Как составить программу обучения по специальности

#статьи

  • 8 ноя 2022

  • 0

Что такое образовательная программа

Это вообще один документ или несколько? Что должно быть в программе?

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что представляет собой образовательная программа и какие виды программ бывают;
  • как устроена подготовка образовательных программ, в том числе дополнительного образования;
  • каково содержание (структура) образовательных программ.

Образовательная программа — это, с одной стороны, фактическое содержание учебного курса, а с другой — документация, определяющая содержание образования (знания, умения, навыки или компетенции), его объём и планируемые результаты обучения.

Всё, что касается образовательных программ в детсадах, школах, колледжах, вузах и организациях дополнительного образования (ДПО), регулирует Федеральный закон «Об образовании в РФ».

В законе приведено такое определение, которое к тому же объясняет, что именно входит в образовательные программы:

«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Получается, что образовательная программа описывает, сколько длится обучение (обычно в академических часах), какие предметы, курсы или дисциплины преподаются и сколько часов уделяется тому или иному содержательному компоненту обучения, какие материалы используются для обучения, в каких формах и когда проходит аттестация. Причём всё это описание может содержаться даже не в одном, а в нескольких разных документах.

Есть ещё определение образовательной программы из Международной стандартной классификации образования (МСКО). Там образовательная программа описана как единый комплекс или последовательность видов образовательной деятельности или коммуникации, спланированной и организованной для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение определённого периода времени. Общей характеристикой образовательной программы является то, что, по достижении целей обучения или после выполнения образовательных задач, выдается документ, подтверждающий успешное её завершение.

Для каждого уровня образования — от детского сада до профессиональной переподготовки — существуют свои разновидности образовательных программ. Вот как они классифицируются в статье 12 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Фото: GaudiLab / Shutterstock

В эту категорию входят, во-первых, основные общеобразовательные программы — те, которые используются в детсадах и школах. То есть программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Во-вторых, к этой группе относятся и основные профессиональные образовательные программы. Они, свою очередь, делятся ещё на два вида:

  • образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена;
  • образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, а также ассистентуры-стажировки.

И в-третьих, закон включает сюда же основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих.

Требования к образовательным программам школ, колледжей и вузов определяются в федеральных образовательных стандартах — ФГОС. О них мы расскажем ниже. Причём в эти образовательные программы в обязательном порядке включается также программа воспитания и календарный план воспитательной работы (это предусмотрено статьёй 12.1, которая появилась в законе «Об образовании в РФ» в 2020 году). В этой сфере также применяются примерные и федеральные образовательные программы. Иными словами, школа или колледж может вообще не разрабатывать свои программы на основе ФГОС, а просто взять и использовать готовые. Подробнее об этом тоже расскажем далее.

Таким образом, в сфере формального образования образовательные программы строго регламентируются государством. И если в сфере высшего образования ещё возможно некоторое разнообразие, то в школьном образовании всё движется к унификации.

В этой категории находятся дополнительные общеобразовательные программы, их может быть два вида:

  • Дополнительные общеразвивающие программы — они доступны детям и взрослым и бывают технические, естественно-научные, физкультурно-спортивные, художественные, туристско-краеведческие, социально-педагогические.
  • Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей.

Ещё сюда входят дополнительные профессиональные программы. Они тоже делятся на две разновидности:

  • программы повышения квалификации — для тех, кто совершенствуется в рамках своей профессии;
  • программы профессиональной переподготовки — для желающих получить новую профессию.

В отличие от основных образовательных программ, подход к проектированию программ дополнительного образования может быть довольно свободным. Государственных стандартов для этого типа образования нет, а это значит, что методисты могут довольно творчески подходить к проектированию содержания, используя для этого различные модели и опираясь на принципы педагогического дизайна. Однако для разработки дополнительных профессиональных программ закон всё же предусматривает некоторые правила.

Согласно закону «Об образовании в РФ», образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательные программы. Но на самом деле, как мы уже пояснили выше, очень многое зависит от того, о каких образовательных программах идёт речь — основных или дополнительных.

Дело в том, что основным общеобразовательным и профессиональным программам обязательно нужна государственная аккредитация — иначе организация не сможет выдать выпускнику аттестат или диплом государственного образца. Иными словами, какой бы интеллектуальной и креативной ни была программа, например, в частной школе, частном колледже или в частном вузе, но если у неё нет госаккредитации, то с формальной точки зрения считается, что у выпускника этой программы нет образования соответствующего уровня (основного, или среднего профессионального, или высшего).

Чтобы программа получила государственную аккредитацию, она должна соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.

А вот программы дополнительного образования, дошкольного и аспирантуры, а также образования обучающихся с нарушением интеллекта и основные программы профессионального обучения государство не аккредитует. То же относится и к дополнительным образовательным программам.

В любом случае образовательная программа, будь она, например, по школьному предмету, или это программа бакалавриата в вузе, или программа какого-то онлайн-курса, — это труд методиста и педагога (преподавателя, эксперта по теме курса).

Требования к основным образовательным программам — их структуре, условиям реализации и результатам освоения — сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Цели стандартов — обеспечить единство образовательного пространства РФ, учитывать потребности общества и государства в квалифицированных кадрах, гарантировать качество образования и его преемственность. Это означает, что, например, ребёнок, изучивший программу начальной школы, должен быть готов перейти в пятый класс в любой школе России и приступить к освоению следующего образовательного этапа, а подросток, оканчивающий школу, должен быть готов сдать стандартные ОГЭ и ЕГЭ. В свою очередь, выпускник любого колледжа или вуза должен обладать одним и тем же базовым набором знаний и компетенций, чтобы работать по конкретной специальности, на которую он выучился.

Федеральные стандарты предусматривают обязательную часть (например, строго определённое количество часов изучения конкретных предметов), а также часть, которую формирует само учебное заведение. Например, в школе с углублённым изучением естественных наук образовательная программа может включать уроки биологии, химии и физики сверх обязательного минимума.

Для детских садов и школ существует по одному ФГОС для каждого уровня образования. А вот в среднем профессиональном и высшем образовании есть стандарты для каждого направления подготовки. Например, только для бакалавриата, специалитета и магистратуры действует около 720 ФГОС.

При этом для некоторых вузов предусмотрены специальные условия. Например, МГУ, СПбГУ, вузы категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также другие университеты из перечня, утверждённого президентом РФ, имеют право самостоятельно разрабатывать стандарты образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Это обеспечивает им относительную свободу в формировании программ. Правда, требования к результатам обучения в таких стандартах не могут быть ниже федеральных.

Кроме ФГОС, детсадам, школам и колледжам необходимо ориентироваться ещё и на разработанные Минпросвещения готовые образовательные программы.

Так, в сентябре 2022 года принят законопроект, унифицирующий дошкольные и школьные образовательные программы. Появились понятия федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральных основных образовательных программ (ФООП).

ФООП обозначает учебно-методическую документацию, которая включает федеральные рабочие программы учебных предметов, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Школа или детсад могут сами определять, принимать им федеральную образовательную программу полностью (тогда собственную учебно-методическую документацию разрабатывать не нужно) или частично. Однако в обновлённом законе «Об образовании в РФ» указаны обязательные части этих программ:

  • в начальной школе необходимо использовать федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру;
  • в средней и старшей школе обязательными становятся федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Предполагается, что уже к 1 сентября 2023 года школы перейдут на использование ФООП.

Ранее детские сады и школы могли ориентироваться на примерные образовательные программы, собранные в официальном реестре. А вот новая редакция закона «Об образовании» допускает их использование только в среднем профессиональном образовании. Примерные программы для колледжей также включают в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Фото: Lordn / Shutterstock

У организаций ДПО ситуация иная — общеобразовательные программы образовательная организация разрабатывает самостоятельно, как правило, без каких‑либо ФГОС. Программы дополнительного профессионального образования — тоже, но для них, во-первых, в законе есть правило: их содержание должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования к профессиям, специальностям и должностям (конечно, если такие установлены, потому что далеко не для всех профессий, особенно новых, есть профстандарты и квалификационные требования).

Во-вторых, для некоторых особенных программ дополнительного профессионального образования утверждаются типовые программы — так предусмотрено в статье 76 закона «Об образовании в РФ». Например, типовые программы по пожарной безопасности утвердило МЧС России, а программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования — Минздрав.

В-третьих, особый статус у программ профессиональной переподготовки. Поскольку такая программа направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (то есть это фактически получение новой профессии), то при её разработке нужно учитывать не только квалификационные требования, но и ФГОС соответствующих программ высшего или среднего профессионального образования (это тоже предусмотрено статьёй закона «Об образовании в РФ»).

Ещё при реализации программ дополнительного профессионального образования нужно учитывать Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утверждён приказом Минобрнауки от 01.07.2013 №499. Специальных правил там на самом деле немного. Например, установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Во всех остальных случаях и во всём остальном, что не урегулировано нормативными требованиями, образовательную программу дополнительного образования можно строить так, как считают нужным преподаватели и методисты. Сейчас сфера методических подходов к созданию образовательных программ очень активно развивается и включает в себя множество интересных инструментов, позволяющих сделать учебный курс действительно увлекательным.

Итак, образовательная программа — это содержание конкретного образовательного курса. А что именно там должно быть написано? У каждой программы должны быть указаны как минимум цели и планируемые результаты освоения, она должна содержать учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы — словом, всё, что перечислено в определении образовательной программы из закона.

Если подробнее, то требования к структуре программ, для которых установлены ФГОС, нужно смотреть как раз в соответствующих стандартах. Например, программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный — и ФГОС регламентирует, что должно быть в каждом из них.

Учебный план в структуре дополнительной профессиональной программы, согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

Для программ переквалификации там же установлено, что они обязательно должны содержать:

  • характеристики новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
  • характеристики компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Разработка образовательных программ СПО: кто ей занимается, и как проходит процедура

Программы среднего профессионального образования — это формальные документы, комплексы, которые фиксируют основные требования и базовые положения об обучении на специальностях СПО. Образовательные программы СПО реализуются в учебных заведениях одного уровня, однако форма организации таковых может отличаться. В числе вариантов учреждений:

  • Колледжи.
  • Училища (например, кулинарное или иные).
  • Техникумы (встречаются гораздо реже).

Образовательная программа, которая предполагает получение СПО, в большей мере ориентирована на практику. Учитывая малый срок получения специальности (зачастую меньший, чем в ВУЗах), к программам профессионального обучения предъявляются повышенные требования. Как в части теории, так и с точки зрения возможностей для получения реального опыта работы или отработки практических навыков, умений.

В этом ключевая сложность создания грамотного комплекса, документации. Разработка образовательных программ уровня СПО требует высокой квалификации, возможно опыта работы в соответствующей области, а также знания технической стороны вопроса, правовой базы.

Кто отвечает за разработку соответствующих программ

Образовательные программы СПО в части разработки, оформления — это сфера профессиональной ответственности методиста, а также преподавателей. В зависимости от уровня образовательной организации за создание комплекса отвечает один или сразу несколько специалистов.

Как правило, на каждом факультете колледжа, техникума или училища имеется свой методист, а то и сразу несколько (один отвечает за программу обучения очников, другой — заочников и т.д.).

Помимо создания формальной части образовательной программы для студентов СПО, методист вместе с членами рабочей группы разрабатывает полный учебный план с описанием почасовой нагрузки по каждому предмету. Также определяет способы проверки знаний по отдельным дисциплинам, количество занятий, критерии оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации.

При создании образовательной программы уровня СПО методист выступает главным специалистом, задает формат обучения, а также особенности организации процесса получения знаний по специальности. Кроме него в рабочую группу входят ведущие преподаватели по тому или иному направлению.

При выполнении своей работы методист опирается на нормативно-правовую базу:

  • Федеральный закон «Об образовании».
  • Тематические приказы Минобрнауки в той части, в какой они регулируют его деятельность, выполнение профессиональных задач.
  • Федеральные стандарты образования по тому или иному направлению. Поскольку они содержат требования к знаниям, освоению компетенций студентами СПО.
  • Также при разработке образовательных программ уровня СПО учитываются положения устава учебного заведения, методические указания, которые принимаются на уровне конкретного учреждения.

Образовательные программы СПО могут учитывать и иные локальные документы. Нормативно-правовые акты, принятые в колледже, училище или техникуме. Также в работе над созданием комплекса документов могут участвовать другие специалисты: преподавательский состав смежных направлений, руководитель факультета и т.д. Бюрократические, процедурные вопросы создания образовательных программ для учащихся СПО решаются самостоятельно, закон предоставляет учреждениям такое право.

Порядок разработки и утверждения программы

Согласно установленным нормам, ответственность за процедуру создания образовательной программа для студентов СПО ложится на плечи руководителя конкретного факультета или отделения.

Процесс разработки и принятия строится по такому алгоритму:

  • Назначение ответственных специалистов. Ключевую роль в этой работе играет методист. Кроме него для улучшения качества комплекса в рабочую группу включают преподавателей. Сам же руководитель подразделения чаще всего отвечает за координацию. Но может включаться в дело в качестве разработчика, если посчитает нужным.
  • Утверждение графика. Руководство факультета определяет, в течение какого срока должна быть готова образовательная программа по специальности СПО.
  • Определение этапов и сроков сдачи конкретных этапов работ. Планы разрабатывают постепенно, утверждая каждый отдельный раздел.

В течение установленного срока специалисты работают над организацией методического комплекса. Образовательные программы СПО создаются в рамках жестких нормативных требований. Потому их разработка — задача сложная и длительная.

Разделы документа принимает руководитель подразделения. Но на этом этапе — предварительно. Как только комплекс будет завершен, готовую работу рассматривают на заседании методического совета, в который входят преподаватели, методисты и сам глава факультета, отделения.

Чтобы исключить нарушения содержания или оформления, образовательную программу по конкретному направлению СПО направляют на экспертизу. Экспертный совет может состоять из преподавателей, которые входят в штат колледжа, но не принимали участия в разработке документа или же из полностью независимых и неподотчетных руководству заведения специалистов.

При обнаружении любых помарок, несоответствий, образовательные программы СПО подлежат пересмотру. Специалисты исправляют недочеты. Финальная версия документа рассматривается повторно. Затем ее принимают на заседании методического и/или ученого совета учреждения.

Бюрократическая процедура разработки и принятия образовательной программы для обучающихся СПО сложная и запутанная. Из-за этого возможны проволочки. Также специалисты колледжей не спешат обновлять программы, все по той же причине.

Готовый план вместе с сопроводительной документацией публикуют на официальном сайте колледжа, училища. После чего он считается вступившим в силу.

Что включают в программы среднего профессионального образования

Образовательные программы СПО, независимо от формы обучения, направления и прочих факторов, строятся по одному и тому же принципу. Используют практически идентичную форму. Учебная программа включает в себя от 5 до 7 разделов с описанием основных характеристик образовательного процесса и прочих важных моментов.

Большую роль отводят правильному оформлению документа. Разработчик в обязательном порядке оформляет титульный лист. Следом идет краткое описание образовательной программы по направлению СПО с указанием членов рабочей группы, имени руководителя, реквизитов подразделения, ответственного за создание документа.

Следом начинается содержательная часть образовательной программы для учащихся СПО. Чаще всего она содержат следующие разделы.

Общие, базовые положения

Наиболее короткий раздел. Включает в себя краткое описание специальности, направления обучения. Разработчики описывают нормативно-правовую базу, на которую опирались при создании документа, утверждаются перечень сокращений по тексту. Раздел образовательной программы по направлению СПО имеет вводный характер.

Описание программы

В описании разработчики характеризуют программу, описывают цели и задачи, с которыми она создавалась. В обязательном порядке фиксируют формы обучения, если речь об универсальном документе. Однако чаще образовательные программы СПО создают под каждую форму обучения отдельно.

Создатели описывают продолжительность обучения, определяют квалификацию, которую получат выпускники техникума или иного среднего заведения. В обязательном порядке очерчивается перечень профессий, по которым студенты смогут работать после завершения учебы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Описание будущей деятельности выпускников

В третьем разделе образовательной программы для студентов СПО разработчики определяют характер обязанностей, которые возлагаются на будущих специалистов. Называют объект профессиональной деятельности выпускников. Оценивают характер трудовых функций, которые дает колледж, техникум или училище. Навыки и сферы будущей деятельности фиксируют списком. Например, в случае с обучением на направлении «Лечебное дело» медицинского колледжа речь пойдет о таких видах деятельности:

  • Диагностика.
  • Неотложная помощь.
  • Лечебная деятельность.
  • Оказание медицинских услуг.
  • Профилактическая деятельность и т.д.

Это лишь малая часть из полного перечня.

Характеристика результатов обучения по программе

Образовательные программы СПО в качестве результатов обучения рассматривают компетенции. То есть формальные навыки, знания, умения, которые приобретают будущие выпускники в процессе освоения специальности.

Это наиболее крупный и пространный раздел. Здесь в тщательном, детализированном виде разработчики прописывают категории компетенций с указанием конкретных знаний и умений. Зачастую образовательная программа по любой специальности СПО более чем на 50% состоит именно из описания и характеристики компетенций.

Сюда же включается практический опыт, который получают выпускники по каждому модулю компетенций.

Структура и содержание программы СПО

В это насыщенном информацией разделе образовательной программы для обучающихся СПО создатели фиксируют общие направления, блоки дисциплин, которые осваивают студенты. Они представлены циклами. Например, гуманитарный цикл, математический, естественнонаучный цикл и т.д.

В табличном формате записывают продолжительность каждого цикла с указанием количества часов по обязательной и вариативной части. Предметы вариативной части студенты могут выбирать по собственному усмотрению (факультативы).

Образовательные программы СПО обязательно содержат указания о формах и длительности практик.

Условия реализации разработанного плана

В этом разделе разработчики называют техническое и иное оснащение учебного заведения, которое будет использоваться при обучении студентов. Сюда же входит оценка готовности преподавательского состава к реализации образовательной программы для учащихся СПО.

Приложения

Приложения к основному документы предоставляют дополнительную информацию. Их количество разнится от одной программы к другой. Наиболее часто приложениями к образовательной программе по направлению СПО выступают учебный план с указанием дисциплин, сроков их освоения, нагрузки в академических часах, формы аттестации, календарный план и прочие методические документы.

Какие цели стоят при разработке и реализации программ

Образовательные программы СПО выступают формальным ориентиром для организации нормальной учебы. Их разработка позволяет решить сразу несколько задач:

  • Определить обязанности преподавательского состава. Кто, сколько и чему должен учить студентов.
  • Зафиксировать нагрузку. Среди сотрудников — распределить преподавательскую нагрузку между отдельными специалистами. Среди учащихся — определить количество аудиторных часов, времени на самостоятельную работу.
  • Информировать студентов и абитуриентов. Образовательная программа по любой специальности СПО есть в свободном доступе. С документами можно ознакомиться на официальном сайте учреждения. Это даст представление о характере профессии, перспективах, степени сложности освоения направления и прочем.
  • Унифицировать процесс учебы по всей стране. Образовательная программа конкретной специальности СПО позволяет переводиться из одного колледжа в другой. Без этого документа оценить примерный багаж знаний, навыков и умений студента было бы крайне проблематично.

В конечном счете, упорядочить весь образовательный процесс. Сделать его максимально простым, понятным и прозрачным для всех участников: преподавателей, учащихся, руководства заведения разного уровня.

Кто отвечает за реализацию учебной программы

За реализацию образовательной программы уровня СПО отвечает колледж, техникум или училище. Зависит от статуса заведения. Также конкретное подразделение (факультет, отделение) и преподавательский состав. На основе разработанного документа методист создает продуманный график, расписание обучения, на которое ориентируются студенты и преподаватели.

Какие проблемы возникают в процессе создания документа и его реализации

Образовательные программы СПО представляют сложности как в плане создания, так и с точки зрения реализации.

Среди сложностей при разработке плана:

  • Недостаток квалификации рабочей группы. Чтобы составить грамотную образовательную программу для направлений СПО необходимо деятельное, плотное участие опытного методиста и ведущих преподавателей. Нередко преподавательский состав участвует в методической работе в минимальной степени или лишь формально, перекладывая ответственность и свои функции на младший персонал кафедры. Это сказывается на качестве конечного документа.
  • Широкий перечень формальных требований. Образовательные программы СПО составляют на базе огромного списка документов. Юридическая база требует пристального изучения. Это дополнительные сложности.
  • Сложности в принятии документа. Из-за установленной многоуровневой бюрократической процедуры.
  • Сложности в обновлении образовательной программы. По той же самой причине — из-за сложной бюрократической процедуры, а также потребности в квалифицированных кадрах обновить образовательную программу по специальности СПО — существенный труд. Ни руководство, ни тем более преподаватели и методисты не стремятся к модернизации документов. Однако программы стремительно устаревают, что сказывается на качестве образования, подготовки специалистов.
  • Значительные временные затраты. Из-за многоуровневой процедуры, потребности в изучении нормативной базы, точного оформления документа.

Если говорить о реализации, возникают такие трудности:

  • Возможные ошибки при составлении вызывают ошибки при попытке составить расписание. В результате образовательная программа направления СПО требует переработки.
  • Несоответствие фактической и разработанной программ.

Сложности на всех этапах возникают как из-за сложной процедуры, так и по причине недостаточного опыта, квалификации сотрудников, слишком большой нагрузки на преподавателей, слишком активного вовлечения преподавательского состава в процесс разработки. И это далеко не полный список причин.

Методические рекомендации по разработке
программ профессионального обучения

1. Общие положения

1.1. Методические
рекомендации по разработке программ профессионального обучения (далее –
Методические рекомендации) подготовлены с целью оказания помощи в разработке
программ профессионального обучения.

1.2.  Настоящие Методические рекомендации основаны на
следующих нормативных документах:

– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N
197-ФЗ

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от
22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных
стандартов»;

– Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об
утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных
стандартов»;

– Приказ Мипросвещения России от 26.08.2020 № 438 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным программам профессионального обучения»;

– Приказ Минобрнауки России от
02.07.2013 № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей
служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;

– Методические рекомендации по разработке основных
профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных
программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки
России 22.01.2015 года № ДЛ-1/05вн);

– Устав образовательной организации и иные локальные
нормативные акты.

1.3. Профессиональное обучение — вид образования,
который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и
формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых,
служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности,
профессий).

1.4. Профессиональное обучение обеспечивает
приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том
числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями,
аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение
указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии
рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

1.5. К основным программам профессионального обучения
относятся следующие программы:

– программы профессиональной подготовки по профессиям
рабочих, должностям служащих. Под профессиональным обучением по программам профессиональной
подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается
профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или
должности служащего. Программы профессиональной подготовки направлены на
получение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих впервые. На
обучение по этим программам зачисляются лица, не проходившие ранее обучение по
какой-либо профессии или специальности и не обладающие какой-либо
квалификацией;

— программы профессиональной переподготовки рабочих,
служащих. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и
служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию
рабочего (профессии рабочих) или должность служащего (должности служащих).
Обучение по этим программам могут проходить лица, уже имеющие какую-либо
профессию, специальность с целью освоения новой квалификации, профессии;

— программы повышения квалификации. Под
профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и
служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию
рабочего, должность служащего, в целях последовательного совершенствования
профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или
должности служащего. Эти программы направлены на повышение квалификационных разрядов,
классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

2.
Организация и осуществление образовательной деятельности

2.1. Профессиональное обучение осуществляется в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в
учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в
форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут
создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц,
предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных
подразделений юридических лиц

2.2. Формы обучения по основным программам
профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.

2.3. Допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения.

2.4. Содержание и продолжительность профессионального
обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется
конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и
утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на
основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных
квалификационных требований, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.

2.5. Сроки начала и окончания профессионального
обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной
программы профессионального обучения.

2.6. Образовательная деятельность по основным
программам профессионального обучения организуется в соответствии с
расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.

2.7. Профессиональное обучение на производстве
осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим
основным программам профессионального обучения.

2.8. Профессиональное обучение по индивидуальному
учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой
программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном
локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную
деятельность. При прохождении профессионального обучения в соответствии с
индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

2.9. Реализация основных программ профессионального
обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся.
Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся
устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
самостоятельно.

2.10. Профессиональное обучение завершается итоговой
аттестацией в форме квалификационного экзамена

2.11. Квалификационный экзамен проводится
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения
соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального
обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное
обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим
профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов,
категорий)

2.12. Квалификационный экзамен независимо от вида
профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу
и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований,
указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов
по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению
квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их
объединений

2.13. Формы проведения квалификационного экзамена
устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

2.14. Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен,
получает квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением
(при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам
профессионального обучения, что подтверждается документом о квалификации
(свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

2.15. Квалификация, указываемая в свидетельстве о
профессии рабочего, должности служащего, дает его обладателю право заниматься
определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые
функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации
порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам
профессионального обучения, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации

2.16. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, самостоятельно устанавливают образцы выдаваемого свидетельства о
профессии рабочего, должности служащего, и определяют порядок их заполнения и
выдачи. При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о
профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок
заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства.

2.17. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также
лицам, освоившим часть основной программы профессионального обучения и (или)
отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность,
выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно
устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность

3.
Формирование программ профессионального обучения

3.1. Содержание программ профессионального обучения
должно постоянно обновляться и учитывать профессиональные стандарты,
квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по
соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные
требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Продолжительность
программы профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального
обучения, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией.

3.2. При разработке программ профессионального
обучения следует помнить, что программа должна удовлетворять следующим
требованиям:

– построение программы проводится на
модульно-компетентностной основе и базируется на требованиях профессиональных
стандартов (профессиональных характеристик), запросах конкретных работодателей к
профессиональной компетентности и профессиональной мобильности рабочих,
служащих;

– в программе должен реализовываться вариативный
подход к отбору и формированию содержания обучения, учитывающий социальный и
возрастной состав обучаемых, опыт предшествующей профессиональной деятельности,
инвестиционную политику в регионе и конъюнктуру рынка труда;

– сроки обучения зависят от интенсивности
(краткосрочности) программ и должны гарантировать планируемый результат.

3.3. При разработке или актуализации программ
профессионального обучения разработчикам следует:

– предусмотреть использование оптимальных форм и
методов обучения для формирования у обучаемых знаний, умений, профессиональных
компетенций, определенных как результаты обучения;

– использовать личностно-ориентированные технологии,
обеспечивающие учет индивидуальных образовательных потребностей и особенностей
обучающихся, их направленность на профессиональную подготовку, переподготовку,
повышение квалификации;

– обеспечить возможность оперативно корректировать
содержание обучения с учетом специфики инновационных технологических процессов,
форм организации труда, связанных с содержанием новой профессии;

– проводить отбор содержания программ с учетом
инновационных технологий и процессов, внедряемых в отрасли производства.

3.4. Важным этапом при проектировании программы
является определение результатов освоения программы профессионального обучения,
на основе которых формируется ее содержание.

4.
Структура программы профессионального обучения

4.1. Образовательная программа – комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий, форм аттестации и учебно-программных
документов, представленных в виде:

– учебного плана,

– календарного учебного графика,

– рабочих программ учебных дисциплин, модулей,
практик,

– оценочных материалов,

– методических материалов.

4.2. Структура образовательной программы определяется
локальным актом образовательной организации.

4.3. В структуре программы должны присутствовать:

— профессиональный цикл, состоящий из профессиональных
модулей, содержащих междисциплинарные курсы, учебную и производственную
практики;

– общепрофессиональный цикл (при необходимости), объединяющий
общепрофессиональные дисциплины.

4.4. Учебный план – документ, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
профессиональных модулей, учебных дисциплин (при наличии), практики, формы
промежуточной, итоговой аттестации обучающихся.

При формировании учебного плана следует учитывать срок
обучения по конкретной программе.

При осуществлении профессиональной переподготовки
сроки обучения могут быть сокращены по сравнению со сроками профессиональной
подготовки для того же уровня квалификации по профессии в зависимости от уже имеющегося
образования и квалификации обучаемых. Не следует сокращать

объем
практического обучения, так как при реализации программы должно быть обеспечено
приобретение умений, необходимых для рабочих данной квалификации, в полном
объеме.

Срок реализации программ повышения квалификации
рабочих (с одного разряда на другой) может быть меньше, чем срок
профессиональной переподготовки, и устанавливается образовательной организацией
в зависимости от того набора знаний и умений, который необходимо освоить
рабочему для получения более высокой квалификации.

4.5. Календарный учебный график – документ, который
определяет общий план учебного процесса (по неделям или дням). Функция этого
документа — раскрыть последовательность освоения элементов учебного плана
программы профессионального обучения.

4.6. Рабочая программа учебной дисциплины, модуля –
документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебной дисциплины,
модуля, требования к результатам освоения программы.

4.6.1. Программа профессионального модуля – часть
программы профессионального обучения, предусматривающая подготовку обучающихся
к осуществлению одной или нескольких трудовых функций. Иногда программа
профессионального обучения может представлять собой только один
профессиональный модуль, либо, в случае значительного объема и
продолжительности программы, несколько модулей.

Результатами освоения профессионального модуля
являются профессиональные компетенции, отраженные в образовательной программе и
сформулированные разработчиками программы.

Программа профессионального модуля содержит
теоретическую и практическую части. Практическая часть представлена учебной и производственной
практиками. Теоретическая часть – междисциплинарными курсами.

Если объема практических занятий достаточно для
формирования умений, определенных как результаты обучения, то в составе модуля
учебной практики может не быть.

Учебная и производственная практики в составе модуля
представляются видами
работ, соответствующими
квалификации рабочего, служащего, которую обучающийся должен приобрести в результате
освоения программы профессионального обучения.

4.6.2. Программа учебной дисциплины — самостоятельный
элемент программы, не входящий в состав профессиональных модулей. При
формировании содержания учебного материала необходимо опираться на знания и
умения, которыми должен обладать обучающийся в результате освоения программы и
которые определены как результаты обучения. Для формирования умений в программе
планируются практические занятия. Формулировка тем занятий должна
соответствовать формируемым умениям.

4.6.3. Практика — вид учебной деятельности,
направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и
компетенций в процессе
выполнения
определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Программы практик необходимо разрабатывать отдельно. В
программах практик распределение тем занятий и часов, отводимых на них
освоение, осуществляется в соответствии с видами работ. При разработке программ
практик следует помнить, что целью учебной практики является формирование умений,
необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Цель производственной
практики – приобретение практического опыта профессиональной деятельности.

5.
Методика разработки программ профессионального обучения

При разработке программ профессионального обучения
рекомендуется поэтапный алгоритм:

5.1. 1 этап. Выбор профессии, должности служащего для
разработки программы профессионального обучения

Для разработки программ профессионального обучения
очень важно определиться с перечнем профессий, востребованных на рынке труда с
учетом его сегодняшнего состояния и в среднесрочной перспективе.

Выбор профессии рабочего, должности служащего
производится из Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым
осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Минобрнауки России от
02.07.2013 № 513).

5.2. 2 Этап. Выбор профессиональной квалификации, в
соответствии с которой будет разрабатываться образовательная программа.

Квалификация– уровень знаний, умений, навыков и
компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида
профессиональной деятельности. Оценку квалификаций могут вести только те
организации, которые наделены данными полномочиями.

Для правильного выбора профессиональной квалификации
необходимо обратиться к Реестру сведений о проведении независимой оценки
квалификации (информационный ресурс содержащий все необходимые сведения для
прохождения независимой оценки квалификации, а также сведения о соискателях,
прошедших независимую оценку квалификации), указать регистрационный номер
профессионального стандарта или наименования соответствующего совета по профессиональным
квалификациям.

Реестр позволяет уточнить (выбрать) наименование
квалификации с учетом ее уровня и указанием соответствующего профессионального
стандарта.

5.3. 3 Этап. Выбор профессионального стандарта, на
основании которого будет разрабатываться программа.

Профессиональные стандарты содержат характеристику
квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной
деятельности. При поиске профессионального стандарта для разработки программы
необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального
образования или профессионального обучения может соответствовать:

– один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с
программой или синонимичное название;

– часть профессионального стандарта (например, одна из
описанных в нем обобщенных трудовых функций);

– несколько профессиональных стандартов, каждый из
которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или
описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

Существует несколько вариантов поиска
профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда
России, где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий
реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной
деятельности, реестр трудовых функций. Трудовые функции в реестре сгруппированы
по уровням квалификации, поэтому сначала надо определить, к деятельности какого
уровня квалификации готовит разрабатываемая программа (модуль, часть
программы), а затем просмотреть трудовые функции выбранного уровня квалификации
и смежных с ним. Это позволит исключить ошибки, связанные с неточным
определением уровня квалификации.

Если поиски не дали результата, необходимо установить,
разработан ли в настоящее время искомый профессиональный стандарт. При его
отсутствии можно использовать другие квалификационные характеристики, имеющие
юридическую силу.

Связь образовательной программы с профессиональными
стандартами может быть отражена в разделе «Общая характеристика образовательной
программы» или иных документах, входящих в ее состав, — паспорте
образовательной программы, пояснительной записке и т.п.

5.4. 4 этап. Выбор обобщённой трудовой функции.

Для работы над программой профессионального обучения
на основе профессионального стандарта необходимо сопоставить термины, которые
используются в профессиональном стандарте и профессиональном
обучении/профессиональном образовании. Соответствие терминов приведено в
таблице.

Термины, используемые в профессиональном стандарте

Термины, используемые в профессиональном образовании
и обучении

Обобщенная
трудовая функция

Вид
деятельности

Трудовая
функция

Профессиональная
компетенция

Трудовое
действие

Практический
опыт

Умение

Умение

Знание

Знание

При выборе обобщённой трудовой функции для разработки
программы профессионального обучения необходимо учитывать:

– какому уровню квалификации соответствует данная
обобщённая трудовая функция;

– какие требования предъявляются к образованию
рабочего или служащего (в профессиональных стандартах по каждой обобщённой
трудовой функции указано, какое образование должно быть у рабочего, служащего,
выполняющего данную обобщённую трудовую функцию или соответствующую ей трудовую
функцию). Для принимаемых на обучение по программам профессионального обучения
требования к образованию не предъявляются;

– какие требования предъявляются к практическому опыту
(по ряду обобщённых трудовых функций, соответствующих третьему и выше уровню квалификации,
в требованиях указывается длительность выполнения трудовых функций предыдущего
уровня).

5.5. 5 этап. Выбор трудовых функций.

Каждой обобщённой трудовой функции в профессиональном
стандарте соответствует набор трудовых функций. Нужно знать, что одной
профессиональной квалификации может соответствовать:

– одна трудовая функция;

– несколько трудовых функций.

5.6. 6 Этап. Формирование перечня результатов обучения
на основе профессионального стандарта

Результатом освоения программы профессионального обучения
может быть как один вид деятельности и составляющие его компетенции, так и
несколько.

При определении видов деятельности необходимо учитывать
следующие моменты:

– каждый вид деятельности (если их несколько) может
быть освоен отдельно с получением соответствующего документа;

– готовность выпускника к реализации вида (видов) деятельности
равноценна необходимому для работодателя уровню квалификации рабочего,
служащего;

– профессиональные компетенции по каждому виду деятельности
определяются путем его декомпозиции (дробления); каждый вид деятельности может быть
декомпозирован на несколько профессиональных компетенций.

Нельзя допускать повтор профессиональных компетенций в
разных видах деятельности.

В профессиональном стандарте каждой трудовой функции
соответствуют знания, умения, трудовые действия (практический опыт). Эти
результаты обучения могут быть указаны в программе обучения без изменения.

5.7. 7 Этап. Разработка программ общепрофессиональных
дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практик

При разработке программ общепрофессиональных дисциплин,
профессиональных модулей следует помнить, что темы теоретических занятий должны
соответствовать знаниям, определённым как результаты обучения, а темы
практических занятий — умениям.

Практика в программе модуля представлена видами работ.
При выделении видов работ следует помнить, что виды работ учебной практики
должны соответствовать умениям, т.к. умения являются основными результатами
обучения учебной практики, а виды работ производственной практики —
практическому опыту, как результату обучения.

Концепция непрерывного образования предполагает регулярное обновление знаний, а также постоянное совершенствование имеющихся у человека навыков. Реализовать данные процессы помогают центры профессиональной переподготовки, а также корпоративные программы обучения сотрудников, которые проводит сама компания. О том, что значит корпоративное обучение, а также как создавать обучающие программы, поговорим в статье.

Что такое программа обучения?

01 (3).jpg

Корпоративная программа обучения сотрудников — это специально разработанный план мероприятий по передаче знаний, формированию и развитию требуемых для работы в компании навыков. Разработка программы обучения — это слаженная работа команды специалистов по определенной методологии.

Как создать программу обучения в своей компании? Один из вариантов — воспользоваться наработками и методиками академии корпоративного обучения. Пример такой организации — Академия Росатома, программы обучения которой ориентированы на развитие личных и профессиональных качеств человека в условиях быстро меняющейся бизнес-среды.

Другой вариант — проектировать собственные программы компании. Это подход к развитию персонала, ориентированный на достижение целей конкретного бизнеса. Данная система способствует:

  • развитию управленческих качеств топ-менеджеров;
  • формированию и совершенствованию необходимых навыков сотрудников;
  • внедрению в работу единых стандартов;
  • стимулированию непрерывного образования;
  • мотивации персонала к совершенствованию и развитию;
  • поддержке карьерного роста сотрудников.

Важный результат обучения — приобретение нужного опыта сотрудниками, с одной стороны, развитие компании и укрепление позиций на рынке, с другой.

Разработка программ обучения

02 (3).jpg

Работа над созданием программы обучения в компании включает следующие этапы:

1. Сформулировать результат обучения с позиции достижения бизнес-целей. Это влияет на выбор методологии разработки и управления всем образовательным проектом.

2. Поставить цели на обучение:

  • чему должны научиться сотрудники, чтобы достичь поставленных бизнес-целей?
  • поведение каких специалистов влияет на достижение цели?
  • какое целевое поведение должно сформироваться за время обучения?
  • каково текущее целевое поведение? 
  • в чем причины его неэффективности? и т.д.

3. Расписать, как должны вести себя сотрудники:

  • какие модели поведения подходят для эффективной работы?
  • какие алгоритмы лучше использовать? и т.д.

4. Выявить позитивные и негативные убеждения сотрудников:

  • какие убеждения должны быть у человека, чтобы он действовал согласно целям обучения?
  • какие убеждения мешают правильным действиям?

5. Написать содержание программы:

  • какие знания нужны сотрудникам, чтобы правильно применять целевые навыки и модели поведения?
  • что нужно знать для формирования позитивных убеждений?

6. Определить результат прохождения обучения в терминах знаний, умений, установок:

  • что должны научиться делать сотрудники при прохождении обучения?
  • какие убеждения должны измениться?
  • что из всего этого имеет ключевое значение?
  • что можно пока отложить? 

7. Составить план тренировки практических навыков:

  • какие задания предложить сотрудникам, чтобы показать важность формируемых навыков?
  • какие формы отработки навыков использовать в обучении?

8. Составить план теоретических занятий:

  • какие теоретические знания укрепят формируемые практические навыки?
  • какие методы обучения использовать?
  • какие формы контроля усвоения знаний применить в программе?

9. Составить план работы с убеждениями:

  • какой новый опыт поможет сотрудникам избавиться от негативных убеждений?

10. Объединить все планы и распределить на блоки. 

Каждый следующий этап конкретизирует предыдущий и помогает убрать лишнее. Помните, что время обучения ограничено. К тому же невозможно повлиять сразу на все. За рамками программы обучения нужно сделать еще один важный шаг — продумать меры поддержки сотрудников, прошедших обучение, на пути внедрения новых моделей поведения и использования в работе полученных знаний и навыков.

Создать авторскую программу, а также открыть собственную онлайн-школу вы сможете, пройдя обучение по программе «Тренер образовательных программ» в Академии EdPro.

Как составить учебную программу

Один из этапов выработки плана занятий по общеобразовательной или профессиональной подготовке – составление учебной программы. Этот документ раскрывает компоненты содержания процесса обучения и устанавливает показатели качества освоения материала. Чтобы правильно составить учебную программу, необходимо четко представлять себе цели и задачи курса обучения.

Как составить учебную программу

Вам понадобится

  • — исходные материалы по курсу обучения;
  • — нормативные документы.

Инструкция

Выберите вид учебной программы. Это может быть типовая (рабочая) или авторская программа. Наибольшего внимания потребует последний вид, поскольку он основывается на авторской концепции построения содержания, отличительными признаками которой являются новизна и оригинальность. Типовая программа представляет собой наиболее общий документ, который можно наполнить конкретным содержанием в зависимости от особенностей учебного курса.

Используйте при написании учебной программы нормативные документы, регламентирующие деятельность в конкретной сфере. Для образовательного учреждения это могут быть закон «Об образовании» и государственные образовательные стандарты. Если вы организуете корпоративное обучение персонала, ориентируйтесь на отраслевые и внутриведомственные нормативные акты и насущные потребности предприятия.

Продумайте название программы и ее структуру. Название должно отражать специфику содержания учебного курса и уровень исходной подготовки обучаемых. Элементами структуры должны стать выделенные по смысловому содержанию части конкретной дисциплины. Каждый крупный раздел рекомендуется разделить на более мелкие части, выбрав их в качестве тем отдельных занятий.

Определите, каким будет учебно-методическое обеспечение для программы. Это может быть популярная и специальная литература, видео- и аудиоматериалы, наглядные пособия, а также презентации, представленные в электронном виде. Включите в перечень методического обеспечения технические средства обучения.

Установите сроки выполнения программы и рассчитайте количество часов, необходимое для усвоения знаний обучаемыми. Программа, направленная на формирование профессиональных навыков, обязательно должна предусматривать практические занятия. Одна из частей программы будет включать описание контрольных мероприятий и критерии для оценки эффективности обучения; ее можно выполнить в виде пояснительной записки.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти площадь основания прямоугольного параллелепипеда формула
  • Как найти историю звонков на айфоне
  • Как исправить пусковую панель
  • Как найти пароль мамы
  • Как найти общие темы разговора с девушкой

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии