Как составить профессиограмму профессии педагога

Профессиограмма педагога

Содержание:

  • Что такое профессиограмма педагога 
  • Качества личности (в соответствии с профессиограммой)
  • Умения педагога (в соответствии с профессиограммой)
  • Личностные характеристики (рекомендованные)
  • Требования к классному руководителю
  • Структура профессиограммы учителя

Что такое профессиограмма педагога 

Профессиограмма педагога — это документ, содержащий детальное описание необходимых требований к квалификации педагога, его уровню подготовки и личным качествам.

Согласно профессиограмме, в обязанности педагога входят создание и развитие знаний, навыков и умений. Учитель также должен следовать задачам, определенным законом Российской Федерации «Об образовании», и программам Министерства Образования Российской Федерации.

Цели работы педагога официально закреплены для каждой специальности, предмета, ступени обучения. Педагог должен выполнять научно-методическую, образовательную, культурно-просветительскую, воспитательную, коррекционную, управленческую функции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Качества личности (в соответствии с профессиограммой)

Профессиональный педагог должен обладать рядом качеств, чтобы соответствовать своей должности. Кроме глубокой академической базы и рабочей компетентности, преподаватель должен обладать  выдающимися личностными качествами, к которым относятся:

  1. Зрелость (гражданская и нравственная). Поскольку одна из задач педагога — прививать ценности своим студентам и служить примером для подражания, недопустимо проявлять инфантилизм или позволять недопустимые высказывания в адрес правительства, школы, руководства, педагогического состава, студентов или их родителей.
  2. Профессиональная идейность. Педагог должен обладать сознательным отношением к своей профессии, то есть выделять себя как самостоятельный субъект профессиональной деятельности, который может оценить работу других субъектов через призму своих профессиональных компетенций.
  3. Общественная активность. Для того, чтобы привить студентам правильные ценности и приоритеты, педагог должен выступать также в роли инициативного проводника норм и идеалов социума. Это может проявляться в общественно полезной деятельности, организации социальных мероприятий, участии в общественных движениях.
  4. Увлеченность своей профессией. В отличие от некоторых других специальностей, деятельность педагога не может быть успешной без личной заинтересованности и энтузиазма к своему делу. Преподаватель всегда находится на виду, поэтому ему сложно скрыть апатию и отсутствие интереса к своему предмету, которые делают вовлечение студентов в учебный процесс и достижение хороших академических результатов практически невозможными.
  5. Любовь к детям. Педагог вынужден находиться в постоянном контакте с детьми, поэтому без любви к ним ему самому будет трудно находиться среди студентов. Дети учатся эмпатии, поэтому им очень важно чувствовать себя любимыми для здорового процесса взросления.
  6. Заботливое и гуманное отношение к детям. Дети очень уязвимы и только учатся выстраивать свои системы ценностей и мировоззрения. Помочь им в этом можно заботой, умением выслушать и дать совет. Педагог должен не только донести определенный объем знаний до своих учеников, но и помочь им встать на путь развития полноценных членов общества.
  7. Коммуникативные качества высокого уровня. Общение является неотъемлемой частью работы учителя. Педагогу нужно поддерживать постоянный контакт с учениками, коллегами, руководством школы, родителями. Поэтому преподаватель должен обладать развитыми коммуникативными навыками, чтобы обеспечить эффективность учебного и рабочего процессов.
  8. Умение расположить к себе (детей, взрослых). Для того чтобы минимизировать конфликтные ситуации педагог должен уметь располагать к себе. Детям требуется определенная мотивация для учебы, поэтому симпатия к своему преподавателю повышает эффективность и успеваемость.
  9. Вежливость. Педагог — ролевая модель для подрастающего поколения, взрослый, с которым дети проводят большую часть своей жизни. Преподаватель обязан обладать высокими моральными качествами и в частности быть вежливым, чтобы студентам было проще стать ценными членами общества.
  10. Психологическая совместимость в коллективе. Деятельность педагога выходит далеко за рамки своего кабинета. Преподаватель проводит большое количество времени в школе среди своих коллег, поэтому взаимоотношения в коллективе определяют, насколько продуктивной и комфортной будет работа для всех. При возникновении спорных вопросов с руководством школы, родителями или учениками педагогу будет проще получить поддержку от коллег, если в коллективе сложились теплые отношения.

Умения педагога (в соответствии с профессиограммой)

В профессиограмме также присутствует список необходимых умений, которыми должен владеть педагог. Это совокупность технических и так называемых гибких навыков, без которых сложно представить успешного преподавателя.

  1. Информационные навыки. Для подготовки учебных материалов педагог обязан уметь работать с источниками и предоставлять современную, правдивую и точную информацию. Для презентации материалов ученикам преподаватель также должен хорошо владеть современными технологиями. Чем более актуальные и эффективные методы используются в процессе обучения, тем легче и лучше студенты усваивают и применяют полученные знания.
  2. Умение привлечь внимание учеников. Дети продолжают развиваться физиологически и психически, поэтому во многих вопросах невозможно предъявлять к ним такие же требования, как к взрослым. Если студент не слушает преподавателя или мешает учебному процессу, то это не всегда вызвано недостатком дисциплины или желанием начать конфликт. В зависимости от возраста детям бывает сложно удерживать внимание на одном предмете в течение длительного времени, они также могут терять концентрацию, если не понимают происходящее на уроке.
  3. Понятное и доступное изложение мыслей — ключевой навык для любого педагога.
  4. Установление деловых отношений в процессе деятельности. По роду деятельности преподаватель вынужден много времени общаться с большим количеством людей, от школьников и их родителей до руководства школы и различных ведомств. С каждой из этих категорий людей педагог должен уметь устанавливать отношения, чтобы обеспечивать качественное образование для студентов и комфортные условия труда для коллектива.

Личностные характеристики (рекомендованные)

Существуют также желательные личностные характеристики, которыми стоит обладать педагогу. Преподаватель должен стремиться к постоянному профессиональному росту и служить ролевой моделью для своих студентов.

Личностные качества, присущие успешному педагогу, включают в себя:

  • наблюдательность;
  • выдержку;
  • самообладание;
  • аккуратность;
  • чувство такта;
  • твердость;
  • находчивость.

Обладая вышеперечисленными характеристиками, педагог сможет проще создать комфортные условия для учебного процесса, избегать или минимизировать большинство конфликтных ситуаций.

Требования к классному руководителю

К классному руководителю предъявляются дополнительные требования. Он должен познакомиться с каждым учащимся и его родителями, предварительно изучив личные дела своих студентов. Классный руководитель должен также знать о здоровье своих учеников и их особенностях. Согласно профессиограмме, он также должен ознакомиться с бытовыми условиями проживания каждого ученика, посетив их семьи.

Требования к классному руководителю делятся на три категории:

  1. Коллективная и индивидуальная работа с классом. Классный руководитель должен ознакомить своих студентов с «Правилами для учащегося» и следить за их неукоснительным выполнением. Он должен знать взаимоотношения между учащимися, способности и особенности каждого из них, а также помогать в развитии индивидуальных способностей своих воспитанников. Руководитель должен помогать работе органов классного самоуправления и создать актив класса. Актив класса помогает педагогу привлекать учащихся к общественно полезному труду, проставлять текущие оценки и следить за контролем стороны родителей, следить за посещаемостью и по возможности предотвращать пропуски занятий.
  2. Взаимодействие с учителями. Классный руководитель должен знать об отношении воспитанников к разным предметам и совместно с учителями разрабатывать методы воздействия на класс и отдельных студентов. Он должен сообщать каждому учителю основные сведения о бытовых условиях, состоянии здоровья каждого ученика и помогать в создании подготовке индивидуальной работы воспитанников.
  3. Взаимодействие с родителями. Классный руководитель должен знать о взаимоотношении своих учеников с их родителями и проводить консультации по вопросам воспитания в семье. Родители должны помогать детям с соблюдением режима дня и следить за выполнением домашних заданий, продолжать работу по формированию личности, которую ведет школа. Классный руководитель должен объяснять эти обязанности родителям и призывать им следовать. Также педагог должен создать родительский актив и решать с помощью него различные организационные вопросы.

Структура профессиограммы учителя

Психолог В.А. Крутецкий, чьи работы Министерство просвещения СССР одобрило как пособия для студентов педагогических училищ, выделил четыре блока профессиограммы педагога.

  1. Первый блок, «гуманистическое мировоззрение». Только человек, обладающий высоким уровнем общей культуры и достойным моральным обликом, способен организовать успешный образовательный процесс. Этот человек должен любить детей и понимать ценность и особенности периода детства и взросления.
  2. Второй блок, «положительное отношение к собственной педагогической деятельности». Хороший педагог не должен и не может быть равнодушным к своей профессии. Он должен иметь склонность к педагогике и стремиться посвятить себя и свою жизнь педагогической профессии. Дети чувствуют, какие педагоги не понимают и не любят их и образовательную деятельность в общем.
  3. Третий блок, природные предпосылки. Успешность применения навыков и профессиональных знаний во многом зависит от личных качеств и природной предрасположенности к работе с детьми и педагогической деятельности.
  4. Четвертый блок, профессиональные умения, знания и навыки. Педагог должен обладать глубокими знаниями в области определенного учебного предмета и владеть технологиями их успешной передачи ученикам.

Кроме этих четырех блоков следует обратить внимание на такое понятие, как педагогическая культура.

Педагогическая культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Это обладание личностными качествами и знаниями, которые позволяют обращаться и к уму, и к сердцу каждого воспитанника. Педагогическая культура — это также умение предоставлять учебную информацию с различных ракурсов и точек зрения, владение речевой культурой, знание множеств методов обучения и воспитания детей.

Автор статьи

Елена Александровна Булахова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Сущность профессиограммы педагога

Определение 1

Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, педагога и классного руководителя, эталон и образец, которые включают в себя ведущие личностные качества учителя, а также обладание им профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения возложенных на него педагогических функций.

Профессиограмма педагога представляет собой документ, который содержит полную квалификационную характеристику педагога, требования, предъявляемые к его личностным и профессиональным качествам, а также к уровню подготовки.

Приоритетными качествами личности педагога, в соответствии с профессиограммой, являются:

  • гражданская и нравственная зрелость;
  • профессиональная идейность;
  • общественная активность;
  • увлеченность педагогической профессией;
  • искренняя любовь к детям;
  • заботливое и гуманное отношение к детям и детству;
  • высокие требования к себе как к педагогу;
  • развитые коммуникативные качества;
  • умение расположить к себе учащихся, коллег, родителей и т.д.;
  • вежливость в общении;
  • психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива.

Умения и функции педагога в соответствии с профессиограммой

Качественное выполнение профессиональных обязанностей требует от педагога наличия следующих умений, которые также отражены в профессиограмме:

  1. Умение устанавливать деловые отношения со всеми субъектами образовательного процесса.
  2. Обладание информационными умениями и навыками.
  3. Умение понятно, логично и доступно излагать собственные мысли и идеи, аргументировано оппонировать собеседнику.
  4. Умение привлечь к себе внимание, сделать учащегося своим сторонником и другом.

Реализация данных умений требует от педагога обладания высоким эмоциональным настроем, способным обеспечить деловой характер собственной трудовой деятельности и жизни в целом.

«Что включает в себя профессиограмма педагога» 👇

Замечание 1

Помимо профессиональных умений и навыков, профессиограмма предъявляет ряд требований к личностным качествам учителя. Приоритетными качествами являются: выдержка, чувство такта, наблюдательность, самообладание, находчивость, твердость, аккуратность, последовательность в своих словах и действиях, внешняя опрятность и аккуратность.

Особые требования предъявляются к классному руководителю:

  • умение работать с родителями учащихся;
  • умение продуктивно работать с общественностью;
  • рационально планировать образовательно-воспитательную работу;
  • проводить диагностику учащихся по разным направлениям исследования;
  • адекватно оценивать собственные профессиональные результаты;
  • уметь выявлять и организовывать актив класса;
  • осуществлять контроль по выполнению поручений, при необходимости корректно оказывать необходимую помощь.

Каждый педагог, вне зависимости от возложенных на него профессиональных функций должен обладать рядом прикладных творческих умений, а именно: рисовать, играть не некоторых музыкальных инструментах, петь, выразительно читать, танцевать и т.д.

Профессиограмма предполагает, восемь основных функций учителя:

  1. Информационная функция – предусматривает качественную трансляцию учащимся определенной учебной информации.
  2. Развивающая функция – направлена на развитие у учащихся воображения, мышления, речи, различных умений и навыков и т.д., то есть полное личностное развитие ребенка.
  3. Ориентирующая функция – предполагает осуществление ориентации учащихся в многообразии информации и источников ее представляющих, а также оказание помощи в выборе верных нравственных ценностей.
  4. Мобилизационная функция – предполагает мобилизацию всех имеющихся знаний и умений на осуществление профессиональной деятельности.
  5. Конструирующая функция – конструирование учебного занятия, внеклассной деятельности, самостоятельных работ, общения с учащимися и т.д.
  6. Коммуникативная функция – направлена на осуществление продуктивного общения с учащимися, родителями, администрацией образовательного учреждения и т.д.
  7. Организационная функция – предполагает организацию учащихся, педагогов, родителей и самого себя в рамках определенной деятельности (урока, внеклассных занятий, походов, экскурсий и т.д.).
  8. Исследовательская функция – предусматривает умение осуществлять исследование, как отдельного учащегося, так и группу учащихся с целью выявления определенных качеств и уровня их развития.

Для классного руководителя ряд авторов выделяет специальные функции, которые должны быть включены в профессиограмму:

  • Организационная функция – предполагает организацию различных видов деятельности с классом (поездки, прогулки, походы, собрания, классные часы)
  • Воспитательная функция – предусматривает осуществление воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие личностных качеств учащихся.
  • Стимулирующая функция – предполагает стимулирование образовательной деятельности учащихся.
  • Координационная функция – направлена на осуществление координации деятельности учащихся, педагогов, родителей, а также осуществление связи учебного заведения с иными институтами, оказывающими воспитательно-образовательное воздействие на учащихся (дворцы молодежи, театры, музеи и т.д.)

Структура профессиограммы педагога

Профессиограмма педагога состоит из четырех блоков (автор В.А. Крутецкий):

Первый Блок: гуманистическое мировоззрение – обладание убеждениями и идеалами о том, что организовать воспитательно-образовательный процесс способен только лишь тот человек, который имеет высокий моральный облик и высокий уровень общей культуры, любит детей, осознает всю ценность периода детства.

Второй Блок: положительное отношение к собственной педагогической деятельности – предполагает педагогическую направленность личности, наличие склонности к педагогике, наличие устойчивого стремления и желания посвятить собственную жизнь и самого себя педагогической профессии. Данный блок основан на том, что не может быть хорошим педагогом тот, что равнодушен к своей профессии и тому, чем он занимается. Это связано с тем, что дети очень чувствительны и легко определяют тех педагогов, которые не любят и не понимают их, не любят свое дело и педагогическую деятельность в общем.

Третий Блок: педагогические способности – основаны на природных предпосылках, которые могут быть реализованы педагогом в специально организованных условиях. То есть педагогические способности – это определенные профессионально-педагогические знания, умения и навыки, которые педагог реализует в работе с детьми, а вот их успешность во многом зависит от наличия личной предрасположенности к педагогической деятельности и работе с детьми в целом.

Четвертый Блок: профессионально-педагогические знания, умения и навыки – это знания, в области конкретного учебного предмета и владение технологий их успешной передачи учащимся.

Помимо данных блоков, В. А. Сухомлинский обращает особое внимание на наличие у педагога такого личностного качества как педагогическая культура. Педагогическая культура учителя включает в себя:

  • владение знаниями и личностными качествами, которые позволяют обратиться не только к уму, но и к сердцу каждого ребенка;
  • широкие знания, которые педагог черпает из различных источников, что помогает ему представить учебную информацию с различных точек зрения;
  • обладание богатством методов обучения и воспитания детей;
  • владение речевой культурой.

Таким образом, в соответствии с профессиограммой настоящим педагогом может стать только тот, кто обладает:

  • представлениями о педагогическом труде;
  • личностными качествами, необходимыми для работы с детьми и профессионального роста;
  • необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками;
  • неподдельным интересом к педагогической профессии;
  • профессионально-педагогической направленностью;
  • истинной любовью к детям.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Профессиограмма  педагога

Ф.И.О. ______________________________________

Знания педагога

Аналитические умения

Проектировочные умения

Конструктивные умения

Организаторские умения

Коммуникативные умения

Личностные качества

Сумма баллов

Педагог

Заведующий

Старший воспитатель

Итоговый общий балл

Оценочные уровни:

2балла — начальный уровень

до 3 баллов –  ниже среднего

от 3 до 3,5 баллов – средний

от 3,5 до 4баллов –  выше среднего

4 балла – высокий

В профессиограмме знания и умения педагогов оценивается на трех уровнях: самооценка, оценка заведующего, оценка старшего воспитателя (все баллы суммируются, и выводится общий балл).

Этапы исследования по профессиограмме

Знания педагога:

-владеет основными необходимыми знаниями согласно нормативным документам (программа обучения, положение о ДОУ, концепции дошкольного воспитания);

— знание и использование в работе новейших, передовых, новаторских методик;

— знание психологических возрастных  особенностей детей дошкольного возраста;

— знание форм организации различных видов деятельности;

— знание методики и приемов обучения;

— знание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Аналитические умения:

-наблюдать игры, анализировать, оценивать уровень развития игровой, театральной деятельности детей;

— умение оценивать деятельность детей на занятиях;

— владеть умением оценивать развитие детей своей группы;

— умение анализировать деятельность других педагогов на основе наблюдений.

Проектировочные умения:

— проектировать развитие игровой деятельности, планировать приемы, направления ее развития;

— умение планировать перспективы учебной деятельности детей;

— умение планировать развитие личности ребенка и коллектива в целом;

— умение обосновывать, выбирать средства, методы и формы воспитательно – образовательной работы.

Конструктивные умения:

— умение отбирать демонстрационный и раздаточный материал, отвечающий дидактическим целям;

— умение проявлять гибкость в руководстве разными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.);

— владение умением делить каждое действие на отдельные операции.

Организаторские умения:

— умение приобщать детей к творческой деятельности;

— умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе;

— видение важности совместной  работы  с родителями;

— желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним;

— умение быстро принимать решения и находить наиболее сложные средства педагогического воздействия.

Коммуникативные умения:

— умение легко и быстро налаживать контакт с детьми;

— умение проявлять психологический и педагогический такт;

— умение управлять своим поведением психологическим состоянием, проявлять терпение в общении, сохранять спокойствие и уравновешенность к экстремальным ситуациям;

— умение руководить общением в группе, решать детские конфликты, предупреждать их.

Личностные качества:

— любит и уважает детей, проявляет интерес к ним, умеет сотрудничать, проявляет творчество в деятельности и интерес к работе, добросовестность, требовательность к себе, гуманность, терпение и выдержку, владение силой убеждения авторитетом.

Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20
города Липецка

Профессиограмма
учителя

г.
Липецк

2018
г.

Содержание
работы

1.     
Введение. Общие сведения о профессии:

·        
История возникновения профессии, изменения
во времени;

·        
Обязанности учителя;

·        
Характер профессии;

·        
Смежные профессии;

·        
Какие бывают учителя по специальности;

2.     
Требования и особенности для того,
чтобы быть учителем:

·        
Качества личности (эмоциональные и
моральные, мышление, воображение, сосредоточенность и т.п.), характер;

3.     
Сведения о профессиональной
подготовке

·        
Уровень образования, пути получения
профессии;

·        
Основные дисциплины;

·        
Перспективы профессии (профессиональный
рост или продвижение);

·        
Заработная плата учителя

Введение и немного истории

 Значимость профессии учитель нельзя переоценить. Из года в год педагоги различного уровня
обучения передают свои знания и свой опыт, трудясь на благо человечества.
Воспитание подрастающего поколения ложится на их плечи. От того, какие знания и
навыки они смогут им передать, зависит будущее страны. Уровень образования
демонстрирует уровень развития государства и его социальную структуру, ведь д
ля каждого человека на любом этапе его существования необходим
человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто
событие.

Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена,
когда человек впервые начал охотиться на диких зверей, так как именно в это
время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого
незатейливого занятия. При этом, человек, который обучал подростков и детей,
был высокоуважаемым членом племени, вследствие чего ему всегда предавались
некие привилегии.
С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и
больше становилась необходимой, особенно, когда произошло разделение труда.
Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит
отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в
Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества
философов и ученых из этих регионов.

Профессия
учитель  уникальна, она продолжает оставаться востребованной  на сегодняшний
момент. 
Профессия
учителя – это образ жизни. Люди, выбирающие ее, должны прислушиваться к своему
сердцу и делать выбор душой. Это не просто передача знаний, это воспитание
психологического и морального облика подрастающего поколения. В каком бы
учебном заведении не преподавал педагог, он всегда должен являться примером для
своих учеников. На разных этапах обучения учителя отдают определенную часть
знаний. Но, не зависимо от этого, значимость этой профессии очень велика.

Смежными профессиями для
преподавателя могут быть:
социальный педагог или педагог-психолог; воспитатель;
репетитор. Не стоит забывать, что учитель математики может совмещать в школе
должность преподавателя астрономии и физики. Учитель может претендовать на
вакантные должности в опекунском совете, реабилитационных центрах и интернатах.

Учитель
проводит обучение учеников в школах, гимназиях, лицеях по общеобразовательным
предметам. Существует множество специализаций профессии учитель:
профессия учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель
истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия
учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и
благородными.

Профессия учителя начальных классов является основополагающей во всей системе
обучения. Маленький человечек, приходя впервые в школу, еще не осознает всей
ответственности, которая с этого момента ложится на его плечи. Он еще крепко
держит за руку папу и маму, но в тоже время вступает во взрослую жизнь. Первым
человеком, который окажется на его пути в этот момент, станет первый учитель.
Именно от его педагогических талантов зависит отношение к учебе и школе в целом
у первоклассника. Период начальной школы формирует в сознании ученика, значимость
обучения и его смысл. Если учитель сумеет привить детям любовь к наукам и
сможет заинтересовать их, то в дальнейшем им будет проще воспринимать весь
процесс обучения.

Качества личности для
учителя

Найти
подход к ребенку задача не из легких. Это уже вопрос психологии. Но профессия
учителя подразумевает наличие знаний и в этой области. Каждый ребенок — это
открытая книга. Прочитать ее нужно от начала и до конца, чтобы понять всю
широту его детской души. Какими качествами должен обладать учитель, чтобы стать
для детей наставником? Во-первых, это большая любовь к детям. Без этого
качества невозможно быть учителем и работать с детьми. Дети очень чутко
чувствуют отношение окружающих к своей личности. Да именно к личности. Несмотря
на юный возраст, каждый ребенок —  это человек, со своими желаниями и
возможностями. Необходимо прислушаться к ним и понять их. Только тогда ребенок
почувствует к учителю доверие и будет воспринимать его слова. Первый учитель
обычно становится примером для подражания или даже первой любовью. Для них это
второй человек после мамы. В дальнейшем, продолжая учебу, они будут
сталкиваться с разными педагогами. Они оставят свой след в их жизни, но первый
учитель не сотрется из памяти никогда.

Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, — это быть
другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также
формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь,
которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого
учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику.

Для
того чтобы стать квалифицированным специалистом необходимо иметь определенные
качества:

  • развитые
    интеллектуальные способности,
  • высокая
    концентрация,
  • хорошая
    дикция,
  • умение
    переключать и распределять внимание,
  • выдержка,
  • чуткость,
  • самообладание,
  • доброжелательность,
  • такт,
  • сопереживание,
  • энергичность,
  • работоспособность,
  • умение
    заинтересовать своим предметом.

Основными задачами,
которые решает учитель, являются такие:

  • приобщение
    учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
  • формирование
    у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение,
    терпимость, доброта;
  • развитие
    собственного достоинства и самоуважения;
  • воспитание
    в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
  • развитие
    потребности в поддержании здорового образа жизни.

Но существуют и
другие не менее важные обязанности.
Учитель
должен:

  • планировать
    учебный материал по своему предмету,
  • обеспечивать
    выполнение учебных программ,
  • участвовать
    в методической работе,
  • использовать
    самые эффективные средства, формы и методы обучения,
  • проводить
    анализ успеваемости своих учеников,
  • обеспечивать
    соблюдение дисциплины,
  • формировать
    навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
  • стимулировать
    учебную мотивацию и познавательную активность,
  • добиваться
    глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на
    практике.

Учителю
недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в
педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не
все смогут стать хорошими учителями.

Очень важна в профессии
учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью,
убедительностью.
Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для
ребят.
Профессия учителя требует, как правило, педагогического
образования. Каждый учитель должен заниматься самосовершенствованием: читать
специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах, быть
готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию.

Уровень
заработной платы учителя, как правило, не очень высокий и зависит от места
работы, профессионального опыта, объема ответственности. Профессия учителя
имеет возможность карьерного роста до позиции учителя более высокой категории,
старшего учителя, завуча, директора школы.

У профессии учитель
плюсы и минусы неизбежны.
К плюсам
можно отнести: общение с детьми, умственную работу, стабильность в работе,
длительный отпуск, признание со стороны общественности. А минусами являются:
большая ответственность, невысокая заработная плата, психологическое давление и
стрессовые ситуации
,
дополнительная нагрузка в виде работы на дому – проверка домашних заданий,
подготовка к урокам, отсутствие перспектив служебного роста.

Профессия
учителя – это благородное занятие. Ее выбирают по призванию, но не по
принуждению. За последние годы престижность этой профессии снизилась. Это было
связано с низкой материальной оценкой труда учителей. И только действительно
фанатики этого дела остались верны выбранному жизненному пути. Сейчас ситуация
стала меняться к лучшему. Государство обратило свое внимание на проблемы
учителей. Многие выпускники школ выбирают эту благородную профессию. Молодые
кадры приходят в школы и другие учебные заведения, чтобы посвятить свою жизнь
обучению детей. Хорошим примером для них являются заслуженные учителя, которые
не один год отдали этой профессии. В жизни каждого из нас ощутимый след
оставили люди, которые из года в год передавали нам свои знания.  Профессия
учителя заслуживает самого большого уважения и почета.

Первичное
представление о
профессиограмме
той или иной профессии дает ее структурное
содержание. В
[2, с. 96] описаны
про-фессиограммы профессий, включающие
следующие разделы — общая характеристика
профессии, ее значение; описание
трудово­го процесса, выполняемые
работы; требования профессии к лич­ности;
условия труда; необходимые знания;
требуемые умения и навыки; где можно
получить специальность; экономические
усло­вия труда.

Существует
и профессиографический метод изучения
лично­сти и деятельности современного
учителя [3].

Профессиограмма
— это идеальная модель учителя,
преподава­теля, классного руководителя,
педагога, образец, эталон, в котором
представлены:

основные
качества личности, которыми должен
обладать учи­тель;

знания,
умения, навыки для выполнения функций
учителя.

Исходя
из этого понимания смысла понятия
«профессиограм­ма», можно говорить
и о
профессиографическом
методе
изучения
личности, при котором осуществляется
сравнение имеющихся у
педагога
знаний, умений и навыков с
теми,
которые могли бы у него быть в соответствии
с
идеальной
моделью. Не трудно пред­ставить, что
такой метод позволяет проектировать
личностный и профессиональный рост
педагога.

Вместе
с тем профессиограмма учителя —
документ,
в
кото­ром дана полная квалификационная
характеристика учителя с по­зиций
требований, предъявляемых к его знаниям,
умениям и на­выкам, к его личности,
способностям, психофизиологическим
возможностям и уровню подготовки [4].

Такое
представление о профессиограмме
складывалось в пред­шествующие
десятилетия. Так, можно говорить о
профессиограм­ме классного руководителя,
составленной Н. И. Болдыревым [5].

Н.
И. Болдырев выделил приоритетные
качества личности клас­сного
руководителя: идейность, нравственную
и гражданскую зре­лость, общественную
активность, увлеченность профессией
вос­питателя, любовь к детям, гуманное,
заботливое отношение к ним, высокую
требовательность к себе и ученикам,
коммуникативность, дружеское расположение,
вежливость в общении, психологиче­скую
совместимость с другими членами
педагогического коллек­тива и другие,
необходимые идеальному специалисту.

Для
выполнения большого многообразия
функций учителю, по мнению Н. И. Болдырева,
необходимы следующие
умения:

устанавливать
деловые отношения с администрацией
школы, с родителями, общественностью
(умения общения, по сегодняш­ним
представлениям, близкие к коммуникативным);

информационные
умения и навыки;

умение
ярко, выразительно, логично излагать
свои мысли (по сегодняшним представлениям
— дидактические и речевые);

умение
убедить, привлечь к себе, сделать своим
сторонником (по сегодняшним представлениям
— дидактические, коммуника­тивные).

Для
реализации данных умений необходимо
создать высокий эмоциональный настрой,
обеспечить деловой характер жизни,
труда.

Немаловажную
роль Н. И. Болдырев отводил качествам
лич­ности, которые помимо приоритетных
неплохо было бы иметь учителю (классному
руководителю): такт, выдержка,
самообла­дание, наблюдательность,
искренность, находчивость, твердость,
последовательность в словах и действиях,
аккуратность, внешняя опрятность.

Классному
руководителю важно знать основы
теории и методи­ки воспитания, уметь:

работать
с родителями (общественностью);
планировать воспитательную работу;

отбирать
на основе диагностики коллективов
(групп), отдель­ных личностей необходимые
виды деятельности;

правильно
учитывать и оценивать результаты
воспитания; выявлять и организовывать
актив;

осуществлять
контроль и помощь в выполнении поручений.

Для
выполнения сложных и многообразных
функций педагогу хорошо было бы овладеть
некоторыми прикладными
творческими художественными умениями:

рисовать
(изобразительные);

играть
на музыкальных инструментах, петь
(музыкальные); выразительно читать
(художественно-литературные); танцевать
(хореографические);

ходить
в походы (спортивно-туристские или
спортивно-трудо­вые).

А.
С. Макаренко во вступительном слове к
«Книге для родите­лей» написал:
«Умение воспитывать — это все-таки
искусство, такое же искусство, как
хорошо играть на скрипке или рояле,
хорошо писать картины, быть хорошим
фрезеровщиком или то­карем» [6, с.
438].

Если
идти от функционального принципа, т.
е. от тех действий функций, которые
должен выполнять педагог, то можно
пере­числить функции учителя. Так,
одними из первых (в 1971 году) выделили
восемь функций учителя в школе А. И.
Щербаков, Н. А. Рыков. Им принадлежит
следующая классификация
функций учителя:

• информационная
(учитель транслирует ту или иную
инфор­мацию);

• развивающая
(развивает мышление, воображение, те
или иные умения, речь и т. д.);

  • ориентирующая
    (ориентирует в многообразии информации,
    нравственных ценностях);

  • мобилизационная
    (мобилизует на выполнение упражнений,
    заданий, дел);

  • конструирующая
    (конструирует урок, внеклассное дело,
    раз­ноуровневые задания, самостоятельные
    работы, общение и мно­гое другое);

  • коммуникативная
    (функция общения с родителями, другими
    учителями, администрацией, психологами,
    валеологами и пр.);

  • организационная
    (организует учащихся, других учителей,
    родителей, самого себя, а также организует
    уроки, внеклассные дела, которые
    проводит);

  • исследовательская
    (умеет исследовать как отдельную
    лич­ность, группу учащихся — коллектив,
    так и обученность и воспи­танность
    учащихся и т. д.).

Упоминание
последней функции, с нашей точки зрения,
по­зволяет говорить о функциях не
только учителя, но и педагога — в широком
смысле слова.

В
учебниках педагогики прошлых лет [7, с.
276—279] авторы выделяют функции
воспитателя, классного руководителя:

  • организационную
    (организует все воспитательные влияния
    и взаимодействия в коллективах, в том
    числе в виде воспитатель­ных дел —
    экскурсии, поездки, собрания, классные
    часы, анке­тирование как исследование
    и т. д.);

  • воспитательную
    (в результате которой разными путями
    и средствами осуществляется воспитание,
    формирование и разви­тие качеств
    личности, присущих ученику как члену
    детского кол­лектива, семьянину,
    гражданину России, гражданину Мира,
    твор­ческой личности и индивидуальности);

  • стимулирующую
    (в результате которой осуществляется
    сти­мулирующая деятельность учащихся,
    детского коллектива, роди­телей,
    общественности и т. д.);

  • координационную
    (в результате которой осуществляется
    ко­ординация деятельности как детей,
    когда это необходимо, так и учителей,
    работающих в одном классе, параллели,
    а также может осуществляться связь с
    внешним миром, если образовательное
    учреждение рассматривается как открытая
    система;

  • работу
    с документами (журналами, дневниками
    учащихся, их личными делами, различными
    планами).

Функций,
которые должны выполнять учителя,
воспитатели, классные руководители,
достаточно много. Какими же знаниями
и умениями они должны для этого обладать?
Представление об умениях и навыках,
которыми должны обладать и учителя, и
клас­сные руководители, дает понятие
профессиограммы, рассмотрен­ное нами
выше. Однако просто знаний и умений, о
которых гово­рилось ранее, недостаточно.
Как считают психологи, многое зависит
от природных предпосылок, задатков
личности (которые могут развиться в те
или иные способности), от психологической
готовности личности, ее стремления
(желания) хорошо выпол­нять данные
функции. Многое воспитывается,
вырабатывается только в результате
длительной работы над собой; главное
в само­воспитании — терпение и
контроль над своим поведением.

Психолог
В. А. Крутецкий в учебнике «Психология»
[8, с. 323— 333] предлагает структуру
профессионально-значимых качеств
лич­ности и умений,
которые
необходимо иметь учителю. Если
про­фессионально-значимые качества
личности учителя мы вслед за В. А.
Крутецким представим в виде совокупности
четырех блоков (частей или подструктур)
(1. Мировоззрение личности; 2. Поло­жительное
отношение к педагогической деятельности;
3. Педа­гогические способности; 4.
Профессионально-педагогические знания,
умения и навыки), то получим достаточно
целостное пред­ставление о тех
требованиях, которые предъявляются к
профес­сии учителя и другим
педагогическим профессиям.

Рассмотрим
эти блоки профессионально-значимые
качества лич­ности учителя
подробнее.

1
блок. Гуманистическое мировоззрение
(речь
идет о тех убеж­дениях, идеалах,
которые присущи учителю-воспитателю;
воспи­тывает лишь тот, кто сам воспитан;
желательно, чтобы воспита­тель имел
высокий уровень общей культуры и высокий
моральный облик, а главное — любил бы
других людей).

2-й
блок. Положительное отношение к
педагогической деятель­ности
(речь
идет о педагогической направленности
личности, пе­дагогических склонностях
как устойчивом желании и стремлении
посвятить себя педагогической
деятельности; не может быть хо­рошим
учителем тот, кто равнодушно относится
к своей работе; дети безошибочно
определяют тех учителей, которые их не
любят или не любят педагогическую
деятельность в целом).

3
блок. Педагогические способности
(основываясь
на природ­ных предпосылках, они при
определенных условиях реализуют­ся
— или нет — в профессионально-педагогические
знания, уме­ния, навыки, иначе говоря
педагогические
способности) — это обобщенная совокупность
индивидуально-психологических
особенно­стей и профессионально-значимых
качеств личности, которые от­вечают
требованиям педагогической деятельности,
обеспечивают до­стижение в ней высоких
результатов, определяют успех педагога
в целом в овладении этой деятельностью
(подробнее
см. в гл. 1).

4
блок. Профессионально-педагогические
знания, умения, навы­ки
(речь
идет о знаниях в области преподаваемого
предмета и тех­нологии обучения).

В.
А. Сухомлинский [9, с. 53—66] упоминает о
четырех призна­ках педагогической
культуры. Кратко его мысли можно выразить
так. Необходимо: 1) чтобы у педагога были
академические зна­ния, чтобы можно
было обратиться к уму и сердцу
воспитанника; 2) чтобы педагог читал
литературу (педагогическую,
психологи­ческую, публицистическую
и т. д.); 3) чтобы педагог знал богат­ство
методов изучения ребенка; 4) обладал
речевой культурой.

Итак,
специалисты считают, что хорошими
предпосылками для того, чтобы стать
педагогом, обладают те, кто:

понимает,
что представляет собой труд учителя
(это трудно понять до работы в школе
или до педагогической практики);

имеет
качества (способности), помогающие
становлению учи­теля — профессионала;

проявляет
интерес к профессии (косвенно интерес
может про­являться в педагогической
эрудиции);

имеет
профессионально-педагогическую
направленность (в ча­стности, до
поступления в высшее учебное заведение
работал в школе или учился в педагогическом
классе, училище);

проявляет
интерес к нравственным исканиям (что
есть добро и зло, смысл жизни и т. д.).

Вопросы
для самоконтроля

  1. Мысленно
    представьте себе структуру личности,
    предложен­ную К. К Платоновым (образно
    в виде модели строения атома, кото­рую
    вы изучали в школе), изобразите ее
    схематически (графически), подпишите
    названия предполагаемых «уровней».

  2. Что
    мы условились понимать под профессиограммой?
    Как вы думаете, что представляет собой
    профессиографический метод изу­чения
    профессии? Имеет ли он свою историю?
    Что вы можете сооб­щить по данному
    вопросу?

  3. Какие
    функции выполняет учитель (педагог),
    воспитатель в шко­ле, в других
    образовательных учреждениях?

  4. За
    45 минут на 2—3-х страницах формата А-4
    (на одной сторо­не листа) напишите
    сочинение (возможно, эссе) «Один день
    учителя (педагога, воспитателя) в школе
    (в детском саду)», отразив возмож­но
    большее количество функций, которые
    он должен выполнять.

  5. Какие
    профессионально-значимые качества
    личности важно иметь педагогу?

  6. Из
    текстов художественной, публицистической,
    мемуарной ли­тературы подберите
    отрывки, иллюстрирующие или доказывающие
    необходимость педагогу иметь те или
    иные блоки профессиональ­но-значимых
    качеств личности.

  7. Какие
    профессионально-значимые качества
    личности педаго­гов отражены в их
    «портретах» в главе 1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как грамотно составить текст коммерческого предложения
  • Как найти олега мельника
  • Как найти площадь подошвы ботинка физика
  • Как найти в тексте все имена существительные
  • Как найти работу газа при постоянной температуре

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии