Прежде всего
Как подать заявку на поддержку проекта
Как правильно заполнить заявку
Рекомендации по формированию бюджета проекта
Как отправить заполненную заявку
Какие документы приложить к заявке
Статусы заявки и обратная связь
Содержание статьи
Структура
раздела
Предыдущая статья
Следующая статья
Фонд может учреждать специальные (внеплановые) конкурсы. Методические рекомендации для таких конкурсов могут содержать отличия или уточнения по сравнению с приведенной в этой статье информацией.
Внимательно изучайте методические рекомендации к каждому конкурсу. Актуальный документ с методическими рекомендациями для текущего конкурса прикреплен в конце этой статьи.
Поле «1. Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»
Почему важно подать заявку по своему грантовому направлению? Вашу заявку будут оценивать эксперты с опытом именно в этом грантовом направлении. Для объективной и корректной экспертной оценки вашего проекта важно, чтобы заявка попала именно к тем экспертам, которые компетентны в этой области.
Если вы подаете заявку на основе долгосрочного проекта, приготовьтесь четко обосновать выбранные сроки.
Убедите экспертов, что проект необходимо реализовать в более длительный промежуток времени, и объясните, почему целей проекта невозможно достичь в стандартный срок.
Фонд ожидает от долгосрочных проектов заметных системных изменений в определенной социальной сфере и в жизни целевой группы. Если вы не уверены, что проект сможет создать изменения такого масштаба, возможно, стоит сократить сроки реализации проекта и создать более локальные изменения за более короткий период.
Если вы подаете на конкурс долгосрочный проект:
- Убедитесь, что проект попадает в одно из двух грантовых направлений: «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» или «Развитие институтов гражданского общества».
- Во время разработки проекта закладывайте ровно столько времени, сколько вам действительно необходимо для достижения проектных целей. Искусственно растягивать или сжимать проект по времени не нужно.
- Убедитесь, что подаете на конкурс продуманный проект, а не общее описание текущей деятельности организации.
Поле «1.1 Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»
Тематика — это уточнение сферы деятельности по проекту в рамках грантового направления. Важно выбрать наиболее подходящую тематику, чтобы ваша заявка оказалась у экспертов с опытом в конкретной сфере и они бы смогли оценить ваш проект по достоинству.
Поле «2. Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант»
Проверьте, насколько грамотно оформлено название вашего проекта.
- Название не начинается с кавычек, начинается с заглавной буквы, без точки в конце.
- Из названия проекта понятна его суть.
- В название не входит описание проекта. Название должно быть емкое и краткое: длинные формулировки трудно воспринимать. Максимальная длина названия — 500 символов вместе с пробелами, при этом фонд рекомендует делать названия проектов как можно более короткими.
- В названии нет грамматических ошибок и опечаток. После регистрации заявки название проекта будет невозможно изменить, оно автоматически появится на сайте фонда и, вполне возможно, в социальных сетях и СМИ.
Поле «3. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта)»
В этом поле ответьте на вопрос: что будет происходить?
- Коротко опишите целевую группу проекта и укажите территорию реализации. Постарайтесь уместить это описание в одно-два предложения.
- Обозначьте проблему целевой группы, на решение которой направлен проект. Напишите одно-два предложения.
- Опишите, какие конкретные шаги вы сделаете для решения проблемы: перечислите мероприятия проекта в виде списка, по пунктам. Так читающим экспертам сразу будет понятно, из чего состоит ваш проект.
- Укажите, к каким результатам эти мероприятия приведут: опишите конкретные положительные изменения, которые произойдут с целевой группой в результате реализации проекта. Напишите одно-два предложения.
Пишите своими словами. Избегайте сложных, тяжелых формулировок; представьте, что рассказываете о проекте коллеге или другу. Помните, что в этом поле вам нужно указать только краткое описание проекта, его суть, детали описывать не нужно.
Проверьте текст на грамматические и орфографические ошибки. Краткое описание проекта будет публичным: оно появится на сайте фонда, и, вполне возможно, в социальных сетях и в СМИ.
Не переживайте, если вам не хватит символов: развернутое описание проекта можно будет загрузить в виде файла в формате .pdf в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».
Поле «3.1. Полное описание проекта, презентация проекта»
Если хотите, загрузите в это поле дополнительную, новую информацию о проекте, которая не поместилась в поле «Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта». Прикрепите презентацию проекта в формате PDF.
Это необязательно, но поможет экспертам лучше понять проект, особенно если он претендует на уникальность и содержит новые решения или методики. Фонд рекомендует включить презентацию в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей.
Не стоит дублировать в презентации все то, что вы уже указали в заявке. Презентация помогает представить основную идею проекта визуально, дать экспертам новую информацию о проекте и подчеркнуть наиболее значимые моменты.
Если при подготовке заявки проект находится на этапе реализации, загрузите в это поле уже разработанные документы и материалы.
Поле «3.2. Видео о проекте»
Если вы хотите дать экспертам более широкое представление о проекте, добавьте в это поле не более трех ссылок на видеоролики об актуальности проекта.
Это может быть видеообращение руководителя или команды проекта, история о территории или о целевой группе, которая бы наглядно демонстрировала наличие проблемы. Это может также быть видеовизитка, реклама, анонс, учебный фильм, информационный сюжет. Ролик должен быть размещен в открытом доступе.
Фонд рекомендует включить видеоролик в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей.
Поле «3.3. Теги (ключевые слова, характеризующие деятельность по проекту»
Из вариантов, предложенных в этом разделе, выберите одну или несколько фраз, которые имеют отношение к вашему проекту. При отсутствии подходящих вариантов выберите «Другое».
Заполнять это поле не обязательно, но эта дополнительная информация поможет фонду и экспертам в работе с вашей заявкой.
Поле «4. География проекта»
В этом поле укажите территорию реализации проекта.
География должна быть реалистичной. Перечислите только те населенные пункты и территории, где непосредственно будете проводить мероприятия проекта, и при необходимости те территории, где находятся представители целевых групп, с которыми вы планируете взаимодействовать в рамках мероприятий проекта.
Это могут быть только один или несколько конкретных муниципалитетов, один или несколько отдельных регионов, один или несколько федеральных округов либо сразу вся страна.
- Обозначьте географию проекта максимально конкретно. Например, если мероприятия календарного плана запланированы в двух поселках Ленинградской области, указывайте не всю область, а именно эти поселки.
- Подтвердите, что выявленная проблема целевой группы существует и актуальна на каждой из выбранных территорий. Например, если вы планируете реализацию проекта в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, то в разделе «Описание проблемы целевой группы, обоснование актуальности и социальной значимости проекта» должна быть информация, подтверждающая тот факт, что целевая группа вашего проекта сталкивается с выявленной проблемой в каждом из этих городов: результаты исследований, официальная статистика.
- Убедитесь, что выбранная территория совпадает с уставом организации. Если вы планируете взаимодействовать с регионами или муниципальными образованиями, которые выходят за рамки территории деятельности организации по уставу, приложите к заявке письма поддержки, которые бы подтвердили ваши договоренности.
- Отразите географию проекта в календарном плане. Например, если заявленный охват проекта — вся Россия, это предполагает, что мероприятия проекта пройдут во всех регионах страны. Если при этом хотя бы один из 85 регионов не отражен в вашем календарном плане, то в поле «4. География проекта» вместо всей России укажите исключительно те территории, на которых будете проводить мероприятия. Размещение аудио- и видеоматериалов на ТВ и в Интернете не считается мероприятием, которое вы проводите на территории всей страны.
- Отразите географию проекта в бюджете проекта. Например, если вы запланировали мероприятия в других регионах и городах, убедитесь, что расходы на них также отражены в бюджете.
- Укажите непосредственное место проведения мероприятий, а не общий охват по аудитории. Например, если мероприятия проходят в Казани, но туда приедут участники со всей страны, в первую очередь укажите Казань, а дальше уточните, что в мероприятиях примут участие люди из конкретных регионов.
Поле «5. Дата начала реализации проекта»
Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих полях раздела.
Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане не должны выходить за рамки проекта.
Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом обязательно должен быть более 18 месяцев.
Поле «6. Дата окончания реализации проекта»
Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих полях раздела.
Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане не должны выходить за рамки проекта.
Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом обязательно должен быть более 18 месяцев.
Поле «7. Целевые группы проекта»
Укажите одну или несколько целевых групп проекта — людей, на работу с которыми направлен проект.
Формулируйте каждую целевую группу максимально конкретно. Например, если вы собираетесь работать с детьми из малообеспеченных семей, будет недостаточно обозначить целевую группу общей категорией «Дети»: в нее входит слишком много разных детей и проблемы у детей из обеспеченных семей и малообеспеченных семей будут разными.
Как правило, основная целевая группа в проекте одна. Она может включать в себя людей разных полов, возрастов и социальных категорий, но их всех должна объединять одна общая проблема. Для описания целевой группы проекта используйте собственную формулировку. Опишите с помощью нее то общее, что объединяет разные категории людей.
Указывайте только те группы, с которыми действительно будете работать. Во время оценки заявок эксперты проверяют, для всех ли целевых групп обоснованы проблемы, обозначены цели, запланированы мероприятия в календарном плане и указаны ожидаемые результаты от реализации проекта. Прописывайте эти блоки для каждой целевой группы, чтобы спроектировать более целостный проект и написать по нему более сильную заявку.
Типичные ошибки в выборе целевых групп:
Указаны несколько целевых групп, не объединенных одной проблемой.
Например, вы решили на всякий случай указать всех, чтобы эксперты увидели, как важен ваш проект, что он полезен и детям, и матерям-одиночкам, и пенсионерам.
Целевая группа размыта или слишком широка.
Например, вы указали людей с ОВЗ в качестве целевой группы. При этом люди с ОВЗ бывают разные: инвалиды по слуху, по зрению, маломобильные — и подход к ним тоже потребуется разный.
Указаны несколько целевых групп, при этом в рамках проекта вы будете работать только с одной. Остальные целевые группы станут благополучателями проекта — теми, на кого он тоже окажет влияние.
Например, от того, что дети научатся играть в дворовые игры, выиграют и родители. При этом весь проект мы в первую очередь посвящаем решению проблем детей. Родители, во-первых, станут благополучателями проекта, во-вторых, внесут собственный вклад в достижение цели проекта, когда прослушают образовательные семинары и станут поддерживать и поощрять дворовые активности детей.
Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.
Поле «8. Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта»
Чтобы правильно заполнить это поле, постарайтесь точно и емко ответить на следующие вопросы.
1. Каких людей касается проблема?
Вначале коротко опишите целевую группу проекта: ее состав и количество ее представителей на конкретной территории реализации проекта.
В этом поле напишите о целевых группах кратко: раскрыть описание каждой целевой группы вы сможете в поле «7. Целевые группы проекта».
2. В чем заключается проблема?
Социальная проблема — это всегда отсутствие или недостаток чего-либо, неудовлетворительное состояние жизни целевой группы. Чтобы сформулировать проблему, опишите, что сейчас не устраивает конкретную целевую группу и каковы причины существования этой проблемы.
Если в рамках проекта вы работаете с несколькими целевыми группами, то в заявке либо покажите, что у этих групп есть общая проблема, либо укажите для каждой целевой группы отдельную проблему.
Сформулируйте проблему максимально четко и конкретно. Например, недостаточно написать «проект решает проблему образования»: из такой формулировки непонятно, что именно не так у целевой группы. Более конкретная и понятная формулировка: «Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в том, что у старшеклассников в городе Сарапуле нет возможности получать дополнительное техническое образование».
3. Актуальна ли проблема для выбранной целевой группы на выбранной территории реализации проекта?
Убедитесь, что проблема волнует не только вас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.
Приведите результаты собственных исследований целевой группы (наблюдения, опросы, интервью), а также результаты сторонних исследований со ссылками на источники.
Укажите конкретные цитаты из СМИ, выдержки из официальной статистики, сведения от органов власти, которые касаются выбранной целевой группы на выбранной территории. Обязательно сопроводите информацию ссылками на источники.
Узнайте, как представители целевой группы решают проблему самостоятельно. Предпринимают ли они собственные инициативы? Насколько охотно откликаются на инициативы других? Важно понять уровень вовлечения целевой группы в процесс решения проблемы, чтобы сделать верный вывод об ее актуальности.
4. Каковы причины существования проблемы?
Чтобы смягчить или решить социальную проблему, нужно понять причины ее существования.
Возможно, в процессе выявления причин вы обнаружите, что проблема, которую нашли, на самом деле — следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы.
Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но этого оказывается недостаточно для их полноценного развития.
Если вы поразмыслите глубже, то, возможно, придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице — лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной перспективе ее смогут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах.
Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причин, которые приводят к проблеме, вы не сможете предложить эффективного способа ее решения.
Кроме того, логика социального проектирования предполагает, что причины существования проблемы напрямую связаны с задачами проекта. Устранение каждой из причин существования проблемы — это задачи проекта. Не забудьте указать по одной задаче на каждую причину существования проблемы в поле «11. Задачи проекта».
Отсутствие денежных ресурсов, оборудования или объекта недвижимости у организации либо неэффективные, на ваш взгляд, действия органов власти могут быть не единственными причинами существования проблемы. Смотрите глубже.
5. Как именно вы хотите изменить существующую проблемную ситуацию?
Опишите, что вы собираетесь сделать в рамках реализации проекта. Укажите, какие конкретные улучшения наступят для целевой группы благодаря реализованным мероприятиям проекта. Поясните, какой должна быть ситуация в вашем понимании, ответьте на вопрос: а как должно быть?
6. Кто еще занимается решением этой проблемы на выбранной территории?
Коротко перечислите, какие организации вовлечены в решение проблемы, сколько человек они охватили и каких результатов достигли. Используйте результаты опросов и приводите численные показатели.
В случае если ваша организация уже реализовывала социальные проекты для решения заявленной проблемы, покажите ваши результаты. Опишите, какой позитивный сдвиг произошел в жизни представителей целевой группы, а чего все еще не хватает и почему нужно продолжать заниматься этой проблемой.
В случае если вы получали грант на реализацию проекта по этой теме, укажите, каких результатов в решении проблемы вы уже достигли и почему этого оказалось недостаточно и вы снова обратились за помощью.
Например, вы создали мобильную службу помощи людям, оказавшимся на улице. У вас есть выездная бригада, которая два раза в неделю ездит по местам ночевки бездомных и оказывает первую помощь на месте.
Оказалось, что этого недостаточно, и теперь вы хотите создать стационар. Приведите результаты проделанной работы и покажите свой опыт в решении проблемы. Расскажите, почему создание стационара — следующий логичный шаг.
К примеру, если появится такой стационар, вы сможете более качественно помогать целевой группе: не просто оказывать скорую медицинскую помощь, а предоставлять полноценное лечение.
7. Каковы возможные последствия развития проблемы?
Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте: что будет, если проблему не решать? Ухудшится ли состояние целевой группы или останется таким же, как сейчас? Чем это плохо? Если вы поняли, что последствия не критические, почему все-таки хотите заниматься выявленной проблемой? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, насколько серьезные изменения для целевой группы возможны в результате реализации вашего проекта и насколько высока его социальная значимость.
Типичные ошибки в постановке проблемы целевой группы
Проблема не имеет отношения к выбранной целевой группе.
Например, целевая группа обозначена как молодые учителя со стажем работы до 2,5 лет, а проблема — как недостаток квалифицированных кадров. Кажется, проблема не у молодых учителей, а у администраций школ.
Указаны несколько проблем целевой группы вместо одной либо есть общее описание проблемной ситуации, но в чем конкретно проблема, эксперту приходится догадываться самостоятельно, после того как он изучит календарный план.
Например, проблема обозначена так: в ряде случаев человек с инвалидностью замыкается в себе, теряет интерес к активной деятельности и здоровому образу жизни, с пессимизмом относится к своему будущему (проблема №1), а технические средства реабилитации, которые выдает и оплачивает государство, зачастую не используют или используют не в полном объеме (проблема №2). Человек не получает информационной поддержки для обеспечения непрерывной реабилитации (проблема №3).
Проблема поставлена очень широко, но относится к небольшому количеству представителей целевой группы.
Например, проблема обозначена так: российская экономика ухудшается, поскольку молодежь не испытывает чувства патриотизма и уезжает за границу; мы проведем встречи школьников с ветеранами и заодно решим демографическую проблему и проблему связи поколений.
А на самом деле выясняется, что проблема в другом: дети в младшей школе конкретного села не интересуются историей родного края по причине того, что никто им об этом не рассказывает.
После прочтения хочется задать вопрос: «И что?». Непонятно, что указанная проблема — это действительно проблема.
Например, появляется такая формулировка проблемы: в городе нет секции бокса для пенсионеров. Возникает вопрос: а в чем именно состоит проблема? Неужели все пенсионеры должны быть боксерами?
Проблема сформулирована нечетко, общими словами, заумными фразами, из которых непонятно, в чем конкретно состоит проблема у выбранной целевой группы.
Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.
Система заполнения заявки дает возможность добавить в это поле текст объемом 5000 символов вместе с пробелами. Если вам не хватило символов, чтобы заполнить это поле, прикрепите отдельный документ в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».
Поле «8.1 Материалы, подтверждающие наличие проблемы»
Это поле заполнять не обязательно. При необходимости загрузите в него документы, которые подтверждают наличие проблемы и иллюстрируют проведенные исследования, а также — запросы от благополучателей на проведение проекта и т.д. В этом поле вы также можете предоставить результаты сторонних исследований, подтверждающих проблему: статистические данные, переданные органами власти, результаты исследований и практический опыт работы других организаций, которые работают над решением схожих социальных проблем, что и вы.
Прикрепите в этом поле не более 5 файлов до 10 Мб каждый. Специальных требований к формату нет, возможно подгрузить файлы с расширениями .pdf, .doc, .docx, .ppt, .pptx, .xlsx.
Поле «9. Цель проекта»
В этом поле укажите цель вашего проекта: каким будет ваше решение проблемы целевой группы. Придерживайтесь следующих принципов.
Цель проекта — это решение выявленной проблемы, и точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно и конкретно вы определили проблему.
Чтобы определить цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое вы хотите изменить,— и «должно быть» — позитивное состояние, к которому вы хотите привести целевую группу с помощью реализации своего социального проекта.
Например, вы выявили такую проблему: «Старшеклассники города Сарапула хотят учиться робототехнике, чтобы поступать в вузы на технические специальности, но у них нет возможности такого обучения».
Тогда целью проекта станет: «Организовать дополнительное обучение робототехнике с уклоном на подготовку старшеклассников города Сарапула к поступлению на технические специальности в вузы».
Предпочтительно, чтобы у проекта была одна цель, направленная на решение одной проблемы конкретной целевой группы.
Бывает так, что в процессе решения одной проблемы вы помогаете разрешить другую и эффект от реализации вашего проекта охватывает разные сферы жизни. Это не означает, что в заявке нужно описывать все проблемы, которые охватит деятельность в рамках проекта, и ставить несколько целей.
Например, проблематика вашего проекта — социальная изоляция детей-сирот в одном из городских интернатов. Целью проекта будет социальная адаптация детей-сирот, и в рамках проекта вы будете возить детей на экскурсии по историческим местам.
Здесь возникает соблазн поставить вторую цель проекта: приобщение детей к культуре родного края. Этого делать не нужно, поскольку это скорее дополнительный эффект от деятельности в рамках вашего проекта и он напрямую не связан с его основной проблематикой.
Чем более узко вы определите проблематику проекта, чем точнее поставите его цель, тем логичнее будет ваш проект — а значит, тем легче вам будет его разработать.
Если у вашего проекта все же стоят несколько целей, укажите каждую в отдельном поле.
Избегайте общих фраз и будьте максимально конкретны. При постановке цели помните о том, что она должна отвечать пяти критериям.
- Достижимость. Убедитесь, что цель в принципе возможно достичь. Пускай цель вашего проекта нельзя будет назвать глобальной и вы не будете стремиться установить мир во всем мире, зато улучшите жизнь небольшой конкретной группы людей, если достигнете этой цели.
- Конкретность. Установите четкую связь между целью и проблемой, которую она решает. Например, если выявленная проблема заключается в том, что дети 7-10 лет испытывают сложности в общении со сверстниками вне школы, то цель проекта — создать условия для того, чтобы дети 7-10 лет научились общаться со своими сверстниками и заводить новых друзей вне школы с помощью дворовых игр. Такая цель четко направлена на устранение заявленной проблемы, поэтому она конкретна.
- Измеримость. Установите количественные и качественные показатели успешности проекта. Продумайте, какие показатели помогут вам понять, что вы достигли цели проекта. Укажите количество представителей целевой группы и опишите, какие конкретные изменения у них произошли. Соответствующие показатели укажите в поле «10 «Ожидаемые результаты проекта».
- Реалистичность. Убедитесь, что цель возможно достичь вашими ресурсами, с учетом собственных средств и средств партнеров, а также запрашиваемой суммы гранта. Достигнете ли вы цели, если все эти ресурсы окажутся в вашем распоряжении? Представьте примерный объем работы по проекту и попробуйте оценить, есть ли у вас материальные и человеческие ресурсы, чтобы реализовать проект.
- Ограниченность во времени. Проверьте, сможете ли вы достичь этой цели за указанный срок.
Типичные ошибки при постановке цели проекта
Цель более узкая, чем проблема, или решает только одну из причин проблемы.
Например, выявленная проблема состоит в том, что люди, передвигающиеся на инвалидных колясках, не могут устроиться на работу, а цель проекта — научить этих людей шить игрушки.
Цель более широкая, чем проблема.
Например, выявленная проблема заключается в том, что у жителей района нет возможности заниматься зимними видами спорта, а цель проекта — приобщить людей к здоровому образу жизни.
Цель не соответствует проблеме.
Например, есть проблема: у школьников отсутствует возможность получить бесплатное дополнительное гуманитарное образование, а цель — повышение уровня знаний школьников по истории родного края.
Поле «10. Ожидаемые результаты проекта»
В поле «Количественные результаты» графе «Наименование показателя» необходимо определить группы людей в связке с ожидаемыми положительными изменениями для них по итогам реализации проекта, и указать их планируемое количество в графе «Значение». Например, «Учащиеся 10-11 классов школ района, определившиеся с выбором профессии», «Дети города N с ограниченными возможностями здоровья по зрению, воспользовавшиеся оцифрованными материалами по краеведению».
Важно проследить, чтобы общее количество людей, указанных в данном разделе, соответствовало суммарному количеству людей, указанных в поле «Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план».
В поле «Качественные результаты и способы их измерения» важно конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у каждой из целевых групп после реализации мероприятий проекта?», а также продумать и описать способы измерения этих изменений и проверки самого факта их достижения.
Поле «11. Задачи проекта»
В этом поле опишите задачи, которые помогут вам достигнуть цели проекта. Каждую задачу указывайте в отдельном поле — все задачи автоматически появятся в разделе заявки «Календарный план».
Задача — это составляющая цели, которая решает конкретную причину существования выявленной проблемы.
Например, есть проблема: дети 7-10 лет, которые живут в нашем поселке, хотят играть на улице с друзьями, но не имеют такой возможности, потому что утрачена традиция дворовых игр.
Ставим цель: создать условия для того, чтобы дети снова играли во дворе. Отвечаем на вопросы. Почему возник этот разрыв между проблемой и целью? Что мешает нам достичь желаемого результата? Из-за чего ситуация такая, какая она есть?
Находим причины возникновения проблемы. Решением каждой из этих причин будет конкретная задача.
Причины возникновения проблемы:
- Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть.
- Нет тех, кто может научить дворовым играм: сегодняшние старшие тоже не играли во дворе.
- Во дворах не организованы игры для детей, а сами они этого сделать не могут.
Решением каждой из этих трех причин будет конкретная задача:
- Причина: «Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть» —> Задача: «Научить детей 7-10 лет играть в различные игры во дворе».
- Причина: «Нет тех, кто может научить дворовым играм» —> Задача: «Подготовить команду волонтеров, которые могут организовать игры детей 7-10 лет во дворах».
- Причина: «Во дворах не организованы игры для детей» —> Задача: «Организовать регулярные игры во дворах с детьми 7-10 лет силами подготовленных волонтеров».
Есть большая разница между задачами и мероприятиями.
Задача — это общая формулировка того, что должно быть сделано, направление движения. Когда вы формулируете задачу, вы определяете, какие препятствия между проблемой и целью необходимо преодолеть.
Мероприятия — это конкретные шаги, действия, которые происходят в определенное время в определенном месте и имеют конкретный результат.
Задача всегда шире, чем мероприятие, потому что для решения задачи нужен комплекс мероприятий. Например, если мы проведем серию лекций для волонтеров, будет ли это означать, что задача подготовки волонтеров для игры с детьми решена? Не будет. Чтобы выполнить эту задачу, нам необходимо провести комплекс мероприятий, включая поиск и отбор волонтеров, их обучение и проверку результатов в формате экзамена, а также отработку пробного занятия с детьми на практике.
При этом важно вовремя перестать дробить действия на мелкие составляющие и отделить мероприятия от подготовительной работы. Например, «проведение обучающих занятий по дворовым играм» — это одно мероприятие, несмотря на то что и занятий несколько, и готовиться к ним нужно. Соотнесите мероприятия с проблемой и постарайтесь ответить на вопрос: связано ли конкретно это мероприятие с решением проблемы, способствует ли оно непосредственно достижению цели?
Поле «12. Партнеры проекта»
Перечислите названия организаций, имена и должности лиц, готовых оказать поддержку в реализации вашего проекта.
Подтвердите эту готовность письмами поддержки от каждого из перечисленных партнеров. Документы в формате .pdf загрузите в свободное поле для загрузки файлов.
Письма поддержки должны быть конкретными. Если речь идет о подтверждении партнерского вклада в проект, то в письме должно быть указано, что конкретно готов сделать партнер и в какие сроки.
Например, вместо того, чтобы написать «организационная помощь», укажите конкретные условия, о которых вы договорились, например: «Партнер предоставляет помещения для проведения десяти мастер-классов».
Письмами поддержки можно и нужно подтвердить:
- Актуальность проекта для выбранной территории. В письме должно быть не просто указано, что «проект актуален», а должны быть приведены конкретные показатели, цитаты, отсылка к предыдущему опыту организации и результатам ее деятельности в той сфере, в которой вы реализуете проект.
- Вклад партнеров в проект: денежный, информационный, материальный, методический, экспертный, административный.
- Опыт организации в выбранном направлении реализации проекта.
- Договоренности о взаимодействии с выбранными территориями.
Поле «13. Как будет организовано информационное сопровождение проекта»
Покажите, каким образом вы будете освещать мероприятия проекта в СМИ и в Интернете, в том числе опишите договоренности с представителями СМИ, если они у вас есть.
Не забудьте включить мероприятия по информационному сопровождению в раздел «Календарный план» в вашей заявке.
В этом поле коротко опишите:
- целевую аудиторию информационного сопровождения,
- инструменты продвижения: СМИ, социальные сети и реклама в них, реклама в общественном транспорте, листовки, специальные мероприятия,
- информационных партнеров.
Поле «14. Дальнейшее развитие проекта»
В этом поле укажите, будете ли вы продолжать деятельность в рамках проекта, после того как закончатся средства гранта.
Если да, напишите, какие для этого есть возможности, какие изменения предполагаются в проекте, как именно он будет способствовать улучшению состояния целевой группы и как будут использованы результаты проекта для дальнейшей работы по решению социальной проблемы.
Если в рамках проекта на средства гранта вы приобретаете дорогостоящее оборудование, опишите, как будете использовать его после завершения проекта.
Поле «15. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем»
Укажите, за счет каких средств вы продолжите реализацию проекта после того, как средства гранта закончатся, в случае если вы продолжите реализацию проекта.
Документы
Методические рекомендации по подготовке заявки на специальный конкурс 2022 года
Методические рекомендации по подготовке заявки на участие в специальном конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2022 г.
267 КБ
Методические рекомендации по подготовке заявок во втором конкурсе 2023 года
Методические рекомендации по подготовке заявок на участие во втором конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2023 году
382 КБ
Рекомендованные статьи
Центр поддержки > О конкурсе
Что такое конкурс президентских грантов и как он проходит
Центр поддержки > О конкурсе > Что такое конкурс президентских грантов и как он проходит
Длительность проектов-участников конкурса
Центр поддержки > Подача заявки > Как правильно заполнить заявку
Как заполнить раздел «Календарный план»
Центр поддержки > О конкурсе > Кто может участвовать в конкурсе
Тем, у кого есть действующие гранты, предоставленные фондом
Центр поддержки > Подача заявки > Рекомендации по формированию бюджета проекта
Комментарии по отдельным статьям бюджета
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 267 человек из 65 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Как подготовить проект
на грантовый конкурс?
ЕА. Имайкина – председатель
комитета по культуре, искусству
и молодежной политике
администрации Чайковского
городского поселения Пермского края -
-
3 слайд
Что такое социальный проект?
Социальный проект — это целенаправленная деятельность по преобразованию социальной действительности, результатами которой является создание социальных или культурных продуктов, услуг, приносящих пользу обществу -
-
-
6 слайд
Рождение идеи
как решить проблему
или как достичь мечты -
7 слайд
Структура проектной заявки
Титульный лист
Описание организации или соискателя
Постановка проблемы проекта
Цели, задачи
География проекта, целевые группы
Рабочий план реализации
Описание методов/механизм реализации проекта
Ожидаемые результаты
Мониторинг и оценка
Описание кадрового потенциала
Дальнейшее финансирование / развитие проекта
Социальный эффект проекта в долгосрочной перспективе
Бюджет (смета)
Комментарии к бюджету
Приложения -
8 слайд
1. Описание организации
Наименование и правовая форма организации
Дата и место регистрации
Цели, задачи, направления деятельности и планы на ближайшие два года, география деятельности
Достижения и успехи организации, проекты (названия проектов, сроки выполнения, объемы затрат и т.д.)
Ресурсы организации (материальные, финансовые, штатный и привлеченный персонал, волонтеры)
Опыт взаимодействия с другими организациями
Опыт сотрудничества с органами власти -
9 слайд
2. Постановка проблемы
важность данной социальной проблемы для региона (города, поселка, села) с точки зрения целевой группы, жителей, можно по результатам социологического опроса, исследований, публикаций, статистических данных и др.
масштабность данной проблемы, т.е. ответ на вопрос: «Какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы?»
возможность практического решения проблемы силами организации, чтобы вы смогли сосредоточится на конкретном деле, не распыляя свои силы и имеющиеся средства
описать кратко и аргументированно -
10 слайд
3. Цель проекта
Цель проекта должна отвечать на вопрос:
«Чего вы хотите достичь при решении проблемы
в рамках своего социального проекта?»Обратите внимание на то, чтобы цель проекта
соответствовала цели конкурса и направлению
деятельности организации, была направлена
на решение поставленной проблемы -
11 слайд
4. Задачи проекта конкретно описывают то, что будет выполнено и достигнуто, указывают на частные результаты, этапы на пути к достижению цели
Обычно ставится три-пять задач
с указанием
сроков, количества мероприятий, участников -
12 слайд
5. География проекта и целевые группы
-
13 слайд
6. Рабочий план реализации проекта
Цель
Задачи
Мероприятия со сроками
Ответственные за организацию и
проведение мероприятий
Необходимые ресурсы и их источники -
14 слайд
План — график реализации проекта
-
15 слайд
7. Описание методов/механизм реализации проекта
Здесь должны быть ответы на вопросы:
Какова ваша стратегия в достижении желаемых результатов?
Почему вы выбрали именно ее из всех других возможных?
Каким образом будут достигнуты намеченные цели?
Как будут выполняться поставленные задачи?
Кто будет осуществлять их реализацию?
Какие ресурсы будут использованы?
По каким критериям производится отбор участников или получателей услуг?
Имеется ли возможность выполнения проекта в намеченные сроки? -
16 слайд
8. Структура управления проектом
Организационная структура проекта
Квалификация основных исполнителей (руководителя проекта, руководителя организации, исполнителей-специалистов, бухгалтера и др.)
Функциональные обязанности исполнителей проекта и формы контроля -
17 слайд
Описание кадрового потенциала
Краткое резюме основных исполнителей проекта (5 — 6 чел.) с указанием квалификации, опыта работы в проектной деятельности
Руководитель проекта
Бухгалтер
Исполнители по направлениям деятельности -
18 слайд
9. Ожидаемые результаты
Соответствие результатов цели и задачам проекта
Измеряемость (количественные и качественные показатели)
Реалистичность результатов
Выполнимость результатов
Возможные риски -
19 слайд
10. Мониторинг и оценка проекта
Как и кем будет проводится промежуточная и обобщающая оценки?
Какова роль систем мониторинга в управлении проектом?
Какие данные для проведения оценки планируете собирать, каким образом их использовать?
Каковы критерии и механизмы (если анкетирование – примерные вопросы или образец анкеты) и т.д. -
20 слайд
11. Дальнейшее развитие и финансирование проекта,
социальный эффект
Как и за счет каких средств предполагается продолжать деятельность по окончании финансирования, полученного в рамках данного конкурса?
Что изменится в сообществе после реализации проекта? -
21 слайд
12. Бюджет (смета проекта)
Составляется параллельно с написанием самого проекта.
Учитывает привлеченные организацией — заявителем собственные средства, чаще всего
не меньше 30%
Соответствует программной части, календарному плану проекта и его задачам
Указывает источники финансирования статей
Имеет подробные комментарии к бюджету -
22 слайд
13. Приложения к проекту
Сопроводительное письмо руководителя организации о ведении отдельного учета полученных средств;
Копия Устава или положения организации; учредительный договор;
Копия свидетельства о регистрации в налоговой инспекции;
Информацию о присвоении кодов в Госкомстате;
Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей;
Информацию о банковском счете;
Копия баланса за последний отчетный период, проверенного налоговой инспекцией;
Отчет по аудиторской проверке (если проводилась);
Материалы, подтверждающие собственный вклад;
Договоры о сотрудничестве;
Биографии (резюме) основных исполнителей проекта;
Информация об участниках проекта;
Письма поддержки (если имеются);
Материалы, подтверждающие опыт организации в данной деятельности (ксерокопии газетных материалов, аудио и видео материалы, печатные издания, брошюры, буклеты).
Гарантийные письма -
Краткое описание документа:
Социальный проект — это целенаправленная деятельность по преобразованию социальной действительности, результатами которой является созданиесоциальных или культурных продуктов, услуг, приносящих пользу обществу
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 265 761 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 09.11.2021
- 363
- 2
- 09.11.2021
- 141
- 2
- 09.11.2021
- 451
- 5
- 09.11.2021
- 107
- 0
- 09.11.2021
- 155
- 0
- 09.11.2021
- 152
- 0
- 09.11.2021
- 135
- 0
- 09.11.2021
- 711
- 21
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
Представим: вы придумали интересный социальный проект, но не имеете финансовых ресурсов для его реализации. Что делать? Например, можно подать заявку на Всероссийский конкурс Росмолодёжи и в случае успеха получить финансирование — 1,5 миллиона рублей. Но если вы думаете, что для победы в конкурсе грантов Росмолодежи достаточно лишь придумать идею, то нет. Нужно грамотно прописать проект, правильно подать заявку, провести защиту.
Как это сделать, рассказал Максим Косенко, Генеральный директор Краевого государственного автономного учреждения «Краевой дом молодёжи».
Технология SMART
Для проработки проекта можно использовать множество разных методик, а одна из самых эффективных и удобных — SMART. Цели проекта должны быть:
- Specific (конкретные). Ставьте предельно понятн
ые цели, результат которых вы можете представить, сформулировать.
Почему всё это важно? Социальный проект — это всегда о решении конкретной общественной проблемы, достижении максимально возможного результата при определённых ресурсных затратах.
Лайфхаки для подачи грантовой заявки Росмолодёжи
- Соберите команду, которая будет сопровождать проект вместе с вами с этапа его проработки до момента его завершения. Важно отнестись к подбору людей серьёзно. Не забывайте, что команда должна состоять из определённого количества человек.
- Оформите все документы в формате Word. На всякий случай создайте резервные копии, поскольку иногда происходят непредвиденные ситуации.
- Обязательно убедитесь, что заполнены абсолютно все разделы. Если это не сделано — исправьте. В противном случае вас не допустят к экспертной оценке.
- Старайтесь избегать критики существующих проектов. Это некорректно. Ваша цель – привнести что-то новое.
- Акцентируйте внимание на том, что вы изучили рынок, понимаете в вопросах ценообразования, сможете избежать неразумного расходования бюджета.
- Детализируйте расходы. Так экспертам будет проще оценить целесообразность определённых шагов, мероприятий. При этом старайтесь чётко аргументировать результат.
- Создайте видеовизитку. Отразите в ней цель и содержание проекта.
- Убедитесь, чтобы в заявке и смете не было ошибок и неточностей.
Немного о молодёжных инфраструктурных проектах: они кажутся сложными. Например, строительство спортивной площадки — дорогостоящий проект. Поэтому заявителю для начала важно самому понять, как это сделать и, главное, для кого. К слову, в инфраструктурных проектах стоит начать со сбора документов и разрешений, поскольку у любого земельного участка есть владелец. Если же вы пытаетесь получить грант на дорогое оборудование, то учитывайте: государство предоставит его не только для запуска инициативы, но и дальнейшей реализации. В этом случае нужно убедить экспертов, что оборудование действительно будет способствовать развитию проекта.
ТОС «Высота» Советского района – одна из успешных некоммерческих организаций Волгограда. На ее счету более десятка проектов, поддержанных грантами. Тосовцы оборудуют спортивные площадки, расчищают родники, организуют досуг для пенсионеров – возят по природным паркам, на аквааэробику, учат различать и заготавливать лекарственные травы. Поддержана рублем и необычная инициатива по научному обследованию местных дубов – некоторые из них в итоге признали памятниками природы. Автор и руководитель большинства проектов – зампредседателя ТОСа Ирина Кондрашина. Работая над заявками, она настолько поднаторела в этом деле, что сейчас выступает уже не только соискателем поддержки, но и экспертом в оценке конкурсных заявок. В этом интервью она рассказала, где искать информацию о конкурсах, как составить выигрышную заявку и с какими трудностями можно столкнуться в процессе воплощения задумки в жизнь.
Продолжительный эффект
Ирина Борисовна, подскажите, где искать информацию о конкурсах на предоставление грантов? Чаще других фигурирует Фонд президентских грантов, есть ли какие-то альтернативные источники получения средств на реализацию народных инициатив?
– Источников очень много. Из тех, что на слуху, действительно, Фонд президентских грантов (они принимают заявки дважды в год, там очень много направлений, каждый может найти подходящее), фонд Потанина, фонд Тимченко, фонд культурных инициатив. Есть ежегодные конкурсы грантовых проектов от компаний «Лукойл», «Русал», конкурс «Православная инициатива». Видите, какое разнообразие, и это я называю только самые крупные фонды, которые работают, как швейцарские часы.
Есть также множество конкурсов меньшего масштаба, которые проводят какие-нибудь региональные фонды, например, конкурс «Серебряный возраст», который ежегодно проводит фонд в Самаре.
Информация об этих конкурсах общедоступна – можно в любой момент посмотреть, подготовиться и подать документы. В интернете можно найти специализированные ресурсы, где собрана вся информация о грантах. Например, «Капитан Грантов» (www.cptgrants.org). Аналогичные каналы есть в соцсетях. Просто смотришь и выбираешь, что тебе подходит.
Ну а тем, кто уже давно в теме социального проектирования, в том числе нам, приходят рассылки от всех грантооператоров, с которыми мы когда-либо имели дело, независимо от того, выиграла наша заявка или нет. Нам приходят уведомления, мы только успеваем подавать заявки, а какие-то пропускаем, потому что сейчас нет проекта на эту тему или, наоборот, загружены проектами настолько, что ввязываться в новый не станем.
У вашего ТОСа за плечами несколько побед в грантовых конкурсах. Расскажите о том, какой должна быть образцовая заявка. Из чего вообще обычно состоит проект?
– Заявка всегда должна соответствовать требованиям грантооператора. И они у всех разные. Иногда требуются заявки объемом всего в одну страницу. Оператору бывает достаточно видеть четко сформулированную цель, задачи и планируемый социальный эффект от реализации проекта. Без этого никак не обойтись: нужно показать проблему, обосновать важность ее решения и пояснить, что изменится для целевой группы.
В принципе любую инициативу можно уместить на странице, но чаще этого недостаточно, потому что обеим сторонам выгодно иметь подробно проработанную заявку. Грантодателю важно понимать, что есть команда и она заранее все продумала: где что брать, кому поручить те или иные работы и что должно получиться в итоге. А команде важно, чтобы все это не только на бумаге было красиво, но и воплощено в жизнь. И вот как раз на стадии разработки проекта приходит озарение. Особенно когда доходит дело до раздела с бюджетом. Есть очевидные вещи, а есть не очевидные. И когда они потом выскакивают, то организация должна будет покрывать дополнительные расходы за свой счет. Поэтому и нужно тщательно прорабатывать заявку.
Собственно, я вам и назвала основные разделы: цель и задачи проекта, обоснование социальной значимости, бюджет, календарный план. И еще один из самых сложных пунктов – уникальность.
О какой уникальности можно говорить, если проблемы, которые приходится решать, которые волнуют большинство людей, очень похожи…
– Да, но решить одну и ту же проблему можно разными способами. Например, если есть яма, можно просто пойти и засыпать ее. А можно создать волонтерский отряд, участники которого решат сначала одну проблему, потом другую, третью. И дело будет жить. Вот это очень важно – достигать поставленных целей неординарным способом и создавать перспективу. Чтобы некое социальное изменение, начавшись, продолжилось и после завершения проекта.
Нужно ли учиться социальному проектированию и где можно получить такие знания?
– Да, учиться стоит, сейчас для этого много возможностей. Пожалуй, самый большой и качественный – это курс Фонда президентских грантов. Он бесплатный, записан в видеоформате – уроки можно смотреть в удобное время, при необходимости возвращаться к ним. Очень хороший курс «Социальное проектирование для НКО», размещен на платформе stepik.org. Там тоже все разложено по пунктам, есть возможность задавать вопросы, смотреть для примера проекты, которые пишут коллеги.
Также в любом регионе, как правило, есть ресурсные центры для некоммерческих организаций: к ним можно обратиться за консультацией. То есть ты приходишь к ним с черновиком проекта, а тебе помогают его проработать поглубже.
Камыш стал преградой
Расскажите, с какими трудностями вам приходилось сталкиваться в реализации проектов на практике? Какие проекты были самыми сложными?
– Ни один проект легким не назовешь. Каждый из них – драгоценный урок. Если инициатор или команда учатся социальному проектированию, то многие проблемы решаются уже на стадии планирования. Можно подробно расписать, как действовать в той или иной ситуации: если не сработал план А, значит, работаем по плану Б. Но все предусмотреть невозможно. Самые сложные проекты – это те, которые приходится продлевать. Например, 2 проекта по строительству спортивных площадок на территории ТОСа. Когда писали, думали: «Ха! За 3 месяца легко управимся, тут лишь начать да закончить!» Но мы не учли такой фактор, как погода. Дул ужасный ветер, невозможно было посеять газон, и завершение проекта пришлось перенести на следующий сезон.
При планировании другой площадки мы не учли, что там растет камыш. И сделать на участке ничего нельзя, пока его не выведешь. Для этого его нужно протравить гербицидами, подождать, пока они подействуют, убрать и только после этого приступать к строительству.
Или планируешь конкурс среди школьников, не подумав о том, что сроки проведения выпадают на каникулы… Тогда приходится сдвигать временные рамки.
Как правило, все операторы спокойно реагируют на это. Пишешь письмо с обоснованием, почему нужно продлить проект, согласовываешь новые сроки и выполняешь.
Сами жители сделают лучше
В какой сфере проще всего добиться поддержки государства – благоустройство, решение социальных вопросов?
– Вообще, направлений очень много. ТОСы, как правило, занимаются благоустройством и решением каких-то социальных проблем. Хотя проект благоустройства сам по себе является социальным. Ведь если речь идет, например, об устройстве пешеходной дорожки, то ты ведь не только для себя это делаешь. Эта дорожка служит и мамам с колясками, и пожилым людям, которые передвигаются с трудом.
Чаще всего территориальные органы самоуправления делают спортивные и детские площадки, у кого есть мемориалы – поддерживают в порядке памятники, братские могилы: монтируют новые таблички с именами, делают цветники, высаживают деревья.
Мы занимаемся не только этим. У нас хорошо поставлена работа со старшим поколением. Наших пенсионеров, одиноко проживающих людей мы несколько раз возили в природные парки, учили их травничеству: как различать, собирать, заготавливать лекарственные растения – чабрец, душицу, пустырник. Все это очень востребовано – проект закончился, а люди до сих пор пользуются этими знаниями. Также мы организовывали для них занятия аквааэробикой под руководством опытного тренера. Благодаря этим проектам люди познакомились и стали добрыми друзьями.
Почему имеет смысл вкладывать бюджетные деньги в реализацию каких-то местных инициатив силами активистов, вместо того чтобы включать эти проекты в плановую работу власти?
– Можно делать и так, и многое именно так и делается. Но это выглядит как инициатива сверху: кто-то за тебя решил и сделал так, как посчитал нужным. Если отдать инициативу людям, которые живут на конкретной территории, они сделают это лучше и постараются сберечь. К тому же власть не всегда знает, что нужно на местах. Обычные граждане – глаза и уши администрации, они пишут о своих проблемах. Но теперь даже в официальных ответах им нередко указывают: в бюджете не запланировано того то и того то, но вы можете подать проект от некоммерческой организации или инициативной группы и получить финансирование. То есть у людей есть возможность самостоятельно решать насущные проблемы, привлекать подрядчиков, которых они хотят, а не тех, которых выберет администрация, выбрать форму, материал, цвет. Те же детские городки – огромный выбор. Ставь, что тебе нравится. Сделал сам, молодец. А если не воспользовался такой возможностью, то и на администрацию не нужно пенять.
Волонтерский труд – тоже инвестиция
Всегда ли одним из условий предоставления гранта является софинансирование? Для чего это делается? И где искать деньги тем, кто горит какой-то идеей, но сам вложиться не может?
– Есть такие операторы, которые позволяют запросить все необходимое, не вкладывая собственные средства. Я имею в виду деньги или оборудование. Но вообще, как правило, те, кто думает, что у них нет софинансирования, ошибаются. Софинансирование есть всегда – хотя бы волонтерский труд, ваша работа, время. Наверняка будет и какое-то оборудование, инвентарь – компьютер, на котором вы набираете текст, принтер, на котором распечатываете какие-то бумаги; лопата и грабли, которые берете со двора. Все это можно оценить, прописать в проекте, тогда ваше участие не будет нулевым.
В последнее время некоторые фонды проводили антикризисные конкурсы, они даже назывались примерно «Очень нужно», «Жизнь продолжается» и «Поддержка будет». Тут и речи не шло о том, чтобы самому что-то вкладывать. Нужно было поддержать НКО, чтобы они остались на плаву.
Чаще же всего в критериях оценки грантовых заявок стоят очень четкие границы: если проект предусматривает софинансирование, например, больше 20 % от общей суммы запрашиваемого гранта, то он получает дополнительный балл, соответственно больше шансов на победу.
Обязательно отчитываться о том, что сделано на грантовые деньги? Каким образом?
– Как правило, уже на этапе подачи ты уже знаешь, какой от тебя потребуют отчет – его форма есть в Приложении о конкурсе. Туда обязательно нужно заглянуть. Обычно отчетность состоит из двух частей. Первая – это аналитический отчет, где ты пишешь о том, что было сделано по факту, какие прошли мероприятия, каковы результаты. Это очень интересный документ для всех. Бывает, некоторые показатели недотягивают: рассчитывали привлечь 30 человек, а пришли 20. Это нормально. А бывает наоборот. Например, мы планировали, что в конкурсе примут участие 60 человек, а по факту оказалось 200.
Вторая часть отчета – собственно финансовая. Там как раз за каждую копейку нужно отчитаться, приложив платежные поручения, кому за что переводились деньги, договоры с подрядчиками и пр. При работе с фондом президентских грантов не нужно никаких бумаг, конвертов, почтовых отправлений. Все документы направляются в электронном виде – удобно и быстро. Там их проверяет финансовый консультант. Если чего-то не хватает, он напишет с просьбой дополнить.
Хочу сказать, что составить отчет довольно легко, если ты делал все по плану и каждый этап обеспечил документами.
Бывает, особенно сейчас, что в бюджет уложиться трудно. Если проект написан до кризиса, то цены, заложенные в нем на оборудование и материалы, скорее всего, не соответствуют действительным. Тогда ты сокращаешь расходы, ужимаешь проект, переносишь с одной статьи в другую – все это допускается по согласованию с грантодателем.
Если какую-то сумму ты не израсходовал, то ее придется вернуть. Также не получится включить в проект нецелевые расходы. Иногда приобретают что то, что изначально не было предусмотрено сметой, прикладывают документы и думают, что примут. Нет, это сразу видно и окажется, что вы просто купили это за собственные деньги.
Можно ли предусмотреть в заявке какое-то вознаграждение руководителю, исполнителю проекта?
– Да, конечно, это даже приветствуется. Ведь если разработан большой проект и нет человека, который полностью в него вовлечен, получает за это зарплату, тогда кто же будет ответственен за его исполнение? Поэтому если есть руководитель и предусмотрено вознаграждение – это абсолютно нормально. Он может быть как в штате организации, так и привлечен по гражданско-правовому договору на время проекта. Именно он руководит всеми организационными процессами: ведет переговоры с подрядчиками, смотрит, чтобы все было сделано вовремя, он же готовит отчеты.
Подрядчикам тоже можно закладывать вознаграждение. Например, на территории нашего ТОСа живут люди разных профессий: учителя, юристы, строители, бухгалтеры, архитекторы… Их можно привлекать. Мы так и делаем. Например, бухгалтер – женщина пожилого возраста, которая живет здесь. Она полностью ведет всю бухгалтерскую отчетность по проектам.
Четыре головы – лучше
Ваши пожелания, советы тем, кто вынашивает какой-то социально значимый проект, но никак не отважится поучаствовать в конкурсе?
– Первый совет – это не бояться мечтать, причем мечтать по-крупному. Нужно постараться увидеть картинку – как все будет выглядеть по итогам реализации проекта. Когда вы эту картинку увидите, останется написать на бумаге, как прийти к этому результату. Напишите о проблеме и как ее решить – и все подтянется. Еще один совет – не делайте это в одиночку: одна голова хорошо, две-три – еще лучше, 4 – великолепно! Если кто-то что-то написал, изобрел, обязательно нужно показать это человеку со стороны, который о вашем проекте еще не знает. И он обязательно обратит внимание на места, где ему что-то было непонятно, а значит, их нужно переформулировать, улучшить. Кроме того, он подскажет какие-то новые идеи. В итоге ваш проект только выиграет! Привлекайте как можно больше людей: то, что одному казалось сложным, станет простым.
И еще небольшая рекомендация. Поскольку я давно занимаюсь социальным проектированием, сейчас меня привлекают как эксперта для оценки проектов некоторые фонды других регионов. Это дало возможность посмотреть на все с другой стороны. Часто приходится сталкиваться с некоторой небрежностью. Например, нужно приложить письмо поддержки – таким образом грантодатель просит подтвердить, что у вас есть некий партнер. На этом этапе люди прикладывают какие-то мутные фотографии, на которых ничего не прочитать. Так и хочется спросить: как же так? У тебя был такой шанс! Нужно было всего лишь отсканировать документ, где написано, что я, такой то, готов поддержать проект. А вместо этого непонятная бумажка. Или какие-то невнятно прописанные моменты в заявках. Поэтому смотрите на свои заявки с точки зрения эксперта, тогда будет понятно, как их можно улучшить.
Юлия Казанджан. Фото предоставлены Ириной Кондрашиной.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
От редакции: После юбилейных торжеств тысячелетия крещения Руси, состоявшихся в 1988 году, перед российским старообрядчеством открылись грандиозные возможности. Прекратилось давление государственных и партийных структур. Была отменена цензура. С конца 1980-х государство на долгие годы самоустранилось от какого-либо контроля за богослужебной, издательской и просветительской деятельностью. Казалось бы, наступил новый золотой период, когда старообрядчество могло бы развивать церковные институты, открывать новые приходы и главное спокойно и во всеуслышание проповедовать истину старой веры.
Однако оказалось, что за годы советской власти многое было утрачено. В частности, были уничтожены классы, составляющие экономическую основу старообрядчества. Купцы-меценаты были истреблены или изгнаны сразу после Октябрьской революции. В начале 90-х годов практически не оказалось людей, готовых оказывать финансовую и организационную помощь в церковном строительстве и просветительской деятельности. К счастью, в последние полтора десятилетия ситуация стала меняться. Появились благотворители, государство стало оказывать более активную помощь старообрядческим согласиям. Так, в Москве в 2007–2014 годах благодаря содействию городских властей реконструирована значительная часть Рогожского историко-архитектурного ансамбля.
Одним из новых инструментов по поддержке просветительских инициатив стала система федеральных грантов. За счет этих субсидий появилась возможность решать ряд задач, связанных с просветительской деятельностью. Среди них — издательская деятельность, проведение ярмарок и концертов духовной музыки, создание интернет ресурсов, музеев и многое другое. В последние годы государством выделены десятки и сотни миллионов рублей на подобные цели. Открывшиеся возможности позволили представителям старообрядческих согласий реализовать немало важных проектов.
Однако успехи в этой области нельзя назвать однозначными. За несколько лет накопилась статистика негативного опыта. Подчас невнятные цели грантовых проектов, слабая проработка механизма реализации поставленных задач, невысокая квалификация исполнителей, отсутствие взаимодействия со средствами массовой информации приводят к тому, что «коэффициент полезного действия» грантовых субсидий остается на низком уровне. У сторонних наблюдателей порой создается впечатление, что целью гранта является не столько воспитание и просвещение общества, сколько желание поправить материальное положение участников проекта.
О наиболее частых ошибках при оформлении грантовых заявок и каким образом их можно избежать, нам сегодня рассказывает Елена Васильевна Воронова — член старообрядческой общины г. Кирова, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Победитель грантов Президента РФ, РГНФ, Министерства образования и науки РФ. Федеральный эксперт Всероссийского конкурса молодёжных проектов (Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодёжи).
С 1 ноября 2018 г. под руководством Елены Васильевны реализуются два гранта: «Сохранение, популяризация и исследование старообрядческой книжной культуры» и «Просветительская мобильная выставка древнерусского иконописного наследия к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума “Духовный свет русского православия”».
***
Для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ, государство оказывает всестороннюю поддержку социальным проектам в виде грантов. Основной грантодатель в России для НКО — это Фонд президентских грантов (президентские гранты.рф).
Социальный проект — это комплекс мероприятий, направленный в своём результате на решение социальной проблемы. Социальный проект сглаживает или нейтрализует общественные проблемы и способствует гармоничному развитию гражданского общества.
Какова структура социального проекта?
Как правило, обязательными элементами проекта являются:
- Название проекта.
- Аннотация проекта, то есть краткое описание проекта, включающее «1) описание основной идеи и конкретных действий по реализации проекта (без обоснования актуальности и социальной значимости); 2) указание целевой аудитории; 3) наиболее значимые ожидаемые результаты; 4) для долгосрочных проектов — обоснование выбора срока реализации (почему реализация проекта невозможна или нецелесообразна в более короткие сроки)» (по рекомендациям Фонда грантов Президента РФ).
- География проекта.
- Срок реализации проекта.
- Обоснование социальной значимости проекта.
- Целевые группы проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Ожидаемые количественные и качественные результаты проекта.
- Бюджет проекта
- Дорожная карта проекта (календарный план).
- Команда проекта.
- Информация об организации, от которой подаётся заявка на грант.
Что такое проблема и как её сформулировать?
Проект лучше начинать не с поиска идеи (например, у меня возникла идея создать курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ), а с поиска конкретной проблемы в социуме.
Социальная проблема — социальная ситуация, которая идентифицируется обществом как трудная и нежелательная. Проблему нужно решать. Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом подробнее в следующих разделах инструкции).
Проблема — негативное явление. Поэтому формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует», «недостаточно», «низкий уровень» и пр.
Некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой популяризации русского языка», так как распространение и продвижение родного языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве; уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.
Проблема должна быть актуальной, ненадуманной, подлинной. Соответственно, её нужно обосновать, то есть доказать. Неверно для обоснования значимости пользоваться общими размытыми фразами, такими, например, как: «Социально-общественная и научно-педагогическая значимость проекта связана с всё увеличивающейся в условиях международных политических, социально-экономических и культурных трансформаций потребностью в сохранении, укреплении и распространении русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентификации, культурного и научно-образовательного единства многонациональной России, межгосударственного диалога и цивилизационного сотрудничества». Вместо неконкретных формулировок нужен набор аргументов. Ими могут стать:
1. Опрос (анкетирование, интервьюирование) целевой аудитории. Мнение благополучателей поможет подтвердить наличие проблемы, а также, вероятно, подскажет способы преодоления противоречий.
2. Анализ нормативно-правовых документов. В целевых программах можно найти формулировки проблем, алгоритмы их решения. Например, для обоснования актуальности проекта «Создание цифровой образовательной эдьютейнтмент-среды по русскому языку» может помочь штудирование Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы.
3. Статистические данные. Например, таких ресурсов, как:
- Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru/). На сайте содержится официальная статистическая информация обо всех сторонах жизни российского общества, информационно-аналитические материалы, характеризующие различные аспекты экономики и социальной жизни страны.
- Статистика.RU. Справочный и аналитический веб-ресурс Госкомстата. Содержит таблицы с данными и текстовые публикации, новости статистики по вопросам социальной, экономической жизни, экологическим проблемам, криминологии и т. д.
- Мультистат. Многофункциональный статистический портал (www.multistat.ru/). Веб-ресурс Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Госкомстата.
- Статистика российского образования (http://stat.edu.ru/). Сайт содержит информацию об уровнях образования, результатах ЕГЭ, региональные данные, международные сопоставления, статистические материалы для СМИ.
4. Научные исследования. Например, изыскания учёных по социологии, истории, культурологии и других направлений гуманитаристики.
5. Поиск в средствах массовой коммуникации интервью отраслевых экспертов, лидеров общественного мнения и пр.
6. Высказывания государственных служащих, представителей власти. Однако прямого цитирования лучше избегать.
7. Изучение опыта решения проблем других регионов и стран.
И другие факты-доводы, подтверждающие важность и злободневность обозначенной проблемы, острую необходимость её решения.
Как поставить цель и обозначить задачи?
После того, как проблема сформулирована и обоснована, нужно обозначить цель и задачи проектной деятельности. Цель — это конкретный ожидаемый результат, на достижение которого направлен проект, то есть цель — наивысшая точка желаемого, решение проблемы.
При формулировке цели нужно обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, цель всегда одна. Эффективнее, легче и реалистичнее работать над достижением единого результата, нежели пытаться сосредотачиваться на нескольких предметах устремления. Одна цель помогает выстроить понятную и посильную логистику. Образно выражаясь, можно сказать, что, на двух стульях усидеть сложно и в погоне за двумя зайцами не каждый может поймать хотя бы одного.
Во-вторых, цель — это всегда законченное действие, а не процесс. Цель ограничена во времени. Соответственно, некорректно будет сказать, что «целью проекта является воспитание патриотизма у молодёжи», так как воспитание — это процесс, который может растянуться на долгие годы. Вместо этого стоит назвать конкретное действие (мероприятие, событие), которое направлено на патриотическое воспитание: например, «цель — проведение акции «Свеча памяти»».
Хорошим подспорьем при формулировании цели может стать постановка цели по SMART. Данный метод постановки цели включает пять критериев, которые и создают аббревиатуру S.M.A.R.T.:
- S – Specific: цель конкретна. Цель понятна и достижима; это конкретное законченное действие, которое можно оценить, а не мечтательные формулировки. Например, цель не улучшение физического здоровья детей, а организация ежедневных уличных тренировок.
- M – Measurable: цель измерима. Показатели могут быть качественными и количественными. Единицы измерения должны быть адекватно подобраны, в цифрах должен быть заложен смысл. Например, правильнее сказать не «цель — совершенствование профессиональных компетенций преподавателей-русистов в области русского языка как иностранного», а «цель — проведение обучения 350 преподавателей в рамках Международных дистанционных курсов повышения квалификации «Современные эдьютейнтмент-технологии обучения русскому языку как иностранному»».
- A – Achievable: цель достижима. Нужно отказаться от необоснованных амбиций и мечтательного оптимизма, а показать, что выполнение данной цели возможно. Это объясняется за счёт указания, с помощью каких ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и пр.) планируется достигнуть цели. Например, если у вас 80 граблей и лопат, целью не сможет стать организация экологического субботника на тысячу человек.
- R – Relevant: цель релевантна, то есть адекватна; соответствует другим приоритетным направлениям развития социума; актуальна. Цель не должна противоречить здравому смыслу, иным мероприятиям по решению обозначенной проблемы и пр., иначе масштабная сверхцель по формированию гармоничного гражданского общества не будет решена. Например, не вполне приемлемо будет выбирать целью создание спортивно-тренировочного корта на особо охраняемой природной территории.
- Т – Time-bound: цель ограничена сроком, измерима во времени. Мечтать можно сколько угодно, но для эффективного планирования нужно иметь временную точку достижения целей. Например, можно сказать «… до конца 2018 г. обучить 500 детей с ЗПР по программе…».
Стоит сказать, что при формулировке цели для социальных проектов, кроме пяти SMART-критериев, можно указать сверхмиссию. Примером SMART-цели с миссией может быть такое целеполагание: «Формирование проектной культуры посредством проведения online-обучения трёх тысяч старообрядцев до конца 2018 года».
Задачи — конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. Решение задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели. Задачи отражают стратегию реализации проектной идеи.
Признаками верного формулирования задач являются:
- Логичное и последовательное решение проблемы.
- Взаимосвязь с деятельностью по проекту (каждое мероприятие проекта должно быть связано с одной из задач).
- Чёткие и конкретные формулировки задач, выраженные не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта.
При формулировании задач проекта рекомендуется не применять такие слова, как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Лучше сказать: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность грантозаявителя на результат.
На что обратить внимание при описании механизма реализации проекта?
Механизм реализации проекта должен быть синхронизирован с задачами, скрупулёзно детализирован и по возможности включать инновационные методики.
Если говорить подробнее, то каждое мероприятие календарного плана (дорожной карты) должно быть направлено на решение задач, приведённых в описании проекта. Описание мероприятия должно включать подробную информацию о том, каким образом оно будет реализовано, для какой целевой группы. Необходимо указание сроков и конкретных результатов (согласно количественным показателям) по итогам каждого мероприятия.
Если вы предлагаете принципиально новые и свежие механизмы решения проблемы, то это сможет стать хорошим бонусом при оценке экспертами вашей проектной идеи. При этом нововведения должны обеспечивать эффективное сглаживание или нейтрализацию проблем. Например, если ваша цель — формирование экологического сознания путём проведения природоохранных мероприятий, то малопродуктивными будут традиционно предлагаемые мероприятия по очистке берегов рек от мусора или проведение мастер-классов по экологии. Данные работы нужны, но они не решают проблемы: после уборки территории её загрязняют вновь. Оригинальным решением, способствующим большей результативности в устранении экологической катастрофы, может стать обмен собранного мусора на саженцы деревьев и их посадка.
Какие количественные и качественные результаты указывать в грантовой заявке?
Качественные результаты должны включать в себя индикаторы, характеризующие изменения в целевой группе благодаря реализации проекта.
Количественные показатели — цифры, с помощью которых можно определить соразмерность запрашиваемой суммы гранта и результатов проекта. Ориентироваться удобнее всего на мероприятия проекта в календарном плане.
Фонд грантов Президента РФ рекомендует оценивать показатели по следующим требованиям:
- «Адекватность (показатель характеризует реальную ситуацию в результате достижения цели или решения задачи);
- достижимость (значения этого показателя реалистично получить в рамках реализации проекта);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации можно будет подтвердить документально);
- измеримость (у показателя должны быть числовые значения);
- объективность (не допускается использование показателей, которые могут улучшаться при ухудшении реального положения дел);
- однозначность (смысл показателя не должен вызывать разночтений, поэтому следует избегать сложных формулировок)».
Примером планируемых количественных и качественных показателей, обоснования их достижимости для проекта по созданию цифровой образовательной эдьютейнтмент-среды по русскому языку может послужить следующий отрывок из грантовой заявки.
Реализация предусмотренных в проекте цели и задач обеспечит достижение следующих показателей:
— качественных показателей:
- создана доступная, бесплатная и основанная на современных цифровых эдьютейнтмент-методах и технологиях обучения система изучения и преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного;
- сформирован устойчивый интерес к освоению русского мира и совершенствованию языковой культуры,
- налажены диалоговые межнациональные взаимоотношения.
— количественных показателей:
- в единой цифровой образовательной эдьютейнтмент-среде для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки разработано семь мультимедийных и интерактивных онлайн-курсов,
- создана ежедневно обновляющаяся база учебно-тренировочных, игровых, мультимедийных методических материалов для изучения русского языка как родного, неродного и иностранного, в том числе издан печатный сборник эдьютейнтмент-упражнений по русскому языку для иностранцев;
- численность прошедших онлайн-курсы – не менее 2,5 тыс. человек,
- в Интернет-олимпиаде по русскому языку для одарённых детей поучаствовали не менее 250 школьников;
- осуществлено повышение квалификации не менее 250 преподавателей;
- более 350 лиц с ограниченными возможностями здоровья смогли пройти обучение с учётом специальных условий и требований.
Достижимость программных индикаторов и показателей
Как грамотно оценить ресурсы проекта?
Прежде чем запрашивать определённую сумму денег у грантодателя, нужно оценить имеющиеся ресурсы. Как правило, адекватная оценка ресурсной базы позволяет существенно снизить финансовые запросы и сделать бюджет проект соизмеримым результатам.
Ресурсы проекта:
- Материальные ресурсы. Например, наличие ноутбуков, помещения для проведения мероприятий, лопат, мешков для мусора и пр.
- Кадровые ресурсы. При описании команды проекта нужно показать, что она справится с решением задач, указанных в заявке, что она обладает достаточными знаниями, опытом и компетенциями для качественной реализации проекта. Важно объяснить: кто именно и какие задачи будет выполнять, какой у каждого члена команды имеется практический опыт. Фонд грантов Президента РФ рекомендует указывать 5–7 ключевых членов команды (всего возможно добавить до 15 человек).
- Административные ресурсы. При реализации проектов при государственной поддержке желательно заручиться поддержкой властей. Внимание местной власти к проекту и его поддержка будет не только способствовать реализации проекта, но и одновременно свидетельствовать о значимости решаемой проблемы.
- Информационные ресурсы. Ваша организация должна быть информационно открыта: иметь аккаунты в соц. сетях и мессенджерах, по возможности — сайт. Публиковать в медиа и СМИ информацию о своей деятельности. Эксперту, а затем и обществу, должно быть понятно, что госфинансирование досталось не случайным заявителям, а положительно зарекомендовавшим себя организациям.
- Финансовые ресурсы. Это один из важнейших пунктов грантовой заявки. При формировании бюджета необходимо подробное финансово-экономическое обоснование проекта. Ознакомиться со всеми нюансами бюждетирования можно на сайте Фонда грантов Президента РФ, расположенном по адресу https://президентскиегранты.рф/public/home/documents.
Как охарактеризовать целевую аудиторию и географическую территорию проекта?
Целевая аудитория — это благополучатели, социальная группа, ради которой делается проект. Чем более точный портрет целевой аудитории имеется, тем проще выявить её проблемы, найти способы решения проблем.
Охарактеризовать целевую аудиторию можно по следующим критериям:
- Возраст.
- Количество. Некорректно указывать, например, что благополучателями является вся молодёжь N-ой области. Так как это далёкие от реальности цифры: эксперт посмотрит в Росстате, что в области проживает 20 тысяч молодых людей, а проект рассчитан лишь на 3 тысячи. Лучше указать примерное количество участников будущих мероприятий. Кроме того, среди участников стоит указывать только тех, кто действительно будет задействован в мероприятиях проекта. Не нужно включать тех, кто сможет посмотреть в открытом доступе в Интернете, например, ролики, баннеры проекта, так как найти доказательства того, что это просмотрела именно обозначенная целевая группа, будет проблематично. Пусть благополучателей окажется меньше, но их количество будет соответствовать действительности.
- Социальный статус (дети, школьники, пенсионеры, многодетные семьи, студенты, неблагополучные семьи, люди без определённого места жительства и пр.).
- География. Географическая территория должна не противоречить той, что указана в уставе НКО.
Каковы критерии оценок проектов?
Критерии оценок проектов могут отличаться у разных грантодателей. Фонд президентских грантов РФ оценивает проекты в зависимости от запрашиваемой суммы по следующим критериям:
- Актуальность и социальная значимость проекта.
- Логическая связность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам.
- Инновационность, уникальность проекта.
- Соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватность, измеримость и достижимость таких результатов.
- Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта.
- Масштаб реализации проекта.
- Собственный вклад организации и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, перспективы его дальнейшего развития.
- Опыт организации по успешной реализации программ, проектов по соответствующему направлению деятельности.
- Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности.
- Информационная открытость организации.
Участие в грантовой деятельности требует от грантозаявителя желания неустанно совершенствовать мир и решать проблемы общежития, даёт возможность выстраивать гражданское общество страны по законам человеколюбия. А это значит, что участвовать в конкурсе социальных проектов просто необходимо.
В конце 2017 года победителем конкурса президентского гранта стал проект РПсЦ «Развитие научной и культурно-просветительской деятельности в области древнерусской культуры и старообрядчества», направленный на создание комплекса уникальных научно-просветительских и информационных материалов о древнерусской культуре и старообрядчестве с их последующим размещением на официальном сайте РПсЦ — rpsc.ru