Как составить расписание алгоритм

Автоматизированные системы управления сегодня — обычное явление. Сфера образования не осталась в стороне: образовательные учреждения используют программы для автоматизации составления школьного расписания. Однако так ли это необходимо в образовательной среде?

Для составления расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд учреждения, наличие необходимого для проведения занятий оборудования, определенная нагрузка на учеников, равномерное распределение нагрузки для преподавателей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много, и каждый из них имеет свою значимость.

Существуют два основных метода составления расписания занятий: ручной и автоматизированный. 

1. Составление расписания вручную

Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.

Опорой для каждого специалиста, ответственного за составление расписания, является пособие Надежды Васильевой «Наука составлять расписание». Технологии и алгоритмы составления школьного расписания, разработанные в 2003 году, актуальны и сейчас.

В 2008 году была опубликована работа Конновой С.С. «Правила составления школьного расписания занятий студентами вузов». В небольшом методическом пособии подробно описывается алгоритм составления расписания.

Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин. Их труд «Алгоритм составления расписания занятий» раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения. Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.

2. Автоматизированный метод

Суть метода заключается в том, что диспетчер по расписанию использует специальные программы. Преимущество автоматизации — возможность быстро составить предварительное расписание с учетом всех критериев. Далее вручную остается лишь скорректировать этот план по необходимости. Но при этом объемы информации, с которыми работает специалист, невозможно поместить на монитор компьютера, чтобы ими комфортно было оперировать.

Мы хотим рассказать про такой сервис, «Составитель расписания». Уже много лет сотни завучей считают его незаменимым помощником в составлении расписания уроков.

Приложение разработано для образовательных учреждений: школ, лицеев, колледжей и т.д. Но также с его помощью можно составить расписания для каких-либо дополнительных занятий, например, спортивных секций или работы кружков. Возможности программы позволяют вручную разбивать группы (классы) на подгруппы, автоматически или вручную расстанавливать предметы, без ограничений добавлять предметы и группы. 

Для работы Составителя расписания необходим компьютер с любыми настройками. Минимальный набор данных образовательного учреждения для работы приложения:

  • Список дисциплин (предметов в школе);
  • План занятий на определённы период;
  • Преподавательский состав;
  • Место для проведения занятий.

Расписание составляется на основе базы данных, которую пользователь изначально наполняет необходимыми параметрами. Начинается это с заполнения справочников: Звонки, Уровни обучения (в школах – классы, в техникумах, вузах – курсы), Предметы, Графики (учебных дней или учителей), Профили (преподаватели или помещения), Здания (корпуса), Изменения (в связи с праздниками или прочими обстоятельствами).

Следующий шаг: формирование учебного плана. Если у пользователя уже есть учебный план, его можно скопировать и взять за основу для нового. На этом этапе выбираются конкретные предметы для классов и их сложность. Для предметов можно выбрать ограничения, например, чтобы математика всегда стояла первой.

Далее заполняется список преподавателей, где указываются все данные о педагогах: график работы, профиль и нагрузку.

Список помещений предполагает заполнение данных о кабинетах, лабораторных, актовых залах и др. Нужно выбрать тип помещения, график его работы или закрепить за ним определенную группу.

Только после заполнения предыдущих пунктов рекомендуется переходить к заполнению списков классов. Для касса можно установить количество учащихся, классного руководителя, закрепить за ним помещение. За базовую единицу в программе «Составитель расписания» взята группа, соответственно, группы можно делить на подгруппы. Класс может быть разбит по количеству учащихся (для иностранных языков, например) или по половому признаку (мальчики/девочки для уроков труда). Также классы могут быть объединены в потоки, если:

  • Группы имеют один и тот же предмет;
  • Группы, входящие в поток д.б. одного уровня (подробнее здесь).

После заполнения всех необходимых данных, происходит автоматическое формирование расписания. Здесь нужно будет произвести расстановку часов. «Составитель расписания» предполагает итерационный порядок расстановки часов, т.е. расстановка производится в автоматическом и ручном режиме, после чего следует проанализировать результат, внести необходимые изменения в справочники (или списки) и произвести расстановку ещё раз. Когда программа подобрала расписание, можно скорректировать его вручную.

Если при формировании расписания происходят конфликты данных и возникают ошибки, приложение оповестит об этом. Изменения и исправления в расписании можно внести вручную после получения результатов автоматической обработки данных.

А затем — визуализация.

Итак, расписание составили, откорректировали. А дальше? Распечатать и вывесить. Однако, в среднем на одно расписание уходит около 20 листов бумаги формата А4. А если изменения? Это же сколько бумаги уходит на то, чтобы внести какие-то правки в расписание…

В решении этой проблемы призваны помогать другие приложения — визуализаторы. С их помощью можно отказаться от бумажных носителей, а внесение корректировок не займет много времени. У нас таких приложения целых два: «Интерактивное расписание» и «Электронное расписание». С их помощью можно быстро разместить расписание на сенсорных панелях или обычных телевизорах, а любые изменения отображаются мгновенно. С помощью приложений-визуализаторов можно отказаться от использования большого количества бумаги, а также качественно и интересно преподнести расписание учащимся. Ведь детей намного больше привлечет яркое и понятное расписание, чем куча неудобных для восприятия черно-белых таблиц, не так ли?

А теперь, благодаря интеграции с сервисом «Составитель расписания», сформированное расписание можно сразу перенести в наши приложения! Подробнее об акции на странице продукта.


Поделиться материалом:

Расписание уроков
регламентирует ритм
школьной жизни,
труд и отдых
учащихся и учителей.
От его качества
во многом зависит
эффективность всего
образовательного процесса

Приемлемость уроков
и школьное расписание

Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

В правовом аспекте проблема составления школьного расписания нашла отражение в новых гигиенических требованиях к составлению расписания, которые основываются на данных современных научных исследований биоритмологии умственной работоспособности и таблицы трудности предметов И.Г. Сивкова. Однако для заместителя директора школы, который составляет расписание, важно не только знать, насколько труден предмет, но и представлять силу утомляющего воздействия уроков по тому или иному предмету на состояние здоровья учащихся. К сожалению, таблица трудности И.Г. Сивкова совсем не учитывает такого компонента обучения, как утомительность предметов, которая в первую очередь влияет на здоровье ученика.

Современные исследования дают представление о зависимости утомительности предмета от его трудности, хотя по некоторым предметам эти показатели значительно различаются. Эти представления дают возможность объединить два показателя в один – приемлемость предмета. Поэтому таблице И.Г. Сивкова можно предложить альтернативу – шкалу приемлемости предметов, которая учитывала бы компоненты трудности и утомительности обучения, а также особенности каждого образовательного учреждения и учебного плана каждого класса.

Шкала приемлемости состоит из столбца «Предметы по рангу», куда вносятся предметы, ранги которых были получены по результатам диагностики степени их трудности и утомительности методом экспертных оценок – их алгоритм представлен в приложении 1. По своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна (см. таблицу 1).

Таблица 1

Примерная шкала приемлемости предметов

Как видно из таблицы 1, шкала состоит из пяти групп трудности. Каждая группа имеет оценку в баллах – это постоянный компонент шкалы, не подлежащий каким-либо изменениям. Содержание (т.е. набор предметов) каждой группы может меняться в зависимости от результатов диагностики. Она представляет собой вариативную часть шкалы.

В средней общеобразовательной школе № 618 г. Санкт-Петербурга мы получили следующую шкалу приемлемости предметов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Шкала приемлемости предметов

Алгоритм составления расписания

Поскольку в каждом образовательном учреждении приемлемость предметов будет своя, то читателям не стоит копировать приведенную шкалу «один в один». Целесообразно провести диагностику степени трудности и утомительности предметов в своей школе методом экспертных оценок.

Кроме того, при составлении расписания имеет смысл руководствоваться таблицей ранжирования уровня работоспособности учащихся разных классов на различных уроках в течение учебной недели (см. приложение 2).

Мы создали алгоритм составления физиологически обоснованного расписания, который учитывает реально выполнимые гигиенические требования. Этот алгоритм можно использовать для составления учебного расписания как в школе, имеющей большое количество классов второй и третьей ступеней, так и в сравнительно небольшом образовательном учреждении. Алгоритм предназначен для специалистов, которые составляют расписание без использования компьютерной программы.

При использовании автоматизированных программ целесообразно выполнять расстановку предметов с помощью автоматизированной программы поэтапно на основании предложенного алгоритма. Как показывает практика, данные программы могут быть использованы только как вспомогательный инструмент для:

  • первоначальной расстановки предметов с последующей ее ручной доводкой;
  • сохранения информации и вывода ее на печать.

После автоматизированного распределения предметов (программа, как правило, расставляет от 40 до 70%) учитывать гигиенические требования к расписанию уроков практически невозможно, так как приходится не только доставлять оставшиеся нерасставленные предметы, но и существенно изменять (до 60%) автоматизированную расстановку предметов по принципу «лишь бы расставить».

Поэтому при использовании компьютерной программы для составления рационального расписания с учетом реально выполнимых гигиенических и педагогических требований, специфики образовательного учреждения необходимо расстановку предметов выполнять поэтапно с использованием предложенного выше алгоритма. При этом каждый этап расстановки группы предметов должен заканчиваться ручной доводкой с ориентацией на вышеперечисленные требования. Это позволит более рационально составить расписание и по возможности учесть все необходимые условия.

Порядок изменения расписания

Алгоритм корректировки
школьного расписания

При необходимости изменить расписание в течение учебного года, которая возникает довольно часто, необходимо поработать с макетом таблицы. Для изменения расписания на нем необходимо выполнить следующие расчеты и перестановки.

Предложенный способ составления расписания занимает времени не более, чем обычно, но позволяет составить расписание грамотно, т.е.:

  • сделать собственную шкалу приемлемости предметов (трудности и утомительности) для составления более рационального школьного расписания;
  • держать в поле зрения заместителя директора школы достаточно большое количество необходимой информации;
  • равномерно распределять уроки на каждый день (избегать излишнего количества седьмых уроков);
  • ставить все классы с первого урока, что позволяет обеспечить обучение в одном ритме, поскольку каждый день учащиеся будут начинать учебный день в одно и то же время;
  • регулировать степень сложности учебного дня в зависимости от динамики недельной работоспособности школьников;
  • расставлять уроки практически без «окон» либо с минимальным их количеством, что позволяет сохранить ритм работы учителя и создать благоприятный рабочий режим;
  • рационально чередовать предметы разной направленности;
  • рационально расставить необходимые сдвоенные уроки;
  • быстро изменять и корректировать расписание в силу производственной необходимости.

Кроме того, при таком способе не требуется значительного количества бумажных заготовок (дополнительных таблиц, особенно если в школе много классов второй и третьей ступеней (от 30 и более).

Для того чтобы подготовить качественное расписание, которое бы соответствовало возможностям конкретного образовательного учреждения, необходимо провести свою собственную диагностику степени трудности и утомительности предметов в каждой параллели. Экспертами в данном случае должны стать учащиеся, так как лучше них никто не может сказать, какой предмет является трудным и утомительным.

Критерии гигиенической оценки
школьного расписания

1. Количество классов начальной школы – ______.

2. Количество классов основной
и средней школы – ___________.

3. Всего учебных кабинетов, используемых для проведения уроков – ___________.

4. Наличие шкалы приемлемости для своего образовательного учреждения:

5. Учет шкалы приемлемости предметов в школьном расписании:

6. Распределение уроков на день для учащихся:

7. Все классы начинают учебу с первого урока:

8. Рациональное чередование предметов разной направленности и сложности:

9. Соблюдение в расписании учета работоспособности учащихся (в недельной динамике):

10. Рациональная расстановка уроков для учителей:

11. Максимальное количество уроков у учителей в день:

а) до 4 уроков – у____ учителей – ______ (%);

б) 5 и 6 уроков – у____ учителей – _____ (%);

в) 7 уроков и более – у____ учителей – ___ (%).

12. Методический день имеется (указать количество учителей):

а) с нагрузкой до 24 часов в неделю – у____ учителей;

б) с нагрузкой от 25 до 30 часов в неделю – у___ учителей;

в) с нагрузкой более 30 часов в неделю – у___ учителей.

  1. Подготовить наборы с названиями предметов с 5-го по 11-й класс.
  2. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.
  3. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе (по дневнику).
  4. Уточнить понятие «трудность» предметов.
  5. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т.е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т.е. на первом месте сверху – карточка с самым трудным предметом, ниже – менее трудным и т.д.).
  6. Полученный расклад предметов записать на листе ответов.
  7. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность» предметов.
  8. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на листе ответов.
  9. Листы с ответами собрать и обработать (см. форму сводной таблицы ниже).

Средний балл предмета в параллели рассчитать по формуле:

– где: mk – средний балл по предмету одного класса;

n – количество классов в исследуемой параллели;

или по формуле:

– где: Mk – сумма баллов по предмету одного класса;

n – количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.

Например, в параллели 7-х классов имеется пять классов, приняли участие в диагностике 130 человек. Сумма баллов по русскому языку в параллели составила 469. Подставляем в формулу числа:

Ср. б. пр. = (469/130) = 3,61 – средний балл по русскому языку в параллели 7-х классов составил 3,61, дети воспринимают этот предмет как достаточно трудный.

Таким же образом рассчитывается отдельно средний балл каждого предмета по утомительности.

Затем находится средний балл приемлемости по каждому предмету. Для этого складываются два показателя: средний балл трудности и средний балл утомительности, а затем результат делится на 2. Таким образом получается средний балл приемлемости предмета.

На основании полученных данных составляется индивидуальная таблица приемлемости предметов конкретного образовательного учреждения по каждой параллели.

Форма сводной таблицы для обработки ответов

Приложение 2

Ранжирование учебных часов в течение недели
в зависимости от уровня работоспособности учащихся разных классов

1 – наиболее благоприятные часы; 10 – наиболее неблагоприятные.

6–7 – пониженный уровень работоспособности (малоблагоприятные часы для проведения уроков).

8–10 – низкий уровень работоспособности (неблагоприятные часы для проведения уроков).

Таблица распределения недельной нагрузки учителя

Приложение 3

Технология выполнения макета таблицы расписания уроков

Для выполнения макета необходимо приготовить:

  • 4 листа картона (толщина 1–2 мм, высота – 42 см, ширина – 22 см; высота строк – 0,8 см, ширина столбца – 1 см)*;
  • 4 листа цветной бумаги (лучше светлых тонов) плотностью 200 г/см и размерами, аналогичными размерам листов картона;
  • широкий прозрачный скотч;
  • ледерин (бумвинил) для склеивания картона в папку (ленты шириной 4–5 см; длиной 49–50 см);
  • клей ПВА (достаточно сильный, типа «силакра»).

Алгоритм выполнения макета

1. Склеить листы картона в «раскладушку»:

2. На одном листе цветной бумаги поместить всю необходимую информацию для составления расписания (поместить на лист картона № 1); пример: таблица на с. 27.

3. На двух следующих листах цветной бумаги начертить сетку, по три дня на каждом листе, по 7 ячеек на каждый день (поместить на 2-й и 3-й лист картона).

4. На 4-м листе расчертить сплошную сетку без деления на дни (ячейки – аналогичных размеров).

5. Готовые расчерченные листы покрыть скотчем, чтобы при разрезах ячеек не было разрывов.

6. Сделать прорези в ячейках размером от 0,5–0,6 см.

7. Приклеить бумажные листы по боковым частям листов картона на готовую «раскладушку». Макет готов.

8. Отдельно сделать разноцветные бирки с литерой класса (5-й «А», 7-й «Г» и т.д.), количество – из расчета нагрузки 5- или 6-дневной недели + дополнительно на уроки, где классы делятся на подгруппы. Размер бирки: ширина – 8 мм; высота – 15 мм.

9. Подготовить бирки любого цвета без надписей литер класса для расчета недельной нагрузки на каждого учителя. Размеры: ширина 5 мм; высота 12–14 мм.

Данный макет удобен в работе, так как вся необходимая информация всегда находится перед глазами заместителя директора. Он может быть сложен в папку, что делает его удобным для переноски. При этом бирки будут удерживаться в прорезях.

Информация, необходимая для составления расписания



___________
* Размеры листа картона индивидуальны, т.к. в каждой школе различное количество учителей, разный режим работы (5- и 6-дневная учебная неделя). Мы предлагаем размеры для расписания из расчета 6-дневной учебной недели и школы, в которой работают 50–55 учителей.

АББАКУМОВ А. А., ПЫРЯКИНА К. А., БАЙНЕВ В. В.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. Рассматривается алгоритм составления расписания занятий, который на выходе выдает близкое к оптимальному решение. Данное решение может быть использовано для дальнейшего корректирования расписания вручную.

Ключевые слова: расписание, Visual Prolog, база фактов, предикаты.

ABBAKUMOV A. A., PYRYAKINA K. A., BAYNEV V. V.

ALGORITHM FOR SCHEDULING CLASSES FOR HIGHER EDUCATION Abstract. The article presents an algorithm for scheduling classes considering near-optimal solution outlet. The algorithm can be used for schedule manual adjustment.

Keywords: schedule, Visual Prolog, facts, predicates.

Как известно, процесс составления расписания является наиболее важным в деятельности вуза в целом и каждого факультета в частности. Хорошо разработанное расписание может стать основой для реализации научно-педагогического потенциала учебных курсов и для лучшей усвояемости материала студентами. Следует заметить, что данная тема не является новой, но оптимального решения для автоматизации процесса составления расписания до сих пор не найдено. Основной целью исследования является создание принципиально нового алгоритма составления расписания занятий на объектно-ориентированном расширении языка логического программирования PDC Prolog Visual Prolog.

В процессе реализации проекта были поставлены следующие основные задачи:

— анализ входных данных и формирование базы фактов;

— разработка алгоритма составления расписания в разрезе групп и преподавателей;

— создание приятного и простого пользовательского интерфейса.

Задача по составлению расписания занятий не так проста, какой кажется на первый взгляд. Как известно, было сделано огромное количество попыток ее решения. Некоторые программные продукты вышли в свет, например, Ректор-ВУЗ, БИТ.ВУЗ.Расписание, 1С: Автоматизированное составление расписаний. Университет, Расписание Про v2.3 и т.д. К сожалению, ни одна из этих программ не обладает необходимой универсальностью и не удовлетворяет потребностей всех вузов, либо имеет слишком высокую стоимость. Большинство уже существующих решений для составления расписания используют большое

количество входной информации и хранят ее в виде базы данных. Затем с помощью сложных алгоритмов, разработка которых потребовала не малых сил, входная информация анализируется и составляется расписание, которое не всегда является идеальным. Затрачиваемые ресурсы, время и деньги могут быть весьма внушительными.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для решения данной задачи необходим принципиально новый подход, который поможет составить основу для расписания занятий и в дальнейшем доработать ее с учетом человеческого фактора. Исходя из требований к проекту и специфики предметной области, было принято решение разработать систему на Visual Prolog. Выбор именно этого языка для разработки обусловлен тем, что он отлично подходит для реализации данной проблемы [1 ].

Для каждого языка существует свой класс задач, для которых он подходит лучше других языков программирования. Соответственно, для решения любой задачи есть оптимальный язык (языки). Многие из них, хорошо решаемые императивными языками, например, Pascal и C, плохо решаются на Prolog, и наоборот. Одной из основных областей применения языка Prolog является полуавтоматическое составление расписаний, что весьма подходит для нашей проблемы [2].

Процесс создания расписания с помощью разрабатываемого алгоритма должен начинаться с формирования из входной информации базы фактов. В языке Prolog ключевое слово «facts» (это синоним устаревшего слова «database») определяет начало объявления раздела facts. Раздел facts состоит из последовательности объявлений предикатов, описывающих соответствующую внутреннюю базу фактов. В данном проекте существуют три базы фактов, описывающих входную информацию, результирующее расписание и отчет о процессе генерации расписания [3].

Перейдем к принципу работы алгоритма составления расписания. В системе существует база фактов cells, которая хранит информацию о составленном расписании. Для каждого элемента этой базы заполняются такие поля, как время в формате (Неделя, День, Урок), аудитория, группа, преподаватель, предмет, час и подгруппа. Процесс заполнения базы представлен несколькими циклами. Ниже обозначены основные шаги алгоритма.

Для каждого элемента времени (Неделя, День, Урок) выполняем следующие действия:

1. Перебираем все имеющиеся группы и проверяем наличие ограничений, т.е. невозможность проведения занятий для группы по данному элементу времени. Если ограничений нет, следуем дальше;

2. Перебираем все имеющиеся предметы, проверяем, есть ли конкретный предмет у этой группа, проверяем ограничения по предмету, если предмет у группы есть, а ограничений нет, то следуем дальше;

3. Для каждого преподавателя проверяем, ведет ли он этот предмет, и нет ли у него ограничений, если предмет ведет он, а ограничений на проведение занятий нет, то следуем дальше;

4. Для каждой аудитории считываем ее идентификатор, проверяем, есть ли ограничения, если ограничений нет, а предмет проводится в этой аудитории или ID=0, т.е. можно проводить занятие в любом свободном кабинете, следуем дальше;

5. Проверяем соответствие вместимости аудитории и количества занимающихся, если все студенты и преподаватель умещаются, следуем дальше;

6. Считываем количество подгрупп и часов занятий для каждой из них и выполняем следующие действия:

6.1. Для каждого из часов смотрим, не проставлено ли уже расписание по времени в факте cells для данного преподавателя, аудитории, предмета и часа, если не по одному из показателей не проставлено, следуем дальше;

6.2. Добавляем новый факт в cells;

6.3. Считываем информацию о проведении нескольких занятий подряд, если true, то следуем дальше;

6.4. Проверяем, является ли урок последним в дне, если нет, то устанавливаем значение времени (Неделя, День, Урок+1), проверяем, нет ли по этому времени ограничений для данных аудитории, предмета, группы и преподавателя, если нет, то следуем дальше;

6.5. Возвращаемся к пункту 6, но вместо первоначального времени передаем только что установленное.

После выполнения всех итераций цикла, все факты cells заполнены и можно будет сформировать по ним расписание в виде приемлемом для пользователя.

В заключение стоит отметить, что разработанный алгоритм учитывает основные ограничения и в результате выдает близкое к оптимальному решение, которое может быть использовано в дальнейшем для ручной доработки. Конечно, все нюансы работы вуза алгоритм использовать не в состоянии, но иногда лучше затратить меньшие ресурсы и получить приближенный результат, чем задавать колоссальный объем входной информации и потратить большое количество времени и денег.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коста Э. Visual Prolog 7.1 для начинающих. — М., ФЛИНТА, 2008. — 210 с.

2. Гаврилова И. В., Масленникова О. Е. Основы искусственного интеллекта. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 282 с.

3. Внутренняя база фактов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asu.bm.mogi1ev.by/кафедра/Учебнометодические%20материалы/Дисциплины%2 0кафедры/Экспертные%20системы/Рш^_5/1г07%20%20Внутренняя%20база%20фак тов.pdf.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Если вы перегружены повседневными задачами, расписание поможет повысить продуктивность, эффективность и организованность ваших действий. Попробуйте использовать блокнот, обычный или электронный ежедневник, чтобы структурировать свое время и выбрать оптимальный способ, который подходит вам лучше других. Ставьте перед собой выполнимые цели, соблюдайте баланс между работой и отдыхом. Превратите составление расписания в привычку и вычеркивайте все выполненные задания из списка, чтобы все успевать.

  1. Изображение с названием Make a Schedule Step 1

    1

    Определите, сколько времени занимают ваши обычные обязанности. Записывайте, столько вам нужно времени, чтобы собраться утром, позавтракать, постирать вещи, сходить за продуктами в магазин, ответить на электронные письма, выполнить домашнюю работу и другие повседневные задачи. Отслеживайте время в течение недели в блокноте, таблице или специальном электронном приложении.[1]

    • Недельные наблюдения за привычными делами помогут вам точно оценить время, необходимое на выполнение конкретных задач.
    • Также можно найти способы повысить свою продуктивность. Может оказаться, что вы потратили 10 часов на видеоигры, а вам нужно больше заниматься учебой.
  2. Изображение с названием Make a Schedule Step 2

    2

    Попробуйте использовать блокнот, ежедневник и электронное приложение. Экспериментируйте с разными рукописными и цифровыми вариантами, когда будете составлять первое расписание. Для работы с чистого листа используйте блокнот или приложение для заметок. Если вам нужна готовая таблица с датами и временными окнами, используйте ежедневник или электронный календарь для ПК и смартфонов.[2]

    • Выберите метод, который соответствует вашим личным предпочтениям. Если вам не нравится работать с бумагой, то используйте приложение. Если же записи от руки помогают вам следовать намеченному пути, то вооружитесь ручкой и бумагой.
    • В процессе работы вы поймете, какие аспекты вам нравятся, а какие вызывают неудобства. Вам следует придерживаться выбранного метода. Все задачи следует хранить в организованном виде в одном месте, будь то блокнот, ежедневник или приложение.
  3. Изображение с названием Make a Schedule Step 3

    3

    Укажите даты и дни недели. Если они не указаны автоматически, внесите такую информацию на страницы расписания в верхней части листа. Выделяйте каждому дню целую страницу, чтобы иметь возможность сосредоточиться на текущих задачах и делать дополнительные заметки по мере необходимости.[3]

    • Названия дней недели помогут вам вести учет задач, которые выпадают на конкретные дни (это могут быть уроки музыки по понедельникам и средам).
    • В блокноте с чистыми страницами слева можно указывать задачи в хронологическом порядке, а справа записывать ежедневные приоритеты и другие примечания.
  4. Изображение с названием Make a Schedule Step 4

    4

    Заполните постоянные временные окна. Уроки, регулярные встречи и другие постоянные задачи станут основой вашего расписания. Начните с постоянных временных окон вроде «8:30 — занятия по психологии» или «16:00 — тренировка».[4]

    • При использовании блокнота с чистыми страницами или таблицы рекомендуется указывать окна времени с получасовым интервалом в левой части страницы. Оставляйте по 2 или 3 строки между каждым получасовым интервалом, чтобы позже создать маркированный список под задачей.
    • В ежедневнике или электронном приложении уже имеются такие временные интервалы.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Schedule Step 5

    1

    Составьте список задач на отдельном листе бумаги. Указать постоянные задачи просто, однако структурировать оставшееся время несколько сложнее. Для начала запишите все предстоящие вам задачи на отдельном листе или в новом электронном документе. Присваивайте каждому заданию цифру или букву, чтобы определить приоритеты.[5]

    • Например, укажите 1 (или А) напротив самых важных задач. Их следует внести в расписание в первую очередь. Далее укажите 2 (или Б) напротив задач среднего уровня важности и 3 (или В) напротив задач с низким приоритетом.
    • При записи задач в расписании можно указывать уровень приоритетности рядом с пунктом или просто ставить звездочку либо восклицательный знак для самых важных дел.
    • При составлении расписания на неделю напишите список своих еженедельных задач. Такой же список ежедневных дел потребуется в том случае, если вы составляете расписание на один день.
  2. Изображение с названием Make a Schedule Step 6

    2

    Планируйте самые важные задачи на такие моменты дня, когда вы наиболее бодры и продуктивны. Начните с самых важных задач. Оцените, сколько времени потребуется на каждое дело, а затем назначьте для главных дел такие временные промежутки, когда вы наиболее продуктивны, а количество отвлекающих факторов — минимально. Добавьте звездочки, подчеркивания или выделения, чтобы привлечь дополнительное внимание к задачам.[6]

    • Например, если вы наиболее продуктивны по утрам, то планируйте выполнить важные проекты до обеда. Раскладывать документы и удалять письма можно уже во второй половине дня.
    • Ставьте перед собой выполнимые цели. Не пытайтесь вместить домашнее задание или встречу с клиентом в 30 минут, если вы знаете, что дело займет около часа.
    • После самых важных пунктов внесите в расписание менее приоритетные задачи вроде стирки и покупок.
  3. Изображение с названием Make a Schedule Step 7

    3

    Указывайте подробности, чтобы точно вспомнить, что нужно сделать. Когда вносите в расписание задачи, указывайте конкретные сведения, чтобы четко понимать суть записи. Из кратких записей не всегда ясно, что значит «Встреча» или «Проверка».[7]

    • Если вам предстоит встреча, укажите время, место и присутствующих. Также можно записать в виде маркированного списка темы, которые необходимо обсудить.
    • Не нужно превращать каждую задачу в сочинение. Укажите лишь самые необходимые сведения, на основании которых вы сможете восстановить информацию.
  4. Изображение с названием Make a Schedule Step 8

    4

    Указывайте время начала и завершения каждой задачи. Когда вы вносите задачи в электронное или бумажное расписание, время начала и завершения помогут вам лучше структурировать свой день. Вы сможете четко понимать, как будут развиваться события и где вы будете находиться в конкретные моменты времени.[8]

    • Например, вам нужно составить план с 9:30 до 10:30, посетить занятия с 11:00 до 12:15, пообедать в 12:30 и провести совещание с 13:00 до 13:45.
    • Помните, что цели должны быть выполнимы. Сверяйтесь со своими наблюдениями по затратам времени, чтобы точно оценивать время выполнения каждой задачи.
  5. Изображение с названием Make a Schedule Step 9

    5

    Находите время для отдыха, семьи и развлечений. Невозможно круглосуточно сохранять 100% продуктивность, поэтому находите время для близких людей, отдыха и развлечений. Если вы из тех, кто забывает про отдых, то вам крайне важно включать подобные пункты в свое расписание, чтобы не только работать.[9]

    • Например, запишите «Вторник, 18:30 — ужин с Юрой и Андреем (закончить работу до 17:45!)» или «Суббота, 12:00 — сходить в парк с Мариной».

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Кэти Бернс — сертифицированный профессиональный организатор (CPO) и основательница консультационной фирмы Organized and Energized!, цель которой — помочь людям обустроить среду и сформировать персональный имидж путем контроля, изменений и организации своей жизни. Имеет более 17 лет опыта в сфере организации, о ее работе говорилось в Better Homes and Gardens, NBC News, Good Morning America и Entrepreneur. Получила диплом бакалавра коммуникации в Университете Огайо.

    Kathi Burns, CPO®

    Частой ошибкой при составлении расписания становится перегруженность дня делами. Позвольте себе говорить нет. Если вас просят приготовить печенье для ярмарки, то поблагодарите человека за предложение и скажите, что вам нужно подумать. Если не соглашаться сразу, у вас будет время решить, можете ли вы найти свободное время или это просто возможность сделать человеку приятное.

  6. Изображение с названием Make a Schedule Step 10

    6

    Оставляйте примерно 25% свободного времени. Если составить слишком плотное расписание, то у вас не останется пространства для маневра. Оставляйте время, чтобы помехи или задержки не выбивали вас из колеи. Предусмотрите 15 свободных минут между задачами, чтобы внести в план гибкость.[10]

    • Если вам нужно куда-то ехать, всегда добавляйте 10–15 минут на случай пробок.
    • Даже если вы приедете вовремя или не будете отвлекаться, то в оставшееся время можно будет передохнуть, сделать зарядку или начать другую задачу.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Schedule Step 11

    1

    Составляйте расписание в одно и то же время каждый день. Такое постоянство позволит сделать планирование частью вашего заведенного порядка. Превратите работу над расписанием в ритуал, который можно совмещать с чашкой утреннего кофе или выполнять вечером.[11]

    • Некоторым удобно планировать дела на неделю вечером воскресенья, а затем вносить разные изменения и формировать списки ежедневных задач по утрам или вечерам.
  2. Изображение с названием Make a Schedule Step 12

    2

    Храните расписание в доступном месте. Блокнот, ежедневник или приложение всегда должны быть под рукой. Если они будут покрываться пылью, то вам будет сложнее воплощать в жизнь цели из своего расписания.[12]

    • В случае с приложением установите его и синхронизируйте на всех электронных устройствах. Используйте виджеты для ПК и мобильных устройств, чтобы выводить задачи на главный экран.
    • Также полезно разместить в рабочем кабинете лекционную доску или календарь с наглядной информацией вроде ключевых дат и еженедельных целей.
  3. Изображение с названием Make a Schedule Step 13

    3

    Вычеркивайте выполненные задачи, чтобы сохранять мотивацию. Звучит очень просто, но подобное действие приносит невероятное удовлетворение. Вычеркивайте все выполненные задачи, чтобы видеть свои успехи и обязанности в перспективе.[13]

    • Не нужно паниковать, если вы не смогли выполнить все задачи. Оставшиеся дела необходимо перенести на следующий день и присвоить им высокий уровень важности.
  4. Изображение с названием Make a Schedule Step 14

    4

    Поощряйте себя за выполненные задачи. Справиться с делами проще, если в конце вас будет ждать награда, особенно когда задача скучная и утомительная. Например, если весь день вам предстоят презентации, встречи и завершения проектов, тогда вознаградите себя перерывами, мороженым или другим угощением.[14]

    • Помимо небольших наград за выполнение отдельных задач, поощряйте себя за продуктивные дни. Примите расслабляющий душ, играйте в видеоигры, посмотрите фильм или займитесь чем-то другим, что приносит вам радость.
  5. Изображение с названием Make a Schedule Step 15

    5

    Используйте приложения для продуктивности, чтобы не отвлекаться. Если вы склонны открывать посторонние страницы или социальные сети во время работы, тогда загрузите приложения вроде StayFocused или Focusbar. Они блокируют отвлекающие сайты в указанные периоды времени и не позволяют вам медлить.[15]

    • Также полезно убирать телефон со стола в карман или в сумку. В случае необходимости он всегда рядом, но отсутствие устройства в поле зрения позволит вам реже отвлекаться.
  6. Изображение с названием Make a Schedule Step 16

    6

    Планируйте регулярный отдых, чтобы избежать выгорания. Напряженный график без перерывов может обескураживать и стать причиной проволочек. Также работа на износ сильно снижает продуктивность. Находите время для отдыха, чтобы лучше справляться с рабочей нагрузкой и не допускать умственного и физического переутомления.[16]

    • Например, в выходной день можно заниматься делами по дому. При этом сделайте воскресенье днем отдыха, если в субботу вы работаете на грядках, стираете, убираете и готовите.
    • Каждый вечер старайтесь находить хотя бы 1–2 часа времени перед сном, чтобы развеяться. В такое время можно почитать книгу, принять душ или послушать спокойную музыку.

    Реклама

Советы

  • Составьте одно расписание со всеми делами в блокноте, ежедневнике или приложении. Если записывать задачи в разных местах, можно запутаться.[17]
  • Проявляйте гибкость, пишите карандашом и пересматривайте свой график. Не паникуйте, если не все идет по плану.[18]
  • Используйте небольшие временные промежутки. Вместо просмотра социальных сетей за 15 минут до встречи попробуйте заняться любой ежедневной задачей. Также можно перекусить, сделать зарядку или прогуляться.[19]
  • Учитывайте отвлекающие факторы, но старайтесь эффективно бороться с ними. Если вам звонят или в офис пришел гость, скажите: «У меня всего несколько свободных минут», — или: «Я с радостью выслушаю твой вопрос, но дам ответ немного позже».[20]
  • Не медлите. Задачи быстро накапливаются, если откладывать дела, а ваше расписание станет перегруженным.[21]
  • Если не удается следовать расписанию, не теряйте уверенность и вносите небольшие изменения, которые помогут вам справиться.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 10 794 раза.

Была ли эта статья полезной?

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!  


 Облегченные дни и трудность предметов

Предусмотрите облегченный учебный день, чтобы школьники не переутомились в течение недели. По санитарным правилам это должны быть среда или четверг (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). Еще учитывайте шкалу трудности учебных предметов, когда будете разрабатывать расписание (таблицы 6.9–6.11 СанПиН 1.2.3685-21). Посмотрите схему 3. Шкалы трудности учебных предметов на уровне основного и среднего общего образования смотрите ниже.

Снимок экрана (632).png

СКАЧАТЬ

Шкалы трудности учебных предметов на уровне основного и среднего общего образования

Шкала трудности предметов для уровня ООО*

Учебный предмет

Количество баллов по классам

5

6

7

8

9

Физика

8

9

13

Химия

10

12

История

5

8

6

8

10

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Математика

Математика

10

13

Геометрия

12

10

8

Алгебра

10

9

7

Природоведение

7

8

Биология

10

8

7

7

7

Литература

4

6

4

4

7

Информатика и ИКТ

4

10

4

7

7

Русский язык/Родной язык

8

12

11

7

6

География

7

6

6

5

Искусство

Изобразительное искусство

3

3

1

Мировая художественная культура

8

5

5

Музыка

2

1

1

1

Обществознание (включая экономику и право)

6

9

9

5

5

Технология

4

3

2

1

4

Черчение

5

4

Основы безопасности жизнедеятельности

1

2

3

3

3

Физическая культура

3

4

2

2

2

* Таблица 6.10 СанПиН 1.2.3685–21.

Шкала трудности учебных предметов на уровне СОО*

Учебный предмет

Количество баллов

Физика

12

Математика (геометрия), Химия

11

Математика (алгебра)

10

Русский язык/Родной язык

9

Литература, Иностранный язык

8

Биология

7

Информатика и ИКТ

6

История, Обществознание (включая экономику и право), Искусство (МХК)

5

География

3

Основы безопасности жизнедеятельности

2

Физическая культура

1

* Таблица 6.11 СанПиН 1.2.3685–21.

Продолжительность занятий и перемен

Установите длительность урока не более 45 минут. Учитывайте, что для первых или компенсирующих классов верхняя граница меньше, а требований к нижней границе нет. Не планируйте перемену между уроками меньше 10 минут, иначе нарушите саннормы и право детей на отдых (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Определите продолжительность перерыва между уроками и внеурочной деятельностью. По санитарным правилам такая перемена должна быть не менее 30 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20), а по СанПиН – не менее 20 минут (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Чтобы не нарушить санитарные требования, рекомендуем запланировать перерыв между урочной и внеурочной деятельностью в 30 минут. Исключение – индивидуальная программа развития для детей с ОВЗ, так как урочная и внеурочная деятельность могут чередоваться в течение дня (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Снимок экрана (633).png

 Проверьте, что перерыв между началом факультативных или дополнительных занятий и последним уроком составляет не меньше 20 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Смотрите требования к продолжительности занятий и перемен на схеме 4.

Снимок экрана (634).png

 СКАЧАТЬ

Первый урок по понедельникам

Запланируйте в расписании цикл занятий «Разговоры о важном» (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № 03-871). Ведомство рекомендует включить такие занятия в качестве внеурочных и проводить по понедельникам первым уроком во всех классах. Смотрите схему 5.

Снимок экрана (635).png

СКАЧАТЬ  

 Если решили проводить занятия «Разговоры о важном» в качестве курса внеурочной деятельности, предусмотрите после них перерыв в 30 минут. Так вы выполните санитарные требования и рекомендации Минпросвещения. Смотрите образец расписания звонков на понедельник с внеурочным занятием, которое стоит первым уроком.

Образец расписания звонков по понедельникам с внеурочным курсом «Разговоры о важном»

Снимок экрана (637).png
 Занятия «Разговоры о важном» удобно проводить как элективный курс. Тогда сможете включить его в учебный план и установить перерыв в расписание как между уроками. К тому же элективные курсы должны посещать все школьники, а курсы внеурочной деятельности – по желанию. Смотрите образец расписания звонков на понедельник с элективным курсом, который стоит первым уроком.

Образец расписания звонков по понедельникам с элективным курсом «Разговоры о важном»

Снимок экрана (638).png

 Дистанционное обучение

Если в вашем регионе действуют антиковидные ограничения и вам пришлось уйти на дистант, соблюдайте санитарные требования к продолжительности и времени окончания дистанционных уроков (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20). Смотрите схему 6 и пример расписания дистанционного дня.

Снимок экрана (639).png

СКАЧАТЬ  

Пример расписания дистанционного дня

Расписание дистанционного дня в 9 «А» классе

№ урока

Начало урока

Окончание урока

Предмет

Формат

1

08:30

09:10

Литература

Лекция-беседа по Zoom

2

09:30

10:10

Геометрия

Лекция-презентация темы по Zoom

3

10:30

11:10

История

Просмотр и конспектирование видеолекции на YouTube

4

11:30

12:10

Русский язык

Онлайн-тестирование на платформе «Решу ОГЭ»

5

12:30

13:10

Иностранный язык (английский)

Урок-беседа по Zoom

6

13:30

14:10

Обществознание

Самостоятельное изучение темы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти налог в excel формула
  • Как найти улицу в ставрополе
  • Как найти кота для вязки мейн
  • Как найти свое я по методу 12
  • Как найти нужный автобус на яндекс карте

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии