Правильно будет в любом случае, а вручную такое расписание составлять долго. Проще программой.
1. Скачать программу «Футбольные чемпионаты» на её офсайте.
2. Создать файл чемпионата.
3. Зайти в созданный файл.
4. Нажать кнопку: Настройки — Опции — Автодобавление календарных игр
5. Нажать кнопку: Настройки — Опции — В календарных играх случайным образом заполнить туры
Если нужна дата, то указать в пуккте 5 дату первого тура и промежуток дней между турами.
Если между турами разное количество дней — проставить даты вручную.
Для 16-ти команд программа выдаст такой календарь.
1 тур: 1-16, 2-15, 3-14, 4-13, 5-12, 6-11, 7-10, 8-9,
2 тур: 1-2, 10-8, 11-7, 12-6, 13-5, 14-4, 15-3, 16-9,
3 тур: 2-16, 3-1, 4-15, 5-14, 6-13, 7-12, 8-11, 9-10,
4 тур: 1-4, 2-3, 11-9, 12-8, 13-7, 14-6, 15-5, 16-10,
5 тур: 3-16, 4-2, 5-1, 6-15, 7-14, 8-13, 9-12, 10-11,
6 тур: 1-6, 2-5, 3-4, 12-10, 13-9, 14-8, 15-7, 16-11,
7 тур: 4-16, 5-3, 6-2, 7-1, 8-15, 9-14, 10-13, 11-12,
8 тур: 1-8, 2-7, 3-6, 4-5, 13-11, 14-10, 15-9, 16-12,
9 тур: 5-16, 6-4, 7-3, 8-2, 9-1, 10-15, 11-14, 12-13,
10 тур: 1-10, 2-9, 3-8, 4-7, 5-6, 14-12, 15-11, 16-13,
11 тур: 6-16, 7-5, 8-4, 9-3, 10-2, 11-1, 12-15, 13-14,
12 тур: 1-12, 2-11, 3-10, 4-9, 5-8, 6-7, 15-13, 16-14,
13 тур: 7-16, 8-6, 9-5, 10-4, 11-3, 12-2, 13-1, 14-15,
14 тур: 1-14, 2-13, 3-12, 4-11, 5-10, 6-9, 7-8, 16-15,
15 тур: 8-16, 9-7, 10-6, 11-5, 12-4, 13-3, 14-2, 15-1.
Руководитель направления систем бизнес-аналитики BIA Technologies Станислав Воронин рассказывает, как математическая модель решает кому, когда и с кем играть в следующем сезоне, и размышляет о дивном новом будущем спорта.
Математическая оптимизация расписаний
«Ну кто додумался поставить в сетку выездную встречу с «Ювентусом» на этот вторник?! Ребята только отыграли сложнейший матч на домашнем поле!» — восклицаете вы в гневе. И напрасно: расписание составил не человек, а компьютер, и сделал он это на основе сложнейшей математической модели. Как? Сейчас расскажу.
Разумеется, речь пойдёт не о любительских соревнованиях между студенческими командами, а о составлении расписаний для высших спортивных лиг (Российская премьер-лига, итальянская Серия А, НБА, КХЛ и т.д.). Сетка для матчей такого уровня должна учитывать столько ограничений, что составить расписание вручную просто невозможно, поэтому лиги поручают это ответственное дело компьютеру.
Помимо специфических правил в разных типах турниров и видах спорта, существует ряд универсальных требований, единый для всех. Вот ключевые вводные:
1. Предпочтительно, чтобы матчи проводились по выходным или в будни по вечерам (так их увидит больше зрителей); самые зрелищные — в телевизионный прайм-тайм.
2. Нежелательно, чтобы в одно и то же время параллельно проходило несколько популярных матчей самых титулованных команд (болельщикам придётся переключаться между телеканалами).
3. Матчи следует равномерно распределять по сезону; между играми у команды должен быть перерыв не менее 48 часов (это время на отдых и подготовку спортсменов).
4. Домашние и выездные матчи должны чередоваться; нельзя проводить все домашние игры скопом в начале сезона (так как играть на родном стадионе традиционно легче, это создаст ложное ощущение превосходства).
5. Необходимо учитывать часовые пояса, джетлаги и время на переезд спортсменов из одного города/страны в другую.
6. Домашняя и выездная игры между двумя соперниками должны быть разнесены как можно дальше в расписании.
7. Необходимо учитывать уровни команд: нельзя, чтобы команда играла несколько матчей подряд с лидерами дивизиона — череда сложных игр вымотает спортсменов и поставит их в невыгодное положение перед соперниками.
8. Желательно не сводить явных фаворитов в первые две недели сезона (это сведёт на нет всю интригу).
9. Нужно учитывать занятость игроков в европейских чемпионатах: команды не любят играть с сильными соперниками прямо перед встречами еврокубков.
10. Сетка должна учитывать доступность стадионов под другие мероприятия.
Как видно по этому списку, составление расписания — это сложная эквилибристика, поиск идеального баланса между возможностями спортсменов, желаниями зрителей и максимальной финансовой выгодой для клубов и телеканалов. Правильно составленное расписание, которое учитывает все вышеуказанные условия, приносит лигам огромный доход от рекламы, трансляций и продажи билетов, поэтому создание соответствующей математической модели для планирования матчей стоит баснословных денег.
При изменении любого из этих правил или добавлении нового необходимо рассчитать, как изменится вся система в целом. Это сродни игре в шахматы: прежде чем передвинуть фигуру, нужно оценить, как изменится расклад на доске и просчитать последствия на несколько ходов вперёд. В итоге проще предоставить решение компьютеру, и математическая оптимизация сама сделает всю работу.
За календарь Российской футбольной премьер-лиги с 2019 года отвечает алгоритм, разработанный НИУ ВШЭ. Если вам интересны детали, в интервью изданию «Спорт-Экспресс» сотрудники лаборатории исследований спорта рассказали о своей методологии и российской специфике. Так, например, нежелательно проводить пять матчей в одном туре в Москве, поскольку это создаст сложности для МВД. Кроме того, в большинстве регионов страны зимой не поиграешь в футбол на открытом поле.
Искусственный интеллект vs. магия спорта
Сейчас всё больше решений в мире спорта принимается искусственным интеллектом на основе большого количества данных. И речь не только о расписании матчей. Камеры и датчики фиксируют каждое движение спортсмена, компьютер анализирует информацию и выдаёт рекомендации. Есть мнение, что в будущем вообще отпадёт необходимость в тренерском штабе: принимать решения о стартовом составе, сажать игроков на скамейку запасных, программировать режим тренировок, составлять рацион и давать тактические советы перед каждой игрой будет искусственный интеллект.
Во многих случаях компьютер действительно может заметить неочевидные взаимосвязи и предложить оптимальное решение. Вот интересный пример: защитник «Арсенала» Эктор Бельерин в начале сезона 2021/2022 перешёл на правах аренды в испанский клуб «Реал Бетис». Чтобы выбрать идеальный для себя вариант (по слухам, среди них были такие тяжеловесы как «Барселона», «Интер» и «ПСЖ») Бельерин обратился за помощью в консалтинговую фирму Analytics FC. Эксперты компании создали математическую модель специально под футболиста.
Алгоритм проанализировал множество факторов и подсказал, что текущая схема 4-3-2-1, которую предпочитает тренер «Реал Бетис», лучше всего сочетается со стилем игры Бельерина. Кроме того, данные показали, что команда нуждается в крайнем защитнике после трансфера Эмерсона, что точно не позволит Бельерину скучать на скамейке запасных. Наконец, игра в испанском клубе должна увеличить шансы футболиста на попадание в национальную сборную Испании к ближайшему Чемпионату мира. Эксперты говорят, что это первый случай в истории, когда игрок принял решение о трансфере при помощи аналитики.
Но есть и обратная сторона медали. Действительно ли мы готовы отдать на откуп ИИ принятие абсолютно всех решений? Дал бы он шанс, скажем, юному Лионелю Месси с его небольшим ростом и проблемным здоровьем, или сходу посчитал бы его бесперспективным форвардом? А хороший тренер — это просто «оптимизатор», который сравнивает статистику сутками напролёт, или харизматичный тактик, психолог и родитель в одном лице? Может ли условного Теда Лассо полностью заменить компьютер?
В 2018 году вышел документальный фильм «В поисках величия», который задавался примерно такими вопросами. Авторы поговорили с такими легендами спорта как Пеле, Уэйн Гретцки и Джерри Райс, и пришли к выводу, что искусственный интеллект лишил бы нас многих «неочевидных» звёзд. Один из примеров, приводимых в фильме, — чемпион мира по боксу Рокки Марчиано. Он был ниже большинства соперников и не обладал большим размахом рук. Но эти «недостатки» помогли ему найти свой собственный подход: он наклонялся ниже и бил в упор на короткой дистанции. Марчиано не проиграл ни одного поединка в своей карьере и считается одним из лучших боксёров в истории.
Тем не менее сейчас спорт движется в направлении всё большей автоматизации в принятии решений. Насколько это рационально — покажет время. Но мне бы всё-таки хотелось, чтобы часть решений осталась за людьми. В конце концов, мы любим спорт за человеческие моменты, красивую игру, командный дух, эпизоды невероятной удачи и «руку Бога». Если оставить выбор за компьютером, спорт перестанет быть искусством. А вы что думаете?
Турнир по круговой системе является одной из популярных схем организации соревнований как в настольных логических играх, так и во многих других подвижных видах спорта.
Чтобы определить очередность игры и цвета фигур соперников (в логических играх) используют специальные таблицы очередности игры, которые также иногда называются таблицами Бергера.
Предварительно участники турнира получают определенный номер. Затем, по соответствующей таблице, определяется участники с какими номерами встречаются друг с другом в каждом туре.
Участник, номер которого указан в таблице очередности игры первым, начинает партию. Если в турнире принимает участие нечетное количество участников, то цифра, стоящая в первом столбике вне скобок, показывает, что участник под данным номером свободен от игры в данном туре.
Турнир по круговой системе. 3 или 4 участника
Тур | Пары участников | |
---|---|---|
1 | 1 — (4) | 2 — 3 |
2 | (4) — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (4) | 3 — 1 |
Турнир по круговой системе. 5 или 6 участников
Тур | Пары участников | ||
---|---|---|---|
1 | 1 — (6) | 2 — 5 | 3 — 4 |
2 | (6) — 4 | 5 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (6) | 3 — 1 | 4 — 5 |
4 | (6) — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (6) | 4 — 2 | 5 — 1 |
Турнир по круговой системе. 7 или 8 участников
Тур | Пары участников | |||
1 | 1 — (8) | 2 — 7 | 3 — 6 | 4 — 5 |
2 | (8) — 5 | 6 — 4 | 7 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (8) | 3 — 1 | 4 — 7 | 5 — 6 |
4 | (8) — 6 | 7 — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (8) | 4 — 2 | 5 — 1 | 6 — 7 |
6 | (8) — 7 | 1 — 6 | 2 — 5 | 3 — 4 |
7 | 4 — (8) | 5 — 3 | 6 — 2 | 7 — 1 |
Турнир по круговой системе. 9 или 10 участников
Тур | Пары участников | ||||
1 | 1 — (10) | 2 — 9 | 3 — 8 | 4 — 7 | 5 — 6 |
2 | (10) — 6 | 7 — 5 | 8 — 4 | 9 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (10) | 3 — 1 | 4 — 9 | 5 — 8 | 6 — 7 |
4 | (10) — 7 | 8 — 6 | 9 — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (10) | 4 — 2 | 5 — 1 | 6 — 9 | 7 — 8 |
6 | (10) — 8 | 9 — 7 | 1 — 6 | 2 — 5 | 3 — 4 |
7 | 4 — (10) | 5 — 3 | 6 — 2 | 7 — 1 | 8 — 9 |
8 | (10) — 9 | 1 — 8 | 2 — 7 | 3 — 6 | 4 — 5 |
9 | 5 — (10) | 6 — 4 | 7 — 3 | 8 — 2 | 9 — 1 |
Турнир по круговой системе. 11 или 12 участников
Тур | Пары участников | |||||
1 | 1 — (12) | 2 — 11 | 3 — 10 | 4 — 9 | 5 — 8 | 6 — 7 |
2 | (12) — 7 | 8 — 6 | 9 — 5 | 10 — 4 | 11 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (12) | 3 — 1 | 4 — 11 | 5 — 10 | 6 — 9 | 7 — 8 |
4 | (12) — 8 | 9 — 7 | 10 — 6 | 11 — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (12) | 4 — 2 | 5 — 1 | 6 — 11 | 7 — 10 | 8 — 9 |
6 | (12)- 9 | 10 — 8 | 11 — 7 | 1 — 6 | 2 — 5 | 3 — 4 |
7 | 4 — (12) | 5 — 3 | 6 — 2 | 7 — 1 | 8 — 11 | 9 — 10 |
8 | (12) — 10 | 11 — 9 | 1 — 8 | 2 — 7 | 3 — 6 | 4 -5 |
9 | 5 — (12) | 6 — 4 | 7 — 3 | 8 — 2 | 9 — 1 | 10 — 11 |
10 | (12) — 11 | 1 — 10 | 2 — 9 | 3 — 8 | 4 — 7 | 5 — 6 |
11 | 6 — (12) | 7 — 5 | 8 — 4 | 9 — 3 | 10 — 2 | 11 — 1 |
Турнир по круговой системе. 13 или 14 участников
Тур | Пары участников | ||||||
1 | 1 — (14) | 2 — 13 | 3 — 12 | 4 — 11 | 5 — 10 | 6 — 9 | 7 — 8 |
2 | (14) — 8 | 9 — 7 | 10 — 6 | 11 — 5 | 12 — 4 | 13 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (14) | 3 — 1 | 4 — 13 | 5 — 12 | 6 — 11 | 7 — 10 | 8 — 9 |
4 | (14) — 9 | 10 — 8 | 11 — 7 | 12 — 6 | 13 — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (14) | 4 — 2 | 5 — 1 | 6 — 13 | 7 — 12 | 8 — 11 | 9 — 10 |
6 | (14) — 10 | 11 — 9 | 12 — 8 | 13 — 7 | 1 — 6 | 2 — 5 | 3 — 4 |
7 | 4 — (14) | 5 — 3 | 6 — 2 | 7 — 1 | 8 — 13 | 9 — 12 | 10 — 11 |
8 | (14) — 11 | 12 — 10 | 13 — 9 | 1 — 8 | 2 — 7 | 3 — 6 | 4 — 5 |
9 | 5 — (14) | 6 — 4 | 7 — 3 | 8 — 2 | 9 — 1 | 10 — 13 | 11 — 12 |
10 | (14) — 12 | 13 — 11 | 1 — 10 | 2 — 9 | 3 — 8 | 4 — 7 | 5 — 6 |
11 | 6 — (14) | 7 — 5 | 8 — 4 | 9 — 3 | 10 — 2 | 11 — 1 | 12 — 13 |
12 | (14) — 13 | 1 — 12 | 2 — 11 | 3 — 10 | 4 — 9 | 5 — 8 | 6 — 7 |
13 | 7 — (14) | 8 — 6 | 9 — 5 | 10 — 4 | 11 — 3 | 12 — 2 | 13 — 1 |
Турнир по круговой системе. 15 или 16 участников
Тур | Пары участников | |||||||
1 | 1 — (16) | 2 — 15 | 3 — 14 | 4 — 13 | 5 — 12 | 6 — 11 | 7 — 10 | 8 — 9 |
2 | (16) — 9 | 10 — 8 | 11 — 7 | 12 — 6 | 13 — 5 | 14 — 4 | 15 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (16) | 3 — 1 | 4 — 15 | 5 — 14 | 6 — 13 | 7 — 12 | 8 — 11 | 9 — 10 |
4 | (16) — 10 | 11 — 9 | 12 — 8 | 13 — 7 | 14 — 6 | 15 — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (16) | 4 — 2 | 5 — 1 | 6 — 15 | 7 — 14 | 8 — 13 | 9 — 12 | 10 — 11 |
6 | (16) — 11 | 12 — 10 | 13 — 9 | 14 — 8 | 15 — 7 | 1 — 6 | 2 — 5 | 3 — 4 |
7 | 4 — (16) | 5 — 3 | 6 — 2 | 7 — 1 | 8 — 15 | 9 — 14 | 10 — 13 | 11 — 12 |
8 | (16) — 12 | 13 — 11 | 14 — 10 | 15 — 9 | 1 — 8 | 2 — 7 | 3 — 6 | 4 — 5 |
9 | 5 — (16) | 6 — 4 | 7 — 3 | 8 — 2 | 9 — 1 | 10 — 15 | 11 — 14 | 12 — 13 |
10 | (16) — 13 | 14 — 12 | 15 — 11 | 1 — 10 | 2 — 9 | 3 — 8 | 4 — 7 | 5 — 6 |
11 | 6 — (16) | 7 — 5 | 8 — 4 | 9 — 3 | 10 — 2 | 11 — 1 | 12 — 15 | 13 — 14 |
12 | (16) — 14 | 15 — 13 | 1 — 12 | 2 — 11 | 3 — 10 | 4 — 9 | 5 — 8 | 6 — 7 |
13 | 7 — (16) | 8 — 6 | 9 — 5 | 10 — 4 | 11 — 3 | 12 — 2 | 13 — 1 | 14 — 15 |
14 | (16) — 15 | 1 — 14 | 2 — 13 | 3 — 12 | 4 — 11 | 5 — 10 | 6 — 9 | 7 — 8 |
15 | 8 — (16) | 9 — 7 | 10 — 6 | 11 — 5 | 12 — 4 | 13 — 3 | 14 — 2 | 15 — 1 |