Турнир по круговой системе является одной из популярных схем организации соревнований как в настольных логических играх, так и во многих других подвижных видах спорта.
Чтобы определить очередность игры и цвета фигур соперников (в логических играх) используют специальные таблицы очередности игры, которые также иногда называются таблицами Бергера.
Предварительно участники турнира получают определенный номер. Затем, по соответствующей таблице, определяется участники с какими номерами встречаются друг с другом в каждом туре.
Участник, номер которого указан в таблице очередности игры первым, начинает партию. Если в турнире принимает участие нечетное количество участников, то цифра, стоящая в первом столбике вне скобок, показывает, что участник под данным номером свободен от игры в данном туре.
Турнир по круговой системе. 3 или 4 участника
Тур | Пары участников | |
---|---|---|
1 | 1 — (4) | 2 — 3 |
2 | (4) — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (4) | 3 — 1 |
Турнир по круговой системе. 5 или 6 участников
Тур | Пары участников | ||
---|---|---|---|
1 | 1 — (6) | 2 — 5 | 3 — 4 |
2 | (6) — 4 | 5 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (6) | 3 — 1 | 4 — 5 |
4 | (6) — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (6) | 4 — 2 | 5 — 1 |
Турнир по круговой системе. 7 или 8 участников
Тур | Пары участников | |||
1 | 1 — (8) | 2 — 7 | 3 — 6 | 4 — 5 |
2 | (8) — 5 | 6 — 4 | 7 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (8) | 3 — 1 | 4 — 7 | 5 — 6 |
4 | (8) — 6 | 7 — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (8) | 4 — 2 | 5 — 1 | 6 — 7 |
6 | (8) — 7 | 1 — 6 | 2 — 5 | 3 — 4 |
7 | 4 — (8) | 5 — 3 | 6 — 2 | 7 — 1 |
Турнир по круговой системе. 9 или 10 участников
Тур | Пары участников | ||||
1 | 1 — (10) | 2 — 9 | 3 — 8 | 4 — 7 | 5 — 6 |
2 | (10) — 6 | 7 — 5 | 8 — 4 | 9 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (10) | 3 — 1 | 4 — 9 | 5 — 8 | 6 — 7 |
4 | (10) — 7 | 8 — 6 | 9 — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (10) | 4 — 2 | 5 — 1 | 6 — 9 | 7 — 8 |
6 | (10) — 8 | 9 — 7 | 1 — 6 | 2 — 5 | 3 — 4 |
7 | 4 — (10) | 5 — 3 | 6 — 2 | 7 — 1 | 8 — 9 |
8 | (10) — 9 | 1 — 8 | 2 — 7 | 3 — 6 | 4 — 5 |
9 | 5 — (10) | 6 — 4 | 7 — 3 | 8 — 2 | 9 — 1 |
Турнир по круговой системе. 11 или 12 участников
Тур | Пары участников | |||||
1 | 1 — (12) | 2 — 11 | 3 — 10 | 4 — 9 | 5 — 8 | 6 — 7 |
2 | (12) — 7 | 8 — 6 | 9 — 5 | 10 — 4 | 11 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (12) | 3 — 1 | 4 — 11 | 5 — 10 | 6 — 9 | 7 — 8 |
4 | (12) — 8 | 9 — 7 | 10 — 6 | 11 — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (12) | 4 — 2 | 5 — 1 | 6 — 11 | 7 — 10 | 8 — 9 |
6 | (12)- 9 | 10 — 8 | 11 — 7 | 1 — 6 | 2 — 5 | 3 — 4 |
7 | 4 — (12) | 5 — 3 | 6 — 2 | 7 — 1 | 8 — 11 | 9 — 10 |
8 | (12) — 10 | 11 — 9 | 1 — 8 | 2 — 7 | 3 — 6 | 4 -5 |
9 | 5 — (12) | 6 — 4 | 7 — 3 | 8 — 2 | 9 — 1 | 10 — 11 |
10 | (12) — 11 | 1 — 10 | 2 — 9 | 3 — 8 | 4 — 7 | 5 — 6 |
11 | 6 — (12) | 7 — 5 | 8 — 4 | 9 — 3 | 10 — 2 | 11 — 1 |
Турнир по круговой системе. 13 или 14 участников
Тур | Пары участников | ||||||
1 | 1 — (14) | 2 — 13 | 3 — 12 | 4 — 11 | 5 — 10 | 6 — 9 | 7 — 8 |
2 | (14) — 8 | 9 — 7 | 10 — 6 | 11 — 5 | 12 — 4 | 13 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (14) | 3 — 1 | 4 — 13 | 5 — 12 | 6 — 11 | 7 — 10 | 8 — 9 |
4 | (14) — 9 | 10 — 8 | 11 — 7 | 12 — 6 | 13 — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (14) | 4 — 2 | 5 — 1 | 6 — 13 | 7 — 12 | 8 — 11 | 9 — 10 |
6 | (14) — 10 | 11 — 9 | 12 — 8 | 13 — 7 | 1 — 6 | 2 — 5 | 3 — 4 |
7 | 4 — (14) | 5 — 3 | 6 — 2 | 7 — 1 | 8 — 13 | 9 — 12 | 10 — 11 |
8 | (14) — 11 | 12 — 10 | 13 — 9 | 1 — 8 | 2 — 7 | 3 — 6 | 4 — 5 |
9 | 5 — (14) | 6 — 4 | 7 — 3 | 8 — 2 | 9 — 1 | 10 — 13 | 11 — 12 |
10 | (14) — 12 | 13 — 11 | 1 — 10 | 2 — 9 | 3 — 8 | 4 — 7 | 5 — 6 |
11 | 6 — (14) | 7 — 5 | 8 — 4 | 9 — 3 | 10 — 2 | 11 — 1 | 12 — 13 |
12 | (14) — 13 | 1 — 12 | 2 — 11 | 3 — 10 | 4 — 9 | 5 — 8 | 6 — 7 |
13 | 7 — (14) | 8 — 6 | 9 — 5 | 10 — 4 | 11 — 3 | 12 — 2 | 13 — 1 |
Турнир по круговой системе. 15 или 16 участников
Тур | Пары участников | |||||||
1 | 1 — (16) | 2 — 15 | 3 — 14 | 4 — 13 | 5 — 12 | 6 — 11 | 7 — 10 | 8 — 9 |
2 | (16) — 9 | 10 — 8 | 11 — 7 | 12 — 6 | 13 — 5 | 14 — 4 | 15 — 3 | 1 — 2 |
3 | 2 — (16) | 3 — 1 | 4 — 15 | 5 — 14 | 6 — 13 | 7 — 12 | 8 — 11 | 9 — 10 |
4 | (16) — 10 | 11 — 9 | 12 — 8 | 13 — 7 | 14 — 6 | 15 — 5 | 1 — 4 | 2 — 3 |
5 | 3 — (16) | 4 — 2 | 5 — 1 | 6 — 15 | 7 — 14 | 8 — 13 | 9 — 12 | 10 — 11 |
6 | (16) — 11 | 12 — 10 | 13 — 9 | 14 — 8 | 15 — 7 | 1 — 6 | 2 — 5 | 3 — 4 |
7 | 4 — (16) | 5 — 3 | 6 — 2 | 7 — 1 | 8 — 15 | 9 — 14 | 10 — 13 | 11 — 12 |
8 | (16) — 12 | 13 — 11 | 14 — 10 | 15 — 9 | 1 — 8 | 2 — 7 | 3 — 6 | 4 — 5 |
9 | 5 — (16) | 6 — 4 | 7 — 3 | 8 — 2 | 9 — 1 | 10 — 15 | 11 — 14 | 12 — 13 |
10 | (16) — 13 | 14 — 12 | 15 — 11 | 1 — 10 | 2 — 9 | 3 — 8 | 4 — 7 | 5 — 6 |
11 | 6 — (16) | 7 — 5 | 8 — 4 | 9 — 3 | 10 — 2 | 11 — 1 | 12 — 15 | 13 — 14 |
12 | (16) — 14 | 15 — 13 | 1 — 12 | 2 — 11 | 3 — 10 | 4 — 9 | 5 — 8 | 6 — 7 |
13 | 7 — (16) | 8 — 6 | 9 — 5 | 10 — 4 | 11 — 3 | 12 — 2 | 13 — 1 | 14 — 15 |
14 | (16) — 15 | 1 — 14 | 2 — 13 | 3 — 12 | 4 — 11 | 5 — 10 | 6 — 9 | 7 — 8 |
15 | 8 — (16) | 9 — 7 | 10 — 6 | 11 — 5 | 12 — 4 | 13 — 3 | 14 — 2 | 15 — 1 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат №1
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ
(на примере МИНИ-ФУТБОЛУ)
Учебно-методическое пособие
с. Каргасок 2014
ВВЕДЕНИЕ
.………………………………………………………………………стр.3
………………………..стр.4
- Положение о соревновании ………………………………………….стр.4
- Способы проведения соревнований по мини-футболу
(системы розыгрыша) ………………………………………………………………..стр.5
1.2.1 Круговой способ………………………………………………………….стр.5
1.2.2 Способ с выбыванием……………………………………………………..стр.9
1.2.3 Комбинированный (смешанный) способ……………………………….стр.12
1.3 Основные положения правила игры мини-футбол………………………..стр.13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
……………………………………………………………..стр.19
ВВЕДЕНИЕ
Мини-футбол зародился гораздо «древнее», чем мы можем себе представить. Его появление было отмечено в 1920-х годах. Произошло это на бразильских пляжах, переполненных желающими играть в футбол. Затем родился «Футбол де салон» — мини-футбол проник в залы: по пять игроков с каждой стороны.
Считается, что первыми в Европе начали играть австрийцы. В 1958 году один из руководителей сборной Австрии Йозеф Аргауэр
привёз идею этой игры из Швеции с чемпионата мира по футболу. Там он подсмотрел тренировку бразильцев в зале: увлёкся мини-футболом и предложил организовать матч в венском «Штадт-халле». Игра-эксперимент всем пришлась по душе. Постепенно мини-футбол завоевывал популярность и в других странах. Все большую популярность получала эта игра в Голландии, Испании, Италии. В сезоне 1968/69 Голландия первой провела свой национальный чемпионат. Победу в нём одержал клуб «Щага’66».
В середине 70-х годов в Европе мини-футбол начинает развиваться, как организованный, отдельный вид спорта.
19 июля 1974 года в Риме был сыгран первый официально зарегистрированный международный матч среди национальных сборных. Итальянцы принимали ливийцев и победили со счётом 9:2. Первый прототип-турнир чемпионата мира состоялся через двенадцать лет, с 18 по 20 ноября 1986 года в Будапеште. Участвовали 8 команд. В финальном матче хозяева, венгры победили голландцев. В следующем году состоялось уже два таких турнира – в испанской Ла-Коруньи и в столице Бразилии. Если в первом победили испанцы, то во втором хозяев ждало разочарование. Бразильцы в финале по пенальти уступили Парагваю.
В 1989 году пришло время первого официального первенства мира в Голландии. Чемпионами стали бразильцы. Они подтвердили свой титул на турнирах в 1992 году в Гонконге и на первенстве планеты-96 в Испании. А вот на чемпионате мира-2000 в Гватемале бразильцы уступили пальму первенства испанцам.
Клубные команды России добились выдающихся результатов на европейской арене. Московская «Дина» — победитель Турнира европейских чемпионов 1995, 1997, 1999 годов, обладатель Межконтинентального Кубка 1997 года. Екатеринбургский «Финпромко-Альфа» — обладатель первого экспериментального Кубка обладателей кубков 2002 года. Московское «Динамо» — обладатель Кубка УЕФА 2007 года, финалист Кубка УЕФА 2005 и 2006 годов.
Развитие мини-футбола в России находится в активной фазе. Сегодня по-новому переосмысливаются и все более ясно осознаются перспективы использования средств мини-футбола у населения различного возраста и пола. Помимо популярности традиционного футбола, в стране бурно развиваются другие виды, а именно, мини-футбол, футзал и пляжный футбол.
С 2008 года в России действуют общественные проекты: «Мини-футбол в школу».
Соревнования по мини-футболу являются одними из важных элементов в популяризации и пропаганде здорового образа жизни. Участвовать в них могут любые люди, но, к сожалению, не все проявляют желание и интерес.
Повышение интереса к соревнованиям является одним из главных направлений работы специалистов физкультурно-спортивной сферы.
Несомненно, соревнования по мини-футболу являются важным средством в развитии гармонично физически развитого населения. Что в дальнейшем будет положительно влиять на темпы развития страны в целом.
В пособии раскрываются особенности педагогических методик проведения учебно-тренировочных занятий секционной работы в школе по организации и проведения соревнований по мини-футболу.
Пособие поможет педагогам по физической культуре и спорту, тренерам по футболу и любому человеку желающему провести соревнования по мини-футболу.
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Положение о соревновании
Положения о соревнованиях определяют многие их основные характеристики: цели и задачи соревнований, место и сроки проведения, кто осуществляет руководство соревнованиями, требования к участникам, программа соревнований, награждение победителей.
- Цели и задачи
- популяризация и пропаганда здорового образа жизни;
- выявление лучших спортсменов;
- определение команд победителей и призёров;
- повышение уровня спортивного мастерства.
2. Руководство соревнованиями
Общее руководство по организации и проведению соревнований по мини-футболу осуществляет главный судья соревнований.
3. Участники соревнований
Участниками соревнований являются заявившиеся команды, которые состоят из 1 вратаря, 4 полевых игроков и не более 7 запасных.
Допускается играть в поле не полным составом не менее 4 человек (1 вратарь, 3 полевых игрока) в случае отсутствия или травмирования одного из игроков команды.
4. Программа соревнований
Игры проводятся согласно жеребьевке и составленного главным судьей календаря.
5. Порядок и правила проведения игр
Система проведения определяется на судейской в зависимости от количества команд.
6. Экипировка игроков
Игроки команды должны быть экипированы в спортивную одежду и обувь, игрок не должен использовать экипировку или одевать на себя то, что представляет опасность для него самого или для другого игрока (включая любого рода ювелирные изделия). Вратарь по форме должен отличаться от остальных игроков и судьи.
7. Порядок оформления участников соревнований
Обязательно в полной заявке должны быть указаны: Ф.И.О. участников; год и дата рождения (полностью); название клуба; заявочный лист должен быть заверен врачом и печатью напротив каждой фамилии, а также представителем данной команды, должен быть предоставлен в определённый срок.
8. Награждение
1. Команде, занявшей первое место присваивается от вида соревнования звание «Чемпион», «Обладатель Кубка», она награждается памятным призом, дипломом.
2. Команды занявшие 2 и 3 место, награждаются памятными призами, дипломом.
3. Все участники соревнований награждаются памятными призами.
- Способы проведения соревнований
по мини-футболу (системы розыгрыша)
В практике спортивных игр, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения и комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд, спортивных сооружений, уровня подготовленности участников, сроков.
Каждому способу присущ порядок составления календаря (расписания) встреч участников соревнования. Перед составлением календаря встреч проводится жеребьёвка, по результатам которой каждая команда получает определённый номер.
- Круговой способ
Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. При этом способе наиболее объективно определяется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.
При круговом способе количество дней соревнования при нечётном количестве команд будет совпадать с числом участников, при чётном – на один день меньше этого числа (x= n; x= n-1, соответственно), где х- количество игровых дней, n- число участвующих команд.
Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле: x=n (n-1)/2.
Где x-количество встреч; n-количество команд; (n-1)- число игр, которое должна провести каждая команда; 2- показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.
В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своём поле или поле соперника. Календарь может составляться с учётом этого требования- с чередованием полей или без чередования полей.
Способ с чередованием полей
.
По таблице определяют, какие номера команд встречаются между собой в каждый день соревнований. Команда, номер который указан первым, играет на своём поле. Если число команд-участниц нечётное, то команда, рядом с номером которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.
Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно (рис. 1).
Рис.1 Составление календаря игр с чередованием полей
Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причём если число команд-участниц нечётное, то на 2 делят очередную чётную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за седьмой чётную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, т.е. с 5.
При чётном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру 1, а в столбике (снизу вверх) – следующие по порядку цифры 2,3,4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае 5)и т.д., помещая очередную цифру под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить цифру 1 над линией.
Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечётном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участниц чётное, эти цифры образуют с последней чётной одну из пар данного игрового дня.
Ц
ифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показывают номера игровых пар; причём цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры слева — номера команд, играющих на полях соперника.
Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями – команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.
С
пособ без чередования полей
применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для чётного количества команд, при нечётном последнюю «чётную» цифру заменяет ноль. Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: первая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номера попарно составляют первый игровой день. Для определения последующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два расположения номеров (рис. 2).
Рис.2 Составление календаря игр без чередования полей (1-й и 2-й вариант)
При нечётном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0- команда в этой паре не играет (выходная).
При большом количестве команд и ограниченном времени соревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрывают 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыгрывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые- с 7-го по 12-е, третьи места- с 13-го по 18-е. Результаты предварительных игр засчитываются в финале.
Для участия в финале жеребьёвка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие команды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше способам с учётом номеров, полученных при жеребьёвке. По этому принципу составляются финальные группы для определения последующих мест.
Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змейкой» с учётом результатов предыдущих соревнований (прошлогодних и др.)
Рассеивание жребием,
например, на три подгруппы: 1,2 и 3 места рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем также 4,5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьёвка.
Р
ассеивание змейкой
производится следующим образом: на основании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис.3).
Рис.3 Рассеивание команд на две и три подгруппы; сумма мест одинакова – 18 при двух и 26 при трех подгруппах
В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью и поражение. В спортивных играх проводятся соревнования, в которых принимают участие несколько команд – две и больше, например студенческих; детско-юношеских – несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.д. Победителем считается коллектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачёт по каждой категории команд в отдельности.
Для учёта результатов соревнований по круговому способу применяется таблица, в которой отражается вся необходимая информация (рис.4). При проведении соревнований в два круга каждая клетка делится горизонтальной линией на две части. В клетках отражается результат встречи двух команд и соответствующие очки, первым проставляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Например, команда 1 выиграла у команды 2 со счётом 3:1, ей записывается результат 3:1 и 3 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачётом в соответствующих клетках проставляются аналогичным порядком результаты всех команд.
Рис.4 Таблица учета результатов при круговом способе
- Способ с выбыванием
При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.
Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьёвкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8,16,32 и т.д.), то название команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определённым жребием. Первая команда играет со второй, третья – с четвёртой и т.д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 5).
Р
ис.5 Схема встреч для 8 команд
Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. 1 этап в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфиналом; 2 этап встреч четырёх команд – полуфиналом и, наконец решающие матчи двух лучших команд (3 этап) – финалом. Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований.
Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, полученных в жеребьёвке) вступает в игру со второго этапа. Число команд, играющих на первом этапе, определяют по формуле (n-2*)2,где n- число команд-участниц; *- степень, дающая число, максимально приближённое к n. Например, если в соревнованиях участвуют 11 команд (рис.6), то в первый день встречаются 6 команд: (11-8)2.
Рис.6 Схема встреч для 11 команд
Количество игр при способе с выбыванием определяют по формуле x=(n-1)m, где х- количество игр, n-число участвующих команд, m- количество поражений, при котором команда выбывает из соревнований. Например, при 8 командах: с выбыванием после одного поражения будет 7 игр, после двух поражений -14 и т.д.
Количество игровых дней определяется по формулам: 1)x=n, где x – количество дней при способе выбывания после одного поражения, n- степень числа 2 из общего количества участвующих команд. Например, при 4 командах количество игровых дней будет 2 (вторая степень числа 2); 2)x=n+1, где x- количество дней при способе после одного поражения, n+1- степень числа 2 плюс единица, при 6 командах количество дней будет 2+1=3.
Для команд, вступающих в игру со второго этапа, отводят крайние верхние и нижние номера. Все номера распределяют, как и для играющих на первом этапе, поровну между командами из верхней и нижней половин таблицы. Если число участвующих команд нечётное, то команд, вступающих в игру со второго этапа, в нижней половине таблицы будет на одну больше, чем в верхней. Пар, играющих на первом этапе, наоборот, будет на одну больше в верхней половине таблицы. Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половинах таблицы, а также число команд, играющих в первом этапе, приведены в таблице 1.
При проведении жеребьёвки применяют рассеивание наиболее сильных команд по верхней и нижней половинам сетки, чтобы они не встретились вначале соревнований (например, двум сильнейшим командам по жребию определяют первый и последний номера таблицы)
В первый день соревнований игры проводятся на поле с нечётными номерами, во второй на поле соперника или по жребию, если предыдущие игры они провели на своём или «чужом» поле. Место финальной игры определяется положением о соревновании.
Команды, получившие одно поражение, продолжают играть по дополнительной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается в два раза; если в финальной игре победит команда из дополнительной сетки, то финал проводится повторно.
Таблицей учёта результатов при проведении соревнований по способу выбывания служат сетки с наименованием команд согласно жеребьёвке и проставлением результата встреч.
Способ с выбыванием выявляет одного победителя, занявшего первое место, все остальные выбывают как проигравшие. С определённой долей условности можно определить и последующие места при помощи дополнительных игр.
Календарь игр по способу выбывания после второго поражения состоит из основной и дополнительной сеток (рис.7).
Рис.7 Календарь игр по способу выбывания после двух поражений (8 команд)
- Комбинированный (смешанный) способ
Этот способ основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования- предварительная или заключительная – проводится по круговому способу, другая по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.
Возможны несколько вариантов смешанного способа. Первый вариант: команды делятся на две подгруппы, в которых игры проводятся по круговому способу (предварительная часть), затем в заключительной части проводятся стыковые игры, где определяются1-2, 3-4, 5-6, 7-8е места. Второй вариант: команды делятся на 4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводится по способу выбывания, заключительная – по круговому способу для четырёх команд, занявших первое место в подгруппах. Третий вариант:
предварительная часть в четырёх подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть для четырёх победителей – по способу с выбыванием.
- Основные положения правила игры в мини-футбол
Площадка для игры должна быть прямоугольной. Длина боковой линии должна быть больше длины линии ворот. Длина площадки 25 — 42 м; ширина — 15 — 25 м. Все линии имеют ширину 8 см. Площадка разделена на две равные половины средней линией. Центральная отметка делит среднюю линию на две равные части. Вокруг нее проводят окружность радиусом 3м. Штрафная площадь очерчивается в конце каждой из половин поля следующим образом, четверть окружности радиусом 6м проводится с внешней стороны стоек ворот до пересечения с воображаемой линией, проводимой под прямым углом к линии ворот также с внешней стороны стоек ворот. Верхние точки четвертей окружности соединяются отрезком длиной 3,16м, проходящим параллельно линии ворот между стойками. Отметка для пробития пенальти наносится на расстоянии 6м от средней точки между стойками ворот равноудалено от них. Дополнительная отметка для пробития пенальти наносится на площадке на расстоянии 10м от средней точки между стойками ворот равноудалено от них. Четверть окружности радиусом 25см проводится внутри площадки в каждом ее углу. Зоны замены находятся на той же стороне площадки, где расположены скамейки запасных и прямо перед ними. В них игроки входят и уходят с площадки при заменах. Зоны замены каждая длиной 5м расположены напротив скамеек запасных. Они выделяются линиями, каждая из которых проводится под прямым углом к боковой линии в обе стороны от нее, имеют ширину 8см, длину 80см, из них 40см внутри площадки и 40см за ее пределами. Между линией, ограничивающей каждую зону замены, и пересечением средней и боковой линий расстояние 5м. пространство перед столом хронометриста должно быть свободным.
Ворота должны располагаться по середине каждой линии ворот. Они состоят из двух вертикальных стоек, равноудаленных от углов площадки и соединенных вверху горизонтальной перекладиной. Расстояние (по внутреннему измерению) между стойками – 3м, а расстояние от нижней грани перекладины до поверхности площадки – 2м. Обе стойки и перекладина имеют одинаковую ширину и глубину – 8см. Сетки, изготовленные из пеньки, джута или нейлона, присоединяются к стойкам и перекладинам к задней части ворот. Нижняя часть прикрепляется к изогнутому стержню, либо другому подобному основанию. Глубина ворот, измеряемая от внутренней грани стоек и находящаяся за пределами площадки, должна быть не менее 80см в верхней части и не менее 100см в нижней части. Ворота могут быть передвижными, но во время игры они должны быть надежно прикреплены к поверхности площадки. Покрытие площадки должно быть ровным и гладким, но не абразивным. Рекомендуется использование деревянного или искусственного покрытия. Следует избегать использования бетонного или асфальтового покрытия
Мяч имеет сферическую форму, изготовлен из кожи или другого пригодного материала, имеет длину окружности не менее 62см и не более 64см, на момент начала матча имеет вес не менее 400г и не более 440г, имеет давление, равное 0,4-0,6 атмосферы (400-600 г/см 2) на уровне моря. Если во время игры мяч лопнул или пришел в негодность: игра останавливается. Игра возобновляется вбрасыванием «спорного» запасным мячом в том месте, где предыдущий мяч пришел в негодность. Мяч при падении с высоты 2м должен иметь первый отскок не менее 50см и не более 65см. В матчах разрешается использовать только те мячи, которые соответствуют минимальным техническим требованиям.
В матче принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из пяти игроков, один из них – вратарь.
Максимальное число запасных, которое разрешено иметь, равно семи. Число замен в ходе матча не ограниченно.
Игрок не должен использовать в своей экипировке или носить то, что представляет опасность для него самого или для любого другого игрока, включая любого рода ювелирные изделия. Основной обязательной экипировкой игрока является: футболка или рубашка, трусы – если используются подтрусники, то они должны быть того же цвета, что и основной цвет трусов, гетры, щитки. Обувь – разрешается обувь только следующих видов: парусиновая, мягкая кожаная, тренировочная или гимнастическая с резиновой или из подобного материала подошвой. На футболке или рубашке со стороны спины наносятся номера с 1 по 15. Цвета номеров должны ясно отличаться от цвета футболок.
Каждый матч проводится судьей, вторым судьей, хронометристом и третьим судьей.
Матч длится два равных периода каждый по 20 минут. Команды имеют право в каждой половине матча взять тайм-аут продолжительностью в одну минуту.
Подбрасывается монета и команда, выигравшая жребий, выигрывает, какие ворота она будет атаковать в первой половине матча. Другая команда выполняет начальный удар.
Способ определения гола, когда мяч полностью пересечет линию ворот между стойками и под перекладиной, если только он не был заброшен, внесен, умышленно направлен рукой игроком атакующей команды, включая вратаря. Команда, у которой число засчитанных голов в течение матча больше, считается победителем.
Пенальти назначается, если игрок совершит любое из вышеперечисленных нарушений в пределах своей штрафной площади, независимо от того, где находился в этот момент мяч, лишь бы он был в игре.
Игрок получает предупреждения и ему показывают желтую карточку, если он совершит любое из следующих нарушений: виновен в неспортивном поведении, демонстрирует несогласие словом или действием, систематически нарушает Правила игры, не соблюдает необходимость расстояния, когда игра возобновляется угловым ударом, ударом с боковой линии, штрафным или свободным ударами или броском от ворот, выходит или возвращается на площадку без разрешения судьи или нарушает процедуру замены, умышленно покидает площадку без разрешения судьи.
Игрок удаляется с площадки и ему показывают красную карточку, если он совершит любое из следующих нарушений: виновен в серьезном нарушении правил игры, виновен в агрессивном поведении, плюнет в соперника или в любое другое лицо, лишает команду соперника гола или благоприятной возможности явно забить гол, умышленно сыграв рукой в мяч (это не относится к вратарю, находящемуся в своей штрафной площади), лишает соперника, движущегося к воротам оппонента, благоприятной возможности явно забить гол, совершив нарушение, наказуемое свободным, штрафным ударами или пенальти, употребляет оскорбительные, обидные или нецензурные выражения, получит повторное предупреждение в течение одного и того же матча.
Игрок, который удален, не может в дальнейшем снова вступить в игру и находиться на скамейке запасных. Запасной игрок может выйти на площадку по полному истечению двух минут после удаления с площадки его партнера по команде, если только не засчитан гол до окончания этих двух минут, при условии получения разрешения у хронометриста.
Удары могут быть штрафными или свободными. Как при штрафном, так и при свободном ударах мяч должен быть неподвижным, когда выполняется удар, а бьющий игрок не может повторно касаться мяча до тех пор, пока его не коснется другой игрок.
Если мяч забит в ворота соперника непосредственно со штрафного удара, то гол засчитывается. Все игроки команды соперника должны находится на расстоянии не менее 5м от мяча до тех пор, пока он не войдет в игру.
Если команда, выполняющая штрафной или свободный удар, делает это более 4 секунд, то свободный удар производит противоположная команда.
Набранные нарушения — это все нарушения, наказуемые штрафным ударом. Первые пять набранных нарушений, совершенных каждой командой в каждом периоде, записываются в протокол матча.
Если игрок совершит шестое набранное командное нарушение на своей половине площадки между 10 метровой воображаемой линией и линией ворот, то команда, выполняющая штрафной удар, может выбирать: пробивать ли с дополнительной отметки для пенальти или с места где произошло нарушение. Если нарушение произошло в штрафной площади то свободный удар выполняется с точки на линии штрафной площади, ближайшей к месту нарушения.
Удар мяча с боковой линии – это способ возобновления игры. Гол не может быть засчитан, если мяч забит непосредственно ударом с боковой линии. Удар мяча с боковой линии назначается: когда мяч полностью пересечет боковую линию по земле или по воздуху, или касается потолка, с места, где мяч пересек боковую линию, в пользу соперника игрока, последним коснувшегося мяча.
Бросок от ворот – это способ возобновления игры. Гол не засчитывается, если мяч забит непосредственно броском от ворот. Бросок от ворот назначается, когда: мяч полностью пересечет линию ворот по земле или по воздуху, последним его коснется игрок атакующей команды и при этом не будет засчитан гол в соответствии с Правилом 11. Мяч выбрасывается из любой точки штрафной площади вратарем защищающейся команды. Соперники должны оставаться за пределами штрафной площади до тех пор, пока мяч не войдет в игру.
Угловой удар есть способ возобновления игры. Угловой удар назначается, когда мяч полностью пересечет линию ворот по земле или по воздуху, последним его коснется игрок защищающейся команды и при этом не будет засчитан гол в соответствии с Правилом 11. Мяч устанавливается внутри углового сектора, ближайшего к месту выхода мяча. Соперники располагаются на расстоянии не менее 5м от мяча до тех пор, пока он не войдет в игру. Удар по мячу выполняет игрок атакующей команды. Мяч считается в игре, когда по нему нанесен удар или сделано касание. Игрок, выполняющий удар, не может повторно сыграть в мяч до тех пор, пока его не коснется другой игрок. Свободный удар выполняется противоположной командой, если: игрок, выполняющий угловой удар, повторно сыграет в мяч прежде, чем его коснется другой игрок. Свободный удар выполняется с места, где произошло нарушение.
Осуществляя судейство игры, судьи подают сигнал с помощью свистка. Свисток используется арбитрами для подачи сигналов в следующих случаях: в начале игры и по ей возобновлении после перерыва и после забитого мяча в ворота, а также при выполнении 6-метрового и 10-метрового ударов, при взятии ворот, по окончании игры или её половины.
принцип преимущества удаление пятый набранный фол
Удар мяча с боковой начало и возобновление отсчёт 4 секунд
линии игры
Список литературы
- Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе М: Советский спорт, 2006.
- А. А. Полозов Мини-футбол М: Индустрия футбола, 2007.
- Алиев Э.Г. Андреев С.Н. Левин В.С. Ерёменко К.В. Мини-футбол М: Советский спорт, 2008.
- Андреев С.Н. Мини-футбол – твоя игра М.: Просвещение 1988.
- Андреев С.Н. Играйте в мини-футбол М.: Советский спорт 1989.
- Бапишев Т.К. Школа мини-футбольного арбитра А: Издательский центр «Алма-ата», 2008.
- Видянкин М.В. Внеклассные мероприятия в средней школе Волгоград: Учитель 2004.
- Волков Л.В. Теория и методика детского юношеского спорта Киев: Олимпийская литература, 2002.
- Голомазов С.В. Мини-футбол. М.: Физическая культура и спорт, 2002.
- Кучеренко О.С. Игрок рождается в игре.- Футбол. Ежегодник: ФиС., М., 1981.
- Куликов Л.М. Мини-футбол М.:, 2007.
- Левин В.С. Андреев С.Н. Мини-футбол. Подготовка юных футболистов в спортивных школах и любительских командах Липецк: ГУРОГ «Липецкая газета» 2004.
- Мутко В.Л. Мини-футбол – игра для всех М: Советский спорт, 2007.
- Павлов А.А. Теория и методика мини-футбола М:, 2007.
- Саенко И.А. История мини-футбола М:, 2006.
- Юный футболист: Учебное пособие для тренеров/ Подл редакцией А.П.Лаптева и А.А.Сучилина М.: Физическая культура и спорт, 1983.
- Ю.Д. Железняк, Ю.М. Протонов, В.П. Савин, А.В. Лескаков Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения М: Издательский центр «Академия» 2004.
(системы розыгрыша)
В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения и комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) участников, сроков и др.
Каждому способу (системе) присущ порядок составления календаря (расписания) встреч участников соревнования — команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календаря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каждый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) получает определенный номер. Для удобства далее применяется термин «команда».
Круговой способ
Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наиболее объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.
При круговом способе количество дней соревнования при нечетном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном – на один день меньше этого числа (х = n; х = n – 1, соответственно), где х – количество игровых дней, n – число участвующих команд.
Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле
х = n (n-1)
,
где х
— количество встреч; п —
количество команд; (n — 1) — число игр, которое должна провести каждая команда; 2 — показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.
В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может составляться с учетом этого требования — с чередованием полей или без чередования полей.
Способ с чередованием полей.
По таблице определяют, какие номера команд встречаются между собой в каждый день соревнований. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номером которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую в команду), в данный день свободна от игр.
Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если число команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру.
Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, т.е. с 5:
При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) — следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае — 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить цифру 1 над линией.
Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например:
1-8,8-5,2-8,8-6 ит.д.
Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показывают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры слева — номера команд, играющих на полях соперников.
Для 3 и 4 команд | Для 5 и 6 команд | ||||||
1-й день | 2-й день | 3-й день | 1-й день | 2-й день | 3-й день | 4-й день | 5-й день |
1-(4) | (4)-3 | 2-(4) | 1-(6) | (6)-4 | 2-(6) | (6)-5 | 3-(6) |
2-3 | 1-2 | 3-1 | 2-5 | 5-3 | 3-1 | 1-4 | 4-2 |
3-4 | 1-2 | 4-5 | 2-3 | 5-1 |
Для 7 и 8 команд
1-й день |
2-й день |
3-й день |
4-й день |
5-й день |
6-й день |
7-й день |
1-(8) | (8)-5 | 2-(8) | (8)-6 | 3-(8) | (8)-7 | 4-(8) |
2-7 | 6-4 | 3-1 | 7-5 | 4-2 | 1-6 | 5-3 |
3-6 | 7-3 | 4-7 | 1-4 | 5-1 | 2-5 | 6-2 |
4-5 | 1-2 | 5-6 | 2-3 | 6-7 | 3-4 | 7-1 |
Для 9 и 10 команд
1-й день | 2-й день | 3-й день | 4-й день | 5-й день | 6-й день | 7-й день | 8-й день | 9-й день |
1-(10) | (10)-6 | 2-(10) | (10)-7 | 3-(10) | (10)-8 | 4-(10) | (10)-9 | 5-(10) |
2-9 | 7-5 | 3-1 | 8-6 | 4-2 | 9-7 | 5-3 | 1-8 | 6-4 |
3-8 | 8-4 | 4-9 | 9-5 | 5-1 | 1-6 | 6-2 | 2-7 | 7-3 |
4-7 | 9-3 | 5-8 | 1-4 | 6-9 | 2-5 | 7-1 | 3-6 | 8-2 |
5-6 | 1-2 | 6-7 | 2-3 | 7-8 | 3-4 | 8-9 | 4-5 | 9-1 |
Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями — команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.
Способ без чередования полей
применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.
Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: первая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номера попарно составляют первый игровой день. Для определения последующих дней и пар производят передвижение номеров против
часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).
При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 — команда в этой паре не играет (выходная).
При большом количестве команд и ограниченном времени соревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыгрывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1 -го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места — с 13-го по 18-е. Результаты предварительных игр засчитываются в финале.
Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие команды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше способам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения последующих мест.
Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змейкой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошлогодних и др.).
Рассеивание жребием,
например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 места рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.
Рассеивание змейкой
производится следующим образом: на основании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).
В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возможны варианты: первый — за победу 3 очка, ничью — 2, поражение -1 и неявка — 0; второй — за победу — 2, ничью — 1, поражение и неявка — 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу — 2 очка, поражение — 1 и неявка — 0.
В спортивных играх проводятся соревнования, в которых участвует несколько команд («клубный зачет») — две и больше, например студенческих; детско-юношеских — несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т. п. Победителем считается коллектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.
При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовленности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая — 3, третья — 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется половина очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).
Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же очков, сколько взрослым и т. п.
Для учета результатов соревнований по круговому способу применяется таблица, в которой отражается вся необходимая информация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).
При проведении соревнований в два круга каждая клетка делится горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются результат встречи двух команд и положенные очки, первым проставляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Например, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в соответствующих клетках проставляются аналогичным порядком результаты всех команд.
При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.
Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8, 16,32 и т.д.), то названия команд располагают в таблице верху вниз в порядке, определенным жребием. Первая команда играет со второй, третья — с четвертой и т. д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 7).
Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Этап, в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфиналом; этап встреч четырех команд — полуфиналом и, наконец, решающие матчи двух лучших команд — финалом.
Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований.
Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, полученных в жеребьевке) вступает в игру со второго этапа. Число команд, играющих на первом этапе, определяют по формуле (п
— 2 х) 2,
где п
— число команд-участниц; х — степень, дающая число, максимально приближенное к п.
Например, если в соревнованиях участвуют 11 команд (рис. 8), то в первый день встречаются 6 команд: (11-8) 2.
Количество игр при способе с выбыванием определяют по формуле х = (п –1) т,
где х —
количество игр, п —
число участвующих команд, т —
количество поражений, при котором команда выбывает из соревнований. Например, при 8 командах: с выбыванием после одного поражения будет 7 игр, после двух поражений — 14 и т.д.
Количество игровых дней определяется по формулам: первая х = п,
где х
— количество дней при способе выбывания после одного поражения, п
— степень числа 2 из общего количества участвующих команд. Например, при 4 командах количество игровых дней будет 2 (вторая степень числа 2); вторая х
= п +
1, где х
— количество дней при способе после одного поражения, п +
1 — степень числа 2 плюс единица, при 6 командах количество дней будет 2 + 1 = 3.
Для команд, вступающих в игру со второго этапа, отводят крайние верхние и нижние номера. Все номера распределяют, как и для играющих на первом этапе, поровну между командами из верхней и нижней половин таблицы. Если число участвующих команд нечетное, то команд, вступающих в игру со второго этапа, в нижней половине таблицы будет на одну больше, чем в верхней. Пар, играющих на первом этапе, наоборот, будет на одну больше в верхней половине таблицы.
Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половинах таблицы, а также число команд, играющих в первом этапе, приведены в таблице 1.
При проведении жеребьевки применяют рассеивание наиболее сильных команд по верхней и нижней половинам сетки, чтобы они не встретились вначале соревнований (например, двум сильнейшим командам по жребию определяют первый и последний номера таблицы).
В первый день соревнований игры проводятся на поле с нечетными номерами, во второй на поле соперника или по жребию, если предыдущие игры они провели на своем или «чужом» поле. Место финальной игры определяется положением о соревновании.
Календарь игр по способу выбывания после второго положения состоит из основной и дополнительной сеток (рис. 9). Команды, получившие одно поражение, продолжают играть по дополнительной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается в два раза; если в финальной игре победит команда из дополнительной сетки, то финал проводится повторно.
Таблицей учета результатов при проведении соревнований по способу выбывания служат сетки с наименованием команд согласно жеребьевке и проставлением результата встреч (см. рис. 6-8).
Способ с выбыванием выявляет одного победителя, занявшего первое место, все остальные выбывают как проигравшие. С определенной долей условности можно определить и последующие места при помощи дополнительных игр, как это показано на рисунке 10
В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения и комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) участников, сроков и др.
Каждому способу (системе) присущ порядок составления календаря (расписания) встреч участников соревнования — команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календаря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каждый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) получает определенный номер. Для удобства далее применяется термин «команда».
Круговой способ
Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наиболее объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.
При круговом способе количество дней соревнования при нечетном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном — на один день меньше этого числа (х = п; х — п — 1, соответственно), где х — количество игровых дней, п — число участвующих команд.
Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле
где х — количество встреч; п — количество команд; (л -1) — число игр, которое должна провести каждая команда; 2 — показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.
В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может составляться с учетом этого, требования — с чередованием полей или без чередования полей.
Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие номера команд встречаются между собой в каждый день соревнований. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номером которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.
Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если число команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, т.е. с 5: 5. 6. 7.
При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) — следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае — 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить цифру 1 над линией.
Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например:
Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показывают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры слева — номера команд, играющих на полях соперников.
Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями — команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.
Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.
Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: первая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номера попарно составляют первый игровой день. Для определения последующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).
При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 — команда в этой паре не играет (выходная).
При большом количестве команд и ограниченном времени соревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыгрывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места — с 13-го по 18-е. Результаты предварительных игр засчитываются в финале.
Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие команды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше способам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения последующих мест.
Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змейкой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошлогодних и др.).
Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 места рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.
Рассеивание змейкой производится следующим образом: на основании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).
В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возможны варианты: первый — за победу — 3 очка, ничью — 2, поражение -1 и неявка — 0; второй — за победу — 2, ничью — 1, поражение и неявка — 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу — 2 очка, поражение — 1 и неявка — 0.
В спортивных играх проводятся соревнования, в которых участвует несколько команд («клубный зачет») — две и больше, например студенческих; детско-юношеских — несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.п. Победителем считается коллектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.
При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовленности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая — 3, третья — 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется половина очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).
Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же очков, сколько взрослым и т.п.
Для учета результатов соревнований по круговому способу применяется таблица, в которой отражается вся необходимая информация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).
При проведении соревнований в два круга каждая клетка делится горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются результат встречи двух команд и положенные очки, первым проставляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Например, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в соответствующих клетках проставляются аналогичным порядком результаты всех команд.
При организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий следует стремиться к оптимальным срокам их проведения. В зависимости от целей, задач, масштаба и ранга соревнований, наличия учебно-материальной базы, уровня подготовленности участников применяются различные системы их проведения.
Организация соревнований включает в себя такие подготовительные мероприятия как:
подготовка и доведение до сведения подразделений учебного заведения Положения о круглогодичной спартакиаде, где оговариваются условия проведения соревнований по каждому виду спорта;
сбор заявок от подразделений учебного заведения на участие в соревнованиях;
проведение заседаний судейских коллегий с представителями команд, где должно быть оговорено:
условия проведения соревнований;
система проведения соревнований;
утверждение принятых условий и системы проведения соревнований;
составление программы (расписания) проведения соревнований.
Основное назначение жеребьёвки – присвоение участвующим командам (участникам) номеров. Жеребьёвка бывает общей для всех команд или с разбивкой на 2, 3 или 4 подгруппы (где первые 2, 3 или 4 команды сильнейшие, а под них проводится групповая жеребьёвка для остальных команд). Количество номеров соответствует числу участвующих в соревнованиях команд. Основное требование к жеребьёвке — это присутствие на ней всех представителей команд.
Круговая система
При проведении соревнований по круговой системе каждая команда (участник) встречается с каждой командой (участником). Преимущество заключается в том, что объективно определяется победитель соревнований и места каждой команды (участника). Недостаток этой системы в том, что для проведения соревнований требуется очень много времени. При нечётном количестве команд, число игровых дней (игр) соответствует количеству команд, при чётном на один день (игру) меньше.
Количество дней (игр) определяется по формуле:
Где Х — число всех дней проведения (игр), А — число команд (участников).
Чётное количество команд (участников) – 6.
Нечётное количество команд (участников) – 5.
Первый тур составляют пары команд (участников), стоящие друг против друга (цифра «0» – для команды (участника) свободный день от игр). Пары на следующий тур соревнований составляются следующим образом: первая команда остаётся на месте, остальные передвигаются против часовой стрелки.
Для чередования игр на своём и чужом поле составляется таблица для нечётного количества команд (в нашем примере 5 команд, если чётное, то + 1). Для этого проводится нечётное количество вертикальных линий по количеству игровых дней (туров). Под первой линией ставится номер 1. Чтобы определить какое количество номеров ставить между линиями и какое число поставить над второй вертикальной линией, чётное число команд (при нечётном + 1) разделить на 2, + 1 и это число записать над второй вертикальной линией.
3 5
1
Далее по стрелкам пишутся номера в возрастающем порядке.
3 5 4 1 5
1 2 3
При составлении расписания на первый день, вокруг первой вертикальной линии следует написать номера команд против часовой стрелки
43 5 4 1 5
52 1 3 2 4
1 2 3
Команды, номера которых расположены под и над вертикальными линиями, будут свободными в этот тур от игры.
При чётном количестве команд к номерам, стоящим под и над чертой, добавляется номер последней команды (6). К номеру, написанному над чертой, добавляем цифру справа, а под чертой – слева. Сетка выглядит так:
43 5 4 1 5
Окончательно таблица игр составляется следующим образом: первыми записываются номера, стоящие справа от вертикальной черты, а вторыми – слева.
В практике спортивных игр имеют место следующие способы проведения соревнований (системы розыгрыша): круговой (все участвующие команды играют между собой); с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований; смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая — по круговому способу или наоборот).
1. При круговой системе розыгрыша все команды или участники соревнований встречаются друг с другом. В зависимости от условий положения, количества участников соревнования могут проводиться в два или несколько кругов, с таким условием, чтобы каждая команда провела одинаковое количество встреч на своем и чужом поле. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков или выигранных встреч.
Круговая система позволяет точно определить силы команд, исключает элемент случайных проигрышей, позволяет объективно определить место каждой команды. Недостатком этой системы является длительное время проведения соревнований, большие материальные затраты, связанные с проживанием участников и их переездами. При большом количестве участвующих команд их предварительно распределяют на подгруппы и затем проводят стыковые игры между командами разных подгрупп.
При проведении соревнований по круговой системе количество игровых дней равняется количеству участвующих команд (при их нечетном числе) или же числу, на одну единицу меньше, при четном числе участвующих команд. Количество игр, необходимое для проведения соревнований, определяется по формуле:
где Х — количество игр, А — количество команд.
Календарь игр составляется в зависимости от условий проведения без чередования полей для участвующих команд и с чередованием полей.
В случае участия в соревнованиях четного количества команд расписание игр составляется следующим образом.
По числу команд (-1) чертят соответствующее число вертикальных линий (обозначающих количество игровых дней). Слева и справа от вертикальной линии пишут порядковые номера участвующих команд. Слева вверху от каждой линии пишут № 1, а справа от каждой линии в арифметическом порядке — номера остальных участвующих команд. Таким образом, определяется первая игровая пара каждого дня, причем номер слева от линии считается «хозяином» встречи, а номер справа от линии — «гостем» встречи. Далее определяют остальные пары первого игрового дня. Для этого подсчитывают, сколько пар должно соревноваться в этот день. Затем справа от первой вертикальной линии сверху вниз опять же в арифметическом порядке записывают первую половину участвующих команд, дальше уже слева от вертикальной линии снизу вверх записывают опять же в арифметическом порядке оставшуюся половину участвующих команд. Соединив горизонтальной черточкой расположенные напротив друг друга номера, определяют играющие пары команд первого игрового дня.
На второй и последующие игровые дни, соревнующиеся пары составляют в результате смещения всех номеров участников на один номер влево (против часовой стрелки), при этом порядковый номер «1» всегда остается неподвижным.
Пример для 7 команд
1 день2 день3 день4 день5 день
При нечетном количестве команд календарь игр составляют по вышеуказанному порядку для четного количества команд (+1).
Т.е. если необходимо составить календарь для семи команд, то в него следует включить восемь команд. После того, как будет составлена сетка расписания, вместо восьмой (условной) команды нужно написать цифру «ноль». Это значит, что соперник «нулевой» команды в этот игровой день не играет («выходной»).
Данный способ является наиболее оптимальным и справедливым для всех участвующих в соревнованиях команд, так как каждый участник имеет возможность равномерно чередовать игры дома и на выезде. Для составления календаря по этому способу применяют так называемое «правило вертикальных линий», или «способ змейки». Так же, как и в способе без чередования полей, чертят необходимое количество вертикальных линий на нечетное число команд. Внизу под первой линией пишут число «1», затем справа от первой линии снизу вверх в арифметическом порядке — первую половину номеров участников (без учета номера «1»). Вторую половину номеров в том же арифметическом порядке пишут слева от первой вертикальной линии сверху вниз.
Вверху над второй вертикальной линией пишут число, следующее за предыдущим написанным верхним справа от первой вертикальной линии. Дальше цифры проставляют в том же арифметическом порядке, но уже сверху вниз справа от второй вертикальной линии, далее снизу вверх справа от третьей вертикальной линии и т.д. Порядок написания цифр похож на змейку, откуда и произошло название способа составления календаря.
Игровые пары образуют номера, расположенные слева («хозяева поля») и справа от вертикальной линии («гости»). Каждый столбик образует один календарный день или же тур.
При четном количестве команд дополнительную цифру приписывают к свободному номеру под или над вертикальной линией, причем внизу ее пишут слева от свободного номера, а вверху — справа от свободного номера.
Календарь игр удобнее составлять, начиная с верхних пар команд.
Результаты игр заносят в специальную таблицу розыгрыша, в которой фиксируется соотношение выигранных и проигранных партий в числителе и количество завоеванных очков в знаменателе, как в каждой отдельной встрече, так и общие итоги по результатам всего соревнования. В последней графе проставляется итоговое место команды.
Система с выбыванием. Иногда ее называют олимпийской, или кубковой. Данная система применяется при большом количестве команд и малом количестве игровых дней. Достоинством этой системы является возможность принять участие в соревнованиях большому количеству команд, что особенно важно при проведении массовых соревнований.
Недостатком ее является большая степень случайности при определении победителя, так как сильнейшие команды по результатам жеребьевки уже на первых этапах могут встречаться между собой и проигравшая команда не будет иметь возможности участвовать в дальнейшей борьбе за призовые места. Дабы избежать подобных случайностей, применяют так называемую «зрячую жеребьевку», когда сильнейшие команды (по результатам предыдущих соревнований) заранее разводят по верхним и нижним половинам сетки розыгрыша. Также можно развести и следующие по силам команды, уменьшив, таким образом, элемент случайности в определении призеров соревнований.
Число игр, необходимых для проведения соревнований по системе с выбыванием, определяется по формуле:
где Х — число игр, n — количество команд.
Если количество участников кратно двум (2n — 4, 8, 16, 32 и т.д), то все команды играют без предварительных туров. Если же количество команд иное, то в предварительном туре должны сыграть столько команд, чтобы уже во втором туре играло количество команд, кратное двум. Для этого используют формулу:
где А — число участников,
2n — число, кратное двум, ближайшее к общему числу участников.
Например, при 9 командах в предварительной части будут соревноваться 2 команды (n=9; 2n=8; и тогда Х=(9-8)х2=2). В данном случае — 4 и 5 номера, так преимуществом пользуются команды, находящиеся в верхней и нижней части сетки розыгрыша, т.е. в первом туре свободны от игр 3 команды из верхней части сетки и 4 команды из нижней части сетки. При четном количестве команд в первом туре свободно от игр одинаковое количество команд из верхней и нижней половин сетки розыгрыша.
Если соревнуются 9 команд, для выявления победителя необходимо провести восемь игр и, по предложенной версии, в полуфинале играли команды под номерами 1-4 и 7-9, в финале — 4-9, а победителем вышла команда под номером 4. Если необходимо определить всех призеров соревнований, дополнительно проводят встречу за 3-4 места между командами, проигравшими в полуфинале, в нашем случае — между 1 и 7 номерами.
Зачастую при проведении спартакиад требуется выявить места для всех участников. Для этого строят дополнительно сетку розыгрыша в обратном порядке. Пример для тех же 9 команд.
Чтобы определить места для всех команд, нужно провести 13 игр (по круговой системе требовалось бы 36 игр, т.е. экономия времени почти в три раза).
Самым невезучим номером в данном примере является команда под номером 5, которая после первого же поражения не попала в 1/4 финала и заняла последнее 9 место. Команды, проигравшие в ј финала (2,3,6,8), разыгрывают между собой утешительные полуфиналы (2-3, 6-8). Победители данных встреч (3 и разыгрывают между собой 5-6 места, а проигравшие (2 и 6) — 7-8 места.
Смешанная система. В настоящее время большинство крупнейших мировых соревнований проводятся по смешанной системе, которая позволяет в оптимальные сроки провести соревнования среди значительного количества команд. соревнование спортивный игра
Эта система включает элементы двух основных систем розыгрыша: круговой и с выбыванием. На первом этапе соревнования могут проводиться по той или другой основной системе, а на последующих этапах — по иной системе. Чаще всего на предварительном этапе команды разбиваются на группы, сначала проводятся игры по круговой системе, а затем определенное количество команд из группы, занявших более высокие места, встречаются с соответствующими командами из других групп по системе с выбыванием.
Смешанная система отличается разнообразием вариантов, позволяет в наиболее полной мере учесть интересы участвующих команд, организаторов соревнований, зрителей, имеющиеся условия, спортивные сооружения. Она наиболее оптимальна для краткосрочных официальных соревнований (Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы).