Слово «ребус» происходит от латинского слова «res» —
«вещь».
Суть ребуса — загадка, сформулированная в виде рисунка
(либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.
Решить ребус — значит «перевести» всё, что он
содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.
Общие положения
Ребусом загадывается какое-либо слово либо предложение
(обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).
Количество отдельных элементов, входящих в ребус
(рисунков либо фотографий, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так
далее), не ограничивается.
Для составления ребуса используются особые приёмы,
отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».
Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и
в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
Количество используемых в одном ребусе приёмов и их
сочетаний (комбинаций) не ограничивается.
Требования к ребусу
Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно.
Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: «Найди
два решения этого ребуса».
Загадываемое слово или предложение не должно содержать
орфографических ошибок.
Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно
быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в
именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в
условиях ребуса (например: «Отгадай причастие»).
Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т.
п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и
глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать
соответствующую фразу (например: «Отгадай пословицу»).
Ребус должен составляться слева направо.
Основные приёмы составления ребуса
Переворачивание «вверх ногами» рисунка (либо
фотографии), знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и
цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно
читаться задом наперёд.
Применение запятых (также и перевёрнутых запятых)
слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью
картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных
букв. При этом:
количество запятых соответствует количеству удаляемых
букв;
запятые, стоящие слева от картинки, указывают на
удаление начальных букв слова;
запятые, стоящие справа от картинки, указывают на
удаление конечных букв слова.
Помещение буквы или нескольких букв справа от картинки
служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце
загадываемого слова.
Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею
другой буквы служит для указания, какую букву на какую следует заменить в
загаданном слове.
Проставление математического знака равенства между
двумя буквами служит для указания замены одной из этих букв на другую.
Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой,
тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может
расшифровываться как предлог «к». Например: слово «сок», далее — стрелка,
направленная вправо, и буква «у» — всё это читается так: «кусок».
Помещение над рисунком (или над символом, над
сочетанием букв) горизонтальной стрелки, направленной остриём влево, служит для
указания, что после расшифровки слово или его часть надо прочитать задом
наперёд.
Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так
далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую
букву слова, цифра 2 — вторую и так далее). При этом:
изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените
порядок букв в загаданном слове». Например, цифры 3, 2, 1, 4 над картинкой пилы
показывают, что в слове «пила» надо переставить первую и третью буквы; ответ:
«липа»;
употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в
загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать
только указанное количество букв. Например, над картинкой пилы стоят две цифры:
4, 1. Это означает, что из слова «пила» надо отобрать только две буквы:
четвёртую и первую, причём поставить их именно в этом порядке; ответ: «ап»;
употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в
загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. Например, над картинкой
пилы стоят цифры 1, 2, 3, 4, при этом цифра 4 зачёркнута. Это означает, что в
слове «пила» надо убрать четвёртую букву; ответ: «пил». (Зачёркнутая цифра
может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.)
Использование горизонтальной черты между размещёнными
друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний
«на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом
загадывается какая-либо фраза.
Использование различного расположения картинок, букв
относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по
другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для
зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из»,
«на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а
также буквы «и», являющейся союзом. Например:
наложение картинок, букв друг на друга, когда они как
бы выглядывают друг из-за друга или друг из-под друга, прислонились друг к
другу, служит для зашифровывания «за», «перед», «на», «под», «сквозь», «у», «к»
и т. п. (например, буквы «ка» «спрятались» за букву «н» — это «казан»);
«разбрасывание» по картинке или по букве каких-либо
одинаковых букв служит для зашифровывания «по» (например, буквы «и» как бы
рассыпаны по букве «н» — это «пони»);
вписывание в картинку или в букву других букв служит
для зашифровывания «в» (например, буквы «сли» вписаны в букву «а» — это
«слива»);
изображение букв, фигур, взявшихся «за руки», служит
для зашифровывания «и», «с» (например, взявшиеся «за руки» буквы «к» и «т» —
это «кит», а «о» и «а» — «оса»);
изображение букв, фигур, убегающих друг от друга,
подбегающих друг к другу, выходящих откуда-либо, взбирающихся на что-либо,
входящих куда-либо, бегающих по чему-либо и так далее — для зашифровывания «к»,
«от», «из», «на», «в», «по» и т. п.
Использование перечисленных и других аналогичных
приёмов в самых различных сочетаниях (комбинациях) (например, использование
одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею).
ПАМЯТКА
по составлению ребуса
Дорогой друг!
Ты приступаешь к выполнению домашнего задания – составлению
ребуса. Внимательно прочитай и выполни все пункты памятки. Удачи тебе!
1. Выбери слово, которое предстоит зашифровать.
2. Запиши это слово на бумаге.
3.Прочитай несколько раз слово справа-налево и
слева-направо, постарайся отыскать знакомые слов
4. Все полученные слова отметь и сделай соответствующие
выноски.
5. Отброшенные буквы отметь запятыми.
6. Выбери наиболее удачные элементы из которых и соберёшь
ребус.
Удачным считается тот ребус, в котором присутствуют
изображения близкие по смыслу и характеру с исходным словом.
Дорогой друг!
Ты приступаешь к выполнению домашнего задания – составлению
ребуса. Внимательно прочитай и выполни все пункты памятки. Удачи тебе!
1. Выбери слово, которое предстоит зашифровать.
2. Запиши это слово на бумаге.
3.Прочитай несколько раз слово справа-налево и
слева-направо, постарайся отыскать знакомые слов
4. Все полученные слова отметь и сделай соответствующие
выноски.
5. Отброшенные буквы отметь запятыми.
6. Выбери наиболее удачные элементы из которых и соберёшь
ребус.
Удачным считается тот ребус, в котором присутствуют
изображения близкие по смыслу и характеру с исходным словом.