Как составить развернутый план в задании с 7

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Что значит тезисный план

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

  • вопросный;
  • назывной;
  • тезисный;
  • опорная схема.

Вопросный от назывного отличается построением.

Пример:

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

  1. Онегин — ключевой образ романа:
  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  1. Раскрытие образа:
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.
  1. Заключение: эволюция характера Онегина.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

  1. Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
  2. В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
  3. Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.

Как указано в формулировке задания, в пунктах плана можно использовать как целые предложения, так и словосочетания.
Чтобы составить план текста, необходимо

1) Выделить микротемы текста:
Чаще всего в каждом абзаце содержится 1 микротема. Поэтому читаем первый абзац и записываем, что узнали из него.
Как всегда подчеркиваем ключевые существительные и опорные глаголы (качества, которые приписываются этим существительным)
2) Выбираем формулировку: 

  • Если в качестве пунктов плана вы используете словосочетания, то удачнее всего будет использовать «прилагательное + существительное» или «два существительных, соединенных предлогом».

Например:
Красивая осень.
Осень в лесу.

  • Если в качестве пункта вы выбираете предложение, то лучше всего строить по принципу «подлежащее +сказуемое». Лучше всего выражать мысль при помощи простых предложений.

Например:
Бобры любят поспать.
У кошки есть усики-радары.

3) Обратите внимание на то, что в плане должно быть последовательно отражено содержание текста. Это значит, что нельзя менять местами пункты плана.

  • В плане должно быть 3 пункта.

ПРИМЕР 1:
(1)Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава. (2)Бывало, идём куда-нибудь… (3)Он впереди, я его позову, он оглянется, а я дуну ему белым одуванчиком прямо в лицо. (4)Тогда брат начинает меня подкарауливать и тоже, как только я зазеваюсь, дунет. (5)Так мы эти созревшие цветки срывали лишь для забавы. 

 (6)Но раз я сделал открытие. (7)Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (8)Это было очень красиво! (9)Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг не золотой, а зелёный. (10)Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять стал золотым. (11)А к вечеру снова позеленел. (12)Тогда я пошёл, отыскал одуванчик. (13)Оказалось, что он сжал свои лепестки! (14)Вот как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулачок, мы закрыли бы жёлтое. (15)Утром, когда солнце всходит, одуванчики раскрывают свои ладони, и луг вновь становится золотым. 

(16)С тех пор обычные одуванчики стали для нас необычными, интересными цветами, потому что засыпа́ли и вставали вместе с нами. 
 (По М.М. Пришвину)

Примерный план:

  1. Забава с одуванчиками. 
  2. Удивительное открытие. 
  3. Одуванчики стали для нас интересными цветами.

Обратите внимание, пункты плана составлены двумя способами:
1 и 2 пункт плана состоит из словосочетаний, построенных по принципу: существительное+ предлог+существительное и прилагательное+существительное.
3 пункт представляет собой простое предложение с подлежащим и сказуемым.

ПРИМЕР 2:
(1)Кошка в осмотрительности полагается не только на свои зоркие глаза. (2)Для исследования мира у неё есть специальные «радары». (3)Это еле заметные шерстинки. (4)Они растут на её лапах, на лбу, на ушах. (5)Особенно важные «радары» − длинные тонкие усы, которые торчат у кошек над верхней губой. 

 (6)Вот кошка хочет что-нибудь получше рассмотреть или кого-нибудь подкараулить. (7)Она замирает в позе охотницы и настораживается. (8)Тогда эти удивительные усы развёртываются и превращаются в своеобразный веер из чутких волосков. (9)А волоски, колеблясь, соединяются со сверхчувствительной нервной сетью кошки. (10)Они мгновенно улавливают каждое движение живого существа, как бы мало́ оно ни было. (11)Развернув усы, кошка может сторожить сразу несколько мышиных нор и следить за поведением населяющих эти норки зверьков. (12)Не двигаясь с места, она чувствует даже самые тихие, почти бесшумные перемещения их обитателей! (13)Это незаменимое умение для кошачьей охоты. 

 (14)Если у кошки удалить или повредить усы, ей становится трудно ориентироваться в окружающем мире, она не может охотиться. (15)Её движения становятся неуверенными – ведь чудесные «радары» не работают! 

 (По П. Жандрон)

Примерный план:

  1. Кошачьи «радары».
  2. «Радары» помогают кошке охотиться. 
  3. Без «радаров» кошке будет трудно ориентироваться в пространстве.

(1)У марта – первого весеннего месяца – есть свои приметы. (2)Каждый год в марте к нам приходит день весеннего равноденствия. (3)Он носит такое название, потому что в этот период день и ночь разделяют сутки ровно надвое – на двенадцать часов. (4)И только в этот день Солнце встаёт утром точно на востоке, а вечером садится точно на западе. (5)В Древней Руси с середины марта начинался календарный год, люди встречали новолетье. 

(6)В это время снег ещё лежит высокими сугробами вдоль дорог и в лесных чащах. (7)Местами он по-прежнему белый, чистый, ослепительно 
 блестит на солнце. (8)Но на открытых местах сугробы оседают и темнеют. (9)Всё сильнее стягивает снежные покровы влажная корка, всё более хрупким становится утренний ледок на лужах. (10)Уже к полудню под ярким весенним солнышком лёд исчезает. (11)Землю заливает талая вода. 

(12)Если отправиться в середине марта в лес, на открытой поляне можно найти подснежники. (13)Эти нежные, хрупкие цветочки пробиваются сквозь снег и зацветают с первыми лучами мартовского солнца. (14)Особенно рано распускается подснежник белоцветный. (15)Его белые колокольчики с жёлтой серединкой издают приятный, свежий аромат. (16)Но рвать их не стоит: как исчезающий вид он занесён в Красную книгу растений. 
  (По материалам «Детской энциклопедии»)

Примерный план: 
 1. День весеннего равноденствия. 
 2. Постепенное таяние снега. 
 3. Подснежники белоцветные – исчезающий вид.

Обратите внимание на то, что чаще всего пункты плана бывают номинативными, то есть называют какое-либо явление.
Очень удобно формулировать мысль по схеме: Подлежащее – это сказуемое.
Котлета – это вкусное блюдо.
Сентябрь – первый месяц осени.
Подснежники белоцветные – исчезающий вид.

  • Также на сайте можно решать Варианты ВПР (4 класс)

СОСТАВЛЕНИЕ   СЛОЖНОГО  ПЛАНА РАЗВЕРНУТОГО   ОТВЕТА  ПО                ЗАДАННОЙ   ТЕМЕ.

    Отдельно следует
остановиться на задании, введенном в экзамен
в 2010 году, —
задании С8. Оно требует составления сложного плана
развернутого ответа
по конкретной теме обществоведческого курса.
Выполнение этого задания предполагает

1) корректность
формулировок пунктов плана с точки зрения их
соответствия заданной теме;

2)    полноту
отражения основного содержания в плане;

3)    соответствие
структуры предложенного ответа плану сложного
типа.

Основным условием выполнения данного задания
является си­стемное, глубокое, достаточно объёмное и разностороннее знание
темы,
требующее привлечения обществоведческого материала, а так­
же знаний из смежных
учебных дисциплин и, по возможности, опе­
ративных знаний, получаемых из СМИ.

При
выполнении задания выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной
формулировке темы обнаружить
известный им содержательный материал;

б) с другой стороны, выстроить
логику презентации знания по
теме в виде пунктов сложного плана.

Методические рекомендации по составлению сложного плана

При составлении сложного плана можно воспользоваться
следую­
щими рекомендациями:

    представьте
содержание обществоведческого курса, раскрываю­
щее предложенную тему;

    разделите
это содержание на смысловые части, выделив в каж­
дой из них главную мысль;

   
озаглавьте каждую часть;

    в каждой
части выделите несколько положений, развивающих
главную мысль;

    проверьте, не
совмещаются ли пункты и подпункты плана, свя­
зан ли последующий
пункт плана с предыдущим, полностью ли
отражено в них основное содержание темы;

   
в случае необходимости внесите корректировки;

    помните, что
план должен охватывать основное содержание
темы;

    в заголовках
(пунктах и подпунктах плана) нежелательно повто­
рять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развёрнутого ответа учащиеся могут
воспользоваться универсальным алгоритмом:

I.  Понятие, сущность…

II.  Характерные черты,
основные принципы

III. Специфические
признаки…

IV. Важнейшие задачи,
основные функции…

V.  Формы, типы, виды,
классификации …

VI.  Структура…

VII.  Основные этапы,
стадии развития …

VIII.   Особенности
развития…

IX.  Тенденции развития в
современном мире, в РФ

X.  Значение … в
развитии общества, личности

Задания

1.     
Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Биологическое
и социальное в человеке». Составьте план, в соот­
ветствии с которым вы будете освещать эту
тему.

2.    
Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Деятельность
человека в ее многообразии». Составьте план, в соот­
ветствии с которым вы будете освещать эту
тему.

3.    
Вам необходимо написать реферат на тему «Общение как фор­ма
межличностных взаимодействий». Составьте план, в соответствии
с которым вы будете ее освещать.

4.    
Для выступления на семинарском занятии вам нужно подгото­вить
развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и спо­
собы их разрешения».
Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать эту тему.

5.    
Вам поручено подготовить доклад на тему «Познание челове­ком мира и
самого себя». Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему.

6.    
Вы готовитесь к зачету по обществознанию на тему «Социа­лизация
индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать эту тему.

7.    
Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Нау­ка в жизни
современного общества»’. Составьте план, в соответствии
с которым вы будете освещать эту тему.

8.    
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Религия как форма
духовной культуры». Составьте план, в соответствии с ко­
торым вы будете освещать эту тему.

9.  Вам необходимо написать творческую работу на тему «Обра­
зование
как социальная ценность». Составьте план, в соответствии
с которым вы будете
освещать эту тему.

10.    
Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ
старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность
и движущие силы
развития общества». Составьте план, в соответ­
ствии с которым вы будете освещать эту
тему.

11.   
Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Об­щественный
прогресс». Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать эту тему.

12.    
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Мораль как регулятор социальных
отношений». Составьте план, в соответ­ствии с которым вы будете освещать эту
тему.

13.    
Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ
старшеклассников с докладом на тему «Предпринимательство в экономике».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете
освещать эту тему.

14.    
Вам необходимо написать творческую работу на тему «Поли­тический
процесс в современном обществе». Составьте план, в соот­
ветствии с которым вы будете освещать эту
тему.

15.    
Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Налоги в Российской Федерации».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

16.    
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Систе­ма
российского права». Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать эту тему.

17.    
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Кон­ституция РФ
— основной закон общества и государства». Составьте
план, в соответствии
с которым вы будете освещать эту тему.

18.    
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Госу­дарство в рыночной экономике».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Ответы

Ответ к заданию 1.

Содержание верного
ответа и указания по оцениванию

(допускаются
иные формулировки, не искажающие его смысл)

При анализе
ответа учитываются:

корректность
формулировок пунктов плана с точки зрения их
соответствия
заданной теме и четкости выражения мысли;

отражение в
плане основных аспектов темы в определенной
(адекватной заданной
теме) последовательности.

* Ответ к заданию № 1
представляет собой образец оценивания задания С8 на
ЕГЭ (согласно
демонстрационному варианту, размещенному на «тему.Кима)
по критериям с указанием баллов.

Содержание верного
ответа и указания по оцениванию

(допускаются
иные формулировки, не искажающие его смысл)

Баллы

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1.   Наиболее
распространенные теории происхождения человека:

а) религиозная

б)’ эволюционная теория Ч. Дарвина

в) трудовая теория Ф. Энгельса

2.   Основные подходы
ученых к определению понятия «человек».

3.  Биосоциальная природа человека:

а)       человек —
часть природы

б)       человек —
существо общественное

4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и
социального
в человеке.

Возможно
другое количество и (или) иные корректные формули­
ровки пунктов плана.

Формулировки
пунктов плана корректны. В совокупности пункты
плана охватывают
основные аспекты темы и раскрывают ее в опре­
деленной последовательности

3

Формулировки
пунктов плана корректны. Отдельные существен­ные для данной темы аспекты не
нашли отражения в плане. Тема
разворачивается последовательно.

ИЛИ

Формулировки
пунктов плана корректны. В совокупности пунк­
ты плана
охватывают основные аспекты темы, но не представлены
в определенной,
адекватной теме, последовательности.

2

Отдельные
формулировки пунктов плана корректны. Целостного
и последовательного
раскрытия темы план не дает.

1

Формулировки
пунктов плана не соответствуют теме.

ИЛИ

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

Ответ к
заданию 2.

I. Деятельность как
способ человеческого бытия.

II. Специфические
особенности человеческой деятельности.

III. Структура
деятельности:
1)субъект

2)объект

3) цель

4)   средства

5) результат

IV. Мотивы деятельности.

V. Два основных типа
деятельности:

1) практическая
деятельность

2)    духовная
деятельность

VI. Ведущие виды
деятельности в жизни человека:

1) игра

2)    учение 3)труд

Ответ к заданию 3.

I. Понятие и
специфические признаки общения.

II. Функции общения в
формировании и развитии человека.

III. Общение как
субъект-субъектное взаимодействие.

IV. Типы субъектов
общения:

1) реально существующие
субъекты

2)    иллюзорные
партнеры

3)    воображаемые
партнеры

V. Средства общения.

VI. Виды общения:

1) непосредственное и
опосредованное

2)    прямое и
косвенное

VII. Факторы,
способствующие успешному общению:
1) взаимопонимание

2)солидарность
3)толерантность

Ответ к заданию 4.

I.  Понятие и
специфические особенности межличностного конфликта.

II. Участники конфликта.

III. 
Причины возникновения межличностного конфликта.

IV.    
Повод для конфликта.

V. Основные концепции,
раскрывающие сущность конфликта.

VI. Функции конфликтов.

VII. Виды межличностных
конфликтов.

VIII. Факторы,
влияющие на успешное разрешение межличностных кон­
фликтов.

IX. Взаимосвязь
межличностных конфликтов с другими видами социаль­
ных конфликтов.

Ответ к заданию 5.

I. Познание как форма
адекватного отражения действительности.

II. Структура познания:

1)     субъект
познания

2)    объект
познания

3)результат
познания
  

1)
агностицизм
2)скептицизм 3)гностицизм

IV. Формы познания:

1) чувственное
(ощущение, восприятие, представление)

2)     рациональное
(понятие, суждение, умозаключение)

V. Виды познания:

1) научное и ненаучное
познание

2)   религиозное,
мифологическое, художественное познание

VI. Методы познания
человеком мира и самого себя.

VII. Многообразие форм
человеческого знания.
                                    I,.

Ответ к заданию 6.

I. Понятие
социализации.

II. Задача и функция
социализации.

III.  Соотношение понятий
«социализация» и «воспитание».

IV.     Виды
социализации:
1)
первичная

2)вторичная

V. Факторы,
способствующие успешной социализации:

1) агенты социализации

2)    социальные
лифты

3)    социально-экономические
и политические условия

Ответ к заданию 7.

I. Понятие науки:

1) наука как социальный
институт

2)    наука как
отрасль духовного производства

3)    наука как
особая система знаний

II. Виды науки:

1)     фундаментальные
науки

2)   
прикладные науки.

3)    классификация
наук в зависимости от предмета и метода познания

III.  Специфические
признаки науки.

IV.       Функции
современной науки:

1)     культурно-мировоззренческая

2)    познавательно-объяснительная

3)    прогностическая

4)   интеграционная

5)    социальная

6)   производственная

V. Развитие науки.

VI. Особенности научной
картины мира.

1. Понятие «план».

План – это схематически записанная совокупность
коротко сформулированных мыслей-заголовков.
По образному выражению, – это «скелет произведения». Форма записи в виде плана
чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого
формулирования и умения вести другие виды записей.

2. Достоинства и недостатки плана.

Достоинства плана Недостатки плана

1) Самая краткая запись.
2) Отражает последовательность изложения и обобщает.
3) Хорошо составленный план раскрывает и само содержание
произведения.
4) Восстанавливает в памяти содержание источника.
5) Заменяет конспекты и тезисы.
6) Помогает составлению записей.
7) Улучшает сделанную запись.
8) Ускоряет проработку книг.
9) Помогает при длительной работе над источником.
10) Организует самоконтроль.
11) Сосредотачивает внимание и стимулирует знания.

1) Не передает фактического содержания источника, а лишь
скупо напоминает о нем, о схеме расположения материалов в нем.
2) Планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо
знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся
текст, вскоре после составления плана.

3. Виды планов и их выполнение.

Планы подразделяются на простые и сложные.
Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план
полнее раскрывает построение и содержание
текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Как составлять простой план. Как составлять сложный план

1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную
мысль.
3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы
именами существительными.
4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные
мысли отражены в плане.
5) Запишите план.

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их
(пункты плана).
3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и
озаглавьте (подпункты плана).
4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана,
полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого
материала.

Общие правила составления плана при работе с
текстом.

1) Для составления плана
необходимо прочитать текст про
себя, продумать
прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и
озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана
основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь
этим планом, раскрыть основную мысль текста

4. Требования к плану.

1) Пункты плана можно и нужно фиксировать
немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его
составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании
первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может
исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде
всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается
одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным
отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом –
сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные
словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь,
следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.

а) План
должен полностью охватывать содержание
текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не
должны повторяться сходные формулировки.

Не пренебрегайте графической культурой записи
плана! Схема записи плана может выглядеть так:

I. —————————————
1. —————————————
2. —————————————
3. —————————————

а)
—————————————
б) —————————————
в) —————————————

II. —————————————
III. —————————————

5. Развитие умений и навыков по
составлению плана.

Предлагаем организовать развитие умений по
составлению планов на уроках истории и
обществознания следующим образом.

1-4 классы – развитие умений по составлению
простого плана.

5-6 классы – учащиеся постепенно учатся
расчленять отдельные вопросы плана на подпункты и переходят к составлению
сложного плана.

7- 9 классы – учащиеся справляются с
составлением сложного плана по тексту учебника или
рассказа учителя.

10-11 классы – старшеклассники развивают умения по составлению сложного плана
к докладам, рефератам, устным выступлениям.

6. Алгоритм работы по развитию ЗУН
учащихся.

1) Учитель сам составляет на уроке сложный
план и разъясняет основные принципы его
построения.
2) Затем можно дать простой план
темы урока и продолжить учащимся
развернуть его
путем детализации наиболее
важных вопросов.
3) Далее, одному из сильных учеников
поручить во время опроса написать на доске развернутый план, а затем
разобрать его при участии всего класса.
4) Уч-ся самостоятельно составляют на
уроке сложный план по одному-двум разделам
параграфа.
5) Только после этого можно предложить
школьникам составить развернутый план, по какой либо теме,
охватывающий целый параграф, а потом и по сквозной теме.

7. Выполнение части
С8 Единого
государственного экзамена по обществознанию.

Задание С8. Вам
предстоит подготовить развернутый
план по теме «Политический
режим». Составьте план, в соответствии с
которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы в
подпунктах.

Предлагаем вашему вниманию два варианта плана на
заданную тему.

1 вариант 2 вариант
1. Понятие политического режима.

а)
Политические ценности.
б) Политические нормы.
в) Политические структуры.

2. Демократические и антидемократические режимы.

а) Признаки демократического режима.
б) Авторитаризм и его признаки.
в) Тоталитаризм и его признаки.
г) Военный режим и его признаки.

3. Политические режимы в современном обществе.

а) Демократия в странах Западной Европы и США.
б) Переход России от авторитаризма к демократии.
в) Тоталитаризм в Северной Корее.
г) Военные режимы в странах Африки.

1. Понятие политического режим.

2.
Демократический режим и его признаки.

а) Народ – источник власти.
б) Наличие представительных органов власти.
в) Равенство граждан перед законом.
г) Независимость судебной власти.
д) Идеологический и политический плюрализм.

3. Авторитаризм и его особенности.

а) Народ отчужден от власти.
б) Централизация власти.
в) Запрещение политической оппозиции.
г) Невмешательство во внешнеполитические сферы.

4. Характерные черты тоталитаризма.

а) Наличие единой партии.
б) Официальная государственная идеология.
в) Массовый террор к «врагам народа».
г) Централизованная экономика.

5. Политические режимы в современном обществе.

Список литературы:

  1. Демонстрационный вариант
    контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2010
    г. по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений.
  2. Как составлять выписки, планы и тезисы.
    Библиотечный урок для учащихся старших классов / ЦРБ им. 1 Мая; сост. зав. 
    ИБО Т.В. Виноградова. — Н. Новгород, 2002. — 8с.
  3. Клементёнок В. Сборник
    учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем,
    характеристик) для учащихся, преподавателей http://1sept.ru/.
  4. Лейбенгруб П.С. О повторениях на уроках
    истории СССР в 7-10 классах. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.
  5. Самое полное издание типовых вариантов
    реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание /авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е.
    Лискова.- М.:АСТ: Астрель, 2010.

Ответ:

План (фрагмента «для чего человеку необходим план местности»)

1. Карта в жизни древнего человека.

1.1. План местности для хозяйственной деятельности человека.

1.2. Перемещение и наблюдательность — основа составления карт в древности.

1.3. План местности «до» и «после» возникновения письменности.

1.4. Путь карты от примитивного рисунка небольшого участка местности до более расширенного плана больших территорий.

2. План местности — что это такое и для чего он нужен.

2.1. Что такое план местности?

2.2. Что можно увидеть на плане?

2.3. План местности в повседневной жизни.

3. План местности для решения сложных задач.

3.1. Топографические карты, аэрофотоснимки и космические снимки.

3.2. Строительство начинается с изучения плана местности.

Объяснение:

К ответу прикреплен фрагмент и задание. Внимательно читайте задание. В задании вас просят не ответить на вопрос «для чего человеку необходим план местности», а составить развернутый план на основе этого фрагмента.

Напоминаю, что план — это форма записи текста, которая помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Я составила план на основе абзацев с выделением ключевых, как мне кажется, моментов для его детализации. Прочитайте этот фрагмент и попробуйте сделать свой план, который поможет именно вам вспомнить нужную информацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти трек номер по фамилии получателя
  • Как составить служебку на замену компьютера
  • Как найти биографию отца
  • Как составить фоторобот человека на смартфоне
  • Как составить спецификацию по отоплению

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии