Как составить профиль руководителя

Это один из вопросов, который мне задавали на семинарах «Школы директоров фирм-франчайзи». Мне кажется, он волнует многие компании. Из статьи вы узнаете: какими компетенциями должен обладать руководитель; как увидеть потенциал сотрудника; кого из сотрудников можно выдвинуть на позицию линейного менеджера;как определить, кого выдвинуть на позицию руководителя отдела или направления; что делать со специалистами, которые очень хотят стать начальниками; как ввести нового руководителя в коллектив.

Какими компетенциями должен обладать руководитель?

Давайте нарисуем портрет руководителя. Понятно, что он должен обладать компетенциями, которые требуются от всех сотрудников, а также теми, которые нужны именно руководителю. См. также про организацию бережливого производства.

Мы уже давно сформировали компетенции, которые необходимы сотрудникам нашей компании. Они делятся на базовые и поддерживающие компетенции (компетенции для руководителей).

Базовые компетенции — это те, которые, как мы считаем, должны быть у любого сотрудника нашей компании, хотя бы в какой-то мере.

Их немного:

  • ориентация на инновации;
  • стремление к освоению новых знаний и навыков;
  • постоянное совершенствование процессов;
  • эффективное взаимодействие и сотрудничество.

Цель собеседования с любым человеком, приходящим в компанию, — выяснить, имеет ли он такие компетенции. За всеми этими компетенциями стоят определенные ценности, нам важно, чтобы их разделяли большинство сотрудников компании. Например, в компанию приходит неплохой специалист, с хорошим потенциалом, но он считает, что обучение и совершенствование — это пустая трата времени, относится к этому как к обязанности: «Если вы хотите, чтобы я учился, оплатите моё обучение». Мы хорошо подумаем, брать ли такого специалиста. Обратите внимание: я не говорю, что не надо оплачивать сотрудникам обучение, я имею в виду отношение к обучению. Скорее всего, мы оплатим обучение, но только сотруднику с другой мотивацией.

Ориентация на освоение новых знаний и навыков должна быть заложена в человеке, он должен быть настроен на свое развитие. Молодые люди, которые приходят в компанию, часто еще не определились, как им развиваться и куда двигаться, но для меня очень странно слышать «нет» на вопрос: «А ты хочешь развиваться?».

Аналогичным образом мы относимся и к другим компетенциями — хочется, чтобы они были у любого сотрудника нашей компании. Все должны разделять ценности развития, совершенствования и сотрудничества.

Поддерживающие компетенции — это компетенции, которые дополнительно должны быть у руководителей.

Это:

  • ответственность за принятие решений;
  • гибкость в принятии решений;
  • планирование и контроль;
  • ориентация на достижение результата;
  • понимание интересов компании в целом;
  • умение организовать работу команды.

Выбор этих компетенций — большая работа, которую мы провели примерно 10 лет назад. В литературе существует много различных перечней компетенций руководителей; мы выбрали те из них, которые соответствуют нашим ценностям. И время показало, что с годами они не изменились.

Профиль руководителя: ключевые разделы и информация

Наверное, все помнят с детства слова из одной песенки: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Если проанализировать деятельность всех успешных компаний, то мы увидим единственное, что их объединяет – это талантливый и умелый менеджмент. Любое успешное предприятие начинается с руководства. Как же подобрать таких руководителей, чтобы они не столько обеспечили бизнесу стабильность, но и развивали его? Ответ прост – нужно четко понимать, какого именно человека вы ищите, а для этого нужно создать профиль руководителя, котрого вы хотели бы видеть у руля. Для руководителя любого разряда он должен включать следующие пункты:

1. Должность.

Краткое, но вместительное название должности, которую будет занимать кандидат.

2. Подразделение.

В данном случае, это будет подразделение, руководство которым он будет осуществлять.

3. Миссия компании.

Зачастую в компаниях это понятие сводится к номинальному слогану, которого даже никто и не помнит. Тем не менее, это очень важный пункт и очень хорошо, если топ менеджмент понимает это. Ведь именно наличие осознанной миссии компании создает единое понимание, зачем нужна эта компания, что она создает, кому полезна? Именно это лежит в основе слаженной работы любого коллектива. При четко сформулированной миссии появляется единый вектор, который направляет деятельность всех сотрудников, начиная с рядовых и заканчивая руководителями.

4. Непосредственный руководитель.

В этом пункте указывается тот человек, перед которым этот руководитель будет отчитываться.

5. Подчиненные.

Нужно указать не только должностные лица, которые будут в прямом подчинении у данного управленца, но и их количество. Оно может быть указано как точным числом, так и вилкой. Например, 5-7 человек.

6. С кем взаимодействует.

Для правильно заполнения этой графы профиля должности, эффективнее будет всего графически изобразить структуру компании, в которой стрелочками указать, кто с кем взаимодействует. После этого очень легко перечислить всех сотрудников, с которыми так или иначе будет пересекаться человек, занимающий данную должность.

7. Обязанности.

Конечно, для разных подразделений это будут разные обязанности. Вместе с тем, есть некоторые, которые будут общие для всех руководителей.

  • Ставить задачи и организовывать процесс их выполнения.
  • Распределять обязанности между подчиненными.
  • Обеспечивать эффективное взаимодействие на всех этапах выполнения поставленных заданий.
  • Выстраивать межличностные отношения как внутренние, так и внешние.
  • Анализировать результаты деятельности.
  • Проверять эффективность вверенных ему процессов.

8. Профессиональные умения/знания.

Все, что следует перечислить в этом пункте профиля руководителя, можно условно разделить на две категории. Первая – это профессиональные знания и умения, которые связаны с деятельностью подразделения. Вторая – это знания и умения, лежащие в сфере управления людьми. Они будут общие для всех руководителей.

Руководитель должен уметь:

  • находить пути разрешения конфликтных ситуаций, возникших как с внутренними коммуникаторами, так и с внешними.
  • обеспечивать планирование и оптимальную организацию рабочего процесса
  • эффективно распределять обязанности между подчиненными
  • быстро и правильно принимать решения, а также отвечать за их результаты
  • мыслить критически
  • анализировать эффективность выстроенных рабочих процессов
  • уметь эффективно использовать информационные технологии.

Руководитель должен знать:

  • теорию управления
  • основы экономики
  • основы тайм-менеджмента
  • основы управления человеческими ресурсами
  • принципы наставничества
  • принципы обучения и развития подчиненных
  • принципы оценки подчиненных

9. Критерии оценки.

В зависимости от рода деятельности подразделения критерии оценки могут разные. Тем не менее, существуют ключевые показатели, которые дадут объективную картину деятельности управленца.

Это следующие критерии:

  • показатель чистой прибыли,
  • эффективность использования вложенных средств,
  • соотношение использования основных и вложенных средств,
  • экономия средств,
  • текучесть персонала,
  • внедрение новых технологий,
  • выполнение поставленных задач.

10. Личные компетенции.

Условно все личные компетенции для успешно руководителя можно разделить на три категории: базовые (это собственно личностные качества и личные ценности), профессиональные (сюда относятся те личные компетенции, которые помогли руководителю добиться успехов в его профессиональной деятельности), управленческие (личные компетенции, которые помогли стать ему эффективным руководителем). Поскольку у нас профиль должности руководителя не привязан, ни к какому виду деятельности, то мы рассмотрим только базовые и управленческие компетенции.

Базовые компетенции:

  • Нацеленность на результат. Умение устанавливать высокую планку задач перед собой и подчиненными. ставить сложные задачи перед собой и перед подчиненными. После постановки контролирует процесс достижения целей, упорно двигается к ним и умело вдохновляет подчиненных на этом непростом пути. В случае возникновения каких-то сложностей не падает духом, ищет решение.
  • Самообучение, саморазвитие. Умеет объективно увидеть свои сильные и слабые стороны, как в личном, так и в деловом плане. Постоянно ищет возможности получить / развить новые компетенции. Свершенствует свои умения и навыки способом постановки и выполнения сложных задач.
  • Аналитическое мышление. Понимает какую информацию нужно получить для принятия решения, где и как можно ее найти. Четко определяет вопросы для поиска нужной информации.
  • Системное мышление. Умение видеть ситуацию под разным углом, оценить причины возникновения сложностей и в дальнейшем предотвратить их. Умение видеть, как отображаются результаты решений на сотрудниках и деятельности компании.
  • Позитивное мышление. Умение в сложных ситуациях концентрировать внимание на позитивных моментах, демонстрировать уверенность в разрешении ситуации на пользу всем.
  • Стрессоустойчивость. Умение выполнять поставленные задачи вне зависимости от своего эмоционального состояния. Умение управлять своими эмоциями.
  • Ответственность. Умение принимать на себя груз ответственности брать на себя ответственность за принятые решения, готов отвечать за полученный результат. После принятия на себя обязательств – следует их выполнению.
  • Гибкость. Умение позитивно и адекватно реагировать на изменения, сохранять способность ориентироваться в новых сложившихся условиях. Готовность меняться, и умение приспосабливаться к новым обстоятельствам.
  • Коммуникабельность. Умение устанавливать контакт и развивать отношения с окружающими, как внутри, так и вне компании, выбирать наиболее подходящие способы общения. Умения четко и понятно выражать свои мысли устно и письменно. Умение правильно оценивать эмоциональное состояние собеседника и адекватно реагировать на него.
  • Умение мотивировать. Умение выбирать соответствующие способы мотивации подчиненных в соответствии с их профессиональными и личностными особенностями.
  • Умение строить межличностные отношения. Умение общаться в дружелюбной манере с окружающими. Умение выстраивать позитивные партнерские отношения внутри и вне предприятия.
  • Лояльность к компании. Способность принимать и пропагандировать корпоративные ценности компании. Умение вести себя так, как того требуют приоритеты и особенности компании.

Управленческие компетенции:

  • Умение планировать и организовывать. Умение ставить задачи, четко их формулировать, определять моменты для контроля их выполнения. Умение делать прогноз относительно развития событий, предвидеть возникновение возможных проблем и разрабатывать пути их предупреждения и/или решения.
  • Умение делегировать. Умение дать возможность подчиненным взять на себя выбирать различные способы решения проблемы, стимулировать выход сотрудников из зоны комфорта, поощрять работу над новыми задачами, передать свои полномочия другим сотрудникам, оказать поддержку, даже если была допущена ошибка.
  • Умение развивать подчиненных. Прилагает усилия для развития подчиненных. Демонстрирует важность развития собственным примером. Для реализации развития учитывает психологические и профессиональные особенности сотрудников. Следит за прогрессом в развитии каждого сотрудника.
  • Умение управлять конфликтами. Умение создать в коллективе конструктивное отношение к разным мнениям, создать атмосферу, в которой сотрудники будут договариваться друг с другом, не допуская возникновения конфликта. Умение урегулировать конфликт, выступая в роли посредника, не эскалировать конфликт.
  • Умение работать в команде. Умение работать для того, чтобы получить общий результат. Умение распределять информацию таким способом, чтобы она была доступна для всех. Умение уважать своих сотрудников и придерживаться данных обещаний.

11. Требования к образованию.

Относится к формальным требованиям. Но в большинстве случаев желательно высшее образование. Принято считать, что именно высшая школа дает необходимое интеллектуальное подспорье для дальнейшего формирования личности руководителя.

12. Требования к опыту.

Здесь все зависит от уровня занимаемой позиции. Но при наличии эффективной системы оценки можно подобрать соответствующего по личным компетенциям сотрудника и вырастить из него успешного руководителя.

13. Владения ПК.

Как ни странно, но и для таких должностей этот пункт имеет право быть. Нужно указать соответствующие компьютерные программы, без которых руководитель не сможет эффективно исполнять свои обязанности.

Многие согласятся с утверждением, что сотрудники приходят в компанию, а уходят от руководителей. Чтобы этого не случилось нужно внимательно смотреть на кандидатов, претендующих на эту должность. Ведь если специфике работы компании можно и управлению можно обучить, то личность человека уже никак не изменишь. Профиль руководителя — важный элемент системы управления компанией в целом.

Нужен поиск профессиональных руководителей и есть сложная вакансия?

Напишите нам!

Как увидеть потенциал сотрудника?

Мы стараемся увидеть талантливых ребят, в том числе в области управления, среди наших молодых специалистов. Этой практике не всегда уделялось достаточно внимания, за что и поплатились: мы потеряли нескольких очень сильных молодых людей просто потому, что вовремя не показали им, насколько они важны для нас, не показали нашу готовность их развивать. А руководитель обязан смотреть вперед. Если сотрудник отлично работает, ошибочно полагать, что так будет всегда. Очень важно вовремя оценить потенциал сотрудника. Если у человека есть потенциал, непременно наступит время, когда сотрудник сочтет, что перерос эту компанию и захочет уйти. И если руководитель хочет, чтобы этот человек остался внутри компании, нужно вовремя показать ему, что здесь у него есть перспективы. В том числе и перспектива стать линейным менеджером. Если компания хочет, чтобы молодежь оставалась в компании, с молодыми специалистами нужно работать.

По каким признакам мы понимаем потенциал сотрудника и видим, что в нем заложены компетенции менеджера? В есть ежегодная аттестация сотрудников. Цель этой аттестации — спланировать дальнейшую профессиональную карьеру сотрудника, понять, как он будет развиваться внутри компании. И на этих собеседованиях мы выясняем, был ли у сотрудника организаторский опыт. Задаем специальные вопросы, например: «Был ли ты участником команды КВН и если да, то в каком качестве?». Если он был капитаном, это уже много, перед нами явно человек с организаторскими способностями. Если просто участвовал в КВН, это тоже плюс — он, скорее всего, командный игрок и готов работать в условиях стресса, он обладает хорошими навыками коммуникации, а это важная компетенция руководителя. Еще один вопрос, который мы любим, чем увлекался в школе? Если человек говорит, что занимался спортом, — отлично, у него будут навыки борьбы за победу. Для меня большой плюс в оценке нового сотрудника — окончание музыкальной школы, даже если у него нет большого таланта. Да, большинство детей занимаются музыкой, потому что родители настояли, но если человек окончил музыкальную школу, это «наш» человек. Потому что он умеет «наступить на горло» другим интересам, соблазнам и «бить в одну точку». И вот по таким косвенным признакам вырисовывается потенциал человека.

Дальше мы начинаем пристальнее следить, как развивается жизнь сотрудника внутри коллектива.

Кого из сотрудников можно выдвинуть на позицию линейного менеджера?

Линейный менеджер — это профессионал, хороший специалист, который может нести ответственность не только за то, что сам делает, но и за то, что делают специалисты в его группе или подразделении. И выделение таких профессионалов начинается задолго до того, как они становятся руководителями, — об этом я говорила выше. Попробовать сделать линейным менеджером перспективного сотрудника можно, если он:

  • хорошо развил свои профессиональные навыки;
  • хотя бы немного подтвердил свой организаторский потенциал.

Причем первое важнее второго. Основная власть линейного руководитель — это власть профессионала и эксперта. Для линейного руководителя очень важен его профессиональный авторитет. Даже если у человека очень хорошие навыки коммуникации, но он средний профессионал, линейный руководитель из него не получится.

Приведу пример. В одном подразделении у нас было два руководителя: один — хороший коммуникатор и управленец, а второй — отличный профессионал. Ситуация складывалась непростая — сотрудники с трудом подчинялись тому менеджеру, который не был профессиональным лидером. И когда пришло время выбирать кого-то одного, мы выбрали профессионального лидера, хотя его менеджерские качества были слабее. Потому что в среде линейных профессионалов будет цениться тот специалист, кто не хуже других разбирается в предмете, тогда другие будут ему подчиняться. Профессиональная власть здесь имеет очень большое значение. Соотношение профессиональных и управленческих компетенций у претендента должно быть примерно 90% на 10%.

Пример профиля менеджера по продажам

Должность Менеджер по продажам
Отдел Отдел продаж
Руководитель Начальник отдела продаж
Подчиненный персонал
Смежные отделы Отдел обслуживания, отдел маркетинга
Обязанности Консультирование клиентов по ассортименту
Разъяснение технических параметров товара

Ведение отчетности

Прием и выкладка товара

Соблюдение чистоты и порядка в магазине

Поиск и привлечение потенциальных клиентов

Профессиональные знания Знание ПК
Делопроизводство

Знание программного обеспечения для учета

Знание цен аналогичных товаров на рынке

Профессиональные навыки Увеличение клиентской базы
Умение вести переговоры
KPI Увеличение продаж 3%
Привлечение новых клиентов 15 чел. в месяц
Личные качества Общительность, умение слушать собеседника, вежливость, способность убеждать
Требования к кандидатам Образование – высшее, специализация менеджер, экономист
Опыт работы в сфере продаж –не менее 1 года

Водительские права В категории

Как определить, кого выдвинуть на позицию руководителя отдела или направления?

Это следующий уровень руководителя, и он должен быть лидером, должен уметь сплотить коллектив. Здесь соотношение профессиональных и управленческих компетенций другое — управленческих компетенций должно быть 50—70 %. Здесь профессиональные компетенции уже не столь важны, да и не сможет человек одновременно быть отличным специалистом и вести регулярный менеджмент на уровне подразделения — не хватит времени. Становясь руководителем отдела или направления, человек частично отрывается от своей профессии, и нужно выяснить, понимает ли он это, осознанно ли делает выбор. Одно дело быть линейным менеджером — лучшим профессионалом, организовывать команду специалистов, и совсем другое, когда менеджмент становится частью твоей жизни. И теперь человек, как белка в колесе, «бегает» по кругу из пяти функций — планирование, организация, оперативное управление, координация и контроль1. Действительно ли он хочет этого? Или ему достаточно остановиться на уровне, допустим, профессионального лидера-эксперта.

Как найти такого руководителя? Ведь линейными менеджерами всех потенциально перспективных сотрудников не назначишь. Значит, надо искать возможность пробовать менеджерские качества этих специалистов. Мы стараемся поручать им небольшие проекты в профессиональной области и следим за ходом их выполнения. Необходимо, чтобы лидерские качества могли проявляться. Когда у работника есть потенциал и он не востребован, человека начинает «разрывать», и так компания гарантированно его потеряет. И, повторюсь, перспективных сотрудников нужно присматривать с самого начала их работы в компании.

Пример профиля заместителя начальника отдела маркетинга

Должность Заместитель начальника отдела маркетинга
Отдел Маркетинга
Руководитель Начальник отдела маркетинга
Подчиненный персонал Менеджер по продажам – 7 сотрудников
Смежные отделы Отдел обслуживания, бухгалтерия, склад, юридический отдел
Обязанности Разработка плана по продажам
Поддержание мотивации персонала

Работа с VIP-клиентами

Поддержание системы привлечения клиентов

Подготовка отчетов по продажам

Профессиональные знания Навыки заключения договоров и ведения переговоров
Знание ценообразования

Делопроизводство

Умение проведения маркетинговых исследований финансового нализа

Профессиональные навыки Развитие клиентской базы
Проведение переговоров

Работа в программе SAP

Анализ ценовой политики

KPI Рост продаж ежемесячно на 5%
Количество филиалов 34%

Доля на рынке 65%

Личные качества Инициативность, умение слышать подчиненных и убеждать, готовность к риску, коммуникабельность, гибкость, способность отстаивать интересы коллектива
Требования к кандидатам Образование – высшее, преимущественно степень магистр
Опыт работы на руководящей должности – 5 лет

Что делать со специалистами, которые очень хотят стать руководителями?

Сложнее не с теми, кто имеет потенциал руководителя, а с теми, кто хочет быть начальником (именно так они сами себя позиционируют), но потенциала в этой области не имеют. Такая ситуация случается нередко. У сотрудника нет особых менеджерских навыков, но он начитался книг, поучился в нашем корпоративном университете и имеет четкую установку — хочу быть руководителем. Он хороший специалист, но потенциала руководителя нет, как ни ищи. Как такого не потерять?

Нужно с ним работать. Часто такой сотрудник считает, что проблема не в нем, просто его не замечают и поэтому не «назначают начальником». Если попробовать ему объяснить, что у него нет способностей руководителя, он не услышит. Единственный вариант в этом случае — доказать ему на его собственном примере. Надо назначить его менеджером небольшого организационного проекта. Если у сотрудника нет способностей к руководству, что будет результатом? Он за всех все сделает сам. Обязательно нужно дать ему обратную связь о том, как он сделал этот проект. Показать, что менеджер — это не тот, кто за всех все сделал, а тот, кто сумел организовать людей и возглавить работу, но и сам, конечно, принимал в этом участие. Вот такими шагами мы и приходим к пониманию. Через какое-то время сотрудник осознает, что менеджмент — это не его. У некоторых этот период очень длительный, нужно терпение. Но мы не потеряли ни одного сотрудника по причине таких завышенных ожиданий.

С другой стороны, нельзя совсем отметать и другой вариант: потенциала у сотрудника не было, но он настолько целеустремлен и силен, что изменился, развил в себе необходимые качества руководителя. По моему опыту, такое тоже бывает, хотя и значительно реже.

Откуда брать руководителей на позицию топ-менеджера?

Топ-менеджер — это руководитель, думающий о будущем. Он планирует, контролирует и развивает компанию, и вся его профессиональная жизнь построена вокруг этого. Требуется время, чтобы погрузиться, полюбить, желать улучшить работу, которую делаешь. Поэтому во многих компаниях руководители топ-уровня выросли внутри компании. В группе аналогичный подход: 90 % наших руководителей — это сотрудники нашей компании, которые прошли путь от рядового сотрудника до топ-менеджера. Мы видим тех менеджеров на уровне подразделения, которые имеют потенциал и хотят расти, и терпеливо «выращиваем» их. Но это желание должно быть обоюдным, это очень важно.

Мы крайне редко берем руководителей извне. Надо понимать, что, чтобы брать руководителей извне, в компании должна быть выстроена система управления. Если такой системы нет, а компания берет сильного менеджера, то велика вероятность, что он развалит фирму. И не специально — у него просто так получится. Или быстро уйдет, потому что вы не можете ему ничего дать в плане управления. Не сумеете поставить интересные задачи, не поддержите и не остановите, когда надо. Если он не согласится с вами, вы не сможете ему пояснить свою точку зрения (или не всегда сможете это сделать на понятном и привычном для него языке). Вы априори говорите на разных языках, и не факт, что он захочет терпеливо развивать вашу фирму и порученное ему дело.

В подборе сотрудников нет волшебной таблетки, но есть инструменты, которые помогают делать это быстрее и качественнее. Один из таких инструментов — профиль должности. Он пригодится не только на этапе составления вакансии и отбора кандидатов, но и для оценки действующих сотрудников.

В статье разобрались, зачем составлять профиль должности, что в нем писать и с кем его согласовывать. А еще собрали типичные ошибки при составлении и рассказали, как оценить эффективность документа.

Вы узнаете

👉 Что такое профиль должности и зачем он нужен

👉 Что входит в профиль должности

👉 Где применяется профиль должности

👉 Как составить профиль должности

👉 Типичные ошибки при работе над профилем должности

👉 Как оценить эффективность профиля должности

👉 Примеры профилей должности

Дарья Непевная, CEO агентства Daruma

Что такое профиль должности и зачем он нужен

Профиль должности — это описание идеального сотрудника для конкретной должности. Профиль помогает эйчару оценивать действующих работников, рекрутеру  — искать подходящих кандидатов, а заказчику — понимать, какой специалист ему нужен.

Профиль может быть ситуативным и методическим:

На мой взгляд, профили нужно составлять во всех компаниях, но не для всех должностей. В первую очередь они нужны для подбора сотрудников с большим влиянием на бизнес и высокой ответственностью за результат. То есть сделать профиль для разработчика важнее, чем для офис-менеджера. Но здорово, если у компании есть ресурсы на создание документа для обеих должностей.

Что входит в профиль должности

  1. Хард-скиллы сотрудника. Например, для разработчика нужно прописать, какие языки программирования, фреймворки и базы данных он должен знать.
  2. Софт-скиллы сотрудника. Так, менеджеру по продажам важна коммуникабельность, а юристу — внимание к мелочам.
  3. Опыт работы. Лучше не просто написать «‎опыт работы 5 лет», а указать, на какой должности работал идеальный кандидат, что делал и за что отвечал. Это упростит оценку релевантности опыта.
  4. Личностные особенности сотрудника: пол, возраст, страна проживания, готовность к переезду или переработкам и другие параметры. В вакансиях нельзя прописывать эти требования: они дискриминируют кандидатов. Иногда заказчики указывают странные требования — их тоже можно написать в этом блоке. Например, один мой заказчик попросил не смотреть кандидатов по имени Сергей: на тот момент в отделе уже работали три Сергея.
  5. Результаты работы на должности — какие изменения должны произойти в бизнесе благодаря работе сотрудника. Лучше, если показатели выражены в метриках, но иногда результаты звучат как задачи — например, «‎создать отдел продаж»‎.
  6. Задачи на испытательный срок. Чтобы оценить результаты сотрудника, эффективнее обратиться к зафиксированным и согласованным задачам на испытательный срок, чем судить по ощущениям.
  7. Зарплатная вилка и бонусы. Стоит прописать диапазон оклада, размер и условия выплаты премии. Кандидаты часто задают вопрос о доходе — вы должны быть готовы на него ответить. 
  8. Метод оценки кандидатов — это может быть тестовое задание, кейс, тестирование, а иногда достаточно интервью с руководителем. Метод оценки зависит от должности, но лучше заранее согласовать его с заказчиком, чтобы подготовить кандидатов к этому этапу отбора.

Профиль — гибкий инструмент, а не шаблон на десятилетия. Поэтому в структуру документа можно добавлять новые блоки или убирать ненужные.

Где применяется профиль должности

В подборе сотрудников — самое частое применение. Профиль похож на заявку на вакансию, но более детальную. 

В анализе неудач подбора. Профиль — фундамент успешного подбора, но не волшебная таблетка от неподходящих кандидатов. 

Если сотрудник не прошел испытательный срок, можно вернуться к требованиям профиля и предположить, какие критерии не учли при выборе кандидата. Например, работник уволился из-за рутины. Тогда лучше сделать пометку, что кандидат должен быть готов к монотонным задачам.

В составлении задач на испытательный срок. Если в профиле подробно расписаны ожидаемые результаты работы сотрудника, то из них будет легко сформировать список задач на испытательный срок.

В оценке сотрудников. Навыки и зоны ответственности действующего сотрудника можно соотнести с профилем его должности. Так верхнеуровнево получится понять, насколько работник подходит для этой роли, успешно ли справляется с задачами и сможет ли взять на себя дополнительную нагрузку. 

Например, в компании растет штат и руководителям нужно координировать работу большего количества сотрудников. Чтобы понять, справятся ли менеджеры с новой нагрузкой, стоит оценить их руководящий потенциал. Для этого надо проверить, насколько хорошо развиты компетенции, указанные в профилях для их должностей: ‎коммуникабельность, ответственность, умение разрешать конфликты. 

В создании должностных инструкций. Блоки об обязанностях и требованиях к сотруднику можно перенести в должностную инструкцию. Это сократит время разработки инструкций и сделает их работающим инструментом, согласованным с целями бизнеса.

В согласовании зарплат. Если в профиле подробно расписаны задачи и навыки сотрудника, проще согласовать оклад: заказчик сразу увидит, за что специалист будет получать деньги.

Как составить профиль должности 

Чаще всего документ составляют перед поиском сотрудника. Для однотипных должностей описания навыков и качеств можно копировать, если работники должны обладать одинаковыми компетенциями и будут выполнять одни и те же задачи.

Этап 1: запрос технического задания у заказчика 

Рекрутер отправляет заказчику шаблон профиля. Заказчик должен заполнить его так, как понимает, этого будет достаточно. 

Обычно половина того, что пишет заказчик, меняется на втором этапе — после вопросов рекрутера.

Если заказчик не знает, какими навыками должен обладать сотрудник, на помощь приходит рекрутер. В первую очередь рекрутеру нужно разобраться, на какую должность нужен работник, чем он будет заниматься и как от его работы зависит бизнес. Опираясь на опыт закрытия аналогичных вакансий, рекрутер может предположить, какие харды и софты‎ ‎пригодятся на вакантной должности. 

Так, менеджеру по продажам нужно часто проводить презентации для клиентов и партнеров. В блок хард-скиллов стоит добавить владение техниками продаж, умение работать в CRM. В блок софт-скиллов — умение держаться на публике, хорошо поставленную речь, открытость и эмпатию. Если нужен самостоятельный специалист, стоит прописать требование к опыту работы. 

Также профиль можно «‎списать» с действующего сотрудника, если новый специалист будет выполнять аналогичные задачи. Этого эталонного сотрудника можно даже привлечь к составлению описания: он лучше всех знает, какие знания пригодятся в работе и чем он занимается чаще всего.‎ 

Этап 2: встреча с заказчиком 

Можно встретиться в офисе или созвониться в зуме — формат неважен. Главное — уточнить формулировки из шаблона, который заполнил заказчик. По моему опыту, мало кто заполняет все поля идеально: часто в требованиях встречаются абстрактные формулировки вроде «стрессоустойчивость» или «коммуникабельность». 

Проблема общих формулировок в том, что каждый человек вкладывает в них свой смысл. Если не разобраться, что конкретно подразумевал заказчик, будет сложно найти кандидата, который ему подойдет.

Если после обсуждения появился большой список хард- и софт-скиллов, нужно договориться с заказчиком о приоритете компетенций. Советую распределить навыки и качества на две группы: критичные и некритичные. От вторых можно отказаться, если кандидат идеально подходит по критичным параметрам.

Этап 3: согласование профиля должности

Важно показать заказчику итоговый вариант. Перечитав его, он может отказаться от каких-то требований, что-то добавить или изменить зарплату. Процесс согласования зависит от ваших договоренностей: кто-то носит документ на подпись, а кому-то достаточно «‎ок» в телеграме. 

Согласование не снимает с рекрутера ‎ответственность за подбор, но уравновешивает ее между ним и заказчиком.

Типичные ошибки при составлении профиля должности

Скопировать структуру у другой компании. У каждой компании свой подход к подбору и оценке кандидатов, поэтому и содержание документа должно быть разным. Одним для подбора достаточно прописать только ‎харды‎ и софты сотрудника, другие дополнительно указывают требования к совместимости кандидата с корпоративной культурой. 

Составить слишком общее описание. Одно и то же качество сотрудника рекрутер и заказчик могут воспринимать по-разному. А любое недопонимание — это возможная ошибка в подборе. Поэтому совет простой: уточнять и переспрашивать. 

Заполнять профиль без заказчика. Каким бы опытным ни был рекрутер, ему не обойтись без помощи заказчика: только он точно знает и может объяснить, чем должен заниматься сотрудник и на какие бизнес-показатели будет влиять. 

Не согласовать профиль с заказчиком. Если заказчик финально не утвердил документ, в будущем он может отказаться от своих слов. Поэтому важно продумать процесс согласования и объяснить заказчикам, что профиль — это не отписка, а техническое задание на поиск сотрудника.

Как оценить эффективность профиля должности

Нужно ответить на 3 вопроса:

  1. Сколько предложенных рекрутером кандидатов отклоняет заказчик? Если рекрутер разобрался в профиле должности, то он понимает, кто нужен заказчику. Тогда количество отклоненных кандидатов будет минимальным.
  2. Появляются ли дополнительные вопросы в процессе подбора? Если рекрутер постоянно уточняет у заказчика требования по вакансии или не может ответить на вопросы кандидата на интервью, это тревожный симптом. В такой ситуации нужно вернуться к профилю должности и еще раз подробно обсудить его с заказчиком.
  3. Как долго закрывается вакансия? Понимание требований к кандидатам ускоряет подбор. Так что увеличение скорости найма — хороший показатель эффективности. 

Иногда даже с подробным профилем должности не удается найти подходящих кандидатов. Тогда профиль стоит пересмотреть:

  • увеличить зарплату — если нужен редкий специалист с высоким уровнем ответственности;
  • снизить требования — уменьшить пул задач или скорректировать запросы к опыту и знаниям.

Если оба варианта невозможны, то остается только продолжать искать. Я считаю, что практически любого специалиста можно найти — это только вопрос времени.  

Примеры профилей должности

Я уже говорила, что каждая компания сама определяет структуру документа — единственно верного варианта нет. Поэтому покажу два образца для одной должности.

Этот профиль больше похож на ситуативный. Тут прописаны только общие требования к сотруднику и использованы общие формулировки в описании личных качеств. В процессе подбора их лучше уточнить
Это более подробный документ, где не только подробно расписаны харды и софты, но и указаны методы их проверки

Выводы

  1. Профиль должности — описание идеального сотрудника для конкретной должности.
  2. Чаще всего профиль создают для подбора кандидатов, но также используют для анализа неудач подбора, определения задач на испытательный срок, написания должностных инструкций, согласования зарплаты для нового специалиста и оценки действующих сотрудников.
  3. Нет идеального шаблона профиля — каждая компания определяет его структуру сама. В документ могут входить такие блоки:
  • хард-скиллы сотрудника,
  • софт-скиллы сотрудника,
  • требование к опыту работы,
  • личностные особенности сотрудника,
  • ожидаемые результаты работы,
  • задачи на испытательный срок,
  • зарплатная вилка и бонусы,
  • методы и этапы оценки кандидатов.

4. Чтобы составить профиль, нужно получить от заказчика все вводные: чем будет заниматься новый сотрудник, какие навыки и качества ему для этого нужны, сколько будет зарабатывать. На встрече с заказчиком важно уточнить общие формулировки и согласовать готовый вариант документа.

5. Типичные ошибки при составлении профиля:

  • скопировать его у другой компании,
  • составить слишком общее описание,
  • заполнять без заказчика,
  • не согласовать с заказчиком.

6. Не всегда удается найти сотрудника, который бы подходил под профиль. Тогда стоит снизить требования или увеличить зарплату.

Чеклист

Профиль должности – это документ, содержащий требования профессиональным компетенциям для эффективного выполнения должностных обязанностей.

Чтобы составить профиль должности привлекайте начальника того сотрудника, для которого разрабатывается профиль. Профиль должности можно применять не только для подбора персонала, но и аттестации, обучения, промежуточной оценки.

Рассмотрим этапы разработки профиля должности:

  1. Укажите место должности в организационной структуре компании. Определите, кому подчиняется сотрудник, и кто ему подчиняется
  2. Укажите цель должности
  3. Опишите обязанности сотрудника, занимаемого конкретную должность
  4. Определите набор компетенции необходимые для выполнения профессиональных обязанностей

Шкала оценки компетенции

Важность Уровень Характеристика
1 Начальный Сотрудник не обладает необходимыми знаниями
2 Минимальный Уровень компетенции ниже требуемого
3 Средний Уровень профессиональных компетенции соответствуют ожидаемым. Сотрудник в силах решать стандартные задачи
4 Профессионал Компетенции сотрудника выше нормы. Сотрудник уверенно владеет навыками, способен решать нестандартные ситуации, помогает коллегам в трудовой деятельности
  • Опишите требования. На этом этапе определите умения кандидата, образование.
  • Ключевые показатели эффективности. Измеримая оценка по которой будут оцениваться результативность сотрудника.

Пример профиля заместителя начальника отдела маркетинга

Должность Заместитель начальника отдела маркетинга
Отдел Маркетинга
Руководитель Начальник отдела маркетинга
Подчиненный персонал Менеджер по продажам – 7 сотрудников
Смежные отделы Отдел обслуживания, бухгалтерия, склад, юридический отдел
Обязанности Разработка плана по продажам
Поддержание мотивации персонала

Работа с VIP-клиентами

Читайте также:  Унифицированная форма ОП-1: скачать образец заполнения

Поддержание системы привлечения клиентов

Подготовка отчетов по продажам

Профессиональные знания Навыки заключения договоров и ведения переговоров
Знание ценообразования

Делопроизводство

Умение проведения маркетинговых исследований финансового нализа

Профессиональные навыки Развитие клиентской базы
Проведение переговоров

Работа в программе SAP

Анализ ценовой политики

KPI Рост продаж ежемесячно на 5%
Количество филиалов 34%

Доля на рынке 65%

Личные качества Инициативность, умение слышать подчиненных и убеждать, готовность к риску, коммуникабельность, гибкость, способность отстаивать интересы коллектива
Требования к кандидатам Образование – высшее, преимущественно степень магистр
Опыт работы на руководящей должности – 5 лет

ПРОФИЛЬ ДОЛЖНОСТИ: КАК СФОРМИРОВАТЬ

Профиль должности это не фиксированный набор требований, которые вы применяете к любому сотруднику отдела продаж.
Современные стандарты управления продажами предлагают вам выстраивать структуру отдела продаж под модель ваших продаж и специфику бизнес-процессов.

###

Для того, чтобы отдел продаж показывал стабильный рост, следует распределять деятельность со схожим функционалом между разными сотрудниками отдела продаж.

Вам может быть интересно: «Как выстроить структуру отдела продаж»

Если у вас отдел продаж, в котором существует две модели продаж («холодные» звонки и теплая лидогенерация), вам необходимо разработать как минимум 10 различных профилей должности для того, чтобы закрывать все потребности в персонале:

  1. РОП;***
  2. Заместитель РОПа;***
  3. Менеджер по продажам;***
  4. Менеджер по работе с клиентами;***
  5. Менеджер по поиску клиентов (хантер);***
  6. Лид-менеджер;***
  7. Менеджер по работе с ключевыми клиентами (Key Account Manager);***
  8. Ассистент менеджера;***
  9. Стажер отдела продаж;***
  10. Менеджер колл-центра.

Каждая должность имеет свой набор функций. Учитывайте это при оценке соискателей. Подбирайте не должность под человека, а человека под требуемый функционал.

Подбирайте не должность под человека, а человека под требуемый функционал.

Сравните список компетенций, которые требуются для менеджеров в сложных холодных продажах с длинным циклом сделки и при обработке быстрых заказов при входящей лидогенерации:

Задача лид-менеджера при обработке входящего запроса — как можно быстрее осуществить квалификацию лида и передать его на закрытие сейлз-менеджеру.

Задача хантера, впервые звонящего холодному клиенту, в разы сложнее: пройти секретаря, установить контакт с ЛПР, получить от него согласие изучение КП и на повторный звонок.

Задачи КАМа (Key Account Manager — менеджер по развитию ключевых клиентов) — видеть стратегию развития бизнеса своих клиентов, выявлять возможные риски и возможности. Удержание и развитие ключевых клиентов — это навык построения партерских связей.

При формировании профиля должности изучите, какие навыки требуются менеджеру для наилучшего выполнения своих задач. И составляйте профиль должности под специфику процесса продажи и структуру отдела продаж.

Пример профиля менеджера по продажам

Должность Менеджер по продажам
Отдел Отдел продаж
Руководитель Начальник отдела продаж
Подчиненный персонал
Смежные отделы Отдел обслуживания, отдел маркетинга
Обязанности Консультирование клиентов по ассортименту
Разъяснение технических параметров товара

Ведение отчетности

Прием и выкладка товара

Соблюдение чистоты и порядка в магазине

Поиск и привлечение потенциальных клиентов

Профессиональные знания Знание ПК
Делопроизводство

Знание программного обеспечения для учета

Знание цен аналогичных товаров на рынке

Профессиональные навыки Увеличение клиентской базы
Умение вести переговоры
KPI Увеличение продаж 3%
Привлечение новых клиентов 15 чел. в месяц
Личные качества Общительность, умение слушать собеседника, вежливость, способность убеждать
Требования к кандидатам Образование – высшее, специализация менеджер, экономист
Опыт работы в сфере продаж –не менее 1 года

Водительские права В категории

Профиль руководителя: ключевые разделы и информация

Наверное, все помнят с детства слова из одной песенки: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Если проанализировать деятельность всех успешных компаний, то мы увидим единственное, что их объединяет – это талантливый и умелый менеджмент. Любое успешное предприятие начинается с руководства. Как же подобрать таких руководителей, чтобы они не столько обеспечили бизнесу стабильность, но и развивали его? Ответ прост – нужно четко понимать, какого именно человека вы ищите, а для этого нужно создать профиль руководителя, котрого вы хотели бы видеть у руля. Для руководителя любого разряда он должен включать следующие пункты:

1. Должность.

Краткое, но вместительное название должности, которую будет занимать кандидат.

2. Подразделение.

В данном случае, это будет подразделение, руководство которым он будет осуществлять.

3. Миссия компании.

Зачастую в компаниях это понятие сводится к номинальному слогану, которого даже никто и не помнит. Тем не менее, это очень важный пункт и очень хорошо, если топ менеджмент понимает это. Ведь именно наличие осознанной миссии компании создает единое понимание, зачем нужна эта компания, что она создает, кому полезна? Именно это лежит в основе слаженной работы любого коллектива. При четко сформулированной миссии появляется единый вектор, который направляет деятельность всех сотрудников, начиная с рядовых и заканчивая руководителями.

4. Непосредственный руководитель.

В этом пункте указывается тот человек, перед которым этот руководитель будет отчитываться.

5. Подчиненные.

Нужно указать не только должностные лица, которые будут в прямом подчинении у данного управленца, но и их количество. Оно может быть указано как точным числом, так и вилкой. Например, 5-7 человек.

6. С кем взаимодействует.

Для правильно заполнения этой графы профиля должности, эффективнее будет всего графически изобразить структуру компании, в которой стрелочками указать, кто с кем взаимодействует. После этого очень легко перечислить всех сотрудников, с которыми так или иначе будет пересекаться человек, занимающий данную должность.

7. Обязанности.

Конечно, для разных подразделений это будут разные обязанности. Вместе с тем, есть некоторые, которые будут общие для всех руководителей.

  • Ставить задачи и организовывать процесс их выполнения.
  • Распределять обязанности между подчиненными.
  • Обеспечивать эффективное взаимодействие на всех этапах выполнения поставленных заданий.
  • Выстраивать межличностные отношения как внутренние, так и внешние.
  • Анализировать результаты деятельности.
  • Проверять эффективность вверенных ему процессов.

8. Профессиональные умения/знания.

Все, что следует перечислить в этом пункте профиля руководителя, можно условно разделить на две категории. Первая – это профессиональные знания и умения, которые связаны с деятельностью подразделения. Вторая – это знания и умения, лежащие в сфере управления людьми. Они будут общие для всех руководителей.

Руководитель должен уметь:

  • находить пути разрешения конфликтных ситуаций, возникших как с внутренними коммуникаторами, так и с внешними.
  • обеспечивать планирование и оптимальную организацию рабочего процесса
  • эффективно распределять обязанности между подчиненными
  • быстро и правильно принимать решения, а также отвечать за их результаты
  • мыслить критически
  • анализировать эффективность выстроенных рабочих процессов
  • уметь эффективно использовать информационные технологии.

Руководитель должен знать:

  • теорию управления
  • основы экономики
  • основы тайм-менеджмента
  • основы управления человеческими ресурсами
  • принципы наставничества
  • принципы обучения и развития подчиненных
  • принципы оценки подчиненных

9. Критерии оценки.

В зависимости от рода деятельности подразделения критерии оценки могут разные. Тем не менее, существуют ключевые показатели, которые дадут объективную картину деятельности управленца.

Это следующие критерии:

  • показатель чистой прибыли,
  • эффективность использования вложенных средств,
  • соотношение использования основных и вложенных средств,
  • экономия средств,
  • текучесть персонала,
  • внедрение новых технологий,
  • выполнение поставленных задач.

10. Личные компетенции.

Условно все личные компетенции для успешно руководителя можно разделить на три категории: базовые (это собственно личностные качества и личные ценности), профессиональные (сюда относятся те личные компетенции, которые помогли руководителю добиться успехов в его профессиональной деятельности), управленческие (личные компетенции, которые помогли стать ему эффективным руководителем). Поскольку у нас профиль должности руководителя не привязан, ни к какому виду деятельности, то мы рассмотрим только базовые и управленческие компетенции.

Базовые компетенции:

  • Нацеленность на результат. Умение устанавливать высокую планку задач перед собой и подчиненными. ставить сложные задачи перед собой и перед подчиненными. После постановки контролирует процесс достижения целей, упорно двигается к ним и умело вдохновляет подчиненных на этом непростом пути. В случае возникновения каких-то сложностей не падает духом, ищет решение.
  • Самообучение, саморазвитие. Умеет объективно увидеть свои сильные и слабые стороны, как в личном, так и в деловом плане. Постоянно ищет возможности получить / развить новые компетенции. Свершенствует свои умения и навыки способом постановки и выполнения сложных задач.
  • Аналитическое мышление. Понимает какую информацию нужно получить для принятия решения, где и как можно ее найти. Четко определяет вопросы для поиска нужной информации.
  • Системное мышление. Умение видеть ситуацию под разным углом, оценить причины возникновения сложностей и в дальнейшем предотвратить их. Умение видеть, как отображаются результаты решений на сотрудниках и деятельности компании.
  • Позитивное мышление. Умение в сложных ситуациях концентрировать внимание на позитивных моментах, демонстрировать уверенность в разрешении ситуации на пользу всем.
  • Стрессоустойчивость. Умение выполнять поставленные задачи вне зависимости от своего эмоционального состояния. Умение управлять своими эмоциями.
  • Ответственность. Умение принимать на себя груз ответственности брать на себя ответственность за принятые решения, готов отвечать за полученный результат. После принятия на себя обязательств – следует их выполнению.
  • Гибкость. Умение позитивно и адекватно реагировать на изменения, сохранять способность ориентироваться в новых сложившихся условиях. Готовность меняться, и умение приспосабливаться к новым обстоятельствам.
  • Коммуникабельность. Умение устанавливать контакт и развивать отношения с окружающими, как внутри, так и вне компании, выбирать наиболее подходящие способы общения. Умения четко и понятно выражать свои мысли устно и письменно. Умение правильно оценивать эмоциональное состояние собеседника и адекватно реагировать на него.
  • Умение мотивировать. Умение выбирать соответствующие способы мотивации подчиненных в соответствии с их профессиональными и личностными особенностями.
  • Умение строить межличностные отношения. Умение общаться в дружелюбной манере с окружающими. Умение выстраивать позитивные партнерские отношения внутри и вне предприятия.
  • Лояльность к компании. Способность принимать и пропагандировать корпоративные ценности компании. Умение вести себя так, как того требуют приоритеты и особенности компании.

Управленческие компетенции:

  • Умение планировать и организовывать. Умение ставить задачи, четко их формулировать, определять моменты для контроля их выполнения. Умение делать прогноз относительно развития событий, предвидеть возникновение возможных проблем и разрабатывать пути их предупреждения и/или решения.
  • Умение делегировать. Умение дать возможность подчиненным взять на себя выбирать различные способы решения проблемы, стимулировать выход сотрудников из зоны комфорта, поощрять работу над новыми задачами, передать свои полномочия другим сотрудникам, оказать поддержку, даже если была допущена ошибка.
  • Умение развивать подчиненных. Прилагает усилия для развития подчиненных. Демонстрирует важность развития собственным примером. Для реализации развития учитывает психологические и профессиональные особенности сотрудников. Следит за прогрессом в развитии каждого сотрудника.
  • Умение управлять конфликтами. Умение создать в коллективе конструктивное отношение к разным мнениям, создать атмосферу, в которой сотрудники будут договариваться друг с другом, не допуская возникновения конфликта. Умение урегулировать конфликт, выступая в роли посредника, не эскалировать конфликт.
  • Умение работать в команде. Умение работать для того, чтобы получить общий результат. Умение распределять информацию таким способом, чтобы она была доступна для всех. Умение уважать своих сотрудников и придерживаться данных обещаний.

11. Требования к образованию.

Относится к формальным требованиям. Но в большинстве случаев желательно высшее образование. Принято считать, что именно высшая школа дает необходимое интеллектуальное подспорье для дальнейшего формирования личности руководителя.

12. Требования к опыту.

Здесь все зависит от уровня занимаемой позиции. Но при наличии эффективной системы оценки можно подобрать соответствующего по личным компетенциям сотрудника и вырастить из него успешного руководителя.

13. Владения ПК.

Как ни странно, но и для таких должностей этот пункт имеет право быть. Нужно указать соответствующие компьютерные программы, без которых руководитель не сможет эффективно исполнять свои обязанности.

Многие согласятся с утверждением, что сотрудники приходят в компанию, а уходят от руководителей. Чтобы этого не случилось нужно внимательно смотреть на кандидатов, претендующих на эту должность. Ведь если специфике работы компании можно и управлению можно обучить, то личность человека уже никак не изменишь. Профиль руководителя — важный элемент системы управления компанией в целом.

Нужен поиск профессиональных руководителей и есть сложная вакансия?

Напишите нам!

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Бурянина О.А.

1


1 АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт» Воронежский филиал

Настоящая статья посвящена разработке модели компетенций управленческого персонала и построения профиля должности руководителя организации. В статье были разработаны основные компетенции для должности начальника отдела продаж, предложены вопросы, направленные на выявление профессионально важных психологических качеств сотрудников организации, формируемые для оценки каждой компетенции, а также дана характеристика уровней компетенций и представлены критерии оценки по уровню выявленных качеств, знаний, умений, навыков. Предлагаемый подход предусматривает выстраивание соответствия профиля должности на основе предварительной оценки ее параметров профилю компетенций. На основании модели компетенций, разработанной системы оценки уровней кандидатов, разработана модель профиля должности начальника отдела продаж. Результаты определения ключевых компетенций целесообразно использовать при проведении оценки соответствия конкретного работника эталонному профилю должности, что является основой процесса ротации кадров, оценки кандидатов при отборе на вакантные должности. В заключение определено значение внедрения модели компетенций в систему управления персоналом организации.

компетенция

модель компетенций

уровни компетенций

профиль должности

оценка персонала

подбор персонала

1. Володина Н.А. Модель компетенций – это не сложно. – http://www.podborkadrov.ru (дата обращения 30.11.2008).

2. Ефремова Н.Е. Компетенции в организации. Формирование и оценивание – М.: Национальное образование, 2012. – 416 с.

3. Иванова С. Болдагоев Д. Развитие потенциала сотрудников. Профили компетенций, лидерство, коммуникации. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 280 с.

4. Маринина О. Составляем и описываем требования к должности // Кадровое дело – 2011. – № 8. – http://otchetonline.ru/art/kadry/8849-6036.

5. Павлов А.П., Сафронов В.М., Иванова Н.В. Персонология образовательного процесса для обучения в малокомплектных группах с применением компетентностного подхода // Науковедение. 2012. – № 2. – http://naukovedenie.ru (дата обращения 18.14.2014).

6. Стрыгина В.В. Профиль должности и оценка кадров на должность // Управление персоналом. – 2009. – № 21. – http://hrliga.com/index.php?module (дата обращения 18.14.2014).

Основная проблема процесса найма персонала – это отсутствие четкого представления у работодателя о том, каким требованиям должен отвечать кандидат на вакантную должность и для выполнения каких трудовых обязанностей и функций необходим будущий работник.

К подбору показателей оценки претендентов на должность следует подходить особенно тщательно. От правильного выбора зависит эффективность системы найма и затраты на ее реализацию. Менеджер, решающий эту задачу, должен учитывать следующие условия [2]:

1. Четкость формулирования показателя. Неопределенные формулировки не позволяют определить, какие стандарты считаются приемлемыми для организации.

2. Простота идентификации. Следование этой рекомендации делает систему найма экономичной в эксплуатации.

3. Целесообразность включения показателей. Перечень оценочных показателей должен отражать реальные требования к претенденту.

Результатом разработки модели компетенций являются профили компетенций, построенные для каждой должности. Профили компетенций – это список компетенций, относящихся к конкретной должности а организации, с точным определением уровня их проявления. Профиль компетенций – индивидуальная эталонная модель компетенций, необходимая для достижения успеха в конкретной должности [5].

Понятие «профиль должности» достаточно ново и мало изучено, поэтому вопрос о четком понимании этого термина остается дискуссионным.

По словам О. Марининой, профиль должности – это документ, который включает в себя должностную инструкцию, а также биографические данные сотрудника, специальные знания и навыки, личностные качества и ценности, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей в компании [4]. Под профилем должности традиционно понимается системное описание критериальных требований к потенциальному работнику в терминах компетенций и их значений, которое является основанием для нормального функционирования систем подбора, оценки и развития персонала.

Построение профилей компетенций является эффективным инструментом для корректировки модели компетенций, а также получения обратной связи от линейных руководителей, ведущих специалистов об использовании модели компетенций как инструмента управления кадровой политикой организации [1].

Именно на основании профиля должности составляется заявка на подбор сотрудника. Профили должности являются также основой процесса ротации персонала, оценки кандидатов при отборе на вакантные должности. На практике данный профиль составляется непосредственным руководителем и представителем кадровой службы.

Для разработки профиля должности необходимо выделить компетенции, которые необходимы для успешного выполнения работы на выбранной должности. Для должности начальника отдела продаж была разработана оценочная модель, состоящая из следующих компетенций:

1. Организация работы.

2. Ориентация на достижение.

3. Влияние.

4. Мотивация и развитие сотрудников.

5. Работа с информацией и документами.

Таблица 1

Вопросы, направленные на выявление профессионально важных психологических качеств (ПВК) для начальника отдела продаж

Вопрос

Выявляемое ПВК

Компетенция

1. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе достижения определенных целей? Что предпринимали, чтобы преодолеть эти трудности?

настойчивость, способность удерживать высокий уровень прикладываемых для решения проблемы усилий

ориентация на достижение

2. Как часто на последнем месте работы вводились какие-либо новые правила? Приходилось ли Вам самому внедрять какие либо нововведения?

гибкость, восприятие нового, способность эффективно внедрять нововведения

ориентация на достижение

3. Какие методы влияния на подчиненных Вы использовали?

способность использовать формальные и неформальные виды власти

влияние

4. Были ли на прежних местах Вашей работы неформальные лидеры? Как Вы их выявили? Как строилось Ваше взаимодействие с ними?

коммуникативные навыки, лидерство, способность выявлять и использовать влиятельных членов коллектива

влияние

5. Расскажите, пожалуйста, какие задачи Вы ставили своим подчиненным. Как это происходило?

организаторские способности, умение правильно ставить задачи

организация работы

6. Каким образом Вы планировали свою работу? На какой срок? Приходилось ли Вам менять рабочие планы?

личная организованность, способность к планированию

организация работы

7. Как Вы считаете, от чего зависит качество работы сотрудника? Какие способы мотивирования Вы использовали ранее в работе с подчиненными?

коммуникативные навыки, лидерство, умение определять и использовать ключевые потребности подчиненных

мотивирование и развитие сотрудников

8. Были ли среди Ваших подчиненных сотрудники, которым Вы доверяли часть своих полномочий? Как Вы определяли таких сотрудников? Какие полномочия Вы делегировали?

умение использовать делегирование для развития подчиненных

мотивирование и развитие сотрудников

9. Какими компьютерными программами Вы владеете? Что приходилось в них делать? Какую информацию Вы могли получить, работая с этими программами?

знание ПК, аналитические способности

работа с информацией и документами

Для оценки компетенций существуют различные методики, подробно описанные в работах С. Ивановой, А.И. Турчинова, Р. Боятцис, А.Я. Кибанова и т.д. Наиболее простым и часто применяемым методом является интервьюирование кандидата. В табл. 1 представлены вопросы, направленные на выявление профессионально важных психологических качеств для начальника отдела продаж компании.

Для формирования профиля должности необходимо подробно описать уровни компетенций, чтобы созданный профиль являлся эталоном должности и содержал все требования, соблюдение которых будет обеспечивать выполнение сотрудником своих обязанностей с требуемым качеством и в установленные сроки [7].

В табл. 2 представлена характеристика уровней компетенции для начальника отдела продаж компании.

Критерии оценки по уровню выявленных качеств, знаний, умений, навыков:

1 – отсутствие или слабое проявление компетенции;

2 – полностью соответствует требованиям;

3 – превышает предъявляемые требования.

На основании модели компетенций, разработанной системы оценки уровней кандидатов, разработана модель профиля должности начальника отдела продаж (табл. 3).

Таким образом, модель компетенций является эффективным инструментом при осуществлении подбора персонала, позволяет сформировать «портрет» необходимого кандидата и оценить соискателей на предмет соответствия данным требованиям.

Внедрение в существующий процесс отбора персонала профилей должности позволит значительно упростить его, оптимизирует время на поиск кандидатов, уменьшит риски принятия кадровых решений, а также позволит повысить эффективность использования человеческих ресурсов в организации.

Таблица 2

Уровни компетенций начальника отдела продаж

Ступень

Необходимый уровень владения (навыками, умениями)

Компетенция «Организация работы»

I

Умение ставить краткосрочные цели. Без четкого обоснования и путей их достижения

II

Умение ставить краткосрочные цели. Планировать пути достижения их. Достигать поставленных целей

III

Умение ставить как краткосрочные, так и долгосрочные (стратегические) цели. Достигать поставленных целей. Оценивать эффективность методов достижения целей

Компетенция «Влияние»

I

Умение демонстрировать личный пример

II

Умение демонстрировать личный пример. Иногда брать решение проблем в свои руки. Умение заинтересовать людей

III

Умение демонстрировать личный пример. Всегда брать решение проблем в свои руки. Умение заинтересовать людей и мобилизовать, делая из них соратников

Компетенция «Мотивация и развитие сотрудников»

I

Умение выстраивать взаимодействие с членами команды (организовывать совместную работу)

II

Умение выстраивать взаимодействие с другими членами команды (выслушивать и считаться с мнением членов команды, организовывать совместную деятельность)

III

Умение выстраивать взаимодействие с другими членами команды (выслушивать и считаться с мнением членов команды, наиболее оптимально организовать совместную деятельность). Способность к взаимозаменяемости и взаимовыручке. Декомпозировать цели команды на собственные цели

Компетенция «Ориентация на достижение»

I

Способность решать проблемы лишь ограниченного направления. Не всегда достигать результата

II

Способность решать проблемы, иногда с применением современных методов анализа и решения проблем (отсутствие самостоятельности в выборе инструментов решения проблем). Всегда достигать результата

III

Способность решать проблемы с применением современных методов анализа и решения проблем. Всегда достигать результата. Анализировать эффективность выбранных методов решения проблем для дальнейшей коррекции

Таблица 3

Профиль должности начальника отдела продаж

Описание

Критерии

1

2

Должность

Начальник отдела продаж

Подразделение

Отдел оптовых продаж

Непосредственный руководитель

Генеральный директор

Функциональный руководитель

Генеральный директор

Функциональные подчиненные

Региональные менеджеры, региональные торговые представители, специалисты по поддержке продаж

Замещение на время отсутствия

Региональный менеджер

Цель должности

В рамках бюджета, политики компании, обеспечивает эффективное управление продажами, гарантируя увеличение доли рынка компании и расширение зоны присутствия в регионе, с целью содействия достижению плановых показателей прибыли компании

Общие требования

Возраст

От 25 лет

Образование

Высшее (приветствуются специализации: экономика, коммерция, товароведение, менеджмент)

Пол

мужской предпочтительно

Опыт работы

Опыт руководства системой через подчиненных (направлением, организацией) не менее 2-х лет

Владение компьютером

Пакет MS Office

Функционал должности

Должен знать

– законодательные и нормативные акты, регламентирующие ведение предпринимательской и коммерческой деятельности;

– методы управления персоналом;

– основы техники продаж и порядок заключения и оформления договоров поставки товара;

– основы рыночной экономики, конъюнктуру рынка и его особенности в соответствующей местности;

– ассортимент реализуемой продукции, условия ее транспортировки и хранения;

– основных конкурентов на рынке города и регионов, входящих в зону интересов компании

Обязан

– организовывать и координировать деятельности отдела продаж;

– разрабатывать и предоставлять планы продаж и отчеты по продажам на утверждение руководителю организации;

– анализировать и систематизировать клиентскую базу предприятия, анализ данных продаж, анализ эффективности рекламной стратегии компании;

– организовывать обучение, повышение квалификации менеджеров отдела;

– проводить переговоры с основными клиентами компании

Имеет право

– вносить предложения по совершенствованию работы отдела вышестоящему руководству, а также по дополнительному премированию персонала в случае выполнения или перевыполнения плана продаж;

– определять размер скидок в пределах установленных в компании норм;

– определять сроки консигнации и размер товарного кредита в пределах установленных в компании норм и по согласованию с руководством;

– приостанавливать отгрузку товара на основании объективных данных о возможных рисках компании со стороны клиента;

– вносить предложения по приему, увольнению и перемещению сотрудников отдела продаж

Профиль профессиональных компетенций

Организация работы и контроль

Умение планировать и организовывать работу (текущее и перспективное планирование)

 

Умение представить движение к цели в виде бизнес-процесса (технологической цепочки)

1

2

 

Умение определять приоритеты в работе, исходя из реальной ситуации и поставленных задач

 

Умение организовывать и вести системный контроль работы подчиненных, определять точки контроля, использовать различные инструменты контроля

Мотивирование и развитие персонала

Понимание принципов формирования системы мотивирования и развития персонала в подразделении, роли руководителя

 

Наличие практического опыта и знаний способов мотивирования персонала

 

Умение применять мотивирующий стиль управления (определять ключевые потребности подчиненных и использовать информацию для достижения запланированного результата)

Работа с информацией и принятие решений

Умение собирать информацию, используя различные источники

 

Умение анализировать полученную информацию, выделять факторы, создающие проблему, определять возможные пути решения

 

Умение видеть причинно-следственные связи

Влияние

Обладает лидерским потенциалом, способен завоевать уважение и авторитет у подчиненных и коллег

 

Способен создавать систему взаимодействия, при которой подчиненный не может не выполнить распоряжение

 

Способен влиять на принятие решений другими людьми

 

Способен сохранять самообладание в стрессовых ситуациях

Ориентация на достижение

Мотивация на достижение успеха (выполнение целевых показателей)

 

Мотивация на регулярное развитие профессиональных компетенций

 

Мотивация на самореализацию внутри компании

Личностный профиль сотрудника

Личностные компетенции

Ответственность (умение в срок и качественно выполнить задачу, взять на себя ответственность за нахождение решений и результат)

 

Высокий уровень обучаемости, стремления к саморазвитию

 

Высокая личная организованность

 

Высокий уровень ориентации на достижение результата

 

Развитые качества лидера

Ценности компании и корпоративной культуры

Лояльность

Готовность принять требования компании и транслировать их подчиненным

 

Готовность собственными действиями формировать правильную управленческую культуру (мотивирующий стиль управления)


Библиографическая ссылка

Бурянина О.А. РАЗРАБОТКА ПРОФИЛЯ ДОЛЖНОСТИ НА ОСНОВАНИИ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 4-2.
– С. 369-373;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40183 (дата обращения: 29.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти стрелку вперед назад
  • Обливион как найти фэлиан
  • Составить предложение по схеме когда как какая
  • Как найти по формуле периметр ромба
  • Как найти банку под землей

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии