Как составить проектный урок

Мастер –класс на тему « Как провести проект за один урок?» (на основе работы с текстом)

Авторы:  Горина Елена Николаевна, учительанглийского языка высшей категории, Карпенко Марина Владимировна , учитель английского языка высшей категории.

Хотя проектная деятельность часто применяется в школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Вообще путаница довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции.

Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика.

Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.

Очень часто путают понятия исследовательская работа и собственно, сам проект.

Исследовательская работа — работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование — это лишь этап проектной работы.

Проект— работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Одно из требований ФГОС — научить ребенка самостоятельно добывать знания. Цели применения проектной деятельности в полной мере перекликаются с требованиями нового стандарта.

Цели применения проектной деятельности:

  1. вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс
  2. учить представлять свой творческий, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов
  3. учить применять свои знания в новых условиях
  4. формировать универсальные учебные действия
  5. воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе
  6. учить ориентироваться в мире информации.

Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Главное — помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

Стадии работы над проектом — это — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Структура проекта.

В зависимости от возраста детей можно выделить этапы работы над проектом. Чем младше ребёнок, тем больше таких этапов.

Но, всё же любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Выбор темы.

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Подготовка к защите и защита работы.

Рефлексия

А сейчас уважаемые коллеги перейдем к практической части нашего мастер-класса.

Основная цель нашего методического урока :  провести урок  – проект за  один учебный урок.

Итак ,  я хочу вам напомнить что же такое проект.

Проект–работа,  направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Этапы работы над проектом:

прорблематизация  (выявление проблемы. Постановка вопроса: как? Каким образом?)

целеполагание ( цель – проектный продукт)

планирование (формулированиие задач – шагов для достижения цели, определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта)

реализация-

самооценка и рефлексия

презентация

Алгоритм разработки проектных уроков

  1. Сформулировать проблемную ситуацию (многословно).
  2. Из проблемной ситуации формулируется проблема со слов «Как…? Каким образом…?
  3. Из проблемы формируется цель (планируемый результат).
  4. Сформулировать задачи (шаги для достижения цели).
  5. Организовать работу в группах. Определить регламент работы
  6. Презентация
  7. Рефлексия учащихся

— Как организовали работу в группах?

-Что из запланированного получилось хорошо?

— Какие возникли проблемы? Какие были решены

-Самооценка учащихся

8. Оценка учащихся.

Преимущества проектных уроков

-позволяют быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся;

-на основе УУД формируются проектные уменияи проектная деятельность в целом. Пока она не будет сформирована, невозможно говорить о качественном ученическом проектировании;

— значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках;

-создаются необходимые условия для применения знаний на практике.

Виды деятельности на уроке – проекте (Уроки мини-проекты)

  1. Уроки – путешествия (создать памятку для туристов, путешествующих по определенному маршруту) англ.яз, география.
  2. Составить презентацию;
  3. Составить рекламу;
  4. Составить кластер;
  5. Составить таблицу;
  6. Создание иллюстраций ( на определенное правило)
  7. Создание:  постера,  книги, газеты, интервью, поздравления, заданий к тексту)

Наш мастер – класс посвящен  уроку-  проекту : «Работа с текстом».

Перед вами текст «Россия – Родина моя» из учебника для 5 класса. Мы его перевели на русский язык.  Мы взяли его в оригинале и единственным заданием было: подобрать готовые заголовки к каждой части текста.

И вот сейчас мы попробуем провести урок-проект на основе дом задания. Предварительно класс разбили на группы и основным заданием было для всех учащихся: прочитать текст. По группам:

— 1 группа получила задание подобрать иллюстрации к тексту с соответствующими подписями;

— 2 группа – составляла вопросы по тексту, отображающие содержание;

— 3 группа –работала с дополнительными источниками (словари. Интернет-ресурсы и т.д.

Теперь давайте пройдем по всем этапам проекта.

 — Проблематизация — как проанализировать текст, как построить  работу с текстом.

— Целеполагание:

1гр.  – наглядно представить информацию;

2гр. – Подобрать и сформулировать вопросы;

3гр. – подобрать информацию, неотображенную в тексте по различным источникам;

Планирование работы:

1группа:

-прочитать текст ;

-выделить объекты и соотнести с текстом;

-сделать презентацию;

2 группа:

-прочитать текст;

-выделить главное;

— составить и задать вопросы;

3 группа:

Прочитать текст;

выбрать объект, который интересен;

подобрать источник информации; (здесь можно рассмотреть историю происхождения, географическое положение, происхождение);

подобрать источник информации;

Реализация: 

Сейчас вы работаете по группам.

1гр. – подбирает иллюстрации;

2гр. – составляет вопросы;

3 гр. – работает с дополнительными источниками.

Презентация: начинаем с вопросов.

Каждая группа презентует свою работу.

Рефлексия:

— Что получилось? Чему научились? Чем занимались на уроке? Что узнали?

 Рефлексия для учителей:

 -Закончить нашу работу я  хотела  бы, используя метод «Незаконченные предложения »

  • «Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»
  • « Использование метода проектов позволило мне…»
  • «Для меня было новым…»

Текст «Россия- Родина моя»

Задание в учебнике:

-Прочитайте текст и соедините заголовки с частями текста.

а) Богатства нашей страны

б) Города страны

в) Размеры страны.

г) Климат страны

  1. Что ты знаешь о стране, в которой живешь? Россия – самая большая страна в мире. Она простирается до Тихого Океана на востоке, До Северно-Ледовитого океана на севере, до Кавказских гор и Черного моря на юге. Мы знаем, что территория за Уральскими горами  — это Сибирь, а территория рядом с Тихим океаном – это Дальний восток. Потребуется более десяти часов на самолете, чтобы добраться с востока на запад нашей страны.
  2. Наша страна очень большая на самом деле. Климат разный в различных регионах нашей страны. Север известен снегом,  льдом и низкими температурами. А на юге погода теплая зимой и жаркая летом.
  3. Россия богата морями, озерами, реками и лесами. Озеро Байкал в Сибири очень известное в мире. Оно самое глубокое и имеет самую чистую пресную воду. Также в нашей стране много очень больших, мощных рек. Волга – одна из них.
  4. На территории России много больших городов.  Туристы из разных стран приезжают посетить Москву, столицу нашей Родины. А также Санкт Петербург, известный своей необыкновенной красотой. В России тысячи больших и маленьких городов и каждый интересен по-своему.

Из личного опыта

Реализация технологии проектов на уроках английского языка.

В начальной школе учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты как личностные, так и групповые с открытой явной координацией внутриклассные и внутришкольные; мини-проекты, краткосрочные и проекты, которые выполнялись в течение месяца. При работе над проектами используются следующие виды деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в группах. Процесс обучения английскому языку в начальной школе мною построен так, что изучение темы заканчивается выполнением проекта.

Приведу примеры некоторых проектов.

Первый год обучения (7-8 лет)

Практико-ориентированный проект

Тема: «Английский букварь»

Продолжительность: 3 урока

Цель: повторение букв английского алфавита и закрепление знания алфавита

Продукт: книжка об алфавите

Ход проекта

  1. Повторение букв английского алфавита. Сравнение их с буквами русского алфавита. Коллективный поиск и обсуждение ответов на вопросы учителя:

Как по-английски называется букварь?

Зачем люди учат алфавит?

Чем отличаются заглавные и строчные буквы, их применение?

Каково происхождение алфавита?

Сколько букв в русском и английском алфавитах?

Почему английские буквы похожи на русские по написанию и различаются по произношению?

  1. Каждому ученику  раздали по 2 буквы. Каждый самостоятельно подбирает материал для своей буквы.
  2. На презентации учащиеся представляют свои буквы. Все вместе собираем одну книгу.

Практико-ориентированный проект

Тема: «Животные»

Продолжительность: 3 урока

Цель: повторение лексики по теме и развитие орфографических навыков

Продукт: кроссворд

Ход проекта

-В ролевой игре «Учитель-Ученик» учащиеся повторяют слова по теме «Animals», используется постер по данной теме.

-Ученики решают кроссворд из рабочей тетради к учебнику «Enjoy English 1».

-Учитель объясняет, как составить кроссворд.

-Ученики составляют свои кроссворды.

-Дома ученики готовят свои кроссворды в электронном виде.

-Эти кроссворды будут использоваться на уроках, как раздаточный материал, для закрепления знаний учащихся по активной лексике.

В начальной школе работа по составлению и применению кроссвордов проводится аналогично и при изучении других тем («My body», «Weather» и т.д.). Примерные задания: найди слова по теме «Животные».

Творческий проект

Тема: «Meet my family»

Продолжительность: 2 урока

Цель: развитие творческих способностей учащихся

Продукт: выставка творческих работ

Ход проекта

-Учащиеся знакомятся с текстом, в котором дано описание семьи.

-Учитель ведет беседу с учениками, обращает внимание учащихся на содержание текста.

-Ученики работают в парах по вопросам, записанным на доске.

-Ученики составляют свои рассказы в письменном виде, используя образец. Учитель оказывает необходимую помощь учащимся.

-На следующем уроке каждый ученик выступает со своей работой перед классом.

-Затем учащиеся готовят выставку из своих творческих работ.

Второй год обучения (9-10 лет)

Практико–ориентированный проект.

Тема: «Happy Birthday»

Продолжительность:  1 урок

Цель: формирование умения подписывать поздравительную открытку

Продукт: открытка

Ход проекта

-Учащиеся знакомятся с образцами поздравительных открыток.

-Учитель обращает внимание детей на составные части открытки: обращение, основная часть, концовка.

-Дети выбирают наиболее понравившийся им образец открытки.

-Ученики, пользуясь образцом подписывают свои поздравительные открытки.

Практико–ориентированный проект.

Тема: «My favourite sandwich»

Продолжительность: 3 урока

Цель: активизация лексики по изученной теме

Продукт: рецепт

Ход проекта:

-Ученики знакомятся с рецептом приготовления бутерброда.

-Используя образец, учащиеся устно составляют рецепты приготовления любимых бутербродов.

-Учитель входит в пары и оказывает необходимую помощь.

-Учащиеся получают домашнее задание: написать рецепт приготовления любимого бутерброда.

-На следующем уроке ученики рассказывают классу свои рецепты.

Групповой проект

Тема: « Наши школьные правила»

Продолжительность: 2 урока

Цель: отработка грамматических навыков (модального глагола )

Продукт: памятка о поведении в школе.

Ход проекта:

— Ученики знакомятся с модальным глаголом (must)

— учитель обращает внимания на особенности употребления модальных глаголов.

— дети по группам составляют предложения, о том, что можно и чего нельзя делать в школе;

Тема: «Олимпийские игры»

Продолжительность: 2 урока

Цель: знакомство с символами Олимпийских игр, повторение лексических единиц по теме

Продукт: Книга о символах Олимпийских игр

Аналогична работа по теме « Здоровый образ жизни»;

В старших и средних классах  реализация этого метода проходит в виде презентации и составлении сообщений ( Описание репродукций, Великие полководцы, Великое историческое событие, интересные особенности страны, памятка для туристов, совершающих поездку по определенному маршруту и т.д.)

Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность в ходе совместной творческой работы.

Проектная технология позволяет учителю работать над развитием у обучающихся умений учебной деятельности: выполнять проектные работы, создавать баланс индивидуальной и групповой работы на уроке, проводить анализ деятельности, развивать умения работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения (от мини-проектов в начальной школе до стратегий учебы).

Выполнение проектов  дает возможность реализовать основные идеи стандарта нового поколения.

Структура урока, содержащего проектную деятельность

  • Скачать материал


    • 28.05.2020


      3358
    • DOCX
      12.3 кбайт
    • 35
      скачиваний
    • Рейтинг:
      1 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Погорелова Ирина Викторовна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Погорелова Ирина Викторовна

    • На сайте: 7 лет
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 17795
    • Всего материалов:

      11

Процессы глобализации, становление информационного общества и внедрение ФГОС поставили перед школьным образованием новые задачи. Концепция модернизации российского образования ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.

Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам. Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.

Для успешного решения этих задач необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения.

Среди современных технологий большую роль играет технология проектной деятельности, которая направлена на результат, а не на выполнение программ прохождения содержания по отдельным предметам. То есть результатом современного образования должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности), чему и способствует проектная деятельность.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от педагогов умения выстраивать систему проектного обучения, начиная с начальной ступени. Для этого педагог должен хорошо владеть понятийной базой, связанной с проектной деятельностью. Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебного процесса, при этом не должно подменять содержательное предметное обучение.

Сегодня можно различать три вида урочных занятий, направленных на формирование проектной деятельности.

Первый вид — урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэтапно и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету.

Второй вид — урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических знаний и практических умений.

Например, отработав навыки постановки цели, можно приступить к отработке навыка составления плана действий, разбивки цели на задачи. Отработку этого навыка можно проводить и на обычных уроках: составить план решения уравнения, задачи, выполнения практической работы, домашнего задания, проекта.

Важным воспитывающим фактором при этом является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение к построению и выполнению спланированного.Презентация не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Третий вид – это проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные в учебной сетке часы, которых не может быть много ввиду высокой временной затратности работы над проектом. Выбор формы проведения зависит от вида проекта. Проектные уроки, позволяют формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности: способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Также в процессе реализации проектной деятельности педагог может использовать и другую классификацию:

Первый вид – урок, где работа над проектом является составной частью учебной деятельности или занимает все учебное время целиком. Какое количество времени занимает на уроке проектная деятельность, решает учитель, т.к. ему необходимо структурировать каждый урок в соответствии с логикой познавательной деятельности учеников, а также с темой урока и требованиями учебной программы.

Второй вид – урок сочетает в себе урочную и внеурочную формы работы над проектом. То есть в расписании выделяются специальные часы для осуществления проектной деятельности.

В рамках урочной и внеурочной деятельности целесообразно реализовывать:

  • проекты, реализуемые в рамках проектной недели (общая продолжительность времени для выполнения проекта составляет 40-48 учебных часов);
  • проекты, которые невозможно осуществить в рамках образовательного учреждения;
  • годичные проекты (межпредметные, общешкольные), которые носят исследовательский характер.

В процессе проектирования данного типа проектного урока необходимо реализовывать некоторые части проекта, связанные с изучением программного материала в рамках урочной деятельности.

Третий вид – проведение проектного урока в рамках серии уроков. Полноценная реализация каждого из этапов проекта должна занимать больше времени, чем занимает один урок.

Проектный урок – это форма урока, которая предполагает проработку изучаемой темы посредством выполнения логически последовательного ряда творческих заданий, предлагаемых учителем, обсуждение и материализацию результатов и представление их участникам проекта. Чтобы проектный урок в полной мере отвечал цели и задачам проектного метода, необходимо следить за тем, чтобы были запланированы следующие части:

  • интерактивная часть с фронтальной организационной формой – диалог учителя и учащихся;
  • коллективная часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель-консультант;
  • презентационная часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель – эксперт обобщения и оценивание конечных результатов деятельности.

Проектный урок сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как метод, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Проектные уроки уместны тогда, когда заканчивается один тематический блок и начинается другой. Цель проектного урока в активной самореализации индивидуальных возможностей личности каждого обучающегося и требует от участников проекта интеллектуального напряжения, эмоциональной отдачи; проектный урок призван предоставить учащимся возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.

Для реализации названных выше целей необходимо, чтобы проектный урок был направлен на решение следующих задач:

  • активизация познавательной активности;
  • формирование учебной мотивации;
  • включение всех учащихся в режим самостоятельной групповой или индивидуальной работы, связанной с проектированием какого-либо объекта или процесса;
  • реализация принципов личностно ориентированного обучения, когда ученики выполняют проекты в соответствии со своими способностями и интересами.

Таким образом проектный урок должен быть направлен как на усвоение суммы знаний, так и на использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Проектный урок– это инновационная технология обучения, при которой учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий.

Рассмотрим ключевые компетенции, которые формируются у учащихся на уроке.

 Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнёром;
  • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач:
  • навыки делового партнёрского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
  • умение проектировать процесс (изделие);

Коммуникативные умения:

  • умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса;

Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проектный урок тесно связан с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это могут быть электронная почта, поисковые системы, форумы, вебинары, интернет-олимпиады и конкурсы.

Проектный урок способствует активизации познавательной деятельности, развитию креативности и формированию определенных личностных качеств, которые определяются как результат освоения образовательной программы.

Преимущества проектного урока

Проектный урок позволяет быстрее и эффективнее формировать УУД учащихся. На основе сформированных универсальных учебных действий формируются проектные умения и проектная деятельность в целом. На основе сформированных навыков проектной деятельности быстрее и эффективнее формируются ключевые компетентности учащихся. Повышается мотивация учебной деятельности.

Особенности проектного урока

Проектный урок может быть:

  • предметным,
  • межпредметным,
  • внепредметным.

Одно из требований к проектному уроку – это его концептуальная целостность: композиционная, содержательная, идейная.

Центральной организующей структурой класса на проектном уроке становится группа. Атмосфера творческой группы создает условия как для самореализации возможностей каждого из ее участников, так и для проявления взаимной поддержки и помощи, а также дает уникальную возможность коммуникативного опыта, опыта принятия совместных решений.

Проектный урок имеет свою структуру деятельности, которая включает следующие составляющие: потребность – мотив – задача – средства решения задачи – действия – операции.

Среди условий реализации этой структуры на первом месте стоит принцип деятельности, за которым идут все остальные принципы. Системно-деятельностный подход прописан в ФГОС и его структура чётко определена, и легче всего реализуется на проектном уроке. Это мотивация, целеполагание, планирование, деятельность, контроль, оценка.

Особенностью является и технология проектирования урока, в основе которого лежит определение его модели, схемы, плана действий учителя и учащихся, что приводит к определенному результату.

В технологическом подходе к проектированию и проведению урока можно выделить следующие этапы:

  1. определение целей и задач урока;
  2. ориентация содержания урока на реализацию запланированных целей и задач;
  3. ориентация процесса обучения на гарантированное достижение результатов;
  4. оценивание текущих результатов (наличие быстрой обратной связи), коррекция обучения;
  5. заключительное оценивание результатов.

Чтобы реализовать эту технологическую цепочку, учитель: отбирает соответствующее поставленным целям и задачам содержание учебного материала на данный урок; выбирает методы и приемы, способствующие усвоению содержания учебного материала на уроке всеми учащимися; выбирает формы организации деятельности учащихся на уроке (индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную), а также определяет, кто будет руководить работой на уроке (учитель, кто-то из учащихся) или будет осуществляться самостоятельная работа учащихся. Иначе говоря, учитель как субъект обучения планирует, организует, контролирует, корректирует и анализирует свою деятельность и деятельность учащихся на уроке. С другой стороны, ученик как второй субъект процесса обучения выполняет на уроке под руководством учителя или самостоятельно эти же функции: планирует, организует, контролирует, корректирует и анализирует свою деятельность.

Особенными являются и требования к проектной деятельности. Обязательным условием является:

  • наличие проблемы;
  • выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
  • поиск информации;
  • результатом работы является продукт;
  • подготовленный продукт должен быть представлен.

Для учащихся, для лучшего понимания последовательности работы, предлагается алгоритм — «пять П»:

  1. Проблема
  2. Планирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

Особенности подготовки и проведения проектного урока

1. Этап подготовки учителя к уроку.

Качество проектного урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка урока – это его разработка, моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в поурочный план (краткий или развернутый), простой или опорный конспект урока, проект. Предварительная подготовка учителя заключается в определении круга учебных проблем, которые можно решать в виде проекта. Следует определить ключевые понятия, содержание, новые формы работы, которые придется осваивать учащимся в процессе выполнения проекта. Кроме того, необходимо провести ревизию материально-технической базы, информационного обеспечения, проверить наличие нормативно-справочной и специальной литературы, учебно-методического обеспечения с целью определения возможности решения проблем. А также разработать или подобрать необходимые материалы для учащихся по тем или иным аспектам проектной деятельности. Очень важно продумать принципы комплектования групп и организацию работы в них.

2. Постановка учебной проблемы.

В основе каждого проектного урока лежит проблема. Нет проблемы — нет деятельности. Вне зависимости от возраста учащихся, от уровня подготовки обучающихся в ходе проектного урока обязательно должен быть запланирован этап постановки проблемы, которая была бы интересна учащимся. Опыт показывает, что проблема должна лежать в той системе неопределенности, которая, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся некоторого количества знаний по этой проблеме, а с другой — предполагается, что этих знаний недостаточно для решения проблемы, необходимо приобретать новые, систематизировать уже имеющиеся.

Этап постановки учебной проблемы довольно сложен, требует аналитического мышления, поэтому для учащихся начальной школы можно сразу определить проблему, требующую решения в проекте. В средней школе постановка проблемы проходит в совместной с педагогом работе, а в старшей школе учащимся необходимо предложить самостоятельно выдвинуть и сформулировать проблему.

3. Определение целей и задач.

Целью на проектном уроке является нахождение способа решения проблемы. В этом случае необходимо обратить внимание на формулировку цели. В любой работе должна быть простая, понятная и привлекательная цель, двигаясь к которой учащийся овладевает определенным учебным содержанием. Цель, так же как и проблема, должна быть значима для учащегося.

Задачи помогают ответить на вопрос «Что нужно сделать для достижения обозначенной цели»? Задачи проекта предполагают организацию и проведение определенной работы для поиска способа решения проблемы. Формулируются задачи достаточно кратко и конкретно, и эту конкретизацию должны произвести сами учащиеся. В этом случае включается творческое мышление обучающихся, направленное на выполнение работы. Таким образом, и цели, и задачивытекают из проблемы проекта. Если преподаватель и помогает учащимся поставить цели и задачи их будущей проектной деятельности, то он не должен формулировать их жестко.

4. Решение проблемы.

Основная деятельность на уроке, которая имеет свои, более мелкие этапы. Однако вне зависимости от этапа можно выделить особенности деятельности учащихся и педагога.

Учащиеся:

  • ставят цели и задачи проектной деятельности, рассматривают возможные методы решения проблемы, определяют оптимальные;
  • систематизируют имеющиеся знания и получают новые путем самообразования, работы с информацией;
  • формируют и развивают навыки работы в команде;
  • организуют собственную деятельность и деятельность ребят своей команды, занимаются распределением ролей, определением зоны ответственности каждого;
  • занимаются практическим воплощением замысла.

Учитель:

  • обеспечивает материально-техническое и информационное сопровождение проектной деятельности;
  • консультирует учащихся (по их просьбе);
  • наблюдает за работой команд (с целью анализа индивидуальной работы учащихся, определения затруднений в деятельности команд, взаимоотношениях ребят в малой группе).

На проектном уроке можно выделить несколько этапов совместной деятельности учащихся:

  • информационный,
  • поисковый,
  • проектировочный,
  • деятельностный.

При этом, работа на уроке выстраивается в логической последовательности, учитывая нарастающую сложность, чередование видов деятельности, требующее проявление разнообразных способностей, эмоциональной насыщенности работы.

5. Достижение результата в процессе работы.

Результат – это главное на проектном уроке. Результат ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. Достигается два результата: внутренний и внешний.

Внутренний результат– это опыт деятельности, он становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции. Внутренним результатом с точки зрения учебного процесса будет развитие навыков проектной деятельности, овладение умением работать с информацией, формирование практических умений с целью получения конечного продукта и его соответствующего оформления.

Внутренним результатом можно считать и положительный педагогический эффект от включения учащихся в процесс работы, формирования знаний и умений и их логического применения, когда речь идет не о знаниях ради знаний, а о знаниях, необходимых для решения практических насущных проблем. Здесь можно говорить о формировании волевых качеств личности, организационных навыков деятельности, развитии внутренней мотивации к обучению, умения делать выбор и осмыслить его последствия. К сожалению, именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания педагога, и к оценке представляется лишь сам проект. Если продукт проектной деятельности красочно оформлен или представляет собой интересный продукт, то об участии каждого и об организации совместной деятельности на защите может быть даже не упомянуто. Поэтому педагог должен тщательно отслеживать процесс проектной деятельности в командах, записывать результаты наблюдений на отдельных этапах работы. Это поможет ему быть более объективным на защите.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внешний результат может быть представлен в виде макета или действующей модели, какого-либо изделия, видеофильма, журнала, костюма, мультимедиа, учебного пособия, выставки изделий, газеты, web-сайта, справочника, технического проекта. Необходимо обязательно иметь в виду, что определенного вида результат требует соответствующего оформления. Если это технический проект, то он должен быть представлен пояснительной запиской и должны быть схемы и чертежи, оформленные в соответствии с правилами оформления технической документации. Если речь идет о творческом результате, то оформление может быть более свободным. Результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

В ходе проектного урока оформляется проектная папка – это один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите или презентации проекта. Задача папки на защите показать ход работы.

В нее могут входить введение, в котором описывается актуальность и важность темы, вся собранная и систематизированная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета, программа действий по проекту: планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты группы, эскизы, чертежи, наброски, материалы к презентации: сценарий, фото. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков.

6. Контроль, оценка, рефлексия.

Для учителя этот этап является один из самых сложных этапов проектного урока. Любой проектный урок заканчивается контролем, оценкой и рефлексией. Контроль и оценка являются весьма существенными сторонами урока.

Учитель должен рассматривать в этой части следующие понятия:

  • проверка — процесс установления достижения целей обучения,
  • контроль — операция сопоставления, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и ФГОС,
  • учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля,
  • оценка — фиксация результатов обучения.

Ошибочно было бы отождествлять процесс деятельности с результатом. Результат является продуктом проектной деятельности. Здесь должен оцениваться не объем освоенной информации, а ее применение для достижения результата. При подведении итогов проектной деятельности не всегда подходит пятибалльная шкала оценивания. Чаще всего педагог отдельно оценивает полученный результат, его оформление и процесс защиты. При этом подходе используются три оценки, а общий результат подсчитывается как среднеарифметическая величина. Некоторые из педагогов предпочитают выставлять рейтинговую оценку, позволяющую более точно отследить и оценить деятельность на каждом этапе. Для этого на каждого учащегося (или команду) составляется индивидуальная карта, в которой отмечаются основные этапы проектного урока и деятельности учащихся и максимально возможное количество баллов, которое можно получить на каждом этапе. После её заполнения рассчитывается среднеарифметическая величина, но уже из расчета баллов, которые в свою очередь переводятся в отметку.

Проектные уроки, завершаются «обращением назад»: осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний:

  • объекта продуктивной деятельности – итоговая оценка (самооценка результатов) проекта;
  • субъекта деятельности, то есть самого себя: самооценка, рефлексия.

Рефлексия – размышление ученика и учителя, направленное на анализ своей деятельности, достигнутых результатов. Рефлексия является самым коротким и продуктивным путем преодоления затруднений.

Для учащихся рефлексия заключается в следующем:

  • зафиксировав затруднения, надо остановиться и подумать;
  • проанализировать, как выполнялось действие, и в каком месте возникло затруднение;
  • понять по какой причине оно возникло;
  • поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, выбрать адекватный способ действий и построить проект;
  • реализовать проект.

Завершается этот путь самоконтролем и самооценкой.

Рефлексию важно провести как коллективный анализ проделанной работы, через открытое обсуждение в проектной группе, в классе. Такие обсуждения дают ученикам обратную связь: как другие воспринимают проделанную работу, их вклад в общую деятельность; помогают увидеть сильные и слабые стороны проделанной работы, почувствовать ее значимость для себя; стимулируют формирование осознанного отношения к своим действиям, выводят участников на постановку новых творческих задач самореализации.

Направления рефлексии:

  • учащиеся осуществляют рефлексию своего учебного опыта, полученного в ходе проектного урока;
  • рефлексию своей деятельности, осуществленной в рамках проекта;
  • рефлексию общения в группе и совместной деятельности на всех этапах проектного урока;
  • рефлексию учащимися своей личности: своей «ценности» в ходе работы с точки зрения своих одноклассников по проекту, с точки зрения полученных качественных изменений своей личности, проявившихся в процессе работы.

Для проведения рефлексии от учащегося требуется целый комплекс умений:

  • умение осуществлять контроль своих действий – как умственных, так и практических;
  • контролировать логику развертывания своей мысли (суждения);
  • определять последовательность и иерархию этапов деятельности, опираясь на рефлексию над опытом своей прошлой деятельности через поиск ее оснований, причин, смысла;
  • умение видеть в известном неизвестное, в очевидном – неочевидное, в привычном – непривычное, то есть умение видеть противоречие, которое только и является причиной движения мысли;
  • умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации, встать на позиции разных «наблюдателей»;
  • умение преобразовывать объяснения наблюдаемого или анализируемого явления в зависимости от цели и условий.

Таким образом, рефлексия ученика – это осознание им способов деятельности и выявление своих образовательных приращений, меры и качества приобретённого опыта, осознаваемого самим учащимся. В этом смысле рефлексивные учебные действия, которые осуществляют ученики на проектном уроке, могут носить организаторский, эмоциональный и содержательный характер.

Учащимся по окончании проектной деятельности на уроке рекомендуется составлять сценарий защиты, в которую входит:

  1. Постановка проблемы, ее актуальность.
  2. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.
  3. Основная часть: этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
  4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

Основные ошибки при проведении проектного урока:

  • педагог объявляет учащимся тему проекта или сам ставит проблемную задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя детям возможность сделать самостоятельный выбор;
  • педагог предлагает свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;
  • педагог дает творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
  • творческая деятельность учащихся принимается за работу над проектом (творческая работа может выполняться самостоятельно на основе имеющихся знаний и освоенных ранее способов деятельности; проектная деятельность также является творческой, но связана с решением проблемы на основе самостоятельного исследования и приобретения дополнительной информации и освоения новых способов деятельности по ходу работы над проектом);
  • реферат или доклад, систематизация знаний из различных источников представляет как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличие от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников;
  • неправильно формулируется проблема;
  • проблема и цель не связаны между собой;
  • итог не соответствует поставленной цели.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Именно этому и способствует проектный урок.

Список литературы:

  1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».Москва, «Владос», 2001г.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Брыкова О. В., Громова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: 3.Вахрушев А.А. «Современные проблемы модернизации образования».Москва, «Начальная школа» , №8 2003г.
  4. Головкина Т. В. «Постановка и решение проблем на уроках русского языка». Москва «Начальная школа» №2, 2003г.
  5. Долженко Ю. А. «Методическое сопровождение личностно- ориентированного образования». Барнаул, 2003г.
  6. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов. Среднее профессиональное образование.2013.
  7. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000.
  8. Смыковская, Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений. Профессиональное образование. Столица. – 2013.
  9. Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации. Все для администратора школы. – 2014. — № 1.
  10. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения. Школьные технологии. – 2013. 

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Программа: УМК «Перспективная начальная школа», авторская программа «Систематический курс русского языка»

Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова

Учебник: Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс. М., Академкнига/ Учебник, 2012

Раздел учебника: 3 часть

Количество часов в неделю: 5 ч

Количество часов в год: 170 ч

Тема урока: Как делаются слова. Что такое суффикс.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Знакомство со способом образования слов с помощью суффикса

Задачи:

Образовательные:

создать условия для открытия нового знания о суффиксе как части слова и его роли в образовании слов;

формировать умение составлять родственные слова с помощью суффикса;

совершенствовать умение работать по алгоритму;

формировать умение работать со словарями;

Развивающие:

способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки;

развивать речь.

Воспитательные:

— воспитывать чувство взаимопомощформировать познавательный интерес к языку;

способствовать формированию мотивационной основы учебной деятельности;

— воспитывать чувство взаимопомощ воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

(предметные)

Учащиеся научатся:

находить значимые части слова, в том числе суффикс;

сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью суффикса);

мотивированно образовывать родственные слова с помощью суффикса;

обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);

разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

(метапредметные)

В области регулятивных учебных действий учащиеся научатся:

ставить цель и удерживать её на протяжении всего урока;

планировать свою деятельность

осуществлять контроль и самоконтроль

В области коммуникативных учебных действий учащиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;

использовать правило или алгоритм для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области познавательных общих учебных действий учащиеся научатся:

ориентироваться в словаре с целью быстрого поиска нужной группы слов по заданию«Открой словарь на букву к»;

ориентироваться в учебнике: находить тему по оглавлению, нужное правило для извлечения необходимой информации;

работать с несколькими источниками информации (с учебником и обратным словарём, с учебником и языковым материалом на слайде, с учебником и тетрадью на печатной основе);

(личностные)

Учащиеся научатся:

учитывать чужую точку зрения, оказывать помощь сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении интеллектуальных задач;

получать удовлетворение от выполненной работы.

Оборудование к уроку:

средства программы «Power Point», проектор, экран, учебник (3 часть), обратный словарь, тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе (2 часть), рабочая тетрадь.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационное начало

Самоопределение к учебной деятельности

Слайд № 1:

Читает запись на слайде, настраивает учащихся на работу.

«И дверь распахну я

на солнечный блеск

Для новой работы,

для нового счастья»

И. Бунин

Эти слова принадлежат великому мастеру слова, поэту Ивану Бунину.

— А вам знакомо чувство радости от выполненной работы?

Сегодня мы будем работать со словом. И пусть эта работа принесёт вам радость.

Отвечают на вопросы учителя, настраиваются на рабочий ритм

П.

наблюдение

Р.

выделение главной мысли

К.

умение

слушать и

вступать в диалог

Л.

уверенность в своих силах

2. Погружение в новую тему

Формулирование темы урока

Акцентирует внимание учащихся, используя личностно значимый материал для каждого ребёнка.

Слайд № 2:

— Вспомните то время, когда вы были ещё совсем маленькими, только начинали говорить и, не зная правил образования слов, пытались называть предметы по – своему, образовывали свои слова. Назовите некоторые из них.

Уже тогда, пусть неосознанно, вы делали новые слова.

— Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Слайд № 3:

Тема:

Как делаются слова.

Называют слова

(Огурц — огурец, хибо — хлеб, дяго — кот, написовала — написала)

Совместно с учителем определяют тему урока «Как делаются слова»

П. умение

строить речевое

высказывание

Р. инициа

тивность

К. умение дать точный ответ на вопрос,

участие в коллективном обсуждении темы

Л. осознание личностной значимости изучаемого

материала

3. Постановка проблемы

Поиск путей выхода из трудной ситуации

Создаёт проблемную ситуацию

Слайд № 4: Изображение ребёнка с игрушками

— А сейчас назовите свои любимые детские игрушки.

— Вы заметили, как называете большинство игрушек машина — машинка, мяч – мячик, шар – шарик…

— Почему?

Приступим к образованию слов. Возьмём такие игрушки.

Слайд № 5:

Изображение большого шара и маленького шарика

— Назовите слово-название этого предмета.

При ответе на каждый вопрос щёлкает левой кнопкой мыши по экрану

ШАР

— Из каких частей состоит это слово?

— Назовите основу

— А маленький?

ШАРИК

— Это форма того слова или другое слово?

— Докажите.

— Назовите корень.

— Найдите окончание.

— Что произошло с основой?

— Какое из этих слов образовалось раньше?

— Покажите взмахом руки, в каком направлении нужно поставить стрелку.

А можно так: шарик — шар

— Предположите, как образовалось слово шарик?

— А что такое ик?

Фиксирует затруднение в пробном действии

Отвечают на вопросы, пытаются найти выход из затруднительного положения

Называют любимые игрушки (машинка, мячик, шарик…)

(Ребёнок маленький, мы относимся к нему с лаской, и свои чувства мы передаём такими словами).

(шар)

(окончание нулевое, корень шар)

(шар)

(шарик)

(другое слово)

(шар)

(нулевое)

(основа разрослась)

(шар)

шар—шарик

Высказывают предположение

(к основе слова шар прибавили 2 буквы – ик)

(Когда человек проглотит что-то не так – у него икота.)

П.

наблюде

ние сравнение,

выдвижение гипотез,

умение использовать знаково-символические средства

Р.

волевая

саморегу

ляция

К.

участие в коллективном обсужде

нии проблемы

Л.

умение преодоле

вать трудности

4. Открытие нового знания

Выход из трудной ситуации

Создаёт учебную ситуацию для выхода из затруднения и открытия нового знания

— Ик — это слово, или только часть слова?

— Где она стоит?

— Для чего нужна эта часть?

— Какое новое знание вы открыли?

Открывают новое знание о существовании неизвестной части слова через решение проблемы

(часть слова)

(после корня)

(она помогла сделать другое слово)

(Оказывается, существует ещё одна часть слова, она помогла нам сделать другое слово!)

П. анализ, сравнение, обобщение,

вывод

Р. контроль и

самоконтроль

К. умение слушать и вступать в диалог

Л. удовлетворение от преодоления трудностей

5. Постановка цели и задач урока

Формулирование целей и задач.

Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока, концентрируя их внимание на конечном результате.

— Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке?

— Сформулируйте цель урока.

Слайд 6:

— Какие задачи нужно выполнить?

Организует работу со слайдом:

При формулировании цели и задач щёлкает левой кнопкой мыши по экрану.

Структурирует предложенные формулировки.

Планируют свою деятельность

(что это за часть и, вообще, как делаются слова)

Формулируют цель и задачи урока

Цель:

Узнать, как делаются слова.

Задачи:

познакомиться с названием и обозначением новой части слова;

сформулировать её определение;

составить алгоритм образования слов;

учиться по алгоритму с помощью новой части составлять родственные слова.

П. самостоятельное выделение познавательной цели,

прогнозирование

Р.постановка учебных задач,

планирование своей деятельности

К.сотрудничество с учителем и сверстника

ми

Л.переживание за общее дело

6. Проектирование и фиксация нового знания.

Определение способов решения задач

Побуждает учащихся к решению 1й и 2й задач урока, организуя работу с информационными источниками

— Что нам поможет?

Откройте оглавление учебника. Найдите тему. Откройте нужную страницу. Прочитайте тему урока на странице учебника.

— Как называется часть слова, с помощью которой мы образовали новое слово?

Нашли. Первая задача урока решена.

— Так что же такое суффикс?

— Сформулируйте определение суффикса, опираясь на только что приобретённые знания.

— Сравните своё определение суффикса с данным в учебнике.

— Найдите его обозначение.

— А какие знания, полученные ранее, нам пригодятся для образования слов? Проанализируйте предложенные темы.

Слайд № 7:

Тема: «Форма слова»

Тема: «Начальная форма»

Тема: «Окончание»

Тема: «Корень слова. Родственные (однокоренные) слова»

Тема: «Основа слова»

Тема: «Чередование согласных в корне слова»

Умение работать со словарями

Проясняет, конкретизирует мнение учащихся

Работают с учебником

(учебник, словарь, тетрадь)

Находят тему:

«Как делаются слова. Что такое суффикс».

Знакомятся с новым понятием

(суффикс)

Формулируют определение суффикса

(Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется суффиксом, если эта часть стоит после корня.)

(такое же)

Анализируют предложенные на слайде темы, делают вывод

П.

поиск информации, ориентирование в учебной книге,

подведение под понятие, анализ

Р.

контроль и самоконтроль

К.

инициативное сотрудничество

Л.

упорство в достижении цели

7. Закрепление

нового знания

Упражнение в образовании родственных слов с помощью суффикса

Организует работу в парах с обратным словарём, даёт чёткую инструкцию

Слайд № 8:

Поработаем с обратным словарём.

— Откройте обратный словарь на букву к. Прочитайте про себя слова, оканчивающиеся на ик и ёк.

Пусть один из вас запишет и покажет с помощью стрелки, как сделаны первые 3 слова на ик, а ваш сосед первые 3 слова на ёк. Обсудите задание, проверьте работу друг друга.

Организует самопроверку, используя

слайд:

— Над какой задачей урока мы сейчас работали?

— С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

— Какое значение придают словам эти суффиксы?

Их так и называют – суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением.

Работают в парах, используя обратный словарь и рабочую тетрадь

Моделируют, устанавливая отношение производности с помощью стрелки, выполняют взаимопроверку

Выполняют самопроверку, опираясь на слайд

лоб—лобик уголь—уголёк

зуб—зубик пень—пенёк

куб—кубик огонь—огонёк

(учились образовывать слова с помощью суффикса)

(ёк, ик)

(предмет как — будто уменьшается и называется ласково)

П. умение работать со словарями, моделирование, наблюдение,

сравнение, умение делать вывод

Р. умение следовать инструкции,

контроль,

оценка, коррекция

К. умение работать в паре,

распределять работу между собой и соседом,

Л. умение оказывать помощь нуждающе

муся

8. Физминутка для глаз

Контролирует выполнение детьми упражнений для глаз по специальному тренажёру

Выполняют движения глазами, используя тренажёр

9. Самостоятельная работа

Решение типовых заданий с использованием различных источников информации

Организует самостоятельную работу по учебнику у. 22, с. 24 и тетради для самостоятельной работы у. 23, с. 18 с последующей проверкой.

Организует самоконтроль

Самостоятельно выполняют задания в учебнике и в тетради для самостоятельной работы

Выполняют самооценку качества и уровня усвоения знаний

П.

ориентирование в учебнике, моделирование, умение работать с несколькими источниками информации

Р. контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, самооценка качества и уровня усвоения

Л. самоопределение

10. Физминутка

Организует подвижный отдых

Слайд № 9:

— Что вы заметили?

Хором произносят слова стихотворения и выполняют движения

Строил домик паучок.

Комнатку и чердачок

Он повесил на сучок

Получился гамачок.

1.Слова-названия предметов образованы с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением

2. В словах с суффиксом ок произошло чередование согласных звуков в корне слова.

П.

наблюдение

Р.

свободное ориентирование в тексте

К.

взаимодействие

11. Отработка знаний

Работа по алгоритму

Использует интригу учебника в создании учебной ситуации для решения следующей задачи урока (составить алгоритм образования слов)

Задание Анишит Йокоповны:

— Придумайте устно слова с суффиксами с уменьшительно – ласкательным значением:

очк, ечк, ичк.

Слайд № 10:

Изображение Маши и Миши

Маша тоже решила проявить творчество. Но пока не уверена в своих силах.

— Как мы можем помочь Маше?

Совместно с детьми составляет алгоритм на слайде на примере слова мамочка, щёлкая каждый раз левой кнопкой мыши по экрану

— Над какой задачей урока мы сейчас работали?

Создаёт учебную ситуацию по использованию составленного алгоритма (последняя задача урока)

Пользуясь алгоритмом, Маша легко составила слова

Слайд № 11:

блюдо — блюд/ + ечк + о = блюдечко

лиса — лис/ + ичк + а = лисичка

— Оцените её работу.

— Что помогло Маше справиться с заданием?

Миша посмотрел на слова сестры и составил свои, но пользоваться алгоритмом он не стал:

Слайд № 12:

дочка свечка спичка

-Посмотрите внимательно и выскажите своё мнение.

— А какой способ действий выбрали бы вы?

Помогите Мише выполнить задание.

Пользуясь алгоритмом, покажите, как составлены эти слова.

Щелчком мыши добавляет на слайд алгоритм.

Организует работу в парах, используя языковой материал на слайде, даёт чёткую инструкцию.

— Пусть один из вас сделает слово дочка, а ваш сосед — свечка.

Третье слово Миша переделает сам.

-Выполните взаимопроверку.

— Какой суффикс помог образовать эти слова?

— А вот работа Миши.

Слайд № 13:

спица — спиц/ + к + а = спичка

Миша выбрал трудное слово с чередованием согласного в корне.

— Помогите Мише понять причину ошибок. Над чем ему нужно ещё поработать, какие темы повторить? Вернёмся к слайду с темами.

Слайд № 14:

Тема: «Форма слова»

Тема: «Окончание»

Тема: «Корень слова. Родственные (однокоренные) слова»

Тема: «Основа слова»

Тема: «Чередование согласных в корне слова»

Умение работать со словарями

Добавляет на слайд ещё одну запись:

Умение работать по алгоритму

— Какую задачу урока мы решали?

Устно выполняют задание

(розочка, семечко, водичка)

(составить слово по шагам)

Совместно с учителем составляют слово по шагам, проговаривая алгоритм вслух

мама — мам/ + очк + а = мамочка

(Мы составили алгоритм образования слов)

Проверяют и оценивают работу Маши

(умение работать по алгоритму)

и знания по предыдущим темам)

Высказывают оценочное суждение

(неверно)

Выбирают способ действия

(по алгоритму)

Работают в парах по алгоритму

Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

(к)

Высказывают оценочное суждение

(верно)

Анализируют, добавляют умение работать по алгоритму

(учились работать по алгоритму)

П.

выбор оптимального способа действия,

выстраивание алгоритма,

анализ, сравнение и обобщение

Р.

сопоставление собственных выводов с эталоном, управление своей деятельностью,

самоконт

роль и коррекция, взаимоконт

роль

К.

умение работать в паре,

умение видеть разницу двух заявленных точек зрения и мотивированно присоединяться к одной из них

Л.

представление о нравственных ценностях

12. Итог

Подводит итог работы

Молодцы, хорошо поработали.

Миша тоже молодец, он очень старался.

— Как бы вы его похвалили?

— А как бы детей похвалила мама?

Слайд № 15:

сынок Мишенька

дочка Машенька

— Что знает мама такого, чего раньше не знали дети?

— С какой целью мы произносим ласковые слова?

— Я попрошу вас в парах повернуться друг к другу. Пусть один из вас назовёт имя соседа, а ваш сосед пусть произнесёт ваше имя, используя суффикс с уменьшительно – ласкательным значением.

Подводят итог совместной работы

(молодец, исправил ошибку)

(она погладила бы их по голове и сказала ласковые слова)

(она знает ласковые слова и умеет их применять)

(чтобы выразить своё доброе отношение)

(Оля – Олечка, Света – Светочка, Коля – Коленька)

П.

обобщение,

вывод

Р.

самоконт

роль

К.

взаимодействие

Л.

представление о нравственных ценностях

13. Домашнее задание

1) Т. у. 22, с. 17,

2) Творческое задание.

Зарифмовать строчки, используя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, дополнить до четверостишия:

Сел на пень,

Увидел гриб…

14. Рефлексия

Организует рефлексию.

— Вы узнали то, что хотели узнать в начале урока?

— Какая у нас была цель?

— Вспомните слова Ивана Бунина и оцените свою работу, продолжив высказывания:

Слайд № 16:

— я испытал(а) чувство радости от …

— мне бы хотелось …

— я думаю, что в будущем …

Отмечает достижение определённых результатов, выполняя словесную оценку.

— Сегодня на уроке были внимательными…, думали…,

особенно хорошо рассуждали… (имена детей)

Я испытала чувство радости от совместной работы со всеми вами и думаю, что в будущем вы останетесь такими же добрыми и отзывчивыми, и любая работа будет приносить вам новое счастье.

Слайд № 17:

Спасибо за сотрудничество

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Возвращаются к цели и задачам урока, соотносят их с результатами, устанавливают степень их соответствия.

П.

самооценка результатов деятельности

Р.

контроль результатов деятельности

К.

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Л.

смыслообразование

Самоанализ

При подготовке к уроку я изучила содержание учебного материала, чётко сформулировала тему, определила место темы в учебном курсе, выделила основные понятия, на которые опирается данный урок, уточнила тип урока, определила цель и задачи урока, выбрала необходимые методы и приёмы, продумала оборудование и приступила к работе над содержанием урока.

В полной мере применила технологию «Компетентностно – ориентированное обучение», благодаря чему выстроена структура современного урока, удалось достигнуть планируемых результатов.


Композиция проектного урока

Проектный урок – прекрасная возможность для ребенка проявить себя, раскрыть свой творческий и аналитический потенциал, показать умение видеть перспективу. В школах нашей страны, в отличие, скажем, от европейских, не совсем точно понимается, что такое проектная деятельность, поэтому недостаточно акцентируется внимание ребенка на умении увидеть проблему и, главное, на самостоятельности нахождения ребенком способа решения проблемы. Характерный пример – насколько в европейском образовании проектная деятельность стала повседневной нормой и насколько хорошо владеют ею дети: в прошлом году в СМИ прозвучала информация о школьнике, если не ошибаюсь из Голландии, который придумал, как Греции выйти из экономического кризиса. Из новостей ребенок понял, с какой проблемой столкнулась Греция – страна оказалась на грани дефолта. Ребенок разработал свой проект, он предложил, как Греции избежать дефолта (грамотно сформулированная проблема, начинающаяся со слова «как»). Именно: всем грекам сдать имеющиеся у них евро в обмен на прежнюю греческую драхму. Собранными евро страна рассчитается с кредиторами, а внутри страны перейдет на собственную валюту. Вот классический пример проекта, в котором четко прослеживается проблемная ситуация, проблема, сформулированная ребенком из этой ситуации и, главное, самостоятельно предложенный способ решения проблемы.

Именно аспект самостоятельности, как правило, недооценивают наши учителя, поэтому теряется смысл проекта: учитель дал задание ребенку, ребенок его выполнил, пусть даже творчески и интересно, но это ещё не проект, т.к. ребенок не предложил самостоятельно способ решения проблемы, а выполнил задание учителя. А ведь в реальной, взрослой жизни человеку предстоит самостоятельно решать многочисленные проблемы, и человек должен уметь это делать сам. Задача проектной деятельности в целом, и проектного урока в том числе — научить детей решению проблем, что поможет им в дальнейшей жизни. Можно предположить, что этот мальчик из Голландии уже интересен многим работодателям и, вероятно, будет вполне успешен в жизни.

Для учителей, пытающихся проводить проектные уроки, чаще всего проектный урок превращается в нечто, что требует большой предварительной работы, придумывания и распределения заданий и пр.

На примере нескольких своих конкретных уроков я хочу показать, что такое проектный урок, что не нужно его бояться, главное – понять структуру проектного урока. Хочу заметить, что история – теоретический предмет, поэтому проектные уроки не выглядят зрелищными, но это осмысленная деятельность детей, что, наверное, важнее зрелищности. На практикоориентированных предметах – физика, биология и пр. – проектные уроки ещё интереснее.  

Проектный урок «Торговля в Средние века»

1 этап урока – изложение учителем проблемной ситуации.

Учитель объявляет тему урока. Предупреждает, что данный урок – проектный. Вопрос классу: какое самое главное умение потребуется от вас на проектном уроке? Отвечают: сформулировать проблему.

Учитель предлагает ознакомиться с проблемной ситуацией: прочтите 1 и 2 абзацы параграфа 14.

(в этих абзацах рассказывается, с какими трудностями сталкивались торговцы, перевозившие товары из города в город, – плохие дороги, разбойники, хищные звери, таможенные пошлины).

Учитель предлагает учащимся чётко обозначить проблему, которую нужно было решить средневековым купцам (уточняет, что формулировать проблему нужно со слова как…, или как сделать так, чтобы…).

2 этап урока – формулировка проблемы учащимися.

Дети определяют проблему (например, как сделать так, чтобы условия для торговли стали лучше, или как обезопасить торговцев от потерь, или как преодолеть препятствия (трудности), мешающие развитию торговли). Формулируют цель проекта – придумать, как создать лучшие условия для торговли.

3 этап урока – работа над проектом.

Затем начинается работа в группах: каждый предлагает свои меры, выслушивает предложения других участников группы, готовят презентацию своей работы.

Учитель в случае необходимости консультирует учащихся.

4 этап урока – презентация проектов учащимися.

Затем начинается презентация проектов. (В данном случае проект – это предложения детей, нахождение ими способа решения проблемы). Учитель слушает презентации учащихся. Может задавать вопросы после презентации. Следит, чтобы результаты работы учащихся соответствовали поставленной цели.

5 этап урока – осмысление.

После презентаций учащихся учитель просит их прочесть материал учебника и ответить, что совпало в проектах с реальными мерами средневековья, а что – нет.

Читают:

  • 1 гр. – стр. 111, последний абзац
  • 2 гр. – стр.112, абзац 4
  • 3 гр. – стр.113, абзацы 3.4
  • 4 гр. – п.3, абзацы 1,2

Дети читают, анализируют, сравнивают, находят совпадения. (Как правило, совпадения: проложить хорошие дороги, создать специальные охраняемые места для торговли, объединиться с другими торговцами для безопасности путешествий, нанять охрану). Отвечают. У учителя здесь всегда есть возможность обсудить с детьми наиболее интересные их предложения, поговорить о средневековых представлениях о справедливости и пр.

6 этап урока – рефлексия.

Затем учитель предлагает учащимся оценить свою работу по следующим критериям:

  • что узнал нового,
  • что научился делать,
  • определить степень своей активности,
  • определить, что не удалось, не получилось, почему.  

Проектный урок «Обобщение по теме «Западная Европа в XI-XV вв.»

Здесь покажу первые три этапа – они наиболее важные в проектном уроке. Также здесь есть пример реализации проектов детей. (Полностью разработка этого урока в приложении).

1 этап урока – изложение учителем проблемной ситуации.

Проблемная ситуация, излагаемая учителем: мы с вами закончили изучение 5 главы учебника «Западная Европа в XI-XV вв.». А что это означает? (Предполагаемый ответ детей – контрольная работа). Да, нужно проверить ваши знания, выяснить, что вы запомнили, а где пробелы. Но я знаю, что контрольная работа, как правило, вызывает негативное отношение, вы нервничаете, отрицательные эмоции ухудшают самочувствие. Но знания по 5 главе обобщить нужно. Что же делать?

Учитель предлагает учащимся чётко обозначить проблему (уточняет, что формулировать проблему нужно со слова как…).

2 этап урока – формулировка проблемы детьми.

Определяют проблему (например, как в интересной форме проверить знания или как обобщить материал учебника и проверить знания без контрольной работы).

Формулируют цель проекта – разработать варианты обобщения знаний по теме  или придумать, как в интересной форме обобщить и проверить знания).

3 этап урока – работа над проектом.

Затем дети в группах придумывают интересные способы обобщения знаний: викторину, настольную игру и т.п. Выступают со своими предложениями (в данном случае это и будут их проекты).

Реализация проекта.

А на следующем уроке их проекты можно реализовать: они сами проводят в других группах викторины, игры и всё, что напридумывали, причем условие – выставить оценки. Дети обычно за этим следят очень строго.

Как вы видите, проектный урок действительно умещается в урок, не требует какой-то особой подготовки. Самая большая сложность для учителя – рассказать проблемную ситуацию так, чтобы дети смогли из неё сами сформулировать проблему, а затем и цель. Цель должна быть сформулирована так, чтобы детям было понятно, чем они будут заниматься на уроке.

Анализируя результаты своей работы, могу сказать, что после 1-2 проектных уроков учащиеся научаются самостоятельно формулировать проблему, цель; способы решения проблемы, предлагаемые учащимися, становятся более осмысленными. Очень радует, когда дети осознают, что при нахождении способа решения проблемы нужно идти от противного. Например, на проектном уроке «Период Директории и Консульства» в 8 классе, дети, проанализировав, почему якобинцы потерпели крах, предлагают противоположные меры по выводу Франции из кризиса, аналогично на уроке «НЭП» и др.

Также проектный урок несет в себе важную воспитательную составляющую. Ведь из предложенных детьми мер, разработанных законов и т.п. учитель может сделать вывод о мировоззрении того или иного ребенка, есть возможность корректировки. Например, на проектном уроке «Карл Великий» (Карл не мог 30 лет покорить саксов, дети придумывали, как ему это сделать) один мальчик предложил сжечь деревни саксов. Тревожный звоночек. После такого заявления в этом классе был проведен классный час о Хатыни, побеседовали с родителями мальчика.

Всего комментариев: 9

Порядок вывода комментариев:

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти кобальтовый слиток
  • Как найти кто исполняет песню по музыке
  • Как составить канальную матрицу
  • Бай хуэй как найти эту точку
  • Как найти маску весны скайрим

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии