Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
- простой (краткие заголовки главных частей текста);
- сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.
По типу языкового оформления:
- вопросный;
- назывной;
- тезисный;
- опорная схема.
Вопросный от назывного отличается построением.
Пример:
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:
- Испекся Колобок.
- В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
- Съели Колобка.
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
- Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
- Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
- Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
- «Онегин, добрый мой приятель…».
- «Деревня, где скучал Евгений…»
- «По имени Владимир Ленский…» и т. д.
Какие существуют требования
Общие требования:
- Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
- Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
- Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
- Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
- прочитать;
- разделить на части по смыслу;
- озаглавить каждую часть.
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
- Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
- Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
- Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
- Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
- Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
- разделить текст на основные части, озаглавить их;
- пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
- проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Примеры
На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.
Развернутый
- Онегин — ключевой образ романа:
- культурная среда, в которой жил Онегин;
- возможные прототипы.
- Раскрытие образа:
- детство, воспитание;
- отношение к высшему свету;
- Онегин и Ленский;
- Онегин и Татьяна;
- отношение автора к герою.
- Заключение: эволюция характера Онегина.
Тезисный
Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:
- Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
- В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
- Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.
Для составления плана, нужно понимать «кто, куда и зачем?» Если у вас хоть раз возникал вопрос «как делать план», я постараюсь обьяснить на примере.
Перейдем к теории:
1. Экспозиция
Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.
2. Завязка
Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка — тот толчок, который запускает развитие сюжета.
3. Развитие событий.
В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.
Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана.
4. Кульминация
Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.
Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.
5. Поворот сюжета
Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил — бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) — возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.
6. Развязка
После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности.
7. Эпилог
Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.
Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.
ВАЖНО — материал по описаным выше этапам взят из блога автора по ссылке.
Если вы дочитали до этого момента, тогда выбросьте все выше сказанное на время из головы и попробуйте взять короткий сюжет — ситуацию из головы(быт будет идеальным и самым простым материалом). Напишите, разбейте на части и только после составьте из них план. К примеру:
1. Собрались. (экспозиция)
2. Выпили. (завязка)
3. И тут постучали в дверь (развитие сюжета)
4. Теща с женой забыли веники и вернулись с дачи за ними (кульминация)
5. А тут мы, сидим в труселях и водку пьем, а должны быть в командировке (поворот сюжета)
6. Нам п*зда (развязка)
7. Живу один, детей не вижу, жена не общается, в запое (эпилог)
Можно да же мораль привязать: «Не пейте водку и не обманывайте жен».
Вот вам и готовый план. Вполне потянет на рассказ, или сценарий. Если же мы говорим о произведении более крупного калибра, тогда надо знать общую идеи, составлять такие «микро планы» и не торопясь нанизывать их на ниточки — формировать скелет произведения.
Посчитать и рассчитать все не сложно. Берете изначальные цифры (в среднем глава от 10 до 20 тысяч знаков) и раскидываете их на нужный объем произведения(создаете скелет). Дальше, имея общее представление, накидываем в каждую ячейку(главу) одно — два уточняющих предложений. Как и где делать план роли не играет. Вот как я делаю черновики и план:
— На обоях
— На сложенный в азиатской манере бумаге
— И вновь на обоях (но выглаженных утюгом)
Вы можете писать планы хоть на туалетной бумаге, главное что бы позже это вам помогало работать и было удобно с ним коммуницировать. Ведь когда есть план, ваши руки и голова свободны, и вы можете нанизывать на него любые идеи. К примеру:
— Записать сон и сделать его сном персонажа
— Записать по дороге на работу диалоги и добавить в нужную главу(этой книжки пока нет)
— Еще пример диалога с мыслями героев
— Структурировать материал для книги и не потерять находки (идеи)
— Придумывать терминологию из уже имеющихся слов и сразу записывать идеи/прикреплять к главам, ведь идеи… они как молоко, только зазеваешься и убежит
Конечно все можно настроить и в более удобном формате, синхронизация устройств, онлайн документы И так далее Но я динозавр, мне пока удобно все делать так, плюс материал приходится прорабатывать при переносе и это делает его чище.
Подведу итог:
Вы можете сказать: «Но у меня фентэзи/ужасы/любовный роман/ космоопера/ боевик…»
Понимаю, но жанр, это не так важно, жанр — это кожа, текст — плоть, план — скелет, лор/мир — внутренние органы, а вы — создатель. Так что, создавайте свое творение с умом, иначе получится не жизнеспособный голем, который добра не принесет, как мистер Мисикс из Рика и Морти( но, это я конечно загнул. Все будет хорошо).
В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.
Что это такое
План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.
Порядок работы
Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:
- Прочитать само произведение.
- Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
- Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
- В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
- Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
- Подробный пересказ.
Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.
Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.
Лев тронул ее лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
Определение темы
Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.
Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:
- Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
- Конец – смерть обоих животных.
Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.
Выделение смысловых частей
Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.
В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:
- Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
- Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
- Животное бросили в клетку льва.
- Хищник пожалел беднягу.
- Неожиданная дружба льва и собаки.
- Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
- Через год собачка заболела и умерла.
- Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.
Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».
Подзаголовки
Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:
- Жизнь лондонского зоопарка.
- Жестокий хозяин.
- Опасная встреча.
- Хищник добрее людей.
- Странная дружба.
- Сильный защищает слабого.
- Болезнь и смерть собачки.
- Отчаяние и гибель льва.
Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.
Сложный план
Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:
3. Опасная встреча.
- 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
- 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).
8. Отчаяние и гибель льва.
- 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
- 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
- 8.3 Реакция на чужого песика.
- 8.4 Смерть.
Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.
Основные ошибки
Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:
- Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
- Нарушение логики, перестановка частей местами.
- Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
- Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.
Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.
Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.
Прежде чем приступать к написанию статьи, автору необходимо понять, что именно и в каком порядке он собирается описывать. В этом помогает план текста – изложенные в виде списка и логически структурированные основные мысли статьи.
Давайте разберемся, как составить план текста, поговорим о видах планов и требованиях, которые необходимо соблюдать при их написании.
Зачем нужен план текста?
- План облегчает автору задачу и значительно ускоряет процесс написания текста, избавляет от страха белого листа.
- Закончив одну часть статьи, вам не придется думать, о чем рассказывать дальше – достаточно посмотреть в план и раскрыть следующий пункт.
- План не даст запутаться, отступить от темы, поможет более четко и доступно для читателя сформулировать свои мысли.
- Кроме того, если вы пишете тексты на заказ, после составления плана вы можете согласовать его с заказчиком, дабы тот убедился, что вы правильно поняли свою задачу.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Подписаться
Особенности написания плана
Прежде чем приступить к написанию плана текста, внимательно изучите всю найденную информацию по теме, а затем выделите основную идею. Задумайтесь о том, какую задачу должна решать статья, на какой вопрос читателя отвечать. Информация, которая содержит ответ на вопрос, и определит структуру текста.
Собранные для написания текста сведения необходимо разделить на несколько частей, разбить на смысловые блоки, выделить логические категории для удобства восприятия информации.
Поставьте себя на место читателя, обратившегося к вашей статье для решения своей проблемы. Подумайте, какие именно данные будут наиболее важны для него и какие советы могут быть максимально полезны. Теперь опишите все это в виде последовательности пунктов, и ваш план будет готов, а дальше можно приступать к написанию и редактированию материала.
При составлении плана нужно учитывать характер текста. Например, при написании новостей и обзоров в первых пунктах плана нужно отразить самые важные, привлекающие внимание данные, в середине статьи подробно раскрыть изложенные в начале сведения, а в конце расположить обобщение или дополнительную информацию. Тогда как при написании научных статей автор, наоборот, сначала излагает аргументы, ссылается на авторитетные источники и только в конце текста озвучивает основную идею материала.
Виды планов текста
Статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Рассмотрим, какие виды планов позволяют структурировать информацию основной части текста.
Назывной план
Назывной план состоит из небольших заголовков, включающих обычно от 2 до 4 слов. Глаголы в таком типе плана не используются, содержание пунктов выражается существительными в именительном падеже и прилагательными. Каждый пункт такого плана состоит из опорных слов и словосочетаний, которые отражают какой-то процесс, явление либо состояние.
Пример назывного плана для данной статьи:
- Назначение плана текста.
- Особенности написания плана.
- Виды планов текста.
- Требования к плану текста.
Вопросный план
Структура плана этого типа основана на вопросах, которые автор задает к каждому смысловому блоку текста. На мой взгляд, это самый простой вариант плана, так как уже в процессе обдумывания темы и сбора материала для статьи вопросы возникают сами собой. Этот вариант идеально подойдет, если вы пишете руководство, инструкцию или обучающую статью. Начинайте вопросительные предложения со слов: как, когда, почему, какой, сколько, кто, каким образом и т. п.
Например, к текущей статье вопросный план может быть таким:
- Зачем нужен план текста?
- В чем заключаются особенности написания плана?
- Какие существуют виды планов текста?
- Как проверить правильность составления плана?
Тезисный план
Тезисный план – это план, состоящий из тезисов, как и назывной, однако здесь обязательно используются глаголы, из-за чего пункты получаются длиннее. Тезис представляет собой основную мысль нескольких абзацев, которая сформулирована в одном предложении. Подлежащее в каждом пункте обозначает тему, а сказуемое раскрывает ее.
На каждую тысячу знаков рекомендует отводить один пункт в тезисном плане. Соответственно, если в статье 5000 знаков, пунктов-тезисов должно быть 5.
Рассмотрим, что такое тезисный план на примере этой статьи:
- Причины, по которым имеет смысл составлять план текста.
- Действия, которые необходимо выполнить в начале написания плана.
- Нюансы, которые необходимо учесть при составлении плана в зависимости от характера текста.
- Виды планов могут быть разными и каждый подходит для определенных типов текста.
- Требования, которым должен соответствовать правильно составленный план.
Опорный план
Опорный план-схема характерен тем, что в качестве его пунктов используются только ключевые мысли, самые значимые слова или отрывки предложений, на которые автор будет опираться при написании текста. План этого типа хорошо подходит для составления текста устного выступления, презентации, а также при написании различных небольших по объему текстов, таких как новости, анонсы, краткие обзоры и т.п.
В опорную схему уместно включить главные факты, цифры, названия предметов, а также имена действующих лиц и цитаты. Каждый пункт данного плана является опорой, вызывающей яркие, детальные картины, которые передают содержание текста. Назначение этого вида плана – систематизация собранного материала и облегчение последующего воспроизведения информации. Пункты в таком плане могут существенно отличаться друг от друга как по структуре, так и по длине.
Пример опорного плана:
- 4 причины целесообразности написания плана текста.
- Какие особенности надо учитывать при написании плана.
- 5 видов планов текста с примерами.
- В каких случаях можно обойтись простым, а когда нужен сложный план.
- Чек-лист проверки правильности составления плана текста.
Смешанный план
Совсем необязательно стремиться к тому, чтобы все пункты плана представляли собой вопросы или являлись тезисами статьи, можно составить план смешанного типа. Например:
- Зачем нужен план текста?
- Особенности написания плана.
- Какие существуют виды планов текста?
- Чек-лист проверки правильности составления плана.
Простые и сложные планы текста
Планы текста по своему типу также можно разделить на простые и сложные. Сложный план отличается большей развернутостью и содержит подпункты. Это необходимо, если статья содержит мысли разного уровня, когда определенная мысль раскрывается посредством нескольких других. Используйте сложные планы с пронумерованными пунктами и подпунктами, оформленными как маркированный список, для длинных серьезных статей со множеством подзаголовков – в этом случае вы не упустите из вида ни одну даже самую мелкую деталь.
В других случаях можно ограничиться составлением простого плана, в котором пункты располагаются последовательно.
Сложный план для данной статьи может выглядеть так:
- Зачем нужен план текста?
- В чем заключаются особенности написания плана?
- С чего начинается составление плана
- Зависимость от характера текста
- Какие существуют виды планов текста?
- Назывной план
- Вопросный план
- Тезисный план
- Опорная схема
- Смешанный тип
- Простые и сложные планы текста
- Как проверить правильность составления плана?
Требования к плану текста
Правильно составленный план текста должен соответствовать ряду требований:
- Во-первых, он должен иметь четкую, логичную структуру, при взгляде на которую сразу должно быть ясно, о чем пойдет речь в статье. Все пункты плана должны быть связаны между собой. При прочтении плана не должно возникать дополнительных вопросов, ход повествования должен быть плавным, а пункты должны подробно раскрывать основной вопрос или задачу текста.
- Следите за тем, чтобы информация в разных пунктах не повторялась – в двух разных пунктах плана не должно описываться одно и то же разными словами.
- Обратите внимание на полноту раскрытия темы – план должен содержать исчерпывающую информацию и отражать все нюансы выбранной тематики.
- В плане не должно быть лишних пунктов. Если по определенной подтеме нечего написать кроме краткой формулировки, объединяйте такие пункты с другими.
- Пункты плана не должны напоминать целые абзацы, их длина не должна превышать 9 слов. Они должны содержать только краткую информацию о том, что вы собираетесь осветить в статье.
- Будьте лаконичны – придерживайтесь небольшого числа пунктов. 5-7 пунктов для простого плана вполне достаточно. Маленькие пункты можно объединять с другими.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, что такое план текста, и убедились, что его использование делает работу над статьей намного продуктивнее. При наличии грамотно составленного плана вы напишете текст быстрее и качественнее. План позволяет легко сфокусироваться на теме, в процессе его составления в голове автора вырисовывается четкая картина того, как должен выглядеть готовый текст и на какие вопросы читателя он будет отвечать.
Выбирайте тот тип плана, что наилучшим образом соответствует виду текста, который вам предстоит написать. И помните, что при составлении плана информационной статьи вы не обязаны неукоснительно придерживаться какого-то одного из типов и видов.
По материалам сайта http://www.gramota.ru
Как составить план к тексту?
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план — опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план — план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
Принципы рубрикации текста
Рубрикация — это:
1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;
2) использование заголовков, нумерации и т. д.
В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.
Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста); абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой.
Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией — числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.
Наиболее употребимы две системы нумерации.
1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов.
При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:
А… Б… В… — I… II… III… — 1… 2… 3… — 1)… 2)… 3)… — а)… б)… в)…
При этом соблюдается следующий порядок:
а) порядковые номера частей указываются словами (часть первая);
б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
(например: раздел А);
в) номера глав — римскими цифрами (глава I);
г) номера параграфов — арабскими цифрами (§ 1).
Например:
Часть первая. Общие положения
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык
§ 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)….
2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.
При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей — из двух цифр, третья ступень деления текста — из трех цифр. Например:
1. 2. 3. (1 — номер раздела, 2 — номер главы, 3 — номер параграфа).
Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.
Важное замечание:
в перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь;
строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.
Третье важное средство рубрикации текста — использование заголовков и подзаголовков. Заглавие — это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок — это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.
Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.