Согласно каким документам учитель может требовать оптимального расписания уроков без окон и «ДВЕРЕЙ»
Согласно каким документам учитель может требовать оптимального расписания уроков без «ОКОН» и «ДВЕРЕЙ»? Уже 3 года подряд при часовой нагрузке 25 часов в неделю у меня расписание с утра до вечера и первая и вторая смена с «дверями» в расписании. Как быть? Боюсь нового расписания!!!
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
Вера Васильевна, посмотрите дискуссию «Окна в расписании» https://урок.рф/discussion/318161.html и http://www.minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/wodby_files/files/news/2016/06/prikaz.pdf
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
http://открытыйурок.рф/статьи/575744/Посмотрите здесь. Почему-то не получается ссылка. А вообще, надо обращаться в профсоюз. Они обязаны найти документ, который бы это регулировал.
Каракай Лариса Павловна
Федеральных документов на эту тему нет, поэтому принимайте такое требование в Коллективном договоре и конкретизируйте его.
Шамукаев Салай Милаевич
При составлении графиков работы педагогических и других работников и расписании учебных занятий администрация школы должна руководствоваться приказом Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». (Далее – Приказ от 27.03.2006 № 69).
Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило проект ведомственного приказа «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников».
По предложению министерства, режим рабочего времени и отдыха должен учитывать пять условий. В том числе — объем учебной нагрузки, время, которое требуется на подготовку к урокам и выполнение дополнительной работы за плату. Для педагогов обязателен перерыв — не меньше 30 минут и не больше двух часов, который не включается в рабочее время. Нагрузка будет состоять из нормированной части и ненормированной. Нормированная — это сами уроки или занятия плюс так называемая «динамическая перемена» продолжительностью 40 минут. Нагрузка, которая не подлежит четкому подсчету, это участие в педагогических и методических советах, работа по подготовке и проведению родительских собраний, конкурсов, спортивных мероприятий, тренировочные сборы, дежурство в школе.
Учителей не должны вызывать на дежурство ранее, чем за 20 минут до начала уроков. Заканчиваться вахта будет не позднее, чем 20 минут после уроков. В дни, когда у педагогов нет занятий, мероприятий по плану школы или других обязательств, присутствие учителя не требуется. Более того, школам рекомендовано составлять расписание так, чтобы у учителей оставался один свободный день на подготовку к занятиям и повышение квалификации и не было «окон».
Новыми правилами подробно расписана нагрузка учителей начальной школы. В первых классах с сентября по октябрь педагог ведет по три урока в день по 35 минут, с ноября по декабрь — четыре урока по 35 минут, а с января по май — четыре урока по 45 минут. Плюс динамическая пауза, а это еще 40 минут нормированной нагрузки. Каникулы разрешается использовать для дополнительной профподготовки.
Важное уточнение для педагогов детских садов: Минобрнауки разъясняет, что в садах, которые работают по 12 часов в сутки, в каждой группе должно быть два воспитателя. Сейчас в некоторых детских садах на две группы работают три воспитателя. В итоге недовольны ни педагоги, ни родители.
Перед тем как в сентябре утвердить расписание, проверьте, учел ли завуч новые требования. Нужно убедиться, что в расписание включили все обязательные предметы, дополнительное деление на группы и внеурочные занятия. В статье – образцы расписания, приказ, чтобы его утвердить, и готовые аргументы, если к вам пришли ругаться из-за расписания учителя и родители.
Если школа составит расписание с ошибками, ей грозят штрафы. За нарушение требований СанПиН директору придется заплатить 7 тыс. руб., а школе – 70 тыс. руб. (ст. 6.7 КоАП). Учредитель также будет вправе привлечь директора к дисциплинарной ответственности и вынести ему замечание или выговор (ст. 192 ТК). Чтобы этого не допустить, необходимо проверить, чтобы в расписание добавили новые обязательные предметы и при этом не нарушили СанПиН. В этом вам помогут фрагменты расписания. Также нужно убедиться, что классы разделили на группы, и оценить, насколько расписание удобно для учителей и родителей. А если они остались недовольны, смотрите готовые аргументы, которые может использовать директор.
Изменения, которые надо отразить в расписании
Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.
Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке. На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании. Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.
Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь. Сентябрь — осенняя пора, когда все приступают к учёбе!
Деление на группы
Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.
Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).
Внеурочная деятельность
Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.
Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).
Обратите внимание, что 2019/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2020/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.
Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание
Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели.
Начало занятий
Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.
Смены
Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.
На заметку
СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)
Нагрузка
Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>. На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах. Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Облегченные дни
Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.
СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.
Физкультура
Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.
Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей
Заместитель директора по УВР после того, как расписание проверили на ошибки, проанализирует, насколько оно удобно для каждого учителя. Если он выявит проблемы, которые не удастся решить и не нарушить при этом СанПиН, можно обсудить их с педагогами. Это позволит предупредить конфликтные ситуации и решить, что учтете и поменяете в следующем полугодии.
Проект расписания можно рассмотреть и вместе с активными родителями. Так вы дадите им возможность высказать свои пожелания о том, как распределить уроки, кружки, секции. Для этого родителей можно пригласить на собрание до начала учебного года либо провести опрос или анкетирование. Если какие-либо пожелания родителей учесть не получится, вы сможете подготовить аргументы, чтобы убедить их, почему надо оставить расписание без изменений. Смотрите чат экспертов, которые подскажут, какие аргументы использовать, если учителя или родители пришли ругаться к вам из-за расписания.
! На заметку !
Как установить ступенчатый режим в расписании первого класса
Чтобы первоклассники постепенно привыкли к школе, поручите установить для них ступенчатый режим занятий. Это позволит им быстро адаптироваться к школьной среде. Главный принцип ступенчатого режима заключается в том, чтобы последовательно увеличивать продолжительность уроков и их количество по месяцам.
Чтобы организовать ступенчатый режим, проводите:
– в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый;
– ноябре, декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
– январе – мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.
Публикация
Поручите ответственному работнику вывесить расписание не только на стенде школы. Пусть он разместит его и на сайте, тогда классные руководители смогут выслать родителям ссылки на его электронную версию
Процесс составления расписания – очень трудоемкий и продолжительный по
времени, который может продолжиться до одного месяца, даже с использованием
специализированных программ. Программы облегчают и ускоряют процесс, но они не
могут учесть всех человеческих условий, поэтому приходиться использовать
комбинированный режим работы с программами.
При составлении расписании заместитель директора по УР сталкивается со
следующими требованиями, которые хотя бы частично должны быть учтены (полный
перечень требований изложен в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах
СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденные в 2002 году, вводятся в действие
с 1 сентября 2003 г. СанПиН содержит Приложение 6, в котором даны рекомендации
по составлению расписания уроков в части распределения учебной нагрузки в
течение дня и недели.) [1,2]
1. Методический день учителя.
Учителю на основании коллективного договора предоставляется методический
день. Он устанавливается при условии объема учебной нагрузки, не нарушающей
учебного режима, не создающей перегрузки учащихся. Методический день не является
дополнительным выходным днем.
2. Окна в расписании учителя.
Никаких нормативов по количеству окон не существует. По нормативам, рабочее
время работника может быть разделено на два периода. То есть, если у учителя в
течение рабочего дня два окна – это незаконно, а если одно, но любой
продолжительности, то законно. Специфика рабочего времени учителя (в том числе и
окна) должна быть прописана в локальном нормативном акте школы: либо в правилах
внутреннего трудового распорядка, либо в коллективном договоре [3]
3. Гигиенические требования – распределение учебной нагрузки по дням недели
по баллам [4].
Научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности
у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. Поэтому в
расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны приходиться
на 2–3 уроках, а для II и III ступеней – на 2, 3, 4 уроках.
Таблица 1. Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели.
Классы | Дни недели |
|
благоприятные | неблагоприятные | |
1–4 | Вторник, среда (небольшое снижение), четверг |
Понедельник, пятница, суббота |
5 | Понедельник, вторник | Среда, четверг, пятница, суббота |
6 | Вторник, четверг, пятница (небольшое снижение), суббота |
Понедельник, среда |
7–8 | Вторник (небольшое снижение), среда, четверг, суббота |
Понедельник, пятница |
9–11 | Среда, четверг, пятница | Понедельник, вторник, суббота |
Таблица 2. Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки.
Классы |
Уроки |
|
продуктивные | непродуктивные | |
1–2 | 1, 2, 4 | 3 |
3–5 | 1, 2, 3 | 4 |
6–7 | 1, 2, 3, 5 | 4,6 |
8 | 1, 2, 3, 5 | 4,6 |
9 | 1, 2, 3, 5 | 4,6 |
10 | 1, 2, 3, 5 6 | 4 |
11 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 (при правильно выбранных методах и формах обучения) |
– |
Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели.
Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для
8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и
четверг (среда – несколько облегченный день); суммарная нагрузка в начале и
конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности). Изложение
нового материала, контрольные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине
учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны
группироваться в один день.
Таблица 3. Шкала трудности учебных предметов для расписания
начальной школы (по 11-балльной шкале И.Г. Сивкова).
Предмет | Количество баллов | Предмет | Количество баллов |
Математика | 11 | Физическая культура, ритмика | 5 |
Иностранный язык | 10 | Художественный труд | 4 |
История | 8 | Рисование | 2 |
Русский язык, чтение | 7 | Пение, музыка | 1 |
Природоведение, естествознание, окружающий мир |
6 |
Таблица 4. Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9-х
классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С.
Седовой).
Школьные предметы* |
Количество баллов (ранг трудности) |
||||
5-е классы | 6-е классы | 7-е классы | 8-е классы | 9-е классы | |
Алгебра | 10 | 9 | 7 | ||
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
География | |||||
Геометрия | 12 | 10 | 8 | ||
ИЗО | |||||
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 8 |
Информатика | 2 | 10 | 4 | 7 | 7 |
История, обществознание | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
Математика | 10 | 13 | |||
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | |
МХК | 5 | 5 | |||
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Природоведение | 7 | 8 | |||
Ритмика | 4 | ||||
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Труд | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Физика | 8 | 9 | 13 | ||
Физическая культура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Химия | 13 | 10 | 12 | ||
Черчение | 5 | 4 | |||
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Экономика | 11 | ||||
Этикет | 7 | 5 |
* В перечень включены и факультативные курсы.
Таблица 5. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11-х
классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С.
Седовой).
Предмет | Количество баллов |
Предмет | Количество баллов |
Физика | 12 | Информатика Экономика |
6 |
Геометрия, химия | 11 | История Обществознание МХК |
5 |
Алгебра | 10 | Астрономия | 4 |
Русский язык | 9 | География Экология | 3 |
Литература, иностранный язык | 8 | ОБЖ Москвоведение | 2 |
Биология | 7 | Физическая культура | 1 |
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день
приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
На практике из перечисленных выше требований полностью выполнить удается
только первое, два других требования, как правило, учитываются только частично.
Это может быть связано и с большим количеством классов, нехваткой учебных
кабинетов, привлечение вузовских преподавателей и т.д.
Помимо требований со стороны законодательства выставляемых к составлению
расписания, необходимо учитывать следующие моменты:
1. Пожелания учителей к составлению расписания.
У каждого учителя существуют личные причины работать в тот или иной день,
время или в том или ином кабинете и т.д.
2. Загруженность классов с дополнительными услугами.
На практике встречаются “классы +” – это классы с дополнительными услугами, у
них кроме основных учебных предметов ведутся занятия бальных танцев, бассейн,
дополнительные занятия по математике, английскому языку и т.д.
3. Распределение учебных кабинетов.
Нехватка учебных классов из-за большого количества классов, проведение
занятий в две смены. Так же здесь необходимо учитывать проведение дополнительных
занятий для подготовки к олимпиадам, различным конференциям, консультаций по ЕГЭ,
а так же индивидуальную работу учителя с учащимися.
С чего же начать составлять расписание начинающему:
А) Распределение учебной нагрузки между учителями. Особое внимание
следует обратить на предметы, где занятия проходят при делении на подгруппы
(например, английский язык, информатика и т.д.). Удобно, если пары учителя
работают в одних и тех же классах.
Например: Английский язык
Ф.И.О. | 2а | 2б | 2в | 3а | 3б | 3в | 4а | 4б | 4в | 5а | 5б | 5в | 11б |
Валиева С.Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 33 | ||||||
Ергулева Е.В. | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||||||
Ерзина Л.В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Шайдулина З.Р. | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3/3 |
Надо постараться, чтобы как можно меньше было ситуаций, когда один учитель
ведет занятия в обоих подгруппах класса (из примера выше Шайдуллина З.Р. в 5в
классе, Валиева С.Т. в 11 б классе)
Б) Распределение методических дней учителей: подсчитать общее
количество баллов недельной нагрузки в каждом классе по учебному плану (можно
использовать таблицы 3–5), с учетом факультативов. Распределите баллы на дни
недели с учетом благоприятных и неблагоприятных дней (таблицы 1–2).
В) Ввод данных об учителе в программе Ректор:
- в разделе Списки – Свойства учителя чтобы указать методический
день необходимо выделить выходным день недели и количество желаемых
методических дней указать 0, чтобы программа сама не определила методдень на
свое усмотрение. Из примера1 у учителя Басовой методический день – среда
(см. Рисунок 1).
Рис. 1
- в разделе Нагрузка – Учителя желательно ввести кроме основных часов
учителя, также указать все дополнительные часы. Это необходимо сделать,
чтобы при составлении расписания зарезервировать день и час для данных
занятий, например:7 уроками для проведения консультаций, чтобы было удобно
учащимся. Можно попросить учителей, чтобы они обсудили это время заранее с
учащимися. - Если у учителя нет закрепленного за ним кабинета, то кабинет при вводе
нагрузки указывать не надо. Распределение свободных кабинетов быстро
производиться после составления расписания в разделе Расписание –
Кабинеты. - Ввод нагрузки, когда один учитель ведет урок в двух подгруппах,
например: в 11б классе английский язык (3 часа) в двух подгруппах ведет
Валиева С.Т.. Получается, что занятия английского языка в этом классе можно
распределить в расписании только первыми или последними уроками в классе.
Выход следующий: 1 час английского языка объединить в группу с информатикой
(рисунок 2–3). Оставшиеся 2 часа английского вводим в один прием, с
обязательным указанием, что группы одновременно не занимаются и уроки должны
быть крайними (рисунок 4).
В аналогичных ситуациях необходимо искать предмет, с которым можно
объединиться в пару. Обязательно нужно проконтролировать общую нагрузку учителя,
с данном случае часто происходит потеря часов.
- Совместители: Учителя по совместительству работают по
определенным дням, поэтому при вводе данных в разделе Списки – Свойства
учителя необходимо сразу указать дни и время их работы.
Г) При составлении расписании удобно использовать таблицу 6.
Таблица 6 (Приложение 1).
В столбце Ф.И.О. вводиться список учителей по кафедрам, сначала учителя
русского языка и литературы, математики и информатики, физики, биологи, химии,
английского языка, татарского языка, технологии, музыки, ИЗО, физической
культуры, ОБЖ. Данную таблицу можно получить и программе ректор в разделе
Расписание – Учителя и запустить Мастер печати расписания учителя.
Для удобства обработки и сортировки данных необходимо выбрать формат файла Excel.
Конечно, таблица получается не на один лист, а на несколько, но зато по ней
можно увидеть большое количество информации: распределение недельной нагрузки
всех учителей, окна, методический день, во сколько заканчиваются уроки в классах
по сменам, и многое другое. Данную таблицу хорошо научиться читать по вертикали,
это позволяет при необходимости быстро находить замены учителей в классах.
Совет: Чтобы быстро запомнить расписание учителей и легко в нем
ориентироваться, то данную таблицу заполнить самому карандашом. И если затем
будут производиться изменения в расписании, то и в данной таблице обязательно
нужно вносить корректировки. Расписание в таком виде всегда должно находиться
под рукой у замдиректора по УР.
Начинать составление расписания надо с учителей, которые ведут занятия в
подгруппах, используя функцию поиска расписания. Еще раз следует отметить, что
программа при составлении расписании для учителей в парах, может получить
расписание одному учителю без окон, а другому учителю, стоящему с ним в паре,
может оставить большое количество окон. Поэтому полученное расписание необходимо
занести в таблицу 6 (или распечатать ее из программы только на данных учителей),
проанализировать и исправить неточности в расписании.
Далее аналогичным способом обрабатываем расписание учителей, где уроки должны
быть в парах. Затем обрабатываем учителей-совместителей, русского языка,
математики, и т.д.
Список используемой литературы:
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196. - Санитарные правила ст. 28 Федерального закона “О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и
режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований. - http://profi.intergu.ru/index.asp?main=answer&t100=0&id_sec=1896
- И.Г. Корнеева. Рекомендации по составлению расписания// “Справочник
заместителя директора школы”, № 3, 2008 г.
Здравствуйте. Нагрузка в школе у моей мамы 14 часов, при этом уроки «растянуты» на всю неделю, да еще и 2 окна. Скажите, пожалуйста, должны ли быть окна и правомерно ли «растягивание» такого количества часов на 5 дней? Спасибо.
Вопрос от 25.02.2018, 11:03
Ответы на вопрос (7):
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Поэтому такая нагрузка противоречит закону. Необходимо обратиться в трудовую инспекцию.
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
КонсультантПлюс: примечание.
Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, см. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536.
Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 333 ТК РФ
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть третья в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
Спросить
Это вопросы решает сама школа.
Ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ» относит это к полномочиям каждой школы.
Не все школы одинаковы.
«Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.»
Если не согласны с окнами, можете пожаловаться.
Спросить
Уважаемая Наталья, учебная нагрузка в течение недели никак нормативно законодательством не регулируется, в том числе выделение так называемых «методических дней».
С уважением, к.п.н. Юрис Королев
Спросить
—Здравствуйте уважаемый посетитель, ваша мама не одна учитель в школе и как видно из вопроса, она уже на пенсии, отсюда и снижена нагрузка, ей же не могут все её предметы и часы ставить в один день? Расписание составляет завуч по учебной части, и как правило, оно максимально компактное. Расписание составляется на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Спросить
Здравствуйте!
Все правомерно. Рабочая нагрузка не превышает установленную законодатеьством. В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
У ВАшей мамы 14 часов в неделю.
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки…
1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Спросить
Здравствуйте. К сожалению вы не указали в вопросе какой продолжительности так называемые окна. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 N 42388)
3.1. При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.
При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.
Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.
Что касается вашего второго вопроса, то тут нужно смотреть правила внутреннего трудового распорядка или коллективный договор. Согласно вышеизложенному приказу
2.4. В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
Спросить
Согласно п.3.1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”
При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.
Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.
Поэтому в вашем случае такое «растягивание» является неправомерным и ваша мама имеет право требовать упорядочить расписание в соответсвтии с указанным выше приказом.
Спросить
Похожие вопросы
И на какой документ нужно ссылаться в этом случае?
У меня такая ситуация — я работаю учителем в сельской школе. Моя нагрузка 27 часов. Раньше руководство говорило нам, что наша рабочая неделя 36 часов, т.е. 27 часов я веду уроки и 9 часов занимаюсь чем-то помимо занятий. Теперь говорят, что наша рабочая неделя зависит от часовой нагрузки, получается, если моя нагрузка 27 часов, я должна работать 54 часа в неделю. Но это же нереально. Вопрос: Сколько часов в неделю должен работать учитель? И на какой документ нужно ссылаться в этом случае?
Читать ответы: 1
Вопрос от 12.01.2015
Администратор печатает сообщение